Социально экономический смысл пенсии

Право на социальную пенсию по старости возникает на пять лет позже назначения страховой пенсии по старости. То есть с 2024 года женщины могут получать такую пенсию с 63 лет, а мужчины — с 68 лет.

Экономическое значение пенсионной системы РФ

Пенсионную систему России нельзя однозначно отнести к той или иной группе. Так, при формировании пенсионного обеспечения в РФ суммируются индивидуальный и солидарный тариф. Сейчас Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставить гражданам материальное обеспечение в виде пенсии. Пенсия — регулярное ежемесячное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые: достигли пенсионного возраста пенсия по старости , имеют инвалидность, потеряли кормильца. По месту официальной работы работодатель вносит пенсионные отчисления за своего сотрудника в течение его трудовой жизни. Данные отчисления позволят сотруднику обеспечить себя при наступлении обстоятельств, позволяющих получать пенсию после перерасчёта всех условий. За сотрудником остаётся право выбора финансового института, в который будут инвестированы его пенсионные средства. Также каждый гражданин имеет возможность увеличивать свои пенсионные средства за счёт добровольных взносов. Более того, были введены добровольные профессиональные пенсионные взносы, материально поддерживающие людей, занятых во вредных производствах.

Отчисления предприятия в фонд социального страхования с экономической точки зрения являются частью его издержек производства, но издержек особого рода. Эти издержки имеют сходство с налоговыми отчислениями в том экономическом значении, что они экономически обособляются от оборота фондов капитала предприятия, выпадая из сферы компенсации его затрат. Это служит основанием известного и широко распространенного мнения, что источником пенсионных денежных выплат являются средства предприятий работодателей. Сходство страховых отчислений как источника денежных выплат пенсий с налоговыми отчислениями предприятия состоит лишь в том, что оба вида этих отчислений экономически обособляются и выпадают из дальнейшего оборота средств предприятия. Пенсии уплачиваются из средств социального страхования, отчисляемых предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами по установленным тарифам в процентах не из фонда заработной платы рабочих и служащих, являющейся частью оборотных средств предприятия, а сами отчисления этих средств входят в издержки производства. Часть, которая отчисляется, является частью стоимости необходимого продукта, принимая форму пенсии как дохода работника наряду с заработной платой. Предприятие делает пенсионные отчисления за счет части доходов своих работников, экономически обособляя эту часть от кругооборота и оборота всех своих средств, направляя её в пенсионный фонд, утрачивая собственность на нее и право дальнейшего распоряжения ею.

В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств фактически за счёт других лиц , применительно к программам социального страхования финансовыми источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Базовые характеристики института пенсионного обеспечения, выгодно отличающие его от других институтов социального страхования, таковы: - во-первых, - законодательно вмененная обязательность для страхователей — работников и работодателей — внесение страховых взносов; личное же страхование, как правило, носит добровольный характер и не является столь массовым по охвату по числу застрахованных ; - во-вторых, - публичный вид правоотношений субъектов социального страхования, с помощью которого достигается обязательность по закону участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых. Это позволяет отказаться от обременительной процедуры оформления индивидуальных договоров и контроля их исполнения между страхователями работодателями и работниками и страховщиками в пользу застрахованных личное страхование носит частный характер гражданско-правовых взаимоотношений ; - в-третьих, - безусловное по закону право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев виды выплат, услуги и их размеры тоже определены законодательно , в том числе и в судебном порядке; - в-четвертых, высокая надежность сохранности страховых средств, обеспечиваемая финансированием «с колес» и не позволяющая им обесцениться. Этот параметр достигается посредством солидарности поколений и применением государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств; - в-пятых, - относительная «дешевизна» для населения страны по сравнению с личным страхованием , гарантируемая массовым характером обязательного участия в нем практически всех работающих и бесприбыльными формами организации работы личное же страхование является в своей основе коммерческим, и его организаторы занимаются главным образом «выгодными» клиентами ; - в-шестых, - самоуправляемость форм организации обязательного социального страхования, ключевая роль в решении соответствующих вопросов самими наиболее заинтересованными субъектами представителями работодателей и работников. В итоге это укрепляет личную ответственность застрахованных и солидарность работодателей и работников, создает условия для достижения в обществе социального согласия, ослабления конфликтных ситуаций и их предупреждения. По мнению западногерманских специалистов по социальной политике, «государственная власть поступает правильно, когда концентрирует свои усилия на выполнение задач, которые не может никому перепоручить. Все другие задачи следовало бы вывести из сферы компетенции государства. Это предохраняет механизм государства от перегрузок и облегчает достижение консенсуса». Совокупность её норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа — это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счёт которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком понимании. Вторая группа — отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, то есть совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа — отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. В её структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, государственные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них — назначение и выплата пенсий, исчисление страхового стажа, перерасчеты, индексация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсий и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним. Каковы же основные принципы пенсионного обеспечения? Система пенсионного обеспечения в России базировалась на принципах обязательного социального страхования и социальной помощи с использованием распределительных механизмов финансирования. Отсюда следует, что значительный объем финансовых ресурсов пенсионной системы использовался для перераспределения с целью поддержания определенного уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров. Следующим элементом, устанавливающим страховой принцип в пенсионном обеспечении, является законодательное закрепление порядка, при котором среднемесячный заработок при назначении пенсий за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.

Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если его безвестное отсутствие удостоверено в установленном порядке. Не имеют права на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца дети умершего кормильца, обучающиеся в образовательных учреждениях дополнительного образования, каковыми являются учреждения и курсы повышения квалификации, художественные и музыкальные школы, школы искусств, спортивные школы, дома детского творчества и иные подобные образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии. Однако, поскольку мы говорим о лицах в возрасте от 18 до 23 лет, то дополнительное образование они чаще всего получают одновременно с основным, и в этом случае факт обучения в образовательных учреждениях дополнительного образования не влияет на право получения пенсии по случаю потери кормильца. Для оформления пенсии по случаю потери кормильца необходимо подготовить следующие документы: заявление о назначении пенсии, паспорт, свидетельство о регистрации по месту жительства на территории РФ, вид на жительство для иностранных граждан и лиц без гражданства , свидетельство о рождении или свидетельство об усыновлении для детей до 14 лет , свидетельство о смерти кормильца либо решение суда о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим, документы, подтверждающие страховой стаж: документы об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемые территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального персонифицированного учета и документы, подтверждающие родственные отношения с кормильцем, - свидетельства о рождении, усыновлении, заключении или расторжении брака. Таким образом, с указанной даты пенсия по случаю потери кормильца формально не делится на какие-либо части. При этом размер данной пенсии определяется путем суммирования двух составляющих долей, подсчитываемых разными способами. Первая составляющая доля - фиксированный базовый размер пенсии, размер которой установлен законом, вторая - определяется расчетным путем исходя из расчетного пенсионного капитала умершего кормильца. С 1 апреля 2010 г. N 167 были проиндексированы [14,c. Повышенный фиксированный базовый размер пенсии по случаю потери кормильца, как и до 1 января 2010 г. В заключение можно сделать вывод о том, что социальная пенсия это один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия гарантируется государством, так как важной задачей любого социального государства является уровень благосостояния его граждан, и, прежде всего граждан пожилого возраста. Пенсия по старости защищает доход человека в период старости. Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства вправе получать социальную пенсию по инвалидности. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении обладают правом на социальную пенсию по случаю потери кормильца. Глава 2. Анализ и перспективы развития законодательства о социальных пенсиях 2. Анализ уровня социальных пенсий в 2015-2017 годах Прожиточный минимум пенсионера ПМП в Российской Федерации рассчитывается на основании корзины потребителя и данных статистики о размерах потребительских цен на непродовольственные товары и продукты питания. Устанавливается каждый год законом о бюджете страны на соответствующий финансовый год и на плановый период. Величина ПМП в общем по РФ для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии установлена в размере 8540 рублей на 2017 год в 2016 году он составлял 8803 рубля в соответствии с ч. Минимальный размер пенсии по старости не должен быть ниже размера ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера. Но, когда такая ситуация все же возникла, пенсионеру назначаются дополнительные социальные выплаты на такую сумму, чтобы пенсионная выплата уравнялась с региональным прожиточным минимумом. Доплата устанавливается по заявлению гражданина и трудоустроенным пенсионерам эта выплата не полагается. Размер социальной доплаты к пенсии зависит от нескольких параметров: а величины прожиточного минимума в общем по стране и в соответствующем регионе; б места жительства гражданина и времени проживания на определенной местности; в общей суммы материального обеспечения. Согласно Закону N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», если общая сумма материального обеспечения пенсионера меньше установленного в регионе его проживания, который при этом ниже ПМП в общем по России, то гражданину назначат федеральную социальную доплату к пенсии. В случае, когда общая сумма материального обеспечения пенсионера меньше регионального ПМП, превышающего ПМП в общем по Российской федерации, гражданину назначат к пенсии региональную социальную доплату [17,c. При определении общей суммы обеспечения безработного пенсионера считаются все пенсионные выплаты, в том числе стоимость набора социальных услуг, дополнительное материальное обеспечение, осуществляемое ежемесячно, другая социальная помощь, установленная законами региона в денежном выражении, но исключая единовременные меры социальной поддержки. Следует заметить, что меры соц. Исключением являются денежные эквиваленты по оплате услуг связи, проезда на общественном транспорте, жилищно-коммунальных услуг. Чтобы подать заявление на оформление федеральной социальной доплаты нужно подойти в Пенсионный фонд. Региональная соцдоплата выплачивается органами Соцзащиты населения региона. Статья 25 закона N 166-ФЗ обязывает представителей государственной власти ежегодно индексировать размер пенсии социального типа с учетом темпов роста ПМП в нашей стране за прошедший год.

Понятие социальной пенсии и основания для её установления

Их значение обусловлено ролью права в достижении целей социального обеспечения. Содержание правовых отношений в структуре социального обеспечения определяется входящими в нее экономическими, социальными, политическими отношениями. что это такое. Определение пенсии и пенсионного обеспечения, кратко простыми словами. Выход на пенсию и размер выплат в 2024 году. Социальное пенсионное обеспечение также имеет важное значение для поддержки экономического развития. Пенсии, получаемые пожилыми людьми, являются источником дохода, который они могут потратить на товары и услуги. Их значение обусловлено ролью права в достижении целей социального обеспечения. Содержание правовых отношений в структуре социального обеспечения определяется входящими в нее экономическими, социальными, политическими отношениями.

Виды пенсий

Как отмечает К. Основания для назначения социальной пенсии различны: наступление инвалидности I, II, III степени, наступление инвалидности в детстве, смерть одного или обоих родителей ребенка в возрасте до 18 лет, достижение преклонного возраста. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, конкретно определен. Категория «дети-инвалиды» выделена в качестве самостоятельной категории получателей социальной пенсии. К ней относятся дети от рождения до достижения возраста 18 лет совершеннолетия , имеющие врожденную или приобретенную инвалидность.

Как правило, инвалидность назначается на определенное время, по истечении которого получателю пенсии необходимо пройти переосвидетельствование, то есть повторную медико-социальную экспертизу. Периодичность переосвидетельствования зависит от группы инвалидности. Инвалидам I группы переосвидетельствование необходимо проводить один раз в 2 года, инвалидам II и III групп — один раз в год, а детям-инвалидам — один раз в срок, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». Срок очередного переосвидетельствования указывается в документах, подтверждающих инвалидность.

Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование. При пропуске инвалидом установленного для него срока переосвидетельствования выплата назначенной пенсии приостанавливается. Приостановка выплаты пенсии производится по истечении срока действия выписки из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы, которая находится в пенсионном деле. Выплата пенсии приостанавливается органом Пенсионного фонда РФ, на основании изданного им распоряжения.

Из общего правила есть исключения.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного и страхового фондов, образуемых в качестве внебюджетных государственных фондов и страховых, частных пенсионных фондов предприятий. Государственный пенсионный фонд формируется из отчислений предприятий, предпринимателей, организаций, из которых и выплачиваются пенсии гражданам, а негосударственные пенсионные фонды аккумулируют денежные средства вкладчиков и участников с последующей выплатой им пожизненных или разовых пенсий. Средства социального страхования образуются из страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами по установленным тарифам в процентах к фонду заработной платы. Эти средства являются затратами предприятия, которые входят в себестоимость продукции, то есть черпаются из себестоимости продукции предприятий. Величина этих затрат определяется установленным тарифом в процентах к заработной плате, она входит в суммарную денежную выручку предприятия от реализации его продукции. Отчисления предприятия в фонд социального страхования с экономической точки зрения являются частью его издержек производства, но издержек особого рода.

Эти издержки имеют сходство с налоговыми отчислениями в том экономическом значении, что они экономически обособляются от оборота фондов капитала предприятия, выпадая из сферы компенсации его затрат.

В соответствии с пунктом 1 ст. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации [3].

Размер доплаты пересчитывается при увеличении вознаграждения, выплачиваемого депутатам Государственной Думы [4]. В 2017 году средняя пенсия в России составляла 13,7 тысячи рублей [53]. В 2017 году общий объём пенсий и пособий, выплачиваемых за месяц Пенсионным фондом РФ составлял 664,7 млрд рублей, а после Пенсионной реформы , в апреле 2020 года, уменьшился до 469,2 млрд рублей [54].

Основные статьи: Пенсионная реформа в России 2019—2028 и Законопроект о пенсионной реформе в России 2018 Осенью 2018 года, несмотря на массовые протесты россиян, был принят закон о повышении пенсионного возраста точное название документа: «Федеральный закон от 03. Согласно принятой схеме [55] , при сохранении прежней структуры пенсионной системы в целом, возраст выхода на страховую пенсию по старости для мужчин женщин 1959 1964 года рождения повысится до 60,5 55,5 лет, 1960 1965 года рождения — до 61,5 56,5 лет, 1961 1966 года — до 63 58 лет, 1962 1967 года — до 64 59 лет, а с 1963 1968 года рождения составит 65 60 лет. Параллельно будет расти возраст выхода на социальную пенсию: так, мужчины женщины 1954 1959 года рождения смогут получать её в 65,5 60,5 лет, а с 1958 1963 года рождения — только в 70 65 лет.

Досрочный выход на пенсию для отдельных категорий граждан сохраняется [56]. Российские пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, получили с 2019 года право на надбавку к пенсии по старости в размере 5 334 рублей размер фиксированной выплаты в 2018 году составлял 4892 рубля. В марте 2019 года Государственная Дума приняла закон, по которому предусматривается индексация всех пенсий.

Согласно поправкам, при подсчете общего материального обеспечения пенсионера из него будет исключена сумма индексации пенсий, ее будут выплачивать сверх величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания. Таким образом, получателю социальной доплаты к пенсии выплата сумм индексации всегда будет обеспечена сверх прожиточного минимума. В 2020 году, по словам вице-премьера России Татьяны Голиковой , средний размер пенсий составит 15 000 рублей, а средний размер страховых пенсий по старости для неработающих пенсионеров — 16 400 тысячи рублей.

В общей сложности в бюджете Социального фонда на выплату пенсий заложено более 9,5 трлн рублей, из которых 9 трлн приходится на страховые пенсии [58]. В ноябре 2023 года Госдума приняла в последних чтениях законы об увеличении с 1 января 2024 года пенсий неработающим пенсионерам и с 1 октября 2024 года — пенсий военным и приравненным им лицами.

По состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывалось 4637 человек, докупивших себе баллы [37]. Предельная величина базы, выше которой взимается пониженный тариф страховых взносов, меняется каждый год и, например, в 2019 году составляла 1 150 000 рублей для ПФР и 865 000 — для ФСС [41].

На каждого отчисляющего взносы в пенсионный фонд открывается индивидуальный лицевой счет [42]. Граждане России вправе отложить свой выход на пенсию по старости на срок от 1 года до 10 лет. При более позднем выходе пенсия увеличивается. Так, по состоянию на 2020 год повышающий коэффициент при выходе на пенсию на 1 год позже составляет 1,07 для страховой пенсии и 1,056 для фиксированной выплаты.

В случае, если гражданин отложил выход на пенсию на 10 лет, то эти коэффициенты составят 2,32 и 2,11 соответственно. В 2019 году число граждан, отложивших выход на пенсию по старости составило по данным Пенсионного фонда Российской Федерации 30 тысяч человек [43]. Согласно индексу AgeWatch, Россия в 2014 году заняла 65-е место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров, а по занятости и образованию — 21-е [44]. По другим данным, Россия занимает 40-е место из 43 стран по условиям жизни для пенсионеров [45] [46].

При этом пенсия главы Ханты-Мансийска — 127 000—213 000 рублей при средней пенсии в регионе в 18 200 рублей, глава Екатеринбурга получает пособие по выслуге лет от 107 000 до 156 000 рублей при средней пенсии в регионе в 13 600 рублей, мэр Воронежа в 2017 году получал от 190 000 до 320 000 рублей при средней пенсии не больше 11 000 рублей, глава Улан-Удэ получал 190 000—260 000 рублей при средней пенсии в 12 700 рублей, а глава Ростова-на-Дону получает 122 000—166 000 рублей [47]. Низкий уровень пенсионного обеспечения самих пенсионеров и доходов зарплат их ближайших родственников детей и т. По состоянию на 2020 год работающие пенсионеры ограничены в праве на перерасчет пенсии по старости — с учетом выплаченных работодателем взносов. По итогам истекшего года работающий пенсионер может получить не более трех пенсионных баллов [49].

Уровень занятости пенсионеров значительно различается в северных и южных регионах. На Дальнем Востоке доля пенсионеров, которые продолжают работать, значительно выше средней по России.

Социальное пенсионное обеспечение

При определении ее размера учитываются накопления на индивидуальном счете застрахованного. Государственная по гособеспечению — ежемесячная денежная выплата от государства за выслугу лет, достижение определенного возраста или компенсация вреда, причиненного здоровью военнослужащих, жертв техногенных катастроф и так далее. На минимальную социальную пенсию могут рассчитывать граждане, достигшие 60 и 65 лет возраст женщин и мужчин соответственно , физлица, относящиеся к немногочисленным народам Севера в возрасте 50 и 55 лет соответственно, а также инвалиды I, II и III группы. Кроме того, ее могут получить лица, потерявшие кормильца, иностранцы и физлица без гражданства РФ, проживающие в России более 15 лет. Особенностью страховой пенсии является требование по стажу, в зависимости от которой назначается определенный размер денежного обеспечения. Она бывает трех видов: по старости — начисляются при достижении определенного возраста; по инвалидности — размер пособия зависит от группы I, II или III , которую нужно подтвердить официально по результатам медэкспертизы; по потере кормильца — для детей до 18 лет, студентов-очников до 23 лет, родителей или супругов умершего при наличии инвалидности или достигших пенсионного возраста , а также родителя или супруга, занятого уходом за детьми и близкими родственниками погибшего, которым еще нет 14 лет. Примечательно, что на пенсию по потере кормильца могут претендовать не только родители, но и усыновители, а также не только родные, но и усыновленные дети. Взносы на накопительную пенсию учитываются в ПФР. Их можно инвестировать и приумножать, вкладываясь в инструменты финансового рынка. После снятия моратория на ее использование для лиц, переводивших средства в НПФ, накопления можно получить в виде всей суммы, срочных выплат, пожизненных отчислений в положенном размере или в виде компенсации правопреемнику.

Социальная пенсия. Социальная пенсия устанавливается нетрудоспособным гражданам, которые по каким-то причинам не приобрели права на другой вид пенсии п. Основания для назначения социальной пенсии: наступление инвалидности III, II, I степени, наступление инвалидности в детстве, смерть одного или обоих родителей ребенка в возрасте до восемнадцати лет, достижение преклонного возраста. Нетрудоспособные граждане— инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети до 18 лет а также старше этого возраста, но не больше 23 лет , потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие 55 и 50 лет соответственно мужчины и женщины , граждане, достигшие 65 и 60 лет, не имеющие права на пенсию, предусмотренную ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Новый Закон о о пенсиях. Вступил в силу с 1 января 2019 года. Пенсионный возраст для мужчин — 65 лет. Для женщин- 60 лет. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Длительное время в России на социалистическом историческом этапе не устанавливались пенсии тем, кто не работал или не осуществлял иной общественно полезной деятельности. До законодательного введения института социальных пенсий в систему пенсионного обеспечения нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие. Условиями назначения указанного пособия являлись отсутствие иных источников средств к существованию и отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных членов семьи. Решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось проверкой его материального и семейного положения, которую М. Захаров и Э. Тучкова назвали процедурой, унизительной для человека. При этом части нетрудоспособных лиц, не имеющих права на получение любого из видов пенсии, пособие не назначалось, так как они не отвечали установленным требованиям. В результате наиболее незащищенные слои населения оставались без какой-либо государственной материальной поддержки. Под влиянием международно-правового регулирования социально-обеспечительных отношений, а также в связи с принятием действующей Конституции РФ, провозгласившей наше государство социальным и правовым, была изменена правовая политика в деле пенсионного обеспечения нуждающихся, не выполнявших общественно полезной деятельности. Для этой категории нуждающихся лиц были установлены пенсии, названные в Законе о государственных пенсиях 1990 г. Впервые право на получение социальной пенсии для нетрудоспособных граждан было закреплено в Законе СССР от 15 мая 1990 г. Так, статья 113 указанного Закона предусматривала, что право на получение социальной пенсии имеют неработающие граждане при отсутствии права на трудовую пенсию: инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие возраста: мужчины 65 лет, женщины 60 лет; дети в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет. Сейчас в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение: пенсию получают все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста либо признанные инвалидами, независимо от каких-либо обстоятельств, в частности имущественного положения. Социальные пенсии предоставляются с учетом прожиточного минимума и обеспечивают материальные условия жизни при наступлении инвалидности, достижении установленного возраста, потере кормильца и в других социально значимых случаях. Пенсионеров, которым установлены социальные пенсии, насчитывается в нашей стране почти 1,4 млн. В Республике Крым социальную пенсию получает более 30,5 тыс. Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным рассматривать социальную пенсию как реализацию важнейших отраслевых принципов права социального обеспечения. Согласно принципу всеобщности пенсионного обеспечения, любое физическое лицо, проживающее в нашем государстве, включая иностранцев и лиц без гражданства, имеет право на пенсию при наличии соответствующих оснований и условий. Иными словами, в нашем государстве правом на пенсию обладает любой и каждый, кто достиг определенного возраста, стал инвалидом, потерял кормильца или служил государственным интересам. Однако всеобщее право на пенсию не означает и не должно приводить к абсолютному равенству всех в деле пенсионного обеспечения, поскольку вклад каждого в свое пенсионное будущее различен. Не могут и не должны быть уравнены в пенсионном обеспечении граждане, ставшие инвалидами при защите Родины, и лица, которые стали инвалидами, например, при совершении преступления. Гражданин, работавший во вредных условиях производства, не может получать одинаковую пенсию с тем, кто вообще не принимал участия в общественно полезной деятельности. Учитывая данное обстоятельство, законодатель дополняет и корректирует принцип всеобщности проявлением отраслевого принципа адресности, который Д. Агашев именует принципом дифференциации оснований, условий и уровня пенсионного обеспечения. Представляется, что для характеристики социальных пенсий не менее важное значение имеет такой принцип пенсионного права как принцип связи права на пенсию и ее размеров с трудом в той или иной форме его организации трудо-правовой, административной, гражданско-правовой. От этой идеи государство не отходило никогда и продолжает следовать ей в настоящее время. С помощью этого принципа: а осуществляется стимулирование трудоспособных граждан и занятых общественно полезной деятельностью; б проводится в жизнь избирательная политика государства, основанная на том, что более достойное обеспечение предоставляется тем, кто отдал больше государству. Представляется справедливым утверждение Л. Тарасовой, что дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения граждан, если она направлена на выравнивание стартовых возможностей граждан в приобретении пенсионных прав, не нарушает принципа социальной справедливости. Она допускается в целях защиты прав граждан, особо нуждающихся в социальной защите государства. Принцип всеобщности пенсионного обеспечения закреплен в Конституции Российской Федерации, статья 7 которой провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить статья 15 Конституции Российской Федерации. Соответственно, принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции Российской Федерации, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение. К основным законодательным актам, регулирующим в настоящее время вопросы назначения и выплаты пенсий, относятся: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В отечественном праве реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения заключается в равной и одинаковой для каждого возможности при наступлении установленных в законодательстве юридических фактов, являющихся одновременно и социально значимыми обстоятельствами, получить те или иные пенсионные выплаты независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других дискриминационных факторов. Принцип всеобщности проявляется в предоставлении иностранным гражданам и апатридам, постоянно проживающим в нашей стране, права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами России при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством статья 3 Закона N 166-ФЗ и статья 4 Закона N 400-ФЗ. К проявлениям названного принципа также можно отнести закрепленную в действующем законодательстве возможность выплаты пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью службой лицам, выезжающим на постоянное жительство за границу. Примером развития принципа всеобщности в российском пенсионном законодательстве служит вопрос о пенсионном обеспечении осужденных. Статья 124 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2002 г. Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П по делу о проверке конституционности статьи 124 названного Закона в связи с жалобами граждан Г. Ардерихина, Н. Попкова, Г. Бобырева, Н. Коцюбки положение указанной статьи в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации и утратило силу с 16 октября 1995 года. В отношении иных видов пенсий статья 124 Закона N 340-1 фактически утратила силу с 1 июля 1997 г. N 1-ФЗ. Статья 98 данного Кодекса устанавливает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Действующее пенсионное законодательство ограничений по выплате пенсий осужденным не содержит. С 1 января 2010 г. Социальная пенсия по старости может устанавливаться по достижении соответствующего престарелого возраста гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 лет у мужчин и 50 лет у женщин, другим гражданам по достижении возраста 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Социальные пенсии по инвалидности могут назначаться детям-инвалидам в возрасте до 18 лет или при установлении инвалидности I, II или III группы в период с 1 января 2004 г. Социальные пенсии по случаю потери кормильца могут быть установлены детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери. Необходимо отметить, что условия назначения социальных пенсий отдельным категориям граждан, как правило, поставлены в более жесткие рамки, чем условия назначения трудовых пенсий, а также других видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В частности, право на назначение социальных пенсий имеется только у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию по случаю потери кормильца, не совпадает с кругом лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Так, социальную пенсию по случаю потери кормильца могут получить только дети, тогда как при назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца или пенсии по случаю потери кормильца семьям погибших умерших военнослужащих, семьям граждан, пострадавших в связи с радиационными или техногенными катастрофами, семьям космонавтов круг таких членов семьи гораздо шире. Социальные пенсии по старости назначаются в более позднем возрасте, чем страховые пенсии по старости. В качестве исключения здесь можно рассматривать социальные пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые могут назначаться даже на 10 лет раньше, чем обычные страховые пенсии по старости, однако это связано с особенностями их среды обитания, образа жизни и хозяйствования, да и размеры таких социальных пенсий невелики. Вопросы пенсионного обеспечения отражены во многих международных договорах. Приведем лишь некоторые и наиболее значимые из них. Кроме того, ст. Таким образом,социальная пенсия это ежемесячная денежная выплата, финансируемая государством за счет средств федерального бюджета, предоставляемая нетрудоспособным гражданам, перечень которых определен на уровне закона и являющаяся основным или одним из основных источников средств существования пенсионера. Субъекты и объекты правоотношений в вопросах назначения социальной пенсии и особенности ее начисления До законодательного введения института социальных пенсий в систему пенсионного обеспечения нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие. При этом части нетрудоспособных лиц, не имеющих право на получение любого из видов пенсии, пособие не назначалось, так как они не отвечали установленным требованиям. Право на социальную пенсию имеют граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации. При этом следует отметить, что данное право распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ на основании выданного в установленном порядке вида на жительство. В том случае, если гражданин Российской Федерации выезжает на постоянное место жительства на территорию другого государства, он теряет право на получение социальной пенсии и выплата указанной пенсии ему прекращается. Нетрудоспособным может считаться гражданин, который или достиг преклонного возраста, или имеет инвалидность, или потерял кормильца. Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Как правило, при отсутствии других источников получения средств к существованию социальные пенсии являются для таких лиц важнейшей государственной гарантией материального обеспечения. В отдельных случаях социальная пенсия может быть назначена по выбору гражданина, который отвечает предусмотренным в Законе условиям ее получения и одновременно с этим отвечает условиям получения другого вида пенсии.

Была проведена значительная работа по учету многочисленных замечаний и предложений. К концу 2001г. Вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой одну из основных проблем российского законодательства. Данная проблема имеет много «белых пятен» в научных разработках и научном анализе эволюции развития пенсионной системы в нашей стране. Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является система пенсионного обеспечения. Предметом исследования является состояние и перспективы реализации российской пенсионной реформы. Целью выпускной квалификационной работы является анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: - дать определение пенсионной системе, определить её место и роль в системе социальной защиты населения; - рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России; - проанализировать причины пенсионного реформирования; - дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы; - охарактеризовать место Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении населения; - определить роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного законодательства. Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских социологов и учёных, исследующих проблемы по изучаемой теме: Ю. Голицина, В. Городецкого, Г. Дегтярева, М. Зурабова, Т. Малевой, М. Рашид, В. Роика, О. Синявской, Э. Структура данной работы представлена введением, двумя главами, заключением и приложениями. В первой главе раскрывается сущность пенсионного обеспечения, история пенсионного страхования в России. Во второй главе рассматриваются общие положения концепции пенсионной реформы, предпосылки реформирования и тенденции развития пенсионной системы, охарактеризована роль Пенсионного фонда и негосударственных пенсионных фондов в условиях проведения пенсионной реформы, раскрываются особенности работы государственного Пенсионного фонда, его сущность и структура, а также основы функционирования негосударственных фондов. Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований по проблемам пенсионного страхования. ГЛАВА 1. Оно сложилось как система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода либо повышенные расходы, малообеспеченность или бедность.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.14. Пенсионное обеспечение.

(Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности. В статье рассмотрена феноменология социально-экономического института пенсии с исторических и современных позиций. Социальные пенсии: понятие, условия назначения. Общие признаки социального пенсионного обеспечения. Специфические признаки социального пенсионного обеспечения. Социальная пенсия – главный источник средств существования пенсионера.

Тема: Социальная пенсия

Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Социального фонда России по месту нахождения этого учреждения. Экономический смысл пенсионного обеспечения заключается в том, что это часть национального дохода, который используется на потребление в целях содержания нетрудоспособных. В самом общем смысле пенсия – это наиболее рас-пространенный и характерный вид социального обес-печения престарелых и нетрудоспособных граждан, воплощенный в денежной форме [1]. Пенсия (от латин-ского слова pensio – платеж, уплата) – это регулярные. Пенсию в России гарантированно получает любой человек, даже если у него нет достаточного количества баллов пенсионного коэффициента. Такие граждане получают фиксированную социальную выплату, в 2023 году ее размер равняется 7567,33 рубля. Социальная пенсия в России — это форма пенсионного обеспечения от государства для граждан РФ, находящихся в трудных социальных или финансовых условиях.

Социальное пенсионное обеспечение

Какие виды пенсий существуют в России Коэффициент замещения характеризует соотношение среднего уровня индивидуальных выплат и среднего индивидуального заработка. Экономический смысл данного показателя состоит в оценке степени замещения пенсией заработной платы, ранее получаемой работником.
9.3 Экономическая природа пенсий и их место в поддержании и формировании семейных доходов Пенсия, социальные доплаты, федеральная доплата, региональная доплата, прожиточный минимум. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с выплатой социальных доплат к пенсии.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством.

Целевые ориентиры и современные тенденции развития пенсионного обеспечения в России

Порядок приобретения гражданства по рождению устанавливает ст. Гражданство РФ в результате приема в гражданство может быть приобретено в соответствии со ст. Прием в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется на основании соответствующих заявлений. В соответствии с п. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в России» определяет понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». В соответствии с нормами этого закона иностранными гражданами являются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства подданства иностранного государства. Лицом без гражданства в соответствии с этим законом признается физлицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства подданства иностранного государства. Право на восстановление в гражданстве имеют иностранные лица и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве РФ. Второе условие, необходимое для приобретения права на получение трудовой пенсии, — необходимо быть застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

К их числу относятся следующие категории граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ: - лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; - лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой индивидуальные бизнесмены, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты ; Пенсия Pension - это - лица, являющиеся членами крестьянских фермерских хозяйств; - лица, работающие за пределами территории России в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. В случае потери кормильца право на получение трудовой пенсии приобретают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, на момент его смерти находившиеся у него на иждивении. Условия назначения трудовых пенсий Основной перечень условий, соблюдение которых необходимо для назначения трудовых пенсий различных видов, содержится в главе 2 ФЗ «О трудовых пенсиях». Статья 7 содержит в себе указания на два основных условия, необходимых для получения трудовой пенсии по старости. Во-первых, для приобретения права на получение трудовой пенсии по старости необходимо достижение установленного законодательством возраста, с которого назначается трудовая пенсия по старости. Мужчинам трудовая пенсия по старости назначается в возрасте 60 лет, женщинам — в возрасте 55 лет. Во-вторых, для этого необходимо иметь не менее пяти лет страхового стажа. Для некоторых категорий граждан законодательство снижает возраст, необходимый для назначения пенсии по старости.

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит положения, в соответствии с которыми минимальный возраст, с которого может быть назначена пенсия по старости, устанавливается для мужчин в 50 лет и для женщин в 45 лет. Трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со ст. Инвалидами в соответствии со ст. Наличие инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Трудовая пенсия по инвалидности в соответствии с п. Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж, а также если инвалидность наступила в результате совершенного им уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, то ему назначается социальная пенсия. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается после потери смерти кормильца членам его семьи, на момент смерти состоявшим на его иждивении.

Состоящими на иждивении кормильца считаются те члены семьи, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Одному из членов семьи кормильца родителю, супругу, дедушке, бабушке, брату, сестре, ребенку, достигшему 18-летнего возраста , если этот член семьи занят уходом за детьми, братьями, сестрами, внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от того, состояли ли они на момент смерти кормильца на его иждивении или нет. Также имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, если они утратили источник средств к существованию. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии Перечень документов, необходимых для назначения трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден совместным Постановлением Министерства труда и социального развития и пенсионного фонда России от 27 февраля 2002 г. Во-первых, для назначения пенсии гражданин должен подать заявление о назначении соответствующего вида пенсии. Если гражданину назначается трудовая пенсия по старости, то к заявлению должны быть приложены следующие документы: - документ, удостоверяющий личность, возраст, местожительство и принадлежность к гражданству, — паспорт гражданина России, а в случае его отсутствия — иные документы, подтверждающие указанные сведения; - документы о страховом стаже гражданина — трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; - документы о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд — справка о среднемесячной заработной плате. Если на иждивении гражданина, которому назначается трудовая пенсия по старости, находились нетрудоспособные члены семьи, то необходимо представить: - документы, подтверждающие их нетрудоспособность, — справку об инвалидности или др. Если гражданин является иностранцем либо лицом без гражданства и претендует на назначение трудовой пенсии по старости, то ему необходимо представить вместе с трудовой книжкой, страховым свидетельством государственного пенсионного страхования и справкой о среднемесячной заработной плате за 60 месяцев подряд документы о местопребывании или документы, подтверждающие фактическое проживание на территории России.

Если гражданин, обратившийся за назначением трудовой пенсии по старости, постоянно проживает за рубежом, то он должен вместе с иными, необходимыми для назначения трудовой пенсии по старости документами предоставить документы, подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за рубежом. Если до назначения трудовой пенсии по старости изменялись фамилия, имя, отчество, то необходимо приложить документы об изменении фамилии, имени или отчества. Для большинства женщин таким документом служит свидетельство о браке. Если гражданин, обратившийся за назначением трудовой пенсии по старости, имеет инвалидность или ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени, то он прилагает к вышеперечисленным документы об установлении инвалидности или степени ограничения к трудовой деятельности заключение медико-социальной экспертизы, справку об инвалидности или др. Если лицо, обратившееся за назначением трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. Гражданин, обратившийся за назначением трудовой пенсии по инвалидности, должен приложить к своему заявлению о назначении трудовой пенсии по инвалидности следующие документы: - документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству паспорт гражданина РФ ; - документы об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности справку об инвалидности ; - документы о страховом стаже трудовую книжку, свидетельство государственного пенсионного страхования ; - документы о среднемесячном заработке за последние 60 месяцев справку о заработной плате. В необходимых случаях, кроме перечисленных документов, должны быть представлены документы о нетрудоспособных членах семьи; документы, подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении лица, обратившегося за назначением трудовой пенсии по инвалидности; документы о местопребывании или месте фактического проживания на территории России; документы, подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ; документы о смене фамилии, имени, отчества. При обращении гражданина за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца должны быть предоставлены следующие документы: - заявление о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца; - паспорт гражданина РФ; - трудовая книжка и свидетельство о государственном пенсионном страховании; - справка о среднемесячном заработке за период 60 месяцев; - документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем свидетельство о браке, свидетельство о рождении или др.

Все документы, необходимые для получения пенсии, подаются в орган пенсионного фонда РФ по месту жительства — в районное отделение ПФР. Виды трудовых пенсий Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», который содержит следующие виды пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность — взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин. Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования.

Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц. Основным гарантом пенсионного обеспечения в России выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Пенсия Pension - это Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 конституции РФ устанавливает, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 39 конституции РФ гарантирует каждому гражданину России социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях.

В экономической литературе функции пенсионного обеспечения практически не анализируются, несмотря на то,что они являются важным элементом теоретического исследования данной категории экономических отношений. Экономические функции заключаются в замещении временно или постоянно утраченных доходов лиц при наступлении названных выше случаев; в распределении части доходов работающего населения через страховые взносы, а также бюджетных средств на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Экономической особенностью пенсионного обеспечения является то, что оно оказывает существенное влияние на процесс воспроизводства рабочей силы. Здесь мы вправе рассматривать его как экономическую категорию, влияющую как на процесс воспроизводства совокупной рабочей силы, так и на общественное воспроизводство в целом. Эффективная современная система пенсионного обеспечения должна наглядно демонстрировать связь между доходами работающих и последующими размерами их пенсий. В процессе расширенного воспроизводства пенсионное обеспечение функционирует как реальная общественная потребность. Социальная функция предусматривает обеспечение достойного уровня жизни пенсионерам. В этом аспекте пенсионное обеспечение направлено на согласование экономических интересов между нетрудоспособными членами общества и той частью общества, которая создает материальные блага. Таким образом, пенсионное обеспечение как экономическая категория включает в себя совокупность экономических отношений по поводу:перераспределения части национального дохода в целях обеспечения регулярных денежных выплат, предоставляемых гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством;распределения экономических последствий социальных рисков в случаях наступления старости, инвалидности, потери кормильца между всеми участниками трудовой деятельности путем индивидуальноколлективного резервирования части своих текущих доходов заработной платы с помощью страховых и государственных механизмов управления и контроля. Ссылки наисточники1. Роик В. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. Павлюченко В. Социальное страхование. Реформирование пенсионной системы России: институциональный анализ:автореф. Социальное страхование: теория и практика. Социальная защита. Право социального обеспечения России. Батыгин К. Шайхатдинов В. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. Каминский П. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. Финогенова Ю. Пенсионное страхование. Аранжереев М. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения России. Кокорев Р. Как получить вторую пенсию в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. Коуз Р. Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. Фридмен М. Экономическая теория: хрестоматия. Самуэльсон П. Экономика: вводный курс. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России.

Также эти выплаты получают россияне с инвалидностью если человек без официального стажа и потерявшие кормильца если у кормильца отсутствует доказанный стаж. Ежегодно 1 апреля в России автоматически индексируют социальные пенсии. В 2022-м соцпенсии планировали поднять на 7,7 процента, но 16 марта было объявлено об их повышении на 8,6 процента. В прошлом году социальные пенсии выросли на 3,4 процента и достигли 10 183 рублей. Россияне, у которых есть право на пенсии из разных категорий, должны выбрать какую-то одну. Накопительная пенсия Накопительные пенсии - это пожизненные выплаты пенсионных накоплений, получившиеся благодаря страховым взносам работодателей и доходу от инвестирования этих взносов. Они должны выплачиваться каждый месяц. Рассчитать размер ежемесячный выплаты можно так: общую сумму пенсионных накоплений учтена в спецчасти индивидуального лицевого счета застрахованного человека разделить на 264 месяца ожидаемый период выплаты. У кого формируется накопительная пенсия: У работников 1967 года рождения и младше, когда их компании направляют страховые взносы на накопительную пенсию. У мужчин 1953—1966 годов рождения и женщин 1957—1966 годов, чьи работодатели отчисляли деньги на накопительную пенсию с 2002-го по 2004 год. У выбравших программу государственного софинансирования пенсий когда отчисления делает и сам человек, и его работодатель, и государство. Прием новых участников в программу закончился в декабре 2014 года. У людей, решивших использовать маткапитал, чтобы создать подушку пенсионных накоплений. РИА Новости До конца 2015 года все, кто хотел иметь накопительную часть пенсии, должны были определиться, какая компания будет ей управлять.

Предельная величина базы, выше которой взимается пониженный тариф страховых взносов, меняется каждый год и, например, в 2019 году составляла 1 150 000 рублей для ПФР и 865 000 — для ФСС [41]. На каждого отчисляющего взносы в пенсионный фонд открывается индивидуальный лицевой счет [42]. Граждане России вправе отложить свой выход на пенсию по старости на срок от 1 года до 10 лет. При более позднем выходе пенсия увеличивается. Так, по состоянию на 2020 год повышающий коэффициент при выходе на пенсию на 1 год позже составляет 1,07 для страховой пенсии и 1,056 для фиксированной выплаты. В случае, если гражданин отложил выход на пенсию на 10 лет, то эти коэффициенты составят 2,32 и 2,11 соответственно. В 2019 году число граждан, отложивших выход на пенсию по старости составило по данным Пенсионного фонда Российской Федерации 30 тысяч человек [43]. Согласно индексу AgeWatch, Россия в 2014 году заняла 65-е место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров, а по занятости и образованию — 21-е [44]. По другим данным, Россия занимает 40-е место из 43 стран по условиям жизни для пенсионеров [45] [46]. При этом пенсия главы Ханты-Мансийска — 127 000—213 000 рублей при средней пенсии в регионе в 18 200 рублей, глава Екатеринбурга получает пособие по выслуге лет от 107 000 до 156 000 рублей при средней пенсии в регионе в 13 600 рублей, мэр Воронежа в 2017 году получал от 190 000 до 320 000 рублей при средней пенсии не больше 11 000 рублей, глава Улан-Удэ получал 190 000—260 000 рублей при средней пенсии в 12 700 рублей, а глава Ростова-на-Дону получает 122 000—166 000 рублей [47]. Низкий уровень пенсионного обеспечения самих пенсионеров и доходов зарплат их ближайших родственников детей и т. По состоянию на 2020 год работающие пенсионеры ограничены в праве на перерасчет пенсии по старости — с учетом выплаченных работодателем взносов. По итогам истекшего года работающий пенсионер может получить не более трех пенсионных баллов [49]. Уровень занятости пенсионеров значительно различается в северных и южных регионах. На Дальнем Востоке доля пенсионеров, которые продолжают работать, значительно выше средней по России. В то же время в республиках Северного Кавказа высокая доля пенсионеров, занятых в неформальном секторе.

Виды пенсий

Пенсионное право России Как устроена пенсионная система. Достигнув преклонного возраста, человек обычно отправляется на заслуженный отдых и получает пенсию. Именно она становится основным источником дохода в старости для большинства людей.
Роль и значение пенсий для доходов населения курсовая работа Система пенсионного обеспечения Российской Федерации представлена различными видами пенсий, среди которых социальная пенсия устанавливается наиболее незащищенной категории, по различным причинам, оставшихся без средств к существованию.
Пенсионное обеспечение В будущем работники неформального сектора экономики смогут претендовать на получение только социальной пенсии, которая назначается на 5 лет позже установленного пенсионного возраста, то есть для женщин – в 65 лет, для мужчин – в 70 лет.

Система пенсионного обеспечения, её роль в экономике

Необходимо перенести основной вес пенсионного обеспечения на страховую часть пенсии, повысить роль негосударственных пенсионных фондов, оставив государству только социальный минимум пенсионного обеспечения. установление доплаты к социальным пенсиям с целью доведения дохода пенсионеров до суммы прожиточного минимума; администрирование средств, которые поступают по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию. федеральный бюджет; ответственный фонд - Пенсионный фонд РФ. Право на государственную социальную пенсию имеют нетрудоспособные граждане перечисленных ниже категорий. стабилизацию социального баланса в обществе, способствующего устойчивому экономическому развитию государства. Средства пенсионного обеспечения используются в виде денеж-ных выплат — пенсий. Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии. Целью данной работы является исследование сущности и основных особенностей социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения и их положения в современном обществе.

О пенсиях – без путающих подробностей

Накопительные пенсии 103 тысяч россиян с августа выросли на 10%, пояснили в пресс-службе Социального фонда. В частности, ежемесячную прибавку к пенсии 39,7 тысячи участников программы софинансирования пенсионных накоплений повысили на 9,83%. Личная доля тарифа страхового вклада составляет пенсионные накопление и значение будущих выплат, согласно установленным нормам в социально направленной рыночной экономике. То есть все зависит от стажа и официальной установленной заработной платы. В пенсионном законодательстве понятие «минимальный размер пенсии» не содержится. Однако концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. предусматривает, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины. Социальное пенсионное обеспечение также имеет важное значение для поддержки экономического развития. Пенсии, получаемые пожилыми людьми, являются источником дохода, который они могут потратить на товары и услуги. денежное пособие, выплачиваемое при наступлении пенсионного возраста. Коэффициент замещения характеризует соотношение среднего уровня индивидуальных выплат и среднего индивидуального заработка. Экономический смысл данного показателя состоит в оценке степени замещения пенсией заработной платы, ранее получаемой работником.

Пенсионная система России

Несовершеннолетние дети получают социальную пенсию по потере кормильца, если постоянно живут в России и потеряли одинокую мать или обоих родителей. Совершеннолетнему ребенку положена такая же пенсия на время очного обучения, но не дольше чем до 23 лет. Социальная пенсия по потере кормильца, как правило, меньше такой же страховой. Поэтому чаще всего ее получают дети, умершие родители которых не работали официально или работали недолго и поэтому у них сформировалась небольшая страховая пенсия.

Пенсионная система России в современном виде существует с 1 января 2002 года и включает в себя такие элементы как: обязательно пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. В настоящее время нет четкого понимания места пенсионной системы в рамках социальной защиты и социальной политики. Связано это с тем, что в научной среде нет единого подхода к содержанию понятий «социальная политика», «социальная защита», «социальное обеспечение». Множество определений, зачастую содержательно пересекающихся, свидетельствуют о том, что данная область знаний в нашей стране еще далека от окончательного становления и находится в процессе формирования. В качестве основного критерия соотношения понятий, связанных с пенсионной системой, выбраны объекты, на которые распространяется рассматриваемые понятия. Социальная политика рассматривается как часть государственной политики вообще, как концептуальный подход и деятельность государства и других социальных институтов по регулированию социальной сферы общества и ее развития. Объектом социальной политики является социальная сфера и ее развитие.

Социальная защита - одно из направлений социальной политики государства по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других подобных обстоятельств. Таким образом, объектом, на который распространяется понятие «социальная защита», выступает все население страны. Социальное обеспечение и социальное страхование - равнозначные элементы социальной защиты. Различие этих понятий видится в объекте, на который они распространяются. Так, социальное страхование понимается как защита от рисков, которые могут наступить или уже случились; направлено социальное страхование, как на экономически активных членов общества, так и на вышедших из состава таковых. Социальное обеспечение - это некая поддержка, социальная помощь, оказываемая государством или иными социальными организациями людям, неохваченным системой социального страхования, то есть объектом, на которое распространяется это понятие, выступает экономически неактивная часть населения. Таким образом, пенсионная система, формируемая тремя институтами: пенсионным обеспечением, пенсионным страхованием и дополнительным негосударственным пенсионным страхованием, входит в систему социальной защиты. Каждый из институтов пенсионной системы является разновидностью элемента социальной защиты. Составляющие пенсионной системы различаются по объекту, на который направлена их деятельность. Объектом пенсионного обеспечения являются экономические неактивные граждане, вне зависимости от наличия у них трудового страхового стажа.

Объектом государственного пенсионного страхования и частного, являются экономически активные члены общества и вышедшие из состава таковых, но при условии наличии у них трудового страхового стажа. Функция пенсионной системы рассматривается нами как целенаправленная деятельность, имеющая своей целью реализовать ту или иную роль в обществе. Сущность любой системы заключается в ее функциях, а эффективность функционирования системы во многом зависит от правильности определения и условий реализации функций. Функции пенсионной системы следует рассматривать в комплексе, как все возможные направления деятельности пенсионной системы. Реализация этих функции должна способствовать достижению цели всей пенсионной системы - обеспечение нормального уровня жизни всем категориям пенсионеров. В научной среде нет единства формулировок и нет определенности в том, какие же функции выполняет государственная пенсионная система. На наш взгляд, функции пенсионной системы должны представлять комбинацию из функций пенсионного страхования, пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного страхования, так как они согласовываются между собой. Результаты систематизации позволили представить следующую классификацию функций пенсионной системы: воспроизводственная, социальная, перераспределительная, стимулирующая, политическая. Исходя из сущности пенсионной системы и ее места в социальной политике и в целом в системе социально-трудовых отношений, указанный перечень не охватывает все направления деятельности пенсионной системы. Учитывая точку зрения, что функции могут быть открыто провозглашенными и латентными, можно сказать, что все перечисленные ранее функции пенсионной системы относятся к явным, совпадающим с открыто провозглашенными целями и задачами пенсионной системы.

Однако, они не учитывают влияния пенсионной системой на рынок труда и социальный статус пенсионера. В качестве латентных функции нами рассматриваются регулирующая и статусная функции. Выделение этих функций важно в связи с тем, что пенсионная система имеет возможность прямо и косвенно регулировать выход на рынок труда работников старших возрастных категорий. Прямое регулирование достигается через установление общепринятого возраста выхода на пенсию, а так же условиями и списками работников, имеющих право на досрочную пенсию. Косвенное регулирование достигается путем различных программ, стимулирующих к более раннему или более позднему выходу на пенсию, а так же за счет соотношения размеров пенсии и заработной платы, которое складывается на рынке труда. Таким образом, изменение размеров пенсии сказывается на сроках пребывания работников на рынке труда. Это место пенсионера по отношению к другим пенсионерам, как по горизонтали, так и по вертикали. Эта функция во многом вытекает из реализации стимулирующей функции. Если обеспечивается тесная связь заработной платы и пенсии, то человек выходя на пенсию, не теряет свой социальный статус. В социальном государстве человек, выйдя на пенсию, не должен считать, что его жизнь закончена, что он больше не нужен своему государству.

Содержание функций пенсионной системы: Воспроизводственная - удовлетворение минимальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни. Социальная - предоставление нормального уровня жизни тем, кто вышел за приделы трудоспособного возраста или утратил трудоспособность; пенсионная система должна не только способствовать воспроизведению затраченной энергии, но и давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ — медицинские услуги, качественный отдых, культурный досуг и т.

В настоящее время зачастую используется более политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья». Государственная социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации строится в соответствии с основными международными документами в области прав человека и инвалидности. В соответствии с положениями ч. Основным международно-правовым актом является Конвенция «О правах инвалидов». Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах инвалидов» Федеральным законом от 3 мая 2012 г.

N 46-ФЗ [12,c. В связи с принятием данного Федерального закона происходит становление нового стратегического пути социального развития России. Поскольку социальная политика государства формируется через законодательные акты разного уровня, для разработки обоснованных предложений и рекомендаций по их изменению необходим глубокий анализ действующей нормативной базы и ее практического исполнения. Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17. Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности. Социальную пенсию по инвалидности назначает территориальный орган Пенсионного фонда РФ самостоятельно на основании имеющихся у него данных: социальная пенсия по инвалидности - со дня установления группы инвалидности.

По общему правилу для назначения пенсии по инвалидности потребуются: паспорт; заявление о назначении пенсии; документы, подтверждающие установление инвалидности и степень ограничения трудоспособности. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии по инвалидности, можно уточнить у должностного лица территориального органа ПФР, принимающего документы. Социальная пенсия по случаю потери кормильца Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Под потерей кормильца законодатель понимает его смерть или безвестное отсутствие. Факт смерти регистрируют отделы ЗАГС. В свидетельстве о смерти содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, дате и месте смерти. Это свидетельство является основным документом, подтверждающим факт смерти и его дату.

Первым из условий является потеря, то есть смерть кормильца. Второе условие - это нетрудоспособность члена семьи умершего кормильца. Третье условие - это нахождение нетрудоспособного члена семьи при жизни кормильца на его иждивении, однако для некоторых членов семьи нахождение на иждивении не является обязательным условием. Так, для неработающих одного из родителей или супруга либо дедушки, бабушки умершего кормильца, независимо от возраста и трудоспособности, а также для брата, сестры либо ребенка умершего кормильца, достигшего возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющим право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, основанием для возникновения права на получение пенсии по случаю потери кормильца является не нахождение на иждивении, а осуществление ухода за малолетними детьми умершего кормильца. Кроме того, независимо от нахождения на иждивении, право на получение пенсии по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию. Четвертое условие - это наличие у умершего кормильца страхового стажа, независимо от его продолжительности. Под потерей кормильца в общем случае предполагается его смерть, факт которой зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.

Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если его безвестное отсутствие удостоверено в установленном порядке. Не имеют права на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца дети умершего кормильца, обучающиеся в образовательных учреждениях дополнительного образования, каковыми являются учреждения и курсы повышения квалификации, художественные и музыкальные школы, школы искусств, спортивные школы, дома детского творчества и иные подобные образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии. Однако, поскольку мы говорим о лицах в возрасте от 18 до 23 лет, то дополнительное образование они чаще всего получают одновременно с основным, и в этом случае факт обучения в образовательных учреждениях дополнительного образования не влияет на право получения пенсии по случаю потери кормильца. Для оформления пенсии по случаю потери кормильца необходимо подготовить следующие документы: заявление о назначении пенсии, паспорт, свидетельство о регистрации по месту жительства на территории РФ, вид на жительство для иностранных граждан и лиц без гражданства , свидетельство о рождении или свидетельство об усыновлении для детей до 14 лет , свидетельство о смерти кормильца либо решение суда о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим, документы, подтверждающие страховой стаж: документы об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемые территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального персонифицированного учета и документы, подтверждающие родственные отношения с кормильцем, - свидетельства о рождении, усыновлении, заключении или расторжении брака. Таким образом, с указанной даты пенсия по случаю потери кормильца формально не делится на какие-либо части. При этом размер данной пенсии определяется путем суммирования двух составляющих долей, подсчитываемых разными способами.

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы. Основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, что бы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из орбиты общественного производства в силу естественных причин, и прежде всего наступление старости. Другими словами, это система принудительная. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства. Экономическая сущность заключается в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может определяться и уже давно не определяется в развитых странах ценной «живого» труда в период её функционирования непосредственно в процессе производства она включает в себя и другие оплачиваемые период, прежде всего пенсионный период в жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия. Иногда экономическую сущность сводят к уплате страховых взносов, поскольку такие взносы составляют основу фонда. Эти взносы, естественно, отражают стоимость рабочей силы, являются одним из её элементов. Однако надо иметь ввиду, что распределение платежей между работником и работодателем не имеет существенного значения. Законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно сложная и разветвленная система нормативных актов, регламентирующих данный вопрос. Как известно, эта система имеет довольно сложную структуру. Во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая закрепляет основные права и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической силе стоят Конституционные Федеральные законы. Немного ниже идут Федеральные законы, затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты. Источники пенсионного обеспечения можно разделить на три группы: Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда МОТ. В соответствии с п. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. Важное место отводится Основам законодательства РФ « Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых- право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи. Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов например, Указ Президента РФ « О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г. Четвертую группу среди подзаконных актов занимают постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения пенсии, пособия, компенсации. Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Правительства РФ от 12 августа 1992 г. Глава 3. Социальные пенсии. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения. Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей физических, социальных и др. Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии. В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета. Социальные пенсии представляют собой способ материального обеспечения нетрудоспособных лиц, не имеющих по различным причинам права на трудовую пенсию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий