Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров были освобождены

либерализация цен в России - вступил в силу указ президента России Б.Н. Ельцина об освобождении цен на подавляющее большинство товаров. Либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года. Соответствующий указ президента России освобождал от государственного регулирования 90% розничных и 80% оптовых цен. Цена за килограмм говядины взлетела до 80 рублей, а за бутылку водки – до 180. При этом средняя зарплата колебалась в районе 300-400 рублей. Борис Ельцин на непопулярный шаг решился. Указ он подписал 3 декабря, а вступил он в силу со 2-го января 1992 года.

Какие ошибки шоковой терапии правительства гайдара имели самые тяжелые последствия

Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных облигаций ГКО. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки. Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем. Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их владельцам огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса. Первые результаты экономических реформ. В 90-х гг.

Развивались различные формы собственности — индивидуальная, частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Одни звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления. Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Рассмотрим несколько конкретных показателей, сравним их с данными 1970 и 1980 гг. В 1995 г. Сократился импорт зерновых — 0,6 млн. Значительно сократилось производство продукции животноводства, поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995 г. Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Резко уменьшилось потребление мяса и мясопродуктов этот показатель снизился до уровня 1970 г. А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли.

Например, на 100 российских семей в 1992 г. В начале 1998 г Черномырдин был от-правлен Ельциным в отставку Его преемником стал С. Кириенко Приближение финансового кризиса становилось все очевиднее Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, превосходивших возможности бюджета. Уже к осени 1998 i. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России Правительство Кириенко было отправлено в отставку Новым главой Кабинета министров был утвержден Е М Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль «подешевел», импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей Вдвое удалось снизить государственные расходы, в результате чего на смену бюджетному дефициту пришел профицит превышение доходов над расходами Была ликвидирована денежная задолженность правительства бюджетникам и пенсионерам В мае 1999 г главой правительства был назначен С. Путин С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новых подходов к экономическому развитию страны.

С появлением рыночной экономики были созданы и первые инвестиционные компании , а также биржи, которых не могло быть в СССР. Огромному государству с 70-летней жизнью при коммунизме и плановой экономикой за плечами нужно было перейти к цивилизованной рыночной модели. В 1991-1992 гг. За два года до России подобные преобразования начались в Польше и Чехословакии, однако они еще не дали зримого результата и существовали только в виде набросков. Суть реформ Гайдара сводилась к тому, что Правительству пришлось буквально вслепую, на свой страх и риск, оперировать больную экономику своей страны. Правда, кое-что все-таки было перенято у бывших товарищей по социалистическому лагерю. Например, в России были созданы временные рабочие места по аналогии с Указом о свободе торговли в Польше. Эти меры позволили наполнить уличные прилавки. Правда, и эти перемены имели свои издержки. Такая торговля приобрела странные формы - новые киоски возникали хаотично и без какого-либо регулирования. Экономическая реформа правительства Е. Гайдара переход от социалистической экономики к рыночной началась слишком запоздало. Фактически время было упущено еще в конце 80-х, когда появились первые серьезные признаки кризиса. Советская сырьевая экономика пережила агонию из-за падения цен на нефть, что привело к очередям в магазинах и карточной системе еще до того, как началась реформа Гайдара. Название «шоковая терапия» было дано переменам заслуженно - систему приходилось менять в авральных условиях. В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть "командой Гайдара". В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара». Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической. По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Если товарные запасы в розничной торговле на конец года в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней. Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг с костями , масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада. При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы. В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе. Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года. Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг , транспорта и энергоносителей были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость. Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли. В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле. Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция. В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители. В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы. После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок , развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет. Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий , финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов , неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года. Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку. Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни. Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка , но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис. Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления. Дополнительные источники 1. Экономика переходного периода. Гайдара, стр. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992. Основными положениями этой реформы были: а Либерализация отпуск цен, свобода торговли. Цены на большинство товаров и услуг было «отпущены на рыночную волю». С одной стороны - это была смелая мера, способствовавшая быстрой « рыночной выучке». С другой — это была очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жестко монополизированной. В результате рыночную ценовую свободу получили монополии, которые по определению могут назначать цены, в отличие от фирм функционирующих в конкурентной среде, и способных лишь приспосабливаться уже к имеющимся ценам. Результат не замедлили сказаться. Цены подскочили в 2000 раз в течение года. Чубайсом «народной приватизацией». Однако народ с самого начала довольно скептически относился к идее приватизации. Уже при проведении самой операции приватизации в прессе публиковались о том, что народ правильно воспринимал идею и практику приватизации и потому она проходит без социальных эксцессов. Но думается, что большинство граждан отнеслись к операции просто равнодушно, заведомо зная, что в рыночной экономике собственником не может быть народ. В самом деле, слишком странной выглядела бы «народная частная собственность», на основе которой страна двинулась к рынку. В результате произошло то, что и должно было произойти: государственная собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги либо сумел «конвертировать» управленческую власть в собственность. В советские времена деньги были или у крупных менеджеров, директоров предприятий или у государственных чиновников, распоряжавшихся государственными финансовыми ресурсами или, наконец, у криминальных структур, часто блокировавшихся с теми и другими. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства.

В качестве таких причин они приводили политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которое вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках. По мнению ряда экономистов, в условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства [20] [21]. Таким образом проявился типично монопольный эффект [21]. Смагина , государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства [21]. По мнению экономиста Г. Явлинского , монополии начали диктовать цены реализации и закупочные цены на сырьё, что дало толчок гиперинфляции, избежать этого можно было, дав населению перед началом либерализации цен возможность на приобретение средств производства — магазинов, земли, грузового автотранспорта. То есть, проведя малую приватизацию [20]. По мнению ряда экономистов, либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие [22] [23]. Так, за 1992—1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз [22]. В результате «реальная» денежная масса сократилась в 8 с лишним раз [22] [23]. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег , что могло бы компенсировать сжатие [22]. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и так далее, которые ранее не являлись объектами сделок [22] [23]. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов [22]. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена бартерных операций [22] [23]. По мнению экономиста С. Глазьева , не сопровождавшаяся созданием сдерживающих механизмов либерализация цен привела «не к созданию механизмов рыночной конкуренции, а к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путём взвинчивания цен», к тому же допущенные ошибки «спровоцировали гиперинфляцию издержек, которая не только дезорганизовала производство, но и привела к обесценению доходов и сбережений граждан » [24]. Критика[ править править код ] В СССР до конца 80-х годов XX века в обороте использовались только монеты номиналом не более 1 рубля, а благодаря гиперинфляции в обращении появились монеты в 100 руб. Гиперинфляция обесценила сбережения советского периода. Несмотря на принятые Верховным Советом РСФСР а впоследствии и Госдумой законы, согласно которым вклады в Сбербанке должны быть индексированы в соответствии с покупательной способностью рубля [25] , правительство неоднократно отказывалось признать за собой этот внутренний долг, ссылаясь на вероятные пагубные последствия для финансовой стабильности в стране [26]. Критики экономической политики правительства Гайдара, в том числе среди сторонников либеральных реформ, сравнивают этот процесс с конфискацией [27]. Предметом острой критики является то, что реформы были проведены без широкой общественной дискуссии, в которой бы участвовали сторонники альтернативных подходов. Ещё до либерализации цен выдвигались аргументы, что ей должна была предшествовать приватизация , которой, в свою очередь, должны были предшествовать институциональные реформы: прежде всего, обеспечение господства права и законодательной защиты частной собственности.

Если товарные запасы в розничной торговле на конец года в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней. Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг с костями , масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада. При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы. В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе. Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года. Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость. Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли. В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле. Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция. В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

История новой России. 5. 1992 г. Экономические реформы. Либерализация цен.

Наиболее прогрессивной из них стала судебная реформа, внесшая элемент разделения властей. Все остальные реформы были половинчатыми. В то же время реформы 60-70-х гг. Становление рыночной экономики в постсоветской России 1992-2000 гг. Российская экономика требовала дальнейших преобразований. В октябре 1991 г. В соответствии с этой программой предусматривалось введение со 2 января 1992 г. Большие изменения произошли во внешнеэкономической сфере. Были сняты количественные ограничения по экспорту готовой продукции, сохранялись лишь квоты на вывоз топливно-энергетических и сырьевых ресурсов! Президент РФ подписал указ «О свободе торговли». Это был весьма демократичный акт, дававший возможность заниматься торговлей каждому, кто пожелает.

К весне 1992 г. Проводимая с января 1992 г. Произошло многократное снижение уровня жизни основной массы населения. Так, с января 1992 г. В среднем потребительские цены на продовольствие с тех пор выросли более чем в 12 тыс. К концу 1993 г. В 1995 г. Количество сирот в РФ за последние два года увеличилось на 115 тысяч. В 1993-1995 гг. Резкое сокращение государственных расходов привело к тому, что уже в январе 1992 г.

С октября 1992 г.

Радикальная экономическая реформа на начальном этапе проходила крайне тяжело и вызвала ряд побочных эффектов. Предоставляя России жизненно необходимые кредиты, данные государства получали фактически возможность влиять на реформы, периодически диктовать условия. Не всегда данный диктат соответствовал национальным интересам России. В декабре 1992 г. После 10-дневного острого политического конфликта, обсуждения многих кандидатур — Ю. Скокова, В. Гайдара, В. Каданникова, 14 декабря 1992 г.

Со 2 января 1992 года производится переход к применению свободных рыночных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Свободные рыночные цены определяются как складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Действовавшие ранее перечни продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров услуг , цены на которые регулировались государством, применению больше не подлежат.

Шоковая терапия 2 января 2022 Ровно 30 лет назад, 2 января 1992 года, в России был запущен процесс либерализации цен: государство фактически перестало вмешиваться в процесс ценообразования, из-за чего стоимость продуктов и услуг в стране резко выросла.

Товарный дефицит, который был неотъемлемой частью советской действительности, к началу 1990-х годов приобрел угрожающие масштабы: по некоторым данным, товарное предложение было втрое меньше, чем стоимость денег на руках у населения. Главной проблемой стала катастрофическая нехватка продовольствия, особенно в крупных городах. Либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года. Либерализация цен была самым очевидным решением, которое могло бы повлиять на экономическое неравновесие в стране.

Именно она стала главным пунктом реформ, предложенных в 1991 году российским лидером Борисом Ельциным.

Экономические реформы в эпоху «перестройки» и распада СССР

Не благородно? Не цивилизованно? Пусть так. В последние дни 1991 г. В них сформулированы принципы, идеология и технология приватизации, которые действовали до 1996. В феврале — марте 1992 г. К июню в частную собственность перешли почти 10 тыс. К весне 1992 г. Либерализация цен привела к такому их росту, который значительно отличался от правительственных прогнозов.

Первоначальный скачок цен в январе сопровождался их относительной стабилизацией в феврале, однако за март — май потребительские цены на товары и услуги выросли почти вдове, и летом этот процесс не остановился. Вместо первоначально обещанного двух-трехкратного повышения цен, на многие основные товары они выросли в 10-12 раз к концу года — в 36. Неблагополучно складывалась ситуация и с денежными доходами граждан. Это, однако, привело к тому, что в огне инфляции сгорели многолетние сбережения населения. Большую их часть составляли относительно небольшие вклады далеко не самых богатых граждан. Отрицательный общественный резонанс вызвал невнимание властей к этой острой проблеме. Ухудшилось положение пенсионеров, работников бюджетных организаций. Усилилась дифференциация населения по уровню доходов.

На старте реформ не удалось предотвратить кризиса наличной денежной массы: темпы инфляции были столь значительны, что власти не успели и не успевали напечатать требуемого в обороте количества денег. В результате постоянно росла задолженность государства по выплате зарплат, пенсий и пособий на 1 апреля 1992 — 40 млрд. Согласно опросам общественного мнения, примерно половина населения страны стала жить гораздо хуже, более четверти — немного хуже, чем в декабре 1991 г. Определенные улучшения констатировал лишь каждый одиннадцатый из опрошенных. Не более оптимистично складывалась ситуация в сфере материального производства. В промышленности наблюдалось сокращение объемов выпускаемой продукции при значительном росте цен на изделия. В результате прекращения финансирования государством нерентабельных предприятий весной 1992 г. Резко увеличилась взаимная задолженность предприятий, усилился дефицит платежных средств.

Взаимная задолженность нарастала как снежный ком: к концу января она составляла 140, к концу февраля — 390, а к концу марта 780 млрд. Нелегким было положение в аграрном секторе. Правительство делало ставку на форсированное развитие фермерства, активно лоббировало введение свободной купли-продажи земли. В СМИ развернулась кампания по дискредитации колхозно-совхозного строя. Новации должна была подтолкнуть и начавшаяся перерегистрация хозяйств, в процессе которой крестьянам предстояло как бы заново определиться, с каким производством — коллективным или индивидуальным — связать свое будущее. В то же время фермерское движение получило преимущественно моральную поддержку: не были решены вопросы его финансового, материально-технического и правового обеспечения. В центре внимания правительства находились почти исключительно стратегические и макроэкономические проблемы. Прежде всего, предполагалось восстановление утраченного контроля над государственными финансами.

Проводилась жесткая бюджетная политика, направленная на устранение дефицита госбюджета, который к концу 1991 г. Эта политика включала резкое сокращение расходных статей, куда включались затраты на отрасли социальной сферы коммунальную, здравоохранение, образование, науку, культуру , закупки вооружений, централизованные инвестиции, бюджетные дотации и субсидии территориям и предприятиям. Резкое сокращение государственных расходов привело к тому, что уже в январе 1992 г. Жесткая бюджетная политика привела к снижению темпов инфляции. После всплеска в январе 1992 г. Объем производства понижался высокими, но вполне допустимыми, по мнению правительства, темпами. По сравнению с декабрем 1991 г. ВВП сократился в январе 1992 г.

Но когда это произойдет, и какие хозяйственные субъекты станут реальной опорой движения к новому общественно-экономическому порядку, сказать было нелегко. Преобразования первых месяцы 1992 г.

Мы — наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойнойжизни... Горбачов 25. Прочитайте отрывок из документа и укажите государство, о котором идет речь: «Времена блестящего экономического величия «мастерской мира» ушли в прошлое. Теперь перед нами «больной человек Европы», страна, которую соседи не только догнали, а и оставили далеко позади по всем показателям экономическойдеятельности». Великобритания 26. Прочитайте отрывок из исторического очерка и напишите фамилию художника, о котором идетречь: «К 1910-м гг.

В 1915 г. Малевич 27. Прочитайте отрывок из статьи и напишите пропущенное историческое понятие: «Наступление русской армии на Юго-Западном фронте весной-летом 1916 г. Брусиловский прорыв 28. Прочитайте отрывок из документа и укажите егоназвание: «…6. Освобождение Германией всех оккупированных ею российскихтерриторий. Освобождение и восстановление Бельгии. Возвращение Франции оккупированных Германией территорий, включая Эльзас и Лотарингию.

Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных облигаций ГКО. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки. Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем. Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их владельцам огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса. Первые результаты экономических реформ. В 90-х гг.

Развивались различные формы собственности — индивидуальная, частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Одни звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления. Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Рассмотрим несколько конкретных показателей, сравним их с данными 1970 и 1980 гг. В 1995 г. Сократился импорт зерновых — 0,6 млн. Значительно сократилось производство продукции животноводства, поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995 г. Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Резко уменьшилось потребление мяса и мясопродуктов этот показатель снизился до уровня 1970 г. А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли.

Например, на 100 российских семей в 1992 г. Финансовый кризис 1998 г. В начале 1998 г Черномырдин был отправлен Ельциным в отставку Его преемником стал С. Кириенко Приближение финансового кризиса становилось все очевиднее Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, превосходивших возможности бюджета. Уже к осени 1998 i. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено.

Впрочем, скоро и зарплаты потянули высь, но за ценами они еще долго не успевали. Была ли альтернатива - Альтернативой была реальная угроза голода и хаоса, — считает Андрей Нечаев. Валюты не было. Было два выхода. Или жесткое насилие, полувоенная диктатура с планом и наказаниями за его нарушения. Или либерализация цен. Общественное мнение склонялось к либерализации. Попытка установить диктатуру была и провалилась во время путча ГКЧП Владимир Мау ректор Академии народного хозяйства и государственной службы - В этих условиях было два выхода. Или жесткое насилие и восстановление советской модели — причем скорее не позднеесоветской, а раннесоветской. Полувоенная диктатура с планом и наказаниями за нарушения плана. Или либерализация цен, — говорит Владимир Мау. Попытка установить диктатуру была и такая попытка провалилась во время путча ГКЧП. Другое дело, что лично у меня есть громадное сомнение, что те, кто возглавил путч, были в принципе способны просто по волевым качествам восстановить административные механизмы. Впрочем, не все экономисты согласны, что угроза голодной зимы была реальна и неотвратима.

Всеобщая декларация прав человека

Со 2 января цены на почти все товары (кроме хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены. Введён налог на добавленную стоимость в 28%. «Однако в целом, — резюмирует исследователь, — переход на новые цены произошел гораздо спокойнее, чем можно было ожидать. Большинство населения восприняло либерализацию как вынужденную неизбежность. Сразу после Нового года, 2 января 1992 года, цены на 90% розничных и 80% оптовых товаров освободили от государственного регулирования. Под контролем оставался только ряд социально значимых потребительских товаров и услуг. Цена за килограмм говядины взлетела до 80 рублей, а за бутылку водки – до 180. При этом средняя зарплата колебалась в районе 300-400 рублей. Борис Ельцин на непопулярный шаг решился. Указ он подписал 3 декабря, а вступил он в силу со 2-го января 1992 года.

День, когда отпустили цены: к 30-летию указа, после которого большинство обнищало

В прежние годы в экономике СССР применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг). «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены. с тех самых пор, как было покончено с нэпом. «Однако в целом, — резюмирует исследователь, — переход на новые цены произошел гораздо спокойнее, чем можно было ожидать. Большинство населения восприняло либерализацию как вынужденную неизбежность. 35. Прочитайте отрывок из воспом инаний Е. Т. Гайдара и укажите год, когда произошло описанное событие: «Со 2 января цены на подавляющее большинство.

С чего начиналась экономическая реформа гайдара. Экономические реформы гайдара егора тимуровича

К 1917 г. во всех районах России подавляющее большинство рабочих — от 70% — проживало на съемных квартирах[10]. В январе исполнилось ровно 30 лет со дня приведения в исполнение ельцинского указа №297 «О мерах по либерализации цен». 35. Прочитайте отрывок из воспом инаний Е. Т. Гайдара и укажите год, когда произошло описанное событие: «Со 2 января цены на подавляющее большинство.

2 января 1992 года Россия перешла от плановой экономики к рыночной

Радикальные экономические реформы, о которых много говорилось в 1990—1991 гг., начались в Российской Федерации 2 января 1992 г. Именно с этого дня вступал в силу президентский указ об освобождении цен на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба. Со второго января 1992 г. были освобождены цены на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей. 90% розничных и 80% оптовых цен были освобождены от госрегулирования и выросли на сотни процентов. Контроль за ценами ряда социально значимых товаров (хлеб, молоко, спички, соль, сахар) был оставлен государству.] Со 2 января отпущены цены на товары и услуги.

Начало "шоковой терапии": 25 лет назад Борис Ельцин "отпустил цены"

Большинство населения получала мизерные зарплаты и пенсии, а денежные накопления обесценились. Разрушались оставшиеся без государственного финансирования системы бесплатной медицины, образования и науки. Россия столкнулась с безработицей. Всё это вело к массовому обнищанию населения.

При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в российском обществе. Экономика России, ее конституционное устройство должны были прийти в соответствие с новым политическим строем страны, что подразумевало переход к рыночной экономике, ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента. На V съезде народных депутатов Российской Федерации октябрь 1991 г.

Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. Ельциным и двумя вице-премьерами: Г.

Бурбулисом отвечавшим за политические вопросы и Е. Гайдаром министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу. При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д.

По замыслу вице-премьера Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску.

В январе 1992 г. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию.

Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина-Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Политика "шоковой терапии", не подкрепленная западными кредитами и инвестициями, тем не менее продолжалась, и главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижение социальных выплат населению.

Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику. Ратьковский, М.

N 576 "О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий - монополистов в 1992 - 1993 годах".

Приказом Минэкономики и финансов РФ от 13. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по либерализации цен" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г.

Постановление Конституционного Суда РФ от 09.

Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. Ельциным и двумя вице-премьерами: Г. Бурбулисом отвечавшим за политические вопросы и Е. Гайдаром министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу. При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети.

Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску. В январе 1992 г. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина-Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Политика "шоковой терапии", не подкрепленная западными кредитами и инвестициями, тем не менее продолжалась, и главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижение социальных выплат населению. Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику. УГРОЗА ГОЛОДА К решению вопроса о либерализации цен руководство России подошло в своеобразной ситуации, важнейшие черты которой состояли в следующем: — отрицание значительной частью населения идеи введения свободных цен, — недоверие к любым мерам по социальной защите и поддержанию жизненного уровня, — ожидание голода, — рост недовольства.

Опрос, проведенный в ноябре 1991 года, показал, что более половины россиян не поддерживает переход к свободным рыночным ценам, лишь четверть одобряет эту меру. Характерные черты потребительского поведения населения — ажиотажный спрос, бегство от денег… Ситуация со снабжением городов продовольствием в 1991 году напоминает трагические реалии 1917 года. Из Новгорода сообщали: "Фонды муки на второе полугодие выделены на 6500 тонн меньше фактического расхода прошлого года. Все это вынудило ввести повсеместно нормированный карточный отпуск хлеба населению, из расчета 400 граммов на душу населения". Лужков в ноябре 1991 года докладывал: "Правительство Москвы доводит до Вашего сведения, что снабжение населения продовольственными товарами продолжает оставаться критическим... Из-за недостаточности ресурсов в объеме 40 тыс. По союзному контракту закуплено по импорту 20 тыс. Необходимо весь закупленный объем направить в Москву... В январе 1992г.

Разница между 1917 и 1991 годами была в духе времени. В 1917 году в мире доминировало представление, что усиление влияния государства на экономическую жизнь — благо. Базой таких убеждений были социальные проблемы, порожденные началом современного экономического роста, индустриализацией. В благотворность прямого государственного регулирования в начале ХХ века верили все: эксперты, высокопоставленные чиновники, политики. Без учета этого трудно понять, почему царское правительство, Временное правительство, правительство большевиков с разной степенью эффективности и жестокости проводили продовольственную политику, в основе которой лежало принудительное изъятие зерна у крестьян по ценам, не соответствующим условиям рынка. На этом интеллектуальном фоне идея В.

Ленина о походе в деревню за хлебом с пулеметами не представлялась чем-то экзотическим. Он лишь доводил до логического завершения то, о чем думали квалифицированные специалисты того времени по продовольственному делу. Осенью 1991 года, когда Россия столкнулась со схожими проблемами продовольственного снабжения городов, с угрозой голода, интеллектуальная атмосфера в мире была иной. Убеждение в благотворности государственного регулирования экономики перестало быть символом веры. В России убеждение в том, что государственные органы способны эффективно решать проблемы, встающие перед страной в условиях кризиса, была подорвана 70-летним всевластием государства. Идея, что, столкнувшись с дефицитом зерна, можно добыть его, посылая вооруженные отряды в богатые хлебом регионы, правительство всерьез не обсуждало.

Хлеб крупным городам был необходим. Конфисковать его невозможно. Валюты, чтобы его купить за рубежом, нет. Остается одно: получить продовольствие, заплатив цену, которая будет приемлема для его производителей. Собственно, в этом суть либерализации цен, путь, подобный тому, которым пошел В. Ленин в 1921 году, когда столкнулся с угрозой потери власти.

Как и тогда, сама по себе либерализация цен в 1991 году не давала гарантий решения проблемы снабжения городов продовольствием. Ключевым был вопрос: будет ли село продавать городу зерно за ненадежные, обесценивающиеся рубли? Именно от этого зависело, повторится ли катастрофический сценарий событий времен русской революции начала ХХ века. Осенью 1991 года российские власти приняли решение не посылать продотряды в деревню, а формировать свободный рынок продовольствия, не имея гарантий, что денежное предложение удастся удержать под контролем, инфляция не достигнет уровня, при котором производители зерна откажутся продавать хлеб городу. В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года, а к тому времени создать рычаги контроля над денежным обращением в России. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна.

В этом случае к лету 1992 года мы окажемся примерно там же, где были большевики летом 1918-го. Оставалась единственно возможная линия в экономической политике, дающая шансы на предотвращение катастрофы, — либерализация цен, сокращение подконтрольных государству расходов, скорейшее отделение денежной системы России от денежных систем других постсоветских государств. Речь шла о развитии событий в ядерной державе, стабильность которой во многом зависела от того, что будет происходить с продовольственным снабжением городов. Решение было одним из самых рискованных в мировой истории. Материалы первого заседания российского правительства, сформированного в ноябре 1991 года, наглядно показывают, что в те дни никто не знал, как решить неразрешимую задачу. Отсюда колебания относительно того, когда и как либерализовать цены, как это сочетать с обеспечением контроля над денежным обращением.

Было лишь понятно, что страна оказалась в экстремальной ситуации… Отставив идею посылки продотрядов в деревню, правительство могло принять лишь одно решение: ввести рыночные цены на продовольствие. Как показал опыт 1917—1921 годов, если свободной торговле не мешать, то даже при дезорганизации денежного обращения есть шансы, что снабжение городов будет удовлетворительным.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий