Идеология ислама

Идеологические основы радикальных и фундаменталистских направлений в современном исламе. Происхождение «теории несогласия» в исламе. В учениях радикальных исламистов при анализе их трактовок ислама присутствуют два главных системообразующих положения: 1. Такфир араб. Назад в мировые религии Основные религиозные направления Ислама Земное происхождение ислама Ислам является одной из трех так называемых мировых религий Он распространен в. Общий обзор ключевых ценностей, «пяти столпов ислама» и «шести столпов веры» предваряет их более подробное изложение в последующих лекциях цикла.

Наша идеология основывается на Коране и Сунне

Низам аль-Мульк признавал халифат лишь как религиозный институт и халифа только как религиозного главу. Однако, признавая власть султана, полагал ее освященной божественным авторитетом. В силу того, что позиция Низам аль-Мулька не получила поддержки среди большинства суннитских юристов, он находит опору в обосновании своих идей в среде юристов-шафиитов, в том числе и у аль-Газали. Аль-Газали всегда оставался факифом, не сомневавшемся в своем суннитском кредо. Его политические воззрения отличались умеренным свободолюбием, но в пределах суннитской традиции.

Установившееся в Аббасидском халифате двоевластие - халифа и султана, политические интриги, двойственное положение улемов и факифов привели к загниванию военно-бюрократического аппарата и разложению центра духовной власти и улемов. Не надеясь в сложившейся ситуации на возрождение былой мощи халифа, аль-Газали будущее мусульманского государства связывает с султаном, пытается по-новому рассмотреть политико-религиозную проблему авторитета и власти. Реальная историческая практика показала несостоятельность суннитского догмата о совмещении авторитета и власти в одном лице. Ранее в условиях Арабского халифата улемы толкователи предписаний шариата как выборщики имама имели широкие функции, выходившие далеко за пределы религиозной догматики и юридических проблем.

Они определяли власть и контролировали ее, опираясь на авторитет «иджмы». Цель государства связывалась с обеспечением соблюдения шариата. В политической доктрине ислама, где имам совмещал как светского, так и религиозного правителя, вопрос о природе власти не ставился, в равной мере не ставился вопрос и о природе халифата. Он рассматривался как нечто данное.

Сложившиеся исторические условия определили вопрос о необходимости разделения светской и религиозной властей. Свою политическую теорию аль-Газали разрабатывает в рамках, близких к сасанидской традиции государственности. Согласно аль-Газали, султан как конституирующий авторитет признавал институциальный авторитет халифа, именно он как светский правитель обеспечивал единство и могущество исламского государства. Связующим звеном между султаном и имамом у аль-Газали были факихи и улемы; светские функции халифа должен был выполнять султан, а религиозные - улемы и факихи юристы.

Политическими функциями факихов и улемов были: толкование шариата в соответствии с историческими условиями, аргументация законности назначения султаном халифа, издание религиозно-юридических актов. В работе " Ихйа улум ад-дин" " Возрождение религиозных наук" аль-Газали раскрывает сущность политики. Для него политика не была независимой наукой, а являлась необходимой частью религии и морали. Она рассматривалась как искусство поведения в конкретных жизненных обстоятельствах человека, который должен был соизмерять свои действия с существующим государственным порядком.

Политика как наука у аль-Газали опиралась на теологию, право и этику как неразрывно связанные науки, которые указывают и определяют, по аль-Газали, способы достижения счастья. Таким образом, у аль-Газали единое мусульманское государство халифат охватывает авторитет и власть халифа, султана и улемов, предполагает их тесный союз при сохранении обязательной автономии. В лице султана он видел единственную надежду, способную сохранить единое мусульманское государство. Политические и правовые идеи аль -Фараби.

Наиболее обстоятельно разработка проблем государства, власти и управления в рамках этико-философского подхода была предпринята Абу Насром аль-Фараби X в. Немалый вклад внесли и такие известные мыслители средневекового Востока, как «Сообщество Чистых Братьев" » Хв. При относительном различии в подходе к пониманию политических проблем мыслителей объединяет следование во многом античным традициям, в первую очередь воззрениям Платона и Аристотеля. Разрабатывая проблему общественного идеала - добродетельного города, под таковым они понимали любую общность людей, объединенных общностью проживания, целей и руководства.

В силу того, что организующим началом, практическим руководством в реализации социального идеала у мыслителей является политика, то вопросам политической философии уделяется особое внимание. Политическая теория, полагал аль-Фараби, изучает способы организации и сохранения добродетельного правления, оказывается методологическим руководством для обретения истинных способов обретения блага счастья. Разработку проблем политической философии аль-Фараби предлагает в ряде своих трактатов: " О взглядах жителей добродетельного Града", " Афоризмы государственного деятеля" и " Гражданская политика". В самом общем плане " политика" у аль-Фараби - это " гражданская политика".

В центре внимания философа стоит искусство верховной власти как средства достижения счастья. В соответствии с обозначенной позицией на функциональное назначение этого искусства, он полагает, что из двух городов-государств - " невежественного" и " добродетельного", только в последнем люди обнаруживают стремление к счастью. Отсюда делается вывод, что идеалом и конечной целью общественного прогресса оказывается " добродетельный" город-государство, отличающийся совершенством порядка и моральных качеств правителя вместе с находящимися в его ведении жителями.

С момента окончания эпохи Праведного халифата прошло без малого 1400 лет. За это время в мире многое изменилось, в связи с чем возникает вопрос о том, возможно ли подстроить исламские нормы под реалии современного общества? Масса достижений современности потребовала тщательного изучения мусульманскими богословами для вынесения фетв о дозволенности или запретности того или иного предмета либо явления. Кроме того, глобализация привнесла в сознание верующих и некоторые размышления о пересмотре базовых принципов ислама. Подобная тенденция получила широкое распространение в тех странах, где весьма популярны демократические ценности. В связи с этим многие молодые мусульмане попадают в ситуации, когда исламские каноны вступают в противоречие с либеральными нормами.

Сегодня среди наших братьев по вере, проживающих на Западе, набрала популярность идея так называемого современного или либерального ислама, который рассматривается как компромисс между строгими религиозными канонами и ценностями демократического общества. Истоки современного ислама Считается, что зачатки современного ислама появились в Турции в эпоху правления Мустафы Кемаля Ататюрка, который взял курс на либерализацию в государстве, и религиозная сфера не стала исключением. В частности, при первом президенте Турецкой республики в стране был упразднён титул халифа, который считался неотъемлемым атрибутом мусульманского мира и служил связующим звеном между исламом и обществом. Кроме того, Ататюрк ликвидировал должность шейхуль-ислама — главного мусульманского улема страны, а также закрыл многие медресе и приходские школы, казыятские суды суды, руководствующиеся исламским правом — прим. Global и Министерство по делам Шариата. Одновременно с этим Мустафа Кемаль активно навязывал населению западные ценности, которые постепенно вытесняли из сознания турок исламские воззрения.

Нередко в ходе политических столкновений страдали даже исламские святыни. Так в 930 году карматы — сторонники одного из течений в шиитском исламе — напали на Мекку, ограбили Каабу и похитили священный черный камень. В 1803 году сын Абд аль-Ваххаба Абд аль-Азиз во главе войска саудитов захватил Мекку и Медину и разрушил все святые места [5]. Однако впервые о политическом радикальном исламе, в его современном понимании, начинают говорить в связи с процессами, начавшимися в мусульманском мире после крушения в результате Первой мировой войны Османской империи. При этом важно то, что антитезой активной экспансии либерально-западной идеологии в мусульманском мире оказалась не идеология социализма, а идеология исламского фундаментализма. Степень взаимной непримиримости этих идеологических систем чрезвычайно велика; например, Уголовный кодекс 1926 года, принятый в избравшей путь вестернизации Турецкой республике, предусматривал для всякого, «кто учреждает, организует общество либо руководит обществом, целью которого является даже частичное внедрение в социальную, экономическую, политическую, правовую основы государства религиозных принципов и убеждений, противоречащих принципу светскости… уголовное наказание сроком от восьми до пятнадцати лет» [6]. Первой радикальной, в полном смысле этого слова, исламской политической организацией стала ассоциация «Братья-мусульмане». Она была создана в 1928 или 1929 году в Египте Хасаном аль-Банной и имела ярко выраженный фундаменталистский характер. Как отмечает К. Поляков, в качестве идеальной модели устройства общества «Братья-мусульмане» рассматривали мусульманскую общину времен пророка Мухаммада и четырех «праведных халифов». Политическая система должна быть основана на принципах халифата, которые предусматривали «выборную государственную власть, регулируемую высшим авторитетным органом, который делал бы экспертное заключение в отношении соответствия проводимых правительством мероприятий нормам ислама… Одновременно отвергались иные, кроме исламской, модели социально-экономического строя — коммунизм, социализм, капитализм и доказывалась их непригодность для мусульманских стран» [7]. Следует отметить, что в качестве «высшего авторитетного органа» «Братья-мусульмане» рассматривали свою организацию. Западная цивилизация, в свою очередь, оценивалась как виновница всех пороков, принесенных народам Востока [8]. Росту популярности идей фундаменталистов способствовали объективные социально-экономические причины. Уже ко времени правления Анвара Садата Египет стал средоточием колоссальных общественных проблем и противоречий. Игнатенко приводит статистические данные, характеризующие ситуацию в стране. Инфляция составляла до 40 процентов по подсчетам независимых экономистов в год, 10 процентов самых богатых египтян потребляли 50 процентов всех товаров. В стране было зарегистрировано 823 миллиардера, в то время как 37 процентов населения оказалось за чертой бедности. За счет внутреннего производства страна только на 40—50 процентов удовлетворяла потребности в продуктах питания [9]. Программа исламского фундаментализма, ставшего, главным образом, радикальной реакцией на кризис политической и экономической системы мусульманского мира и потому не являющегося в чистом виде религиозным феноменом, предполагала возврат общества к принципам исходного ислама. В качестве же средства достижения поставленных целей предполагалась активная политическая борьба, допускающая использование экстремистских средств, оправдываемых идеей джихада. Один из крупнейших теоретиков исламского фундаментализма Саид Кутб писал: «Когда на пути встают препятствия и появляются факторы материального воздействия, то возникает необходимость уничтожить их прежде всего силой» [10]. Однако было бы неверно ставить знак равенства между фундаментализмом и экстремизмом. Примером тому может служить эволюция уже упоминавшейся организации «Братья-мусульмане», которая прошла путь от военизированной экстремистской организации до умеренного движения реформаторского толка хотя, по мнению некоторых исследователей, степень умеренности этого движения по-прежнему остается под вопросом. Примером также может служить вхождение партии «Хезболлах» в ливанский парламент. Политический радикализм исламского фундаментализма проявляется, прежде всего, в форме оппозиции существующим в большинстве мусульманских стран прозападным режимам. Иными словами, фундаментализм — это больше политическое, чем религиозное движение, так как его представители не выступают с идеями реформирования собственно религии как системы догм и обрядов. Они требуют изменения места и роли религии в жизни общества, отвергая господствующую идеологию, политическую практику существующего режима и государственное устройство как не соответствующие нормам мусульманской религии [11]. Политический, но не религиозный характер фундаментализма вытекает также из специфики практически всех идеологических течений мусульманского мира. Их общей чертой, независимо от политической ориентации, является апелляция к единому исламскому учению и выдвижение на этой основе претензий политического характера. Политизация ислама была вызвана также изменением положения мусульманских стран в системе международных отношений. На протяжении нескольких десятков лет после падения Османской империи мусульманские страны были заложниками политического противоборства великих держав. Однако начало активной разработки нефтяных месторождений привело к кардинальному изменению ситуации. Теперь уже Запад становится во многом зависимым от нефтедобывающих стран Ближнего и Среднего Востока. Более того, мусульманские страны неоднократно получали наглядные доказательства прочности такой зависимости. В этих условиях Запад уже не столь активно проводит политику вестернизации, не вмешивается в окончательное формирование в Саудовской Аравии теократической монархии, оказывается не в состоянии воспрепятствовать исламской революции 1979 года в Иране а позже и победе фундаменталистов на парламентских выборах в Алжире. В этот период теряет свои позиции в регионе и Советский Союз, что во многом было связано с вводом советских войск в Афганистан.

Отсюда и знаменитый лозунг «Братьев-мусульман»: ислам - это родина и гражданство [9]. Следует отметить тот факт, что суннитские богословы-правоведы считали формальной основой необходимости халифата не указания Корана, а единогласное мнение сподвижников пророка Мухаммеда, крупнейших правоведов и потом - всех мусульман иджма согласованное мнение. Именно иджма придавала халифату юридически обязательный характер, превращала его в правовую норму, принцип, элемент системы мусульманского права в целом [10]. Поскольку ислам - это и власть, и её осуществление, законодательство, образование, закон, суд, в его рамках достаточно реальным может стать универсальный для верующих мусульман порядок, освященный божественными предписаниями из Корана, хадисами Сунны, а также различными положениями четырех ведущих суннитских мазхабов ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты [11]. Относительно идеи «исламского порядка» следует отметить, что это - достаточно широкий термин, включающий в себя не только общественно-государственное устройство, но и вопросы собственно «исламской экономики», основные положения которой может свести к следующим: а сочетание консервативных традиций с новаторскими в области экономики продолжать развитие уже устоявшихся традиционных отраслей экономики, в частности, сельского хозяйства, одновременно отдавая должное развитию новых отраслей - электронной промышленности, машиностроения и др. Одновременно исламские фундаменталисты настаивают на необходимости беспроцентного займа — ария - в качестве важного средства для осуществления так называемой «сбалансированной экономики». Сущность последней заключается в том, что бы создать в Египте такие условия, при которых станет возможным ликвидация бедности и нищеты. Данный момент, на наш взгляд, очень важен, если учитывать тот факт, что вообще в странах Арабского Востока очень сильна поляризация в обществе. Здесь, как правило, присутствует небольшой слой богатых людей, в то время, как подавляющая масса населения живет в нищенских условиях. Исламские фундаменталисты считают, что в случае одинаковой структуры экономических систем в мусульманских странах будет наблюдаться сравнительно одинаковое развитие, что будет способствовать их выравниванию в социально-экономическом аспекте. Такая постановка вопроса, безусловно, в первую очередь связана с тем, что исламские фундаменталисты оценивают вмешательство ведущих западных государств в экономику развивающихся стран как своеобразную форму продолжения колониальной зависимости. Но одновременно они выступают против социалистического опыта развития, значительно дискредитировавшего себя за последние годы. Следует также отметить и тот немаловажный факт, что борьба за установление «исламского порядка», в понимании фундаменталистов, должна быть основана на принципе джихада. Джихад — «борьба за веру» - логически вытекает из исторически сложившегося противопоставления «мусульманского мира» немусульманскому. Еще со времён средневековья утвердились такие понятия, как «дар аль-ислам» мусульманский мир и «дар аль-xapб» территории войны. Причем сам лозунг джихада имеет достаточно широкое толкование. В классическом варианте, джихад священная война - это вершина столпов религии, и его ведение потому обязательно для каждого мусульманина. Следует также отметить две характерные особенности исламского фундаментализма. Во-первых, здесь наблюдается перенос акцентов с религиозной этики на политическую идеологию, что не удивительно. Ведь ислам это и религия, и философия, и определенное мировоззрение. Он связан также и с подчеркиванием тотального характера ислама как идеологии - декларируется, что эта религия может разрешить многие проблемы человека, общества и вселенной. Во-вторых, исламский фундаментализм рассматривает теорию развития религии как «теорию большого взрыва». Суть последней сводится к тому, что данная концепция рассматривает каждую из ведущих мировых религий как определенное явление, феномен, который появился подобно взрыву в определенной точке пространства в конкретный момент времени, обычно при помощи так называемого «основателя». Последующие же поколения верующих жили на все увеличивающемся расстоянии от этого первоначального момента. Отсюда понимания какой-либо религии в данной схеме значит возврат к моменту ее возникновения [13]. Таковы общие положения концепции исламского фундаментализма. Для более точного ее понимания есть смысл, на наш взгляд, обратиться к идеологическому наследию, рассмотрев теоретические воззрения его трех ведущих идеологов; Хасана аль-Банны, Сейида Кутба Мустафы ас-Сибаи. Отметим, что большое влияние на формирование взглядов Xacaнa аль-Банны оказали труды мусульманских богословов Абу Хамида ал-Газали, Мухаммеда Абдо, Джемаля аль-Афгани и Рашида Рида В основе учения аль-Банны лежит принцип так называемого надклассового единства мусульманской общины и противопоставления ее не мусульманам. При этом надклассовость уммы в его понимании сводилась к тому, что будучи членами общины, правоверные мусульмане не признают других делении на какие-либо классы, партии, группировки. Они - братья по вере, равны между собой. Идеология «возрождения ислама» Хасана аль-Банны была тесно связана с понятием «исламского порядка». Суть последнего сводилась к неразделимости религии и политики, по принципу — «ислам - это вера и общество, мечеть и государство». Правительство - часть его, - а свобода - одна из религиозных обязанностей. Если кто-либо скажет вам: «Это - политика! Глав «Ассоциации Братьев-мусульман» считал, что ислам дал миру постоянные принципы, которые нужно уметь правильно толковать: «Главная политическая цель - свобода и независимость, освобождение от чужеземцев всех территорий распространения ислама, объединения мусульманских народов на основе Корана; создание всемирного исламского государства - «федерации» мусульманских наций... Исламское государство - это мусульманская община, базирующаяся на солидарности и взаимном сотрудничестве его членов, а также призванная защитить всех их от социальной несправедливости» [15]. Основная экономическая задача такого мусульманского государства у аль-Банны состоит в том, чтобы развивать экономику свободно, без какого бы то ни было иностранного вмешательства. Он считал одной из важнейших задач в области достижения социальной справедливости решение проблемы социального неравенства между членами общины за счет ликвидации последнего, но при обязательном существовании частной собственности если она содействует общему благу и капитала если он приобретен законным путем. По мнению аль-Банны, любой труд почетен и должен быть оплачен справедливо. Социальное неравенство для X. Он возмущался тем, что благодаря отмене рибы многие египетские богачи стали получать большие барыши, в то время как значительная часть населения оказалась на грани нищеты и голода. Хасан аль-Банна осознавал тот факт, что развитие капитализма еще больше усугубит социальное неравенство и приведет к сильной поляризации общества. По сути дела, проблемы социальной несправедливости Хасан аль-Банна пытался разрешить за счет следующих действий: введение 1 закята предписываемого шариатом налога на имущество и доходы мусульман в пользу бедных и общественных нужд ; 2 садака добровольные милостыни для нуждающихся мусульман; 3 системы наследования ирс - в соответствии с положения шариата она препятствует сосредоточению собственности в руках одного мусульманина; 4 запрет ссудного процента рибы, 5 монополия государства на производство и продажу предметов первой необходимости риса, хлеба, мяса, промышленные товары. Отметим тот факт, что с самого начала образования «Ассоциации Братьев-мусульман» Хасан аль-Банна пытался придать своему движению всеисламский характер, претендуя тем самым на роль нового провозвестника «истинного ислама». В его понимании «истинный ислам» должен быть всеохватывающей системой, затрагивающей практически все явления в жизни мусульман: «Это - государство и родина, или правительство и уммы община верующих ; это - нравственность и сила, или милосердие и справедливость; это - культура и закон, или наука и судопроизводство, это - материал и богатство, или заработок и зажиточность; это - джихад и пропаганда, или армия и идея; это, наконец, истинное вероучение и поклонение Богу» [16]. В свете данного высказывания аль-Банна обосновал и свою социально-политическую доктрину. Он установил три правила для исламской власти: 1 ответственность правителя перед уммой; 2 равенство всех членов общины; 3 уважение правителя мнения общины, призванной контролировать его действия. Причем, контроль уммы должен осуществляться через «представительные учреждения» хайа тамсилийя - своего рода мусульманский парламент, характеризующийся отсутствием многопартийности, которая оказала столь негативное воздействие на деятельность западноевропейских парламентов. В едином исламском обществе, по мнению Хасана аль-Банны, должна существовать только одна партия: «Необходимо распустить все египетские партии, объединившись в одну, которая трудилась бы в интересах всей мусульманской общины, отдавала свои силы решению внутренних проблем». Такой партией, по мнению Хасана аль-Банны, могла быть только «Ассоциация Братьев-мусульман». Хасан аль-Банна не отвергал в качестве средства борьбы насилие и отстаивал его необходимость для осуществления поставленных целей. Знаменитый девиз «Братьев-мусульман» - «Бог - наш идеал, Пророк - наш вождь.

Политическая и правовая идеология раннего ислама. Суннизм и шиизм

Ислам и исламизм «Исламский фундаментализм» – термин, который описывает идейные течения оппозиционных сил в странах с преобладающим числом приверженцев Ислама.
Кратко о мировых религиях. Ислам Терминология[править / править код]. Первоначально термин "исламизм" использовался просто для обозначения религии ислама, а не идеологии или движения.
Ислам. Основные религиозные направления. Ислам — это религия и универсальный образ жизни мусульман; буквально это слово означает "покорность и подчинение воле Всевышнего". Мусульманство — синоним слова ислам.
Политический Ислам, политическая идеология Ислама, идеи Ислама – портал «Ислам Сегодня» Основой исламского культа являются пять столпов ислама, которые представляют собой пять основных обязанностей каждого мусульманина.
Ислам. Основные религиозные направления. Халифат считается божественным творением, призванным охранять исламскую веру, осуществлять справедливое творение над всем миром => миссия халифата будет завершена.

Наша идеология основывается на Коране и Сунне

Течение исламского фундаментализма нацелено на точное и строгое соблюдение основ мусульманской религии, заложенных в Коране и исламском праве. реферат по теме 'Социально-политическая идеология ислама'. Раздел: Культурология. Ислам прямо призывает вести войну и убивать тех, кто не является мусульманами. Главные идеи, Суть, Принципы и Философия Ислама l КРАТКО.

Часть. 23. Ислам - вероучение, культ, обычаи

Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в 70-е годы XX в. Четвертой обязанностью каждого мусульманина с оговоркой — если у него есть к тому физическая и материальная возможность является хаджж[2] — паломничество в Мекку. Чтобы вникнуть в существо мусульманского паломничества, необходимо иметь представление о местах, где оно проходит. Местом паломничества является Саудовская Аравия — область Хиджаз, где находятся два небольших священных города мусульман — Мекка и Медина. В Мекке находится Кааба со священным «черным камнем» Хаджар аль-асвад , в окрестностях Мекки — холмы Сафа и Мерв, священный колодец Земзем и в долине Арафат — местность Муздалаф. На пути из Мекки в Медину паломники посещают г.

Шариатом определены основные условия и требования к паломнику. Паломник должен быть: неумалишенным и свободным не рабом ; не вынужденным совершать паломничество, когда у него есть неотложные дела или дорога опасна; физически здоровым, чтобы исполнить требования паломничества. Паломник должен иметь: достаточно времени, чтобы исполнить всю церемонию хаджжа; дорожный провиант; верховых животных для поездки в современных условиях средства для приобретения билетов на воздушный, морской и наземный транспорт ; достаточно средств на расходы семьи и людей, содержание которых поручено ему; возможность все устроить так, чтобы после возвращения из хаджжа его хозяйство не пришло в упадок. Для бедного человека паломничество необязательно. Шариат допускает хаджж по найму.

Если мусульманин имеет средства, но здоровье не позволяет ему совершить поездку, он может вместо себя послать в Мекку другого. Паломничество совершается в месяце зуль — хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия. Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником ид аль — адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных по всему мусульманскому миру.

Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах. Пятой обязанностью мусульманина является закят — обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака — добровольные пожертвования и милостыня. Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру джихад. Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли.

В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году ибо четыре месяца считаются «запретными» надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: «О вы, которые уверовали!

Прекрасно сознавая, что достигнуть этой цели силой непросто, часть исламских стран даже выражает согласие на мир с Израилем. Но на определённых условиях. Этот мир должен, по мнению арабов, содержать такие условия, которые сильно снижают обороноспособность страны, чтобы в конечном счёте, при более подходящих обстоятельствах, достигнуть своей цели. Возрождение исламской экстремистской активности началось в 18 веке.

Зачинателем этого движения считается проповедник Ибн Абд ал-Ваххаб от имени которого движение и получило название - ваххабизм. Оно началось призывом к борьбе с идолопоклонством. За ним последовали призывы к борьбе с западной зависимостью. В практической деятельности это движение требует возвращения к первоисточникам мусульманской веры - Корану и Сунне, то есть строжайшему соблюдению обычаев ортодоксального ислама в его агрессивном толковании.

Но на этом оно не останавливается. Неприятие западного образа мыслей часто принимает форму священной войны, выражающейся сейчас в терроризме. Недостаток современных технических средств ведения войны и подготовленных людей для их использования заставляет делать ставку на террористов-смертников шахидов. Террористов воспринимают как героев, которые осуществляют волю Аллаха, вознаграждающего их раем.

В то же время, как наглядно показали арабо-израильские войны и война в Заливе 1991 г. На Ближнем Востоке арабские армии были неоднократно жестоко биты и спасало их от полного разгрома лишь прямое участие отборных частей Советской Армии и угроза крупномасштабной интервенции СССР. Во время войны в заливе американские войска в течение месяца разгромили хорошо вооружённую армию иракского диктатора Саддама Хуссейна. Как отмечали советские военные советники, находившиеся в Египте и Сирии, арабы оказались трусливыми воинами, а руководство слабо подготовленным.

Того же мнения придерживался и командир американцев генерал Шварцкопф. В конце 20-го века в странах мусульманского мира возникли террористические организации, не входящие в государственные структуры, но подчас сильно связанные с ними. Они располагают большим числом вооруженных боевиков, значительными финансами, и даже современными средствами управления. Воздействие этих организаций настолько велико, что они в состоянии облагать данью население и государственные структуры стран ислама.

Кроме того, члены этих организаций связаны финансовой сетью с мировой банковской системой, системой сбыта наркотиков, имеют собственные учебные центры и даже контролируют благотворительные организации. Она возникла как организация сопротивления советской оккупации в Афганистане, а затем значительно расширила свою деятельность. Считается, что они планировали покушение на президента Клинтона, папу Иоанна-Павла 2-го и другие тероперации. Организация возникла в конце 1987 г.

Жёсткой структуры нет. Лидер - шейх Ахмед Ясин. Главной мишенью её деятельности является Израиль. Организация открыто поддерживается правительством Ирана и скрыто частными организациями Саудовской Аравии.

Главной целью её является свержение правительства Египта. На счету организации много крупных терактов включая убийство президента Садата и крупных членов правительства. Ею было организовано неудавшееся покушение на президента Египта Мубарака и убийство многих иностранных туристов. Она зверски убивает как европейцев, так и алжирцев, мужчин, женщин и детей.

Расправилась она недавно и с российскими инженерами контрактниками. На её счету более 100 000 жизней. Проводит деятельность и за границей, главным образом во Франции. Возникла в 70-е годы в Газе.

Имеет и другие сходные по смыслу названия. Состоит из шиитов Ливана. Установлена её связь с многочисленными терактами в Израиле и других странах против американских учреждений. Получает поддержку от Ирана и Сирии.

Ранее входили в Организацию освобождения Палестины Я. Действуют на территории Израиля, Сирии, Ливана. За ними числятся многочисленные теракты. На её счету огромное количество терактов.

Все, что происходит от Бога и доброе, и злое должно приниматься безоговорочно. Ашариты Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов. Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами сторонников свободы воли и джабаритами сторонниками предопределения. Коран сотворен людьми, однако его смысл — творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно.

Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры. Алавиты нусайриты и алевиты кызылбаши Что обозначает название Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов. Когда возникло.

Мотаххари называл это «эклектичной идеологией» — идеоложи-йе эльтегати одним из представителей которой он считал Шариати. Мотаххари считал, что именно исламская идеология, обращающаяся к подлинной природе человека фитра , является общечеловеческой, тогда как все остальные идеологии обслуживает интересы той или иной группы или класса [2]. Взяв на себя задачу систематичного изложения исламского учения в виде идеологии, Мотаххари руководствовался определенными методологическими критериями и выделял следующие особенности идеологии: Идеология базируется на мировоззрении. Если мировоззрение описывает мир таковым, каков он есть, то идеология является представлением о человеке, устанавливающим, каким он должен быть [3]. Универсальная идеология может быть выработана только Богом, который ведает о личном, общественном, мирском и загробном благе человека [4]. Идеология нуждается в философских основаниях, придающих ей связность и логичность, и в вере, которая апеллирует к эмоциям человека и формирует его идеал [5].

Идеология должна приниматься добровольно, а не навязываться что достигается благодаря вере [6]. Идеология должна быть универсальной и не зависеть от обстоятельств места и времени что характерно исключительно для религиозной идеологии, основанной на Божественном откровении, в отличие от идеологий, опирающейся на неустойчивую и неизменчивую «научную» картину мира [7]. Идеология носит неизменный характер и не зависит от интерпретации исламских норм иджтихад , которая эволюционирует исторически [8].

Идеология исламского фундаментализма

калам. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. На данный период времени исламская оппозиция в фундаменталистском обличье существует во всех государствах, где есть приверженцы ислама. Радикальное религиозно-политическое течение в суннитском исламе ханбалитского толка. Идеология Ислама – это великая идеология, которая смогла объединить различные народы в единую нацию. И даже когда в 1924 году посредством западных государств и руками Мустафы.

Особенности Политической Идеологии Основных Направлений Ислама на Арабском Востоке

Шииты также отличаются в своих ритуалах и обрядах, а также в некоторых правовых и теологических вопросах. Различия и конфликты Разделение на суннитов и шиитов породило множество конфликтов и напряженности в исламском мире. Исторические разногласия и политические противоречия между этими двумя группами привели к конфликтам, включая гражданские войны, террористические акты и территориальные споры. Однако, несмотря на различия, сунниты и шииты разделяют общие основы ислама, такие как вера в единого Бога Аллаха , исполнение пяти столпов ислама вероисповедание, молитва, пост, пожертвование и хадж , а также уважение к пророку Мухаммеду.

Ислам в современном мире Ислам является одной из крупнейших религий в мире и имеет значительное влияние на политику, культуру и общество во многих странах. Современный ислам охватывает широкий спектр течений и направлений, от консервативных до либеральных, и его последователи живут в разных частях мира. Ислам также имеет значительное присутствие в Европе, Северной Америке и других частях мира благодаря миграции и конверсии.

В этих регионах мусульманская община сталкивается с вызовами и адаптируется к новым условиям жизни и культурным контекстам. Различные направления ислама Современный ислам включает различные направления и течения, которые могут различаться в своих верованиях, практиках и интерпретации священных текстов. Некоторые из наиболее известных направлений ислама включают суннитов, шиитов, суфизм и другие мистические течения.

Сунниты составляют большинство мусульманской общины и следуют суннитской традиции, основанной на учении пророка Мухаммеда и его сподвижников. Шииты, в свою очередь, считают, что лидерство в исламском сообществе должно принадлежать потомкам пророка Мухаммеда, начиная с его кузена и зятя Али. Суфизм является мистическим течением в исламе, которое акцентирует внутреннюю духовность и поиск близости к Богу через медитацию, контемпляцию и практики самоотречения.

Суфизм имеет свои особые обряды и традиции, которые отличаются от общепринятых практик в других направлениях ислама. Вызовы ислама в современном мире Ислам в современном мире сталкивается с различными вызовами и проблемами. Некоторые из них включают экстремизм, терроризм, исламофобию, социальные и экономические неравенства, а также конфликты между различными направлениями ислама.

Экстремистские группы, такие как Исламское государство ИГ и Аль-Каида, используют ислам в качестве оправдания для своих насильственных действий и террористических актов. Однако, большинство мусульман отвергают их идеологию и осуждают насилие. Исламофобия, или ненависть и предубеждение в отношении ислама и мусульман, также является серьезной проблемой в современном мире.

Она может приводить к дискриминации, насилию и ограничению прав мусульман. Социальные и экономические неравенства также оказывают влияние на мусульманскую общину, особенно в развивающихся странах. Некоторые мусульмане сталкиваются с бедностью, безработицей и ограниченными возможностями для образования и развития.

Роль ислама в современном мире Ислам играет важную роль в современном мире, влияя на политику, культуру и общество. Мусульмане вносят свой вклад в различные области, включая науку, искусство, литературу, философию и экономику. Ислам также оказывает влияние на политические процессы во многих странах, особенно в странах с мусульманским большинством населения.

Мусульманские политические партии и движения играют активную роль в формировании политической агенды и защите интересов мусульманской общины. Кроме того, ислам способствует формированию мусульманской идентичности и укреплению социальных связей внутри общины. Мусульмане собираются в мечетях для молитвы, общения и совместных мероприятий, что способствует укреплению их взаимодействия и солидарности.

В целом, ислам в современном мире является многообразным и динамичным явлением, которое продолжает оказывать влияние на различные аспекты жизни людей во всем мире. Сравнительная таблица ислама и христианства Аспект.

Шамиль Баркуев Идеология Ислама — это великая идеология, которая смогла объединить различные народы в единую нацию. И даже когда в 1924 году посредством западных государств и руками Мустафы Кемаля Ата Тюрка было развалено государство мусульман, исламская умма не канула в небытие, а продолжает идти по пути к возвращению былого величия и славы. Так в чём же заключается такая жизнеспособность Ислама? Ниже мы разберём две основы, существующие в идеологии Ислама, которые помогут нам увидеть идейную и политическую силу нашей религии. Убеждающая идейная сила Ислам опирается на правильное мировоззрение, которое признаёт Бога и считает его Единым. Это мировоззрение удовлетворяет разум человека. Поскольку когда здравомыслящий человек смотрит на мироздание, в котором он обитает, то чувствует свою естественную беспомощность и беспомощность всего мироздания. Это приводит человека к правильной мысли о том, что существует Тот, Кто сотворил и людей, и весь мир нуждающимися, и это — Единый Господь.

Ислам несёт в себе идеи, которые дают каждому его права. Поэтому в Исламе нет дипломатической неприкосновенности или неподсудных людей. Даже халиф мусульман может предстать перед судом и отвечать по закону наравне со всеми, как это произошло с четвёртым праведных халифом Али ибн Абу Талибом да будет доволен им Аллах , когда он находился у власти и поспорил с одним иудеем в вопросе о настоящем владельце щита. Есть много других примеров, когда правители представали перед судом и давали ответ истцам.

Ангел вручил Мухаммеду пергамент, на котором было написано арабской вязью, и велел ему: «Читай! Поскольку Мухаммед не умел ни читать, ни писать, это казалось ему совершенно невозможным. Но на третий раз, когда Гавриил приказал Мухаммеду, он открыл первую главу суру Корана. В этот момент, в 610 году н. В то время ему было 40 лет. В течение следующих 22 лет Коран открывался урывками, по частям, с различными «откровениями», написанными на всем, что было доступно в то время, когда пророк диктовал стихи Корана, например, на белых камнях, лопатках овец, рёбрах, коже, листьях и ветвях пальм.

Рождение Корана Но среди сподвижников Пророка были те, кто запомнил многие из этих отрывков. Это стало важным, когда при халифе Усмане эти откровения стали декламировать те, кто их запомнил. Эти откровения были переведены на бумагу и собраны в то, что сегодня является Кораном. Когда Мухаммед начал провозглашать послание единого Бога, он столкнулся с оппозицией, а его последователи подверглись гонениям. Преследования стали настолько сильными, что он и небольшая община мусульман переселились в сельскохозяйственный оазис под названием Ятриб позже переименованный в Медину, сегодня это город в Саудовской Аравии в 622 году н. Это событие известно как хиджра, или хиджра «эмиграция». Поскольку мусульмане продолжали подвергаться нападениям, последовали оборонительные сражения. Наконец, в 630 году н. Мухаммед триумфально вошёл в Мекку после её капитуляции. Ислам после Мухаммеда После смерти Пророка в 632 году н.

Этот халифат сменялся различными династиями, наиболее известными из которых были династия Омейядов 661-750 гг. Последующий ход ислама был впечатляющим, вплоть до современной эпохи. Но со времён колониального периода, начавшегося в 1798 году с вторжения Наполеона в Египет, мусульманский мир переживает сравнительный упадок.

Сама религия распространена свыше чем в 120 странах. В некоторых странах ее приверженцы составляют всего несколько процентов населения, а в других — их подавляющее большинство. Наряду с христианством ислам стал распространил свое влияние практически на все материки.

Говоря о религиозных течениях, нельзя не вспомнить о том, что из фундаментальных мировых религий является самой молодой. Он возник в 7 столетии в городе Мекка, на западе нынешней Саудовской Аравии. На этой территории в то время существовал зороастризм, разновидность языческих вероисповеданий. Главную роль в зарождении и становлении религии сыграл Пророк Мухаммед с. Когда ему исполнилось 40 лет, он начал называть себя пророком и посланником Аллаха. Новую религию Пророк стал проповедовать, основываясь на догматах: Вера во Всевышнего Алллаха — Единого Всемогущего; Вера в ангелов «малаика» в переводе «вестник» ; Беспрекословный авторитет Священного Корана; Вера в Судный день «киямат» и в конец света; Вера в предопределение всего сущего.

Таким образом, первоначальные идеи ислама были максимально близки к авраамическим религиям. Не случайно многие исследователи указывали, что на его становление серьезное влияние оказало христианство, которое оказалось старше на 600 лет. Несмотря на то, что власти и знатные люди Мекки негативно отнеслись к проповедям Мухаммеда с. И Мекка покорилась Мухаммеду, случилось это в 630 году.

Культ ислама

Ответы : Ислам- это религия или идеология? Исламизм — идеология, компонент массового сознания и политическая практика. Его ключевая проблема — определение мусульманской ниши в мировом развитии, построение оригинальной.
Политический Ислам Источники социальных идей ислама. Основным источником социально-политических идеи ислама является священная книга мусульман — Коран.

Великая идеология Ислама

Сунниты, шииты, алавиты – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят. Что такое Ислам? Основы мусульманской веры, общие принципы ислама. Православие и ислам. Подробнее в статье информационного портала «Правмир». «Ислам – это идеология» " В 1848 году Маркс выпустил свой Коммунистический манифест с известными словами: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма». Новая философская энциклопедия. ислам — -а, м. Одна из наиболее распространенных религий мира, последователями которой являются мусульмане; мусульманство.

Идеология исламского фундаментализма

Поэтому Ислам запрещает изображение Бога, а также людей и животных, которые могут стать идолами для поклонения. Поклонение кому или чему-либо другому - величайший грех. Главные и общие для всех мусульман Святыни находятся в Мекке. Кааба была создана не раннее 13 века н. В ее стены вмурованы каменные обломки прилетевшего железного метеорита, которые и являются предметом поклонения, как небесного посланника самого Аллаха. Каждый мусульманин обязан совершить в течение своей жизни хотя бы одно паломничество Хадж в Мекку.

Другая святыня находится в Медине. По заверениям сторонников Ислама, их привлекает в религии простота и доступность веры. Прежде всего это чистосердечное признание Бога-Аллаха и его пророка Мухаммеда. Достаточно произнести в обществе мусульман: - "Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед - посланник Аллаха". Также людей привлекает высокая мораль и нравственные устои жизни.

Тем более, что ЦЕЛЬ вероучения - сформировать добродетельную личность, здоровую семью, гармоничное общество. Ислам запрещает табак, алкоголь и наркотики, а также внебрачные связи. За них следует суровое наказание. Зато позволяет мужчинам брать в законные жены Четырех женщин. Имеются и многие другие положительные аспекты вероучения, которые отсутствуют в других религиях.

Ислам тесно связан с Российским Православием. Всемирно известный Храм Василия Блаженного, построенный в центре Москвы во времена выделения мусульман из христианства, напоминает исламскую мечеть. В нем нет икон, стены расписаны только растительным орнаментом. Ведь исламская религия запрещает рисовать животных и лица людей. Когда в 1812 году Наполеон побывал в храме Василия Блаженного, он так и назвал его мечетью.

На старых христианских храмах Кресты создавались с символами Ислама - Полумесяц внизу и Звезды на концах и в центре Креста. Двуглавый Орел перешел к нам из Великой Монгольской Империи. И религия у них была одна - Христианская. С расколом Христианства, раскололась и Великая Империя - Тартария. Ислам разделен на 2 главных течения.

Они составляют остальную часть верующих. К остальной части относятся также совсем малочисленные ветви Ислама. Ислам возник после иудаизма и христианства.

Global и Министерство по делам Шариата. Одновременно с этим Мустафа Кемаль активно навязывал населению западные ценности, которые постепенно вытесняли из сознания турок исламские воззрения. Основные положения либерального ислама Исламские либералы ставят под сомнение обязательность соблюдения некоторых исламских канонов. Причина тому — в укладе жизни демократического общества, который, по их мнению, не позволяет мусульманам в полной мере придерживаться всех шариатских предписаний. Ярчайшим примером служит вопрос обязательности ношения хиджаба женщинами-мусульманками. Представители современного ислама утверждают, что ношение традиционного хиджаба, прикрывающего всё тело за исключением овала лица и кистей рук, может быть не обязательным в ряде случаев. Например, в местностях, где мусульмане составляют меньшинство, а доминирует западная или иная другая культура.

Как считают «современные» мусульмане, в либеральном обществе мусульманкам не следует носить традиционный хиджаб, так как в таком одеянии женщины выделяются из толпы и тем самым притягивают к себе лишние взгляды. Хотя основное предназначение хиджаба прямо противоположное — подчеркнуть скромность девушки. В таких ситуациях, как правило, мусульманское одеяние заменяют косынкой или платком, который покрывает не всю, а большую часть головы, оставляя открытыми передние волосы. Кроме того, представители либерального ислама выступают за установление демократических режимов и всеобщее распространение западной культуры в арабских странах. Также они считают, что совершение намаза дозволено не в строго определённые часы, как того требуют традиционалисты, а в любое удобное для человека время.

Основные формы деятельности: исламистская пропаганда, активная вербовка сторонников в мечетях, вооружённый джихад, не ограниченный территориальными рамками, устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путём воссоздания "Великого исламского халифата" первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. В Казахстане Имеет своих приверженцев во многих странах мира: в Египте, Тунисе, Ливии, Сирии и других арабских странах. В Египте после свержения президента Мухамеда Мурси в 2013 году, представлявшего интересы организации, десятки тысяч его сторонников начали протестное движение, к которому присоединились и другие граждане. Были атакованы полицейские участки, на юге Египта сожжены дотла несколько коптских христианских церквей. В Сирии братья-мусульмане и другие фундаменталисты ещё с середины 1970-х годов активизировали антиправительственную пропаганду и вооружённую борьбу, стремясь к утверждению исламского порядка и созданию объединения исламских государств. Восстание 1982 года в Хаме на западе Сирии стало апогеем борьбы Братьев-мусульман. Оно было подавлено, но более 25 тысяч человек были убиты во время вооружённых столкновений. Во время восстания была разрушена Великая Мечеть, позднее она была реконструирована. В 2000 году организацией заинтересовались российские спецслужбы. В Казахстане группировка базировалась в Шымкенте, используя в качестве прикрытия кувейтскую неправительственную благотворительную организацию "Общество социальных реформ" также запрещена в Казахстане. Название в переводе с арабского означает "обвинение в неверии такфир и переселение хиджра ", что отражает основные принципы организации — неприятие современного "неверного" общества и повторение исхода мусульман под руководством Мухаммеда из языческой Мекки в Медину. Такфиризм — это радикальная исламистская идеология египетского происхождения, основой которой является обвинение в неверии куфр мусульман.

То, чего нет в священной книге мусульман, — недозволенные новшества, которые должны быть изгнаны из религии, как считают фундаменталисты. Арабаджян, утверждает, что «исламский фундаментализм» не возможно рассматривать как политическую идеологию, так как концепция «исламского государства» - основа «политического ислама» вводит государство в экономическую и политическую стагнацию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий