Основные направления судебной реформы после февраля 1917 г

1 ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия МВД России». В статье тщательно исследован процесс формирования органов дознания в России после смены государственного строя в результате Октябрьской революции 1917 года. В статье анализируется организация правосудия в России республиканского периода. После слома имперского государственного механизма в 1917 году формируется новая модель государственности, основанная на так называемом принципе полновластия советов.

Формирование советской судебной системы (1917-1922 гг.)

Однако реальная власть на местах уже практически полностью принадлежала Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которых стали в основном доминировать большевики. Политический кризис в начале июля 1917г. Он вместе с мятежом генерала Л. Корнилова 25—30 августа , несомненно, способствовал усилению личной власти председателя Временного правительства А. К началу сентября 1917 г.

Временное правительство уже не могло осуществлять контроль над большей частью своей территории. На окраинах страны начали формироваться казачьи, националистические и другие правительства. Так, стали возникать буржуазные правительства Астрахани, Закавказья, Дона, Кубани, Терека, Украины, Урала, областная Дума Сибири и другие, стремившиеся добиться выхода из состава России. Россия была провозглашена республикой.

Керенский сформировал новое правительство, включив в его состав кадетов. Предпарламент, начавший работу 7 октября, получил название Временного совета республики. Однако он являлся совещательным органом при Временном правительстве. Тем не менее Временное правительство в то время уже полностью утратило как поддержку правых, так и поддержку левых политических сил в стране.

Хотя определенную роль еще продолжало играть Особое совещание по подготовке «Положения о выборах в Учредительное собрание», с которым конституционные демократы связывали надежду на прекращение революции, но завершавшийся процесс большевизации советов лишал их такой возможности. Поэтому было принято решение отложить проведение выборов и созыв Учредительного собрания до завершения Первой мировой войны. Временное правительство России не имело четкой концепции государственно-правовых преобразований. Хотя оно и вынуждено было отказаться от наиболее одиозных законов Российской империи.

Так, были отменены, прежде всего «Основные государственные законы Российской империи» 1906 г. Тем не менее в системе правосудия продолжали действовать Судебные уставы 1864 г. Кроме того, Юридическое совещание, учрежденное в марте 1917 г. Однако Временное правительство вынуждено было пойти на внесение некоторых изменений в действовавшее законодательство и принять новые нормативные правовые акты.

Так, был принят ряд законодательных актов, провозглашавших политические свободы: слова, печати, собраний, демонстраций и т. Было разработано «Положение о выборах в Учредительное собрание», в основу которого были положены принципы всеобщего равного и тайного голосования. В связи с необходимостью достижения единообразия и совершенствования деятельности местных органов власти в новых условиях в мае 1917 г. Непоследовательность правовой политики Временного правительства хорошо иллюстрирует сначала отмена 12 марта 1917 г.

В начале июля 1917 г. В соответствии с этими дополнениями к ответственности могли быть привлечены не только лица, виновные в попытке свержения верховной власти, но и те, кто препятствовал ее осуществлению. Согласно данной формулировке, можно было инкриминировать участие в уголовном преступлении практически каждому демонстранту. Кроме того, 19 июля 1917 г.

Временное правительство приняло правовой акт, в соответствии с которым устанавливалась уголовная ответственность за забастовки на железнодорожном транспорте, а 4 августа — закон, согласно которому существенно усиливалась уголовная ответственность за попытки насильственного свержения Временного правительства. В целом изменения в правовой системе России, последовавшие после Февральской революции 1917 г.

Мировые суды рассматривали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым был не более 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом, их уволить могли только по собственному желанию или по суду. Общий суд состоял из трёх инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные с участием присяжных заседателей дела.

B связи с этим было значительно сокращено число военных трибуналов, восстановлены линейные суды железнодорожного и водного транспорта. B декабре 1948 - феврале 1949 г.

Они действовали в составе председателя суда или его заместителя и двух членов, назначавшихся председателем суда. Эти изменения касались и системы судебных органов. Президиум состоял из председателя суда, его заместителей и некоторых членов суда. B 1956 г. B феврале 1957 г. Он располагал таким правом лишь в отношении дел, рассматривавшихся в порядке надзора Верховными судами союзных республик. Так, вместо упраздненной участковой системы народных судов учреждался единый народный суд города или района, статус которого не зависел от численности проживающего в них населения. Кроме того, были увеличены с трех до пяти лет сроки полномочий народных судей.

B законе 1958 г. Так, судьями и народными заседателями могли быть избраны граждане СССР, достигшие 25-летнего возраста. Кроме того, судьям и народным заседателям предоставлялись равные права при осуществлении правосудия. B декабре l958 г. Однако значительно ограничивалась их подсудность. Он располагал также правом законодательной инициативы. Для конца 1950-x- начала 1960-х годов было характерно достаточно широкое привлечение представителей общественности для участия в осуществлении правосудия. B начале 1960-х годов были упразднены республиканские министерства юстиции.

Особое место в системе нормативных правовых актов данного периода занимал Указ Президиума Верховного Совета от 4 марта 1965 г. По данному указу к этой категории лиц не применялся срок давности и они могли получить за преступления, совершенные в годы Великой Отечественной войны, высшую меру наказания - расстрел. B целом в 1960-х - первой половине 1980-х годов судебная система, сложившаяся в CCCP в конце 1950-х годов, не претерпела каких-либо радикальных изменений.

Она формировалась советом и фабрично-заводскими комитетами, содержалась за счет отчислений самих рабочих и владельцев предприятий, которые вынуждены были идти на это под давлением советов.

Рабочая милиция осуществляла охрану порядка на предприятий и в рабочих поселках и не подчинялась начальнику милиции и местным органам самоуправления. Право Буржуазная революция не привела к полномасштабному изменению права, поскольку Временное правительство предложило идею непрерывности правопорядка и сохранения преемственности законов впредь до созыва учред собрания. Вместе с тем, оно было вынуждено вносить принципиальные изменения во многие отрасли права. Гос право: Отмена основных гос законов 1906, регламентирующих права императора и систему организации гос аппарата.

Российские граждане получили весьма широкие полит права и свободы, свободу слова, печати, собраний и тд Уголовное: Отменены все статьи уголовного уложения, касающиеся особой защиты монарха, противоречащие полит правам и свободами граждан.

Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность судебной системы после Октябрьской революции

Основная структура органов судебной власти и судебная система с основными ее принципами сохранилась до 1917 года, благодаря эффективности, либеральности и передовым взглядам одной из самых буржуазных реформ 1864 года. Период с 1917 по 1922 годы. За период с ноября 1917 г. по май 1918 г. вся территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. Там, где была Советская власть, они были созданы почти во всех областных и губернских городах, почти во всех уездах и даже в ряде волостей и поселков РСФСР. Министерство юстиции России: Основные направления деятельности в межреволюционный период 1917 года; историко-правовое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Архипов, Сергей Валентинович. Судебные реформы большевиков. 1917-1921 гг. Действовавшие на основании Судебных уставов 1864 г. суды, независимые от администрации и состоящие из не принимающих большевистские идеи юристов, не устраивали советское правительство. Для этих работ характерно стремление представить реформы 1860-х гг. как личный дар царя народу. Труды, посвященные непосредственно судебной реформе появляются практически сразу после ее осуществления. декабрь 1917 г.). Раскрывается идеологическое обоснование этого процесса.

Вы точно человек?

Освобождение по суду от наказания лиц, признанных виновными, широкое применение условного осуждения, общественного порицания и выговора показывают, что советские суды с самого начала своей деятельности применяли такие меры, как лишение свободы, лишь в крайних случаях. В этот период число дел, обжалуемых в вышестоящий суд, то есть в съезды советы местных судей, было небольшим. Очевидно, что большинство лиц, в отношении которых решались дела в суде, удовлетворялись приговорами и решениями последнего. Однако небольшое число дел, передаваемых па рассмотрение в съезды советы местных судей, подвергалось значительным изменениям. Общая линия судов на преимущественное применение мер воспитательного характера сказалась и в направлении деятельности кассационного суда [22]. Статья 8 декрета гласила: «Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими советами депутатов» [23]. Таким образом, судей революционных трибуналов не предполагалось избирать на основе прямых выборов, как это было установлено для судей местных судов. С самого начала Октябрьской революции было очевидно, что избрание членов революционных трибуналов Советами более обеспечивало при тогдашних условиях подбор классово выдержанного состава судей [24]. Количество заседателей в революционном трибунале было повышено до шести, тогда как в местном суде участвовало по два заседателя.

Производство предварительного следствия по делам, подсудным революционным трибуналам, возлагалось на специально образуемые при Советах следственные комиссии, в то время как расследование дел, подсудных местному суду, возлагалось, как уже сказано, на местного судью. Все это говорит о том, что революционные трибуналы рассматривались как специальные суды, образуемые для рассмотрения особо опасных для республики, преступлений. Народным комиссариатом юстиции была издана специальная Инструкция революционному трибуналу. Все лица, кроме заседателей, избираются на три месяца и могут быть отозваны Советом и до истечения срока; б заседатели избираются на один месяц из общего списка заседателей Исполнительными комитетами Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов путем жеребьевки, причем составляется очередной список заседателей в количестве шести очередных и одного-двух запасных на каждую сессию; в сессия очередного состава революционного трибунала продолжается не более одной недели; г в революционном трибунале ведется стенографический протокол всего заседания». Инструкция установила, что для производства предварительного следствия по делам, подсудным революционному трибуналу, учреждается следственная комиссия в составе шести лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все эти мероприятия оказали большое влияние на укрепление местных революционных трибуналов, хотя перестройка их работы, потребовавшая некоторого времени, не сразу сказалась на улучшении работы трибуналов, в частности они не сразу освободились от дел, им не подсудных. Декрет от 17 4 мая 1918 г. Следовательно, это был трибунал, рассматривавший лишь дела по первой инстанции: ни кассационных, ни надзорных функций по отношению к нижестоящим трибуналам ему предоставлено не было [25].

Революционный трибунал при ВЦИК состоял из председателя и шести членов трибунала, избиравшихся ВЦИК сроком на три месяца с правом отзыва и раньше этого срока. Сессии революционного трибунала созывались Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов по собственному почину или по предложению Совета Народных Комиссаров или Народного комиссариата юстиции. Для производства расследования по делам, передаваемым на рассмотрение Революционного трибунала при ВЦИК, была учреждена следственная комиссия из трех человек, избираемых ВЦИК. На коллегию возлагались, кроме выполнения обязанностей, предусмотренных декретом о революционных трибуналах, объединение и руководство деятельностью коллегий обвинителей местных революционных трибуналов, дача заключения по жалобам и протестам, приносимым в кассационный отдел при ВЦИК на приговоры революционных трибуналов. В своей деятельности Революционный трибунал при ВЦИК и состоящие при нем учреждения руководствовались действующими декретами и общими инструкциями революционным трибуналам, издаваемыми Наркомюстом. Декретом ВЦИК от 11 июля 29 мая 1918 г. Отступление от принципа выборности судей было обусловлено особым положением кассационного отдела, действующего на правах отдела ВЦИК, а также необходимостью установить деловой контакт с Советом народных комиссаров и с Наркоматом юстиции РСФСР для обеспечения единой кассационной практики в федерации. Для дачи заключений по жалобам и протестам в качестве докладчика на заседании присутствовал представитель Обвинительной коллегии Революционного трибунала при ВЦИК.

Стороны имели право лично присутствовать при рассмотрении кассационных жалоб или направлять своих представителей. Дела, приговоры по которым кассировались, передавались для нового рассмотрения в тот же революционный трибунал, откуда поступило дело, но в ином составе или в иной революционный трибунал или направлялись по подсудности. В случае если приговор кассировался ввиду явного несоответствия наказания тяжести содеянного или осуждения явно невиновного, Кассационный отдел входил с представлением в Президиум ВЦИК, от которого зависело изменить наказание или прекратить дело без направления его на повторное рассмотрение. Таким образом, Кассационный отдел ВЦИК еще не был уполномочен на окончательное разрешение всех вопросов кассации приговоров революционных трибуналов. Он сам непосредственно отклонял жалобы или протесты, принесенные на приговоры местных революционных трибуналов, отменял приговоры за нарушением правил подсудности или за нарушением форм судопроизводства. В остальных же указанных выше случаях Кассационный отдел, направляя дело в Президиум. ВЦИК, ограничивался лишь внесением представления по делу, окончательное же решение по каждому из таких дел принадлежало Президиуму ВЦИК Практически деятельность Президиума ВЦИК выражалась в том, что он по вносимым Кассационным отделом на его рассмотрение делам местных революционных трибуналов или прекращал производство по делу, или смягчал наказание, или, наоборот, не передавая дел на новое рассмотрение в революционный трибунал, сам повышал назначенную по приговору суда меру наказания. Взятие верховной властью Президиумом ВЦИК непосредственно на себя определенных кассационных функций объясняется, во-первых, периодом становления первой в мире пролетарской власти, во-вторых, условиями гражданской войны и иностранной военной интервенции, когда Президиум ВЦИК считал необходимым взять под свой личный контроль деятельность такого острого орудия пролетарской диктатуры, как революционные трибуналы.

Вывод: Таким образом, 1917 г. В течение первого года деятельности советской власти судебные органы руководствовались дореволюционным законодательством. Декрет о суде от 24 ноября 1917 г. Однако Уложение 1903 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия и ее местные органы На ВРК Петроградского Совета были возложены задачи, в том числе по боевому руководству восстанием и борьбе с контрреволюцией. На заседании 30 октября 1917 г. Военно-революционный Комитет так определил свои функции: «1. Военно-революционный Комитет выполняет дела, порученные ему Советом Народных Комиссаров.

В ведении Военно-революционного комитета находится охрана революционного порядка. Борьба с контрреволюцией. Охрана пунктов Советов рабочих и солдатских депутатов и Совета Народных Комиссаров. Для выполнения этих задач при Военно-революционном Комитете создаются отделы» [26]. В числе созданных семи отделов был и следственно-юридический. Военно-революционный Комитет широко развернул работу по борьбе с контрреволюцией и другими наиболее опасными преступлениями. Так, например, Военно-революционный Комитет непосредственно вынес решение об аресте бывших министров Временного правительства, при этом категорически воспретил освобождать их из-под стражи. Военно-революционный Комитет предложил немедленно доставить генерала Корнилова и его сообщников в Петроград.

В специальном обращении ко всем фронтовым и тыловым армейским, корпусным, дивизионным и ротным комитетам и Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов указывалось: «Военно-революционный Комитет в согласии с общим голосом солдат, рабочих и крестьян постановил доставить генерала Корнилова и всех изобличенных участников его заговора как врагов народа и революции в Петроград для заключения в Петропавловскую крепость и для немедленного предания строгому военно-революционному суду. Сопротивляющихся этому постановлению Комитет объявляет изменниками революции и распоряжения их объявляет недействительными и не подлежащими исполнению» [27]. Утром 28 ноября по приказу Военно-революционного Комитета на квартире у графини Паниной, бывшего министра просвещения Временного правительства, были арестованы члены Центрального комитета кадетской партии Шингарев, Кокошкин, князь Долгоруков и бывший товарищ министра путей сообщения Константинов [28]. О том, что Военно-революционный Комитет использовал свою власть не только при раскрытии контрреволюционных заговоров, но и при расследовании других наиболее опасных преступлений, свидетельствует, например, решение Совета Народных Комиссаров «О борьбе со спекуляцией», принятое в середине ноября 1917 года. Таким образом, деятельность Военно-революционного Комитета была весьма многогранной. Военно-революционный Комитет был первым органом диктатуры пролетариата, который проводил принуждение в интересах победившего народа в дни Великого Октября. В связи с тем, что вскоре начался процесс создания и оформления отделов ВЦИК, ряд функций, ранее выполнявшихся Военно-революционным Комитетом, был передан последним, а также СНК и некоторым народным комиссариатам. Эта передача началась с 18 ноября 1917 г.

Однако это еще не означало ликвидацию Военно-революционного Комитета. Именно к этому времени наиболее ярко определяется его основная функция борьба с контрреволюцией. Потребовалось принять срочные меры борьбы с организованной врагами народа контрреволюционной забастовкой. Дзержинского была организована Комиссия по борьбе с контрреволюцией. Военно-революционный Комитет согласился с этим предложением. Однако такая комиссия в это время еще не получила организационного оформления. Совету Народных Комиссаров было сообщено о возможности забастовки служащих учреждений. Совет Народных Комиссаров, заслушав это сообщение, вынес решение: «Поручить тов.

Дзержинскому составить особую комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой путем самых энергичных революционных мер или выяснения способа подавления злостного саботажа» [29]. Ленин подготовил записку Ф. Дзержинскому о мерах борьбы с саботажниками и контрреволюционерами. В этой записке В. Ленин разработал проект декрета об этих мера. В тот же день на заседании Совета Народных Комиссаров, проходившем под председательством В. Ленина, по докладу Ф. Совет Народных Комиссаров установил состав ВЧК и ее задачи: 1 Пресечение и ликвидация всех контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России со стороны кого бы они ни исходили.

Комиссия обращает внимание на печать, саботаж, правых эсеров, саботажников и стачечников, меры конфискации, лишение карточек, опубликование списков врагов народа и т. Возглавил комиссию Ф. После учреждения Всероссийской Чрезвычайной Комиссии при Совете Народных Комиссаров сеть местных Чрезвычайных комиссий была создана не сразу. Лишь в марте 1918 года ВЧК приняла постановление, которым предложила всем Советам на местах немедленно организовать местные чрезвычайные комиссии ЧК. В постановлении было сказано, что отныне право производства всех арестов, обысков, реквизиций, конфискаций и пр. В мае 1918 года были созданы пограничные чрезвычайные комиссии. В сентябре все губернские и уездные чрезвычайные комиссии, расположенные вдоль демаркационной линии, переименовываются в пограничные и разделяются на окружные, участковые и пунктовые. В составе ВЧК был организован пограничный отдел [32].

В июле того же года при губернских чрезвычайных комиссиях образуются железнодорожные отделы, имеющие своей задачей борьбу с преступлениями на железных дорогах. В сентябре месяце в составе железнодорожных отделов создаются специальные почтово-телеграфные столы, которые под руководством особых комиссаров чрезвычайных комиссий ведут борьбу с преступлениями в почтово-телеграфном ведомстве [33]. Дела, возбуждавшиеся ВЧК, подлежали направлению для судебного разбирательства в революционные трибуналы. Однако вскоре в связи с обострением сопротивления классовых врагов ВЧК и ее местные органы наряду с правом передачи дел в революционные трибуналы приобрели право и непосредственно в самой комиссии применять меры наказания. ВЧК и ее местные органы провели большую работу по подавлению сопротивления, которое свергнутые классы оказывали революционному развитию и укреплению молодого Советского государства. Вывод: Таким образом, большевики вынуждены были начать строительство мощных профессиональных карательных органов. Особую роль в формировании политической системы советского государства играла созданная 7 20 декабря 1917 года Всероссийская чрезвычайная комиссия ВЧК. Становление ВЧК нередко называют главной заслугой первого руководителя комиссии Ф.

Созданная лишь на короткий срок для проведения отдельных силовых правоохранительных мероприятий, ВЧК постепенно превратилась в самую мощную карательную структуру государства. Область ее влияния и поле деятельности нередко пересекались с рядом других структур, в первую очередь — с милицией, уголовным розыском, пенитенциарными учреждениями. Особенности судебного управления в советской России после Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов образовал для управления страной Рабоче-крестьянское правительство Совет Народных Комиссаров. Руководство отдельными отраслями государственного управления было поручено комиссиям народным комиссариатам , состав которых должен был обеспечить проведение провозглашенной съездом программы в тесном единении с массовыми организациями рабочих и работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Одним из первых мероприятий Советской власти было упразднение дореволюционных органов юстиции и строительство нового суда. Проведение этого мероприятия революционной власти было возложено на Народный комиссариат юстиции, являющийся по своей природе органом судебного управления. Упразднение дореволюционных органов юстиции и строительство нового суда в свою очередь было возложено и на местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В декрете указывалось, что для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных, соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение архивы и имущество этих учреждений.

Декрет предписывал всем низшим и канцелярским чинам упраздненных учреждений оставаться на своих местах и под общим руководством комиссара исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно давать в назначенные дни заинтересованным лицам справки о положении их дел ст. Однако комиссары юстиции не ограничили своей деятельности указанными выше пределами, а проводили не только ликвидацию старых органов юстиции, но фактически стали и организаторами новых судов, обвинения, защиты, следствия и т. Они на деле стали местными органами судебного управления. Более того, Народный комиссар юстиции РСФСР в отчете за апрель-июнь 1918 года констатирует, что комиссары юстиции служат главной связью с местами и проводниками новых начал судоустройства [34]. В соответствии со ст. Отделы юстиции стали выполнять функции не только судебного управления, но и, как Народный комиссариат юстиции, надзора за исполнением законов, управлением местами заключения и т. Обсудив этот вопрос, коллегия Наркомюста единогласно высказалась против введения советского обличителя в состав коллегии, а по вопросу п. Того же 30 марта 1918 г.

Совнарком по этому вопросу вынес решение: «Поручить Комиссариату юстиции переработать проект декрета о трибуналах в направлении устранения единоличной власти трибуна и сосредоточения центра тяжести не на мелких изменениях, созданных с октября 1917 г. Переработанный проект напечатать и внести в ЦИК» [37]. Вместо обращения внимания на реформы учреждений, реформы мелкие или почти словесные «трибун» , надо обратить внимание на практические результаты работ коллегии юстиции в деле создания действительно революционного, скорого и беспощадно строгого к контрреволюционерам, хулиганам, лодырям и дезорганизаторам суда». Таким образом, Наркомюст РСФСР стремился создать советское обвинение в революционных трибуналах, подчиненное единоличной власти «трибуна-обличителя», «комиссара обвинения». Коллегия в своем решении по проекту этого предложения отметила: «Центрального Комиссариата Обвинения не учреждать. Предложить революционным трибуналам организовать камеры обвинения при трибуналах, подчинив их Президиуму Революционного трибунала» [38]. В дальнейшем революционные трибуналы и обвинения при них строились на коллегиальных началах. Народный комиссариат юстиции РСФСР до начала второй половины 1918 года принял на себя выполнение, хотя и в ограниченной степени, совершенно не свойственной ему функции судебно-кассационной инстанции для дел, рассматриваемых в революционных трибуналах.

Выполнение Народным комиссариатом юстиции этой функции видно из следующих данных. В инструкции же Революционному трибуналу, изданной Народным комиссаром юстиции вскоре после принятия декрета, говорилось о том, что, что приговоры Революционного трибунала считаются окончательными, но в случае нарушения установленных инструкцией форм судопроизводства, а также обнаружения явной несправедливости приговора Народный комиссариат юстиции имеет право обратиться к Центральному Исполнительному Комитету Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов с предложением назначить вторичное и последнее рассмотрение дела. Этим постановлением, в частности, устанавливалось, что: 1 Жалобы в Кассационное отделение НКЮ приносятся через трибунал, постановивший приговор; 2 Кассационное отделение или отвергает жалобу и возвращает дело в трибунал, или признает приговор подлежащим отмене и передает дело в судебный отдел ЦИК, сообщая о том одновременно трибуналу, приостанавливая исполнение приговора, если таковое не состоялось при подаче жалобы; 3 Судебный отдел ЦИК или отвергает постановление Кассационного отделения об отмене приговора, или утверждает его и передает дело на вторичное и последнее рассмотрение в новом составе трибунала. Совет Народных Комиссаров постановил: «Комиссару юстиции поручить в кратчайший срок представить декрет о Кассационном трибунале... Совет Народных Комиссаров отверг это предложение Народного комиссариата юстиции и учредил Кассационный отдел ВЦИК, включив в его состав в качестве члена отдела члена коллегии НКЮ или лицо, ею уполномоченное. Таким образом, кассационные функции, до этого отчасти выполняемые Народным комиссариатом юстиции, совершенно правильно были отнесены к компетенции особого судебного органа Кассационного отдела при ВЦИК. Народный комиссариат юстиции обязывался не только готовить проекты декретов об организации судебных и вспомогательных к ним органов, но и наладить при посредстве своих местных органов и совместно с местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов работу судебных органов в полном соответствии с принципами Советской власти. Слабая деятельность революционных трибуналов в первые месяцы Октябрьской революции привела к тому, что основная тяжесть борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем легла главным образом на Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию и ее местные органы [40].

С первых же дней Великого Октября по инициативе пролетарских масс, еще до издания первых декретов о суде было начато строительство нового суда. В первом же декрете о суде от 24 ноября 1917 г. Намечается тенденция к созданию единого народного суда. Ликвидировав вторичный пересмотр дел в апелляционном порядке и допустив пересмотр их только в порядке кассационном, Советская власть внесла новое начало в понимание кассационного пересмотра дела, обеспечивающее проверку приговора и судебного решения нижестоящего суда с точки зрения не только формального их соответствия закону, но и их справедливости и обоснованности по существу. Наряду с образованием революционных трибуналов для борьбы с контрреволюцией и другими наиболее опасными преступлениями создаются Всероссийская Чрезвычайная Комиссия и ее местные органы, обеспечившие уже в первый период се деятельности успешную борьбу с посягательством на завоевание революции. Судебное управление полностью сосредоточивается в Народном комиссариате юстиции в центре и у губернских комиссаров юстиции при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на местах. Вывод: Таким образом, наследство, оставленное Народному комиссариату юстиции от одноименного министерства Временного правительства, следует назвать незавидным. Документальная и материальная база учреждений в значительной степени была уничтожена либо разграблена.

От услуг «старорежимных» специалистов, разумеется, отказались сразу по идейным соображениям. Собственного опыта, состоявшего в воспоминаниях политических ссыльных и каторжан, явно недоставало. Но идей и предложений на первом этапе хватало с избытком. Коллегия была собрана из представителей наркоматов народного просвещения и общественного призрения, юстиции, труда и ряда других учреждений. Иногда такая многосторонность помогала, но в большинстве своем все же порождала проблемы в работе. Неудивительно, что вскоре все эти функции были переданы во вновь созданный Карательный отдел НКЮ. ГЛАВА 2. Создание единого народного суда С установлением диктатуры пролетариата Коммунистическая партия и Советское правительство развернули работу по созданию основ социалистической экономики.

Военная интервенция и гражданская война, развязанная внутренней контрреволюцией, потребовали перестройки работы всех органов Советского государства, в том числе органов правосудия. Перед судом стояли задача борьбы с такими преступлениями, как мародерство, спекуляция, хищение и другими наиболее опасными преступлениями. Вместе с тем укрепление обороноспособности Красной Армии, в числе прочих мероприятий, требовало скорой и решительной борьбы с предателями Родины, шпионами, диверсантами, дезертирами. Это обусловило создание специальных органов военной юстиции, революционных военных трибуналов, обеспечения их кадрами, преданными до конца делу пролетарской революции [41]. Совет Народных Комиссаров принимает постановление о введении красного террора как меры обеспечения тыла. Суд, применяя меры подавления классовых врагов, в то же время согласно неоднократным указаниям партии и правительства должен был в отношении трудящихся применять и меры воспитания, обеспечивая проведение среди них дисциплины и самодисциплины. Перед судом стояла и другая задача охранять и защищать имущественные и личные права граждан, а также имущественные права и законные интересы государственных и общественных организаций и учреждений, разрешать и вопросы, связанные с внедрением нового быта, новых брачных и семейных отношений [42]. Партия и правительство требуют, как и в первом периоде Октябрьской революции, от всех учреждений, должностных лиц и граждан строжайшего соблюдения революционной законности всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Вопрос о точном соблюдении законов обсуждается на VI Всероссийском Чрезвычайном съезде Советов 8 ноября 1918 г. В постановлении съезда говорилось об обязательном по требованию любого гражданина республики, желающего обжаловать действие должностного лица, составлении протокола с выдачей копии его жалобщику. За отказ от составления такого протокола виновный подлежал привлечению к уголовной ответственности с рассмотрением дела в народном суде. Спустя месяц, 8 декабря 1918 г. Следовательно, это постановление исключило возможность какого бы то ни было отступления от законов центральной власти, даже по экстренным условиям гражданской войны. В данном случае имелась в виду система народных судов. Революционные трибуналы же носили характер временных судов, созданных для рассмотрения особой категории дел: о контрреволюционных и других наиболее опасных преступлениях, борьба с которыми составляла главное содержание революционной законности в период гражданской войны [43]. Система революционных трибуналов организационно действовала обособленно от системы народных судов.

И только с окончанием гражданской войны и переходом на мирную работу по восстановлению народного хозяйства произошло слияние обеих систем советских судов. Народный суд стал рассматривать все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных трибуналам. Трибуналы имели право признать любое из них не имеющим политического значения и передать его на рассмотрение в народный суд. Народный суд действовал в трех различных составах: 1 в составе одного народного судьи, 2 в составе народного судьи и двух народных заседателей и 3 в составе народного судьи и шести народных заседателей [44]. Народным судом единолично рассматривались дела о расторжении браков и в порядке бесспорного производства. В составе народного судьи и шести народных заседателей народный суд рассматривал уголовные дела о посягательствах на человеческую жизнь, причинении тяжелых ран или увечья, изнасиловании, разбое, подделке денежных знаков и документов, взяточничестве и спекуляции монопольными и нормированными продуктами потребления. Законодатель, передавая ряд дел о наиболее серьезных преступлениях на рассмотрение народного суда с участием не двух, а шести народных заседателей, исходил из того, что многочисленный состав заседателей обеспечит более правильное решение по делу. Однако опыт показал, что типичные, часто повторяемые ошибки при работе суда в равной мере встречаются в делах, решенных с участием и двух и шести народных заседателей, в силу чего в дальнейшем законодатель отказался от создания таких громоздких судебных присутствий.

Народный суд в составе народного судьи и двух народных заседателей рассматривал все остальные гражданские и отнесенные к подсудности народного суда уголовные дела, при этом народный судья мог признать некоторые из этих уголовных дел необходимым рассмотреть с участием шести народных заседателей. В судебном присутствии с участием двух народных заседателей председательствовал постоянный народный судья. При участии шести народных заседателей председательствовал постоянный народный судья или один из народных заседателей, избранных в качестве председателя составом суда. При рассмотрении дел суд обязан был применять декреты Советской власти, а в случае их отсутствия или неполноты руководствоваться социалистическим правосознанием. Ссылки на законы свергнутых правительств воспрещались. Суд в своей деятельности осуществлял волю пролетариата. Положение о едином народном суде подчеркивало, что народный суд не стеснен никакими формальными доказательствами и от него зависит допустить любые доказательства или истребовать от третьих лиц, которые обязаны их представить. Присяга как доказательство не допускалась.

О сломе помещичье-буржуазного суда говорится в ст. По-иному в этом декрете решался вопрос о мировых судах и судьях. В отличие от первоначального проекта в ст. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таких выборов временно районными и волостными, где нет таковых, уездными, городскими и губернскими советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

В этой же статье сказано, что при желании мировые судьи не лишаются права «при изъявлении ими на то согласия быть избранными в местные судьи, как временно советами, так и окончательно на демократических выборах». Далее, в ст. С другой стороны, вводя принцип коллегиальности в организации суда, можно было использовать бывших мировых судей как специалистов-юристов, осуществляя контроль над их деятельностью со стороны других членов суда, представляющих рабочих и крестьян [16]. Этот порядок относился не только к выборам постоянных местных судей, но и к народным заседателям, привлекаемым для участия в местном суде.

Любой гражданин, не лишенный политических прав, мог быть избран местным судьей и народным заседателем. Временно, до назначения таких выборов, избрание судей должно было производиться соответствующими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Первое общее собрание местных судей состоялось 1 декабря 1917 г. На этом собрании было вынесено решение, конкретизирующее подсудность дел местным судам, и произведены выборы председателя совета местных судей.

Заседания совета начались в первых числах марта в составе до пяти местных судей, участвовавших в порядке очередности в судебных заседаниях совета. Организация в составе совета отделений по уголовным и гражданским делам вызвала вскоре необходимость избрания в совет, помимо председателя, заведующих отделениями. В марте 1918 года Московский совет местных судей имел свой президиум, состоявший из постоянных членов и частью из участковых местных судей. Общее собрание всех местных судей являлось ближайшим руководящим органом для местных судов и совета судей.

Оно принимало разработанные советом инструкции, избирало постоянных членов совета и т. Текущую практическую работу, подготовку вопросов для общих собраний и руководство кассационной практикой совета осуществлял президиум, избранный общим собранием судей. В газете «Петроградский голос» 26 января 1918 г. Однако статистические данные о прохождении дел в съездах местных судей, проанализированные А.

Козловым, не дают основания считать, что советы съезды , помимо рассмотрения дел в кассационном порядке, рассматривали дела в качестве суда первой инстанции [17]. Порядок деятельности третейского суда был определен декретом ВЦИК 16 3 февраля 1918 г. По декрету 16 3 февраля третейский суд образовывался по усмотрению сторон в составе одного посредника или одинакового числа членов третейского суда с каждой стороны и одного посредника, избранного членами третейского суда. На третейское решение в установленные для кассационных жалоб сроки допускались кассационные жалобы в съезды местных судей.

Одновременно было принято решение предусмотреть должность супер-арбитр этого суда. Третейский суд должен был временно заменить предполагаемый к учреждению окружной суд, разбирая гражданские дела, превышающие подсудность местных судов. Что касается уголовных дел, превышающих подсудность местного суда, то они рассматривались до образования окружных судов теми же местными судами и революционными трибуналами. Форма третейского разрешения дел частного обвинения не нашла себе сколько-нибудь широкого применения.

Эти дела разрешались, как правило, в местном суде. Этот декрет был издан в развитие и дополнение первого декрета о суде. Для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры и решения окружных народных судов предполагалось по этому декрету учредить областные народные суды, обслуживающие несколько окружных судов. Наконец, для достижения единообразия кассационной практики намечалась организация Верховного судебного контроля.

Состав окружных судов избирался соответствующим Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Председатель суда и председатели уголовного и гражданского отделений избирались и отзывались общим собранием членов окружного суда. Советам принадлежало Право отзыва избранных ими членов окружного суда. Все подготовленные к суду распоряжения принимались коллегией не менее чем из трех постоянных членов суда, рассмотрение же дел по существу в гражданских отделениях происходило в составе трех постоянных членов окружного народного суда и четырех народных заседателей; по уголовным делам в составе 12 очередных заседателей и двух запасных под председательством одного из постоянных членов суда.

Решающий голос при рассмотрении в окружном суде принадлежал народным заседателям, которые составляли большинство коллегии. Введение в состав судебного присутствия большего числа постоянных судей по гражданским делам объяснялось тем, что разрешение гражданских дел в какой-то мере требует специальных знаний. Однако и при этом положении большинство голосов принадлежало народным заседателям. Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами депутатов трудящихся на основании списков кандидатов, представлявшихся районными и волостными Советами.

На каждую сессию суда списки народных заседателей составлялись исполнительными комитетами Советов депутатов путем жеребьевки. Народные заседатели на время работы в суде получали суточное вознаграждение. О подсудности дел в декрете дано указание в общей формуле: окружным судам подсудны дела, превышающие подсудность местных судов. Лишь в ст.

Было установлено, что предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного суда, производится следственными комиссиями из трех лиц, избираемых впредь до назначения прямых выборов Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Участие защиты на предварительном следствии могло быть ограничено постановлением следственной комиссии, если того требовали интересы раскрытия истины. Заключительное постановление следственной комиссии о передаче дела в суд являлось актом предания обвиняемого суду. Если окружной суд считал постановление следственной комиссии недостаточно обоснованным, он возвращал дело в следственную комиссию на доследование или поручал выполнение следственных действий одному из членов суда.

Жалобы на определения следственной комиссии разрешались окружным судом. Проект декрета предлагал в качестве обвинителей и защитников в любой стадии уголовного процесса допускать всех неопороченных граждан. Было установлено, что в судебных прениях могли также принимать участие по одному обвинителю и одному защитнику из числа присутствующих на судебном заседании лиц. Таким образом, до половины 1918 года еще не имелось специального акта, в котором были бы даны более или менее в обобщенном виде процессуальные правила.

Хотя некоторые процессуальные положения, включенные в эту инструкцию, фиксируют то, что имелось в прежних декретах о суде, особенно в части, касающейся подсудности дел, тем не менее именно эта инструкция подробно изложила процессуальные правила для каждой стадии уголовного процесса, часть которых впоследствии была включена в уголовно-процессуальные кодексы союзных республик. Однако общее представление о движении дел в местных народных судах можно получить из следующих выборочных данных. По уголовным делам народные суды из каждых 100 человек, привлеченных к уголовной ответственности, признали виновными в среднем 68 человек, из которых освободили от наказания 7 человек, оправдали по суду 32 человека. На каждые 100 человек осужденных было приговорено: к штрафу 54, к тюремному заключению 40, к общественному порицанию и выговорам 4, к общественным работам и высылке 2 человека.

Освобождение по суду от наказания лиц, признанных виновными, широкое применение условного осуждения, общественного порицания и выговора показывают, что советские суды с самого начала своей деятельности применяли такие меры, как лишение свободы, лишь в крайних случаях. В этот период число дел, обжалуемых в вышестоящий суд, то есть в съезды советы местных судей, было небольшим. Очевидно, что большинство лиц, в отношении которых решались дела в суде, удовлетворялись приговорами и решениями последнего. Однако небольшое число дел, передаваемых па рассмотрение в съезды советы местных судей, подвергалось значительным изменениям.

Общая линия судов на преимущественное применение мер воспитательного характера сказалась и в направлении деятельности кассационного суда [22]. Статья 8 декрета гласила: «Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими советами депутатов» [23]. Таким образом, судей революционных трибуналов не предполагалось избирать на основе прямых выборов, как это было установлено для судей местных судов. С самого начала Октябрьской революции было очевидно, что избрание членов революционных трибуналов Советами более обеспечивало при тогдашних условиях подбор классово выдержанного состава судей [24].

Количество заседателей в революционном трибунале было повышено до шести, тогда как в местном суде участвовало по два заседателя. Производство предварительного следствия по делам, подсудным революционным трибуналам, возлагалось на специально образуемые при Советах следственные комиссии, в то время как расследование дел, подсудных местному суду, возлагалось, как уже сказано, на местного судью. Все это говорит о том, что революционные трибуналы рассматривались как специальные суды, образуемые для рассмотрения особо опасных для республики, преступлений. Народным комиссариатом юстиции была издана специальная Инструкция революционному трибуналу.

Все лица, кроме заседателей, избираются на три месяца и могут быть отозваны Советом и до истечения срока; б заседатели избираются на один месяц из общего списка заседателей Исполнительными комитетами Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов путем жеребьевки, причем составляется очередной список заседателей в количестве шести очередных и одного-двух запасных на каждую сессию; в сессия очередного состава революционного трибунала продолжается не более одной недели; г в революционном трибунале ведется стенографический протокол всего заседания». Инструкция установила, что для производства предварительного следствия по делам, подсудным революционному трибуналу, учреждается следственная комиссия в составе шести лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все эти мероприятия оказали большое влияние на укрепление местных революционных трибуналов, хотя перестройка их работы, потребовавшая некоторого времени, не сразу сказалась на улучшении работы трибуналов, в частности они не сразу освободились от дел, им не подсудных. Декрет от 17 4 мая 1918 г.

Следовательно, это был трибунал, рассматривавший лишь дела по первой инстанции: ни кассационных, ни надзорных функций по отношению к нижестоящим трибуналам ему предоставлено не было [25]. Революционный трибунал при ВЦИК состоял из председателя и шести членов трибунала, избиравшихся ВЦИК сроком на три месяца с правом отзыва и раньше этого срока. Сессии революционного трибунала созывались Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов по собственному почину или по предложению Совета Народных Комиссаров или Народного комиссариата юстиции. Для производства расследования по делам, передаваемым на рассмотрение Революционного трибунала при ВЦИК, была учреждена следственная комиссия из трех человек, избираемых ВЦИК.

На коллегию возлагались, кроме выполнения обязанностей, предусмотренных декретом о революционных трибуналах, объединение и руководство деятельностью коллегий обвинителей местных революционных трибуналов, дача заключения по жалобам и протестам, приносимым в кассационный отдел при ВЦИК на приговоры революционных трибуналов. В своей деятельности Революционный трибунал при ВЦИК и состоящие при нем учреждения руководствовались действующими декретами и общими инструкциями революционным трибуналам, издаваемыми Наркомюстом. Декретом ВЦИК от 11 июля 29 мая 1918 г. Отступление от принципа выборности судей было обусловлено особым положением кассационного отдела, действующего на правах отдела ВЦИК, а также необходимостью установить деловой контакт с Советом народных комиссаров и с Наркоматом юстиции РСФСР для обеспечения единой кассационной практики в федерации.

Для дачи заключений по жалобам и протестам в качестве докладчика на заседании присутствовал представитель Обвинительной коллегии Революционного трибунала при ВЦИК. Стороны имели право лично присутствовать при рассмотрении кассационных жалоб или направлять своих представителей. Дела, приговоры по которым кассировались, передавались для нового рассмотрения в тот же революционный трибунал, откуда поступило дело, но в ином составе или в иной революционный трибунал или направлялись по подсудности. В случае если приговор кассировался ввиду явного несоответствия наказания тяжести содеянного или осуждения явно невиновного, Кассационный отдел входил с представлением в Президиум ВЦИК, от которого зависело изменить наказание или прекратить дело без направления его на повторное рассмотрение.

Таким образом, Кассационный отдел ВЦИК еще не был уполномочен на окончательное разрешение всех вопросов кассации приговоров революционных трибуналов. Он сам непосредственно отклонял жалобы или протесты, принесенные на приговоры местных революционных трибуналов, отменял приговоры за нарушением правил подсудности или за нарушением форм судопроизводства. В остальных же указанных выше случаях Кассационный отдел, направляя дело в Президиум. ВЦИК, ограничивался лишь внесением представления по делу, окончательное же решение по каждому из таких дел принадлежало Президиуму ВЦИК Практически деятельность Президиума ВЦИК выражалась в том, что он по вносимым Кассационным отделом на его рассмотрение делам местных революционных трибуналов или прекращал производство по делу, или смягчал наказание, или, наоборот, не передавая дел на новое рассмотрение в революционный трибунал, сам повышал назначенную по приговору суда меру наказания.

Взятие верховной властью Президиумом ВЦИК непосредственно на себя определенных кассационных функций объясняется, во-первых, периодом становления первой в мире пролетарской власти, во-вторых, условиями гражданской войны и иностранной военной интервенции, когда Президиум ВЦИК считал необходимым взять под свой личный контроль деятельность такого острого орудия пролетарской диктатуры, как революционные трибуналы. Вывод: Таким образом, 1917 г. В течение первого года деятельности советской власти судебные органы руководствовались дореволюционным законодательством. Декрет о суде от 24 ноября 1917 г.

Однако Уложение 1903 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия и ее местные органы На ВРК Петроградского Совета были возложены задачи, в том числе по боевому руководству восстанием и борьбе с контрреволюцией. На заседании 30 октября 1917 г. Военно-революционный Комитет так определил свои функции: «1.

Военно-революционный Комитет выполняет дела, порученные ему Советом Народных Комиссаров. В ведении Военно-революционного комитета находится охрана революционного порядка. Борьба с контрреволюцией. Охрана пунктов Советов рабочих и солдатских депутатов и Совета Народных Комиссаров.

Для выполнения этих задач при Военно-революционном Комитете создаются отделы» [26]. В числе созданных семи отделов был и следственно-юридический. Военно-революционный Комитет широко развернул работу по борьбе с контрреволюцией и другими наиболее опасными преступлениями. Так, например, Военно-революционный Комитет непосредственно вынес решение об аресте бывших министров Временного правительства, при этом категорически воспретил освобождать их из-под стражи.

Военно-революционный Комитет предложил немедленно доставить генерала Корнилова и его сообщников в Петроград. В специальном обращении ко всем фронтовым и тыловым армейским, корпусным, дивизионным и ротным комитетам и Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов указывалось: «Военно-революционный Комитет в согласии с общим голосом солдат, рабочих и крестьян постановил доставить генерала Корнилова и всех изобличенных участников его заговора как врагов народа и революции в Петроград для заключения в Петропавловскую крепость и для немедленного предания строгому военно-революционному суду. Сопротивляющихся этому постановлению Комитет объявляет изменниками революции и распоряжения их объявляет недействительными и не подлежащими исполнению» [27]. Утром 28 ноября по приказу Военно-революционного Комитета на квартире у графини Паниной, бывшего министра просвещения Временного правительства, были арестованы члены Центрального комитета кадетской партии Шингарев, Кокошкин, князь Долгоруков и бывший товарищ министра путей сообщения Константинов [28].

О том, что Военно-революционный Комитет использовал свою власть не только при раскрытии контрреволюционных заговоров, но и при расследовании других наиболее опасных преступлений, свидетельствует, например, решение Совета Народных Комиссаров «О борьбе со спекуляцией», принятое в середине ноября 1917 года. Таким образом, деятельность Военно-революционного Комитета была весьма многогранной. Военно-революционный Комитет был первым органом диктатуры пролетариата, который проводил принуждение в интересах победившего народа в дни Великого Октября. В связи с тем, что вскоре начался процесс создания и оформления отделов ВЦИК, ряд функций, ранее выполнявшихся Военно-революционным Комитетом, был передан последним, а также СНК и некоторым народным комиссариатам.

Эта передача началась с 18 ноября 1917 г. Однако это еще не означало ликвидацию Военно-революционного Комитета. Именно к этому времени наиболее ярко определяется его основная функция борьба с контрреволюцией. Потребовалось принять срочные меры борьбы с организованной врагами народа контрреволюционной забастовкой.

Дзержинского была организована Комиссия по борьбе с контрреволюцией. Военно-революционный Комитет согласился с этим предложением. Однако такая комиссия в это время еще не получила организационного оформления. Совету Народных Комиссаров было сообщено о возможности забастовки служащих учреждений.

Совет Народных Комиссаров, заслушав это сообщение, вынес решение: «Поручить тов. Дзержинскому составить особую комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой путем самых энергичных революционных мер или выяснения способа подавления злостного саботажа» [29]. Ленин подготовил записку Ф. Дзержинскому о мерах борьбы с саботажниками и контрреволюционерами.

В этой записке В. Ленин разработал проект декрета об этих мера. В тот же день на заседании Совета Народных Комиссаров, проходившем под председательством В. Ленина, по докладу Ф.

Совет Народных Комиссаров установил состав ВЧК и ее задачи: 1 Пресечение и ликвидация всех контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России со стороны кого бы они ни исходили. Комиссия обращает внимание на печать, саботаж, правых эсеров, саботажников и стачечников, меры конфискации, лишение карточек, опубликование списков врагов народа и т. Возглавил комиссию Ф. После учреждения Всероссийской Чрезвычайной Комиссии при Совете Народных Комиссаров сеть местных Чрезвычайных комиссий была создана не сразу.

Лишь в марте 1918 года ВЧК приняла постановление, которым предложила всем Советам на местах немедленно организовать местные чрезвычайные комиссии ЧК. В постановлении было сказано, что отныне право производства всех арестов, обысков, реквизиций, конфискаций и пр. В мае 1918 года были созданы пограничные чрезвычайные комиссии. В сентябре все губернские и уездные чрезвычайные комиссии, расположенные вдоль демаркационной линии, переименовываются в пограничные и разделяются на окружные, участковые и пунктовые.

В составе ВЧК был организован пограничный отдел [32]. В июле того же года при губернских чрезвычайных комиссиях образуются железнодорожные отделы, имеющие своей задачей борьбу с преступлениями на железных дорогах. В сентябре месяце в составе железнодорожных отделов создаются специальные почтово-телеграфные столы, которые под руководством особых комиссаров чрезвычайных комиссий ведут борьбу с преступлениями в почтово-телеграфном ведомстве [33]. Дела, возбуждавшиеся ВЧК, подлежали направлению для судебного разбирательства в революционные трибуналы.

Однако вскоре в связи с обострением сопротивления классовых врагов ВЧК и ее местные органы наряду с правом передачи дел в революционные трибуналы приобрели право и непосредственно в самой комиссии применять меры наказания. ВЧК и ее местные органы провели большую работу по подавлению сопротивления, которое свергнутые классы оказывали революционному развитию и укреплению молодого Советского государства. Вывод: Таким образом, большевики вынуждены были начать строительство мощных профессиональных карательных органов. Особую роль в формировании политической системы советского государства играла созданная 7 20 декабря 1917 года Всероссийская чрезвычайная комиссия ВЧК.

Становление ВЧК нередко называют главной заслугой первого руководителя комиссии Ф. Созданная лишь на короткий срок для проведения отдельных силовых правоохранительных мероприятий, ВЧК постепенно превратилась в самую мощную карательную структуру государства. Область ее влияния и поле деятельности нередко пересекались с рядом других структур, в первую очередь — с милицией, уголовным розыском, пенитенциарными учреждениями. Особенности судебного управления в советской России после Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов образовал для управления страной Рабоче-крестьянское правительство Совет Народных Комиссаров.

Руководство отдельными отраслями государственного управления было поручено комиссиям народным комиссариатам , состав которых должен был обеспечить проведение провозглашенной съездом программы в тесном единении с массовыми организациями рабочих и работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Одним из первых мероприятий Советской власти было упразднение дореволюционных органов юстиции и строительство нового суда. Проведение этого мероприятия революционной власти было возложено на Народный комиссариат юстиции, являющийся по своей природе органом судебного управления. Упразднение дореволюционных органов юстиции и строительство нового суда в свою очередь было возложено и на местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В декрете указывалось, что для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных, соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение архивы и имущество этих учреждений. Декрет предписывал всем низшим и канцелярским чинам упраздненных учреждений оставаться на своих местах и под общим руководством комиссара исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно давать в назначенные дни заинтересованным лицам справки о положении их дел ст. Однако комиссары юстиции не ограничили своей деятельности указанными выше пределами, а проводили не только ликвидацию старых органов юстиции, но фактически стали и организаторами новых судов, обвинения, защиты, следствия и т. Они на деле стали местными органами судебного управления.

Более того, Народный комиссар юстиции РСФСР в отчете за апрель-июнь 1918 года констатирует, что комиссары юстиции служат главной связью с местами и проводниками новых начал судоустройства [34]. В соответствии со ст. Отделы юстиции стали выполнять функции не только судебного управления, но и, как Народный комиссариат юстиции, надзора за исполнением законов, управлением местами заключения и т. Обсудив этот вопрос, коллегия Наркомюста единогласно высказалась против введения советского обличителя в состав коллегии, а по вопросу п.

Того же 30 марта 1918 г. Совнарком по этому вопросу вынес решение: «Поручить Комиссариату юстиции переработать проект декрета о трибуналах в направлении устранения единоличной власти трибуна и сосредоточения центра тяжести не на мелких изменениях, созданных с октября 1917 г. Переработанный проект напечатать и внести в ЦИК» [37]. Вместо обращения внимания на реформы учреждений, реформы мелкие или почти словесные «трибун» , надо обратить внимание на практические результаты работ коллегии юстиции в деле создания действительно революционного, скорого и беспощадно строгого к контрреволюционерам, хулиганам, лодырям и дезорганизаторам суда».

Таким образом, Наркомюст РСФСР стремился создать советское обвинение в революционных трибуналах, подчиненное единоличной власти «трибуна-обличителя», «комиссара обвинения». Коллегия в своем решении по проекту этого предложения отметила: «Центрального Комиссариата Обвинения не учреждать. Предложить революционным трибуналам организовать камеры обвинения при трибуналах, подчинив их Президиуму Революционного трибунала» [38]. В дальнейшем революционные трибуналы и обвинения при них строились на коллегиальных началах.

Народный комиссариат юстиции РСФСР до начала второй половины 1918 года принял на себя выполнение, хотя и в ограниченной степени, совершенно не свойственной ему функции судебно-кассационной инстанции для дел, рассматриваемых в революционных трибуналах.

Кроме того, для общих судов были приняты принципы: назначение судей правительством; профессиональный и образовательный ценз для судебных чинов; решение коллегиальных дел простым большинством голосов. В уголовном судопроизводстве принципы были следующими: отделение полицейского дознания от следствия, процессуальная независимость; обвинение в суде обособленной от суда прокуратурой; право подсудимого оспаривать в судебном заседании доказательства, представленные следствием, в том числе и право опросить повторно свидетелей и экспертов; суд присяжных в делах о преступлениях большой и средней тяжести; невозможность пересмотра приговора при открытии обстоятельств, указывающих на виновность; упразднение приговоров «об оставлении в подозрении». В сфере гражданского судопроизводства принципы были следующими: сокращенный порядок судопроизводства при желании обеих сторон; предварительное направление ответчику иска и его ответ; меры против затягивания сторонами процесса путём введения новых доказательств или путём неявки в суд. Мировой суд отличался от общих судов и основывался на следующих принципах: решение гражданских и уголовных дел в одном суде и одним судьей; выборность судей на срок; сокращение и упрощение судебных процедур; отсутствие досудебного следствия и поддержания обвинения прокурором; направленность на прекращение тяжбы мировым соглашением; обеспечение доступности суда необразованным или неграмотным истцам, не могущим позволить себе профессиональное представительство. Реформа судопроизводства и судоустройства не затрагивала материального права, которое определялось сложным и мозаичным комплексом законов. Часть из них была пересмотрена значительно позже и без связи с реформой; часть, прежде всего гражданское законодательство, никогда не получила кодификации.

Военно-полевой суд действовал только в местностях, объявленных на военном положении и на положении чрезвычайной охраны. За первые восемь месяцев своей деятельности военно-полевые суды приговорили к смертной казни 1102 человека. В целом судебная реформа 1864 года была чрезвычайно важным элементом в создании элементов гражданского общества в России. Созданная в результате ее судебная система просуществовала до ноября 1917 года. Вместе с тем постепенно происходит умаление многих достижений этой реформы, на что указывало в своем постановлении пришедшее к власти Временное правительство. В постановлении 25 марта 1917 года отмечалось, что независимость судей стала пустым звуком, что гласность исчезала из суда по первому желанию администрации, что дела о государственных и должностных преступлениях, о проступках в печати были изъяты из суда присяжных, наконец, что исключительный военный суд стал повседневным явлением. Царская юстиция широко применяла допросы свидетелей с пристрастием, пытки, подлоги актов следствия, а кассационный департамент смотрел на эту практику ведения следствия сквозь пальцы. Советский период Придя к власти, большевики упраздняют старую систему суда. Декрет от 24 ноября 1917 года отменял общие судебные установления, институт судебных следователей, прокуратуру, адвокатуру, а также приостанавливал деятельность мировых судов. Вместо этого создавались местные суды в составе постоянного судьи и двух заседателей, избираемых Советами. Местные суды рассматривали уголовные дела, если наказание не превышало двух лет лишения свободы, и гражданские суды по искам не более 3 тыс. Помимо этого создавались революционные трибуналы, которые должны были вести дела о контрреволюционных преступлениях, мародерстве, хищениях, саботаже и некоторые другие. В июле 1918 года компетенция этих судов была расширена. В ноябре того же года ВЦИК РСФСР принял Положение о народном суде, учреждавшее единый народный суд, который в зависимости от категории дела работал в составе народного судьи, постоянного судьи и двух народных заседателей либо в составе постоянного судьи и шести народных заседателей. Принятое положение содержало запрет ссылаться на законодательство свергнутых правительств при вынесении постановлений. Кассационной инстанцией выступал совет народных судей. Юрисдикция народного суда была шире, чем у упраздненных местных судов. Это положение на 70 лет установило советскую судебную систему. Суд состоял из постоянного народного судьи и двух народных заседателей или постоянного народного судьи. Революционные трибуналы прекратили свою деятельность. Созданная система мало в чем изменилась в последующем, а проводимые реформы были рассчитаны в основном на внешний эффект так, в 1930-е годы народные судьи начинают избираться на 3 года, а позже — на 5 лет. Советская судебная система была жестко подчинена государственным интересам и никакой самостоятельностью не обладала.

Судебная система 1917-22 гг.

В первые недели существования Советской власти большевики столкнулись с проблемами огромного масштаба. Отмена старых порядков требовала введения новых; и в декабрьские дни 1917 года самым актуальным был вопрос об обеспечении законности, – обеспечения. § 3. становление и развитие судов в послеоктябрьский период. Слом судебной системы, сложившейся в ходе реформы 1864 г., обычно связывают с тем, что произошло после октября 1917 г. Это верно лишь отчасти. § 3. становление и развитие судов в послеоктябрьский период. Слом судебной системы, сложившейся в ходе реформы 1864 г., обычно связывают с тем, что произошло после октября 1917 г. Это верно лишь отчасти.

Шпаргалка: История отечественного государства и права (с 1917 г. по настоящее время)

Издав 26 февраля 1917 г. указ о приостановке сессии Государственной Думы, Николай II не только отнимал у либеральных кругов последнюю надежду на переход к конституционному строю парламентским путем, но и, по сути, подписывал себе приговор. Принят судебный Устав. Цель реформы: совершенствование судебной системы России. Основные положения: Вводилось два типа судов: общие и мировые. Мировые суды рассматривали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым был не более 500 рублей. Уважаемые коллеги, завершая, хочу напомнить, что Александр II провёл свои реформы после того, как вернулся из Крыма, и именно вдохновлённый его впечатляющей атмосферой, он пошёл на эти сози-дательные исторические реформы.

Судебная реформа 1864 года

Становление советской судебной системы Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной. закон о судебной системе), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского судопроизводства. Для этих работ характерно стремление представить реформы 1860-х гг. как личный дар царя народу. Труды, посвященные непосредственно судебной реформе появляются практически сразу после ее осуществления.

68. Советская судебная система 1917–1918 гг

Пётр Александрович Валуев — министр внутренних дел в 1861–1868 гг., разработчик земской реформы 1864 г., в 1879–1881 г. председатель Комитета министров. Валуев сделал блестящую карьеру, ловко лавируя между либералами — сторонниками реформ и консерваторами. С судебной реформы началось и формирование новой российской государственности в 1991 г. Как отмечает В.П. Есенова, «судебное реформирование условно можно раз-делить на три этапа. Как уже было отмечено выше, в октябре 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы, положившая начало новому этапу отечественного правосудия. Издав 26 февраля 1917 г. указ о приостановке сессии Государственной Думы, Николай II не только отнимал у либеральных кругов последнюю надежду на переход к конституционному строю парламентским путем, но и, по сути, подписывал себе приговор. Процесс создания основ социалистического права начался на IIсъезде Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 г., где были заложены основные направления развития нового права. 1. Состояние советской судебной системы перед судебной реформой характеризуется следующим образом. В СССР сложилась и функционирует единая судебная система, состоящая из двух частей: судов Союза ССР и республиканских судов.

Виртуальный хостинг

  • 68. Cоветская судебная система 1917–1918 гг
  • Читайте также
  • Разместите свой сайт в Timeweb
  • Февральская революция и формирование новой государственной системы. Двоевластие
  • Судебная система РСФСР в 1917-1922 гг.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий