Эмоциональность информации в процессе выступления

В процессе публичного выступления логическая аргументация может быть развёрнута в трёх вариантах: индуктивно, дедуктивно и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно. Как эмоции влияют на речь? Как и зачем использовать эмоции в речи? Что такое эмоции в публичных выступлениях? Как вы используете эмоции в речи? Каковы 3 цели речи? Каково значение эмоционального выражения оратора для передачи информации вашим зрителям? Для понимания того, как и что говорит первое лицо от имени компании, аналитики разработали такой инструмент как анализ эмоциональной речи спикера. Анализ речи спикера позволяет в формате отчета получить информацию о: том, что человек представляет собой как спикер. Подрывает доверие аудитории узнаваемость источника информации в выступлении оратора. Мы спрашиваем, как писать эмоционально, но, если разобраться в значении этого слова, становится сразу понятным как это «писать эмоциональные тексты». Эмоции — это состояние человека, которое проявляется в переживании важных для него ситуаций или событий.

Языковые способы выражения эмоций в текстах СМИ

В будущем необходимо ввести в процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало, выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления. Вступление, или введение. Итак, эмотивно-эмпатийное взаимодействие представляет собой обмен эмоциями и отношениями и включает в себя вербальные, фонационные и невербальные средства их выражения, которые в процессе коммуникации составляют неразрывное целое. Социально-психологический тренинг (1/1) в институте ММУ (Московский Международный Университет) 16. Погружение в повествование и личные воспоминания во время социальнопсихологического тренинга A) не влияют на эффективность процесса B).

Как оказывать эмоциональное воздействие на аудиторию

Довообразить то, что не помните. Быть готовым ответить самому себе на любой вопрос: какого цвета забор «в кадре»? Во что одета та женщина? Какие на ней бусы?

Есть ли царапина на каблуке? Долетают ли брызги от машины до тротуара? Что делает ворона?

Указательные жесты Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя! Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем указательным, большим , ногой, поворотом тела. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь - слева, где сердце, говоря: «У него тут жест ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.. Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров: Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает?

Он хочет узнать, который час. Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию». Рассмотрим невербальные сигналы, использование которых позволяет говорящему усилить свою коммуникативную позицию, то есть повысить эффективность общения. Выигрышно выглядит чистая, культурная, аккуратная одежда. Расстегнутый пиджак — стремление к контакту, застегнутый — стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак — готовность взаимодействовать. Усиливает коммуникативную позицию говорящего умеренная модность его одежды. Большое значение имеет стиль, в котором человек одевается его общий внешний имидж.

От стиля одежды во многом зависит восприятие человека. Он максимально универсален. Для мужчин классический стиль — это костюм темных тонов, рубашка светлого тона, галстук и носки в тон костюму и рубашке. Классический стиль для женщин — это юбка, блузка и пиджак. Для классического стиля линии, формы, силуэты должны быть четкими и определенными например, заутюженные складки на юбке или стрелки на брюках, четкие, прямые линии воротника, лацканов, идеально выработанная форма плеча и т. В романтическом стиле могут одеваться и мужчины. Основа этого стиля — джинсовые вещи. Спортивный стиль не очень требователен к обстановке, достаточно легко вписывается почти в любую среду. Такой имидж уместен во многих ситуациях. Носитель спортивного стиля обычно воспринимается как человек свойский, оптимистичный, непосредственный, по-человечески Доступный.

Там носитель такого стиля будет восприниматься как Непредсказуемая, несолидная и ненадежная личность.

Разговорная лексика — с ее помощью усиливается эмоционально-экспрессивная составляющая речи. А официально-деловои стиль, без разговорнои лексики или художественных оборотов, содержащии одни клише — определялся как низкоэмоциональный или безэмоциональныи. Речь «от первого лица», когда спикер часто говорит из позиции «Я», вместо «мы, наше» — повышает общии «градус» эмоциональности речи. Превосходная и сравнительная степени прилагательных и наречии. Активное употребление наречии типа «очень», «особенно». Фразеологизмы: усиливают значение выражении, передают оценку и настрои спикера.

Риторические восклицания и вопросы, лексические повторы. Как оценивают эмоции в баллах Каждой эмоции аналитики проставляют баллы в зависимости от того, насколько она ярко представлена в речи спикера, прямо или скрыто. Если к маркерам добавлены наречия или прилагательные, подчеркивающие более высокое проявление эмоции. В аналитическом отчете, который получает заказчик, эмоции представлены по убыванию: от самых частых к редко используемым. Итог всей работы аналитиков — эмоциональный профиль речи спикера, из которого понятно какие именно эмоции он в большей степени выражает в своей речи: например, печаль, радость, грусть, сострадание, раздражение или гнев. Как эта информация помогает в работе над имиджем персоны или компании В финале исследования заказчик получает отчет с эмоциональным профилем речи спикера.

Иногда можно спровоцировать аудиторию, заявив что-то, что вызывает несогласие слушателей, а затем вместе прийти к конструктивным выводам. Также не оставляет слушателей равнодушными сопереживание к каким-либо событиям, затрагивающим чувства людей. И, наконец, очень важны убеждённость и эмоциональность выступающего. Если оратор искренне верит в то, что говорит, то не только задерживается внимание слушателей на проблеме, но и окружающие заражаются той эмоциональность, что исходит от выступающего. Как гласит восточная мудрость: «Ты, говорящий, никого не убедишь, пока в сердце у тебя нет того, что сходит с языка». Также темп речи должен быть плавным, умеренным, чтобы слушатели могли следить за ходом мысли выступающего. Периодически можно делать паузы для полного осмысления сказанного. При первых признаках утомления слушателей необходимо начать стимулировать внимание. Например, рассказать анекдот или короткую историю. Время от времени необходимо переключать внимание слушателей, предложить что-то записать, сделать несложное вычисление, ответить на вопросы теста. Самоорганизация публичного выступления Сильными сторонами моего публичного выступления является уделение внимания внешнему виду. Первое впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляции, и т. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе, то есть они хотят сразу составить мнение об ораторе - положительное или отрицательное - и, сами того не осознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности. Поэтому каждый оратор не должен подстраиваться под строгие шаблоны, он должен обладать индивидуальностью, чтобы создать дружескую атмосферу и, таким образом, заинтересовать слушателей, привлечь их внимание. Для улучшения публичного выступления мне необходимо принять во внимание следующее. Прежде всего, сохранению внимания способствует логическая организация речи последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении. В настоящее время уже удалось добиться того, что поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Кроме того, приходится время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения - словом, любая работа слушателей. В будущем необходимо ввести в процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало, выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:. Вступление, или введение. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме. Заключение, или выводы. Следует, однако, сразу обратить внимание на то, что, в свою очередь, каждая из этих трех частей, как бы мала, коротка она ни была, имеет свою собственную, внутреннюю организацию, или структуру, и поэтому можно и нужно оговорить композиционные особенности не только выступления в целом, но и каждой отдельной его части. Чувство аудитории - это качество, которое непременно должен развивать в себе каждый выступающий. Для этого нужно собирать сведения об аудитории предстоящего выступления, учитывать такие стороны аудитории, как ее однородность или неоднородность, специальность, образовательный уровень, примерный круг интересов, ее знакомство с проблематикой выступления, демографические особенности. Все это будет дополнительной гарантией от ошибок, в частности, от ошибки в виде расчета на некоего так называемого «среднего слушателя». Иначе говоря, выступающий должен проявить заботу о соответствии своего выступления потребностям и интересам слушателей, а также их возможностям. Собирая сведения об аудитории, следует обратить внимание на имеющуюся у слушателей установку и на их настроение, мотивы различных видов: интеллектуальные, моральные, эстетические. Оценивая отношение слушателей к теме выступления, надо для себя выяснить, насколько она важна для слушателей, какова степень их знакомства с темой, каковы источники их информации по теме.

Приемы и психотехники публичного выступления

Психологическая культура оратора – это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека в конкретных условиях работы с людьми. Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения можно представить следующей схемой. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения. В будущем необходимо ввести в процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало, выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления. Вступление, или введение.

Взаимоотношения оратора и аудитории

Но картинка и эмоция появились, а? Внешняя эмотивность текста. Как раз использование слов-эмотивов, но к месту и правильно. Если в одном абзаце у вас девушка раздавлена горем, а в другом у нее на лице улыбка — так не пойдет. Ну или у нее обострение маниакально-депрессивного психоза. Художественные приемы: эллипсис, парцелляция, повтор, восклицание, сегментация конструкций, выделение слов оформлением, запятыми или интонационно. А теперь собственно художественные приемы введения эмоции в текст. Подробно, с чувством, с толком. Что такое: пропуск в предложении слова, которое читатель достраивает по контексту. Как использовать в контексте эмоций, например: - Поди сюда, ты, мелкий… - А матом при детях нельзя, дяденька!

Что такое: намеренное членение предложения на более короткие, но эмоционально окрашенные отрывки. Как использовать в контексте эмоций, например: Выстрел. Бежать, прочь. Береги дыхание, идиот. Вспышка боли. Что такое: намеренное повторение в одном отрывке текста слова или конструкции для эмоционального усиления. Могут быть 4 видов: — Анадиплосис. Когда конец предложения совпадает с началом следующего. Как использовать в контексте эмоций, например: Какая я была феерическая дура!

Феерическая дура, влюбленная кошка, ничего дальше своего носа не видела.

За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например: — Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия. Следите за временем. Научитесь справляться с ними.

Избегайте больных тем. Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций. В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся. Лучшая подстраховка — анализ аудитории. Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете.

Их нельзя заставить или побудить согласиться с вами или со мной. Но быть может, их удастся привести к этому, если действовать мягко и дружелюбно, очень мягко и очень дружелюбно! О необходимости быть заинтересованными, внимательными слушателями Д. Карнеги пишет с юмором: «Если хотите знать, как заставить людей избегать вас, вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте.

Непрерывно говорите о себе самом». Психологи предостерегают собеседников говорить друг другу прямо и резко: «Вы не правы! Не менее красноречиво об этом можно дать понять человеку взглядом, интонацией, жестом, но прямым заявлением нельзя заставить его согласиться с вами. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить своё мнение » - советовал Д.

Сократ в беседах со слушателями всегда отстаивал истину, этот принцип он выразил в словах: «Платон мне друг, но истина дороже».

В последнем случае облегчается обратная связь, которая необходима для успеха коммуникации. Получатель - компонент, ради которого и происходит коммуникация. Получатель может быть как индивид, так и группа индивидов, а также численно большие, рассредоточенные массовые аудитории. Американский ученый Д. Клаппер выделил «факторы-посредники», которые влияют на процесс воздействия СМИ на человека: предрасположенность человека к восприятию той или иной информации идей, знаний, норм, ценностей ; принадлежность человека к какой-либо социальной группе с ее нравственными, политическими и другими нормами; межличностный характер распространения содержания массовой коммуникации то есть тиражирование разными людьми сообщений, получаемых из газет, радио, телевидения ; влияние лидеров мнений, или говоря проще, социально активных людей, на распространение и оценку информации.

Клаппер сделал вывод, что СМИ, воздействуя на читателей, слушателей, зрителей, вероятнее всего, укрепляют уже существующие у них установки, мнения, позиции, чем изменяют их. То есть слушатели, зрители склонны искать в сообщениях подтверждение уже выработанных, ранее сложившихся взглядов. Эффект коммуникации - это изменения в поведении получателя, которые происходят в результате приема сообщения. Существуют 3 основных типа результатов коммуникации: 1 изменения в знаниях получателя; 2 изменения установок получателя, то есть изменение относительно устойчивых представлений индивида; 3 изменение поведения получателя например, голосование, покупка товара или своевременный приход на работу. Эти 3 типа изменений обычно происходят в указанной последовательности. Причем, следует иметь в виду, что защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида; человек запоминает информацию, совпадающую с его предрасположениями, и забывает противоречащую его симпатиям, склонностям.

Следующий по степени вероятности вариант - малое изменение ранее существующих взглядов. Оно возможно при неустойчивости точки зрения и позиций, а также в областях, не заполненных знаниями чем меньше люди знают, тем больше они подвержены влиянию СМК. Наименее вероятным, по Клапперу, оказывается изменение взглядов, то есть осознанное отклонение от групповых норм, кардинальное изменение мнений, установок и поведения людей. Крайне важным среди факторов, которые расшатывают привычные взгляды, является ближайшее окружение человека семья, коллектив, друзья и т. Обратная связь - это реакция получателя на сообщение источника.

Актуальность и принципы построения успешного публичного выступления

В устной речи легче передать эмоцию и эмоциональное состояние говорящего. В условиях устной речи дополнительно воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность и убежденность. Публичное выступление – это изложение мыслей перед аудиторией, которое оказывает воздействие на людей. Важны два основных момента – процесс и цель. Процесс публичного выступления должен быть структурированным – нужно знать чётко, что за чем идёт. Следовательно, сформулировать цель своего выступления – это значит ясно и четко представить себе конечный результат речевого воздействия. Определение темы публичного выступления Процесс подготовки к выступлению включает и определение темы речи. Цель выступления – это основной его конструктивный элемент, его стержень. Желательно ясно формулировать цель выступления и записывать ее в виде некоторого развернутого предложения, чтобы постоянно в процессе выступления иметь ее перед глазами.

Вербальные средства общения

Для исследователей художественного текста большой интерес представляют средства, используемые для выражения эмоций говорящего и воздействия на эмоциональную сферу реципиента. Эти понятия рассматриваются в терминах "категория эмоциональности", "эмоциональная стратификация", "эмоциональный смысл", "эмотема" [4, с 76]. Существует и другой подход, когда эмотивность подразумевает два разных, но взаимосвязанных явления: языковые единицы, обладающие эмотивностью в своей семантике, и текст как текстовая категория эмотивности направленный на создание эмоционального фона художественного произведения и вызывающий эмоциональное воздействие на читателя. Иными словами, здесь можно говорить об эмоциональной составляющей художественной деятельности, которая непосредственно прослеживается во всех художественных текстах. Во многих исследованиях эмоции связаны с различными аспектами художественных текстов. Эмоции могут быть предметом описания, способом представления информации и воплощаться в виде текста. Специфика эмоциональности текстов отражается в характере соотношения их эмоционального фона, эмоциональной тональности и эмоциональной окраски. Емкое содержание художественных текстов отражает взаимодействие нескольких важных эмоциональных задач: эмоциональное самовыражение чувств и эмоций автора, выражение эмоций персонажей, эмоциональная оценка событий автором, персонажами, эмоциональное воздействие на читателя, эмоциональная оценка читателем событий персонажей художественного текста. Интересно, что в художественной деятельности и это подчеркивается большинством исследователей эмоциональные задачи преобладают над рациональными, а событийный дискурс очень часто подчинен эмоциональному дискурсу.

Эмоциональность-стилистическая особенность художественных текстов. По своему назначению все художественные тексты относятся к эмоциональному типу текстов, что обусловлено местом эмотемы основной темы текста в тематической структуре и эмоциональной задачи доминирующей задачи в комплексе прагматических задач текста. Интересный подход обнаруживается в работах Л. Бабенко, которая считает, что можно выделить три типа эмотивных смыслов текста: 1 диктальные эмотивные значения в структуре образа персонажа ; 2 модальные интенциональные эмоциональные смыслы в структуре авторского образа ; 3 экстенсиональные эмоциональные значения, заданные в сознании читателя содержанием текста. С другой стороны, целостное восприятие эмотивных смыслов определяется влиянием эмоциональной тональности текста, которая относится к универсальной категории текста, питаемой всеми тремя типами эмотивных смыслов. Но ведущими эмоциональными значениями являются модальные или интенциональные, отражающие позицию автора и концепцию. Соответственно эмоциональность обычно рассматривается в трех направлениях [6, с. При изучении текстовых характеристик эмотивности многими исследователями принимается понимание текста как сложной динамической системы, связанной с определенными "диалогическими" отношениями с читателем и, как следствие, обеспечивающей гибкую программу интерпретации.

Смысловыми центрами антропометрической структуры текста являются категории «автор-персонаж-читатель». В работе И. Прудниковой утверждается тезис, что эмоциональность-это категория художественного текста, обладающая универсальностью и характеризующаяся "регулярным планом содержания и регулярным речевым, речевым, коммуникативным и стилистическим выражением", более того, она отражает эмоциональный статус и ценностные ориентации конкретного человека в рамках произведения [8, с. В работах А. Филимоновой содержится идея о том, что главной категорией художественного текста является эмотивность, которую она определяет как полистатусную когнитивную категорию. Объектом исследования при изучении реализации категории эмотивности могут быть как единицы, составляющие текст слова, словосочетания, предложения , так и целые тексты, представляется уместным говорить о когнитивной категории эмоциональности, которая имеет различный статус в вариантах ее реализации, иными словами, имеет полистатусный характер. Термин полистатус относится к способности языковой единицы отображать определенное категориальное значение в данном случае эмотивное на разных уровнях языковой системы, то есть в статусе многоуровневых единиц [7, с. Рассмотрев классификацию лингвистических средств выражения эмоций в художественных текстах, мы пришли к выводу о том, что эмотивная лексика в художественном тексте выполняет коммуникативную, эмотивную и экспрессивную функции.

Примеры репрезентации эмоциональных состояний показали, что эмоции в английском художественном тексте могут иметь как прямую номинацию через лексемы, непосредственно называющие эмоции, так и косвенную номинацию, через значения устойчивых выражений, фраз, предложений, контекстных отрезков и т.

Кстати, замечено, что если люди расположены друг к другу, они очень часто отзеркаливают позы, жесты, другие элементы поведения друг друга. Люди, долго живущие вместе, вообще становятся похожими друг на друга в общении и поведении. Говорят, что и собаки становятся похожими на своих хозяев, а те — на своих питомцев.

Закон зависимости эффективности общения от объема коммуникативных усилий Этот закон может быть сформулирован так: чем больше коммуникативных усилий затрачено говорящим, тем выше эффективность его речевого воздействия. В теории коммуникации понятие эффективности общения подробнее об этом понятии в теме 7 данного раздела принципиально отличается от подхода к проблеме эффективности в сфере производства. В промышленности эффективно такое производство, при котором единица продукции произведена с минимальными затратами. В общении — наоборот: нельзя повышать эффективность, снижая затраты, надо применять весь арсенал вербальных и невербальных средств, соблюдать законы и правила общения, применять приемы речевого воздействия, соблюдать нормативные правила общения, нормы этикета и т.

Обратим внимание на то, что, как показывают наблюдения, короткие просьбы и распоряжения всегда выполняются людьми менее охотно - они всегда воспринимаются как более грубые, агрессивные. Вежливость предполагает более развернутые формулы просьбы, распоряжения и т. Именно поэтому надо учиться просить, отказывать, аргументировать и т. Таким образом, эффективность коммуникации прямо пропорциональна объему затраченных коммуникативных усилий.

Закон прогрессирующего нетерпения слушателей Данный закон формулируется так: чем дольше говорит человек, тем большее невнимание и нетерпение проявляют его слушатели. Как бы ни был интересен оратор или рассказчик, как бы ни были расположены к нему слушатели или собеседники — чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать. По данным исследователей, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длинней первой, а последние десять минут — втрое длинней первых десяти. Из сказанного следует важный вывод: эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за пределы 10 минут.

А будет еще короче — будет еще лучше. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера Этот закон означает: чем больше людей вас слушают, тем ниже средний интеллект аудитории. Иногда это явление называют эффектом толпы: когда слушателей много, они начинают хуже «соображать», хотя личный интеллект каждого отдельного человека при этом, конечно, сохраняется. К примеру, грубая шутка лектора в аудитории из 10 человек будет отвергнута, а в аудитории из 100 человек значительная часть людей засмеется или создаст «оживление в зале».

И это вовсе не следствие того, что в большой аудитории могут оказаться малокультурные или неподготовленные в интеллектуальном отношении люди — 100 академиков тоже среагируют на пошлую шутку, которую они не приняли бы вдесятером. Данное явление связано с тем, что в большой массе человек начинает хуже мыслить логически, в его умственной деятельности начинает доминировать правое эмоциональное полушарие. Человек в толпе и просто среди большой массы людей менее внимателен к смыслу слов, хуже понимает обращенную к нему речь, с трудом понимает сложные предложения, с большим трудом способен продуктивно решать сколько-нибудь сложные интеллектуальные задачи. Человек в «массе» легче реагирует на штампы, прописные истины, грубые шутки, примитивные призывы — особенно на негативные и деструктивные ломай, бей, жги, поджигай, долой , и при этом почти не воспринимает призывы позитивные или конструктивные.

В большой массе у человека усиливаются эмоциональные реакции и в целом ослабляются интеллектуальные функции, снижается критичность восприятия, он становится более доверчивым и внушаемым. Поэтому выступления на массовых митингах имеют свою специфику - чтобы оратора поняли и приняли его идеи, надо говорить коротко, эмоционально, короткими фразами, громко, уверенно, простыми выражениями, приводить общеизвестные истины, пословицы и поговорки, использовать простой юмор, обязательно заканчивать выступление простым и коротким призывом, лозунгом. Такое выступление воспринимается в основном эмоционально и поэтому оказывается обычно эффективным. Закон коммуникативного самосохранения Закон формулируется следующим образом: человек в общении старается сохранить достигнутое им на данный момент коммуникативное равновесие.

Это — проявление общего закона самосохранения, которому подчиняется жизнедеятельность всех живых существ. Закон действует на бессознательном уровне. Проявления действия этого закона достаточно многообразны. Так, к примеру, новая, непривычная идея, сообщенная собеседнику, в первый момент им обычно отвергается.

Другими словами, если человек вдруг получает информацию, которая противоречит сложившемуся у него на данный момент мнению или представлению, то первая мысль, которая приходит ему в голову: эта информация ошибочна, сообщивший ее не прав, эта идея вредна, ее надо отвергнуть. Почему так происходит? Информация, которую получает человек, сначала обрабатывается или, точнее сказать, фильтруется правым полушарием мозга, которое отвечает за образное мышление и эмоции. Это полушарие и отбрасывает чисто эмоционально, без серьезного анализа новую непривычную идею, поскольку она нарушает уже сложившиеся у человека представления, дестабилизирует его психическое состояние.

Отвержение новой идеи — это результат сопротивления психики факторам, дестабилизирующим психическое, физическое, интеллектуальное равновесие человека, достигнутое им на данный момент. Первый порыв всегда эмоционален, первая реакция — тоже, и поэтому доверять им в серьезных случаях нельзя. Практика показывает, что никакую идею нельзя отвергать сразу, с порога — в ней может быть рациональное зерно; надо бороться с искушением сразу говорить «нет» собеседнику, если идея для нас нова или непривычна; надо дать себе время обдумать новые идеи и предложения, сообщенные вам. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в силу действия этого закона нельзя без подготовки выпаливать новые идеи, нужно собеседника к ним подготовить.

Как гласит китайская поговорка, «парикмахер, прежде чем брить, намыливает». И еще: всегда нужны аргументы, которые собеседник мог бы проанализировать в спокойной обстановке; «на слово», сразу, без аргументов никто не поверит; нельзя требовать от собеседника немедленного принятия высказанной вами новой, неожиданной для собеседника идеи — даже если он под вашим нажимом сразу согласится, через какое-то время он все равно может изменить свое решение. Еще одно проявление закона коммуникативного самосохранения можно видеть в том, что люди обычно стараются воздерживаться от высказывания своей точки зрения, если видят угрозу ее критики или отвержения. Если, к примеру, человек видит, что других обрывают, не дают им высказаться, то он и сам замолкает.

Аналитическая компания PR News рассказывает про то, как анализировать речь спикера и зачем это нужно делать. Для понимания того, как и что говорит первое лицо от имени компании, аналитики разработали такой инструмент как анализ эмоциональной речи спикера. Анализ речи спикера позволяет в формате отчета получить информацию о: том, что человек представляет собой как спикер, как он говорит, какие слова и выражения использует, какие эмоции передает. Как проводится анализ эмоциональной речи спикера Сбор материала Для анализа мы собираем массив публикаций СМИ с цитатами спикера: его интервью, статьи и комментарии. Весь материал проходит через ручной анализ, чтобы отсеять косвенную речь и оставить только прямые высказывания спикера. Можно сделать выборку за конкретный период — например, за год. Перепечатки материалов мы, как правило, в анализ не включаем, но учитываем их при количественных расчетах. После того, как весь массив собран, переходим непосредственно к анализу. Этапы исследования 1. На первом этапе аналитики выделяют из массива речи спикеров словоформы и лексемы, обладающие высокой эмоциональной окраской.

На втором этапе несколько аналитиков-экспертов оценивают отдельные цитаты спикеров по степени их эмоциональности. Третий этап — анализ и оценка речи спикеров в целом и поиск доминирующих в ней эмоций.

Замечено, что наиболее быстро и эффективно отзеркаливаются негативные вербальные и невербальные сигналы. Ссора часто «построена» на отзеркаливании: — А ты почему...? В человеческом обществе часто отзеркаливается тематика общения, ср. Как голова болит! Или: — Представляете, сын совсем не хочет учиться! Прямо не знаю, что и делать! Что с ними всеми происходит?

Или: - С праздником вас! Тематическое отзеркаливание как, впрочем, и отзеркаливание позы, ритма дыхания, ритма движения собеседника и др. Кстати, замечено, что если люди расположены друг к другу, они очень часто отзеркаливают позы, жесты, другие элементы поведения друг друга. Люди, долго живущие вместе, вообще становятся похожими друг на друга в общении и поведении. Говорят, что и собаки становятся похожими на своих хозяев, а те — на своих питомцев. Закон зависимости эффективности общения от объема коммуникативных усилий Этот закон может быть сформулирован так: чем больше коммуникативных усилий затрачено говорящим, тем выше эффективность его речевого воздействия. В теории коммуникации понятие эффективности общения подробнее об этом понятии в теме 7 данного раздела принципиально отличается от подхода к проблеме эффективности в сфере производства. В промышленности эффективно такое производство, при котором единица продукции произведена с минимальными затратами. В общении — наоборот: нельзя повышать эффективность, снижая затраты, надо применять весь арсенал вербальных и невербальных средств, соблюдать законы и правила общения, применять приемы речевого воздействия, соблюдать нормативные правила общения, нормы этикета и т.

Обратим внимание на то, что, как показывают наблюдения, короткие просьбы и распоряжения всегда выполняются людьми менее охотно - они всегда воспринимаются как более грубые, агрессивные. Вежливость предполагает более развернутые формулы просьбы, распоряжения и т. Именно поэтому надо учиться просить, отказывать, аргументировать и т. Таким образом, эффективность коммуникации прямо пропорциональна объему затраченных коммуникативных усилий. Закон прогрессирующего нетерпения слушателей Данный закон формулируется так: чем дольше говорит человек, тем большее невнимание и нетерпение проявляют его слушатели. Как бы ни был интересен оратор или рассказчик, как бы ни были расположены к нему слушатели или собеседники — чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать. По данным исследователей, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длинней первой, а последние десять минут — втрое длинней первых десяти. Из сказанного следует важный вывод: эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за пределы 10 минут. А будет еще короче — будет еще лучше.

Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера Этот закон означает: чем больше людей вас слушают, тем ниже средний интеллект аудитории. Иногда это явление называют эффектом толпы: когда слушателей много, они начинают хуже «соображать», хотя личный интеллект каждого отдельного человека при этом, конечно, сохраняется. К примеру, грубая шутка лектора в аудитории из 10 человек будет отвергнута, а в аудитории из 100 человек значительная часть людей засмеется или создаст «оживление в зале». И это вовсе не следствие того, что в большой аудитории могут оказаться малокультурные или неподготовленные в интеллектуальном отношении люди — 100 академиков тоже среагируют на пошлую шутку, которую они не приняли бы вдесятером. Данное явление связано с тем, что в большой массе человек начинает хуже мыслить логически, в его умственной деятельности начинает доминировать правое эмоциональное полушарие. Человек в толпе и просто среди большой массы людей менее внимателен к смыслу слов, хуже понимает обращенную к нему речь, с трудом понимает сложные предложения, с большим трудом способен продуктивно решать сколько-нибудь сложные интеллектуальные задачи. Человек в «массе» легче реагирует на штампы, прописные истины, грубые шутки, примитивные призывы — особенно на негативные и деструктивные ломай, бей, жги, поджигай, долой , и при этом почти не воспринимает призывы позитивные или конструктивные. В большой массе у человека усиливаются эмоциональные реакции и в целом ослабляются интеллектуальные функции, снижается критичность восприятия, он становится более доверчивым и внушаемым. Поэтому выступления на массовых митингах имеют свою специфику - чтобы оратора поняли и приняли его идеи, надо говорить коротко, эмоционально, короткими фразами, громко, уверенно, простыми выражениями, приводить общеизвестные истины, пословицы и поговорки, использовать простой юмор, обязательно заканчивать выступление простым и коротким призывом, лозунгом.

Такое выступление воспринимается в основном эмоционально и поэтому оказывается обычно эффективным. Закон коммуникативного самосохранения Закон формулируется следующим образом: человек в общении старается сохранить достигнутое им на данный момент коммуникативное равновесие. Это — проявление общего закона самосохранения, которому подчиняется жизнедеятельность всех живых существ. Закон действует на бессознательном уровне. Проявления действия этого закона достаточно многообразны. Так, к примеру, новая, непривычная идея, сообщенная собеседнику, в первый момент им обычно отвергается. Другими словами, если человек вдруг получает информацию, которая противоречит сложившемуся у него на данный момент мнению или представлению, то первая мысль, которая приходит ему в голову: эта информация ошибочна, сообщивший ее не прав, эта идея вредна, ее надо отвергнуть. Почему так происходит? Информация, которую получает человек, сначала обрабатывается или, точнее сказать, фильтруется правым полушарием мозга, которое отвечает за образное мышление и эмоции.

Как выступать публично? Эмоциональный интеллект и его составляющие

Поэтому надо учиться понимать этот язык. На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения? Мимика Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского С.

Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса». Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гаев.

Печать отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье - спокойные глаза, приподнятые внешние утолки губ. Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать» «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом.

Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию. Жестикуляция О многом может сказать и жестикуляция собеседника.

Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Дочь у меня вот тут сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где?

Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом постучит ребром ладони ниже затылка по шее , тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его. В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Стаз фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия.

Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, поло-ока руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос. Жесты, жесты, жесты Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!

Это, как бы, вывод из всего того, что уже было сказано человеком. Резюмирующая фраза представляет собой речь собеседника в «свернутом» виде.

Данный прием активного слушания принципиально отличается от перефразирования, суть которого, как вы помните, в повторении мысли оппонента, но своими словами что показывает собеседнику наше внимание и понимание. При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль, для чего полезны такие фразы, как: — «Ваша основная идея, как я понял, в том, что…»; — «Если подытожить сказанное, то…». Например, начальник вам сказал, что, «в связи с тем, что отношения с коллегами из Италии стали напряжёнными и могут грозить конфликтом, вам необходимо съездить в командировку на переговоры, наладить с ними отношения и попытаться заключить контракт». Здесь приём резюмирования звучал бы так: «если подытожить сказанное, вы просите меня съездить в Италию для того, чтобы наладить контакт с коллегами и заключить с ними договор».

Группа разбивается на тройки. Первый человек из тройки рассказывает историю, второй — слушает, использую приемы активного слушания, третий — наблюдает и дает обратную связь о том, как это выглядело со стороны. По окончании работы каждая из трех сторон делится своими ощущениями. После того как все тройки закончат упражнение проводится групповое обсуждение.

Что мешало? Раппорт ударение на второй слог. Раппорт включает в себя «присоединение» к человеку по определенным «каналам»: по интонации, по темпу речи и по дыханию. Даже самое простое слово «да» при разном интонировании может нести в себе отрицание.

Интонация способна передать глубокие эмоции грусть, жалость, нежные чувства и т. Поэтому, для того, чтобы нас правильно поняли, очень важно отслеживать собственную интонацию. Например, фраза «Я рад тебя видеть» при разном интонировании может носить разный смысл. В одном случае мы понимаем, что человек искренне рад нас видеть, а в другом — что эта фраза сказана только из норм вежливости.

При общении с пострадавшим присоединение по интонации иногда дает колоссальный результат, происходит как бы отождествление его и вас, создается впечатление родства, схожести, понимания состояния пострадавшего, что в значительной степени облегчает с ним дальнейшее взаимодействие. Слишком быстрая речь может свидетельствовать о волнении и высоком внутреннем напряжении, даже какой-то нервозности. Слишком медленная и вялая речь может свидетельствовать о депрессивном, апатичном состоянии человека. Но для того, чтобы определить, какое в действительности состояние преобладает у нашего собеседника в данный момент, одного этого фактора не достаточно, так как для некоторых людей, в силу особенностей темперамента, быстрый или медленный темп речи является повседневным.

Если речь пострадавшего очень быстрая мы можем постепенно, замедляя свой темп, несколько снизить нервозность и внутреннее напряжение оппонента.

Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения - замени его другим. Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они - твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной. Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено. Вопросы: Проанализируйте каждый совет с точки зрения того, какое правило подготовки публичного выступления из перечисленных выше он «представляет», с каким правилом подготовки публичного выступления совпадает. Какие советы дополняют правила публичного выступления, приведенные выше? Объясните, как можно на практике реализовать приведенные выше советы, что нужно делать, чтобы этот совет выполнить. Прочитайте отрывок из повести В. Железникова «Чудак из шестого Б», в котором рассказывается, как герой повести, назначенный вожатым октябрят, готовится к первой встрече с ними.

Рассказ ведется от лица главного героя. На уроках я думал об октябрятах. Сначала я решил: войду к ним деловым шагом и скажу: «Здравствуйте, октябрята! Я взял бумагу и написал: «Дорогие октябрята! Пионерская организация прислала меня к вам, нашим младшим любимым товарищам, чтобы я закалил вас и подготовил нам достойную, славную смену. А сейчас мы составим план работы и будем его выполнять». Я несколько раз перечитал свою речь, она показалась мне блестящей. Правда, в ней все-таки мало было «мужества». Перечитал ее еще раз и в трех местах вставил слово «мужество». Теперь речь выглядела так: «Дорогие октябрята!

Пионерская организация, известная своим мужеством, прислала меня к вам, нашим младшим любимым товарищам, чтобы я закалил вас и подготовил нам достойную, славную, мужественную смену. А сейчас мы составим план работы и будем вместе мужественно его выполнять». Потом я попытался выучить речь на память, но у меня ничего не вышло.

Они помогут вам сконцентрироваться на главном, а у аудитории будет время на размышления. Например, вы можете задавать вопросы залу и в течение нескольких секунд ждать реакции. Или намеренно останавливаться посреди выступления, чтобы оглядеть присутствующих и посмотреть, какую реакцию вызывают у них ваши слова. Если реакция положительная, смело продолжайте речь, как и планировали. При этом если аудитория настроена не так радостно, экспериментируйте! Добавьте немного доброжелательности, представьте, что произносите речь перед близкими людьми. И тогда вы сможете вырулить на «нужную» тональность. Шаг 3. Контролируем мысли Иногда довольно сложно контролировать свои эмоции. Однако изначальная реакция на события — это мысли. А если мы научимся их контролировать и выбирать «правильную» реакцию на происходящее, то и с эмоциями будет проще совладать. Говорят, что нет изначально позитивных и негативных событий. Такими их делает наша реакция. Поэтому, даже если во время презентации выключился свет или микрофон, это совершенно не означает, что всё пропало. Возможно, необычные условия помогут сделать ваше выступление ещё более запоминающимся и ярким.

Теоретические ориентировочные основы публичного выступления

соц пс тренинг - Практических заданий по дисциплине социальнопсихологический тренинг пунктуации - определенного построения предложений - междометий - вводных слов - обращения - графического выделения разных частей текста.
Взаимоотношения оратора и аудитории Искусство публичного выступления»: Претекст; Москва; 2008 ISBN 978-5-98995-044-7 Аннотация В книге освещаются основные вопросы теории риторики и практики публичных выступлений, делового общения, культуры и искусства речи.

Как интонации влияют на коммуникацию

Выявить особенности повседневного общения в Интернете. Проанализировать частоту употребления различных средств и выявить их роль для передачи эмоций. Объект исследования – человеческие эмоции и средства их выражения в письменной разговорной речи. Общие законы общения (коммуникативные законы) описывают, что происходит между собеседниками в процессе общения. Публичное выступление – это изложение мыслей перед аудиторией, которое оказывает воздействие на людей. Важны два основных момента – процесс и цель. Процесс публичного выступления должен быть структурированным – нужно знать чётко, что за чем идёт. В данном случае важна точная передача информации, не допускающая разночтений и домыслов. То есть, для научного или официально-делового стиля эмоциональность недопустима. Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение информации, которое часто сопровождается показом наглядного материала и всегда имеет определенную цель. обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите.

соц пс тренинг. Практических заданий по дисциплине социальнопсихологический тренинг

«Ляпнул не то»: что такое анализ эмоциональной речи спикера и зачем он нужен бизнесу Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений: сообщить некоторую информацию. Такая речь называется информационной.
Мешает аудитории злоупотребление оратора иностранными терминами. — МегаЛекции Публичное выступление – это изложение мыслей перед аудиторией, которое оказывает воздействие на людей. Важны два основных момента – процесс и цель. Процесс публичного выступления должен быть структурированным – нужно знать чётко, что за чем идёт.
Мешает аудитории злоупотребление оратора иностранными терминами. — МегаЛекции Владение навыками публичного выступления, ведения переговоров, принятия решений, интер-претации информации в значительной степени облегчит процесс общения руководителя с коллегами, подчиненными и предста-вителями общественности.
Эмоциональный текст: что это, как писать и использовать в рекламе В устной речи легче передать эмоцию и эмоциональное состояние говорящего. В условиях устной речи дополнительно воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность и убежденность.

Эмоциональное выступление — это искреннее выступление!

Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным. Говори проще. Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей. Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения - замени его другим. Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они - твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной. Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено. Вопросы: Проанализируйте каждый совет с точки зрения того, какое правило подготовки публичного выступления из перечисленных выше он «представляет», с каким правилом подготовки публичного выступления совпадает.

Какие советы дополняют правила публичного выступления, приведенные выше? Объясните, как можно на практике реализовать приведенные выше советы, что нужно делать, чтобы этот совет выполнить. Прочитайте отрывок из повести В. Железникова «Чудак из шестого Б», в котором рассказывается, как герой повести, назначенный вожатым октябрят, готовится к первой встрече с ними. Рассказ ведется от лица главного героя. На уроках я думал об октябрятах. Сначала я решил: войду к ним деловым шагом и скажу: «Здравствуйте, октябрята! Я взял бумагу и написал: «Дорогие октябрята! Пионерская организация прислала меня к вам, нашим младшим любимым товарищам, чтобы я закалил вас и подготовил нам достойную, славную смену.

А сейчас мы составим план работы и будем его выполнять». Я несколько раз перечитал свою речь, она показалась мне блестящей. Правда, в ней все-таки мало было «мужества».

Получатель - компонент, ради которого и происходит коммуникация. Получатель может быть как индивид, так и группа индивидов, а также численно большие, рассредоточенные массовые аудитории. Американский ученый Д.

Клаппер выделил «факторы-посредники», которые влияют на процесс воздействия СМИ на человека: предрасположенность человека к восприятию той или иной информации идей, знаний, норм, ценностей ; принадлежность человека к какой-либо социальной группе с ее нравственными, политическими и другими нормами; межличностный характер распространения содержания массовой коммуникации то есть тиражирование разными людьми сообщений, получаемых из газет, радио, телевидения ; влияние лидеров мнений, или говоря проще, социально активных людей, на распространение и оценку информации. Клаппер сделал вывод, что СМИ, воздействуя на читателей, слушателей, зрителей, вероятнее всего, укрепляют уже существующие у них установки, мнения, позиции, чем изменяют их. То есть слушатели, зрители склонны искать в сообщениях подтверждение уже выработанных, ранее сложившихся взглядов. Эффект коммуникации - это изменения в поведении получателя, которые происходят в результате приема сообщения. Существуют 3 основных типа результатов коммуникации: 1 изменения в знаниях получателя; 2 изменения установок получателя, то есть изменение относительно устойчивых представлений индивида; 3 изменение поведения получателя например, голосование, покупка товара или своевременный приход на работу. Эти 3 типа изменений обычно происходят в указанной последовательности.

Причем, следует иметь в виду, что защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида; человек запоминает информацию, совпадающую с его предрасположениями, и забывает противоречащую его симпатиям, склонностям. Следующий по степени вероятности вариант - малое изменение ранее существующих взглядов. Оно возможно при неустойчивости точки зрения и позиций, а также в областях, не заполненных знаниями чем меньше люди знают, тем больше они подвержены влиянию СМК. Наименее вероятным, по Клапперу, оказывается изменение взглядов, то есть осознанное отклонение от групповых норм, кардинальное изменение мнений, установок и поведения людей. Крайне важным среди факторов, которые расшатывают привычные взгляды, является ближайшее окружение человека семья, коллектив, друзья и т. Обратная связь - это реакция получателя на сообщение источника.

Обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом.

Исследователи выяснили они брали кровь у испытуемых до и после эксперимента , что в начале истории, когда слушатели испытывали волнение и эмоциональное напряжение, у них повышался уровень кортизола — гормона «стресса». Во время развязки и эпилога, когда отец Бена размышляет о том, как важно наслаждаться каждым дарованным тебе мгновением, они испытывали эмпатию и вырабатывали окситоцин — гормон «морали», как его называет Зак, поскольку этот гормон усиливает социальные побуждения. Как результат, большинство из испытуемых пожертвовали деньги, которые им заплатили за участие в эксперименте, на лечение детей, больных раком.

Оно побуждает нас помогать другим людям», — делает вывод Зак. Истории изменяют мышление. Если для выступления вы выбираете истории, которые имеют для вас особое значение и помогают пробудить в людях их лучшие чувства, то активизируете формулу авторитета, а с ней и свой внутренний авторитет. Это также отличная возможность побудить своих слушателей к действиям.

Нэнси Дуарте Люди запомнят эмоциональные впечатления от вашей речи, поэтому при подготовке к выступлению не забывайте о балансе между разумом и эмоциями. Намеренно придавайте каждой своей мысли определенную выразительность и энергию. Помните: настроение аудитории зависит от вас. Куда вы хотите их привести?

Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Говорят, что юмор - как ходьба по канату. Никогда не знаешь, чем это закончится.

Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки - парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать. Обычно они вызывают оживление, снимают усталость, заставляют слушать.

Например, характеризуя особенности фатического формального общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз писатель сильно опоздал на званый ужин. Извинился перед присутствующими и виноватым тоном продолжал: "Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее".

Его выслушали с любезными улыбками и стали утешать: "Ну, ничего, не стоит так оправдываться". Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

Если же оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в свои записи - он и не заметит, что слушатели "отключились" и его выступлению грозит провал. Говорить и смотреть нетрудно. При условии, что вы свободно владеете материалом и хотите, чтобы этот, и этот, и вон тот человек поняли вас и вам поверили.

Если контакт установлен с какой-то частью зала по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. Поэтому из всех перечисленных компонентов хорошего выступления, пожалуй, именно этот больше всего "держит" аудиторию.

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю анекдот. Так называемые "освежающие отступления" звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть. Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок.

Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос и называет следующий. Еще больший эффект дает показ наглядных пособий, а также предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения - словом, любая работа слушателей. Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания.

В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит. Как завершать выступление Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.

Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают подбородок выросла борода, пока ты говорил. В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысившего регламент, "увозят" на транспортере вместе с трибуной или опускают под сцену. Если выступление подходит к концу, и слушатели проявляют признаки утомления, лучше не "взбадривать" их различными приемами, а подумать о завершении выступления.

Пауза, слова: "итак", "заканчивая выступление" и т. Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Тут уж не до заключения, как бы удалиться поприличнее!

Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: "У меня все". Звучит это банально и гасит впечатление от всего выступления. Ведь известно, что последнее впечатление самое сильное и если заключения нет или оно не связано с темой выступления - суть выступления ускользает от слушателей.

Достаточно типично для информационных речей заключение, в котором подводится итог сказанному. А вот как закончила свое выступление на съезде предпринимателей директор одной крупной фирмы: "Я думаю, что приведенных мной примеров достаточно, и вы, уважаемые члены правительства, поняли, что я хочу сказать: "Для того, чтобы мы были законопослушными, законы должны быть предельно конкретны и не иметь обратной силы". Это пример заключения-вывода.

Краткое повторение сказанного используется обычно в обучающих выступлениях. В агитационных речах заключение несет большую нагрузку. Ведь надо, чтобы слушатели не только осмыслили, но и эмоционально "пережили" сказанное, чтобы это воодушевило их, подтолкнуло к действиям.

Поэтому в убеждающих речах в заключении может еще раз прозвучать основная идея выступления - то, в чем оратор убеждал аудиторию, - но в яркой форме. В речах, побуждающих к действию, заключение обычно представляет собой постановку конкретных задач, как в выступлении на Съезде народных депутатов СССР Д. Лихачева: "Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность... Оратор старается сформулировать главную идею своего выступления так кратко и выразительно, чтобы это надолго осталось в памяти, запало в душу, побудило к действиям. Концовкой обычно служит яркое афористичное высказывание, призыв или пожелание.

Завершение лекции для первокурсников академика А. Ухтомского "О знаниях": "Итак, в добрый час! Огорчения и преграды пусть забываются ради радости знать, знать все больше и глубже!

Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и, быть может, ограничиться выводами и пожеланием аудитории. Главное - заключение должно быть непосредственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, подчеркивать связь оратора с аудиторией, быть мажорным, оптимистичным по духу.

Пример неудачного окончания выступления - неожиданное заявление: "Ну, у меня все!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий