Заглавие на дне впервые появилось на афишах художественного театра горький долго искал своему кратко

Первое название пьесы было "Без солнца". Но Горький решил, что "На дне" более подходящее название, отражающее абсолютную безнадежность. В пьесе разворачиваются философские попытки разобраться в том, что же случилось с героями и что можно с этим сделать. Почему горький остановился на названии на дне. Писатель Максим Горький для заглавия знаменитой пьесы придумал сразу несколько названий. Он думал назвать её «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», или даже «На дне жизни».

Смысл названия «На дне. Смысл названия пьесы «На дне» М.Горького (Горький Максим)

И здесь сразу же появляется новый смысл. Какой же смысл названия пьесы На дне? Когда Горький переименовал свое произведение, смысл названия заиграл другими красками, и мы попробуем немного порассуждать о смысле названия пьесы На дне в нашем сочинении. Читая произведение Горького, мы познакомимся с героями ночлежки — людьми озлобленными, слабовольными, больными. По их рассказам и разговорам мы делаем вывод о том, что они уже разуверились в жизни, потеряли в ней смысл и надежду. Эти потерянные люди от жизни уже ничего не ждут, да и не хотят ничего менять в своем существовании. Все это прямо говорит о том, что они уже находятся на самом дне социальной лестницы. Герои не могут прожить без пьянства, скандалов, лжи.

Окончательное заглавие «На дне» впервые появилось только на афишах Московского Художественного Театра. Впервые пьеса напечатана отдельной книгой под заглавием «На дне жизни», издательством Мархлевского в Мюнхене без указания года, и под заглавием «На дне» издательством товарищества «Знание», СПб. Мюнхенское издание поступило в продажу в конце декабря 1902 г. Пьеса произвела на актеров огромное впечатление, но как оказалось, к постановке была запрещена. Как вспоминает В. Немирович-Данченко: «Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрепя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра». Для создания правдивой реальности постановщик ищет не только бытовые подробности, большое значение придает мизансценам, речи героев. Тщательно подбирает грим, одежду для персонажей. Интересно, что Станиславский, сам исполнявший роль Сатина, подбирает себе сценический костюм в своем домашнем гардеробе. Вещи привезли в театр и здесь довели их до той степени ветхости, которая соответствует образу жизни персонажа. Спустя четыре месяца после создания пьесы, 18 31 декабря состоялась ее первая постановка. Она имела небывалый успех. Горький стал героем дня. Спектакль производил на зрителей огромное впечатление.

Толстым по поводу «На дне»: «... Я говорил Горькому, что для пьесы нужно драматическое положение, а в его пьесе этого нет. Горький считал, что его пьеса «неудачна», «слаба сюжетно», называл ее «устаревшей и, возможно, даже вредной в наши дни» 1933. Справка: драматическое положение, драматизм — свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или насущное для человека остается неосуществленным или под угрозой. Считаете ли вы, что пьеса действительно «устарела» и имеет сейчас чисто «исторический» или «академический» и даже «школьный» интерес? Докажите свое мнение. Как объяснить тот факт, что в течение почти столетия «На дне» не сходит с театральных подмостков не только России, но и всего мира? Что может привлекать крупнейших режиссеров современности в пьесе, лишенной «драматического положения», представляющей собой «набор сцен без связи, без смысла и общей идеи»? Или все-таки драматизм в «На дне» есть, но особого свойства? Задание 4 Попробуйте сформулировать принципы драматизма горьковского театра вспомните при этом о чеховских традициях. Художественные особенности пьесы В драме мы слышим несколько — более или менее правдивых — повествований босяков о прошлом. С какой целью писатель столь активно использует этот элемент в пьесе? Есть ли среди них «красивые» или по крайней мере красиво рассказанные? Красивы ли, например, истории Насти, Барона, Бубнова? Каково в этих историях соотношение красоты и правды? Почему не все ночлежники наделены таким прошлым? Анненского, «индивидуальность Горького представляет интереснейшую комбинацию чувства красоты с глубоким скептицизмом. Горький сам не знает, может быть, как он любит красоту; а между тем ему доступна высшая форма этого чувства, та, когда человек понимает и любит красоту мысли». Согласны ли вы с мнением поэта? Что, по вашему мнению, составляет эстетическую ценность мысли? Как в пьесе «На дне» выражена любовь к «красоте мысли»? Андреев 1902 : «Берет Горький все тех же своих босяков и бывших людей, но есть нечто совершенно новое в сильно изменившемся и, я сказал бы, просветленном взгляде автора. Из романтика со всею бессознательною, хоть и красивою ложью романтизма он словно превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысла бытия. Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц — и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости. Вспомните «босяцкие» рассказы Горького и подумайте: прав ли Л. Андреев, говоря, что в пьесе «На дне» М. Горький предстает в совершенно новом качестве? Если да, то что именно изменилось? Согласны ли вы с мнением писателя, что все персонажи пьесы объединены «жгучим стремлением к правде и справедливости»? Чья точка зрения вам кажется более справедливой — Чехова или Андреева: каким предстает автор — мрачным пессимистом или философом с «просветленным взглядом»? Литературовед А. Не терпишь правды! По мнению литературоведа М. Голубкова, определяющим началом в строении основных элементов драмы Горького является «взаимосвязь» и взаимопроникновение двух начал — «философского» и «житейского»... Каждый персонаж «занимает определенную жизненную позицию, мировоззренческую позицию, даже если вовсе ее не сознает как позицию; столкновение этих точек зрения и определяет конфликт пьесы и саму цель пьесы... Поэтому мысль, идущая от каждого персонажа, желание разобраться в жизни, добраться до корня и если не ответить на все вопросы, то в какой-то степени поставить их, — вот что составляло нерв пьесы, вот откуда только мог пойти электрический ток пьесы». Как вы считаете, почему столь яростно каждый из персонажей горьковской драмы борется за признание именно его точки зрения на действительность как единственно верной? Задание 5 Одно из важнейших свойств пьесы «На дне» — «зеркальность»: зеркальны диалоги Насти и Барона в начале и в конце пьесы, притча Луки о праведной земле и эпизод самоубийства Актера. Найдите в тексте, кроме указанных здесь, другие повторяющиеся эпизоды. Как они помогают понять идею пьесы? Отвечая на этот вопрос, вспомните об использовании такого приема в произведениях других писателей например, «Горе от ума», «Ревизор», «Преступление и наказание» и др. К восстанию ради свободы труда они не способны. Ничего нового внести в жизнь не могут... Во всем ли вы согласны с точкой зрения автора на персонажей «На дне»? Если да, то как объяснить феноменальный успех пьесы у первых зрителей и читателей, десятки разноречивых откликов в прессе? Одному из своих корреспондентов М. Горький писал: «... Подтверждает ли содержание драмы «На дне» характеристику босяка как человека отчаявшегося, отрицающего самого себя? Есть ли в пьесе персонажи, которым, на ваш взгляд, «тесно в жизни»? Толстым по поводу «На дне»: «Вы говорите, что босяки жестоки. Это неправда. Не прав и Горький, подчеркивая в них эту черту. Разумеется, есть между ними озлобленные, коварные люди. Но основная черта босячества заключается не в этом. Надо было еще показать, что у босяков нет ложного страха, что нет пропасти под ними и что если захотят они встать на ноги, то встанут без малейшего усилия, потому что почва у них под ногами... Согласны ли вы с тем, что Горький подчеркивает в босяках жестокость? Как вы думаете, о какой «почве под ногами» босяков говорит Л. Почему великий русский писатель настаивает на возможности — и «без малейшего усилия» — подняться? В чем, по-вашему, причина того, что Горький не прислушался к совету Толстого? Кто из ночлежников, на ваш взгляд, способен возродиться? Задание 6 Даже при беглом просмотре списка действующих лиц заметны кое-какие особенности. Одни персонажи названы полным трехчленным именем, другие — только по имени или по фамилии, третьи представлены кличками. У большинства персонажей возраст обозначен с точностью до года. Сатин и Актер, объединенные в списке действующих лиц фигурной скобкой, «приблизительно одного возраста: лет по 40». Кривой Зоб и Татарин тоже объединены фигурной скобкой, но уже по профессиональному признаку; это как бы персонажи «без возраста».

Настя ссорится с Бароном и выказывает желание уйти от него. По словам Сатина, её намерение схоже с разговорами Актёра о его уходе в лечебницу для пьющих. Барон предаётся воспоминаниям о своих аристократических предках. Настя задирает сожителя, они вновь ссорятся. Актёр прикладывается к водке и выходит. Акт 4 В ночлежку приходят Бубнов и Медведев. Приятели усаживаются с водкой и закуской. Медведев больше не полицейский, его выгнали со службы, и он полностью зависит от Квашни. В подвале веселье и песни. Вбегает Барон с известием: Актёр повесился. В ночлежке воцаряется молчание. Только Сатин негромко произносит: «…испортил песню… дуррак! Заключение В пьесе «На дне» звучит тема отверженного человека. Зрители уже более ста лет задумываются о правде и лжи, о надеждах и мечтах, смысле жизни человека. Пьеса вызывает вопрос: может ли помочь человеку данная ему надежда, если сам он не готов измениться? Афиши пьесы «На дне» Слайдшоу. Для просмотра изображения в полноразмерном формате кликните по нему. Анализ произведения Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го. Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм. Тема пьесы: люди, оказавшиеся на дне социальной иерархии — отверженные. Основная идея пьесы Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек. Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. Актёр начал, но по слабости сорвался. Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось. Проблематика Основные проблемы: Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют мякишем для беззубых. Для сильного человека иллюзии не нужны. Здесь Горький излагает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что — правдой? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения и хозяевам для прикрытия. Обманывал ли Лука Анну, когда обещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего. Верно ли это? Для христианина безусловная правда — Христос, а не падший и погрязший в страстях человек. Проблема выбора. Каждый герой верит, что способен изменить свою жизнь к лучшему. Советы Луки для них как подсказки свыше. Но никто не делает решительного шага. Актёр покончил с собой, потому что это проще и легче, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит Барона, но никуда от него не уходит. Пеплу опротивела воровская жизнь, но он продолжает красть и сбывать краденое Костылеву. Люди везде люди. И на самом дне жизни они любят, страдают, рассуждают на темы высокие, мыслят глубоко. Социальное дно было, есть и будет, оказаться там может любой человек. Композиция Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке.

В чём смысл названия пьесы Максима Горького "На дне"?

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Максим Горький История создания пьесы Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне».

Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает! В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Выделено не место действия — «ночлежка», не характер условий — «без солнца», «дно», даже не социальное положение — «на дне жизни».

Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные. Что происходит «на дне»? Может быть, — и души? Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам. Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы 1902 Художественным театром прославленными режиссерами К.

Станиславским, В. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А. В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией. Особенности композиции Где происходит действие пьесы? Ответ В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование.

Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными. Вопрос Как изображается место действия в пьесе? Ответ В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей — людей.

Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. Везде по стенам — нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны этим она уже как бы отделена от жизни. Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Вопрос Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей? Ответ Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы. Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой.

Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать».

Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой. Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен. Лука, о котором подробно мы будем говорить на следующем уроке, призван выявить сущность каждого. Барон и Бубнов — третья группа. Первый из них постоянно живет прошлым, вспоминая сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели.

Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает. Второй — Бубнов — тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов — равнодушный циник. Для него понятны только факты, они — «упрямая вещь». Правда Барона и Бубнова — жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины.

Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке.

Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его «Не обижай человека! Вопрос Каков конфликт драмы? Ответ Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду.

Она лишила права на работу Клеща, на семью — Настю, на профессию — Актера, на былой комфорт — Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство — Пепла, беспробудный запой — Бубнова, проституцию — Настю. Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Вопрос Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим? Ответ Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта.

У меня уже готовые планы, я вижу - лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий — ясны, всё ясно!.. Писать «На дне» М.

Горький начал в конце 1901 г. Окончательный текст был написан в 1902 году в Арзамасе, где писатель находился в ссылке. Пятницкому, которому автор и посвятил свой труд. Не сразу было найдено известное нам заглавие. В рукописи она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательное заглавие «На дне» впервые появилось только на афишах Московского Художественного Театра.

Впервые пьеса напечатана отдельной книгой под заглавием «На дне жизни», издательством Мархлевского в Мюнхене без указания года, и под заглавием «На дне» издательством товарищества «Знание», СПб. Мюнхенское издание поступило в продажу в конце декабря 1902 г. В этот период Горький-писатель был необыкновенно популярен, поэтому неудивительно, что 40 000 экземпляров первого петербургского издания разошёлся в течение двух недель. К концу же 1903 г. По утверждению современников подобным успехом до того времени не пользовалось ни одно литературное произведение. Вскоре после выхода книги публика увидела постановку пьесы.

История постановки оказалась очень непростой. Пьеса произвела на актеров огромное впечатление, но как оказалось, к постановке была запрещена. Как вспоминает В. Немирович-Данченко: «Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрепя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра». Вслед за этим В. Немирович-Данченко говорит: «..

У меня сложилось впечатление, что «На дне» было разрешено только потому, что власти рассчитывали на решительный провал пьесы». Но они просчитались! Получив разрешение, труппа приступила к репетициям. Актеры понимали всю трудность и сложность задачи, стоящей перед ними. Приступая к работе, К. Станиславский ставит перед собой задачу достоверно изобразить тот слой жизни, который знал Горький, но которого совершенно не знал режиссер.

Более того, реальность этой жизни была практически неизвестна и миру искусства. По этому поводу К. Станиславский писал, что нужно было «проникнуть в душевные тайники самого Горького, чтобы найти потайной ключ к душе автора. Тогда эффектные слова босяцких афоризмов и витиеватых фраз проповеди наполнятся духовной сущностью самого поэта, и артист заволнуется вместе с ним». Актерам нужно было познакомиться с бытом персонажей пьесы, окунуться в их повседневную жизнь. Неоценимую помощь в этом оказал В.

Гиляровский, знаток московских трущоб. Все участники спектакля посетили Хитров рынок — прибежище деклассированных элементов всех мастей: воров, проституток, бездомных и, как бы мы сейчас сказали, бомжей. С большими подробностями вспоминает об этом К. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Экскурсия эта лучше, чем всякие беседы о пьесе или ее анализ, разбудила мою фантазию и творческое чувство. Теперь явилась натура, с которой можно лепить, живой материал для творчества людей и образов. Все получило реальное обоснование, стало на свое место.

Я чувствовал себя Данте, проходящим через все отделы чистилища. Главный же результат экскурсии заключался в том, что она заставила меня почувствовать внутренний смысл пьесы. Свобода — во что бы то ни стало! Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни, не ведая того, что там они становятся рабами». Другой участник экскурсии художник-декоратор В. Сомов сказал: «Здесь я почувствовал выразительность человеческого горя и несчастья.

Мои декорации «Дна» и навеяны гнетущим мотивом берлоги, где людям жилось хуже зверей». Гиляровский, неоднократно бывавший здесь, заметил: «Здесь ютились люди, потерявшие обличье человеческое. Отсюда выхода не было». Работой были увлечены все — режиссеры, художник, исполнители главных ролей и массовки. Для создания правдивой реальности постановщик ищет не только бытовые подробности, большое значение придает мизансценам, речи героев. Тщательно подбирает грим, одежду для персонажей.

Интересно, что Станиславский, сам исполнявший роль Сатина, подбирает себе сценический костюм в своем домашнем гардеробе. Вещи привезли в театр и здесь довели их до той степени ветхости, которая соответствует образу жизни персонажа. Спустя четыре месяца после создания пьесы, 18 31 декабря состоялась ее первая постановка. Она имела небывалый успех. Горький стал героем дня. Спектакль производил на зрителей огромное впечатление.

Актеры были правдивы в воплощении образов, каждый из них раскрывал прошедшее и настоящее своего героя. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества. Она наводила на мысль, что нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы уже потому, что он Человек! Но особенно важным был мотив будущего с призывом к «свободе — во что бы то ни стало», который очень тонко уловила публика. Зрители ощутили, что искусство открывает неведомую им ранее сторону жизни.

Так барон - обнишавший аристократ, который живёт прошлым и не может приспособиться к настоящему и будущему. Горький указывает на то, что за воровство его посадили в тюрьму и после выхода из неё человек потерял всякий смысл жизни. Так и Сатин, был телеграфистом в прошлом и тоже совершил преступление, заступившись за сестру, убил человека, за что отсидел в тюрьме.

Сатин озлобился на жизнь, так как ночлежка была его единственным местом жизни. В диалоге участвует и Бубнов - картузник, который никогда не имел собственного дела и всегда работал на кого-то. Автор отмечает Актёра, который в прошлом был актёром, но из-за постоянного пьянства его выгнали из театра, но из конца пьесы мы узнаём, что он кончает жизнь самоубийством.

Это и есть философский смысл драмы. В споре об истинном и ложном гуманизме в обществе побеждает тот, что говорит прямо и честно, даже рискуя навлечь на себя негодование. Горький в одном из монологов Сатина связывает правду и ложь со свободой человека. Независимость дается лишь ценой постижения и поиска истины. Вывод Каждый читатель вынесет для себя свой определенный вывод. Пьеса «На дне» может помочь человеку понять, что в жизни стоит всегда к чему-то стремиться, потому что это дает силы идти дальше, не оглядываясь назад. Не останавливаться с мыслями, что ничего не получится. На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново.

Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит — к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих. Критика Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения. Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах.

Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы. Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично. Сохрани у себя на стенке! Горького «На дне»». Автор: обучающейся группы СА-17 Гурин Н.

Руководитель: Груничева К. Горького «На дне» Премьера в театре Россия на рубеже веков Герои пьесы Философская проблематика пьесы Главная проблема пьесы Заключение Содержание 3 слайд Описание слайда: Пьеса «На дне» впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. Она поступила в цензуру 27 августа 1902 года, а 25 сентября о ней было дано заключение, согласно которому «во всей пьесе должны быть исключены отдельные фразы и резкие, грубые выражения... Почему «На дне»? В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. На премьере автора вызывали более 15 раз. Горький, наконец, вышел на вызовы один, - отмечал корреспондент газеты «Русское слово».

После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. Строительство велось на средства предпринимателя и благотворителя А. Обитатели приюта послужили прототипами пьесы Горького "На дне". Ночлежка признана объектом культурного наследия регионального значения. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы "На дне". Наверху надпись Горького: "Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха". В ночлежке оказался недавно из-за тяжелых обстоятельств - болезни жены - чувствует себя среди ночлежников чужим.

У него есть рабочее место, инструменты. К обитателям ночлежки относится с презрением «…Я - рабочий человек... К концу действия он становится терпимее и внимательнее к окружающим. Это «аристократ» в среде ночлежников - у него здесь отдельная комната. Для ночлежников свой человек. У него водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку Такой образ жизни не дает ему удовлетворения. Я грамотный... Надо так жить... Назови ты...

Несладко живу... В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем - распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин - своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. Кто закон терял - пропал!.. Не обижай человека - вот закон! Человек без имени, в обращении к нему ночлежники используют его былой титул. Неизвестно, что его бросило на «дно», скорее всего пьянство. Сочетание характерных для аристократа манер, словечек, остатков барского лоска с условиями грязной ночлежки часто создаст комический эффект в поведении этого самого, пожалуй, нелепого человека в пьесе.

От суровой и грязной жизни пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», она читает в пьесе, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. В окружающей ее жизни Настя не видит ничего светлого. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. И я помру… и ты… Чего жалеть? Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне". Ход урока I. Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А.

Горького "На дне". Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Толстого, "заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою". Литературный настрой, поэтическая пятиминутка. Переход к теме урока. Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне". В 1900 г. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится! Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.

В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже! Целовали меня, обнимали... Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал.

Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться. Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил - ждали Горького, чтобы только посмотреть на него. А работа над пьесой была сложной и напряженной. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" он еще не остановился на том или другом заглавии... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости". Работа аналитического характера по пьесе М.

Что происходит "на дне"? Может быть, и души? Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. Композиция пьесы предусматривает следующие части: Экспозиция - вступительная часть факультативная часть , которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где? Завязка - событие, с которого начинается действие. Развитие действия. Кульминация - наивысшая точка в развитии действия. Спад действия. Развязка - событие, которым заканчивается действие.

Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы: Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете. Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? Каковы их взгляды на жизнь? Какие события "завязываются" в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами? II-е действие начинается с песни "Солнце всходит и заходит", стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий.

Но только ли? Какова роль песни во II действии? Как с развитием действия меняются герои? Какие выходы видят они из создавшейся ситуации? Настя "отдушину" видит в чтении и вышивке, живет сказочными фантазиями о прошедшей, настоящей любви. Наташа тоже живет надеждами на лучшее, поэтому и защищает Настю: "Видно, вранье-то приятнее правды... Я - тоже... Выдумываю и - жду... Клещ думает вырваться: "Я рабочий человек", - заявляет он.

Пепел мечтает вырваться: "Лучше надо жить! А ты - молодая елочка - и колешься, а сдержишь... Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, - Честь безумцу, который навеет Как вы понимаете эти строки? IV действие начинается с того, что герои вспоминают о Луке. Как вы теперь охарактеризуете Луку? Место и роль человека в жизни. Нужна ли человеку правда? Возможно ли изменить жизнь? В судьбе героев пьесы "На дне" Горький увидел "вещественное преступление", которое совершается обществом.

Горький сумел показать в драме новых героев, которых еще не видела сцена - он вывел на нее босяков. Горький сумел прямо и недвусмысленно указать на "виновников преступления". В этом ее социальный и политический смысл пьесы, причина, по которой ее назвали пьесой - буревестником. Итоги урока.

Сочинение на тему: Смысл названия в пьесе На дне, Горький

В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. Ho любовный конфликт не может организовать сценического действия и стать основой драматургического конфликта хотя бы потому, что, разворачиваясь на глазах у ночлежников, он не затрагивает их самих. Они живо заинтересованы в перипетиях этих отношений, но не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями. Следовательно, любовный конфликт тоже не создает ситуации, которая могла бы лечь в основу конфликта драматургического. Еще раз повторим: предметом изображения в пьесе Горького оказываются не только и не столько социальные противоречия действительности или возможные пути их разрешения; его интересует сознание ночлежников во всей его противоречивости. Такой предмет изображения характерен для жанра философской драмы.

Мало того, он требует и нетрадиционных форм художественной выразительности: традиционное внешнее действие событийный ряд уступает место так называемому внутреннему действию. На сцене воспроизводится обыденная жизнь: происходят мелкие ссоры между ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает. Ho не эти обстоятельства оказываются сюжетообразующими. Философская проблематика заставляет драматурга трансформировать традиционные формы драмы: сюжет проявляется не в действиях героев, но в их диалогах; драматургическое действие переводится Горьким во внесобытийный ряд. В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим трагическим положением на дне жизни.

Завязкой конфликта оказывается появление Луки. Внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре их внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход к каждому из них. И это производит истинный переворот в жизни героев.

Развитие внутреннего действия начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже пьесы, и составляют его истинную суть. Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; Актер, спившийся человек, вспоминает о творчестве и всерьез задумывается о возвращении на сцену; «потомственный» вор Васька Пепел находит в себе стремление к честной жизни, хочет уехать в Сибирь и стать там крепким хозяином. Мечты обнаруживают истинную человеческую суть героев Горького, их глубину и чистоту. Так проявляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев, их благородные устремления оказываются в вопиющем противоречии с их теперешним социальным положением.

Устройство общества таково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть. Лука с первого момента своего появления в ночлежке отказывается видеть в ночлежниках жуликов. Истоки такой позиции — в наивном антропологизме Луки, который полагает, что человек изначально хорош и лишь социальные обстоятельства делают его плохим и несовершенным. Этот рассказ-притча Луки проясняет причину его теплого и доброжелательного отношения ко всем людям — в том числе и к тем, кто оказался на «дне» жизни. Позиция Луки предстает в драме очень сложной, и авторское отношение к нему выглядит неоднозначным.

С одной стороны, Лука абсолютно бескорыстен в своей проповеди и в желании пробудить в людях лучшие, скрытые до поры стороны их натуры, о которых они даже и не подозревали — столь разительно контрастируют они с их положением на самом дне общества. Он искренне желает своим собеседникам добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. И под воздействием его слов герои действительно переживают метаморфозу. Актер перестает пить и копит деньги для того, чтобы отправиться в бесплатную лечебницу для алкоголиков, не подозревая даже, что она ему не нужна: мечта о возвращении к творчеству дает ему силы преодолеть свой недуг. Пепел подчиняет свою жизнь стремлению уехать с Наташей в Сибирь и там встать на ноги.

Мечты Насти и Анны, жены Клеща, вполне иллюзорны, но и эти мечты дают им возможность ощутить себя более счастливыми. Настявоображает себя героиней бульварных романов, проявляя в своих мечтах о несуществующем Рауле или Гастоне подвиги самопожертвования, на которые она действительно способна; умирающая Анна,мечтая о загробной жизни, тоже отчасти уходит от ощущения безысходности: Лишь Бубнов даБарон, люди совершенно безразличные к другим и даже к себе самим, остаются глухими к словам Луки. Позицию Луки обнажает спор о том, что такое правда, возникший у него с Бубновым и Бароном, когда последний безжалостно разоблачает беспочвенные мечты Насти о Рауле: «Вот... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... Ho только ли ложь утверждает Лука?

В нашем литературоведении долго господствовала концепция, согласно которой Горький однозначно отвергает утешительную проповедь Луки. Ho позиция писателя сложнее. Авторская позиция выражается в первую очередь в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как рассчитывали герои и в чем убеждал их Лука. Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, осужденный за убийство Костылева.

Актер, потерявший веры в свои силы, в точности повторит судьбу героя притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Доверяя герою рассказать этот сюжет, Горький и сам в четвертом акте обыграет его, сделав прямо противоположные выводы. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать надежды, пусть иллюзорной. Горький же через судьбу Актера уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к петле. Ho вернусь к предшествующему вопросу:в чем обманул обитателей ночлежки Лука?

Актер обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся в том, что надежда, которую Лука вселил в их души, — ложная. Ho ведь он и не обещал вывести их со дна жизни — он просто поддержал их робкую веру в то, что выход есть и что он не заказан для них. Ta вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочной и с исчезновением героя, который способен был поддерживать ее, тут же угасла. Все дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их сделать хоть что-то немногое для того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, обрекающим их на существование в ночлежке Костылевых.

Поэтому главное обвинение автор адресует не Луке, а героям, неспособным найти в себе силы противопоставить свою волю действительности. Так Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь теплый отклик находит Лука в их сердцах: ведь он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятельствами и вовсе не склонен винить самих героев в неудавшейся жизни.

Сложности с постановкой в России продолжались весь дореволюционный период, и, конечно же, в Императорском театре «На дне» была запрещена строжайше. Однако, её ставили неоднократно в театрах столицы и провинций и даже за рубежом — произведение переведено на множество языков и было поставлено во многих крупных театрах мира, где неизменно имело успех у зрителя. В 1910-е годы в Венгрии вышла первая экранизация пьесы, которая стала лишь первой из десяти. Стоит отметить, что первая советская экранизация появилась лишь в 1952 году… Самая поздняя экранизация дебютировала в 2014 году, в современной адаптации режиссёр В. Текст пьесы остаётся неизменным до сегодняшнего дня, машинописный оригинал хранится в Народной библиотеке Горького с последними правками автора. Как и любое гениальное произведение, пьеса не устарела, она применима к реалиям жизни и спустя почти сто двадцать лет своего существования. Разве не заставят сегодня задуматься слова Луки: «Человек — все может…лишь бы захотел…»? О том, кто виноват в наших бедах — общество, государство или мы сами? Оцените статью.

Обитатели никого не слушают в диалоге, а лишь пытаются оправдать себя, каждый персонаж видит жизнь в ночлежке под разным углом. Писатель показывает, что их всех объединяет ненависть к миру обывателей, пренебрежение к чужой и даже своей жизни. В заключении хочется сказать, что Максим Горький подобрал самое подходящее название для пьесы о нищих людях. В драме автор доказал, что каждый имеет право на жизнь, право выбора и свободу независимо от того, где он находится. Босяков можно называть "бывшими людьми", которые не способны действовать, подняться со "дна".

Ho и это не может стать основанием драматургического конфликта — ведь это напряжение тоже лишено динамики, все попытки героев уйти со «дна» оказываются бесперспективными. Даже появление полицейского Медведева не дает импульса развитию драматургического конфликта. Возможно, драму организует традиционный любовный конфликт? Действительно, такой конфликт присутствует в пьесе. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены Костылева, самого хозяина ночлежки и Наташи. Экспозицией любовного сюжета оказывается появление в ночлежке Костылева и разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка любовного конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей обогащают Пепла, возрождают его к новой жизни. Кульминация любовного конфликта принципиально вынесена за сцену: мы не видим, как именно Василиса ошпаривает кипятком Наташу, лишь узнаем об этом по шуму и крикам за сценой и разговорам ночлежников. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Разумеется, любовный конфликт является и гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека, и самые возвышенные чувства, даже любовь, ведут не к обогащению личности, но к смерти, увечью и каторге. Развязав таким образом любовный конфликт, Василиса выходит из него победителем, достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Ваське Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. Ho любовный конфликт не может организовать сценического действия и стать основой драматургического конфликта хотя бы потому, что, разворачиваясь на глазах у ночлежников, он не затрагивает их самих. Они живо заинтересованы в перипетиях этих отношений, но не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями. Следовательно, любовный конфликт тоже не создает ситуации, которая могла бы лечь в основу конфликта драматургического. Еще раз повторим: предметом изображения в пьесе Горького оказываются не только и не столько социальные противоречия действительности или возможные пути их разрешения; его интересует сознание ночлежников во всей его противоречивости. Такой предмет изображения характерен для жанра философской драмы. Мало того, он требует и нетрадиционных форм художественной выразительности: традиционное внешнее действие событийный ряд уступает место так называемому внутреннему действию. На сцене воспроизводится обыденная жизнь: происходят мелкие ссоры между ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает. Ho не эти обстоятельства оказываются сюжетообразующими. Философская проблематика заставляет драматурга трансформировать традиционные формы драмы: сюжет проявляется не в действиях героев, но в их диалогах; драматургическое действие переводится Горьким во внесобытийный ряд. В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим трагическим положением на дне жизни. Завязкой конфликта оказывается появление Луки. Внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре их внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход к каждому из них. И это производит истинный переворот в жизни героев. Развитие внутреннего действия начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже пьесы, и составляют его истинную суть. Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; Актер, спившийся человек, вспоминает о творчестве и всерьез задумывается о возвращении на сцену; «потомственный» вор Васька Пепел находит в себе стремление к честной жизни, хочет уехать в Сибирь и стать там крепким хозяином. Мечты обнаруживают истинную человеческую суть героев Горького, их глубину и чистоту. Так проявляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев, их благородные устремления оказываются в вопиющем противоречии с их теперешним социальным положением. Устройство общества таково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть. Лука с первого момента своего появления в ночлежке отказывается видеть в ночлежниках жуликов. Истоки такой позиции — в наивном антропологизме Луки, который полагает, что человек изначально хорош и лишь социальные обстоятельства делают его плохим и несовершенным. Этот рассказ-притча Луки проясняет причину его теплого и доброжелательного отношения ко всем людям — в том числе и к тем, кто оказался на «дне» жизни. Позиция Луки предстает в драме очень сложной, и авторское отношение к нему выглядит неоднозначным. С одной стороны, Лука абсолютно бескорыстен в своей проповеди и в желании пробудить в людях лучшие, скрытые до поры стороны их натуры, о которых они даже и не подозревали — столь разительно контрастируют они с их положением на самом дне общества. Он искренне желает своим собеседникам добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. И под воздействием его слов герои действительно переживают метаморфозу. Актер перестает пить и копит деньги для того, чтобы отправиться в бесплатную лечебницу для алкоголиков, не подозревая даже, что она ему не нужна: мечта о возвращении к творчеству дает ему силы преодолеть свой недуг. Пепел подчиняет свою жизнь стремлению уехать с Наташей в Сибирь и там встать на ноги. Мечты Насти и Анны, жены Клеща, вполне иллюзорны, но и эти мечты дают им возможность ощутить себя более счастливыми. Настявоображает себя героиней бульварных романов, проявляя в своих мечтах о несуществующем Рауле или Гастоне подвиги самопожертвования, на которые она действительно способна; умирающая Анна,мечтая о загробной жизни, тоже отчасти уходит от ощущения безысходности: Лишь Бубнов даБарон, люди совершенно безразличные к другим и даже к себе самим, остаются глухими к словам Луки. Позицию Луки обнажает спор о том, что такое правда, возникший у него с Бубновым и Бароном, когда последний безжалостно разоблачает беспочвенные мечты Насти о Рауле: «Вот... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... Ho только ли ложь утверждает Лука? В нашем литературоведении долго господствовала концепция, согласно которой Горький однозначно отвергает утешительную проповедь Луки. Ho позиция писателя сложнее. Авторская позиция выражается в первую очередь в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как рассчитывали герои и в чем убеждал их Лука. Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, осужденный за убийство Костылева.

Работа № 87948

8. Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Московского Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького. Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева. Максим Горький. «На дне». В начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. «На дне» была задумана раньше, чем «Мещане», замысел «Дачников» обозначился еще до первой премьеры «На дне».

Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ первой сцены пьесы М. Горького «На дне»)

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева. Максим Горький. «На дне». Пьеса Максима Горького "На дне" была написана в 1902 году. Автор очень долго обдумывал название пьесы, среди которого были "На дне жизни", "Дно", "Ночлежка". Но как мы видим Горький остановился именно на заглавии "На дне" и ведь не просто так. В 1902 году Горький написал На дне. В процессе работы Максим Горький несколько раз изменял заглавие произведения. Были такие варианты, как «Дно», «Ночлежка». Окончательный вариант названия появился уже на афишах премьеры.

Краткая история создания пьесы «На дне» Горького

Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке? по пьесе На дне (Горький А. М.) 1902 год стал периодом написания М. Горьким социально-философской драмы «На дне». Над пьесой «На дне» Максим Горький трудился два года. Автор хотел создать «босяцкую» пьесу, действующими лицами которой были бы исключительно представители социальных низов. В пьесе «На дне» Горький децентрализовал интригу и отказался от главного героя, найдя новое единство, объединяющее пестроту характеров, лиц, типажей. В основу сценического характера автор положил жизненную философию героя, его основную мировоззренческую установку.

почему пьеса горького называется на дне

8. Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Московского Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Горький долго искал своему кратко. Алексей Максимович Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, был одним из крупнейших русских писателей и драматургов. Именно он придумал и впервые использовал на афишах заглавие «На дне». Смысл пьесы «На дне» Максима Горького и ее названия. Пьеса «На дне» была написана молодым, но уже популярным Горьким в 1901-1902 году специально для Московского художественного театра.

Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ первой сцены пьесы М. Горького «На дне»)

Вопрос Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе? Ответ В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Экспозиция этого конфликта — разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги.

Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они — заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…» Вопрос В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе? Ответ Любовный конфликт становится гранью социального конфликта.

Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий , которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители. Вопрос Что напоминает вам эта ночлежка?

Ответ Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира , из которого были выкинуты ее обитатели. Здесь тоже имеются свои «хозяева», полиция, проявляется то же отчуждение, вражда, те же пороки. Заключительное слово учителя Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии — в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта.

Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы. Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму. Домашнее задание Подготовиться к уроку-диспуту о Луке. Для этого: отметить или выписать его высказывания о людях, о правде, о вере.

Определить композиционные элементы пьесы. Почему Чехов считал последний акт лишним? Литература Д. Мурин, Е. Кононова, Е.

Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. I полугодие.

Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова - пьесы утонченных настроений, переживаний. У Горького - столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности.

Одна за другой появляются его драмы , многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» 1901 , «На дне» 1902 , «Дачники» 1904 , «Дети солнца» 1905 , «Варвары» 1905. Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» - из жизни босяков, шулеров, проституток - и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души. Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «...

Из-за «обилия лояльности», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога 1. Свойственная всей литературе начала XX в.

Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня с ее реплики начинается пьеса продолжает начатый за сценой спор с Клешем. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день».

Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз». В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова , имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет занимаясь скорняжным делом : «А ниточки-то гнилые... Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных. Своеобразие внутреннего развития пьесы Обстановка изменяется с появлением Луки.

Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями. Роль Луки в таком исходе очень значительна.

Чехову, чьё влияние на его литературную мысль тогда было решающим. В тот период своей жизни он был увлечён пьесами Чехова, их постановками на театральной сцене, игрой актёров и работой режиссёров, что помогло ему во время работы в новом для него жанре. Вторая чистовая рукопись, с рабочим названием «На дне жизни», была передана в издательство. Название «На дне» впервые увидело свет только на афишах Московского художественного театра, когда произведение прошло тернистый путь сквозь критику и цензуру, от издания до постановки. Однако, её ставили неоднократно в театрах столицы и провинций и даже за рубежом — произведение переведено на множество языков и было поставлено во многих крупных театрах мира, где неизменно имело успех у зрителя.

В 1910-е годы в Венгрии вышла первая экранизация пьесы, которая стала лишь первой из десяти. Стоит отметить, что первая советская экранизация появилась лишь в 1952 году… Самая поздняя экранизация дебютировала в 2014 году, в современной адаптации режиссёр В. Текст пьесы остаётся неизменным до сегодняшнего дня, машинописный оригинал хранится в Народной библиотеке Горького с последними правками автора. Как и любое гениальное произведение, пьеса не устарела, она применима к реалиям жизни и спустя почти сто двадцать лет своего существования. Разве не заставят сегодня задуматься слова Луки: «Человек — все может…лишь бы захотел…»? О том, кто виноват в наших бедах — общество, государство или мы сами? Несмотря на то что жанр пьесы автором так и не был определен по классической классификации он ближе всего к жанру трагедии. Пьеса написана в импрессионистическом стиле,[1] что отразилось в наличии разреженной фабулы и в отсутствии главного героя и острого столкновения характеров и идеологий, герои лишены так называемого амплуа и переживают конфликт не друг с другом, а с жизнью. Вслед за Чеховым Горький стремился передать ситуацию жизни, создать атмосферу течения жизни, обыденности благополучия-неблагополучия.

Чтобы в этой на первый взгляд «бессобытийности» выделились внутренние побуждения героев. Только в отличии от чеховских пьес утонченных настроений-переживаний, он создавал пьесу сосуществования неоднородных мироощущений. Динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения.

При этом читатель сразу замечает отсутствие деления персонажей на положительных и отрицательных героев. Они все одинаково далеко...

Горького «На дне» была написана в период, когда человек, в сущности, обесценился. Она имела колоссальный успех на сценах театров. Это объяснялось тем, что автор мастерски... Смысл названия пьесы «Вишневый сад» План Истоки названия пьесы Название как отражение судеб героев Символизм названия пьесы Истоки названия пьесы Последняя пьеса А. Чехова вызывала споры как в начале XX века, так и сейчас....

Почему образ Луки вызывает подчас противоположные оценки читателей, зрителей и критиков по пьесе На дне Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. Она имела большой успех и была поставлена на сценах многих театров, российских и зарубежных, — настолько достоверно и ярко автор... Пьеса сразу же вышла на сцену МХТ, и каждый... Гуманизм пьесы М.

Горького «На дне». На дне Горький М Гуманизм пьесы М. Россия конца 1890-х-начала 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время резко обострившихся противоречий между «верхами» и «низами». Россия стояла накануне великих перемен,...

Первоначально автор называл ее «Ночлежка», «На дне жизни», а затем... Смысл названия пьесы «Гроза» Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо дает читателю хоть немного понять, о чем будет идти речь. Какую правду о человеке мечтал создать Горький в пьесе «На дне»? Речь идет о созданной Горьким в 1902 году гениальной философской драме «На дне», породившей огромную критическую литературу и получившей небывалую по широте и многообразию сценическую жизнь. Не будет преувеличением сказать,...

Смысл названия и символика пьесы «Гроза» Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот прием в комедии » Горе от ума «. Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть... Смысл названия пьесы А.

Чехова «Вишневый сад» 1. Вишневый сад как место действия и основа сюжета пьесы. Значение вишневого сада в настоящем, прошлом и будущем персонажей пьесы. Сопоставление вишневого сада с Россией. Название пьесы А....

Многие его произведения были не раз экранизированы, ставились на сцене театра, получали награды. Одним из... В ней изображена вся неприглядная правда жизни людей того времени, опустившихся на самое... Какой след в жизни ночлежников оставил странник Лука? Начало ХХ века было сложным для России временем: повсюду царили бедность, бесправие и безысходность, человеческая жизнь потеряла ценность.

Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой. Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен. Лука, о котором подробно мы будем говорить на следующем уроке, призван выявить сущность каждого. Барон и Бубнов — третья группа.

Первый из них постоянно живет прошлым, вспоминая сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели. Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает. Второй — Бубнов — тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов — равнодушный циник. Для него понятны только факты, они — «упрямая вещь». Правда Барона и Бубнова — жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины. Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью.

Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке. Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его «Не обижай человека! Каков конфликт драмы? Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду.

Она лишила права на работу Клеща, на семью — Настю, на профессию — Актера, на былой комфорт — Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство — Пепла, беспробудный запой — Бубнова, проституцию — Настю. Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим? Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов. Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе? В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Экспозиция этого конфликта — разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом.

Завязка этого конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они — заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…» В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе? Любовный конфликт становится гранью социального конфликта.

Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий