2. агнаты и когнаты

В праве германских народов агнаты – кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии. Агнаты находились под покровительством семьи, а когнаты такого покровительства не имели.

Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство

У этого термина существуют и другие значения, см. Когнаты. Когнаты (лат. cognati — «родственники») — в римском праве лица, находящиеся в юридически признанном кровном родстве по женской линии и вообще кровные родственники. Важным аспектом агнатского родства была идея наследования и передачи имущества. Согласно римскому праву, агнаты имели приоритетное право на наследование по сравнению с когнатами, т.е. родственниками по боковой линии или через женских предков. родичи. Например, невестки, приёмные дети. Когнаты - родственники. но живут разными семьями. Такое разделение важно во многих отношениях, чаще всего в наследственных.

Агнатское и когнатское родство

Уже знакомые нам понятия хорошо адаптировались в Европе и после некоторой трансформации легли в основу европейского права. В средневековой Германии, например, агнатами назывались мужчины, состоящие в кровном родстве братья, отец - сын, прочее. И тут родство учитывалось лишь по отцовской линии. Агнаты являлись членами германских семей, имели право на покровительство предводителей родов. Когнат — это родственник, лишенный такого права. Сказочные аллегории Скудные сведения о нормах и правовых понятиях Средневековья достаточно хорошо отражены в сказках и предания европейского континента. К примеру, в хорошо известной истории о коте в сапогах старшие сыновья получили солидное имущество, а младшему доставалось лишь символическое наследство. Это произошло потому, что в средневековой Европе было много людей и мало земли.

Поэтому были приняты нормы защиты агнатов — кровных родственников, которым впоследствии переходило все имущество.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным же ной. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману. После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

При отсутствии законных сыновей, наследство могло переходить к дочерям или братьям покойного в порядке старшинства , в зависимости от варианта законов или обычаев. Особо важное место принцип первородства играл в вопросах престолонаследия в тех монархиях, где последний применялся. Упоминания в литературе Выделяли 3 очереди наследников.

Первую группу составляли дети наследодателя, а также внуки умерших детей. Если у умершего не было своих наследников, то к наследованию призывались агнаты — лица, которые связаны законным родством по мужской линии: домовладыка возглавляет семью, и все ее представители юридически являются родственниками например родной брат умершего. Когда имелось несколько агнатов, то преимущество имел тот, кто имел ближайшую родственную связь с наследодателем. Третью очередь наследников составляли когнаты кровные родственники умершего. К наследству стали призываться исключительно когнаты, причем без различия пола.

В этот период различались: Связанные понятия продолжение Сводные родственники — это состояние родства, возникающее при вступлении двух родителей в повторный для каждого из них брак, между детьми от предыдущих браков. Иными словами, у сводных братьев или сестёр нет общих родителей, и их связывают семейные отношения, но не биологическое родство. Семья, в которой у одного или обоих супругов есть дети от предыдущего брака, называется сводной семьёй. Порядок наследования норвежского престола — список лиц, имеющих право на наследование королевского престола Норвегии. Сорорат от лат.

Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена ещё жива, так и после её смерти. Системы терминов родства — исторически обусловленные системы терминов кровного родства и свойства родства по браку. В соответствии со статьей 20 Конституции Марокко королевский престол наследуется в соответствии с агнатической примогенитурой мужскими потомками короля Хасана II. Исключение составляют случаи когда король при жизни назначает своим преемником другого сына, а не старшего. В случае отсутствия потомков по прямой мужской линии трон передается мужчинам родственникам по боковой линии на тех же условиях.

Предполагаемый престолонаследник — член правящего дома какой-либо наследственной монархии, являющийся согласно её законодательству автоматическим преемником правящего монарха в случае его кончины либо отречения от престола, но теряющий этот статус в случае появления законного престолонаследника, занимающего более высокое место в линии наследования престола. Обычно предполагаемым наследником становится младший брат либо другой более дальний родственник монарха в случае отсутствия у правящего монарха. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. В различных вариантах левирата. Минорат — система наследования, при которой имущество в своем целом составе переходит к одному лицу, родственнику младшего возраста сравнительно с другими.

Так же как при майорате, решающим моментом при этом может быть только возраст, независимо от степени и линии родства, или же возраст в связи с ними. Внуки имеют определенные права и обязанности по отношению к дедушке и бабушке, как по родительской, так и по материнской линии. Так, несовершеннолетние, нуждающиеся или нетрудоспособные совершеннолетние, имеют право на получение материального обеспечения алиментов от обладающих достаточными средствами дедушки и бабушки при условии, что они не могут получать это обеспечение от своих родителей. В свою очередь обладающие достаточными средствами внуки обязаны обеспечивать дедушку и бабушку в случае. Порядок наследования престола Монако — список лиц, имеющих право на наследования княжеского престола в Монако.

Список внебрачных детей русских императоров включает как признанных бастардов российских правителей, так и детей, приписывавшихся им слухами, причём большинство имён относится к последней категории. У многих российских императоров, согласно сохранившейся информации, внебрачных детей не было. Начиная с 2011 года, герцогский престол Люксембурга переходит по наследству потомкам великого герцога Анри в соответствии с системой абсолютной примогенитуры. Женщины и мужчины имеют равные права престолонаследия. Династический брак — брак между членами правящих династий.

В некоторых государствах монархам прямо не допускалось вступать в брак с представителями более низкого происхождения, но в большинстве случаев подобные союзы заключались исходя из политических интересов или сложившихся традиций. Беллониды кат. Bellonides — знатный род готского происхождения, владения которого располагались в Лангедоке. Первоначально владения дома располагались около Каркассона. Согласно средневековым генеалогиям Беллониды были предками Барселонского дома, представители которого были правителями ряда Каталонских графств, а позже стали королями Арагона, однако в настоящее время эта версия подвергается сомнению.

Редукция предков англ. Ahnenschwund — понятие в генеалогии, означающее уменьшение возможного количества предков у потомка, чьи родители имеют друг с другом родственные связи. Термин впервые применен Робертом С. С 1983 года корона Нидерландов наследуется в соответствии с системой абсолютной примогенитуры. С 1814 по 1887 год королевский престол наследовался мужскими потомками монарха.

Женщины имели право занять престол в отсутствия у монарха наследников и родственников мужского пола. В 1887 году в Нидерландах была принята система когнатической примогенитуры. Женщины не исключались из линии престолонаследия, но в случае двух разнополых наследников монарха наследие переходит к мужскому наследнику, и только. Орлеанистским претендентом на французский королевский престол является принц Жан Орлеанский род. Согласно семейному соглашению от 1909 года, только потомки деда нынешнего претендента считаются членами династии, имеющими претензии на королевский трон Франции.

Основатели линий Орлеан-Браганса и Орлеан-Галлиера, приняв иностранное гражданство, выбыли из списка наследования престола. Дом Гатине-Анжу фр. В XII веке дом разделился на две ветви — старшую, больше известную как династия Плантагенетов, представители которой были королями в Англии, и младшую, представители. Согласно Датскому закону о престолонаследии , принятому 27 марта 1953 года, датский королевский престол могут наследовать только прямые потомки короля Кристиана X 1870—1947 , правившего в 1912—1947 годах, и его жены, королевы Александрины 1879—1952. Порядок наследования регулировался системой абсолютного первородства.

Порядок наследования иорданского престола — это список лиц, имеющих право наследовать престол Иорданского Хашимитского королевства. Порядок наследования регулируется статьей 28 Конституции Иордании. Для обозначения таких отношений используются особые термины. Мужчина в этом состоянии называется вдовцом, а женщина вдовой.

Любой агнат — когнат, но не любой когнат — агнат. При Юстиниане вышеупомянутые понятия были устранены, когнатами стали считаться любых родственников, как по мужской, так и по женской линиям. На что же влияло родство? Право наследования зависело от агнатического родства, в зависимости от того, находилось ли лицо под властью pater familias, оно могло или не могло быть наследником. Например, дочь, вышедшая замуж и оказавшаяся под властью другого домовладыки, не имела права наследовать за своим прошлым отцом семейства. Свойство Особую роль в римском праве занимает свойство, про которым понимается отношение к родственникам мужа или жены. Например, в свойстве состояли свекровь и невестка или муж и сестра жены.

Похожие презентации

  • Агнатическое и когнатическое родство | Студент-Сервис
  • Агнаты и когнаты Охота на слова
  • Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
  • Кто такие агнаты и когнаты и каковы их наследственные права
  • Похожие работы

Агнатическое родство

  • Читать контрольная по основам права: "Понятие и виды контрактов" Страница 5
  • 15. Римская фамилия. Агнаты и когнаты
  • Когнаты (римское право) — Карта знаний
  • Агнатическое и когнатическое родство
  • Найдено схем по теме — 2

Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима

II Агнаты от латинского agnatus родственник по отцу 1 в римском праве все свободные члены семьи familia , происходящие по мужской линии от одного… … Большая советская энциклопедия АГНАТЫ — в Древнем Риме 1 лет. Agnati римляне, по имени и родословию происходившие по мужской линии от одного умершего предка … Энциклопедический словарь экономики и права АГНАТЫ — лат.

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Слайд 6 Когнатическое родство.

Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии.

Слайд 7 Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris.

В древнейший период, как и в других обществах на ранних ступенях развития, в Риме господствовали патриархальные отношения в семье, позже происходит их разложение, ослабление семейных уз. В поздней истории Рима, возможно, отчасти и под влиянием христианской религии, семейные отношения вновь укрепляются. Законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки. Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве.

Древнеримскую семью в учебной литературе обозначают, как правило, термином familia. Однако familia относится к настолько специфичным институтам Древнего Рима, что употребление современного понятия "семья" для его обозначения на ранних этапах развития является не совсем корректным. Наиболее характерной чертой римской семьи была, пожалуй, абсолютная власть pater familias и над имуществом, и над подвластными членами семьи. Вместе с рабами, а первоначально, может быть и вместе с принадлежащими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia [1В памятниках позднейшего периода слово familia часто обозначает совокупность рабов, принадлежащих определенному лицу. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias—не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот, и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба.

Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitus deminutio, которая в данном случае означала не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patria potestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей; сыновья же сами становились paterfamilias—носителями полной правоспособности. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias—это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной. Особого уяснения требует различение когнатического и агнатического родства.

Без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Первоначальное значение римского слова "фамилиа" familia —"домашнее хозяйство", совокупность данных имущественных ценностей. Затем это понятие получило расширенное толкование, и в состав "фамилии" стали включать уже и людей, которым это имущество принадлежало каксовокупным собственникам. С течением времени возвышается значение главы семейства. Под его властью оказываются не только рабы, но и все домашние— жена, дети, внуки. Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр.

И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называтьсяагнатами, что значит "родственник по отцу". Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас живших своими семьями. Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права persona sui juris и лицчужого права persona alieni juris. К первым относились домовладыки, ко вторым —остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.

Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки.

Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство. Когнатическое родство или кровное следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете Позвонить:.

Хрестоматия по римскому праву. 2-е издание. Учебное пособие

Онтологическая - изучает и проводит исследования фундаментальных принципов понятия государства и права, причин и закономерностей возникновения общих принципов права и государства. Прогностическая - направлена на обеспечение прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе. Гносеологическая - призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений. С помощью гносеологической функции осуществляется п.

Ни жена, ни усыновленный приемыш не были кровными родственниками главы фамилии, но их правовое положение было таким же, что и кровных, — сыновей, дочерей. Третья особенность римской семьи заключалась в том, что термином «фамилия» обнимались не только агнаты, но и принадлежавшие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. Суждение Гая об исключительности римского семейного строя в основе своей ошибочно, хотя нельзя отрицать за римской фамилией и специфических черт. Столь же патриархален и старославянский семейный строй. Старославянское огнище печище было тем же, что и фамилия, чтившая своих семейных божков ларов , располагавшихся на каминной полке; только древний славянин помещал чуров-пращуров как охранителей семейного благополучия в доме и близ него.

Славянское «чадь» — то же, что и римское sui. Этим термином охватываются все те люди, которые жили в доме под господством отца, -дети, внуки, рабы челядь. Жена настолько была связана с мужем, что по обы чаю должна была всходить на его погребальный костер. Муж «господин», «староста» распоряжался домом и имуществом. Он женил сына и выдавал замуж дочь. В голодное время ему не возбранялось продавать детей в рабство. А уж в том, что при договоре займа, известном под названием «купы», русский домовладыка мог отдавать в закупы своего сына, нет никаких сомнений. Так было и у западных славян.

Термином familia семья обозначалась совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния. Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права. Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти даже если сам состоял в браке. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака.

Вы тоже можете стать частью истории. СПбГУ ждет новые таланты, чтобы помочь им раскрыться и добиться блестящих побед в науке и искусстве.

Агнаты в римском праве

Агнатическое и когнатическое родство. Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной. В одном месте (Dig., XXXVIII, 10, 10, § 2) они соотнесены с когнатами: «Когнатами являются и те, кого закон XII таблиц называет агнатами, но они — когнаты по отцу из той же фамилии; те же, кто связан родством через женщин, именуются только когнатами». 2. Агнатическое (agnatio) — юридическое родство лиц {агнаты), объединенных под властью pater familias. «Степени агнатства исчисляются таким же точно образом» (1.3.6.8), что и при когнатическом родстве. III. Оба вида родства были равнозначными. В результате видны три группы (очереди) наследников: "свои" наследники, агнаты и когнаты. 3) когнатическая семья (союз кровных родственников от общего предка). В агнатской семье власть домовладыки распространялась пожизненно на жену и жен сыновей; над детьми своими и других членов семьи; над рабами и вольноотпущенниками.

Трансформация понятий

  • Римская семья. Агнатское и когнатское родство
  • Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство
  • Римская фамилия. Агнаты и когнаты
  • Отношения между супругами в браке.

Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима

В позднересп. период к наследованию наряду с агнатами стали широко призыв-ся и -ва свободнорожд-х принадлежат своим наследникам, т.е. детям, находящимся во власти, и остальным, занимающим место детей. Ульпиан – сообщество людей: агнатов и когнатов. Агнаты – лица под властью домовладыки: жена, невестка, не эмансипированные дети, усыновленные (юридические родственники). § 43. агнатическое и когнатическое родство. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой. Группу ближайших агнатов, или агнатов с наибольшими правами, составляли лица, которые действительно находились в одном консорциуме под властью pater familias, Эти агнаты назывались sui1. Две более дальние группы агнатов составляли лица: 1) которые. § 43. агнатическое и когнатическое родство. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием. Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между патерфамилиас и его подвластными — связь когнатическая, а юридическая, или, по римской терминологии, агнатическая.

Кто такие на самом деле - гои, и кто такие - изгои на Руси.

Когнатическое и агнатическое родство О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната агнатки в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа или свекра, если он был и становилась когнат- кой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын с разрешения отца. Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с тем правами, в т. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Вместе с рабами, а первоначально, может быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias - не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias обозначалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Агнатическое и когнатическое родство 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего, в свою очередь, основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агнатическая. В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер.

Здесь учатся более 20 тысяч студентов из десятков стран мира, работают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, запускаются прорывные исследовательские проекты и совершаются открытия. Вы тоже можете стать частью истории.

Иными словами, в свойстве состоят, например, мужчина и сестра его жены, свекровь и невестка. Значение свойства в том, что его наличие между двумя персонами являлось препятствием для вступления их в законный брак друг с другом даже несмотря на то, что такое отношение было в прошлом, то есть в случае смерти мужа его вдова не могла стать женой его брата. Брак matrimonium в римском праве. Как указывал Модестин, «брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права» [25]. Для того, чтобы брак был признан законным и действительным, необходимо было соблюдение нескольких условий: 1 постоянное совместное проживание consortium omnis vitae ; 2 физическая зрелость, то есть достижение брачного возраста обоими супругами. Это возраст для мужчин составлял 14 лет, для женщин — 12 лет; 3 согласие на вступление в брак обоих супругов, а если они подвластны — и их домовладык consensus ; 4 постоянное сознание обоих супругов, что их союз является браком affectiomaritalis ; 5 половая связь, поскольку одной из основных целей вступления в брак являлось продолжение рода coniunctiomarisetfeminae. Основными препятствиями к заключению брака являлись: 1 наличие между женихом и невестой отношений родства или свойства; 2 социальное неравенство жениха и невесты например, не могли вступать в брак между собой сенатор и актриса. При императоре Юстиниане препятствиями для вступления в брак стали считаться также: 1 наличие предыдущего брака binaenuptiae ; 2 различные религии жениха и невесты disparitascultus — например, не могли вступить в законный брак христианин и еврейка. Заключению брака предшествовала помолвка — spons a lia. Суть ее заключалась в даче взаимных торжественных обещаний домовладыкой невесты и ее женихом. При этом домовладыка обещал отдать дочь замуж, а будущий муж — принять ее в жены. Для того, чтобы подкрепить обещания материально, выплачивались так называемые a rrhae sponsal i ciae — задатки при помолвке. Выплата такого задатка служила своего рода гарантией того, что планируемый брак состоится и стороны не откажутся от него без веских на то оснований. В римском праве традиционно выделяют две разновидности брака: 1 matrimonium cum manu - брак с властью мужа; 2 matrimonium sine manu — брак без власти мужа. Matrimonium cum manu брак с властью мужа представляет собой древнейшую форму брака. Женщина, вступавшая в такой брак, выходила из-под власти своего домовладыки и переходила в семью мужа на правах подвластной. Супруг или его pater familias, если супруг сам являлся подвластным приобретал над женой особенную разновидность власти — т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий