19 февраля 1861г

(19 февраля) 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Однако, данный документ вызвал неоднозначную реакцию во всех слоях населения. На аверсе этой награды изображен профиль Александра II, над ним надпись «Благодарю», под ним число «19 февраля 1861 г.», на реверсе надпись «За труды по освобождению крестьян». 19 февраля 1861 г. Введение. 1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах. Манифест 19 февраля 1861 года.

Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)

В первой половине февраля 1861 года министерство секретно предписало командованию гарнизонов «в видах охранения порядка во время предстоящего изменения крестьянского быта» направлять воинские части для подавления волнений. 19 февраля 1861 г. Российский государственный исторический архив. Высочайшій Манифестъ о Всемилостивѣйшемъ дарованіи крѣпостнымъ людямъ правъ состоянія свободныхъ сельскихъ обывателей, и объ устройствѣ ихъ быта (1861 г., Февраля 19). 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Реформа 19 февраля 1861года позволяла крестьянам быть полноправными членами общества. 19 февраля 1861 года была проведена буржуазная реформа, которая предоставила крестьянам распоряжаться своей жизнью самостоятельно.

Положение 19 февраля 1861 содержание и сущность крепост крестьянской реформы

19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав. Всего в 1861 г. про¬изошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осе¬ни 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль. Манифест и «Положения» 19 февраля 1861г: историческое значение. Дискуссия с участием историков Николая Сванидзе, Михаила Давыдова и Ирины Карацубы. 22 февраля 2018 года, Центр документального кино. Дата отмены крпостного права это важный этап в развитии России, но он не дал положительного результата. Только к концу 1861 года в стране вспыхнули восстания в 1176 имениях. К 1880 году 34 российские губернии были объяты крестьянскими восстаниями. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и Положений (т. е. 19 февраля 1861 г.). В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности (барщину и оброк). 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права. Скажем кратко о сути крестьянской реформы Александра II.

Освобождения крепостных крестьян в 1861 году, условия и механизмы избавления от крепостного права

Крепостные крестьяне Фото: Globallookpress. Все это сказывалось на урожае. В Европе, посеяв мешок зерна, собирали по пять-семь мешков, а российский крестьянин — в лучшем случае три, если засуха или, наоборот, дожди, не погубят все на корню. Отсюда, как полагают, и черта русского национального характера — «надежда на авось», мол, многое зависит не от вложенного труда, а от стечения обстоятельств. Бедный крестьянин — бедное государство, и Иван III это понимал. Когда денег в казне нет, сложно строить не то что могущественную, а хоть какую-нибудь единую страну. Тогда и были придуманы поместная система и дворянство: дворяне служат государю, а крестьяне — дворянам. Такая пирамида позволила сконцентрировать все ресурсы в одной точке, на вершине. Кроме одного — нельзя было умышленно убивать. Случайно — можно.

Если крестьянина выпороли и он на следующий день скончался, никаких обвинений не предъявляли, «на все воля божья». Но в громких случаях были и другие последствия. Но и тогда дела дворян-изуверов доходили до суда. Самое громкое из них — история Дарьи Николаевны Салтыковой, по прозвищу Салтычиха. Слухи о ее зверствах ходили на протяжении пятнадцати лет, но она откупалась от следователей взятками, пока двое крестьян не смогли пожаловаться на нее императрице. Их показания подтвердили даже помещики-соседи, опасавшиеся, что крепостные Салтычихи поднимут бунт и он перекинется на их владения. В суде было доказано 38 убийств, хотя свидетели приписывали ей до 140 трупов. На труп несчастной бросили ее грудного ребенка, который потом замерз». Данные, которыми мы располагаем, позволяют сделать вывод, что Салтыкова была психически больным человеком.

Об этом говорит ее маниакальное стремление к абсолютной чистоте. Сопровождавшие рассказывали, что девка была убита помещицей, и они видели на теле ее с рук, и с ног, и с головы кожа сошла, и волосы сошли. Салтычиха обварила дворовую кипятком, приказала сечь розгами, а потом била скалкой, заставляла снова и снова мыть полы, хотя жертва уже едва держалась на полу». Помещицу приговорили к пожизненному заключению в подземной тюрьме «без света и человеческого общения». Всего Дарья Салтыкова провела в застенке 34 года. Екатерина II лично настояла на судебном процессе и сама написала приговор. Но Салтычиха — все-таки исключение, а не правило. Крепостные были источником дохода помещика, а потому дворяне старались помочь им в случае неурожая или после пожаров. Во время восстания Пугачева крестьяне часто даже укрывали своих хозяев в благодарность за проявленную когда-то заботу.

Местные «Положения» устанавливали порядок наделения крестьян землей и выполнения ими повинностей. В белорусских губерниях реформа осуществлялась на основании «Общего положения» и двух местных «Положений». Помещик лишался права распоряжаться крестьянами как своей собственностью, вмешиваться в их личную жизнь, продавать и наказывать их. Согласно «Положениям» помещики являлись собственниками всей земли, принадлежавшей им до реформы.

Часть этой земли они обязаны были отвести для наделения крестьян. До заключения выкупной сделки крестьяне обязаны были выполнять повинности в пользу помещика. На протяжении этого времени 9 лет они назывались «временнообязанными» и не могли уйти с земли без разрешения помещика. Размеры крестьянских наделов определялись местными положениями.

На период временнообязанных отношений помещику оставлялось право опеки над крестьянами. Помещик освобождался от всех обязательств по отношению к бывшим крепостным, то есть ответственности за уплату налогов и обязанности кормить крестьян во время голода. Этот срок давался для адаптации помещиков к новым условиям хозяйствования. За это время они должны были либо перевести свое хозяйство на новые капиталистические рельсы с применением наемного труда, использованием техники, введением прогрессивных экономических мероприятий и т.

Постоянные земельные отношения помещиков и крестьян определялись уставными грамотами, которые составлялись по каждому имению. В уставной грамоте указывались размеры земельных участков и годовая повинность, а также оценка усадьбы на случай ее выкупа. Составленные уставные грамоты проверял мировой посредник, назначаемый из числа дворян. По закону на составление уставных грамот и их подписание крестьянами и помещиками отводилось два года.

Кроме мировых посредников для практического осуществления реформы 1861 г. В соответствии с некоторыми изменениями условий реформы в белорусских губерниях после восстания 1863—1864 гг. Комиссии должны были проверить размеры крестьянских наделов и в двухлетний срок составить выкупные акты. В этих документах окончательно устанавливались земельные наделы и выкупные платежи бывших помещичьих крестьян.

Специфика местных «Положений» для Витебской, Могилевской, Минской, Гродненской и Виленской губерний Порядок землеустройства крестьян Беларуси и выполнения ими повинностей определяли два местных «Положения». В Виленской, Гродненской и Минской губерниях отмена крепостничества осуществлялась по местному «Положению» для этих территорий. Ради решения на местах вопроса о соразмерности конкретных земельных участков с повинностями в каждом уезде создавались специальные проверочные комиссии, которые в течение шести лет после утверждения уставных грамот должны были разбирать основные разногласия и споры между помещиками и крестьянами. Аналога такого органа в великорусских губерниях не предусматривалось.

Кроме того, разрабатывая отдельное «Положение» для Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерний, правительство руководствовалось политическими соображениями. В указанных губерниях наибольшее количество землевладельцев составляли белорусские и литовские помещики, которые были настроены против царизма, поддерживали польское национально-освободительное движение, стараясь перетянуть местное крестьянство на свою сторону. В этих условиях крестьянский вопрос приобрел особую политическую остроту, и крестьянские волнения представляли здесь наибольшую опасность. Помещики при разделе земли обычно выбирали себе самую плодородную, что привело к чересполосице смешению, чередованию господских и крестьянских наделов.

Чересполосица сдерживала введение рациональной системы земледелия, препятствовала интенсификации сельского хозяйства. Выкупная операция «Положения 19 февраля 1861 г. Крестьяне становились должниками государства на 49 лет. Высокие выкупные платежи с учетом других государственных и земских сборов затрудняли экономическое положение крестьян.

Эти платежи лишали сельчан средств, которые могли быть вложены в земледельческое производство.

Панин, известный консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства. Главные разработчики проекта-Н. Милютин и Ю. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы. Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества. В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.

При Николае I крепостное право было объявлено незыблемым, однако в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II. Молодой император, вступивший на престол в 1855 году, искренне стремился к устранению недостатков русской жизни. Главным из них он считал крепостное право. На фоне бурного развития капитализма в Европе, оно стало настоящим тормозом экономического развития России. Вопрос об отмене фактического рабства крестьян назрел, однако решить его было совсем не просто. Крепостное право слагалось на Руси веками, оно тесно переплелось с разными сторонами жизни русского крестьянина. Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу.

Этот день в истории: 1861 год — в России отменено крепостное право

Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих. У крестьян впервые появилось право на землю. С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны. Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.

Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы. Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн.

Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. Что мы узнали? Реформа 1861 года, изучаемая в 9 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников».

Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат. Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя. Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.

Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих. У крестьян впервые появилось право на землю. С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны. Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть. Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы. Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн.

Это Положение характеризовало сущность крестьянской реформы: она носила помещичий характер, условия «освобождения» были таковы, что крестьянину сплошь и рядом было невыгодно брать землю. Отказ же от нее лишал помещиков либо рабочей силы, либо дохода, получаемого в виде оброка. Размеры полевого надела и повинности должны были быть зафиксированы в уставных грамотах, для составления которых отводился двухлетний срок. Составление грамот поручалось самим помещикам, а проверка — мировым посредникам, которые назначались из числа местных дворян-помещиков. Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с «миром», то есть сельским обществом, принадлежавшим тому или иному помещику, в результате чего повинности за пользование землей взимались с «мира». Обязательное наделение землей и установление круговой поруки в отношении уплаты повинностей фактически приводило крестьян к закрепощению «миром». Крестьянин не имел права уйти из общества, получить паспорт — все это зависело от решений «мира».

Крестьянину предоставлялось право выкупа усадьбы, выкуп же полевого надела определялся волей помещика. В случае желания помещика продать свою землю, крестьяне не имели права отказываться. Не перешедшие на выкуп земли крестьяне назывались временно-обязанными. Установление временно-обязанных отношений сохраняло на неопределенный срок помещичью систему эксплуатации. Прекращение этих отношений определялось помещиком, то есть реализация реформы передавалась целиком в руки помещика. Вопрос о размерах земельных наделов, а также о платежах и повинностях за пользование ими определялся местными уложениями. Их было издано четыре. Для определения земельного надела по Местному Положению для великороссийских, новороссийских и белорусских губерний вся территория делилась на нечерноземную, черноземную и степную.

Эти полосы, в свою очередь, делились на местности нечерноземная — на 9, черноземная — на 8, степная — на 12. Для каждой из них устанавливался особый душевой земельный надел. Земля распределялась по ревизским душам, то есть женщинам земля не отводилась. В состав душевого надела входила как «усадебная оседлость», так и полевой надел, включавший в себя пахотные, пастбищные и сенокосные земли. Для черноземной полосы душевой надел составлял от 3 до 7 десятин, в черноземной — от 2 ; до 6 десятин. В степной полосе устанавливался один указный надел, который определялся характером полеводства. Для великорусских степных губерний — Самарской, Саратовской и Оренбургской — размер указного надела составлял от 6 до 12 десятин. Для новороссийских губерний — Херсонской, Таврической и Екатерино-Славской — от 3 до 6; десятин.

Наибольший по размерам надел устанавливался там, где земля представляла собой незначительную ценность, как например, в северных уездах Вологодской, Олонецкой губерний. Установление «Положением» нормы душевого надела, как правило, были ниже того количества земли, которое находилось у крестьян до реформы. Это давало возможность помещикам обрезать в свою пользу ту часть земли, которая превышала душевой надел. Помещики имели право без согласия на то крестьян производить развертывание угодий к одним местам, то есть предоставлять крестьянам земли в другом месте, а также переносить крестьянские усадьбы. Помимо этого помещик имел право обменивать крестьянские земли. Этот обмен мог производиться, если на крестьянских наделах обнаруживался торф, минеральные источники и т. Иными словами, обмен мог быть совершен всегда, когда это было выгодным помещику. Юридическим лицом, которому отводилась земля в постоянное пользование, являлось сельское общество — община, с которой заключалась уставная грамота.

Общество само распределяло землю «по душам» с правом периодических переделов при условии согласия двух третей общества. Пользование мирской землей было ограничено рядом условий: запрещалось изменять севооборот, производить распашку новых земель без согласия помещика. По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ковенскую, Минскую и часть Витебской губернии, за крестьянами сохранялась вся земля ко времени утверждения «Положения», которой они пользовались. Правда, помещик также имел право сокращать размеры крестьянских наделов, если у него оставалось менее одной трети удобных земель. Однако, согласно статье 9 «Положения» крестьянский надел не мог быть уменьшаем более чем на одну шестую часть. Таким образом, при обеспечении землей в большинстве губерний помещикам представлялись широкие возможности для ограбления крестьянства, его обезземеливания. Помимо уменьшения крестьянского надела, помещики могли еще ограбить крестьян путем обмена крестьянских земель, то есть переселения их на заведомо негодные земли. Повинности за пользование землей подразделялись на денежные оброк и издольщину барщину.

За установленный по «Великороссийскому положению» в первой и второй полосах душевой надел и в третьей — указной, вводились определенные повинности погодно. В «Положении» говорилось, что крестьяне не обязаны нести в пользу помещика какие-либо дополнительные повинности, а также уплачивать натуральную дань птицей, яйцами, ягодами и пр. Основной формой повинностей был денежный оброк, размер которого в каждой губернии примерно соответствовал дореформенному оброку. Это обстоятельство свидетельствовало о том, что оброк определялся не стоимостью земли, а теми доходами, которые получал помещик от личности крепостного крестьянина. Оброк, устанавливаемый «Великороссийским местным положением» за душевой надел, равнялся ст. Для всех прочих — для Санкт-Петербургской губернии, для Московской и Ярославской, а также имений Владимирского, Вяземского, Покровского и Ковровского уездов Владимирской губернии, лежащих по левую сторону реки Клязьмы — 10 рублей. Для Вятской, Витебской, Могилевской и прочих, приравненных к ним — 9 рублей. Следовательно, наибольший оброк устанавливался там, где земля приносила незначительный доход, и, наоборот, преимущественно в черноземных губерниях оброк был значительно ниже.

Если учесть, что земельные наделы были уменьшены по сравнению с дореформенным периодом, а оброк останется прежним, то становится ясно, что доход помещика не только не уменьшился, но даже увеличивался. Размер оброка по ходатайству помещика мог быть увеличен до одного рубля с души. Крестьянам также предоставлялось право просить о снижении оброка по причинам низкого качества земли, либо по другим основаниям. Для определения суммы оброка, взимавшегося по «Великороссийскому положению» за крестьянские усадьбы, они были подразделены на четыре разряда. К первому разряду относились усадьбы в земледельческих районах, то есть черноземных губерниях, ко второму — усадьбы в тех имениях, где хозяйство крестьян не ограничивалось только земледелием, а поддерживалось торговлей и заработками от промыслов К третьему разряду относились усадьбы, представляющие какие-либо важные местные выгоды, а также находившиеся не далее 25 верст от Петербурга и Москвы, к четвертому — усадьбы, приносившие особый доход. Для первого разряда оброк с ревизской души устанавливался до 1 рубля 50 копеек, для второго — не более 2 рублей 50 копеек, для третьего — до 3 рублей 50 копеек и четвертого — свыше 3 рублей 50 копеек. Взимание оброка за усадьбу предлагалось в тех случаях, когда крестьяне не пользовались полевым наделом, либо выкупали одну усадьбу. Оброк должен был уплачиваться помещику от всего общества «при круговом друг за друга поручительстве» крестьян.

Определявшийся «Положением» размер оброка устанавливался сроком на 20 лет, после чего происходила переоброчка на следующее двадцатилетие, в связи с постепенным удорожанием земли. Другим видом повинностей являлась барщина. За душевой и указный наделы независимо от их размера полагалось 40 дней мужских и 30 женских дней в году. Барщину должны были выполнять мужчины в возрасте от 18 до 55 лет, женщины — от 17 до 50 лет. За исправное отбывание барщины отвечала община на основе круговой поруки. До истечения двухлетнего срока со дня издания «Положения» крестьяне имели право переходить с барщины на оброк лишь с согласия помещика, по истечении этого срока согласия не требовалось, однако крестьяне обязаны были предупредить об этом за год вперед. Итак, оброк, установленный «Положением», представлял собой, по-прежнему феодальную ренту. Размеры оброка не только полностью обеспечивали сохранение дореформенного дохода помещику, но даже увеличивали его.

Барщина по сравнению с дореформенным периодом была существенно сокращена, но это мало задевало интересы помещиков, потому, что основной формой повинности после реформы становился оброк, и помещики сохраняли широкие возможности для использования труда крестьян в виде различных обработок за пользование обрезанной у них землей. По «Общему положению» крестьяне обязаны были выкупить усадьбу, выкуп же полевого надела зависел исключительно от воли помещика. Условия выкупа излагались в специальном «Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению самими крестьянами в собственность полевых угодий». Выкуп усадьбы разрешался в любое время при условии отсутствия недоимки. Размер выкупа как за усадьбу, так и за полевой надел устанавливался по «добровольному соглашению». Наряду с этим вводились точные нормы, которые и определяли в действительности размер выкупа. При заключении выкупной сделки полевой надел, предоставленный крестьянам по уставной грамоте, мог быть при условии уменьшен до одной трети. Если же заключения выкупной сделки производилось по одностороннему требованию помещика, то надел подлежал уменьшению.

Пример: в Московской губернии оброк при душевом наделе составлял 10 рублей. Крестьяне не могли выплатить одновременно всей суммы капитализированного оброка. Помещики же были заинтересованы в получении выкупа сразу. В целях удовлетворения интересов помещиков правительство оказывало содействие в приобретении крестьянами в собственность их полевых угодий, то есть организовывало «выкупную операцию». Выкупная операция была наиболее грабительской. Именно из-за нее были вынуждены отказываться от той земли, которую они имели право получить по условиям реформы. В основу выкупа была положена не фактическая стоимость земли, а капитализированный оброк, представляющий собой одну из форм феодальной ренты. Выкупная операция давала возможность помещику сохранить в полном размере тот доход, который он получал до реформы.

Особое «Положение» было издано в отношении дворовых. Дворовые не получали ни полевого надела, ни усадьбы. Со дня обнародования «Положения» дворовые формально приобретали «… все права, личные, семейственные и по имуществу, предоставленные крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости». Однако, несмотря на это, они в течение двух лет оставались в полной зависимости от своих владельцев без объяснения причин. По истечении двух лет все дворовые отпускались помещиками на волю, не получая никакого вознаграждения, независимо от сроков службы у помещика. Таким образом, дворовые в буквальном смысле выбрасывались на улицу. Правовое положение крестьян изменилось. По «Общему положению» крестьяне получали «права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу».

Однако зачислялись они в разряд, так называемых, податных сословий, которые в отличие от привилегированных должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность. Крестьяне оставались в зависимости от местного дворянства, а временно-обязанные к тому же и от своих прежних владельцев. По отношению к временно-обязанным крестьянам помещик сохранял широкие права. Он являлся попечителем сельского общества, ему предоставлялось и «право надзора за охранением общественного порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему имения». Таким образом, помещику давались права вотчинной полиции. Помещик имел право требовать смены сельского старосты либо других лиц сельской администрации. Более того, в течение первых девяти лет помещику предоставлялось право предлагать обществу, кого исключать из него. Если общество не соглашалось с помещиком, он мог добиться этого через администрацию.

Согласно «Положению» в селениях бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского общественного управления, находившиеся в зависимости от местного дворянства и административно-полицейских властей. Несколько сельских обществ объединялись в волость по территориальному признаку. Как правило, волость совпадала с церковным приходом. При малочисленности прихода соединялись в волость два или несколько приходов. Сельское общественное управление составляло сельский сход, избиравший сельского старосту и ряд дополнительных лиц: сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов. Помимо выборов, сход ведал вопросами пользования общинной землей, раскладкой казенных податей и недоимок. Он разрешал вопросы о семейных разделах, выходе из общества, а также имел право выносить приговоры об удалении из общества «вредных и порочных членов его, устранять отдельных домохозяев, от участия в сходах сроком до трех лет». Староста являлся исполнительной властью.

Обязан был выполнять решения схода, и являлся фактически представителем полицейской власти. Волостное управление составлялось из волостного схода, волостного старшины с волостным правлением и волостного крестьянского суда. Сход состоял из выборных сельских и должностных лиц и представителей от каждых десяти дворов крестьян, избиравшихся на сельских сходах. Фактическим хозяином волости был волостной старшина.

Вопрос 26 . Отмена крепостного права. «Положения 19 февраля 1861 г.».

Всего в 1861 г. Но к осени 1861 г. Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена. Вопрос 27.

Реформы Александра II в 1860-1870-х гг. В 1864 году Александр II подписал «Земские положения», в соответствии с которыми в России вводилась система местных органов самоуправления. Они создавались на двух уровнях: в уездах и губерниях. Уездные земские собрания выбирались населением уезда раз в три года; губернские формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Выборы в уездные земские собрания были организованы таким образом, чтобы обеспечить заметное преимущество дворян-помещиков.

Характерно, что в губерниях, где поместное дворянство отсутствовало, например, на Русском Севере или в Сибири, а также там, где оно было, с точки зрения правительства, ненадежно, как в западных губерниях — ополячено, окатоличено — земство вообще не вводилось. Все население уезда делилось на три группы курии : 1 землевладельцев; 2 городских избирателей; 3 выборных от сельских обществ крестьян. Для первой и второй курий определялся имущественный ценз: в них ходили лица, имевшие годовой доход свыше 6 тысяч рублей. Равный для этих курий ценз отнюдь не означал равных возможностей, ведь поместное дворянство в целом было несравнимо богаче городского населения. Что же касалось крестьян, то для них были организованы не прямые, а многоступенчатые выборы: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались «выборщики», а затем уже составленный из них уездный съезд избирал депутатов в земское собрание.

В результате всех этих ухищрений малочисленное поместное дворянство выбирало в уездное земское собрание столько же депутатов-гласных от слова «голос» , сколько обе другие курии вместе взятые. Земские собрания представляли собой распорядительные органы. Они определяли общее направление деятельности земства и, собираясь раз в год, в конце декабря на сессии, контролировали деятельность земских управ, которые создавались соответствующими земскими собраниями из своих членов сразу же после выборов. Именно земские управы и осуществляли реальную работу земств в уездах и губерниях. Функции земств были довольно многообразны: местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика.

Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но и обсуждать. Более того, разным губернским земствам не разрешалось налаживать контакты и согласовывать друг с другом свою деятельность. Однако работа на местах требовала и больших расходов. Недостатки российского земства были очевидны: урезанная структура — отсутствие волостных земств на низшем уровне и общероссийского земского собрания наверху земство называли «зданием без фундамента и крыши» ; решительное преобладание дворянства во всех земских органах; скудость средств.

И все же реформа поначалу казалась весьма значительной. Выборность земств, их независимость от местной администрации — все это позволяло рассчитывать на то, что земство в своей деятельности будет исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Действительно, земству удалось добиться определенных успехов, особенно в сфере просвещения и медицины — земские школы и больницы стали совершенно новым и очень позитивным явлением российской пореформенной действительности. Но земствам так и не удалось стать полноценными органами самоуправления: вместо того, чтобы развивать эту систему, самодержавно-бюрократическая власть стала беспощадно гнуть ее под себя, позволяя своим функционерам — губернаторам, прежде всего, - самые разнообразные возможности для вмешательства в деятельность земств и подчинения их административному контролю. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов.

Создавались выборные органы земского и местного самоуправления. Вместо него создавались две судебные системы, практически независимые друг от друга: мировая и государственная. Мировой суд был создан для того, чтобы разгрузить государственный от массы дел, связанных с мелкими правонарушениями и незначительными исками. Мировой судья выбирался местным населением из своей среды; он должен был иметь образование не ниже среднего. Сама судебная процедура носила предельно упрощенный характер: мировой судья заслушивал дело и тут же выносил приговор.

Суд был открыт для посетителей. Государственный или коронный суд обустраивался сложнее.

Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или помещик собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения.

Возможен был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям. Собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до совершения выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись только пользователями и "временнообязанными". Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 г.

Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел — с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения помещик-крестьянин прекращались и крестьяне становились собственниками. Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах — крестьянский двор.

В последнем случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землей. Движимое имущество и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров.

Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать службу, отлучаться с места жительства. В 1863 и 1866 гг. Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю.

Общий контроль над системой осуществлял Сенат, принимавший кассации — тоже жалобы, но, в отличие от апелляций, на нарушение законности в ходе судебного процесса. Принципиально новый характер носил и весь судебный процесс. В отличие от старого, в ходе которого несколько чиновников за закрытыми дверями подгоняли материалы следствия под определенную карательную формулу, новый процесс был не только открытым и гласным, но и состязательным.

Обвинение, которое вел прокурор, состязалось здесь с защитой, находившейся в руках адвоката в русской традиции — присяжного поверенного. Судья всего лишь вел процесс, стремясь максимально соблюсти порядок и законность. Исход судебного процесса определялся присяжными заседателями — представителями общества, которые должны были, просмотрев дело, ответить на вопросы, поставленные перед ними судьей — ответить не формально, а по совести. На основании их ответов судья выносил приговор. Судебную реформу справедливо считали наиболее последовательной. Однако введенною ею система со временем так же стала подвергаться искажениям.

Наиболее значительные из них были связаны с политическими процессами, которые с конца 1860-х годов стали обыденными явлениями русской жизни. Будучи не удовлетворено слишком мягкими, с его точки зрения, приговорами, и не имея надежных рычагов давления на суд присяжных, правительство постепенно передает политические дела военным судам — как правило, без всяких на то законных оснований. Зато военные суды, в которых роль присяжных заседателей играли офицеры-строевики, всегда выносили те приговоры, которые требовала от них власть. После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое. Подготовка и проведение этих реформ были связаны, прежде всего, с именем военного министра Д.

Милютина брата Н. Милютина, деятеля крестьянской реформы. Прежде всего, здесь следует отметить «Устав о воинской повинности», подписанный Александром II в 1874 году, согласно которому в России вводилась всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на всех годных по состоянию здоровья мужчин, достигших 20 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота — 7 лет и 3 года соответственно. При этом Устав предусматривал различные льготы: по семейному положению, сокращение срока службы в зависимости от уровня полученного образования.

Много внимания Д. Милютин уделял совершенствованию управления армией. С этой целью еще в 1864 году он добился создания системы военных округов — 15 на всю Россию. Во главе войск, расквартированных на территории каждого округа, стоял командующий, подчинявшийся непосредственно министру. Серьезным достижением Милютина стала система военного образования. Он ликвидировал закрытые военные учебные заведения — кадетские корпуса.

Вместо них учреждались военные гимназии с хорошо продуманной учебной программой; окончив их, можно было поступать в самые различные учебные заведения. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в юнкерские училища — пехотные, кавалерийские, военно-инженерные, артиллерийские. Высшее военное образование давали академии — Генерального штаба, артиллерийские и пр. Важной составляющей военных реформ стало перевооружение армии и флота. На флоте, которым управлял энергичный и умный брат царя великий князь Константин Николаевич, перевооружение началось еще в годы Крымской войны. Место парусных деревянных кораблей заняли паровые металлические суда.

Сухопутные войска получили скорострельные винтовки, новую артиллерию и т. Во имя модернизации армии государство шло на огромные расходы. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире. Реформировано было начальное, обще и среднее образование.

Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы. Повинности временнообязанных крестьян Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг. Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк 12 рублей в год платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней. Освобождение дворовых крестьян «Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию. Выкупные платежи Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически с учетом процентов по кредиту уплачивали тройную сумму. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т.

Отмена крепостного права

19 февраля (3 марта) 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России. Главным событием, связанным с обнародованием законодательства 19 февраля 1861 г., стало упразднение крепостного состояния. Наконец, 19 февраля 1861 года он подписал 17 документов, в том числе два важнейших: «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянстве, вышедшем из крепостного права».

Положение 19 февраля 1861 содержание и сущность крепост крестьянской реформы

19 февраля (3 марта) 1861 г. в Петербурге император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из. Хрестоматия по истории СССР. 1861 —1917 — М.: Просвещение, 1990. Дата отмены крпостного права это важный этап в развитии России, но он не дал положительного результата. Только к концу 1861 года в стране вспыхнули восстания в 1176 имениях. К 1880 году 34 российские губернии были объяты крестьянскими восстаниями. Хрестоматия по истории СССР. 1861 —1917 — М.: Просвещение, 1990. 19 февраля 1861 г. император Александр II подписал "Манифест", положивший начало новой эпохе в истории России. Российский государственный исторический архив Государственный архив Российской Федерации. Высочайше утвержденное 19 февраля 1861 г. «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Освобождения крепостных крестьян в 1861 году, условия и механизмы избавления от крепостного права

С этого момента они могли самостоятельно приобретать имущество, вступать в брак, заключать договоры. Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование. За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк. Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов.

Размеры наделов колебались в зависимости от региона. При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика. Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры. Борис Кустодиев.

Несложно подсчитать, что с учётом срока выплат крестьянин должен был вернуть государству примерно в три раза больше, чем за его землю было уплачено помещику. Из-за сделанных в ходе реформы оговорок в 1861 году произошло около 1200 крестьянских бунтов. Этот рекорд был побит только в ходе революции 1905 года», — рассказал Захаров. По словам Леонида Ляшенко, из-за того, что интересы крестьян не были учтены в полной мере, реформу 1861 года в историографии часто называют половинчатой, однако её нельзя оценивать без учёта условий, в которых она проводилась.

Но в Пруссии не было более 20 миллионов бывших крепостных, как в России. Я не представляю, какой бы государственный бюджет выдержал отмену уплаты налогов на десять лет для такого количества людей. Правительство Александра II сделало всё, что могло.

Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право — не понимая, что это мина замедленного действия. Были такие примеры? Каждый раз это был подвиг конкретных лиц — монахов или приходских священников. Наиболее известный пример — это когда святитель Игнатий Брянчанинов , будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие. Но массового протеста духовенства всё же не было. Тут тоже надо сделать некоторые пояснения.

Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал.

Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше?

Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, — иронизирует Ключевский, — 19 февраля, но только через 99 лет. Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право — это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете? Прежде всего потому, что не дело Церкви — бороться за или против какого-то политического или экономического строя.

Основополагающей идеей будущей реформы было оставление земли на удержании крестьян. Аграрное хозяйство империи должно было в будущем делиться на крупное помещичье и мелкое крестьянское земельные уделы. Положениями отмены крепостного права активно занялись созданные редакционные комиссии. Надвигающиеся перемены встретили непонимание и сопротивление со стороны дворян: помещики не желали отдавать землю крестьянам. К тому же, после реформы управление крестьянами должно было сосредоточиться в руках правительства, что не входило в планы дворян. В свою очередь, правительство понимало необходимость учесть в проекте реформы интересы всех сторон. Поэтому проект упразднения крепостного права базировался на следующих положениях: индивидуальный подход к определённым территориям, имеющим свои особенности; необходимость переходного периода для перевода хозяйств в рыночные отношения; гарантия выкупа для помещиков при освобождении крестьян После подготовки редакционными комиссиями положений про отмену крепостного права проект реформы был вынесен на рассмотрение и утверждение государственных чинов, входящих в Главный комитет. Манифест 1861 года: плюсы и минусы отмены крепостного права На заседании Госсовета по крестьянскому делу царь потребовал одобрения проекта, предложенного составителями. С российским крепостным правом навсегда было покончено, а крестьяне объявлялись свободными. Земля, правда, оставалась собственностью помещиков, и за пользование наделами крестьянам нужно было либо платить деньги, либо отрабатывать. Полную независимость от помещиков крестьяне могли получить после полного выкупа земельных наделов. До этого они считались временно-обязанными крестьянами. Выкуп помещикам платила казна, а крестьянам давались 49 лет для погашения долга перед государством. Также были созданы крестьянские общества, объединяющие земли бывших крепостных. Внутренние вопросы было доверено решать сельскому сходу, который возглавлял сельский староста. Крестьян, не промышляющих земледелием, освобождали без земельного участка. Впоследствии они могли присоединиться к любому обществу. Соглашение помещиков с бывшими крепостными крестьянами регламентировалось уставной грамотой, предусматривающей также размер земельного надела.

Однако ранее, при подготовке этого закона, министр государственных имуществ, крупный помещик М. Муравьёв вынашивал план отобрать у государственных крестьян часть их земель и ухудшить условия выкупа, подобно тому, что было сделано в отношении крепостных крестьян. Возможно, его отставка в 1862 г. Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Средний размер надела бывшего удельного крестьянина составлял 4,8 десятины на душу.

160 лет отмене крепостного права в России

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Наконец, 19 февраля 1861 года он подписал 17 документов, в том числе два важнейших: «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянстве, вышедшем из крепостного права». 23 августа 2019 Эля Смит ответила: Крепостное право было отменено 19 февраля 1861 г. манифестом Александра Второго «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских. 19 февраля 1861 г. император подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г (рис. 5). В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права.

Вы точно человек?

Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим Рим, XIII, 1 , воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь 7 ; что законно приобретенный помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности. И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное Благородным Дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе божием жизнью. Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в сие устройство употребят бдительное попечение, чтобы сие совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времен, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на землю постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность. Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, Царствования же Нашего в седьмое. Великая реформа.

Поэтому проект упразднения крепостного права базировался на следующих положениях: индивидуальный подход к определённым территориям, имеющим свои особенности; необходимость переходного периода для перевода хозяйств в рыночные отношения; гарантия выкупа для помещиков при освобождении крестьян После подготовки редакционными комиссиями положений про отмену крепостного права проект реформы был вынесен на рассмотрение и утверждение государственных чинов, входящих в Главный комитет. Манифест 1861 года: плюсы и минусы отмены крепостного права На заседании Госсовета по крестьянскому делу царь потребовал одобрения проекта, предложенного составителями. С российским крепостным правом навсегда было покончено, а крестьяне объявлялись свободными. Земля, правда, оставалась собственностью помещиков, и за пользование наделами крестьянам нужно было либо платить деньги, либо отрабатывать. Полную независимость от помещиков крестьяне могли получить после полного выкупа земельных наделов. До этого они считались временно-обязанными крестьянами. Выкуп помещикам платила казна, а крестьянам давались 49 лет для погашения долга перед государством.

Также были созданы крестьянские общества, объединяющие земли бывших крепостных. Внутренние вопросы было доверено решать сельскому сходу, который возглавлял сельский староста. Крестьян, не промышляющих земледелием, освобождали без земельного участка. Впоследствии они могли присоединиться к любому обществу. Соглашение помещиков с бывшими крепостными крестьянами регламентировалось уставной грамотой, предусматривающей также размер земельного надела. При разногласиях во время составления таких грамот спор должны были урегулировать мировые посредники — местные дворяне, утверждающие уставные грамоты. Реакция на столь долгожданное событие была неоднозначной.

Крестьяне, мечтавшие о полной свободе, были не удовлетворены переходным периодом. Местами прошли крестьянские волнения, а к концу 1861 года в империи активизировалось революционное движение. Нужно отметить, что внутрихозяйственные отношения России не были готовы к такой реформе. И всё же, историческое значение отмены крепостного права трудно переоценить.

Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы. Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества. В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями.

В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным. В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам. Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.

Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин. В отношении государственных крестьян не было ни отрезков, ни завышенных цен — как указывает Д.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий