Константин арцеулов вклад

работы трех его внуков: Михаила Латри, Алексея Ганзена и Константина Арцеулова. Итак, Константин Арцеулов. Сын младшей дочери Ивана Айвазовского Жанны и ее супруга, конструктора кораблей Константина Арцеулова. 100 лет назад на горе Узун-Сырт близ Коктебеля взвился флаг первых Всесоюзных планерных испытаний. Их вдохновителем стал летчик Константин Арцеулов (1891-1980).

Арцеулов, Константин Константинович

В середине 20-х гг. В 1933 г. После реабилитации в 1956 г. Весь в деда! Мечта о небе для Арцеулова стала важнее, чем желание стать художником. А способности у него были, и незаурядные. Писать маслом его учил знаменитый дед. Интересно, что десятилетия спустя выяснилось: несколько юношеских работ Арцеулова искусствоведы определили как картины Айвазовского. К таким относятся, например, "Море" и "Шторм". Проиллюстрировал сборник Константин Арцеулов.

С согласия Маркса сборник был посвящен матери художника, Жанне Арцеуловой. В советское время Константин Константинович проиллюстрировал более 50 книг. Спаситель и художник Из Севастополя в конце 1920 года Арцеулов перебрался в столицу. Стал преподавать в 1-й Московской высшей школе красных военных летчиков. Подготовил более двухсот пилотов. Среди его учеников был Валерий Чкалов. Знаменитый летчик-полярник Михаил Водопьянов, прославившийся участием в операции по спасению участников экспедиции с раздавленного льдами парохода "Челюскин", Арцеулова встретил на заре своей карьеры. Юноша из села, мечтавший о небе, подвозил на лошади топливо к самолетам. Выучился на шофера.

А потом, когда случилась командировка в Москву, пришел проситься в авиашколу. Арцеулов его выслушал, объяснил, как надо готовиться к поступлению, и… распорядился обеспечить Водопьянова общежитием и питанием на два дня.

Затем работал лётчиком-инструктором. В 1912 году Арцеулова призвали в армию для прохождения военного ценза в Крымский конный полк. Воевать Константин начал в кавалерии, заслужив за неполных 8 месяцев пребывания на фронте 3 награды. Несмотря на нехватку в армии лётчиков к началу Первой Мировой войны в авиационных частях России насчитывалось лишь 200 пилотов; недокомплект составлял 90 человек , ему лишь в начале 1915 года удалось перевестись в авиацию. Воевал он довольно успешно. Летая на «Фармане», выполнял задания по разведке и корректировке артиллерийской стрельбы. Во время одного из вылетов а летал Арцеулов больше всех, по несколько вылетов в день, пока в это не вмешалось высшее командование , он встретил в воздухе возле аэродрома германский «Альбатрос С.

Завязался бой и Арцеулов этот «Альбатрос» подбил. Самолёт немного пострадал при падении, но лётчик остался жив и его удалось «откачать» в госпитале. Самолёт привезли на аэродром и наши «русские кулибины» — механики и мотористы быстро его отремонтировали и он стал вполне пригодным для полётов. Перебрали мотор, поставили новый винт, залатали крылья. Даже внесли некоторые усовершенствования в саму конструкцию: маслорадиатор с верхнего крыла переместили на борт фюзеляжа. Выхлопной патрубок, торчащий спереди и сильно коптящий, убрали под двигатель, что было технически более верно и даже улучшало аэродинамику самолёта. На этом трофейном «Альбатросе» Константин Арцеулов совершал смелые полёты на разведку в расположение противника и привозил ценные данные перед готовящемся наступлением нашей армии. Любопытно, что немцы какое-то время принимали его за своего, зато при возвращении, при перелёте линии фронта частенько свои открывали беглый огонь. С начала 1916 года на Русско — Германском фронте началась тщательная подготовка к весеннему наступлению русской армии, которое вошло в историю Первой Мировой войны под названием — «Брусиловский прорыв».

В этом авиации суждено было впервые в истории сыграть важную роль: обеспечить разведанными Генеральный штаб. Арцеулову особенно запомнились полёты в районе узловой станции Езерна, где германское командование начало крупное сосредоточение своих войск. Впоследствии он вспоминал: «Наш штаб армии был особенно заинтересован в том, что происходило на станции Езерна, защищённой исключительно сильным зенитным огнем. Многократные попытки пробиться к станции оканчивались неудачно. Русская авиация несла большие потери в людях и самолётах при разведывательных полётах». Арцеулов решил прорваться к злополучной станции и сфотографировать её, используя для этого свой трофейный «Альбатрос». Он собственноручно установил и тщательно отрегулировал катушечный фотоаппарат, позволявший производить до 50 снимков конструкции русского офицера Потте и с добровольцем-наблюдателем И.

Поддерживал связь с большевистским подпольем. В 1920 году получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу военных лётчиков, где одним из первых его учеников стал Валерий Чкалов.

В 1923 году К. Арцеулов испытал первый советский истребитель ИЛ-400 И-1 конструкции Н. Удивительные особенности горы Клементьева — центра крымского дельтапланеризма — были открыты именно К. Как-то прогуливаясь вместе с поэтом Максимилианом Волошиным по живописному хребту из Коктебеля в Феодосию, Арцеулов рассказывал другу об авиации. Волошин же, очарованный местностью, начал читать стихи и восторженно подбросил свою шляпу вверх. Она не приземлилась на землю, а стала мягко парить в потоках воздуха. Так Константин Константинович основал советский планеризм и сконструировал 5 планёров.

Вскоре он стал начальником истребительного отделения.

В то время считало сь, что сорвавшийся в штопор самолет не имеет выхода из него. Число катастроф от срыва в штопор особенно возросло во время войны, когда условия боевых полетов потребовали от летчиков выполнения резких эволюций при встрече с противником. Идея выхода из штопора родилась у Арцеулова еще на фронте. Путем чисто теоретических исследований он пришел к выволу, что при попадании машины в штопор нужно отдавать ручку управления от себя, а нажатием на педаль отклонять руль направления в сторону, обратную штопо ру обычно, летчики попавшие в штопор, старались приподнять опущенный вращающейся нос самолета и тянули ручку управления на себя, чем еще более усугубляли ситуацию. Откомандирование на Качу ускорило осуществление замысла проверить теоретические расчеты на практике. Это произошло в 11 часов утра 24 сентября 1916 года. Машина, управляемая Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле летчика перешла в крутое пикирование. В том же полете Арцеулов повторил штопор, сделав уже 5 витков.

Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолеты из штопора, а в октябре штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы. Так грозный штопор был побежден и стал фигурой высшего пилотажа. Вскоре русские военные летчики - ученики Арцеулова - стали применять "штопор" и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в "штопор". Обманутый противник, думая, что самолет сбит, прекращал стрельбу. Тогда отважные авиаторы выводили машину из "штопора" и на бреющем полете уходили из зоны обстрела. Трудно даже представить, сколько жизней летчиков спас своими рискованными полетами Константин Арцеулов. После Октябрьской революции Арцеулов продолжал готовить кадры военных летчиков одним из его учеников был Валерий Чкалов , испытывал самолеты в 1923 году он испытывал первый советский истребитель - моноплан И - 1 конструкции Н.

Поликарпова , работал в гражданской авиации, был одним из организаторов советского планеризма. В 1923 году поднял в воздух первый планер собственной конструкции всего создал 5 планеров. На 1-х Всесоюзных планерных испытаниях 1923 года планер А-5 был удостоен главного приза, на нем летчик Л. Юнгмейстер установил рекорд продолжительности полета - 1 час 2 минуты 30 секунд. В 1927 году К. Арцеулов переходит в Гражданскую авиацию, называемую "Добролет", для выполнения очень сложных аэрофотосъемок на огромной территории страны. С 1927 по 1933 годы он ежегодно улетал на своем изрядно потрепанном "Юнкерсе-21" в далекие экспедиции в Пермь, где провел аэрофотосъемку для составления более точных карт Предуралья, а также в Западную Сибирь, Удмуртию. Проводил съемку в Курганской и Омской областях.

Летчик-испытатель Константин Арцеулов: внук Айвазовского, покоривший небо

На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе. Участник 1-й мировой войны, в начале её служил в кавалерии, командовал взводом, прапорщик [1]. В 1915 году сдал экзамен на военного лётчика. Затем служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации. Здесь осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации. Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени и тремя другими орденами.

Через упорный труд и преданность своим идеалам, Николай Константинович Арцеулов смог достичь уникальных результатов. Его работы и исследования стали основой для дальнейших разработок и вдохновили многих последователей. Не только профессиональный успех, но и личные качества делают Николая Константиновича Арцеулова знаменитым и уважаемым человеком.

Учился в Морском кадетском корпусе, затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, в начале её служил в кавалерии, командовал взводом, прапорщик. В 1915 году сдал экзамен на военного лётчика. Затем служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации.

Работа на сборке, как никакая иная, помогла ему подробно ознакомиться с конструкцией и устройством самолёта в целом.

А ещё при заводе была открыта авиационная школа «Гамаюн». Но ещё 12 августа 1910 г. Я попросил разрешения опробовать мотор и сделать несколько пробежек по полю аэродрома. Мне охотно разрешили. Я совершил несколько коротких пробежек, опробовал эффективность рулей, а затем взлетел. После трёх кругов над полем, уточнив направление ветра, снизился и произвёл посадку».

Его определили в кавалерию, военная авиация тогда только формировалась. Впрочем, месяцы, проведённые на этой службе, не пропали даром для лётного дела. В записях Арцеулова имеется пометка: «А 4. Строил, отбывая военную службу в кавалерийском полку, имея звание пилота- авиатора». В мае 1913 г. Арцеулова произвели в младшие унтер-офицеры, а в августе того же года уволили в запас.

Как легко догадаться, жизнь на гражданке оказалась недолгой. Однако Константин Константинович ещё успел поработать как художник — проиллюстрировать книгу «Легенды Крыма», составителем которой была его мать, Жанна Ивановна. Крым я любил… Разглядывая мои графические рисунки, отец, несколько озадаченный, с комическим изумлением произнёс: «Однако, Костик, откуда ты так хорошо знаешь анатомию женского тела? В качестве персонажа одной из татарских легенд Константин изобразил самого себя. Иллюстрация из книги «Легенды Крыма» С началом Первой мировой войны младший унтер-офицер Арцеулов был мобилизован. Первый год войны он провёл в кавалерии, командиром взвода уланского полка, все время в рейдах впереди передовой линии.

Воевал лихо, заслужил три ордена, но не переставал просить о переводе в авиацию. Шеф русской авиации великий князь Александр Михайлович, наконец, дал своё согласие, и Арцеулова командировали в Севастопольскую школу авиации, для обучения на военного лётчика. Он прибыл в школу 5 апреля 1915 г. В 1915 — 1916 гг. Особенно ценные разведывательные данные он доставил летом 1916 г. К трём орденам, которые Константин Константинович заслужил, воюя в кавалерии, прибавились ещё два: святой Анны 4-й степени и святого Владимира 4-й степени.

И в это время он находил возможность рисовать. Сохранился альбом с его фронтовыми зарисовками и акварелями. Между тем, обстановка в воздухе менялась. В начале войны основной функцией авиаторов была разведка, но после тарана Нестерова на борту самолётов появились пулемёты, зародилась и стала быстро развиваться истребительная авиация, а значит, потребовались пилоты особой квалификации — лётчики-истребители. После двух месяцев тренировок Арцеулов вновь возвращается на фронт и за следующие два неполных месяца проводит 18 успешных воздушных боев. В сентябре 1916 г.

Штопор 73 Севастопольская школа, называемая также Качинской, по имени протекающей невдалеке речушки, в то время была главным центром практической авиации, лабораторией техники полёта. Программа в отделении истребителей была насыщенной: высший пилотаж, стрельба по воздушным и наземным целям — словом, все, без чего уже тогда не мог успешно воевать истребитель. Сюда назначались лучшие ученики, уже прошедшие курс школы и отделение высшего пилотажа. Истребительное отделение, которым руководил Арцеулов, давало курс углублённый. Полёты становились всё сложнее, а значит, росла вероятность аварий. На заре авиации множество машин гибло, попадая в штопор.

Лётчик, а затем авиаконструктор В. Невдачин вспоминал известные ему случаи: «В 1911 году поручик Краховецкий на Мокотовском поле в Варшавской школе авиации перешёл в штопор на самолёте «Фарман 4». Самолёт был разбит вдребезги. Лётчик отделался царапинами. На том же аэродроме в 1912 году лётчик Супневский со штопора разбил свой «Блерио», отделавшись небольшими ушибами. В Петербургском аэроклубе было несколько аналогичных случаев с лётчиками Раевским, Агафоновым и другими.

Пока самолёты имели незначительную скорость 55—65 километров в час , штопоры кончались для лётчиков относительно благополучно… и эти случаи не вызывали большого беспокойства. Тревожным было лишь то, что из штопора никому не удавалось выйти.

Художник фантаст К. К. Арцеулов

Время чтения 5 мин. Просмотры 3. Обновлено 25. Между тем о достижении Константина Арцеулова, научившегося выводить самолет из штопора, тогда почему-то не писали. Хотя достижение его было несомненным. До победного полета Арцеулова в сентябре 1916 года только одному летчику удалось случайно вывести самолет из штопора. Неосторожно снизив скорость и «задрав» при этом нос самолета, Парк свалился в штопор на высоте 200 метров. Стремясь выйти из неконтролируемого падения, он увеличил обороты двигателя и попытался поднять нос самолета, но безуспешно. Центробежная сила прижала летчика к стенке кабины, и, чтобы ослабить скорость вращения, он инстинктивно изо всей силы потянул руль поворота в сторону, противоположную вращению. Из-за этого самолет выровнялся всего в 15 метрах над землей. Вильфред Парк повторно набрал высоту и благополучно приземлился.

Но спасение Парка так и осталось счастливой случайностью, в то время как Константин Арцеулов проделал опасный эксперимент, понимая, чем рискует, и зная, как надо действовать, чтобы достичь успеха. И его опыт был тут же «растиражирован» среди коллег. Несомненный приоритет России в одной из важнейших областей! И при этом — ни слова! Может быть, советские «пропагандоны» конца 1940-х годов ничего не знали об открытии К. А может быть, знали, да не та была у Константина Константиновича биография, чтобы о ней сообщать советским читателям? Происхождение у Арцеулова было совсем не пролетарское, хотя славное. С отцовской стороны он принадлежал к известной морской династии.

Список литературы: Галлай, М. Выдающиеся русские летчики. Ефимов, П. Нестеров, Е. Крутень, К. Маркс; худ. Аннотация: Это факсимильное издание. Посвящен выпуск Жанне Ивановне Арцеуловой. Сергеев-Ценский, С. Сергеев-Ценский; худож. Пасечников, И. Исторические фотосюжеты: Внук Айвазовского - покоритель "штопора" Арцеулов и др. Демьяненко, И. Сомов, Л. Пупкова, Н. Если бы не Крым... Беспалова, Н. Константин Арцеулов. Шевченко, Т. Осенние дебюты крымских авиаторов: Первый полет, первая авиашкола, первые планеры - российская авиация начиналась в Крыму: С.

Он пришёл к выводу, что в критической ситуации следует отклонять ручку вперёд, к приборной доске, «от себя», в направлении штопора. Эксперимент прошёл удачно. Арцеулов остановил самолёт в штопоре — сначала после двух витков, а потом и после шести. Арцеулов предложил ввести побеждённый штопор в список фигур высшего пилотажа, обязательный для истребителя.

В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году инструктор в Севастопольском аэроклубе. Участник 1-й мировой войны, в начале её служил в кавалерии, командовал взводом, прапорщик. В 1915 году сдал экзамен на военного лётчика. Затем служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации. Здесь осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации. Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени и тремя другими орденами.

Жизнь авиатора и художника Константина Константиновича Арцеулова. Часть 1

Жизненный штопор Арцеулова. Один из первых летчиков России Константин Константинович Арцеулов родился 29 мая 1891 года в Ялте в семье потомственного моряка. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Арцеулов Константин Константинович (1891−1980) — художник-маринист, иллюстратор, летчик-планерист. Родился в семье корабельного инженера Константина Николаевича Арцеулова и. Вашему вниманию представляем первый факт из юбилейной серии: Художник Константин Арцеулов. Симферопольский аэропорт, который носит сегодня имя Ивана Айвазовского, мог бы носить имя его не менее знаменитого внука – Константина Арцеулова.

Подвиг лётчика Константина Арцеулова

Был репрессирован, после чего перестал летать на самолетах и стал планеристом и художником-оформителем. Блестящий и техничный акварелист. Оформил более пятидесяти книг, правда, в основном, не фантастических. Участвовал в издании Детской энциклопедии. Галлая «Жизнь Арцеулова» Политиздат 1985г.

Число катастроф от срыва в штопор особенно возросло во время войны, когда условия боевых полетов потребовали от летчиков выполнения резких эволюций при встрече с противником. Идея выхода из штопора родилась у Арцеулова еще на фронте. Путем чисто теоретических исследований он пришел к выводу, что при попадании машины в штопор нужно отдавать ручку управления от себя, а нажатием на педаль отклонять руль направления в сторону, обратную штопору обычно, летчики попавшие в штопор, старались приподнять опущенный вращающейся нос самолета и тянули ручку управления на себя, чем еще более усугубляли ситуацию. Откомандирование на Качу ускорило осуществление замысла проверить теоретические расчеты на практике.

Это произошло в 11 часов утра 24 сентября 1916 года. Машина, управляемая Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле летчика перешла в крутое пикирование. В том же полете Арцеулов повторил штопор, сделав уже 5 витков. Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолеты из штопора, а в октябре штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы. Вскоре русские военные летчики — ученики Арцеулова — стали применять штопор и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в штопор. Обманутый противник, думая, что самолет сбит, прекращал стрельбу. Тогда отважные авиаторы выводили машину из штопора и на бреющем полете уходили из зоны обстрела. Трудно даже представить, сколько жизней летчиков спас своими рискованными полетами Константин Арцеулов.

После Октябрьской революции Арцеулов продолжал готовить кадры военных летчиков одним из его учеников был Валерий Чкалов , испытывал самолеты 1923 году он испытывал первый советский истребитель — моноплан И-1 конструкции Н. Поликарпова , работал в гражданской авиации, был одним из организаторов советского планеризма. В 1923 году поднял в воздух первый планер собственной конструкции всего создал 5 планеров. На 1-х Всесоюзных планерных испытаниях 1923 года планер А-5 был удостоен главного приза, на нем летчик Л. Юнгмейстер установил рекорд продолжительности полета — 1 час 2 минуты 30 секунд.

Константин Арцеулов с успехом применял ее в воздушных боях. Он воевал дерзко, самоотверженно. Находясь в действующей армии немногим более года, совершил свыше 210 боевых вылетов. За мужество и отвагу Арцеулов был удостоен 5-ти воинских орденов. Его имя стоит в одном ряду с именами выдающихся российских летчиков - асов Первой мировой войны, таких как А.

Казаков, Е. Ерутень, В. Фронту нужны были летчики - истребители. Их не хватало. Осенью 1916 года Управление воздушным флотом назначило Арцеулова обучающим офицером класса истребителей в Качинскую школу. Вскоре он стал начальником истребительного отделения. В то время считало сь, что сорвавшийся в штопор самолет не имеет выхода из него. Число катастроф от срыва в штопор особенно возросло во время войны, когда условия боевых полетов потребовали от летчиков выполнения резких эволюций при встрече с противником. Идея выхода из штопора родилась у Арцеулова еще на фронте. Путем чисто теоретических исследований он пришел к выволу, что при попадании машины в штопор нужно отдавать ручку управления от себя, а нажатием на педаль отклонять руль направления в сторону, обратную штопо ру обычно, летчики попавшие в штопор, старались приподнять опущенный вращающейся нос самолета и тянули ручку управления на себя, чем еще более усугубляли ситуацию.

Откомандирование на Качу ускорило осуществление замысла проверить теоретические расчеты на практике. Это произошло в 11 часов утра 24 сентября 1916 года. Машина, управляемая Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле летчика перешла в крутое пикирование. В том же полете Арцеулов повторил штопор, сделав уже 5 витков. Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолеты из штопора, а в октябре штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы. Так грозный штопор был побежден и стал фигурой высшего пилотажа.

Задумка родилась на фронте: слишком часто доводилось хоронить товарищей, погибших из-за попадания в «штопор». В теории всё отлично, не хватало практики. Как истинный испытатель крымчанин проверял на себе. На высоте 2000 метров 24 сентября 1916 года Константин Арцеулов ввёл самолёт в «штопор» и, сделав 3 витка, вывел машину в крутое пикирование. Повторил для «закрепления», уже пройдя 5 витков. Вскоре «штопор» стал фигурой высшего пилотажа, включённой в курс обучения лётчиков-истребителей. Сколько жизней на фронте когда намеренно, уходя в «штопор», лётчики обманывали противника , на испытаниях спас рискованный поступок крымчанина, не счесть. Красный лётчик Он был одним из тех, кто сохранил знаменитую «Качу» в гражданскую войну. Стал красным военлётом, сформировавшим в «Каче», теперь уже Тренировочной авиашколе Южного фронта, 1-й Красный социалистический авиационный отряд. Потом - Москва, начальник лётной части 1-й высшей школы красвоенлётов. Многие из тех, кого обучал инструктор Арцеулов, стали знаменитыми. Константин Константинович гордился товарищами, так же влюблёнными в небо. Крымчанин не только учил, он испытывал новую технику. Чуть не погиб, испытывая истребитель «ИЛ-400» истребитель с мотором «Либерти» мощностью 400 лошадиных сил , но, едва оправившись от переломов, согласился на испытания доработанного «ИЛ-400 бис». На счету Арцеулова - около сотни испытанных самолётов и, конечно, любимые планёры. Свой пятый строил уже не в одиночку, основав первый в истории страны кружок любителей-планеристов «Парящий полёт», в который входили будущие знаменитые авиаконструкторы Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Олег Антонов и другие. Для всесоюзных слётов планеристов он выбрал полюбившуюся ещё с детства гору Узун-Сырт. Здесь в 1929 году Константин Арцеулов испытывал новый планёр - на этот раз «Коктебель», созданный двумя Сергеями - Люшиным позже авиаконструктором, создателем одной из первых советских катапульт и Королёвым будущим создателем космической техники. Аэрофотосъёмки, уже во время работы в гражданской авиации, для уточнения карт Предуралья и Сибири, будущего Турксиба; почётный знак «За налёт 500000 километров и выше» на тот момент самый большой и...... По навету в 1933 году Константин Арцеулов оказался в Архангельске. Довелось вспомнить о морской и художественной стезе: работал мотористом на катере, художником-проектировщиком Госзеленстроя, оформляя набережную Северной Двины. Реабилитировали его через три года, но внук Ивана Айвазовского понимал: в авиацию уже не вернуться.

Арцеулов К.К.

Итак, в наш город вернулся Константин Арцеулов. Что же привело его в Гатчину на этот раз? Ответа пока нет. В доме на Люцевской он прожил до начала 1915 года. Кислов В. Константин Константинович Арецеулов (1891–1980) // Владислав Кислов. Страничка гатчинского краеведа. Константин Арцеулов с успехом применял её в воздушных боях, 18 раз выходя победителем в схватках с противником. Константин Константинович Арцеулов — русский и советский лётчик, художник-иллюстратор, внук художника Ивана Константиновича Айвазовского. Арцеулов Константин Константинович — художник-маринист, иллюстратор, летчик-планерист. Родился в семье корабельного инженера Константина Николаевича Арцеулова и Жанны. Проявился во внуке Айвазовского и талант художника. Константин Арцеулов, член Союза художников СССР, оформил более 50 книг и 240 номеров журнала «Техника — молодёжи».

Победитель "штопора": как великий летчик открывал небо

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 29 мая исполняется 130 лет со дня рождения знаменитого летчика, планериста и художника-иллюстратора Константина Арцеулова, внука великого мариниста И.К. Айвазовского. О жизни. Константин Константинович Арцеулов — выдающаяся личность, чей вклад оставил неизгладимый след в истории авиации и искусства. Арцеулов Константин Константинович (17 (29) мая 1891, Ялта — 18 марта 1980, Москва) — известный русский летчик и художник-иллюстратор, внук великого российского художника. Имя Константина Константиновича Арцеулова присвоено аллее в Приморском районе Санкт-Петербурга (Арцеуловская аллея). Впервые в истории преднамеренный ввод самолёта в штопор осуществил 24 сентября 1916 года на аэроплане «Ньюпор-21» российский военный лётчик Константин Арцеулов.

Арцеулов, Константин Константинович

Летали в Гатчине. Самостоятельно Константин вылетел после... Затем работал лётчиком — инструктором. Первую мировую войну Константин начал в кавалерии, заслужив за неполных 8 месяцев пребывания на фронте 3 награды. Несмотря на нехватку в армии лётчиков к началу Первой Мировой войны в авиационных частях России насчитывалось лишь 200 пилотов; недокомплект составлял 90 человек , ему лишь в начале 1915 года удалось перевестись в авиацию. Воевал он довольно успешно. Летая на "Фармане", выполнял задания по разведке и корректировке артиллерийской стрельбы. Во время одного из вылетов а летал Арцеулов больше всех, по несколько вылетов в день , он встретил в воздухе возле аэродрома германский "Альбатрос С. Завязался бой и Арцеулов этот "Альбатрос" подбил. Самолёт немного пострадал при падении, но лётчик остался жив и его удалось "откачать" в госпитале, а самолёт достаётся Константину, как трофей.

Самолёт привезли на аэродром, механики и мотористы быстро его отремонтировали и он стал вполне пригодным для полётов. Перебрали мотор, поставили новый винт, залатали крылья. Даже внесли некоторые усовершенствования в саму конструкцию: маслорадиатор с верхнего крыла переместили на борт фюзеляжа. Выхлопной патрубок, торчащий спереди и сильно коптящий, убрали под двигатель, что было технически более верно и даже улучшало аэродинамику самолёта. На этом трофейном "Альбатросе" Константин Арцеулов совершал смелые полёты на разведку в расположение противника и привозил ценные данные перед готовящемся наступлением нашей армии. В начале Июня 1916 года совместно с Е.

Как приручали штопор На заре авиации штопор был главной опасностью для летчиков. Никто не знал, чем вызвано это явление. Курсировали самые дикие предположения. Например, о том, что наряду с воздушными ямами в небе существуют и воздушные воронки — словно в воде. Попав в такую воронку, самолет, вращаясь, летит к земле. Во время Первой мировой войны самолеты стремительно совершенствовались, их скорости возросли — поэтому проблема штопора особенно обострилась. Но из-за войны прервалась и нормальная коммуникация между авиаторами разных стран, проблему невозможно было решить коллективно. Известно, что многие отважные пилоты пытались найти средство от этой напасти. Документально зафиксирован единственный случай, когда летчик до Арцеулова намеренно ввел самолет в штопор и вывел из него. Это сделал австралийский испытатель и пилот-спортсмен Гарри Хоукер. Но использованный Хоукером способ вывода из штопора распространения не получил. Заслуга Арцеулова состояла в том, что он разработал и сделал всеобщим достоянием способ борьбы с неконтролируемым вращением, доступный любому пилоту. Штопор перестал быть фатально аварийной ситуацией. Он превратился в фигуру высшего пилотажа, которой в Севастопольской школе стали обучать летчиков. Но говорить о полной победе над штопором нельзя было еще долгие десятилетия. Так называемые штопорные характеристики каждого самолета индивидуальны. Другие склонны сваливаться в штопор при малейшей оплошности пилота и трудно из него выводятся. Кроме того, для вывода может элементарно не хватить высоты. Но в любом случае стандартный алгоритм действий летчика при штопоре — тот, что придумал Арцеулов. По итогам испытаний в Крыму лучшим был признан планер А-5 конструкции самого Арцеулова, установивший несколько рекордов. Конечно, не все конструкции были столь совершенны. Выбравшийся из больницы Константин Константинович давал советы по их доработке. К носу планера «Мастяжарт» для компенсации неправильной центровки пришлось прикрутить... Тем не менее это сооружение поднималось в воздух и летало, а его автор Сергей Ильюшин вырос в гениального конструктора, создателя штурмовика Ил-2. Кого только не было среди первых планеристов! Совсем юный Саша Яковлев, будущий разработчик Як-3 — лучшего истребителя Второй мировой. И Сергей Королёв, только начинавший присматриваться к возможностям ракет.

В действительности же справиться с неконтролируемым падением аэроплана и превратить его в фигуру высшего пилотажа летчику помогли мужество и летное мастерство. Как вспоминал сам Константин Арцеулов, анализируя поведение самолета в «штопоре», когда никакие движения рулями высоты не помогают, он пришел к выводу, что главная ошибка пилотов — попытка поднять нос машины. Вместо этого, решил Арцеулов, нос нужно опустить еще сильнее, направив аэроплан перпендикулярно земной поверхности, и только после этого пытаться выводить его в пике. Свои теоретические построения Константин Арцеулов проверил 24 сентября 1916 года. Поднявшись на высоту два километра, он ввел свой «Ньюпор» в штопор, сделал три витка — и с помощью придуманных им приемов безошибочно вывел машину из опасного маневра. После чего, вновь поднявшись, повторил эксперимент, сделал уже пять витков и вновь прервал штопор. С этого дня опасное явление больше не было смертным приговором пилотам, а летчиков Севастопольской школы начали учить не только выходить из штопора, но и использовать его в бою как фигуру высшего пилотажа. Свободный полет Встретив Февральскую, а потом и Октябрьскую революции в должности начальника истребительного отделения Севастопольской офицерской школы авиации, Арцеулов благополучно пережил и германскую оккупацию Крыма, и пришествие Белой армии. В своих воспоминаниях он писал, что все это время сотрудничал с большевистским подпольем. Вероятно, так оно и было, потому что после освобождения полуострова знаменитого пилота пригласили в Москву преподавать в школе красных военных летчиков. Среди курсантов, обучавшихся у Арцеулова, были такие будущие звезды советской авиации, как Михаил Водопьянов их дружба продолжалась до самой смерти и Валерий Чкалов. Обучая красных военных летчиков, Константин Арцеулов все больше переключался на планеры. В Москве начала 1920-х нашлось достаточное количество любителей этих летательных аппаратов, чтобы организовать при поддержке командования красной авиации кружок «Парящий полет». Вскоре члены кружка приступили к постройке планера А-5, сконструированного их председателем. Аппарат собирали прямо в Петровском дворце, где базировался «Парящий полет». Правда, за штурвалом сидел не сам конструктор А-5: в это время Константин Арцеулов еще лечил два перелома, полученных во время неудачных испытаний первого советского истребителя И-400 конструкции Николая Поликарпова. За следующие десять лет летчик Арцеулов сделал невероятно много для советского планеризма. Среди любителей свободного полета, работавшего над конструкциями планеров вместе с ним, были такие будущие знаменитости, как Александр Яковлев и Сергей Королев, Олег Антонов и Сергей Ильюшин.

Любопытно, что немцы какое-то время принимали его за своего, зато при возвращении, при перелете линии фронта частенько свои открывали беглый огонь. С начала 1916 года на русско - германском фронте началась тщательная подготовка к весеннему наступлению русской армии, которое вошло в историю Первой Мировой войны под названием Брусиловского прорыва. В этом авиации суждено было впервые в истории сыграть важную роль: обеспечить разведанными Генштаб. Арцеулову особенно запомнились полеты в районе узловой станции Езерна, где германское командование начало крупное сосредоточение своих войск. Впоследствии он вспоминал: "Наш штаб армии был особенно заинтересован в том, что происходило на станции Езерна, защищенной исключительно сильным зенитным огнем. Многократные попытки пробиться к станции оканчивались неудачно. Русская авиация несла большие потери в людях и самолетах при разведывательных полетах... Некоторое время Арцеулов летал на истребителе "Ньюпор-XI" с оригинальной пулеметной установкой конструкции В. Своеобразие вооружения заключалось в том, что легкий пулемет был установлен довольно высоко над центропланом, параллельно оси двигателя, для стрельбы вне диска винта. Пулемет мог откидываться почти в вертикальное положение и им можно было пользоваться как шкворневым для ведения огня снизу вверх. Получалась своеобразная пулеметная установка, в которой была осуществ лена комбинация неподвижного пулемета с подвижным. Константин Арцеулов с успехом применял ее в воздушных боях. Он воевал дерзко, самоотверженно. Находясь в действующей армии немногим более года, совершил свыше 210 боевых вылетов. За мужество и отвагу Арцеулов был удостоен 5-ти воинских орденов. Его имя стоит в одном ряду с именами выдающихся российских летчико в - асов Первой мировой войны, таких как А. Казаков, Е. Ерутень, В. Фронту нужны были летчики - истребители. Их не хватало. Осенью 1916 года Управление воздушным флотом назначило Арцеулова обучающим офицером класса истребителей в Качинскую школу. Вскоре он стал начальником истребительного отделения. В то время считало сь, что сорвавшийся в штопор самолет не имеет выхода из него. Число катастроф от срыва в штопор особенно возросло во время войны, когда условия боевых полетов потребовали от летчиков выполнения резких эволюций при встрече с противником. Идея выхода из штопора родилась у Арцеулова еще на фронте.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий