Крещение руси дата январь

Днем работников службы сегодня можно отметить День нежности ко всем существам. 28 июля православные верующие в России отмечают День крещения Руси — дату, когда христианство было принято в качестве официальной государственной религии.

День крещения Руси. Веха, создавшая государство

Крещение Руси — Википедия Крещение Руси: пять версий Нестора-летописца. Принятие православия в качестве государственной религии в 988 году, день которого отмечается 28 июля, было переломным моментом в истории всей восточнославянской цивилизации.
В каком году крещение Руси было? Крещение Руси - дата, год Это смесь дат 15/28 июля день смерти Князя Владимира в 1015г., 988 якобы год крещения Руси. В летописях есть только время года "в лето". Точной исторической даты крещения нет.
Крещение Руси — урок. История, 6 класс. «Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.
Крещение Руси князем Владимиром: дата, причины и события - [HOST] Одной из наиболее распространенных версий даты крещения Руси является 28 июля 988 года. Этот день считается праздником Крещения Руси и отмечается в России давно. Однако, некоторые историки выдвигают альтернативную дату — 19 января 988 года.
День крещения Руси: когда отмечается, история праздника и традиции - Новости [HOST] Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год. Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов. Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения.

Крещение Руси (X век)

Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, страх покинутости, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Люди воздвигали свои строения на высоких берегах рек и озер, чтобы быть видными издалека, устраивали шумные празднества, совершали культовые моления. Народные песни были рассчитаны на исполнение в широких пространствах. Яркие краски требовались, чтобы быть замеченными издалека.

Люди стремились быть гостеприимными, относились с уважением к купцам-гостям, ибо те являлись вестниками о далеком мире, рассказчиками, свидетелями существования других земель. Отсюда восторг перед быстрыми перемещениями в пространстве. Отсюда и монументальный характер искусства.

Люди насыпали курганы, чтобы не забывать об умерших, но могилы и могильные знаки еще не свидетельствовали о чувстве истории как протяженного во времени процесса. Прошлое было как бы единым, стариной вообще, не разделенной на эпохи и не упорядоченной хронологически. Время составляло повторявшийся годичный круг, с которым необходимо было сообразоваться в своих хозяйственных работах.

Времени как истории еще не существовало. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах. Достойно особого внимания то, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством, сказывалась прежде всего по торговым и военным дорогам Руси, там прежде всего, где вырастали первые государственные образования.

Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, из Греции или Скандинавии, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался X век истории Руси. Крещение Руси. Новый создатель империи Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские.

Как всегда в русской истории, Владимир отдал предпочтение чужому племени — племени финно-угорскому. Этим главным кумиром в Новгороде, который поставил Добрыня, был кумир финского Перкуна, хотя, по всей видимости, наиболее распространен в Новгороде был культ славянского бога Белеса, или иначе Волоса. Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской.

Этот зов ясно слышался там, где люди разных племен и народов больше всего общались между собой. Зов этот имел за собой большое прошлое, эхом отдавался он на всем протяжении русской истории. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге.

Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь — предков нынешних эстонцев. Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году есть, впрочем, и другие предполагаемые даты крещения, рассмотрение которых не входит в задачу данной статьи. И все эти свидетельства говорят о появлении христианства прежде всего в центрах общения людей разных национальностей, даже если это общение бывало далеко не мирным.

Это снова и снова указывает на то, что людям требовалась вселенская, мировая религия. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных.

Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы. Христианство уже в этой легенде выступает как объединяющее страны начало, включающее Русь в состав Европы.

Конечно, это путешествие апостола Андрея — чистая легенда, хотя бы потому уже, что в I веке восточных славян еще не существовало — они не оформились в единый народ. Однако появление христианства на северных берегах Черного моря в очень раннее время зафиксировано и нерусскими источниками. О распространении христианства апостолом Андреем в Скифии говорит, в частности, Евсевий Кесарийский умер около 340 г.

Житие Климента, папы римского, рассказывает о пребывании Климента в Херсонесе, где он погиб при императоре Траяне 98-117 гг. При том же императоре Траяне иерусалимский патриарх Ермон отправил в Херсонес одного за другим нескольких епископов, где они приняли мученические кончины. Последний из отправленных Ермоном епископ погиб в устье Днепра.

При императоре Константине Великом в Херсонесе появился епископ Капитон, также мученически погибший. Христианство в Крыму, нуждавшееся в епископе, достоверно зафиксировано уже в III веке. На первом вселенском соборе в Никее 325 г.

Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей под соборными постановлениями. О христианстве части скифов говорят и отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним. Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но на литовцев и финнов — во всяком случае, на их языки.

Связи с Северным Причерноморьем были затем затруднены великим переселением кочевых народов во второй половине IV века. Однако торговые пути все же продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север бесспорно имело место. С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья возникла особая культурная ситуация.

В Хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, особенно в связи с тем, что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии крепости. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию. В это время в Хазарии существует восемь епископий.

Возможно, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружеских византийско-хазарских отношений создается благоприятная обстановка для религиозных споров между тремя господствующими в Хазарии религиями: иудаизмом, исламом и христианством. Каждая из этих религий стремилась к духовному преобладанию, о чем говорят еврейско-хазарские и арабские источники. Тем самым подтверждается возможность описанного русским летописцем выбора веры Владимиром — путем опросов и споров.

Эпоха христианства Представляется естественным, что христианство на Руси явилось также и в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Особенная роль принадлежала здесь Византии и Болгарии. Начнем с Византии.

Русь трижды осаждала Константинополь — в 866, 907 и 941 годах. Это не были обычные разбойничьи набеги, заканчивались они заключением мирных договоров, устанавливавших новые торговые и государственные отношения между Русью и Византией. И если в договоре 912 года с русской стороны участвовали только язычники, то в договоре 945 года на первом месте стоят уже христиане.

За короткий промежуток времени число христиан явно возросло. Об этом же свидетельствует и принятие христианства самой киевской княгиней Ольгой, о пышном приеме которой в Константинополе в 955 году рассказывают как русские, так и византийские источники. Не станем входить в рассмотрение сложнейшего вопроса о том, где и когда крестился внук Ольги Владимир.

Сам летописец XI века ссылается на существование различных версий. Скажу только, что очевидным представляется один факт: Владимир крестился после своего сватовства к сестре византийского императора Анне, ибо вряд ли могущественнейший император ромеев Василий II согласился бы породниться с варваром, и этого не мог не понимать Владимир. Софии Константинопольской запрет ромеям родниться с чужими — особенно с некрещеными.

Следует еще принять во внимание, что со второй половины X века могущество Византийской империи достигло своей наибольшей силы. Империя к этому времени отразила арабскую опасность и преодолела культурный кризис, связанный с существованием иконоборчества, приведшего к значительному упадку изобразительного искусства. И примечательно, что в этом расцвете византийского могущества значительную роль сыграл Владимир I Святославич.

Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов.

Wikimedia Commons Что дало Крещение Руси Принятие православия оказало большое влияние на развитие культуры и просвещения — искусство иконописи, книжное дело и градостроительство. Русь стала единым государством, а христианская вера стала важным элементом этого объединения. Также улучшились нравы общества, люди стали образованнее.

Ведь нужно было строить церкви, переписывать Библию и жития святых — все это способствовало росту грамотности. Помимо этого, благодаря православию повысился престиж Руси на международной арене. Было заключено много династических браков, и отношения между государствами укрепились. Традиции праздника Крещения Руси После того как день Крещения Руси стал государственным праздником, его стали отмечать все больше людей. В этот день проводятся культурные, благотворительные, богословские и просветительские мероприятия.

Традиционно христиане совершают крестный ход. Верующие славят князя Владимира, православную веру и Бога.

Считается, что к концу десятого века абсолютное большинство жителей Руси уже были христианами, но христианство русское прекрасно уживалось с соблюдением языческих обрядов. Несмотря на крещение Руси, даты многих христианских праздников русские люди ещё долго отмечали с использованием элементов язычества.

По совокупности данных исторических источников, крещение Руси предстаёт как целенаправленный выбор князя Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число христианских держав и др. Крещение князя и Древнерусского государства представлено в источниках в сложном международном контексте, прежде всего в связи с тесным военно-политическим союзом с Византией.

Сохранившееся в летописи сказание об «испытании вер» князем Владимиром повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с Запада, от иудаизированных хазар, и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир от-правил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения, говорится в БРЭ. Не-смотря на очевидную эпическую стилизацию этого сказания, данные иностранных источников позволяют полагать, что в нём в традиционной литературной форме говорится о вполне реальных внешнеполитических контактах Владимира, имевших религиозную подоплёку. Иван Эггинк. Великий князь Владимир избирает религию.

А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. И это не случайно! Именно в силу этого представления о примате художественного начала в церковной и государственной жизни первые русские князья-христиане с таким усердием обстраивают свои города, ставят в них центральные храмы», — пишет по этому поводу Дмитрий Лихачев. На первые годы после крещения не позднее 997 года приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константино-польскому патриархату. Первыми епископами были греки. Основные направления христианизации го-сударства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI—XII веках.

Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до 12. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных. Вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной структуры, т. Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных городских монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах.

День крещения Руси: когда отмечается, история праздника и традиции

Оно противоречит сообщению летописной статьи 6491 983 г. Об этом говорится и в рассказе о крещении киевлян под 6496 988 г. Иларион , митр. Киевский, в «Слове о законе и благодати» сер. Нестор в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» кон.

XI - нач. XII в. Время возникновения и включения Сказания в летопись исследователи определяют по-разному. Согласно А.

Шахматову , Сказание отсутствовало в Начальном своде кон. По мнению Д. Лихачёва и А. Насонова , это произошло в кон.

XI или в нач. История рус. XVIII в. Мюллеру - «не позднее 1116 г.

Рапов считал, что оно возникло в результате русско-византийской войны 1116 г. Имея в виду, что поставление митр. Всеволод Андрей Ярославич , И. Чичуров предположил, что предание о хождении ап.

Андрея на Русь стало формироваться уже в 30-х гг. По мнению А. Гиппиуса, поддержанному А. Введенским, легенда об ап.

Андрее была вставлена в летопись составителем 1-й редакции ПВЛ в нач. Гиппиус А. О крещении военных дружин русов «росов» во время их нападений на Юж. Причерноморье кон.

VIII - 1-я пол. Степень достоверности их сведений о христианизации Руси остается дискуссионной. Ряд исследователей предполагают, что эти сведения в Житии свт. Георгия - позднейшая интерполяция; упоминание рус.

Бравлином имеется только в рус. Стефана XIV в. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени. Симферополь, 2009.

О том, что уже в данный период среди вост. При этом отмечается, что они называли себя христианами и платили на территории халифата подушную подать джизью как иноверцы Др. Русь в свете зарубежных источников. Данное сообщение может быть отнесено к 30-40-м гг.

Noonan Th. Андрей воздвигает крест на Киевских горах. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Окрестности К-поля подверглись жестокому разграблению.

Свидетелем этого нападения стал патриарх св. Фотий I 858-867, 877-886 , который описал его в гомилиях «На нашествие росов». Для защиты города вдоль его стен был организован крестный ход с облачением Богородицы. Русы отступили, а через нек-рое время, согласно хронике Продолжателя Феофана ок.

Здесь же он сообщает, что русы приняли «у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием предаются христианским обрядам» Кузенков. Следует отметить, что 60-е гг. К 864 г. Бориса и его бояр.

Согласно ПВЛ, военный поход 860 г. Над могилой Аскольда, вероятно, во 2-й пол. Николая Чудотворца. Это дало основание предположить, что князьям-соправителям принадлежала идея К.

Никоновская летопись XVI в. Впрочем, достоверность этого свидетельства мн. Поздняя визант. Василию I Македонянину 867-886 и К-польскому патриарху Игнатию 847-858, 867-877.

В «Жизнеописании императора Василия», составленном, по всей видимости, в сер. В нем, в частности, сообщается, что «щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний он Василий. Далее же приводится рассказ о чуде с неопалимым Евангелием, когда по просьбе русов проповедник бросил священную книгу в костер, а после того как пламя погасло, нашел ее невредимой. Это знамение настолько поразило язычников, что они без к.

Это «второе» обращение русов в христианство исследователи обычно относят ко времени ок. По поводу соотнесения событий «первого» и «второго» крещений в науке нет единого мнения; некоторые полагают, что эти события были результатом отдельных миссий М. Левченко, Рапов, М. Выдвигалась версия, согласно к-рой результатом «первого» крещения стала христианизация некой гипотетической Руси Причерноморской, а результатом «второго» - Киевской Руси М.

Грушевский, В. Более вероятной все же представляется т. Голубинский, Мюллер, А. Отголоском участия патриарха Фотия в деле христ.

Беседа равноап. Ольги с визант. Константином VII Багрянородным. Крещение кнг.

Ольги Константинопольским патриархом Феофилактом СПб. Следует полагать, что уже начавшаяся христианизация Руси замедлилась после захвата Киева в 882 г. Олегом , приказавшим убить Аскольда и Дира. Договоры Руси с Византией 907 и 911 гг.

В 907 г. В тексте договора 911 г. Однако говорить о «языческой реакции» после завоевания Олегом Киева, а тем более о гонениях на христиан нет серьезных оснований. Несмотря на то что и Олег, и его преемник на киевском столе Игорь не ранее 911 - ок.

Об этом свидетельствует русско-визант. В отличие от договора 911 г. Игорь и часть знати, присягая на оружии и золоте перед идолом Перуна, и христианскую, к-рую приносила «крещеная русь» в соборной церкви прор. Илии в Киеве.

Высказывалось мнение, что местоположение Илиинской ц. Илии Я. Малингуди, А. Между тем эта гипотеза не имеет подтверждения в источниках и противоречит недвусмысленному указанию ПВЛ на то, что клятву приносили в присутствии визант.

Свидетельством усиления позиций христианства на Руси в сер. Ольги не ранее 944 - ок. Игоря, а также пока был малолетним их сын Святослав Игоревич , управляла Древнерусским гос-вом. Константина VII.

Летописный рассказ о сватовстве императора к Ольге является фольклорной легендой, однако о поездке правительницы Руси в К-поль и о ее крещении сообщают и независимые от рус.

Однако князь Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Следующими были хазарские иудеи , предлагавшие князю Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом , спросил, где их земля.

Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Князь Владимир отказался от иудаизма, сказав: «Так, как же других учите, когда сами отвержены Богом и расточены? Если бы Бог любил вас и веру вашу, то вы не были бы расточены по разным землям: или вы хотите, чтобы и с нами случилось то же? Беседа Владимира с греческим философом о христианстве.

Миниатюра из Радзивилловской летописи , конец XV века Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков.

Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду. Дополнительным доводом в пользу решения князя Владимира принять восточное христианство стало суждение бояр, которые обратили его внимание на то, что, если бы плох был «закон греческий», не приняла бы его княгиня Ольга [20] [2]. Данный летописный рассказ, именуемый в историографии «Сказанием об испытании вер», исследователи интерпретируют по-разному.

Так архиепископ Макарий Булгаков в своей «Истории Русской церкви» характеризовал этот рассказ как достоверное событие [21]. Однако историки Е. Голубинский , М. Присёлков , С.

Бахрушин , О. Рапов считали, что «Сказание» представляет собой откровенный вымысел [2]. Так Голубинский писал, что это сказание в «Повести временных лет» является позднейшей, но домонгольской вставкой: «вымысел и притом даже вымысел, по всей вероятности, не русский, а греческий о выборе веры князем Владимиром» [22].

Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды веры христианской на Востоке и Западе недостаточно сильны, чтобы помочь оглохшему и растерянному миру, и когда, с другой стороны, самое закоренелое язычество под разными именами подняло свои рога на всех пяти континентах, — сегодня вновь Промысл Божий призывает Владимирову Русь помочь христианству, а через него и человечеству.

Помочь таким образом, чтобы на весах ценностей дать перевес той стороне, что готова во имя Сына Божия прилепиться к Царствию Божию... Наступает время, братья мои, и уже на пороге оно, когда грязью залитое и в муках постаревшее лицо русского народа воссияет как солнце и осветит всех тех, кто сидит во тьме и тени смертной. Тогда все народы на земле благодарно возгласят: «Наша Русь, наша мученица, красное солнышко! Как и русский народ непрестанно, а особенно в этот день, каждый год возглашает: «Владимир — красно солнышко!

Блаженны вы, плачущие в эти дни с Россией, ибо с нею и утешитесь! Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею скоро и возрадуетесь", - писал 90 лет назад в Белграде святитель Николай Велимирович , епископ Охридский и Жичский.

Крещение Руси, которое провёл князь Владимир. Строительство церквей, расширение приходской и епархиальной структур. Предпосылки и основные причины Если ориентироваться на исторические источники, то крещение Руси являлось выбором Владимира с чётко поставленной целью. Это решение было связано с его собственными религиозными стремлениями. Также отмечается взаимосвязь с политическими причинами. К примеру, Древнерусское государство должно было стать частью мировых держав.

При этом князь Владимир был недоволен тем, что его подданные поклонялись языческим богам. В конце 980-х годов Владимир вместе со своей дружиной решили придерживаться новой веры. Этот вопрос долго обсуждался, проводились переговоры с другими государствами, которые придерживались иной веры. В летописи отмечено об «испытании вер» князем Владимиром. Считается, что его убеждали принять веру мусульмане, а также иудаизированные хазары. Князь отправил личные посольства «в греки», «в немцы», «в болгары» с целью испытать их службу. Когда посольства вернулись, он остановился на христианстве. Послы были поражены тем, насколько красивым было богослужение.

Это была не единственная причина, почему князь Владимир решил принять христианство в православном варианте. Он также желал укрепить связи, которые уже успели установиться с Византией. На тот момент Византийская империя считалась невероятно могущественной. Проведение крещения князя Нет единого мнения по поводу того, как и когда проводилось крещение князя Владимира. Если верить «Корсунской легенде», то князь крестился в г. Корсунь Херсонес , который располагался в центральной части владений Византии на Крымском полуострове. Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году.

Именно в этом месте Владимир вступил в брак с сестрой императоров из Византии Анной. Есть и иная традиция, которая тоже датируется XI веком. Считается, что крещение князя произошло за 2 года до того, как произошло им взятие Корсуни. Крещение русских городов Когда произошло крещение самого князя и его дружины, правительство начало организовывать крещение людей из крупных городов. В первую очередь через эту процедуру прошли люди, находящиеся в Новгороде и Киеве. В первые годы после того, как крестили Русь, учредили митрополию с центром в Киеве. Она подчинялась Константинопольскому патриархату. Вместе с ней учредили минимум 3 епархии.

День Крещения Руси: история праздника

Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. По другим источникам, первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877)[18]. Крещение Руси объединило славянские народы и стало важной вехой в нашей истории Сегодня, 28 июля, в России отмечается День Крещения Руси. Официально данный праздник был внесен в реестр памятных дат РФ в 2010 году и у нас в стране является важным днем для всех. 28 июля 2023 года отмечается день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. С 2010 года указом президента РФ эта дата отмечается на государственном уровне как День Крещения Руси.

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Сообщение о приходе к князю Владимиру немецких проповедников может иметь в виду посольство германского императора Оттона II 973—983 , которое предположительно посетило Русь около 983 года. По мнению Назаренко, этот рассказ является литературным осмыслением «той активной внешней политики Владимира Святославича на западе, северо-востоке и юге от русских границ, которая предшествовала крещению князя и во многом обусловила его» [2]. Крещение князя Владимира и киевлян[ править править код ] Крещение и прозрение Владимира Святославича в Корсуни. Миниатюра из Радзивилловской летописи , конец XV века Согласно « Повести временных лет », в 6496 лето от сотворения мира — в 988 году киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской церкви. Согласно русской летописи « Повести временных лет », князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву: Боже великий, сотворивый небо и землю! Фреска работы В. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х годов Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки.

Условием князя была рука царевны Анны , сестры императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для ромейских василевсов. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника императора Василия II ; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» в вено за жену свою. Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают «Аноним Бандури» в рассказе, являющемся позднейшей компиляцией, написанной не ранее XII века и не позднее первой половины XV века [23] , и «Ватиканская хроника»: В лето 6496 [988 год] был крещён Владимир, который крестил Росию [24]. Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет» [24]. В целом в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше [25]. Крещение киевлян произошло, согласно «Повести временных лет», следующим образом, Владимир сокрушил бывшие в городе идолы, отдал вечером жителям приказ явиться всем на другой день утром на реку для купания что есть крещение как внешнее действие в новую веру: Если не придет кто завтра на реку [Почайну] — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом [26] , [имущества лишен будет, а сам будет казнен]» [27]. На следующий день Владимир сделал людей из язычников христианами [22]. Согласно «Повести временных лет», утром Владимир вышел со священниками на реку , туда же пришло множество киевлян.

Жители Киева вошли в воду и стояли там одни, погрузившись до шеи, другие — по грудь, молодые же — у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы [26]. Никольский в своей монографии «История русской церкви» 1931 [28] считал, что крещение других слоев населения в Киеве, кроме дружинников, было насильственным «население приходилось загонять в христианский рай дубиной» , киевлян по приказу князя Владимира согнали к реке и крестили [29]. Иная датировка и несколько отличные обстоятельства крещения князя и киевлян приведены в «Похвале князю русскому Владимиру» Иакова Мниха XI век , согласно которой крещение киевлян нужно относить к 990 году, «в третье лето» после личного крещения князя. Так, О. Рапов полагал, что Владимир, будучи уже крещённым, овладел Херсоном в конце апреля — начале мая 990 года, а крещение киевлян последовало в конце июля — начале августа того же года [30].

Wikimedia Commons Что дало Крещение Руси Принятие православия оказало большое влияние на развитие культуры и просвещения — искусство иконописи, книжное дело и градостроительство. Русь стала единым государством, а христианская вера стала важным элементом этого объединения. Также улучшились нравы общества, люди стали образованнее. Ведь нужно было строить церкви, переписывать Библию и жития святых — все это способствовало росту грамотности.

Помимо этого, благодаря православию повысился престиж Руси на международной арене. Было заключено много династических браков, и отношения между государствами укрепились. Традиции праздника Крещения Руси После того как день Крещения Руси стал государственным праздником, его стали отмечать все больше людей. В этот день проводятся культурные, благотворительные, богословские и просветительские мероприятия. Традиционно христиане совершают крестный ход. Верующие славят князя Владимира, православную веру и Бога.

Сам Владимир изначально был язычником. Согласно «Повести временных лет» он ступил на княжеский престол в Киеве в 980 году. Его первые попытки свержения многобожья на Руси свелись к сокращению количества богов.

Велением князя на Старокиевской горе было сооружено капище с идолами 6 главных богов славянского язычества. Однако единобожье в разных его формах христианство, мусульманство, уже тогда распространялось по территории Киевской Руси. Перед князем предстал вопрос выбора веры. После длительных раздумий, он выбрал православную веру, по примеру Византии. Накануне он захватил Корсунь с требованием выдать за него сестру византийских императоров Анну. Монархи согласились при условии, что князь Киевский сам примет христианство. Крещение святого князя Владимира фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1890 г Князь Владимир Великий окрестился и получил новое имя Василий, в честь того же константинопольского императора Василия II.

Он пригласил к себе послов из разных стран и попросил их рассказать о своей вере.

Затем князь Владимир отправил своих послов в эти страны. После долгих раздумий князь Владимир выбрал православную веру. Также стоит отметить, что выбор Владимира был обусловлен и политическими причинами. В то время Русь имела торговые и военные связи с Византией. Принятие христианства по византийскому обряду могло укрепить дипломатические отношения двух государств. Крещение Руси произошло примерно через два года после того, как сам князь Владимир принял эту веру. Он и его дружина служили примером для жителей Руси.

Первое крещение Руси

Следующая дата — 950-летие крещения Руси отмечалось за рубежом, а празднования, посвященные тысячелетию крещения Руси, прошли в советской России в 1988 году. Крещение осуществляют византийские священники. Согласно летописной традиции, крещение Руси происходит в 988 году, однако разнообразные исторические данные указывают 989 год как более вероятную дату. 28 июля 2023 года отмечается день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. С 2010 года указом президента РФ эта дата отмечается на государственном уровне как День Крещения Руси. Празднование Крещения Руси — это традиционный религиозный праздник в России. Он отмечается ежегодно 19 января. Сейчас мы говорим про Крещение Руси в 2023 году, которое будет особенным, потому что исполнится 1100 лет с того времени, когда Русь была крещена.

28 июля — День Крещения Руси в 2022 году

День крещения Руси отмечается 28 июля. Праздник приурочен к дате поминовения святого равноапостольного князя Владимира, при котором христианство было признано официальной религией Древнерусского государства. В источниках указаны разные даты этого события. История и традиции Крещения Господня. Рассказываем, какого числа отмечают православный праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах. В повести временных лет написано, что 6 Января 6370 Лета или 19 января 862 года крестили Русь в Крыму. Во многих семьях на Крещение играли свадьбы, крестили младенцев. Считалось, что человек, крещенный в такой великий праздник, будет благословлен и одарен милостью Божией. Крещение Господне — 19 января. Историческая наука приводит разные даты Крещения Руси. В одних источниках это 988 год, в других — 990 или 991 годы. Сейчас дата празднование Крещения Руси совпадает с днем памяти равноапостольного князя Владимира — 28 июля по новому стилю. 28 июля в России отмечается праздник – День крещения Руси. Этот памятный день появился в календаре совсем недавно. Новая памятная дата была установлена в день святого равноапостольного князя Владимира, по инициативе которого, как считается, Киевская Русь.

День Крещения Руси 2021: история и традиции праздника

День крещения Руси: когда отмечается, история праздника и традиции - МК Санкт-Петербург Тем не менее, существует другое мнение, согласно которому Крещение Руси произошло 19 января 988 года. Эта информация основана на Хронике временных лет, в которой говорится о том, что Владимир принял крещение после трех дней поста на реке Рославль.
День крещения Руси. Веха, создавшая государство Сегодня, 28 июля, празднуется День крещения Руси. В этот день Русская православная церковь отмечает день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, прозванного Крестителем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий