Адаптация учащихся 5 класса выступление классного руководителя

Педагог-психолог лицея Иоутси О.В. Рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам по адаптации учащихся 5-х классов. Переход из младшей школы в среднюю – интересный и сложный период из жизни школьника. «Пятиклассники и их адаптация». Подготовила: Апарина Наталья Владимировна – классный руководитель. В 5-м классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель — учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Что такое адаптация к новым условиям образования? Пятый класс – это новая ступенька в привычном уже для детей и родителей понятии «обучение». Это новые требования, новые условия, новые учителя, новый график учебы и главное новая нагрузка.

Адаптация учащихся 5-х классов в среднем звене школы презентация

Малый педагогический совет «Обеспечение успешной адаптации учащихся 5-х, 6-х классов» Получить презентацию и заказать свидетельство участника вебинара вебинаре рассматриваются основные проблемы адаптации пятиклас.
Рекомендации по адаптации пятиклассников В результате правильного подхода классного руководителя может быть достигнута успешная адаптация учащихся, что положительно скажется на их академических и социальных достижениях. Доклад по адаптации пятиклассников классного руководителя.

Учительские университеты

1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями. 2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки. В 5 классе на начало 2017-2018 уч.г. 21 учащихся: 10 мальчиков и 11 девочек. Класс формулировался путем слияния двух 4-х классов. Психофизическое здоровье учащихся класса удовлетворительное, в основном ученики входят в 1 или 2 группу здоровья. В первые дни учебного года совместно со школьным психологом подготовить и провести специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

МОЙ РЕБЁНОК – ПЯТИКЛАССНИК: Проблемы адаптации

Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся , так как детям в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних кабинетная система , и заканчивая внутренними установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов. Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе": 1. Уровень сформированности основных умений и навыков, успешное усвоение программного материала. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: - недостатками в обучении школьников ; - нарушениями характера их общения со значимыми людьми. Итак, при переходе с одной образовательной ступени на другую учащиеся 5-го класса испытывают определенный стресс.

Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все учителя, родители относились к нему, как к равному, взрослому. У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды. По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым. Этапы организации деятельности классного руководителя. Поэтому работа начинается ещё с того момента, когда будущие пятиклассники обучаются в 4 классе. Я узнаю о них по рассказам учителя начальных классов, по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности. Чтобы их узнать лучше, провожу несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, анализирую документацию, имеющуюся на каждого ребёнка личное дело, успеваемость, характеристика. Перед началом учебного года у меня уже есть определённая картина. Основная цель работы: создание условий для успешной адаптации. Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают и адаптация затягивается. Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу: Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудность и усталость, неинтересность. Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки; Отношения между детьми становятся напряжённее. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры; Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Пятиклассник свои трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь. Почему это происходит? В начальных классах учитель — это вторая мама для детей.

Почти все разминочные упражнения имеют своей целью сплочение группы. Далее следует основная часть, отражающая тему занятия. В основной части используются различные игровые упражнения, упражнения, способствующие творческому самовыражению учащихся, дискуссии. Каждое упражнение обсуждается участниками: что чувствовали, что поняли, было трудно выполнять или легко и т. В заключительной части происходит обмен мнениями о занятии в целом, так называемая «обратная связь». Участники отвечают на вопрос, какие выводы можно сделать каждому, что было полезного, как можно в жизни использовать полученный опыт. Практически каждое занятие предполагает домашнее задание, которое выполняется совместно с родителями. Для проведения занятий необходимо помещение, в котором можно было бы свободно передвигаться. В помещении должны быть стулья по количеству участников, желательно большой стол для выполнения групповых творческих заданий или два небольших стола, классная доска. В процессе выполнения учащимися упражнений, можно использовать записи инструментальной музыки. Для занятий потребуются средства творческого самовыражения краски, карандаши, кисти, мелки, бумага белая и цветная разных форматов, ножницы, старые журналы, газеты, клей и т. Занятия проводит педагог-психолог. Раздел 4. Работа с педагогами Второй раздел информационно-практического блока представлен разделом просветительской и консультативной работы с педагогами. Основная форма работы с педагогическим составом — семинары для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах. Цель — знакомить с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать. Также педагогические работники знакомятся с результатами входной диагностики, для выработки единой стратегии психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса. Контингент учителей-предметников и классных руководителей меняется ежегодно и для многих из них проблемы взросления учащихся не всегда понятны. Для того чтобы учителя и классные руководители серьезно относились к проблеме учета возрастных особенностей, с ними по этой теме в начале года проводится семинар «Возрастные особенности младших подростков» Приложения 14. На этом семинаре рассматривается характеристика личностных и возрастных особенностей учащихся, которая необходима для организации диагностической, консультативной и коррекционной работы в школе, для анализа мероприятий и изучения результативности. Тем самым определяются задачи обучения и воспитания на новый учебный год. Для того, чтобы процесс адаптации носил неформальный характер, в работе семинара желательно участие заместителя директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе, психолога, медицинской сестры, учителей-предметников, классных руководителей. Еще один семинар для педагогического коллектива по повышению психолого-педагогической грамотности «Тревожные дети в школе» Приложение 15. В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится все больше и в силах окружающих взрослых, а именно классного руководителя, педагогов помочь таким ученикам. Актуальность темы школьной тревожности заключается в том, что: Во-первых, школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка. Во-вторых, школьная тревожность отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психического благополучия. В-третьих, длительное нахождение в состоянии тревоги способствует закреплению соответствующих черт характера акцентуации. Еще одно направление психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации — это оказание индивидуальной психологической помощи классным руководителям и учителям-предметникам по работе с детьми, имеющими признаки дезадаптации. Раздел 5.

Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все учителя, родители относились к нему, как к равному, взрослому. У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды. Все мальчишки подстриглись по новому, часто смотрят в зеркало и т. По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым. В связи с этим мною были намечены этапы организации деятельности как классного руководителя. Мы проводили классные часы, тренинги, беседовали, представляли, как это все будет. Я настраивала ребят , успокаивала. Основная цель работы: создание условий для успешной адаптации. Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают и адаптация затягивается. Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу: 1. Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудность и усталость, не интересность. Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки; 4. Отношения между детьми становятся напряжённее, возникают конфликты, драки, ссоры; 5. Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих реакциях; они становятся забывчивыми; 7. Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассники свои трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

Презентация на тему "Адаптация учащихся пятого класса"

Адаптация учащихся 5-х классов классный руководитель 5а класса, Царькова А.И. Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Выступление на педагогическом совете Адаптация 5 класса - С этой целью проводится исследование психологическое процесса адаптации учащихся 5-х классов, в котором принимают участие учащиеся и родители пятых классов школы №13: Диагностическое направление включает четыре диагностических блока: Исследуемый параметр.

Адаптация 5 класса выступление классного руководителя

Придерживаясь этих рекомендаций с первых дней обучения подростка в средней школе, родители могут максимально обеспечит гармонию между его домашней и школьной жизнью. Ведь именно с переходом в 5-й класс зачастую и начинаются основные проблемы в обучении. Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах. Выбирайте время для общения с ребенком. Но не проявляйте интерес просто вопросом: «Как прошел школьный день? Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца. Если между вами и учителем возникли серьезные разногласия, постарайтесь приложить все усилия, чтобы мирно разрешить ситуацию. Иначе вы можете случайно поставить подростка в неловкое положение выбора между вами и уважением к своему учителю. Не связывайте оценки ребенка за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений. Если подросток хорошо справляется с учебой, больше показывайте свою радость.

Проявляйте спокойную озабоченность, если у ребенка не все ладится. Помогите ему справиться с учебными проблемами. Наихудшим выходом будет установление правил типа: «Ты не будешь больше играть на компьютере, пока не начнешь получать хорошие оценки». Это приведет к эмоциональным проблемам. Знайте программу и особенности школы, где учится ребенок.

Специфика школы диктует свои требования к знаниям. Зная особенности своего ребенка, вы сможете представить, справится ли он с учебной нагрузкой данного заведения. Однако если его успеваемость начнет падать, это будет поводом задуматься, а правильную ли школу класс вы выбрали для подростка. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него. Учите ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы но не отмахивайтесь словами «Сам думай!

Потратьте время, чтобы объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию. Помогите ему почувствовать интерес к тому, что преподается в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка. А затем установите связь между его интересами и предметами, которые он изучает в школе. Например, если ребенок увлечен компьютером и в то же время ему нравится география или история, то пусть научится делать доклады по этим предметам в виде презентаций.

Также ищите любые возможности показать применение школьных знаний в домашней деятельности. Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни подростка происходят изменения. Стрессовыми ситуациями для школьника являются, например, самое начало и окончание каждого учебного года. Так, в сентябре ему надо адаптироваться и привыкнуть к постоянным учебным нагрузкам, а к маю организм физически устает. Таким же сложным периодом для подростка является и переход в среднюю и старшую школу.

Спокойствие домашней атмосферы поможет подростку в эти сложные моменты. Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер. Поощряйте интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное начало.

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «много требовательность» в порядке вещей. Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий 3.

Отсутствие контроля Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель; Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение потому что знает, что ребенка мучают головные боли и останется с ним после уроков. В общем, отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка, много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным.

С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами уходит к своей первой учительнице или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил. Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни.

К сожалению, период адаптации у некоторых пятиклассников длится не один месяц. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижается успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т. Для повышения мотивации, внимания я организовываю учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся учащиеся 5 класса — это младший школьный возраст и чаще использую на уроке дидактические игры, демонстрации например, движение по реке, задачи по комбинаторике и т. Использую загадки-логогриф, ребусы, наглядность и математические физминутки.

Оценки выставляю сразу после проверки работ, предварительно комментируя их. Оценка — фактор, стимулирующий ученика, а для пятиклассников этот фактор особенно значим!

Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к каждому уроку: наличие учебных пособий, тетрадей, дневника и т. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям. Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.

Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное. Единые педагогические требования к пятиклассникам Учителям предлагается перечень вопросов, на которые необходимо дать коллективный ответ такой ответ, с которым все были бы согласны и были бы готовы придерживаться данного правила. Нужны ли в тетрадях поля?

С какой стороны? Сколько клеток? Что такое "хороший ответ" у доски? Что такое "хороший ответ" с места?

Нужно ли при этом вставать? Сколько клеток линеек нужно отступать от предыдущей работы? Можно ли писать цветными ручками? Какие рекомендации можно дать ученику, который хочет поддерживать тетрадь в хорошем состоянии?

Как организуется помощь ученику, который пропустил часть материала по болезни? Снижают ли учителя, не ведущие русский язык и литературу, оценки за грамматические ошибки? Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочим вопросом, за запасной ручкой? В каких случаях во время урока можно встать из-за парты?

Адаптация 5 класса выступление классного руководителя

В свою очередь родители, принуждая детей работать на «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни. Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главнейших условий успешной адаптации. Возрастные и психологические особенности пятиклассников. Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретение чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Внешне это проявляется по-разному, иногда через отчуждение — стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми.

В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками. Оценки играют важную роль, они дают возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противоположном случае происходит дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Почему при переходе из начальной школы в основную дети могут испытывать трудности? Для этого есть несколько серьёзных оснований: Разные учителя, разные кабинеты; Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создают ещё большую неопределённость для ребёнка.

Учителя не могут перестроить стиль ведения урока. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой — тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики — карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по другим предметам — все записывать в конце обычной рабочей тетради.

Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер. Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все учителя, родители относились к нему, как к равному, взрослому. У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды. По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым. Этапы организации деятельности классного руководителя. Поэтому работа начинается ещё с того момента, когда будущие пятиклассники обучаются в 4 классе. Я узнаю о них по рассказам учителя начальных классов, по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности. Чтобы их узнать лучше, провожу несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, анализирую документацию, имеющуюся на каждого ребёнка личное дело, успеваемость, характеристика.

Перед началом учебного года у меня уже есть определённая картина. Основная цель работы: создание условий для успешной адаптации. Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают и адаптация затягивается. Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу: Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудность и усталость, неинтересность. Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность.

Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки; Отношения между детьми становятся напряжённее. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры; Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Пятиклассник свои трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2—4 недели после начала учебы.

Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2—3 месяца и даже больше. Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике должны быть поля с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужно три тетради, и каждая из них ведется по-разному. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если научиться учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то он овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. И в конце выступления хочется привести правила, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищать.

Не дерись без причины. Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Играй честно, не подводи своих товарищей. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.

Два раза ни у кого ничего не проси. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся.

Чем занимаешься в свободное время? A «Компьютер, телевизор»- 2 чел. Чем бы ты хотел заняться? А «Спортом»- 4 чел. Тебе лучше одному или с друзьями? Большинство опрошенных желают находиться среди друзей. Какое настроение у тебя чаще всего?

Хорошее- 5 чел.

Комментарии

  • Адаптация учащихся 5 классов к обучению в среднем звене
  • ЛЮБИМЫЕ ВЕЩИ
  • Я горжусь тобой. Трудности адаптации пятиклассников к школе и пути их преодоления
  • Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса
  • Подмосковным учителям начинают компенсировать аренду жилья
  • Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Рекомендации по адаптации пятиклассников

Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах. Выбирайте время для общения с ребенком. Но не проявляйте интерес просто вопросом: «Как прошел школьный день? Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца. Если между вами и учителем возникли серьезные разногласия, постарайтесь приложить все усилия, чтобы мирно разрешить ситуацию.

Иначе вы можете случайно поставить подростка в неловкое положение выбора между вами и уважением к своему учителю. Не связывайте оценки ребенка за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений. Если подросток хорошо справляется с учебой, больше показывайте свою радость. Проявляйте спокойную озабоченность, если у ребенка не все ладится. Помогите ему справиться с учебными проблемами.

Наихудшим выходом будет установление правил типа: «Ты не будешь больше играть на компьютере, пока не начнешь получать хорошие оценки». Это приведет к эмоциональным проблемам. Знайте программу и особенности школы, где учится ребенок. Специфика школы диктует свои требования к знаниям. Зная особенности своего ребенка, вы сможете представить, справится ли он с учебной нагрузкой данного заведения.

Однако если его успеваемость начнет падать, это будет поводом задуматься, а правильную ли школу класс вы выбрали для подростка. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него. Учите ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы но не отмахивайтесь словами «Сам думай! Потратьте время, чтобы объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию. Помогите ему почувствовать интерес к тому, что преподается в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка. А затем установите связь между его интересами и предметами, которые он изучает в школе. Например, если ребенок увлечен компьютером и в то же время ему нравится география или история, то пусть научится делать доклады по этим предметам в виде презентаций. Также ищите любые возможности показать применение школьных знаний в домашней деятельности. Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни подростка происходят изменения.

Стрессовыми ситуациями для школьника являются, например, самое начало и окончание каждого учебного года. Так, в сентябре ему надо адаптироваться и привыкнуть к постоянным учебным нагрузкам, а к маю организм физически устает. Таким же сложным периодом для подростка является и переход в среднюю и старшую школу. Спокойствие домашней атмосферы поможет подростку в эти сложные моменты. Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер.

Поощряйте интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное начало. Укрепляйте самооценку ребенка. Обучайте его анализировать свои неудачи.

Прошу вписать на бутонах свои ожидания. Раздаются шаблоны бутонов и предлагается каждому участнику написать свои ожидания, опасения по поводу рассматриваемой темы. Поделитесь ими с коллегами. На следующем слайде я попробовала обобщить ваши ожидания.

Значит, на педсовете нас интересуют следующие вопросы: - Что такое адаптация? Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление к окружающим условиям. Адаптация включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе. Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе ". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково.

Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе": 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности , успешное усвоение программного материала. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Особенностям адаптационного периода пятиклассников было посвящено родительское собрание с участием школьного психолога в первой четверти. Были даны рекомендации родителям по воспитанию детей с повышенной тревожностью, они были приглашены на индивидуальные консультации.

Еще одна проблема. Как выстроить модель поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников, и его отметочный статус будет установлен без соответствия с реальными возможностями. То, что существует такая проблема, можно убедиться на примере роста качества знаний по четвертям. В первой четверти было всего три ударника, во второй — семь, в третьей — десять. И я думаю, что это не предел! Главное: вовремя увидеть, помочь и даже посодействовать ученикам, чтобы они не потерями интерес к учению и отдельным предметам. Пятиклассники очень нуждаются в позитивных отзывах педагогов.

Поэтому создание ситуации успеха для ребят и связанные с ними эмоциональные переживания являются действенными мотивами для успешного обучения. В течение всего 5 класса необходим персональный контроль над сильными и слабыми учениками. Не менее важной проблемой являются страхи в отношениях с учителями, они также негативно сказываются на успешности обучения ребенка. Порой эти страхи бывают надуманными когда ученик просто не выучил домашнее задание или родители которые склонны больше верить своим детям , неправильно информированные детьми, выясняют отношения с учителями-предметниками в некорректной форме. Это единичные случаи. В целом, отношения между учителями и учащимися уважительные, доверительные.

Здесь наблюдается некоторое противоречие — с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями. Слайд 18 Рекомендации классным руководителям и педагогам: Чтобы снизить границы повышенной школьной тревожности, следует увеличить эмоциональную поддержку со стороны родителей, учителей, повысить обучаемость ребенка, обеспечить индивидуальный подход к каждому школьнику и т. Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и требует от педагога проявления особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности. Так, детям с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.

Выступление на педсовете по адаптации пятиклассников

Первый раз в пятый класс, или Проблемы школьной адаптации Материалы выступления на педагогическом совете по окончанию первой четверти учебного года о процессе адаптации школьников к среднему звену школьной системы обучения. Отчетность классного руководителя о процессе адаптации пятиклассников. Выступление на.
Адаптация учащихся 5 класса к обучению в среднем звене презентация, доклад психолога Крепичева А.А. основывается на данные диагностик, проводимых в классе.
Адаптация пятиклассников — МБОУ "СОШ №1 города Козьмодемьянска" 3. Классным руководителям 5-х классов провести родительские собрания по теме: «Адаптация пятиклассников к обучению в основной школе» и рекомендовать родителям использовать «Советы родителям пятиклассника».
Методический материал для родительского собрания на тему "Знакомство. Адаптация учащихся 5 класса" Адаптация обучающихся 5 класса. В 5 классе 7 учеников, из них 1 девочка. Дети из неполных семей-2.

Выступление на педсовете: Адаптация учащихся 5 классов к условиям ОП по математике

Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющимся в поведении и общении с детьми, т. е. характер межличностного контакта. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся. В психологической науке и практике проблему адаптации учащихся к школе чаще всего связывают с началом обучения ребенка в первом классе, реже – с переходом в среднее звено и еще реже – с переходом в старшие классы. Рекомендации педагогам, работающим в 5 классе "Как обращаться с учащимися 5-го класса в период адаптации к новым условиям". ПЛАН работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2022/2023 учебный год.

Презентация, доклад выступление на педсовете на тему: Адаптация пятиклассников

«дезадаптация», вопросы организации адаптации учащихся 5-х классов к средней школе в гимназии № 52, а также систему работы классного руководителя по адаптации пятиклассников. «дезадаптация», вопросы организации адаптации учащихся 5-х классов к средней школе в гимназии № 52, а также систему работы классного руководителя по адаптации пятиклассников. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся. «дезадаптация», вопросы организации адаптации учащихся 5-х классов к средней школе в гимназии № 52, а также систему работы классного руководителя по адаптации пятиклассников. В психологической науке и практике проблему адаптации учащихся к школе чаще всего связывают с началом обучения ребенка в первом классе, реже – с переходом в среднее звено и еще реже – с переходом в старшие классы. Анкета классных руководителей 5-х классов (в помощь для выступления на педсовете). педсовет адаптация пятиклассников. 5 класс. адаптация учащихся 5х классов.

Учительские университеты

Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Раздел 2. Диагностические мероприятия Особенности адаптационного периода предполагают проведение диагностики с целью выявления социально-психологического портрета школьников. Для этого необходимо провести психологические исследование среди пятиклассников, выявляющее уровни учебной мотивации, самооценки, эмоционального самочувствия и социометрического статуса. Далее выявляют учеников, которые испытывают трудности в адаптации и определяют индивидуальные характер и причину этих трудностей. А затем определяют формы и методы оказания помощи школьникам, которые испытывают трудности в адаптации к обучению в средней школе. Диагностическая работа проводится психологом по следующему алгоритму: 1.

Почасовое планирование диагностических мероприятий, извещение всех участников, подготовка методических материалов текстов, бланков, ключей и т. Первый этап диагностики: наблюдение и регистрация данных, проведение диагностического минимума с учащимися, экспертный опрос педагогов, экспертный опрос родителей при необходимости , обработка результатов, отбор школьников для углубленной психодиагностики Приложения 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Второй этап диагностики: планирование индивидуальной работы с проблемными учениками, оповещение учеников и родителей, план и программа индивидуального обследования, выбор необходимых диагностик, проведение углубленного обследования, обработка данных и заключение по обследованию. Консилиум по результатам адаптации школьников к обучению в среднем звене и реализация решений консилиума. Если в исследовании обнаружилось наличие тревожности, то это свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий ее уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность — форма психоэмоционального неблагополучия, наличие которого свидетельствует о стрессовом состоянии человека.

Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация к социальной среде. Данный фактор подразумевает особенности психофизиологической организации ребенка, снижающие его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Ребята, которые имеют высокий уровень неблагополучия по большинству факторов составляют «группу риска» по неблагополучному психоэмоциональному состоянию. Рекомендации: Для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, учителям необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение.

С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток. Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.

Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них. Раздел 3. Тренинговые занятия с учащимися по повышению уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода Первый раздел информационно-практического блока представлен разделом тренинговых занятий с обучающимися Приложения 11, 12, 13. Единая цель всех занятий — это сведение к минимуму периода дезадаптации пятиклассников, то есть создание условий, способствующих психологической адаптации к условиям средней школы, позволяющих поддерживать и развивать в детях интерес к знаниям, умение общаться с новыми преподавателями и одноклассниками, творить в своем классе атмосферу поддержки и взаимопонимания, видеть поддержку с окружающих людях и формировать умение самим оказывать поддержку.

Однако значительно замедляют темп работы недостаточно развитые вычислительные навыки, незнание некоторыми учащимися таблицы умножения , отсутствие надлежащего темпа чтения. Кроме того, педагоги не забывают и о воспитательных задачах урока: прививают любовь к природе, воспитывают чувство патриотизма. Они корректны в замечаниях и исправлении ошибок, чутки по отношению к детям. Поэтому отношением к себе со стороны учителей довольна большая часть учащихся 37 чел. На предмет соблюдения единого орфографического режима, отслеживания работы учителя и ученика с тетрадью, объема домашних заданий были проверены рабочие тетради учащихся. Хочется отметить, что тетради в основном аккуратные, подписаны в соответствии с едиными требованиями орфографического режима. Наблюдается разнообразие видов работ: тесты, самостоятельные работы, работа над ошибками, словарная работа. Объем классных и домашних работ выдержан. Тетради учащихся 5 класса проверяются регулярно. Однако у отдельных учеников наблюдается низкий уровень каллиграфии. Проверка же дневников учащихся показала, что из 44 только 3 ведутся небрежно и грязно. Остальное количество выглядит опрятно, все одинаково подписаны и обернуты. Конечно же иногда допускаются исправления, конечно же иногда не в системе записываются домашние задания по предметам, иногда отсутствуют подписи родителей. Но в целом, накопляемость оценок в дневниках хорошая. Текущие оценки классные руководители выставляют регулярно, исправляют ошибки ребят, делают корректные замечания. В дневниках присутствуют яркие, красочные объявления о предстоящих классных и школьных делах и такие же яркие, красочные благодарности ученикам за участие в этих мероприятиях. Так выглядят учащиеся 5-х классов глазами администрации школы. Но большую часть времени с ними проводят, конечно же, их классные руководители, которые продолжают процесс развития коллективов учащихся 5-х классов. В этот период классный руководитель и является той «путеводной звездой», которая поможет найти выход из любой непростой ситуации и преодолеть менее болезненно время адаптации. Какими же перед «классными мамами» предстали в прошлом четвероклассники, а ныне их дети? Слово классным руководителям 5-х классов. Подытоживая выступление по данному вопросу, хочется довести до вашего сведения конкретные рекомендации по организации преемственности в обучении.

Назову некоторые. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Для младшего школьника 4-й класс ведущей деятельностью является учебная. В этом я убедилась, проведя анкетирование в 4 классе, один из вопросов был следующего содержания: «Что ты считаешь самым важным в школе? А в младшем подростковом возрасте 5-й класс ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все учителя, родители относились к нему, как к равному, взрослому. У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды. Все мальчишки подстриглись по новому, часто смотрят в зеркало и т. По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым. В связи с этим мною были намечены этапы организации деятельности как классного руководителя. Мы проводили классные часы, тренинги, беседовали, представляли, как это все будет. Я настраивала ребят , успокаивала. Основная цель работы: создание условий для успешной адаптации. Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают и адаптация затягивается. Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу: 1. Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудность и усталость, не интересность. Интерес к учёбе снижается.

Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если научиться учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то он овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. И в конце выступления хочется привести правила, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищать. Не дерись без причины. Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Играй честно, не подводи своих товарищей. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. Старайся быть аккуратным. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий