2 концерт рахманинова история

Учитель: Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов создавал свой Концерт №2 для фортепиано с оркестром на заре XX столетия, когда широкие круги русского общества были охвачены настроением радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового. Провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. Музыкальное наследие Сергея Рахманинова известно всему миру, а его второй концерт для фортепиано и оркестра – одно из самых известных и популярных произведений русской классической музыки. Рахманинов Два танца из оперы «Алеко» Симфония № 1 (финал) Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

Репертуар и особенности 2-го концерта Рахманинова

История второго фортепианного концерта С. Рахманинова. Слушая музыкальное произведение, мало кто задумывается об истории его появления на свет. Мы наслаждаемся звуками и инстинктивно тянемся к тому, что нам созвучно, созвучно внутреннему камертону. одно из самых известных и популярных произведений русского композитора Сергея Рахманинова. Это невероятное музыкальное произведение, которое завораживает своей красотой и глубиной. История создания произведения Концерт. Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова по праву входит в мировую сокровищницу музыки как один из лучших русских концертов для фортепиано. В истории русского фортепианного концерта Сергей Рахманинов сыграл особенно важную роль. «История одного шедевра» — цикл субботних дневных симфонических концертов для детей от 12 лет. Музыкальный педагог, критик и телеведущий Артем Варгафтик рассказывает о Втором фортепианном концерте Сергея Рахманинова.

Великая русская музыка (2): С.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2.

История исполнения второго концерта Рахманинова: место и время первого выступления Личность инова и его творчество играют важную роль в изучении русского фортепианного искусства в репертуаре пианиста, т.к. подлинной стихией рахманиновского творчества являлась фортепианная музыка, в частности, концерты.
Композитор Концерт №2 для фортепиано с оркестром 5. История создания Второго концерта. Как уже было отмечено, провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе.
Человек-оркестр Сергей Рахманинов Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова по праву входит в мировую сокровищницу музыки как один из лучших русских концертов для фортепиано.
Чему посвящен 2 концерт Рахманинова? Узнай историю и особенности произведения Музыкальное наследие Сергея Рахманинова известно всему миру, а его второй концерт для фортепиано и оркестра – одно из самых известных и популярных произведений русской классической музыки.
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2: история, видео, содержание, факты Вторая часть — Adagio sostenuto — это настоящий жемчужный момент второго концерта. Эта мелодия, наполненная скорбью и тревогой, передает слушателям глубокие чувства Рахманинова.

История создания Второго концерта С. Рахманинова

(Звучит второе произведение темы второй части Концерта №2). Учитель: В апреле 1902 года Рахманинов женился на Натальи Александровне Сатиной. Отныне его жизнь теснее связывается с Ивановкой. В начале четвертого акта Айн Рэнд Роман 1943 года Источник Второй концерт Рахманинова упоминается как одно из двух музыкальных произведений, способных стать суррогатом человеческих достижений. произведение раннего периода, был создан еще во время обучения в. Концерт для фортепиано с оркестром №2 до минор, op. 18 был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением А. И. Зилоти. История создания. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. Второй концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. История создания Второго фортепианного концерта Сергея Васильевича Рахманинова уже стала легендарной и обросла мифами. Всё началось с провала. Тринадцатое сочинение композитора стало для него по-настоящему несчастливым.

Композитор Концерт №2 для фортепиано с оркестром

И здесь каждая нота живет и в ткани, и сама по себе. Независимо от "скорости". Время здесь уже течет по другим законам - «А вот капелью нот запричитал апрель"...

А среди этих четырех опусов - Абсолютно гениальные, и абсолютно зрелые "Шесть музыкальных моментов" для фортепиано,опус 16, развивая Шубертовскую традицию , и не менее гениальная 2-я сюита для двух фортепиано, опус 17. Кстати, наверняка все присутствующие - знают 3-ю часть этой сюиты- "Колокола". К слову- опишу еще некоторые глупые штампы, и стереотипы, байки, которые ходят в музыкантских кругах. Самая большая музыковедческая гадость в описании творчества С.

Например - Этюды-картины- как их только не обзывали... Например один этюд-картину из 39 опуса 1917 - назвали "Красная шапочка". Ну кто этот идиот, кому пришла данная мысль в башку????

Второй концерт стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине. С историей создания этого гениального музыкального сочинения связано немало любопытных фактов. К примеру, знаете ли вы… - что свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Н. Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис.

Его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора — неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова, из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшей депрессии. Такое состояние продолжалось у музыканта три года.

Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему.

Второй концерт Рахманинова как национальная идея: критика, полемика, интервью

Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. 2 концерт Рахманинова – это одно из самых известных произведений композитора, написанное им в 1901 году. Это концерт для фортепиано с оркестром, проникнутый глубокими чувствами и эмоциями. В концерте Рахманинова симфоническая драматургия сочетается с виртуозным характером сольной партии. концерта, объединяющихся в одну сквозную сферу, представленную побочными партиями крайних частей и средней частью цикла. Важное место в творчестве Рахманинова занимает и жанр концерта как таковой: ни для одного из его современников, творческие интересы которых были связаны в первую очередь с областью фортепианной музыки (Скрябин, Метнер), этот жанр не имел такого значения, как для него.

Депрессия. Гипноз. Шедевр. Второй концерт Рахманинова

Весной и летом 1874г. Лаврова и Бакунисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян. Активная работа велась в Верхневолжской, Саратовской, Киевской губерниях. Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было недоверие со стороны народа.

Поднять массы на всероссийское восстание не удалось, поскольку не было четкого руководства, связей между народниками, ушедшими в народ. Провал был полный, поскольку полиция свирепствовала, отлавливала народников, в итоге, арестовав большую часть революционеров. Но революционеры не отказались от своих взглядов. Необходимо было изменить приемы своей деятельности и создать единую организацию. Такая организация была создана в 1876г.

Созданная организация выработала программу и устав. Программа требовала ликвидации частной собственности на землю и передачи ее в руки крестьянства при равномерном распределении. Для осуществления положенных задач Земля и Воля выдвинула лозунг слияния всех революционных организаций с ней для подготовки восстания. Предлагалось систематически истреблять видных лиц правительства. В уставе определялись структуры организации по принципу строгой конспирации и централизации.

Руководящую роль осуществляла управленческая группа, включающая в свой состав наиболее активных членов движения. Администрация находилась в Петербурге. Земля и Воля состояла из нескольких групп, выполняющих основные революционные задачи. Все общество насчитывало около 200 человек, в основном молодежи. В 1878г.

Силами отделения Земли и Воли было совершено несколько террактов. Террор сначала одновременно и осуждался и приветствовался, но реальная ситуация требовала пересмотра взглядов на террор. Многочисленные казни, аресты революционеров толкали последних на решительные действия и усиление борьбы. Можно выделить один из совершенных терактов — выстрел Веры Засулич: она 24 января 1874 года стреляла в Ф. Трепова и тяжело его ранила.

Правительство рассчитывало, что суд присяжных привлечет ее к большому сроку заключения, но во время суда ее адвокат Александров представил дело так, что Трепов сам вынудил ее выстрелить в него. Суд присяжных оправдал Веру Засулич, которая сразу же после процесса исчезла из поля видимости полиции. Её выстрел явился последним аргументом, склонившим революционеров к началу политической борьбы. Сложилась особая группа, состоявшая из А. Зунделевича, А.

Квятковского, Н. Морозова и др. В 1879 г. Квятковского был убит градоначальник Петербурга. Эта группа подготовила и успешно осуществила теракт против Александра II 1 марта 1881г.

Группой руководила C. Перовская; первую бомбу бросил Н. Рысаков, ранив заодно и себя, а вторую — роковую для Александра II — И. Убийство Александра I не привело к положительным результатам, наоборот, правительство усилило террор против революционеров. С середины 90-х г.

Революционеры-народники начала XX века вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею о том, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минуя стадию капитализма, перейдет непосредственно к социализму. Народничество выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба. Если в 70-е годы преобладало революционное крыло народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. Кризис русской классической культуры и «русский культурный ренессанс» На этом фоне шел рост духовной жизни.

Период "переходных" культур всегда демократичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого — знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это вполне закономерно, так как в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. В общественной мысли в переходный период формируется проблема противостояния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, Запада и Востока, государства и свободы, элиты и массы. Падает престиж классической культуры как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и радикалов. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей.

Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования — "соборность" А. Лосев — ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой. Растущее многообразие духовной жизни на рубеже двух веков содействовало ее обогащению, которое получило название "русский культурный ренессанс". Однако органической слабостью этого ренессанса стал отход от проблем социальной справедливости и правды. Для представителей "русского культурного ренессанса" была характерна слабость общественной активности, переход на позиции элитарности и любования искусством.

Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики, от массовой психологии, уход в сферу "чистого искусства" обрекли духовную жизнь на противостояние различных сил. Взаимоисключающий, антагонистический характер двух основных направлений в истории русской культуры предопределил глубокий и непримиримый социокультурный раскол, последствия которого определили все дальнейшее развитие российского общества, всей отечественной культуры. Особенности русской культурной жизни -понимание сущности культуры было в России теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности с православием и шире — с христианством; культура часто носила патриотический характер, была преимущественно сосредоточена на раскрытии своеобразия исторических судеб России, а следовательно, нередко переплеталась с политикой; огромное влияние происходивших в стране социальных сдвигов и революционных катаклизмов, глубочайшим из которых стали события февраля и октября 1917 г. Ни в одной стране Запада или Востока не существовало, например, таких длительных и устойчивых понятий как славянофильство и западничество, споры представителей которых тянутся до наших дней; таких духовных движений, как религиозное подвижничество и народничество. Все эти особенности нашли отражение в жизни и творчестве Сергей Васильевича.

Его концерт очень точно и убедительно передает противоречивость, тревожность, настороженность и, вместе с тем, оптимистические надежды, соседствующие в комплексе настроений, характерном для России начала XX века. Приуроченность Второго концерта к рубежу веков 1900-1901 , «надстраиваясь» и накладываясь на отчетливо выраженную в нем озабоченность и обеспокоенность судьбами России, закономерно и естественно «выводит» данное произведение на уровень глобальной и художественной проблематики. Из биографии С. Рахманинова Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.

Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.

Таким образом, творческий процесс Рахманинова при написании второго концерта был в значительной степени определен влиянием других композиторов и стилистическими тенденциями своего времени. Рахманинова считается одним из самых сложных и технически требовательных произведений для пианиста. Он представляет собой технически и эмоционально сложное испытание. Исполнение второго концерта Рахманинова требует высочайшего мастерства и виртуозности. Особенно трудными считаются быстрые пассажи, каскады аккордов, длинные октавные прыжки и сложные перекрестные движения рук. Также исполнителю необходимо уметь передать передовую эмоциональную нагрузку произведения, умело работать со звуковой палитрой и динамикой. Ошибиться в технике исполнения одного только аккорда может привести к серьезному нарушению общего впечатления от произведения. Из-за сложности исполнения, профессиональные пианисты выступают с данным концертом далеко не каждый. В основном его исполняют признанные мастера, способные безупречно передать эмоциональное и техническое содержание произведения. Признание и популярность После премьеры второго концерта для фортепиано и оркестра Сергей Рахманинов получил огромное признание и популярность.

Концерт был встречен сразу же с восторгом критиков и публики и стал одним из самых значимых произведений в репертуаре Рахманинова. Второй концерт Рахманинова не только понравился слушателям своей красотой и гармоничностью, но и поразил оригинальностью и техническим мастерством композитора. Музыкальные темы, богатые и изящные партии фортепиано и эмоциональная глубина произведения вызвали яркие эмоции у слушателей. Второй концерт стал частым гостем на концертных площадках и считается одним из самых популярных концертов для фортепиано и оркестра в истории музыки. Его исполнение требует огромного мастерства как у фортепианиста, так и у дирижера и оркестра.

Великий композитор, пианист и дирижер родился 150 лет назад и наш город, как и вся страна, масштабно празднует эту знаменательную дату.

О том, какие мероприятия ждут воронежцев в Единый день Рахманинова 1 и 2 апреля и в течение всего года на пресс-конференции в Воронежском Доме Журналистов рассказали руководитель департамента культуры Воронежской области Мария Мазур, художественный руководитель Воронежской филармонии Ирина Авралева, художественный руководитель Воронежского государственного театра оперы и балета Александр Литягин и директор Воронежского концертного зала Юрий Смышников. Мария Мазур рассказала, что родиной знаменитого Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова является Воронежская область. В 1899 году композитор в депрессии приехал к своей ученице в село Красное Новохопёрского района и там начал работу над произведением, которое сейчас входит в репертуар всех ведущих пианистов мира. В связи с этим одно из мероприятий, посвящённых 150-летию со дня рождения Рахманинова, будет проведено там. Кроме того, в Красном установят скульптурную композицию, «Сергей Рахманинов «Сирень».

Она сделана самим Рахманиновым, в котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя — пианиста. Они похожи? Они близки по значению? Да, они почти одинаковы. Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость. Человек и окружающий мир тесно связаны между собой Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события. Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России. Современник Рахманинова, Александр Блок 1880-1921 , сказал об этом так: «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он своё и не своё. И всё уже не моё, а наше И с миром утвердилась связь». Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?

Композитор Концерт №2 для фортепиано с оркестром

Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом. Какое состояние? Колокола всегда были символом России. Колокольный звон — это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол — весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании. Удары набатного колокола во вступлении — ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности… Замечательный русский композитор и пианист рубежа 19-20 столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия». На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.

Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией.

Основная тема изначально вводится флейтой , а затем развивается обширным соло кларнета.

Мотив передается между фортепиано и струнами. Затем слышна секция B. Он переходит в короткую кульминацию, сосредоточенную на фортепиано, которая переходит в каденцию для фортепиано.

Оригинальная тема повторяется, и музыка, кажется, утихает, заканчиваясь только солистом ми мажор. Эта тема поддерживает мотив второй темы первой части. После этого звучит расширенный и энергичный раздел развития.

В основе разработки лежит первая тема экспозиции. Он сохраняет очень импровизационный характер, поскольку инструменты по очереди играют бурные мотивы. В резюме первая тема усечена до 8 тактов на тутти, потому что она широко использовалась в разделе разработки.

После перехода появляется вторая тема перепросмотра, на этот раз ре мажор, наполовину выше тоники.

Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны. Повторное слушание 1 части запись В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет! Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку — частичку своей земли. Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.

Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем. Исполнение песни «Сторона моя» музыка И. Космачева, слова Л. Дербенева 15.

Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным? Как располагаются звуки — далеко друг от друга или рядом? Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.

Какое состояние? Колокола всегда были символом России. Колокольный звон — это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол — весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании. Удары набатного колокола во вступлении — ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности… Замечательный русский композитор и пианист рубежа 19-20 столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия». На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.

Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"

История второго фортепианного концерта С. Рахманинова. Слушая музыкальное произведение, мало кто задумывается об истории его появления на свет. Мы наслаждаемся звуками и инстинктивно тянемся к тому, что нам созвучно, созвучно внутреннему камертону. Второй фортепианный концерт стал одним из наиболее известных и часто исполняемых творений Рахманинова. В творчестве композитора он занимает особое место. Второй фортепианный концерт — один из главных хитов Рахманинова, идеально отражающий его стиль. В этой части слушаем его и другие концерты. Авторская рукопись Второго концерта для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова таит некую загадку, связанную с адресатом посвящения этого произведения. Общеизвестно, что автор посвятил концерт доктору-гипнотизеру Николаю Владимировичу Да. История создания Второго фортепианного концерта Сергея Васильевича Рахманинова уже стала легендарной и обросла мифами. Всё началось с провала. Тринадцатое сочинение композитора стало для него по-настоящему несчастливым.

История второго концерта Рахманинова — место и дата первого исполнения

Рахманинов посвятил свой Второй фортепианный концерт известному московскому врачу — невропатологу и гипнотизёру Н. Далю, лечение у которого способствовало укреплению его нервной системы и преодолению душевного кризиса. Продолжительность произведения — от 34 до 38 минут в зависимости от избранных исполнителями темпов. Второй концерт стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всей мировой музыкальной литературы для фортепиано с оркестром. Концерт входил и входит в репертуар практически всех ведущих пианистов мира. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» 2016 , «Женщина и Мужчина» 2010 , «Частная жизнь» 1982 , «Поэма о крыльях» 1979 , «Весна на Заречной улице» 1956 , «Ветка сирени» 2007 , «Бинго-Бонго» 1982 , «Короткая встреча» 1974 , «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» 1963 и др. Танеев, когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций.

Её выстрел явился последним аргументом, склонившим революционеров к началу политической борьбы. Сложилась особая группа, состоявшая из А. Зунделевича, А. Квятковского, Н. Морозова и др. В 1879 г. Квятковского был убит градоначальник Петербурга. Эта группа подготовила и успешно осуществила теракт против Александра II 1 марта 1881г. Группой руководила C. Перовская; первую бомбу бросил Н. Рысаков, ранив заодно и себя, а вторую — роковую для Александра II — И. Убийство Александра I не привело к положительным результатам, наоборот, правительство усилило террор против революционеров. С середины 90-х г. Революционеры-народники начала XX века вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею о том, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минуя стадию капитализма, перейдет непосредственно к социализму. Народничество выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба. Если в 70-е годы преобладало революционное крыло народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. Кризис русской классической культуры и «русский культурный ренессанс» На этом фоне шел рост духовной жизни. Период "переходных" культур всегда демократичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого — знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это вполне закономерно, так как в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. В общественной мысли в переходный период формируется проблема противостояния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, Запада и Востока, государства и свободы, элиты и массы. Падает престиж классической культуры как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и радикалов. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования — "соборность" А. Лосев — ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой. Растущее многообразие духовной жизни на рубеже двух веков содействовало ее обогащению, которое получило название "русский культурный ренессанс". Однако органической слабостью этого ренессанса стал отход от проблем социальной справедливости и правды. Для представителей "русского культурного ренессанса" была характерна слабость общественной активности, переход на позиции элитарности и любования искусством. Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики, от массовой психологии, уход в сферу "чистого искусства" обрекли духовную жизнь на противостояние различных сил. Взаимоисключающий, антагонистический характер двух основных направлений в истории русской культуры предопределил глубокий и непримиримый социокультурный раскол, последствия которого определили все дальнейшее развитие российского общества, всей отечественной культуры. Особенности русской культурной жизни -понимание сущности культуры было в России теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности с православием и шире — с христианством; культура часто носила патриотический характер, была преимущественно сосредоточена на раскрытии своеобразия исторических судеб России, а следовательно, нередко переплеталась с политикой; огромное влияние происходивших в стране социальных сдвигов и революционных катаклизмов, глубочайшим из которых стали события февраля и октября 1917 г. Ни в одной стране Запада или Востока не существовало, например, таких длительных и устойчивых понятий как славянофильство и западничество, споры представителей которых тянутся до наших дней; таких духовных движений, как религиозное подвижничество и народничество. Все эти особенности нашли отражение в жизни и творчестве Сергей Васильевича. Его концерт очень точно и убедительно передает противоречивость, тревожность, настороженность и, вместе с тем, оптимистические надежды, соседствующие в комплексе настроений, характерном для России начала XX века. Приуроченность Второго концерта к рубежу веков 1900-1901 , «надстраиваясь» и накладываясь на отчетливо выраженную в нем озабоченность и обеспокоенность судьбами России, закономерно и естественно «выводит» данное произведение на уровень глобальной и художественной проблематики. Из биографии С. Рахманинова Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски. Интерес Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. Несколько лет провёл Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также А. Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты К. Игумнов, А. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П. Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории, а спустя год под руководством С. Танеева и А. Аренского начал заниматься композицией. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист у А. Зилоти и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» дипломная работа по произведению А. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы. Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист, дирижер. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии , которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. Определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни Рахманинова. В течение 1897-1901 годов он не мог сочинять, и лишь с помощью опытного психиатра, доктора Николая Даля смог выйти из кризиса. В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии 1906 г. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт. В 1911 году С.

Учитель: Какой образ раскрывает вторая тема? Дети: Образ лирического героя. Учитель: Что вы можете о нем сказать? Дети: Он радуется жизни и любит Россию. Учитель: Изложение двух тем составляет первый раздел музыкальной формы финала. Во втором разделе будет развиваться тема, в которой больше энергии движения, тема России. Две волны нарастания в развитии этой темы приводят к вершине, которая совпадает с началом третьего раздела формы — репризы. Начало репризы, где темы повторяются, нам следует отметить поднятием руки. В какой музыкальной форме излагается содержание финала Концерта? Дети: В сонатной форме. Учитель: При восприятии музыки финала нам предстоит определить, какие новые черты приобретут образы в своем развитии, какой образ утвердится в коде — заключительном построении финала, выражающем главную идею произведения. Учитель: Какие новые черты приобрел образ России в своем развитии? Дети: Мужественность, силу, энергичность, легкость, устремленность. Учитель: Какие черты этого образы утверждаются в репризе? Дети: Праздничность, активность. Учитель: Как звучала лирическая тема в завершении финала? Дети: Торжественно, ликующе, величественно, восторженно. Учитель: Какими бы словами выразил композитор главную мысль финала? Дети: «Я люблю Россию». Ученица читает стихотворение Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое… Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле — по селам и столицам! Я сильный был, но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться.

Степень изученности личности Рахманинова и его фортепианного творчества велика. В своем реферате я опиралась на письма Рахманинова, которые помогают выстроить более полную картину истории создания концерта; понять события провала и последовавшего за ним творческого кризиса композитора. Они были опубликованы в книге З. Апетяна « С. Литературное наследие: В 3-х томах», изданы в период с 1978 по 1980 гг. На Историю русской музыки. Интересными стали воспоминания о Рахманинове М. Шагинян опубликованные в Собрании сочинений в 9 томах, которые помогают раскрыть историческую обстановку того времени, отношение общества к творчеству композитора. На рубеже веков в России происходит нарастание тех противоречий, которые накапливались на протяжении всей ее истории. Подобно тому, как в социальной сфере усиливалось расслоение, в культуре оформилось идейное размежевание, подрываются прежние классические основания культуры как носительницы просвещения, прогресса, народности. На смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е гг. История русской музыки. В истории России мы видели революционные выступления дворян. На смену революционерам-дворя ам приходят революционеры-разноч нцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу с царизмом. Революционеры-разноч нцы поставили вопрос о ликвидации самодержавия в России и провозглашали борьбу за демократическую республику и социалистическое общество. Зимой 1873-74 гг. Весной и летом 1874г. Лаврова и Бакунисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян. Активная работа велась в Верхневолжской, Саратовской, Киевской губерниях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий