Волжская булгария отправная точка маршрута

Это государство называют по-разному: иногда Волжская Булгария, иногда Волжско-Камская Булгария. Эти названия связаны с географическим местонахождением столицы этого государства-города Булгар, располагавшегося возле места впадения реки Камы в Волгу.

Волжская Булгария: история, культура и достопримечательности этой древней цивилизации

Территория и расселение Волжской Булгарии В сферу влияния Волжской Булгарии входили земли, населенные чувашскими, башкирскими, удмуртскими, марийскими племенами. Таким образом, территориальными границами Волжской Булгарии в X — XIII веках можно считать реки Суру на западе, Белую и Яик на востоке, Казанку на севере и Жигулевские горы, огибаемые волжской излучиной Самарской луки, на юге. И, как показали исследования археологов, этот символ и был гербом государства Волжская Булгария. Впоследствии, как бы обеспечивая преемственность поколений и народов, этот символ в XVII веке стал и гербом города Казань. Волжско-Камская Булгария (Болгария) — средневековое государство в Восточной Европе 10 — начала 15 века, первое государственное образование на территории Среднего Поволжья и Прикамья. Оно сыграло важную роль в процессе этногенеза современных волго-уральских. Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и, обосновалась (VII—VIII века) в районе средней Волги и Камы, где впоследствии было образовано государство Волжская Булгария.

Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии

Назову лишь самые оживленные из них. Одним из ведущих, без сомнения, был «Селигерский путь». По нему торговые суда шли по Волхву и Ильменю, затем было передвижение волоком, путешественники преодолевали небольшие реки и озера в восточном направлении, проходили через озеро Селигер и им был открыт путь самой Волги. Перетаскивание варяжского корабля Второй значимый маршрут проходил от Старой Ладоги через будущие белоозерские земли, затем караваны двигались в южном направлении через Темирёво, один из ключевых форпостов ранней истории Руси, а затем торговцы и купцы выходили к Волге. Важным транзитным пунктом на пути купцов был Булгар — столица Волжской Булгарии, элита которой взимала с торговцев пошлину, но и обеспечивала безопасность торговых караванов.

Это был еще и крупный ремесленный центр, и экспортер сельскохозяйственной продукции. Далее, корабли шли в столицу Хазарского каганата Итиль, он выполнял таможенные функции и открывавал уже путь в Каспий и арабские земли. Кроме этого, из Волги был открыт путь в воды Дона, где стоял мощный город Саркел, и далее в Византию. А из Ладоги торговцы открывали просторы Балтики и Северного моря.

Таким образом, в масштабном плане, Волжская магистраль имела большое значение, соединяя Европу и арабский мир. Что говорят археология и письменные источники? Арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути, в значительном количестве встречаются в ладожских раскопах.

На это есть свои причины. То есть они у него не параллельно описаны?

Он и булгар называет «сакалибами»? Да, арабские авторы «сакалибами» действительно называли славян. Но Ибн Фадлан имел в виду, скорее всего, и славян, и вообще все северные народы. Тогда Волжская Булгария выглядела довольно мощным государством в глазах этого араба. Она подчиняла все окрестные населения, в том числе венгров Magna Hungarif , финно-угров, и может быть даже часть славян.

Поэтому под «сакалибами» нужно подразумевать народы севера. И большинство других историков именно так интерпретирует это понятие. Ведь никто из современных историков, которые знают всю подоплёку этой проблемы, не называет Алмуша «царём русских людей». Есть ли следы какой-нибудь славянской общины в городах Волжской Булгарии? Да, отдельные находки встречаются.

Так и должно быть. Всё-таки славянские племена были соседями Волжской Булгарии, между ними было постоянно общение, торговали. В результате этого к нам попадали отдельные вещи на земли Волжской Булгарии. Но это не свидетельство того, что они здесь постоянно жили и большими группами. У Именьковской культуры обнаружено около 600 различных могильников, городищ и других археологических памятников.

То есть представители этой культуры нам оставили очень мощное археологическое наследие. Территория распространения этой культуры где-то совпадает с границами Татарстана, а где-то выходит за его пределы и простирается до соседних регионов. В интернете есть немало видеоматериалов, некоторые из них сделаны даже федеральными телеканалами, которые нам рассказывают, что на самом деле Именьковская культура — это славяне. Их существование по археологическим находкам очевидно. А по историческим письменным источникам существование славян доказывается свидетельством того же Ибн Фадлана от X века, который описал «сакалибов».

Фаяз абый, кто же такие на самом деле эти именьковцы? Но булгары под предводительством Алмуша были мощнее, многочисленнее, чем славяне. Именьковская культура была выявлена относительно недавно — в середине ХХ века. Первые находки были обнаружены у села Именьково Лаишевский район РТ. Там имеется городище.

Там наши археологи копали, в первую очередь это археологи Николай Филиппович Калинин годы жизни 1888-1959, основоположник Казанской школы археологов , Альфред Хасанович Халиков годы жизни 1929-1994 и Владимир Фёдорович Генинг годы жизни 1924-1993 , который исследовал отдельно Рождественский могильник. Исследуя эти памятники в Именьково и в Рождествено, археологи поняли, что проявилась какая-то совсем иная, неместная культура. Эта культура не была похожа ни на финно-угорскую культуру, ни на тюркскую, ни на другие известные тогда археологические культуры. Это породило большие споры и дискуссии. Самый первый исследователь Именьковской культуры Николай Калинин высказался, что именьковцы — это буртасы, то есть тюрки.

Чуть позже эту точку зрения поддержал другой археолог, то есть Владимир Генинг. Он сказал, что именьковцы, скорее всего, пришли с Востока, они могут быть уграми, но всё-таки, скорее всего, это были тюрки. Из Саранска известный мордовский археолог Павел Степанов годы жизни 1898-1974 предположил, что, может, именьковцы — это венгры, которые пришли с Востока и пошли дальше на Запад, на Дунай? Также была позиция, что именьковцы — это финно-угры. Просто мы очень плохо пока знаем финно-угорскую культуру.

Но московский археолог Алексей Петрович Смирнов годы жизни 1899-1974 , который очень долго исследовал Сувар и Болгарское городище, имел интересную точку зрения, которая всплыла в 70-80-х годах прошлого века. Значит, культура именьковцев своеобразная — лепная керамика, очень похожая на славянскую. Она у них была без орнамента. У них был особенный обряд погребения — они сжигали тела умерших людей. Но по древним историческим источникам известно, что и древние тюрки тоже тела умерших сжигали.

Во времена, когда соседние племена жили в утрамбованных земляных хижинах, болгары возводили дома из глины и камня. А в годы сопротивления Золотой Орде делали города недоступными для врага. Столицы Волжской Булгарии С самого начала Болгар считался столицей государства. Город имел удобное географическое положение между Волгой и Казанкой, что делало его важным центром торговых путей. По этой же причине его часто атаковали с воды русские. Болгар был одним из самых маленьких городов государства, но самым важным для экономики. Ежегодно сюда приезжали европейские купцы, чтобы торговать с Азией. В 12 веке из-за постоянных набегов русских столица была перенесена в Биляр. Плодородные земли и близость Камы делали ее удобной для жизни и защиты от нападения. Первые упоминания о городе относятся к 10 веку.

Болгары фактически считали его столицей на протяжении трех столетий. Город был разрушен в 1236 году и больше не восстанавливался. В 14 веке столица снова была перенесена. На этот раз в Иск-Казань, что находится на берегу Казанки. Это дало болгарам доступ к водным путям и возможность торговать. Иске-Казань была столицей Болгарии до ее распада. Булгарская реконструкция Занятия и обычаи булгар Позиция государства определяла наиболее благоприятные направления развития экономики Волжской Булгарии. Главный торговый путь из Каспийского моря в Европу проходил по водному пути через Волгу. Города на Волге стали торговыми центрами. Земли вдоль рек были плодородны и давали обильные урожаи.

Для них было эффективным посвятить себя сельскому хозяйству. Местное население преуспело в этом. Посажены многие виды злаков. Часть полученного урожая экспортировалась в другие страны. Россия также была покупателем зерна, что хорошо помогло стране в голодные годы. Переселенцы быстро адаптировались к новым условиям животноводства. Если раньше просторы степи стимулировали кочевой образ жизни, то, перебравшись на север, болгары поняли, что оседлое хозяйство здесь более эффективно. На новых местах разводили коров, коз, овец и домашнюю птицу. А болгарские лошади постоянно пользовались спросом у иностранных покупателей. Развитие пчеловодства было настолько успешным, что его основы и традиции дошли до наших времен, а мед от татарских и башкирских пчеловодов пользуется популярностью у жителей России.

Изделия болгарских ремесленников были известны и за пределами страны. Камень, металл и кожа были искусно обработаны здесь. Гончары достигли вершин в изготовлении своих изделий. Оружие, повозки и инструменты продавали в соседние села. Кольца, сделанные волжскими болгарами Законы и обычаи в Болгарии отличались жестокостью. За прелюбодеяние, воровство и любое убийство полагалась смертная казнь, которая часто приводилась в исполнение изощренными методами. Эти традиции лишь ослабли после принятия новых законов уже в эпоху ислама. Сельское хозяйство Важнейшим в сельском хозяйстве Волжской Булгарии было земледелие. Этому способствовал и климат Волго-Камья. Большая роль земледелия отмечается и в письменных источниках того времени.

Сельское хозяйство позволило обеспечить внутренние потребности государства в пшенице, а также создало значительный экспортный потенциал. Болгары торговали хлебом с Русью, об этом свидетельствует и «Повесть минувших лет», где говорится, что из Суздаля во время голода 1024 г они пошли к «болгарам и привезли житу и тако». Городское строительство В Волжской Булгарии строились крупные для своего времени города. Сначала появился Болгар, который был столицей страны в 10-11 веках, затем появились Биляр и Сувар. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено множество городов, в которых проживала значительная часть населения. На основании раскопанных поселений археологи классифицировали города болгар на три категории: крупные города; замки, где жили феодалы; военные крепости. Археологические данные показывают, что болгары умели строить надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело. Принцип создания укрепленного поселения был типичен для Средневековья. Главная крепость была скрыта за крепкими стенами с башнями и рвами.

Это были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем обороны располагался исторический центр, жителями которого были купцы, успешные ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были красивые дома и широкие мощеные улицы. Более позднее поселение также имело защиту в виде валов из рвов, которые были менее надежными. Здесь поселился средний класс: мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешний город». Крестьяне остались за последними укреплениями. У них были простые деревянные или кирпичные дома, некоторые жили в полуукрытиях или убежищах. Крестьянские дома имели хозяйственные постройки, в которых держали скот и хранили урожай.

Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх которых сооружались деревянные стены различной конструкции. Пара браслетов. Распространение ислама в Поволжье связано с проповедниками из Средней Азии Хорезм и государство Саманидов. Уже в конце IX — начале X вв. Значительное влияние на укрепление позиций ислама оказало посещение страны посольством багдадского халифа аль-Муктадира 922. Первоначально мусульманские общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и др. К концу X в. Принятие ислама в Волжской Булгарии определило направление ее цивилизационных контактов со странами Востока. Ислам оказал значительное влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий. Уже с конца X в. Волжская Булгария превратилась в самую северную страну исламской ойкумены. Культура В условиях развитого средневекового государства шло интенсивное формирование культуры городского типа, вырабатывалось наддиалектное городское койне скорее всего, на основе тюркского языка кыпчако-огузского типа, который существовал, возможно, в виде различных диалектов еще у тюрко-булгарских племен. Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах. На его основе под влиянием среднеазиатских караханидских традиций сформировался булгарский литературный язык. Одновременно часть населения, возможно, знать, использовала язык огурского типа — тюркский язык с ротацизмом, ламбдаизмом и др. Имеются различные сведения о развитии декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы. Во всех крупных общинах были мектебе и медресе, где обучались грамоте и основам религии. В частности, развивались такие науки, как астрономия, астрология, медицина, богословие, право, география. Пара височных колец с подвесками. Фонд Марджани Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство в Волжской Булгарии развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульманской культуры. Басма , волочения, плакировки, скани см. Филигрань , зерни и, возможно, черни. В Волжской Булгарии высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням см. Среди характерных изделий следует выделить женские украшения — шейные гривны, серебряные височные подвески, серьги, браслеты, перстни и пр. Бутаевский клад , поясные накладки, парадное оружие прежде всего орнаментированные топорики, покрытые золотосеребряной плакировкой , конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия — замочки см. Маклашеевские всадники , штампы, зеркала.

Волжская Булгария

Они промышляли торговлей и славились искусной обработкой металла и коневодством. Со временем у народов Волжской Булгарии сформировалась собственная культура. На становление цивилизации повлияли различные народы, с которыми они взаимодействовали. Империя Гуннов Влияние гуннов распространялось на многие аспекты жизнедеятельности народов Евразии. Кочевники участвовали в различных конфликтах по всей Евразии. Так, они разрушили Западную Римскую Империю, без чего Европа в современном понимании не сформировалась бы. Гунны были искусными всадниками и лучниками. Они использовали эти навыки для разрушительного эффекта в бою. Гунны в бою О влиянии гуннов на волжских булгар свидетельствует сходство их культур. Обе группы были кочевыми, и полагались на лошадей для передвижения и ведения войны.

Поселения гуннов Волжские булгары также имели репутацию воинских доблестей и были известны своим мастерством стрельбы из лука. Это сходство позволяет предположить, что волжские булгары могли находиться под влиянием гуннов и других групп, населявших этот регион до них. Жужаньский Каганат Связь между Жужаньским каганатом и волжскими булгарами очень важная. Она подчёркивает преемственность культуры и традиций кочевников на протяжении веков. Волжские булгары, как и их предшественники, были кочевым народом, который полагался на верховую езду, скотоводство и военную мощь для создания своей империи. Несмотря на успешные военные кампании, Жужаньский каганат столкнулся с рядом проблем, которые его и погубили. Внутренние распри и конфликты среди правящей элиты сильно ослабили империю. А карательные походы соседей и вовсе их погубили. Авары В конце VI века авары продвигались на запад, в регион Карпатского бассейна.

Там они основали Аварский каганат, могущественную империю, которая контролировала большую часть Центральной Европы на протяжении более двух столетий. Авары Во время своей экспансии авары вступили в контакт с волжскими булгарами, которые находились на востоке. Хотя информация об их взаимодействии ограничена, считается, что авары могли оказывать определённое влияние на волжских булгар, особенно в сфере торговли и коммерции. Тюркский Каганат Возникновение Тюркского каганата совпало с упадком Роуранского каганата, монгольской империи, которая доминировала на большей части Азии. Тюрки воспользовались этим вакуумом власти для расширения своего влияния. В результате чего появилось мощнейшее государство своего времени Территория Тюрского каганата Каганат был известен своими искусными всадниками, сложной военной тактикой и дипломатической доблестью. Тюрки заключали союзы с соседними племенами и империями. Также они участвовали в частых военных кампаниях для расширения своей территории. Они разработали письменность, известную как орхонская, которая сыграла важную роль в распространении тюркской культуры.

Воин тюрского каганата В контексте статей о волжских булгарах Тюркский каганат имеет большое значение, поскольку он сыграл ключевую роль в миграции тюркских народов в регион. Экспансия каганата в Центральную Азию привела к миграции различных тюркских племён, в том числе булгар. В результате они обосновались в Поволжье и создали государство Волжская Булгария. Влияние Тюркского каганата на волжских булгар прослеживается в их языке, культуре и политических институтах. Воин тюрского каганата Однако Тюркский каганат также столкнулся с внутренней борьбой за власть. В конце концов, в середине VIII века он распался. Это оставило вакуум власти в регионе, и волжским булгарам снова пришлось прокладывать свой путь через меняющиеся политические союзы. Распад Тюркского каганата привёл к возникновению Хазарского каганата. Это было мощное тюркское государство, контролировавшего большую часть Северного Кавказа и восточноевропейские степи.

Хазары были известны своей военной мощью, и они часто совершали набеги на соседние территории, в том числе на волжских булгар.

Но ведь в Волжской Булгарии такой церемонии принятия религии, как, например, крещение в Древней Руси в 988 году, у нас не было. С другой стороны — ну кто такой Ибн Фадлан, чтобы с ним связывать принятие ислама Волжской Булгарией? Он же не мусульманский миссионер. Он был лишь секретарём в посольстве аббасидского халифа аль-Муктадира. При этом руководителем посольства был Сусан ар-Раси. Также нам известно, что к приезду Ибн Фадлана правитель Волжской Булгарии Алмуш уже был мусульманином. Всего одну семью!

И да, Ибн Фадлан уже видел в Волжской Булгарии деревянную мечеть. Когда волжские булгары впервые познакомились с исламом? Считается, что это знакомство произошло в 737 году. Тогда в VIII веке в Хазарском каганате жили булгары, ну или это были те племена, которые потом у нас оказались в составе Волжской Булгарии, — баранджары, берсула барсилы , савиры и сами булгары. Арабо-хазарская война шла очень долго всего было две войны. Первая война — около 642-652, вторая — 722-737 гг. Арабы хотели подчинить хазар и превратить их в мусульман. В итоге арабы победили и выдвинули первое условие — хазары должны жить по исламу.

Поэтому первое принятие ислама в Хазарском каганате, в том числе и булгарами, произошло в 737 году. То есть часть населения Хазарского каганата ещё до Ибн Фадлана уже придерживалась ислама. И после подавления этого мятежа часть булгарского населения ушла на Среднюю Волгу, так сказать, к своим родственникам, которые тоже, скорее всего, уже мусульманами были. Надо ещё иметь в виду, что в Хазарии было очень много среднеазиатских купцов, наёмных воинов из Средней Азии, а это в VIII уже мусульманские государства. Таким образом, перед глазами Ибн Фадлана в 922 году была уже мусульманская страна. И археология подтверждает, что до приезда Ибн Фадлана Волжская Булгария была уже мусульманской страной. Хотя язычники продолжали проживать в Волжской Булгарии. Известно, что между правителем Волжской Булгарии Алмушем и Ибн Фадланом постоянно возникали трения, ссоры.

В Волжской Булгарии было принято начинать в мечетях намаз после икамы второй призыв на молитву намаз, первый призыв на молитву — азан. В общем, в Волжской Булгарии было принято решение придерживаться икамы, то есть среднеазиатской традиции. А Ибн Фадлан хотел, чтобы намаз начинался по багдадской традиции. Но Алмуш выбрал именно среднеазиатскую, а не багдадскую традицию. А Волжской Булгарии ещё во время хутбы не упоминали имя халифа. Но Алмуш дал слово Ибн Фадлану, что впредь имя халифа будут упоминать. В общем, до Ибн Фадлана Волжская Булгария была мусульманской страной. О 922 годе впервые написал мой большой друг — историк и филолог Гамирзан Давлетшин.

Он пишет не о принятии в этом году ислама. Тогда был лишь приезд посольства. Ибн Фадлан зачитал письмо от халифа Муктадира, раздал подарки от халифа. Ну а вечером его пригласили на большой пир, на банкет, так сказать. Но почему халиф Муктадир быстро принял решение направить в Волжскую Булгарию посольство, почему письмо-прошение Алмуша не затерялось? Потому что халифу стало любопытно. Какая это такая страна на севере есть мусульманская, которая именуется как Булгария? А сколько народов и племён между ними?

И тем не менее вдруг Волжская Булгария — мусульманская страна. Правитель Алмуш просит халифа прислать знатоков ислама и строителей мечети и крепостей. В 922 году Булгарский исламский мир, Булгарская цивилизация в этот год стала известна в международном масштабе.

Булгары до укрепления своего государства выплачивали ежегодно дань каганату, для чего, как свидетельствовал Ахмед ибн Фадлан необходимо было с каждого дома брать по шкурке соболя, а булгарский Хан отправлял в Хазарию своих детей в качестве почетных кожников. Каганат был заинтересован в сохранении господствующего экономического положения на востоке Европы, политико-экономического контроля над северной частью волго-каспийского торгового пути. Эльтебер Альмуш сумел определить возможности и ресурсы для получения большей независимости набиравшего силы в этот момент Булгарского государства, которые мог дать политический союз с кем-то из сильных противников Хазарского каганата. Хазарский каганат на рубеже IX—X века конкурировал за влияние на евразийских торговых путях с Арабским Багдадским халифатом и Византийской империей. В это противостояние были втянуты кочевые объединения печенегов, гузов и кипчаков в степях от Волги до Дуная, Хорезм — в Средней Азии и Киевская Русь — на востоке Европы. Окончательный выбор политического союзника был сделан булгарами в пользу Багдадского халифата.

Почему был выбран такой вариант союзничества? Каковы были мотивы и последствия булгаро-багдадского политического контракта? Что это — случайность или стратегически продуманный и перспективный для булгар исторический шаг? И, наконец, в какой мере ориентация на Арабский халифат была связана с решением о принятии ислама в качестве государственной религии? Дипломатия Волжской булгарии Принятие ислама в качестве государственной религии, несомненно, представляло собой внешнеполитическое решение. Оно было продиктовано в первую очередь стремлением Волжской Булгарии получить официальный статус эмирата, то есть вассальной территории багдадского халифа — верховного правителя всех мусульман с тем, чтобы, опираясь на его поддержку, избавиться от весьма обременительного и унизительного подчинения хазарским каганам. Стратегический расчет булгарской дипломатии заключался в распространении суверенитета и на те территории, которые находились в хазарском подчинении. Восточная «тонкость» булгарской дипломатии заключалась в том, что акт перехода Волжской Булгарии под протекторат Арабского халифата должен был иметь лишь формальное значение, так как, из-за анклавного положения на пространствах немусульманского мира и большой удаленности от Багдада, не было речи о серьезном выполнении ею традиционных форм и норм вассальности. Арабо-мусульманская ориентация Волжской Булгарии, конечно, давала определенные геополитические гарантии, а стало быть, способствовала сохранению ее статуса межконтинентального центра торгово-транзитного обмена.

Политическая система Волжской Булгарии Волжская Булгария в конце X — начале XI века представляла собой типичное раннефеодальное государство. Высшая власть принадлежала эльтеберу, или малику от арабского «царь». Позднее главу государства стали именовать эмиром от арабского «повелитель». При эльтебере-эмире существовали специальные совещательные советы из местной знати. Нельзя не отметить, что политическая иерархия властной элиты была переплетением тюркских традиций с арабскими заимствованиями, формируя особые булгарские цивилизационные модели власти и систему управления. Ибн Фадлан и другие авторы для характеристики булгарского общества использовали такие термины, как «царь», «предводители», «знатные жители», «приближенные», «старейшины», «простой народ», «друзья-дружинники», «рабы», что свидетельствует о системе вассальной зависимости и соподчинения. На верхних ступенях феодальной пирамиды находились эльтебер- эмир и его жена, ближайшие родственники, ниже располагались князья четырех булгарских племен и ближайшие члены их семей. На следующей нисходящей ступеньке социальной иерархической лестницы помещались высшие чиновники, назначаемые эмиром. Еще ниже находились привилегированные представители родоплеменной знати и военные дружинники.

Власть в селениях осуществляли старшины- старейшины. С укреплением ислама заметную общественную роль стало играть мусульманское духовенство — муллы, ходжи, шейхи, постепенно вытеснившие языческих жрецов. Основными законами Волжской Булгарии взамен традиционных родоплеменных, основывавшихся на обычаях предков, становятся законы шариата — свода мусульманских правовых и религиозных норм. Налоги в Волжской Булгарии Подавляющую часть населения Волжской Булгарии составляли свободные крестьяне — общинники. С созданием государственности, развитием хозяйства и усилением роли в транзитной международной торговле растет число городов и численность городских жителей, особенно за счет ремесленников и купцов. Рабы попадали в Булгарию либо как пленные, захваченные в результате военных походов самих булгар, либо с караванами работорговцев, транзитом из других стран. В последнем случае каждый десятый невольник должен был остаться в распоряжении хана в качестве таможенной десятины — пошлины ввозимых товаров. Поэтому общая численность рабов не составляла заметной части всего населения, как было характерно для рабовладельческих государств, а само рабство не имело настолько широкого распространения, чтобы стать основой экономического и политического развития страны. Основными доходами государственной власти были, во-первых, регулярные ежегодные подати с каждой семьи скотом и мехами ; во-вторых, десятина со всех ввозимых в страну товаров; в-третьих, разовые подати например, за свадьбу, званый пир и т.

По свидетельству арабского путешественника аль-Гарнати XII в. Повинности булгарских крестьян поначалу были невелики и носили характер дани, но со временем стали все больше приобретать феодальный характер. Хозяйство Волжской Булгарии Особую роль в расцвете хозяйства Волжской Булгарин играли сельское хозяйство, ремесленное производство и торговля.

Что говорят археология и письменные источники? Арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути, в значительном количестве встречаются в ладожских раскопах. Многочисленные клады вдоль вышеописанных маршрутов подтверждают активное торговое взаимодействие. Тимирёвский археологический комплекс яркое доказательство этого. Он расположен вблизи Ярославля и обладает значительным количеством кладов с арабскими монетами.

Исследования на месте столицы Волжской Булгарии и в раскопах, претендующих на столицу Хазарского каганата Итиль, говорят об активном торговом взаимодействии в обоих направлениях. Интересно, что «Повесть временных лет» дает описание Волжского маршрута, о нем упоминают многочисленные арабские и персидские источники, подчёркивая его значимость. Восточные путешественники в своих трудах отмечают, что арабские купцы, в основном, дальше Волжской Булгарии не ходили. Подробный список товаров описывает аль-Мукаддаси. В целом, передвигаясь на парусно-весельных судах, караван торговцев мог осуществить одно путешествие за год. В основном на маршруте ходили разновидности плоскодонных судов: дощаник, насады, струги и более меньшие лодки. Маршрутом пользовались купцы разных национальностей и конфессий.

Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии

государство, возникшее в Волго-Камском междуречье приблизительно в конце VIII - начале IX века. начале VIII вв. Их самые ранние памятники на Средней Волге открыты в последние годы самарскими археологами. Bolhar, Болгар) — одна из столиц Волжско-Камской Булгарии, позднее — один из крупнейших городов Золотой Орды. Город был основан волжскими булгарами в X веке, в 1361 году разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром. Ещё одно упоминание относится к 1006 году – прибывшие из Волжской Булгарии послы договорились с князем о разрешении торговать в русских городах по рекам Оке и Волге. Таким образом, территориальными границами Волжской Булгарии в X — XIII веках можно считать реки Суру на западе, Белую и Яик на востоке, Казанку на севере и Жигулевские горы, огибаемые волжской излучиной Самарской луки, на юге.

Из варяг в арабы — особенности одного из ранних торговых путей Древней Руси

да, средневековое государство. В учебнике по истории России 7 класса на карте 9-11 веков она обозначалась восточнее границ Киевской Руси. как раз Ростово-Суздаоькая земля, потом прогал (Нижнего Новгорнода еще не было) потом Волжская Булгария. Территория и население государства Волжская Булгария – одно из первых государств Восточной Европы, оставившее глубокий след в истории народов Среднего Поволжья и Приуралья. Она возникла на рубеже IX–X веков. как посетить и что посмотреть, время работы и цена посещения, как добраться, карта Болгар с достопримечательностями. Рассмотрен график движения арабского посольства во главе с Ахмедом Ибн Фадланом в 922 году по маршруту от плато Устюрт до Волги. Показано, что встреча с племенем гузов состоялась 22 марта, переправа через реку Урал – 23 апреля, встреча с башкирами – 3 мая. И, как показали исследования археологов, этот символ и был гербом государства Волжская Булгария. Впоследствии, как бы обеспечивая преемственность поколений и народов, этот символ в XVII веке стал и гербом города Казань. — Первая загадка Ибн Фадлана заключается в том, что он правителя Волжской Булгарии Алмуша называет «правителем русов», использует термин «сакалиба». Этим термином обычно арабские авторы-историки называли славян.

Две Болгарии

  • Выходцы и Великой Болгарии
  • В Болгар из Казани: как добраться и что посмотреть -
  • На восток от столицы своим ходом - 5
  • Домен припаркован в Timeweb
  • Князь Волжской Булгарии
  • Почему ислам

Болгар: рекомендации перед посещением

  • Волжская Булгария в X– XII вв.
  • Две Болгарии
  • Теплые ветры древних булгар: как предки татар оказались на Средней Волге
  • Булгары на Волге: первые среди равных.
  • Почему ислам

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий