Эдвард мунк 12 декабря 1863 23 января 1944

Эдвард Мунк (12 декабря 1863 г. — 23 января 1944 г.) — норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лётене и умер 23 января 1944 года в Экели, близ Осло. Эдвард Мунк родился в семье врача, у него было много сестер и брат, но все они, кроме сестры Ингер, умерли в детском возрасте. Милли. Юноша, мечась между необузданной страстью и религиозным воспитанием, чуть с ума не сошел от переживаний. Эдвард Мунк Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия — 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия — норвежский живописец и график, экспрессионист.

Биография Эдварда Мунка

  • Автопортрет после испанки. Холст, масло. 1919.
  • Биография Ван Гога
  • Мунк «смерть в комнате больного» описание картины, анализ, сочинение
  • Эдвард Мунк: потерянный и обретённый
  • История одной картины: «Крик» Эдварда Мунка

Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника

12 декабря 1863 -23 января1944 Норвегия в семье военного врача, появился на свет известный живописец, теоретик искусства Эдвард Мунк. Когда мальчику было 5 лет, от туберкулеза скончалась мать и пятнадцатилетняя сестра. Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года. Прослеживая череду драматических событий в его жизни, трудно поверить в то, что, по большому счету, он был успешным мастером. И прожил почти 80 лет. Сестра Ингер (1884) Эдвард Мунк. Портрет художника Йенсена Хьелла. 1885 г.

Эдвард Мунк оголённый нерв

Он родился морозным днём 12 декабря 1863 года. Мало кто надеялся, что он выживет. Очень религиозный отец, военный врач Кристиан Мунк послал за священником, и крестины мальчика проходили дома. Мать Мунка Лаура страдала от слабых легких. А Кристиан от вечной рефлексии.

Он был неплохим врачом, но терзания о том, все ли он делает правильно, буквально иссушали его душу. Денежный вопрос тоже не был праздным для семьи Мунков - долги, поиски более дешевого жилья мучали главу семейства. Постоянная нехватка денег будет преследовать и самого художника. В отличие от других источников Атле Нэсс в своей книге не рисует отца Мунка тираном.

По мнению автора, Кристиан Мунк не возражал против того, чтобы увлечение сына превратилось в его будущую профессию. Единственное, что настораживало отца, - все художники в то время учились за границей. А на это нужны были деньги. Кроме того, он боялся натурщиц, которые могут затянуть юного Мунка в пучину разврата.

Не то чтобы я своим поведением доставлял ему много горя. Все дело в мелочах — я был холоден, тогда как он был добр». У Мунков родилось пятеро детей за пять с половиной лет брака. Несчастная Лаура Мунк готовилась к каждым родам как к последним и писала прощальные письма любимым.

Мать скончалась рано, через некоторое время после рождения пятого ребенка. Вскоре ушла Софи - сестра Мунка. Эти два события невероятно изменили Мунка, повлияли на все его творчество. От матери художник унаследовал слабое здоровье.

Он с трудом справлялся с бронхитами промозглыми северными зимами и часто пропускал школу, а оставшись дома, посвящал свободное время живописи. Рисовал углём на полу и на оборотной стороне рецептов, которые выписывал отец. Достойны внимания зарисовки семилетнего Мунка, а этюды двенадцатилетнего мальчика красноречиво свидетельствовали о том, что у него большое будущее. С большим трудом художник прорывался к известности и признанию, оставаясь по-прежнему одним из самых загадочных художников рубежа веков.

Но Нэсс подошёл к разгадке ближе других. Современники находили Мунка привлекательным. Он был высоким, стройным, со светлыми, немного рассеянными глазами, маленькими руками и впалой грудью. Мунк мог блеснуть остроумием, удачно пошутить, говорил отрывисто и изрекал меткие суждения.

Просвещенный Париж с его борьбой старого и нового - импрессионизма и экспрессионизма, пугающе развратная Кристиания, вольный Берлин, Европа на пороге ХХ века - немало страниц посвящено окружению Мунка. И прекрасному полу… Женщины в жизни Мунка - особая история.

Классическая версия «Крика» была написана в Берлине. Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса.

По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт - именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги - солнце садилось... Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Самая, пожалуй, известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций; при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине - ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. Крик 1893 г.

Круглый белый воротник-стойка и голова, ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, придают изображаемому сходство со священником. Имя и год, вписанные сверху, прочитываются как эпитафия, тем более что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori - рукой скелета в нижней части работы. Нередко подчеркивали формальное сходство данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона - и это вряд ли простое совпадение, тем более что работа Валлоттона - портрет Достоевского. Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений.

Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. Автопортрет 1895 г. Написанная им на рубеже веков серия пейзажей Кристианиа-фьорда, декоративных и вместе с тем чувственных, являет собой вершину скандинавского символизма. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» - пожалуй, свой самый любимый сюжет.

Танец жизни 1900 г. Девушки на мосту 1901 г. В первые годы нового столетия карьера Мунка развивается вполне успешно, он приобретает определенную известность в Германии. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз»: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Значительное место в этот период его творчества занимают портреты, что приносит художнику некоторую финансовую стабильность. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику - жест поистине бесценный. Сыновья доктора Линде 1903 г. Возвратившись в конце концов в 1909 году в Норвегию, Мунк обосновался в прибрежном городке Крагерё.

Творчески соприкасаясь с окружающей его реальностью, Мунк смело и энергично переносил на свои полотна открывающиеся его взору изрезанные берега и сосновые леса.

В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев. Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни». Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» по собственному его выражению. О количестве и точном составе «Фриза» исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но, несомненно, в эту работу входили «Звездная ночь», «Голос», «Вампир», «Мадонна», «Крик», «Страх», «Смерть в комнате больного», «Пепел», «Ревность» и некоторые другие.

Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Во «Фриз жизни» Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал «Фриз». Это «Поцелуй», «Меланхолия». Состав цикла не был постоянным. Само название также появилось не сразу. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название — «Фриз жизни». В этом цикле Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии.

Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Так, женщина в картинах «Фриза» — это первая Женщина, это — Ева. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она — средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза; — такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел». Пейзаж в полотнах «Фриза жизни» — это и конкретное место, и Вселенная, образ мира, как его представлял себе Мунк. Его море — это всегда тот же узнаваемый нами морской пейзаж, это — образ Моря; его лес — это тот самый первобытный лес, впервые увиденный лес, каким его видят и запоминают дети.

Он был вторым ребенком из пяти. Его отец был армейским доктором, а позже окружным врачом в Осло. Перед свадьбой отец Мунка провел несколько лет на море в качестве доктора.

Он происходил из старой норвежской семьи, которая могла похвастаться такими именами, как Якоб Мунк — хорошо известный норвежский живописец, епископ Джохан Сторм Мунк, поэт Андреас Мунк, а также Питер Андреас Мунк — автор известной истории норвежского народа, который приходился Эдварду дядей. Семья матери состояла из фермеров и мореходцев, а её отец был купцом, поговаривали, что он был силен, как медведь.

Более 7,6 тысяч эскизов и рисунков Эдварда Мунка появились в открытом доступе

Эдвард Мунк: биография и творчество (кратко) 12 декабря День Рождения Эдварда Мунка (Edvard Munch, 1863–1944), норвежского художника и графика, одного из первых экспрессионистов.
Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника Работы художника Э. Мунка. Список всех обложек изданий и внутренних иллюстраций художника.
Эдвард Мунк Мунк прославился в возрасте 70 лет. Его работы повлияли на современное искусство. В Осло открылся Музей Мунка, в котором представлено около 1100 картин и 4500 рисунков, а также 18 000 графических файлов и личных вещей мастера, завещанных городу.
Краткая биография Эдварда Мунка для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное Музей Эдварда Мунка выложил онлайн 7600 произведений 15 «Ночь в Ницце», 1891. Первая из картин Эдварда Мунка, купленная Национальным музеем искусства в Христиании (ныне Осло) сразу после её написания. Эдвард Мунк (Edvard Munch) родился в Норвегии в 1863 году.
Роковая любовь, страхи и фобии одного из самых дорогих художников мира: Эдвард Мунк Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов. Все то неповторимое, индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в это время — 1880-1890-е годы.

Мунк, Эдвард

12 декабря года родился Эдвард Мунк (Edvard Munch) - ART_Tourism — LiveJournal умер 23 января 1944 года, Экели, недалеко от Осло), норвежский художник и гравер, чье интенсивное обращение к психологические темы, основанные на некоторых основных принципах символизма конца.
Мистическая картина «Крик» Эдварда Мунка Эдвард Мунк(12 декабря 1863 — 23 января 1944) родился в многодетной норвежской семье военного врача.
История одной картины: «Крик» Эдварда Мунка Эдвард Мунк — норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик». Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
Научная статья на тему: “Эдвард Мунк” Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).

Умер Эдвард Мунк, норвежский живописец.

10 удивительных фактов о «Крике» Эдварда Мунка. текст: Марина Анциперова. 12 декабря 1863 года родился норвежский экспрессионист Эдвард Мунк, оставивший обширное наследие живописи и графики, и,конечно, череду автопортретов. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло) — норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик». Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло) — норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик».

Художник Эдвард Мунк, картины и биография

На тот момент это было самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на открытом аукционе. В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии. В 1902 году «Фриз жизни» впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона. Мунк писал о «симфоническом эффекте», который производила выставка. Здесь художник обзаводится новыми покровителями - Альбертом Коллманом и Максом Линде, которые будут поддерживать его на протяжении долгих лет. Пресса, наконец, начинает мало-помалу принимать его и его работы, берлинские критики хорошо отзываются о выставке.

Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий, излюбленные темы - любовь и навязчивая мысль о смерти, и Мишель Хог справедливо отмечает в своем предисловии к каталогу выставки 1974 года: «Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена, историческими грезами Гюстава Моро или Беклина». В начале 1900-х годов из-за неудач в личной жизни Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми. Милли имела репутацию кокетки и не принимала ухаживаний юноши всерьез, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьезностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу. Мунк не написал ни одного портрета Милли, и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят ее образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Последняя стала для Мунка музой и любовницей.

Поначалу их отношения были очень теплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошел загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку - по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством, и он попытался вырвать у нее револьвер. По другой версии Тулла разыграла жестокий спектакль.

Она надела на себя саван, установила в центре своей комнаты гроб и легла в него. По всей видимости, Мунк, зайдя в помещение, должен был понять, чего потерял, и броситься к ней с мольбами о прощении. Но реакция была обратной: Мунк остолбенел от ужаса. Тогда Тулла выскочила из гроба, размахивая пистолетом. Эдвард попытался прекратить безумную комедию, бросился на вооруженную любовницу.

Раздался выстрел в результате которого художник остался без пальца на левой руке и в полном душевном смятении. После этого он на полгода уехал в клинику для душевнобольных. Художник был госпитализирован, и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Тулла Ларсен Изматывающий роман с Туллой, их бесконечные разрывы и воссоединения, ее попытки суицида и, наконец, инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. В 1903 году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи, но их отношения омрачало все более болезненное поведение Мунка.

В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Всего он провел там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Начиная с конца 1900-x годов стиль художника изменяется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами.

Сюжеты становятся более мирными и обыденными, новые картины изображают рабочих, крестьян, жизнь на природе. Одной из самых крупных работ этого периода становится цикл монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло переданы университету в 1916 году. Одно время ближайшим другом Мунка был известный норвежский скульптор Густав Вигеланд. Но друзья рассорились после того, как Вигеланд получил крупный заказ от муниципалитета, в результате которого возник знаменитый Парк скульптур Вигеланда. В 1916 году Мунк приобрел располагавшуюся близ столицы виллу Экелю, где прожил всю оставшуюся жизнь.

Прилегавшие к вилле обширные земельные владения позволили ему заняться сельским хозяйством, которое стало его увлечением в поздние годы: при помощи работников он выращивал фрукты и овощи, разводил домашнюю птицу. В 1918 году художник слег с «испанкой», унесшей в те месяцы жизни миллионов человек, но благополучно выздоровел, несмотря на свойственную ему хрупкость здоровья.

Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Так родилось самое знаменитое произведение Мунка — упоминавшийся выше «Крик». Человек без лица на мосту — сам художник. Эта картина — воплощение его изоляции, отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Одиночество, меланхолия и ревность стали постоянными темами графики и живописи Эдварда Мунка. Меланхолия представлялась в образе грустного лица на фоне морского берега.

Ревность Мунк представлял в образе одинокого человека, наблюдающего за другими людьми, мужчиной и женщиной, которые заняты друг другом. Лето 1892 года Мунк провел в Норвегии, где подготовил выставку и сделал набросок знаменитой картины «Видение». Наконец мне удалось высунуть голову на поверхность. И тут я увидел лебедя в сверкающей белизне, и меня обуяла тоска по чистым линиям. Я протянул к нему руку, он приблизился ко мне, но не слишком. Тогда я увидел отражение своего лица в воде. Я был бледен и перепачкан илом. Меня это просто убило, мне, тому кто видел, что там, под зеркальной поверхностью, никак не возможно было соединиться с тем, кто живет среди солнечных бликов», — так художник прокомментировал свою работу. Когда срок стипендии истек, критики обвинили Мунка в растранжиривании общественных денег.

Затем Мунк отправился в Берлин, где вошел в авангардную группу богемы Zum Schwarzen Ferkel «К черному поросенку» , регулярно собиравшейся в пивной с таким же названием. Группа объединяла скандинавских, немецких и польских художников, писателей и критиков, общим предметом ее исследования являлась женщина. Возглавлял группу поляк Станислав Пшибышевский, писатель, критик и пианист-самоучка. Пшибышевский и Мунк имели друг на друга взаимное, духовное, едва ли не метафизическое влияние, считали себя братьями и были связаны с одними и теми же демоническими женщинами. Для Мунка Дагни оставалась музой, для Пшибышевского — роком. В сентябре 1898 года Пшибышевский и Дагни переехали в Краков, где Станислав стал редактором отдела литературного журнала «Жиче» и духовным отцом объединения «Молодая Польша». В 1901 году в Тифлисе музу Мунка убил влюбленный в нее студент Владислав Эмерык, фанат Пшибышевского, который вообразил себе, что исполняет желание кумира. В это время Мунк работал над двумя циклами: один из них был посвящен любви, другой — смерти. Летом 1893 года он вернулся в Норвегию.

Весной, в доме над Кристиансфьордом он написал 25 новых картин и пастелей, среди которых — «Вампир», новые версии «Больного ребенка», «Поцелуя» и живописная версия «Крика». В 1896 году он написал «Смерть в комнате больного» и «Молодую женщину в объятиях смерти», также художник начал новый цикл — «Мадонна». Это, возможно, вершина творчества Эдварда Мунка. В 1897 году мастер представил публике папку эстампов и литографий под названием «Зеркало», где были работы на темы любви и смерти. Комментариями к этим работам стали поэтические тексты художника. В том же году начался его роман с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании.

Юноша, стоя на мосту, зажав руками уши, кричит от отчаяния и всепоглощающего страха. Ощущение отчужденности, одиночества, враждебности окружающего мира передано текучими, волнообразными сине-красными мазками.

Пейзаж и в особенности фигура на переднем плане намеренно искажены и усиливают ощущение удушливой атмосферы отчаяния, «внутреннего ада». Живописная пластика художника подчеркивает глубину страха, заставляя зайтись в ураганном крике всю природу. Построенная на противопоставлении белого и черного цвета и ритме линий, ксилография подчеркнула экспрессивность и выразительность этой картины. Фриз Мунк создавал по заказу доктора М. Линде, но так и не смог расстаться со своим детищем, написав заказчику взамен портреты всех живущих в доме и подарив папку с офортами усадьбы, где он жил и работал много лет. Второе крупное предложение художник получил от известного немецкого режиссера М. Рейнгарда, создав для театра декорации к пьесе Г. Ибсена «Привидение».

Написанные блеклыми красками, они казались окнами, выходящими в мир мечтаний. Мунк стремился понять людей и в то же время не решался сблизиться с ними, считая, что они хотят причинить ему зло. Художник был болезненно-раздвоенной личностью, и чем сильнее он к чему-то стремился, тем больше избегал этого. Очень часто, без особых сборов и не отягощая себя вещами, он спешил на вокзал, чтобы избежать встречи с конкретным человеком. Там, в шумной толпе привокзальных ресторанов, в поездах знакомился и часами разговаривал с посторонними людьми, восполняя нехватку человеческого общения. Еще более странные отношения складывались у Эдварда с женщинами. Они притягивали его как мужчину и как художника. Но длительных любовных отношений он боялся.

Особенно это усугубилось после связи с Туллой Ларсен. Женщина упорно пыталась женить Эдварда на себе, мешая ему работать, угрожая самоубийством. Когда он попытался отобрать у нее револьвер, она выстрелила — художник лишился сустава на пальце. Это ранение поколебало его и без того неустойчивое психологическое равновесие, и Мунк стал панически бояться общения с женщинами. Странные опасные крылатые существа, пьющие кровь из своих беспомощных жертв», — говорил он. После случая с Туллой Мунк еще больше замкнулся, стал нелюдимее, посвятив себя работе. Художник решил, что «если люди так злы и дики, то он не желает иметь с ними ничего общего. Если они хотят знать, что он о них думает, пусть смотрят его картины.

Если в этих картинах им не хватает уюта и счастья, так это лишь означает, что они мечтают и тоскуют о чем-то ему неизвестном». В период 1890—1910 гг. Мунк выработал свой стиль, вобрав в него все самобытное от уходящего реалистического стиля XIX века, процветающего импрессионизма и вступающего в силу модерна арт-нуво. Художник предвосхитил многих других мастеров и остротой восприятия окружающего мира, и особым, почти мистическим возбуждением духа. Его излюбленными символами стали: светловолосая девушка — цветок в белых одеждах, рыжеволосая женщина — вампир и скорбящая мать. Все они воплощали жизнь, смерть, любовь и тоску — все то, чем мучился Мунк, нуждаясь в поддержке, дружбе, понимании и любви и в то же время боясь принять эти чувства, воспринимая жизнь трагически, обрекая себя на одиночество и замкнутость. От его душевного состояния зависел и живописный стиль его картин. Безмятежный покой и счастье не были знакомы Эдварду.

Вслед за мимолетной страстью следовало стремительное разочарование. Чувство безысходности сквозит во всех его символических картинах «Пепел», 1894 г.

Самая, пожалуй, известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций; при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине - ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. Крик 1893 г. Круглый белый воротник-стойка и голова, ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, придают изображаемому сходство со священником. Имя и год, вписанные сверху, прочитываются как эпитафия, тем более что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori - рукой скелета в нижней части работы. Нередко подчеркивали формальное сходство данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона - и это вряд ли простое совпадение, тем более что работа Валлоттона - портрет Достоевского. Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени.

Автопортрет 1895 г. Написанная им на рубеже веков серия пейзажей Кристианиа-фьорда, декоративных и вместе с тем чувственных, являет собой вершину скандинавского символизма. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» - пожалуй, свой самый любимый сюжет. Танец жизни 1900 г. Девушки на мосту 1901 г. В первые годы нового столетия карьера Мунка развивается вполне успешно, он приобретает определенную известность в Германии. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз»: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Значительное место в этот период его творчества занимают портреты, что приносит художнику некоторую финансовую стабильность. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику - жест поистине бесценный.

Сыновья доктора Линде 1903 г. Возвратившись в конце концов в 1909 году в Норвегию, Мунк обосновался в прибрежном городке Крагерё. Творчески соприкасаясь с окружающей его реальностью, Мунк смело и энергично переносил на свои полотна открывающиеся его взору изрезанные берега и сосновые леса. Национальная галерея в Кристиании приобрела значительное количество его работ, ознаменовав тем самым запоздалое признание на родине. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн.

160 лет со дня рождения норвежского живописца и графика Эдварда Мунка

Один из первых представителей экспрессионизма -художник Эдвард Мунк: li_ga — LiveJournal 12 декабря День Рождения Эдварда Мунка (Edvard Munch, 1863–1944), норвежского художника и графика, одного из первых экспрессионистов.
Роковая любовь, страхи и фобии одного из самых дорогих художников мира: Эдвард Мунк Родился 12 декабря 1863 года в норвежском городке Лётен.
Мунк, Эдвард. Все картины художника Эдвард Мунк родился в усадьбе Энгелауг Остре в Лёйтен 12 декабря 1863 года. Он был вторым ребенком из пяти.
Шедевры из Бергена Мунк прославился в возрасте 70 лет. Его работы повлияли на современное искусство. В Осло открылся Музей Мунка, в котором представлено около 1100 картин и 4500 рисунков, а также 18 000 графических файлов и личных вещей мастера, завещанных городу.
Эдвард Мунк (12 декабря - 23 января ): foto_history — LiveJournal Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.

Эдвард Мунк: 20 блестящих работ, чтобы понять отца экспрессионизма

23 января 1944 г.) был норвежским художником. Эдвард Мунк (род. 12.12.1863 г. — ум. 23.01.1944 г.) — создатель более 100 живописных работ и почти 4500 рисунков и акварелей, обладатель почетных наград: ордена «Большой крест святого Улафа» и ордена Почетного легиона. Эдвард Мунк (12 декабря 1863 г. — 23 января 1944 г.) — норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство.

Мунк, Эдвард

Норвежский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства, гравер и скульптор, экспрессионист Эдвард Мунк учился в Художественно-ремесленной школе в Осло, а в 1881-1886 годах у Юлиуса Миддельтуна, скульптора классицистического направления. 12 декабря 1863 по 23 января 1944 Эдвард Мунк - один из основателей нового направления в искусстве - экспрессионизма. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — направление в европейском искусстве, возникшее и развивавшееся в начале XX века. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов. Все то неповторимое, индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в это время — 1880-1890-е годы. Эдвард Мунк (Edvard Munch) (1863-1944) – норвежский художник-экспрессионист.

Эдвард Мунк (12 декабря 1863 - 23 января 1944)

Это было для него открытием, до поездки во Францию он был знаком только с немецким реалистическим искусством середины XIX века и то через его норвежских последователей. Реакцией на новые впечатления стали картины «Больной ребенок», «На следующий день», «Переходный возраст» известные во многих повторениях. В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет. Но хотя он преимущественно жил во Франции, в Германии, он никогда не терял связи с родиной. Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию. Именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Выставка вызвала скандал, и ее пришлось закрыть. Но имя Мунка с этого момента стало известным в среде интеллигенции, художников, и художник остался в Германии, где прожил до 1909 года.

В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев. Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни». Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» по собственному его выражению. О количестве и точном составе «Фриза» исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но, несомненно, в эту работу входили «Звездная ночь», «Голос», «Вампир», «Мадонна», «Крик», «Страх», «Смерть в комнате больного», «Пепел», «Ревность» и некоторые другие. Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Во «Фриз жизни» Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал «Фриз».

Это «Поцелуй», «Меланхолия». Состав цикла не был постоянным.

Лето 1889 года стало не менее важным для художника. В этом году Мунк арендовал небольшой дом в Осгордстранде, но не прошло и года как здесь же Эдвард приобрел собственный дом.

На протяжении 20 лет, художник каждое лето посещал свой очаг. С его слов становится очевидным, что это было его любимое и единственное место, которое наполняло его силами и вдохновением. Мунк говорил, что гулять по Осгордстранду это то же самое, что гулять среди собственных картин. В 1890-х годах Мунком написан ряд картин о любви и смерти.

В 1893 году на свет появилась самая известная картина Эдварда Мунка - «Крик». Эта картина является важным событием в экспрессионизме. В 1900-х годах Эдвард стал жертвой неудачного романа с молодой особой из богатой семьи, которая была без памяти влюблена в художника.

Мунку не удалось продать в Париже ни одной работы, и он вынужден вернуться в Норвегию. В Христиании художник начинает работу над "Фризом жизни" - одним из программных своих произведений. Мунк представил важнейшие категории, руководящие жизнью человека : любовь, страх, смерть. Занимаясь творчеством, я постигаю смысл своей жизни и могу объяснить его другим. И чем больше я это делаю, тем более простой кажется мне человеческая жизнь в принципе" Эдвард Мунк В наиболее полной версии, насчитывающей 22 полотна, серия будет представлена в 1902 году на выставке Общества берлинских живописцев, которое с 1899 года называлось Берлинская Сецессия. Мунк присутствует на презентации своих работ и впервые удостаивается похвальных отзывов.

Наконец-то ему удаётся достичь успеха в Германии. У входа в Музей Эдварда Мунка в Осло. В конце 90-ых годов Мунк знакомится с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании. У них начинается бурный роман, который, несмотря на частые ссоры, продлится несколько лет. Однако художник не намерен вступать в брак, поскольку считает, что это ограничит не только его личную, но и творческую свободу. В 1902 году Тулла, потеряв последнюю надежду стать женой Мунка решается на крайнюю меру : она угрожает художнику самоубийством. Когда Мунк пытается отобрать у девушки пистолет, она случайно нажимает на курок. Пуля раздробила кость пальца левой руки Мастера, который пришлось ампутировать. Мунк впадает в очередную депрессию.

Настоящей проблемой для него в это время становится алкоголь, в котором он пытался утопить мучительные воспоминания о любовном инциденте, которые с течением времени переросли в навязчивую идею о самоубийстве. Изначально слабое здоровье, нервные срывы и злоупотребление алкоголем привели к тому, что в 1908 году Мунк с психическим расстройством попадает в клинику известного специалиста в этой области, доктора Даниэля Джакобсона, в которой проводит несколько месяцев. Только весной следующего года художник возвращается в Норвегию и поселяется в портовом городке Крагерё. Там он создаёт художественную студию и работает над своим первым и последним государственным заказом - проектом росписи актового зала столичного университета, который, после долгих дебатов, был принят и реализован в 1916 году. В том же году Мунк покупает дом в Экели - пригороде Христиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне - вот главные мотивы творчества художника того периода.

И в «Крике» есть несколько аспектов, которые делают его иконой современного искусства. Прежде всего вы видите, как весь пейзаж трансформируется в такие волнообразные ритмы, а персонаж, даже не человек, а персонаж этой картины, обращенный к зрителю, как будто бы зажимает уши и таким образом, блокируя слух, на самом деле активизирует наши слуховые ощущения, потому что персонажи Мунка на первом плане — это, как правило, медиаторы, которые сообщают зрителю настроение в картине. И вот так он указывает, что нам делать: он указывает, что мы должны уже скорее не смотреть, а слышать эти ритмы. Переключение зрительного восприятия на слуховое — такого рода опыт был очень важен и для символизма, и для модерна, и для экспериментов XX века. Мунк явно изображает аффект, и подобные аффектации связаны с интересом художников, а также психиатров этого времени к феноменам истерии и человеческих отклонений.

Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника

С помощью неё Мунк рисовал преимущественно дома и интерьеры [17]. Годы становления[ править править код ] Молодой Эдвард Мунк с сестрой Ингер В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике , химии и математике , несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению [18]. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником — к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной, и с моральной точки зрения [19] [20]. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов [21]. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании [22]. В этот период его наставником стал художник- натуралист , соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы , центральной фигурой которой был скандальный писатель- анархист Ханс Егер. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет [23] , но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние [24].

В 1883 году состоялся публичный дебют Мунка — он представил на выставке промышленных товаров и произведений искусства в Дворцовом парке картину под названием «Этюд головы» [25]. Осенью того же года он представляет на Осенней выставке выдержанную в реалистическом духе картину «Девушка, разжигающая огонь в печи» [26]. В конце 1884 года при сопутствии Фрица Таулова художник получил стипендию, которая позволила ему поехать весной во Францию и посетить Парижский салон [27]. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова Милли была замужем за его братом. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз [28] , тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу [29]. Мунк не написал ни одного портрета Милли, и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи» [30] , тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет» [31]. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь» [32] , художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я… снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки…» [30] Критики были возмущены выставленным результатом — в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю — видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде « Юриспруденции ». В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля , получил её [34]. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне , маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов [35] ; Осгорстранн станет его излюбленным местом, и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Осенью он едет в Париж. Вторая поездка в Париж[ править править код ] Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.

Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна , среди студентов которого было много скандинавов. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом [36]. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов [37]. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. В декабре из Норвегии приходит известие — умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились — Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм , — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Письмо пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны [38].

Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн [39]. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь — результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…» [40] В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, « Ночь в Сен-Клу » — в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца [41]. В конце года он снова едет во Францию, но вместо Парижа, где стоит промозглая погода, опасная для его слабых лёгких, проводит зиму в Ницце. В апреле он заезжает в Париж и посещает Салон Независимых — здесь он, должно быть, видел картины Ван Гога и Гогена , художников, которыми он позднее открыто восхищался.

Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин - «Больная девочка», а также серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру - в ее поведении появились странности, со временем становившиеся все более заметными, и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником - к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной, и с моральной точки зрения. На сторону юноши встали тетушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов.

В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Он ввел Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние. В 1883 году состоялся публичный дебют Мунка - он представил на выставке промышленных товаров и произведений искусства в Дворцовом парке картину под названием «Этюд головы». Осенью того же года он представляет на Осенней выставке выдержанную в реалистическом духе картину «Девушка, разжигающая огонь в печи». В конце 1884 года при сопутствии Фрица Таулова художник получил стипендию, которая позволила ему поехать весной во Францию и посетить Парижский салон. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление - прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки».

Критики были возмущены выставленным результатом - в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершенным этюдом. Далее последовали картины, более консервативные по стилю. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», еще одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Эдвард Мунк в молодости В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншелля, получил ее. Летом Мунк едет с семьей на съемную дачу в маленьком городе Осгорстранне. Осгорстранн станет его излюбленным местом, и через некоторое время он приобретет здесь собственный дом. Осенью он едет в Париж, куда прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвященные классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов.

Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. В декабре из Норвегии приходит известие - умер после инсульта отец. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились - Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, - его смерть нанесла художнику тяжелый удар. Письмо пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестает посещать уроки Бонна, рвет связи с друзьями. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь - результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают». В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода - «Ночь в Сен-Клу» - в ее главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. В мае 1890 года Мунк прибывает домой, в Христианию, где проходит выставка его работ - отзывы критиков были, как обычно, смешанными, но в целом более приветливыми, чем прежде. В конце года он снова едет во Францию, но вместо Парижа, где стоит промозглая погода, опасная для его слабых легких, проводит зиму в Ницце.

В апреле он заезжает в Париж и посещает Салон Независимых - здесь он, должно быть, видел картины Ван Гога и Гогена, художников, которыми он позднее открыто восхищался. В этот период окончательно оформляется фирменный «экспрессионистский» стиль Мунка - выразительные линии, упрощенные формы, символичные сюжеты. Вернувшись в Норвегию, он пишет картину «Меланхолия», в которой уже не чувствуется никаких импрессионистских влияний.

В конце 1884 года при сопутствии Фрица Таулова художник получил стипендию, которая позволила ему поехать весной во Францию и посетить Парижский салон [27].

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова Милли была замужем за его братом. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз [28] , тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу [29]. Мунк не написал ни одного портрета Милли, и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи» [30] , тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет» [31]. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь» [32] , художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я… снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки…» [30] Критики были возмущены выставленным результатом — в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю — видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде « Юриспруденции ». В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля , получил её [34].

Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне , маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов [35] ; Осгорстранн станет его излюбленным местом, и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Осенью он едет в Париж. Вторая поездка в Париж[ править править код ] Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна , среди студентов которого было много скандинавов.

Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом [36]. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов [37]. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. В декабре из Норвегии приходит известие — умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк.

Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились — Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм , — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Письмо пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны [38]. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн [39]. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь — результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.

Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…» [40] В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, « Ночь в Сен-Клу » — в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца [41]. В конце года он снова едет во Францию, но вместо Парижа, где стоит промозглая погода, опасная для его слабых лёгких, проводит зиму в Ницце. В апреле он заезжает в Париж и посещает Салон Независимых — здесь он, должно быть, видел картины Ван Гога и Гогена , художников, которыми он позднее открыто восхищался. В этот период окончательно оформляется фирменный « экспрессионистский » стиль Мунка — выразительные линии, упрощённые формы, символичные сюжеты.

Вернувшись в Норвегию, он пишет картину « Меланхолия », в которой уже не чувствуется никаких импрессионистских влияний. В течение года появляются на свет первые полотна из будущего цикла « Фриз жизни » — в их числе «Настроение на закате», картина, из которой позднее вырастет « Крик ». Станислав и Дагни Пшибышевские В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана , художника-пейзажиста, имевшего репутацию консерватора [43]. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине , разразившийся вокруг которой скандал — консервативное крыло Союза берлинских художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников — привёл к расколу внутри Союза, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона [44] [45].

Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией [46]. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического « андеграунда », сближается с Августом Стриндбергом , Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль , которая становится для Мунка музой и — возможно — любовницей. В эти годы Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. В конце 1892 — начале 1893 года у него окончательно оформляется идея «фриза» — серии картин на «вечные» темы любви и смерти [47].

Первым таким «фризом» становится небольшая берлинская выставка под названием «Любовь», на которой был впервые представлен «Крик» [48].

А затем в 1880-е годы и вовсе отрекся от религии и начал искать другую систему ценностей. Он стал радикальным индивидуалистом, уверенным в том, что он сам себе может обеспечить бессмертие через искусство.

Его первыми значительными картинами были «Автопортрет» 1881 год , «Молодая служанка, растапливающая печь» 1883 год и «Утро» «Служанка» 1884 год. В это время столица Норвегии Христиания в 1905 году переименованная в Осло была небольшим городом, в котором современное искусство появилось только в 1819 году, после того, как Якоб Мунк дальний родственник художника основал Королевскую школу искусств. Туда-то Эдвард и поступил в 1881 году.

Ни публика, ни консервативные критики не были готовы к Мунку. Они были шокированы трактовкой цвета и явной вульгарностью сюжетов картин художника. Некоторые норвежские критики продолжали травлю мастера до самой его старости.

В 1885 году на стипендию Мунк на короткое время выехал в Париж. В 1886 году он написал картину «Больной ребенок», позднее признанную критиками самой важной в истории норвежского искусства. К этому сюжету Мунк возвращался пятикратно, через каждые десять лет.

Сам художник считал эту картину важной вехой в своем творчестве. Однако в 1886 году критиков возмутили размеры картины и ее название, и они обвинили автора в импрессионизме, что по тем временам было равноценно политическому обвинению в анархизме. От Мунка отвернулась его семья и почти все норвежские художники.

Тогда Эдвард связался с малочисленной богемой Христиании. В то время он встретил Милли Таулов, первую из двух фатальных женщин своей жизни. Их бурный роман длился шесть лет, но затем Милли изменила Мунку, и он расстался с ней.

Эдвард настолько тяжело переживал разрыв отношений, что заговорил о душевной болезни. Эротизм, ревность и меланхолия, вызванные уходом Милли, нашли свое отражение в его картинах и эскизах. В 1889 году Мунк организовал в студенческом клубе свою ретроспективную выставку, на которой представил 110 работ.

Критики снова разнесли его в пух и прах, однако за Мунком утвердилась репутация главного представителя так называемой «третьей волны» норвежских художников. Затем он получил государственную стипендию на трехлетнее обучение в Париже. В столице Франции он был одинок и впал в меланхолию.

Здесь он получил известие о смерти отца и написал «Аллегорию смерти», на которой был изображен одинокий отец, пересекающий площадь. Несмотря на все противоречия и меланхолические настроения, он верил в свои творческие возможности. Эта вера останется с ним на всю долгую жизнь.

В 1890 году Эдвард написал «Поцелуй» — мужская и женская фигуры без лиц, слившиеся в поцелуе. Любовников как будто скрывает мгла. Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч, кто соединяет будущие поколения с прошлыми.

Позже он многократно обращался к этой теме, как в живописи, так и в графике. Работа приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины.

Мистическая картина «Крик» Эдварда Мунка

Она была основана его родственником Джейкобом Мунком, и он чувствовал, что у него есть связь со школой. Его первая выставка состоялась в 1883 году, где он и другие сокурсники демонстрировали свои работы. Многие из этих ранних работ натуралистичны и импрессионистичны, в отличие от всех его более поздних работ. Они отражали окружающую его атмосферу, пейзаж и людей, но ни один из них ему никогда по-настоящему не нравился. Он не мог понять, что он делает не так.

Позже в том же году Эдвард и его отец сильно поссорились. Его отец закончил тем, что уничтожил одну из своих картин, а затем отказался платить за художественную школу или принадлежности. Раскол был постоянным, и Эдвард больше никогда не разговаривал со своим отцом. Вскоре он подружился с Гансом Егером, молодым экстремистом, жившим неподалеку от Эдварда.

Егер верил, что самоубийство-это высшая свобода, и Мунк тоже в это поверил. Егер также предположил, что Эдвард должен рисовать на основе своего личного опыта, а не просто на случайных сюжетах. В 1886 году он провел выставку в своем родном городе Осло, где были представлены его новые работы, над которыми он работал. Горожане взбунтовались.

Они сказали, что картины были слишком жестокими, слишком жуткими, чтобы выставлять их на всеобщее обозрение. Одним из тех, что он показывал в то время, был Больной Ребенок, законченный прямо перед шоу. На ней была изображена его сестра на смертном одре, а он и его мама вокруг кровати. Все цвета были темными и унылыми, чтобы создать настроение, и картина была написана длинными, быстрыми мазками кисти, что делает картину более жестокой, чем она есть на самом деле.

Три года спустя он отправился в Париж. Эдвард посещал все выставки импрессионизма и постимпрессионизма, чтобы попытаться освоить некоторые новые техники и идеи.

Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма. Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.

Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде. Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии — исцеления искусством.

Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие. Несмотря на частичное излечение от душевных недугов Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года. Под знаком «Черного поросенка» Лишь в пятидесятые годы ученые начали углубленно изучать тайны жизни Мунка. Из дневников и публикаций следовало, что самым плодотворным из творческих периодов Мунка принято считать берлинский период. Примерно в 1892 году в Берлине возник кружок писателей и художников, которые интересовались аномальными явлениями — спиритизмом, телепортацией, переселением душ. В группировку входили поэт Рихард Демель и критик Юлиус Мейер-Грефе, который в годы Первой мировой войны был взят в плен русской армией.

Любовь и смерть, тайны женской души, связь человека с природой — вот что волновало членов этого необычного кружка. Одним из духовных лидеров кружка был польский символист Станислав Пшибышевский. Он очень интересовался мистикой и оккультизмом. Но не внешняя атрибутика столоверчения и разговоров с духами привлекала членов клуба. Они детально изучали современную психологию и философию, стремясь проникнуть в тайны души и секреты творчества. Впоследствии Пшибышевский написал увлекательный роман о художественной среде символистов, где в качестве одного из персонажей был выведен Мунк.

Его работы отличаются отношением к природе и городской среде, где он передает чувство тревоги и неуловимой угрозы. Произведения-шедевры Самая известная работа Эдварда Мунка — «Крик», созданная в 1893 году. Это произведение символизирует страх, тоску и отчаяние. Крик «Мадонна» — еще одно известное произведение Мунка, в котором он использует символизм и эстетику, передавая образ женщины как объекта желания и страдания одновременно. Эта работа стала одним из самых знаменитых и обсуждаемых произведений художника.

Каждое из них оказало влияние на развитие искусства и стало источником вдохновения для многих художников. Экспрессионизм и влияние на последующие поколения художников Эдвард Мунк считается основателем экспрессионизма — направления в искусстве, в котором художник стремится передать свои чувства и эмоции с помощью цвета, формы и композиции. Мунк взаимодействовал с другими художниками и движениями, такими как символизм и декаданс, что способствовало развитию его собственного стиля.

Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве. На тот момент это было самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на открытом аукционе. Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник.

После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном. В 1978 году известный знаток творчества Мунка Роберт Розенблюм высказал мнение, что необычное, бесполое существо на переднем плане было скорее всего навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, также поразила воображение друга Мунка Поля Гогена, она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию в Флорентийском Музее Натуральной Истории, которая ещё сильнее похожа на фигуру на картине. Итальянский антрополог Пьеро Маннуччи считает, что знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка на написание картины "Крик" вдохновила мумия инка, хранящаяся в музее естествознания во Флоренции.

Напомним, что это полотно было недавно похищено из музея в Осло. Сходство между ним и перуанской мумией просто поразительное. Справедливости ради следует отметить, что теория о связи мумии с картиной далеко не нова: еще в 1978 г. Согласно данной версии, Мунк и Гоген могли видеть экспонат на выставке в 1889 году. Действительно, в знаменитом полотне Гогена "Виноградники в Арле" и некоторых других работах отразилась искаженная поза парижской мумии. С этим согласны многие искусствоведы. Однако Маннуччи утверждает, что "Крик" все-таки больше похожа на флорентийскую: "У французской мумии кулаки прижаты к щекам, а у нашей открытые ладони приложены с двух сторон лица точно так же, как у фигуры на картине", - сообщил антрополог.

Останки перуанского вождя прибыли во Флоренцию в 1883 г. Но мог ли художник созерцать предполагаемый прототип ранее 1899 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий