Европейский концерт венский конгресс

Национальные границы внутри Европа, установленная Венским конгрессом. Венский конгресс (французский: Congrès de Vienne, немецкий: Wiener Kongress) 1814–1815 гг. из самых важных международных конференций в истории Европы. Венский конгресс — общеевропейская конференция, проходившая в Вене с ноября 1814 по июнь 1815 года, ознаменовавшая установление нового политического и правового порядка в Европе после более чем двух десятилетий революционных потрясений и войн наполеоновской. Первой устойчивой международной системой стал т.н. "европейский концерт", который сформировался на Венском конгрессе 1815 г. и ушел с исторической сцены фактически только после мировых войн двадцатого века. Венский конгресс 1814-1815 гг.: «Европа без расстояний» (К. Меттерних). Собрались представители всех. великих европейских держав, в т.ч два императора (Франц I и Александр I), несколько королей, более 100 князей и свыше 200 дипломатов.

Решения Венского конгресса

РЕШУ ОЛИМП, история: за­да­ния, от­ве­ты, ре­ше­ния Венская система международных отношений, образованная по итогам Венского конгресса, в русском языке получила второе название «Европейский концерт».
Решения Венского конгресса 4. «Европейский концерт». Новый международный порядок, учрежденный на Венском конгрессе, не мог быть ничем иным, как балансом сил основных держав. Он сохранялся в общих чертах на протяжении почти половины столетия — до середины 50-х годов.
Венская система международных отношений Появившийся еще в конце XVIII в., он оказался на некоторое время оттеснен на задний план революционными и Наполеоновскими войнами, однако после Венского конгресса его значение проявилось в полной мере.

Решения Венского конгресса

Венский конгресс 1814—1815 годов (фр. Congrès de Vienne; нем. Wiener Kongress) — одна из важнейших международных конференций в европейской истории, в ходе которой великие державы под председательством австрийского дипломата графа Меттерниха выработали. Специфика и важнейшие участники Венской системы международных отношений. Священный союз. Венская система международных отношений (или «Европейский концерт») — система международных отношений, сложившаяся после Наполеоновских войн. 205 лет назад завершился Венский конгресс, на долгие годы определивший систему международных отношений и границы в Европе. Венский конгресс 1814 1815 гг обозначил новую расстановку сил в постнаполеоновской Европе, определив ведущую роль в международной политике таких держав, как Российская империя, Австрия, Пруссия и Британия. «Европейский концерт»: международные отношения первой половины XIX века ПЛАН:Венский конгресс.«Священный союз» и «система Меттерниха».Международные отношения в контексте европейских революций 1830-1840-х Венский конгресс 1814-1815 гг.

Венский конгресс 1814–1815

Венский конгресс - Congress of Vienna Те страны, на которые опирался новый порядок и от которых зависел «европейский концерт», со времени Венского конгресса получили неофициальное название великих держав.
РЕШУ ОЛИМП, история: за­да­ния, от­ве­ты, ре­ше­ния баланса сил между европейскими государствами.
Решения Венского конгресса Франция, действуя в рамках "европейского концерта", признавая легитимность Венской системы, смогла укрепить свои позиции на международной арене, а также совершить мощный рывок в экономическом отношении.
Венский конгресс: формирование венской модели МО, европейский концерт Ве́нская систе́ма междунаро́дных отноше́ний — система международных отношений, сложившаяся после Наполеоновских войн.
Венский концерт XXI века Венский конгресс — общеевропейская конференция, проходившая в Вене с ноября 1814 по июнь 1815 года, ознаменовавшая установление нового политического и правового порядка в Европе после более чем двух десятилетий революционных потрясений и войн наполеоновской.

Аннотация к презентации

  • Комментарии
  • «Европейский концерт»: международные отношения первой половины XIX века
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Вы точно человек?
  • Венский конгресс: формирование венской модели МО, европейский концерт
  • Венский конгресс карта егэ - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению

ЛЕКЦИЯ 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ - ПЕРВАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Австрия тоже не осталась в обиде. Теперь в дополнение к этому она получила территорию Венецианской республики, включая Далмацию. Под контроль Австрии были возвращены мелкие государства центральной Италии — Тоска-; на, Парма, Модена и др. Ему были возвращены ранее аннексированные Францией Савойя и Ницца. В знак признания своих заслуг оно получило территорию Генуэзской республики, упраздненной в свое время французами и так и не восстановленной по окончании Наполеоновских войн. Его территория в XV в. В 1813 г. Европейские державы некоторое время его не трогали.

В частности, они не оправдали надежд правителей сотен упраздненных им мелких владений. Если в Священной Римской империи отношения между главой императором и членами Империи отдельными государствами носили феодальный характер — император являлся сеньором, а главы отдельных государств — его вассалами, — то в Германском союзе отношения между членами конфедерации строились на основе договора. Каждый из членов Германского союза был представлен в нем делегатами. Его решения принимались единогласно. В таком виде Германия существовала до середины XIX века. Он содержал также декларацию о свободе речных путей.

Российский контрабас зазвучал громче всех других инструментов после успешных военных операций в Австрии и фактического подавления настроений Пруссии по поводу объединения Германии. Австрия и Пруссия были серьезно ослаблены революциями 1848-1849 годов, и Россия в конечном итоге стала лидером Священного союза. Государственные деятели не отказывались от принципов Венской системы международных отношений, но на практике они уже не действовали в период политического кризиса 1848-1853 годов. Великие державы исполняли собственные партии, поэтому слышалась фальшь в игре «оркестра» в целом. Наполеон III стремился реализовать свою цель по укреплению престижа Франции в Европе, для чего ему было необходимо развязать маленькую победоносную войну за пределами Старого Света. Война в Европе по инициативе Франции рассматривалась бы как акт агрессии. Это позволило бы консервативно-настроенным восточным державам вторгнуться во Францию, к чему она не была готова. Новоиспеченный французский император предпочёл противостоять России в Восточном вопросе раздел турецкого наследства , в котором у последней не было союзников. Он хотел закрепиться на Ближнем Востоке, но так как это противоречило бы национальным интересам более мощного соседа Франции — Великобритании — император проводил свою политику с целью вытеснения именно России из региона. Россия ответила на сближение Франции и Турции ультиматумами и вводом войск в Молдавию и Валахию в 1853 году, так как российский император был уверен, что требует от Турции то, что по праву его, а именно возвращения титула покровителя христиан в Османской империи, который был передан Франции.

Союз представлял собой конфедерацию 39 государств против более 300 в 1792 году , в которую вошли: германская часть Австрийской империи, пять королевств Пруссия, Саксония, Вюртемберг, Ганновер, Бавария , семь великих герцогств, двадцать два княжества и четыре свободных города Любек, Бремен, Гамбург и Франкфурт. Швейцария, признанная нейтральной, сохранила свои 19 кантонов и присоединила Валлись, Женевскую область и Княжество Нейшательское, ставшие ее новыми кантонами. Швеция вступила в унию с Норвегией отделенной от Дании — бывшей союзницы Наполеона , образовав, по сути, конфедеративное государство — Соединенные королевства Швеция и Норвегия. Королевство Нидерландское — новое государство, сформированное из бывших Соединенных Нидерландских Областей и Провинции Бельгийской под властью дома Нассау-Оранского. Ганновер состоявший в унии с Великобританией стал королевством, увеличив свою территорию за счет Хильдесхайма, части епископства Мюнстер и восточной Фризии. Королевство Ганновер вошло в Германский союз. Кодификация дипломатического права. В Приложении XVII к Заключительному акту Венского конгресса «Положение относительно дипломатических агентов» , подписанного основными державами 9 марта 1815 года, устанавливались иерархические ранги дипломатических представителей. В Положении были определены три класса: Послы, Папские Легаты или Нунции только они являлись «представителями своих Государей» ; Посланники, Министры и иные уполномоченные при Государях; и Поверенные в делах, уполномоченные при Министрах иностранных дел. Однако самым инновационным нововведением Венского конгресса можно считать статью IV, предусматривающую, что старшинство дипломатических агентов того же класса должно определяться датой официального извещения об их прибытии ко двору. С момента зарождения современной европейской дипломатии в 16 веке относительный ранг и положение между послами был вопросом первостепенной значимости. Так как дипломаты являлись представителями своих государей, любые знаки почтения или небрежения считался прямым отражением достоинства их суверена. Внедряя такие довольно формализованные критерии и устанавливая в статье VI строгий запрет на особые привилегии по родственным или семейным связям, либо по политическим соображениям, Великие державы на Венском конгрессе желали раз и навсегда положить конец прошлым нескончаемым препирательствам. Осуждение работорговли. Другим знаменательным достижением Венского конгресса, имеющим далеко идущие юридические последствия, является принятие декларация об осуждении работорговли «Декларация держав о прекращении торга неграми» [4] , выпущенная еще 8 февраля 1815 года, и позднее включенная в Заключительный акт в качестве приложения XV. Декларация об отмене работорговли была составлена представителем Великобритании лордом Кастлри и получила широкую общественную поддержку в его стране, где гуманитарное движение, вдохновленное английской популярной философией, успешно лоббировало идею об запрете рабства. В Декларации категорически заявлялось, что «отрасль торговли, известная под именем торга Африканскими Неграми, была добродетельными и просвещенными людьми всех времен почитаема противною законам и человеколюбию и общей нравственности». Далее в ней подчеркивалось, что «ныне скорейшего прекращения оной требует единогласно общее мнение всех образованных народов». Исходя из этого, полномочные, собравшиеся на Конгресс, провозгласили «от имени Государей своих изъявить усердное желание, чтобы был положен конец источнику бедствий, столь долго опустошавших Африку, обычаю постыдному для Европы и оскорбительному для человечества», а также взяли на себя обязательство использовать все средства для отмены работорговли на своих территориях и выразили надежду, что и другие Правительства последуют данному примеру. Следует отметить, что на Венском конгрессе Кастлри предлагал для скорейшего прекращения работорговли поддержать следующие меры: ввести запрет на ввоз товаров, из стран, потворствующих работорговле; установить контроль близ африканских берегов и признать право досмотра судов, подозреваемых в перевозке рабов; учредить постоянный комитет по контролю за реализацией мер по пресечению работорговли. Несмотря на то, что интересы России непосредственно не затрагивались, Император Александр I не мог согласиться с предложениями Англии, полагая невозможным признать за иностранным правительством право осмотра купеческих судов во всем мире.

В основу этой системы был положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй. Во время Венской системы окончательно сформировались империи: Британская 1876 , Немецкая 1871 , Французская 1852. В 1877 г. Россия стала империей значительно раньше — в 1721 г. Вестфальская система сначала не имела глобальный характер, охватывала Западную и Центральную Европу. Венская система МО охватывала, фактически, лишь европейское пространство, и в некоторой степени, те территории, за которые ведущие государства Европейского концерта вели колониальную борьбу или управляли как колониями. Вне пределов Венской системы остался Китай, который в результате Опиумных войн и навязанных ведущими европейскими государствами неравноправных договоров, был поставлен в полуколониальное положение. Япония, которая во второй половине XIX века начала «открываться» для мира, также не была приобщена к Венской системе. В то же время в период Венской системы европейская история начала постепенно превращаться в мировую. Одной из главных причин Первой мировой войны станет именно борьба за перераспределение колониальных империй.

Особенности Венской системы международных отношений.

Здесь, на этой кровати, спал Наполеон во время своего итальянского похода, а позже ночевал русский император Александр I во время конгресса 1822 года. Конечно, международные отношения в Европе в ту пору носили иерархический характер. Великие державы стремились решать все вопросы в своем кругу, без участия малых стран. До признания принципа суверенного равенства государств было еще далеко. Но в отношениях между собой они все-таки были вынуждены следовать каким-то общим правилам и уважать интересы друг друга. Во всяком случае, тогда не было такого положения, в котором мы находимся сегодня, когда одна-единственная держава объявляет себя абсолютным лидером и «наказывает» любого, кто осмелится действовать вопреки ее интересам. Даже после Крымской войны и раскола Европы на противоборствующие альянсы методы «европейского концерта» не были отброшены окончательно и в ряде случаев помогали уберечь Европу от конфликтов. Есть какая-то печальная символика в том, что в последний раз этими методами воспользовалась Россия в июле 1914 года. Тогда она выступила с предложением передать конфликт по поводу убийства в Сараеве на рассмотрение конференции великих держав. Но эта инициатива была отвергнута Германией и Австро-Венгрией.

Началась Первая мировая война, и наступил, говоря словами Иосифа Бродского, «конец прекрасной эпохи». Но культура коллективного подхода к проблемам безопасности продолжала развиваться и в последующие периоды. А в современном мире она тем более востребована. Ведь это было время наивысшего подъема ее влияния в Европе. Но в реальности отношения России с союзниками складывались очень непросто. И вообще возникает вопрос: не с этих ли времен идея «сдерживания» России начинает превращаться в устойчивый элемент западноевропейской политики и будет отходить на второй план только в моменты, когда Россия опять понадобится Западу для отпора очередным «возмутителям спокойствия» в Европе? Кузнецов: Действительно, на Венском конгрессе в совершенно новом свете предстала роль России в европейской политике. В течение предшествовавшего столетия, с тех пор как Петр I «прорубил окно» в Европу, Россия участвовала в ее делах, защищая собственные интересы. А после победы над Наполеоном она впервые получила возможность влиять на политическое устройство Европы в целом.

Это очень обеспокоило западных союзников. Ведь Россия была нужна им, чтобы сокрушить империю Наполеона, но совсем не для того, чтобы стать одной из доминирующих европейских держав. Особенно острые разногласия между союзниками возникли по двум взаимосвязанным вопросам - польскому и саксонскому. Европейские державы опасались, что присоединение к России значительной части территории разделенной Польши, на чем жестко настаивал Александр I, приведет к тому, что Россия выдвинет свои границы к центру Европы. Уже в январе 1815 года был сколочен тайный союз против России в составе Англии, Австрии и Франции, к нему присоединилось еще несколько государств. Правда, просуществовал он недолго и был разрушен во время наполеоновских «ста дней». После своего триумфального возвращения в Париж Наполеон обнаружил на письменном столе у бежавшего из столицы короля Людовика XVIII копию секретного договора и немедленно послал ее Александру в надежде на окончательный раскол союзников. Но тот, показав эту бумагу потрясенному австрийскому канцлеру Меттерниху, дал понять, что ради единства в деле сокрушения Бонапарта он готов забыть столь явное коварство союзников, и демонстративно швырнул ее в пылающий камин. Так в результате внезапного возвращения общего врага единство союзников было восстановлено.

Но кризис в отношениях между ними не прошел бесследно. В Западной Европе сложилось двойственное восприятие России, с одной стороны, как полноправной участницы европейской политики, а с другой - как потенциально опасной державы. Тут особенно постарался глава британского МИД лорд Каслри, который называл Александра I «калмыцким царем, вздумавшим перевернуть Европу». Как известно, Александр I был одним из главных действующих лиц на Венском конгрессе. В чем, на ваш взгляд, заключалась его роль и отвечала ли она национальным интересам России либо каким-то личным воззрениям императора? Кузнецов: Действительно, роль русского императора на Венском конгрессе была выдающейся во всех отношениях. Он был единственным из европейских монархов, который не только взял на себя непосредственное ведение переговоров, но и выдвинул собственную концепцию переустройства Европы.

Одной из основ "европейского концерта" стал принцип поддержания баланса сил. Ответственность же за поддержание внутриевропейского баланса возлагалась на великие державы. Хотя аннексии и контрибуции по-прежнему являлись формами международной практики, правители великих держав уже не рассматривали в качестве реальной цели расчленение и ликвидацию какой-либо великой державы, принадлежащей к "клубу избранных".

Система, созданная в Вене, оказалась удивительно устойчивой. Как указывает известный английский историк международных отношений А. Совокупность принципов, разделявшихся элитой великих держав, отличалась гомогенностью. Когда в 1914 г. XIX век - век "европейского концерта" - был временем расцвета классической дипломатии. Дипломатия, с помощью которой формировались международные отношения, обладала значительной долей автономии. Это обеспечивало свободу маневра при принятии внешнеполитических решений, жестко не обусловленную обстоятельствами внутриполитического характера 8. Бесспорная заслуга "европейского концерта" заключается в том, что в период существования этой системы были сформулированы и приняты всеми цивилизованными странами нормативные акты о мирном решении международных споров и о законах и обычаях войны, такие как Женевская конвенция 1864 г. И именно в период "европейского концерта" в практику международных отношений вошли переговоры об ограничении и сокращении вооружений конференция 1899 г. Начиная с 1815 г.

Особенностью этого квинтета была не только обнаруженная культурная общность и совместимость интересов, но и продвижение по пути промышленной модернизации хотя и в различной степени 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Поиск по сайту: Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Орг 0.

A Германская конфедерация из 39 государств была создана из 300 ранее принадлежавших Священной Римской империи под президентством австрийского императора.

Только части территории Австрии и Пруссии были включены в Конфедерацию примерно те же части, которые были в пределах Священной Римской империи. Нидерланды и Южные Нидерланды ок. Франция получила обратно Гваделупу из Швеции в обмен на ежегодные выплаты шведскому королю. Бьенн и принц-епископство Базель были включены в кантон Берн.

Конгресс также предложил ряд компромиссов для разрешения территориальных споров между кантонами. Ганновер уступил герцогство Лауэнбург Дании, но был расширен за счет добавления бывших территорий Епископ Мюнстерский и ранее прусский Восточная Фризия и создал королевство. Большая часть территориальных приобретений Баварии , Вюртемберг , Баден , Гессен-Дармштадт и Нассау в рамках медиатизации 1801—1806 годов. Австрия вернула себе контроль над Тиролем и Зальцбург ; бывшей иллирийских провинций ; Тарнопольского района от России ; получил Ломбардия-Венеция в Италии и Рагуза в Далмации.

Бывшая австрийская территория на юго-западе Германии оставалась под контролем Вюртемберга и Бадена, и Австрийские Нидерланды также не были восстановлены. Папское государство находилось под властью Папы и восстановлено прежняя степень, за исключением Авиньона и Comtat Venaissin , которые оставались частью Франции. Великобритания получила подтверждение контроля над Капской колонией в южной части Африки; Тобаго ; Цейлон ; и различные другие колонии в Африке и Азии. Другие колонии, в первую очередь Голландская Ост-Индия и Мартиника , были возвращены своим предыдущим властителям.

Король Сардинии был восстановлен в Пьемонт , Ницца и Савой , и получил контроль над Генуей положив конец кратковременному провозглашению восстановленной республики.

Так, державы «концерта» пришли к целесообразности применения для решения общеевропейских вопросов коллективных консультаций. По сути, все те инструменты и механизмы, которые впервые были задействованы участниками Венского конгресса, в дальнейшем стали востребованными при развитии международных отношений. За все время существования «Европейского концерта» было достигнуто несколько важных общеевропейских побед. Дипломатическое сотрудничество, например, стало распространенной и привычной практикой. Благодаря «Концерту» получила развитие превентивная дипломатия. Именно в ходе проведения Венского конгресса произошло событие, навсегда изменившее жизнь Европы, - перераспределение земель. Так, например, был введен запрет на работорговлю, а, напротив, в международных отношениях стали востребованными прагматические консультации [8]. Венский конгресс и систему «Европейского концерта» можно назвать показательным и наглядным примером правильно выбранных решений и одновременно допущенных ошибок.

Знание прошлого помогает набираться опыта с целью недопущения подобного в будущем. Еще в период наполеоновских войн французским императором была сделана попытка создания единой Европы на основании Кодекса Наполеона. Эта попытка не увенчалась успехом по идеологическим причинам, а также из-за утверждения гегемонии Франции над европейскими государствами и отсутствия баланса сил. Империя Наполеона была сокрушена усилиями IV антифранцузской коалиции. Державам-победительницам необходимо было найти новую форму организации Европы, которая бы обеспечила равновесие сил, приоритет общих интересов над частными и коллективное урегулирование острых проблем, а также разрешить проблему территориального послевоенного переустройства континента. Решение перечисленных вопросов было перенесено в Вену [9]. Венский конгресс создал прецедент регулярного созыва международных конференций, на которых представители государств получили возможность сообща обсуждать и решать внешнеполитические проблемы. Благодаря работе конгресса сложилась Венская система международных отношений. Эта система основывалась, прежде всего, на принципе политического равновесия сил, дополненном принципом легитимизма.

Венский конгресс перекроил границы ряда европейских государств и затронул многие вопросы образования новых государств, союзов Германский союз, Швейцария, Нидерланды , вольных городов Краков, Франкфурт. Нормы и правила Венской системы предусматривали взаимные консультации ведущих держав в случае возникновения конфликтов, возможность коллективного вмешательства в дела тех стран, которым угрожали революции.

Венский конгресс и его решения

  • Венский конгресс и его значение. Становление Венской системы международных отношений — Мегаобучалка
  • Венский конгресс и его решения
  • Предварительные сведения
  • Венский конгресс и его решения
  • Характеристика Венской системы международных отношений
  • Предпосылки для проведения конгресса

Характеристика Венской системы международных отношений

Но эти планы натолкнулись на противодействие Франции, не желавшей расширения прусского влияния в Северной Германии. Апеллируя к принципу легитимизма восстановления законных прав , Ш. Талейран привлек на свою сторону Австрию и мелкие германские государства. Под давлением французов английское правительство также изменило свою позицию в пользу саксонского короля Фридриха-Августа I. В ответ Россия вывела свои оккупационные войска из Саксонии и передала ее под управление Пруссии 10 ноября.

Предметом обсуждения на Конгрессе были и другие важные проблемы — политическое устройство Германии и границы германских государств, статус Швейцарии, политическая ситуация в Италии, судоходство по международным рекам Рейн, Маас, Мозель и др. Попытка России поставить вопрос о положении христианского населения в Османской империи и о предоставлении ей права вмешиваться в его защиту не встретило понимания других держав. Одним из наиболее сложных оказался вопрос о Неаполитанском королевстве. Франция потребовала лишить наполеоновского маршала И.

Мюрата неаполитанского престола и восстановить местную ветвь династии Бурбонов; ей удалось привлечь на свою сторону Великобританию. Однако планам свержения Мюрата воспротивилась Австрия, которая в январе 1814 гарантировала неприкосновенность его владений в качестве платы за измену Наполеону и за переход на сторону Шестой коалиции. Эльба, высадился во Франции. Однако уже 20 марта режим Бурбонов пал; 25 марта Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия образовали Седьмую антифранцузскую коалицию.

Попытка Наполеона расколоть ее и договориться с Александром I потерпела неудачу. Согласно его условиям, Россия получила большую часть Великого герцогства Варшавского. Пруссия отказалась от польских земель, сохранив лишь Познань, но приобрела Северную Саксонию, ряд областей на Рейне Рейнская провинция , Шведскую Померанию и о. Южная Саксония осталась под властью Фридриха-Августа I.

В Германии вместо упраздненной Наполеоном в 1806 Священной Римской империи, состоявшей из почти двух тысяч государств, возник Германский союз, включивший 35 монархий и 4 вольных города, под главенством Австрии. Швейцария получила статус вечно нейтрального государства, и ее территория расширилась за счет Валлиса, Женевы и Нефшателя. Дания лишилась Норвегии, которая перешла к Швеции, но получила за это Лауэнбург и два миллиона талеров. Бельгия и Голландия образовали королевство Нидерландов под властью Оранский династии; в его состав на основе личной унии вошел Люксембург.

Англия закрепила за собой в Средиземном море Ионические о-ва и о. Мальту, в Вест-Индии о. Сент-Люсия и о. Тобаго, в Индийском океане Сейшельские о-ва и о.

Цейлон, в Африке Капскую колонию; она добилась полного запрета работорговли. Венский конгресс явился первой попыткой установить прочный мир в Европе на основе коллективного соглашения всех европейских государств; заключенные договоры нельзя было расторгнуть в одностороннем порядке, но их можно было изменить с согласия всех участников. Для гарантии европейских границ в сентябре 1815 Россия, Австрия и Пруссия создали Священный союз, к которому в ноябре присоединилась Франция. Венская система обеспечила продолжительный период мира и относительной стабильности в Европе.

Однако она была уязвимой, поскольку в большей степени исходила из политико-династического, а не национального принципа и игнорировала сущностные интересы многих европейских народов бельгийцев, поляков, немцев, итальянцев ; она закрепила раздробленность Германии и Италии при гегемонии австрийских Габсбургов; Пруссия оказалась рассеченной на две части западную и восточную , находившиеся во враждебном окружении. Венская система начала рушиться в 1830—1831, когда восставшая Бельгия отделилась от Нидерландского королевства и обрела независимость. Окончательный удар ей нанесли австро-франко-сардинская война 1859, австро-прусская война 1866 и франко-прусская война 1870, в результате которых возникли единые Итальянское и Германское государства. Дипломатия Александра I, Меттерниха, Талейрана.

Все участники Конгресса стремились любой ценой урвать себе как можно больше, независимо от своего вклада в разгром Наполеона. Здесь были представлены Россия во главе с Александром I, Великобритания вначале во главе с Кеслри, а затем с Веллингтоном, Австрия во главе с Францем 1 и Пруссия во главе с Гарденбергом. Ведущую роль при решении важнейших вопросов на Конгрессе играли Александр I и австрийский канцлер Меттерних. Несмотря на то, что Талейран представлял побежденную Францию, ему удавалось по ряду вопросов успешно защищать ее интересы.

Недоверие друг к другу участников Конгресса и противоречия, царившие между ними, позволили Талейрану добиться участия Франции в Конгрессе наравне с победителями. Отправляясь в Вену, он выдвинул предложение о том, чтобы участники Конгресса при установлении новых границ исходили из необходимости сохранить без изменений все то, что существовало до 1792 г. Франция хотела получить гарантии сохранения своей территории, а Россия и Пруссия должны были остаться при своих интересах. Этот принцип известен как «принцип легитимизма».

Франция боялась усиления России, но еще больше — Пруссии. Чтобы помешать ему, Талейран, будучи мастером интриг, вступил в тайные переговоры с лордом Кеслри и Меттернихом, пытался организовать совместные действия Франции, Англии и Австрии против России. Александр I, войска которого находились в центре Европы, не собирался уступать завоеванного. Он хотел создать герцогство Варшавское под своей эгидой с предоставлением ему собственной конституции.

По предложению Меттерниха договорились о создании так называемого Германского союза в составе 38 германских государств, а также Австрии и Пруссии. Франция больше всего боялась усиления Пруссии, которая непосредственно граничила с ней. Талейран довел до сведения Александра I, что Франция не поддержит Англию и Австрию, выступающих против создания королевства Польского в границах России, и в то же время не согласится на включение Саксонии в Пруссию. Александр I был уверен, что Пруссия получит Саксонию, а России достанется герцогство Варшавское, в состав которого он предполагал включить Белостокскую и Тарнопольскую области.

После долгих переговоров Талейран добился согласия Меттерниха и Кеслри заключить союз Англии, Австрии и Франции против Пруссии и России, и 3 января 1815 г. Три державы обязались не допускать каких-либо перераспределений существующих границ, т. И речь здесь шла именно о Саксонии. Чтобы Саксония не была передана Пруссии насильственным путем, Франция, Австрия и Англия договорились о совместном военном выступлении, выделяя при этом по 150 тыс.

Англии разрешалось заменить свой контингент наемными войсками других стран или уплатой по 20 фунтов стерлингов за каждого пехотинца и 30 фунтов стерлингов за кавалериста. Три страны обязались также не заключать сепаратного мира. Это поставило Александра I в трудное положение. Сам российский император получил все, что хотел, но была обделена его союзница Пруссия.

Выступать против трех держав, вести против них войну Александр не мог и не хотел. В итоге ему пришлось уступить. Таким образом, Меттерниху удалось поддержать Францию и не допустить усиления Пруссии, союзницы России, за счет Саксонии.

Устанавливаемый гегемоном порядок должен быть выгоден или хотя бы приемлем для других членов международного сообщества. Только готовность большинства других великих держав мириться с установленными гегемоном международными режимами позволяет последнему сохранять свое лидерство на мировой арене. Могущественнейший в мире британский флот и сильнейшая британская экономика - все это в любой момент могло быть использовано против любой державы, покушавшейся на европейское равновесие. Но не только и не столько в защите означенного равновесия заключалась гегемонистская функция Великобритании. Не меньшее значение имели британская торговля, промышленность и финансы для роста мировой экономики. Именно во времена «европейского концерта» окончательно сформировался мировой рынок, и Англия сыграла решающую роль в его формировании. До тех пор, пока британские промышленные стандарты играли лидирующую роль в промышленной революции, а британский фунт оставался основным средством межд. Однако отсутствие сильной сухопутной армии у Англии приводило к тому, что прямое военное вмешательство нн в Европе было ограничено, это определяло ситуацию, когда «жандармами Европы», особо демонстрирующими свою военную силу и влияние, в 1815-56 гг. Основными чертамисформировавшейся в 1815 г. Венской системыбыли следующие: 1. Развитие межд. Взаимоотношения Великобритании, Франции, Пруссии Германии , России, Австрии определяли положение дел на мировой арене. Внеевропейские государства и малые европейские государства, превратились к этому времени из субъектов в объектыбезусловно европоцентричной системы. Европейцы могли враждовать друг с другом; но перед лицом туземцев все распри кончались. Например, в 1882 г. Это было поражением Франции, которая также боролась за влияние в Египте. Однако французский президент Греви прокомментировал это так: «Я считаю крайне важным, чтобы не было ни на минуту сомнения в том, что мусульманские или арабские войска в состоянии сопротивляться европейцам». Интересы всех великих европейских держав, за исключением Англии и России, были сконцентрированы почти исключительно на Европе, хотя в это время происходила интенсивная колонизация мира. Внеевропейская деятельность великих держав не приводила к фундаментальной смене их приоритетов: даже те державы, которые были полуевропейскими, не теряли из виду своих европейских интересов - обеспечивать безопасность в Европе, не допуская доминирования на континенте какой-либо державой или группой держав. В этом была основная цель их дипломатии. Принцип поддержания баланса сил.

Кто был «диджеем» на «Европейском концерте»? Читайте наш пост и узнавайте интересные факты о Венском конгрессе! Венский конгресс — это главный дипломатический форум первой половины XIX века, его можно смело назвать «прадедушкой» современных саммитов и других дипломатических встреч. Конечно, и до него войны завершались мирными конференциями, но однозначно — не такими масштабными: в Венском конгрессе участвовало 216 государств, городов и обществ Европы, а проходил он с осени 1814-го по июнь 1815 года. Отсюда следует первый факт — Венский конгресс был первым общеевропейским саммитом. Второй факт — несмотря на такое большое количество участников, всё внимание было сосредоточено на «Большой пятёрке»: постнаполеоновской Франции и четырёх победителях — Российской империи, Великобритании, Пруссии и Австрийской империи. Францию на Венском конгрессе представлял Шарль Морис Талейран. Вы многое поймёте, просто узнав его прозвище — «Хитрый лис». В конце XVIII века он был участником французской революции, затем, во время правления Наполеона, служил крупным сановником французской империи, а в 1815 году уже стал министром иностранных дел при правительстве Людовика XVIII.

Но он одновременно знал, что не может ни присоединиться к крестовому походу царя, ни отвергнуть его, дав тем самым Александру повод действовать в одиночку, оставляя Австрию лицом к лицу с либеральными и национальными течениями того времени. Вот почему Меттерних трансформировал проект царя в то, что потом стало известно как Священный союз, где религиозный императив трактовался как обязательство поставивших подпись под договором сохранять внутренний статус-кво в Европе. Впервые в современной истории европейские державы приняли на себя общую миссию. Ни один британский государственный деятель никогда бы не позволил себе ввязаться в предприятие, где устанавливалось бы всеобщее право — по сути, обязанность — вмешиваться во внутренние дела других государств. Кэслри назвал Священный союз «образцом утонченного мистицизма и бессмыслицы». Меттерних, однако, увидел в нем возможность заставить царя поддержать нормы легитимизма и, что самое главное, удержать его от бурного миссионерского экспериментирования в одностороннем порядке и в отсутствие какого-либо сдерживающего начала. Священный союз объединил усилия консервативных монархов и направил их на борьбу с революцией, но также обязал их взаимно согласовывать свои действия, что реально давало Австрии теоретическое право вето в отношении авантюр готового всех душить русского союзника. Так называемый «европейский концерт» предполагал, что нации, сопоставимые по могуществу, будут решать вопросы, касающиеся всеобщей стабильности, путем консенсуса. Священный союз явился наиболее оригинальным аспектом венского урегулирования. Возвышенное название отвлекало внимание от его оперативной сущности, заключавшейся в том, чтобы внести элемент морального ограничения в отношения великих держав. Проявленный ими закономерный интерес к сохранению внутренних институтов вынудил страны континента избегать конфликтов, на которые в предыдущем столетии они бы пошли безоговорочно. Однако было бы величайшим упрощением утверждать, будто наличие сходного внутреннего устройства само по себе гарантирует мирное сохранение равновесия сил. В XVIII веке все правители на континенте управляли в силу божественного права, так что внутреннее устройство их государств было сопоставимо в самой своей основе. И тем не менее, будучи полностью уверенными в постоянстве своих прав, эти самые правители вели бесконечные войны друг с другом как раз потому, что считали собственное внутреннее устройство неуязвимым. Вудро Вильсон был не первым, кто полагал, что характер внутреннего устройства предопределяет поведение государства в международном плане. Меттерних полагал то же самое, однако на основании абсолютно противоположных по характеру и содержанию доводов: В то время как Вильсон считал, что демократии миролюбивы и разумны в силу самой своей природы, Меттерних называл их опасными и непредсказуемыми. Видя страдания, в которые республиканская Франция ввергла Европу, Меттерних отождествлял мир с легитимным правлением. Он ожидал, что коронованные главы древних династий если и не удержат мир, то, по крайней мере, сохранят фундамент международных отношений. Таким образом, легитимность становилась цементом, скрепляющим здание международного порядка. Разница между подходами Вильсона и Меттерниха к вопросам справедливого внутреннего устройства и международного порядка основополагающе для понимания противоположных друг другу воззрений Америки и Европы. Вильсон выступал в роли крестоносца, борющегося за принципы, воспринимаемые им как революционные и новые. Меттерних стремился воплотить в конкретные установления те ценности, которые он считал древними. Вильсон, будучи президентом страны, сознательно созданной, чтобы сделать человека свободным, верил в то, что демократические ценности могут быть узаконены, чтобы стать составной частью совершенно новых всемирных институтов. Меттерних, будучи представителем древней страны, чьи институты развивались постепенно, почти незаметно, сомневался в том, что права могут быть созданы посредством законодательства. Были ли они подкреплены законом или конституцией, это сугубо технический вопрос, не имеющий никакого отношения к воплощению в жизнь идеи свободы. Меттерних считал гарантированные права парадоксом: «Вещи, которые следует воспринимать как само собой разумеющиеся, теряют силу, если возникают в форме произвольно делаемых заявлений... Предметы, ошибочно превращаемые в объекты законотворчества, в результате ограничиваются в объеме, если не целиком уничтожаются, при помощи тех самых попыток их сохранить и сберечь». Некоторые из изречений Меттерниха представляли собой рациональное объяснение сущности установившейся в Австрийской империи практики, которая была не в состоянии приспособиться к рождающемуся новому миру. Но Меттерних также был носителем рационалистского убеждения, будто законы и права существуют в природе сами по себе, а не в силу какого-либо постановления или распоряжения. Опыт его сформировался во времена Французской революции, которая началась с провозглашения прав человека, а кончилась царством террора. Национальный опыт, породивший Вильсона, носил гораздо более мягкий характер, и за пятнадцать лет до возникновения современного тоталитаризма этот человек не мог даже представить себе, какие аберрации в состоянии таить в себе всенародное волеизъявление. В период после окончания Венского конгресса Меттерних играл решающую роль в управлении международной системой и толковании требований Священного союза. Меттерних был вынужден взять на себя эту роль, поскольку Австрия была открыта всем ветрам, и ее внутренние установления все меньше и меньше соответствовали национальным и либеральным тенденциям века. Пруссия угрожала позициям Австрии в Германии, а Россия с жадностью глядела на славянское население на Балканах.

Предпосылки для проведения конгресса

  • Европейский концерт» — Студопедия
  • Аннотация к презентации
  • Европейский концерт - первая система международных отношений
  • «Европейский концерт»: международные отношения первой половины XIX века
  • РСМД :: Венский концерт XXI века
  • Содержание

Европейский концерт - первая система международных отношений

Первая попытка долговечной и подлинной кодификации системы межд. отношений на основе базовой договоренности между великими державами произошла в ходе Венского конгресса. Венский конгресс инициировал ту систему межд. отношений («европейский концерт». Итак, в 1814 году начал работу международный Венский конгресс, который по плану должен был продлиться около полутора месяцев. Европейский концерт, он же - система конгрессов, он же - Венская система. Венский конгресс – международный конгресс 1814–1815 годов, который состоялся после победы союза европейских государств над наполеоновской Францией. Первый этап Европейского концерта, известный как система конгрессов или Венская система после Венского конгресса (1814–1815 гг.), в которой доминировали пять великих держав Европы: Австрия, Франция, Пруссия, Россия и Великобритания.

Презентация на тему ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ

Созыв Венского конгресса 1814-1815 годов с целью формирование в Европе новых границ и стабилизации сил после завершения войны с Францией. Венский конгресс 1815 г. заложил основу системы международных отношений, получившей название «Европейский концерт» (другое название — Венская система международных отношений). век «европейского концерта» - был време-нем расцвета классической дипломатии, которая обслужива-ла Венскую систему международных отношений.

Венская Система Международных Отношений

Решение венского конгресса. Венский конгресс и его решения О разделе Европы в ходе Венского конгресса в 1814 году рассказывает руководитель клуба исторической реконструкции «8-я линейная полубригада» Илья Кудряшов.
Венский конгресс и его значение. Становление Венской системы международных отношений это система согласованных действий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий