Астафьев вклад в культуру страны

Виктор Астафьев (1924-2001) — известный советский и российский писатель, фронтовик, мастер деревенской и военно-патриотической прозы, дважды лауреат Государственной премии СССР. Осенью 1934 года отец Виктора Астафьева вернулся в Овсянку. В заключении, на стройке Беломорканала, он стал ударником пятилетки и был освобождён досрочно. После возвращения Пётр Астафьев женился второй раз.

Легче там, где поле и цветы. Двадцатая весна без Астафьева

За это время место стало знаковым для многих – сюда приезжают семьи вместе с детьми, останавливаются молодожены, чтобы сделать памятные фотографии, любуются видами на Енисей и родной поселок Астафьева многочисленные туристы. В 1960-е годы ев жил и творил, в основном, в деревне Быковка Пермской области. Виктор Астафьев — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Виктор Астафьев родился в селе Овсянка, недалеко от Красноярска. Отец писателя Петр Павлович Астафьев через несколько лет после рождения сына попал в тюрьму за "вредительство", а когда мальчику было 7 лет его мать утонула в результате несчастного случая.

1 мая 2024 года исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева

В последнее десятилетие своей жизни Астафьев опубликовал новые произведения о войне: роман «Прокляты и убиты» 1992 - 1994 ; повести «Так хочется жить» 1994 - 1995 , «Обертон» 1996 , «Веселый солдат» 1998 , рассказ «Пролетный гусь» 2001 и др. В них были подняты непопулярные для традиционной «военной» прозы темы и проблемы. На рубеже столетий Астафьев продолжал работать над циклом прозаических миниатюр «Затесей» писались с 1961 г. Одна из этих миниатюр «Роковые часы "Победа"« 2000 , посвящена поэту Сергею Орлову 1999 г. Виктор Астафьев приступил к работе над воспоминаниями о Н. Окончательный их вариант под названием «Затеси. Из тетради о Николае Рубцове» появился в февральском номере журнала «Новый мир» за 2000 г. Лучшая часть этих воспоминаний, где воссоздан облик лирического поэта, - глава «урок»: «Учитесь, соотечественники, у поэта Рубцова не проклинать жизнь, а облагораживать ее уже за то, что она вам подарена свыше и живете вы на прекрасной русской земле, среди хорошо Богом задуманных людей». В творчестве Астафьева проявились черты одновременно и «деревенской», и «военной» прозы. В центре внимания писателя - исследование противоречий русского национального характера, нравственная проблематика.

Виктор Астафьев был необыкновенно наблюдательным литератором, сочинителем, выдумщиком, фантазером, озабоченным, однако, вечной думой о тайне нашего бытия; он был беспощадным и к себе, и к другим, когда дело касалось творчества, требовательным, не терпевшим расслабленности, лени и разгильдяйства. Ему принадлежат слова: «Музыка есть в каждой минуте жизни» «Хлебозоры». Он был самородком и самоучкой, прекрасно знал поэзию, любил и почитал Ф. Достоевского, восхищался Н.

Трудился на тяжелых работах, учился в школе рабочей молодежи.

В феврале 1951 г. В 1953 г. Виктора Астафьева принимают в Союз писателей, в 1959-м направляют на двухгодичные Высшие литературные курсы в Москву. Он становится профессиональным литератором, известность и слава которого растут с каждой новой книгой. В 1962 г.

За пятьдесят лет литературной деятельности В. Астафьевым создано: 3 романа "Тают снега" 1958 , "Печальный детектив" 1982-1985 , "Прокляты и убиты" 1992-1994 ; повествование в рассказах "Царь-рыба" 1972-1975 ; 10 повестей "Перевал" 1958-1959 , "Стародуб" 1959-1960 , "Звездопад" 1960-1972 , "Кража" 1961-1965 , "Последний поклон" 1963-1991 , "Пастух и пастушка" 1967-1971-1989 , "Ода русскому огороду" 1971-1972 , "Зрячий посох" 1978-1982 , "Так хочется жить" 1994-1995 , "Обертон" 1995-1996 , "Веселый солдат" 1987-1997 ; цикл из 293 лирико-философских миниатюр "Затеси" 1960-2001 ; 70 рассказов; 2 пьесы "Черемуха" 1977 , "Прости меня" 1980 ; 2 киносценария "Не убий" 1976 , "Трещина"? На протяжении многолетней литературной работы Астафьев пишет мировоззренчески единую книгу о своем поколении, поколении драматической судьбы, обладающем редкой нравственной силой, огромным духовным богатством. В 1998 г. С его изданием открылась возможность во всей полноте осмыслить творчество большого художника.

Виктор Астафьев хорошо известен зарубежному читателю. В 1964 г. Более 100 книг русского писателя издано за рубежом - в 28 странах на 22 иностранных языках. По произведениям Виктора Астафьева сняты кинофильмы "Сюда не залетали чайки", "Звездопад", "Таежная повесть", "Ненаглядный мой", "Дважды рожденный". В разные годы в театрах России ставились его пьесы "Черемуха", "Прости меня", "Печальный детектив", "Не убий", опера "Верность" по повести "Пастух и пастушка", балет "Царь-рыба".

Вклад писателя в отечественную литературу и его общественная деятельность высоко оценены. В 1975г. В 1978 г. В 1991 г. В 1995 г.

В 1996 г. В 1997 г. В 1999 г. Астафьев стал лауреатом литературной премии имени Аполлона Григорьева за повесть "Веселый солдат". Астафьев награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени, трижды орденом Трудового Красного Знамени, дважды орденом Дружбы народов.

В 1989 г. Астафьев скончался 29 ноября 2001 г.

Виктор Астафьев был необыкновенно наблюдательным литератором, сочинителем, выдумщиком, фантазером, озабоченным, однако, вечной думой о тайне нашего бытия; он был беспощадным и к себе, и к другим, когда дело касалось творчества, требовательным, не терпевшим расслабленности, лени и разгильдяйства. Ему принадлежат слова: «Музыка есть в каждой минуте жизни» «Хлебозоры». Он был самородком и самоучкой, прекрасно знал поэзию, любил и почитал Ф. Достоевского, восхищался Н. Гоголем и И. Буниным, из современников особенно ценил Евгения Носова и Константина Воробьева, поэта Алексея Решетова, о критике Александре Макарове написал целую книгу.

Он прошел детдомовскую жизненную школу, обусловившую его пронзительный, отчаянный лиризм. Этим объясняется, вероятно, и его постоянное обращение к фигуре Николая Рубцова, тоже сироте. Астафьевские произведения неизменно автобиографичны. Критик В. Курбатов назвал его творчество «книгой одной жизни». Исповедальностью отмечена вся его проза и публицистика. Основные черты астафьевского стиля — постоянное стремление к широким лирико-философским обобщениям, автобиографичность, склонность к натурализму, авторский максимализм, разоблачительный пафос, ирония. Бараков В память о Викторе Астафьеве 1 августа 2014 года в деревне Сибла Харовского района установили Мемориальную доску на доме, жил и творил писатель.

В своё время педагогу Большеулуйской школы Ларисе Владимировне Дедюк довелось лично общаться с писателем. Своими воспоминаниями об этом событии она поделилась с читателями нашей газеты. А также рассказала, что её ученики постоянно участвуют в конкурсах, посвящённых творчеству великого писателя. Астафьева стала ученица Большеулуйской школы Татьяна Шамшутдинова, а в 2000-м лауреатом именных стипендий стала Ольга Стефаненко - ей Виктор Петрович вручал награду лично!

«Бесстрашный солдат литературы» Виктор Астафьев

Развели они и читателей. Знаю тех, кто не может простить Астафьеву беспросветный и безжалостный «Печальный детектив», много не принявших роман «Прокляты и убиты». О публицистике Виктора Петровича тех лет, о поддержке Солженицына и говорить нечего — врагов он нажил предостаточно. Впрочем, это судьба каждой крупной личности в России — всем мил не будешь.

Можно, конечно, досадовать, что «Печальный детектив» прибил только-только воспрянувших от одуряющего удушья застоя людей, что «Прокляты и убиты» вышли в первой половине 1990-х, на гребне переоценки ценностей, русофобии, ставшей в то время чуть ли не государственной идеологией. Можно спорить с автором и его книгами. Но это спор с великим, и такой спор идет нам на пользу.

Талантливых много, а больших нет. И из этой пустоты несет едким, разъедающим нас сквозняком. Глыбы должны быть.

Они укрывают, берегут, даже если ты этого не хочешь… Астафьев уходил, как и многие сибирские старики, с тяжелым сердцем, обидой, чуть ли не ожесточением. После его смерти была опубликована записка, в которой были такие слова: «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного.

Мне нечего сказать вам на прощание». Спустя годы почти то же говорил и Валентин Распутин: «Подошло время негодности этого мира». Горькие прощания.

Но тем более мы должны доказать, что мир наш не такой уж пропащий.

Виктор Петрович был убеждён: «... Удары судьбы В. Астафьев испытал сполна: раннее сиротство, жизнь с мачехой, бродяжничество, детский дом, работа составителем поездов после железнодорожной школы ФЗО, потом война, которую он прошёл «в высоком звании рядового», тяжёлые ранения, послевоенные мытарства без профессии, без здоровья, без образования, смерть первого ребёнка фактически от голода в первые послевоенные годы, смерть 39-летней дочери в 1987 г. И конечно — в его человечности.

Астафьев живёт и мыслит сердцем; его неподдельная искренность сквозит во всём, что он пишет... Астафьеве советский и российский литературовед К. Виктор Петрович прошёл долгий, многотрудный, яркий и честный путь в литературе. Особый дар Астафьева позволил ему открыть свою страницу в отечественной литературе, создать свой мир, населённый не идеальными героями, а обычными людьми со всеми их достоинствами и недостатками. Мы ещё не раз будем вдумываться в неповторимый творческий опыт писателя, в этот яркий, но отнюдь не усыпанный розами человеческий путь.

Цель данной виртуальной выставки — в год 95-летия В. Астафьева напомнить читателям о знаковых произведениях в творчестве прозаика, а также представить новейшие литературоведческие исследования, посвящённые писателю. Одно из самых пронзительных произведений В. Это моя самая любимая и больная повесть», — признавался Виктор Петрович журналистам. Как возник замысел этой повести?

Ещё в начале 50-х годов вчерашний солдат Астафьев, сменивший за несколько лет немало профессий, трудно входивший в мирную жизнь, становится журналистом провинциальной газеты «Чусовской рабочий». Бесконечные поездки, забытые богом уголки. Однажды долгое ожидание поезда скрашивала книга Аббата Прево «Манон Леско». Чужие далёкие страсти и любовь натолкнули Астафьева на мысль, а возможно ли чувство такой силы в современном мире? Свой замысел писатель осуществил лишь через 14 лет: за 10 дней набросал «черновик в 120 страниц», а затем шлифовал текст.

Написанная в 1967 году повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале «Наш современник» 1971 г. Виктор Петрович возвращался к тексту в 1989 году, восстанавливая снятое цензурой. Повесть «Пастух и пастушка» перепечатывалась 12 раз на машинке. В книжных публикациях повести автор поставил даты: 1967-1971-1989 гг. За этими датами стоят годы напряжённой работы, трудности с выходом в свет.

Всё объяснялось непривычным для советской литературы изображением войны как некоего вселенского зла, жертвами которого становятся все: мужчины и женщины, юнцы и старики. Проблематика повести широка: мир и война, человек и война, добро и зло… Действие повести начинается с эпизодов напряжённого боя, когда противник, собрав последние силы, делает отчаянные попытки прорвать кольцо окружения и избежать гибели. И каждый наш солдат чувствует свою личную ответственность за исход операции. Взвод лейтенанта Костяева сделал все, что мог. Окончен бой.

Эвакуированы раненые, похоронены павшие. Те, кто выжил, расположились на короткий отдых на хуторе, в уцелевшей избе у молодой хозяйки Люси. Одну короткую ночь отвела лейтенанту Костяеву жизнь на первую и единственную в его судьбе любовь. Ему нет ещё и 20, она — на год старше. Один из солдат — Корней Аркадьевич Ланцов скажет: «Ах вы, дети!

В какое время родились! Как мне вас жалко…» Среди жестокости, крови и смерти, вопреки войне вспыхивает великое чувство — любовь. Обстоятельства встречи героев и возникновения любви — чрезвычайные, исключительные. Всего одна ночь, и в описании этой ночи, чистой, страстной, мы слышим гимн любви, которой нет и не может быть осуждения. Любовь становится единственной на всю жизнь в судьбе Люси и Бориса.

Оба понимали, что уже завтра ничего этого не будет. Наступивший день навсегда разлучит влюблённых: Борис продвинется дальше на фронт защищать Родину, а она будет жить памятью о нем. Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед ужасами войны. Трагически оборвётся жизнь однополчан Бориса. Погибает алтаец Карышев, подрывается на мине молоденький Шкалик, суровый старшина Мохнаков в критический момент отдаст свою жизнь: «…немец догадался — этот русский с тяжёлым, ссохшимся лицом и спокойно-отрешенным выражением глаз идет на смерть».

Гибель товарищей, невозможность увидеться с любимой окончательно подорвали жизненные силы Бориса Костяева, — он умирает от незначительной раны в санпоезде. Необычно жанровое обозначение повести — «современная пастораль». Пастораль от лат. Пастораль — символ мира, безмятежной жизни, тишины, любви, нежности, доверия друг к другу. Возможно ли подобное в современном мире?

Обозначив такой подзаголовок своей повести, Астафьев ещё более усилил ощущение бессмысленности войны и в то же время утвердил мысль о том, как велика сила любви. Пастух и пастушка — символ повести. В своих воспоминаниях о детстве Борис не случайно обращается к этим образам, еще раз они возникнут на страницах повести как убитые во время боя старики — пастух и пастушка. Они олицетворяют идеальный мир, беззащитный перед злом. Автор противопоставляет пасторальный мотив любви чудовищной разрушительной стихии войны.

Показывая картины боя, лазарет, горящего танкиста, ярость и ненависть, неизбежные на войне, писатель утверждает мысль: если пуля и не убьет человека в бою, война отнимет у него все силы, порой исчерпав их все до конца, не оставив ничего для жизни. Интеллигентный, не созданный для сражений Борис Костяев, опустошённый жестокой войной, умирает от пустяшной раны в санпоезде. Истратился на войне и старшина Мохнаков, хотя был хорошо подготовлен к походным, фронтовым условиям. Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, посреди России, где «над степью тяжёлым облачным бредом проступал хребет Урала», опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека: «Как долго я искала тебя! Маленький, затерявшийся полустанок в степи, безвестный могильный холм.

Что значит он для пришедшей сюда женщины? В нем ее счастье, ее любовь. Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. Последняя глава носит символичное название — «Успение». Праздник Успение Пресвятой Богородицы относится к особо почитаемым у христиан, как память о чудесном восхождении Божьей Матери на Небеса, для вечной жизни в счастье и покое.

Повесть «Пастушка и пастух» выражает философские размышления писателя о войне: «Эта война должна быть последней! Или люди не достойны называться людьми! Как отметил писатель Михаил Александрович Тарковский, все книги Астафьева пронизаны «очарованностью детством и болью за разрушающийся мир». Обращение Астафьева к теме детства — это желание восстановить естественное течение жизни, утраченную целостность бытия и тем самым обрести душевный покой. В центре внимания автора — становление характера Вити Потылицына фамилия бабушки и матери писателя , героя автобиографического.

Критик В. Курбатов назвал в целом творчество Астафьева «книгой одной жизни».

Астафьева 1924-2001 Родился 1 мая 1924 года, в деревне Овсянка, в современной России Красноярский край.

Детство Астафьева было нелегким, папу отправили в тюрьму, а затем умерла мама. После освобождения, отец взял в жены женщину, которая не воспринимала мальчика и выставила его на улицу. Таким образом, Виктор жил пару месяцев в заброшенной школе, пока его не отвели в детский дом.

В детдоме поддержкой для юноши стал учитель русского языка и литературы. Именно он привил любовь к гуманитарным наукам мальчику. В 17 лет стал учеником железнодорожной школы.

Наступило время Великой Отечественной Войны, Астафьев не мог оставаться в стороне и стал добровольцем. На войне удостоился многих наград, получил ранение, поэтому попал в лагерь для раненых, где встретил медсестру Марию Корякину, на которой вскоре женился. Из-за ранения он не мог выполнять тяжелую работу и пошел работать вахтером.

Толчком для написания первого рассказа послужили литературные вечера, они скрашивали трудные будни Астафьева. В газете «Чусовской рабочий» вышел рассказ «Гражданский человек» 1951 года.

В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, — время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда.

В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года — сын Андрей. В 1951 году Виктор записался в литературный кружок и был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек». Позже Астафьев рассказ переработал и назвал «Сибиряк».

Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За время работы в газете он написал более 20 рассказов и множество очерковых статей. Важные темы творчества Астафьева — военно-патриотическая и деревенская.

Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз». Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера.

В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина, обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак», списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые на протяжении всей войны проживали в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение. Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни также свойственно произведениям Астафьева о мирной жизни.

Виктор Астафьев

Наследие Виктора Астафьева. Писатель прославил Сибирь и Россию на весь мир Узнайте интересные факты из биографии Виктора Астафьева – одного из самых известных советских и российских писателей. Читайте о его жизни, творчестве и успехах, которые сделали его легендой литературы.
«Бесстрашный солдат литературы» Виктор Астафьев июнь 1932), погибла, когда сыну исполнилось восемь лет.
1 мая 2024 года исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева В 1945 году В. П. Астафьев демобилизовался из армии вместе со своей женой – рядовой Марией Семеновной Корякиной и приехал на ее родину – город Чусовой на западном Урале.
Просветительский онлайн-проект «Они прошли по той войне. Писатели-фронтовики»: Виктор Астафьев Осенью 1942 г. Астафьев добровольцем ушел в Красную армию, а весной 1943 г. попал на фронт. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Украинский.
Жизнь и творчество российского писателя В. Астафьева Виктор Петрович Астафьев – выдающийся российский автор, посвятивший свое творчество военной и деревенской темам. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии.

29 ноября - День Памяти Виктора Петровича Астафьева

Виктор Астафьев Однако именно в школе-интернате была определена писательская судьба Астафьева. Он познакомился с известным сибирским поэтом Игнатием Дмитриевичем Рождественским , который работал учителем русского языка и литературы в детском доме. Именно он разглядел в Викторе склонность к литературе и стал развивать её [5]. Другим наставником Астафьева был директор детского дома Василий Соколов. И Рождественский, и Соколов советовали мальчику подумать о писательской карьере и стали его друзьями на долгие годы [2]. Однажды летом Астафьев, заблудившись, провел несколько дней в тайге. Об этом он написал сочинение «Жив! В 1941 году Виктору исполнилось 17 лет, и он должен был покинуть детский дом. Из-за проблем с арифметикой его несколько раз оставляли на второй год, поэтому к моменту выхода из интерната он успел закончить только 6 классов.

Я должен был начинать самостоятельную жизнь, кормить и одевать сам себя, думать о дальнейшей судьбе. Виктор Астафьев Мечты о высшем образовании он отложил: на учёбу не хватало денег [5]. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения ФЗО , получил профессию сцепщика и устроился работать на железную дорогу [6]. Будущий писатель занимал должность составителя поездов на станции Базаиха под Красноярском [5]. Так началась его трудовая биография. Его направили в Новосибирск , где он обучился автомобильному делу в новосибирской пехотной школе. В 1943 году Астафьев попал в действующую армию и выполнял обязанности шофёра, связиста, артиллерийского разведчика. За время службы он получил несколько ранений и контузию [6].

Воевал на разных фронтах: Брянском, Воронежском и Степном — которые затем были объединены в Первый Украинский фронт. Всю войну Астафьев прошел в звании рядового и получил за свои заслуги орден Красной Звезды и медали «За освобождение Польши» , « За победу над Германией », « За отвагу » [5] : Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается. Виктор Астафьев В боях под польским городом Дукла осенью 1944 года Астафьев был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. После лечения от строевой службы его отстранили, и победу он встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно [2]. Семья В 1944 году Астафьев познакомился со своей будущей женой.

Он не чувствует удовлетворения от своей деятельности.

После чего на ближайшие 4 года газета принимает его к себе литературным сотрудником. Далее события развиваются стремительно: выходит первый сборник рассказов для детей «До будущей весны», куда входят знаменитые «Васюткино озеро» и «Огоньки». Горького, где пишет повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад». Затем, с 1962 по 1979 писатель с семьёй живет в Перми, Быкове, Вологде, Сибле. Пишет «Кражу», «Пастуха и пастушку», «Оду русскому огороду». Его тянет обратно, в Сибирь. Он начинает работу над «Последним поклоном» и «Затесями».

В 1980 Виктор Петрович возвращается на свою родину, где будет жить и работать до самой смерти — до 29 ноября 2001 года. Здесь родной воздух даёт ему вдохновение закончить работу над начатыми произведениями. Написать «Прокляты и убиты», «Печальный детектив», «Весёлый солдат» и другие. Состояние Начать своё знакомство с личностью Виктора Петровича Астафьева можно с Литературного музея им. Астафьева в Красноярске, где бережно хранят истории о сибирской литературе.

Здесь он начинает свое творческое путешествие в литературе. Его первым произведением была поэма «Дорога на мельницу», которая была издана в 1958 году в Новосибирске. Несмотря на его юный возраст, начало творческой жизни было для него трудным и его произведения не пользовались большой популярностью. Тем не менее, своим неутомимым трудом и упорством, он пытался достичь своей цели. В течение 1960-х и 1970-х годов он писал романы, повести и рассказы, которые были по большей части посвящены сибирской природе и менталитету ее жителей. В 1964 году выходит его первый роман «Четвертый год войны», который знакомит читателей с тяжелым периодом жизни людей в селе в годы войны. В 1971 году он пишет роман «Сельские жители», в котором описываются традиции и обычаи сельской жизни. В 1977 году выходит книга «Неужели я забыл», которая стала его первой духовной автобиографией. Она рассказывает о его жизненном пути и творческих поисках. Творческая жизнь Виктора Астафьева была полна трудностей, но его талант и упорство привели его к успеху. Его произведения получали высокие оценки критиков и популярность среди читателей. Он стал не только одним из самых известных писателей Сибири, но и человеком, который прославил свою родину и народ, которому он принадлежал. Признание в литературе и известность Виктор Астафьев получил признание в литературе еще при жизни. Его произведения были отмечены премиями и награждениями: Ленинской премией 1979 , Государственной премией РСФСР 1987 , «Русской премией» 1997 и другими. Кроме того, популярность Виктора Астафьева как писателя и общественного деятеля была велика. Известность Астафьева превзошла границы России. Его произведения были переведены на многие языки мира, в том числе на английский, французский, немецкий и др. На родине писателя в Екатеринбурге создан Астафьевский музей, где можно узнать о жизни и творчестве Виктора Петровича. В честь Астафьева назван один из улиц в Москве и Екатеринбурге, а также две библиотеки в небольших городах России. В 2019 году по случаю 90-летия со дня рождения писателя была проведена широкомасштабная акция «Возвращение к Астафьеву», которая охватила многие регионы России и собрала множество поклонников творчества Виктора Петровича. Литературные достижения Виктора Астафьева Виктор Астафьев — известный российский писатель, кандидат филологических наук, за свое творчество был удостоен множества литературных наград и заслуг перед Россией. Государственная премия СССР — высшая награда в области литературы и искусства, которую Астафьев получил в 1967 году за роман «Колымские рассказы». Пушкинская премия — одна из самых престижных литературных наград, которую Астафьев получил в 2001 году за зарубежное признание нашей литературы и защиту культурных и духовных ценностей России. Российский Букер — премия, учрежденная в 1991 году для поддержки и развития современной российской литературы, которую Астафьев получил в 1993 году за роман «Сторож». Кроме этого, Виктор Астафьев был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, а также получил множество других наград и почестей, отражающих его значимость в культуре и литературе России. Период творческой зрелости и взгляды на жизнь Тема родной земли и ее людей в творчестве В период творческой зрелости Виктор Астафьев неизменно оставался верен своим корням и традициям. Его произведения переполнены любовью к родной земле, к крестьянам, к которым он всю жизнь испытывал глубокое уважение. Он не прекращал совершенствовать свой язык и стиль, чтобы передать читателю самые точные и глубокие ощущения от своих наблюдений. В своих произведениях Астафьев передавал не только красоту природы, но и сложность жизни на селе, различные трагические и комические моменты, события внутри семей и общества в целом. Критика в модернизации страны и сохранение исторических ценностей Астафьев настоятельно выступал против модернизации страны за счет разрушения исторических ценностей на радость капиталистическому обществу. Он считал, что необходимо сохранить уникальные культурные и моральные ценности, которые определяют национальную идентичность и подлинности. Автор не скрывал своей скептической позиции на вопросы социальной и экономической политики, что часто приводило к конфликту с властями, но не препятствовало созданию произведений, которые до сих пор являются жемчужинами не только отечественной, но и зарубежной литературы. Тема любви и смерти в творчестве В произведениях Астафьева также присутствует тема любви и смерти, которые он рассматривал как неподдельные, неизбежные в жизни каждого человека в любом уголке земли.

Анна Троегубова Многогранный проект «Затеси в судьбе» придумали и реализовали в отделе ремёсел Центра культурных инициатив. Почти полгода мастера по бересте совместно с дизайнерами и постановщиками готовили наряды и настоящее шоу, вдохновлённое жизнью и творчеством нашего земляка — выдающегося писателя Виктора Астафьева. Делимся подробностями.

Писатель Виктор Петрович Астафьев - биография, творчество и особенности

Доклад Творчество Астафьева. Виктор Петрович Астафьев родился 1.05.1924 года в Красноярском крае в селе Овсянка, воспитанник крестьянской семьи, но к 1936 году осиротел. В.П. Астафьев – автор с интересной человеческой и творческой судьбой. Его произведения занимают особое место в русской и советской художественной литературе о Великой Отечественной – Второй Мировой войне. Астафьев Виктор Петрович – русский писатель, прозаик и драматург, член Союза писателей СССР. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Советского района Красноярского края в крестьянской семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылицыной.

Астафьев в памяти людской

Виктор Астафьев появился на свет в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева 1 мая 1924 года в селе Овсянка, расположенном на территории Красноярского края. Виктор Астафьев появился на свет в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева 1 мая 1924 года в селе Овсянка, расположенном на территории Красноярского края. Мать писателя Лидия Ильинична трагически погибла, когда ему было всего 7 лет. высшая награда, которой может быть удостоен советский гражданин, лауреатом двух Государственных премий СССР, трех Государственных премий России и многих других наград. Цель данной виртуальной выставки – в год 95-летия В. П. Астафьева напомнить читателям о знаковых произведениях в творчестве прозаика, а также представить новейшие литературоведческие исследования, посвящённые писателю. Близкие ровесники, их юбилеи — 95-летие со дня рождения — символично приходятся на праздничную декаду. 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии родился Виктор Астафьев — великий русский писатель, Герой Соцтруда и лауреат пяти Госпремий.

Астафьев, Виктор Петрович

Такие «образованцы», по мнению Астафьева, большей частью не способны были сформировать истинную культуру, следствием чего становились новые «разрывы» в ткани общества. Его жена тоже была писателем Мария Семеновна Астафьева-Корякина вслед за мужем начала писательскую карьеру и издала в общей сложности 16 книг. Самое любопытное, что Виктор Петрович к творчеству супруги относился с иронией — и ее это очень обижало. У них вообще были непростые отношения: она обвиняла его в неспособности содержать семью, в постоянном отвлечении на творчество, даже в изменах.

Тем не менее, они прожили вместе 57 лет, в браке родились дочь и два сына. Все перипетии семейной жизни Мария Семеновна описала в автобиографическом романе «Знаки жизни». Супруг просил жену не публиковать это исповедально-откровенное произведение, но она все-таки решилась на этот шаг.

Симметричным ответом Астафьева стала книга «Веселый солдат», где автор изложил свой, «объективный» взгляд на семейную хронику. Писатель разочаровался в механизмах большой политики, сосредоточившись помимо литературы на общественной деятельности. Виктор Астафьев В его честь ежегодно проходит детский футбольный турнир В середине 90-х годов руководство красноярского детско-юношеского футбольного клуба «Октябрьский» решило провести в честь писателя кубок по футболу.

Астафьеву предложили посетить игры. По воспоминаниям, Виктор Петрович сперва скептически отнесся к самой этой идее, но когда пришел на первый матч и увидел, с каким рвением и самоотдачей играют юные футболисты, окончательно уверился в том, что такой турнир будет нужным и полезным. Один из руководителей клуба вспоминал: «Его приход в спортзал 106-й школы произвел фурор в рядах юных футболистов, ритм игры ускорился вдвое, дети бились за победу, и один из главных героев матча буквально расплакался от досады, когда близкая победа на последних секундах досталась соперникам.

Игра произвела на Виктора Петровича сильное впечатление, он с большим удовольствием вручал призы победителям и терпеливо ставил автографы на свои книги всем выстроившимся в очередь мальчишкам». Писатель с юными футболистами Турнир «Кубок Виктора Астафьева» стал ежегодным, существенно разросся и превратился в масштабное спортивное явление, известное далеко за пределами Красноярского края. Пока позволяли силы, Астафьев старался бывать на всех финальных играх этого турнира.

Роман «Прокляты и убиты» — его самое неоднозначное произведение Название взято из самого текста произведения, где говорится, что в одной из стихир сибирских старообрядцев «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Этим романом Виктор Петрович подвел итог своим размышлениям о войне, ее ужасах, духовных корнях и последствиях. Эпиграфами к первой и второй книгам Астафьев взял цитаты из Нового Завета: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» Гал.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» Мф. За две первые части романа Астафьев получил Государственную премию. Третья часть осталась недописанной — Виктор Петрович к концу жизни устал от этой тяжелой темы и прекратил работу над своим произведением.

Виктор Астафьев «Устал я, душевно устал, надсадился с литературой, поэтому гоню со двора интервьюеров всяких и газетчиков, и всякий любопытствующий народ. Одиночества и тишины хочется, устал я от гнетущей памяти о войне, от ожидания чего-то вечного, еще более худого». Критик Владимир Курбатов назвал роман «Прокляты и убиты» «самой мучительной в русской литературе книгой».

Умер на 78-м году жизни Виктор Петрович умер 29 ноября 2001 года. В 1999 году он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а за несколько месяцев до смерти писателя Красноярское Законодательное собрание рассматривало вопрос о выделении Астафьеву ежемесячной надбавки к пенсии в размере 3,5 тысяч рублей. По итогу слушаний было принято решение «в надбавке отказать» — за «поклеп на армию и предательство всего русского народа».

Еще в 1992 году Виктор Петрович составил завещание: «Это не юридическое, а человеческое завещание мое, адресованное детям, внукам, друзьям и товарищам.

Первые шаги В 1945 году будущий писатель заключил брак с Марией Корякиной. Демобилизовавшись уже женатым человеком, Виктор Петрович переезжает на малую родину супруги в небольшой уральский городок Чусовой. Здесь он проходит обучение в школе рабочей молодежи и трудится на производстве чернорабочим, слесарем, плотником, грузчиком и даже мойщиком мясных туш. В 1951 году он устраивается в местную газету, где был напечатан его дебютный рассказ «Гражданский человек». На протяжении 4-х лет Виктор трудится литсотрудником в этом издании, параллельно занимаясь писательством. В 1953 году в Перми издается сборник рассказов Виктора Петровича «До будущей весны», а спустя два года выходит детская книга «Огоньки». Детская тематика будет продолжена и в следующих произведениях — «Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот». В 1957 году писатель поступает специальным корреспондентом в штат областного радио, а на следующий год был опубликован его роман «Тают снега», посвященный колхозной тематике.

Эти работы нашли своего читателя и по достоинству были отмечены критиками, что позволило по праву войти в союз писателей РСФСР. Творческий расцвет В конце 50-х годов Виктор Петрович создает серию лирических повестей, сделавших ему настоящее имя — «Перевал», «Звездопад», «Стародуб». В это время его направили учиться в столицу на Высшие литературные курсы, по возвращении с которых семья Астафьевых переезжает в Пермь. Пермский период оказался плодотворным в деятельности писателя. Здесь была создана лирическая повесть «Последний поклон», проникнутая идеями борьбы любви и войны, военный сборник «Пастушка и пастух» и повесть «Кража» как воспоминание о своем интернатовском детстве. Отдельный сборник произведений «Последний поклон» Астафьев посвятил судьбам людей, повстречавшихся на его жизненном пути в тяжелые годы отрочества и юношества. В 1969 году Астафьевы уезжают в Вологду. Здесь Виктор Петрович пишет пьесы «Прости меня» и «Черемуха». В 70-х годах создается одно из наиболее известных произведений писателя — сборник рассказов «Царь рыба», ставших плодом глубокого размышления автора об ответственности человека за окружающий мир и его постоянном стремлении быть в гармонии с самим собой.

Несмотря на критику и цензурные ограничения, именно это произведение принесло Астафьеву Государственную премию СССР в 1978 году.

Вичирко; Предисл. Последний поклон: Повесть: В 2 т. Винская, В. Майстренко; Предисл.

Прокляты и убиты: Роман. Кража: Повести и рассказы. Обертон: Повести. Пролётный гусь. Жестокие романсы.

Весёлый солдат. Тревожный сон: Рассказы. Пастух и пастушка: Повести. Прокляты и убиты. Нет мне ответа… — М.

Ловля пескарей в Грузии: повесть, рассказы. Конь с розовой гривой. Полемика с Н. Эйдельманом[ править править код ] В 1986 году Астафьев вступил в острую переписку с историком и литературоведом Натаном Эйдельманом , которая в 1990 году была опубликована в журнале « Даугава », а до того распространялась как самиздат. Инициатором этой переписки стал Натан Эйдельман, который обвинил Астафьева в ксенофобии, антисемитизме и даже расизме [21].

В ответ Астафьев назвал Эйдельмана врагом — своим и русского народа. После того как Эйдельман обнародовал эту переписку, Астафьев получил множество возмущенных писем; многие читатели возвращали писателю его книги [22] [23].

Три раза был ранен, дважды — тяжело: осенью 1943 года на Днепровском плацдарме и в сентябре 1944 года под польским городом Дуклой. После последнего ранения его комиссовали и направили в нестроевую часть.

Победу Виктор Петрович встретил, находясь в Винницкой области. Здесь же познакомился и женился на Марии Семеновне Корякиной. Осенью 1945 года Виктор Астафьев демобилизовался и приехал вместе с женой на Урал, в ее родной город Чусовой. Трудился на тяжелых работах, учился в школе рабочей молодежи. В феврале 1951 года Астафьев написал свой первый рассказ «Гражданский человек», после публикации которого, автора пригласили в газету «Чусовской рабочий» на должность литературного сотрудника, в апреле 1955 года — спецкора областного радио.

В 1953 году вышла первая книга рассказов «До будущей весны», затем четыре сборника для детей, в 1958 году выходит роман «Тают снега»; произведения молодого писателя много печатают в периодических изданиях и коллективных сборниках. Он становится профессиональным литератором, известность и слава которого растут с каждой новой книгой. В 1963 году писатель переезжает в Пермь, в феврале 1969 года — в Вологду, в 1980 году возвращается в родные края, в Красноярск. За пятьдесят лет литературной деятельности В. Астафьевым создано: 3 романа «Тают снега» 1958 , «Печальный детектив» 1982 — 1985 , «Прокляты и убиты» 1992-1994 ; 10 повестей «Перевал» 1958-1959 , «Стародуб» 1959-1960 , «Звездопад» 1960-1972 , «Кража» 1961-1965 , «Последний поклон» 1963-1991 , «Пастух и пастушка» 1967-1971-1989 , «Ода русскому огороду» 1971-1972 , «Зрячий посох» 1978-1982 , «Так хочется жить» 1994-1995 ,»Обертон» 1995-1996 , «Веселый солдат» 1987-1997 ; цикл из 293 философско-лирических миниатюр «Затеси» 1960-2001 ; 70 рассказов; две пьесы «Черемуха» 1977 , «Прости меня» 1980 ; 2 киносценария «Не убий» 1976 , «Трещина» ; публицистические очерки и статьи о литературе.

На протяжении многолетней литературной работы Астафьев пишет мировоззренчески единую книгу о своем поколении, поколении драматической судьбы, обладающем редкой нравственной силой, огромным духовным богатством. В 1998 году в Красноярске вышло собрание сочинений в пятнадцати томах. С его изданием открылась возможность во всей полноте осмыслить творчество большого художника. Виктор Астафьев хорошо известен зарубежному читателю.

Астафьев и Окуджава: драматургия сближений

В 1996 году впервые получателем стипендии В.П. Астафьева стала ученица Большеулуйской школы Татьяна Шамшутдинова, а в 2000-м лауреатом именных стипендий стала Ольга Стефаненко - ей Виктор Петрович вручал награду лично! Виктор Астафьев родился в селе Овсянка (тогда Красноярский уезд Енисейской губернии РСФСР) на берегу реки отец, Петр Павлович Астафьев, был сыном относительно богатого мельника (по совместительству охотника. Виктор Петрович Астафьев внёс большой вклад в развитие «деревенской прозы» — направления в литературе 1960–1980-х гг. Коренной сибиряк, выросший рядом с уникальной природой, Астафьев чувствовал и изображал её с мастерством художника. "До будущей весны". Автор большого количества литературных произведений - романа "Прокляты и убиты", повестей "Звездопад", "Царь-рыба", "Ловля пескарей в Грузии" и др. Родился 1 (по другим сведениям — 2) мая 1924 года в селе Овсянка (ныне — в Красноярском крае) в семье Петра Павловича Астафьева (1901—1979[6]) и Лидии Ильиничны Потылицыной (1902—1931[6]).

Астафьев Виктор Петрович

Теперь это сообщество представлено жалкими, суеверными и трусливыми людьми. Большой интерес вызывает своеобразие языка, которое можно назвать главным достоинством повести. В этой книге в полной мере проявилось писательское мастерство автора. Это касается как описаний природы, так и быта и отношений людей. Атмосферность произведению придают мастерски использованные диалектизмы. Творчество Повесть «Последний поклон» написана от первого лица и рассказывает о детях тридцатых годов, которым довелось жить в эпоху коллективизации и «огненных» сороковых.

В центре повествования судьба мальчика, рано оставшегося без матери. Автор с благодарностью описывает доброту простых людей, спасавших ребятишек от голода, их трудолюбие, умение радоваться жизни даже в самые тяжелые для страны годы. Повесть «Царь рыба» вышла в 1976 году. По сюжетной направленности она близка к произведениям о деревенской жизни. Завораживают читателя картины сибирской природы, особенно тех ее уголков, которые не затронула цивилизация.

На этом фоне своеобразно представлены люди, утратившие нравственные нормы, в жизни которых на первом месте браконьерство, пьянство, кураж. Последние годы С внуками В 1980 году Виктор Петрович купил дом в селе Овсянка и стал использовать его вместо дачи, все лето проживая на своей малой родине. В этот период появилось много его произведений — как художественных, так и публицистических. На родине Тема войны также была переосмыслена им в эти годы. Он начал работу над романом «Прокляты и убиты», первый том которого вышел в 1992 году, второй — в 1994.

Литературные критики писали, что в этом романе видна ожесточенность писателя, которому до этого был свойственен светлый взгляд на мир. В начале 2001 года у писателя ухудшилось здоровье. Вскоре у него случился инсульт. Две недели Астафьев провел в реанимации, после чего вернулся домой. Но улучшение было временным.

Через полгода он снова попал в больницу.

Урожденная Потылицына. Со смертью матери прервалось нормальное течение детской жизни, началось беспросветное сиротство. В 1932 году Витя пошел в первый класс Овсянской школы первой ступени. В 1934 году обучение пришлось прервать, так как, вернувшийся из заключения отец, женился вновь и забрал сына в новую семью. Прожив тяжелую зиму в поселке Сосновка, Астафьевы летом 1935 года отправились в Заполярье на большие заработки. В Игарке Витя окончил начальную школу, а вот осенью 1936 года, когда надо было учиться в пятом классе, с ним случилась беда: не нужный мачехе и отцу, он остался один. Учился кое-как, жил, где попало, и до марта 1937 года беспризорничал, пока не был сдан в детский дом. Отец с мачехой разыскали его, забрали домой в станок Карасино. Где Петр Петрович работал десятником на дровозаготовительном участке.

Достатка и порядка, как и прежде, в увеличившейся семье не было. Четырнадцатилетний подросток начинает прирабатывать: заготавливать дрова для пароходов, добывать на продажу рыбу. В 1939 году Витя снова оказался в игарском детдоме и снова — третий год — в пятом классе. Директор детского дома Василий Иванович Соколов и учитель литературы Игнатий Дмитриевич Рождественский заметили живой огонек в душе беспокойного и впечатлительного подростка, всячески поощряли его увлечение чтением книг, прививали вкус к самостоятельному творчеству. На одном из уроков Витя Астафьев написал сочинение под названием «Жив! В мае 1940 года Виктор Астафьев окончил шестой класс, ему исполнилось шестнадцать лет — детдом нужно было покидать. Поездка к отцу ничего не дала, - отчуждение, возникшее за последние годы, лишь укрепилось.

С 1978 по 1982 г. Астафьев работал над повестью «Зрячий посох», изданной только в 1988 г. В 1991 г. Конец 1990-х гг. Источник: www. Астафьев вернулся на родину — в Красноярск. В Красноярске и в Овсянке — деревне его детства — им были написаны роман «Печальный детектив» 1985 , рассказы «Медвежья кровь» 1984 , «Жизнь прожить» 1985 , «Вимба» 1985 , «Светопреставление» 1986 , «Слепой рыбак» 1986 , «Ловля пескарей в Грузии» 1986 , «Тельняшка с Тихого океана» 1986 , «Голубое поле под голубыми небесами» 1987 , «Улыбка волчицы» 1989 , «Мною рожденный» 1989 , «Людочка» 1989 , «Разговор со старым ружьем» 1997. На родине Астафьевым была создана его главная книга о войне — роман «Прокляты и убиты», отнявший у писателя немало сил и здоровья и вызвавший бурную читательскую полемику.

Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске, похоронен в родном селе Овсянка Красноярского края. Интересные факты из жизни В 1994 г. В 2004 году фондом учреждена Всероссийская литературная премия им. В 2000 г. Астафьев прекратил работу над романом "Прокляты и убиты", две книги которого были написаны еще в 1992-1994 годах. Документы и материалы из личного фонда писателя хранятся и в Государственном архиве Пермской области. В 2004 году на автодороге «Красноярск-Абакан», недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая «Царь-рыба», памятник одноименной повести Виктора Астафьева. На сегодняшний день это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла. Астафьевым изобретена новая литературная форма: "затеси", - своеобразные короткие рассказы. Название связано с тем, что писатель начал их писать во время строительства дома. Награды писателя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий