Распространение ислама в казахстане влияние на историю государства

Параллельно в Казахстане развивался буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам. Распространению этих религий способствовал Великий Шёлковый путь. С середины I в. до н. э. на территории Южного Казахстана и Жетысу распространился буддизм. Характеристика ислама и его религиозное значение для жителей Казахстана. Образование Исламского института, пути распространения мусульманской веры. Открытие крупнейшей в Центральной Азии мечети "Хазрет Султан", совершение гражданами паломничества в Мекку. Казахстан, расположенный в центральной части Евразии, является мультикультурной страной, где проживают различные этнические группы. Одной из основных религий в Казахстане является ислам, который появился на территории страны в VII веке. Характеристика ислама и его религиозное значение для жителей Казахстана. Образование Исламского института, пути распространения мусульманской веры. Открытие крупнейшей в Центральной Азии мечети "Хазрет Султан", совершение гражданами паломничества в Мекку.

Лекция 4. Ислам в Казахстане. 1 ч

В особенности это справедливо в отношении периферии распространения ислама — центрального и северного Казахстана с его преимущественно кочевым образом жизни. Здесь вытеснение или даже переработка исламом тюркского языческого наследия были куда менее основательными, чем на юге. Впрочем, и в самой инновации, то есть в исламе, в известной степени были синтезированы элементы различных религиозных идеологий. В третьих, основную роль в обращении кочевников в ислам на раннем этапе сыграли суфийские миссионеры таких братств как накшбандийа, ясавийа, кадирийа, направлявшихся в степи из оседлых городских центров Мавераннахра, в основном, Бухары. Это и предопределило преобладающее влияние в кочевой среде неортодоксального ислама, в котором органично соединились элементы традиционных доисламских и суфийских представлений. Таким образом, дальнейшее проникновение ислама в регион и его влияние на политическую жизнь происходили в неразрывной связи с домусульманскими, а с приходом монгольских войск, и с монгольскими идеологиями. Эти процессы не были результатом борьбы идей, а скорее, гибкой аккультурации и адаптации различных идей.

Напротив, совершался вполне мирный процесс взаимопроникновения разных культурных систем, который, меняясь в деталях, продолжался и в дальнейшем. В конечном счете, это вело к формированию синкретической культурной идентичности. В крупных государствах послемонгольского периода, включавших различные части нынешнего Казахстана Золотая Орда, Могулистан темпы исламизации даже поначалу замедлились, зато сама она стала приобретать новые аспекты. Пришельцы постепенно интегрировались в местную тюркскую среду, и в результате сложился своеобразный элитный слой тюрко-монгольской знати. В более поздний период, с образованием казахской народности в ХVI в.

Принятие ислама оказало глубокое влияние на культуру, традиции и идентичность казахского народа, и по сей день является одним из основополагающих элементов их истории и современного общества.

Предисловие и первые контакты с исламом История распространения ислама среди казахского народа находится на стыке культур, традиций и религиозных верований. Первые контакты казахов с исламом начались еще в VIII веке. Это взаимодействие позволило казахам познакомиться с идеями ислама и принять некоторые его аспекты в свою культуру. Распространение ислама в Казахстане происходило в основном мирным путем, через торговые и культурные связи. Религиозные деятели, муллы, распространяли ислам среди населения и помогали ему закрепиться. Многие казахи стали принимать ислам и строить мечети и медресе.

Ислам стал частью казахской культуры и был принят различными слоями населения. Эта религия имела значительное влияние на формирование и развитие казахского общества и традиций.

Географическое расположение Казахстана оказало немалое влияние на его развитие и формирование. Подробнее о ключевых периодах в истории республики читайте в материале «Рамблера». Собиратели обосновались в урочище Каратау, где в течение палеолита осваивали близлежащие земли. Именно здесь возник центр формирования кочевых цивилизаций: древние племена приручили коней и прибегали к их помощи в хозяйстве и передвижении. Древние племена изготавливали изделия из камня, кости и металлов, разводили животных, занимались земледелием. В бронзовый век люди научились строить боевую колесницу, упоминание о которой можно найти на множестве наскальных рисунков.

Как правило, рисунки создавали в святилищах и храмах, что четко дает понять — боевая колесница была крайне важным транспортом у древних казахов. Подобно другим древним народам, казахи хоронили представителей знати в огромных курганах. Бронзовый и медный периоды славятся тем, что именно в это время появились крупные города и поселения. В первом тысячелетии до н. По свидетельству Геродота, саки одержали победу над могущественными в то время персами — завоевателями во главе с царями Киром, Дарием I. Казахстан в Средние века В 200 г.

Победа в сражении, остановило экспанисию Таньской империи на запад, и позволило исламу утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века. Ислам был утвержден в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения ханства Чингизхана распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрок было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке 1255—1266 и Узбек 1312—1340. В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства.

Почему казахи исповедуют ислам, а не буддизм

Религия в Казахстане Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. По некоторым данным[источник не указан 873 дня], первым толчком к распространению ислама, стала Таласская битва 751-го года.
Ислам в Казахстане Здесь можно говорить о феномене консервативной реисламизации общества, когда официальный ислам продолжает контролироваться со стороны государства.

Ислам в Казахстане: особенности и течения

Казахстан, расположенный в центральной части Евразии, является мультикультурной страной, где проживают различные этнические группы. Одной из основных религий в Казахстане является ислам, который появился на территории страны в VII веке. Распространение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первым толчком к распространению ислама, стала Таласская битва 751-го года. Вначале ислам проник на юг современной территории Казахстана в VIII веке. И уже к концу X в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. По некоторым данным, первым толчком к распространению ислама стала Таласская битва 751-го года. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье.

История казахского народа

  • Ислам в Казахстане: основные течения и их особенности
  • Когда казахи приняли ислам в каком году
  • Появление ислама на территории Казахстана
  • История принятия ислама казахами: когда и в каком году это произошло

Распространение ислама на территории современного Казахстана

Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Вначале ислам проник на юг современной территории Казахстана в VIII веке. И уже к концу X в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. По некоторым данным, первым толчком к распространению ислама стала Таласская битва 751-го года. Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы Казахстана.

Почему казахи исповедуют ислам, а не буддизм

Исторические источники говорят о том, что учителями Ахмеда Яссауи были шейхи-суфии. Некоторое время Ахмед Яссауи был главой бухарской общины суфиев, но, в основном, его проповедническая деятельность проходила в городе Ясы Туркестан. Перу Яссауи принадлежит знаменитое сочинение "Хикмат" "Премудрость" , написанное на тюркском чагатайском языке. В 1996 г. Яссауи был основателем и руководителем дервишского ордена, принявшего его имя. Иначе орден назывался Ходжагомы и Джахрия-и-Султанийя.

В Законе о религиозных объединениях 1992г. Их деятельность регулируется данным законом, а с 2011 г. Следствиями обретения религиозной независимости стали: образование первого в истории Казахстана самостоятельного мусульманского духовного управления муфтиата в 1990г. А в 2011 году было создано Агенство Республики Казахстан по делам религии - центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, осуществляющий государственное руководство в сфере обеспечения межконфессионального согласия, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями. Была создана сеть исламского образования. Немаловажным достижением современного времени является и то, что верующие имеют возможность совершать хадж, чего не было в советский период. Появились исламские печатные издания, распространяется исламская пропагандистская литература.

Реконструируются старые и строятся новые мечети. Для сравнения: в 1979 году в Казахстане было всего 25 мечетей. Согласно последним данным, сегодня их насчитывается 2228. Свое достойное место заняли религиозно-культурные общества. Они ориентированы на культивирование этнической и религиозной самобытности народов с мусульманской традицией, что на практике отождествляется с воссозданием патриархальных ценностей традиционного общества. Деятельность этих объединений носит просветительский, благотворительный характер. Следует отметить, что религиозная жизнь освободилась от тотального контроля государства.

Казахстан, уважая права и верущих, остается государством светским. Можно с уверенностью утверждать, что общественное сознание в целом разделяет и светские и религиозные взгляды. Это обуславливается историческими особенностями распространения Ислама в Казахстане, спецификой его формирования и развитием религиозно-культурных и политических процессов в казахском обществе. Доказательсвом тому служит отсутствие в Казахстане конфликтов в том числе и военных на религиозной почве. Появившаяся угроза терроризма, которую связывают с Исламом, по большей части, влияние извне. Во многом это стремление различных зарубежных мусульманских организаций пропагандировать свое толкование и понимание исламского образа жизни, которое по многим параметрам не подходит казахстанским мусульманам. И, к сожалению, зачастую под лозунгом «Очистить Ислам!

Но даже в вопросе о проблеме появления терроризма специалисты сходятся во мнении, что терроризм в Казахстане не приобретает размаха, как в других регионах бывшего Советского Союза. Исламский фактор играет все более важную роль в современном мире, все активнее воздействует на политику, экономику, международные отношения, затрагивая геополитические интересы всех крупных держав. Возрастание значимости исламского фактора обусловлено рядом причин, к которым относят, прежде всего, стратегическую важность и размеры исламского мира. Ислам имеет определенные особенности, которые отличают его от других вероучений: это всеохватывающий характер религии, которая является не просто мировоззрением, или идеологией, или сводом духовных ценностей, а она — образ жизни, поскольку всеобъемлюще регламентирует жизнь верующего. Также ислам — это удивительная религия солидарности, которая объединяет всех правоверных, независимо от цвета кожи, национальной принадлежности. Таким образом, можно резюмировать: Ислам в Казахстане приобрел свои специфические черты.

Согласно этой религии, всё мироздание состояло из трёх частей. Мир неба принадлежал божествам, мир срединный - людям и мир подземный - тёмным силам. Культ Тенгри воспринимался как принятие себя как части природы, единения с ней. Шаманам приписывали способность пророчить, врачевать, контактировать с потусторонними силами, вызывать погодные изменения.

Справка: С распространением ислама к шаманам стали относиться настороженно, считая их связанными с дьяволом. В целом же представители ислама и шаманства существуют мирно. Другие вероисповедания 6. Иногда случаются социальные конфликты на этой почве, а также встречаются случаи дискриминации атеизма в СМИ. Своё идейное начало казахстанские экстремисты берут с исламистского направления «такфиризм». Религия в современном Казахстане сегодня 7. За эти годы произошёл настоящий ренессанс религии в культуре современного Казахстана, численность религиозных объединений возросла в 6 раз. Сегодня страну наводнили различные религиозные миссии, ранее неизвестные никому. В борьбе за влияние на верующих они нередко теснят традиционные религии Казахстана, вызывая межконфессиональные противоречия. Однако сейчас, по-прежнему, доминирующую часть верующего населения страны составляют мусульмане и православные христиане.

Её название означает «Святейший Султан», воздвигнута она в честь суфийского шейха Ходжи Ахмеда Ясави, которого почитает весь мусульманский мир. Архитектура мечети поражает изящной восточной красотой и необыкновенным узором казахского орнамента. Съезды мировых религий в Казахстане По инициативе президента Нурсултана Назарбаева в сентябре 2003 года в Астане был проведён первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В его работе приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, синтоизма, иудаизма, индуизма и буддизма. Проведение подобных съездов и форумов стало регулярным, традиционно они проходят в Астане и затрагивают темы обеспечения диалога и межконфессионального сотрудничества.

С южных областях Казахстана в древних мазарах сохранились казаны, вмешавшие в себя туши двух — трех коров или лошадей, для приготовления жертвенной трапезы. Появление ислама на территории Казахстана Впервые ислам появился на территории Центральной Азии в 7-8 веках во времена арабского завоевания.

После Атлахской битвы в 751 году арабы остались в южных городах Семиречья и стали активно проповедовать свою религию. Именно в это время появились первые мечети в Таразе, Суябе, Сайране и других богатых городах, которые являлись также центрами торговли на Великом Шелковом пути. Но среди кочевого населения ислам не прижился, поскольку требовал точных выполнений своих догм: совершение намаза несколько раз в день, специальные омовения, соблюдения поста и т. В 955 году верховный правитель государства Караханидов принял ислам и приказал то же сделать всем своим советникам, поскольку надеялся при помощи арабов укрепить свою власть и добиться закона о престолонаследии. После падения государства в 1211 году эти территории захватили найманы, исповедующие христианство,буддизм и шаманизм и ислам вновь остался лишь в южных городах. После монгольского завоевания хан Узбек в 1312 году предложил своим подданным выбор: или смерть, или ислам, то есть, можно сказать, что исламская религия вводилась силой, встречая всяческое сопротивление местного населения. Очень долго после этого кочевники на словах проповедовали веру в Аллаха, но на деле все же являлись язычниками и шаманистами.

Хотя в южных и юго-восточных городах ислам оказал огромное влияние и на культуру, и на образование и на духовную жизнь общества. Появление христианства Появление христианства на землях Казахстана тесно связано с племенами согдийцев, которые в 7-8 веках по ВШП двигались со стороны Ирана и, конечно, несли свет своей культуры тюркским племенам. Во времена эпидемии чумы именно согдийцы убеждали тюрок и каракитаев принять их религию во избежание болезни и научили изображать на лбу черный крест, как символ веры. С 1007 года после попыток захвата азиатских земель найманами сюда просочилось христианство несторианского толка, но оно было распространено только в Семиречье и Юго-Восточных регионах и практически только у знатных и богатых людей. Католицизм в Казахстане В ХХ веке после Октябрьского переворота Казахстан превратился в огромный концлагерь для инакомыслящих, диссидентов и людей, по мнению правительства, способных на измену. Поэтому сюда переселяли немцев, корейцев, поляков, аварцев и других.

Тема 9. Православие и ислам в Казахстане

С распространением ислама язычество сошло на нет, а шаманы потеряли влияние. И почему казахи, такие неблаговерные мусульмане, по прошествии более чем 270-ти лет, когда ислам в Казахстане вытеснялся с помощью православия российским правительством, затем посредством научного атеизма советским режимом, тем не менее, остались мусульманами? Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. По некоторым данным [источник не указан 873 дня], первым толчком к распространению ислама, стала Таласская битва 751-го года.

Религия в Казахстане: обзор конфессий в стране

Течение ислама в Казахстане: основные направления Сколько религия в Казахстане? В наши дни на территории Казахстана проповедуют свои учения 17 конфессий, входящих в состав шести основных мировых религий. Мировые религии, наиболее распространенные на территории Казахстана – это ислам и христианство.
Ислам в Казахстане | это... Что такое Ислам в Казахстане? Сколько религия в Казахстане? В наши дни на территории Казахстана проповедуют свои учения 17 конфессий, входящих в состав шести основных мировых религий. Мировые религии, наиболее распространенные на территории Казахстана – это ислам и христианство.

Лекция 4. Ислам в Казахстане. 1 ч

Тем более, что в государстве с 1991 года признана демократия, религии здесь существуют равноправно, если они не запрещены на уровне закона. Процентный состав вероисповедания в Казахстане на 2019 год выглядит следующим образом: буддисты составляют 0. Ислам в Казахстане зародился после Таласской битвы в 751 году. В этой битве была остановлена экспансия Таньской империи на западе. Победа тюрков Тюргешского каганата и Аббасидского халифата дала возможность утвердиться исламу среди местных жителей Семеречья и Сырдарья. Сегодня ислам в Казахстане исповедуется тюркским, кавказским и таджикским народом. Суннизм Суннизм — это направление ислама, при котором верующие не признают никакую особенную духовную власть над собой любого человека. Власть принадлежит исключительно Великому Пророку, а его заповеди являются главным постулатом жизни верующего человека. Верховная власть передается в руки правителям-халифам, которые не пишут законодательство, а растолковывают религиозные тексты.

Ханафитский мазхаб Суннизм охватывает четыре школы — мазхаба, самая большая из которых ханафитская. Ее основатель Абу Ханиф изложил методологию богословия. Своим ярким примером иллюстрировал верующим, как легко понять религиозные заповеди в обсуждениях, коллективных спорах и размышлениях. Главной задачей Ханифа было побуждение и вдохновение единомышленников к размышлениям и проведениям разнообразных исследований. Отличительными особенностями школы являются: отрицание какого-либо единого религиозного лидера; полная адаптация для использования в реальной жизни.

Широко среди тюркских жителей степных районов было распространено тенгрианство. Внедрение ислама среди местного населения шло мирным путем и не привело к притеснениям и насилию. Ислам добровольно принимали представители разных сословий и народов. В литературных памятниках, эпосе и исторических документах не были зафиксированы случаи неприязненного отношения к мусульманству. Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?

Постепенно мусульманское вероучение становилось господствующим не только в среде кочевой элиты. По мнению современников, во второй половине XV в. В распространении ислама в Могулистане активную роль сыграл Чагатаид Тоглук-Тимур, который вскоре после избрания его ханом в 1348 г. Особые заслуги в распространении ислама приписываются Мухаммад-хану. И по словам автора «Тарих-и Рашиди», Мухаммад-хан добился того, что «большинство кочевых племен Могулистана стали мусульманами». При Мухаммад-хане 1408—1416 мусульманами стало большинство могульских племен Бартольд В. Согласно многочисленным археологическим материалам, под влиянием ислама происходила трансформация древних погребальных обрядов, постепенное вытеснение архаичных воззрений, связанных с потусторонним миром.

Принятие ислама также способствовало укреплению торговых и культурных связей Казахстана с арабским миром и другими мусульманскими регионами. Тем не менее, мусульманская элита сохраняла свою веру и влияние. В XVIII веке сформировалось Казахское ханство, где ислам стал доминирующей религией и играл важную роль в культурной и политической жизни народа. Принятие ислама помогло укрепить единство казахской нации, создать общую идентичность и способствовало сохранению национальных традиций и ценностей. Есть различные течения и школы ислама, такие как суннизм и шиизм, которые сосуществуют в стране. Мусульманская община активно развивается, строит новые мечети и центры образования, и способствует сохранению и распространению ислама в регионе. Первые признаки исламизации казахского народа Исламизация казахского народа началась в середине восьмого века, после завоевания Средней Азии арабами. В этот период казахи были поклонниками шаманизма и иных языческих верований. Первые признаки исламского влияния стали заметны в жизни казахского общества. Казахи начали принимать мусульманскую религию, осваивать арабский язык и принимать арабские обычаи. Открытую конверсию к исламу провозгласил Тенгри-катун Мурдасы — правитель могущественного Джуджанинского государства.

Распространение Ислама в Казахстане презентация

Но даже среди арабов кочевники были менее религиозны, чем горожане. Говорит Всевышний Аллах: «Бедуины оказываются самыми упорными в неверии и лицемерии. Они больше других не признают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему посланнику. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» Св. Коран, сура «Покаяние»: 97. Говорит шейх Ас-Саади: «Бедуины, кочевые жители пустыни, являются более упорными в неверии и лицемерии, чем горожане. Это объясняется несколькими причинами: Во-первых, они не осведомлены о религиозных законах, праведных поступках и мудрых предписаниях. Они более кого бы то ни было не признают законов, повелений и запретов, которые Аллах ниспослал Своему посланнику мир ему и благословение. В отличие от них, горожане лучше знакомы с предписаниями, которые Аллах ниспослал Посланнику мир ему и благословение и приобретенные знания создают у них правильные представления о происходящем, пробуждая в них желание творить добро, о котором им известно гораздо больше, чем бедуинам. Во-вторых, горожане обладают более мягким нравом и соглашаются с проповедниками быстрее, чем жители пустыни. Горожане беседуют и встречаются с праведными людьми чаще, чем жители пустыни.

И поэтому горожане больше подходили для добрых начинаний, нежели бедуины.

Среди народов Центральной Азии Ясави считается одним из главных представителей суфийства. У Ходжи Ахмеда Ясави есть свое учение и путь, известные под названием «Ясавия», которые являются одним из вероисповеданий суфизма в Центральной Азии. Это учение сыграло заслуженную роль в религиозном формировании населения региона. Необходимо подчеркнуть, что основными факторами сохранения и развития ислама в регионах Центральной Азии являлись различные пути и интерпретации мистики и суфизма. Только с этой позиции можно изучать и анализировать принципы и пути сохранения религиозных традиций и верований в душе значительной части мусульманского населения этого региона. В течение долгих веков на территории Центральной Азии развивались различные религиозные секты и вероисповедания суфизма, среди которых можно отметить такие, как Нагшбандине, Кобравия, Кадерия и Ясавия. Ориенталисты считают, что в качестве покровителей «неофициального ислама» приверженцы различных сект суфизма сыграли важную роль в сохранении исламских традиций, которые составляют значительную часть повседневного быта населения региона. Суфийские духовные лица в течение долгих лет считались основными исполнителями неофициального ислама, наставлявшими народ на путь истины. Одно из первых стадий проникновение ислама в обширную евразийскую степную зону, включавшую и территорию современного Казахстана — это VIII-IX веках.

Особенности, присущие этой стадии, в значительной степени определили природу процессов исламизации в дальнейшем. Во-первых, в отличие от соседних городских центров региона Мавераннахра , территория Казахстана была зоной преобладания кочевого и полукочевого скотоводства. Лишь в ее юго-восточной части развивались оседло-земледельческое хозяйство, городская культура. И именно в этих районах ислам получил наибольшее распространение, что отразилось и в дальнейшем.

Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности колониальных властей в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами вряд ли могли помешать этому процессу. Деятельность духовенства приносила ощутимые плоды — постепенно среди казахов росла грамотность, Широко распространялись книги на казахском и татарском языках. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение веры, знакомство казахов с классическим исламским наследием. Одним из подвижников просвещения в степи стал выдающийся педагог Ибрай Алтынсарин 1841-1889 гг. В числе его практических заслуг — открытие первой народной школы 1864 г. Однако в реализации планов внедрения грамотности среди казахов Алтынсарину пришлось нелегко. С одной стороны, царская администрация была заинтересована не в широкой грамотности степняков, а лишь в подготовке узкого круга преданных колонизаторам местных чиновников. Поэтому власти лишь ограниченно поддерживали инициативы Алтынсарина. С другой стороны, муллы, контролировавшие прежде через мечети и медресе все образование среди казахов, не принимали новшества Ибрая. Представители духовенства обвиняли его в том, что он якобы хочет крестить казахских детей и подготовить их к службе в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против ограниченности и невежества отдельных служителей культа, которые использовали ислам в корыстных целях. Но при этом Ибрай Алтынсарин твердо сохранял приверженность религии пророка Мухаммеда. Ярким свидетельством этого может служить составленный им учебник по основам мусульманской веры. Педагог стоял на позициях просвещенного либерального ислама. Все творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приобщения своего народа к прогрессу при сохранении многовекового нравственного и духовного наследия. Тем не менее, наблюдатели, описывавшие быт казахов в конце XIX в. В связи с особенностями бытового уклада жизнь в юртах, сезонные передвижения у казахов не было затворничества женщин, которые не прятали свое лицо под паранджой. Несмотря на патриархальный уклад жизни, женщины пользовались значительным влиянием в семье и обществе в целом. Об особенностях взаимовлияния доисламских и исламских традиций и обрядов писал в своих исследованиях Чокан Валиханов 1935-1965 гг. В статьях «О мусульманстве в Степи» он подчеркивал роль культуры ислама, проникавшей в быт кочевого общества. О поверхностном характере следованию казахов исламским заповедям писали многие путешественники. Позиции ислама из года в год становились более прочными, усиливалась религиозность населения. Постепенно росло число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях. В организационном плане казахское духовенство не было самостоятельным и подчинялось Оренбургскому муфтияту. Точное количество мечетей в Казахстане того времени определить трудно, поскольку данные по ним приводятся разрозненно, по областям или уездам. К примеру, в Семиреченской области к 1915 г. Туркестане в конце XIX в. Мечети, как правило, не имели земельных наделов и содержались на добровольные пожертвования. На распространение ислама в юго-восточной части Казахстана повлияло и переселение из соседних районов Китая значительной группы уйгур и дунган. Китайские власти преследовали мусульманское население на подконтрольной им территории Восточного Туркестана, жестоко подавляя его борьбу за независимость. В результате многие уйгуры и дунгане в 1870-1880-е гг. Здесь они могли свободно говорить на родном языке и сохранять веру предков — ислам. Влиятельной группой в мусульманской среде оставалась татарская община. Царское правительство именно на татарское духовенство возложило миссию приобщения казахского населения к исламу. За получением духовного образования многие представители казахской молодежи отправлялись в мусульманские учебные заведения Казани и Уфы. По данным газеты «Казах» 1917 г. Таким образом, мусульманская община Казахстана еще до революции стала многонациональной. Что касается других народов, то их доля к 1897 г. Причем они, как правило, концентрировались в отдельных регионах. Так, уйгуры и дунгане компактно проживали в Семиречье, а узбеки селились в южной части Казахстана. Татары жили в крупных городах. Политика царского правительства в отношении ислама часто менялась. В Санкт-Петербурге считали, что Турция ведет пропаганду объединения всех тюрков и мусульман под эгидой Стамбула, поэтому старались всячески ограничить турецкое влияние. Действительно, Османская империя вела политику панисламизма — объединения всех мусульман, независимо от места их проживания, в единое государство, построенное на принципах ислама. Роль духовного и политического правителя этого государства отводилась турецкому султану, считавшегося покровителем всех мусульман и наследником власти Халифата. В ответ на турецкую пропаганду Россия ввела ответные меры. Так, было резко сокращено количество лиц, совершающих хадж в Мекку, поскольку путь к святыням пролегал через Стамбул. Власти пристально следили за деятельностью мусульманских просветительских обществ, опасаясь, что в них ведется антироссийская пропаганда. Жесткий контроль был установлен над системой образования, в том числе духовного. Дело доходило до требований, задевавших религиозные чувства верующих. Чиновники обязали вывешивать в мусульманских школах и медресе портреты императора, не считаясь с тем, что ислам отвергает изображение человека. В начале ХХ в. Сокрушительный военный провал самодержавия в войне с Японией вызвал недовольство всех слоев населения. Массовые протесты охватили всю империю. Революция 1905 г. Русский пролетариат и крестьянство, а также жители национальных окраин выступили против произвола и насилия властей. Обеспокоенное ростом революционных настроений, царское правительство пошло на определенные уступки, в том числе и в сфере религии. Колониальная администрация понимала, насколько важную роль играет исламская культура в среде казахов. Именно прагматические соображения заставили власти признать значимость ислама в общественной жизни Казахстана. Результатом такого признания стало разрешение на проведение в городе Верном ныне Алматы съезда мусульман Семиречья в апреле 1906 г. Вслед за этим началась административная реформа, затронувшая духовенство. В местностях с мусульманским населением власти передали определенные административные полномочия муллам. Функции, возложенные на духовных лиц мусульманского вероисповедания, в значительной степени соответствовали правам христианских священников, занимавшихся, например, регистрацией браков и рождений. Политика в отношении ислама в советский период. В Санкт-Петербурге вспыхнула новая революция. Царский самодержавный режим был свергнут. Власть оказалась в руках Временного правительства. Затем ему на смену пришла советская власть. Одним из столпов идеологии новой власти стал воинствующий атеизм. Большевики, руководствовавшиеся революционным материалистическим мировоззрением, отвергли идею Бога и религиозные моральные принципы. Политика советского правительства в отношении ислама колебалась от первоначального умеренного принятия религии в качестве атрибута самостоятельности народов Востока до преследований верующих и жесткой антиисламской линии. Первоначально новая власть заявила о свободе вероисповедания. В ноябре 1917 г. В документе говорилось: «... Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно». В 1919 г. В начале и середине 1920-х гг. Мусульманские учреждения действовали по всему Казахстану и объединяли духовенство разных национальностей: казахов, уйгур, дунган, узбеков, татар. К 1924 г. Подъем ислама отмечался особенно на юге Казахстана, в то же время на севере почти не было мусульманских школ, и судопроизводство в соответствии с требованиями шариата полностью отсутствовало. В 1923 г. Мечети получили и определенную финансовую самостоятельность благодаря тому, что велся массовый сбор пожертвований закят, садака и др. Начиная с 1926 г. Если первоначально наступление на ислам велось с помощью идеологического воздействия, то затем начинаются уголовные преследования и репрессии. Власти объявляют об «антисоветском характере» мусульманства, и речь идет уже не только об антирелигиозной пропаганде, но и о «мерах борьбы с исламом». Религия была объявлена «классовым врагом трудящихся». В 1929 г. Своего апогея политика воинствующего атеизма достигла в 1930-е гг. По всему Советскому Союзу были закрыты тысячи церквей и мечетей. Многие храмы, в том числе и уникальные памятники культуры, были уничтожены или отданы под хозяйственные нужды. Человека, заявившего о вере в Бога, могли арестовать по доносу. Сотни служителей культа всех конфессий были расстреляны или отправлены в тюрьмы. В рамках административной реформы в Казахстане были упразднены местные мусульманские органы самоуправления. Мусульманская община республики в 1941 г. Некоторые послабления в отношении религии наметились лишь в военные годы 1941-1945 гг. Православное и мусульманское духовенство поддержало патриотический настрой советского народа на борьбу с фашистскими захватчиками. Однако о подлинной свободе совести не было и речи. Атеистическая политика велась вплоть до середины 1980-х гг. Государство жестко контролировало официальные структуры мусульманского духовенства. Власти не допускали увеличения численности мечетей, количество которых во всем Казахстане в 1960-1980-е гг. Так, в 1961 г. Кроме того, по данным властей, действовало 66 незарегистрированных исламских общин. Широкую известность получила деятельность так называемых «бродячих мулл», то есть служителей культа, справлявших обряды похороны, свадьбы и др. По данным властей, в 1961 г. Лишь к моменту обретения Казахстаном независимости количество мечетей выросло до 68.

По мере расширения империи Чингисхана распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке 1255—1266 и Узбек 1312—1340. В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди всех тюркоязычных народов региона внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан. Исламизация населения на территории современного Казахстана происходила постепенно, на протяжении многих веков. Ранее всего были исламизированы городские жители и земледельческое население юга современной территории Казахстана, то есть не являющиеся этническими казахами, в то время как основная часть кочевого казахского населения сохраняла традиционные верования и практики шаманизм вплоть до XIX века. Россия последовательно расширяла зону своего контроля на территории современного Казахстана, российская императрица Екатерина II поощряла переход в ислам казахов, так как видела в этом способ умиротворить кочевников [4] ; в XIX веке ислам стал восприниматься казахским населением как составная часть этнической идентичности и казахи сами обратились в ислам [5].

Зарождение и современность ислама в Казахстане ☼

Кто Первым Принес Ислам на Территорию Казахстана | Женский портал обо всем самом интересном Во-первых, история проникновения и распространения ислама в Казахстане такова, что "ислам по-казахски" никогда не был "чистым", а представлял собой смесь ислама и местных языческих религий.
Кто первым принес ислам на территорию Казахстана Войска арабского полководца Кутейба ион Муслима, на чьих копьях мусульманская вера пришла в Казахстан, приход ислама в Казахстан датируется 714 годом. В это время Тюргешский каганат, постоянно приходивший на помощь.

Казахстан – многоконфессиональное государство в Евразии

На сегодня количество мусульманских религиозных объединений в стране составляет 1313, действуют более 5 тысяч мечетей. По данным Духовного управления мусульман, в республике насчитывается около 11 млн. Возглавляет Духовное управление главный муфтий Абсаттар кажы Дербисалы, известный ученый-исламист, профессор. На прошедшей в Сараево 4-й Международной конференции евразийской исламской шуры он был избран первым заместителем председателя этой организации. Основные направления деятельности мусульманских религиозных организаций страны: духовное воспитание, благотворительность, просветительство. В республике функционируют около 20 медресе, к наиболее крупным из которых относятся медресе в городах Алма-Ате, Атырау, Талгар, Тараз, Джезказган. В международных казахско-арабском и казахско-кувейтском университетах в Чимкенте есть факультеты "Арабский язык и религиоведение". Кадры специалистов-религиоведов готовит также Казахско-турецкий университет имени Х.

Яссауи в городе Туркестан и Исламский институт в Алма-Ате. Духовное управление с 1977 года выпускает ежемесячный журнал "Мир ислама", газету, духовную литературу. С каждым годом увеличивается число казахстанских паломников, совершающих хадж. В нынешнем году паломничество совершили около 500 граждан Казахстана. Событием, получившим позитивный общественный резонанс и имевшим большое просветительское значение, стала организация общенациональным телеканалом "Казахстан-1" совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана в месяц Рамадан телепередачи, длившейся всю священную ночь. Участие во всех благотворительных акциях органов власти; организация пожертвований, бесплатных обедов для малоимущих, детей и престарелых; раздача продуктовых и вещевых наборов; тысячи встреч и бесед по вопросам духовности и нравственности - это обычная практика мусульманских религиозных объединений. Для предотвращения проявлений экстремизма местные органы власти осуществляют постоянный мониторинг всех исламских религиозных объединений.

Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств.

Поэма написана в размере мутакариб арабской системы стихосложения аруз и является первым примером использования аруза в тюркской литературе. Форма написания — сдвоенный стих маснави. Поэма «Благодатное знание» Кутты билик начинается со строками автора о том, что его поэма написана на тюркском языке : Да, книг у арабов, таджиков немало, А нашею речью сия — лишь начало.

Кто мудр, эту книгу оценит с почтеньем, Лишь тот ценит знанья, кто зрел разуменьем.. Первым монгольским ханом, принявшим ислам, становится монгольский император Берке 1255—1266. Приняли ислам также его младшие братья Беркечар, Бури и Тукай-Тимур. Туда-Менгу стал вторым монгольским мусульманским императором Золотой Орды.

Позже монгольский хан из династии Батуидов Узбек-хан 1312—1340 сделал ислам ханафитского мазхаба государственной религией Золотой Орды.

Однако и эти силовые методы решения религиозных задач не привели все же к полной победе ислама над всей Кыпчакской степью от Иртыша — на востоке до Днестра — на западе. В какой-то степени эти меры содействовали укреплению религиозных принципов, но всё же они не привели к полной победе ислама в Кыпчакской степи. Во всяком случае, по свидетельству Ибн Арабшаха, побывавшего в Джучиевом Улусе Золотой Орде в конце 30-х годов XV века, а также по рассказам ряда других авторов, в XV веке в Дешт-и-Кыпчаке было много язычников, то есть многие придерживались шаманизма. Страна в сердце Евразии сюжеты по истории Казахстана. Алматы, 1998. В XV веке ислам упрочил свои позиции в Могулистане.

Постепенно мусульманское вероучение становилось господствующим не только в среде кочевой элиты.

В целом, арабская культура имеет богатое наследие и является важной составляющей исламской культуры в Казахстане. Ислам в период кочевого образа жизни В период кочевого образа жизни ислам занимал важное место в культуре и повседневной жизни казахского народа.

Он стал частью кочевой традиции и сильно проник во все сферы общественной жизни. Кочевые казахи исповедовали суннитский ислам, который распространялся в Казахстане с момента его появления. Казахские племена держались духовных учений ислама, которые передавались от поколения к поколению.

Они стремились исполнять все обряды и обязанности мусульманина, такие как пятикратные молитвы в день, соблюдение поста в месяц рамадан и паломничество в Мекку. Ислам играл важную роль в корректировке поведения людей и формировании их мировоззрения. Поэтому древнеказахстанские обычаи и традиции часто сочетались с принципами ислама.

Многие кочевники, особенно жители джайлау, были священниками школ суннитского толка, где изучались основные принципы ислама. Со временем ислам в кочевой жизни начал претерпевать изменения под влиянием внешних факторов. Религиозные деятели старались сохранить духовную единственность исла, но при этом исла подвергалось искажениям вплоть до появления новых вероучений и школ.

Этап кочевой жизни привнес великий вклад в развитие ислама в Казахстане. В этот период ислам стал неотъемлемой частью культурного наследия казахского народа и оказал значительное влияние на формирование его идентичности. Ислам в период кочевого образа жизни сыграл важную роль в сохранении и развитии культурного наследия казахского народа.

Он проник во все сферы общественной жизни и стал основой для формирования ценностей и норм поведения. Ислам в кочевой жизни стимулировал развитие образования и науки.

Влияние арабской культуры

  • Ислам в Казахстане: особенности и течения
  • Религия в Казахстане: обзор конфессий в стране
  • Распространение ислама на территории Казахстана.
  • Ислам в Казахстане
  • Основные религии Казахстана
  • Похожие статьи

Сообщить об опечатке

  • Определите причины распространения ислама на территории казахстана —
  • Распространение ислама на территории современного Казахстана by Dinasyl Koilybay on Prezi Next
  • Историческое развитие ислама
  • Ислам в Казахстане
  • Влияние ислама на Казахстан

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий