Республика Калмыкия. 10 февраля 2024 года. 21 февраля 2023 года. 3 марта 2022 года. Цаган Сар. (дата устанавливается ежегодно). Закон Республики Калмыкия от 13.10.2004 N 156-III-З.
Как подготовиться к празднованию цаган сара в Калмыкии
- Новостная лента
- В Центре развития одарённых детей встретили Цаган Сар
- Приютненский комплексный центр социального обслуживания населения
- Калмыцкий Цаган Сар отметят 10 февраля в «Старой Сарепте» Волгограда
- Сагаалган 2024: празднование Нового Года в российских регионах
В Калмыкии 10 февраля в Цаган Сар пройдут бои подушками
Лунный диск в центре волос и солнечный диск в пупке - это подарок от бога Вишну, а другие украшения являются подарками от других богов. Дикий мул запряжен в упряжь из ядовитых змей. Спереди у мула свисает пара кубиков для гадания, которые богиня использует, чтобы определить хорошие или плохие события ждут человека, а так же череп и черный мешок, заполненный болезнями. Из сострадания она проглатывает все земные болезни, собирая их в свой мешок, или выпускает их из мешка, чтобы уничтожить врагов Дхармы. На крупе мула висит клубок волшебных нитей, сделанный из скрученного в шар оружия. Здесь же находиться глаз, который появился, когда Лхамо вытащила копье, которое бросил в нее муж, король людоедов, когда она покидала Цейлон. Обычно рядом с Окон Тенгр в качестве свиты изображают четырёх махарадж - богинь времён года, которые сторожат четыре стороны света. Над ее головой изображается белая богиня Сарасвати, которая держит в руках пиванг - струнный музыкальный инструмент, напоминающий лютню. Божества, сопровождающие Лхамо, это Крокодило-головая Дакини, ведущая мула, и Львино-головая Дакини позади неё. Во многих монастырях изображение Окон Тенгр держат в углу за занавесом.
Демоны болезней, демоны кладбищ и плотоядные демоны подчинены её воле, поэтому её имя без надобности стараются не упоминать. Легенда гласит… … что Окон Тенгр, всячески благоволившая буддизму, была женою царя Ланки или царя мангусов , варвара по имени Шиндже, который был против распространения Учения Будды. И царь, и царица рассчитывали на поддержку своего сына, однако царевич был больше привязан к отцу. Когда Палден Лхамо узнала, что Шиндже убеждает сына помочь ему навсегда покончить с буддизмом на Ланке, она поклялась положить предел бесчинствам мужа и истребить его род. В отсутствие супруга она убила своего сына, выпила его кровь и съела его мясо. Затем, взяв лучшего царского коня, она поскакала на север. Царь, узнав о совершенном ею, помчался следом. Догоняя ее, он произнес страшное проклятие и пустил стрелу в свою супругу. Стрела вонзилась в круп коня.
Царица, противодействуя заклятию, выдернула стрелу и воскликнула: «Да станет рана моего коня глазом, таким большим, чтобы увидеть двадцать четыре страны, и да смогу я своими силами истребить этот род злых царей Ланки! На его берегу совершаются ритуалы, а высокие ламы получают указания относительно нового рождения Далай-лам и Панчен-лам. Стоит отметить, что в научных работах калмыцких ученых в частности, Дорджи Басаева говорится, по крайней мере, о пяти версиях пересказа легенды об Окон Тенгр, с деяниями которой связано происхождение Цаган сара. Отметим также, что в первый день первого весеннего месяца Бурхн Бакшин Будда Шакьямуни вступил в диспут с шестью неверными учителями. Этот диспут продолжался в течение пятнадцати дней. Бурхн Бакшин победил иноверцев, и те признали его учение. Некоторые связывают установление даты Цаган сара с этой победой. А вот у калмыков, живущих в Синьцзяне КНР , сохранилась старая обрядность: они до сих отмечают Цаган cap как Новый год. Укреплению новогоднего характера весеннего торжества способствовало, видимо, то, что у китайцев традиционный Новый год справляется в то же самое время.
К празднику готовились самым тщательным образом. Приобретали новые одежды, приводили в порядок старые. Убирали и украшали кибитку. Заготавливали продукты, пекли боорцоги, обладавшие большой смысловой значимостью. Так, боорцоги "хуц", вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву ее изображением. Боорцоги "мошкмр" — крученые, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие "хорха" буквальный перевод: насекомые. Борцоки "джола", изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. А, поднося борцок "шошхр", выражали пожелание жить единой семьей, а также иметь защиту от врагов. Его ставили в вершине "Дееджи боорцг".
Боорцоги в виде солнца — "целвг" — цельная лепешка с защипами по краям, готовили в первую очередь и неизменно ставили в качестве дееджи. Помещали в этот набор и все остальные вышеперечисленные боорцоги. Например, боорцг целвг округлой формы служил символом солнца, а солнцу отводилось значительное место в ходе этого праздника. Другим боорцогам придавали вид животных, птиц или их внутренних органов : хуц - баран, шовун - птица... Боорцоги, по форме напоминающие кишки разных животных, - джола, мошкмр, кит. В зависимости от смыслового содержания вкладываемого в боорцоги, менялся социально-возрастной адресат тех, кому они предназначались. Так, целвг и кит преподносили только пожилым, уважаемым людям, тоhш, хорха-боорцг отдавали детям и т. Самый главный и важный первый день праздника определялся по лунному календарю. Он приходился на первый день третьего месяца по калмыцкому летоисчислению.
Накануне этого дня во всех ламаистских храмах начинались богослужения в честь догшитов. В центре хурула помещалась икона дарцг с изображением Окон-Тенгри. Служба велась в течение всей ночи, и как только наступал рассвет, с первыми лучами солнца, якобы освобожденного богиней, её икону выносили из храма и под звуки ламаистского оркестра её торжественным шествием обносили вокруг здания. Возвращение её на свое место в храм символизировало появление богини среди людей. Затем наступало время вкушения ритуальной пищи, предназначенной для Окон-Тенгри, и с этого момента начиналось всенародное празднование. Одним из очень интересных и важных ритуалов являлось традиционное приветствие, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека. Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год , аргументируя тем, что они уже поздоровались во время Цаhан Cap.
Давайте снова прибегнем к запискам тех учёных, которые вели этнографические наблюдения в калмыцкой степи. Тот же Житецкий пишет: "Цаган Сара бывает ранней весной, в первых числах марта и есть, собственно, праздник весны, после которого калмыки бросают зимние кочёвки и начинают весенние, самые веселые, перекочевки при достатке кормов, обилии молока и арьк". Следовательно, если тогда Цаган Сар был в марте, Зул должен был выпадать на конец декабря; промежуток между Зул и Цаган Сар обычно составляет 65 дней.
И, действительно, в той же книге Житецкий при описании праздника Зул пишет: "И, наконец, зимой 25-го декабря бывает праздник Шин Жил или Зула Новый год ". Таким образом, если ученые, тогда путешествовавшие по калмыцкой степи, отметили данные о праздновании Зул в конце декабря и Цаган Сара в начале марта; значит, это бывало. Конечно, это не говорит о том, что у калмыков эти праздники отмечались только в это время. Об этом речь не идет. Это говорит лишь о том, что такое бывает. Хотя в Монгольской астрологической традиции - нет. Также, если брать во внимание время, когда была написана книга Житецкого, следует отметить, что в то время Россия жила по Юлианскому календарю. Но это лишь наоборот подтверждает, что в конце декабря бывает Зул, потому что Юлианский календарь отстаёт от Григорианского на 13 дней. Поэтому как бы то ни было, допустим, указанная дата Житецким в книге 25 декабря по любому календарю свидетельствует о том, что Зул в конце декабря может быть. Ну и, следовательно, Цаган Сар может выпадать на март.
Чего не бывает, повторю, в монгольской традиции. Возьмём, к примеру, другого ученого, Пармена Смирнова, который в своей книге "Путевые записки по калмыцким степям Астраханской губернии" также пишет про Цаган Сар: "Этот праздник, особенно чтимый кочевниками, почти всегда бывает в те числа, когда у нас сырная неделя.
В связи с чем выходной будет перенесен на понедельник, 12 февраля.
Поскольку этот праздник очень древний, изначально его отмечали монголы осенью, когда заканчивался сбор урожая. Но после покорения китайских территорий в XIII веке хан Хубилай перенес Новый год на весну, которая начиналась во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Эта традиция сохранилась и по сей день.
Праздник Белого месяца отмечают по лунному календарю в период между серединой января и окончанием февраля, в зависимости от дня, когда на небо восходит новая луна. История праздника Однозначно можно сказать, что главным событием, которое отмечалось восточными народами в белый месяц, было начало весны. Люди прощались с зимой, старым годом, начинали новую страницу в своей жизни.
Вместе с природой вступали в новый сезон. По свидетельствам путешественника Марко Поло, присутствовавшего на праздновании Сагаалгана во времена хана Хубилая, в XIII веке все действо сводилось к ношению белых одежд, подаче белой пищи и подношению белых даров великому правителю. Для гостей было организовано пиршество с большим размахом.
И хотя хан исповедовал буддизм, никаких отсылок к ритуалам, относящимся к этой конфессии, описано не было. Главная религиозная традиция празднования весны — Великий молитвенный фестиваль Монлам — зародилась в Тибете только в XV веке. Неизвестно, когда точно этот обряд перешел к другим народам, отмечающим Сагаалган.
Но в конце концов, именно эта религия сохранила «белый месяц» до наших дней, несмотря на разделение стран, культур и народов. Например, калмыки, покинувшие восточный регион, унесли религиозные традиции на юг России и сохраняют их там по сей день. Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы Традиции и обычаи Сагаалгана Примечательно, что Сагаалган смешал в себе сразу несколько восточных традиций, культур и религий.
Потому многие ритуалы имеют разные смыслы. Например, название «белый месяц» у монголов подразумевало отсылку к периоду, когда во время сбора урожая делались кисломолочные заготовки. А в буддизме этот цвет подразумевал очищение от всего старого, начало нового, чистого пути.
Бурятская культура наложила свой отпечаток на лунный Новый год, дополнив обряды своими смыслами. Обряд очищения Дугжууба — важная традиция, которой придерживаются буряты. Перед началом действа человек обтирается тканью или тестом: протирая лоб, он убирает дурные мысли, рот — очищается от плохих слов, грудь — чистит сознание, ладони — избавляется от нехороших поступков.
Вытираются и больные места — для оздоровления. Далее лоскут относят в буддийский храм дацан и кидают в костер.
В этот день проводятся традиционные обряды и ритуалы, чтобы почтить память предков и отметить важность семьи и родословной. Все эти праздники являются важной частью калмыцкой культуры и традиций. Они позволяют жителям Калмыкии и гостям страны испытать аутентичные обычаи и насладиться уникальной атмосферой этих праздников.
В 2024 году в Калмыкии точно будет нескучно! Он отмечается каждый год 15 июля. В этот день проходят различные мероприятия, посвященные истории и культуре Калмыкии. Традиционно проводятся концерты, выставки, ярмарки, фольклорные праздники. Также на этот день приходят туристы со всей России, чтобы узнать больше о культурном наследии Калмыкии.
Этот праздник празднуется в культуре калмыцкого народа с древних времен и связан с началом весны. Цаган Сар приходится на период между февралем и мараем по григорианскому календарю и празднуется в течение нескольких дней. В этот праздник калмыки наряжаются в национальные наряды, приготавливают вкусные блюда и проводят традиционные обряды. Еще одним праздником, который отмечается в Калмыкии, является Народный калмыцкий праздник «Зул».
ВИДЕОУРОК Калмыцкого языка - Калмыцкий праздник Цаган Сар
Цаган Сар – праздник весны | Цаган Сар (Сагаалган) (дата устанавливается ежегодно) В 2024 году 10 февраля В 2023 году 23 февраля. |
В Калмыкии 10 февраля в Цаган Сар пройдут бои подушками | Выходные и праздничные дни 2024 с переносами. Цагаан Сарын ерөөл. Таинственная Калмыкия» Благопожелания на Цаган Сар на калмыцком языке. Глава Калмыкии объявил 10 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар. |
Белый месяц. Стало известно, когда будут праздновать Сагаалган 2024 | Приглашаем вас на праздничное мероприятие, посвященное калмыцкому национальному празднику «Цаган Сар» и году семьи «Ирцхәтн мана герүр – Заходите в наш дом». |
Калмыкия отметит Цаган Сар на выставке-форуме «Россия»
Национальный праздник Цаган Сар всегда считают символом наступления весны и пробуждения природы. Его название переводится как «белый счастливый месяц». С белым цветом у калмыков ассоциируется все чистое, светлое и доброе. Благопожелания обучающихся Ульдючинской гимназии с национальным калмыцким праздником Цаган Сар. 13 октября 2004 года № 156-III-З «О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия», в целях дальнейшего развития национально-культурных традиций калмыцкого народа постановляю: объявить 10 февраля 2024 года Днем национального праздника «Цаган Сар». Старший администратор Центрального Хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Йонтен-гелюнг дает разъяснения по дате празднования Цаган Сар в этом году. В Монголии Цаган Сар или в Бурятии Сагаалган отмечали 2-го февраля. Наконец, наступает первый день весны — первый день месяца Цаган Сар. Утром этого дня мать варит калмыцкий чай, который в этот день должен быть особенно ароматным и вкусным, поэтому молока, масла, мускатного ореха кладут сполна, не жалея.
Калмыкия отметит Цаган Сар на выставке-форуме «Россия»
Желаю всегда сытного обеда, крепкой семьи, верных друзей, плодотворных дней. Пусть Шри-Дэви никогда не откажет в помощи, пусть конь ветра удачи несёт тебя прямо к успеху. Всех благ и достатка! Поздравляю, поздравляю и от души в Сагаалган хочу пожелать откупиться от старых обид и тревог, стать на новый светлый путь к успеху и благополучию, зажечь новую звезду своей мечты, впустить в свой дом большое счастье, а для семьи подарить мир радости и любви. С праздником Сагаалган.
Использование материалов, опубликованных на сайте mk-kalm. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-kalm. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
При шестидневке суббота становится дополнительным выходным днём, а при пятидневке выходной переносится на понедельник 12 февраля 2024 года.
При совпадении праздника с основным оплачиваемым отпуском, отпуск продлевается на 1 день. Канун Белого праздника пятница 9 февраля 2024 - сокращенный рабочий день. Также ранее мы писали о всех федеральных и региональных нерабочих праздничных днях:.
Также Новый год по лунному календарю отмечают в Республике Тыва, где событие носит название Шагаа 2024 Тувинский новый год , и в Калмыкии, где праздник называется Цаган Сар.
Дата торжества подвижна относительно григорианского календаря. Каждый год ее высчитывают по астрономическим таблицам. В 2024 году Сагаалган отмечается 10 февраля 2024 г. В перечисленных выше регионах числа празднования устанавливаются региональными нормативными актами.
Цаган Сар в Калмыкии по Луне считают, история
Праздник весны Цаган Сар, который в 2024 году будут отмечать 10 февраля, объявлен в Калмыкии выходным днем. Одним из самых важных событий в буддийском календаре Калмыкии в 2024 году будет праздник Цаган Сар, который также называется «Белый месяц». Цаган Сар — Белый месяц Объявление о Цаган Саре, 5.03.2011 г. Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста, Калмыкия Тип Народный праздник-торжество Значение проводы старого года. Один из самых знаменитых праздников, отмечаемых в Калмыкии, это Цаган сар – празднование наступления нового года по лунному календарю. Главный атрибут Цаган Сара — разнообразие блюд, поскольку для их готовки освобождается от повседневной работы время. В древности калмыки, как и монголы, были кочевниками и одна из примет калмыцкого Цаган Сара — это перемена стоянки на седьмой день.
Цаган сар 2024 калмыкия
Калмыцкий праздник Цаган Сар (переводится как «Белый месяц») согласно религиозной традиции калмыков отмечается в первый лунный день первого месяца по буддийскому лунному календарю и знаменует собой приход весны. В Калмыкии 10 февраля отметят Цаган Сар. Также запланированы праздничный концерт и чаепитие с борцоками. чай для сайгачонка. Один из самых знаменитых праздников, отмечаемых в Калмыкии, это Цаган сар – празднование наступления нового года по лунному календарю. 13 октября 2004 года № 156-III-З «О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия», в целях дальнейшего развития национально-культурных традиций калмыцкого народа постановляю: объявить 10 февраля 2024 года Днем национального праздника «Цаган Сар». Один из наиболее заметных и долгожданных праздников в калмыцком календаре — это Цаган Сар, встреча Нового года по лунному календарю. Этот праздник символизирует начало весны и возрождение природы. В 2024 году Цаган Сар будет отмечаться 12 февраля.
Какого числа Сагаалган в 2024 году
- Элистинцев приглашают на празднование Цаган Сар!
- Курсы валюты:
- Калмыцкий календарь 2024 года: праздники и выходные дни
- Какого числа Сагаалган в 2024 году
- Сообщить об ошибке