Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января

Первое русское издание «Манифеста Коммунистической партии» в переводе Бакунина появилось в начале 60-х годов; оно было напечатано в типографии «Колокола»43. В то время русское издание «Манифеста» могло казаться на Западе не более как литературным курьезом. В том же 1802 г. своим указом Александр I четко определил новое место Сената в системе государственного управления России.

Издание манифеста об усовершенствовании государственного порядка подписание договора

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 («Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка»), акт конституционного значения, положивший начало [наряду с Манифестом Николая II от 6(19).8.1905 о созыве законосовещательной Гос. думы]. 19 января Николай II принял в Царском Селе делегацию рабочих и сообщил, что прощает их за события 9 января. Император искренне считал, что этого достаточно, чтобы беспорядки прекратились. Манифест также носил название Октябрьского или по дате издания — 17 октября. По времени появления он совпал с пиком революционного движения — Всероссийской октябрьской политической стачкой, участниками которой стали 2 млн человек. масштабные реформы затронули все органы государственного управления. 1 января 1810 г. Кодификация законов. Важное место в системе николаевской идеократии было отведено II Отделению. Оно должно было заниматься кодификацией законов, ему же «в порядке верховного управления» вменялось в обязанность разрешать отступления от законов.

Манифест 17 октября 1905 г.

Значение манифеста 17 октября 1905 года заключается в том, что он стал первым шагом к политическому изменению в России. Он показал, что власть готова уступать под давлением народа и начала признавать права и свободы граждан. Царским манифестом 28 января 1811 г. учреждено было Главное управление ревизии государственных счетов с государственным контролером во главе, состоящее из двух департаментов: ревизии счетов по гражданской части и ревизии счетов по военной части. 1 января 1810 г. Безусловно, принятие Манифеста предупредило развитие дальнейших революционных настроений в обществе и стало важной вехой в его перестройке. Но это решение было лишь промежуточным шагом, поскольку не удовлетворяло в полной мере всех требований общества. Манифест в глубокой тайне был подготовлен Сергеем Витте и издан 17 октября. Часть населения была им удовлетворена, и революция пошла на спад, хотя в декабре 1905 года вспыхнуло восстание в Москве. Согласно манифесту в России вводился парламент — Дума. Обсуждение Манифеста проходило на разных платформах: в СМИ, на форумах, в социальных сетях. Многие граждане выразили свою позицию по поводу предложенных в нем реформ и высказали свои предложения и замечания.

Министерская реформа

Николай II сохранял за собой право роспуска Думы и наложения вето на ее решения. Первая и вторая Государственные Думы были им распущены в 1906—1907 годах из-за своего антимонархического состава. В 1907 созвана третья Дума, которая проработала положенные законом пять лет. Манифест 17 октября фактически был первой российской конституцией. Вопрос свободы совести был актуальным для старообрядцев, протестантов и иудеев. Свобода слова — для носителей украинского языка или «малороссийского наречия», которых притесняли ранее. С 1905 года в России стали создаваться политические партии — октябристы монархисты, правоцентристы , кадеты, трудовики. Высочайший манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» - закон, который создавал в России законодательный орган - Государственную Думу. Она создавалась на основе выборов, а также наделялась законодательным правом.

По решению Манифеста, главная задача Думы заключалась в «контроле» за правовым полем страны, поскольку любой закон вступал в силу только после одобрения его большинством в Думе. Предыстория Начиная с января 1905 года, в России началась первая русская революция. С каждым месяцем революция становилась всё сильнее, и власть была вынуждена идти на уступки населению, чтобы сдержать натиск. Первая попытка удовлетворить народные массы - попытка создания Булыгинской Государственной Думы. Фактически это было копия манифеста от 17 октября за одним только исключением: Государственная Дума была не законодательной, а законосовещательной. Население это не устроило и выборы были проигнорированы, после чего началась новая волна революции в конце сентября начале октября 1905 года. Под давлением новых обстоятельств премьер-министр Витте убедил Николая 2 создать новый закон, по которому Государственная Дума будет не просто создана, а будет наделены законодательной властью. Положения манифеста Манифест 17 октября 1905 года является отправной точкой в создании российского парламентаризма и политических партий.

Однако основные положения манифеста были следующие: Дарование России политических прав и свобод. Учреждение Государственной Думы, которая наделялась законодательной властью. Напомним, что несколько месяцами ранее провалилось создание Булыгинской Думы только из-за того, что тогда предполагалось создание законосовещательного органа. Все законы страны требовали обязательного их одобрения Думой Манифест был дополнен законом о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года. Закон также крайне важен, поскольку он наделил правом голоса всех жителей России старше 25 лет. Голосование было непрямым. Оно шло для избрания выборщиков, которые в свою очередь выбирали депутатов в Государственной Думы. Всего создавалось 4 курии: Городская.

Выборы одноступенчатые. Выборы трехступенчатые. Выборы четырехступенчатые. Даже беглый взгляд на систему выборов, которая сложилась в России к декабрю 1905 года, показывает, что наименьшее представительство в Думе была у рабочих. Это была осознанная реакция властей на революцию, где рабочие сыграли одну из ключевых ролей. Император такой системой голосования пытался исключить активную часть населения из деятельности Государственной Думы. Завершая логические преобразования манифеста 17 октября, в феврале 1906 года Государственный Совет Российской Империи был преобразован в Верховную Палату Парламента. Реакция общественности Главный итог и главная позитивная реакция от Манифеста 17 октября 1905 года связаны с расколом антиправительственного лагеря на 3 группы: Либеральная буржуазия - «Цели революции достигнуты, а значит, революция должна быть закончена».

Меньшевики - «Локальные задачи революции решены, но Россия еще не готова к построению социализма, а значит революцию нужно останавливать». Большевики - «Правительство показало, что оно колеблется, а значит настало время его добить и изменить форму власть в стране». Раскол в антиправительственного лагере получился достаточно сильным, поэтому дальнейшее развитие революции было хаотичным и малоэффективным, и после Манифеста октября 1905 революция пошла на спад. Можно ли считать Манифест от 17 октября первой Конституцией России? Очень часто Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от октября 1905 года называют первой русской Конституцией. Действительно ли это так? Ответ скорее отрицательный, чем положительный. Достаточно взглянуть на сам текст Манифеста, который был опубликован в Петербургских Ведомостях.

Манифест представлял собой документ всего из 4 пунктов. Сложно представить, что полноценная Конституция может состоять всего из 4 пунктов. Поэтому гораздо правильнее говорить о Манифесте 17 октября 1905 года не как о полноценной Конституции России, а как о ее предшественнике. Такая трактовка обуславливается социальным положением Манифеста. Ведь, несмотря на то, что он создавал Государственную Думу и выбранную систему, в которой принимали участие все сословия, выборы всё же были неравными. Это были непрямые выборы и неравные, поскольку Император осознанно отдал рабочим минимальное количество мест в Думе. Кроме того Император всегда мог Думу распустить в любой момент по своему усмотрению. Вопрос Конституции в европейских государствах является достаточно важным.

Многие западные страны пришли к этому намного раньше 1905 года. Например, если мы возьмем Францию, то сразу же после победы над Наполеоном, в 1814 году Бурбоны даровали Франции Конституцию. Примерно в это же время и другие западноевропейские страны начали вводить Конституцию. Это отступление сделано, чтобы подойти к важнейшему вопросу - 1905 году в Европе было только 2 государства без Конституции и с абсолютной монархией: Российская империя и Османская империя. Обе стороны закончили не лучшим образом. Османскую Империю подробно рассматривать не будем, а касательно России нужно отметить, что отсутствие Конституции и основные гражданских свобод стало главным мотивом революции 1905-1907 годов. После подавления революции власти только сделали видимость наличии свобод и создания Конституции. На самом деле изменений не было.

В результате возникла революция 1917 года, которая смела Российскую империю и династию Романовых. Николай 2 цеплялся за самодержавие, отказывался принимать реалии современного мира такими какими они были, и в результате потерял страну. Произошло ли ограничение власти монарха? Одно из заблуждения о Манифесте 17 октября 1905 года заключается в том, что этот документ ограничил власть императора, и в результате в России произошло ограничение самодержавия. Сама постановка такого вопроса является абсурдной, поскольку еще задолго до 1905 года власть Императора в России была ограничена и не была всеобъемлющей. Единственное время, когда можно говорить о неограниченности монархии это эпоха от Петра 1 до эпохи Павла 1.

Народное ликование по случаю принятия манифеста Принятие документа имело особое значение. Но в нём не говорилось о полном равноправии сословий и наций, равенстве избирательных прав. Поэтому принятые меры не удовлетворили все требования бастующих и революционеров.

Бумага, чернила. Подпись-автограф императора Александра I. Сперанским 1772—1839. В полномочия Государственного Совета входило рассмотрение новых законов, ежегодной сметы доходов и расходов государства, чрезвычайных мер внутренней и внешней политики. С некоторыми изменениями сферы деятельности Государственный Совет существовал в качестве ключевого законодательного органа вплоть до Февральской революции 1917 г.

Документ гражданскими свободами развязал руки оппозиции для усиления борьбы с самодержавием, что привело к новым кровавым выступлениям. Кроме того и сама власть толком не понимала, какие возможности открывает перед страной парламентаризм, образование политических партий и свободное волеизъявление в условиях свободы слова. Бюрократия оставалась в полном подчинении царю, и не была готова к открытым обсуждениям экономических и политических вопросов с народными представителями в парламенте. Манифест стал роковым для Российской империи, страна не готовая к изменениям стала на шаг ближе к революции. О характере государственном строе империи после 17 октября 1905 г. Причины революции 1905 года «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года Никогда бы не подумал, что Госдума сто лет назад обладала полномочиями по контролю за действиями государя. Вот это демократия! Николай второй своим манифестом отсрочил революцию на 12 лет. Его главная ошибка — не захотел делиться властью. Он дал право создать Госдуму, но в этом же Манифесте оставил за собой право распустить ее в любой момент без объяснения причин. Вот тебе и демократия. Народ не был удовлетворен парой подачек в виде свободы совести и собраний. Нужны были кардинальные перемены. Царь на них не смог пойти. Результат известен всем. Октябрьский манифест открыл России дорогу к созданию стойкой политической системы, основанной на поддержке гражданского общества и на выборности законодателей. Но события 1907 года отбросили страну на десятилетия назад. Действенной системы сдержек и противовесов в российской политике не появилось до сих пор. Манифест 17 октября 1905 года спровоцировал дальнейшую смуту Манифест 1905 г. Этот манифест удовлетворил либеральную общественность, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии. Либералы получили возможность оказать влияние на власть через парламент. Этот манифест считается началом российской монархии и парламентаризма. Манифест закреплял свободу совести, слова, собраний и сходов; привлечение к выборам широких слоев населения; обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов. Надо сказать, что идея «демократизировать» Российскую империю уже давно витала в обществе. Уже не раз рождались конституционные проекты, которые должны были реформировать Россию «сверху». Среди западников ведущей части российского образованного общества «конституционные мечтания» были ведущей идеей и постепенно они радикализировались. Читайте также Крымская война. Они хотели эволюционным путем устроить в Россию конституционную монархию по образцу Англии. То есть они также следовали примеру Запада и были западниками, но не хотели волнений и смуты. В то время как представители прозападной общественности мечтали о том, что главной ветвью власти в России будет законодательная — парламент. Они желали ликвидировать самодержавие. Это расхождение в видении будущего России, причём на основе западных концепций, в итоге и привело к катастрофе Российской империи и всей русской цивилизации, которую спас только новый, советский проект. Первым задумался о реформе Александр I. Ещё будучи наследником престола, Александр критически относился к деспотическим и патерналистским методам правления своего отца. Реформаторский настрой Александра выразился в привлечении к государственной деятельности М. Сперанского, который подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «Размышления о государственном устройстве империи», «О постепенности усовершения общественного» и т. В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». При её разработке проявил себя активным сторонником конституционной монархии.

Свобода слова и объединение народа для борьбы

  • Причины создания и подписания Манифеста от 17 октября 1905 года
  • Александр I. Часть 1
  • Другие популярные рефераты:
  • Административная реформа Александра I

1905, 17 окт. издание манифеста «об усовершенствовании государственного порядка»

В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 году. Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г. Сперанского Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный подход к устройству нового государственного порядка. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке. Само звание обращалось впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами. Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора 8-й класс и статского советника 5-й класс.

Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике. Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях. Закон требовал исполнителей «опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых», по выражению указа от 3 апреля, — «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием», т. Действительно, требовались новые люди, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти».

Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г. Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение: «…I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. Но тому и другому значению поставлены были известные пределы.

В законодательных актах следует различать два элемента: законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу закона. Авторитет принадлежит верховной власти, выработка нормы — дело Совета. Но, не разделяя законодательного авторитета, Совет соприкасается с ним. Таким соприкосновением служат мнения Совета — большинства и меньшинства, в том числе и отдельных членов, представляемые на рассмотрение верховной власти. Высказанные разногласия вместе с заключениями, т. Совет разрешает законодательные вопросы не по указанной программе, а по собственному разуму «пользуется всею свободою мнений», по выражению закона. С другой стороны, его нельзя назвать законодательным учреждением в том смысле как понимается это в современном обществе. Когда декрет, принятый законодательным представительным собранием, отвергается короной, государство остается без закона до нового возбуждения законодательного вопроса. В России верховная власть, признавая решение Совета неудобным, могла предписать ему рассмотреть дело вновь и выработать новое решение, не подсказывая его, а обращая внимание Совета на упущенные им обстоятельства дела.

Получалось, что закон есть воля одной верховной власти, но обыкновенно внушаемая Советом, что и выражалось в самой формуле утверждаемых императором мнений Государственного совета: «внявши мнению Совета … быть по сему». Таким образом, была создана предпосылка для наиболее правильной и осмотрительной выработки новых законодательных норм. Точно так же и значение Совета, законодательное и объединительное, и руководство всеми частями управления выражается не в надзоре за подробностями управления и исполнением законов, что есть дело Сената, а в соображении общих условий, обеспечивающих правильное исполнение законов, потому Государственному совету принадлежит разъяснение истинного смысла законов, принятие общих мер к их успешному действию, распределение государственных доходов и расходов и рассмотрение отчетов всех министерств по управлению вверенными им частями. Все эти особенности делают организацию Государственного совета своеобразным явлением в государственном праве. Такому значению Совета соответствует и данное ему устройство. В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов — законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета императору.

Государственным секретарем был назначен Сперанский М. М, главный организатор учреждения, что давало право руководить всем Государственным советом. Это детище М. Сперанского просуществовало до 1917 года. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов. Значение Государственного Совета еще более снизилось, когда в 1816 году право доклада императору по делам Совета было передано А. Сперанский подготовил два важных акта, реформирующих их деятельность. В июле 1810 г.

А 25 июля 1811 г. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами — манифестом 12 июля 1810 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, министерство коммерции. Дела этого министерства были распределены между министерствами финансов и внутренних дел. Из ведения же министерства внутренних дел вопросы внутренней безопасности были переданы новому министерству, министерству полиции. Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием «главных управлений» со значением отдельных министерств: «Главное управление ревизии государственных счетов» или государственный контроль , «Главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и еще раньше, в 1809 г. Таким образом, отдельных центральных ведомств, между которыми были распределены дела в порядке исполнительном, т. В «Общих учреждениях» определены были состав и делопроизводство министерств, пределы власти министерств, их ответственность и другие подробности министерского управления.

Оба акта, которыми были созданы министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения до сих пор признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор. Министры назначались императором. Губернаторы, также назначаемые императором, стали чиновниками Министерства внутренних дел. Но при преобразовании министерств так и не были осуществлены предложения Сперанского об ответственности министров. Порядок, установленный Сперанским, оставался без изменений вплоть до 1917 года, а некоторые из учрежденных в 1811 году министерств действуют и сейчас. В основу реформы был положен принцип разделения административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых главных частей управления, это прежний комитет министров. Другое, под названием Сената судебного, распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались императором, других должно было избирать дворянство.

Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете. Больше всего нападали на право выбора дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то, что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект, и государь утвердил мнение большинства, реформирование Сената так и не было осуществлено из-за различных препятствий, внешних и внутренних, и сам Сперанский советовал ее отсрочить. Планы Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин: в своей «Записке о древней и новой России», врученной государю 18 марта 1811 г. Можно сделать вывод, что из трех отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две первые, третьей реформа так и не коснулась. Россия стояла на грани государственного банкротства. При предварительном обозрении финансового положения на 1810 г. Профессор Балугьянский написал обширную записку на французском языке, которую Сперанский переделал и дополнил. Она подверглась совместному обсуждению при участии Н.

Мордвинова, Кочубея, Кампенгаузена и Балугьянского, а затем в особом комитете, собиравшемся у министра финансов Гурьева. Изготовленный таким образом план финансов был вручен государем председателю государственного совета в самый день его открытия, 1 января 1810 г. Вот его основные положения: «Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели будет найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться: по ведомствам; по степени нужды в них — необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе; по пространству — общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы; по предметному назначению — обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения; по степени постоянства — стабильные и меняющиеся издержки». Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и образована была комиссия погашения государственных долгов.

Законами 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года возвышены были все налоги — иные удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40 копеек поднята была до рубля; подушная подать с 1 руб. Нужно отметить, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог — «подоходный прогрессивный». Эти налогом обложен был доход помещиков с их земель. Но расходы 1810 г. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества. На 1812 год опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. Ответственным за все эти финансовые затруднения и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное мнение делало Сперанского.

Обещания прекратить выпуск ассигнаций правительство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г. Дела финляндские поручены были также Сперанскому, который только при его удивительном трудолюбии и талантливости мог справляться со всеми возложенными на него обязанностями.

На смену петровским коллегиям, где решения принимались коллегиально, пришли министерства во главе с министрами. Манифестом провозглашалось создание восьми министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для каждого из них была четко определена сфера деятельности, что исключало возможность пересечения и дублирования функций. При этом координация действий министерств должна была осуществляться в рамках вновь созданного Комитета министров. Писарская рукопись. Подпись-автограф императора Александра I.

Место и дата подписания — Санкт-Петербург, 8 сентября 1802 г. Имеются делопроизводственные пометы о слушании манифеста в Общем собрании Сената и Первом департаменте Сената 9 сентября 1802 г. Документ находится в составе дела, хранящегося в фонде 1329 — Именные указы и Высочайшие повеления Правительствующему Сенату коллекция. Александр I. Акты, юридически оформившие эт и преобразования также вошли в настоящую книгу.

Таким образом, была создана предпосылка для наиболее правильной и осмотрительной выработки новых законодательных норм. Точно так же и значение Совета, законодательное и объединительное, и руководство всеми частями управления выражается не в надзоре за подробностями управления и исполнением законов, что есть дело Сената, а в соображении общих условий, обеспечивающих правильное исполнение законов, потому Государственному совету принадлежит разъяснение истинного смысла законов, принятие общих мер к их успешному действию, распределение государственных доходов и расходов и рассмотрение отчетов всех министерств по управлению вверенными им частями. Все эти особенности делают организацию Государственного совета своеобразным явлением в государственном праве. Такому значению Совета соответствует и данное ему устройство. В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35.

Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета императору. Государственным секретарем был назначен Сперанский М. М, главный организатор учреждения, что давало право руководить всем Государственным советом. Это детище М. Сперанского просуществовало до 1917 года. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов. Значение Государственного Совета еще более снизилось, когда в 1816 году право доклада императору по делам Совета было передано А.

Учреждение министерств. Министерства, в которые сентябрьским манифестом 1802 г. Сперанский подготовил два важных акта, реформирующих их деятельность. В июле 1810 г. А 25 июля 1811 г. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами - манифестом 12 июля 1810 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, министерство коммерции. Дела этого министерства были распределены между министерствами финансов и внутренних дел. Из ведения же министерства внутренних дел вопросы внутренней безопасности были переданы новому министерству, министерству полиции.

Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием «главных управлений» со значением отдельных министерств: «Главное управление ревизии государственных счетов» или государственный контроль , «Главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и еще раньше, в 1809 г. Таким образом, отдельных центральных ведомств, между которыми были распределены дела в порядке исполнительном, т. В «Общих учреждениях» определены были состав и делопроизводство министерств, пределы власти министерств, их ответственность и другие подробности министерского управления. Оба акта, которыми были созданы министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения до сих пор признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор. Во главе министерства стояли министры и их товарищи заместители , им подчинялись директора департаментов, тем, в свою очередь, - начальники отделений, начальникам отделений столоначальники. Министры назначались императором. Губернаторы, также назначаемые императором, стали чиновниками Министерства внутренних дел. Но при преобразовании министерств так и не были осуществлены предложения Сперанского об ответственности министров. Порядок, установленный Сперанским, оставался без изменений вплоть до 1917 года, а некоторые из учрежденных в 1811 году министерств действуют и сейчас. Попытка преобразования Сената.

Довольно долго обсуждалась в Государственном совете реформа Сената, но она так и не была осуществлена. В основу реформы был положен принцип разделения административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых главных частей управления, это прежний комитет министров. Другое, под названием Сената судебного, распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались императором, других должно было избирать дворянство. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете. Больше всего нападали на право выбора дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то, что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект, и государь утвердил мнение большинства, реформирование Сената так и не было осуществлено из-за различных препятствий, внешних и внутренних, и сам Сперанский советовал ее отсрочить. Планы Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин: в своей "Записке о древней и новой России", врученной государю 18 марта 1811 г. Можно сделать вывод, что из трех отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые, третьей реформа так и не коснулась.

Поперечные профили набережных и береговой полосы : На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим... Общие условия выбора системы дренажа : Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого... Исключительное право сохранено за автором текста.

Проекты реформ М.

Сперанского 1808-18012 Преобразования высших органов власти Александр I, взошедши на трон, захотел повести ряд реформ в России. Для этого он объединил своих друзей-либералов в "Негласный комитет". Создание и воплощение реформ продвигалось очень медленно, реформаторы не имели представления о реальном государственном управлении. Им нужен был человек, который бы мог воплотить задумки в реальные проекты.

И этим человеком стал М. В 1808 году царь поручил создать М. Сперанскому генеральный план реформ. Этой работой Михаил Сперанский занимался почти год.

План реформ был представлен в виде обширного документа: «Введении к Уложению государственных законов». В нем он высказал свое личное мнение по поводу конкретных проблем государственного развития и правопорядка, а также объяснил и обосновал свои мысли. В 1809 году М. Сперанский писал: "Если Бог благословит все сии начинания, то к 1811-му году, к концу десятилетия настоящего царствования, Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразуется".

В плане М. Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, при верховенстве власти самодержавного монарха. Вся власть в государстве должна была делиться на: законодательную, судебную и исполнительную. До этого строгого разделения властей не существовало.

Также М. Сперанский предложил ввести систему министерств. Он предлагал сделать выборную Государственную Думу и Государственный Совет, назначаемый царем. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии.

Государственной думе вверяется закон. Сенату - суд. Министерству - управление. Реформа Государственного Совета 1810 г.

Преобразование Государственного совета стало важнейшей из осуществленных реформ М. Оба документа были написаны самим М. Изменение функций Совета преследовало такую же цель, как и реорганизация всех ветвей власти: защитить все сословия от деспотизма и фаворитизма. Объективно это означало некоторое ограничение самодержавия, так как создавалась относительная самостоятельность всех ветвей власти и они становились подотчетным сословиям.

Подготовка реформы велась в обстановке секретности и стала совершенной неожиданностью для многих. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства.

В этом смысле и определяет значение Совета М. Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 год, говоря, что Совет «учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия». Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение: «…I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.

Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. Круг полномочий Государственного совета весьма широк. В его компетенцию входили: все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения; предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений; дела, требующие в законах, уставах и учреждениях объяснения истинного их смысла; меры и распоряжения общие, приемлемые к успешному исполнению существующих законов, уставов и учреждений; общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры; ежегодные сметы общих государственных доходов и расходов и чрезвычайные финансовые меры; все дела, по которым отчуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение; отчеты всех канцелярий министерских департаментов, управляемых статс-секретарями, которые подчинялись государственному секретарю.

Это звание было возложено на самого М. Для производства дел в Совете была учреждена государственная канцелярия под управлением государственного секретаря, докладывающего вопросы на общем собрании и заведующего всей исполнительной частью. При Совете находилась комиссия составления законов и комиссия прошений. Однако анализ манифеста свидетельствует, что учреждение Государственного совета игнорировало основные принципы государственной реформы, отраженные во "Введении к уложению государственных законов".

Совет планировался как совещательный орган при императоре. Однако в написанном им же манифесте Государственный совет предстает в виде исключительно законосовещательного органа. Вся деятельность по созданию законов оказалась в руках императора, так как всех членов Государственного совета он назначал сам. Всего вместе с председателями и министрами в Совет было назначено 35 человек.

Решения Совета принимались большинством голосов. Те члены Совета, которые не были согласны с большинством, могли записать свое особое мнение в журнале, но никакого влияния это не имело. Все законы и уставы должны были утверждаться монархом и издаваться в виде царского манифеста, начинавшегося словами: "Вняв мнению Государственного совета". Александр I часто игнорировал мнение большинства Совета и часто поддерживал меньшинство.

Государственный совет завалили различными не свойственными ему вопросами. Совет рассматривает то смету расходов и доходов Москвы и Петербурга, то уголовные гражданские дела. Император стал издавать законы без рассмотрения их в Совете. Таким образом, реформа Государственного совета была проведена, по реформе Совет должен был обсуждать все подробности государственного устройства и решать, насколько они требуют новых законов, а затем выносить свои предложения на суд верховной власти, но на практике все было по-другому.

Александр I пренебрегал этим. Реформа министерств 1810-1811 гг. Министерская реформа началась еще до преобразования Государственного Совета. Манифестом от 25 июля 1810 года было обнародовано "новое разделение государственных дел в порядке исполнительном" с подробным определением пределов их деятельности и степени их ответственности.

Манифест повторил все основные мысли и предложения М. Следующим манифестом - "Общим учреждением министерств" от 25 июня 1811 года было объявлено об образовании министерств, определены их штаты, порядок назначения, увольнения, производства в чины, порядок производства дел. Определены степень и пределы власти министров, их отношения с законодательной властью и, наконец, ответственность как министров, так и разного рода чиновников, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов. Каждое министерство получило единообразное структурное оформление.

Согласно "Общему наказу", министерство возглавлял министр, назначаемый императором и фактически ответственный перед ним. Аппарат министерств состоял из нескольких департаментов во главе с директором, а они, в свою очередь, делились на отделения, возглавляемые начальником. Отделения разбивались на столы во главе со столоначальником. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия.

В "Общем наказе" категорически оговаривалось, что министрам принадлежит только власть исполнительная и в их компетенцию не входит "никакое новое учреждение или отмена прежнего". Министры назначали и увольняли чиновников, осуществляли надзор за подчиненными министерству учреждениями. Манифест 1811 года, по сути, дал министрам безграничную власть в своей отрасли. Этим документом он определялся как высший административный орган.

Комитет состоял из 15 членов: 8 министров, 4 председателя департаментов Государственного Совета, главнокомандующий Петербурга, начальник Главного штаба и начальник морского штаба. Председателем Комитета был князь Н. Салтыков, но дела, рассматриваемые Комитетом, докладывались Александру I А. На Комитет возлагалось рассмотрение дел, по которым "необходимо общее соображение и содействие".

Создание подобного органа было не чем иным, как полным игнорированием принципа разделения властей, подчинением законодательной власти высшей администрации. Довольно часто Комитет по инициативе того или другого министра стал рассматривать законопроекты, которые потом утверждал Александр I. Вместо органа, объединяющего и направляющего деятельность министерств, Комитет министров в своей деятельности или подменял министерства, или занимался делами, которые были не свойственными исполнительной власти. Он мог отменить решение Сената и одновременно с этим рассмотреть по первой инстанции малозначительное уголовное дело.

Следует отметить, что, М. Сперанский впервые ввел такую систему министерств, какую мы можем видеть и сейчас. Реформа Сената 1811 г. Эта реформа довольно долго обсуждалась в Государственном совете, но так и не была осуществлена.

Сперанский считал необходимым безотлагательно реформировать Так как трудно было понять основное назначение сената в системе государственного управления. Сперанский предлагал отделить правительственные функции от судебных и создать два сената, назвав первый Правительствующим, а второй Судебным. Первый, по его предложению, должен был состоять из государственных министров, их товарищей заместителей и должен быть единым для всей империи. Второй, под названием Сената судебного, распадался на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Проект реформы Сената рассматривался сначала в комитете председателей департаментов Государственного совета в 1811 году, а затем на общем собрании совета. Члены Совета в большинстве своем возражали против реформы Сената. Все возражения сводились к тому, что изменение учреждения, веками существовавшего, "произведет печальное впечатление на умы", разделение Сената уменьшит его значение, повлечет большие издержки и создаст "большие трудности в приискании способных людей как в должности канцелярские, так и в сами сенаторы". Некоторые члены Государственного совета посчитали, что выбор части сенаторов противоречит принципу самодержавия и "скорее обратится во вред, нежели в пользу".

Другие выступали против того, чтобы Судебный Сенат был высшей судебной инстанцией и его решение было окончательным, считая, что этот акт будет уменьшать значение самодержавной власти. Многим показалось непозволительным выражение "державная власть" по отношению к Сенату, так как в России знают лишь власть самодержавную. Наиболее существенные замечания принадлежали графу А. Салтыкову и князю А.

Они полагали, что, этот проект прежде всего не "ко времени", считали несвоевременным вводить в жизнь новое установление во время войны, финансового расстройства при всеобщем недостатке в образованных людях. Сперанским был составлен свод высказанных замечаний. К нему он приложил записку, в которой различными доводами защищал свой проект, уступая оппонентам в мелочах. В пермской ссылке М.

Сперанский причины такой отрицательной реакции объяснял так: "Возражения сии большею частию происходили от того, что элементы правительства нашего недовольно еще образованы и разум людей, его составляющих, недовольно еще поражен несообразностями настоящего вещей порядка, чтобы признать благотворные перемены необходимыми. И следовательно, нужно было еще время... Сперанский считал, что мнения членов Государственного совета сводятся к мнению: "хорошо, да не время". Его противники, не имея веских аргументов против предложенного проекта, говорили только о его несвоевременности.

Против реформы было и большинство министров только трое высказались за представленный проект. Иначе, рассуждал М. Сперанский, и быть не могло, так как проект лишает министров права докладывать лично государю и по докладам этим объявлять высочайшие указы, снимая тем самым с себя всю ответственность. Таким образом устройство Судебного сената встретил в штыки весь наличный состав Сената.

Так, несмотря на все возражения, проект реформы Сената большинством голосов был одобрен, и Александр I утвердил решение Государственного совета. Однако утвержденному проекту переустройства Сената не суждено было быть осуществленным в жизнь. Приближалась война с Наполеоном, кроме того, казна была пуста. Император решил не начинать преобразование Сената до более благоприятных времен.

Сперанский, - чтобы время сие настало! Проект может быть переменен, исправлен или совсем переделан людьми, более меня сведующими, но я твердо уверен, что без устройства Сената, сообразного устройству министерств, без сосредоточения и твердой связи дел министерства всегда будут наносить более вреда и заботы, нежели пользы и достоинства". Таким образом, Сенат сохранился в прежнем виде. Сперанский, Михаил Михайлович, впоследствии граф, знаменитый русский государственный деятель, родился 1 января 1772 г.

Семи лет он был отдан во владимирскую семинарию, а когда, в 1790 г. Необыкновенная даровитость скоро выдвинула его здесь, и, по окончании курса, он был оставлен преподавателем математики и философии. Вскоре Сперанский занял место домашнего секретаря у князя Куракина, которого Сперанский изумил быстротою и дельностью работы, и отсюда начинается его быстрое возвышение. Когда, по воцарении императора Павла , князь Куракин был сделан генерал-прокурором сената, Сперанский благодаря ему получил должность экспедитора, или правителя дел в сенате.

В 1801 г. Михаил Михайлович Сперанский. Портрет кисти А. Варнека, 1824 В 1803 г.

Сперанский, оставив службу в государственном совете, перешел в министерство внутренних дел, которое получило в то время, в виду широких преобразований, предположенных правительством, первенствующее значение. Здесь Михаил Михайлович Сперанский скоро сделался главным деятелем и заявил себя сторонником коренных реформ. В 1806 г. Около времени Тильзитского мира 1807 император Александр разошелся с прежними членами своего «негласного комитета » и еще более приблизил к себе Сперанского, возложив на него ту массу дел, какая прежде была на руках Новосильцева.

Сперанский оставил министерство внутренних дел и в качестве государственного секретаря работал исключительно по поручениям самого государя. Перед поездкою на Эрфуртский конгресс император Александр назначил Сперанского в комиссию законов 1808 , а вскоре по возвращении сделал его товарищем министра юстиции, чтобы утвердить значение его в комиссии. Сперанский был, между прочим, и в свите государя в Эрфурте, и Наполеон , который давно был предметом восторженного поклонения Сперанского, произвел здесь на него, как и на самого Александра I, сильное впечатление своею личностью и еще более укрепил в нем усердное почитание французского административного устройства и Наполеоновского кодекса. Теперь, когда император Александр стал опять думать о широкой политической реформе, он не мог найти лучшего сотрудника, чем Михаил Сперанский.

Работая в комиссии законов над проектом нового Уложения, Сперанский в то же время, по поручению государя, выработал грандиозный «план государственного преобразования », приводивший в стройную систему идеи, занимавшие Александра и его сотрудников уже с 1801 г, и имевший целью «посредством законов утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить действию сей власти более достоинства и истинной силы». Государь сам внес некоторые поправки и дополнения к плану, и последний решено было постепенно приводить в действие. Затем последовала реорганизация министерств; далее стояло на очереди преобразование сената, которому уже первые советники императора Александра хотели дать значение только высшей судебной инстанции. Сперанский также желал уничтожить смешение судебной и административной властей в сенате и предлагал разделить его на сенат правительствующий , один для всей империи, состоящий из министров, их товарищей и главных начальников отдельных управлений, и сенат судебный — из сенаторов от короны и по выбору от дворянства, размещенный по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казани и Киеве.

Проекты обоих учреждений, несмотря на сильную оппозицию, были приняты государственным советом и утверждены императором, но, в виду необходимости подготовительных мер и значительных издержек, а также по обстоятельствам внешней политики, не были приведены в исполнение. Наконец, Сперанским были выработаны еще проект гражданского Уложения и план упорядочения финансов. Портрет Сперанского. Художник В.

Тропинин Но из всех предположений Сперанского осуществлены были лишь немногие отдельные частности: общий его план заключал в себе основные законы, определяющие права, обязанности и взаимные отношения сословий тут, между прочим, указывались пути к постепенному освобождению крестьян, однако без земли , а также полное переустройство государственного управления на началах представительства и министерской ответственности. По проекту Сперанского законодательство вверяется «государственной думе», суд — сенату, администрация — министерствам; действие этих трех учреждений соединяется в Государственном Совете и через него восходит к Престолу. Государственная дума законодательное собрание , согласно плану Сперанского, должна обсуждать законы, предлагаемые правительством и утверждаемые Верховной Властью. Она составляется из депутатов от всех свободных сословий, выбираемых губернскими думами ;последние составляются тем же порядком из депутатов от дум уездных ;эти, в свою очередь, из депутатов от дум волостных, составляемых из всех поземельных собственников волости и депутатов от казенных крестьян.

Этим органам законодательного порядка соответствуют учреждения административные и судебные, также разделенные по четырем степеням: правления волостное, уездное и губернское и во главе их всех министерство; суды волостной, уездный, губернский и во главе сенат. Оживленная деятельность Михаила Михайловича Сперанского была прервана неожиданной, хотя и давно уже подготовлявшейся развязкой. Он нажил себе много врагов в высших придворных и чиновничьих сферах, с которыми не имел ни охоты, ни времени сближаться, и в которых на него смотрели, как на выскочку. Сами идеи Сперанского, насколько они были известны и осуществлялись на практике, встречали враждебное отношение со стороны консервативных элементов общества, нашедшее себе в 1811 г.

Особенное озлобление против Сперанского было вызвано двумя проведенными им указами 1809 г. Сперанский родился в с. Черкутине Владимирской губернии, в семье приходского священника. Свою фамилию Михаил получил при поступлении во Владимирскую семинарию от дяди Матвея Богословского латинское слово «speranta» означает «надежда».

Из Владимира в 1790 г. Сперанского за отличную учебу и примерное поведение перевели в Петербургскую Александро-Невскую семинарию, считавшуюся лучшей в России. В 1795 г. Михаил Михайлович окончил ее и остался в ней преподавать.

За 12 лет, с 1795 по 1807 г. В этом ему помогли самостоятельность и твердость характера, умение ладить со всеми и разбираться в характерах людей и его уникальные способности. Он быстро и ясно излагал свои мысли на бумаге, умел составлять самые сложные документы. Вначале он служил домашним секретарем у генерал-прокурора князя А.

К началу царствования Александра I, в 1801 г. Тогда он познакомился с «молодыми друзьями» Александра I, с которыми он обдумывал планы государственных преобразований. Сперанский стал управляющим канцелярией Непременного совета, созданного императором для разработки реформ. Одновременно Сперанский был на службе в Министерстве внутренних дел, статс-секретарем его главы В.

Кочубея, который стал посылать своего секретаря с докладами к императору. Александр I оценил таланты Сперанского и назначил его в 1808 г. Теперь все документы, адресованные императору, проходили через М. В 1809 г.

Манифест о Духовном регламенте Петра І

Безусловно, принятие Манифеста предупредило развитие дальнейших революционных настроений в обществе и стало важной вехой в его перестройке. Но это решение было лишь промежуточным шагом, поскольку не удовлетворяло в полной мере всех требований общества. В его личном дневнике сохранилась запись об этом дне: «Подписал манифест в 5 час. После такого дня голова стала тяжелой, и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию». Охарактеризуйте новый орган управления страной, образованный 1 января 1810 г., укажите его название и главные функции. Значение его в системе управления было выражено в Манифесте 1 января определением, что в нём «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти».

Реформы сперанского и их итоги кратко. Комментарии. Реорганизация финансовой политики государства

Манифест от 1 января 1807 г. "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий". Кодификация законов. Важное место в системе николаевской идеократии было отведено II Отделению. Оно должно было заниматься кодификацией законов, ему же «в порядке верховного управления» вменялось в обязанность разрешать отступления от законов. 19 января Николай II принял в Царском Селе делегацию рабочих и сообщил, что прощает их за события 9 января. Император искренне считал, что этого достаточно, чтобы беспорядки прекратились. Манифест об учреждении министерств — первый акт министерской реформы 1802-11 гг., регламентировавший деятельность отраслевых управленческих органов в Российской империи.

Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года

Стабильность и безопасность государства. Участие граждан в принятии решений и обсуждении вопросов. Развитие гражданского общества и демократии. Таким образом, взаимодействие общества и государства является неотъемлемым элементом развития государственного порядка. Повышение его эффективности возможно только при активном участии граждан, политических партий и общественных организаций. Изменения, внесенные манифестом в жизнь граждан Манифест об усовершенствовании государственного порядка имел серьезное влияние на жизнь граждан. Он внес значительные изменения в политическую, экономическую и культурную сферы общества. В первую очередь, манифест привел к сокращению власти монархии и установлению новых прав и свобод для граждан.

Один из самых значимых изменений, которые были внесены манифестом, — это отмена крепостного права. С момента принятия манифеста, крестьяне стали свободными людьми и получили право на собственность. Это имело огромное значение для многих граждан, которые ранее были принудительно ограничены в своих правах и свободах. Манифест также привел к созданию гражданского общества и поддержал развитие самоуправления.

Обсуждение Манифеста проходило на разных платформах: в СМИ, на форумах, в социальных сетях. Многие граждане выразили свою позицию по поводу предложенных в нем реформ и высказали свои предложения и замечания. Количество откликов на Манифест было впечатляющим — миллионы граждан активно обсуждали его положения и делились своими мнениями. Многие вопросы, поднятые в Манифесте, вызывали оживленные дискуссии и споры, что свидетельствует о значимости и актуальности этих проблем для общества. Более того, Манифест получил широкую поддержку от различных общественных объединений, профсоюзов и политических партий. Руководители многих организаций и партий публично высказали свою поддержку документу и подписали его в знак согласия с его положениями. Кроме того, были созданы различные инициативные группы, которые ставили перед собой задачу активно пропагандировать Манифест и вовлекать как можно больше граждан в его обсуждение и поддержку. Их деятельность была направлена на формирование публичного мнения и создание благоприятного окружения для внедрения предлагаемых реформ. Организованные в рамках общественного движения митинги и акции поддержки Манифеста также привлекли внимание СМИ и вызвали большой резонанс в обществе. Участники этих акций вышли на улицы, чтобы высказать свою поддержку предложенным реформам и выразить свое мнение относительно ситуации в стране. Общественное обсуждение и поддержка Манифеста подтверждают его актуальность и значимость в современной политической ситуации. Граждане страны явно проявляют свою готовность к переменам и поддерживают инициативы по исправлению недостатков государственного порядка. Одобрение и принятие Манифеста Манифест об усовершенствовании государственного порядка был одобрен после длительных дебатов и обсуждений в ряде государственных органов и институтов. Представители различных сфер общества выразили свою точку зрения и внесли свои предложения в документ. Первоначальную версию Манифеста подготовил комитет экспертов, состоящий из известных политологов, юристов и экономистов. Они проанализировали текущую ситуацию в стране, выявили проблемы и предложили ряд мер, направленных на их решение. После этого Манифест был представлен на обсуждение в парламенте. Законодатели детально изучили его содержание и провели серию публичных слушаний, чтобы услышать мнение общественности. Они приняли активное участие в дебатах, задавали вопросы и делали предложения по улучшению документа. Далее Манифест был отправлен на рассмотрение в Верховный Суд, где юристы и судьи провели тщательную правовую экспертизу. Они проверили соответствие документа законодательству и конституционным принципам. По окончании всех проверок и обсуждений Манифест был принят парламентом большинством голосов. Это стало важным этапом в истории усовершенствования государственного порядка и его принципов. Документ был официально опубликован и стал доступным для ознакомления всем гражданам. Вместе с тем, проведены мероприятия по информированию населения о важности Манифеста и его основных положениях. Одобрение и принятие Манифеста стали символом солидарности и стремления к улучшению государственного порядка и жизни общества в целом.

Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых. Министры суть члены Совета, по их званию. В Совете председательствуем мы сами. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов, по нашему назначению».

С целью переработки проекта в феврале 1859 г. К осени 1859 г. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которому крестьяне освобождались от личной зависимости. Крестьянская реформа состояла из нескольких частей: отменялась собственность помещиков на крестьян, которые теперь могли уходить на заработки в город или наниматься к помещику на работу. XIX в. Реформа финансов. В 1860 г. В 1862 г. Для контроля над средствами в 1864 г. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность по первичным документам, а не итоговые отчеты, как прежде. Прямые налоги частично заменялись косвенными. Реформа местного самоуправления земская реформа. Внутри земства существовал распорядительный и исполнительный секторы. Распорядительные органы — «собрания гласных» депутатов — занимались хозяйственными вопросами и собирались один раз в год. Исполнительные органы — «земские управы» — занимались исполнением решении распорядительного сектора. Обратите внимание Выборы в земские распорядительные органы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия — депутаты от землевладельцев — состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. Вторая курия — депутаты от городов — объединяла собственников промышленных и торговых заведений годовой оборот не менее 6 тыс. Выборы по третьей курии депутаты от крестьян -бесцензовые, но многоступенчатые. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания должен был быть предводитель дворянства. В конце 70-х гг. Городскую реформу начали разрабатывать в 1861 г. Ее проект, представленный в 1864 г. Функции городского управления заключались в заботе о благоустройстве города, попечительстве торговли, устройстве больниц, школ и городском налогообложении. Выборы в Городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили только крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую — более мелкие, уплачивавшие другую треть, в третью — все остальные. Каждое собрание избирало представителей в Городскую думу. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Судебная реформа. Она включала создание новых судебных уставов, вводивших общие судебные учреждения для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства, гласность и состязательность судопроизводства, равную ответственность всех сословий перед законом, независимость суда от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Важно Новая структура суда включала в себя: мировой суд, где разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом; окружной суд, где разбирались серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Сенат был высшей судебной и апелляционной инстанцией. Предварительное расследование велось судебными исполнителями. Вводилась адвокатура. Эта система дополнялась волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и др. Реформа образования и печати была проведена в 1863-1865 гг. В 1863 г. Реформа народного просвещения провозглашала принцип общего и всесословного образования. В 1865 г. Военная реформа началась в 1857 г. В 60-е гг. Страна была разделена на 15 военных округов с целью более оперативного руководства войсками. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. В 1864-1867 гг. В армии появились новые уставы. В ходе реформы военно-учебных заведений были организованы военные гимназии и юнкерские училища для всех сословий с двухгодичным сроком обучения. Была улучшена подготовка офицерского состава. По достижении 21 года все мужское на селение должно было нести действительную службу. Внешняя политика Совет Основными задачами внешней политики России в этот период было освобождение от условий Парижского мирного договора 1856 , подписанного по итогам Крымской войны. Кроме того, важными направлениями оставалось балканское, кавказское и среднеазиатское. Летом 1870 г. Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка» и многопартийность в России Революция 1095-1907 гг. Причины: 1 главной причиной революции являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны; 2 нерешенный рабочий вопрос; 3 национальный вопрос; 4 тяжелые условия службы солдат и матросов; 5 антиправительственный настрой интеллигенции; 6 поражение в Русско-японской войне. По характеру революция 1905—1907 гг. Основные задачи революции: 1 свержение самодержавия и установление конституционной монархии; 2 решение аграрного и национального вопросов; 3 ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе — демонстрации, стачки, вооруженное восстание. Ход революционных событий. Восходящий этап, январь — октябрь 1905 г. Началом революции стали события в Петербурге: всеобщая стачка и Кровавое воскресенье.

Смысл манифеста 17 октября 1905 года и его значение для истории России

Манифест также носил название Октябрьского или по дате издания — 17 октября. По времени появления он совпал с пиком революционного движения — Всероссийской октябрьской политической стачкой, участниками которой стали 2 млн человек. Значение его в системе управления было выражено в Манифесте 1 января определением, что в нём «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». 1 (13) января 1874 г. был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым воинская повинность возлагалась на все сословия русского общества. В этот же день был утверждён «Устав о воинской повинности».

Принятие манифеста об усовершенствовании государственного порядка

Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Манифест — в России был дан сверху властью , которая сама себя никогда и ни при каких обстоятельствах не ограничит. Вместе с тем, сразу после издания документа, в России стали появляться легальные политические партии : Союз 17 октября октябристы , Партия народной свободы кадеты и пр. Таким образом, Манифест заложил основы российской партийной системы — изначально как многопартийную. Манифест изменил саму структуру органов власти в России , введя в России Государственную думу как законодательный орган власти. Плюс в России изменилась и форма власти: сформировалась дуалистическая монархия, для которой характерно сосуществование власти монарха и парламента, при лидерстве первой. Такого значение документа и его последствия. Жаль, что эта историческая альтернатива так и не реализовалась.

Текст 17 октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: 1.

Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

Предполагалось: установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей. Однако император мог распустить Думу или заблокировать её решения, воспользовавшись своим правом вето. Народное ликование по случаю принятия манифеста Принятие документа имело особое значение.

В целом, манифест об усовершенствовании государственного порядка и последующие реформы привели к существенным изменениям в жизни Российской империи.

Они позволили стране достичь нового уровня развития и сделали первый шаг к строительству современного государства. Результаты и влияние манифеста Манифест об усовершенствовании государственного порядка, принятый в определенный исторический период, оказал существенное влияние на развитие страны и ее государственного устройства. История принятия манифеста и его последствия имеют большое значение для изучения и понимания политической и социальной ситуации того времени. Одним из главных результатов манифеста стало усиление роли государства в общественной жизни. Принятие манифеста предоставило государству дополнительные полномочия и возможности для вмешательства в экономическую сферу и социальные отношения.

Это привело к возникновению новых форм государственного управления и контроля, которые оказались эффективными для решения сложных задач развития страны. Другим важным результатом манифеста стало установление новых правил и нормативов, регулирующих деятельность государственных органов и общественных институтов. Манифесты включали в себя конкретные указания и положения, которые вносили изменения в правовую систему и регулирование общественных отношений. Это позволило повысить стабильность и эффективность государственного управления. Влияние манифеста проявилось также в изменении политической ситуации и расстановке сил в стране.

Принятие манифеста сопровождалось перегруппировкой политических сил и сменой представителей во власти. Новые идеи и принципы, предложенные в манифесте, получили поддержку широких масс населения, что привело к изменению политической атмосферы и настроений в обществе. Следует отметить, что результаты манифеста не всегда были однозначно положительными. В некоторых случаях, усовершенствование государственного порядка могло привести к ограничению гражданских свобод и прав, а также к усилению репрессий и политической реакции. Но в целом, манифест об усовершенствовании государственного порядка оказал положительное влияние на развитие страны и стал важной точкой в истории ее государственности.

Отзывы и реакции на манифест Принятие манифеста об усовершенствовании государственного порядка вызвало широкий резонанс и разнообразные отзывы среди общественности. Ниже представлены некоторые из них: 1. Положительные отзывы Многие граждане выразили свою поддержку и одобрение манифеста, утверждая, что эти долгожданные изменения необходимы для развития и стабильности нашего государства. Они считают, что манифест предлагает эффективные меры по борьбе с коррупцией, улучшению экономической ситуации и защите прав граждан.

Цензура и образование. Цензура была важной частью николаевской идеократии.

Именно на цензурные инстанции возлагалась ответственность за состояние дел в литературе и театре, за общее состояние умов и народную нравственность. В 1826 г. Был учрежден Главный цензурный комитет, который подчинялся Министерству народного просвещения. Цензурный контроль, помимо Цензурного комитета, осуществляли самые разные ведомства: Синод, Академия наук, Министерство императорского двора, университеты. Была цензура театральная, духовная, военная. Верховный надзор был обязанностью III Отделения, для которого общественное безмолвие было свидетельством успеха в овладении умами.

Цензурный устав 1826 г. Цензоры обязаны были действовать согласно «политическим обстоятельствам и видам правительства», не пропускать сочинений, колеблющих христианскую веру и порицающих монархический образ правления или содержащих «предположения о преобразованиях каких-либо частей государственного управления». Для Николая I это был естественный ответ на реформаторские настроения прошлого царствования. Устав 1826 г. Произвол был столь велик, что два года спустя правительство вынуждено было дать новый Цензурный устав, где цензорам рекомендовалось не придираться к словам и отдельным выражениям. Николай 1 охотно играл роль покровителя науки и высшего образования, хотя и полагал, что университеты являются рассадниками вольнодумства.

Он понимал, что для государственной службы требуются подготовленные чиновники. В его царствование были открыты Технологический и Межевой институты, Училище правоведения, Военно-морская академия и другие специальные учебные учреждения. По университетскому Уставу 1835 г. Уваров наладил систему подготовки отечественной профессуры, способствовал заграничным командировкам молодых ученых, открывал новые кафедры. Народные выступления и национальные движения. Серьезным испытанием для николаевского режима стали европейские революционные потрясения 1830—1831 гг.

В июне 1830 г. Военный начальник города Столыпин был убит, власти подавили выступление спустя несколько дней, стянув к городу крупные воинские части. Карантинные меры против эпидемии холеры в 1830—1831 гг. Летом 1831 г. Восставшие убили нескольких офицеров, арестовали остальных и стали назначать командиров из своей среды. Волнения охватили почти все поселенные округа Новгородской губернии.

Николай I заявил: «Бунт в Новгороде важнее, чем бунт в Литве, ибо последствия могут быть страшные». Беспорядки были подавлены военной силой, свыше четырех с половиной тысяч поселян были преданы суду. События 1830—1831 гг. Вяземский заметил: «Любопытно изучать наш народ в таких кризисах. Недоверчивость к правительству, недоверчивость совершенной неволи к воле всемогущей оказывается здесь решительно. Изо всего, изо всех слухов, доходящих до черни, видно, что и в холере находит она более недуг политический, чем естественный».

В ноябре 1830 г. За полтора года до этого, в мае 1829 г. Против повстанцев, которые объявили о свержении династии Романовых с польского престола, были направлены войска И. Дибича, которого затем сменил И. К осени 1831 г. В феврале 1832 г.

Российский император делался наследственным обладателем польской короны, и отпадала необходимость отдельной коронации. Польский сейм был ликвидирован, польская армия распущена. В 1847 г. Костомаров, П. Кулиш, Н. Гулак, близок к обществу был поэт Т.

Правила общества были основаны на идеалах христианской нравственности, они предусматривали отмену крепостного права, равенство граждан и, главное, создание федерации славянских народов с центром в Киеве. Влияние его идей было незначительно. Орлов потребовал, чтобы цензура с особым вниманием следила за теми учеными и литературными сочинениями, «где дело идет о народности или о языке Малороссии и других подвластных России земель, не давая любви к родине перевеса над любовью к Отечеству, империи и изгоняя все, что может вредить последней любви, особенно о мнимых настоящих бедствиях и о прежнем, будто бы необыкновенно счастливом, положении подвластных племен». Николаевское правительство и европейская «весна народов» 1848 г. Поводом для дальнейшего усиления цензурного гнета стала европейская «весна народов» 1848 г. Уже в феврале был создан Секретный комитет под председательством А.

Меншикова для пересмотра издающихся в России журналов. От журналистов требовалось содействовать «правительству в охранении публики от заражения идеями, вредными нравственности и общественному порядку». По рекомендации этого комитета 2 апреля был учрежден Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений. Во главе его был поставлен генерал Д. Задачей его комитета был сплошной просмотр всех печатных изданий, выходивших в России, надзор за цензорами, редакторами и издателями. Деятельность Комитета давала основание современникам говорить о стремлении правительства ввести в России единомыслие.

Создание Комитета означало дальнейшее развитие идеократии. Последние годы царствования Николая I вошли в историю как «мрачное семилетие». Действия правительства оправдали предсказание историка С. Соловьева: «Нам, русским ученым, достанется за эту революцию». Попытка Уварова выступить с благонамеренной защитой университетского преподавания привела к тому, что он был отправлен в отставку. Новый министр П.

Ширинский-Шихматов ограничил преподавание политической экономии, философии и правовых дисциплин, поощрял занятия богословием. Резко сократилось число студентов, была повышена плата за обучение. Отлаженная образовательная система оказалась на грани развала. Соловьев констатировал: «Что же было следствием? Все остановилось, заглохло, загнило. Русское просвещение, которое еще надобно было продолжать взращать в теплицах, вынесенное на мороз, свернулось».

Реакция торжествовала.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий