Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г и манифест

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками. Загл. начинается словами: Высочайше утвержденныя его императорским величеством 19 февраля 1861 года. Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". «Положения 19 февраля 1861, г.» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс.

Россия в мире. 11 класс

Приведем несколько интересных фактов крестьянской реформы 1861 года. «Медаль в память отмены крепостного права». В память освобождения крестьян от крепостной зависимости была отчеканена медаль, на которой изображены три действующих лица. В этот же день царь подписал и «Манифест об освобождении крестьян», а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших иэ крепостной зависимости». Крепостное право существовало с 1649 года (принятие Соборного уложения, то есть официальное прикрепление крестьянства к земле) до 1861 года, когда был издан указ об освобождении крестьян. — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». — «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, о содействии правительства в приобретении ими в собственность полевых угодий». «Положения 19 февраля 1861, г.» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. 16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.

Права и обязанности крестьян после реформы 1861 г.

Эти правовые документы составляли основу крестьянской реформы 1861 года в Российской империи, которая освободила крестьян от крепостной зависимости и предоставила им определенные права и земельные наделы. Однако, реформа имела и свои ограничения и недостатки, и ее последствия и влияние на русское общество были сложными и многогранными. Похожие вопросы.

Основные правовые документы, относящиеся к крестьянской реформе 1861 года, включали: Манифест 19 февраля 1861 года - это документ, подписанный императором Александром II, который объявлял об отмене крепостного права и освобождении крестьян от крепостной зависимости. Указ 3 марта 1861 года - это документ, который устанавливал порядок осуществления крестьянской реформы, включая процесс выкупа земли у помещиков крестьянами и установление прав и обязанностей между дворянством и крестьянством. Устав о крестьянском обществе 1861 года - это документ, который определял организацию и управление крестьянскими обществами, создаваемыми для осуществления крестьянской реформы, включая порядок выкупа земли и решение споров. Закон об особом порядке распределения земли 1863 года - это документ, который определял порядок распределения земли между крестьянами, включая размеры земельных наделов и процедуру их передачи крестьянам.

Возмущение вызвали: обязанность платить оброк и исполнять барщину; лишение значительной части земли; необходимость выкупать землю у помещика. В 1861 г. Одними из крупнейших были выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.

Земская реформа В 1864 г. Были введены выборные органы местного самоуправления — земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных уездных и губернских земских собраний и исполнительных уездных и губернских земских управ органов.

Выборы в земские распорядительные органы — собрания гласных депутатов — проводились на основе имущественного ценза. Земства несли ответственность за народное образование, народное здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ветеринарную помощь и многое другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями.

Городская реформа В 1870 г. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган — городскую управу, состоявшую из городского головы также избираемого на четыре года и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем городской думы и городской управы.

Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели только жители, обладающие имущественным цензом преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных предприятий, банков. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением сугубо хозяйственных вопросов благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение. Судебная реформа Судебная реформа содержала совершенно новые принципы — полное отделение судебной власти от административной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства. Сущность судебной реформы сводится к следующему: суд был устным и гласным; суды проходили без участия административной власти; основной формой судопроизводства был состязательный процесс.

Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные с участием присяжных заседателей дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел.

Так, помещики настаивали на том, чтобы освобождение крестьян ограничивалось только предоставлением свободы, а земля могла за ними закрепляться лишь на правах аренды без выкупа. Комитет же хотел дать возможность бывшим крепостным приобрести землю, став полноправными собственниками. Панина, который, кстати, считался противником отмены крепостничества. Будучи беспрекословным исполнителем царской воли, он был вынужден довести до конца проект реформы. В октябре работа Редакционных комиссий была завершена.

Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат кропотливого труда был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года Основные положения документа были следующими: Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями». Отныне то есть с 19 февраля 1861 крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами.

Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью. За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы. За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству. Необходимый компромисс реформы Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне.

В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер. Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов. Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же — большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела.

Крестьянская реформа 1861

В октябре работа Редакционных комиссий была завершена. Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат кропотливого труда был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года Основные положения документа были следующими: Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями». Отныне то есть с 19 февраля 1861 крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами. Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью. За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы. За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству. Необходимый компромисс реформы Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных.

Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер. Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов. Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же — большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела. Нормы предоставляемых наделов Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную. Норма земельных наделов для степной части — от шести с половиной и до двенадцати десятин. Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин.

Для нечерноземной полосы — от трех с четвертью до восьми десятин.

Он также определял права и обязанности крестьян, а также порядок выкупа крестьян из крепостной зависимости. Все эти правовые документы играли важную роль в крестьянской реформе 1861 года, которая привела к ликвидации крепостного права и начала перехода России к капиталистическому развитию. Основные правовые документы, относящиеся к крестьянской реформе 1861 года, включали: Манифест 19 февраля 1861 года - это документ, подписанный императором Александром II, который объявлял об отмене крепостного права и освобождении крестьян от крепостной зависимости. Указ 3 марта 1861 года - это документ, который устанавливал порядок осуществления крестьянской реформы, включая процесс выкупа земли у помещиков крестьянами и установление прав и обязанностей между дворянством и крестьянством.

Он выработал новую программу, утвержденную императором 21 апреля 1858 г. Но 4 декабря 1858 г. После смерти Ростовцева в 1860 г. Образованнейший человек своего времени, он слыл консерватором и крепостником, и действительно, возглавив Редакционные комиссии по проведению реформы, добился уменьшения наделов и увеличения повинностей будущих освобожденных крестьян. В октябре 1860 г. Один из его списков оказался у митрополита Филарета. Ознакомившись с ним, он высказал свои замечания. В частности, в письме преподобному Антонию от 4 декабря 1860 г. Поймет ли сие с точностью священник? И если, хотя неточно, поймет, поймет ли сие крестьянин? Кроме того, он опасался, что «священник, став посредником между начальством и крестьянами, подвергнется опасности с обеих сторон». Опасения его были не напрасны. Деятели реформы хотели несколько оградить себя от возможных недоразумений, и в случае, если бы возникли в крестьянской среде волнения, можно было бы свалить часть вины на попов — мол, плохо растолковали суть реформы своим прихожанам! Окончательная разработка Манифеста об отмене крепостного права была возложена на Самарина и Милютина. Юрий Федорович Самарин, один из талантливейших представителей славянофильства, ученик Хомякова, доказывавший, что в православии сливаются отсутствующее в католицизме единство свободы и отсутствующее в протестантизме единство общности. При этом высоко ценил достижения западной цивилизации и мог найти золотую середину, в частности, и в крестьянском вопросе. Его сверстник Николай Алексеевич Милютин был также и его единомышленником. Так что, выбор этих двух деятелей реформы в качестве создателей Манифеста был сделан царем не случайно. Новый 1861 год владыка Филарет снова встречал не вполне здоровым. А работу ему предстояло сделать немалую и высочайшей государственной важности: прислали написанный Самариным и Милютиным текст манифеста с просьбой отредактировать его по своему усмотрению. Император оказывал владыке полное доверие и намеревался опубликовать сей документ только после его редактуры. Панин сопроводил текст манифеста собственным письмом, в коем с благоговением обращался к святителю Филарету: «Государь полагается совершенно на высокий дар красноречия вашего высокопреосвященства и на ревностное усердие ваше к делу, столь важному для Отечества, столь близкому к сердцу первого пастыря нашей Церкви. Руководимый сими чувствами и сим доверием, государь представляет вашему высокопреосвященству сделать все те изменения или прибавления, кои бы вы признали соответствующими чувствам его величества и собственно вашим, для лучшего успеха в достижении положенной цели». Весь конец января в Троицком подворье Филарет работал над окончательным вариантом манифеста. Перечитывал, обдумывал. Разделил на три части и в течение трех суток полностью все переписал. После чего 5 февраля отправил текст манифеста государю в Петербург, приписав, что «в исполнение поручения его ввело верноподданническое повиновение, а не сознание удовлетворить требованию». Грядущая реформа пугала его. Не случайно среди прочих исправлений им были вычеркнуты слова «в сей радостный для нас и для всех верноподданных наших день». Он говорил, что ожидаемому новшеству «радуются люди теоретического прогресса, но многие благонамеренные люди ожидают оного с недоумением, предусматривая затруднения». А за три дня до подписания Манифеста Филарет с волнением произнес: — Господи, спаси царя и пощади всех нас. Антонию он написал: «Теперь из Петербурга пишут об опасениях и, между прочим, что первый удар падет на высшее духовенство, монастыри, церкви».

Редакционную комиссию возглавил граф Панин, который принадлежал к консерваторскому направлению. Из-за его интересов проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворян. Содержание реформы Замечание 2 19 февраля 1861 г. Устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов: при наличии у крестьян надела меньшего размера помещик должен был им прирезать недостающую землю «прирезки» или снизить повинности, если же надел был больше высшего, то помещику отрезал себе лишнюю землю. Средний размер крестьянского надел после реформы составлял чуть более 3 десятин — а это было меньше, чем до 1861 года.

Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права

Освобождения крепостных крестьян в 1861 году, условия и механизмы избавления от крепостного права Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление".
Основные положения крестьянской реформы Отмена крепостного права в России, также известная как Крестьянская реформа — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России, по сути, рабство.

Крестьянская реформа 1861 года

Кроме того, предусматривалось выделение так называемых «дарственных наделов» без выкупа, значительно меньших по размеру. Душевой надел могло получить только лицо мужского пола. Он включал усадьбу, пахотную землю, пастбище и пустоши. Однако нормы душевых наделов были меньше тех земельных участков, которые крестьяне обрабатывали до реформы. Это было обусловлено тем, что помещикам предоставлялось право уменьшать надел крестьянина, если он превышал установленную норму. Кроме того, помещикам предоставлялось также право переносить полевые наделы крестьян на другие места. В то же время если на еще невыкупленных крестьянами земельных участках открывали полезные ископаемые, то помещики имели право требовать обмена данных наделов на другие. В том случае если возникали спорные вопросы между крестьянами и помещиком, то их разрешением занимались мировые посредники, среди которых были такие известные общественные деятели, как писатель Л. Толстой, физиолог И.

Сеченов, биолог К. Тимирязев и другие. Вводились также некоторые ограничения на пользование земельной собственностью. Так, например, крестьянин-собственник в течение первых 9 лет не мог продавать свою землю. Кроме того, продолжала существовать общинная собственность на землю, переделы земельных наделов и круговая порука, которые существенно препятствовали внедрению в деревню капиталистических отношений. Те же Уставные грамоты заключались не с конкретными крестьянами, а с общиной, несшей ответственность на основе круговой поруки за выполнение крестьянами повинностей. В то же время для крестьян был значительно затруднен порядок выхода из общины. В соответствии с «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» вводились следующие органы крестьянского самоуправления: волостное общество, сельское общество, сходы и сельские должностные лица.

Все крестьяне-собственники сельского общества входили в сельский сход, являвшимся низшим звеном органов крестьянского управления. Он избирал сельского старосту и других должностных лиц особых сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц, сельских писарей и др. К компетенции сельского схода относились вопросы выполнения различных повинностей, увольнения членов общины и приема в ее состав новых членов, пользования землей, взыскания задолженности и т. Органы сельского общества подчинялись органам волостного общества. В каждой волости формировался волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и волостной суд. В соответствии с Общим положением для контроля за деятельностью учреждений сельского управления создавались следующие органы: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам. Выкупная операция осуществлялась между помещиком и сельской общиной под контролем мирового посредника. Крестьянин имел право в любой момент выкупить свою усадьбу.

Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел за выкуп. Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Поло-жения» устанавливали норму надела — от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в ус-тавной грамоте.

Черкасский , А. Шрётер, П. Свистунов и другие; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность]. В начале 1858 г. Лёвшина не имевшего ясного представления о её перспективах и стремившегося к компромиссу с противниками отмены крепостного права к Н. Милютину — убеждённому стороннику освобождения крестьян с землёй. Александр II утвердил программу занятий губернских комитетов: под влиянием члена Главного комитета по крестьянскому делу генерал-лейтенанта Я. Ростовцева и стоявшего за ним полтавского помещика М. Позена, считавшего, что дворянство должно было сохранить право собственности на полевую землю он фактически допустил в её тексте возможность наделения крестьян только усадебной землёй. Для сохранения общественного порядка в период проведения реформы предполагалось учредить на местах должности военных генерал-губернаторов, наделённых правом принимать чрезвычайные меры. Однако крестьянские волнения в Эстляндской губернии т. В результате 18 30 октября 1858 г. Для рассмотрения проектов губернских комитетов 17 февраля 1 марта 1859 г. Ростовцев, с 1860 — граф В. В их состав входили представители бюрократии и общественных деятелей, большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Общепризнанным лидером Редакционных комиссий был Н. Милютин, его ближайшими помощниками — князь В. Черкасский и Ю. Именно план освобождения крестьян в имении Карловка, разработанный Милютиным, стал основой для создания проекта освобождения крестьянства во всероссийском масштабе. При его разработке члены Редакционных комиссий учитывали опыт российского реформа Киселёва 1837—1841 и др. Подготовка чернового варианта проекта была завершена к началу сентября 1859 г. В его обсуждении приняли участие представители губернских комитетов по 2 от каждого , вызывавшиеся в Санкт-Петербург в августе 1859 г. Депутаты от губернских комитетов подвергли проект критике за недостаточное соблюдение интересов помещиков; в результате членам Редакционных комиссий пришлось пойти на незначительные уступки этим требованиям несколько уменьшить размер наделов, которые предполагалось предоставить крестьянам, и увеличить объём повинностей, возложенных на них. Окончательный вариант проекта был подготовлен к октябрю 1860 г. Под влиянием консервативно настроенных членов комитета М. Муравьёва , князя П. Гагарина и др. В результате дискуссии по основополагающим положениям будущей реформы законодательная регламентация величины наделов и повинностей крестьян, право крестьян переходить с барщины на оброк по истечении двух лет и т. Условия реформы 19 февраля 3 марта 1861 г. Согласно тексту «Общего положения…», помещичьи крестьяне по данным 10-й ревизии 1858, 23 млн человек — около половины всего российского крестьянства получали свободу и ряд прав: как личных вступление в брак и «распоряжение в их семейственных делах» без «дозволения помещиков»; заключение «как отдельно, так и целыми обществами» различных договоров, обязательств и подрядов «с частными лицами» и «с казною»; «производить свободную торговлю… без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин», основывать промышленные заведения, «записываться в цехи», вступать в гильдии, поступать в учебные заведения, подавать иски в суд, выступать в качестве поверенных и т. Конец крепостничества. Помещики сохраняли собственность на всю принадлежавшую им землю, но были обязаны предоставить крестьянам усадьбу и надел полевой земли в постоянное пользование. В целях предотвращения обезземеливания бывших крепостных было установлено, что крестьяне не имели права отказаться от надела в течение 9 лет; крестьянская община сохранялась в тех регионах, где существовала на момент реформы. За право пользоваться предоставленной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк; в период исполнения этих повинностей крестьяне считались временнообязанными. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах. Они должны были быть составлены помещиками привлечение к их подготовке крестьян предоставлялось усмотрению хозяина имения в течение 2 лет. В продолжение этого периода крестьяне по-прежнему исполняли повинности в пользу помещиков в объёмах на момент реформы с некоторыми ограничениями «барщинной повинности»: для женщин — не более 2 дней в неделю с тягла, мужская — «не свыше узаконенных до сего времени трёх дней в неделю с тягла»; те же требования были установлены для имений, где барщина развёрстывалась не по тяглам, а «по участкам, дворам или хозяйствам»; с крестьян, «наделённых одною усадебною землёю», барщина до утверждения уставной грамоты должна была требоваться «по местному обычаю, но не более того, что требовалось до сего времени» Конец крепостничества. В течение того же времени помещикам надлежало произвести наделение крестьян землёй, включавшее: утверждение размеров полагавшегося бывшим крепостным земельного участка, разверстание господских и крестьянских владений исключительно по желанию помещика и перенос крестьянских усадеб по требованию владельца имения. После составления помещик должен был подписать грамоту сам и представить её для подписания крестьянам. Затем он направлял её мировому посреднику , который в присутствии владельца имения или его уполномоченного , 6 уполномоченных от «мирских обществ» и 3 «добросовестных посторонних свидетелей» проверял её подлинность и вводил её в действие Конец крепостничества. Размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России определялись в 4 «Местных положениях». Образцом для их составления стало «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских». Размеры душевого надела определялись в зависимости от полос «нечернозёмной», «чернозёмной», «степной».

Поэтому процесс отмены крепостничества требовал тщательного анализа и проработки, а это из-за несовершенного государственного аппарата уже было проблематично. Необходимые шаги для грядущих перемен Отмена крепостного права в России в 1861 году должна была серьезно повлиять на жизненные устои огромной страны. Однако если в государствах, живущих по конституции, прежде чем провести какие-то преобразования, идет их проработка в министерствах и обсуждение в правительстве, после чего готовые проекты реформ отдаются в парламент, выносящий окончательный вердикт, то в России ни министерств, ни представительного органа не существовало. А крепостное право было узаконено на государственном уровне. Отменить его единолично Александр II не мог, так как это нарушило бы права дворянства, являющегося основой самодержавия. Поэтому в стране для продвижения реформы предстояло заведомо создать целый аппарат, специально занимающийся отменой крепостничества. Предполагалось, что он будет состоять из учреждений, организованных на местах, чьи предложения должны подаваться и обрабатываться в центральном комитете, который, в свою очередь, контролировался бы монархом. Так как в свете предстоящих изменений больше всего теряли именно помещики, то для Александра II лучшим выходом было бы, если бы инициатива по освобождению крестьян шла именно от дворян. Вскоре такой момент подвернулся. В ответ Александр II отправляет на имя Назимова рескрипт личное императорское письмо , в котором поручает местным помещикам организовать губернские комитеты. Их задача заключалась в разработке собственных вариантов будущей крестьянской реформы. При этом в послании царь давал и свои рекомендации: Предоставление полной свободы крепостным. Все земельные наделы должны остаться за помещиками, с сохранением права собственности. Предоставление возможности освобожденным крестьянам получать земельные наделы при условии выплаты оброка либо отработки барщины. Дать возможность крестьянам выкупать свои усадьбы. Вскоре рескрипт появился в печати, что дало толчок ко всеобщему обсуждению вопроса крепостничества. Создание комитетов Еще в самом начале 1857 года император, следуя своему плану, создал секретный комитет по крестьянскому вопросу, который тайно занимался разработкой реформы по отмене крепостничества. Но лишь после того, как «рескрипт Назимову» стал достоянием общественности, учреждение заработало в полную силу. В феврале 1958-го с него снимают всю секретность, переименовав в Главный комитет по крестьянскому делу, возглавил который князь А. При нем создавались Редакционные комиссии, которые рассматривали проекты, подаваемые губернскими комитетами, и уже на основе собранных данных создавался общероссийский вариант будущей реформы.

«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю

Специальные дополнительные правила были установлены в отношении посессионных и крепостных рабочих. На них также распространялось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, однако имелись некоторые особенности. В 1857 г. был создан Секретный комитет по подготовке реформ под председательством императора. В 1858 г. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Наиболее важным из них являлось «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», в котором излагались основные условия отмены крепостного права. 6. Найдите в Интернете и изучите текст Манифеста 19 февраля 1861 г. Разбившись на две группы, обсудите документ (первая группа высказывает аргументы в пользу реформы, вторая критикует реформу).

Россия в мире. 11 класс

1. Полное освобождение крестьяне получали в течение 2 лет после обнародования Манифеста и Положений 1861 г. (срок введения в действие Положений); в этот период они были обязаны отбывать (несколько измененные) повинности, как и при крепостном праве. 19 февраля 1861 года император подписал «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян. Загл. начинается словами: Высочайше утвержденныя его императорским величеством 19 февраля 1861 года. В «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» говорилось, что те получали полную гражданскую правоспособность во всём, что касалось их сословия. Перестав быть крепостными, они становились «временнообязанными». это закон, который регулировал процесс освобождения крестьян из крепостной зависимости и определял порядок выкупа земли у помещиков.

Вопрос. Основные положения «Манифеста 19 февраля 1861 года»

Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли права продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения. Временно обязанные крестьяне После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещики сохраняли право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в использование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временно обязанными и, по сути, оставались зависимы от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли а это они могли сделать только с разрешения помещика они переходили в разряд крестьян собственников и переставали отбывать феодальную повинность. По отношению к временно обязанным крестьянам помещик имел и другие права. Так, гл. Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органами крестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и других лиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созыва сельского схода и т. Крестьяне-собственники После выкупа земельных наделов либо после заключения выкупной сделки крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников.

Сроки перехода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависимы от воли крестьян перевод из состояния временно обязанных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1881 году царское правительство задало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временно обязанного состояния с 1 января 1883 года. В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-собственники не имели права продавать свои земельные наделы, уставные грамоты заключались не с отдельными, а с сельским обществом — миром. Мир отвечал круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемых крестьянами. Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава 5 Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира. Реформа 1861 года затронула всех крестьян. В отношении дворовых крестьян было издано специальное положение, по которому они освобождались без земли и без выкупа. Однако и в отношении дворовых крестьян принцип постепенности освобождения от крепостной зависимости был сохранен. Положение о дворовых крестьянах устанавливало, что названные крестьяне должны были в течении двух лет работать на помещика и только после этого они могли получить освобождение без земли и без выкупа.

Были приняты специальные дополнительные правила об устройстве крестьян без земли в случае, если этой земли у них мало. Они также имели право крестьян такими земельными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы. Специальные дополнительные правила были установлены в отношении посессионных и крепостных рабочих. На них также распространялось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, однако имелись некоторые особенности. Крепостные и посессионные рабочие, как правило, не наделялись землей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел только в том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же права были и у мастеровых и посессионных рабочих. Почти одновременно с помещичьими крестьянами были освобождены от крепостной зависимости удельные и государственные крестьяне. Удельные крестьяне были освобождены в 1863 году с наделом несколько большим, чем надел помещичьих крестьян, однако у них отрезали часть земли. Удельные крестьяне были переведены на выкуп сразу.

Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельными наделом, причем государственным крестьянам, как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее. По специальному указу 1863 года для крестьян западных губерний Украины и Белоруссии прекращалось состояние временно обязанных. Они были переведены в разряд крестьян-собственников, земельные нормы для них были увеличены. В 1863 году в связи с вспыхнувшим в Польше восстанием царское правительство вынуждено было провести в Польше аграрную реформу на лучших для крестьян условиях, нежели в русских губерниях. В 1864 году царское правительство издало именной указ об устройстве крестьян Царства Польского. Согласно Указу крестьяне получили в собственность землю без выкупа, за ними были сохранены те земельные наделы, которыми они пользовались ранее. Крестьяне освобождались от повинностей, которые они несли в пользу помещика. Однако вместо выкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременем лег так называемый поземельный налог, большой по размеру и очень тяжелый для польского крестьянства. ИЛИ что больно : 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Кроме Манифеста, были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах. Особые Дополнительные правила были приняты в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих. В 1863 г.

Определение размера крестьянских наделов должно было, как правило, производиться на основе «добровольных» соглашений помещиков с крестьянами. Там, где такого соглашения не достигалось, устанавливались определенные нормы земельных наделов, выгодные для помещиков.

Размеры наделов были различны в зависимости от плодородия почвы. В черноземных губерниях они были значительно меньшими, чем в нечерноземных. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть ее у них отбиралась в пользу помещиков. Эти земли назывались отрезками. Здесь помещики стремились оставить землю за собой и устанавливали крестьянам минимальные наделы.

В нечерноземных губерниях, где земля была малоплодородной, крестьяне получили земли значительно больше, чтобы помещик мог получить больший выкуп. При разделе земли на помещичью и крестьянскую помещики забрали себе лучшие по качеству участки, выселив крестьян на «песочек», в собственность помещиков перешли леса, значительная часть лугов и других угодий. Размежевание земель было проведено так, что помещичьи угодья часто вклинивались в крестьянские наделы, отрезали путь к водопою для скота, к лугам или дальним пашням. Это вынуждало крестьян арендовать эти земли на самых невыгодных для себя условиях. Таким образом, освобождение крестьян сопровождалось сокращением крестьянских наделов.

На этом грабеж крестьян не кончался. Повинности крестьян До заключения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и за пользование наделами должны были нести старые повинности - барщину или оброк по желанию помещика. Лишь в 1881 г. Однако некоторые изменения во взаимоотношениях помещиков с крестьянами были внесены реформой сразу: размер повинностей устанавливался точно, помещик лишался права взимать произвольные поборы птицей, грибами, ягодами и пр. Он имел дело уже не с каждым крестьянином, а со всем крестьянским «миром», т.

Выкуп Для того чтобы стать собственниками земли, крестьяне должны были уплатить выкуп. Выкупная операция была бессовестным грабежом крестьян.

Если крепостное право было отменено сразу, то урегулирование экономических отношений между крестьянином и помещиком растянулось на несколько десятилетий. Конкретные экономические условия освобождения крестьян были зафиксированы в «Уставных грамотах», которые заключались между помещиком и крестьянином при участии мировых посредников. Однако по закону крестьяне еще в течение двух лет обязаны были отбывать фактически те же повинности, что и при крепостном праве. Это состояние крестьянина называлось временнообязанный. Фактически это положение растянулось на двадцать лет, и лишь законом 1881 года последние временнообязанные крестьяне были переведены на выкуп.

Важное место уделялось наделению крестьянина землей. Закон исходил из признания права за помещиком всей земли в его имении, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне получали надел не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, крестьянин обязан был выкупить ее у помещика. Эту задачу государство взяло на себя. В основу выкупа была положена не рыночная стоимость земли, а размер повинностей. Нетрудно определить, что таким образом крестьянин должен был заплатить за землю в несколько раз больше не только ее реальной рыночной стоимости, но и суммы повинностей, которые он нес в пользу помещика.

Именно поэтому «временнообязанное состояние» просуществовало более 20 лет. При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий. Вся территория Российской империи была разделена на три части: нечерноземную, черноземную и степную. В черноземной и нечерноземной частях устанавливались две нормы наделов: высшая и низшая, а в степной одна — «указная» норма. Закон предусматривал уменьшение крестьянского надела в пользу помещика, если его дореформенные размеры превышали «высшую» или «указную» норму, и прирезку, если надел не достигал «высшей» нормы. На практике это привело к тому, что отрезание земли стало правилом, а прирезки исключением. Тяжесть «отрезков» для крестьян состояла не только в их размерах.

В эту категорию часто попадали лучшие земли, без которых нормальное ведение хозяйства становилось невозможным. Таким образом, «отрезки» превратились в эффективное средство экономического закабаления крестьян со стороны помещика. Земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине. Такая форма землепользования исключала возможность продажи крестьянином своего надела, а сдача его в аренду ограничивалась пределами общины. Но, несмотря на все свои недостатки, отмена крепостного права была важным историческим событием. Она не только создала условия для дальнейшего экономического развития России, но и привела к изменению социальной структуры российского общества, вызвала необходимость дальнейшего реформирования политической системы государства, вынужденной приспосабливаться к новым экономическим условиям. После 1861 года был проведен ряд важных политических преобразований: земская, судебная, городская, военная реформы, которые коренным образом изменили российскую действительность.

Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества. В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями.

В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным. В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам. Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп.

Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина.

Положения 19 февраля 1861

обязанного состояния крестьян не устанавливалось. 16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобревшие в собственность поземельныя угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются "крестьянами-собственниками". В Манифесте кратко излагаются и основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных 19 февраля 1861 г. восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах). 16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками. 16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками. Ровно 160 лет назад 3 марта 1861 года император Александр II подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», обозначивший неотвратимый конец крепостного права в Российской империи.

«Нас обманули!» Почему крестьяне не обрадовались отмене крепостного права

После реформы 1861 года в России начинают развиваться капиталистические отношения, и некоторые из бывших крепостных, наделённые энергией и предприимчивостью, занялись предпринимательством. Скажем, из крестьян Калужской губернии вышли банкиры и владельцы целой сети текстильных фабрик Рябушинские. Рабство существовало по …традиции Попытки отменить крепостное право предпринимались в России на протяжении полутора веков. Об этом задумывался еще Петр Великий. Но император быстро осознал: проводить такую реформу в ситуации, когда у бояр и дворян и так отобраны многие права и привилегии, опасно. Поскольку это может спровоцировать мощное противостояние.

Кстати, основатель Северной столицы пытался также выяснить, когда и каким законом было учреждено само крепостное право? И тут выяснилось, что никакой правовой базы нет: крепостничество в России существует и держится на традиции. Правнук Петра Алексеевича император Павел I ограничил барщинную повинность до трёх дней в неделю. Но многие помещики не подчинялись царской воле, заставляя крестьян горбатиться и по пять, и по шесть, и по семь дней. В Эстляндии крепостничество было упразднено в 1816 году, в Курляндии — в 1817, в Лифляндии — в 1819.

То есть, в период правления императора Александра I. Можно предположить, что Николаю I упразднить крепостное право в какой-то степени помешало восстание декабристов. Император опасался, что после случившегося предоставление крестьянам свободы может иметь опасные последствия для государства. У императора не выдерживали нервы - К середине XIX века стало окончательно ясно, что без отмены крепостного права дальнейшее развитие страны уже невозможно, - говорит доктор исторических наук Юрий Жуков. Занимаясь подготовкой к проведению реформы, Александр II использовал наработки, сделанные его отцом.

За несколько лет до выхода Манифеста 1861 года указом императора был создан Тайный комитет, который занимался подготовкой исторического документа. Почему тайный? Да очень просто: чтобы недовольные ожидаемыми реформами дворяне не принялись раньше времени мутить воду. Не собирались составители Манифеста и точно копировать западную систему общественных отношений, как это утверждают некоторые специалисты.

Здесь помещики стремились оставить землю за собой и устанавливали крестьянам минимальные наделы. В нечерноземных губерниях, где земля была малоплодородной, крестьяне получили земли значительно больше, чтобы помещик мог получить больший выкуп. При разделе земли на помещичью и крестьянскую помещики забрали себе лучшие по качеству участки, выселив крестьян на «песочек», в собственность помещиков перешли леса, значительная часть лугов и других угодий. Размежевание земель было проведено так, что помещичьи угодья часто вклинивались в крестьянские наделы, отрезали путь к водопою для скота, к лугам или дальним пашням. Это вынуждало крестьян арендовать эти земли на самых невыгодных для себя условиях. Таким образом, освобождение крестьян сопровождалось сокращением крестьянских наделов. На этом грабеж крестьян не кончался. Повинности крестьян До заключения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и за пользование наделами должны были нести старые повинности - барщину или оброк по желанию помещика. Лишь в 1881 г. Однако некоторые изменения во взаимоотношениях помещиков с крестьянами были внесены реформой сразу: размер повинностей устанавливался точно, помещик лишался права взимать произвольные поборы птицей, грибами, ягодами и пр. Он имел дело уже не с каждым крестьянином, а со всем крестьянским «миром», т. Выкуп Для того чтобы стать собственниками земли, крестьяне должны были уплатить выкуп. Выкупная операция была бессовестным грабежом крестьян. Крестьяне должны были платить не только за землю, но и за свою личность. При этом размеры выкупа значительно превосходили стоимость полученной крестьянами земли. Рыночная цена десятины земли не превышала тогда 25 рублей, а крестьянин должен были заплатить за нее в два-три раза больше. В течение 49 лет крестьяне отдавали этот «долг» государству с процентами. Всего им пришлось заплатить свыше 2 млрд. В результате нищая русская деревня оказалась в кабале и у помещика, и у государства.

Быстрыми темпами шло строительство железных дорог. Если к 1861 г. Период 1860-1870-х гг. По-прежнему, как и в дореформенный период, ведущие позиции в промышленности занимало хлопчатобумажное производство. Продукция хлопчатобумажной отрасли за 30 пореформенных лет выросла в 4 раза. В экономику усиленно привлекался иностранный капитал, преимущественно французский, английский, бельгийский, германский. Инвестиции шли в основном в горнорудную, машиностроительную и химическую промышленность. В легкой и пищевой отраслях доминировал отечественный капитал. Большая часть промышленного потенциала страны была сосредоточена в пяти регионах: в центральной и северо-западной части России, на Урале, в Донбассе и Баку. На остальных территориях преобладало аграрно-кустарное производство. Несмотря на мощный рывок, российская промышленность значительно отставала от промышленности передовых капиталистических стран по масштабам и размерам производства на душу населения, техническому оснащению и темпам роста производительности труда. Ведущей отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, в котором преобладал экстенсивный путь развития. Отмена крепостного права дала импульс для становления капиталистических отношений в деревне и привела к росту товарности в аграрном секторе. Но сохранились и феодальные пережитки, тормозившие развитие российской деревни — тяжёлые выкупные платежи, временнообязанное состояние крестьян, сохранение помещичьего землевладения. Серьезные изменения в пореформенный период произошли в социальной структуре российского общества. Зарождались новые классы развивающегося капиталистического общества: буржуазия и пролетариат. Они формировались не на юридической, а на экономической основе. Их появление не было предусмотрено сословной иерархией, поэтому состав этих классов складывался из представителей разных сословий. Класс буржуазии пополнялся как за счёт дворян, так и представителей других сословий — мещан, крестьян, купечества. Вместе с тем необходимо отметить, что в отличие от европейской, русская буржуазия еще была экономически и политически слаба и зависела от правящей власти. Класс рабочих формировался в первую очередь из бедных крестьян, уходивших на заработки в город. Мещане также становились часто наёмными рабочими. Отмена крепостного права стала одним из главных событий в истории России XIX в. Она уничтожила личную зависимость крестьян от помещиков. Реформа открыла путь развитию капитализма в промышленности, формированию рынка вольнонаёмной рабочей силы, ускорила социальное расслоение крестьянства. К концу XIX в. Реформа дала импульс начавшимся вслед за ней реформам в различных общественных сферах. Теоретический материал для углублённого изучения: 5 фактов об отмене крепостного права: Факт 1. Александр II был далеко не первым императором, который пытался избавить Российскую империю от позорного и экономически невыгодного крепостного права. Начало реформам положил Павел I, приняв в 1797 г. Он граничил барщину тремя днями, чтобы крестьяне успевали пахать и своё поле. Но Павел боялся не угодить дворянству, потому его манифест носил рекомендательный характер, и многими помещиками не выполнялся. Его сын Александр I в 1803 году принимает «Указ о вольных хлебопашцах», но касался он только тех крестьян, которых добровольно освобождали помещики. При Александре I личную свободу, правда, без земли, получают крестьяне трех прибалтийских губерний: Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. При Николае I было создано более десяти комиссий, разрабатывавших закон об освобождении крестьян. Но на практике ни один из этих проектов реализован не был из-за противодействия помещиков. Факт 2. При Александре II подготовкой реформы занимались крупные помещики-крепостники. Почему они вдруг согласились пойти на компромисс? В начале своего правления Александр держал речь перед московским дворянством, в которой озвучил одну простую мысль: «Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу». Его опасения были не напрасными.

Сохранялся сословный строй общества. Реформа носила компромиссный характер: она была проведена с учётом интересов помещиков, государства и крестьян. Отмена крепостного права открыла путь новым экономическим отношениям. Во второй половине XIX в. В 1880-х гг. Объем промышленного производства возрос почти в семь раз. Количество фабрик и заводов увеличилось с 3 до 9 тыс. Быстрыми темпами шло строительство железных дорог. Если к 1861 г. Период 1860-1870-х гг. По-прежнему, как и в дореформенный период, ведущие позиции в промышленности занимало хлопчатобумажное производство. Продукция хлопчатобумажной отрасли за 30 пореформенных лет выросла в 4 раза. В экономику усиленно привлекался иностранный капитал, преимущественно французский, английский, бельгийский, германский. Инвестиции шли в основном в горнорудную, машиностроительную и химическую промышленность. В легкой и пищевой отраслях доминировал отечественный капитал. Большая часть промышленного потенциала страны была сосредоточена в пяти регионах: в центральной и северо-западной части России, на Урале, в Донбассе и Баку. На остальных территориях преобладало аграрно-кустарное производство. Несмотря на мощный рывок, российская промышленность значительно отставала от промышленности передовых капиталистических стран по масштабам и размерам производства на душу населения, техническому оснащению и темпам роста производительности труда. Ведущей отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, в котором преобладал экстенсивный путь развития. Отмена крепостного права дала импульс для становления капиталистических отношений в деревне и привела к росту товарности в аграрном секторе. Но сохранились и феодальные пережитки, тормозившие развитие российской деревни — тяжёлые выкупные платежи, временнообязанное состояние крестьян, сохранение помещичьего землевладения. Серьезные изменения в пореформенный период произошли в социальной структуре российского общества. Зарождались новые классы развивающегося капиталистического общества: буржуазия и пролетариат. Они формировались не на юридической, а на экономической основе. Их появление не было предусмотрено сословной иерархией, поэтому состав этих классов складывался из представителей разных сословий. Класс буржуазии пополнялся как за счёт дворян, так и представителей других сословий — мещан, крестьян, купечества. Вместе с тем необходимо отметить, что в отличие от европейской, русская буржуазия еще была экономически и политически слаба и зависела от правящей власти. Класс рабочих формировался в первую очередь из бедных крестьян, уходивших на заработки в город. Мещане также становились часто наёмными рабочими. Отмена крепостного права стала одним из главных событий в истории России XIX в. Она уничтожила личную зависимость крестьян от помещиков. Реформа открыла путь развитию капитализма в промышленности, формированию рынка вольнонаёмной рабочей силы, ускорила социальное расслоение крестьянства. К концу XIX в. Реформа дала импульс начавшимся вслед за ней реформам в различных общественных сферах. Теоретический материал для углублённого изучения: 5 фактов об отмене крепостного права: Факт 1. Александр II был далеко не первым императором, который пытался избавить Российскую империю от позорного и экономически невыгодного крепостного права. Начало реформам положил Павел I, приняв в 1797 г. Он граничил барщину тремя днями, чтобы крестьяне успевали пахать и своё поле. Но Павел боялся не угодить дворянству, потому его манифест носил рекомендательный характер, и многими помещиками не выполнялся. Его сын Александр I в 1803 году принимает «Указ о вольных хлебопашцах», но касался он только тех крестьян, которых добровольно освобождали помещики. При Александре I личную свободу, правда, без земли, получают крестьяне трех прибалтийских губерний: Эстляндии, Курляндии и Лифляндии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий