27 апреля 1682 г умер царь федор алексеевич ему было всего 20 лет

Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V и Петра I. Федор Алексеевич Романов умер 27 апреля 1682 года (ему было только 20 лет), не оставив ни наследников (единственный сын умер в возрасте 10 дней), ни каких-либо распоряжений относительно престолонаследия. Ивана 5-го и Петра 1-го. Сестра Федора - Софья Алексеевна - стала регентом при малолетних братьях. 27 апреля 1682 года умер царь Фёдор Алексеевич. Патриарх Иоаким провозгласил Петра царём в обход старшего брата Ивана. Это вызвало гнев Милославских, и они воспользовались волнениями среди стрельцов, чтобы устранить Нарышкиных. 27.04.1682 гг.) - царь с 1676 г. Сын царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской.

Федор Алексеевич Романов. Биография

В 1682 году царь Федор Алексеевич утвердил разработанный Симеоном Полоцким документ под названием «Академическая привилегия», в соответствии с которым в Москве предполагалось открыть первое всесословное высшее учебное заведение Славяно-греко-латинскую академию начала работу в 1687 г. При этом, Академия получала статус равный статусу западноевропейских университетов. В то же время в тогдашнем обществе углублялся религиозный раскол, порожденный церковной реформой патриарха Никона, начавшейся в 1650-х годах. Власти жестоко подавляли противников реформы старообрядцев , подвергая их гонениям, а то и казням. Так, в апреле 1682 года был сожжен с ближайшими сподвижниками духовный вождь старообрядцев протопоп Аввакум. Суть же раскола в следующем. Церковная реформа проводимая патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича была направлена на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды для приведения их в соответствие с тогдашними греческими. В то время среди московской знати имело широкое распространение «греколюбие».

Сам царь Алексей Михайлович был убежденным «греколюбом». Он вел обширную переписку с «восточными патриархами» — Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским, то есть с главами православных церквей территорий, входивших в свое время в Восточно-Римскую Византийскую империю. В упомянутой переписке определенно прослеживалась цель Алексея Михайловича — привести русскую церковь в полное единение с греческой бывшей византийской. Подобный подход лежал в русле геополитических воззрений самого царя и высшей знати Русского царства, которое после падения Византии было единственной независимой православной державой и воспринималась как наследница и правопреемница Восточно-Римской империи «Москва — третий Рим». Русский государь выступал защитником всего Православия, призванным освободить христиан от турок и стать царем в Константинополе. Эти воззрения всемерно поддерживались «восточными патриархами». Так, в 1649 году Александрийский патриарх Паисий в свой приезд в Москву, на приёме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царём в Константинополе: «Да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения».

В праведности подобных идей убеждал царя Алексея Михайловича и патриарха Московского и всея Руси Никона и Константинопольский патриарх, святитель Афанасий Цареградский. Святитель Афанасий Цареградский: он мечтал увидеть русского царя на престоле возрожденной Восточно-Римской империи В то время Османская империя находилась на вершине своего могущества и планы по восстановлению Византии были практически не осуществимы, но патриарх Никон был настолько одержим ими, что говорил о себе: «я по крови — русский, а душою — грек». Церковная реформа проводилась довольно жесткими методам, а противники подвергались гонениям, но несмотря на это она столкнулась с упорным сопротивлением со стороны части церковного клира и тех мирян, включая представителей знати, которые считали, что «русское благочестие выше греческого».

Каждому из округов приписывалось определенное кол-во войск, формировавшихся на основе даточных людей: 1 даточный человек — солдат с 25 дворов петровская рекрутсткая повинность Развиваются «полки нового» строя и рекрут. Дворяне были записаны в полковую службу, те кто уклонялся, лишались чинов, а затем было принято решение, что поместья останутся дворянам если они и их дети будут на службе государства.

Далее Федор хотел упорядочить систему чинов, а потом вовсе отменить дворянское ополчение. Но это реформа встретила отчаянное сопротивление, и Федор не успел преодолеть его. Девушка очень понравилась царю, и он поручил Ивану Языкову навести справки о ней. Оказалось, что это Агафья Семёновна Грушецкая, и живёт она с матерью в Китай — городе в доме двоюродного дяди, думного дворянина Семена Зборовского, который до 1677 года управлял Монастырским приказом. Фёдор велел передать Заборовскому, «чтоб он ту свою племянницу хранил и без указа замуж не выдавал».

Агафья Семёновна оказывала сильное влияние на мужа и играла значительную роль в придворной жизни. Под её влиянием значительно изменился и придворный быт. Царь Фёдор Алексеевич первым из русских надел польское платье, чему последовали и все придворные, отменил обычай брить голову и начал носить длинные волосы. Агафья «уговорила мужа уничтожить охабни, безобразные женские платья… ввести бритьё бород и стрижку волос, польские сабли икунтуши и, что ещё важнее, допустить в Москве закладку польских и латинских школ» Агафья Семёновна умерла через три дня после рождения сына. Её кончина была тяжёлым ударом для Фёдора: он проводил гроб до Красного крыльца и до «саней» , но был не в состоянии присутствовать на самом погребении в Вознесенском монастыре.

Младенец пережил свою мать лишь на неделю. Царь проводил его также только до Красного крыльца и до саней и не пошёл в Архангельский собор на погребение.

Так же как его отец и дед , вступил на царский престол в юношеском возрасте — в 15 лет венчался на царство 18 28 июня 1676 года. Интересовался европейской политикой.

На заседаниях Боярской думы численность которой при нём возросла с 66 до 99 членов ему и боярам зачитывали составленные в Посольском приказе обзоры западной прессы куранты [7]. Увлекался музыкой и пением. К свадьбе царя Фёдора Алексеевича и Агафьи Грушецкой Симеон Полоцкий и новый придворный пиит и ученик Симеона, монах Сильвестр Медведев , сложили широковещательные оды на это «великое и радостное для всей земли Русской торжество». В первые месяцы царствования Фёдор Алексеевич тяжело болел и фактическими правителями государства были А.

Матвеев , патриарх Иоаким и И. Однако уже к середине 1676 года царь взял власть в свои руки, после чего Артамон Матвеев был отправлен в ссылку.

Получили новое развитие полки иноземного строя. В 1676—1681 гг. Под влиянием первой жены царя, польской дворянки Агафьи Грушецкой , придворный быт значительно изменился: молодые бояре начали брить бороды, при дворе было запрещено появляться в традиционных охабнях и однорядках. Будучи широко образованным человеком, царь Федор Алексеевич стал одним из создателей в марте 1681 года Типографской школы при Заиконоспасском монастыре — предтечи Славяно-греко-латинской академии. Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжён с ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по преданию, предсказавший близкую смерть царю. Царица Агафья умерла летом 1681 года в родах единственного ребёнка Фёдора — царевича Ильи; младенец тоже вскоре скончался.

Ввести приведенный ниже кулинарный рецепт

Ещё в 1674 году Алексей Михайлович назначил наследником престола старшего сына Фёдора. А спустя всего два года Фёдор уже принимал царский венец скоропостижно умершего самодержца всероссийского царя Алексея I Михайловича. Получил образование под руководством Симеона Полоцкого, выдающегося богослова, церковного проповедника и писателя, который стал главным наставником царских детей. Во многом представления Фёдора о царской власти были сформированы под влиянием Симеона Полоцкого. Фёдор был прекрасно образован. Он хорошо знал латынь и свободно говорил по-польски. К сожалению, Фёдор Алексеевич не отличался хорошим здоровьем, с детства был слабым и болезненным, однако, страстно любил лошадей и стрельбу из лука. В отличие от отца, Фёдор правил самостоятельно, при нём не было первого министра. Посольским приказом, вместо первого министра, ведали дьяки, а должность канцлера занимал невеликий администратор Дементий Минич Башмаков. Несмотря на борьбу придворных группировок, пытавшихся влиять на царя, Фёдор вникал во все государственные дела.

При Фёдоре центр тяжести государственных решений переместился в Думу. Ряд реформ правительства Фёдора было направлено на централизацию власти и укрепление позиций дворянства. Многое из того, что было подготовлено или начато в краткий период правления Фёдора Алексеевича было продолжено в реформах его младшего брата Петра I. Он упразднил Приказ тайных дел, затем был упразднён Монастырский приказ. Отменены членовредительские наказания — отсечений рук, ног, пальцев.

Он увлекался политикой, музыкой и пением.

В 1676 году было положено начало царствованию Федора Алексеевича. Он получает большой титул и встает во главе государства. Однако спустя 10 дней после рождения он скончался. Агафья умерла через пару дней после родов.

Матвеев, патриарх Иоаким и И. Однако уже к середине 1676 г. Артамон Сергеевич Матвеев 1678 - проведена общая перепись населения подворная перепись — составление новых писцовых книг 1679 - введено подворное обложение взамен посошного прямыми налогами, увеличившее податный гнёт. В военном деле в 1682 отменено парализующее начальствование в армии местничество, в связи с этим сожжены разрядные книги. Тем самым был положен конец опасному обычаю бояр и дворян считаться с заслугами предков при занятии должности.

Для сохранения памяти предков были введены родословные книги.

Крекшин повествует, как царь Федор Алексеевич обратил внимание царицы Натальи Кирилловны, что царевичу Петру приспело время учиться, как по докладу боярина Ф. Соковнина был призван к этому делу Зотов, как он был представлен царю, проэкзаменован в его присутствии Симеоном Полоцким и найден пригодным к новой обязанности, как затем патриарх отслужил молебен, благословил отрока, вручил его учителю и тот посадил его за учение, разнообразя его показыванием «кунштов», т. Но все ли в этом рассказе верно? Зотов ли начал обучать царевича грамоте?

Никита Моисеев сын Зотов в 1669 и 1670 гг. В 1671—1673 гг. В мае 1674 г. Можно думать, что Зотов был на виду в правительственных сферах как опытный приказный делец. В 1675 г.

Большого Хитрово. В состав этой комиссии вошли боярин И. Зотов [54]. В 1679 г. Зотов значится уже дьяком Владимирского Судного приказа, находящегося под начальством князя В.

Голицына [55]. Может быть, знакомство по комиссии 1675 г. Голицыным, в конце 1670-х г. В августе 1680 г. Тяпкиным, отправлявшимся туда для заключения перемирия [56].

Если бы Зотов в это время, в 1680 г. Дело об этом посольстве сохранилось, и дьяк Зотов ни в одном из документов этого дела не называется учителем царевича, а это, несомненно, имело бы место, если бы он действительно в то время был учителем. Так как в Крыму было тогда моровое поветрие, то Тяпкин и Зотов по приезде в Москву подвергнуты были карантину. Зотов был очень обижен распоряжением о выезде в деревню и приписывал это распоряжение злобе на него управлявшего Посольским приказом думного дьяка Лариона Иванова, с которым у Зотова уже тогда была ссора и на которого он подавал челобитье государю. Между Зотовым и подьячим Силиным произошел такой разговор: «А дьяк Микита Зотов подьячему говорил и спрашивал, прислан ли де к нему с ним, подьячим, о том государев указ из Посольского приказу на письме, что ему ехать в деревню.

И дьяку Миките Зотову подьячей говорил, что де письменного государева указу к нему не прислано, а наказано говорить о том ему словесно. И дьяк Микита Зотов говорил: опасенье де он имеет в том, что к нему письменного его государева указу не прислано, что ему с Москвы в деревню ехать. Как де он с Москвы поедет в деревню, чтоб ему того в побег не поставили, потому что челобитие де у него было великому государю на думного дьяка на Лариона Ивановича. А он де его с Москвы посылает в деревню; хотя де он с Москвы в деревню и поедет, только де добрые люди у него на Москве останутся и проведают: по указу де великого государя его, Микиту, думный дьяк Ларион Иванович в деревню посылает, всем де людем свет, а ему тьма». Зотов указывал далее, что Ларион Иванов не боится заразы, пускал к себе на дом переводчиков и представлял их переводы государю, а его, Зотова, считает нужным держать взаперти и даже высылать в деревню.

А после того он, дьяк Микита Зотов, говорил: дела де у него, которые есть, отдаст он стольнику Василию Тяпкину, а сам ехать сбиратца будет и поедет с Москвы в коломенскую свою деревню» [57]. В переписной книге 1678 г. Если бы Зотов был до поездки в Крым учителем Петра, едва ли его стали бы так бесцеремонно выпроваживать из Москвы, так как он мог бы прибегнуть к заступничеству царицы или людей, близких ученику. Вероятно, и в своих жалобах перед подьячим Силиным он сослался бы на свое прежнее положение учителя. Итак, посылка Зотова в посольство в Крым в августе 1680 г.

К тому же ни в одном официальном документе он до поездки и по возвращении из посольства не именуется «учителем» Петра. Только с 1683 г. С этой поры преподавание им Петру несомненно. С 1683 г. Что Петр учился в 1680 г.

Но кто вел с ним тогда занятия — предстоит еще исследовать. Стрелецкое движение 1682 г 27 апреля 1682 г. Предстояло избрание нового царя, причем неминуемо должна была произойти борьба партий. При Федоре придворное общество раскалывалось на три партии. В первые годы его царствования политическое влияние принадлежало его родственникам по матери — Милославским.

Во главе этой партии стоял старейший из Милославских — боярин Иван Михайлович; далее мы видим в ее составе бывшего казанского воеводу И. В тесном союзе с Милославскими действовал влиятельный боярин Б. Хитрово со своими родственниками. Душой партии была одна из дочерей царя Алексея, царевна Софья. В последние годы царствования Федора партия Милославских была, однако, несколько оттеснена выдвинувшимися царскими любимцами.

Влияние получил возведенный в бояре Иван Максимович Языков, тонкий и ловкий придворный, «глубокий», по отзыву современника, «московских прежде площадных, потом и дворских обхождений проникатель», человек незнатного происхождения, появлявшийся сначала только «на площади», т. Вместе с ним выдвинулись постельничий Алексей и чашник Семен Лихачевы. Значение Языкова и Лихачевых с их родичами особенно усилилось в последние месяцы жизни царя Федора, со времени его второго брака со свойственницей Языкова Марфой Матвеевной Апраксиной. Наконец, третью партию, отстраненную, находившуюся в тени, составляли Нарышкины с царицей Натальей во главе. Сила этой партии заключалась в А.

Матвееве, опытном государственном дельце, человеке, также выдвинувшемся своими трудами и заслугами. Но Матвеев был сослан вскоре же по воцарении Федора, и без него положение партии было печально. Нарышкины — отец царицы Кирилл Полуектович и ее многочисленные братья — были политически ничтожными людьми, а сколько-нибудь видные и выдающиеся из Нарышкиных были тоже сосланы. Впрочем, в последние месяцы жизни Федора, именно со времени его второй женитьбы, появились признаки наступления для Нарышкиных лучших дней. Царица Марфа Матвеевна Апраксина была крестницей Матвеева и хлопотала перед царем о возвращении крестного.

Языковы и Лихачевы обнаруживают стремление сблизиться с Нарышкиными, и Матвеев был переведен из Пустозерска сначала на Мезень, а затем «до указа» в один из костромских пригородов — Лух. Таково было положение дворцовых партий, когда умер царь Федор. Царь скончался в 4 часа пополудни, и три удара в большой соборный колокол возвестили московскому населению об этом событии. В присутствии патриарха и высшего духовенства начался печальный обряд прощания с почившим царем. В числе прощавшихся упоминаются члены Боярской думы, придворные чины, столичное и городовое дворянство иноземного и московского чина: генералы, полковники, стольники, стряпчие, дворяне и дети боярские, наконец, высший чин торговых людей — гости.

Поклонившись праху почившего, прощавшиеся целовали руки у обоих царевичей — Ивана и Петра. Затем патриарх, высшее духовенство и члены Боярской думы собрались в Передней палате дворца, и здесь происходило совещание, кому из обоих царевичей быть на царстве. Раздались голоса, что этот вопрос может быть решен только собранием всех чинов Московского государства, т. Земским собором. Эти чины и были тотчас «для того» призваны, по выражению официального объявления о кончине царя Федора и об избрании Петра на царство.

Созвание собора не представляло затруднений, потому что чины, в него входившие, были здесь же, во дворце, и только что прощались с умершим царем. Служилые чины: стольники, стряпчие, дворяне московские, дьяки, жильцы, городовые дворяне и дети боярские, а также представители тяглого населения: гости, члены гостиной и суконной сотен и, вероятно, по обыкновению старосты черных сотен Москвы, — находились на крыльце, что перед Передней палатой, и на внутренней дворцовой площадке у церкви Спаса на Бору. Известно, что служилые и тяглые московские столичные чины рассматривались как представители также и провинциального населения. Служилые московские чины — стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы — представляли те уезды, где они владели поместьями и вотчинами, а высшие разряды московских посадских людей — гости, члены гостиной и суконной сотен, набиравшиеся в Москву из провинциальных посадов, но продолжавшие нередко владеть в этих посадах имуществом и вообще не терявшие с родными посадами связей и отношений, служили представителями посадского населения всего государства, так что в лице столичного населения у правительства был всегда под рукой готовый Земский собор. Такой собор в экстренных случаях оно и собирало.

Но кроме московских тяглых чинов на дворцовой площади 27 апреля 1682 г. И в самом деле, присутствовали все общественные группы, обыкновенно входившие в состав земских соборов: Освященный собор с патриархом во главе, Боярская дума, представители служилого и тяглого классов. К этому собору патриарх и обратился с речью о кончине царя Федора, которую закончил вопросом, кому из царевичей быть на царстве. В ответ послышались крики за Петра Алексеевича; были голоса и за Ивана Алексеевича. Один из таких голосов занесен в записки современника события А.

Матвеева: «От противные стороны некто Максим Исаев сын Сумбулов, в ту же пору будучи в городе Кремле, при собрании общем с своими единомышленниками, гораздо из рядового дворянства, продерзливо кричал, «что по первенству надлежит быть на царстве государю царевичу Иоанну Алексеевичу всея России» [60]. Но первые крики были сильнее или, по крайней мере, так казалось руководителям собора. Был провозглашен царем Петр, и патриарх, вернувшись во дворец, благословил его на царство. Итак, на предварительном совещании Освященного собора с Боярской думой, а затем и в созванном вслед за этим совещанием Земском соборе не было полного единодушия. Когда патриарх предложил избрать на царство кого-либо из двух братьев, пишет по близким и свежим воспоминаниям участников события автор «Гистории о царе Петре Алексеевиче» князь Б.

Куракин, то «стало быть несогласие, как в боярех, так и площадных: один одного, а другие другова. И по многом несогласии избрали царем царевича Петра Алексеевича» [61]. Решение собора было результатом того взаимоотношения, в какое стали дворцовые партии к моменту выборов. На ожесточенность предвыборной борьбы партий указывает, например, тот факт, что приверженцы Петра — князья Борис и Иван Алексеевичи Голицыны и князья Долгорукие, отправляясь во дворец по случаю кончины царя Федора, надели под платье панцыри, опасаясь, что спор с Милославскими дойдет до ножей [62]. Всего естественнее был переход царского венца к старшему царевичу — Ивану.

Но царевич Иван был хилый, болезненный мальчик с ограниченными умственными способностями. В случае его воцарения власть перешла бы к Милославским. Хорошо понимая это, партия Языковых и Лихачевых стала на сторону Нарышкиных. К союзу Языковых с Нарышкиными примкнул и патриарх Иоаким. Этот союз и решил дело в пользу Петра [63].

Итак, Петр был избран на царство. С его избранием обстоятельства должны были перемениться. Правительницей государства на время малолетства Петра по народному обычаю при отсутствии закона о регентстве становилась его мать царица Наталья. Теперь Милославские должны были, казалось, ожидать той участи, которую испытывали Нарышкины. Но ни Иван Михайлович Милославский, ни царевна Софья не были людьми, способными легко примириться с неудачей, и с необычайной энергией принялись поправлять дело.

Первое столкновение между Софьей и царицей Натальей произошло на другой же день после царского избрания на похоронах царя Федора 28 апреля 1682 г. За гробом шли, как полагалось, обе вдовствующие царицы, Марфа Матвеевна и Наталья Кирилловна, и царь Петр в «смирном» траурном платье. Но, вопреки обычаю, запрещавшему царевнам показываться открыто среди публики, на похоронах Федора явилась, презирая общественное мнение, и царевна Софья. Наталья Кирилловна, раздраженная этим поступком падчерицы, поспешила проститься с телом царя Федора, вышла из Архангельского собора и увела сына, не дослушав литургии и отпевания и дав повод к разным толкам и пересудам, которыми воспользовались Милославские. Впоследствии, чтобы положить пересудам конец, царица принуждена была оправдываться, указывая, что малолетний царь не мог вынести долгой службы и голода.

Царевна Софья после погребения на обратном пути из собора во дворец, обращаясь к народу, «вопила» и причитала, что враги брата Федора отравили, а Ивана отстранили от царства. Этими жалобами царевна, очевидно, хотела указать, что считает происшедшие накануне царские выборы незаконными. Тотчас же по избрании Петра Наталья Кирилловна вызвала в столицу А. Матвеева, на советы которого она рассчитывала опереться, и своих родственников Нарышкиных. Но Матвеев прибыл в Москву только 12 мая вечером, а между тем неопытная царица-правительница действовала робко и нерешительно и допускала ошибки, которыми тотчас же пользовались в своих целях враги.

Неблагоприятное впечатление произвели награды и пожалования, полученные родственниками царицы по поводу царского избрания. В особенности большие укоризны возбудило пожалование 22-летнего брата царицы Ивана Кирилловича, никакими заслугами не отличившегося, прямо в бояре и в оружейничие. Пользуясь недальновидностью и промахами нарышкинского правительства, И. Милославский до приезда в Москву Матвеева, по образному выражению С. Соловьева, «кипятил заговор».

По ночам к нему собирались выборные от стрелецких полков, а с «верху», от царевны Софьи, по стрелецким слободам также посылались агенты с деньгами и с обещаниями. Милославские пустили в ход находившуюся в Москве готовую для осуществления заговора силу, которую проглядели и не сумели взять в свои руки Нарышкины. Этой силой было московское стрелецкое войско — московский пехотный гарнизон, состоявший из 20 полков. Стрелецкое войско к концу царствования Федора находилось в возбужденном, нервном состоянии. Дисциплина в нем совсем расшаталась.

В полках завелся после похода против Разина казацкий обычай: собираться на сходки, или «в круги», для обсуждения своих дел. Большое недовольство в войске вызывали притеснения командиров, полковников, людей прежде всего чуждой стрельцам социальной среды. Стрельцы набирались из вольных людей, из свободных от тягла родственников посадских людей или из свободных элементов сельского населения. В полковники над стрельцами назначались обыкновенно дворяне, приносившие на службу привычки и приемы своей крепостной вотчины. Стрельцы жаловались, что полковники берут их в свои дворы в денщики, облагают их всякими поборами и работами в свою пользу и тем отвлекают их от промыслов.

Полковники, очевидно, распоряжались в полках, как в своих имениях. Жалобы на злоупотребления полковников подавались стрельцами правительству еще в последние дни царя Федора. После его смерти жалобы эти раздались сильнее. Царица Наталья и окружавшие ее лица были застигнуты этим требованием врасплох, растерялись и уступили стрельцам: 16 полковников [64] были арестованы, лишены полковничьего чина, приговорены к наказанию батогами и, кроме того, подвергнуты суровому правежу, какому обыкновенно подвергались недоимщики и не расплатившиеся должники, пока не уплатят взыскиваемых с них денег. Войско совершенно разнуздалось.

Старый начальник всего войска, управлявший Стрелецким приказом, боярин князь Ю. Долгорукий и товарищ его по управлению приказом сын его князь Михайло Долгорукий теряют всякую власть над стрельцами. Особый авторитет среди стрельцов приобретает и становится фактическим командиром войска князь И. Хованский, воевода, принимавший участие в войнах при царе Алексее Михайловиче, большой болтун и хвастун, «Тараруй» по народному прозвищу. Хованский до поры держал сторону Милославских, возмущался избранием Петра и разжигал и без того взбудораженных стрельцов, стращая их, что при новом царе, которого бог весть почему выбрали, будут они у бояр еще в большем ярме, чем прежде, будут у них работать самые тяжкие работы, а дети их будут уже совсем невольниками.

Хованский пророчил, что новое правительство «поддаст» и все Московское государство в неволю какому-нибудь чужеземцу, а веру православную совсем искоренит. Раздражение клокотало в стрелецком войске. Достаточно было первого же повода, чтобы оно вылилось страшным потоком. Искусными мерами Милославских это раздражение было направлено против враждебной партии, которую решено было разгромить и терроризировать. По рукам стрельцов ходил список «изменников»-бояр, которых надо было истребить.

Для начала мятежа был пущен слух, что Нарышкины извели царевича Ивана. В полдень 15 мая раздались звуки набата, и в Кремль принесено было тревожное известие, что со всех сторон идут вооруженные стрельцы. Пока А. Матвеев, совершенно проглядевший волнение стрельцов, — что и неудивительно, так как он, пробыв в Москве всего два дня, не успел войти в курс событий, — докладывал царице, пока отдавали приказ запереть кремлевские ворота, стрельцы с барабанным боем ворвались в Кремль и с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, подошли к Красному крыльцу. Царица Наталья, узнав о причинах тревоги, вместе с патриархом и боярами вышла на крыльцо и вывела обоих братьев: и царевича Ивана, и царя Петра.

Бушевавшая толпа стихла. Несколько стрельцов, подставив лестницу, влезли на крыльцо и спросили царевича Ивана, подлинно ли он царевич и кто из бояр его изводит. Убедившись в подлинности царевича, стрельцы поняли, что обмануты; слух оказался ложным. Но вожаки движения не дремали. Из толпы раздались крики, чтобы выдали изменников-бояр, обозначенных в списке.

К стрельцам спустились несколько бояр, в том числе и Матвеев, и стали их унимать. Бестактная выходка князя Михаила Долгорукого испортила дело: некстати и слишком поздно вспомнив о том, что он — стрелецкий начальник, и не понимая происходившего, он стал резко кричать на стрельцов, чтобы убирались из Кремля по домам. Долгоруких, отца и сына, не любили и не уважали в войске, а тут Долгорукий, над которым глумились в полках, позволяет себе кричать. Толпа рассвирепела. Делом одной минуты было для стрельцов взобраться на крыльцо, схватить М.

Долгорукого, сбросить его вниз на копья товарищей, стоявших перед крыльцом, и изрубить бердышами. Взбегая на крыльцо, стрельцы схватывали обвиненных бояр, именами которых прожужжали им уши, и сбрасывали их на копья, других убивали на площади перед дворцом. Не довольствуясь убийствами, продолжали еще вакханалию, издеваясь над убитыми: волокли по земле трупы, крича: «Вот боярин Артамон Сергеевич, вот Долгорукий, вот думный едет, дайте дорогу! Матвеев, стольник Ф. Салтыков, которого убили по ошибке вместо брата царицы Ивана Кирилловича, другой ее брат, Афанасий Кириллович Нарышкин, далее воевода, командовавший войсками в Чигиринских походах, князь Г.

Ромодановский, боярин И. Языков, думный дьяк Ларион Иванов и др. Убийствами 15 мая кровавая трагедия не кончилась. Однако он на этот раз не был выдан. Дворец оказался вновь в осаде.

Запуганные бояре просили царицу о том же, видя в выдаче Ивана Кирилловича единственное средство погасить восстание. Царица была вынуждена уступить и велела вывести брата из темного чулана, где он прятался за перинами и подушками. Его привели в церковь Спаса за Золотою Решеткою, причастили, соборовали и затем выдали стрельцам. Стрельцы, завидя жертву, бросились на него, но не сразу убили, а потащили его сначала в застенок в Константиновской башне пытать, чтобы добиться у него признания в измене. Нарышкин мужественно выдержал пытку, не сказав ни слова, и все-таки был рассечен на части на Красной площади.

В этот же день был варварски казнен, также после пыток, немец доктор Даниил фон Гаден, обвиняемый в отравлении царя Федора и, разумеется, ни в чем не повинный. Но партия Нарышкиных казалась все еще недостаточно разгромленной. По наущению Милославских стрельцы продолжают появляться перед дворцом с требованиями, наносившими противникам новые удары.

Федор Алексеевич Романов. Биография

Царь Федор Алексеевич Фёдор III Алексеевич (30 мая 1661 года – 27 апреля 1682 года) – сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный).
Федор Алексеевич, Иван Алексеевич и Петр Алексеевич. Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V и Петра I. Божиею милостию Царь и.
ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ Федор Алексеевич (1661—1682) — русский царь с 1676г. Во время его правления в 1678 г. была проведена общая перепись населения, в 1679г. введено подворное обложение, в 1682г. уничтожено местничество.
Россия после смерти Алексея Михайловича. 11 июля 1681 года у Федора Алексеевича родился наследник Илья, но через три дня умерла Агафья Семеновна, а 20 июля умер и наследник Илья. untitled (377x505, 321Kb) 14 февраля 1682 года царь женился на Марфе Матвеевне Апраксиной.
Фёдор III Алексеевич — Википедия с видео // WIKI 2 Царь Федор Алексеевич скончался 27 апреля 1682 г. в возрасте 20 лет. Он был бездетен, что стало одной из главных причин очередного социально-политического кризиса, разразившегося после его смерти.

Царь Федор Алексеевич

Двадцать седьмого апреля 1682 года умер царь Федор Алексеевич. Ему было всего 20 лет. Слабый и болезненный, он вступил на престол в 1676 году после своего отца – царя Алексея Михайловича – и правил всего 6 лет. Он правил с 1676 по 1682 гг. Отец Федора – Алексей Михайлович Романов, а мать – Марья Ильинична Милославская. Старший брат Федора – Алексей Алексеевич умер в 16-летнем возрасте. Таким образом именно Федор Алексеевич стал наследником престола. В мае 1682 года царь Федор Алексеевич умер, не оставив прямого наследника. На престол претендовали два его брата – Иван и Петр. Достигла кульминации борьба между двумя боярскими родами – Милославских и Нарышкиных. Слайд 3Царь Федор Алексеевич Третий сын Алексея Михайловича 30.5.1661–27.4.1682 Вступил на престол в 14 лет. Царствовал. в 1676–1682 гг. С детства был болезнен, страдал водянкой и цингой, часто не мог самостоятельно ходить.

Переворот 1682 года. Установление триумвирата

Федор Алексеевич, седши на родительском престоле по его кончине, утвердил приведение Киева и Малыя России под великороссийскую державу, которое происходило при царе Алексее Михайловиче. 27 апреля 1682 года умер царь Федор Алексеевич. Ему было всего 20 лет. Слабый и больной, он вступил на престол после своего отца — царя Алексея Михайловича в 1 676 году и правил всего 6 лет. 15 февраля 1682 года Федор Алексеевич женился на Марфе Мат-веевне Апраксиной, но этот брак продлился всего два месяца и две-надцать дней. 27 апреля 1682 года Федор Алексеевич окончил свои дни, не дожив до 21 года одного месяца и трех дней. Царь Федор Алексеевич во время коронации Третий сын Алексея Михайловича 30.5.1661–27.4.1682 Вступил на престол в 14 лет. Царствовал в 1676–1682 гг. С детства был болезнен, страдал водянкой и цингой, часто не мог самостоятельно ходить. В 1675 году Алексей Михайлович объявил своего сына Федора наследником престола. Год спустя, 30 января 1676 года Федор Алексеевич стал государем Всея Руси. 18 июня 1676 года он был коронован в Успенском соборе Московского Кремля. Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V и Петра I.

Канун петровской эпохи

Кончина царя и престолонаследие. Фёдор Алексеевич скончался 27 апреля (7 мая) 1682 года в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Вероятно, причиной смерти была цинга или общее ослабление здоровья[12]. Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V и Петра I. 2. Восстание 1682 г. В Москве По их желанию первым царем объявили Ивана Алексеевича. Петр стал вторым царем, а Софья, их сестра, регентшей при них Двоецарствие (1682-1696). Иоанн V Алексеевич — русский царь в 1682-1696 годах из династии Романовых., сын царя Алексея Михайловича и супруги его Марии Ильиничны, из рода Милославских. Родился 27 августа 1666 г. ЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ — царь московский (1676—1682), сын Алексея Михайловича от первой жены его Марии Ильиничны Милославской. Родился в 1661г. 1 сентября 1674 г. был объявлен наследником московского престола, а 30 января 1676 г., после смерти отца, сделался царём. Петр I Алексеевич Великий (1672-1725), последний царь всея Руси (с 1682 года), первый Император Всероссийский (с 1721 года). Федор Алексеевич был объявлен престолонаследником после кончины старшего брата Алексея в 1670 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий