3 февраля 1565 года иван грозный учредил опричнину

Опричник. Устранил опричнину Иван Грозный также неожиданно, как ее учредил. В 1571 году на Москву пришел крымский хан, и все опричное войско, привыкшее к банальным грабежам, просто разбежалось. Решение о создании опричнины было принято 5 января 1565. 3 февраля царь принял правление Россией обратно при условии разрешения ему казнить изменщиков и налагать на них опалу без возражения духовенства и бояр, также он потребовал учредить опричнину. 3 февраля 1565 года царь Иван Грозный возвратился в Москву из Александровой слободы. Эта дата считается началом одного из самых интересных и до сих пор загадочных политических экспериментов в истории России — опричнины. Так, Земский Собор 1566 года искусственно соединяется автором с созданием опричнины в 1565 году, преображение опричнины в двор (1572 г.) трактуется Виппером как расширение системы, вызванное предательством новгородцев и разорительным набегом крымских татар.

Иван Грозный учредил опричнину [3 февраля 1565 г. 457 лет назад]

Войска потерпели поражение в битве при Чашниках, а некоторые бояре стали убегать в Великое княжество Литовское, в их числе оказался и бывший сподвижник Андрей Курбский. Он объявил об отречении от трона в пользу малолетнего сына, а причиной этого назвал гнев на бояр и воевод. В результате, было достигнуто соглашение о возвращении Ивана IV на царство. В царский удел вошли следующие земли: От Белого моря до Александровской Слободы. Некоторые крепости вблизи Москвы, например, Вязьма и Медынь, а также некоторые улицы столицы. Кострома и земли от Великого Устюга до Белого моря. От города Кемь на севере до Торжка на юге.

Опричное войско формировалось из молодого дворянства у которого не было родственных связей со знатным боярством. Его численность составила около 6 тыс. Внешне оно напоминало монашеский орден. В опричном войске начал свою карьеру будущий царь Борис Годунов. Были среди опричников и иностранцы, например, авантюрист Генрих фон Штаден, он прожил в России 12 лет, с 1564 по 1576, а потом уехал в Голландию.

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept Опричнина В каждой из частей государства: и в опричнине, и в земщине — была своя дума, свои чиновники и свое войско. Столицей земщины была Москва, а столицей опричнины — Александровская слобода. Начались преследования, террор и казни неугодных царю бояр и дворян. А «царевы псы» — опричники — каждый день докладывали царю о новой «крамоле», чтобы вызвать новые казни и поживиться за счет богатств казненных зажиточных людей.

Основным политическим итогом опричнины стало утверждение неограниченного самодержавия. Против политики Ивана выступил митрополит Филипп, не смирившийся с безумствами царя. В конце концов он, как и многие в то время, погиб от рук опричников. Термин «опричнина» восходит к названию особого удельного владения вдов из великокняжеской семьи. Первые признаки недовольства царя своим положением, как он считал, лишенного полновластия государя, обнаружились задолго до официального введения опричнины. В 1560 г. В 1563 г. В эти годы на первые места выдвигаются люди, руками которых Иван IV вершил потом опричный террор: боярин А. Басманов, его сын Федор, князь А. Вяземский, ясельничий П.

Зайцев, архимандрит Кремлевского Чудова монастыря Левкий, новгородский архиепископ Пимен. Остановившись первоначально в селе Коломенское, царский поезд, спустя две недели, двинулся к Троице-Сергиеву монастырю, а затем дальше на север — в Александровскую слободу, которая после прибытия туда Ивана IV была окружена стражей и превращена в военный лагерь. Из Александровской слободы царь отослал в Москву две грамоты с обличениями изменников-бояр, но с объявлением простым людям, что «гневу на них и опалы никоторые нет». Покинутые своим государем москвитяне били ему челом, чтобы царь «пожаловал их» — вернулся на царство. В начале февраля 1565 г. Иван IV приехал в Москву и, созвав Земский собор, объявил об окончательном решении учредить опричнину, потребовав разрешения без совета с боярами «опаляться» на «изменников», казнить их, забирая на себя имущество казненных. Тогда же «за свой государев подъем», то есть за отъезд в Александрову слободу, Грозный единовременно взыскал с земской казны огромную по тем временам сумму — 100 тыс. Вся страна была разделена на опричнину и земщину. Опричнина стала особым «государевым уделом», которым управлял сам царь — в него вошли многие уезды в разных районах страны, включая часть территории Москвы. В опричнине имелось свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор.

В земщину была включена вся оставшаяся территория государства, которая управлялась Земской думой и приказами. При этом все тяготы продолжавшейся Ливонской войны, управления государства и содержания опричнины лежали на земщине. Позднее в опричнину были взяты также Кострома, Дмитров и Переяславль. Во всех этих городах и уездах, слободах и улицах надлежало выселить всех дворян и приказных людей, не записанных в царскую опричную «тысячу». В указе об образовании опричнины число опричных служилых людей определялось в 1000 человек, но с течением времени численность их была доведена до 6000 человек. Почти сразу же из опричного войска был выделен отряд из 500 особо доверенных служилых людей, составивших охрану и свиту Ивана Грозного и членов его семьи. Находясь в Александровой слободе, царь образовал из этого отряда своеобразное духовное братство, заняв место игумена. Келарем этого ордена стал князь Вяземский, а пономарем Малюта Скуратов Г. Внешнее отличие опричников — черная одежда грубого сукна, прикрепленные к седлу собачья голова и метла, — означало, что верные царские слуги-опричники подобно псам будут грызть крамольников и выметут всю измену из Московского государства. Ездили опричники на вороных конях, в черной сбруе, всем своим видом наводя ужас на встречных.

Отбор в опричники был чрезвычайно строг. Опричник произносил особую клятву на кресте, обещая «не есть и не пить с земщиной». Сразу же после утверждения собором приговора об опричнине начались казни. Всего за годы опричнины было казнено более 4000 человек.

Говорили, что готовы своими силами «потребить» лиходеев и изменников, пусть царь укажет на них. К Ивану Васильевичу хотел отправиться сам митрополит, но бояре его не пустили, опасаясь, что в Москве начнётся бунт и погромы. В Александровскую слободу отправилась делегация во главе с новгородским архиепископом Пименом. За ним двинулись бояре, дворяне, дьяки. Это была «капитуляция». Делегаты умоляли царя вернуться в столицу, соглашаясь с тем, чтобы «правил, как ему, государю, угодно» и над изменниками «в животе и казни его воля». Государь смилостивился, снял опалу и продиктовал ряд условий Боярской думе и Освящённому Собору. Он получил право наказывать виновных без суда Боярской думы и печалований со стороны духовенства. А для искоренения расплодившейся «пятой колонны» и «либеральной» - мечтающей о полной свободе, оппозиции, было введено чрезвычайное положение, опричнина. В начале февраля 1565 года царь вернулся в Москву, и учредил 3 февраля «опричнину». Основные мероприятия опричнины Упор делался не на репрессии, хотя и без них нельзя было обойтись, а на профилактические меры. Царь отписал часть земель в своё личное владения, они были названы опричниной. В неё вошёл ряд уездов в Центральной и Западной части Российского государства, весь Север, часть Москвы, отдельные города и волости в других районах. Всё остальные земли считались «земщиной» и управлялись по-прежнему. Фактически Иван Васильевич сформировал свою огромную «вотчину» и опираясь на неё начал рушить вотчинную систему князей и бояр. При введении опричнины из казны царь взял огромную сумму — 100 тыс. Их родовые вотчины перешли в управление государя. Это не было наказанием, они остались на службе, получили поместья в Среднем Поволжье, материальную компенсацию за переезд. Так была подорвана база десятков представителей знати, с их амбициями, связь со «своими» городами, уездами, селами. Царь в своём новом уделе сформировал новую систему управления: опричный двор, Думу, особую гвардию из тысячи воинов. В них старались отобрать надёжных людей. Делами «земщины» руководила старая Боярская Дума. Бояре продолжали решать текущие общегосударственные дела, а по важнейшим из них делать доклады государю. В своё время «избранная рада» не смогла решить вопрос по учреждению гвардии, т. Теперь призвали боярских детей из Вязьмы, Суздаля и др. Проводилась тщательная проверка родственных связей, личных контактов, принимали лишь «чистых», не замеченных в связях с участниками прошлых заговоров. Последнее собеседование проводил сам царь. Земли нашлись, с них сселяли других дворян, в другие уезды. Строгую проверку проводили и в отношении будущих чиновников опричного двора, проверяли даже слуг. Они были подсудны только суду самого государя, получали вдвое большие денежные и земельные оклады, чем обычные дети боярские. Однако государь не хотел, чтобы «государевы люди» получив особые права, привилегии, возгордились. Он воспринимал свой пост, как службу Богу, государству и хотел, чтобы «опричники» стали своего рода военно-религиозным братством, служащим народу, Руси и Создателю. Для этого были отобраны 300 молодых людей. Их устав был близок монастырскому. Царь для них был игуменом, Вяземский — келарем, Григорий Лукьянов-Бельский — пономарем. Члены братства одевались в чёрные рясы и скуфейки. Режим дня был очень жестким: в полночь молитва — полунощница, подъем — 4 утра и заутреня, затем Литургия. В целом церковная служба занимала около 9 часов в день. Опоздание или неявка наказывались 8-дневной епитимьей. Царь лично показывал пример благочестия. Центром опричного двора стала Александровская слобода. Однако говорить о переносе столицы не следует.

Опричные казни являлись для царя своеобразным чистилищем перед Страшным Судом. Нельзя думать, что происходившие в России события были чем-то особенным. Повсюду в Европе в XVI в. Сущность опричнины. Существуют две точки зрения на опричнину: 1. Опричнина — плод безумства Ивана IV, она не имела политического смысла В. Ключевский, С. Фроянов и др. Она была направлена против оппозиции, противостоявшей самовластию Ивана IV С. Соловьёв, С. Платонов, А. Зимин и др. Расправа над митрополитом Филиппом запугала церковь. Погром в Новгороде уничтожил остатки вечевой вольности. Это усилило централизацию государства. Историк В. Но царь сознательно избрал путь террора. Итоги и последствия опричнины: 1. Усилилась личная власть царя и её деспотический характер; 2. Увеличилось бегство крестьян на окраины страны; 3. Опричнина разорила страну, поставила государство на грань национальной катастрофы, стала одной из предпосылок Смуты. В 1572 г. В 1575 г. Касимова Симеона Бекбулатовича Саин-Булата. Спустя год Иван вернул себе престол, а Симеону дал в удел Тверь. Царь надеялся быть избранным на пустующий польский престол. Личная жизнь царя. Иван IV после смерти в 1560 г. Новым родственникам — князьям Черкасским — царь пожаловал в 1561 г. Мария умерла возможно, была отравлена. Царь выбрал её из 1,5 тыс. Четвёртой женой стала 18-летняя Анна Колтовская. На четвёртый год супружества в 1572 г. Её утопили в проруби. Затем Иван взял в жёны 17-летнюю Анну Васильчикову. Церковь этот брак не признала как и все последующие. Спустя 3 месяца царь сослал Анну в монастырь, где она таинственным образом скончалась. Иван Грозный отобрал у придворного Никиты Мелентьева красавицу-жену Василису. Никиту отравил Малюта Скуратов. Узнав о намерении царя, он заявил, что скорее убьёт племянницу, чем отдаст ему на поругание. Последней женой Ивана IV в 1580 г. Находясь в браке с Марией, Иван неудачно сватался к королеве Англии Елизавете. В 1582 г. Мария родила Ивану сына — царевича Дмитрия. Кризис династии Рюриковичей. В конце жизни у царя осталось трое сыновей, матерью двух старших являлась Анастасия. Старший сын, Иван Иванович, показал себя храбрым воином и способным государственным деятелем. Между отцом и сыном часто вспыхивали ссоры. Иван IV в 1582 г.

Что такое опричнина

Николай Васильевич Неврев. ССО, commons. Под первым подразумевались государственные земли, которыми руководила Боярская Дума, а под вторым — территория, которой лично управлял царь. Столицей опричнины была Александровская слобода, а столицей государства — Москва.

По словам историка Василия Ключевского, учреждение опричнины вызвали противоречия в государственном строе. Обе стороны не могли ни ужиться одна с другой, ни обойтись друг без друга. Не умея ни поладить, ни расстаться, они попытались разделиться - жить рядом, но не вместе.

Таким выходом из затруднения и была опричнина", говорится в книге "Курс истории России". Историки выделяют несколько причин, что могло подтолкнуть царя к такому решению. Иван IV.

В 1565 году он отказался возвращаться в Москву и объяснил этот поступок изменой бояр. Под угрозой остаться без царя посадские люди, представители духовенства и бояре отправились к царю в Александровскую слободу и попросили его вернуться. Царь выдвинул требование, что сделает это в случае, если ему выделят удел для личного правления без вмешательства церковных властей.

Другой причиной опричнины называют неудачи в Ливонской войне. Заключение в 1559 году перемирия с Ливонией предоставила врагу "передышку", в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств. Царь не был согласен с идеями «Избранной рады» о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе и настаивал на проведении жестких мер в отношении Ливонского ордена.

По мнению многих историков, разрыв с ближайшими сподвижниками, деятелями Избранной рады, и стал главной причиной введения опричнины, пишет histerl.

Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти. Разгром крупных боярских угодий.

Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано. Историческая оценка Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу.

Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему: Имперская Россия. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти. Эпоха СССР.

Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами. Современное мнение. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.

Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно. В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять.

Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.

Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти.

Началась биржевая паника: всего за одну ночь тысячи голландцев были разорены. Этот период в истории считается самым известным финансовым «пузырем» Европы. Современники-моралисты единодушно осудили тюльпаноманию как крайнее проявление ничем не сдерживаемого стяжательства. Вскоре после взлета сочетание плохих погодных условий и ошибки пилота вызвало пространственную дезориентацию, из-за которой пилот потерял контроль над самолетом.

Владелец чартерной компании не смог установить радиосвязь с бортом и объявил самолет пропавшим без вести. На следующее утро он вылетел на поиски и обнаружил место крушения менее чем в 9,7 км к северо-западу от аэропорта в кукурузном поле. Позже певец Дон Маклин назвал эту трагедию «Днем, когда умерла музыка», написав о ней песню «American Pie». Пришедший с севера циклон принес в регион сильные снегопады, метели и массы холодного воздуха.

Митрополит снарядил в Александровскую Слободу депутацию во главе с архиепископом новгородским Пименом. Иван Грозный принял депутацию, повторил свои укоризны в адрес бояр и в заключение сказал, что ради митрополита Афанасия, архиепископов и епископов он соглашается снова принять власть над государством, но с условием, чтобы духовенство не мешало ему казнить изменников. Условие было принято, и царь тут же объявил об учреждении опричнины, иначе говоря — разделил государство на земщину и опричнину. Из доверенных царю людей стал формироваться опричный корпус.

Почему Иван Грозный ввёл опричнину

С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. Когда в начале февраля 1565 года он вернулся в Москву, то объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства, и учредил 3 февраля «опричнину». В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т.

Говорили, что готовы своими силами «потребить» лиходеев и изменников, пусть царь укажет на них.

К Ивану Васильевичу хотел отправиться сам митрополит, но бояре его не пустили, опасаясь, что в Москве начнётся бунт и погромы. В Александровскую слободу отправилась делегация во главе с новгородским архиепископом Пименом. За ним двинулись бояре, дворяне, дьяки. Это была «капитуляция». Делегаты умоляли царя вернуться в столицу, соглашаясь с тем, чтобы «правил, как ему, государю, угодно» и над изменниками «в животе и казни его воля».

Государь смилостивился, снял опалу и продиктовал ряд условий Боярской думе и Освящённому Собору. Он получил право наказывать виновных без суда Боярской думы и печалований со стороны духовенства. А для искоренения расплодившейся «пятой колонны» и «либеральной» - мечтающей о полной свободе, оппозиции, было введено чрезвычайное положение, опричнина. В начале февраля 1565 года царь вернулся в Москву, и учредил 3 февраля «опричнину». Основные мероприятия опричнины Упор делался не на репрессии, хотя и без них нельзя было обойтись, а на профилактические меры.

Царь отписал часть земель в своё личное владения, они были названы опричниной. В неё вошёл ряд уездов в Центральной и Западной части Российского государства, весь Север, часть Москвы, отдельные города и волости в других районах. Всё остальные земли считались «земщиной» и управлялись по-прежнему. Фактически Иван Васильевич сформировал свою огромную «вотчину» и опираясь на неё начал рушить вотчинную систему князей и бояр. При введении опричнины из казны царь взял огромную сумму — 100 тыс.

Их родовые вотчины перешли в управление государя. Это не было наказанием, они остались на службе, получили поместья в Среднем Поволжье, материальную компенсацию за переезд. Так была подорвана база десятков представителей знати, с их амбициями, связь со «своими» городами, уездами, селами. Царь в своём новом уделе сформировал новую систему управления: опричный двор, Думу, особую гвардию из тысячи воинов. В них старались отобрать надёжных людей.

Делами «земщины» руководила старая Боярская Дума. Бояре продолжали решать текущие общегосударственные дела, а по важнейшим из них делать доклады государю. В своё время «избранная рада» не смогла решить вопрос по учреждению гвардии, т. Теперь призвали боярских детей из Вязьмы, Суздаля и др. Проводилась тщательная проверка родственных связей, личных контактов, принимали лишь «чистых», не замеченных в связях с участниками прошлых заговоров.

Последнее собеседование проводил сам царь. Земли нашлись, с них сселяли других дворян, в другие уезды. Строгую проверку проводили и в отношении будущих чиновников опричного двора, проверяли даже слуг. Они были подсудны только суду самого государя, получали вдвое большие денежные и земельные оклады, чем обычные дети боярские. Однако государь не хотел, чтобы «государевы люди» получив особые права, привилегии, возгордились.

Он воспринимал свой пост, как службу Богу, государству и хотел, чтобы «опричники» стали своего рода военно-религиозным братством, служащим народу, Руси и Создателю. Для этого были отобраны 300 молодых людей. Их устав был близок монастырскому. Царь для них был игуменом, Вяземский — келарем, Григорий Лукьянов-Бельский — пономарем. Члены братства одевались в чёрные рясы и скуфейки.

Режим дня был очень жестким: в полночь молитва — полунощница, подъем — 4 утра и заутреня, затем Литургия. В целом церковная служба занимала около 9 часов в день. Опоздание или неявка наказывались 8-дневной епитимьей.

Уже в документах XIV века так называли часть земельного наследства, которая остается вдове в случае смерти князя, иначе она именовалась «вдовья доля».

Вдова имела право пожизненно получать доходы с определенной части семейных земельных угодий, но после ее смерти имение возвращалось старшему сыну или переходило в государственную казну. Само слово происходило от «опричь», что значит «кроме» чего-то. Согласно словарю Даля, слово означает: «вне, кроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» — «отдельный, выделенный, особый».

Кстати, именно из-за того, что слова «опричь» и «кроме» имеют схожее значение, князь Курбский в письме царю Ивану называл его опричников кромешниками. Напомним цепочку фактов, которые связаны с опричниной и не вызывают сомнений у историков. Оттуда он направился в Александровскую слободу, предварительно несколько недель проведя в не очень понятных скитаниях по стране. Ровно через месяц, 3 января 1565 года, государь объявляет об отречении от престола в пользу старшего сына, десятилетнего Ивана Ивановича.

Причиной стал гнев на бояр, высшее чиновничество и духовенство. ПСРЛ, том XIII «И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомольцев, на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого и конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей опалу свою положил... Никоновская, или Патриаршая летопись. ПСРЛ, том XIII «К гостем же их купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людьми ту грамоту пронести дьяком Путилу Михайлову да Ондрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет» Здесь пели Шаляпин и Высоцкий, а Гудини освобождался от цепей В грамоте к посадскому населению, к которому у Ивана «ни гнева, ни опалы» нет, виновники его ухода были названы прямо.

Поскольку царь как помазанник Божий был вне подозрений, в стране стал нарастать рокот недовольства против изменников-бояр.

По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить.

История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале. Позднее погибла при невыясненных обстоятельствах.

Существование следующей не признанной церковью супруги Ивана Грозного находится под вопросом. Личность Василисы Мелентьевой окутана тайной, о ее судьбе мало что известно. Предполагается, что она разделила участь двух предшественниц и была насильно пострижена в монахини.

В 1580 г. Иван Грозный женился на 27-летней Марии Нагой. В браке родился царевич Дмитрий, с чьим именем тесно связаны события Смутного времени.

Хотя к тому моменту ребенка уже не было в живых, его убили в восьмилетнем возрасте. Из восьмерых детей Ивана Грозного шестеро умерли в детстве. Старший наследник Иван Иванович погиб 19 ноября 1581 г.

Версия убийства в ходе ссоры с отцом не имеет никаких реальных доказательств, но увековечена талантливой кистью Ильи Репина и по-прежнему популярна. Картина И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» 1581 г.

Обстоятельства смерти Ивана Грозного В последние годы жизни Иван Грозный часто удалялся от светского общества. Ухудшилось его здоровье, он проводил много времени в уединении и молитвах, однако продолжал заниматься государственными делами. Царь часто жаловался на боли в спине и коленях.

Со временем ему стало трудно передвигаться, и государя носили в кресле. Его тело распухло и покрылось гнойными нарывами. Медики XVI века лечили сифилис малыми дозами ртути, отравляя организм пациента.

Почему Иван Грозный учредил опричнину и к чему она привела

В 1565 году в Русском государстве начался уникальный период с репрессиями по отношению к верхушке знати и церкви. Продолжался он до 1572 года, когда была объявлена отмена опричнины по желанию царя Ивана Грозного. В этот день, 3 февраля 1565 года, русский царь Иван Грозный учредил опричнину. Этот период в истории России ознаменовался политикой государственного террора и системой чрезвычайных мер. 3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину. В 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину. Так назвали особый период в истории Российского государства (с 1565 по 1572 год), когда государственная борьба с изменниками Родины вышла на первый план. В декабре 1564 г. Иван Грозный выехал на богомолье в Троицкий монастырь, а затем уехал в старинное охотничье великокняжеское село — Александрову слободу, откуда в начале январе 1565 г. гонец К. Поливанов привез две царские грамоты.

3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину.

В 1569 г. Иван Грозный заставил своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого вместе с женой и дочерью принять яд. Выступивший против опричнины митрополит Филипп (Кóлычев) был сослан в тверской Отрочь монастырь. Опричнина – это период в истории России, который продолжался с 1565 по 1572 год и связан с правлением российского царя Ивана IV, более известного как Иван Грозный. Возникновению опричнины предшествовала история о том, как Иван Грозный хотел отречься от престола. 3 декабря 1564 года царь Иван Грозный с семьей внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. В начале февраля 1565 г. Иван IV приехал в Москву и, созвав Земский собор, объявил об окончательном решении учредить опричнину, потребовав разрешения без совета с боярами «опаляться» на «изменников», казнить их, забирая на себя имущество казненных.

3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину

В этот день, 3 февраля 1565 года, русский царь Иван Грозный учредил опричнину. Этот период в истории России ознаменовался политикой государственного террора и системой чрезвычайных мер. Автор: Усеинова Надрие Рустамовна МБОУ «Цветочненская СШ им.К.С. Трубенко» Презентация к уроку на тему: «Опричнина». Блиц-опрос 1. Годы правления Ивана Грозного? Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек. Причины введения опричнины. Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Опричнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий