Пушкин а.с и музыка

uG 1dx6kSnU «Пушкин и музыка», 2007. Это издание рекомендуем ученикам музыкальных школ старших и младших классов. Здесь собраны как уже известные и любимые произведения, так и публикуемые впервые. Дорогие друзья! В рамках онлайн-программы Пушкинского праздника поэзии музей-усадьба "Остафьево" приглашает вас погрузиться в атмосферу XIX века, время высо. В работе освещается музыкальный мир Пушкина: его музыкальные увлечений и впечатления, контакты с композиторами и музыкантами, с непрофессиональными исполнителями.

« Пушкина в музыке»

Ее традиции….. Семья поэта была мало музыкальной. На фортепиано играла, да и то неважно, лишь сестра его Ольга. Однако музыкальное воспитание явились ему вместе со сказками, которые рассказывала ему……. Вопрос: Первая муза поэта мало походила на тех важных красавиц, которые обычно венчают художника на творчество: …Явилась ты веселою старушкой И надо мной сидела в тишине В больших очках и с резвою гремушкой Ты, детскую качала колыбель. Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. Переданная ею любовь к народному искусству, к русским сказкам и песням прошла сквозь всю жизнь поэта.

А эти строки из юношеской поэмы: Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук. В другой поэме — о воздействии музыки: Они безмолвно юных дев Знакомый слушают припев, И старцев сердце молодей… И на балу поэт не был праздным наблюдателем, вот строки из романса в стихах: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой. Вопрос: Играла ли музыка заметную роль в его жизни? Поэт очень любил музыку цыган. Бичевская По преданию эту песню Пушкину пела цыганка. Знал Пушкин и профессиональное музыкальное искусство, встречался с композиторами.

Первая русская классическая опера на сказочный сюжет была вдохновлена юношеским произведением поэта. Композитору очень хотелось узнать, какие именно изменения собирался внести автор в поэму: в то время композитор уже начал сочинять на этот сюжет музыку. Однако трагическая гибель поэта не дала осуществиться надеждам композитора. Оперное либретто создавалось сразу несколькими лицами, в результате в опере сохранились считанные стихи из поэмы, подменены многие произведения, и все же, именно этим своим произведением композитор навсегда завоевал себе место рядом с великим поэтом. Если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былинного повествования У лукоморья дуб зеленый, Золотая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом, Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса — там леший бродит, Русалка на ветвях сидит.

Пушкин выводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их любимыми образами и персонажами. Идет неторопливый рассказ ученого кота-сказителя, знатока старинных преданий Увертюра: С первых тактов слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия: она увлекает за собой. Она обещает сюжет полный событий и приключений. Попарно, чинно, сколь возможно. И на подушках осторожно Седую бороду несет; И входит с важностью за нею, Подъяв величественно шею, Горбатый карлик из дверей; Его-то голове обритой. Высоким колпаком покрытой, Принадлежала борода.

Вопрос: Что за герой? Из какого произведения? Черномор Вопрос: Как вы думаете, может ли такой герой петь красивую лирическую песню? Конечно, нет Глинка придумал для него марш напыщенный и важный, будто и впрямь непобедим волшебник. Но вот свистнула пронзительно флейта-пикколо, будто бы сорвала голос, тоненько взвизгнул Черномор, всем ясно, что смешной он и совсем нестрашный. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого… Вопрос: Откуда эти строки?

Римский-Корсаков Вопрос: Помните, какие три чуда в ней есть?

Я, царевна- лебедь из сказки. Ведущий: А сказка эта, нам очень знакома «О царе - Салтане, о сыне его славном князе - Гвидоне, и о прекрасной царевне - Лебеди». Лебедь: Как услышала чудные строки, к вам скорей поспешила сюда, чтоб доставить радость от встречи с чудесами из мира добра. Отгадайте загадку: Какие три чуда повстречались вам в«Сказке о царе Салтане»? Дети: Белка, 33 богатыря, царевна-Лебедь.

Слайд —белка Ребенок: Ель растет перед дворцом, А под ней — хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Ребенок: Белка песенки поет, да орешки все грызет, А орешки не простые, все скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд! Римский-Корсаков Танцевальная композиция «Во саду ли в огороде» Слайд - 33 богатыря Ребенок: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в скором беге, И останутся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.

За дирижерским пультом выступит лауреат международных конкурсов, заместитель художественного руководителя НФОР Арсентий Ткаченко. Особым украшением программы станут стихи Пушкина в художественном прочтении Владимира Спивакова. Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, которого еще при жизни признали гением. Композитор Александр Серов писал о нем: «Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки». Петр Ильич Чайковский также восхищался пушкинским гением: «Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».

Отрывки из народных песен находим в «Капитанской дочке» и «Дубровском» в «истории пугачевского бунта» в виде эпиграфов и цитат. Ограничивая отношение Пушкина к искусству звуков одной лишь общеизвестной «музыкальностью» его стиха, мы сумели оценить в должной мере его разнообразные связи с этим искусством, в том числе его вдумчивую работу над народной песней. До настоящего времени оставалось как бы незыблемым то положение, что народного поэта интересовали в ней только словесные тексты и их смысловое содержание; разумеется, его внимание как писателя, а не музыканта, останавливалось на поэтических достоинствах, но это не должно было исключать его непосредственного отношения и к музыкальной стороне песни. Мы уже имели возможность наблюдать его чуткость к музыкально-песенному началу народного творчества: просьбы повторить «напев», слушать давно знакомые ему песни, потому что ему нравился «их жалобный напев», музыкальная выражение «разгулья удалого» или «сердечной тоски». Обращая внимание друзей и восхищаясь «звучностью народного стиха», в одних случаях поэт мог разделять особо интересовавшее его содержание песен от музыкальной формы, в других — прислушаться преимущественно напеву, в третьих — воспринимать и текст, и пение одновременно, как талантливые музыкальный слушатель, например, в научно-этнографической литературе текст песни «девицы-красавицы» считается сочиненным самим поэтом, но вполне народным по духу, очевидно, навеянным складом песен, услышанных Пушкиным в народном быту. По мнению композитора Д. Кашина, еще при жизни поэт считался подлинным народным специалистом того времени по музыкально-народному творчеству. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни. Особо следует подчеркнуть, что А. Пушкин был «первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу», а народную песню воспринимал как национальное сокровище народа, в которой ощущалась неразрывность поэтической и музыкальной сторон. В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя, творчество которого также широко отразилось бы в музыке как творчество Пушкина. Сила воздействия музыки на поэта была очень велика. Часто упоенный этими звуками, он произносил: «и замереть, и умереть можно…».

Пушкин в музыке [Е. А. Соколов] (fb2) читать онлайн

Читаешь пушкинские строки и кажется, что только там и тогда в начале 19 столетия, существовали благородная дружба, мудрые наставники, высокая поэзия. Традиции Лицея воспитывали не меньше, чем люди, а чувство гордости за свое учебное заведение не заменит даже самая совершенная педагогическая система. Учебные предметы были самые разнообразные: история, математика, иностранные языки, фехтование и многие другие. Лицеист Пушкин не был успешен в математике, но зато блестяще владел французским языком, российской словесностью, фехтованием. Главное же — в Лицее Пушкин состоялся как поэт. А те дни- во мгле дубравных сводов Близ вод, текущих в тишине, В углах лицейских переходов Являться муза стала мне… В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни. А замечательный русский композитор А. Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях! Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика.

Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне: Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. Ребята, давайте сейчас немного пофантазируем и представим себе, что каждый из вас — композитор. А именно в каком характере и темпе его можно было бы исполнить? Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Опера «Евгений Онегин» П. Чайковский песня «Девицы — красавицы». Слайд 12 «Зимний вечер» И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка догорела. Слайд 13 «Что за прелесть эти сказки! Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей. Умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало. Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. Слайд 14 «В некотором царстве, в некотором государстве …» В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет.

Пушкина пишет , что «Пушкин —солнце не только русской литературы ,но и музыки ,классической и современной. Еще в детстве поэт прислушивался к мелодичности русской речи ,знал очень много народных песен на основе чего и составлял текст. Мир Пушкина насыщен и многообразен ,а интерес к народной музыки идет с детства. Грустный вой Песнь русская. Известная примета! Начав за здравие ,за упокой Сведем как раз.

Также углубилась любовь к родине еще в лицее когда военные пели песни посвященные войне это легло в душу поэта об этом писал Кюхельбекер в своих воспоминаниях. После окончания лицея посещал оперный театр он знаком с оперным актером Сосницким Иваном Ивановичем актер комедии ,с оперной певицей Луниной Екатериной Петровной 1800-1859 Судьба русского народа интересовала не только А. Пушкина ,но и композитора М. Глинки об этом пишет Г. Они встретились ненадолго , они встретились вплоть до смерти А. Пушкина ,общее между двумя гениями это любовь к русскому народу ,и переживания о русском народе ,так же любовь к поэзии ,к изящным искусствам.

Пушкин и музыка презентация

Но он признаётся ей, что любит другую. Фатима кончает с собой, так как всё равно её ждёт гибель за помощь пленнику. Немного о композиторе Ц. Кюи И. Кюи не был профессиональным композитором, он окончил Главное инженерное училище и через 4 года был произведён в офицеры с чином прапорщика. В 1857 г. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 г.

В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 г. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 г. В 1880 г. Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету.

Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 г. Кюи был произведен в чин инженер-генерала. Музыка была его любимым увлечением. Опера Я.

Чтобы развеять тоску и отомстить Ленскому за скучный вечер, Онегин решил ухаживать за Ольгой. Легкомысленная кокетка принимает ухаживания, и весь вечер танцует с другом воздыхателя. Ленский обижен действиями невесты и товарища. Во время очередного танца друзья ссорятся и Ленский в порыве гнева вызывает Онегина на дуэль. Никакие уговоры не усмиряют молодых людей. Вызов принят. К назначенному месту дуэли приехал Ленский. Появляется Онегин, и дуэлянты занимают свои позиции. Сражение становиться смертельным для Ленского. Онегин возвращается в Петербург и на столичном балу внезапно встречается с Татьяной. Однако теперь девушка не свободна. Князь Гремин восторженно представляет Онегину свою любимую супругу. Охваченный внезапными чувствами, Онегин стремится встретиться с Татьяной наедине. Татьяна читает признание влюбленного Онегина. Любовь к нему еще жива, но теперь она не имеет власти. Входит Онегин, он произносит слова любви и раскаяния. Растревоженная Татьяна вспоминает прошлое, свои признания и отверженную любовь. Однако теперь она верная жена и гордость не позволяет ей совершать опрометчивые поступки и отдаваться страстным чувствам. Татьяна взывает к чести Онегина и просит его уйти. Одиночество становиться вечным спутником главного героя, который теряет друга, любимую и надежду на взаимность. Первоначально эта идея показалась ему нелепой, однако со временем композитор так увлекся романом , что всего за ночь создал сюжет, после чего начал писать музыку. Знание жизни и тонкая душевная организация Пушкина восхищали Чайковского, а книгу «Евгений Онегин» композитор называл «святой». Сотрудничая с К. Шиловским, Чайковский написал либретто. В сценарии автор стремился показать эмоции и переживания персонажей, а свое произведение назвал всего лишь «лирическими сценами» романа. Желая достичь непосредственности и простодушия во время сценических эффектов, композитор доверил исполнение ролей студентам Московской консерватории. Премьера спектакля произошла в марте 1879 года. После триумфальных постановок в Большом московском театре и Мариинском петербургском, опера стала одним из наиболее востребованных и популярных музыкальных произведений. Интересные факты При написании оперы книжный сюжет «Евгения Онегина» претерпел ряд изменений. Так, например, Чайковский иначе описал вызов Ленского Онегину. Согласно пушкинскому оригиналу, назначение дуэли между друзьями было тайным, а в опере ссора произошла в присутствии гостей бала. Народ комментировал ссору и пытался вразумить товарищей, однако напрасно. Также Чайковский несколько иначе изображает влюбленную Татьяну. В отличие от пушкинской героини, «оперная» Татьяна сожалеет о написанном признании еще до беседы с Онегиным. Такое изменение событий способствует некому переосмыслению образов главных персонажей. Первые постановки оперы «Евгений Онегин» заканчивались нежными объятиями Татьяны и Онегина, а также внезапным появлением супруга Татьяны — Гремина. Такая развязка вызывала недовольство публики, поэтому композитору пришлось максимально приблизить музыкальное произведение к оригиналу. После постановки оперы в Гамбурге и Вене под руководством Густава Малера, спектакль был очень высоко оценен Чайковским благодаря высокому дирижерскому искусству талантливого австрийского композитора. Признание оперы публикой происходило постепенно. Высокие оценки произведение получало после изменений сцен от постановки к постановке. Таким образом, музыкальное произведение превращалось в спектакль, предназначенный для большой сцены. Любимое детище Чайковского было высоко оценено как российским, так и европейским зрителем. Роман Пушкина был поставлен на русской сцене еще до Чайковского. Первая постановка была создана композитором А. Верстовским, а другая — А. Интересно, что инсценировки содержали лишь некоторые сцены произведения. Заключение … Пушкинская поэзия на все времена. Каждое поколение видит себя в ней как в зеркале. Пушкин бесконечно разнообразен и в жанрах, и в стиле, но в любом произведении он глубоко проницателен. Кристалл Пушкина многогранен, и все грани таланта сверкают ослепительно ярко. Его муза четко откликается на все порывы человеческого сердца. Как вечны понятия чести и совести, добра и любви, стыда и милосердия, так вечна поэзия Пушкина, правдиво раскрывающая эти понятия. Именно поэтому, композиторам всех времен легко было, есть и будет черпать из огромной золотой чаши Александра Сергеевича Пушкина. Список литературы 1. Аверинцев С. Акопян Л. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества: Монография. Александров А. Мои встречи с С. Александрова Е. Пушкина; науч. Иезуитова, отв. СПб: Дорн, 1999. Асафьев Б. Глебов Игорь. Русская поэзия в русской музыке. Петроград: Петроградская гос. Благой, А. Пушкин: Собрание сочинений в десяти томах, М. Гафонова, Г. Семенцова, Не уходи, побудь со мной…: Русские романсы, М. Григорьев, Я.

Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов — ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив пять минут.. Пушкина Невозможно представить пушкинские романсы без жемчужины Глинки и Пушкина « Я помню чудное мгновенье». Племянница Осиповых — соседей поэта, красавицу Керн шестнадцати лет выдали замуж за пожилого генерала. Не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой судьбой. Стихи, написанные Пушкиным, А. Керн сообщила А. Дельвигу, который их поместил в своих «Северных цветах». Глинка написал на них прекрасную музыку, и романс посвятил своей возлюбленной, дочери А. В этом произведении слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки. Примечательно, что история создания этого романса мистическим образом повторяет историю написания стихотворения. Пушкин посвятил свои стихи Анне Петровне Керн. Глинка был знаком с её дочерью Екатериной. Знакомство перешло в глубокую взаимную привязанность. Нежные чувства, которые питал Глинка к Екатерине Керн, пробуждали музыкальное воображение композитора. Глинка написал и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвящённые её матери. Глинки «Не пой, красавица, при мне» был создан с подачи русского писателя, дипломата и музыканта А. Глинка встретился с Грибоедовым летом 1828г. Беседуя о музыке, Грибоедов сыграл как-то услышанную им мелодию грузинской песни. Она понравилась Глинке, и он развил её в законченную пьесу, а затем исполнил в присутствии Пушкина своим друзьям. Стихотворение «Не пой, красавица, при мне» А.

Огромный научный и художественный интерес представляет тот факт, что Пушкин передал Киреевскому целую тетрадь своих записей народных песен. Сборник, привезенный Пушкиным, явился предметом широкого обсуждения среди пушкинистов и этнографов, а в наши дни создана весьма значительная литература по этому вопросу. К фактам того же порядка относятся посещения поэтом и его дружеские отношения с известным в то время камерным певцом, исполнителем народных песен — И. Пушкин стал часто бывать в доме Ушаковых. В этой семье процветала музыка разных жанров — оперная, романсовая, песенная. Среди других сведений о семье Ушаковых мы узнаем, что Пушкин охотно беседовал со старухой Ушаковой и часто просил ее диктовать ему известные ей русские народные песни и повторять их напевы. В домике в Коломне мы встречаемся с высказыванием Пушкина о русской песне: Песнь русская. Известная примета» Начав за здравие, за упокой Сведем как раз. Печалию согрета Гармония и наших муз, и дев, Но нравится их жалобный напев. Неизменный живой и деятельный интерес к народной песне можно проследить у Пушкина и в дальнейшем творчестве. Общеизвестны его занятия по изучению песен о Степане Разине, которые представляют собой самостоятельные работы поэта о характере народных песен. Представляет значительный интерес сообщение А. Верстовского В. Одоевскому о том, как он «часто наигрывал Пушкину песню, относящуюся ко времени Петра I,… она, - добавляет Верстовский, - приводила его в восторг».

Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки

Млада Сидорова Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке». Дорогие друзья! В рамках онлайн-программы Пушкинского праздника поэзии музей-усадьба "Остафьево" приглашает вас погрузиться в атмосферу XIX века, время высо. «А.С. Пушкин и музыка». А.С. Пушкина считают новатором в литературе, гениальным русским поэтом, который известен далеко за пределами России. Так и не стал бы великим национальным поэтом без погружения в стихию народного слова, народной философии, народной музыки. Настоящий праздник музыки и поэзии в живописной усадьбе, которая была столь дорога писателю — в Михайловском располагалось родовое имение Ганнибалов-Пушкиных. В Кишиневе увеличивается интерес Пушкина к народной музыке.

Музыка. 6 класс

uG 1dx6kSnU «Пушкин и музыка», 2007. Это издание рекомендуем ученикам музыкальных школ старших и младших классов. Здесь собраны как уже известные и любимые произведения, так и публикуемые впервые. Владимирцы вновь станут участниками поистине чудесного музыкального праздника, посвященного творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он ей противопоставляет Пушкина, высшее проявление логоса в русской культуре, и, анализируя пушкинское творчество, показывает, как Пушкин, никогда не бывший у музыки в плену, в зрелом возрасте окончательно от ее чар освобождается. Александр Пушкин начал увлекаться музыкой еще в лицее. Слушайте плейлист «Поэзия Пушкина в музыке» от этого куратора (Мелодия) в Apple Music. По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость».

Е Соколова: Пушкин в музыке

В 1846 году князь Григорий Кугушев сделал инсценировку романа – «драматическое представление в 3 действиях, 4 отделениях, переделанное из романа А.С. Пушкина с сохранением многих стихов его». Музыку к спектаклю написал Алексей Верстовский. В работе освещается музыкальный мир Пушкина: его музыкальные увлечений и впечатления, контакты с композиторами и музыкантами, с непрофессиональными исполнителями. Слушайте и скачивайте пушкин романсы бесплатно на Хотплеере в mp3 (ID: 78e9).

Пушкин и музыка — презентация

«Прощальная песнь воспитанников Императорского лицея в Царском Селе» на слова Антона Дельвига с музыкой Вильгельма Теппера – лицейского учителя хорового пения, в доме которого Пушкин участвовал в литературных состязаниях. мелодия!» A.С. Пушкин. Поэзия Пушкина в музыке. Фирма Мелодия обновил плейлист 6 июня 2022 года. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель». 2. (1799-1837) «Пушкин-неиссякаемый родник для русской музыки» 3. Каждое творение великого поэта-это внутренний мир русского человека с живой душой. На торжественном вечере в честь признания заслуг Пушкина и уроженцев Тамбовского края звучала и музыка Верстовского, в том числе Кантата на всерадостнейший мир России с Турцией на слова А. И. Писарева.

Похожие презентации

  • Пушкин и музыка
  • «Вальс-фантазия». Гимн любви и молодости
  • «Пушкин и музыка» (материалы для уроков музыки или музыкального лектория для
  • Также рекомендуем

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий