Лета февраля в 1 день по государеву цареву и великого князя дмитрия ивановича

Лета 7079 февраля в 16 день по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приказу, боярин, князь Михаило Иванович Воротынский приговорил с детьми боярскими, с станичными головами и с станичники. Лета 7105-го (1597 г.) апреля в 25 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича веса Русии указу, память Михаилу Ивановичю Внукову да дьяку Пятому Кокошкину. А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.

Приговор о беглых крестьянах (1606 г., февраля 1, из Сводного Судебника 1607 г.)

Приговор о служилых холопах. 1 февраля 1597 г Укажите век, когда был создан данный исторический документ. Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича». Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17.
Вариант 14 - История Печатается по книге: “Акты Московского государства”, т.I, 1571—1634 гг. стр. 2— 7079 февраля в 16 день по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приказу, боярин.
Часть 5. «Смутное время» в России. Часть 5. Печальный конец царствования Бориса Годунова Да хто на кого учнет бити челом вы их насильствах, и в продажах, и в посулех или в каких обидах, и им в том велети приносити к себе челобитные, и давати суд, и управа чинити по государеву цареву и великого князя Василья Ивановича всеа Русии указу безволокитно.
Логотип SimpleЦДЗ Лето 7110 ноемврия в 21 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Феодоровича всея Русии указу, память окольничему Василию Петровичу Морозову: в нынешнем во сто десятом году великий государь царь и великий князь Борис Феодорович и сын его государь.
Челобитные в Сибирский приказ енисейского сына боярского Петра Бекетова пожаловать его «головством» Лета 7109 (1601) июля в 1 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память сотнику [412] стрелецкому Ивану Некрасову.

Приговор о служилых холопах. 1 февраля 1597 г

Beitrage zur Naturkunde Preussens 1:1-102 лета февраля в 1 день по государеву цареву и великого князя дмитрия ивановича. В 1925 был отправлен королями на годовые работы. Сформирована 13 июня 1925 года. Лета 7109 (1601) июня в 30 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. 168 года, Февраля в 15 день, по государеву царёву и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, указу, сказал Прокофий Елизаров; в прошлом 167 году, апреля в 1 день, по указу великого государя.

Из приговора о служилых холопах (1597 г., февраля 1, из указной книги Приказа Холопьего суда)

А ближних городов дворянам и детем боярским и всяким служивым людем имяна холопьи, и на них крепости всякие писати в год. А которых всяких крепостных холопей государи их, отходя сего света, от себя велели отпустить и отпускные им давали, и те холопи по тем отпускным впредь свободны, и женам и детем их впредь до тех холопей дела нет. А о волных людех приговорил государь со всеми бояры.

А которые бегали с добром в дальние места из-за Московских городов на Украины, а с Украины в Московские городы или из города в город, вёрст за двести и за триста и больше, а пошли от старых своих помещиков с добром и, растеряв добро, пришли к иным помещикам в бедности, и про то сыскать около тех поместий, откуда тот крестьянин пошёл: если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно, а ныне за кем во крестьянах или у кого служит по кабале, и того по сыску отдать старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть; а про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину жить за тем, кто его голодные лета прокормил, а истцу отказать: не умел он крестьянина своего кормить в те голодные лета, а ныне не пытай... А на беглых крестьян, по старому приговору, дале пяти лет суда не давать».

Законодательство Лжедмитрия I по крестьянскому вопросу. Указ Лжедмитрия I от 1 февраля 1606 г. Эта политика имела крепостническую направленность и проводилась в интересах феодалов. Содержащиеся в указах Лжедмитрия I отдельные положения, получившие благожелательный отклик у некоторой части крестьян и холопов, имели второстепенное значение. Для основной же массы крестьян и холопов они несли усиление крепостнического гнета, что вело к обострению социальной напряженности в стране, к вспышкам народного недовольства.

Публикуемый указ в своих важнейших положениях закреплял пятилетний срок сыска беглых крестьян и в качестве обязательной нормы провозглашал права феодалов-душевладельцев на возврат крестьян, сбежавших в голодные годы. Это законодательное установление, учитывающее интересы новых владельцев, ухудшало положение значительной массы беглых крестьян, превратившихся в кабальных холопов. Лета 7114 февраля в 1 день по государеву царевичу и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии слову бояре приговорили: Которые бояре, и дворяне, и дети боярские, и владычных и монастырских вотчин бьют челом государю о суде в беглых крестьянех до 110 году, до голодных годов за год, на посады, и в государевы и дворцовые села, и в черныя волости, и за помещиков, и за вотчинников во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавати старым помещиком. А которые крестьяне бежали во 110 и во 111 году, в голодные годы, с животы, а прожити, было им мочно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников житии во крестьяне и в холопи, и тех сыскивая, отдавати старым помещиком и вотчинником. А которые бегали с животы в дальные места из-за московских городов на украйны, а с украйны в московские городы, или из города в город, верст за двести, и за триста, и больши, а пошли от старых помещиков с животы и, ростеряв животы, пришли к иным помещиком в бедности, и про то сыскати тех поместий, откуда тот крестьянин пошел. Да будет в сыску окольничие люди скажут, что он был не беден, и сбежал от своего помещика или от вотчинника с животы, а прокормиться было ему мочно, а ныне за кем во крестьянех или у кого служит по кабале, и того по сыску отдати старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть. А про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрел от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину житии за тем, кто его голодные прокормил, а исцу отказати: не умел он крекстьянина своего кормити в те голодные лета, а ныне его не пытай. А которые крестьяне в голодные лета, во 110, и во 111 году, и во 112 году пришли в холопи к своим или к сторонним помещикам и вотчинником, и кабалы служылыя на себя подавали, а старые их помещики или вотчинники учнут их вытягивати из холопства по крестьянству, и того сыскавати накрепко: будет сшел от бедности и животов у него не было ничего, и тем исцам отказывати: в голодные лета тот помещик или вотчинник прокормить его не умел, а собою он прокормитись невмочь, и от бедности, не хотя голодною смертью умереть, бил челом в холопи, а тот его принял, в голодные годы прокормил и себя истощил, проча себе, и ныне того крестьянина из холопства во крестьяне не отдавати, а бытии ему у того, кто его голодные лета прокормил, а не от самые бы нужи в холопи он не пошел. А которые крестьяне из-за кого бежали до 110 году, голодных лет за год, и которыми после голодных лет за год, во 113 году и в нынешнем во 114 году, и про тех крестьян, сыскивая, отдавати прежним помещиком и вотчинником; а в чем будет спор, и в том давати суд.

Осенью 1570 года от станичников, которые несли службу на дальних, прежде всего, южных рубежах России, поступило сразу несколько донесений о продвижении в сторону Москвы крупных сил крымских татар во главе с ханом Девлет-Гиреем. Опасаясь повторения весеннего разорительного нападения крымчаков, Иоанн Васильевич возглавил оборонительный поход, который, однако, закончился ничем: выяснилось, что станичники попросту солгали — то ли приняв старые следы крымского войска за новые, то ли по другой причине. И вот, согласно летописи, 1 января 1571 года «приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Pycии боярину своему князю Михаилу Ивановичу Воротынскому ведати станицы и сторожи и всякие свои государевы полские службы», то есть - провести ревизию всех приграничных станиц, войск и привести их в соответствие с требованиями времени. Что и было Воротынским - одним из самых опытных и известных воевод того времени - исполнено незамедлительно. Уже через неделю, как сообщает летописец, «по государеву, цареву и великаго князя приказу боярин, князь Михайло Иванович Воротынской говорил государевым словом в Розряде диаком Ондрею Клобукову с товарищи, что ему велел государь ведати и поустроити станицы и сторожи и велел доискатись станичных прежних списков». А пока готовили списки и Воротынский их изучал, по всем южным рубежам государства Русского был отправлен приказ местным воеводам и станичным головам то есть начальникам над станицами — дальними дозорами из числа воинов приграничных городов-крепостей срочно ехать в Москву. Срок сбора был определен с середины января по начало февраля. А уже 16 февраля 1571 года первый по сути воинский устав - «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» — представили на утверждение царю. Документ потому и получил такое название, что был результатом то есть «приговором» обсуждения, которое вели бояре, отвечавшие за станичную и сторожевую службу.

Сказ Второй. Глава Двадцать шестая

А на беглых крестьян по старому приговору дале пяти лет суда не давать название срока в 1 день, по государеву, цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин, бьют челом государю о суде и беглых крестьянах, до 110 году, до голодных годов за.
Из приговора о служилых холопах (1597 г., февраля 1, из указной книги Приказа Холопьего суда) Лета 7079 генваря в 1 д. приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии боярину своему князю Михаилу Ивановною Воротынскому ведати станицы и сторожи и всякие свои государевы полские службы.

ПОСЛѢ XV ВѢКА

Опасаясь повторения весеннего разорительного нападения крымчаков, Иоанн Васильевич возглавил оборонительный поход, который, однако, закончился ничем: выяснилось, что станичники попросту солгали — то ли приняв старые следы крымского войска за новые, то ли по другой причине. И вот, согласно летописи, 1 января 1571 года «приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Pycии боярину своему князю Михаилу Ивановичу Воротынскому ведати станицы и сторожи и всякие свои государевы полские службы», то есть - провести ревизию всех приграничных станиц, войск и привести их в соответствие с требованиями времени. Что и было Воротынским - одним из самых опытных и известных воевод того времени - исполнено незамедлительно. Уже через неделю, как сообщает летописец, «по государеву, цареву и великаго князя приказу боярин, князь Михайло Иванович Воротынской говорил государевым словом в Розряде диаком Ондрею Клобукову с товарищи, что ему велел государь ведати и поустроити станицы и сторожи и велел доискатись станичных прежних списков». А пока готовили списки и Воротынский их изучал, по всем южным рубежам государства Русского был отправлен приказ местным воеводам и станичным головам то есть начальникам над станицами — дальними дозорами из числа воинов приграничных городов-крепостей срочно ехать в Москву. Срок сбора был определен с середины января по начало февраля. А уже 16 февраля 1571 года первый по сути воинский устав - «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» — представили на утверждение царю. Документ потому и получил такое название, что был результатом то есть «приговором» обсуждения, которое вели бояре, отвечавшие за станичную и сторожевую службу.

Начинался этот «Приговор» с такого текста, описывавшего историю его создания и основные задачи: «Лета 7079 Февраля в 16 д.

По боярскому приговору послан к вам с Смирным с Маматовым Иван Романов, а велено его сослати в Сибирь на житье; и диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову отпустить с Смирным в Сибирь на житье Ивана Романова, и велети у него быти для береженья Смирному Маматову до государева царева и великого князя Бориса Федоровича указу. Диак Елизарей Вылузгин. Помета: Послан Василей в Яранской, а человека его с ним нет…» 1605 марта 22. Наказ игумену Антониево-Сийского монастыря об усилении надзора за сосланным Филаретом Романовым: «…В нынешнем 113 году марта в 16 день писал к нам Богдан Воейков, что февраля в 3 день сказывали ему старец Илинарх да старец Леванид: февраля ж де в 3 день в ночи старец Филарет его, старца Иринарха, лаял и с посохом к нему прискакивал и из кельи его выслал вон, и в келью ему, старцу Илинарху, к себе и за собою ходити никуда не велел. И живет де старец Филарет не по монастырскому чину, всегды смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про птицы ловчие и про собаки, как он в мире жил, и к старцом жесток; и старцы приходят к нему, Богдану, на того старца Филарета всегды с жалобою, лает их и бить хочет, а говорит де старцом Филарет старец: «Увидят они, каков он вперед будет».

По царевой присылке посланы к Ислам Гирею царю: шуба хрепты бельи, шуба черева бельи, двои цки хрепты бельи, две шапки черны. И царь шубы и шапки дал Каре князю Енгурчееву, Ишиму князю Барымову да Иналею князю Чижиуту; кафинскому жилцу Семену арменину даны цки хрепты бельи да шапка красна, послана с ним государева грамота с вестьми на Дон к отаманом; которым аталыком и дуваном государева жалованья послано и им не дано: Зиял паши аталыку Аисе Селфе дувану; Сеяуш аге Киличи башу, а Зиял паши аталыка не стало, Сеяуш агу царь от киличейства отставил. Марта в 22 день приехали к Ивану Мурат князь да Мурат Казы князь, Зентемир ага, Абдулла Дефтендар и говорили Ивану: царь тебе велел говорити: били челом царю карачеи Кара князь Енгурчеев, да Шигим князь Барамов, да Иналей князь Чижиут, Абдула князь Кипчаков, просили они у тебя государева жалованья, и ты им не дал, и царю добре в досаду, без корочеев как царству стоять? И Иван Мурату князю и Зентемир аге с товарищи говорил: которым князем и мурзами и ближним царевым людем государь послал свое жалованье, и яз тем и роздал, а тем карачеем и Курам аге потому не послано государева жалованья: тому другой год как меня царь отпущал к брату своему и про которых людей царь со мною приказывал к брату своему и яз тех людей имена написав и донес до государя своего и государь наш и прислал тем людем свое жалованье с Васильем с Непейциным и со мною, а про те карачеи у царя и у вас у ближних людей я не слыхал и при царе я их не ведал, потому их государева жалованья со мною не прислано и похочет царь быти з государем нашим в дружбе и в братстве и покажет царь брату своему государю нашему свою правду и дружбу и государь наш тем карачеем и жалованье свое пришлет з болшими послы. Марта в 24 день приехали к Ивану Мурат князь да Зен Темир ага, Уруслам ага и говорили Ивану: царь тебе велел говорити: многие ближние люди царю бьют челом и царю докучают, что государь ваш не прислал многим ближним людем своего жалованья, а царь свою правду и дружбу государю нашему показал и видел то гонец государя вашего Василей Непейцын: пошли было на государя вашего украиные царевичи и с ними многие люди и царь послал и велел царевичей и всю силу воротити и которые люди утекли и царь на них опалу свою клал. Марта в 26 день сказывал Ивану толмач Сенчюра Баикешев: приехал к царю в Крым тотарин Усейн, а сказывал царю Усейн: был он сее зимы в Асторохани три месяцы у Мурат Кирея царевича, а Мурат Кирей царевич пошел в Шевкалы, а в его место остался в Асторохани Саадет Кирей царь, а Усейн побежал от Мурат Кирея царевича з дороги и которых тотар Ислам Гирей царь да колга царевич послали в Нагаи в посольстве к Урусу князю - Девлет Килдея Амилдеша, и Урус князь Девлет Килдея Амилдеша с товарищи отдал в Асторохань Мурат Кирею царевичю, а велел их послати к Москве, а Урус князь государю Московскому добил челом и за Волгою все Нагаи учинились в государевой воле. Того же дни сказывал Ивану Сенчюра Баикешев: приказывали к Ивану Алей князь Ширинской да Мурат князь: приехал к царю тотарин Усейн, а был Усейн у Мурат Кирея царевича в Асторохани 3 месяцы, и Саадет Кирей царь пришел в Асторохань, а Мурат Кирей царевич пошел в Шевкалы, а с ним пошли многие люди стрелцы и козаки с вогненым боем и царь кручиноватъ, а чает Мурат Кирея царевича з братьею и с московскими людми приходу на Крымской юрт. И Ивану сказывал Сенчюра Баикешев: Алей князь и Мурат хотят с тобою видетца, где тебе с ними сьехатца и они к тебе весть пришлют.

Марта в 29 день прислали к Ивану Алей князь Ширинской да Мурат князь, а велели Ивану с собою видетца.

И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах новые слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них в прежние места , и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да новые владельцы с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой. Да им же дворянам и детям боярским указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе.

МОСКОВСКИЕ СУВОРОВЦЫ

Власьеву и Н. Федорову о ссылке в Сибирь И. Романова Подлинник Лета 7109 1601 июня в 30 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. По боярскому приговору послан к вам, с Смирным с Маматовым, Иван Романов, а ведено его сослати в Сибирь на житье; и диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову отпустить, с Смирным, в Сибирь на житье Ивана Романова, и велети у него быти для береженья Смирному Маматову до государева царева и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу. Диак Елизарей Вылузгин. Федорову о ссылке в Сибирь В.

Романова Подлинник. Лета 7109 1601 июля в 1 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Помета: Послан Василей в Яранской, а человека его с ним нет. Наказная память приставу при В. Романове сотнику И.

Некрасову об условиях содержания ссыльного Черновик Лета 7109 1601 июля в 1 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память сотнику [412] стрелецкому Ивану Некрасову. Ехати ему в Яранской город для того: послан с ним в Яранской на житье Василей Романов, а с ним детина его... В подлиннике для вписания имени оставлен пробел. А в Яранской приехав занять себе и для Василья двор в городе, чтоб от церкви, и от Съезжей избы, и от жилецких дворов подале; а будет такого двора нет, и Ивану, присмотря место, велеть двор поставить, чтоб не близко жилецких дворов и дороги бы мимо двор прохожия не было; а на дворе велеть поставить хором, две избы, да сени, да клеть, да погреб, и около двора городба. И быти Ивану с Васильем в Яранском до государева царева и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, и береженье к Василью дер-жати по сему наказу, и с двора Василья и детины его спущать никуды не велеть, и того беречи накрепко, чтоб к Василью и к человеку его никто не подходил, и не розговаривал с ним ни о чем, и писма какого не поднес, и не сходился с ним никто; а кто учнет подходить к Василью или к человеку его, или какое писмо принесут, или учнут ссылаться с ним братья его или иные какие люди, и Ивану тех людей имая присылать ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, к Москве.

А корму Василью давать с человеком: по колачу да по два хлеба денежных, да в мясные дни по две части говядины да по части боранины, а в рыбные дни по два блюда рыбы, какова где лучится, да квас житной; а на корм послано с ним сто рублев денег. А которого числа в Яранской город приедет, и что с ним Василей учнет розговаривать, и Ивану о том отписати ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, а отписку велеть отдать в Казанском дворце дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. А однолично Ивану, едучи дорогою и будучи в Яранском, держати к Василью береженье великое, чтоб с дороги и из Яранского не утек, и ни с кем не ссылался, и не розговаривал ни о чем, и не сходился с ним никто, и лиха б которого над собою не учинил. Федорову о ссылке в Сибирь князя И. Черкасского Подлинник Лета 7109 1601 июля 1 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову.

Федорову о ссылке и пострижении в монахини в Казанском монастыре в Алатыре М. Шестовой Подлинник. Наказная память приставу при М. Шестовой Я. Вельяминову об условиях содержания и о пострижении опальной в Никольском монастыре в Чебоксарах Черновой отпуск Лета 7109 1601 июля в 3 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память Якову Вельяминову.

Ехати ему в Чебоксар для того: послана с ним в Чебоксар, в Николской в девичь монастырь, Федорова теща Романова, Марья Шестово; и Якову, едучи дорогою, везти ее бережно, чтоб она с дороги не ушла и лиха над собою никоторого не учинила, и того беречи накрепко, чтоб к ней на дороге, на станех никто не приходил и не розговаривал с нею никто ни о чем никоторыми делы; а кто [414] придет к ней и учнет о чем розговаривать, и Якову, того человека роспрося, отписати ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, к Москве, а его посадить в тюрму до государева царева и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу. А приехав в Чебоксар, вместе со Жданом Зиновьевым, велети тое Федорову тещу Марью в Николском в девиче монастыре игуменье постричи, и приказати игуменье с сестрами накрепко, чтоб ее из монастыря никуды не выпущали, и не приходил бы к ней и не роз-говаривал с нею никто ни о чем никоторыми делы, и грамоток ни от кого к ней не подносил; а будет кто учнет к ней приходя розговаривать или грамотками ссылатися, и тех людей велети имати и отво-дити к приказным людем; а в Чебоксар к приказным людем о том от государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии писано ж. А как тое Федорову тещу Романова в девиче монастыре при нем постригут, и Якову ехати ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, к Москве; а приехав к Москве, явитись ему в Казанском дворце дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Помета: Таковой же отпуск грамоты в Чебоксар, воеводе Ждану Зиновьеву, писан на листке. Отписка чебоксарского воеводы Ж.

Зиновьева о пострижении М. В нынешнем, государь, во 109 1601 году августа в 2 день, в твоей государево цареве и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамоте писано ко мне, холопу твоему: по твоему царьскому указу послана с Москвы в Чебоксар, с Яковом с Вельяминовым, Федорова теща Романова Марья Шестово, а ведено, государь, ее в Чебоксари в девиче монастыре постричь; и по твоей государево цареве и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамоте Яков Вельяминов и я, холоп твой, тое Федорову тещу Марью в Чебоксари, в Николском девиче монастыре, того же дни, августа в 2 день, троецкой игумен Ианикей да Николского девича монастыря игуменья Феодосья постригли; а для всякого, государь, береженья приказал я, холоп твой, тое старицу в девиче монастыре беречи сыну боярскому Миките Трусову, потому что, государь, в том девиче монастыре слуг нет. На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии. Приговор Боярской думы о посылке князя А. Репнина в Уфу Подлинник.

И бояре, выслушав отписки, приговорили: у князя Олександра Репнина за воровство, что он в Яранском государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии казну, денги и из житниц хлеб, рожь и овес, крал, отчины и поместья и двор москов... И по боярскому приговору о княж Олександровых вотчинах и о поместьях и о животех послана память в Поместной приказ; а о московском дворе и о животех послана память на Земской на новой двор; а государевы царевы и великого князя Бориса Федоровича всеа... Наказ яранскому воеводе Л. Исленьеву о посылке князя А. Как к тебе ся наша грамота придет, и ты б тотчас князя Олександра Репнина сослал, с кем доведется, на Уфу и велел его на Уфе отдати Михаилу Нагово; а которого числа Олександра из Еранского и с кем именем на Уфу пошлешь, и ты б о том отписал к нам, к Москве, и велел отписку отдати в Казанском и в Мещерском дворце дияком нашим Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову; а на Уфу к Михаилу об Олександре от нас писано ж.

Писан на Москве лета 7109 1601 июля в 1 день. Помета: Посланы с Иваном Некрасовым. Отписка пристава при В. Романове сотника И. Некрасова о прибытии в Яранск, размещении ссыльного и высылке в Уфу князя А.

Репнина Подлинник Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, холоп твой, сотник стрелецкой Ивашко Некрасов челом бьет. По твоему государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу велено мне, холопу твоему, ехати на твою государеву царскую службу, в Еранской на житье; да со мною, с холопом [416] твоим, послан твой государев злодей и изменник Василей Романов; да со мною ж, с холопом твоим, послана твоя государева грамота к Ондрею Исленьеву, а по той твоей государевой грамоте ведено Ондрею князя Александра Репнина выслати из Еранского города на Уфу тотчас, а на Уфе ведено его отдати Михаилу Нагому, а которого числа князя Александра Ондрей вышлет и с кем его именем пошлет, и о том ему ведено отписати к тебе ко государю, к Москве. И я, холоп твой, в Еранской город приехал, с твоим государевым злодеем и изменником, июля в 22 день; а в Еранском, государь, городе Ондрея Исленьева нет; а мне, холопу твоему, сказал на дороге, в Цареве городе, твой государев приказной человек Богдан Путилов, что Ондрей Исленьев поехал на твою государеву службу, на берег, с еранскою черемисою, а сказывают де, он проехал к себе в деревню. И я, холоп твой, в Цареве городе, у Богдана Путилова взял стрелецкого десятника Дружинку Тумака да послал его перед собою в Еранской город, а велел ему выслати князю Александру княгиню свою с детми и с людми из города в верхние ворота, а самого велел его затворити во дворе в хоромах, для измены, чтобы он с твоим государевым злодеем и с изменником не свиделся и не сослался. И я, холоп твой, приехал в Еранской город в передние ворота и взъехал на пушкарской двор Никитки Власова, и укрыв твоего государева злодея и изменника в хоромах, и пришол я, холоп твой, к твому государеву богомолью, к соборной церкве к Успению Пречистыя Богородицы, и про Ондрея роспросил соборного попа Офонасья да дьякона Филипа, и детей боярских, и подьячего Михалка Камасева, и стрелцов, и пушкарей: и священник и дьякон сказали по священству, а дети боярские, и подьячей, и стрелцы, и пушкари сказали по твоему государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии крестному целованью то ж, что мне, холопу твоему, сказал Богдан Путилов, что Ондрей с твоей государевы службы в Еранской не бывал.

И я, холоп твой, пришол в твою государеву в Судную избу, и велел призвати к себе князя Александра; и взял я, холоп твой, у него, до Ондреева приезду, твои государевы городовые и острожные ключи, и учал его выслати из города вон, для береженья, с детми боярскими с Иваном с Филистовым да с Никитою с Рамейковым, в Черемисскую деревню, от города семь верст, до Ондреева приезду Исленьева. И как я, холоп твой, учал князя Александра выслати из города, и сказал мне, холопу твоему, подьячей Михалко Камасев, что князь Александр взял твоей государевы казны денег, на свой обиход, семдесять один рубль и двенадцать алтын полтретьи денги; и я, холоп твой, спросил про те денги князя Александра: взял ли он из твоей государевы казны на свой обиход столко денег? И он мне, холопу твоему, сказал, что взял на свой обиход твоей государевы [417] казны денег семдесять один рубль и двенадцать алтын полтретьи деньги. И в то, государь, число в твою государеву казну при мне, при холопе твоем, целовалникам Грише Лагуну с товарыщи заплатил тринадцать рублев да оставил продать шестдесят овец и боранов, да три коровы, да котел пивной железной; а приказал то продати пушкарем Мосейку Прасолову да Тереху Барашову и велел им те денги заплатити в твою государеву казну; и они, государь, бораны и овцы, и коровы, и котел продали и принесли в твою государеву казну девять рублев и двадцать алтын; да князь Александр же оставил на Ондрея Исленьева кабалу свою в трех рублях без осми алтын, и как Ондрей Исленьев на твою государеву службу в Еранской приедет, и те денги во взятье будут в твоей же государеве казне; и всего, государь, в уплате будет ото князя Александра в твою государеву казну двадцать пять рублев и двенадцать алтын, а за ним осталось твоей государевы казны денег сорок шесть рублев и полтретьи денги. Да на него ж мне, холопу твоему, сказал городовой прикащик Иван Рамейков, что он, князь Александр, взял из твоих государевых житниц двадцать четьи ржи да тридцать четьи овса, и подал мне, холопу твоему, Иван в том хлебе на него кабалу, руку его княж Александрова человека Васки; и он мне, холопу твоему, сказал, что он тот хлеб из твоих государевых житниц взял.

И я, холоп твой, роспрося его да тотчас его из Еранского города и выслал в Черемисскую деревню; да ждал я, холоп твой, Ондрея три дни; и как твоя государева грамота пришла в Еранской, а прислал ее из Кузмодемьянского князь Семен Вяземской с стрел-цом с Гришкою с Остафьевым, а ведено по той твоей государеве грамоте Ондрею Исленьеву князя Александра выслати тотчас на Уфу, и я, холоп твой, до Ондреева приезду князя Александра не смел в Черемисской деревне держати, и послал его на твою государеву службу на Уфу, с женою и с детми, с сыном боярским с Иваном с Олениным; и подорожную ему от Еранского города до Уфы дал от себя, и прогоны ему, по твоему государеву указу, дал из твоей государевы из еранские казны на две подводы с проводником; и твою государеву грамоту я, холоп твой, к Михаилу Нагому послал с тем же сыном боярским с Иваном с Олениным. А в Еранской я, холоп твой, приехав занял под двор [418] место дву житничных сторожей, Ондрюшки Никифорова да Иван-ка Офонасьева, а их выслал из города вон и дал им места в остроге; а окроме тех мест минуться было, государь, нечем, что в городе теснота неприменитая; а на городбу, государь, лес и на избу велел я, холоп твой, взяти, которой лес остался твой государев за острожным делом; а на избу, государь, и на клеть, и на погреб стру-бы велел я оценя взяти; а того, государь, у меня, у холопа твоего, в твоем государеве наказе не написано, из которые твоей государевы казны на струбы и плотником на корм денги дати. Да мне ж, холопу твоему, по твоему государеву наказу велено взяти с твоим Государевым злодеем и с изменником детину его, какого нибуди: и я, холоп твой, у него во дворе никакого детины не застал, взял его одного, Василья. И ты, государь, мне, холопу своему, о стру-бах про денги и плотником на корм как укажешь? Да мне ж, холопу твоему, велено к тебе, ко государю, писати про тайные твои государевы дела, что проявится от твоего государева злодея и изменника; а того у меня, у холопа твоего, в твоем государеве наказе не написано, кому у меня, у холопа твоего, те грамоты к тебе, ко государю, писати; а сам я, холоп твой, грамоте не умею и человека у меня таковского нет: и ты, государь, мне, холопу своему, обо всем о том как укажешь?

Наказ приставу при В.

Будет на Москве и в городех в книги писаны, — и по тем кабалам в холопи выдавати, потому имал бы на него кабалу силно, и он бы о том, о записке, бил челом. А которые кабалы в книгах записаны, — и тем верити нечему. А в чом будет спор, — и в том давати суд.

Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало... Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского, возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала и сына её возьмём, и сделаем ему, что захотим"... Князь Игорь решил повторно собрать дань с древлян «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит» ; 2.

У князя Игоря было мало воинов дружинников. Укажите любые два условия, при которых согласно этому приговору крестьянин возвращался прежнему владельцу. Укажите одно любое условие, когда крестьян прежним владельцам не возвращали. Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15—17.

Укажите век, когда был создан данный исторический документ. Прочитайте фрагмент исторического источника. Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича».

Читайте также

  • Укажите монарха установившего упоминаемую на знаке пошлину
  • Соборное уложение
  • Библиотека
  • Остались вопросы?
  • РЕШУ ОЛИМП, история: за­да­ния, от­ве­ты, ре­ше­ния

21. Работа с письменными историческими источниками

И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них в прежние места , и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да новые владельцы с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой. Да им же дворянам и детям боярским указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

Порядные записи не получали удостоверения в государственных учреждениях. Существует мнение о том, что они являлись внутренней документацией монастырей, поскольку в формуляре отсутствует указание на пошлины за совершение сделки. Несмотря на то, что формула порядных записей, как поземельного договора между землевладельцем и вольными людьми, воспроизводилась и в первой половине XVII в. Во многих грамотах XVII в. Се яз, Микифор Яковлев сын, да яз, Софонтей Афанасьев сын, Васильевы крестьяне Басланова из деревни из Замошья дали есмя на собя запись Вежицкому слуги Тимохы Павлову сыну в том, что порядилися есмя за Николу чюдотворца в Заверяжской погост9, на деревню в Липовец на штину обжы10. А взяли есмя подмоге два рубля московскую11 да лготы на два годы - в монастырь дани не давати и не ходити на дело12, от лета 7085 [1576] да до лета 87 [1578].

А живучи нам на той деревни, тягло государьское всякое тянути с волостью вместе, как соху наставим13. А за ту подмогу нам и за лготу деревня розпахати, и поля огородити, и старые хоромы починнти, и новые поставити, два хлева да мылня. И как пройдут те лготные два годы, и нам давати в монастырь Николы чюдотворцу оброку по рублю по московскому на год и на дело на монастырское ходити, как иные крестьяне ходят. И не отживем мы тех лготных дву годов, и деревни не розчистив и поль не огородив и хором старых не починив и новых не поставив, да пойдем вон, и нам та подмога монастырская два рубля московская по сей записи отдати слуге Тимофею Павлову. А на то послуси14: Еремей Семенов да Конан Никитин.

А пошлин с старых кабал и со всяких крепостей не имати. А приговорил государь со всеми бояры: Московского государьства всяким людем холопьи имена и на них крепости всякие записывати с нынешняго нового уложения бессрочно. А ближних городов дворянам и детем боярским и всяким служивым людем имяна холопьи, и на них крепости всякие писати в год. А князем и дворяном и приказным людем, которые на государевых на далных службах, в Астрахани, и на Тереке, и на Сушне, и в Сибирских городех, и на Таре с товарыщи, и тем князем, и дворяном, и детем боярским, и всяким служилым людем, в ыменах холопьих и в крепостях дати строку три года.

И которыя люди служат в холопьстве у бояр, и у князей, и у дворян, и у приказных людей, и у детей боярских, и у всяких служилых людей, и у гостей и у всяких торговых людей, по полным и по купчим и по рядным, полные люди, и те люди, и жены их и дети, в холопстве тем своим государем и их детям, по прежнему государеву уложенью по Судебнику. А у кова на холопа или на рабу была полная или докладная, или у ково по рядным и по докладным или по духовным грамотам и по иным старинным крепостям холопи служили, а те будут у них полные и докладные, и рядные, и даные, и духовные и всякие старинные крепости в Московской пожар в прошлом 79-м году [1571 г. А которых всяких крепостных холопей государи их, отходя сего света, от себя велели отпустить и отпускные им давали, и те холопи по тем отпускным впредь свободны, и женам и детем их впредь до тех холопей дела нет. А которые люди, до государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, в прошлых годех, до лета 7000 девяносто четвертаго [1586] году июня до перваго числа, били челом в службу бояром и дворяном, и приказным людем, и детям боярским, и всяким служилым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы на себя служилые давали, а в книги тогды, и Приказе Холопья Суда, те служивые кабалы не писаны и которые люди, с государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, лета 7000 девяносто четвертаго году июня с 1 числа, били челом в службу бояром и князем, и дворяном, и приказным людем, и дьяком, и детем боярским и всяким служивым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы служивые на себя давали, на Москве з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в записных в московских в кабальных книгах и в городех, и те служилые кабалы записываны до нынешнево государева новово уложенья, 105-го году февраля по 1-е число. И которые люди впредь с лета 7105-го году февраля с 1-го числа били челом в службу, и впредь учнут бити челом в службу бояром, и князем, и дворяном, и приказным людем и детем боярским, и всяким служивым людем, и гостям, и всяким торговым людем, з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в московских записных в кабальных книгах, и в городех у приказных людей, те служилые кабалы будут записаны, и те все люди, и жены и дети, которые жены и дети в тех служилых кабалах писаны в службу государем своим, по тем служилым кабалам, по старым и по новым быти в холопстве, как и по докладным, а от государей своих им не отходити, и денег по тем служилым кабалам у тех холопей не имати, и челобитья их в том не слушати по старым кабалам; а выдавать их тем государем по тем кабалам в службу до смерти. А которого записново кабалново человека, которая кабала, старая и новая, по новому уложенью записано в книги, а в том кабалном холопьстве у ково родится сын или дочь, - и те их дети тем своим государем в холопи, против докладных людей, по государыни их смерть, как и отцы их; и женам после мужей своих, и детем после отцов своих, до тех кабальных записных людей, и до их детей, которые дети в кабалах будут писаны, которые дети в том кабалном холопьстве родиться, дела нет и денег по тем отцовским кабалам на тех кабалных холопех женам и детем не указывати. А которая служилая кабала на холопа, или на рабу, у которово государя старие, или будет оба государя живут в одном городе, а возмет на тово ж холопа хто, ведя, новую служивую кабалу, будет крадом тое кабалу и в книги запишет, - и тех людей, и жены и детей по тем старым служивым кабалам отдавати прежним их государем, а по новой кабале денег не имати. А который государь, поймав, приведет к Холопью Суду своего кабальново холопа или рабу, а кабала будет у Холопья Суда в записных книгах записана; и тово холопа и рабу, по записной кабале, отдавати головою в холопство тому его государю, а в сносе [1] дати суд. А которые кабальные люди учнут на себя полные и докладные давати, и тех кабалных людей отсылати, с памятми и с кабалами, к постелничему и к намеснику Трети Московские, к Истоме Осиповичю Безобразову, которые постелничие впредь будут.

А которые кабалные люди став, скажут, что они служили преж сего по кабалам, а ныне на себя дают полные и докладные, да постояв, тут же скажут, что полные и докладные на себя не дают; и Михаилу Ивановичю да дьяку Пятому Кокошкину велети тех кабалных людей присылати к себе и, записав в книги, отдавати тех кабалных людей по прежнему их в холопи, по их кабалам, по которым винятца, старым ик государем. А о волных людех приговорил государь со всеми бояры. Которые люди, на Москве и по городом, служат у ково добровольно, и Михаилу Ивановичю и дьяку Пятому тех волных людей волети ставити перед собою, с теми людми, кто у кого служит добровольно, да тех волных людей роспрашивати: сколь давно хто у ково служит добровольно, и кабалу на себя даст ли?

Южнее была нейтральная буферная зона Южнорусских степей, так называемое «Дикое поле», до Приазовья, где располагалось Крымское ханство, являвшееся вместе с Ногайской ордой основным противником Москвы в данном регионе. Конфликт Крыма и Ногаев с Россией имел несколько причин: участие ханства и Орды в возглавленном Османской Империей движения по распространению влияния ислама на север и запад; претензии крымского хана на казанский и астраханский престолы; добыча пленных, связанная с постоянной потребностью динамично развивающейся Османской империи в пополнении своих людских и финансовых ресурсов. В этот временной отрезок действия татар носили характер как военных набегов, когда отряды крымских и ногайских татар и их северокавказских вассалов, численностью от нескольких сот до нескольких тысяч всадников, опустошали русские приграничные области, так и крупных походов для захвата русской столицы.

Московское царство вынуждено было вести почти непрерывную борьбу с татарскими набегами, постепенно вырабатывая тактику и стратегию отражения внезапных вражеских вторжений. Система русской обороны южных границ имела традиционное устройство — зародившееся во времена Киевской Руси и окончательно сформировавшееся к середине XVI века. Подразделялась на береговую - вдоль рек и полевую оборону границ. Пограничная служба велась неподвижными сторожевыми заставами — «сторожами», подвижными разъездами — «станицами» и полевым войском — «береговой ратью». Опиралась она на города-крепости и «засечные черты» из засек, валов, рвов, частоколов, дополнявшихся естественными преградами. Для надзора и охраны засечная черта делилась на отдельные звенья.

На дорогах строились деревянные и земляные опорные пункты — сторожи с башнями и подъемными мостами — «засечные ворота», через которые могли проходить мирные жители. В 60-е годы XVI века линия обороны южных границ, носившая в народе название «Пояс Богородицы» и именовавшаяся в официальных документах «Большой засечной чертой» представляло собой изломанную и зачастую не связанную друг с другом череду укрепленных линий имевших различную ширину. Там, где были естественные и искусственные препятствия: болота, рвы и валы, она составляла 40-60 метров, в лесах — до 40-60 километров. В засечных лесах запрещалось заготовка древесины и прокладка дорог. Города-крепости и сторожи вооружались артиллерией. С созданием в 1550 году стрелецкого войска вооруженного современным огнестрельным оружием в сторожевую службу южных порубежных городов обязательно включались стрелецкие полки тысячного состава.

По свидетельству Жака Маржерета, француза, служившего в русских войсках, крымские татары, узнав при набеге на Русь, что им преградило путь стрелецкая пехота, как правило, не вступая в сражение, поворачивало обратно и уходило в степь. Подобная система существовала и в пограничной службе Речи Посполитой и носила название в официальных бумагах того времени «Польской службой». Гарнизоны крепостей состояли из служилых людей «по прибору» то есть тех, кого набирали из разных сословий — пушкарей, затинщиков, городовых казаков и воротников. Она встречала татар на окских бродах. До 1571 года регламента деятельности всех составляющих данной оборонительной системы не существовало. Действовали конкретные письменные и устные распоряжения воинских начальников, а также обычай.

Поводом для создания нормативного акта, касающегося регламента пограничной службы, послужило недовольство царя несвоевременностью и неточностью информации «станиц» о крымском отряде, пришедшем в набег в сентябре 1570 года — татар было 7 тысяч, а «станицы» доложили о 30 тысячах, в силу чего была собрана «береговая рать» на Оке. Для этого пришлось отказаться от похода на Ревель. Царь лично возглавил оборонительных поход, который, однако, закончился ничем.

Выбери тест

  • В начало страницы
  • Дополнительно
  • Сказ Второй. Глава Двадцать шестая
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

Выберите верные утверждения? тест по истории

Лета 7114 февраля в 1 день, по государеву, цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин, бьют челом государю о суде и беглых крестьянах, до НО году. От царя и великаго князя Феодора Ивановича всеа Руссии в Мещерской уезд в Подлеской стан в половину селца Толстикова да в починок в Борсуки в князь Кудангулов жеребей поместья Мерзлякова всем крестьяном, которые в том поместье живут. 168 года, Февраля в 15 день, по государеву царёву и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, указу, сказал Прокофий Елизаров; в прошлом 167 году, апреля в 1 день, по указу великого государя.

Соборное уложение

168 года, Февраля в 15 день, по государеву царёву и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, указу, сказал Прокофий Елизаров; в прошлом 167 году, апреля в 1 день, по указу великого государя. 1 февраля 1597 г. Лета 7105-го апреля в 25 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу, память Михаилу Ивановичю Внукову да дьяку Пятому Кокошкину. Из боярского приговора: «Лета февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские. Б. Лета 7135-го июня в 1 день, по государеву царёву и великого князя Михаила Фёдоровича всеа Русии указу, воеводы князь Андрей Андреевич Хованской, Иван Васильевич Волынской да дьяки Иван Фёдоров, Степан Угодцкой велели Андрею Онуфриевичу Дубенскóму ехати на.

420 лет назад

А пошлин с старых кабал и со всяких крепостей не имати. А ближних городов дворянам и детем боярским и всяким служивым людем имяна холопьи, и на них крепости всякие писати в год. А которых всяких крепостных холопей государи их, отходя сего света, от себя велели отпустить и отпускные им давали, и те холопи по тем отпускным впредь свободны, и женам и детем их впредь до тех холопей дела нет.

А которых всяких крепостных холопей государи их, отходя сего света, от себя велели отпустить и отпускные им давали, и те холопи по тем отпускным впредь свободны, и женам и детем их впредь до тех холопей дела нет. А о волных людех приговорил государь со всеми бояры. И которые люди волные послужили у ково [недель] пять-шесть, а кабал на себя дати не похотят, и тех людей отпущали на волю.

И следующие крупные мероприятия в области крестьянской политики были проведены уже правительством Шуйского. Законодательство Лжедмитрия I по крестьянскому вопросу. Указ Лжедмитрия I от 1 февраля 1606 г. Эта политика имела крепостническую направленность и проводилась в интересах феодалов. Содержащиеся в указах Лжедмитрия I отдельные положения, получившие благожелательный отклик у некоторой части крестьян и холопов, имели второстепенное значение. Для основной же массы крестьян и холопов они несли усиление крепостнического гнета, что вело к обострению социальной напряженности в стране, к вспышкам народного недовольства. Публикуемый указ в своих важнейших положениях закреплял пятилетний срок сыска беглых крестьян и в качестве обязательной нормы провозглашал права феодалов-душевладельцев на возврат крестьян, сбежавших в голодные годы. Это законодательное установление, учитывающее интересы новых владельцев, ухудшало положение значительной массы беглых крестьян, превратившихся в кабальных холопов. Лета 7114 февраля в 1 день по государеву царевичу и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии слову бояре приговорили: Которые бояре, и дворяне, и дети боярские, и владычных и монастырских вотчин бьют челом государю о суде в беглых крестьянех до 110 году, до голодных годов за год, на посады, и в государевы и дворцовые села, и в черныя волости, и за помещиков, и за вотчинников во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавати старым помещиком. А которые крестьяне бежали во 110 и во 111 году, в голодные годы, с животы, а прожити, было им мочно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников житии во крестьяне и в холопи, и тех сыскивая, отдавати старым помещиком и вотчинником. А которые бегали с животы в дальные места из-за московских городов на украйны, а с украйны в московские городы, или из города в город, верст за двести, и за триста, и больши, а пошли от старых помещиков с животы и, ростеряв животы, пришли к иным помещиком в бедности, и про то сыскати тех поместий, откуда тот крестьянин пошел. Да будет в сыску окольничие люди скажут, что он был не беден, и сбежал от своего помещика или от вотчинника с животы, а прокормиться было ему мочно, а ныне за кем во крестьянех или у кого служит по кабале, и того по сыску отдати старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть. А про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрел от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину житии за тем, кто его голодные прокормил, а исцу отказати: не умел он крекстьянина своего кормити в те голодные лета, а ныне его не пытай. А которые крестьяне в голодные лета, во 110, и во 111 году, и во 112 году пришли в холопи к своим или к сторонним помещикам и вотчинником, и кабалы служылыя на себя подавали, а старые их помещики или вотчинники учнут их вытягивати из холопства по крестьянству, и того сыскавати накрепко: будет сшел от бедности и животов у него не было ничего, и тем исцам отказывати: в голодные лета тот помещик или вотчинник прокормить его не умел, а собою он прокормитись невмочь, и от бедности, не хотя голодною смертью умереть, бил челом в холопи, а тот его принял, в голодные годы прокормил и себя истощил, проча себе, и ныне того крестьянина из холопства во крестьяне не отдавати, а бытии ему у того, кто его голодные лета прокормил, а не от самые бы нужи в холопи он не пошел.

Власьеву и Н. Федорову о ссылке Романовых и их родственников: « Л. По боярскому приговору послан к вам с Смирным с Маматовым Иван Романов, а велено его сослати в Сибирь на житье; и диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову отпустить с Смирным в Сибирь на житье Ивана Романова, и велети у него быти для береженья Смирному Маматову до государева царева и великого князя Бориса Федоровича указу. Диак Елизарей Вылузгин. Помета: Послан Василей в Яранской, а человека его с ним нет…» 1605 марта 22. Наказ игумену Антониево-Сийского монастыря об усилении надзора за сосланным Филаретом Романовым: «…В нынешнем 113 году марта в 16 день писал к нам Богдан Воейков, что февраля в 3 день сказывали ему старец Илинарх да старец Леванид: февраля ж де в 3 день в ночи старец Филарет его, старца Иринарха, лаял и с посохом к нему прискакивал и из кельи его выслал вон, и в келью ему, старцу Илинарху, к себе и за собою ходити никуда не велел.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий