Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 г. («Об усовершенствовании государственного порядка»), подписан Николаем II в момент наивысшего подъема Октябрьской всероссийской политической стачки. В структурном плане в нем выделялось две части – «Образование министерств» и «Общий наказ министерствам». Таким образом, центральные органы управления по Манифесту имели единое общее организационное устройство.

«манифест 17 октября 1905 года оказался сюрпризом для всей страны»

По воцарении Александра он был переведен в новообразованный Непременный совет, где в звании статс-секретаря ему поручено было управлять Экспедицией гражданских и духовных дел. Когда были образованы министерства, министр внутренних дел граф Кочубей перезвал его в свою канцелярию с оставлением в прежней должности статс-секретаря при Государственном совете. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г. С 1806 г. Александр, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад.

С тех пор они сблизились. Отправляясь на свидание с Наполеоном в Эрфурт 1808 , император взял с собой Сперанского для докладов по гражданским делам. В Эрфурте Сперанский, отлично владевший французским языком, сблизился с представителями французской администрации, присмотрелся к ним и многому от них научился. Раз на балу, говорят, император спросил Сперанского, как ему нравятся чужие края в сравнении с отечеством.

По возвращении в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ. Этот план отличается особенностями, которые имеют тесную связь с характером и складом ума его составителя. Впечатлительного, более восприимчивого, чем деятельного, Александра подкупило обаяние этого блестящего ума, твердого, как лед, но и холодного, как лед же. Сперанский был лучшим, даровитым представителем старого, духовно-академического образования.

По характеру этого образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время. Ум его вырос в упорной работе над отвлеченными понятиями и привык с пренебрежением относиться к простым житейским явлениям, или, говоря философским жаргоном, к конкретным, эмпирическим фактам жизни. Это был Вольтер в православно-богословской оболочке. Но Сперанский имел не только философский, но еще и необыкновенно крепкий ум, каких всегда бывает мало, а в тот философский век было меньше, чем когда-либо.

Упорная работа над отвлеченностями сообщила необыкновенную энергию и гибкость мышлению Сперанского; ему легко давались самые трудные и причудливые комбинации идей. Благодаря такому мышлению Сперанский стал воплощенной системой, но именно это усиленное развитие отвлеченного мышления составляло важный недостаток в его практической деятельности. Продолжительным и упорным трудом Сперанский заготовил себе обширный запас разнообразных знаний и идей. В этом запасе было много роскоши, удовлетворявшей изысканным требованиям умственного комфорта.

Было, может быть, даже много лишнего и слишком мало того, что было нужно для низменных нужд человека, понимания действительности у него больше политических схем, чем идей ; в этом он походил на Александра, и на этом они сошлись друг с другом. Но Сперанский отличался от государя тем, что у первого вся умственная роскошь была прибрана и стройно расставлена по местам, как дорогие безделки в уборной опрятной светской женщины. Со времен Ордин-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий. Это была воплощенная система.

Ворвавшись со своими крепкими неизрасходованными мозговыми нервами в петербургское общество, уставшее от делового безделья, Сперанский взволновал и встревожил его, как струя свежего воздуха, пробравшаяся в закупоренную комнату хворого человека, пропитанную благовонными миазмами. Но в русский государственный порядок он не внес такого движения, как в окружавшую его петербургскую правительственную среду. Тому причиной был самый склад его ума. Это был один из тех сильных, но заработавшихся умов, которые, без устали все анализируя и абстрагируя, кончают тем, что перестают понимать конкретное.

Сперанский и доработался было до этого несчастия. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему туго давалось тогда понимание действительности, т. Приступив к составлению общего плана государственных реформ, он взглянул на наше отечество, как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно математически правильные государственные построения. Он и начертал такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал.

Но когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России. Нет надобности подробно излагать этот неосуществившийся план. По словам Сперанского, «весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти более достоинства и истинной силы». План его излагал основания уравнения русских сословий пред законом и новое устройство управления.

Они напоминают нам о важности соблюдения принципов права и справедливости, о необходимости развития образования и культуры, а также об уважении и наследии наших предшественников. Манифесты императора Александра I Вступление: Манифесты императора Александра I — это значимые правительственные документы, выданные в период его правления с 1801 по 1825 год. Эти манифесты отражают главные идеи и цели императора Александра I, а также его реформаторские устремления в различных сферах жизни российского общества. В данной статье мы разберемся, какие важные моменты они касались и какие изменения они внесли в Российскую Империю. Манифест об отмене крепостного права 1801 Первым и, пожалуй, самым значимым манифестом Александра I был манифест об отмене крепостного права, который был подписан им в 1801 году. Этот документ стал первым шагом на пути к освобождению крестьян от крепостной зависимости и рассматривался как важный вехой в развитии Российской Империи. Итог: Манифест об отмене крепостного права оказал существенное влияние на общество, особенно на крестьянство. Впервые в истории России был провозглашен принцип свободы человека и его неделимых прав, что стало одной из важнейших вех в истории страны. Манифест о вводе метрической системы 1812 Еще одним важным манифестом Александра I был манифест о вводе метрической системы, который был подписан в 1812 году. Это было важное изменение в сфере измерений и стало частью общих усилий Александра I по модернизации и развитию страны.

Итог: Метрическая система, введенная по манифесту Александра I, существует и по сей день, она является одним из важнейших и унифицированных систем измерений во всем мире. Это важное достижение, которое улучшило точность измерений и стандартизировало их в Российской Империи. Манифест о вольности совести 1803 Манифест о вольности совести, принятый в 1803 году, стал одним из главных документов, устанавливающих свободу религии в Российской Империи. Этот манифест пропагандировал принцип равноправия вероисповеданий и отмечал значимость свободы совести и ее неделимое право каждого человека. Итог: Манифест о вольности совести Александра I имел важные последствия и оказал положительное влияние на развитие религиозных отношений в Российской Империи. Эта мера улучшила положение различных конфессий и способствовала укреплению религиозного многообразия и толерантности. Манифест о ликвидации Государственного секретариата 1810 Манифест о ликвидации Государственного секретариата, который был принят Александром I в 1810 году, стал важным реформаторским шагом в области управления. Он установил новую систему управления страной, которая была эффективнее, более ответственной и более открытой для общества.

Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил.

Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей в правительственных изданиях. Одновременно с вышеуказанными реформами затронуты были и общественные отношения. Здесь также заявлено было направление, в каком предполагалось действовать: направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях. Но в неофициальном комитете император признавался, что он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна. Нельзя не отметить реформы Александра 1 в области образования. Реформацией в этой области, а также в области печати было призвано руководить учрежденное в 1803 году Министерства народного просвещения. В этом же году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней — приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.

Помимо существовавшего с 1755 года Московского университета в 1802-1804 гг. В 1804 году в Петербурге основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в университет. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I. По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру «Устав о цензуре». Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий. Гнушаясь бессмысленным правилом удержать умы в невежестве, чтобы властвовать тем спокойнее, он употребил миллионы для основания университетов, гимназий, школ… К сожалению, видим более убытка для казны, нежели выгод для Отечества…»[3] Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: не всегда решения и указы были согласованы один с другим, велись чрезвычайно торопливо. Так, новые центральные ведомства, министерства, явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй.

Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ. Это было участие в двух коалициях против Франции — в 1805 г. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. Собранные им наблюдения, поселили в нем недовольство к окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора, заседания проводились все реже. Требовался принципиально новый подход к решению задач. Для продолжения преобразований Александру 1 нужны были новые люди, не столь тесно связанные с верхушкой российской знати преданные ему лично. Это место занял человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. Им был Михаил Михайлович Сперанский.

Деятельность М. Сперанского 2. Сперанского Михаил Михайлович Сперанский родился в январе 1772 г. Отец определил его в Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. После окончания в 1792 г. Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом. С 1795 г. Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Он думал ехать за границу и довершить свое образование в немецких университетах.

Петербургский митрополит Гавриил рекомендовал его в качестве личного секретаря князю Куракину. В 1796 г. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле он получил известность в петербургском чиновном мире. В январе 1797 г. Сперанский получил чин титулярного советника, в апреле того же года — коллежского асессора этот чин давал личное дворянство , в январе 1798 г. В ноябре 1798 г. Его счастливая жизнь была недолгой — в сентябре 1799 г. Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления.

По характеру своего образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время. Ум его вырос в упорной работе над отвлеченными понятиями и привык с пренебрежением относиться к простым житейским явлениям. Сперанский имел необыкновенно крепкий ум, каких всегда бывает мало, а в тот философский век было меньше, чем когда-либо. Упорная работа над отвлеченностями придала необыкновенную энергию и гибкость мышлению Сперанского. Ему легко давались самые трудные и причудливые комбинации идей. Благодаря такому мышлению Сперанский стал воплощенной системой, но именно это усиленное развитие отвлеченного мышления составляло важный недостаток в его практической деятельности. Продолжительным и упорным трудом Сперанский заготовил себе обширный запас разнообразных знаний и идей. В этом запасе было много роскоши, удовлетворявшей изысканным требованиям умственного комфорта, было, может быть, даже много лишнего и слишком мало того, что было нужно для низменных нужд человека, для понимания действительности. В этом он походил на Александра, и на этом они сошлись друг с другом. Но Сперанский отличался от государя тем, что у первого вся умственная роскошь была прибрана и стройно расставлена по местам.

Самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. По воцарении Александра он был переведен в новообразованный Непременный совет, где ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Сперанский был назначен на пост статс-секретаря при государственном секретаре Трощинском, а в июле того же года получил чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство. В 1802 г. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г. В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя как сторонник постепенного преобразования самодержавия в конституционную монархию на основе продуманного плана. В 1806 году, когда первые сотрудники императора удалялись от императора один за другим, министр внутренних дел Кочубей во время своей болезни послал вместо себя Сперанского с докладом к Александру. Встреча с ним произвела на Александра большое впечатление. Император, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. Сначала он приблизил к себе Сперанского как «делового секретаря», а затем как ближайшего помощника: стал давать ему личные поручения и брать с собой в частные поездки.

В сентябре 1808 г. Александр взял Сперанского на встречу в Эрфурте с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. Кроме военных и дипломатических сфер в поле зрения Сперанского перешли все стороны политики и управления Россией, а в конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России. Тогда же он был назначен товарищем министра юстиции. Внешнеполитическая обстановка вынудила императора отвлечься от преобразовательных работ разорительные войны 1805-1807 гг. К 1809 году недовольство правительством приобрело такой размах, что Александр 1 счел необходимым несколько скорректировать свой политический курс и начать новый этап реформ. К концу 1809 года Сперанский по поручению императора, с его ведома и одобрения подготовил план государственных преобразований. Для работы над проектом Александр I передал Сперанскому все материалы Негласного комитета 1801-1803 гг.

Сперанский ежедневно встречался с императором и обсуждал каждый параграф плана. План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название «Введение к уложению государственных законов». Проект был готов и представлен Александру I в октябре 1809 г. Император признал его «удовлетворительным и полезным». Сперанский даже составил календарный план проведения его в жизнь в течение 1810-1811 гг. Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления. Необходимо облечь самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя и того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах. Сперанского Сперанский расчленял общество на основании различия прав. Из сего происходит следующие разделение состояний: 1 дворянство; 2 люди средняго состояния; 3 народ рабочий».

Люди среднего состояния купцы, мещане, государственные крестьяне имеют права гражданские общие, но не имеют особенных, а политические имеют «по их собственности». Народ рабочий крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических. Если вспомнить, что Сперанский имел в виду под общими гражданскими правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами — участие в государственном управлении, то можно понять, что проект Сперанского отвечал самым либеральным стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству. Но вместе с тем, рисуя две «системы» коренных законов, Сперанский изображал одну из них как уничтожающую самодержавную власть в ее существе, а другую — как облекающую власть самодержавную внешними формами закона с сохранением ее существа и силы. Указывая, что вторая система существует во Франции которой тогда увлекался Александр , Сперанский как бы соблазнял Александра следовать именно этой системе, так как при ней законом созданное представительство на деле находилось бы «под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной». С другой стороны, в сфере «особенных» гражданских прав, принадлежащих одному дворянству, Сперанский сохранял «право приобретать недвижимою собственность населенную, но управлять ею не иначе, как по закону». Эти оговорки сообщали будущему строю гибкость и неопределенность, которыми можно была пользоваться в любую сторону. Устанавливая «гражданскую свободу» для крестьян помещичьих, Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». Говоря о «народном представлении», Сперанский и при нем готов определять существо верховной власти как истинное самодержавие. Очевидно, что очень либеральный по принципам проект Сперанского мог быть очень умерен и осторожен в своем исполнении.

М Сперанского По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России.

Манифест 17 октября был одним из ключевых моментов в ходе революционных событий. Он был подписан императором Николаем II и заявлял о намерении государства провести первые шаги к политической реформе. В частности, манифест обещал увеличение гражданских свобод, признание прав людей и участие народных представителей в законотворческой и управленческой деятельности. Изначально манифест предполагал создание «Государственной думы» — законодательного органа, который должен был представлять интересы различных слоев населения и контролировать действия автократической власти. Манифест также гарантировал всеобщее избирательное право для мужчин, свободу слова, вероисповедания и собраний.

Манифест вызвал смешанные реакции среди населения. Некоторые приветствовали его как первый шаг в сторону политической реформы и сокращения влияния царского самодержавия. Однако другие считали, что манифест не достаточно радикален и потребовали более радикальных мер. Манифест 17 октября 1905 года оказал значительное влияние на последующие события в Российской империи, и его можно рассматривать как одну из точек поворота в истории страны. Он стал первым официальным признанием необходимости политических и социальных реформ, которые впоследствии привели к провозглашению Указа об основных гражданских свободах и созданию парламента — Государственной думы. Важность события Манифест 17 октября 1905 года был одним из самых значимых событий русской истории начала XX века.

В этом манифесте Николай II обещал ввести свободу слова, собраний и ассоциаций, а также установить первую в России конституцию и создать октябрьские парламентские учреждения. Манифест стал важным историческим знаком, который указывал на неизбежность политических изменений и требовал выполнения реформ. Он имел огромное значение для народа, который стремился к демократии и свободе. Манифест 17 октября 1905 года оказал серьезное влияние на дальнейшие события и стал одной из точек поворота в истории России. Он позволил создать базу для развития законодательной и парламентской системы в стране. Манифест также открыл двери для политических партий и движений, которые активно начали бороться за свои права и свободы.

Важность Манифеста 17 октября 1905 года не может быть переоценена. Этот момент оказал значительное влияние на последующий ход событий, приведших к Большевистской революции 1917 года и установлению советской системы правления. Манифест 17 октября 1905 года стал символом борьбы за свободу и справедливость, и его значение продолжает отражаться и в современной России.

Административная реформа Александра I

Разумеется, народ был недоволен тем, что им пытаются дать права лишь на бумаге. Демонстрации разгорались сильнее. В мае 1905 года на рассмотрение в Думу поступил новый законопроект, который предусматривал создание в России совершенно нового законотворческого органа, который бы стал своеобразным посредником между государем и народом — этот орган занимался бы рассмотрением предложений граждан и процессом внесения соответствующих поправок в официальное законодательство. Императору подобный законопроект не понравился, его содержание по приказу Николая 2 было изменено в пользу самодержавия и власти монархии. Когда бунты достигли пика, Николай 2 вынужден был вернуться к первой редакции нового законопроекта, потому что другой возможности остановить кровавые события не было.

Он издал приказ немедленно составить текст Манифеста. Манифест положил начало новому государственному строю — конституционной монархии.

Население это не устроило и выборы были проигнорированы, после чего началась новая волна революции в конце сентября начале октября 1905 года.

Под давлением новых обстоятельств премьер-министр Витте убедил Николая 2 создать новый закон, по которому Государственная Дума будет не просто создана, а будет наделены законодательной властью. Положения манифеста Манифест 17 октября 1905 года является отправной точкой в создании российского парламентаризма и политических партий. Однако основные положения манифеста были следующие: Дарование России политических прав и свобод.

Учреждение Государственной Думы, которая наделялась законодательной властью. Напомним, что несколько месяцами ранее провалилось создание Булыгинской Думы только из-за того, что тогда предполагалось создание законосовещательного органа. Все законы страны требовали обязательного их одобрения Думой Манифест был дополнен законом о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года.

Закон также крайне важен, поскольку он наделил правом голоса всех жителей России старше 25 лет. Голосование было непрямым. Оно шло для избрания выборщиков, которые в свою очередь выбирали депутатов в Государственной Думы.

Всего создавалось 4 курии: Городская. Выборы одноступенчатые. Выборы трехступенчатые.

Выборы четырехступенчатые. Даже беглый взгляд на систему выборов, которая сложилась в России к декабрю 1905 года, показывает, что наименьшее представительство в Думе была у рабочих. Это была осознанная реакция властей на революцию, где рабочие сыграли одну из ключевых ролей.

Император такой системой голосования пытался исключить активную часть населения из деятельности Государственной Думы. Завершая логические преобразования манифеста 17 октября, в феврале 1906 года Государственный Совет Российской Империи был преобразован в Верховную Палату Парламента. Реакция общественности Главный итог и главная позитивная реакция от Манифеста 17 октября 1905 года связаны с расколом антиправительственного лагеря на 3 группы: Либеральная буржуазия - «Цели революции достигнуты, а значит, революция должна быть закончена».

Меньшевики - «Локальные задачи революции решены, но Россия еще не готова к построению социализма, а значит революцию нужно останавливать». Большевики - «Правительство показало, что оно колеблется, а значит настало время его добить и изменить форму власть в стране». Раскол в антиправительственного лагере получился достаточно сильным, поэтому дальнейшее развитие революции было хаотичным и малоэффективным, и после Манифеста октября 1905 революция пошла на спад.

Можно ли считать Манифест от 17 октября первой Конституцией России? Очень часто Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от октября 1905 года называют первой русской Конституцией. Действительно ли это так?

Ответ скорее отрицательный, чем положительный. Достаточно взглянуть на сам текст Манифеста, который был опубликован в Петербургских Ведомостях. Манифест представлял собой документ всего из 4 пунктов.

Сложно представить, что полноценная Конституция может состоять всего из 4 пунктов. Поэтому гораздо правильнее говорить о Манифесте 17 октября 1905 года не как о полноценной Конституции России, а как о ее предшественнике. Такая трактовка обуславливается социальным положением Манифеста.

Ведь, несмотря на то, что он создавал Государственную Думу и выбранную систему, в которой принимали участие все сословия, выборы всё же были неравными. Это были непрямые выборы и неравные, поскольку Император осознанно отдал рабочим минимальное количество мест в Думе. Кроме того Император всегда мог Думу распустить в любой момент по своему усмотрению.

Вопрос Конституции в европейских государствах является достаточно важным. Многие западные страны пришли к этому намного раньше 1905 года. Например, если мы возьмем Францию, то сразу же после победы над Наполеоном, в 1814 году Бурбоны даровали Франции Конституцию.

Примерно в это же время и другие западноевропейские страны начали вводить Конституцию. Это отступление сделано, чтобы подойти к важнейшему вопросу - 1905 году в Европе было только 2 государства без Конституции и с абсолютной монархией: Российская империя и Османская империя. Обе стороны закончили не лучшим образом.

Османскую Империю подробно рассматривать не будем, а касательно России нужно отметить, что отсутствие Конституции и основные гражданских свобод стало главным мотивом революции 1905-1907 годов. После подавления революции власти только сделали видимость наличии свобод и создания Конституции. На самом деле изменений не было.

В результате возникла революция 1917 года, которая смела Российскую империю и династию Романовых. Николай 2 цеплялся за самодержавие, отказывался принимать реалии современного мира такими какими они были, и в результате потерял страну. Произошло ли ограничение власти монарха?

Одно из заблуждения о Манифесте 17 октября 1905 года заключается в том, что этот документ ограничил власть императора, и в результате в России произошло ограничение самодержавия. Сама постановка такого вопроса является абсурдной, поскольку еще задолго до 1905 года власть Императора в России была ограничена и не была всеобъемлющей. Единственное время, когда можно говорить о неограниченности монархии это эпоха от Петра 1 до эпохи Павла 1.

Чтобы это понять нужно знать, что неограниченная монархия это система управления, когда император грубо говоря может делать всё что захочет. Именно такая система была, например, при Петре 2. Однако, напомним, что Павел 1 издал манифест, согласно которому царь обязан передавать свою власть старшему наследнику по мужской линии.

Этот манифест и был ограничением самодержавия. Если при Петре 1 Император мог делать всё что угодно, в том числе и отдать власть бывшей куртизанке, то после манифеста Павла 1 император был обязан передать власть конкретному человеку. Что это, если не ограничение?

Именно поэтому мы и говорим что в России не было абсолютной монархии в 1905 году, о значит говорить о Манифесте октября 1905 года как об ограничении монархии нельзя. Говоря о Манифесте 17 октября нужно отметить, что ограничение власти императора было иллюзорным, поскольку: У императора было право наложить вето на любое решение Государственной Думы. Любой закон мог появиться только после одобрения его Императором.

У Императора было право в любой момент по собственному усмотрению и без каких-либо ограничений распустить Думу. Именно из-за этих ограничений некоторые историки говорят, что Манифест октября 1905 года это не ограничение власти монарха, а создание органов, которые только немного мешал в осуществлении всей полноты власти царя. Иллюзорность касается всего Манифеста, поскольку даже положение о создании незыблемых гражданских прав и свобод для населения оставался таковым только на бумаге.

Свобода слова, собраний и прочего осталось свободой только на бумаге. В истории России 1905 год занимает особое место.

Он внес значительные изменения в политическую, экономическую и культурную сферы общества. В первую очередь, манифест привел к сокращению власти монархии и установлению новых прав и свобод для граждан. Один из самых значимых изменений, которые были внесены манифестом, — это отмена крепостного права. С момента принятия манифеста, крестьяне стали свободными людьми и получили право на собственность. Это имело огромное значение для многих граждан, которые ранее были принудительно ограничены в своих правах и свободах. Манифест также привел к созданию гражданского общества и поддержал развитие самоуправления. Гражданам были предоставлены новые возможности для участия в политической жизни страны.

Были проведены реформы, направленные на развитие образования, науки, культуры и здравоохранения. Это позволило гражданам получить более широкий доступ к знаниям и повысить свой уровень жизни. Социальные и экономические изменения, внесенные манифестом, также сыграли важную роль в жизни граждан. Была установлена равноправность перед законом, введены новые экономические политики и меры поддержки предпринимательства. Это способствовало развитию новых отраслей промышленности, поддержке бизнеса и созданию новых рабочих мест.

Он привел к отмене крепостного права, созданию гражданского общества, развитию образования и науки, установлению равноправия перед законом и развитию экономики. Манифест стал отправной точкой для последующего развития России и важным шагом к усовершенствованию государственного порядка. Актуальность и значение манифеста в современном обществе Манифест, принятый статьей 23-й Главы II временного правительства, провозгласил принципы конституционной демократии, равенства перед законом, свободы совести, слова, печати и собраний. Эти принципы остаются основами государственного устройства многих современных стран и являются важным фундаментом правовой системы. Манифест также заявил о неприкосновенности частной собственности, что стало одним из ключевых условий для развития рыночной экономики и приватного предпринимательства.

Эти принципы остаются важными для создания благоприятных условий для бизнеса и экономического роста в современном обществе. Особое значение манифест имеет в контексте современных вызовов и проблем. В нем содержатся предложения и идеи по усовершенствованию государственного устройства, борьбе с коррупцией, укреплению правопорядка и защите прав граждан. Эти проблемы остаются актуальными и в современном обществе и требуют нахождения эффективных решений. Манифест об усовершенствовании государственного порядка порождает размышления о ценностях, провозглашенных в нем, и содействует формированию активной гражданской позиции. Он напоминает о необходимости бороться за права и свободы, соблюдать закон и участвовать в развитии страны. Актуальность и значение манифеста в современном обществе: — Принципы конституционной демократии — Свобода совести, слова, печати и собраний — Неприкосновенность частной собственности.

Смысл манифеста 17 октября 1905 года и его значение для истории России

Когда 16 октября среди петербургских либералов распространился слух, что принят проект не Витте, а Горемыки на, это сразу произвело на них удручающее впечатление. Витте указывал на два главных отличия его проекта от горемыкинского: 1 в проекте Витте говорилось, что царь предлагает правительству озаботиться о проведении реформ, а по проекту Горемыкина, царь прямо "даровал" реформы своим манифестом; 2 в проекте Горемыкина был опущен пункт о правах Государственной думы на законодательный почин. Ночью 16 октября министр двора Фредерикс приехал к Витте, чтобы убедить его подписать проект Горемыкина. До Витте он побывал у Трепова. Витте наотрез отказался. Этот ультиматум был тут же поддержан Николаем Николаевичем.

Фредерикс сообщил Витте, что великий князь докладывал царю о невозможности за недостатком войск прибегнуть к военной диктатуре. Фредерикс конфиденциально рассказал Витте о происшедшей во дворце сцене: "Великий князь вынимает из кармана револьвер и говорит - "ты видишь этот револьвер, вот я сейчас пойду к государю и буду умолять его подписать манифест и программу гр. Витте; или он подпишет, или я у него же пущу себе пулю в лоб из этого револьвера... Что заставило великого князя настаивать на подписании манифеста? Отсутствие у правительства надежных войск было так явно, что кандидат в диктаторы испугался.

Прежде чем говорить с царем, великий князь вызвал к себе зубатовца Ушакова, который был рабочим Экспедиции заготовления государственных бумаг, и советовался с этим провокатором, как, подействовать на рабочих. Ушаков убеждал Николая Николаевича сказать, "чтобы государь отрекся от самодержавия для своей же пользы, за что народ будет ему вечно благодарен"2. Необходимость пойти на уступки была так очевидна, что это, наконец, понял даже Николай II. Он написал своей матери: "Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу; затем была бы передышка и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силою; но это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы 1 Граф С. Витте "Воспоминания", Т.

Другой путь - предоставление гражданских прав населению - свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Госуд. Думу - это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь, говоря, что хотя он и рискованный, тем не менее единственный в настоящий момент. Почти все, к кому я ни обращался с вопросом, отвечали мне так же, как Витте, и находили, что другого выхода кроме этого нет"1. Витте рассказывает, как был подписан манифест.

Николай II обратился к Витте и сообщил, что он решил утвердить его доклад и подписать манифест. Затем Николай II встал, перекрестился, сел за стол и подписал манифест и доклад. В этот день в своем дневнике царь записал: "Подписал манифест в 5 часов. После такого дня голова стала тяжелой и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию"2.

Через год, 17 октября 1906 года, царь писал в дневнике: "Годовщина крушения и мучительных часов прошлого года! Славу богу, что оно уже пережито"3. В придворных кругах и среди членов семьи Романовых не было единодушного мнения о манифесте 17 октября. Успенский в своем очерке о царствовании Николая II рассказывает о бурной сцене, происшедшей во дворце после подписания манифеста. Царица Александра Федоровна уверяла впоследствии, что Витте вырвал манифест у царя, а черносотенная пресса, получавшая от казны субсидию через Александру Федоровну, прямо писала, что Витте - изменник, масон, подкуплен и т.

Иным было настроение Николая Николаевича. Возвращаясь в Петербург после подписания манифеста, он был весел и сказал Витте: "Сегодня 17 октября и 17 годовщина того дня, когда в Борках была спасена династия4. Думается мне, что и теперь династия спасается от не меньшей опасности сегодня происшедшим историческим актом"5. Манифест был компромиссом между царем и буржуазией. Витте не сумел добиться даже упоминания в манифесте слова "конституция", и все-таки союз был заключен.

Манифест начинался с указания на "великую и тяжкую скорбь", какой было преисполнено "сердце наше" то есть Николая II вследствие смут и волнений "в столицах и во многих местностях империи... На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли". Правительству поручалось: "Даровать населению незыблемые основы 1 "Красный архив". Александр III и его семья остались живы. Манифест обещал созвать законодательную Государственную думу и привлечь к выборам в нее и те классы населения, которые были лишены избирательных прав по положению о выборах в Булыгинскую думу.

Впрочем, это обещание тут же ограничивалось словами "в мере возможности" и ссылкой на краткость срока до созыва Думы. Манифест устанавливал, что все законы должны быть одобрены Государственной думой. Он обещал, что выборным от народа будет обеспечена "возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действии поставленных от нас властей"1. Вместе с манифестом под заголовком "Действия правительства. В том же номере был помещен "Всеподаннейший доклад статс-секретаря графа Витте", которому предшествовало коротенькое сообщение: "На подлинном его Императорскому Величеству, в Петергофе, в 17-й день октября 1905 года, благоугодно было собственноручно начертать: "принять к руководству".

В этом докладе Витте обещал, что первой задачей правительства будет осуществление основ правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности. Доклад говорил о преобразовании Государственного совета "на началах видного участия в нем выборных элементов"2. В дополнение к этому 19 октября был опубликован закон "о мерах к укреплению единства деятельности министров и главных управлений". Этим законом создавался кабинет министров с председателем премьер-министром во главе. Ему давалось право влиять на всех министров, за исключением военного, морского и в некоторой степени министра внутренних дел.

Реальная сила правительства - армия и полиция - оставалась в руках царя и его приближенных. Для либеральной буржуазии манифест 17 октября, открывший возможность участия буржуазии в политической власти, стал поворотным моментом от политики заигрывания с революцией к открытой измене ей и к заключению теснейшего союза с самодержавием. После октябрьских дней и обнародования манифеста либеральная буржуазия уже не старалась сохранить видимость враждебности царизму. Она все более откровенно показывала свое контрреволюционное лицо. Часть из них попрежнему поддерживала на словах требование конституции на "английский образец".

Они создали партию конституционных демократов кадетов. Другая часть избрала своей политической платформой манифест 17 октября. В ноябре 1905 года была создана партия "17 октября" "октябристы" , "... Эта партия крупной торгово-промышленной и землевладельческой буржуазии открыто поддерживала политику правительства. Переход буржуазии на сторону контрреволюции отметил и сам Николай II.

Он писал матери: "Как я тебе писал последний раз, настроение совершенно переменилось. Все прежние легкомысленные либералы, всегда критиковавшие каждую меру правительства, теперь кричат, что надо действовать решительно"4. Вместе с тем манифест 17 октября, будучи уступкой, к которой царизм был вынужден политической забастовкой, был первой крупнейшей победой революции. Эта победа воодушевила народные массы России. Сотня тысяч и миллионы людей, прежде не участвовавших в политической жизни, теперь во всех краях России устремились на митинги и собрания.

Митинги собирались в учебных заведениях, мастерских, театрах и под открытым небом. В корреспонденции из Петербурга в N 25 "Пролетария" центральном органе большевиков говорилось: "Нет ни одного, кажется, высш. Митингами бывают заняты не только актовые залы, но и чертежные аудитории, и т. X, стр. Так революционный народ осуществлял завоеванную им в октябрьские дни свободу слова, свободу собраний.

Пролетарские демонстрации, не ожидая осуществления обещанной царем частичной амнистии, шли к тюрьмам и освобождали политических заключенных. Революционным почином "захватным правом" рабочих осуществилась на некоторое время и свобода печати, так как союз типографских рабочих постановил не набирать и не печатать те газеты, которые будут посылать свои номера в царскую цензуру. Ни один издатель не осмелился нарушить запрет союза, а правительство не решилось тогда принять какие-либо меры. В Петербурге выходили три ежедневных социал-демократических газеты с тиражом в 50 - 100 тысяч экземпляров. Рабочий класс начал борьбу за завоевание революционным путем восьмичасового рабочего дня.

Советы рабочих депутатов, созданные революционным творчеством рабочих масс в дни исторической октябрьской политической стачки, укреплялись как новые, еще невиданные в истории центры восставшего народа и уже тогда рассматриваются большевиками как зачатки революционной власти, противопоставленной старой царской власти, еще не свергнутой, но уже расшатанной и ослабленной. В некоторых городах, например в Казани, наряду с освобождением политических заключенных происходило разоружение полиции и организация народной милиции. Революционное движение поднялось на более высокую ступень, подошло вплотную к вооруженному восстанию. Ленин писал об этом периоде: "Некоторые города России переживали в те дни период различных местных маленьких "республик", в которых правительственная власть была смещена и Совет Рабочих Депутатов действительно функционировал в качестве новой государственной власти. К сожалению, эти периоды были слишком краткими, "победы" слишком слабыми, слишком изолированными"2.

Николай II подписал не только манифест, но и указы о частичной амнистии политическим, о возвращении автономии Финляндии. Он согласился на отставку Трепова, разрешил Витте привлечь в министерство либералов. Но, уступая натиску революций, царь в то же время вдохновлял кровавую расправу с революционным народом. Избиения и расстрелы демонстрантов про- 1 "Вперед" и "Пролетарий". VI, стр.

В Москве и Ростове на Дону 18 октября произошло вооруженное столкновение демонстрантов с черной сотней. В Москве в этот день был убит только что освобожденный из тюрьмы тов. Погромы, карательные экспедиции и карательные поезда стали основными методами борьбы с революцией. Погромы были в 110 пунктах России, число убитых во время погромов достигло 4 тысяч человек. За весь 1905 год царскими властями было убито, по официальным сведениям, 14654 человека и ранено 18052 человека.

Здесь наряду с арифметикой и грамматикой преподавали историю, географию, физику. В губернских городах для дворянских детей учреждались гимназии, где основы наук изучались значительно более полно и основательно, чем в училищах низших ступеней. Из гимназий открывался путь в университет. Система носила сословный характер, но допускала исключения: при условии незаурядных успехов учащийся мог перейти из приходского училища в уездное, а оттуда — в гимназию. В целом реформы в области просвещения были неплохо продуманы и, казалось, вели к поставленной цели — созданию единой системы народного просвещения. Но с самого начала средств на это дело отпускалось недостаточно. Когда же начались войны с Наполеоном, финансирование системы просвещения было сведено к минимуму. Распустив Негласный комитет, Александр I не изменил своим реформаторским настроениям. Более того, после военных кампаний в 1805 — 1807 гг. Царю казалось все более опасным и ненадежным управлять исключительно с помощью чиновников-бюрократов; ему хотелось привлечь к государственной деятельности представителей различных слоев населения.

Работа по созданию проекта подобных преобразований была поручена Михаилу Михайловичу Сперанскому. Этот выходец из семьи бедного священника сделал блестящую карьеру благодаря своей работоспособности и многочисленным талантам. В 1809 г. Его основная идея заключалась в следующем: признавая для такого огромного и разнородного государства, как Россия, необходимость единой бюрократической, строго централизованной системы управления, Сперанский доказывал в то же время, что она, обеспечивая потребности государства, пренебрегает интересами народа. Поэтому бюрократическую систему необходимо дополнить другой, альтернативной, обслуживающей прежде всего местное население. Исходя из того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах. По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат. Сперанский предлагал создать на местах органы самоуправления — думы. В думы низшего уровня — волостные — должны были входить все местные землевладельцы и выборные от государственных крестьян; уездные думы состояли из депутатов, выбранных волостными думами; губернские — из депутатов, выбранных уездными думами.

Венчать же эту систему должна была Государственная дума, образуемая из депутатов от губернских дум. Этот орган проектировался Сперанским как законосовещательный: в Думе должны были обсуждаться новые законопроекты. При этом Дума могла обсуждать только те законопроекты, которые вносил в нее сам царь; окончательное решение по любому законопроекту также оставалось за царем. В помощь главе государства Сперанский предлагал создать еще и Государственный совет из назначаемых императором сановников. Госсовет должен был помогать царю определять, какие законопроекты следует вносить в Думу. Таким образом, план Сперанского вовсе не предусматривал ограничения царской власти или полномочий бюрократии на местах. Речь шла лишь о том, чтобы оказать самодержавно-бюрократической системе определенную поддержку, допустив выборных от населения к хозяйственной и государственной деятельности, и тем самым укрепить и хозяйство, и государство. Все сословия получали гражданские права, а два первых — права политические. Сперанский предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 г.

Подпись-автограф императора Александра I. Место и дата подписания — Санкт-Петербург, 8 сентября 1802 г. Имеются делопроизводственные пометы о слушании манифеста в Общем собрании Сената и Первом департаменте Сената 9 сентября 1802 г. Документ находится в составе дела, хранящегося в фонде 1329 — Именные указы и Высочайшие повеления Правительствующему Сенату коллекция. Александр I. Акты, юридически оформившие эт и преобразования также вошли в настоящую книгу. Их публикации предшествует вступительная статья профессора В. Томсинова, посвященная основным направлениям и особенностям законодательной политики Александра I. Первый том описывает события 1801—1825 гг. В предисловии автор говорит о своем стремлении беспристрастно показать Александра Павловича не только как государя, но и как человека. Не нам также решать вопрос, возвеличит или понизит предлагаемое исследование образ монарха.

Манифест императора Александра I об образовании Государственного Совета. Бумага, чернила. Подпись-автограф императора Александра I. Сперанским 1772—1839. В полномочия Государственного Совета входило рассмотрение новых законов, ежегодной сметы доходов и расходов государства, чрезвычайных мер внутренней и внешней политики.

Смысл манифеста 17 октября 1905 года и его значение для истории России

Безусловно, принятие Манифеста предупредило развитие дальнейших революционных настроений в обществе и стало важной вехой в его перестройке. Но это решение было лишь промежуточным шагом, поскольку не удовлетворяло в полной мере всех требований общества. начале 1906 гг.: законе об изменении Учреждения Государственной думы, а также новом Учреждении Государственной думы (от 20 февраля 1906 г.). Одной из главных российских политических партий, вплоть до 1917 года, стал «Союз 17 октября». Уже через четыре месяца после знаменитого октябрьского манифеста стало возможным проведение первых всероссийских выборов в первую Государственную Думу. Манифест был разработан по приказу Николая 2-го в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября. Автором Манифеста выступил С. Витте, полное название. Таким образом, Кровавое воскресенье сыграло важную роль в первой русской революции, усиливая недовольство народа и подталкивая к дальнейшим беспорядкам и протестам против царского режима. Описание манифеста и его значения.

Административная реформа Александра I

Манифест изменил систему государственного управления – появились Советы рабочих депутатов. Конституционное значение отечественного манифеста 17 октября 1905 года в восприятии нижегородского общественного и политического деятеля А.А. Остафьева (1905-1907 гг.). Значение его в системе управления было выражено в Манифесте 1 января определением, что в нём «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Охарактеризуйте новый орган управления страной, образованный 1 января 1810 г., укажите его название и главные функции. Манифест изменил систему государственного управления – появились Советы рабочих депутатов.

1905, 17 окт. издание манифеста «об усовершенствовании государственного порядка»

Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, подписанный Николаем II 17 октября 1905 г., был уступкой, на которую пошел император, чтобы подавить в стране стремительно нарастающее революционное движение. Вначале было решено провести реформы в области управления страной. Идеи об улучшении управления страной нашли своё отражение в министерской реформе Александра I. По указу 1802 г. существовавшая со времён Петра I система коллегий была упразднена. Урок по теме Манифест 17 октября 1905 г. Теоретические материалы и задания История, 9 класс. Его значение в системе управления было выражено в Манифесте от 1 января определением, что в нем "реализуются все части правительства в их основном отношении к закону и через него восходят к верховной власти". Манифест изменил систему государственного управления – появились Советы рабочих депутатов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий