Манифест 18 февраля 1905

Высочайшій Манифестъ о призывѣ властей и населенія къ содѣйствію Самодержавной Власти въ одолѣніи врага внѣшняго, въ искорененіи крамолы и въ противодѣйствіи смутѣ внутренней (1905 г., Февраля 18).

Революционное движение. Манифест 17 октября 1905 г.

21 марта Совет министров, собравшись под предводительством Сольского, не без строгости осудил указ от 18 февраля 1905. Манифесты и указы 1905—1906 гг. Революционная волна заставила и царя пойти на уступки. 18 февраля 1905 г. был опубликован царский Манифест, объявивший о намерении создать законосовещательную Государственную думу. В статье исследуется изменение правового статуса российского императора после издания 17 октября 1905 г. Манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка".

Вы точно человек?

В результате принятия манифеста Государственной Думой были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией. Либеральная общественность встретила манифест с огромным ликованием и радостью. Многие либералы, тяготеющие к правому крылу, считали цель революции достигнутой. Однако восторженный энтузиазм в либеральной среде разделяли далеко не все. Один из известнейших деятелей П. Милюков находился в момент опубликования Манифеста в Москве. Здесь, в Литературном кружке, по получении известия о Манифесте, восторженные посетители подняли его на руки, принесли в центр ресторанной залы, поставили на стол, дали в руки бокал шампанского и заставили произнести речь.

И будущий бессменный глава кадетской партии сказал то, чего от него никто не ожидал: «Ничто не изменилось, война продолжается». Завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии. Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его. Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч. Модернизация государственных и правовых институтов в период правления Александра II: основные направления реформ.

Важно Правление Александра II стало периодом, который часто называют «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. В отличие от отца, его готовили к управлению государством. Император получил хорошее образование, а его учителями были В. Жуковский, М. Сперанский, Е. Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями.

Александр II стал императором в 36 лет, с вполне сложившейся системой взглядов и имея опыт государственной деятельности. Вступив на престол, император вынужден был пойти по пути реформ. Предпосылки реформ Предпосылками реформ стала постоянная угроза крестьянских бунтов, политический и экономический кризис. Поражение в Крымской войне не только снизило до предела международный авторитет России, но и показало необходимость реформ в финансовой, военной, медицинской, образовательной сферах. Еще одной предпосылкой стало недовольство общества полицейским николаевским режимом и постоянная угроза социальных выступлений. В стране сложилась благоприятная для реформ ситуация — императора поддержали сторонники реформ П.

Валуев, великий князь Константин Николаевич, Д. Милютин и др. Поэтому в 1856 г. Александр II выступил перед московским дворянством со знаменитой речью, в которой заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Отмена крепостного права Важнейшим событием правления Александра II , за которое он получил имя «Освободитель», стала реформа 1861 г. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г.

Уже к ноябрю был составлен рескрипт, объявлявший о начале отмены крепостного права и предписывавший создать в каждой губернии дворянские комитеты для разработки предложений. Это послужило началом широких обсуждений крестьянского вопроса в печати. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, который начал рассматривать составленные губернскими дворянскими комитетами проекты. В ходе обсуждений был разработан проект, по которому крестьянам предоставляется свобода, но без наделения землей. Совет Это вызвало активизацию крестьянского движения в 1858 г.

Правительство решило пересмотреть проект освобождения крестьян и провести реформу более радикально. С целью переработки проекта в феврале 1859 г. К осени 1859 г. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которому крестьяне освобождались от личной зависимости. Крестьянская реформа состояла из нескольких частей: отменялась собственность помещиков на крестьян, которые теперь могли уходить на заработки в город или наниматься к помещику на работу. XIX в.

Реформа финансов. В 1860 г. В 1862 г. Для контроля над средствами в 1864 г. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность по первичным документам, а не итоговые отчеты, как прежде. Прямые налоги частично заменялись косвенными.

Реформа местного самоуправления земская реформа. Внутри земства существовал распорядительный и исполнительный секторы. Распорядительные органы — «собрания гласных» депутатов — занимались хозяйственными вопросами и собирались один раз в год. Исполнительные органы — «земские управы» — занимались исполнением решении распорядительного сектора. Обратите внимание Выборы в земские распорядительные органы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия — депутаты от землевладельцев — состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс.

Вторая курия — депутаты от городов — объединяла собственников промышленных и торговых заведений годовой оборот не менее 6 тыс. Выборы по третьей курии депутаты от крестьян -бесцензовые, но многоступенчатые. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания должен был быть предводитель дворянства. В конце 70-х гг. Городскую реформу начали разрабатывать в 1861 г.

Ее проект, представленный в 1864 г. Функции городского управления заключались в заботе о благоустройстве города, попечительстве торговли, устройстве больниц, школ и городском налогообложении.

В Комитете Министров, куда приглашен был и Санкт-Петербургский митрополит Антоний, обсуждался вопрос о расширении свободы религиозной совести для иноверцев и сектантов. Мнение иерарха было безусловно в пользу полной свободы. Когда вопрос был исчерпан, председатель статс-секретарь С. Витте заявил, что неизбежным логическим последствием освобождения в России иноверия должно быть и снятие уз государственного ограничения с господствующей православной Церкви — иначе она может оказаться в худшем, чем иноверие, положении, со связанными руками перед лицом свободных воинствующих противников. Так было положено начало великому делу церковной реформы. Митрополиту Антонию было предложено высказаться о необходимых изменениях в положении русской Церкви, что и было сделано им в краткой записке.

Для самого С. Витте была написана обстоятельная записка с научно-мотивированным указанием главных пунктов желательной церковной реформы. Записка возбудила скепсис и возражения со стороны синодального обер-прокурора, но слабые и ненаучные возражения последнего снова были с успехом опровергнуты С. Тогда обер-прокурор настоял перед высшей властью, чтобы дело церковной реформы, ускользавшее из-под его влияния, было передано исключительно в ведение Св. Синод в заседаниях 15, 18 и 22 числа, при участии лишь товарища обер-прокурора, всецело ставшего на точку зрения иерархов, выработал и затем поверг на Высочайшее благовоззрение доклад об автономном управлении русской Церковью собором епископов под главенством патриарха и о необходимости для введения такого устройства Церкви собрания в Москве в благопотребное время поместного собора. В это время слухи о подготовляемой реформе проникли в печать и вызвали целую «тучу» противников. Реакционеры из «Московских Ведомостей», «Русского Дела», «Гражданина» и «Зари», еще не изжившие свежей боли от огорчившего их рескрипта 18 февраля, инстинктивно враждебные всяким освободительным реформам, тут с ужасом увидели, что в числе «бунтовщиков», просящих себе «свобод», оказались вдруг сами «образы кротости» — наши иерархи. Это их вывело из терпения, и они подняли шумную тревогу, называя проект реформы церковным переворотом, революцией, тайным заговором, делом корыстным и нечистым, задуманным в интересах личного честолюбия и требуя его отсрочки до окончания войны.

В этой бестолковой полемике прозвучала одна серьезная и полезная мысль, хорошо выраженная М. По его словам, реформа Церкви требует отсрочки потому, что Синод некомпетентен для ее проведения, что нужно провести ее духовными силами всей Церкви, путем последовательного соборного обсуждения. Как бы то ни было, полемика произвела впечатление, совпадавшее с видами синодального обер-прокурора, и на докладе Синода была положена 31 марта известная Высочайшая резолюция, отодвигавшая дело преобразования строя церковного в неопределенное будущее. В связи с таким исходом дела стоит увольнение товарища обер-прокурора Саблера и назначение на его место кн. Ширинского- Шихматова. Епархиальные комиссии собирались и, кажется, уже закончили свою деятельность. Крупным фактом, изменяющим судьбу и масштаб всего дела о церковной реформе, без сомнения, явился конституционный манифест 17 октября. После этого К.

Победоносцев , как крайний монархист и охранитель, должен был подать в отставку, и на его место 20 октября назначен кн. Оболенский, человек более широких современных воззрений и с тенденциями к реформе Церкви в духе В.

На сторону восставшего народа переходили воинские части. Летом 1905 года на сторону революции перешел эскадренный миноносец «Князь Потемкин Таврический». Осенью того же года отказалась подчиняться командованию часть Черноморского военно-морского флота корабли «Очаков», «Св. Пантелеймон» и др. Лидером восставших моряков стал лейтенант Петр Шмидт. Апогей революции пришелся на октябрь 1905 года.

Эти мероприятия были закреплены царским Манифестом «О неизменности общинного землевладения» в 1903 г. Такая политика не устраивала крестьян, поскольку не решила ни одну из насущных проблем. Перемены в аграрном законодательстве на протяжении 1890-х гг. Из общины выделялись единицы.

Переселенческое управление, созданное в 1896 г. Неурожаи начала XX века только усилили напряжение, царившее в деревне. Результатом стало нарастание крестьянских выступлений в 1903-1904 гг. Основными проблемами, подлежащими немедленному решению, стали вопрос о существовании крестьянской поземельной общины, ликвидации чересполосицы и крестьянского малоземелья, а также вопрос о социальном положении крестьян.

Ухудшение положения пролетариата «Рабочий вопрос» - в классическом понимании — конфликт пролетариата и буржуазии, вызванный различными экономическими требованиями со стороны рабочего класса в сфере улучшения своего социально-экономического положения. В России рабочий вопрос стоял с особенной остротой, поскольку осложнялся особой правительственной политикой, направленной на государственное регулирование отношений рабочих и предпринимателей. Буржуазные реформы 1860-70-х гг. Это было следствием того, что в стране еще только происходило становление капиталистических отношений, не завершилось формирование основных капиталистических классов.

Правительство также вплоть до начала XX века отказывалось признавать существование в России «особенного класса рабочих» и уж тем более «рабочего вопроса» в западноевропейском его понимании. Эта точка зрения нашла свое обоснование еще в 80-е гг. XIX века в статьях М. Каткова на страницах московских ведомостей, и с этой поры стала неотъемлемой частью общеполитической доктрины.

Однако масштабные забастовки 1880-х гг. Положение усугубляли различные точки зрения руководителей Министерства финансов и Министерства внутренних дел на правительственную линию в деле разрешения «рабочего вопроса». К концу 1890-х гг. Витте отходит от идеи попечительской политики правительства как части правительственной доктрины, построенной на принципе особой, самобытной эволюции России.

При непосредственном участии Витте разработаны и приняты законы: о регулировании рабочего дня июнь 1897 г, по нему максимальная продолжительность рабочего дня составила — 11,5 часов , о выплате вознаграждения рабочим по несчастным случаям июнь 1903 г. Также вводится институт фабричных старост, в компетенцию которых входило участие в разбирательстве трудовых конфликтов. Одновременно активизировалась политика, направленная на усиление религиозно-монархических настроений среди рабочей среды. В министерстве финансов даже думать не хотели о создании профсоюзов или иных рабочих объединений.

В министерстве внутренних дел наоборот, затевают рискованный эксперимент по созданию подконтрольных правительству рабочих организаций. Стихийная тяга рабочих к объединению, все более широкий отклик на деятельность революционеров, и, наконец, учащавшиеся открытые политические выступления вынудили власти перейти к новой тактике: «полицейскому социализму». Суть этой политики, проводившейся и в ряде стран Западной Европы в 1890-е гг. Инициатором русского «полицейского социализма» стал начальник Московского охранного отделения С.

Идея Зубатова состояла в том, чтобы заставить правительство обратить внимание на «рабочий вопрос» и положение рабочего класса. Он не поддерживал предложение министра внутренних дел Д. Сипягина «превратить фабрики в казармы» и тем самым навести порядок. Требовалось стать во главе рабочего движения и так определять его формы, характер и направленность.

Однако на деле реализация зубатовского плана натолкнулась на активное сопротивление предпринимателей, не желавших подчиняться требованиям никаких рабочих объединений, даже подконтрольных правительству. Новый министр внутренних дел В. Плеве, занимавший этот пост в 1902-1904 гг. В качестве исключения позволили деятельность «Общества фабрично-заводских рабочих» священника Г.

Гапона, имевшего минимальную зависимость от властей и являвшегося примером скорее «христианского» а не «полицейского» социализма. В итоге для властей в их борьбе с рабочим движением оказались более привычными традиционные репрессивные меры. В 1899 г. Все чаще для подавления рабочих выступлений вызывались строевые части и казаки.

В мае 1899 г. Попытки режима таким образом затормозить естественный ход развития новых начал в экономике и обществе не привели к существенным результатам. Власти не видели в нарастании рабочих выступлений готовящегося взрыва. Даже в канун революции, обращая внимание на изменения, происходящие в рабочей среде, правящие круги не рассчитывали на тот «обвал», который мог подорвать сложившиеся устои.

В 1901 г. Святополк-Мирский писал о питерских рабочих, что «в последние три-четыре года из добродушного русского парня выработался тип полуграмотного интеллигента, почитающего своим долгом отрицать религию… пренебрегать законом, не повиноваться власти и глумиться над ней». В то же время он отмечал, что «бунтарей на фабриках немного», и справиться с ними будет не сложно. В результате к началу XX века «рабочий вопрос» в России нисколько не потерял своей остроты: не было принято закона о страховании рабочих, продолжительность рабочего дня также была сокращена лишь до 11,5 часов, запрещена была деятельность профсоюзов.

Самое главное, после провала зубатовской инициативы в правительстве не сложилось сколь-нибудь приемлемой программы устройства рабочего законодательства, а вооруженное подавление рабочих выступлений грозило обернуться массовым неповиновением. Заметное влияние на обострение ситуации оказал экономический кризис 1900-1903 гг. Решающим ударом, той «последней каплей» стал расстрел рабочей манифестации, организованной «Обществом фабрично-заводских рабочих» 9 января 1905 г. Кризис в отношениях центра и провинции Национальный вопрос — одно из основных социально-политических противоречий в Российской Империи в начале XX века.

Начало революции. Революция весной — летом 1905г.

Вопрос о том, каким образом он добился таких результатов, кем был рукоположен и поставлен на приход, подвисал в воздухе, хотя, как признавалась та же газета: «Роль Гапона не для кого уже не была тайной давно». Пока светские и церковные власти стремились уйти от вопроса «Кто виноват? Он был сторонником того, чтобы император лично вмешался в рабочий вопрос и продемонстрировал рабочим, что он защищает их интересы. Начался отбор кандидатов в члены рабочей делегации. Сами рабочие никакого интереса к выборам своих «представителей» не проявили и они были назначены фабричной инспекцией под контролем полиции.

Шипов, Дмитрий Николаевич 14 мая 1851 — 14 января 1920 — русский политический деятель, один из лидеров земского движения конца XIX — начала XX веков 19 января 1 февраля Николай II принял в Царском Селе делегацию рабочих и «осчастливил» ее «милостивыми словами». Сам император упомянул о случившемся следующими словами: «…Принял депутацию рабочих от больших фабрик и заводов Петербурга, которым сказал несколько слов по поводу последних беспорядков». Смысл этих слов сводился к призывам прекратить бунты, выйти на работу, не предъявлять недопустимых требований. Среди прочего было обещано: «В попечениях Моих о рабочих людях озабочусь, чтобы все возможное к улучшению быта их было сделано и чтобы обеспечить им впредь законные пути для выяснения назревших их нужд.

Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их». Представители народа ничего не говорили, но с каждым из них пообщался император, который задавал вопросы по стандартной для себя схеме — имя, откуда приехал, чем занимался до поступления на завод, каково семейное положение. Членов делегации после такого приема ждало угощение и распечатанная речь Николая II. После этого их отправили на специальном поезде в Петербург.

Подцензурная печать, по мнению министра финансов В. Коковцова, в основном проигнорировала случившееся. Её естественно, напечатали официальные газеты, но и лояльная правительству пресса не молчала. Полностью воспроизвели речь императора и восторгались ей «Санкт-Петербургские ведомости».

Ультрамонархист князь Э. Ухтомский восторгался: «С чувством глубокого удовлетворения пришлось прочесть вчера те ясные слова, с которыми Государь обратился к депутации рабочих от разных заводов. Тяжелая завеса, отделявшая Монарха от народа, распалась: нет и не может быть двух мнений о произошедшем и о том, что ожидается впереди». Впрочем, Ухтомский не уточнял, что увидели рабочие за завесой и что ждет страну впереди.

Между 1 14 и 8 21 февраля. Ленин делает дважды пометку «Важно», подчеркивания и отчеркивания в письме Штейнберга с выдержками из листка «Аus der Weltpolitik» «Из области мировой политики» от 30 ноября н. Отчеркнутые места были использованы Лениным в плане статьи «Должны ли мы организовать революцию? Между 1 14 февраля и 23 февраля 8 марта.

Ленин работает над статьей «Злоба дня», составляет варианты плана статьи. Ленин знакомится с книгой Ф. Oflapa «Histoire politique de la revolution Franchise». Paris, 1901 «Политическая история французской революции».

Париж, 1901 и выписывает цитату из мемуаров М. Ролан о недостатке людей во время революции. Цитату Ленин использует в статье «Новые задачи и новые силы». XVI, с.

Февраль, 2 15. Письмо Ленина Г. Берн, [изд. Ленин в письме С.

Гусеву в Петербург благодарит за присланные письма, просит не ограничиваться конспектированием переданных ему материалов или сообщений, а непременно пересылать их Ленину целиком и предлагает укреплять и расширять связи редакции газеты «Вперед» непосредственно с рабочими кружками и особенно с молодежью. Ленин получает из Киева письмо Василия Г. Михайлова от 22 января 4 февраля 1905 года о возникновении фракционной борьбы между Киевским комитетом РСДРП и членами организации — сторонниками большинства. Автор письма сообщает Ленину о росте недовольства в организации положением дел в партии, о скептическом отношении к ЦО и полном недоверии к меньшевистскому ЦК, об огромной популярности брошюр В.

Ленина и первого номера газеты «Вперед», о необходимости организации центра большинства. Ленина и руководимых им загран. Киев, 1964, с. Февраль, 3 16.

На имя Ленина поступает письмо Н. Автор письма предлагает свои услуги в качестве сотрудника газеты «Вперед» и просит прислать последнюю брошюру Ленина «Материалы и документы о разрыве центральных учреждений с партией». Февраль, ранее 4 17. Ленин встречается и беседует с Г.

Гапоном по вопросу о боевом соглашении между социал-демократической партией и партией социалистов-революционеров для подготовки восстания против царизма. Ленине, т. Ленин получает от Г. Гапона «Открытое письмо к социалистическим партиям России» с призывом немедленно войти в соглашение между собой и приступить к подготовке вооруженного восстания против царизма, делает пометку на нем: «а 15» и составляет перечень различных партий и групп, с которыми возможны боевые соглашения для восстания.

Позднее Ленин включает письмо в свою статью «О боевом соглашении для восстания». Ленин составляет набросок плана статьи «О боевом соглашении для восстания». Февраль, 4 17. Между 4 17 и 8 21 февраля.

Ленин пишет примечание к своей статье «Должны ли мы организовать революцию? Между 4 17 февраля и 20 марта 2 апреля. Ленин получает приглашение на конференцию российских социалистических организаций. Между 6 19 и 10 23 февраля.

Ленин получает письмо Н. Алексеева из Лондона от 6 19 февраля 1905 года с просьбой прислать ему мандат от фракции большинства к заседанию «Комитета представительства рабочих», назначенному на 23 февраля н. Ленин отправляет телеграмму Н. Алексееву в Лондон с партийной доверенностью на ведение переговоров с английским «Комитетом представительства рабочих».

Февраль, не позднее 7 20. Ленин пишет заголовок «Письмо рабочего», вводную часть, проставляет нумерацию страниц и делает редакционные правки в корреспонденции неизвестного из Петербурга о событиях 7—9 20—22 января 1905 года. Февраль, 7 20. Ленин получает книгу Вл.

Акимова «Материалы для характеристики развития Российской социал-демократической рабочей партии» Женева, 1905 и на ее обложке делает надпись: «20. В редакцию «Вперед»».

Ноябрь 1905 г. Восстание моряков в Севастополе под командованием лейтенанта П. Причиной восстание стал митинг около городской тюрьмы, его участники стребовали выпустить политзаключенных, в том числе и матросов мятежного броненосца "Потемкин". Участников митинга разогнали выстрелами. За этими событиями вспыхнул мятеж на крейсере "Очаков.

Шмидт решился возглавить мятежный флот. Восстание удалось подавить. Шмидт и еще три лидера восстания были приговорены к расстрелу, больше 300 участников отправили на каторгу, около тысячи восставших наказали без суда. Декабрь 1905 г. Восстания в разных частях России - кульминация революции. Март-апрель 1906 г. Выборы в I государственную Думу.

Издание "Основных законов Российской империи" - первой конституции России, определяющих полномочия Государственного Совета и Государственной Думы. Эти законы не принял народ, так как они хоть и провозглашали гражданские свободы и наделяли Думу некоторыми законодательными полномочиями, никак не ограничивали власть самодержавия. Июнь 1906 г. Разгар аграрного движения. По всей стране происходят массовые крестьянские выступления. Активность революционных выступлений не снижается.

Содержание работы Под напором начавшегося революционного движения правительство вынуждено было пойти на некоторые политические уступки. Был подготовлен создания Гос. Этот проект получил название «Булыгинской Думы», которая должна была собраться не позднее середины 01.

Выборы НЕ были прямыми и равными, избирательным правом обладали только лица мужского пола старше 25 лет для крестьян — 4-х степенные выборы, для землевладельцев и горожан — 2-х степенные, высокий имущественный ценз. Данный проект вызвал бойкот со стороны рабочих, крестьян, интеллигенции, всех левых партий и объединений. Бойкот сорвал попытку правительства создать такую думу. ПОМНИ: «булыгинская дума» никогда не созывалась! В ответ на Всероссийскую октябрьскую политическую стачку 17 октября царь подписал Манифест о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы» на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов, о предоставлении новой ГД законодательных прав, никакой закон не может получить силы без одобрения его думой.

После «Кровавого Воскресенья»

Высочайший Манифест об учреждении Государственной Думы. Революция 1905 года, или Первая русская революция, — исторические события, происходившие в период с января 1905 по июнь 1907 года в Российской империи. 4. в «Собрании русских фабрично-заводских рабочих»9 января 1905 – «кровавое воскресенье»Петиция рабочих царю. 5. На дворцовой площади.9 января 1905 года, фото из музея политической истории России.

Первая русская революция: причины, ход и итоги

3 октября 1903 г. в сельской общине отменена круговая порука, в августе 1904 г. – телесные наказания крестьян. В Манифесте 3 ноября 1905 г. с 1 января 1906 г. выкупные платежи уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 г. отменялись полностью. Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) — законодательный акт Императора Всероссийского, обнародованный 17 (30) октября 1905. В Петербурге искали выход из сложившегося положения. 18 февраля 1905 г. император подписал рескрипт министру внутренних дел А.Г. Булы-гину о необходимости создания представительного учреждения в России. Государственной думы.

§ 4. ДУМСКАЯ МОНАРХИЯ

Сами рабочие никакого интереса к выборам своих «представителей» не проявили и они были назначены фабричной инспекцией под контролем полиции. Шипов, Дмитрий Николаевич 14 мая 1851 — 14 января 1920 — русский политический деятель, один из лидеров земского движения конца XIX — начала XX веков 19 января 1 февраля Николай II принял в Царском Селе делегацию рабочих и «осчастливил» ее «милостивыми словами». Сам император упомянул о случившемся следующими словами: «…Принял депутацию рабочих от больших фабрик и заводов Петербурга, которым сказал несколько слов по поводу последних беспорядков». Смысл этих слов сводился к призывам прекратить бунты, выйти на работу, не предъявлять недопустимых требований. Среди прочего было обещано: «В попечениях Моих о рабочих людях озабочусь, чтобы все возможное к улучшению быта их было сделано и чтобы обеспечить им впредь законные пути для выяснения назревших их нужд. Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их». Представители народа ничего не говорили, но с каждым из них пообщался император, который задавал вопросы по стандартной для себя схеме — имя, откуда приехал, чем занимался до поступления на завод, каково семейное положение. Членов делегации после такого приема ждало угощение и распечатанная речь Николая II. После этого их отправили на специальном поезде в Петербург. Подцензурная печать, по мнению министра финансов В.

Коковцова, в основном проигнорировала случившееся. Её естественно, напечатали официальные газеты, но и лояльная правительству пресса не молчала. Полностью воспроизвели речь императора и восторгались ей «Санкт-Петербургские ведомости». Ультрамонархист князь Э. Ухтомский восторгался: «С чувством глубокого удовлетворения пришлось прочесть вчера те ясные слова, с которыми Государь обратился к депутации рабочих от разных заводов. Тяжелая завеса, отделявшая Монарха от народа, распалась: нет и не может быть двух мнений о произошедшем и о том, что ожидается впереди». Впрочем, Ухтомский не уточнял, что увидели рабочие за завесой и что ждет страну впереди. Восхищалось и «Новое Время» — газета Суворина: «После пережитых столь тяжких потрясений оно обращение императора — А. Было ясно, что даже столь щедрый поток монарших милостей не мог переломить развития кризиса.

Реакция органа либералов была вполне революционна: «Речь царя просто нетерпима. Это провокация.

Тризна было указано на необходимость широкой постановки земской деятельности, полной гласности и свободы печати. Кроме приведенных, и во многих других комитетах было немало высказано однородных пожеланий. Недопущение обсуждения некоторых постановлений уездных комитетов в губернских комитетах вызвало массовый уход земцев из них. Все это свидетельствовало, что земство являлось организованной силой и одушевленной одной целью — постановлением московского съезда. Во время курской выставки по народному образованию 23—30 июня 1902 г.

Они имели несколько открытых и закрытых заседаний. Это произошло незадолго перед маневрами в окрестностях Курска, в присутствии Государя. Во время встречи Государя в Курске на вокзале с представителями дворянства и земства Государь обратился к последним со следующей речью: «Благодарю вас за приветствие и пользуюсь случаем, чтобы сказать вам несколько слов. Земское хозяйство — дело первейшей важности, и Я надеюсь, что вы посвящаете ему все ваши силы. Я рад буду оказать вам всякое попечение, заботясь в то же время об объединении деятельности всех властей на местах. Помните, что призвание ваше — местное устроительство в области хозяйственных нужд. Успешно выполняя это призвание, вы можете быть уверены в сердечном Моем к вам благоволении».

В дальнейшем оппозиционная деятельность земств в отношении Правительства не уменьшалась, а усиливалась. Мероприятия министра внутренних дел Плеве, направленные к усмирению земств, делали последние все более и более популярными и увеличивали симпатии населения к земству. К земскому движению, как к центру, начали присоединяться евреи, поляки, финляндцы и пр. В 1903 г. В съезде участвуют выборные земцы, учителя, близкая к земству интеллигенция разных профессий. На съезде обсуждаются вопросы: об отмене телесного наказания, введении земских учреждений в не земских губерниях, о мелкой земской единице и развитии общественной самодеятельности. В происходивших суждениях высказывалось недоверие к Правительству и надежды на широкое народное самоуправление.

Манифест заканчивался следующими словами: «Призывая всех Наших верноподданных содействовать Нам к утверждению в семье, школе и общественной жизни нравственных начал, при которых, под сенью Самодержавной власти, только и могут развиваться народное благосостояние и уверенность каждого в прочности его права, Мы повелеваем нашим министрам и главнокомандующим частями, к ведомству коих сие относится, представлять Нам соображения о порядке исполнения предначертаний Наших». В приведенном манифесте и открывшемся вслед за ним 27 февраля под председательством Плеве заседании по преобразованию губернского управления с участием в нем товарища министра внутр. Штюрмера, харьковского губернатора кн. Оболенского и др. Для этого удобный момент представился в марте 1903 г. Съезд в Петербург земских деятелей для участия в последнем совещании послужил предлогом, в виду ожидавшегося приема министром председателей и членов губернских земских управ, к устройству ими бесед 24 и 25 апреля, на каковых графом П. Гейденом было высказано, что «существующая система доносов делает невозможною жизнь на местах, полагал, что первым положением следовало бы выставить необходимость водворения законности и обеспечения личности каждого»; далее, он считал необходимым, чтобы «личный состав земских представителей не зависел бы от произвола администрации или, по крайней мере, следует предоставить право обжаловать в Сенат неутверждение губернатором избранных земскими собраниями лиц».

Наконец, гр. Гейден считал нужным, чтобы «в совещания, организуемые при министерствах, приглашались представители земства и дворянства не по выбору администрации, а по избранию земских собраний и собраний предводителей и депутатов дворянства». Высказанные пожелания графом Гейденом участники беседы находили в высшей степени важными. В этой же беседе гр. Гейден доказывал, что «земцам надо переменить свой тон разговора с чинами администрации. Следует говорить не как подчиненным со старшими, а как равным с равными, как лицам, вынужденным говорить из личных интересов сохранения государственного порядка». В том же собеседовании кн.

Долгоруков говорил, что в виду указания Правительства на существование крамолы, требующей подавления, «земцы должны заявить, что крамола существует и будет успешно развиваться, пока народная масса будет некультурна и потому падка на смуту. Надо сделать народ культурным и экономически сильным, а для этого необходимо развитие самодеятельности в обществе, достижимое лишь при существовании доверия к общественным силам со стороны Правительства, при гарантии личности и законности. Земцы из обвиняемых должны стать обвинителями, из опекаемых — советчиками Правительства». В заключение участники собеседования пришли к решению, что земства не должны быть безучастными к вопросу осуществления предстоящих законодательных работ, возвещенных в манифесте 26 февраля, относящихся до многообразных нужд земской жизни. В заключение речи Плеве сказал, что «такого рода совещания дают» земцам «возможность общения между собою и по другим вопросам земской жизни. Я очень сочувствую этому общению и признаю его желательным и необходимым. Это, во всяком случае, правильнее келейных собраний.

И лицам, облеченным доверием, не следует действовать с опущенным забралом. Только при этом условии возможен честный и открытый спор. Я придаю большое значение участию земских работников в подготовительной работе при министерстве. В программу очередных вопросов входит и вопрос о сближении местных людей с чинами министерства. Я считаю вашу деятельность на почве практических вопросов очень полезной — она лучше отвлеченных умствований». Эта речь Плеве привела в негодование даже консервативных участников собеседования. В виду ожидавшихся протестов со стороны земств, губернской администрации было дано указание, чтобы на земских собраниях не касались вопросов общественных и о правительственных мероприятиях.

Мысль образования сказанного союза была осуществлена в июле месяце в Германии, несколькими сотрудниками газеты «Освобождение» и выдающимися земцами, бывшими на ужине и участвовавшими на собеседовании 24 и 25 апреля. Во второй половине 1903 г. В сентябре месяце Плеве закончил, в развитие предуказаний манифеста 26 февраля, проект учреждения Совета и Главного Управления по делам местного хозяйства и Управления врачебного инспектора. В Совете предполагалось участие «местных деятелей, в виде учреждения постоянного». По проекту «местными деятелями» являлись «предводители дворянства, председатели губернских и уездных управ и лица, по свойству деятельности, близко знакомые с нуждами и интересами местного хозяйства», а самый Совет должен был «иметь исключительно совещательный характер, и заключения его отнюдь не могли быть обязательны для министра внутренних дел и в чем-либо связывать деятельность его по руководству местным хозяйством. Равным образом, участие в Совете местных деятелей не должно, конечно, вызывать мысли о каком-либо местном представительстве. Поэтому избрание членов Совета из местных деятелей и самый состав их не могут быть поставлены в зависимость от существующих общественных учреждений и сословий, а должны быть представлены на усмотрение министра внутренних дел».

В 1903 же году был утвержден Государственным Советом проект Сипягина о земстве в Витебской, Минской и Могилевской губ. В конце года назначена была ревизия тверского и московского земств, а до этого в течение всего времени не прекращалось преследование со стороны администрации отдельных государственных деятелей. Все это, вместе взятое, много способствовало расширению оппозиционного движения земства, которое особенно усилилось во второй половине 1903 года. Во второй половине августа в Ярославле состоялся областной земский сельскохозяйственный съезд, с открытием одновременно «областной сельскохозяйственной и культурно-просветительной выставки северного края 1903 г. Ярославский съезд по настроению и речам был много оппозиционнее «слета» на курской выставке. Как на съезде в Ярославле, так и в Харькове участвовали прибывшие из-за границы основатели «Союза Освобождения», которыми в Харькове были сделаны доклады. Программа образованного ими общества была одобрена съездом, а затем был выработан проект организации отделов общества как в земской, так и не земской России, по которому должны были организовываться губернские отделы, а в зависимости от местных условий и уездные и сельские.

В начале 1904 г. Каково было общественное настроение в данный момент, можно судить по следующей речи председателя VII секции технического съезда, г. Исакова, сказанной им в заседании комитета съезда после закрытия самого съезда: «Господа, мы знаем правду о съезде, но почему-то умалчиваем о ней. Я думаю, что пора сказать ее. Дело в том, что съезд собран был в период чрезвычайно высокого подъема общественной температуры. Мы все знали, что повсюду в России растет недовольство существующими порядками, что это недовольство проявляется в самом широком общественном движении. Понятно, что съезд неизбежно должен был отразить подъем, который замечался по всей России… Я предлагаю указать в записке министру на то, что съезд прошел так оживленно и потому в нем замечалась горячая атмосфера, что он отразил состояние умов в России».

Известный земский врач Жбанков, участник Пироговского съезда, в статье своей «Прошлое и будущее пироговского общества» говорил: «III-й технический и IX-й Пироговский съезды впервые в России, при огромном стечении членов и публики, открыто и во всеуслышание заявили о том, что так дальше жить нельзя, необходимы свободы и социальные реформы». В это же время 3—5 января состоялось заседание с участием представителей от 20 городов для обсуждения выработанной в Харькове программы «Союза Освобождения», на котором после горячих прений она в общем и была утверждена. Шаховской в статье своей «Союз Освобождения» говорит, что определение сущности союза принято было в следующем виде: ««Союз Освобождения» ставит своею первою и главною целью — политическое освобождение России. Считая политическую свободу даже в самых минимальных ее пределах совершенно несовместимой с абсолютным характером русской монархии, «Союз» будет добиваться, прежде всего, уничтожения самодержавия и установления в России конституционного режима. При определении конкретных форм, в которых конституционный режим может быть осуществлен в России, «Союз Освобождения» употребит все усилия, чтобы политическая проблема была решена в духе широкого демократизма и, прежде всего, признает существенно необходимым положить в основание политической реформы принцип всеобщей, равной, тайной и прямой подачи голосов. Ставя на первом плане требования политические, «Союз Освобождения» признает необходимость определить свое принципиальное отношение к социально-экономическим проблемам, выдвигаемым самою жизнью: в области социально-экономической политики «Союз» будет руководствоваться тем же основным началом демократизма, ставя прямой целью своей деятельности защиту интересов трудящихся масс. В сфере национальных вопросов «Союз» признает право на самоопределение за различными народностями, входящими в состав Российского государства.

По отношению к Финляндии «Союз» присоединяется к требованию о восстановлении государственного правового положения, существовавшего в этой стране до противозаконных нарушений этого положения». Таким образом, в начале 1904 г. На последнем заседании в Петербурге был избран совет «Союза», который оглашен не был. В земстве по случаю объявления войны, появился ряд разных течений. В феврале и марте в земских собраниях со стороны правых элементов раздались патриотические призывы. Представители иных течений заявили, хотя и не сочувствовали войне, о необходимости со стороны земства оказания помощи раненым и больным на войне, а на местах — семьям убитых. В виду этих соображений, земская оппозиция на собраниях поддерживала предложения об общеземской организации для этой цели, какое предложение и было принято по всей России.

На основе голосования выбирались «выборщики», которые в дальнейшем должны были из своего числа выбрать представителей в Государственную думу. Кто допускался к выборам Правом участия в голосовании по выбору выборщиков обладали 3 группы населения: Собственники недвижимости. Для столиц стоимость недвижимости должна была превышать 3 тыс рублей, а для остальных городов - более 1,5 тыс рублей. Крупные плательщики налогов промысел, квартирные , а также крупные землевладельцы. Крестьяне, наделенные землей. Кроме того, «Положение о выборах в Государственную думу» допускало к голосованию только мужчин старше 25 лет, которые не проходят службу в действующей армии, не проходят обучение, а также не являются подданными иностранного государства. Реакция населения Манифест о созыве так называемой Булыгинской Государственной Думы был встречен население в основном негативно. Только незначительная часть либералов поддержала этот Манифест, но с оговорками.

Для демонстрации того, что Манифест 06. Николай 2 подписал Манифест о созыве Государственной Думы. Это было полумера, которая вместо того, чтобы успокоить народные массы, привела к утроенной энергии и агрессивности революционеров. Воспоминания великого князя Александра Михайловича Великий князь Александр Михайлович Почему же создание Государственной думы, о которой так настойчиво просили все слои общества, было встречено населением России негативно? Причин тому несколько: Незначительные полномочия Думы. Изначально говорилось о том, что население хочет получить законодательный орган, а Император даровал им законосовещательный орган. Разница огромная. Булыгинская Дума по замыслу Николая 2 могла только обсуждать законопроекты и бюджет.

Принимать или не принимать закон решал Император, а Дума помогла только провести совещание, чтобы определить возможную реакцию населения на тот или иной закон.

Таким образом, в Петрограде одновременно образовались два органа власти. Двоевластие — особая политическая ситуация в России, сложившаяся в феврале-июле 1917 г. Временный комитет Государственной Думы, 1 14 марта 1917 г. Однако между сторонами не было согласия по важнейшей проблеме России — войны и мира. Совет обладал реальной силой, но по составу был органом пестрым и неоднородным и не претендовал на власть. В июле 1917 г. Двоевластие закончилось.

В декларации 2 марта 1917 г. Временное правительство провозглашало демократические права и свободы и объявляло о созыве осенью 1917 г. Учредительного собрания для решения вопроса о форме правления. Сложившаяся в период между Февральской и Октябрьской революциями форма государственного правления носила характер временный и переходный, она привела к дальнейшему обострению всех российских противоречий и политическому размежеванию населения. Государственное строительство. Изменения произошли в форме правления и государственном аппарате. В России установился демократический политический режим , основные гражданские права и свободы, была отменена цензура и создавались политические партии. После отречения от престола Николая II и его брата Михаила в России де-факто установился республиканский строй.

Высшим органом государственного управления стало Временное правительство во главе с князем Г. Председателем правительства и министром внутренних дел стал октябрист Г. Львов, военным и морским министром — октябрист А. Гуч-ков, министрами торговли, промышленности и финансов стали А. Коновалов и М. Остальные посты получили представители кадетов, партии либеральной буржуазии. Правительство состояло из представителей помещиков, крупной и либеральной буржуазии. Оно прошло через ряд кризисов.

Это правительство существовало до кризиса 2 мая. Новое правительство в коалиции с эсерами и меньшевиками вновь возглавил 5 мая князь Г. С 3 по 23 июля в стране проходил очередной правительственный кризис. Второе коалиционное правительство возглавил А. С 27 августа по 24 сентября длился очередной правительственный кризис. С 25 сентября по 25 октября в России действовало третье коалиционное правительство А. В период с 1 по 24 сентября функционировал коллегиальный орган управления — Директория из пяти министров Временного правительства во главе с А. Возникшее как компромисс между Временным комитетом Государственной думы и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов Временное правительство 2 марта провозгласило себя законодательной и исполнительной властью.

Государственная дума и Временный комитет от власти были отстранены и распущены 6 октября 1917 г. Названием «Временное» правительство подчеркивало, что оно имеет переходный характер и не может заключить мир и дать крестьянам землю. Однако оно было вынуждено произвести ряд изменений в органах управления. Милиция создавалась как исполнительный орган власти в системе МВД. В губерниях вводились должности правительственных инспекторов милиции, подчиненных губернским комиссарам. Временное правительство создавало и новые органы власти. Были образованы также земельные комитеты в губерниях, уездах и волостях. Однако Временное правительство не могло отобрать землю у крупных ее держателей.

Все попытки самовольной запашки крестьянами помещичьей земли подавлялись карательными казачьими отрядами. Проблемы регулирования трудовых и социальных отношений вызвали появление министерств труда, продовольствия и государственного призрения. В августе 1917 г. Важнейшим вопросом политической и общественной жизни России оставался созыв Учредительного собрания. Однако 14 июня правительство отложило выборы в Учредительное собрание на 17 сентября, а его созыв — на 30 сентября. Одним из приемов оттягивания Учредительного собрания было создание 14 сентября 1917 г. Демократического совещания. В совещании должны были принять участие земства, Советы, политические партии, армейские комитеты, кооперативы и др.

Только созданный на II съезде Советов СНК санкционировал выборы в Учредительное собрание, которые прошли в ноябре — начале декабря 1917 г. Временное правительство в акте о корниловском мятеже провозгласило Россию республикой, однако без упоминания о будущей форме правления и конституции страны. Само провозглашение республики, чисто декларативное и сделанное «мимоходом», прошло почти незамеченным. Ни одно иностранное государство даже не было официально извещено об этом событии. В местном управлении Временное правительство 4 марта сохранило старый административный аппарат, но отстранило от власти генерал-губернаторов, губернаторов и вице-губернаторов. Вместо них назначались комиссары Временного правительства, чьи обязанности возлагались на председателей губернских и уездных земских управ. Только 19 сентября 1917 г. Временным правительством было утверждено «Временное положение о губернских областных и уездных комиссарах».

Продолжали действовать Городовое Уложение и Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Теперь в него входили избиравшиеся волостное земское собрание и управа. Таким образом, Временное правительство не создало принципиально новых органов власти, большей частью приспособив к своим потребностям старые. Даже государственным гербом остался с некоторыми изменениями двуглавый орел, сохранился и старый государственный бело-сине-красный флаг. Законодательство Временного правительства. В законодательстве произошли значительные изменения. Наиболее радикальные перемены коснулись государственного права. Первым законодательным актом Временного правительства явилась принятая 3 марта 1917 г.

По амнистии было освобождено 88096 заключенных, в том числе 5737 политических. Все виды оружия должны были находиться в распоряжении и под контролем солдатских комитетов, запрещалась выдача оружия офицерам. Отменялись титулование офицеров, запрещалось грубое обращение офицеров с солдатами. В армии были упразднены военно-полевые суды. Демократизация армии была продолжена в «Декларации прав солдата Временного правительства», где подтверждалось, что военнослужащие имеют все гражданские права, могут состоять членами политических, национальных, профсоюзных и др. В армии отменялись телесные наказания и отдание чести. В марте в ряде декретов Временного правительства отменялись ограничения по признаку вероисповедания и национальному, в выборе места жительства , праве собственности , женщины уравнивались в правах с мужчинами. Временное правительство 27 марта 1917 г.

В сентябре 1917 г. За основу были приняты конституции Пруссии 1850 г. Проект должен был состоять примерно из 200 статей, объединенных в 19 титулов. Предполагалось, что Конституция будет содержать перечень прав и гражданских свобод, их гарантии. Принципами государственного устройства предусматривалось установить федерализм и автономию, гарантии прав государственного и местных языков, в Конституцию предполагалось включить основы народного представительства в виде двухпалатного парламента , институт президентства и др. В проекте было предусмотрено, что первое время исполнительную власть будет осуществлять временный президент с обширными полномочиями, избранный на один год Учредительным собранием. Однако за время своей работы и до Октябрьского вооруженного восстания комиссия успела обсудить только 5 титулов. Основным источником уголовного права продолжало оставаться законодательство Российской империи.

Были отменены наиболее одиозные нормы феодального характера статей 100, 101 и 102 Уголовного уложения 1903 г. Были упразднены также статьи, каравшие за участие в сообществе, образованном для ниспровержения существующего строя, статьи, предусматривавшие наказания за оскорбление царя и царской семьи , за подлог царских указов, хранение нелегальной литературы, организацию крестьянских беспорядков и др. Но в основном Уголовное уложение 1903 г. В этот период времени в уголовном праве продолжал также действовать, с изменениями, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. С началом революции начались стихийные разгромы тюрем. Популистская уголовная амнистия освободила около 15 тыс. Амнистированных уголовников в народе назвали «птенцами Керенского». В апреле была отменена ссылка как уголовное наказание , смягчен режим содержания заключенных отменены телесные наказания и карцер и уволены наиболее одиозные чины тюремной охраны.

Однако демократизация уголовного законодательства была недолгой. Уже 27 марта правительство за продажу спиртных напитков без разрешения установило уголовную ответственность. В мае за появление в нетрезвом виде в публичном месте было введено тюремное заключение сроком до 1 года, до 6—8 лет каторги грозило за сбор компании для распития алкогольных напитков, сопровождавшийся повреждением чужого имущества. Уголовное наказание влекла спекуляция железнодорожными билетами. Для пресечения антивоенных настроений 30 мая 1917 г. В августе правительство наделило министра внутренних дел и военного министра исключительными полномочиями. К лету 1917 г. Временное правительство все чаще стало прибегать к внесудебным расправам, посылая в сельскую местность против крестьян карательные казачьи отряды.

Выступления Рабочих

  • Революция 1905–1907 гг. в России и изменения в общественном и государственном строе
  • С.Ю. Витте и события 1905 года: манифест 17 октября.
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Революция 1905 | это... Что такое Революция 1905?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий