Новые органы власти в марте 1917 двоевластие

Формирование новых органов власти. Временный комитет членов Государственной думы. События февраля 1917 г. духовенство приняло спокойно, было решено пойти на контакт с Временным правительством. 3 марта 1917 г. обер-прокурором Святейшего синода назначили Львова, было достигнуто соглашение о невмешательстве в дела церкви. Власть Временного правительства, образовавшегося 2 марта 1917 г., нуждалась в признании революционного народа. Единственным признанным народом органом в дни падения монархии стал Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Как бы там ни было, с февраля по октябрь 1917 года оба этих органа, и Временное правительство и Петроградский совет работали в параллельном режиме, а в стране было подлинное двоевластие (вылившееся впоследствии в гражданскую войну). В начале этого периода сформировалось двоевластие. Двоевластие — сосуществование параллельных систем власти и управления (Временного правительства и Петросовета) в России после Февральской революции в марте — июле 1917 года.

Двоевластие в России 1917 года: причины, цели и итоги

Из-за повышенного спроса весь хлеб был раскуплен, и в магазинах его не осталось. Начались первые беспорядки. На этом фоне Николай II22 февраля уехал из столицы в Могилев, где находилась ставка Верховного главнокомандующего. Перед отъездом министр внутренних дел уверил царя, что ситуация в городе под контролем. Очереди за хлебом в Петрограде Однако уже 23 февраля в Петрограде начались массовые протесты. На улицы вышло более 120 тыс. Этот день считается первым днем Февральской революции. Находящиеся в городе военные не могли разогнать протестующих. На следующий день на улицы вышло уже 214 тыс. Многие казаки отказывались выполнять приказы о разгоне толпы. В течение 26 февраля погибло 40 человек, а один из батальонов военных поднял бунт — солдаты стреляли в своих офицеров.

Рабочие создали Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, а депутаты парламента — Временный комитет Государственной Думы. В тот же день этот комитет объявил, что берет власть в свои руки. Восставшие солдаты в дни Февральской революции Узнавший о революции царь утром 28 февраля отъехал из Могилева в направлении к Петербургу. Через несколько часов восставшие захватили Петропавловскую крепость и Адмиралтейство. Фактически вся столица контролировалась революционерами, однако важна была позиция армейского командования. Восставшие солдаты перекрыли железнодорожные пути к Петрограду, поэтому Николай II, не сумев попасть в столицу, останавливается в Пскове. Отсюда царь связался с командующими фронтами русской армии. Они заявили, что подавить революцию силой не получится, армия не выполнит такой приказ, а потому лучшее решение — это отречение Николая II от престола. Уличные бои во время Февральской революции 2 марта царь отрекается от престола в пользу своего брата Михаила. Он заявил, что примет корону только в том случае, если на то даст согласие особый орган власти — Всероссийское Учредительное собрание, которое должно быть избрано на выборах, после чего оно решит вопросы о политическом устройстве России.

С этого момента, считающегося окончанием Февральской революции, монархия в России прекратила свое существование. Временное правительство и двоевластие 1917 года В ходе революции встал вопрос о том, кто же после нее возьмет власть. Претендентов было два — созданный рабочими Петроградский совет и созданный депутатами Временный комитет. В ночь с 1 на 2 марта их представители провели переговоры и договорились о создании Временного правительства России. Это правительство должно было управлять страной до того момента, пока не будет созвано Учредительное собрание. Возглавил правительство князь Г. Львов, который фактически стал главой государства. Первый председатель Временного правительства Г. Львов Вместе с тем Петроградский совет не собирался распускаться. Его представители заявили, что они будут контролировать деятельность Временного правительства, а в случае необходимости будут выпускать собственные распоряжения.

При этом в других крупных городах началось формирование собственных Советов. Началась подготовка к организации Всероссийского съезда Советов, который в перспективе мог стать полноценным органом власти, своеобразным парламентом. Фактически возникло двоевластие в России. Здесь важно уточнить, чем же система Советов отличалась от классического парламента. Если депутаты совета избирались на всеобщих выборах, то делегаты Советов избирались по многоступенчатой системе. Например, рабочие районов Москвы формировали районные Советы. В свою очередь районные советы посылали делегатов в Московский совет, а он мог направлять делегатов уже на Всероссийский съезд советов. Всего в марте 1917 г.

Он состоял в основном из меньшевиков и эсеров. Исполком Совета возглавил меньшевик Н. Чхеидзе, его заместителями избраны эсер А. Временное правительство образовано в ночь на 2 марта 1917 года совместным решением Петроградского Совета и исполнительного комитета членов Государственной думы. В него вошли в основном кадеты и октябристы. Единственным представителем социалистов был в нем министр юстиции А. Главой правительства назначен Г. В ней объявлялись политическая и религиозная амнистия, свобода слова, печати, собраний, отменены сословные, религиозные и национальные ограничения. Кроме того, сообщалось о начале подготовки к созыву Всероссийского Учредительного собрания, «которое установит форму правления и конституцию страны». Поэтому было решено не вводить в стране 8-часовой рабочий день, чтобы бесперебойно обеспечивать фронт всем необходимым. Был также отложен вопрос о разделе земли, который мог дезорганизовать фронт: солдаты, состоявшие из крестьян, могли возмутиться, что раздел земли прошел без их участия. Петроградский Совет поддержал эти решения.

Кроме того, налицо было полное нежелание нести за свои поступки ответственность. Не правда ли, знакомая ситуация? К примеру, никто не мог решиться вывести страну из войны, хотя ее бесперспективность уже давно понимали все слои общества. Пока двоевластие в России 1917 г. Естественно, что все это настраивало народ против Временного правительства и Совета. Отношения Совета и Правительства В Правительстве превалировали две точки зрения на отношение к социалистическому Совету. Обе они были схожи: в первом случае депутаты считали, что нельзя идти на уступки вообще, во втором — что следует постепенно перехватить все управленческие инициативы. Но в реальности игнорировать Совет было полностью невозможно, так как он опирался на поддержку вооруженного народа. А потому в декларации, которая была принята 3 марта 1917 года, совместно с ним была утверждена полная политическая амнистия, провозглашена гражданская свобода и отмена высшей меры наказания, запрещалась сословная и классовая дискриминация, а также сообщалось о созыве Учредительного собрания. Противоречия в Мартовской декларации Грубая ошибка, которую допустило двоевластие в России 1917 г, была в том, что члены этих управленческих органов ни словом не обмолвились ни о прекращении бессмысленной войны, ни о конфискации земель помещиков. Кроме того, обещанного провозглашения демократической Республики также не произошло. Не в последнюю очередь связано это было с тем, что Временное правительство стремилось во что бы то ни стало сосредоточить всю государственную власть в своих руках. Какой была государственная структура в первое время после Февральской революции? Первоначально старый управленческий аппарат был полностью сохранен. На место губернаторов были посажены доверенные комиссары Правительства. Законодательство в полной мере осталось прежним. Полиция была заменена на народную милицию. В первое время народ с доверием относился к Временному правительству, так как люди верили, что его члены наконец-то прекратят войну и выведут страну из кризиса. Итак, двоевластие в России. Ресурсы для их решения имелись, практически все социальные слои были за новые власти, так как царское правительство в последние годы вообще ничего не делало, быстро и решительно доводя страну до кризиса.

Двоевластие - не есть разделение властей, а противостояние одной власти другой, что неизбежно приводит к конфликтам, к стремлению каждой власти свергнуть ей противостоящую. В конечном счете двоевластие ведет к параличу власти, к отсутствию всякой власти, к анархии. При двоевластии неизбежен рост центробежных сил, что грозит развалом страны, тем более, если эта страна многонациональная. За сравнительно короткое время, с марта по октябрь 1917 г. Оно пережило два серьезных кризиса власти в июле и в сентябре. Власть Временного правительства слабела с каждым днем. Оно все более теряло контроль над положением в стране. В обстановке политической нестабильности в стране, углублявшейся хозяйственной разрухи, затянувшейся непопулярной войны, угрозы надвигавшегося голода, народные массы жаждали "твердой власти", которая смогла бы "навести порядок". Срабатывала и противоречивость поведения русского мужика - его исконно русское стремление к "твердому порядку" и вместе с тем исконно русская ненависть ко всякому реально существующему порядку, то есть парадоксальное сочетание в крестьянском менталитете цезаризма наивного монархизма и анархизма, покорности и бунтарства. Такого своеобразного обстоятельства, создавшего переплетение двух властей, двух диктатур — диктатуры буржуазии и обуржуазившихся помещиков, с одной стороны, и диктатуры пролетариата и крестьянства — с другой история государства не знала. Подобное ненормальное положение существовать долго не могла. Ленин, — в государстве быть не может». Одна из них должна быть уничтожена, сведена на нет. На местах фактически царила анархия. Все меньше становилось сторонников и защитников Временного правительства. Это во многом объясняет ту легкость, с какой оно было свергнуто большевиками 25 октября 1917 г. Они не только легко свергли фактически безвластное Временное правительство, но и получили мощную поддержку со стороны широких народных масс, обнародовав на другой же день после Октябрьского переворота важнейшие декреты - о земле и мире. Не абстрактные, непонятные массам социалистические идеи привлекли их к большевикам, а надежда на то, что те и впрямь прекратят ненавистную войну и раздадут крестьянам вожделенную землю. Керенский А. Ключевский В. Сочинения в 9 т. Ленин В. И, Сочинения, Т. Минаев Е. Родзянко М. Записки председателя Государственной Думы. Федоров В.

История России

Итак, Двоевластие в России 1917 г. – это система государственного управления, при которой власть была распределена между двумя органами: Временным правительством и Советом рабоче-крестьянских депутатов. 27 февраля (12 марта) 1917 г. – формирование революционных органов власти: Временного Комитета Государственной Думы, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Приказ Петроградского Совета № 1 от 1 марта 1917 г. Законодательная дея-сть Временного: Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г. Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу ГПР. Двоевластие (март-октябрь 1917 г.). Временное правительство (3 (16) марта 1917 — 26 октября (8 ноября) 1917) — высший законодательный и исполнительный орган государственной власти в России в период между Февральской и Октябрьской революциями.

Февральская революция 1917 года. Сущность двоевластия

В первую очередь его меры касались демократизации общества. Для этого было принято новое избирательное законодательство, Россия была объявлена республикой. Также была отменена смертная казнь за политические преступления и введен ряд демократических свобод. Причины кризисов Двоевластие — это время, которое ознаменовалось рядом серьезных потрясений для страны. В первую очередь это связано с продолжением участия России в Первой мировой войне. Неудачные наступления отечественной армии на фронте привели к массовым демонстрациям и к усилению недовольства в стране. Временное правительство не спешило решить этот вопрос; более того, лидер партии кадетов П. Милюков заявил о необходимости продолжить войну, чтобы поддержать союзников против Германии.

Это привело к первому кризису правительства и расформированию кабинета министров. Ситуация была отчасти исправлена тем, что в новое правительство вошли представители социалистических направлений: эсеров и меньшевиков. Идеологические разногласия Двоевластие в России стало возможно из-за существования совершенно различных направлений и течений.

Инициативы по созданию независимого рабоче-солдатский революционный штаб провалились. Революционный штаб Керенского, впоследствии Военная комиссия, уже 27 февраля с помощью двух десятков офицеров-фронтовиков полностью взяла под контроль солдатское восстание. Почему солдаты следовали распоряжениям Думского революционного штаба? Солдатам Дума давала гарантии того, что в последствии никто из восставших не будет привлечен к ответственности за нарушение присяги и за убийства офицеров.

От рабочих Петрограда, наоборот избралось по одному рабочему от каждого предприятия. Это дало большой численный перевес в пользу солдат.

Одновременно лидеры крупной буржуазии и обуржуазившихся помещиков образовали 27 февраля 12 марта Временный исполнительный комитет Государственной думы. Опираясь на вооруженную силу народа, Советы имели возможность взять власть в свои руки.

Но они не сделали этого, ибо большинство в Советах принадлежало эсерам и меньшевикам. Социальную сущность двоевластия В. Буржуазное правительство, не располагавшее реальными силами для подавления революционных масс, держалось у власти лишь благодаря соглашению с Советами, которые, особенно на местах, нередко действовали как фактическая власть.

Керенский, однако, не подчинился этому решению и принял пост министра юстиции, получив согласие Петросовета уже на следующий день, задним числом [4]. Образование Временного правительства В ночь на 2 15 марта 1917 царские министры, наряду с многими другими сановниками, были заключены в Петропавловскую крепость , а император под давлением Н. Рузского отменил своё решение о подавлении восстания силой и дал согласие на формирование российского правительства, которое будет ответственно перед Думой. Днём этого же дня царю поступили телеграммы почти от всех командующих фронтами с просьбой об отречении от престола как о единственно возможном выходе из создавшегося положения.

В это время Петросовет одобрил соглашение, достигнутое с Временным комитетом Государственной думы, и принял решение создать наблюдательный комитет для надзора за деятельностью нового правительства. К вечеру Временным комитетом Государственной думы был объявлен состав Совета министров Временного правительства с 10 23 марта 1917 просто Временное правительство. От Петросовета в состав Временного правительства вошёл Керенский , занявший пост министра юстиции Н. Чхеидзе , выполняя решение Исполнительного комитета, от предложенного ему поста министра труда отказался. Возглавил правительство председатель объединённого комитета Земского союза и Союза городов князь Г. Ближе к ночи к царю прибыли представители Временного комитета Государственной думы А. Гучков и В.

Шульгин , которым Николай II передал манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила. Вместе с манифестом царь подписал «задним числом» указ о назначении князя Львова председателем Совета министров. Кроме этого, в «Известиях» была опубликована согласованная программа Временного правительства. В этот же день после беседы с представителями Временного комитета Государственной думы и приватной беседы с М. Манифест об отречении содержал просьбу ко всем гражданам России подчиниться Временному правительству вплоть до принятия решения Учредительным собранием о дальнейшей форме правления. В этот же день Временное правительство упразднило Департамент полиции, распустив Охранное отделение и жандармские корпуса. На будущее отменялся принцип выборности офицеров начальников , при этом все произведённые уже выборы офицеров оставались в силе и солдатские комитеты получали право возражать против назначения начальников.

Первые итоги Таким образом, Россия осталась без монарха. При этом вопрос о форме правления в государстве разрешён не был. От всякого участия в законодательном процессе была отстранена Государственная дума, хотя официально она была распущена только 6 19 октября 1917. Образованный во время Февральской революции Временный комитет Думы, напротив, и далее участвовал в принятии важных политических решений. Его деятельность осуществлялась путём проведения так называемых частных совещаний членов Государственной думы, численность которых не превышала 60 человек. Однако основными центрами власти в столице стали Временное правительство и Петроградский Совет. В юридической литературе того времени остановились на следующей конструкции, характеризующей существовавшую власть: государством управляет Временное правительство, назначенное Государственной думой по соглашению с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов, представляющим рабочий трудовой народ; правительство это управляет до Учредительного собрания, которое и установит основные законы государства.

Такая формулировка была вызвана насущной потребностью каким-то образом определить легальность Временного правительства, чтобы обосновать его полновластие. В современной исторической и правовой литературе придерживаются более сдержанных оценок, характеризуя, в основном, сложившуюся тогда политическую ситуацию как двоевластие. Взаимодействие властных центров Итак, после Февральской революции официальная власть в стране иногда именуемая номинальной стала принадлежать Временному правительству, которое было признано другими государствами и представляло Россию во внешних сношениях.

Двоевластие в революционной России. 1917-1918

Произошёл июльский кризис власти. Временное правительство возглавил Александр Фёдорович Керенский. События февраля 1917 г. Многие церковные деятели ставили вопрос о введении патриаршества. Поместный собор по избранию патриарха начал работу 15 августа в Успенском соборе Кремля. Летом 1917 г. Керенский желая упрочить центральную власть, заявил о созыве в Москве Государственного совещания с участием представителей армии. Большевики бойкотировали созыв. Лавр Георгиевич Корнилов, недавно назначенный Верховным главнокомандующим русской армии, определил необходимость решительных мер по наведению порядка на фронте и в тылу. Было решено подвести к Петрограду 3-й конный корпус генерала А. Керенский, испугавшись захвата власти, объявил Корнилова изменником, началась мобилизация.

В комитет вошли и представители большевиков.

Чаще всего это были самые нижние слои: мелкие предприниматели и торговцы, мелкие чиновники, часть интеллигенции. Социализмом также «заболели» и крупные дворяне, к числу которых принадлежал и «вождь мирового пролетариата» Владимир Ульянов-Ленин, и богатые предприниматели-олигархи — такие, как богатейший человек страны Савва Морозов, ставший, по сути, самым главным и самым деятельным большевиком в России. Правда, Савва Морозов умер в 1905 году. Примкнули — точнее, «примазались» — к социалистическому движению и профессиональные уголовники — бандиты и головорезы: Иосиф Сталин, Николай Ежов и многие другие. В будущем именно они захватят власть в СССР, оттеснив старых большевиков преимущественно дворянского происхождения. Однако царизм вообще и военное положение в частности надоели не только разношёрстным социалистам. Ущемлёнными считали себя и представители буржуазии и высшего дворянства. У них были свои интересы; эта часть российского населения требовала определённой либерализации, существенного ограничения или полной ликвидации монархии. Представители этих двух общественно-политических фронтов не любили друг друга, выдвигали в большинстве своём противоположные требования и изначально не могли бы ужиться.

Однако в тот период их объединило военное положение, а также общая ненависть к царскому режиму который, по большому счёту, и вверг страну в войну. Образование двоевластия Когда император Николай II в конце февраля 1917 года уехал в Могилёв, где находилась ставка Верховного главнокомандующего, он получил твёрдое заверение от министра внутренних дел Протопопова в том, что верные царю силы сохраняют в Петрограде стабильность. Царю, конечно, было чего опасаться. Россия к тому времени пережила и всеобщий «трезвенный бунт», и революцию 1905 года, после чего народное недовольство не стихало. Негодовали, помимо прочего, и работники Военно-промышленных комитетов, созданных по случаю вступления в Первую мировую войну. Протопопов уверил царя, что все зачинщики забастовок и демонстраций арестованы. Но на следующий день после отъезда Николая в Петрограде начались антивоенные митинги, которые очень быстро приняли массовый характер. Начались масштабные забастовки и демонстрации, самая большая из которых собрала свыше 214 тысяч рабочих. Демонстранты требовали не только прекратить войну, но и ликвидировать царя и царизм, провозгласить республику, а также решить насущные продовольственные проблемы. Царь жёстко отреагировал на сообщение и событиях в столице.

Он приказал ввести в Петроград военные силы, которым дал добро на открытую стрельбу по демонстрантам. Однако далеко не все солдаты охотно стреляли в народ.

От того, кто сумеет укротить эту силу, и зависело решение проблемы двоевластия. Большевиков поддержало абсолютное большинство депутатов съезда, одобривших свержение не легитимного Временного Правительства и передачу власти на местах СД. Через два дня после перехода всей полноты власти к Советам, Совет народных комиссаров принял и опубликовал за подписью В.

Ленина постановление о проведении 12 ноября всеобщих выборов в Учредительное собрание. Большевики и левые эсеры имели на первом заседании 155 мандатов, антисоветские фракции 255 мандатов. Заседание УС открыл большевик Я. Свердлов и предложил написанный В.

После корниловского мятежа левые усилили свое влияние, происходила большевизация Советов, умеренные социалистические элементы меньшевики, эсеры заменялись более радикальными. В Петрограде скопилось большое число вооруженных солдат, не желавших отправляться на фронт. Большевики проводили активную работу по подготовке вооруженного восстания. Оно началось и проводилось по плану. В ходе восстания к 25 октября 1917 г. К вечеру этого дня начал работу II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти в России. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседание. II съезд Советов провозгласил переход власти в центре и на местах Советам, признав их единственной формой власти. Устранялись комиссары Временного правительства, председатели местных Советов получили право непосредственного сношения с новым правительством. II съезд Советов принял также два обращения: «К гражданам России» и «Рабочим, солдатам и крестьянам», в которых говорилось о переходе власти к Военно-революционному комитету органу Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов , съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, а на местах — местным Советам. Политико-правовая доктрина «слома» старого государства была сформулирована в политических программах революционных партий задолго до октября 1917 г. Ее практическая реализация санкционировалась рядом актов: ноябрьским 1917 г. Декретом СН К об отделении Церкви от государства и др. В первую очередь предполагалось ликвидировать репрессивные и управленческие органы старого государства, сохранив на некоторое время его технический и статистический аппараты. Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие конституционное, основополагающее для новой власти значение. Декрет о мире наряду с вполне конкретными предложениями о заключении мира между враждующими государствами, об опубликовании всех тайных дипломатических актов, отказе от аннексий и контрибуций провозглашал принципы долговременной внешней политики России — мирное сосуществование и «пролетарский интернационализм», право наций на самоопределение. В значительной степени декрет носил декларативный характер. Декрет о земле основывался на крестьянских наказах, сформулированных Советами и земельными комитетами еще в августе 1917 г. В значительной мере в основу Декрета были положены основные идеи эсеровской аграрной программы и проекта аграрного закона Наказа. Была легализована аграрная практика лета 1917 г. Провозглашались многообразие форм землепользования подворное, хуторское, общинное, артельное , конфискация помещичьих земель и имений, переходивших в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Право частной собственности на землю отменялось.

3. Двоевластие

Органы власти временного правительства схема. Составы временного правительства 1917 года. Всего в период с 2 марта по 25 октября 1917 года было четыре состава временного правительства. Органы власти временного правительства схема. Составы временного правительства 1917 года. Всего в период с 2 марта по 25 октября 1917 года было четыре состава временного правительства. В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти – Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Эту ситуацию называют двоевластием. Получив власть из рук меньшевиков и эсеров, Временное правительство заручилось одновременно «законными» полномочиями от фактически уже свергнутого царя. 2 марта Николай II подписал указ о назначении князя Львова председателем Совета министров. "Dual power" (Russian: Двоевластие, tr. Двоевластие) относится к сосуществованию двух правительств в результате Февральской революции: Советов (рабочих советов), в частности Петроградского Совета, и Временного правительства России.

Значение слова «двоевластие»

читайте в нашей статье. Этот новый орган исполнительной власти сохранил максимальную преемственность с царским режимом. В марте 1917 г. Петроградский совет принял Приказ № 1, который приказывал солдатам вернуться в казармы и предпринять меры по восстановлению порядка, а также предписывалось создать в воинских частях выборные комитеты из представителей нижних чинов. Двоевластие в 1917 году – это форма правления, при которой власть делится между двумя группами: правительством, основанным на демократических принципах, и Советами рабочих и солдатских депутатов (Соврабдеп).

Хронология событий

  • Двоевластие в России (1917 г.): таблица, причины и итоги
  • Двоевластие - это политическая система в 1917 году
  • Образование новых органов власти. Двоевластие — Студопедия
  • Двоевластие - это политическая система в 1917 году
  • Внеклассный урок - Россия в период между революциями. Двоевластие (март-октябрь 1917 г.)
  • Двоевластие в России

Образование новых органов власти в 1917 кратко

В конечном счете двоевластие ведет к параличу власти, к отсутствию всякой власти, к анархии. При двоевластии неизбежен рост центробежных сил, что грозит развалом страны, тем более, если эта страна многонациональная. Двоевластие просуществовало не более четырех месяцев - до начала июля 1917 г. Демонстрация была расстреляна, а на большевиков обрушились репрессии. После июльских дней Временному правительству удалось подчинить себе Советы, которые послушно исполняли его волю. Однако это была кратковременная победа Временного правительства, положение которого становилось всё более непрочным. В стране углублялась хозяйственная разруха: быстро росла инфляция, катастрофически падало производство, реальной становилась опасность надвигавшегося голода. В деревне начались массовые погромы помещичьих усадеб, захваты крестьянами не только помещичьих, но и церковных земель, поступали сведения об убийствах помещиков и даже церковнослужителей. Солдаты устали от войны. На фронте участились братания солдат обеих воюющих сторон. Фронт по существу разваливался.

Резко возросло дезертирство, с позиций снимались целые воинские части: солдаты спешили домой, чтобы успеть к разделу помещичьих земель. Февральская революция разрушила старые государственные структуры, но не смогла создать прочной и авторитетной власти. Временное правительство всё более теряло контроль над положением в стране и уже не в состоянии было справиться с растущей разрухой, полным расстройством финансовой системы, развалом фронта. Министры Временного правительства, будучи высокообразованными интеллигентами, блестящими ораторами и публицистами, оказались неважными политиками и плохими администраторами, оторванными от реальной действительности и плохо знавшими ее.

Львов, министры: военный и морской — Керенский, юстиции — П. Переверзев трудовик , иностранных дел — Терещенко, путей сообщения — Некрасов, торговли и промышленности — Коновалов, народного просвещения — Мануйлов, финансов — Шингарев, земледелия — В. Чернов эсер , почт и телеграфов — И. Церетели меньшевик , труда — М. Скобелев меньшевик , продовольствия — А. Пешехонов «народный социалист» , государственного призрения — князь Д. Шаховской кадет , обер-прокурор Синода — Львов и государственный контролёр — Годнев. Образование коалиционного правительства не изменило буржуазной природы государственной власти, но вместе с тем означало изменение формы политического господства буржуазии. Крупная буржуазия вынуждена была отныне делить власть с верхними слоями мелкой буржуазии и прибегать к прикрытию своей диктатуры коалицией с «умеренными» социалистами. Партии эсеров и меньшевиков превратились в правительственные партии, непосредственно ответственные за всю политику Временного правительства 6 19 мая 1-е коалиционное правительство выступило с декларацией, в которой обещало «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны», выполнить «подготовительные работы» к аграрной реформе, укрепить демократические начала в армии, организовать и укрепить её боевые силы и т. В декларации говорилось о стремлении Временного правительства к скорейшему достижению всеобщего мира. На деле 18 июня 1 июля оно бросило в наступление на Юго-Западном фронте не подготовленную к активным операциям и не желавшую воевать армию. Временное правительство ничего не сделало для борьбы с разрухой и голодом, ограничившись в области экономики мерами реакционно-бюрократического регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства народных масс политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте вызвало новый политический кризис в стране. Вслед за кадетами 7 20 июля ушёл в отставку глава Временного правительства — князь Львов; министром-председателем Временного правительства был назначен Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистский ЦИК Советов объявил правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Советы, превратившись в придаток Временного правительства, перестали быть органами власти. В связи с этим исчезла возможность мирного перехода власти в руки Советов. Большевистская партия взяла новый курс на свержение буржуазной диктатуры в лице Временного правительства путём вооружённого восстания. Временное правительство перешло в наступление против революции. Петроград был объявлен на военном положении. Начались репрессии и аресты большевиков. Временное правительство пыталось ввести массы в заблуждение новыми обещаниями реформ декларация от 8 21 июля 1917 года. Но и эта декларация осталась невыполненной. В состав его вошли: министр-председатель и военно-морской министр — Керенский, заместитель председателя и министр финансов — Некрасов радикально-демократическая партия ; министры: внутренних дел — Н. Авксентьев эсер , иностранных дел — Терещенко, юстиции — А. Зарудный «народный социалист» , просвещения — С.

Вместе с манифестом царь подписывает «задним числом» указ о назначении Г. Львова председателем Совета Министров. Кроме этого, в «Известиях» осуществляется публикация согласованной программы Временного правительства. В этот же день после беседы с представителями Временного комитета Государственной думы и приватной беседы с М. Родзянко , не получив гарантий безопасности, отрёкся от престола брат Николая II Михаил Александрович. Манифест об отречении содержал просьбу ко всем гражданам России подчиниться Временному правительству вплоть до принятия решения Учредительным собранием о дальнейшей форме правления. В этот же день Временное правительство упразднило Департамент полиции, распустив Охранное отделение и жандармские корпуса. А 7 марта было официально опубликовано программное обращение Временного правительства к населению России. Первые итоги Таким образом, Россия осталась без монарха. При этом вопрос о форме правления в государстве разрешён не был. Также была отстранена от всякого участия в законодательстве и Государственная дума, хотя официально она была распущена только 6 октября. Образованный во время Февральской революции Временный комитет Думы, напротив, и дальше участвовал в принятии важных политических решений. Его деятельность осуществлялась путём проведения так называемых частных совещаний членов Государственной думы, численность которых не превышала 60 человек. Однако основными центрами власти в столице стали Временное правительство и Петроградский Совет. В юридической литературе того времени остановились на следующей конструкции, характеризующей власть того этапа: государством управляет Временное правительство, назначенное Государственной думой по соглашению с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов, представляющим рабочий трудовой народ; правительство это управляет до Учредительного собрания, которое и установит основные законы государства. Такая формулировка была вызвана насущной потребностью каким-то образом определить легальность Временного правительства, чтобы обосновать его полновластие. В современной исторической и правовой литературе придерживаются более сдержанных оценок, характеризуя, в основном, сложившуюся тогда политическую ситуацию как двоевластие. Взаимодействие властных центров Итак, после Февральской революции официальная власть в стране иногда именуемая номинальной стала принадлежать Временному правительству, которое было признано другими государствами и представляло Россию во внешних сношениях. Следует отметить, что у Временного правительства не было точного представления о своих функциях. Первоначальное представление о том, что главная его роль заключается в передаче утраченной императором власти новым законным властям, определённым Учредительным собранием, не выдержала проверки временем. В стране существовало много проблем, за решение которых приходилось браться немедленно, деля власть с Петроградским Советом, роль которого к осуществлению контрольных функций не свелась. В частности, с первых же дней Исполком Петросовета взял на себя разрешительные функции в отношении средств информации телеграфа, почты, газет. Реальная власть Петросовета фактически сосредоточилась в руках его Исполкома, члены которого были назначены социалистическими партиями, представленными в Петросовете. Историк Ричард Пайпс характеризовал Петросовет как «слоистую структуру»: «сверху — выступающий от имени Совета орган, состоящий из социалистов-интеллигентов, оформленный в Исполнительный комитет, снизу — неуправляемый сельский сход» [4]. В течение первого месяца Петросовет осуществлял свою деятельность в рамках столицы, однако на проходившем на рубеже марта—апреля 1917 года Всероссийском совещании Советов в состав Исполкома Петроградского Совета было включено 16 представителей губернских Советов и фронтовых армейских частей, что расширило его полномочия на всю страну вплоть до созыва Первого Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов.

Сущность двоевластия заключалась в осуществлении двух форм власти: буржуазии в лице Временного правительства и Совета рабочих и солдатских депутатов, отражавших интересы рабочих, солдат и крестьян. Высшим органом Российского государства после Февральской революции стало Временное правительство. Временное правительство в 1917 г. В его деятельности были как определенные достижения, так и серьезные просчеты.

Появление двоевластия

  • Почему в России в 1917 году возникло двоевластие
  • «Своеобразие нашей революции»: почему в России в 1917 году возникло двоевластие
  • Двоевластие в России в 1917 г.
  • Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
  • Из Википедии — свободной энциклопедии

Февральская революция 1917 г. Двоевластие

Под давлением народа, 27 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 года было создано Временное правительство, состоящее из представителей либеральных партий и большевиков. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов — это коллегиальный представительный орган власти, созданный в Петрограде после Февральской революции и претендовавший на власть во всей России. ситуация, когда страною управляет не только основное правительство, но и организация лиц, которая объявила себя ещё одним органом власти и которая фактически её имеет. А.И. Юрьев Органы власти Временного правительства и Советы рабочих и солдатских депутатов после Февральской революции 1917 года В статье на основе различных архивных документов и материалов рассматривается вопрос о формировании органов власти.

Временное правительство в России 1917 года

27 февраля (12 марта) 1917 г. всеобщая политическая стачка переросла в вооружённое восстание. На сторону революции перешла значительная часть армии (около 67 тыс. человек). 2) Организации лиц, объявивших себя органами власти. Самым крупным из них был Петроградский совет, состоящих из умеренно-левых политиков и предложивший рабочим и солдатам делегировать в Совет своих представителей. Сегодня мы узнали, что в ходе Февральской революции в России была свергнута монархия, а власть перешла к Временному правительству. Однако также в России начала складываться альтернативная система власти, основанная на Советах. Фактически возникает двоевластие.

Февральская революция. Двоевластие

Для солдат устранялись все ограничения в пользовании общественными правами, в которых они приравнивались ко всем остальным гражданам. Государства-союзники признали правительство князя Львова. Особое место в структуре органов власти занимал Петроградский совет, не обладавший формальной властью, но являющийся реальной силой. Созданный 27 февраля Петросовет имел широкую социальную опору.

Его поддерживали рабочие, солдаты Петроградского гарнизона, революционно настроенная интеллигенция. Немаловажно, что в руках Совета была непосредственная вооруженная сила. Кроме того, революционное время требует создания новых, не связанных с прежней властью органов, которые воспринимаются как символ изменившейся политической ситуации.

Именно они пользуются обычно наибольшей поддержкой и доверием. Совет поддерживали все социалистические партии: меньшевики, большевики,эсеры. Руководящим органом Совета стал исполком, в который вошли представители всех революционных партий.

Реальная власть Петросовета фактически сосредоточилась в руках его Исполкома, члены которого были назначены социалистическими партиями, представленными в Петросовете. Историк Ричард Пайпс характеризовал Петросовет как «слоистую структуру»: «сверху — выступающий от имени Совета орган, состоящий из социалистов-интеллигентов, оформленный в Исполнительный комитет, снизу — неуправляемый сельский сход» [6]. В течение первого месяца Петросовет осуществлял свою деятельность в рамках столицы, однако на проходившем на рубеже марта—апреля 1917 года Всероссийском совещании Советов в состав Исполкома Петроградского Совета было включено 16 представителей губернских Советов и фронтовых армейских частей, что расширило его полномочия на всю страну вплоть до созыва Первого Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов. Первоначально у руководства Петросовета не было намерения создавать в лице Советов альтернативную структуру власти. Эсеры и меньшевики считали Советы всего лишь способом поддержать новое правительство снизу, временными общественными организациями с целью «добровольно передать власть буржуазии», поэтому в этой области они координировали свою деятельность с Временным правительством. Так, постановив арестовать царскую семью, Исполком запросил Временное правительство, как оно отнесётся к этому аресту. Постепенно, однако, Советы становились противовесом Временному правительству. Почувствовав эту тенденцию, лидер большевиков В. Ленин ещё в «Апрельских тезисах» выдвинул идею передачи Советам всей полноты власти и лозунг «Вся власть Советам! Но большинство Петросовета — меньшевики и эсеры — расценило его как экстремистский, будучи уверенным в необходимости коалиции с буржуазией и преждевременности социализма [7].

Примером разницы в отношениях с официальными учреждениями Исполкома Петросовета и провинциальных Советов может служить введение 8-часового рабочего дня. Если в Петрограде между Петросоветом и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении восьмичасового рабочего дня было заключено опубликованное 11 марта соглашение, а проект соответствующего декрета был внесён во Временное правительство, то, например, в Москве исполком Московского Совета рабочих депутатов 17 марта принял самостоятельное решение о введении 8-часового рабочего дня на всех предприятиях города [8]. Также явочным порядком вводился 8-часовой рабочий день массово образующимися в то время фабрично-заводскими комитетами. Для координации деятельности Петросовета и Временного правительства, а также контроля за правительством из пяти членов Исполкома позднее — семи 8 марта 1917 года была создана Контактная комиссия Исполкома Петросовета, просуществовавшая до апрельского кризиса [9]. Комиссия заседала в том же здании, что и правительство, значительная часть её пожеланий удовлетворялась Временным правительством, в том числе практически по всем важным вопросам. В армии и на флоте Временное правительство опиралось на традиционное командование, Петросовет — на солдатские и матросские комитеты. В военное министерство, Ставку и главные штабы фронтов и флотов были назначены комиссары Исполкома. Приказы военного командования должны были получать одобрение Исполкома и его комиссаров. Комиссары должны были участвовать в разрешении споров в войсках и между войсками и мирным населением в боевой зоне и около неё. К маю 1917 года сформировалось до 50 тыс.

Значительной революционной силой стал Центральный комитет Балтийского флота Центробалт во главе с П. Своеобразная ситуация сложилась в Кронштадте : сформированный 4 марта, в ходе Февральской революции, Кронштадтский совет, уже 16 мая объявил себя единственной властью в городе, и потребовал удаления комиссара Временного правительства В. Кроме того, Совет по собственной воле удерживал ряд офицеров, арестованных восставшими матросами во время Февральской революции. Своеобразное установление таким образом в Кронштадте советской власти вызвало обвинения в «сепаратизме», «отделении от России», и создании «Кронштадтской республики». В конце марта между Временным правительством и Исполкомом Петросовета вспыхнул конфликт, связанный с противоречиями между принятым Исполкомом «Воззванием к народам всего мира», где осуждалась захватническая политика воюющих стран, и заявлением Милюкова прессе о целях войны с точки зрения правительства, в котором говорилось о присоединении Галиции и обретении Константинополя, а также проливов Босфора и Дарданеллы. Завершился он публикацией 27 марта 9 апреля компромиссного официального заявления Временного правительства о целях войны. Месяц спустя, однако, новый спор о целях войны послужил причиной политического кризиса. После массовых демонстраций 20 апреля 3 мая и 21 апреля 4 мая Петросовет был поставлен перед необходимостью выразить своё отношение к государственной власти в стране. В дни апрельского кризиса он имел полную возможность мирно отстранить от власти буржуазное Временное правительство и взять всю власть в свои руки. Однако представления российских меньшевиков, преобладавших в эти дни в руководстве Исполкома Совета, не позволяли им этого сделать.

В то же время и полностью уклониться от ответственности за состояние власти в стране Совет не мог. В результате получила поддержку идея образования правительственной коалиции между буржуазными партиями и социалистическими партиями большинства Петросовета.

Революционным творчеством масс были созданы Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и Советы на местах см. Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов. Одновременно лидеры крупной буржуазии и обуржуазившихся помещиков образовали 27 февраля 12 марта Временный исполнительный комитет Государственной думы.

Опираясь на вооруженную силу народа, Советы имели возможность взять власть в свои руки. Но они не сделали этого, ибо большинство в Советах принадлежало эсерам и меньшевикам.

Чисто теоретически, такая схема предполагала взаимный контроль и недопущение «перегибов», выгодных только каким-то определенным социальным слоям. На практике все получилось не так хорошо. Причины Кстати, а почему вообще возникло двоевластие в России 1917 г.?

Причины этого довольно банальны. Во-первых, мы уже отмечали, что все политические силы в России того времени страстно желали власти, но договариваться между собой у них решительно не получалось. Кроме того, налицо было полное нежелание нести за свои поступки ответственность. Не правда ли, знакомая ситуация? К примеру, никто не мог решиться вывести страну из войны, хотя ее бесперспективность уже давно понимали все слои общества.

Пока двоевластие в России 1917 г. Естественно, что все это настраивало народ против Временного правительства и Совета. Отношения Совета и Правительства В Правительстве превалировали две точки зрения на отношение к социалистическому Совету. Обе они были схожи: в первом случае депутаты считали, что нельзя идти на уступки вообще, во втором — что следует постепенно перехватить все управленческие инициативы. Но в реальности игнорировать Совет было полностью невозможно, так как он опирался на поддержку вооруженного народа.

А потому в декларации, которая была принята 3 марта 1917 года, совместно с ним была утверждена полная политическая амнистия, провозглашена гражданская свобода и отмена высшей меры наказания, запрещалась сословная и классовая дискриминация, а также сообщалось о созыве Учредительного собрания. Противоречия в Мартовской декларации Грубая ошибка, которую допустило двоевластие в России 1917 г, была в том, что члены этих управленческих органов ни словом не обмолвились ни о прекращении бессмысленной войны, ни о конфискации земель помещиков. Кроме того, обещанного провозглашения демократической Республики также не произошло. Не в последнюю очередь связано это было с тем, что Временное правительство стремилось во что бы то ни стало сосредоточить всю государственную власть в своих руках. Какой была государственная структура в первое время после Февральской революции?

Первоначально старый управленческий аппарат был полностью сохранен. На место губернаторов были посажены доверенные комиссары Правительства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий