Хоровые концерты

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Кант (от лат. cantus пение, распев) — старинная многоголосная духовная и светская. жанр русской духовной церковной музыки, состоящий из множества частей с единой сюжетной линией. Появляются произведения (концерты для хора) Бортнянского, Березовского, Чайковского, Чеснокова, Глинки и многих других композиторов. Интерес к хоровому искусству в наше время.

Ближайшие концерты Хоровой студии

  • На сайте ведутся технические работы
  • БОЛЬШИЕ ХОРОВЫЕ КОНЦЕРТЫ: КАК ОНИ ПРОХОДИЛИ - Культура - Новости
  • Содержание
  • Хор "Концерт" listen online
  • Концерт хоровой музыки в рамках II Фестиваля современной академической музыки "POST-LUDUS"
  • Что такое хоровой концерт в музыке?

Основные этапы развития хорового исполнительства

Благодаря первому концерту хора московских цыган, состоявшемуся в 1832 году под руководством Ильи Соколова, традиция проведения музыкальных мероприятий на вокзалах стала популярной. Интересно, что в XIX веке «воксалами» называли увеселительные заведения. Расписание 26 ноября 2023 года в 14:00 пройдет концерт «Сегодня мамин день». Композиции прозвучат в исполнении хора мальчиков и юношей «Балтика», вокального ансамбля «Девчата» и музыкального хора «Полигимния».

Афиша КП станет для вас лучшим путеводителем. Выбрать фестиваль Программа Основная программа проекта направлена на возрождение традиций начала XX века. Благодаря первому концерту хора московских цыган, состоявшемуся в 1832 году под руководством Ильи Соколова, традиция проведения музыкальных мероприятий на вокзалах стала популярной. Интересно, что в XIX веке «воксалами» называли увеселительные заведения.

Выявляется практическая обусловленность данной традиции, соотносимая с необходимостью литургических действий в алтаре, которые совершаются священнослужителями после Евхаристии. В связи с этим, обосновывается преимущественное использование композиторами циклической трехчастной формы в указанных сочинениях. Духовные концерты на протяжении полутора столетий были традиционной составляющей праздничных богослужений, совершавшихся в соборных храмах Русской православной церкви.

Обилие хоровых сочинений этого жанра благоприятствовало их исполнению во время Божественных литургий воскресных дней, что стимулировало поддержание высокого профессионального уровня певчих и регентов. По мнению исследователя, анализ текстов, избираемых композиторами для создания духовных концертов, позволяет скорректировать распространенную идентификацию последних как паралитургических сочинений: подавляющее большинство названных текстов относится к литургической сфере Псалтирь, стихиры, кондаки. Приводимый репертуарный список указанных концертов, опирающийся на изучение многолетней богослужебной практики кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростов-на-Дону , свидетельствует, что в связи с Пасхой, двунадесятыми и великими праздниками обычно исполнялись произведения А.

Восприятие процесса изложени музыкального материала в партесном концерте опиралось на умение слушателей того времени улавливать его дискретность и в то же время непрерывность, достигаемых при помощи ряда приемов. Тесная взаимосвязь этих факторов, проявление их действия на разных уровнях способствовало ощущению структурноя целостности музыкального произведения. В партесных концертах проявляется новое восприятие действительности, другое ощущение течения времени, пришедшее на смену средневековому. Ощущение средневековой замкнутости, непрерывности движения, пребывания в одном состоянии сменились стремлением ощутить смену этих состояний. Это обстоятельство привело к формированию особых приемов развития музыкального материала, к появлению новых признаков формообразования. Подход к процессу формообразования в партесных концертах с позиций тематического развития оказался несколько усложненным в связи с тем, что тема, как основной носитель содержания и конструктивная единица, в партесном концерте ещё не определилась. Форму концертов в целом можно определить как контрастно-составную.

Но необходимо учитывать малую степень тематического контраста разделов. Мелодико-интонационные ячейки вырастают одна из другой, вариантно дополняя друг друга, они образуют новые разнообразные многочисленные сочетания, которые повторяются как в последовательности, так и одновременно. Развитие партесного стиля в истории русского музыкального искусства представляет целую эпеоху: с начала 17 века — вплоть до первой трети 18 века. Период с начала 17 века до середины 70-хгодов считают этапом становления партесного концерта как жанра, он вырастает на пересечении двух сфер музыкального искусства: культовой и светской, выделяясь среди других жанров церковных песнопений особым характером музыкальной организации. С середины 70-х годов начинается новый период, получивший название зрелого концертирующего стиля. Именно в этот период появляется первый теоретический трактат «Грамматика мусикийская» Н. Дилецкого, - обобщивший закономерности композиции на примере жанра партесного концерта. С наибольшей полнотой воплощает особенности второго этапа эволюции жанра творчество В. Титова, расцвет которого приходится на Петровское время. В связи с особым характером функционирования профессионального музыкального творчества, имевшего возможность реализоваться только в культовой сфере, жанр хорового концерта стал единственной возможностью для композиторов того времени воплотить свои художественные замыслы.

В хоровых концертах эпохи Барокко, как отмечают исследователи, весьма динамично сплелись светские влияния и культовые традиции, сделав этот жанр «центральным элементом» всей жанровой системы профессионального музыкального творчества второй половины 17 века. Через кант в хоровой концерт проникают светские влияния, народно-песенные традиции, а также ансамблевый тип хоровой фактуры. Поскольку именно эти моменты были совершенно новыми для существующего уже духовного концерта и чтобы они в дальнейшем были обоснованными, следует более подробно остановиться на характеристике жанра кант. Кант — многоголосная чаще всего трехголосная песня полупрофессионального происхождения с текстом бытового светского или духовно-моралистического содержания, распространенная на Украине, в Белоруссии и России в 17-18 веках. Как правило, кант — синкретическое произведение поэта и композитора в одном лице, сохраняющее традицию анонимности даже в тех случаях, когда автор известен. Важнейшей особенностью музыкальной стилистики канта можно кратко суммировать следующим образом: для кантов характерно трехголосное изложение с преобладанием терцовости в движении двух верхних голосов и наличием басового голоса, создающего гармоническую опору; принцип куплетной повторности; постепенное прояснение мажорного и минорного лада, опора на тонику — что отсутствовало в существующем знаменном пении; наличие повторяющихся попевок — так называемых ритмомелодических формул, которые переходили из одного произведения в другое, для создания определенного образа, характера, настроения. Светские канты объединились в тематические группы: шуточные, лирические и социальные. Наряду со светскими кантами существовала группа духовных кантов именуемых «псальмами» , написанных на тексты псалмов, изложенных в стихотворной форме. Авторами их были выдающиеся общественно-политические и церковные деятели 17-18 веков — Дмитрий Туптало, Епифений Славинецкий, Тимофей Щербацкий и др. Таким образом, украинский кант — явление оригинальное и глубоко самобытное, заложившее основы культуры нового типа, оказав влияние на процесс становления как национального, так и всего классического музыкально-поэтического искусства.

Итак, развитие в 17 веке профессиональной музыки, как и развитие живописи и литературы, идет по пути все большего усиления светского начала, причем светское проникает и в церковную музыку, коренным образом меняя ее характер и формы воплощения. Испытывает на себе влияние светской сферы и жанр хорового концерта. Постепенно исчезает покаянная тематика, а распространение в 18 веке и влияние оперной, инструментальной и танцевальной музыки приводит к тому, что исполнение концертов в церкви стало противоречить церковным канонам. И хоровой концерт второй половины 18 века становится самостоятельным художественным произведением. Наиболее яркими образцами этого периода эволюции жанра являются хоровые концерты М. Березовского, Д. Бортнянского, А.

Хоровой концерт в музыке — все, что нужно знать

Он сочинил 35 концертов для одиночного хора, 10 концертов для двойного хора и 14 «концертоподобных» постановок « Тьебе бога хвалим» та же самая молитва, называемая на Западе « Те деум ». Петр Ильич Чайковский , которому в 1881 году было поручено отредактировать обширное творчество Бортнянского, с сожалением спросил: «О, этот Бортнянский! Зачем он так много написал?! Его последние концерты, написанные в 1810-х годах, совпали с упадком чрезвычайной популярности жанра. Вклады в область были ограничены после смерти Бортнянского. Алексей Львов написал 5 хоровых концертов, ни один из которых сегодня не известен. Тем не менее, он создал несколько постных текстов таким образом, что связал стиль Бортнянского с чувственностью раннего романтизма. В подобном «эмоционально заряженном стиле» Александр Архангельский написал 20 концертов. Павел Чесноков , Александр Кастальский , Александр Гречанинов , Максимилиан Штейнберг и Сергей Рахманинов были среди многих поздних царских и ранних советских композиторов, которые продолжили традицию хоровых концертов.

Под их мощностью форма расширялась в выразительности и пропорции. Позже хоровые концерты.

Парадоксальная ситуация возникает в елизаветинскую эпоху: по свидетельству Якоба фон Штелина, императрица «в целях сохранения старейшей русской церковной музыки… не очень охотно разрешала во вновь сочиненных церковных мотетах смешение с итальянским стилем, столь любимым ею в другой музыке». Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку , чтобы увидеть материал целиком.

Чеснокова и многих других авторов стремление к выявлению корневых традиций русского духовно-музыкального творчества соединилось с использованием в сочинениях всех известных средств музыкального языка. Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из скромного комментатора об рядовых действий в могучее средство духовно-эстетического воспитания. Не случайно А.

Гречанинов заявил в ноябре 1917 года: «Да позволено будет и нам, сынам восточной церкви, следуя св. Последовавший после 1917 года долгий период насильственного замалчивания русской духовной музыки приостановил на время творческие поиски отечественных композиторов. Однако с первыми же проблесками возрождения религиозной жизни эти поиски возобновились. И тогда обнаружилось, что немалая часть того, что было найдено и опробовано предыдущими поколениями авторов, не потеряла своей жизнеспособности и в наши дни.

В то же время особенности современного развития национальной и мировой музыкальной культуры неизбежно оказывают своё влияние на характер российской духовной музыки. Новые черты приобрёл в наши дни и жанр духовного хорового концерта. Изменения коснулись буквально всех его особенностей.

Впрочем, более подробной историей возникновения «Кружка хора» Виктор поделился в новом выпуске рубрики Go по работам , в котором также рассказал, кому и зачем нужны подобные проекты, как внедряется импровизация в хоровое искусство и как попасть в хор.

Избранные духовные концерты для хора a capella. А.А. Архангельский. Воспоминания современников

жанр церковной музыки пришёл в Россию с Запада в конце XVII века, представлял собою «состязание» двух и более противопоставленных друг. Расписание концертов «Хоровые сезоны на Витебском 2023-2024» в инфографике: Где находится Картинный зал на Витебском вокзале? Статья посвящена анализу современного этапа развития хорового концерта на примере творчества отечественных композиторов второй половины XXначала XXI века. протестантский хорал, полнозвучные аккорды русского хорового концерта и аскетичные «пустые» кварто-квинтовые созвучия средневекового органума.

Хоровой концерт в музыке — все, что нужно знать

Белые лебеди Нет любви нежнее и вернее, Чем у диких белых лебедей. Нет сердец ранимей, горячее, Не найти любви похожей у людей. Пара лебедей все время вместе, Не изменят, не уйдут, не предадут, В белом оба, будто — бы жених с невестой, Счастье лебединое хранят и берегут. Ну, а если, вдруг один погибнет, То другому тоже не прожить, В высоту поднимется, застынет, Попрощается он с солнцем, рухнет вниз… И о землю лебедь разобьется, А душа и сердце в небеса скорей, Там на небесах, я слышу, льется, Плачем тихим песня лебедей. Увели нашу милу подружку, нашу милу подружку, Нашу ле…лебедь, лебедь белую, Нашу лебедь, лебедь белую, Дитю бережёную.

Музыкальный словарь в рассказах.

В концертах трехчастной формы обычно бывает репризность, но здесь она проявляется в общих чертах: в соотношениях крайних разделов по тональным и метроритмическим признакам, протяженности и фактуре. В партесных концертах еще нет достаточной оформленности темы, поэтому нет и репризности в настоящем ее понимании. В то же время в них чувствуется глубокая цельность, основанная на интонационной общности первичного порядка. Реприза -- явление довольно редкое в эту эпоху, музыка в репризе повторяется лишь в тех случаях, когда повторяется текст, т. Широкое распространение получила форма цикла «Службы Божьей», пронизанная тональным, интонационным и гармоническим единством. Она стала предвестником будущих богослужебных циклов: всенощной и литургии. Хоровой концерт - жанр полифункциональный: это и кульминационная часть литургии, и украшение государственной церемонии, и жанр светского музицирования.

Текст концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида. Для хорового концерта традиционные тексты псалмов служили общей эмоционально-образной основой. Начальные части создавались под впечатлением текста. Первые фразы концертов - самые яркие по интонационной выразительности. Новая тенденция наметилась в творчестве Максима Березовского и, особенно, Дмитрия Бортнянского, совершенствовавших композиторское мастерство в Италии. Акцент в композиции концертов сместился в сторону большей стройности формы, применения полифонических приемов, усиления контрастности между разделами. Хоровой концерт -- жанр барочный, предполагавший патетику, контрастность структуры с преобладанием богато развитой полифонии. В творчестве Бортнянского этот идеал сменяется стилем, сочетающим строгую красоту классицизма с интонационной мягкостью национальной лирики.

Исторически сложилось так, что наиболее известной частью его хорового наследия стали именно концерты. Масштабные и эффектные, они первыми вошли в концертно-исполнительскую практику, затмив более скромные, одночастные литургические хоры. Многочастные концерты характеризуются контрастом частей по темпу, метру чётному -- нечётному , фактуре аккордовой -- полифонической , тональным соотношением обычным доминантовым или медиантовым. Все эти черты в сочетании с типичным для гомофонно-гармонического мышления интонационным строем наталкивают на мысль о сходстве концертного цикла Бортнянского с сонатно-симфоническим. Став в 1796 г. Наряду с Бортнянским в кон. XVIII - нач. XIX в.

Дегтярёв 1766-1813 , Л. Гурилёв 1770-1844 , А. Ведель 1772-1808 ; с яркой украинской окраской музыки, выдержанной в нормах классицизма, С. Давыдов 1777-1825. Несмотря на указ Святейшего Синода 1797 г. В церковных сочинениях той поры возросло влияние оперной, инструментальной и романсовой музыки, проявилось стремление к целостности и разнообразию композиционных решений. Очередной этап в истории жанра духовного хорового концерта был неразрывно связан с расцветом блистательного искусства Синодального хора и возникновением на рубеже XIX и XX веков новой российской школы композиторов церковной музыки. В сочинениях А.

Архангельского, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Виктора Калинникова, А. Кастальского, А. Никольского, Ю. Сахновского, П. Чеснокова и многих других авторов стремление к выявлению коренных традиций русского духовно-музыкального творчества соединилось с использованием в сочинениях всех известных средств музыкального языка. Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из скромного комментатора обрядовых действий в могучее средство духовно-эстетического воспитания.

Не случайно А. Гречанинов заявил в ноябре 1917 года: «Да позволено будет и нам, сынам восточной церкви, следуя св. Последовавший после 1917 года долгий период насильственного замалчивания русской духовной музыки приостановил на время творческие поиски отечественных композиторов. Однако с первыми же проблесками возрождения религиозной жизни эти поиски возобновились. И тогда обнаружилось, что немалая часть того, что было найдено и опробовано предыдущими поколениями авторов, не потеряла своей жизнеспособности и в наши дни. В то же время особенности современного развития национальной и мировой музыкальной культуры неизбежно оказывают своё влияние на характер российской духовной музыки. Хоровой концерт А. Красностовского «Господи, Господь наш»: общая характеристика Красностовский Алексей Иванович родился 15 марта 1880 г.

Проходил обучение в Регентских классах Придворной певческой капеллы. Окончил СПб. С 1900 г. Служил церковным регентом и учителем пения в приюте Синего Креста, а затем в женской Покровской общине. Некоторое время регентовал в Орле. В 1908 г. После 1917 г. В 1938 г.

Позже жил в Хельсинки и писал труды по композиции. Автор духовных и светских музыкальных произведений, пьес для фортепиано, романсов. Скончался 7 февраля 1967 г.

Жизнь теряет для него всякий интерес и смысл. Он готов умереть, но не расставаться со своими деньгами. Монолог Скрягина представляет собой развернутую сцену, в основу которой положен гибкий, драматически звучащий аккомпанированный речитатив. Особенно примечательно введение композитором в свою музыку интонаций живой разговорной речи. Евстигней Ипатьевич Фомин 1761-1810 -один из талантливейших и образованнейших музыкантов XVIII века, автор значительных произведений для музыкального театра. Им написан ряд опер, музыка к трагедиям Озерова и Княжнина, мелодрама «Орфей». Фомин создает замечательные хоровые варианты известных народных песен - лирических, плясовых. Вырастая из первоначальной квинтовой ячейки, мелодия раздвигается вверх и вниз по тонам натурального лада и захватывает постепенно все более широкий диапазон. Плавно и свободно ее ритмическое движение. Здесь как и в последующем хоровом разделе отсутствует тактовая симметрия. Общая протяженность запева - 13 тактов. Одна из лучших по задушевности и широте мелодического дыхания - песня Тимофея «Ретиво сердце молодецкое». Впрочем, значение «Орфея» - не только в приобщении публики к новому театральному жанру. В мелодраму могли включаться также хоровые эпизоды, пантомима, балет. Название «мелодрама» получил также прием наложения речи на музыку или чередования с ней. Он применялся иногда и в опере более позднего времени например, в опере Верстовского «Аскольдова могила». Как и Я. Величаво-трагедийный и волевой характер музыки еще более возвышает этот образ. По словам того же исследователя, Фомин показал себя в этом произведении «яростным, смятенным предромантиком». Хор выступает в качестве «вещего голоса», сообщая Орфею о решениях грозного и неумолимого божества. В ней намечены главные, опорные образы и настроения мелодрамы. Вступление к увертюре Largo строится на интонациях скорби. На фоне органного пункта ля слышатся прерываемые паузами тяжкие вздохи, стенания. Две темы побочной партии посвящены образу Эвридики. Для оперы с первых шагов было характерно жанровое разнообразие. К ним примыкает трагедийная по содержанию мелодрама Фомина «Орфей». Русская опера XVIII века, а вместе с ней мелодрама и драма с музыкой, стали живительным источником, который питал всю русскую профессиональную музыку, как оперную, так и симфоническую. Как исключительно одаренный музыкант, Березовский был направлен в Италию, в Болонскую академию, где прошел школу знаменитого Дж. Мартини и в 1773 году был удостоен почетного звания академика. В Италии с успехом прошла его опера «Демофонт». Бортнянский родился на Украине, в детстве был привезен в Петербург. Обучался композиции в Италии. В течение нескольких десятилетий с 1790 г. В 1812 году Бортнянский откликнулся на события Отечественной войны, создав песню с хором на текст Жуковского «Певец во стане русских воинов».

Например, первый ряд певцов садится на стулья, второй - встает за стульями, третий становится на задний ряд стульев, четвертый на столы. Построения могут быть различными, но не следует забывать , что хор, расположенный в одной плоскости — в затылок друг другу,- теряет часть своего звучания, что не может не сказаться на качестве выступления. Концерты должны проходить в хорошо проветренном нежарком помещении. При пении поглощение кислорода легкими происходит значительно активнее, чем обычно, а при высокой температуре воздуха в зале у хористов может наступить временное кислородное голодание. Следует предупредить детей, что если кто — то из них во время концерта почувствует себя плохо головокружение, сухость во рту , пусть немедленно, но спокойно уйдет за кулисы, а если это невозможно, сядет на станок. Иногда дети боятся уйти со сцены, стараются превозмочь себя и в результате этих усилий теряют сознание. При проведении концерта необходимо иметь в виду возраст аудитории. Часто концерт хора сопровождаются рассказом об авторах исполняемых песен, о самом хоровом коллективе. Разговор с аудиторией облегчает контакт хора со слушателями, способствует восприятию услышанного. Конечно, беседа не должна быть утомительной, длинной, ее цель — пропаганда хоровой музыки. Вести беседы может сам руководитель, ему помогают что очень желательно дети хора — ведущие. Частота проведения концертов зависит от ряда обстоятельств, например, от состояния хора, готовности его концертной программы и т. Следует, однако, учесть, что слишком частые выступления стирают свежесть впечатлений, концерты превращаются в рядовое, будничное дело. И наоборот, редкие концерты расхолаживают коллектив, снижают ответственность за проделанную работу.

Жанр хорового концерта сообщение по музыке

Отчетный концерт в Камерный хор Министерства культуры. Хоровой концерт№32 1 часть, Максим Березовский - Капелла Юрлова - Хоровой концерт №18. Дмитрий Бортнянский (1751-1825) был самым плодовитым композитором хоровых концертов. Хоровой концерт (русский: хоровой концерт, латинизированный: хоровой концерт. Жанр хорового концерта в творчестве В. С. Ходоша отличается самобытностью и неповторимостью, для него характерна многосоставность образного строя, мобильность. Прозвучат традиционные мелодии и песнопения Грузии в исполнении хора, программу сопровождает мультимедийная инсталляция «Звучащие полотна.

Концерт хоровой музыки в рамках II Фестиваля современной академической музыки "POST-LUDUS"

Появляются произведения (концерты для хора) Бортнянского, Березовского, Чайковского, Чеснокова, Глинки и многих других композиторов. Интерес к хоровому искусству в наше время. В память о Трифоне Вятском в этот вечер звучала русская духовная музыка в исполнении лучших хоровых коллективов города. Юбилейный концерт в кремле 2011" by Volodymyr Tychynskyy on Vimeo, the home for high quality videos and the people who love them.

Новая викторина - каждый день!

  • хоровые концерты
  • Последние поступления
  • ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ «ЗОРЮШКИ-ЗОРИ» В. С. ХОДОША - Студенческий научный форум
  • Какие композиторы считаются создателями классического типа русского хорового концерта?
  • Что такое хоровой концерт в музыке?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий