Национальные игры чеченцев для детей 12 16 лет

Напомним, что ежегодный спортивный фестиваль «Народные игры» пройдет в селе Беной Ножай-Юртовского муниципального района в середине июня. Точная дата проведения будет анонсирована позже. Игра рассчитана на небольшую группу детей (пять–шесть человек). Дети берут из коробочки по 12 лоскуточков. Воспитатель участвует в игре наравне с детьми и подает им пример выполнения игровых действий.

Галг1ожмех ловзар — народная игра чеченцев

«Салки» (русская народная, игра). Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. Национальные игры. «Игра – не только детская привилегия. Она есть народная интерпретация происходящего вокруг, развития общества, культуры. У каждого народа свои обычаи и традиции, свои игры для детей и взрослых. В данном издании будут рассмотрены национальные виды спорта и игры народов РФ. Распространёнными средствами развития нужных качеств были различные народные игры. Все игры проводились в естественных условиях, на свежем воздухе. Практиковались многодневные пешие и конные походы детей в горы под руководством наставника в любое время года. (чувашская народная игра). Для этой игры надо закрепить в центре поля или площадки колышек (столбик). На этот колышек надевается сверху веревка, которая закрепляется на высоте 20–30 см от поверхности земли с помощью незатягивающейся петли. рассказывает доктор педагогических наук Саид-Али Аслаханов.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ...

Затем дети бросают палочку обратно в квадрат. Если попадают в квадрат, засчитывается одно очко, если не попадают, очко не засчитывается. Развивает: внимательность, ловкость, меткость Утушка Бобешк Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют — получается мостик. Выбирается утка, остальные дети утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой: Быстрей, быстрей, утятки, Быстрей, быстрей, дикие перышки. Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше девочки ставят ногу на ногу и соединяют их. Играть могут от десяти до двенадцати человек.

У меня много друзей во всех городах. И русские, и чеченцы, и дагестанцы считают меня своим. Очень много во мне объединяющего сложилось. Так и запишите: Сайтиев — типичный россиянин. Гражданин России». На Пекинской Олимпиаде 2008 года 19-летний И. Альбиев принес России на Олимпиаде вторую золотую награду. Юноша из Грозного, всего девять лет занимавшийся борьбой, за один только день одолел серьезных конкурентов из Турции, Кубы, Киргизии и Азербайджана.

И как писали газеты: «… легким и маневренным танком, промчавшимся по телам противников, пришел прямо в финал. Он не оставил соперникам ни одного шанса…». Альбиев воспитывался в простой семье. Мама была педагогом, отец работал на мебельной фабрике. Кроме него в семье еще три брата и четыре сестры. Чемпион по греко-римской борьбе и на вручении золотой медали вел себя очень скромно. Как заметил олимпиец в своем интервью: «Я не считаю, что на пьедестале надо прыгать и смеяться …». И пожелал всем здоровья и благополучия.

Золото Олимпиад завоевывали по различным видам спорта И. Арсамаков, Х. Бисултанов; призерами становились братья Вараевы, И. Традиционные соревнования по бегу Одними из самых древних и популярных были у горцев соревнования по бегу. Чеченская устная традиция рассказывает о скороходе Ибрагиме, жившем в притеречье в начале XX века. Ибрагим прославился тем, что легко обгонял самую резвую лошадь... На соревнованиях, дождавшись, пока всадники его догонят, он вновь их опережал и был у финиша первым. К состязаниям по бегу, которые приурочивались к разного рода празднествам, готовились специально.

Нередко тренировались в тяжелых шубах, в массивной обуви или с грузом за спиной. Победа на состязаниях по бегу, равно как и в других видах, считалась у горцев большой честью. Имелся ряд приемов колдовства, с помощью которого, якобы обеспечивали удачу одним и проигрыш другим. Интересно, что бегуны в прошлом зачастую не снимали черкеску, бешмет, папаху, кинжал и пистолет, что серьезно увеличивало нагрузку, но добавляло зрелищности и азарта. У северокавказских народов имелось несколько разновидностей бега: на скорость, на выносливость по сильно пересеченной местности, часто на подъем. Был популярен и комический бег, при котором правая нога одного бегуна привязывалась к левой ноге другого. Несколько таких пар участников пускались бежать, и победившая пара щедро награждалась, под одобрительный смех зрителей. За 10-15 минут до старта среди горцев было принято ходить в тяжелых сапогах иногда даже привязывали камни к голенищам , шубе, а снимали их лишь перед бегом.

В самобытной системе физического воспитания горцев для развития мышц ног, выносливости, ловкости была распространена форма бега на дистанции от 100 и более метров; бегуна на длинные дистанции сопровождал всадник. После прибытия на финиш бегуны обычно не садились как бы они не уставали — это считалось неприличным. В некоторых селах Ингушетии Барсуки, Джейрах и др. Один наиболее доверенный человек начинал считать от одного и дальше с момента старта. Так определялся победитель. Однако этот способ определения времени редко практиковался ввиду того, что бегуны бывали недовольны считающим. На этой почве возникали и споры. Старожилы вспоминали, что из-за этого даже иногда убивали тех, кто вел счет.

Обучение бегу начинали с раннего 3-5 — летнего возраста. Среди детей и молодежи горских народов Северного Кавказа издавна пользовались популярностью и состязания в ходьбе. Имела место и ходьба на подъем, спуск, преодоление препятствий: рвов, невысоких заборов и т. Зимние виды спорта Известно, что катание на лыжах и коньках были известны человеку с древнейших времен. Самые древние коньки нашли археологи в Казахстане, возле озера Боровое. Ученые полагают, что находке около 3 тысяч лет. На Северном Кавказе широко практиковалось катание на санках, которые в бытовых целях использовались горцами с древнейших времён. На санях катались и девочки до 9-10 лет.

Спуски на санках, как и на горных лыжах и коньках, производились на скорость, на дальность и сложность маршрута. Встречались спуски сидя ноги по бокам волочатся, ноги впереди, на корточках, по-турецки , лежа боком, на животе головой вперед , на спине головой назад. Всевозможные скатывания со склонов гор бывали одиночные и групповые, когда несколько человек, взявши друг друга за талию, образовывали цепочку. При этом тех, кто в конце упадёт, наскочит на другого, вовремя не встанет, осуждали; нередко таких даже не пускали кататься цепочкой. Один из катающихся на коротких лыжах становился на старте, остальные, человек 10-15, катающиеся с горки взяв друг друга за бока, садились как бы на корточки, но чаще полу приседая, и с помощью наиболее опытного лыжника, искусно направлявшего их, вместе скатывались вниз. Игра доставляла всем огромное удовольствие, потому что в процессе катания подшучивали друг над другом, стремились к тому, чтобы все вместе упали на бок или кувыркались. Катание на горных лыжах начиналось в 5-6 лет, катание на коньках с 8-9 — летнего возраста. Почти в каждом селении имелось 1 или 2-3 катка, куда собирались обычно к концу дня дети и катались на коньках.

На горных лыжах с более широкими полозьями подростки летом спускались со склонов гор по сухой, выжженной солнцем траве. В начале XXI века ученые подсчитали, что отдельные высокогорные участки Чечни пригодны для возведения горнолыжных центров. Так, М. Залиханов и Н. Подрезов отмечают, что весьма удобное место для строительства горнолыжной трассы до высоты 3392 м. Несравненно большие перспективы имеет альпинизм. Для строительства альпинистских баз подходят многие склоны на высокогорном Боковом хребте Кавказских гор. Горская молодежь присутствовала на русских праздниках и принимала активное участие в различных состязаниях и играх русского народа.

Горцы охотно воспринимали русские игры, дополняя их своими национальными элементами. Дети горцев учились совместно с русскими и играли с ними в свободное от занятий время в «городки», «лапту», «чехарду», «прятки», «гуси-лебеди», «третий лишний». Русский народ воспринял различные северокавказские игры: в шашки, в «альчики», игры с метанием ножей и кинжалов в цель и на дальность. Некоторые из средств физического воспитания горцев входили в программу подготовки кубанского и терского казачества. С ранних лет чеченцы развивали в детях силу, ловкость и умение преодолевать различные препятствия. Детей с ранних лет всячески закаливали.

Однако такой подробный анализ не входит в задачи работы, поэтому остановимся на некоторых общих закономерностях применения игр. Адыгская народная педагогика строила свои игры с учетом принципа постепенного увеличения трудности. Наиболее простые игры сменялись сюжетными, те в свою очередь на импровизационные, затем на элементарно-спортивные. Специально изготавливаемых игрушек у адыгейских детей не было. Они пользовались природными материалами, камнями, палками, кукурузными початками, самодельными игрушками. Содержание игр, направленных на воспитание трудовых навыков, было схоже рабочими движениями. Приведем несколько примеров: Ягненок — игра знакомила детей с трудовыми перациями, с которыми встречались чабаны и стрига-;и. Они ловят убегающих детей и иммитируют трижку. Водящий подходит то к одному, то к другому з «стригалей» со своим любимым «ягненком». Улучив юмент, «стригали» «крадут» любимого «ягненка», но ервое время хозяин не замечает пропажи. Тут «стригали» разбегаются, а одящий их ловит. В игре «куклин дом» иммитировались условия шейной жизни и работы по дому. По Содержанию она гносится к сюжетным. Смысл игры заключается в том, го каждая кукла исполняла определенную роль: куклы — отец, мать, дед, бабушка, брат, сестра, сын и дочь. Дети — руководители кукол иммитируют работу отца, поехавшего за дровами в лес, сестра, ушедшей за водой, матери, штопающей одежду или -готовящей пищу. Зачастую при игре в «куклин дом» воспроизводятся похороны, свадьбы. В играх импровизациях девочки занимались «вышиванием» и «ковроткачеством» с помощью доступного материала, каким являлись, например, лист лопуха и колючки. Девочки подбирали наиболее широкие и целые листья лопуха и собирали колючки разного размера и цвета. С их помощью они изображали на листе орнамент. Группа военно-прикладных игр своей основной задачей ставили воспитание у детей военных навыков и силы духа. Поэтому ряд игр носил суровый характер, приучая к перенесению болевых и других неприятных ощущений. Характерными военно-прикладньйяи играми являлись «сквозь строй» к1оц1ырык1 , игры в хворостины къорэгъ, джор , пленение противника джэн-к1ылыш и другие. Вот как описывается игра в къорэгъ. Началась сцена непривычная моим глазам. Здесь то был случай мужчинам обнаружить перед девушками все свое молодчество и удальство. Для меня наступило самое неприятное время. От непривычки к таким диким затеям я вздумал бежать. Удары по мне сыцрлись со всех сторон. Князь Н. Пши-маф завладел полем военной игры, и никакие усилия пеших не могли обратить его в бегство. Следуя примеру своих товарищей, я воротился на место битвы, чтобы v терпением изгладить позор первых моментов увлечения… Ъой утих». Пешие бросаются на них в густых толпах с криком и бьют как их, так равно и лошадей почти без пощады. Наездникр со своей стороны не жалеют потоптать копытами своих скакунов и вгоняют сих бедных животных в середину толпы, безжалостно их поражающей. Нередко конные преодолевают пеших, разгоняют их под sStfteTy стен домов, даже и в дома… Такие атаки продолжаются, покуда одна сторона не победит другую, почему. Старцы, вступая в посредничество прекращают эту потешную битву». Однако, мужество и умение смотреть смерти в лицо приходят только при перенесении жизненно опасных ситуаций. И иммита-ция боевых действий была жизненно необходима народу, вынужденному систематически защищать свои права на свободу и самостоятельность. Игра «сквозь строй» К1оц1рык1 имела своей главной задачей проверку степени владения искусством верховой езды и холодным оружием. Содержание игры заключалось в том, что зрители образовывали узкий коридор, по которому всадник должен был быстро проехать, резко повернуть налево и перепрыгнуть на коне через подвешенную бурку. По пути следования на скаку необходимо было поднять с земли монету, срезать шашкой или кинжалом хворостину, поднять яйцо, лежащее на пне. При этом всадник никакой частью тела лошади, а так же своей одеждой не должен был дотрагиваться до присутствующих, составлявших коридор. По всей видимости игра служила для выявления степени физической подготовленности и владения искусством верховой езды. Игра шъозэтех проводилась на народных гуляниях, свадьбах и до принятия мусульманства начало XVIII века , на поминках. Желающие играть выстраивались в круг в назначенном месте. Хозяин дома или старик, ведущий праздник, бросал в круг хорошо выделанную, но смоченную в воде, баранью или козлиную кожу. Игрок, сумевший поднять ее с земли, мчался на полном скаку, а остальные его догоняли или старались отобрать кожу. Обычно побеждал тот, как обладал более высоким развитием силы и ловкости и хорошо владел конем. Победитель, как правило, отвозил и забрасывал кожу во двор какой-либо девушке в знак уважения. Возможен был вариант привоза кожи во двор, где проходила свадьба в знак уважения к семье. Однако, кожу не всегда возможно было доставить в определенное место, так как она разрывалась на мелкие куски.

К наиболее типичным металлическим предметам инвентаря погребений относятся тесловидные топоры, бронзовые топоры с проушиной, обоюдоострые листовидные ножи, бронзовые булавки различных форм, подвески, височные кольца, браслеты и бусы. Наивысшего развития ремесленное производство достигает у кобанских племен — создателей высокоразвитой археологической культуры в междуречье Кубани и Сулака, генетически связанной с северокавказской и майкопской археологическими культурами. Кобанские племена разработали довольно совершенные для своего времени технологии добычи и обработки медной руды и создания высококачественной бронзы. Они перешли к ремесленному производству металла и металлических изделий. Например, на Серженьюртовском поселении Восточная Чечня кобанской эпохи обнаружены остатки трех мастерских по обработке металла. В одном из помещений находилась плавильная печь. Кроме того, в мастерских найдены обломки медеплавильных тиглей, литейные формы, бронзовые слитки, большое количество металлических изделий. На Бамутском поселении Западная Чечня кобанской культуры найдены глиняные формы для отливки бронзовых украшений. Кобанская бронза состояла из сплава меди с оловом, которое ввозилось на Северный Кавказ из Закавказья. Из нее изготавливали орудия труда, оружие, посуду, конскую сбрую, предметы культа, украшения. С X века до нашей эры носители кобанской культуры начинают осваивать железо, и уже к VII веку до нашей эры они переходят к массовому его использованию. Кобанские племена достигли высокого уровня в производстве оружия. В их памятниках в большом количестве представлены бронзовые и железные топоры, кинжалы, наконечники копий и стрел, кинжальные клинки, а также биметаллические кинжалы с железным клинком и бронзовой рукоятью. Особым изяществом отличаются бронзовые кобанские топоры, украшенные разнообразным орнаментом. В погребениях позднего этапа кобанской культуры встречаются мечи и кинжалы скифского типа, в том числе и мечи-акинаки. Кроме того в кобанских погребениях обнаружено большое количество различных бронзовых украшений и предметов одежды: богато орнаментированные пояса из листовой бронзы, поясные пряжки различных форм, булавки, фибулы, браслеты, перстни, серьги. Не менее развитым было у кобанцев гончарное производство. По материалам кобанских поселений можно предположить, что производство керамики было у них поставлено на ремесленную основу. Например, на Серженьюртовском поселении кобанской культуры Восточная Чечня обнаружены остатки гончарных мастерских с печами для обжига. Кобанская керамика отличается высоким качеством изготовления и обжига. Она представлена горшками, чашами, кружками, мисками и сосудами различных форм и размеров. Большинство изделий черного цвета, поверхность их часто залощена. Кобанские сосуды украшены разнообразным орнаментом, чаще всего, геометрических форм. Археологические материалы аланской культуры, сменившей кобанскую культуру на территории расселения чеченцев в первых веках нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне развития ремесленного производства, особенно гончарного искусства. Почти вся керамика, найденная на бытовых поселениях и погребальных памятниках, изготовлена на гончарном круге. Она имеет разнообразную форму и цвет: горшки с отогнутым венчиком, кувшины с высоким вытянутым горлом, миски, кружки, пифосообразные сосуды для хранения сыпучих и жидких продуктов. Керамические изделия черного или серого лощения, орнаментированы врезными линиями, валиком, различными налепами. Почти все они имеют прототипы в кобанской керамике. Металлические изделия представлены пластинчатыми браслетами с точечным узором, металлическими зеркалами, серьгами, бусами, конской сбруей. В одной из катакомб у станицы Змейской найдена богато украшенная серебром с позолотой и драгоценными камнями сабля, принадлежавшая, по всей видимости, местному князю. Археологические источники говорят о развитии оружейного дела, ткачества, гончарного производства. Оружие в погребениях того времени представлено саблями, кинжалами, ножами, наконечниками стрел, кольчугами, металлическими щитами. Керамические изделия — крупными сосудами для хранения зерна и различных жидкостей, кувшинами, мисками, плошками различной формы. В последующую эпоху вплоть до середины XX века чеченские ремесленники продолжали традиции древних мастеров. Во-первых, на высоком уровне находилась у чеченцев металлообработка и производство металлических изделий, особенно оружейное производство. Чеченское холодное оружие пользовалось большим спросом не только на Северном Кавказе, но и в других регионах. В Чечне существовали целые династии оружейных мастеров, которые из поколения в поколение передавали технологию выплавки стали, ее закаливания. Чеченские шашки «гурда», «калдам», «терс-маймал» обладали высоким качеством закаливания, прочностью клинка и пользовались такой популярностью, что считались бесценными. Высокого уровня достигли чеченские оружейники в производстве кинжалов, а позднее огнестрельного оружия ружей, пистолетов. Гончарное производство, имевшее в Чечне тысячелетние традиции, также было достаточно развитым. Чеченскими гончарами производилась металлическая в основном, медная , керамическая и деревянная посуда. Из меди изготавливали тазы, чаны, котлы, кружки, кувшины с узким горлом. В XIX веке в широком употреблении была деревянная посуда, которая вытачивалась на токарных станках. Чеченские мастера пользовались станками различной конструкции, с ручным, ножным и водяным приводом. Высокого уровня достигло в Чечне столярное мастерство, резьба по дереву. Австрийский ученый Бруно Плечке в 20-х годах XX века обнаружил в горных районах Чечни удивительные образцы деревянных изделий: мебели, посуды, домашней утвари, детских колыбелей, свидетельствующих о мастерстве чеченских столяров. Кроме того чеченские мастера производили и продавали в различных регионах Кавказа в большом количестве деревянные бочки и чаны. Из тростника и лозы плели рогожи, циновки, корзины. Достаточно развитым было в Чечне ткацкое производство, а также изготовление войлочных ковров и бурок. Чеченское сукно пользовалось большой популярностью на Северном Кавказе, из него шили черкески, мундиры. Чеченские мастерицы славились искусством отделки черкесок золотом и серебром. Занимались чеченцы и выделкой кож, из которых изготавливали обувь, одежду, а из овчины — шубы и полушубки. Чеченские ювелиры занимались, в основном, изготовлением серебряных изделий, а также отделкой серебром оружия, конской сбруи. Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. Курс профессиональной переподготовки Пожарная безопасность Курс повышения квалификации Методика работы с информационными ресурсами глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС Курс повышения квалификации Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе «Многозадачность учителя: направления, функции и подходы к реализации» Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения Описание презентации по отдельным слайдам: Чеченская республика расположена в самой южной части России. Этот субъект относится к Северокавказскому Федеральному округу, и имеет небольшую территорию размером в 15 647 квадратных километров. Административным центром данного региона является город Грозный, в котором в настоящий момент проживают около 271 600 жителей. Полноразмерные флаги Республики обрамляются золотой бахромой по всему периметру полотнища. В классической геральдике выбор цветов трактуется как природа и возрождение зеленый , мир и добрые помыслы белый , мужество и сила красный , богатство и вечность желтый. Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить. Уважение к старшим членам семьи Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому.

Народные чеченские игры

«Салки» (русская народная, игра). Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. В адыгейских играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками. По содержанию адыгейские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В адыгейских играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками. По содержанию адыгейские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Когда?» прошла на площадке Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова, ее организатором выступило Чеченское региональное отделение «Молодой Гвардии Единой России». Турнир состоял из двух этапов по 12 вопросов.

В Грозном разработали обучающую чеченскому языку игру

Все-таки, первая тренировка нас убедила в том, что игра может вызвать огромный резонанс у общественности, и мы с сожалением думали, как могли забыть столь азартную, мобильную, чисто мужскую игру. Дети приходили и тренировались с огромным интересом и желанием, уже подходили с других улиц с просьбой играть улицу на улицу. Мы с братом решили восстановленную нами игру продемонстрировать впервые на мероприятии, приуроченному ко Дню чеченского языка. Да, были волнения, так как в этот день пошел обильный дождь, и игру пришлось организовать в спортзале школы. Впоследствии мы поняли, что погода оказалась на нашей стороне, так как здесь все было готово на высшем уровне.

Первыми зрителями игры в «Галг1ожмех ловзар» стали народный писатель ЧР Муса Ахмадов, известная писательница Машар Айдамирова, глава администрации Курчалойского района Абу-Хасан Висмурадов и другие гости и жители Курчалоя. Хочу отметить, несомненно, игра произвела впечатление на всех участников мероприятия. В частности, свое восхищение выразил Муса Ахмадов: «Я счастлив, что мне удалось присутствовать на этом мероприятии.

Если у игрока, бросавшего колышек, собственный колышек не воткнулся в землю, то сбитые им чужие колышки не переходят в его собственность. Перетягивание осуществляется всем корпусом, но нельзя при этом опираться руками о землю. Проигравшим считается игрок, заступивший за линию круга обеими ногами.

По жребию решается, какая команда начинает игру. Дети из другой команды ждут его приближения, каждый ребенок вытягивает вперед свою правую руку. Правила: Нельзя прятать руки за спину, таким образом, сопротивляясь захвату. Пленником считается игрок, переступивший за черту другой команды обеими руками. Примерные размеры «кула»: длина около 10—12 см, диаметр — 2—Зсм. Эту веточку в ходе игры надо будет выбивать из ямки с помощью биты — деревянной палки длиной около 50 см.

Дети делятся на две команды и разбиваются на пары. Они решают, какая команда будет первой выбивать «кул». Игроки из другой команды должны ловить «кул» веточку руками. Если игрок сумел поймать «кул» одной рукой, то он сразу получает 5 очков. Григорьева «Народные игры и традиции в России». Громова О.

Турнир состоял из двух этапов по 12 вопросов. На обдумывание каждого ответа выделялось 60 секунд. Лидеров состязания выявили уже после перерыва: ими стали игроки команды «Звезда».

Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев». Мяч по кругу Теенчек уены Тататрская народная игра Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15 - 25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому.

Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры. Удмуртская игра Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху! Водящий ловит мяч и кричит: "Стой! Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой! Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы. Водящий «маляр» обращается к «хозяйке красок»: «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять? Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова. Правила: Маляр не должен ловить «краску», когда она еще только поднимается со стула.

Нельзя двум игрокам выбирать название одной «краски». Из числа играющих выбирается четное количество «охотников» «булчут» , например, на 20 участников 8 «охотников». Игра может быть организована по-разному. В одном случае, «охотники» разбиваются по парам и образуют «аркан», берясь за руки. С помощью «аркана» «охотники» могут поймать любого игрока. К кому пойманный игрок стоит лицом, с тем он и образует новый «аркан». Задача каждого игрока — как можно быстрее освободиться из «аркана» или вообще ни разу не побывать в роли «охотника». В другом случае, каждый пойманный игрок становится «охотником», таким образом, «арканы» постепенно увеличиваются. Игра заканчивается, когда последний игрок становится «охотником».

На игровой площадке прямоугольной формы длина — 30—40 м, ширина — 15—20 м в каждом углу чертится круг диаметром 2—4 м. Круги обозначают крепость. Внутри игровой площадки чертятся линии опасности или линии огня длиной 2—3 м. Играющие делятся на команды по 10—15 человек. Каждая команда располагается вдоль своей линии опасности. Команды выбирают капитанов и отличительный знак элемент национального костюма. По жребию выбирается команда, начинающая игру первой. По определенному сигналу капитан команды, начинающей игру, подходит к противникам, легким ударом по руке любого из игроков берет огонь и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы.

Если убегающего игрока поймают, он становится пленником и его сажают в крепость противника. Если же не удается догнать убегающего, а догоняющий игрок доходит уже до линии опасности, то из команды соперника выбегает другой игрок и старается взять в плен догоняющего. Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену; преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру; преследователь, догнавший убегавшего, становится носителем огня. Он может подойти к шеренге противника и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей границе как начинающий игру; пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе. В середине игровой площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты. За ними на расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты. Выбираются две команды: цветы и «ветерки». Каждая из команд стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников. Игру начинают «цветы», заранее выбрав себе имя — название цветка.

Они говорят: «Здравствуйте, ветерки! И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту. Правила игры: очки определяются по числу пойманных цветов; победителя определяют по условленной сумме очков; после одной игры команды меняются ролями. Перехватчики Куышу уены Татарская народная игра Цель: развивать ловкость, быстроту. На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова: Мы умеем быстро бегать, Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что нас не поймать! После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом.

Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место. Пчелки и ласточка Русская народная игра Играющие - пчелы летают по поляне и напевают: Пчелки летают, Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку.

ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ

проекта «Образование» в «Муниципальной средней общеобразовательной школе № 16» города Грозного была проведена интеллектуальная игра под названием «ХААРХЬАМ». Идея сформулирована на том, что 2023 год был объявлен годом чеченского языка. Перечислим некоторые подвижные игры чеченских мальчиков. Так, игра «хьостамах ловзар». В нее играли весной, после таяния снегов или. ЧЕЧНЯ., ЧЕЧНЯ. Национальные горские праздники народы традиционно сопровождали спортивными состязаниями в сноровке, силе. Когда?» прошла на площадке Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова, ее организатором выступило Чеченское региональное отделение «Молодой Гвардии Единой России». Турнир состоял из двух этапов по 12 вопросов.

Народные чеченские игры

Наивысший уровень познавательного интереса, который составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных проигрываемых условиях. Отличительной особенностью данного уровня является полное отсутствие детей с заниженной самооценкой. Таких ребят отличает высокая познавательная мотивация, коммуникативная и творческая активность, доминирует чувство принадлежности к группе, коллективу. Главным показателем выступает активное оперирование учащимися младших классов приобретённым багажом знаний и умений. Указанные уровни познавательного интереса довольно обще рисуют нам тенденции его развития. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимопереходами, в которых один уровень как бы проникает в другой, один вырастает из другого, один сопутствует другому.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. В процессе исследования установлено, что познавательный и развивающий эффекты чеченских народных игр повышаются при создании и реализации следующих внешних условий: 1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, где главной почвой для развития познавательных сил и возможностей, так и для развития подлинно познавательного интереса, становятся ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебно-воспитательного процесса. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательную, развивающую, воспитывающую и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается быстрее и продуктивней. Благоприятное общение в учебно-воспитательном процессе. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико. Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера игры, формирования познавательных интересов и личности ученика. Ко второй группе внутренних условий формирования познавательного интереса в игровой деятельности относятся качественные изменения в психическом развитии младшего школьника, появление структурных психических новообразований, проявление интеллектуальной активности.

Педагогические наблюдения, проведенные в конце эксперимента по внедрению чеченских народных игр в учебно-воспитательный процесс средней общеобразовательной школы, выявили улучшение черт характера у учащихся экспериментальных классов.

Труднее всего для меня оказалось смастерить круг для этой игры, это один из основных экипировок этой игры. Палки я нарубил в лесу, но круг быстро ломался, и этот недостаток привел к тому, что эту игру мы так и не сумели внедрить. Сегодня мы живем, на мой взгляд, в очень интересное время, когда как никогда обращается внимание к самым добрым, лучшим традициям и обычаям нашего народа наряду с восстановлением всей послевоенной республики. В лесу нарубили в достаточном количестве кривых палок и, самое главное, мы решили проблему с кругом, для этого мы использовали ручной резиновый эспандер, который продается в любом спортивном магазине. Первыми игроками этой игры стали воспитанники Хасмагомеда, они после тренировок дружно собирались на улице имени Касумова, это своеобразный тупик, так что машины проезжали изредка. Конечно, не обходилось без недовольства отдельных жителей этой улицы. Все-таки, первая тренировка нас убедила в том, что игра может вызвать огромный резонанс у общественности, и мы с сожалением думали, как могли забыть столь азартную, мобильную, чисто мужскую игру. Дети приходили и тренировались с огромным интересом и желанием, уже подходили с других улиц с просьбой играть улицу на улицу.

Перед началом схватки борцы, подпоясанные ремнем, становились лицом к лицу, по сигналу захватывали друг друга за пояс и начинали боьбу. Цель борьбы состояла в том, чтобы уложить противника на спину. Для этого можно было применять подножки и зацепы, подсечки и пр. Не допускалась грубость и нечестность в поединке. Боролись и стоя - и на одном, и двух коленях, с захвата на крест на поясе и одной рукой через плечо. Веселое оживление царило около соревнующихся в лазании по гладкому, смазанному жиром столбу, высотой в 6 - 7 метров, на вершине которого прикреплялся приз. При этом запрещалось пользоваться вязкими смазками, или скользить при спуске. Надо было подтягиваться руками, обхватывая столб ногами, достать приз и спуститься вниз. Аналогичным было лазание по промасленному ремню из бычьей шкуры джау джипге ёрлеу , длиною в 10 - 12 м. Ремень привязывался к перекладине с призом къоз берк. Для того, чтобы падение не принесло травм, под перекладину растилали солому. И здесь основным приемом было подтягивание на руках. Забавным аттракционом на свадьбах и праздниках было упражнение "останови врощающуюся лепешку". Выпекали специальную лепешку с зупцами на краях и отверстием по середине.

Льётся, льётся, ой - ой - ой, побежали мы домой! Станет сухо, и опять будем с вами мы гулять». Дети выходят из-под зонтика и идут гулять. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают бегают, размахивая руками, приседают, клюют зёрнышки стучат пальчиками по коленям или по полу. Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышках! Котята на ковре и щенок Дети - котята лежат на полу и выполняют движения в соответствии с текстом. Просыпаться не хотят: мур - мур - мур. Тихо спят, спина к спине, И мурлыкают во сне: мур - мур - мур. Вот на спинку все легли, расшалились все они, Лапки вверх и все подряд, все мурлыкают, шалят. Появляется щенок: «Вот идет лохматый пёс: гав - гав - гав, А зовут его Барбос: гав - гав - гав. Тут котята все шалят? Напугаю всех котят! Игра повторяется 2-3 раза. Он выходит из своего «дома», ходит по площадке и три раза кукарекает. Дети, гуляя по полянке, в ответ: «Петушок, петушок, золотой гребешок. Маслена головушка, шёлкова бородушка. Что так рано встаёшь, детям спать не даёшь?

Дуэль на нагайках, борьба на лошадях. Как состязались народы Кавказа

В особенности замечательна чистота и опрятность, которою отличаются чеченские жилища и окружающие дворы; они имеют весьма много общего с жилищами Малороссиян. Еженедельный праздник пятница перскинде начинается в четверг, с заката солнца, и обыкновенно сопровождается известными молитвами и раздачею милостыни бедным, которых в Чечне весьма много. Кроме того, раз в год, у Чеченцев исполняется пост марх , продолжающийся месяц, в июле и в августе, от начала до конца новолуния. В это время, от восхода до заката солнца, никто не употребляет пищи, посвящая для этого ночь. Пост оканчивается праздником байрам, который сопровождается всеобщими пиршествами и отличается значительными пожертвованиям в пользу бедных, взаимными поздравлениями и посещениями, скачками и разного рода народными увеселениями. Впрочем, Шамиль весьма не жалует увеселений, и старался все народные песни и пляски заменить одним постоянным напевом: "ля-илляхи-иль-Алла!

Мы, к сожалению, не имеем юридической возможности переиздать замечательный труд Султана Мерешкова, но очень благодарны ему за помощь, оказанную при подготовке этого раздела нашего проекта, который, уверены, будет интересен и полезен каждому читателю.

Собирая воедино все народные знания, мы также использовали отрывок из книги «Игры народов СССР» «Физкультура и спорт», 1985 год и вспомнили несколько игр, напечатанных в 80-90-е годы прошлого века в журнале «Радуга» «Села1ад» на ингушском языке. Число играющих зависит от размеров места проведения. Дистанция бега — от 50 до 100 м. Соревнующиеся дети подбираются по росту, а не по возрасту. У каждого из участников должна быть палка. Ее ставят на ладонь одним концом и бегут с ней к финишу, стремясь не уронить.

Игрок, у которого палка упадет, считается проигравшим. Этому способствовали благоприятные природно-климатические условия, чрезвычайно богатые флора и фауна Чечено-Ингушетии. Неудивительно, что в числе подвижных игр у ингушей было много игр, связанных с сельскохозяйственными работами: пахотой, сенокосом, уборкой урожая, стрижкой овец, прядением шерсти, приготовлением сыра брынзы и др. В этой игре участвовали две команды. Каждая приходила на игру с головкой сыра, положенной в мешок мешки были разного цвета. Участники стремились отобрать сыр у противника и доставить обе головки старикам, которые обычно находились где-нибудь на возвышении и наблюдали за ходом борьбы.

Игра была эмоциональной, изобиловала разными приемами исключались только приемы, влекущие телесные повреждения , игра длилась несколько часов, что требовало большой выносливости. Игра напоминает современное регби. Задача игроков отнять у другой команды мешок с сыром. ПРЯТКИ лечкъоргах Игра проводится на открытом воздухе, в основном, летом и осенью, когда много зелени, в которой можно спрятаться. Участвуют подростки и молодежь, не более 20 человек. Играющие разделяются на две равные по численности команды.

Согласно жребию, одна команда уходит прятаться, другая садится по кругу, обхватив друг друга за плечи руками и наклонив голову вперед. На середину круга выходит их представитель. Он ложится на землю траву лицом вниз, закрыв его руками. Команда, которая прячется, оставляет своего представителя рядом с сидящей по кругу командой. Он ходит по кругу, следя, чтобы сидящие и лежащий игроки не поднимали головы и не подсматривали. Через определенное время например, после счета 20-40 представитель спрятавшейся команды разрешает начать поиск.

Лежащий в середине поднимается и идет искать прячущихся в сопровождении «своей тени» игрока из другой команды. Сопровождающий должен громким возгласом «Хиурре молла! Когда они достаточно отдалятся от места начала игры кона , игроки спрятавшейся команды могут прибегать к кону и голосом подавать сигнал ищущему о том, что они на кону. Ищущий со «своей тенью» должен обязательно вернуться к кону и отсюда снова начать поиск. Каждое появление игрока спрятавшейся команды у кона приносит ей выигрышное очко. В процессе игры ищущий старается отвлекать «свою тень», чтобы она не подавала сигналы своей команде задает ей различные вопросы, обращает внимание на окружающие предметы и т.

Оставшимся на кону запрещается подсматривать за прячущимися и подсказывать ищущему, убегать из круга, задерживать прибегающих на кон игроков. Как только все игроки прячущейся команды найдены или набрано установленное количество очков 3-10 , обе команды меняются ролями, и игра начинается сначала. Это умение особенно важно было при перегоне отар, стад и табунов с одного места на другое по склонам крутых гор, в любое время года и в любую погоду. Игра «Бег, волоча ногу» представляет собой игру-состязание, хорошо развивающую такое умение. Играют дети школьного возраста, от 6 до 40 человек.

Бьют, пока на кону не останется ни одного альчика. Выигрывает «завоевавший» больше альчиков, выставленных на кон. Правила: каждый выбирает по своему усмотрению способ метания.

Выбивший альчик с кона имеет право на повторный бросок, и так до тех пор, пока не промахнется. Тогда очередь переходит к следующему участнику Игра с мячом туьппелгех ловзар Описание. Девушки заготовляли разноцветные мячи. К каждому мячу пришивалось несколько серебряных монет или каких-нибудь небольших предметов. Юноши составляли круг, в который входила девушка и высоко подбрасывала мяч. Поймавший брал его себе в награду. Если же мяч падал на землю, то юноши лишались права участвовать в состязании. Им на смену выходили более солидные люди; если же и они проигрывали, то последнее состязание устраивали старики.

Приз оставался за ними, если даже никто из них не поймал мяча. Катание колеса, игра с колесом ЧIуьрг хахкар. Колесо обычно вытачивали из песочного камня. Отверстие в центре камня давало возможность закрепить палку — стержень вождения. После дождя, когда на дорогах остаются выраженные следы, мальчики любили соревноваться на первенство, выставив круг и управляя им. Подобные соревнования происходили и на берегу реки, на песчаном берегу дети выделывали виражи и оставляли красочные узоры. Найти информацию Охрана очага Туьшах ловзар Для игры чертился круг, диаметром 4—5 метров. В середине круга находилась яма — очаг туш , диаметром 50—60 см.

Все игроки произвольно располагались за кругом, один из игроков бросал мяч в яму. Защищающий очаг должен был палкой отбить мяч за круг, не давая ему попасть в него. При выбивании мяча за круг игроки, находящиеся за его пределами, пытались овладеть им и снова бросить его в очаг. Игрок, которому удавалось это сделать, становился водящим хозяином, защитником очага. Охрана гостя Хьаша ларвар Игра является отражением горского гостеприимства и неприкосновенности гостя в доме горца, символа чести и достоинства. Очерчивается круг, означающий дом цIа. Величина круга зависит от количества играющих. Выбирается по жребию «хозяин дома» цIен да и «гость» хьаша.

Гость, внезапно вбежав в круг, садится и берется за конец ремня, лежащего в круге, за другой конец ремня берется «хозяин дома». Многие долгожители утверждают, что ремень символизировал неразрывную дружбу между «хозяином дома» и «гостем». Остальные участники игры, расположившись за его пределами, пытаются осалить шапкой «гостя».

Школа как социальнопсихологическая группа, будучи социальным пространством контактов детей, создает возможности для реализации или активизации ребенка в сферах общения, игры, творческой активности, частично в других сферах жизнедеятельности. Мера реализации этих возможностей во многом связана с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира [3]. Именно чеченские народные игры, по нашему убеждению, являются ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулируют психические процессы, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста чеченский народ из поколения в поколение передавал игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки [2]. В содержании таких игр отразились особенности национального характера, природы, истории, быта. С полным основанием можно считать народные чеченские игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка. В них много веселых шуток, юмора и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, сообразительности, внимания. В каждой народной игре воспитывается стремление к победе, мужество при неудачах, решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке или во внеурочное время игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Чтобы возбудить желание получать знания, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Следует взять во внимание двойственную природу народных игр - единство игрового и учебно-познавательного начал. Это обусловлено тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни [1]. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована, на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. В ходе экспериментальной работы методом наблюдения за учебной деятельностью, результатами выполнения проверочных и тестовых заданий нами были выделены три уровня сформированности познавательного интереса младших школьников, соответствующих каждому выделенному этапу: 1.

Чеченская рулетка

Картотека дагестанских подвижных игр для детей дошкольного возраста игра «Утушка»(Бобешк). Две девочки садятся друг против друга на стульчики.
Народные чеченские игры Учитывая возрастное повышение уровня физической подготовленности детей и все большую занятость в трудовой и военной деятельности с увеличением возраста, игры этой группы применялись в основном в детском и подростковом периодах.
Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа - Тайсаев К.У. - 2001 Игра среди детей была очень популярна, играли, в основном, мальчики, и считалась чисто мужской игрой. Она так и называлась «Игра в согнутые палки», т.е., галг1ожмех ловзар.
Аккаунт заблокирован Ход игры: Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне. 13. «Набег» (чечено-ингушская игра). Для игры чертится круг, в середину которого складываются шапки играющих и палочка длиной.
Подвижные игры народов Дагестана Ещё в 1838 году возле крепости Грозной прошли первые крупные соревнования, в которых принимали участие не только офицеры и солдаты гарнизона, но и казаки, и чеченцы из близлежащих селений – всего около 400 человек.

Чеченская игра «Игра в башню»

Чеченские игры для детей позволяют самым маленьким участникам узнать о своей национальной истории, традициях и культуре. Они обучают детей сотрудничеству, соревновательности и развивают их физические способности. Подвижная игра – спутник жизни ребенка. В дагестанских народных подвижных играх заключено духовное богатство нашего многонационального края. В них отражено прошлое спортивно-игровой культуры, даны средства достижения физического совершенства. Когда?» прошла на площадке Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова, ее организатором выступило Чеченское региональное отделение «Молодой Гвардии Единой России». Турнир состоял из двух этапов по 12 вопросов. На фоне Олимпиады в Сочи хотелось бы спросить: а знаете ли вы, что чеченцы еще в глубокой древности проводили свои национальные спортивные состязания и игры. Об этом свидетельствует, к приме. рассказывает доктор педагогических наук Саид-Али Аслаханов. Игра проводится во дворах, на улицах или за околицей деревни, когда земля еще сырая. Играют, как правило, мальчики от 6 лет до подросткового возраста (молодежь и взрослые являются арбитрами при возникновении споров). Количество участников – не более 20 человек.

Галг1ожмех ловзар — народная игра чеченцев

В Грозном прошла игра «ХААРХЬАМ». Воспитательно-развивающее значение национальных детских игр чеченского народа. Аннотация. В данной статье рассматривается значение чеченских народных игр в воспитании детей.
Ингушские игры: galgamed — LiveJournal Характер и разновидности национальных видов спорта, как правило, зависят от обычаев, традиций, религии народа, а также от местности, в которой он проживает. Чеченские национальные виды спорта также уходят корнями в далёкое прошлое чеченского народа.

Игротека «Игры народов мира»

Палки вырезали из ветвей наиболее прочных сортов древесины, чаще тутовника или кустарника йылгын гребенщик. Затем ведущий посредством жеребьёвки определяет команду, которая будет вести. Вытянувшая жребий команда проходит в центр поля и игра начинается. Первоначально на ровной площадке чертят правильный круг около 10 метров в диаметре, в центре которого устанавливают камень — мишень. По условиям игры участники команды, оставшейся за чертой круга, стараются попасть палочкой — «чиликом» в стоящую в центре мишень иногда мишенью становится не камень, а вырытая в центре круга неглубокая лунка — «гудук». Для этого выбирают наиболее опытного и меткого игрока, который подбрасывает вверх чилик, а затем бьёт по нему палкой, стараясь направить его в самый центр. Если игрок допускает промах, ему предоставляется ещё один шанс.

Выбирается утка, остальные дети — утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой: Быстрей, быстрей, утятки, Быстрей, быстрей, дикие перышки. Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры. Остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше девочки ставят ногу на ногу и соединяют их. Играть могут группами по 10 — 12 человек. Вариант игры.

Учились владеть плетью, раскручивая с ее помошью юлу хойнух. Охотно гоняли мальчики по полю самодельные мячи - деревянные шары, лучшим из которых считались изготовленные из гриба березы. Подростки упрожнялись в более сложных, порой даже опасных видах спорта. В условиях бездорожья, обилия горных речек и ручейков важно было уметь безбоязненно переходить по качающемуся тонкому бревну, успеть перепрыгивать с шестом через ручьи и ледянные трещины. Этому учились юноши во время упрожнении на качающемся бревне, расположенном высоко над землей, порой до 2х метров. Поддерживать равновесие помогала палка в руках. Юноши тренировались в поднятии и переноски тяжестей, чаще всего камней. Отдельные богатыри переносили на состязаниях вместо камней быков и лошадей. Соревновались юноши в метании камней и дротиков, в стрельбе из лука и ружья. Дальнейшее совершенствование этих навыков происходило во время верховой езды и охоты. Как и у соседних народов, у карачаевцев и балкарцев была своеобразаная методика обучения искусной езде, к уходу и тренировке лошадей. Юноши в 12 - 15 лет уже успешно выступали на скачках. Конные виды спорта и скачки были и остаються до сих пор неотъемлемой частью праздников и торжеств. Раньше их проводили в дни свадеб, по случаю рождения ребенка, в день начала весны и окончания уборки урожая,в случая приезда почетных гостей и т.

Игры — это не только важное средство воспитания, значение их шире — это неотъемлемая часть любой национальной культуры. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий