1607 март

Уложение 9 марта 1607 года, которое устанавливало срок сыска беглых крестьян в 15 лет. Март 1607. Указы Шуйского о восстановлении добровольного холопства и о 15-летнем сроке сыска беглых частновладельческих крестьян. Временно возрастает лояльность дворянству. Лета 7115-го (1607 г.).

Восстание Ивана Болотникова

В обстановке катастрофического голода 1601—1603 годов царь Борис Годунов частично восстановил Юрьев день [1]. Лжедмитрий I также планировал при определённых обстоятельствах разрешить крестьянский выход [2]. После свержения Лжедмитрия в ходе восстания 1606 года и прихода к власти Василия Шуйского началось массовое повстанческое движение, в котором участвовали как крестьяне и казаки, так и мелкопоместное дворянство южных уездов. В ходе осады Москвы восставшими осенью 1606 года Шуйскому удалось переманить на свою сторону служилых людей под командование Ляпунова , Сумбулова и Пашкова и нанести поражение болотниковцам [3]. В начале весны 1607 года Шуйский деятельно готовился к подавлению мятежей, предпринимая меры по сплочению своих сторонников [4].

В этой обстановке 9 марта 1607 года царь Василий Шуйский, совместно с Думой и Освященным собором , приняли Уложение о крестьянах и холопах [5]. Основные пункты Уложения[ править править код ] В вводной части Уложения содержалась своеобразная краткая «историческая справка» по крестьянскому выходу от «царя Ивана» до Бориса Годунова и делался вывод что «ныне чинятся в том великие разпри и насилииа, многим разорения, и убивства смертные, и многие разбои, и по путем грабления», что и служило основанием для последующего «приговора». Уложение полностью отменяло крестьянский выход и предписывало до 1 сентября 1607 года удовлетворить челобитные по всем крестьянам, которые за предшествующие 15 лет «вышли за кого инаго», причем срок возврата устанавливался «до рождества христова» 1607 года. В случае затягивания с возвратом крестьян Уложение грозило ослушникам штрафами.

Принадлежность крестьян полагалось определять по «книгам 101-го году» т. В случае, если челобитные до 1 сентября поданы не будут, крестьяне остаются «за тем, за кем они ныне живут», будут записаны «в книги» и в течение следующих 15 лет «вывоз» крестьян и судебные тяжбы по этому вопросу запрещаются. Срок сыска беглых крестьян и холопов от «государя», определённого новым Уложением, также устанавливался в 15 лет. Уложение устанавливало штраф в 10 рублей за прием чужого крестьянина, плюс три рубля за каждый прожитый на новом месте год «пожилое» , плюс оплату за «двор» построенный на новом месте сам двор разрешалось не вывозить.

Крестьянина полагалось возвращать со всеми пожитками. Кроме того, если беглая женщина выходила замуж в «чужой отчине», то вместе с ней возвращался на прежнее место и её новый муж и все его пожитки, и дети кроме детей от предыдущих браков.

По наговору Бориса Годунова, не слушая советов старейших бояр, выход крестьяном заказал и у кого колико тогда крестьян было, книги учинил, и после от того начилися многие вражды, кромолы и тяжи суды. Царь Борис Федорович.

Введение к Соборному уложению 1607 г. Государь царь и великий князь Василий Иоанович всея Русии с отцом своим святейшим Гермогеном патриархом, со всем освященным собором и со своим царским синклитом, слушав доклада Поместной избы от бояр и дьяков, что переходом крестьян причинилися великие кромолы, ябеды и насилия немощным от сильных, чего де при царе Иоане Васильевиче не было, потому что крестьяне выход имели вольный; а царь Феодор Иоаннович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьяном заказал...

Это правительство продолжило боевые действия против сторонников Лжедмитрия II, а также начало борьбу со шведской интервенцией в Новгородской земле. Результат В поисках выхода из Смуты Земской собор и боярское правительство свергли династию Шуйских и пригласили на царство королевича Владислава — сына короля Речи Посполитой. В Москву был введен польский гарнизон. Последствия конфликта Ослабленное Смутой Русское государство стало объектом политических амбиций Швеции и Речи Посполитой. В то же время призвание на царство королевича Владислава стало важным и ценным опытом политической борьбы с самозванческим движением. Литература Источники: Азарьин С. Книга о чудесах преподобного Сергия. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Том 2 1598 - 1613. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Императорской Академии наук. СПб, 1836. Буссов К. Московская хроника 1584 - 1613. Мархоцкий Н. История Московской войны. Наседка И. Житие и подвиги преподобного отца нашего архимандрита Дионисия. Палицын А. М - Л, 1955. Русская историческая библиотека. Спб, 1875. Дневник Я. Сапеги 1608 - 1611. Классическая историография: Бибиков Г. Опыт военной реформы 1609-1610 гг. Платонов С.

Соборное уложение царя Василия Шуйского о крестьянах и холопах. 9 марта 1607.

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Подробная информация о событии этого периода времени. 1607 г. марта 9. Соборное уложение о запрещении перехода крестьян и о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян. Российский государственный архив древних актов. Уложение 9 марта 1607 года, которое устанавливало срок сыска беглых крестьян в 15 лет.

Соборное уложение царя Василия Шуйского 9 марта 1607 г. о крестьянах и холопах

Множество людей поверило в то, что этот человек является истинным сыном Ивана Грозного и имеет право занять русский трон. Вскоре после смерти Бориса Годунова весной 1605-го года Лжедмитрий Первый торжественно вступил в Москву и занял царский трон. Но через год в новом царе разуверились и в мае 1606-го он был убит в результате восстания. Одной из важнейших причин недовольства москвичей Лжедмитрием было то, что и он, и его жена Марина Мнишек откровенно отказывались исполнять православные обряды.

В частности, они отказались от причастия по православному обряду после своей свадьбы. После гибели Лжедмитрия и бегства Марины Мнишек, царем стал знатный московский боярин Василий Иванович Шуйский, который предпринял попытку поднять поколебавшийся авторитет власти с помощью Церкви.

В последние годы вновь преобладающим является определение «восстание». Говоря о восстании Разина, следует отметить, что большинство крупных восстаний начиналось на окраинах, поскольку там, с одной стороны, скапливалось много беглых, не обремененных большим хозяйством и готовых к решительным действиям, а с другой стороны, власть там была гораздо слабее, чем в центре страны. Никон - выходец из семьи мордовского крестьянина Мины, в миру - Никита Минин.

Патриархом стал в 1652 г. Отличавшийся непреклонным, решительным характером Никон обладал колоссальным влиянием на Алексея Михайловича, который называл его своим «собинным особенным другом». Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа - «Иисус» вместо «Исус».

Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению. Для верующих это было серьезным отступлением от традиционного канона. Ведь молитва, произнесенная не по правилам, не просто не действенна - богохульна! Наиболее упорными и последовательными противниками Никона стали «ревнители древнего благочестия» ранее патриарх сам входил в этот кружок.

Они обвиняли его во введении «латинства», ведь греческая церковь со времен Флорентийской унии 1439 г. Тем более, греческие богослужебные книги печатались не в турецком Константинополе, а в католической Венеции. Противники Никона - «старообрядцы» - отказались признавать проведенные им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 гг. Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник.

Бывший придворный священник, участник кружка «ревнителей древнего благочестия» пережил тяжелую ссылку, страдания, смерть детей, но не отказался от фанатического противостояния «никонианству» и его защитнику - царю. После 14-летнего заключения в «земляной тюрьме» Аввакум был заживо сожжен за «хулу на царский дом». Самым знаменитым произведением старообрядческой литературы стало «Житие» Аввакума, написанное им самим. Начались жестокие преследования раскольников. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала.

Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь» - самосожжение. Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676 г. Восставшие, считая, что Алексей Михайлович стал слугой Антихриста, отказались от традиционной для православия молитвы за царя.

Причины фанатического упорства раскольников коренились, прежде всего, в их уверенности, что никонианство - порождение сатаны. Однако сама эта уверенность питалась определенными социальными причинами. Основную же массу раскольников составляли крестьяне, уходившие в скиты не только за правой верой, но и за волей, от барских и монастырских поборов. Идеология раскола, строившаяся на неприятии всего нового, принципиальном отвержении любого иноземного влияния, светского образования, была крайне консервативна. Все восстания XVII в.

Участники событий действовали под влиянием отчаяния и стремления захватить добычу. Последние статьи из блога.

За подговор к бегству или вывозу крестьян полагалась «торговая казнь» и штраф в 10 рублей. По старым делам, кроме тех, которые должны были быть решены в 1607 года, санкции не применялись. Представители местных органов власти обязывались под угрозой строгого наказания постоянно контролировать состав населения и производить розыск о каждом новом появившемся крестьянине. После рассмотрения дела на суде у казначея или наместника предусматривалась возможность выхода на волю холостых холопов без согласия владельца, если владелец их не женит не выдает замуж и не отпускает на волю. Крепостническое Уложение сыграло известную роль в сплочении класса феодалов в обстановке обострения классовой борьбы восстание Болотникова 1606-1607 годов.

Во время Земского собора 1598 года Борис Годунов был избран на царство. Он стал государем не только де-факто, как было при Фёдоре, но и де-юре. Воцарилась новая династия. Именно тогда начались серьёзные преследования родовитых аристократов, которые по праву крови имели более легитимные права на престол, чем Годунов. Кто-то был сослан, кому-то как, например, Василию Шуйскому запрещалось жениться. С одной стороны, такая политика вызывала серьёзное напряжение внутри аристократии, недовольной выскочкой Годуновым. С другой стороны, первые годы царствования нового государя нельзя назвать провальными — страна продолжала восстанавливаться после порухи. Однако в 1601 году всё кардинально поменялось. Начался великий голод. Климатические аномалии чрезвычайно холодное лето и обильные дожди привели к неурожаю, который продолжался по меньшей мере два года. Цены на продовольствие выросли почти в сто раз, и даже раздача хлеба из царских амбаров, инициированная Годуновым, не могла спасти положение. Более того, царь умудрился усугубить ситуацию, пойдя на восстановление «урочных лет» срок сыска беглых крестьян. Конечно, это позволило обеспечить лояльность мелкого дворянства, однако остановить бегство крестьян в южные и восточные части страны не удалось. Борис Годунов. Одним из самых крупных стал отряд Хлопка Косолапа — именно по его имени народные волнения времени великого голода стали называть восстанием Хлопка. Он был разгромлен в сентябре 1603 года силами под командованием Ивана Басманова, который погиб в стычке с разбойниками. Поражение Хлопка тем не менее не означало прекращение действий бандитов. На российских дорогах оставалось небезопасно. В это же время судьбоносные для России события происходили в соседней Польше. В окружении князя Адама Вишневецкого оказался «чудесным образом спасённый» царевич Дмитрий. Новости о его появления нашли благодатную почву — недовольные Борисом Годуновым люди поверили в то, что истинный царь действительно жив, а значит, в случае его прихода к власти проблемы исчезнут. Получивший поддержку польского короля Сигизмунда III и части польско-литовской шляхты, будущий Лжедмитрий I со своей армией вторгся на территорию России. Этапы Смутного времени Среди исследователей Смуты нет единого мнения относительно временных границ эпохи. Одни начинают отсчёт от вторжения сил Лжедмитрия I в Россию, другие относят её старт к дате смерти Ивана Грозного. Та же ситуация обстоит и с окончанием Смуты. Согласно разным подходам, эпоха подошла к финалу после избрания на царство Михаила Романова, с заключением Деулинского перемирия с Польшей и даже с окончанием Смоленской войны. Несмотря на то, что поход стартовал осенью во время распутицы , а войска Московского государства не были заняты защитой русских рубежей на других участках, самозванцу сопутствовал успех. В Северских землях он развернул активную агитацию среди местного населения и гарнизонов ближайших крепостей, в которой называл Годунова изменником и провозглашал себя истинным русским царём. Такая пропаганда привела к успеху, и города чаще всего сдавались самозванцу без боя. Сопротивление его отрядам оказал Новгород-Северский, оборону которого возглавлял Пётр Басманов. Лишь после измены крепость сдалась Лжедмитрию. Первое полевое сражение войск самозванца и правительственных сил под руководством князя Фёдора Мстиславского состоялось неподалёку от Новгород-Северского. Победу в ней одержали отряды Лжедмитрия I. Однако в дальнейшем внутри войск самозванца стало зреть недовольство. Наёмникам не выплачивалась зарплата, часть из них вскоре ушла, как и некоторые поляки, не видевшие перспектив в дальнейшем продолжении военных действий. Лояльными Лжедмитрию оставались казаки и присягнувшие на верность жители захваченных городов. Однако князь развернул такие жестокие репрессии против присягнувших на верность Лжедмитрию, что оставшиеся в живых и те, кому в случае победы правительственных сил угрожала опасность расправы, сплотились вокруг самозванца. Лжедмитрий укрепился в Путивле, а войска Мстиславского приступили к осаде Кром, где стоял гарнизон самозванца. Казалось, что положение «спасённого царевича» безнадёжно — однако 13 апреля 1605 года Борис Годунов внезапно скончался. Его наследником должен был стать сын Фёдор, а регентшей — Мария Григорьевна Скуратова, жена умершего царя. Но оба не пользовались популярностью в народе — вера в то, что Дмитрий действительно жив, крепла. Брожение началось и в правительственных войсках. Осаждавшие Кромы перешли на сторону самозванца, как и его руководители, а Пётр Басманов стал одним из ближайших соратников Лжедмитрия. Самозванец между тем пошёл на Москву не сразу.

Православно-державный календарь

Введение к Соборному уложению 1607 г. о крестьянском выходе «Уложение» 1607, по всей видимости, компилятивное сочинение, составленное, вероятно, В. Н. Татищевым. «Уложение» датировано 9(19) марта 1607 г. – временем активной борьбы.
Каталог статей Соборное Уложение 9 марта 1607 г. впервые было опубликовано В.Н. Татищевым[1378].
Соборное Уложение 1607 года | Российский правовой портал: Библиотека Пашкова 1606–1610 – годы царствования Василия Шуйского. 1607, март – указ о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян. 1607, июль – 1610, март – Лжедмитрий II в тушинском лагере под Москвой.

УЛОЖЕНИЕ 1607

Соборное Уложение 9 марта 1607 г. впервые было опубликовано В.Н. Татищевым[1378]. Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву. В марте-апреле 1607 бои шли с переменным успехом. Крестьянская война происходила в 1607-1608 годах, по итогу оказав огромное влияние на последующую историю Русского царства. Кратко об этом пойдёт речь в статье.

Смута — русская гражданская война 17-го века

• Март 1607 г. – указ Василия Шуйского о введении 15-летнего срока сыска беглых крестьян. • Октябрь 1607 г. – появление в Путивле нового самозванца – Лжедмитрия Второго. Лета 7115-го (1607) марта в 9 день государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Руси с отцом своим Иермогеном патриархом. Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву. В Уложении 9 марта 1607 г. имеются специальные постановления относительно порядка розыска и возвращения беглых крестьян. В этот же период, в марте 1607 г. был выпущен указ, который полностью отменил крестьянский выход, а урочные лета были увеличены до 15 лет. В марте 1607 года Шуйский увеличил срок возвращения беглых крестьян владельцам до 15 лет.

2024 - Год семьи в России

  • Соборное Уложение царя Василия Шуйского о крестьянах и холопах, 1607 Г. Марта 9
  • Общие сведения
  • Причины «Бунташности» XVII века
  • Введение к Соборному уложению 1607 г. о крестьянском выходе
  • Война царя Василия Шуйского со сторонниками «царя Дмитрия» в 1607–1610 гг. (Движение Лжедмитрия II)

Смутное время в России начала 17 века - причины, события и последствия (Таблица)

И где ему скажут, и ему оных брати и спрашивати накрепко: чей он, откуда и когда бежал, и где сколько жил, и не подговорил ли его кто? И буде скажет, кто его подговорил и доведет на него, и того подговорщика казнити торговою казнию и взять с него порука, что ему отвести того беглаго к его государю, да с него же взяти в казну пени десять рублев; а с приимщиков со всякого, кто его принимал и более седми дней держал, доправити в казну по десять рублев за двор и за одинаково мужика, а за бабу и за девку по 3 рубля за прием. А примут коего холопа, или крестьянина, или женку в царевы, и монастырские села, ино за прием имати на волостелех и на старосте, кто ту волость тогда ведал и пришлаго принял, а пожилые и за дворы имати на тех селех и волостях, а в городех на всех посадцких по сему Уложению. А которой наместник, или судия, или дияк, и инной приказной человек о пришлых в его уезде проведывати и сыскивати и допрашивать не будет, и за прием в денгах полготит, а доведут на него в том, и с него те денги доправити вдвое, и от дела отбросити, и впред ему ни у какова государева дела не быть. Следите за нами:.

Оно усилило закрепощение крестьян и даровало ряд льгот помещикам, укрепило позиции царской власти, войска которой около 100 тысяч человек продолжали ожесточенную осаду Тулы. По предложению муромского боярского сына Кравкова, запрудой Упы была затоплена большая часть осажденного города; в Туле начался голод. Болотникову предложили начать переговоры о сдаче. Царь обещал ему милость, и 10 октября 1607. Болотников впустил царские войска в осажденный город. Шуйский нарушил обещание сохранить Болотникову жизнь и приказал его казнить. Крестьянское движение продолжалось спорадически в 1607—1608, чем воспользовался второй ставленник польских интервентов Лжедмитрий II, сумевший дойти до самой российской столицы. Крестьянская война Болотникова отличалась чертами, обычными для крестьянских движений раннего Нового времени. Ему была присуща стихийность, локальный характер выступлений, наивный монархизм, отсутствие политической программы. Первое в истории России массовое выступление крестьян, холопов и казаков развернулось под лозунгом «Бей бояр, бери их земли и имущество», все надежды крестьян были устремлены на смену «плохого» царя на «хорошего». Война Болотникова по-разному оценивалась в советской историографии. Одни историки оценивали ее как величайшее крестьянское восстание русского средневековья М. Тихомиров, И. Смирнов, В. Мавродин , другие связывали ее прежде всего с ослаблением власти в связи с борьбой за престолонаследие А.

У них же воровских людей старейшина в разбойниках именем Хлопа. Боляре же придумаша на них послати с многою ратью воевод. Царь же Борис посла на них околничево своего Ивана Федоровича Басманова, а с ним многую рать. Они же поидоша и сойдоша их близ Москвы. Разбойницы же с ними бию-щеся, не щадя голов своих, и воеводу Ивана Федоровича убиша до смерти. Значение этого свидетельства невозможно переоценить. Восстание Хлопка охватило центральные районы государства. Восставшие крестьяне и холопы расправлялись со своими господами. Карательные отряды, посылаемые Борисом Годуновым, терпели поражения. Восстание приближалось к Москве, в которой начались выступления городских низов против богатой верхушки населения. Создавшаяся угроза для господствующего класса вызывала большую тревогу в правящих кругах. Осенью 1603 г. Сражение произошло близ Москвы. В ожесточённом бою Хлопко и его товарищи проявили геройство, но были разбиты. Часть уцелевших участников восстания бежала на Северскую Украину, где вскоре вспыхнуло восстание Болотникова. Таким образом, хотя правительству Бориса Годунова и удалось подавить восстание, однако практически это означало лишь перемещение основного очага классовой борьбы из центра на южную окраину Русского государства, населённую мелким служилым людом и казачеством, основная масса которого состояла из беглых крестьян. Движущие силы восстания Болотникова. Главной силой восстания были закрепощённые крестьяне и холопы. Вместе с ними против феодального гнёта поднялись казаки, посадские люди и стрельцы пограничных украинных городов. Восстание не случайно началось на юго-западе Русского государства. Здесь в большом числе скопились беглые крестьяне и холопы, искали убежища уцелевшие участники восстания Хлопка. Население этою района, в частности население обширной и многолюдной Комарицкой волости, расположенной невдалеке от границы, уже выступало против Годунова и поддержало Лжедмитрия I. Борис Годунов ответил на это полным разорением волости. В такой обстановке легко могло возникнуть новое восстание. Выдающуюся роль в восстании Болотникова сыграли крестьяне Комарицкой волости, ставшей одним из основных центров движения. Активно участвовало в нём и посадское население. Вместе с русским крестьянством против феодальных порядков выступили и трудящиеся массы многонационального населения Среднего Поволжья — марийцы, мордва, чуваши, татары. Иван Исаевич Болотников был военным холопом князя Телятевского, что помогло ему приобрести профессиональные навыки и знание военного дела 5. Ход восстания. Поход на Москву. Восстание, начавшееся летом 1606 г. Население городов и деревень южной окраины Русского государства присоединялось к восставшим. В июле 1606 г. Болотников начал поход на Москву из Путивля через Комарицкую волость. В августе под Кромами восставшие одержали крупную победу над войсками Шуйского; она открыла дорогу на Орёл. Другим центром развернувшихся военных операций был имевший важное стратегическое значение Елец, который примкнул к восставшим. Попытка осадивших Елец царских войск взять город окончилась неудачей. Победой восставших под Ельцом и Кромами завершается первый этап похода на Москву. Болотников одержал победу под Калугой, где сосредоточивались основные силы армии Шуйского. Это событие имело огромное значение для дальнейшего хода борьбы. Оно открывало восставшим путь на Москву, вызывало распространение восстания на новые большие районы, вовлекало в восстание новые слои населения. Осенью к отрядам Болотникова, продвигавшимся по направлению к столице, присоединились служилые землевладельцы. Рязанские дворяне-помещики пришли во главе с Григорием Сумбуловым и Прокопием Ляпуновым, а тульские и венёвские — под предводительством сотника Истомы Пашкова. Увеличение армии Болотникова за счёт дворянских дружин сыграло отрицательную роль. Дворяне присоединились к Болотникову только из желания воспользоваться крестьянским движением как средством для борьбы с правительством царя Василия Шуйского. Социальные же интересы дворянства были противоположны интересам основной массы восставших. Цели восставших Главной задачей восстания являлось уничтожение крепостнических отношений, ликвидация феодальной эксплуатации и гнёта.

Жители поедали собак, кошек, падаль на улицах, лошадиные, бычьи и коровьи шкуры. Кадь ржи стоила 100 польских флоринов, а ложка соли —полталера, и многие умирали от голода и изнеможения. Болотников писал и часто посылал гонцов в Польшу к своему государю, направившему его в Россию, с просьбой о помощи, но тот не явился и оставил его в беде. Казаки и все тульские жители были очень озлоблены против Болотникова и Шаховского, хотели их схватить и отослать к врагу, Шуйскому, за то, что они выдумали такую басню и уверили их, что Димитрий еще жив…. Прочитайте документы и письменно ответьте на вопросы. Какие статьи «Русской правды» свидетельствуют о формировании феодальных отношений на Руси. Прокомментируйте свой ответ примерами из документа. Опишите взятие Батыем русских городов. Какие важнейшие исторические события описаны в «Житии Александра Невского»? Каково содержание статьи 57 Судебника 1497 г. Каково основное положение Указа царя Федора Иоанновича 24 ноября 1597 г. Какое дополнение внес в положение о крестьянах и холопах царь Василий Шуйский 9 марта 1607 г.?

Причины и предпосылки восстания

  • - 1607 г. Всенародное покаяние - 4 Марта 2016 - Православно-державный календарь - Русская Стратегия
  • Введение к Соборному уложению 1607 г. о крестьянском выходе
  • Соборное уложение 1607 года
  • Соборное уложение царя Василия Шуйского о крестьянах и холопах. 9 марта 1607
  • Авторизация
  • Восстание Ивана Болотникова

Царствование Василия Шуйского

Война царя Василия Шуйского со сторонниками «царя Дмитрия» в 1607–1610 гг. (Движение Лжедмитрия II). Безуспешная осада Калуги продолжалась с декабря 1606 г. по начало мая 1607 г. Во втором важнейшем центре восстания — Туле находился «царевич» Пётр. Соборное уложение 9 марта 1607 г. Российское государство в XIV-XVII вв.: Соборное уложение 9 марта 1607 г. Другое Уложение 9 марта 1607 года окончательно прикрепляло крестьян к своим.

«Уложение» 1607

2.4. Указ Шуйского от 9 марта 1607 года Указ Шуйского от 9 марта 1607 года рассматривался в боярской думе и был составлен в целях борьбы с крестьянским движением. — 2 декабря 1606 г. — поражение войск Болотникова под Москвой и их отход в Калугу, а затем в Тулу. 2 этап: январь — май 1607 г. — Осада правительственными войсками Калуги. Уложение 1607 года: «Лета 7115-го марта в 9 день государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Руси с отцом своим Иермогеном патриархом со всем освясченным собором и с. 2.4. Указ Шуйского от 9 марта 1607 года Указ Шуйского от 9 марта 1607 года рассматривался в боярской думе и был составлен в целях борьбы с крестьянским движением.

Соборное уложение царя Василия Шуйского о крестьянах и холопах. 9 марта 1607

Подлежали удовлетворению все иски о беглых и вывезенных крестьянах, поданные до 1 сент. В последующем устанавливался 15-летний срок подачи челобитных по делам о крестьянском владении. За подговор к бегству или вывозу крестьян полагалась "торговая казнь" и штраф в 10 руб.

Видя в народе волнение велие, те книги отставил и переход крестьяном дал, да не совсем, что судии не знали, како по тому суды вершити… Которые крестьяне от сего числа пред сим за 15 лет в книгах 101 году 1592-1593 гг. Памятники русского права.

Шуйский в Уложении 9 марта 1607 г. В свою очередь, в примечании к Уложению 9 марта Татищев напоминает о том, что на данное место этого закона он уже ссылался в примечании к закону 1601 г. Таким образом, примечания Татищева не только не доказывают наличие «вставки» в тексте введения к Уложению 9 марта 1607 г.

Версия Милюкова о вставке, сделанной Татищевым в текст введения к Уложению 9 марта 1607 г. Ключевский, как известно, предложил свое решение вопроса о достоверности Уложения 9 марта. Объявив «недоразумением» обвинение Татищева в «подделке» текста указа, [79] Ключевский объяснил «необычные обороты речи» и «другие странности» Уложения 9 марта тем, что вводная часть закона — «доклад» — дошла до нас не в подлиннике, а «в сокращенном изложении». Суть этого «сокращения», по Ключевскому, состояла в том, что, вместо того, чтобы воспроизводить имевшиеся в «подлинном докладе» выдержки из указов 1597, 1601 и 1602 гг. Предлагая такое решение вопроса об Уложении 9 марта 1607 г. Как на пример такого рода сокращения можно указать на статью 6 Судебника 1550 г. В издании 1768 г.

Сопоставление приведенного текста с подлинным текстом Судебника 1550 г. Произведенные Татищевым сокращения в тексте ст. Так, по поводу первого из [80] сокращений Татищев замечает: «Здесь також писано боярин, окольничей, дворецкой, казначей, дьяк и подъячей, что излишне, как я везде едино судьа вместо всех положил, чтоб плодовитостью непотребною не распространять» 19. Точно так же мотивировано Татищевым и второе сокращение текста. В примечании к ст. Таким образом, в обоих случаях перед нами сознательное редактирование текста, мотивированное и точно оговоренное Татищевым. Совершенно иной характер имеет отношение Татищева к тексту Уложения 9 марта 1607 г.

Ни в подстрочных примечаниях, представляющих, по сути дела, детальный комментарий к закону, ни в итоговом «Нотабене», где Татищев дает общую оценку Уложения 9 марта 1607 г. Общая же чрезвычайно высокая оценка Татищевым Уложения 9 марта 1607 г. Таким образом, ни «открытие» Милюкова, ни предположение Ключевского не имеют под собой объективной основы ни в тексте Уложения 9 марта 1607 г. Историография вопроса об Уложении 9 марта 1607 г. Лишь в советской [81] историографии, в работах С. Веселовского 22, Б. Грекова 23, Н.

Чаева 24 вопрос о достоверности Уложения 9 марта 1607 г. Еще более определенно решает вопрос об, исторической достоверности Уложения 9 марта 1607 г. Греков, подчеркивая, что «уложение Шуйского для нас имеет огромное познанательное значение» 25.

Когда же враг вышел из Москвы со 100000 человек, а Болотников пребывал в надежде, что Истома Пашков, имевший под началом 40000 человек, окажет ему верную поддержку, Пашков с этим своим войском действительно подошел, делая вид, что он намеревается не на шутку сразиться с врагом.

Болотников смело решился на сражение, имея в распоряжении 60 000 ратников, так как надеялся, что Пашков нападет на врага с другой стороны. Но благородный герой был постыдно обманут, ибо его соратник, Истома Пашков, не только не оказал ему никакой поддержки, а на поле боя перешел с несколькими тысячами человек из числа имевшихся у него людей к неприятелю и очень помог ему, тоже напав на Болотникова, благодаря чему войско Болотникова настолько поредело, что он должен был обратиться в бегство, оставив на разграбление врагу весь свой лагерь со всем, что в нем было, 10000 казаков из его людей были полностью окружены врагом и, не имея возможности прорваться, вынуждены были сдаться. В 18 милях от Москвы есть городок по названию Серпухов, в нем Болотников соединился с уцелевшими людьми из своего войска и спросил местных жителей, есть ли у них достаточно запасов, чтобы продолжительное время содержать его и его ратников, тогда он останется у них, чтобы дождаться здесь прибытия Димитрия, если же нет, то ему придется оставить их и двинуться дальше. Жители Серпухова ответили, что им не надолго хватит, чем прокормить самих себя и своих, а не то что его и его ратников.

Так как Болотникову опасно было оставаться там дольше, поскольку враг быстро приближался, он направился дальше, в ближайший город с острогом —Калугу. Там его с еще оставшимися у него людьми радушно приняли, и жители сказали, что у них достаточно провианта на продолжительное время не только для себя и своих, но и для него и для всех его людей. Так как, однако, этот город и острог не были укреплены, Болотников приказал вокруг города и острога вдоль тына или частокола, который уже стоял там, вырыть с обеих сторон, снаружи и изнутри, большие рвы, а землю с обеих сторон перекидать на частокол, чтобы можно было использовать его как бруствер. Но враг безостановочно шел сюда из Москвы и осадил Болотникова 20 декабря 1606 г.

Эта осада длилась до 26 мая 1607 г… Когда Болотников с бывшими у него ратниками освободился от осады, он пошел в Тулу к князю Петру Федоровичу. Но Шуйский вновь воспрянул духом, собрал своих разбежавшихся людей и послал их под Серпухов, имея намерение осадить Тулу, где находились те самые начальники, которые были зачинщиками всего и от которых пошли все беды. Когда лазутчики сообщили об этом, князь Петр, князь Шаховской и Иван Болотников собрались и отправились навстречу неприятелю под Серпухов, где произошла жаркая схватка, так что московиты вот-вот потеряли бы поле сражения, если бы один воевода по имени Телетин с 4000 имеющихся у него людей не изменил тульским полкам, не ободрил теснимых и не помог им биться против своих соотечественников, из-за чего тульское войско обуял такой ужас, что они бросились бежать и снова вернулись в Тулу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий