Чего не должен делать оратор в конце выступления

Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением. Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию. В конце выступления оратор должен закончить свою речь ярко и уверенно, сформулировать основные идеи и подвести итоги своего выступления. Он также может поблагодарить аудиторию за внимание, выразить свои надежды на будущее, предложить. Монолог же помогает уловить основной посыл речи. Чтобы публичные выступления оказались удачными, оратор должен обладать определенными навыками и качествами, которые предусматривает ораторское искусство.

10 ошибок публичного выступления

В эмоциональном плане выступление должно быть энергичным, оптимистичным. У аудитории должны «гореть» глаза. Ни в коем случае не опускайтесь до абсурда и излишней пафосности, не делайте завершение слащавым и приторным. Эмоциональность оратора должна быть обязательно очевидна для слушателей, но она не должна доминировать над самим содержанием его выступления. В связи с этим следует придерживаться следующего правила. Любое обращение к публике должно иметь под собой определенную цель. Для этого начните с конца, а именно подумайте, какого результата вы хотите достигнуть своим выступлением. Что ваша аудитория должна сделать сразу после того, как закончится речь? Куда же нужно смотреть? Ваш зрительный контакт с аудиторией должен представлять собой последовательность пересечений взглядами. То есть вы блуждаете взглядом по всему залу, а когда возникает взгляд «глаза в глаза», вы должны немного задержаться.

10 ошибок публичного выступления

Неконтролируемый юмор может привести к понижению серьезности выступления и ослаблению его эффекта. Лучше использовать сильные и уместные фразы, которые отражают основную идею речи, и вызывают положительные эмоции у аудитории. Сообщать о своем страхе или нервозности. Оратор не должен подчеркивать свои страхи или нервозность в завершении речи. Такие высказывания могут отвлечь аудиторию от основной мысли и вызвать сомнения в компетентности оратора. Лучше подчеркнуть свою веру в успешность выступления и благодарность аудитории за внимание и времени, уделенные выступлению. Неоднозначные и расплывчатые фразы.

Чтобы речь была понятной и запоминающейся, оратор должен избегать использования неоднозначных и расплывчатых фраз. Завершение речи должно быть конкретным и ясным, чтобы аудитория точно понимала, какие идеи и мысли оратор хотел передать. Лучше использовать сильные и четкие фразы, которые подчеркивают основную идею выступления и оставляют яркое впечатление у аудитории.

Заканчивать речи можно: логическим высказыванием — подводя итоги, обобщая тезисы текста, заостряя внимание на проблеме; обращением к слушателям — к примеру, с благодарностью, комплиментом; художественным или эмоциональным посланием — шуткой, крылатой фразой, иллюстрацией и так далее. Обзоры и подведение итогов Конкретные выводы и обобщения уместны в финале практически любого выступления. Нельзя обрывать речь на полуслове, и в качестве концовки хорошо подходит «закольцовывающая» ее фраза, напоминающая слушателям, о чем говорил и что хотел донести оратор. Этот прием использовали даже библейские рассказчики.

Поэтому, заканчивая выступать, расставьте акценты темы одним из способов, не забыв о призыве к действию: перечислите пункты текста «во-первых, во-вторых» : прием «работает» на неопытной публике, помогает ей запомнить ключевые мысли — но помните о позитивной восходящей аргументации от слабого к самому сильному тезису; подчеркните главную мысль речи «итак... Формулируя логическое окончание, помните о классическом принципе речей: составление тезисов, раскрытие темы, о которой вы собираетесь рассказывать, и краткое ее резюме в концовке. Окончание выступления обращением к публике Логическую часть финала выступления можно усилить, прямо обратившись к аудитории. Речь идет не о смысловом призыве, а скорее об эмоциональном «послевкусии» от речи. Закончив выступать по теме, можно поблагодарить публику за внимание. Концовка нейтральна, не несет особой смысловой нагрузки, но эффективна и уместна для: протокольных выступлений — правила вежливости усиливаются дипломатическим этикетом, требующим подчеркнутых церемониальных благодарностей; круглых столов, обсуждений в нейтральном ключе вы благодарите не конкурентов, а коллег ; профессиональных конференций и так далее. Кроме благодарности, можно обратиться к публике с пожеланием для налаживания с ней контакта.

Например: Правильно говорит русская поговорка «Терпение и труд все перетрут». Таким образом, все зависит от нас. Обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак... Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе.

Он должен быть выражен простыми словами ; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Можно завершить выступление пожеланием слушателям приятно провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых и в-третьих. Как слушатели мы большей частью ленивы, у нас короткая память, поэтому слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать! Специалисты отмечают, что кульминация как эффектная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений , но обычно производит сильное впечатление на слушателей. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!

Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Благодарность за внимание. Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесет дежурную фразу Благодарю за внимание, но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др.

Например: Итак, я заканчиваю. В завершение я хотел бы поблагодарить вас за то, что так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать. Или: Благодарю вас за внимание.

Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории. Или: Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано.

Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами. Обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Лучше заканчивать фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.

Ответы на вопросы аудитории Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать и даже и провоцировать. Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы?

Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Ответ можно отложить словами: Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить... Можно сказать и так: Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве после моего выступления , мы обсудим это с вами.

Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса - любой вопрос законен и требует ответа. Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно. Это означает, что оратор должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Подчеркнуто внимательно следует выслушать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает его, чтобы показать себя или просто не понял элементарного.

Кстати, отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: Вы меня не так поняли, нужно сказать: Видно, я неудачно выразился или Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль и др. Не превращать ответ в лекцию! Минута-полторы - предел для ответа на любой вопрос. Можно дать некоторые рекомендации, как отвечать на трудные вопросы - те, которые, как правило, самой своей формой нередко ставят оратора в трудное положение.

Разумеется, все зависит от содержания вопроса, но некоторые технические приемы могут быть рекомендованы начинающим ораторам. Стешов дает следующие рекомендации. Вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос - ирония.

К примеру, С. Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, известный при Сталине человек, уцелели? Кугультинов был репрессирован, а Вы нет? Это классический прием возвратного удара, не позволяющего противнику втянуть вас в дискуссию, в которой он наверняка выиграет.

Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение.

Например: Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? На такие вопросы можно реагировать двояко. Во-первых, ответить на него как на смысловой, а не риторический, т. Я понял ваш вопрос.

Это сложный вопрос , но можно было бы ответить так... Это попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: Вы читаете нам лекции об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении? На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность это очень хорошо нейтрализует такие вопросы , либо прибегнуть к иронии: Я понимаю ваш вопрос... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик...

Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: Вы же не станете отрицать, что... Кто же может отрицать, что...

Чтобы произвести особое впечатление, заранее подготовьте цитаты на маленьких карточках и поочередно доставайте их во время выступления.

Если вы сосредоточитесь на цели и будете рассказывать увлеченно, то органичные жесты последуют сами собой. Это придаст речи убедительность. Чтобы не превращать свою речь в поэму, советуем использовать этот прием при формулировке ключевой мысли. Так она лучше запомнится.

Используйте их перед каждым выступлением. Например, в стрессовой ситуации важно нормализовать дыхание. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.

Если не уверены, что правильно произнесете слово, то замените его другим, но хорошо поставленная речь и дикция позволят использовать весь спектр языка. Существует множество упражнений и артикуляционных зарядок. Начните заниматься уже сейчас, и к следующему выступлению без проблем произнесете сочетание «артикуляционная зарядка». Схема построения грамотной аргументации Схема построения грамотной аргументации - Репетируйте перед зрителем, а не зеркалом.

Не обязательно дожидаться следующего публичного выступления, чтобы применить полученные знания. Начинайте практиковаться в будничных ситуация: на работе, на учебе или при общении с друзьями. Важно не только тренироваться самому, но и смотреть на чужие выступления. Приходите на наши «Филологические понедельники», и помимо хорошего примера публичной лекции, вы сможете послушать доклады на историко-культурные темы.

Ударение, произношение, грамматические формы». В словаре представлены не только общеупотребительные выражения, но и слова актуальные для современного информационного пространства. В данном пособии вы найдете эффективные тренировки голоса, произношения, дыхания, дикции и культуры речи в целом.

Правила и приемы публичного выступления. Завершение выступления

Первое требование — речь не может оборваться на полуслове, не может остаться без конца, нельзя в конце начать разработку новой проблемы. Это обусловливает специфику именно риторического заключения — быть речью о предшествующей речи. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него.

Правила произнесения ораторской речи

Итак, я заканчиваю… В конце я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы очень осознанно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать. Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей заинтересованной и доброжелательной аудитории. Благодарю за внимание и хочу поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали. Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич 3.

Варианты психастенического характера Клинические варианты психастеников практически не выделялись. Допустимо различать психастеников по различным «наслоениям» на основное ядро характера. Психастеники бывают внешне общительными, душевно теплыми, то есть Из книги Монстры и волшебные палочки. Такой вещи как гипноз не существует? Варианты циклоидного характера Подробно описаны Э.

Кречмером и П. Кречмер выделял следующие варианты циклоидного характера. Живой гипоманиакальный тип, тихий самодовольный тип, меланхолический тип, а также болтливо-веселых, спокойных юмористов, Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич 3. Есть несколько тонкостей и вариантов, о которых вы можете захотеть узнать. Например, когда человек скользит глазами туда-сюда, но более или менее по центру, он ведет внутренний спор с самим собой.

Во многих случаях он также генерирует очень быстрые, Из книги Мужские измены автора Толстая Наталья Циклоидные варианты Известные боязливость и застенчивость свойственны некоторым циклоидно-депрессивным натурам, но означенные качества не особенно часто отмечаются в моей статистике. Боязливость и застенчивость сочетаются тогда со скромностью и склонностью к Из книги Этот слабый сильный пол автора Толстая Наталья Из книги Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях автора Юри Уилльям Конструктивные варианты Консультанту неизбежно приходится прибегать к внушению в той или иной форме, поэтому следует подробнее разобраться в вопросе, чтобы использовать этот метод со знанием дела. Во время консультирования можно воспользоваться внушением в качестве Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович «Левые» варианты Разновидностей обмана при обмене и расселении столь много, что трудно на чем-либо остановиться. Наиболее типичны аферы «под сорванную сделку», в процессе приватизации «под обменный ордер» , под «постройку коттеджа» и другие. Вот пример аферы при Из книги Я слышу, что вы думаете на самом деле [фрагмент] автора Иванова Светлана Владимировна Варианты измен Итак, если он живет с тобой и ходит к ней, то возможны примерно следующие варианты вашего сосуществования.

Например…Он вдохновенно врет, что никого у него нетОдин из самых распространенных случаев измен. Обычно это семьи, где уже есть дети и люди прожили Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част н ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна Варианты измен Итак, если он живет с тобой и ходит к ней, то возможны примерно следующие варианты вашего Из книги Юмор как способ влияния автора Шейнов Виктор Павлович 2. Варианты Цель выявления интересов обеих сторон состоит в том, чтобы определить, можно ли найти нестандартные варианты для удовлетворения этих интересов. Изобретение взаимовыгодных вариантов — это главный шанс участника переговоров.

Вариант А - для взрослых, вариант Б - для подростков, вариант В - для детей. Приведем тексты Из книги автора Из книги автора Из книги автора Варианты решения Ни в чем так не проявляется характер людей, как в том, что они находят смешным. Гёте 1… вот телеграмма: завтра приезжает мама. Уже не брезгуешь даже лысыми женщинами. Эффективное завершение устного выступления - половина дела.

Вспомним закон края - последнее запоминается лучше, остается в памяти прочнее. Отсюда и то огромное значение, которое имеет завершающая стадия выступления оратора. Эрнст писал: «Слушатели ожидают от оратора заключения». Снелл справедливо считает, что «удавшимся можно считать то публичное выступление , после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией. Аудитория должна хорошо представлять, что и как делать дальше.

Должен быть результат вашего выступления. Обязательно в заключение объясните, зачем нужна слушателям полученная информация». Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения. Лучше не говорить: А теперь я сделаю заключение или Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции, концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: Правильно говорит русская поговорка «Терпение и труд все перетрут». Таким образом, все зависит от нас. Обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак... Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе.

Он должен быть выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Можно завершить выступление пожеланием слушателям приятно провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых и в-третьих. Как слушатели мы большей частью ленивы, у нас короткая память, поэтому слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме. Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать! Специалисты отмечают, что кульминация как эффектная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но обычно производит сильное впечатление на слушателей. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени! Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Благодарность за внимание.

Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесет дежурную фразу Благодарю за внимание, но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др. Например: Итак, я заканчиваю. В завершение я хотел бы поблагодарить вас за то, что так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. Или: Благодарю вас за внимание.

Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории. Или: Благодарю за внимание.

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Концовка должна быть очевидной для слушателя без каких-либо специальных вводных фраз. Не рекомендуется заканчивать выступление шуткой, не относящейся к делу Это вызывает у аудитории недоумение, а эффект от выступления оратора исчезает. Не надо дополнять уже сформулированный вывод?

Затем, в самом конце выступления, вы сбавляете обороты. Вы заканчиваете речь и умолкаете, но аудитория еще не понимает, что речь окончена.

Она все еще слушает… Она смотрит на вас, а вы на нее. Оглушительная тишина наступает в зале. Вы ерзаете, вам тяжело дышать. К счастью, раздаются аплодисменты, избавляя вас от мучений. Вы снова можете дышать. Неумение и незнание того, как закончить речь, — это ошибка оратора , которая может погубить все выступление. Как закончить речь так же уверенно, как вы ее начали? Ниже представлены 11 советов: Используйте заголовок вашей речи в качестве заключительных слов.

Последние слова остаются в сознании, проясняют мысли, оттачивают ваше сообщение и мотивируют аудиторию. Совет: чтобы написать отличную речь , начните с конца, так будет легче придумать удачный заголовок. Вернитесь к тому, о чем вы говорили в начале выступления. Пройдитесь по основным моментам и пунктам. Акцентируйте внимание на информации, которую аудитории следует запомнить. Подбодрите присутствующих, правильно написав выводы и представив публике. Сегодня мы услышали, что нам следует делать. Мы увидели, что нам нужно делать.

Настало время — сделать это! Подобрать цитату вам помогут правила цитирования в публичном выступлении. Не уклоняйтесь! Воспользуйтесь им! Выполните его! Разгадайте ее! Добейтесь ее! Намекните на то, что речь подходит к концу.

Используйте предложенные выше подсказки, и вы больше не будете терзаться вопросом, как закончить речь. Презентации и разговоры, которые приносят плоды» Well Said! Presentations and conversations that get results. В начале выступления у вас есть всего 60 секунд, чтобы завладеть вниманием публики, войти в доверие к людям, сориентировать их в теме и настроить на дальнейшее прослушивание. Если вы потратите драгоценную вводную минуту на шутки, повестку дня, извинения, бесполезные детали, слова благодарности или бессвязные запинания, то внимание вашей аудитории будет безвозвратно потеряно. Вы должны творчески подойти к вступлению - самой важной части работы. Это трудная задача для любого спикера, и вам придётся хорошо репетировать и отрабатывать вызывающее начало. Дарлин Прайс 1.

Расскажите захватывающую историю Повествование - один из самых мощных и успешных приёмов. С самого рождения людям нравится слушать и учиться на. Сказочные герои, злодеи из баек у костров или театральные персонажи увлекают нас своими диалогами, конфликтами и судьбами. С их помощью мы набираемся житейского опыта и проводим параллели с собственной жизнью, что с лёгкостью удерживает внимание любого человека. В лучшем случае это должна быть личная история из первых рук, рассказывающая зрителям, почему вы озадачились темой доклада. Хотя подойдёт рассказ и о другом человеке, которого публика может узнать. Как вариант, раскройте басню, сказку, мудрость или историческое событие. Идея заключается в том, чтобы ваше вступление длиною в 60—90 секунд очаровало присутствующих и содержало в себе ключевую мысль всего последующего доклада.

С какими проблемами по теме выступления вы или кто-то другой столкнулись? Как вы или кто-то другой их преодолели? Кто или что помогло или помешало вам? Какие выводы были сделаны? Что ваша аудитория должна получить и почувствовать после ознакомления с историей? Задайте риторический вопрос И какой же русский не любит быстрой езды? А судьи кто? Мечты, мечты, где ваша сладость?

Риторические вопросы помогают убеждать.

Так теряется доверие к сказанным словам. То же касается и контакта глаз.

Уверенные люди смотрят в глаза слушателям. Это можно начать делать прямо на работе: во время разговора смотрите коллегам в глаза. Важно при этом иметь дружелюбное выражение лица : 3 Быть одинаковым в начале, середине и конце выступления Бытует мнение, что стабильность — признак мастерства.

Это так, но если дело касается работы с аудиторией, то это способствует Вашему провалу. Потому, что сложно удерживать высокую вовлечённость аудитории, если Вы — статичная картина, а не динамичное кино. Стоит продумать не только структуру Вашего выступления, но и учесть в ней интерактив в виде вопросов в зал и шуток.

Также важно следить за интонацией и скоростью речи. Меняйте различные параметры, тогда Ваше выступление будет живым и интересным. Но делать это уместно об уместности нужно подумать заранее, заготовив несколько анекдотов и историй.

В зависимости от тона смысл сказанного слова может измениться кардинальным образом. В нашем родном языке всё не так категорично, однако отсутствие интонирования лишает Вашу речь жизни, делает её скучной и сухой. Аудитория может уснуть.

9 правил публичного выступления – проверьте себя ☝

В конце выступления оратор должен закончить свою речь ярко и уверенно, сформулировать основные идеи и подвести итоги своего выступления. Он также может поблагодарить аудиторию за внимание, выразить свои надежды на будущее, предложить. Для того, чтобы поддерживать внимание аудитории на выступлении, оратор должен: говорить выразительно; периодически делать паузы; внимательно следить за реакцией слушателей на его информацию; быть, конечно же, кратким и лаконичным. В эмоциональном плане выступление должно быть энергичным, оптимистичным. У аудитории должны «гореть» глаза. Ни в коем случае не опускайтесь до абсурда и излишней пафосности, не делайте завершение слащавым и приторным. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде. 9. Решительный конец.

Тема 8. Завершение публичного выступления

Что нельзя делать в конце выступления. Какие ошибки делают ораторы в конце выступления Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде. 9. Решительный конец.
Чего не должен делать оратор в конце выступления - Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи.
Работа на тему "Ораторское искусство" Цель выступления (например, продажа проекта) часто путается с основной мыслью доклада. То есть тезис и цель смешиваются в голове у оратора в какой-то симбиоз. Речь от этого страдает, вы все дальше от заветной цели.
2.1. Структура и сущность публичных выступлений | BookOnLime Публичное выступление нужно проводить правильно. Эти советы пригодятся стартаперам, маркетологам, опытным бизнесменам и всем, кто часто выступает перед аудиторией.
9 правил публичного выступления – проверьте себя ☝ | ЯрГУ | Демидовский университет | Дзен Прежде чем перейти непосредственно к навыкам, мне бы хотелось немного остановиться на особенностях и целях судебного выступления. От обычного выступления судебная речь отличается, прежде всего, спецификой слушателя.

Завершение речи: 9 эффектных приемов

Интереснее что-то делать и слушать комментарий, чем просто слушать. Если же какой-то ваш слушатель уже отвлёкся, представьте, что вокруг него все стали поднимать руки и смотреть на вас. Думаю, он тоже начнёт вас слушать более внимательно. Попросите нарисовать что-то.

Примерный график, внешний вид чего-либо, что угодно. Придумайте, что вы можете предложить вашей аудитории. Попросите написать что-то.

Ассоциации к теме вашего выступления, предположение насчёт того, что вы будете рассказывать если у вас оригинальное выступление, попросите вернуться потом к этим записям, и это произведет дополнительный эффект. Способов вовлечь в действие достаточно много. Придумайте свой и используйте его.

Монотонность и однообразие Боритесь с этими чертами плохого выступления. Добавляйте вашей речи эмоциональную окраску или хотя бы меняйте интонации. Часто ораторы вооружаются изменением интонации, начинают применять это приём, но он быстро перестаёт работать и аудитория теряет внимание.

Дело в том, что интонацию нужно менять не только внутри предложения, но и между предложениями. То есть если вы меняете громкость голоса и скорость речи в каждом предложении одинаково, то она уже не монотонная, но ещё однообразная.

Очень многие ораторы путают тему и цель выступления. Тема — это то, о чем вы собираетесь говорить.

Она очень важна, но есть еще и цель — чего вы хотите добиться, давая людям эту информацию. Например, в предвыборной речи кандидата в президенты темой будет рассказать о том, каким он видит лучший путь развития страны, а целью — убедить людей голосовать за него. Правило 4. Оратор должен использовать язык тела.

Придерживайтесь простых правил: — Лучше говорите стоя, чем сидя; — Избегайте стояния за кафедрой или хотя бы выходите из-за нее время от времени; — Жестикулируйте свободно, но не суетливо; — Каждый жест должен иметь значение, подчеркивать важные слова; — Переходите с места на место, переходя от пункта к пункту речи. Правило 5. Оратор должен придать голосу выражение. Если бы эта оратор не зачитывала важное постановление, кто бы ее слушал?

Ориентируйтесь на то, как говорите с друзьями. Вы ведь говорите эмоциональным голосом, делясь с ними новостями и мыслями? Делайте то же и в публичном выступлении. Например, используйте 4 приема управления голосом.

Эмоциональность и художественные приемы Художественно окрашенной, эмоциональной может быть даже узкопрофильная, насыщенная важной информацией речь. Использование таких приемов помогает выступлению, оно не превратиться в сухое изложение фактов, не «усыпит» аудиторию. Эмоциональные способы окончания речей можно объединять с другими - вы получите финал, насыщенный смыслом, уверенный, красочный и яркий. Используйте: кульминацию - итоговая мысль произносится на повышенной эмоциональной ноте прием подходит не для всех выступлений, но оставляет сильное впечатление ; иллюстрации - аналогии, сравнения, цитаты и даже двустишия пояснят идею, помогут запомнить ее, сделают эмоциональной и емкой; «закругление» речи историей, кратким рассказом, который тоже иллюстрирует повествование, но содержит и элемент сравнения, поучительный смысл - способ подойдет для информационных, развлекательных, нейтральных выступлений; остроумную шутку - она должна связываться с темой выступления, иначе станет неуместной и испортит финал, соответствовать типу и «настроению» аудитории, быть действительно смешной здраво оцените анекдот или заранее проверьте его на сторонних слушателях. Чего стоит избегать в заключении речи Есть детали, которые испортят выступление, о чем бы в нем не говорилось. В финале речи стоит избегать: констатаций факта финала «вот я и заканчиваю», «вот и все, что я хотел сказать» - говоря об очевидном, вы вызываете у аудитории обоснованное раздражение; выражения неуверенности, «смазывающих» впечатление - избегайте вымученной улыбки, не разводите беспомощно руками; банальностей, общеизвестных фактов и фраз; новых мыслей и разделов - вы уменьшите силу воздействия тезисов речи; извинений - избегайте упоминаний о нехватке времени на подготовку, своей неопытности и некомпетентности, иначе слушатели решат, что напрасно тратили время на вас; длинных, затянутых заключений - финал становится неопределенным, теряется ощущение логико-эмоциональной «точки». Если вы хотите научиться говорить правильно, емко, убеждать и впечатлять аудиторию, приходите в школу ораторского мастерства Антона Духовского.

Мы приглашаем вас записаться на курсы для взрослых и детей, посетить пробное бесплатное занятие в Oratoris и присоединиться к тем, кто уже успешно применяет полученные у нас знания на практике. Функции концовки публичного выступления Заключение имеет две основные функции - напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать» Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения. Варианты концовок Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок. Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость — стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка — терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».

Обобщающий вывод Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак,... Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Обращение к слушателям Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи. Подытоживающее повторение Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память, и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить. Кульминация Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать! Комплимент аудитории Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени! Юмористическая концовка Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Благодарность за внимание Это традиционная концовка.

Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др. Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».

Как не надо заканчивать выступление Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас... Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.

Ответы на вопросы аудитории Как отвечать на вопросы? Это проблема для многих ораторов. Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать, а иногда и «провоцировать». Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы? Отвечать надо на все вопросы Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно.

Отложить ответ можно словами: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить...

Публичные выступления провоцируют повышенную выработку адреналина в крови, который вызывает учащенное сердцебиение.

Организм начинает активно насыщать сердце кислородом, и оратору становится душно, кажется, что воздуха не хватает. В состоянии стресса нужно дышать иначе. Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом и не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности.

Начинающий же заглатывает воздух постоянно: не успев завершить один вдох, он уже делает следующий. Нужно стараться сохранять дыхание спокойным, и со временем это войдет в привычку. Успешные ораторы долго и целенаправленно развивают правильное дыхание.

Обычно восприятие времени у публики и оратора, особенно начинающего, не совпадает, и поэтому он говорит слишком быстро. Во время выступления все процессы в организме спикера ускоряются, и быстрая речь ему кажется приемлемой, но публике кажется, что спикер тараторит и она едва ли успевает схватывать сказанное. Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно.

Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача. Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других. Играть темпом речи Уолтер Стивенс в книге «Линкольн глазами репортера» рассказывает об особом приеме, которым пользовался президент США: «Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал фразу.

Он так долго задерживался на одном или двух словах, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов». Основой для выстраивания доверительных отношений с аудиторией является эмпатия и общение с ней в формате диалога. Если посмотреть первые несколько минут выступления психолога и профессора Стэнфордского университета Келли Макгонигал о проблеме стресса на конференции TED, то можно увидеть, что такие отношения выстраиваются простыми способами: «Хочу сразу кое в чем признаться.

Но сначала я хочу, чтобы в чем-то признались вы. В прошлом году кто-то из вас наверняка испытывал легкий стресс. Поднимите руку, если это так.

Есть такие? Поддерживать диалог с аудиторией Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции.

Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, на конференции Стэнфордской школы бизнеса рассказал о таком случае: «Сегодня утром я выступал в Сан-Хосе перед аудиторией из 500 руководителей малых бизнесов и больших корпораций. Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними? С этим согласилось меньше 4 человек.

Факт того, что люди не до конца честны друг с другом, в какой-то степени даже пугает. Но в конце концов мы получаем то, что заслуживаем: если мы заслуживаем по отношению к себе искренности, открытости и доверия, — это мы и получим». Значимо и психологическое равенство оратора: он не должен ставить себя выше или ниже аудитории.

В данном аспекте важно подчеркнуть важность применение повседневных слов и выражений, а не сложной терминологии, тогда речь будет звучать естественно, привлекательно и, самое главное, будет понятной для слушателей. Журналисты газеты Boston Globe провели по специальной методике исследование речи 19 кандидатов, в которой они объявляют о вступлении в борьбу за кресло президента США. Результаты показали, что, например, лидер от республиканцев Дональд Трамп выстраивает свои выступления на уровне четвертого класса средней школы, Бен Карсон, Рик Санторум и Линдси Грэм — на уровне шестиклассников, а Джеб Буш — восьмиклассников.

И в данном случае простота изложение — это плюс, а не минус, так как подобные речи должен понимать и интеллектуал, и фермер. Перед началом выступления следует установить зрительный контакт: занять исходную позицию и не спешить переходить к выступлению, сначала лучше продемонстрировать доброжелательное выражение, с легкой полуулыбкой медленно осмотреть зал, посмотреть на лица, задержаться на мгновение на каждом или почти на каждом. Так можно протянуть невидимые ниточки от глаз зрителей к своим глазам.

Они останутся натянутыми все время, пока оратор будет говорить. Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление.

Как закончить выступление

Публичные выступления: 8 советов из моей практики Чтобы стать блестящим оратором, нужно постепенно избавляться от ошибок в своих выступлениях до тех пор, пока вы не станете единственным, кто будет замечать их. У большинства ораторов есть понемногу от всех ошибок.
9 правил публичного выступления – проверьте себя ☝ | ЯрГУ | Демидовский университет | Дзен Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Язык – главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой.
Тема 8. Завершение публичного выступления то, что он сказал.

Задание МЭШ

Вернитесь к тому, о чем вы говорили в начале выступления. Пройдитесь по основным моментам и пунктам. Акцентируйте внимание на информации, которую аудитории следует запомнить. Подбодрите присутствующих, правильно написав выводы и представив публике. Сегодня мы услышали, что нам следует делать. Мы увидели, что нам нужно делать. Настало время — сделать это! Подобрать цитату вам помогут правила цитирования в публичном выступлении.

Не уклоняйтесь! Воспользуйтесь им! Выполните его! Разгадайте ее! Добейтесь ее! Намекните на то, что речь подходит к концу. Используйте предложенные выше подсказки, и вы больше не будете терзаться вопросом, как закончить речь.

Презентации и разговоры, которые приносят плоды» Well Said! Presentations and conversations that get results. В начале выступления у вас есть всего 60 секунд, чтобы завладеть вниманием публики, войти в доверие к людям, сориентировать их в теме и настроить на дальнейшее прослушивание. Если вы потратите драгоценную вводную минуту на шутки, повестку дня, извинения, бесполезные детали, слова благодарности или бессвязные запинания, то внимание вашей аудитории будет безвозвратно потеряно. Вы должны творчески подойти к вступлению - самой важной части работы. Это трудная задача для любого спикера, и вам придётся хорошо репетировать и отрабатывать вызывающее начало. Дарлин Прайс 1.

Расскажите захватывающую историю Повествование - один из самых мощных и успешных приёмов. С самого рождения людям нравится слушать и учиться на. Сказочные герои, злодеи из баек у костров или театральные персонажи увлекают нас своими диалогами, конфликтами и судьбами. С их помощью мы набираемся житейского опыта и проводим параллели с собственной жизнью, что с лёгкостью удерживает внимание любого человека. В лучшем случае это должна быть личная история из первых рук, рассказывающая зрителям, почему вы озадачились темой доклада. Хотя подойдёт рассказ и о другом человеке, которого публика может узнать. Как вариант, раскройте басню, сказку, мудрость или историческое событие.

Идея заключается в том, чтобы ваше вступление длиною в 60—90 секунд очаровало присутствующих и содержало в себе ключевую мысль всего последующего доклада. С какими проблемами по теме выступления вы или кто-то другой столкнулись? Как вы или кто-то другой их преодолели? Кто или что помогло или помешало вам? Какие выводы были сделаны? Что ваша аудитория должна получить и почувствовать после ознакомления с историей? Задайте риторический вопрос И какой же русский не любит быстрой езды?

А судьи кто? Мечты, мечты, где ваша сладость? Риторические вопросы помогают убеждать. Если они продуманны и поданы в верной форме, аудитория последует тому пути, который задумал спикер. С их помощью легко склонить слушателей к своей точке зрения. Можно пробудить любопытство людей и заставить их подумать над ответом, спросив что-то более «тяжёлое». Озвучьте шокирующую статистику или заголовок Смелое заявление или броский заголовок идеально убеждают аудиторию внять вашим рекомендациям и следовать им в дальнейшем.

Главное, чтобы они точно отражали цель вашей речи. Например, вице-президент по продажам ведущей американской компании в области здравоохранения успешно продаёт программное обеспечение для больниц в очень яркой манере. Он начинает с сухих, но до боли колких цифр: «Врачебные ошибки, приводящие к кончине пациента, стали третьей главной причиной смерти после болезней сердца и раковых заболеваний. Речь идёт о 400 тысячах случаев в год. Это гораздо больше, чем считалось ранее. Мы создаём мир без врачебных ошибок, и нам нужна ваша помощь». Используйте вескую цитату Приведите мудрые слова известного человека, чьё имя добавит вашей речи привлекательности и социального веса.

Но важно понимать, что цитата должна быть уместной: иметь смысл и актуальность именно для вашей аудитории.

Это может быть вопрос, связанный с основной темой вашего выступления или вызывающий эмоциональную реакцию. Это проявит вашу признательность и уважение к слушателям, а также поможет создать положительное впечатление о вас как ораторе. Завершающий жест Вы можете использовать жесты или движения, чтобы закончить свое выступление. Например, вы можете поднять руку в жесте приветствия или сделать поклон, чтобы показать уважение и благодарность аудитории. Следуя этим советам, вы сможете завершить свое публичное выступление сильно и запоминающе, оставив у аудитории положительное впечатление и чувство завершенности. Ошибки, которые следует избегать при завершении выступления Резкое прекращение выступления Одной из наиболее распространенных ошибок при завершении выступления является его резкое прекращение. Это может произойти, когда оратор внезапно останавливается, не предупредив аудиторию о том, что выступление подходит к концу. Такой подход может вызвать у слушателей ощущение незавершенности и непонимания. Отсутствие заключительных слов Еще одна распространенная ошибка — это отсутствие заключительных слов или фраз, которые подводят итог выступления и закрепляют основные идеи.

Заключительные слова помогают аудитории понять, что оратор закончил свое выступление и что они могут ожидать дальше. Недостаточная эмоциональная завершенность Если выступление завершается без должной эмоциональной завершенности, оно может оставить аудиторию равнодушной или неудовлетворенной. Важно подчеркнуть важность и значимость темы, а также вызвать эмоциональную реакцию у слушателей, чтобы они запомнили ваше выступление. Продолжительность завершения Еще одна ошибка — это слишком долгое завершение выступления. Если вы тянете завершение слишком долго, аудитория может потерять интерес и начать отвлекаться. Важно найти баланс между достаточной информацией и необходимостью быть кратким и ясным. Отсутствие благодарности Не забывайте поблагодарить аудиторию за внимание и время, которые они уделили вашему выступлению. Благодарность поможет укрепить вашу связь с аудиторией и создать положительное впечатление о вас как ораторе.

Все эти методы помогут сделать выступление более интересным и запоминающимся для аудитории. Выводы Заключительные фразы — это высшая школа ораторского искусства. Можно использовать различные методы, чтобы эффективно закончить свой выступление. В то же время, для достижения успеха необходимо не только знать, как завершать свои выступления, но и уметь привлекать внимание аудитории, а также побороть свой страх перед публичными выступлениями. Если вы следуете всем этим правилам, то ваше выступление будет более интересным, понятным и запоминающимся для аудитории.

А она, в свою очередь, в себя включает: способы, какими обосновываются убеждения или опровергаются; зависимость их от аудитории и вопроса, что обсуждается; отличия в обоснованиях, относящихся к разным сферам мышления и деятельности. Выразительность речи Хорошая, воздействующая на умы и сердца слушателей речь, должна выдерживаться в конкретной стилевой манере от начала и до самого конца. Так текст становится цельным и целым. Но, чтобы определиться, где и как именно требуется увеличить или замедлить темп, может быть, переставить слова а это делает выступление выразительным и нескучным , отрезки текста, написанные в ходе подготовки, следует непременно прочитывать вслух или проговаривать «про себя». Знания одних только правил ораторской речи недостаточно. Увеличить выразительность речи и ее воздействующую силу можно, используя всевозможные изобразительно-выразительные средства: метафора — перенос наименования на основе сходства; эпитет — образное определение в форме прилагательного; олицетворение — метафорический перенос, при котором явление или событие уподобляют живому существу; гипербола — усиление интенсивности; сравнение — сопоставление одного события, лица, предмета с другим на основе общего признака; антитеза — противопоставление; подхват — повторение слов с конца конструкции в начале новой конструкции; градация — слова в интонационно-синтаксическом ряду, увеличивающие постепенно смыслы, нужные автору; каламбур — игра слов; риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа; вопросо-ответное единство — изложение текста в форме диалога с собой; многосоюзие — многократное повторение союза; синтаксический параллелизм — выражения, стоящие рядом, имеющие тождественное синтаксическое строение. Полезные советы опытных ораторов Не желаете учиться на своих же ошибках, — совсем не будет лишним помнить рекомендации знающих людей, когда идет работа над ораторской речью. Основные правила построения ораторской речи, вкупе с нижеперечисленными полезными советами, помогут сделать речь живой, убедительной, интересной и содержательной. Оставайтесь в своем изложении последовательным всегда. Осветили полностью одну часть выступления — можно переходить к следующей, и не раньше. Не стоит многократно возвращаться к недосказанному. Начинайте выступление с того, что считаете самым важным, на конец оставляя частности и второстепенные мысли.

Рекомендации по подготовке к публичному выступлению

Как успешно завершить публичное выступление: основные советы и стратегии половина дела. Вспомним закон края - последнее запоминается лучше, остается в памяти прочнее. Отсюда и то огромное значение, которое имеет завершающая стадия выступления оратора.
1.4 Заключительная часть выступления она поможет добиться тишины и привлечь внимание слушателей. Выйдите на трибуну и проговорите про себя первую фразу речи, она должна быть чёткой и понятной.

Задание МЭШ

План выступления составляется заранее. В процессе работы над темой он корректируется, и окончательный план может значительно отличаться от предварительного. Цель информационных выступлений - показать сущность какого-то предмета или явления, то есть раскрыть содержание понятия, будь то более эффективный метод работы, новый вид услуги или деятельность фирмы. План такого выступления должен подчиняться логическим правилам деления темы на вопросы см. Информационные выступления могут происходить на трех уровнях. Выбор того или иного уровня определяется целесообразностью и характером аудитории. В ряде случаев достаточно простое информирование - описание того, что собой представляет данное явление или предмет ответ на вопросы: что? Более высокий уровень - комментирование - толкование, объяснение явления или ситуации ответ на вопросы: как, каким образом?

Наконец, высший уровень - анализ, разбор явления или проблемы ответ на вопросы: почему? Закономерно или случайно? Положительные и негативные стороны? Что из этого следует? Анализ и последующий синтез позволяют подвести слушателей к практическим выводам. План выступления, содержащего анализ проблемы, в этом случае будет включать: 1 описание самой проблемы или явления; 2 причину возникновения проблемы или явления; 3 связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно; 4 взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления; 5 перспективу развития явления или разрешения проблемы; 6 практический вывод или предложение. Напомним, что в выступлениях, носящих убеждающий характер, вслед за информированием должна идти аргументация; а если нужно переубедить слушателей, то и опровержение противоположных взглядов.

Только после этого слушатели придут к выводу о пользе или значимости данного явления и смогут принять решение о необходимости действий. На деловых совещаниях нередко приходится выступать с предложением об улучшении работы отрасли или предприятия. Сопер рекомендует следующую схему такого выступления. Существующее положение дел требует определенных перемен. Суть моего предложения по улучшению работы отрасли предприятия состоит в следующем. Мое предложение приведет к таким-то положительным изменениям. Возможные отрицательные последствия моего предложения и как их можно избежать.

Насколько выполнимо мое предложение. Что нужно сделать, чтобы его реализовать. Можно предположить, что изложение по такой схеме, сделанное увлеченно, грамотно, живым языком, вызовет встречный энтузиазм. С подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основное содержание делового выступления обычно составляют собственные соображения по проблеме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнеров.

Подобрав литературные источники, не спешите делать выписки из того, что ближе под рукой. Рекомендуем следующие этапы работы с литературой. Его итог - список литературы. Досконально проработать всю имеющуюся литературу по теме невозможно, да и не нужно. Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познакомиться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки. Его итог - разметка материала в разных книгах.

Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. В процессе ознакомления с литературой предварительный план, как правило, уточняется. Разметка материала осуществляется с помощью закладок или другими способами. Его итог- выписки из книг по вопросам предварительного плана. Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая выписки. Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными. Фактографическое конспектирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рекламной информации и т.

Такой материал подразумевает прочтение перед аудиторией. В иных случаях рекомендуются другие виды работы с источниками. Свободное конспектирование - передача содержания текста своими словами. Оценочное конспектирование - критический разбор содержания, когда наряду с суждениями автора приводятся собственные. При творческом конспектировании мысли автора дополняют, развивают, обобщают. Наконец, лекторское конспектирование - это представление материала на бумаге так, как он будет звучать в аудитории, для чего нужно преобразовать письменную речь в устную. Владение разными формами работы с источниками необходимо.

Ведь все, что говорит оратор, должно быть им "пропущено" через себя. Иначе зачем брать слово? Как собирать материал. Делать выписки в тетради или на больших листах бумаги неудобно. Появляется новый источник информации статья, книга, наблюдение, разговор с авторитетным человеком и т. Поэтому лучше использовать листы небольшого формата - карточки. Вверху каждого листа записывается, пусть кратко, название вопроса, к которому относится выписка.

Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников. При необходимости ее будет легко ввести в компьютер. Ведение записей на карточках требует аккуратности. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата - еще и автора. На каждом листке записывается одна законченная мысль, пример или цитата. Карточки с информацией, относящиеся к одному утверждению, помечаются одинаковой цифрой и разными буквами. Это позволяет всё время дополнять и обновлять материал, выбирать подходящие примеры.

Конспект, составленный из отдельных листков, называется рассыпным.. Образец листа рассыпного конспекта представлен на рисунке 4. Образец листа рассыпного конспекта Как нужно использовать вспомогательный материал. Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем являются ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать изложение более понятным, наглядным, убедительным, запоминающимся. Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше. Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается главное правило использования вспомогательного материала - включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль.

Каждый человек должен идти своим путем. Трудно предположить, чтобы Ллойд Джордж оставил смеющимися участников собрания методистской церкви, к которым он обратился с речью по сверхторжественному поводу, связанному с гробницей Джона Уэсли. Однако обратите внимание, как умно он это сделал, заметьте также, как гладко и красиво завершил он свое выступление: "Я рад, что вы взяли в свои руки ремонт его гробницы. Это следует приветствовать. Он был человеком, который питал особое отвращение к неопрятности и отсутствию чистоты. Мне кажется, именно он сказал: "Пусть никогда и никто не увидит оборванного методиста". Именно благодаря ему вы никогда такого и не видели. Было бы двойной неблагодарностью оставить его могилу в неопрятном состоянии. Вы помните, что он сказал одной девушке из Дербишира, которая подбежала к двери, когда он выходил, и закричала: "Да благословит вас господь, мистер Уэсли". Он ответил: "Женщина, благословение будет более ценным, если твое лицо и фартук будут более чистыми".

Вот каково было его отношение к неопрятности. Не оставляйте его могилу неприбранной. Если бы он видел ее таковой, это огорчило бы его больше, чем что-либо другое. Позаботьтесь о ней. Это памятная и священная гробница. Она - на вашей ответственности". Концовка с поэтической строкой Из всех способов оканчивать выступление ни один не является более подходящим, чем юмор или поэзия, если они к месту. В самом деле, если вам удастся найти подходящие стихи для концовки вашего выступления, это будет почти идеально. Это придаст выступлению желаемый аромат, благородство, индивидуальность, красоту. Сэр Гарри Лодер закончил свое выступление на Эдинбургском съезде американских делегатов клуба "Ротари" следующим образом: "А когда вы вернетесь домой, то пусть некоторые из вас пришлют мне почтовую открытку.

Я пошлю вам открытки, если вы сами не сделаете этого. Вы легко догадаетесь, что эта открытка послана мною, так как на ней не будет марки. Но я кое-что напишу на ней, и вот что там будет: Времена года будут приходить и уходить, Все увядает в свое время, как вам известно, Но есть нечто, всегда цветущее и свежее, как роса, - Это любовь и привязанность, Которые я питаю к вам". Это маленькое стихотворение вполне соответствует личности Гарри Лодера и, несомненно, созвучно всему настрою его выступления. Посему в данном конкретном случает это было прекрасно. Если бы какой-либо другой формально настроенный и сдержанный член клуба "Ротари" использовал этот стишок в конце своего торжественного выступления, это могло бы выглядеть настолько неестественным, что было бы почти смехотворным. Чем дольше я преподаю искусство публичного выступления, тем более ясно я понимаю и более живо осознаю, что невозможно дать общие правила, которые будут верны во всех случаях жизни. Ведь так много зависит от предмета обсуждения, времени и места действия, да и самого человека. Каждый должен, как говорил святой Павел, совершать свое спасение. Я присутствовал в качестве гостя на прощальном обеде в связи с отъездом из Нью-Йорка некоего человека свободной профессии.

Один за другим вставали ораторы, превозносили своего уезжавшего друга и желали ему успеха на новой стезе его деятельности. Было около дюжины выступлений, но лишь одно из них завершилось незабываемым образом. Это было именно то выступление, которое закончилось стихами. Выступавший повернулся к уезжавшему и с чувством воскликнул: "Ну, а теперь до свидания, желаю удачи, я желаю тебе всего того, чего я мог бы пожелать самому себе! Я прикасаюсь к своему сердцу, подобно жителям Востока: Да будет с тобою мир Аллаха. Куда бы ты ни пришел, куда бы ты ни приехал, Пусть растут там прекрасные пальмы Аллаха, Дни трудов и ночи отдыха пусть принесут тебе благословение Аллаха. Я прикасаюсь к своему сердцу, подобно жителям Востока: Да пребудет с тобою мир Аллаха". Эббот, вице-президент корпорации "Л. Он завершил свое выступление звонкими строками из "Второй книги джунглей" Киплинга: "Вот вам Джунглей Закон - и Он незыблем, как небосвод. Волк живет, покуда его блюдет; Волк, нарушив Закон, умрет.

Как лиана, сплетен, вьется Закон, в обе стороны вырастая: Сила Стаи в том, что живет Волком, сила Волка - родная Стая". Киплинг Если вы пойдете в библиотеку вашего города и скажете библиотекарю, что вы готовите выступление на такую-то тему и хотели бы подобрать поэтическую цитату для выражения той или иной идеи, то вам, возможно, сумеют помочь подобрать что-нибудь похожее в каком-нибудь справочнике типа "Знакомых цитат" Бартлетта. Сила цитаты из Библии Если вы сможете процитировать Священное писание в своем выступлении, то вам повезет. Подходящая библейская цитата часто оказывает глубокое воздействие. Известный финансист Фрэнк Вандерлип использовал этот метод в концовке своего выступления, посвященного долгам союзников, которые они должны были выплатить Соединенным Штатам: "Если мы будем настаивать на буквальном выполнении нашего требования, то оно наверняка не будет выполнено. Если мы будем настаивать на нем из эгоистических соображений, то мы получим не деньги, а ненависть. Если же мы будем великодушными, - мудро великодушными, - то долги могут быт нам выплачены, и то добро, которое мы сделаем этим, будет означать для нас материально больше, чем что-либо другое, с чем мы могли бы расстаться. Часто бывает трудно осуществить ее, и она не всегда является подходящей концовкой для всех ораторов и всех тем. Но если она хорошо выполнена, то производит блестящее впечатление. Она достигает вершины, с каждым предложением становясь все более мощной.

Хороший пример кульминации можно найти в окончании выступления о Филадельфии, которое получило премию и приведено в главе третьей. Линкольн использовал кульминацию при подготовке своих заметок для лекции о Ниагарском водопаде. Заметьте, как каждое следующее сравнение является более сильным, чем предыдущее, и как он достигает кульминационного эффекта, сопоставляя возраст Ниагары с временами Колумба, Христа, Моисея, Адама и т. Когда Колумб впервые искал наш континент, когда Христос страдал на кресте, когда Моисей вел Израиль через Красное море, более того, даже когда Адам впервые был создан руками господа, - тогда, как и теперь, здесь ревел Ниагарский водопад. Глаза вымерших доисторических гигантов, чьи кости наполняют могильные холмы Америки, смотрели на Ниагару так же, как смотрим на нее сейчас мы. Являясь современником первого племени людей и будучи старше, чем первый человек, Ниагара так же сильна и свежа сегодня, как и десять тысяч лет назад. Мамонты и мастодонты, вымершие так давно, что только остатки их громадных костей подтверждают, что они когда-то существовали, тоже смотрели на Ниагару, которая в течение всего этого долгого времени не останавливалась ни на секунду, и ее поток никогда не высыхал, никогда не замерзал, никогда не замирал, никогда не отдыхал". Уэнделл Филлипс использовал такой же прием в своем выступлении о Туссене-Лувертюре. Концовка его выступления приводится ниже. Этот отрывок часто цитируется в книгах, посвященных публичным выступлениям.

В нем чувствуется энергия и жизненная сила. Оно кажется интересным, несмотря на то, что слишком витиевато для нашего практичного века. Эта речь была написана более пятидесяти лет назад. Интересно отметить, насколько не прав был Уэнделл Филлипс в своих прогнозах относительно исторического значения Джона Брауна и Туссена-Лувертюра "пятьдесят лет спустя, когда истина получит слово".

Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе ».

Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое — на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях — сейчас и в дальнейшем? Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать?

Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина смех. Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?..

Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы. Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности. Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа — это наше лицо, это уровень нашего профессионализма.

Методическая работа для учителя — это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я — за осмысленную работу. Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, — я имею в виду курсы и методическую литературу открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме. Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека сравнение?

В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя аннотация содержания выступления. Первое, о чем следует помнить нумерация выдвигаемых аргументов. Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал приведение очевидных аргументов. Педагог, занимающийся методической работой , — это уважаемый нами, родителями и учениками учитель.

В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны я подчеркиваю — обязаны обеспечить уважительное отношение к нашему труду обращение к ценностям. И третье. Мы — то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память — то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела.

А еще лучше — как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах , как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны обращение к высшим смыслам. Спасибо за возможность обо всём этом сказать благодарность слушателям ». Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического доминантного, авторитарного или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице. Внутренняя уверенность переполняет вас. Затем, в самом конце выступления, вы сбавляете обороты.

Вы заканчиваете речь и умолкаете, но аудитория еще не понимает, что речь окончена. Она все еще слушает… Она смотрит на вас, а вы на нее. Оглушительная тишина наступает в зале. Вы ерзаете, вам тяжело дышать. К счастью, раздаются аплодисменты, избавляя вас от мучений. Вы снова можете дышать.

Неумение и незнание того, как закончить речь, — это ошибка оратора , которая может погубить все выступление. Как закончить речь так же уверенно, как вы ее начали? Ниже представлены 11 советов: Используйте заголовок вашей речи в качестве заключительных слов. Последние слова остаются в сознании, проясняют мысли, оттачивают ваше сообщение и мотивируют аудиторию. Совет: чтобы написать отличную речь , начните с конца, так будет легче придумать удачный заголовок. Вернитесь к тому, о чем вы говорили в начале выступления.

Пройдитесь по основным моментам и пунктам. Акцентируйте внимание на информации, которую аудитории следует запомнить. Подбодрите присутствующих, правильно написав выводы и представив публике. Сегодня мы услышали, что нам следует делать. Мы увидели, что нам нужно делать. Настало время — сделать это!

Подобрать цитату вам помогут правила цитирования в публичном выступлении. Не уклоняйтесь! Воспользуйтесь им! Выполните его! Разгадайте ее! Добейтесь ее!

Намекните на то, что речь подходит к концу. Используйте предложенные выше подсказки, и вы больше не будете терзаться вопросом, как закончить речь. Ораторские приёмы. Как закончить выступление? Уже не раз было сказано о том, что любая речь состоит из трех частей: начала или вступления, основной части и кульминации или заключения. В средней части надо рассказывать подробно обо всех мелочах и предъявлять доказательную базу.

А вот с началом и завершением все намного сложнее. Вступление нужно для того, чтобы зацепить аудиторию, познакомиться с ней, вызвать доверие и анонсировать будущую речь. Именно с этого места начинается формирование успешности всего мероприятия. Вопрос — как закончить выступление? Завершение речи — это самый важный момент всего выступления. На нем достигается высший эмоциональный пик.

Цель оратора, чтобы после его речи все загорелись его идеей, поддержали начинания. Нельзя закончить выступление банальным: «Я закончил. Всем спасибо». Это точно не произведет впечатления, даже если остальные части были на высоте. Даже, если вы ограничены по времени, все равно запланируйте хорошее начало и фееричное завершение. Лучше сократите основную часть.

Обобщающий вывод: «Итак,... Основной вывод при этом формулируется кратко и в полной словесной форме. Комплимент аудитории.

Карнеги приводит такой при- мер подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени! Обращение к слушателям. Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.

В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи. Юмористическая концовка — шутка, анекдот, смешная: история. Благодарность за внимание.

Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать некоторое расширение — если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др. Чего не следует делать в конце выступления?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий