Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов

погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Государственный кредит: понятие, сущность и необходимость

Государственный кредит — это средства из государственного бюджета, которые предоставляются в форме кредитов лишь другим государствам или регионам, административно-территориальным единицам самой страны. Государственный кредит — это средства из государственного бюджета, которые предоставляются в форме кредитов лишь другим государствам или регионам, административно-территориальным единицам самой страны. это совокупность экономических (денежных) отношений, при которой заемщиком выступает государство, а кредитором - граждане, кредитные учреждения, иностранные государства и международные организации и др.

Sorry, your request has been denied.

Государство выступает в качестве должника, а население и юридические лица - в качестве кредиторов. Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих данные отношения, образуют самостоятельный институт финансового права - государственный кредит. Осуществление государственного кредита ведет к образованию государственного долга. В зависимости от субъекта-кредитора различают внутренний и внешний государственный долг.

Возникающие в данном случае общественные отношения регулируются различными нормативными актами: Федеральным законом от 26 декабря 1994 г. Долговые обязательства могут быть в форме кредитов, полученных Российской Федерацией, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, других долговых обязательств, гарантированных Российской Федерацией ст. Различают капитальный государственный долг, то есть вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам, а также текущий долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил см.

Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, а также порядок, условия выпуска выдачи и размещения долговых обязательств РФ называютсяуправлением государственным внутренним долгом, которое осуществляется различными методами: - рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов; - конверсия - изменение размера доходности займа, то есть снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам; - консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов; - унификация - объединение нескольких займов в один; - отсрочка -- перенос срока погашения долга; - аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств см. Как отмечалось ранее, одной из форм государственного долга является проведение внутренних государственных займов, при которых свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг. Государственные займы делятся на различные виды.

Схема 1. Виды государственного долга РФ Схема 2. Методы управления государственным долгом Схема3.

Виды государственных займов.

Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату начало года , т. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде году. Государственный долг подразделяется на государственный долг РФ и государственный долг субъектов Федерации. Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Государственный долг субъекта Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта, которые полностью обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим казну субъекта. Долговые обязательства РФ и субъекта Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями займов и не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Эти действия необходимы для того, чтобы предотвратить банкротство страны и избежать так называемого долгового периода, когда новые займы и кредиты идут на финансирование ранее полученных. Понятие и содержание управления задолженностью может быть определенно достаточно многомерно. В общем виде под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Однако представляется целесообразным определение управления государственным долгом с позиций макро- и микроуровне. Под управлением государственным долгом с учетом макроуровне понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Таким образом, регулирование государственной задолженности может осуществляться на институциональном, техническом и собственно экономическом и др.

От методов и результатов такого регулирования во многом зависит, будет государственный долг бременем или стимулом для экономического развития. К основным методам государственного регулирования относятся: 1 конверсия - изменение доходности займов. Обычно государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга; 2 консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных государственных займов; 3 аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам внутренним, внешним или по государственному долгу в целом. Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе. В практике управления внешней государственной задолженностью сложился несколько иной подход. Цели, порядок и условия привлечения кредитов при этом обсуждаются как минимум на двусторонней основе, и решения по пере смотру ранее выданных кредитов также принимаются с участием как заемщика, так и кредитора. Важную роль в данном случае приобретают переговоры равно как и организации, в рамках которых они проходят по переоформлению реорганизации, консолидации, рефинансированию внешнего долга. К обсуждению проблемы привлекаются все кредиторы данной страны, и условия переноса сроков погашения задолженности или рефинансирования платежей на ее погашение являются абсолютно единообразными.

В настоящее время широкое распространение приобрела практика реструктуризации долга, т. Это избавляет должников от необходимости ежегодно вести переговоры, а также дает краткосрочное облегчение стране-должнику, хотя ее общий долг не только не сокращается, но даже возрастает за счет дополнительных процентов в новый период его погашения. Расширилась практика капитализации задолженности по процентам - превращение ее в основной долг, обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизированных предприятий, «прощение» небольших долгов отдельным наиболее экономически слабым государствам, повторная реструктуризация уже пролонгированных сумм. Таким образом, управление государственным внешним долгом в вопросах отсрочки, переноса платежей и т. Важным элементом управления государственным долгом является определение условий новых займов - безоблигационных межправительственных, с международными финансовыми организациями, а также внутренних займов путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг. Новые займы, будучи получены или предоставлены, станут привлекательными для всех субъектов кредитных соглашений, если будут учтены уровень доходности старых займов и сроки их погашения, инфляционные процессы, состояние денежного обращения и экономики в целом. Государственный долг - достаточно сложный, во многом противоречивый экономический показатель. Квалифицированное управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднений без серьезного ухудшения уровня жизни населения.

Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга, как внутреннего так и внешнего. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных Образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально- государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах. Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке.

Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается. В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов ЦБ РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги.

Основными видами государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купонным доходом; облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Беларусь. Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков: — субъектам-эмитентам например, выпускаемые правительством страны или местными органами управления ; — месту размещения — внутренние и внешние займы; — признаку держателей ценных бумаг — займы, реализуемые среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные; — в форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски; — срока действия — займы краткосрочные срок погашения до 1 года , среднесрочные от 1 до 5 лет и долгосрочные от 5 лет и выше ; — форме выплаты доходов — займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом; — форме стоимости — товарные и денежные займы; — оформлению — облигационные и безоблигационные займы; — методам возмещения — займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Внешний международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора и гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Одной из форм государственного кредита являются гарантии предоставляемые Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Беларуси юридическим лицам. Предельный размер этих гарантий устанавливается ежегодно Законом о бюджете страны на очередной финансовый год. Вопрос 3 Государственный долг: сущность и управление Государственный долг — это сумма задолженности включая проценты по ней по обязательствам государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг в нашей стране включаются также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь. Необходимо различать следующие понятия: — внутренний государственный долг Республики Беларусь — представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года; — внешний государственный долг Республики Беларусь — общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени; — государственный долг Республики Беларусь — общая совокупность или сумма внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объем государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом поскольку долг выплачивается за счет бюджетных средств. Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране. Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т. Различают капитальный и текущий государственный долг. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Законом о бюджете страны на очередной финансовый год устанавливается определенный лимит предельный размер прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту. Внешний государственный долг Республики Беларусь — это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определенный период времени. Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга. Важнейшими источниками погашения внешнего государственного долга Республики Беларусь являются, во-первых, увеличение экспорта продукции в зарубежные страны и получение валютной выручки в СКВ и, во-вторых, возврат государственного долга Беларуси другими странами. Наличие внутреннего и внешнего долга вызывает необходимость управления ими. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг. В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь. Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга. Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства. Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

Основные способы погашения внутреннего долга

Облигация (от лат. obligatio — обязательство) — это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение. 30 Управление государственным долгом Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате. Управление государственным и муниципальным долгом – совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме. Оживление экономики с начала 2000 года вселяет надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снижалась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий.

Тема 9. Государственный долг. 9 Виды государственных займов

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами: - размещением долговых ценных бумаг; - получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов. Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации. Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке.

На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финанс.

Методы У. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отд. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения гос. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутр. В условиях долгового кризиса, когда госво испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию гос.

Финансовый механизм в реализации финансовой политики Главной целью финансовой политики государства является мобилизация финансовых ресурсов, их распределения и использование. Финансовая политика - это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс.

Она предполагает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательность разумных действий на основе разработанного плана и имеющихся ресурсов для решения поставленных задач. На современном этапе развития экономики финансовая политика направлена на борьбу с инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действенной базы рыночных отношений, совершенствования налоговой системы, сокращающей налоговое бремя товаропроизводителей, но обеспечивающей вместе с тем рост доходов бюджета, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, сокращения государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государственных форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организаций бюджетной системы ,финансов предприятий. Роль финансов в регулировании финансовой политики В рамках рыночных условий роль финансов в расширенном производстве существенно возросла.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования, централизованных и децентра-лизованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и другое. Важный элемент производства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение - финансы. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий возможно прекращение спада производства и экономический рост. Сущность государственного бюджета, его значение и структура Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы.

Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение. Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние заимствования.

Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов: - финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга. При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов; - бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих; - смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.

Государственный кредит»

Появляются первые налоги, которые становятся основным источником доходов государства. Таким образом, с развитием государств, увеличением его функций развиваются и финансы. Термин «финансы» в переводе с латинского означает «денежный платеж». Государственный кредит — это система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства, а также населением, при которых государство выступает в роли кредитора и заемщика. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий. Реструктуризация – погашение долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга). Реструктуризация долга проводится с согласия кредиторов.

Система управления государственным долгом

Лекция №11 «Правовое регулирование государственного кредита» рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов; - конверсия - изменение размера доходности займа, то есть снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Государственная бюджетная система В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства.
Государственный долг - презентация онлайн Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков Сбербанка. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях.
Шпаргалка по "Финансовому праву" с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Понятие государственного и муниципального кредита В узком смысле — это совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Государственный долг

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами.

При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему. Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам внутренним, внешним или по всему государственному долгу. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам.

Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, то есть его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей[110]. Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов.

При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. При управлении государственным долгом используется также его реструктуризация — погашение долговых обязательств с согласия кредиторов, с рассрочкой платежа то есть принятии других долговых обязательств в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения пересмотр сроков платежей, списание части долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

В целях управления государственным долгом и его снижения[111] в России разрабатывается программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с указанием цели, источников и объёмов заимствований, а также сроков возврата. Разрабатывается также программа государственных внутренних заимствований РФ на покрытие дефицита. Все средства, поступающие в бюджет от заимствований, включая средства, расходуемые на обслуживание и погашение государственного долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Предельные объемы государственного долга РФ, долга субъекта РФ и муниципального долга на очередной финансовый год очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливаются законом решением о соответствующем бюджете[112]. Погашение основной суммы долга РФ, долга субъекта РФ, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета. Государственные заимствования осуществляются путем эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, предельных объемов их выпуска принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с верхним пределом государственного или муниципального долга. Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

РФ предоставляет государственные или муниципальные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ, субъект РФ или муниципальное образование — гарант — дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать: надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром основного обязательства ; возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной.

Сущность и формы государственного кредита, виды займов Виды государственных займов: 1 По срокам действия - краткосрочные до 1 года; среднесрочные 1-5 лет; долгосрочные от 5 до 20лет. Финансовая политика государства на современном этапе Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций представляет собой финансовую политику. Важнейшей целью финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста, соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий.

Оно включает: 1 разработку общей концепции финансовой политики, определение ее стратегических направлений ,целей, главных задач; 2 создание адекватного финансового механизма; 3 управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Задачи финансовой политики: 1 обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 2 установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; 3 организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; 4 выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; 5 создание эффективной системы управления финансами. Основа современной финансовой политики - это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов. На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм.

Государство отказывается от директивного участия руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все экономические субъекты следуют единым правилам распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительную переписку. Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависит от широты выполняемых государством функций.

Финансовый механизм в реализации финансовой политики Главной целью финансовой политики государства является мобилизация финансовых ресурсов, их распределения и использование. Финансовая политика - это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Она предполагает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательность разумных действий на основе разработанного плана и имеющихся ресурсов для решения поставленных задач. На современном этапе развития экономики финансовая политика направлена на борьбу с инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действенной базы рыночных отношений, совершенствования налоговой системы, сокращающей налоговое бремя товаропроизводителей, но обеспечивающей вместе с тем рост доходов бюджета, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, сокращения государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государственных форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации , а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. Государство заботится об эффективности государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах [24, c. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, то есть погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам: 1 по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер до 1 года , среднесрочный характер от 1 года до 5 лет и долгосрочный характер от 5 до 30 лет. Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет Закон РФ от 13 ноября 1992 г. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются; в беспроцентные целевые займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется; 5 по методам размещения займы делятся на: а добровольные; б размещаемые по подписке; в принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются; 6 по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные. На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки -вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, то есть Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России. В настоящее время государственный кредит регулируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. По этому Закону государственный внутренний долг РФ - долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме: - кредитов, полученных Правительством РФ; - государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; - других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска выдачи и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ.

Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития

Государственный и муниципальный кредит В чем суть государственного кредита. Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства.
Студопедия — Формы государственного кредита внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.
Лекции по "Деньгам, кредиту, банкам" Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. – в зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.

Статья 101. Бюджетного Кодекса РФ. Управление государственным и муниципальным долгом

Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов: - финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга. При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов; - бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих; - смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга. Управление погашением государственного долга.

Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах. Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации ее в акции предприятий в нашей стране практически не применялись. Методы управления государственным долгом включают реструктуризацию и конверсию.

Основным методом урегулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально выгодных для России условиях. Термин " реструктуризация " означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период. Это значит, что в течении нескольких лет Россия будет платить только незначительные проценты, а погашение основных сумм перенесется на несколько лет. До сих пор РФ использовала инструмент реструктуризации долгов только в отношении старого долга СССР как его правопреемница. По обязательствам, принятым до 1.

Оно означало единоличное принятие на себя всех долгов СССР после того, как прежде был согласован иной порядок ответственности - с участием других бывших союзных республик. Этот порядок весьма не благоприятен для РФ: теперь она одна отвечает перед кредиторами по всему огромному долгу СССР15. С помощью реструктуризации необходимо добиться сокращения валютных трансфертных платежей, согласовав с западными кредиторами следующие основные моменты: 1. Желательно также согласовать определенный пакет долгов, который может на длительный период обслуживаться Россией. Необходимо избежать реструктуризации уже реструктурированных долгов, поскольку это означает неприемлемые затраты для кредиторов.

Такой отказ от погашения долга может быть оправдан только тем исторически уникальным переходом от планового хозяйства к рыночному, который осуществляет сейчас Россия. По остальным видам задолженности, видимо, необходимо заключение соглашения типа MYRA. При этом следует опираться на условия отсрочки погашения долгов, обычно применяемые Парижским и Лондонским клубами16. Однако реструктуризировать весь долг практически невозможно. Реструктуризация долга может быть систематизирована как по институциональному, так и по техническому принципу.

В институциональном плане различают соглашения с Парижским и Лондонским клубами. В Парижском клубе предметом соглашения являются государственные кредиты или кредиты, предоставленные под государственные гарантии. В Лондонском же клубе речь всегда идет о реструктуризации сроков погашения частных кредитов, выданных коммерческими банками. Если обычно периоды консолидации составляли от 1 до 1,5 лет, то в последнее время в отдельных случаях достигаются соглашения MYRA, предусматривающие многолетние периоды консолидации долга. Переговорный процесс между Российской Федерацией и сообществом кредиторов сначала советских, а затем и российских начался сразу же после распада СССР в конце 1991 г.

Можно условно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР- Первый этап, берущий отсчет с 1992 г. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ 1 млрд. В течение второго этапа - с 1993 по 1995 г. Так, и в апреле 1993 правительство России заключило первый договор о реструктуризации задолженности перед официальными кредиторами, входящими и Парижский клуб. За этим последовали еще два подобных соглашения в 1994 и 1995 гг.

Началом третьего этапа можно считать апрель 1996 г. При этом реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 г. Примерно в этот же период проводились переговоры по реструктуризации долга перед членами Лондонского клуба. В 1996 г. Процесс выверки всех первоначальных кредитных соглашений окончательно завершился в конце 1997 г.

Было выпущено два новых инструмента - PRIN на сумму основного долга и IAN на сумму накопленных процентов со сроками погашения в 2020 и 2015 гг. Подписанный договор о реструктуризации предусматривал погашение основной части долга 22,5 млрд. Наконец, началом заключительного этапа реструктуризации советских долгов можно считать конец 1996 г. Достаточно высокий рейтинг, который иностранные эксперты дали России, способствовал росту оптимистических настроений по поводу развития российской экономики. Однако чрезмерный энтузиазм, отчасти спровоцированный рейтингами, привел к тому, что в последующий период происходило стремительное наращивание задолженности, со стороны как государственных органов власти, так и корпоративного и банковского секторов.

При отсутствии системы управления государственным долгом это привело к образованию необоснованно высоких пиковых нагрузок на федеральный бюджет, в частности, в 1998-1999 гг. Здесь основным инструментом урегулирования выступает метод погашения долга товарными поставками. Реструктуризация внешнего долга прежде всего, отсрочка на 25 лет в выплате основного долга участникам Парижского и Лондонского клубов на время смягчила кризис с выплатой внешней задолженности, но принципиально не решила его17. В техническом плане различается реструктуризация, включающая списание долгов, и не включающая. Соглашения о реструктуризации как с Парижским, так и с Лондонским клубами не включают списание долгов.

Это вытекает из того, что Россия не относится к беднейшим странам с высокой задолженностью и обладает огромными сырьевыми ресурсами. Частичное списание долга странами-кредиторами ведет не только к снижению размера российской задолженности, но и к уменьшению сумм платежей по обслуживанию долга. Однако этому преимуществу противостоит потеря кредитоспособности, так что страны, которым частично списан долг, сталкиваются с проблемой получения новых кредитов. Но такая проблема перед Россией не стоит. Значит, облегчение российского платежного баланса может быть достигнута с помощью таких инструментов, как отсрочка погашения задолженности и выплат процентов по кредитам на основе соглашений о реструктуризации.

Кроме того, за счет отсрочки по долгам СССР к процессу реструктуризации дола могут быть привлечены новые договоры. Однако обе эти возможности предполагают готовность кредиторов согласиться на значительные уступки. На это, видимо, им придется пойти, так как крах такого крупного должника, как Россия, может повлечь за собой крах всей финансовой системы Запада. В качестве условий для значительных уступок со стороны западных кредиторов Россия должна согласовать с МВФ новые стабилизационные программы. Конверсия Существуют и другие опробированные в мировой практике механизмы, позволяющие уменьшать долговое давление.

Это конверсионные операции. Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. При всем разнообразии конверсионных операций главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена свопа в национальные активы - национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы. Преимущество крупномасштабных конверсионных операций в том, что наряду с облегчением долгового бремени они могут способствовать притоку прямых иностранных инвестиций на развитие приоритетных экспортных и импортозамещающих производств, проведение приватизации, реформирование финансовой сферы, а также затормозить отток капитала из страны и стимулировать его возвращение. Необходимой предпосылкой для введения программы конверсии долга является завершение процесса переоформления задолженности.

Государственный кредит это одна из форм кредита. Он функционирует на принципах возвратности, срочности и платности в порядке исключения может использоваться беспроцентный заем ресурсов предоставляемых взаймы средств, ему присущи все свойства кредита. При государственном же кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества. Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.

Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и регулирующей. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностям этой категории.

Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ.

Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.

Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы. Государственные займы характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Обращение части вкладов населения в государственные займы подразумевает предоставление кредита государству сберегательными учреждениями за счет заемных средств. Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда проявляется в том, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционировала в тоталитарном государстве.

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях в случае финансовых затруднений предприятий и организаций и являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур. Международный государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора.

Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными.

Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Различают капитальный государственный долг, представляющий собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, и текущий, включающий расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Если государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, то это ведет к росту государственного долга внутреннего и внешнего. За последние 30 лет внутренний государственный долг нашей страны увеличился во много раз, достигнув к началу 2003 г. Такое положение в сфере государственного кредита отражает общее кризисное состояние финансов, проявляющееся в первую очередь в нарастающих бюджетных трудностях, увеличивающемся дефиците государственного бюджета.

На 01. Его обслуживание производится Банком России путем осуществления операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате долга в виде процентов по ним или в иной форме.

Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства. В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы размещаются в данном государстве в национальной валюте и внешние займы размещаются за рубежом в иностранной валюте. Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты.

Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам -- все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т. Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: - заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг; - обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг -- сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др.

В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ. Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др. Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год.

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными для покрытия бюджетного дефицита и целевыми под конкретные проекты. Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу. Казначейские обязательства вексели , имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов.

Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы иногда среднесрочные - казначейские ноты , облигациями - средне - и долгосрочные. В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов. По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты. По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации казначейские обязательства рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные срок погашения до одного года , среднесрочные от 1 до 5 лет , долгосрочные свыше 5 лет. По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные с нулевым купоном. По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли. Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном. По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта.

Первый - займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы. В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке. Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях: наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства; доверие кредиторов государству; заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству; возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход. Источниками погашения государственных доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты; дополнительные поступления от налогов; экономия средств от сокращения расходов; эмиссия денег; привлечение средств от новых займов рефинансирование долга. Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Понятие и формы государственного кредита

  • УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ | InvestFuture
  • Шпаргалка по "Финансовому праву"
  • Sorry, your request has been denied.
  • Государственный кредит - Лекции по бюджетной системе (Экономика и финансы)

Sorry, your request has been denied.

Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов. Унификация — объединение нескольких займов в один. Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства. Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований принятием на себя других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сокращением суммы основного долга. В соответствии с Законом РФ от 2 декабря 1990 г.

Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России.

Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику. В целях привлечения большего числа вкладов Сберегательный банк России предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распространены следующие. Вклад до востребования — наиболее распространенный вид вклада, поскольку он может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой «на предъявителя», в любое время, а также в полном объеме вклада или частично.

За использование этого вида вклада Сбербанк платит самый низкий процент. Срочные вклады отличаются тем, что принимаются на срок не менее одного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Проценты по данному виду вкладов гораздо выше, чем по вкладу до востребования.

Открыть счет можно, внеся наличные деньги или безналичным путем.

Назначение гарантии — обеспечение исполнения обязательств получателей гарантии перед третьими лицами. На май 2015 года, долг федерального сектора составлял 51.

Структура внешнего долга Российской Федерации выглядит следующим образом: 24 Динамика внешнего долга частного и государственного сектора России млрд. США 25 Структура внешнего федерального долга России Задолженность перед кредиторами не членами Парижского клуба — 876. USD; Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами — 1 080.

USD; Задолженность по внешним облигационным займам — 36 551. USD; Остальные задолженности — 21 млн. Облигация от лат.

Казначейский вексель — основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6 и 12 месяцев. Эмиссия и погашение осуществляются Центральным банком по поручению Казначейства или Министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

Казначейские ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги.

К 1861 г. Выплата погашений и процентов по кредитам достигла 50 млн. История государственного ссуды показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного займа могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов. В соответствии с основным Законом государства Российской Федерации ст. Федеральная денежно-кредитная политика является системообразующей по отношению к регионам. Вместе с тем региональная денежно-кредитная политика имеет существенные особенности.

Как часть экономической политики Правительства Российской Федерации и Банк России она представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее кредитными ресурсами. Субъектами денежно-кредитной политики на региональном уровне являются региональные банки и органы государственной власти. В то же время при отсутствии полномочий в денежно-кредитной сфере региональный уровень власти реализует эту политику косвенно с использованием в основном кредитно-финансовых инструментов наряду с общефедеральными инструментами денежно-кредитной политики. Региональные органы власти Санкт-Петербург, Республика Коми и другие субъекты РФ используют следующие инструменты кредитной и финансовой политики: - бюджет развития; - бюджетный займ; - налоговый займ; - инвестиционный налоговый займ: дифференцированные ставки и налоговые льготы банкам региональные ценные бумаги; - государственные гарантии банковским займам; - различные формы взаимодействия органов власти и банков; - ипотечное кредитование. Сущность и функции государственного ссуды государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на гос. Государственный кредит используется государством для решения различных задач: поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных затрат, увязки доходов и издержек; регулирование макро- и микроэкономических процессов; воздействие на социальную и денежно-кредитную политику. Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки займа: наличие заемщика и кредитора как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов ; возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы России, как займ другую его часть составляет банковский займ.

Представители финансово-правовой науки дореволюционной Российской Федерации М. Орлов, М. Слуцкий, Л. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др. Эти различия заключаются в следующем: 1.

При банковском займе, наоборот, заемщик банк обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника. При государственном же займе принуждение «имеет иногда место при заключении кредита». Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного ссуды втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства — подписка на государственные кредиты. Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного займа как особой формы движения стоимости ссудного фонда. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного ссуды. Государство гарантирует возврат средств с уплатой заемщикам установленного выгоды в виде процентов.

Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором — государство в лице его органов мин фина, местных органов власти. Для кредитора ценная форма займа позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии ценных бумаг, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные кредиты у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса , то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от ссуд, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства. В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только кредитора, но и заемщика. Итак, государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физлицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве кредитора, а также заемщика и гаранта.

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих затрат привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юр. В данном случае государство выступает кредитором средств, а население, предприятия и компании - заемщиками. С помощью государственного ссуды государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных издержек и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного займа объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе государственный бюджет перераспределяет часть национального наживы станы. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде. Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет.

Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. В периоды экономического коллапса который имеет место на сегодняшний день и в Республики Беларусь , коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном займе сокращается и сфера его применения сужается. Государство гарантирует возврат средств с уплатой заемщикам установленного профита в виде процентов. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного займа для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором — государство в лице его органов минфина, местных органов власти. Для кредитора ценная форма ссуды позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. Из обращения изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.

Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от кредитов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства. Государственный кредит и государственный долг государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом России понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физ. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта России понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства России в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме: Кредитные договора и договоры, заключенные от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных заемщиков; Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени России; Договоры о предоставлении государственных гарантий Россией, договоры поручительства России по обеспечению обязательств третьими лицами; договора и договоры, заключенные от имени России, о пролонгирования и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет; Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства России на основе принятых федеральных законов. Сроки погашения долговых обязательств России и её субъектов не могут превышать 30 лет. Управление государственным ссудой Управление государственным займом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, заемщика и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства.

Совокупность действий государства по управлению государственным ссудой включает: Обслуживание и погашение государственного долга; выпуск и размещение новых облигационных ссуд: Поддержание вторичного рынка долговых обязательств; Регулирование рынка государственного займа; Выработка порядка, условий и форм предоставления государством займов. Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным займом, являются министерство финансов, ЦБ. Целями управления государственным ссудой являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития. Отличия государственного ссуды от банковского. Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского займа рядом особенностей: Потребность государства в займе Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между агрегатом денежной массы в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском займе возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский займ включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов. Банковский займ могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.

Условия сделки Условием сделки банковского ссуды является совпадение экономических интересов заемщика и кредитора, при государственном займе экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность заемщикам для добровольной передачи денежных средств в пользование кредитора. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать заемщикам определенный профит. В отличие от банковского процента за займ, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность кредиторов, вознаграждение заемщиков при государственном займе выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов заемщиков и кредиторов. Целевое назначение Банковский займ имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного займа, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных затрат. Срок возврата кредита При банковском кредитовании срок возврата займа строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за займ. В государственном займе такой регламентации нет.

Отношения между участниками строятся добровольно. Способность увеличивать или сокращать денежную массу. С помощью банковского ссуды создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский займ может служить фактором проявления и роста избыточной агрегата денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг. Правовые основы государственного займа В настоящее время государственный кредит регулируется законом «О государственном внутреннем долге России». По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физлицами, если иное не установлено законодательными актами России. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства РФ могут быть в форме займов, полученных Правительством РФ, государственных кредитов, осуществляемых посредством эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия денежной эмиссии выдачи и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управление государственным долгом. Обслуживавание государственного внутреннего долга России производится центробанком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Внутренний валютный долг погашается на основании Указа президента «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего союза ССР», где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физ.

Можно отметить некоторую тенденцию к увеличению доли займов, то есть рыночной составляющей в общей структуре долга, что является, на наш взгляд, положительным моментом. В перспективе, видимо, и дальше субъекты РФ будут наращивать рыночную и условную составляющие своего долга.

Таким образом, в последние годы при стабилизации объемов внешнего долга субъекты РФ стали активнее наращивать его внутреннюю составляющую. В этой связи достаточно остро встает вопрос об эффективном управлении уже взятыми на себя долговыми обязательствами. Таблица 2 Объемы и структура государственного внутреннего долга субъектов РФ в 2007—2009 гг. Источник: сайт www. Долг может использоваться как инструмент рычаг управления денежным обращением, финансовым рынком, инфляцией, инвестиционной активностью, производством, занятостью населения, организацией населением своих сбережений и т. Тем самым долг используется законодательными представительными и исполнительными органам власти разного уровня в качестве инструмента проведения стабилизационной, антициклической, перераспределительной политики, стимулирования или сдерживания темпов экономического роста. Разновекторность форм воздействия долга на функционирование экономики вызывает необходимость рассмотрения долга в качестве объекта управления и регулирования. Категория «управление» включает совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Искусство управления регулирования состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью наиболее быстрого решения поставленных задач и выполнения намеченных целей. Играя вспомогательную роль по отношению к управлению бюджетными доходами и расходами государства субъекта РФ, муниципалитета и к управлению бюджетными инвестициями, управление государственным муниципальным долгом является составной частью бюджетной, а, следовательно, и финансовой политики. В рамках бюджетного планирования определяется объем доходов и расходов бюджета, а также объем дефицита, основным источником покрытия которого являются заемные средства. Сегодня уже принято говорить не просто об управлении долгом, а о долговой политике, являющейся частью бюджетной политики и определяющей объемы и формы привлечения заимствований. Элементами управления долгом являются разработка общей стратегии внутренних и внешних заимствований, снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Об актуальности обсуждения темы построения эффективного механизма управления государственным долгом свидетельствует, в частности, интерес к этому вопросу специалистов Минфина РФ [4]. Стоит заметить, что большинство отечественных авторов дает определение именно управления государственным долгом, например: — контроль и регулирование государством долга по уровню процентной ставки, порядку погашения государственных ценных бумаг, срокам и порядку платежей по займам и т. Вавилов [3, С.

Улюкаев [7, С. Романовский [10, С. Покачалова [8, С. Селюков [6, С. Головачев [5, С. Наиболее узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management». Объектами регулирования здесь являются структура сроков обращения различных долговых обязательств и структура кредиторов.

Грачева следующим образом определяет управление государственным и муниципальным внутренним долгом: «совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам, погашению займов, а также порядок, условия выпуска выдачи и размещения долговых обязательств Российской Федерации» [9, С. Таким образом, в управлении государственным долгом переплетаются законодательные, бюджетные, финансовые, учетные и организационные процедуры, направленные на эффективное регулирование долга и снижение влияния долговой проблемы на экономику страны. По сути, под управлением государственным долгом субъекта РФ можно понимать регулируемую нормами права совокупность мероприятий, проводимых государством и субъектом РФ по формированию долговых отношений в форме займов, кредитов или гарантий и по полному и своевременному погашению образующихся долговых обязательств.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий