Каковы различия между директивным и индикативным планированием

Индикативное планирование – процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде определенных индикаторов и разработка косвенных экономических мер государственного воздействия для их достижения. Индикативное планирование предполагает сочетание интересов го-сударства и предпринимателей, носит рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, субсидий, дотаций. Организационный подход В рамках организационного подхода система индикативного планирования включает в себя две подсистемы: 1) подсистему планирования – форми-рование сбалансированного плана разви-тия народного хозяйства.

Где применяется директивное планирование?

это метод социально-экономического планирования, состоящий из комплекса составляющих и направленный на развитие экономики. Основой данного вида планирования ожидаемо является индикатор. Что такое планирование и какие его виды и инструменты бывают? Различия между тактическим и стратегическим планированием. Что такое планирование дня? По характеру связи между субъектом и объектом планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское. «Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов. Индикативное планирование — это государственное планирование, представляющее антипод директивному, потому что индикаторный план не является обязательным для исполнения. 1. Каковы различия между директивным и индикативным планированием? 2. Покажите роль прогнозирования в системе общегосударственного планирования. 3. Охарактеризуйте основные виды целевых комплексных программ. Программно-целевые виды планирования работы предоставляют возможность составления плана в виде отдельной программы, то есть определенного комплекса мероприятий и задач, которые объединяются между собой единой целью и приурочиваются к некоторым срокам.

Директивное и индикативное планирование в экономике

В России госзаказы выделяются ежегодно и финансируются преимущественно из федерального бюджета. Но ассигнования обозначаются, а выделяются не всегда и не полностью, что порождает цепную реакцию неплатежей в народном хозяйстве. Один рубль, невыплаченный из федерального бюджета исполнителям госзаказа, автоматически вызывает 6—7 рублей неплатежей. В последние десятилетия обозначилась тенденция сокращения или стабилизации государственного заказа на исследования и разработки в корпорациях. Заказов не хватает сегодня на всех предприятиях атомной промышленности. Указанная тенденция сокращения оборонного государственного заказа является отражением общей тенденции сокращения прямого государственного участия в финансировании, установления новой структуры приоритетов бюджетного финансирования. Однако относительное снижение объема государственного финансирования оборонных, космических и энергетических исследований не означает ухода государства из инновационной сферы. Роль государственного заказа науке заключается в выборе и поддержке только крупных приоритетных разработок и не сводима к искусственному поддержанию слабых научных организаций. Постепенно на смену государственному заказу приходит косвенное государственное регулирование, заключающееся в создании благоприятных условий для предпринимательства в научно-технической сфере. Усиливается партнерство государства и частного сектора в реализации государственных программ в области ведомственных исследований. На основе госзаказа заключаются контракты.

США называют «контрактным государством», поскольку это страна с высоким качеством этих институтов. Здесь функционирует федеральная контрактная система ФКС. Контрактная система — второй по значимости институт, регулирующий взаимодействие экономических субъектов, продукт современного НТП и возросшей роли государства в области экономического регулирования. Федеральные контракты применяются для выполнения заказов на главных направлениях НТП или создания систем вооружения. Это инструменты долгосрочного планирования развития науки, техники промышленного производства. С контрактами связаны такие крупнейшие научно-технические и военно-технические программы в США, как «Паларис», «Апполон», «Шатл», Интернет-2, создание трансконтинентальных бомбардировщиков В-2 и «Стелс». В России также предполагается создать федеральную контрактную систему, основанную на рыночных началах, договорных отношениях. Особое значение имеют долгосрочные контракты на осуществление научно-технических программ. Не менее важной проблемой является соблюдение контрактных правил. С экономической точки зрения контракты связаны с возможным недобросовестным оппортунистическим поведением участников соглашений, «безбилетниками», несовершенством хозяйственного права и судопроизводства.

Оно предполагает сочетание интересов государства и предпринимателей. Предмет курса "Прогнозирование и планирование экономики" и его место в системе экономических наук Теория прогнозирования и планирования является составной частью экономической науки. Она базируется на экономической теории.

Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе: Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения. Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных присущих человеческой природе законов. Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование. Индикативное планирование. Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей индикаторов социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово- промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т.

Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами. Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы. Индикативное планирование является продолжением и развитием прогнозирования. Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров индикаторов , характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов. Основная функция индикативного плана — координация действий равноправных хозяйствующих субъектов.

Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования. Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально- экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др. Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер и позволяет обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т. Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др. В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, так как индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана.

Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей. В их числе — централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий. Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы. В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста.

Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно.

Государственное планирование в Японии. Подходы к индикативному планированию 3. ИП содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на ИП, но для них они необязательны. Как механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения играет координирующую роль. Согласование действий государства, отраслей, предприятий в процессе разработки планов.

Французская практика индикативного планирования. Формы индикативного планирования 1. Конъюнктурная форма. Основная функция — улучшение экономической конъюнктуры и обеспечение сбалансированного развития экономики за счет макрорегуляторов. Структурная форма. Распространение плановой деятельности на мезо- и микроуровень. Обеспечение реализации структурной политики путем согласования планов и интересов предприятий и государства, путем контрактных отношений. Стратегическая форма.

Согласование интересов субъектов всех уровней экономики. Расширение временного горизонта планов, их интеграция с долгосрочной экономической политикой. Роль индикаторов Несоблюдение пороговых значений приводит к диспропорциям в развитии отдельных элементов воспроизводства, препятствует их развитию, приводит к негативным тенденциям. Условие наивысшей степени устойчивости и эффективности СЭС — вся совокупность индикаторов находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного индикатора достигаются не в ущерб другим. Роль индикаторов Первые индикаторы — «индикаторы тревоги» , «показатели экстренного положения». Ежегодный рост общего уровня цен, норма покрытия импорта экспортом, темпы роста ВВП, промышленного производства, инвестиций, уровень занятости.

Что такое планирование?

  • Что такое планирование?
  • Где применяется директивное планирование? Ответы на вопрос: 25
  • Реферат: Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом
  • Теория индикативного планирования
  • Особенности и область применения индикативного планирования Основные

Дефиниция директивного планирования

  • Индикативное и директивное планирование
  • Содержание
  • Тактические планы
  • Индикативное планирование

87) Отличие индикативного от директивного планирования.

Они затрагивают общехозяйственные вопросы и отражают предпочтительные вариант развития социально-экономической сферы государства в целом либо его региона в частности. Чрезвычайные программы, как правило, составляются на непродолжительный срок. Они используются в государстве при критических ситуациях: массовой безработице, кризисе, опасной инфляции и пр. При их реализации достаточно активно применяются инструменты административного воздействия. Среди методов планирования, которые до недавнего времени были распространены в странах с различными общественными формациями, - генетический и теологический методы. Генетический основывается на анализе происхождения и развития социально-экономических процессов, природно-климатических условий, природных особенностей и создании на их основе научно обоснованного прогноза и предсказания на перспективу с учетом объективных экономических законов , на основе которых разрабатывается национальный план, только после этого может использоваться для проведения конкретных действий. Теологический метод сформирован на признании развития общества в соответствии с предварительно определенной цели, которая превосходит все другие факторы, что приводит приоритетность субъективного подхода в выборе цели и путей ее достижения. Отсюда воля отдельных лиц или групп противопоставляется объективным законам , в результате чего снижается эффективность планирования и его общая целесообразность в рамках конкретной экономической системы. Теологический метод планирования - достояние командно-административной экономики, с крахом которой он также практически ушел в небытие.

Рассмотрим два основных вида планирования - директивное и индикативное. Директивное планирование осуществляется путем установления адресных задач и распределения необходимых для их реализации ресурсов среди исполнителей плана. В условиях командно-административной экономики за монополии государственной собственности на основные средства производства планирования распространяется на все аспекты жизни общества. Главными рычагами такого планирования является бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды на материально-технические ресурсы и государственный заказ. В условиях рыночной экономики за многогранности форм собственности элементы директивного планирования хранятся в государственном секторе. Переход от директивного планирования к другим его форм прежде всего предусматривает устранение противоречий между органами по созданию плановых документов и их исполнителями. Планы разрабатываются непосредственно исполнителями, а не директивно приходятся в виде задач. Такая методология планирования возможна только при эффективном функционировании чисто рыночных составляющих экономики свободной конкуренции.

Достижениями централизованно директивного планирования являются: Накопленный опыт прогнозирования хозяйственного развития, включая динамику неконтролируемых параметров например, цен мирового рынка ; - Использование принципа приоритета решения средне- и долгосрочных задач перед текущими; - Применение процедуры согласования планов в отраслевом и территориальном аспектах; - Глубоко и многосторонне разработаны идеи оптимизации принятия решений; - Полученный богатый опыт технико-производственного и финансового планирования на предприятиях. К недостаткам такого планирования относятся: - По своей природе оно может работать только при высокой степени выполнения планов; Отсутствие в системе централизованно директивного планирования компенсаторов и резервов приводило к тому, что даже небольшие сбои в отдельных звеньях экономической системы вызывали значительные срывы планов у смежников; - Использование процедур планирования "от достигнутого"; - Принудительное повышение "напряженности плана"; - Ориентация на рост валовых показателей, а не эффективности производства; - Система планирования основывалась на неудовлетворении спроса; - Заформализованность финансовых ограничений на макро- и микроуровне; - Неблагоприятные условия для создания и внедрения новой техники и технологий;, Приписки и другие формы искажения информации. Неэффективность распространение директивного планирования на все аспекты жизни общества иллюстрирует опыт Советского Союза. Еще в 20-х годах XX в. Например, Н. Бухарин предупреждал о негативных последствиях переоценки планового централизма без учета элементов стихийности в развитии народного хозяйства , особенно крестьянского рынка. Среди ведущих ученых, внедряли это направление в жизни, значительную роль играет фигура Н. Он доказал, что разработка оптимального перспективного плана возможна на основе анализа развития экономики, конъюнктуры рынка и прогнозирования его на будущее.

Ученый ставил вопрос о полном изучения конъюнктуры, климатических и природных условий , экономических законов, особенностей территорий и др. Для принятия плановых документов нужны знания и прогноз. Особый акцент делался на том, чтобы в процессе определения конкретных показателей в планах использовать различные методы экономического анализа с целью выявления объективных закономерностей и действия потенциальных субъективных факторов в плановом периоде. Также он определил категории, на которых должна формироваться план. В практике планирования при обсуждении первых пятилетних планов М. Кондратьев отстаивал позицию сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства, включая сельское хозяйство и промышленность. Низкую эффективность планирования в Советском Союзе можно объяснить, поделив ее многочисленные факторы на две основные группы: 1 планирование формировалось на непосредственном государственном распределении ресурсов без использования товарно-денежных отношений. Оно было идеализированное как эффективное средство управления народным хозяйством; 2 методологические подходы практического использования планирования не всегда основывались на интересах общества, а в большей степени на применении командно-административных методов.

Мероприятия по улучшению планирования, которые осуществлялись в ЗО-80-е годы, были оторваны от реальности, поэтому не дали желаемых результатов. При планировании не считались интересы регионов, не были отработаны методы регулирования общегосударственных и региональных процессов. После 20-х лет не наблюдалось территориальный аспект народнохозяйственного планирования. Индикативное планирование - ориентация частных предприятий на выполнение задач, которые формирует государство. Индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваются под мощного "игрока "" в рыночной системе - государство, даже если для них это и не обязательно. Такое планирование выполняет координационную функцию, то есть предусматривает согласование деятельности "центра", отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ.

Государственные программы. Нормативная правовая основа разработки и реализации государственных программ, ранжирование программ, отчетные документы. Содержание государственных программ на конкретных примерах. Федеральные и ведомственные целевые программы. Планы деятельности государственных органов. Проектные подходы в государственном управлении, приоритетные проекты. Региональные программы развития промышленности [1]. Управление по результатам, планирование и бюджетирование Концепция управления по результатам. Принципал-агентская проблема и пути её решения. Положительные и отрицательные эффекты от внедрения показателей результативности. Использование ключевых показателей результативности и эффективности в системе государственного и муниципального управления. Проблема манипулирования показателями. Необходимость и ограничения государственного планирования. Стадии процесса планирования. Методы планирования. Определение целей и задач деятельности органов исполнительной власти. Прогнозирование и оценка вариантов. Отечественный и зарубежный опыт внедрения управления по результатам. Инструменты управления по результатам в Российской Федерации, документы стратегического планирования стратегии, программы, проекты, планы реализации [2]. Задачей Госплана была разработка единого государственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления. Госплан разрабатывал Методические указания к разработке плана государственных планов развития народного хозяйства, формы и показатели, обеспечивающие идентичность всех материалов. Госплан планировал социально-экономическое развитие регионов, плановое размещение производительных сил. Кроме этого, Госплан подготавливал постановления правительства по хозяйственным вопросам, разрабатывал методические и нормативные документы, решал текущие экономические вопросы, осуществлял экономическое сотрудничество с зарубежными странами [3]. Планирование[ править ] Планирование — это разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению; процесс создания модели объекта в будущем с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния. Различие между планированием и прогнозированием и, соответственно, между планом и прогнозом состоит в том, что прогнозирование — это пассивное предсказание прогноз инфляции, курса валюты и пр.

Опыт планирования индикаторами в развитых странах Вариант планирования посредством индикаторов - наиболее распространенный способ регулирования развития социально-экономического комплекса рыночной экономики. Индикативное планирование развития в областях экономики и социума представляет собой комплексный механизм координации деятельности и интересов таких субъектов рынка, как домохозяйства, предприятия и государство. Подходы к планированию с точки зрения индикаторов В экономической науке выделяются разнообразные подходы к изучению процесса планирования индикаторами. Выделяют четыре основных формы индикативного планирования, которые активно применяются на практике в регулировании уже существующих и прогнозировании будущих рыночных процессов социально-экономического характера. Первый подход основан на соотнесении с макроэкономическим планированием при самостоятельности субъектов хозяйствования - предприятий. В условиях данной формы директивное и индуктивное планирование тесно переплетены. Например, деятельность китайских государственных предприятий осуществляется на основе абсолютной экономической самостоятельности и представляет собой макроэкономический вариант планирования, в основе которого наблюдается сочетание частного и государственного секторов при доминировании последнего. Экономисты Китая утверждают, что, несмотря на схожесть по многим параметрам, планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, при этом государственный сектор в ней преобладает. Второй подход сформирован исходя из того, что планирование индикаторами отвечает за мотивационные и информационно-ориентирующие функции. Индикативное планирование применяется государством в интересах всего общества. Происходит это при учитывании потребностей региональных экономик и активных рыночных субъектов. Разрабатываются планы развития экономики всего народного хозяйства страны, в него входит и частный сектор, устанавливаются совершенно точно определенные ориентиры хозяйствования. Тем самым сущность индикативного планирования заключается в мотивированности заинтересованного участия отдельных предпринимателей и целых регионов в реализации планов, обладающих общественной ценностью. Этот подход к планированию распространен преимущественно развитых странах. К числу таких государств относится Япония. Характерно индикативное планирование для социально-экономического развития. С формальной точки зрения госпланы не стоят в ранге законов, а являются лишь программами ориентации и мобилизации звеньев экономики с целью выполнения действенных в общенациональном аспекте программ. Третий подход обрел высокий уровень популярности. В его основе - включение в содержание индуктивного плана особых заданий для госсектора. Характерна ориентация частных предприятий на планы государства как мощнейшего субъекта рыночного хозяйства, хотя это и необязательно. В качестве индикаторов в систему включаются директивные показатели госзаказы , контрольные цифры, значимые для целых отраслей и регионов, отдельных предприятий, а также такие регуляторы, как налоги, цены, процентные ставки по кредитам и иные нормативы в сфере экономики.

Директивное планирование образует ядро централизованно управляемой экономики с преимущественно административным распределением ресурсов. При этом макропланирование выступает как альтернатива рынку и по существу отрицает его. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы. В разработке показателей директивного плана его исполнители играют не главную роль. Основные разработчики плана берут на себя обязательства по материально-техническому обеспечению выполнения плановых показателей. Это положение оказывается уязвимым местом в директивном планировании, доведение планов часто не подкрепляется выделением под них необходимых ресурсов, что превращает в таком случае, план в бремя, разновидность налога. Многие недостатки социалистического планирования порождены его директивностью. Однако из этого не следует вывод о нецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важный конституирующий его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом[5].

Реферат: Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом

Индикативное планирование – процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде определенных индикаторов и разработка косвенных экономических мер государственного воздействия для их достижения. Программно-целевые виды планирования работы предоставляют возможность составления плана в виде отдельной программы, то есть определенного комплекса мероприятий и задач, которые объединяются между собой единой целью и приурочиваются к некоторым срокам. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт.

Что такое планирование и какие есть инструменты?

По характеру связи между субъектом и объектом планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское. «Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов. По характеру связи между субъектом и объектом планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское. «Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов. Каковы различия между директивным и индикативным планированием? Формы планирования: директивное, индикативное, стратегическое Индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной. Отметим существенное различие между планированием и прогно¬ зированием и соответственно между планом и прогнозом. Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование.

Виды планирования.

  • Где применяется директивное планирование?
  • Директивное планирование - это... Определение понятия, особенности, применение на практике
  • Реферат: Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом
  • Государственное регулирование экономики/Государственное планирование — Викиучебник
  • Индикативное планирование. Курсовая работа (т). Эктеория. 2015-04-18

Предпринимательской деятельности

Формы планирования: директивное, индикативное, стратегическое Индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной. Система директивного планирования – это такой вариант построения экономики, когда планы, стратегии формируются как законодательные акты. Одновременно руководящий состав предусматривает комплекс мер, позволяющих гарантировать исполнение задуманного. Индикативное планирование применяется также и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное.

Национальная экономика (стр. 14 )

Многие недостатки социалистического планирования порождены его директивностью. Однако из этого не следует вывод о нецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важных конституирующией его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Правовой основой индикативного планирования в Украине является принятый 23. Процесс планирования представляет собою расчет, позволяющий максимально точно, а, следовательно, научно-обоснованно предугадать целесообразность социально-экономического развития на предстоящий будущий период. Результатом такого расчета является документ, именуемый индикативным планом. В указанном выше законе отмечается,что программа экономического и социального развития Украины — это документ, в котором определяются цели и приоритеты экономического и социального развития, средства и пути их достижения, формируется взаимосогласованная и комплексная система мер органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, направленных на эффективное решение проблем экономического и социального развития, достижение стабильного экономического роста, а также характеризуются ожидаемые изменения в состоянии экономики и социальной сферы [3, с. Задачи индикативного плана: определение основных ориентиров, характеризующих масштабы, пропорции и конечные цели развития общественного производства; направление и координирование решений, которые будут приниматься самостоятельно на предприятиях и предпринимателями. Не сковывая инициативы предпринимательства, индикативные планы помогают наметить общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, состоянии рынка. Показатели индикативного плана носят рекомендательно-ориентирующий характер. Они не являются адресными а тем более принудительными , они лишь информируют общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики в предстоящем периоде. В Украине опыт разработки индикативных планов на государственном уровне не столь велик, как в других странах с рыночной экономикой. Известно, например, что во Франции и в Японии общенациональные индикативные планы экономического развития составляются в течение всего послевоенного периода и им придается большое значение в процессе управления экономикой. Методология индикативного планирования Теоретической основой индикативного планирования выступают объективные экономические законы и закономерности развития рыночной экономики, а именно: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон пропорционального развития экономики, закон накопления и др. Методология индикативного планирования представляет собой совокупность методологических принципов правил , положенных в основу разработки индикативных планов, а также методов, используемых при этом.

Стадии процесса планирования. Методы планирования. Определение целей и задач деятельности органов исполнительной власти. Прогнозирование и оценка вариантов. Отечественный и зарубежный опыт внедрения управления по результатам. Инструменты управления по результатам в Российской Федерации, документы стратегического планирования стратегии, программы, проекты, планы реализации [2]. Задачей Госплана была разработка единого государственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления. Госплан разрабатывал Методические указания к разработке плана государственных планов развития народного хозяйства, формы и показатели, обеспечивающие идентичность всех материалов. Госплан планировал социально-экономическое развитие регионов, плановое размещение производительных сил. Кроме этого, Госплан подготавливал постановления правительства по хозяйственным вопросам, разрабатывал методические и нормативные документы, решал текущие экономические вопросы, осуществлял экономическое сотрудничество с зарубежными странами [3]. Планирование[ править ] Планирование — это разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению; процесс создания модели объекта в будущем с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния. Различие между планированием и прогнозированием и, соответственно, между планом и прогнозом состоит в том, что прогнозирование — это пассивное предсказание прогноз инфляции, курса валюты и пр. А бюджетирование — финансовый план в стоимостном выражении, документ, сопоставляющий все понесенные расходы с имеющимися или возможными доходами. Можно сказать, что по прогнозу наша экономика будет испытывать кризис. По нашему плану, чтобы избежать негативный прогноз, необходимо принять меры. Чтобы выполнить наш план необходимо принять бюджет в краткосрочном периоде, в котором учесть расходы. Методы планирования На практике используются следующие методы планирования [4] : методы стратегического и конкурентного анализа STEEP—анализ , SWOT-анализ , отраслевой анализ, анализ стратегических групп, анализ стоимостных цепочек, конкурентный анализ, анализ потребителей ; методы прогнозирования по степени свободы процесса прогнозирования от субъективности: субъективные качественные, интуитивные , объективные количественные , эвристические основанные на эмпирических данных и экстраполяции тенденций и аналитические причинно-следственные, прогнозирующие спрос в зависимости от выявленных факторов методы; по объёму аналитической работы ; метод построения сценариев разработка альтернативных картин будущего состояния внешней среды. Планирование сценариев обеспечивает интеграцию интуитивных и количественных методов, основанных на имеющихся фактах. Планирование и анализ сценария — это структурированный метод разработки альтернативных картин будущего состояния внешней среды. Директивное и индикативное планирование Директивное планирование — жёсткая система заказов, разнарядок, фондирования ресурсов и т. Индикативное планирование — метод государственного регулирования экономики [6] , при котором эффективность функционирования экономики достигается путём разработки набора последовательных численных прогнозов или целевых показателей на экономическое будущее. Цель индикативного планирования — координация инвестиционных и производственных планов частного и государственного секторов посредством предоставления экономической информации. В отличие от директивного планирования это планирование без принуждения. Подчинение является добровольным. Он основан на идее, что если план будет правильно построен, то он укажет оптимальный путь для экономики, который затем будет спонтанно следовать экономическим субъектам без необходимости принуждения.

План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе: Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения. Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных присущих человеческой природе законов. Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование. Индикативное планирование. Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей индикаторов социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово- промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия региональными органами. Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы. Индикативное планирование является продолжением и развитием прогнозирования. Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров индикаторов , характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов. Основная функция индикативного плана — координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др. Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т. Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др. В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, так как индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей. В их числе — централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий. Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы. В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные — прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования. Планирование бюджета нормативным методом. Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом. Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо. В самом общем виде норма - научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции выполнение работы или оказание услуги заданного качества в условиях планируемого периода. Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она активно влияет на него. Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объема и т. Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса его удельный расход на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов, оценки их выполнения называется нормативной базой. В зависимости от уровня планового регулирования народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие изменяются состав и содержание нормативной базы. Система норм и нормативов - комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы. Цель разработки системы норм и нормативов - обеспечение научного фундамента прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования экономического объекта. Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий