Учрежден петром великим 22 февраля 1711

22 февраля 1711 г. Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе. 1 марта 1711 г. Доклад О наборе из дворовых людей, по случаю войны с Турцией, из двух третьего человека, в рекруты. 22 февраля 1711 года по указу царя был учрежден Сенат как государственный орган России.

Реформы Петра I

Указом императора от 28 марта 1714 г. В 1718-1722 гг. Была введена должность генерал-прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка.

Ход войны и внешняя политика не подлежали его ведению. Сенат унаследовал от консилии два вспомогательных учреждения: Расправную палату, как особое судное отделение, и Ближнюю канцелярию, состоявшую при Сенате для счета и ревизии доходов и расходов. Но временная комиссия, какою является Сенат в 1711 г.

Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций. По списку 1705 г. Из приказов в Москве оставались только требующие и расходующие, как Военный, Артиллерийский, Адмиралтейский, Посольский. В столице сосредоточивалось финансовое потребление, а добывала губернская администрация; но в Москве не оставалось учреждения для высшего распоряжения финансовым добыванием и для верховного надзора за финансовыми потребителями, т. Среди своих военно-стратегических и дипломатических операций Петр как будто не замечал, что, учреждая 8 губерний, он создавал 8 рекрутских и финансовых контор для комплектования и содержания полков в борьбе с опасным врагом, но оставлял государство без центрального внутреннего управления, а себя — без прямых ближайших истолкователей и проводников своей державной воли.

Таким проводником не мог быть министерский съезд в Ближней канцелярии без определенного ведомства и постоянного состава, из управителей, занятых другими делами и обязанных подписаться под протоколом заседания, чтобы сим явить свою "дурость". Тогда Петру нужна была не государственная Дума, совещательная или законодательная, а простая государственная управа из немногих толковых дельцов, способных угадать волю, поймать неясную мысль царя, скрытую в лаконической шараде наскоро набросанного именного указа, разработать ее в понятное и исполнимое распоряжение и властно присмотреть за его исполнением, — управа настолько полномочная, чтобы ее все боялись, и настолько ответственная, чтобы и самой чего-нибудь бояться. Alter ego царя в глазах народа, ежеминутно чувствующий над собою царское quos ego, — такова первоначальная идея Сената, если только какая-либо идея участвовала в его создании. Сенат должен был решать дела единогласно.

По указу 1718 все президенты коллегий были сделаны сенаторами. Этот порядок существовал недолго; медленность делопроизводства в Сенате заставила признать, что президенты коллегий не имеют времени, чтобы нести труды сенатора. Также Петр нашёл, что Сенат, как инстанция над коллегиями, не должен состоять из сидящих в коллегиях лиц. Современники указывали и на то, что президенты коллегий, будучи сенаторами, подавляли своих «советников» и уничтожали всякое значение коллегиального рассмотрения дел. Пётр 30 мая 1720 года повелел учредить должность рекетмейстера для приёма челобитных в Сенат на коллегии и на канцелярии. Рекетмейстер вскоре приобрёл огромное значение в качестве надзорного органа за делопроизводством в коллегиях.

Из всех учреждений, состоявших при Сенате, наибольшее практическое значение имела прокуратура, появившаяся 12 января 1722 года. Прокуратура собой представляла сложную и стройную систему надзора не только над Правительствующим Сенатом, но также над всеми местными и центральными административными и судебными учреждениями.

При Сенате был учрежден ряд контор: рекетмейстерская по принятию прошений на имя царя и жалоб на действия чиновников; герольдмейстерская, контролировавшая службу дворян и регистрировавшая дворянские фамилии, и ряд других. В 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов. После учреждения министерств 1802 за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора хотя неоднократно предпринимались попытки вернуть ему прежнее значение. К середине XIX в. Сенат состоял из 12 департаментов.

После Судебной реформы 1864 г. Сенат был преобразован и к началу ХХ в.

Девять друзей Петра

  • Правительствующий Сенат
  • Главная навигация
  • Правительствующий Сенат - Традиция
  • I. Реформы Петра Великого
  • Указом Петра I учрежден Сенат
  • Настоящий Патриот нашего Отечества

Какой высший государственный орган был учреждён при петре i?

Как уже говорилось, орден Святой Великомученицы Екатерины был учреждён Петром I в честь супруги Екатерины. Первоначально он назывался орденом Освобождения и предназначался исключительно Екатерине. Собираясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ 22 февраля 1711 г., который гласил: "Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления". 5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий Сенат — высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти.

300 лет Правительствующему Сенату

Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возникает. При все более теряющих свое значение приказах Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Значения Сената не подорвало и учреждение 1718—1720 коллегий, несмотря на то, что их регламенты, заимствованные из Швеции, где коллегии были высшими учреждениями в государстве, не определяли отношения коллегий к Сенату, который иностранные руководители реформы — Фик и другие — предполагали, по-видимому, упразднить. Наоборот, с учреждением коллегий, куда отошла масса текущих мелких дел, значение Сената только повысилось.

Тайная канцелярия, ведавшая сыском и преследованиями по политическим преступлениям, Главный магистрат, образованный в 1720 г. В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Слайд 11 Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент 1720 , представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности.

Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» 1722. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное. Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе.

Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти по вертикали и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Слайд 12 Реформы местного и городского управления. Указом от 18 декабря 1708г. В 1713-1714 г. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Слайд 13 В 1713 г. Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места.

При огромных расстояниях в нашей стране и средствах сообщения того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась. Слайд 14 Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны.

Была проведена реформа, ведомство разделилось на 5 департаментов, появляется кабинет министров, за руководство которым боролись Бирон, Остерман и Миних. Период с 1741 по 1917 год При Елизавете правительствующий сенат вновь получил большие полномочия, вплоть до законодательной деятельности и влиянию на иностранную политику. Однако все введения императрицы отменил Петр III. При Екатерине II активно продолжалось формирование государственного строя Российской империи. Великая властительница не особо доверяла членам Сената и по возможности старалась изъять из учреждения те или иные ведомства и передавала их под контроль доверенным людям, таким как князь Вяземский, Шувалов и Чернышев.

Окончательно сформировалось положение о высшем органе власти в период правления Александра I. Сразу же после воцарения он всерьез взялся за восстановление высокой роли Правительствующего сената в государственном управлении. Итогом его стараний стал указ от 8 сентября 1802 года, ставший последним законодательным актом, полностью разъясняющим права и обязанности этой организации. В таком виде учреждение просуществовало вплоть до 1917 года, когда было упразднено. Устройство Правительствующего сената Первоначально уклад центрального органа власти имел очень простую структуру, указы Петра в основном касались его обязанностей и порядка действий. Но с ростом значения сената в жизни страны постепенно осложнялись его задачи, требовалась четкая иерархия управления. В общем виде Правительствующий сенат имел следующую организацию: Основную работу осуществляли сенаторы, их назначал император из числа гражданских и военных чинов, только члены кассационного департамента должны были иметь опыт работы не менее трех лет в должности обер-прокурора. Учреждение включало несколько департаментов их количество постоянно менялось , объединенных присутствий и общих собраний.

В разных составах и видах существовала своя канцелярия, обычно она состояла из секретного, приказного, губернского и разрядного стола. Еще при Петре выделяется «расправная плата», рассматривающая челобитные и фискальные доношения. Сенатские конторы, в обязанности которых входило осуществление управления коллегиями со всей страны. При каждом последующем императоре устройство правительствующего сената постоянно менялось, в зависимости от эпохи упразднялись или добавлялись новые ведомства и структуры, устанавливался иной порядок избрания и ведения делопроизводства. Основные функции За двухсотлетнюю историю центрального органа государственной власти оно претерпело множество изменений. Постепенные преобразования привели к тому, что Правительствующий сенат, функции которого были прописаны в специальном императорском указе, имел уникальные права, включающие в себя как толкование законов, так и надзор за деятельностью подконтрольных учреждений. Одна из важнейших его функций - это возможность обнародовать законы либо отказывать в их официальном опубликовании. Члены совета осуществляли контроль за нормативностью государственных актов, выполнял толкование законов, именно их решение являлось окончательным.

Правительствующий сенат осуществлял надзор за правомерностью действий министров, министерств, губернских начальств. При обнаружении нарушений, организация была вправе потребовать объяснений и при необходимости наказать. Он производил наблюдение за выборами в земские собрания, Государственную думу, городские думы, купеческих, мещанских, ремесленных учреждений, рассматривал жалобы дворян. Сенат имел право в случае выявления грубых ошибок в службе губернских руководителей, выносить им замечание и издавать соответствующие указы. Кассационный департамент правительствующего сената осуществлял руководство судебной системой в России, выносимые им решения уже не подвергались обжалованию. Уникальность полномочий правительствующего органа заключалась еще и в том, что члены совета имел право возбуждать уголовное преследование высших административных лиц, уездных представителей дворянства и других чиновников. Особенности в назначение сенаторов При Петре I члены совета, помимо службы в этой центральной организации, осуществляли и другие государственные поручения. Потому в источниках того времени часто можно встретить упоминание о прохождении заседания не в полном составе.

Кто-то был назначен послом в Европу, кто-то отправлялся по специальным поручениям в уездные города Империи, так и получалось, что все обязанности исполняли 5-6 человек. Основную функцию управления несли на себе сенаторы в департаментах, причем первоначально в их составе не было замечено выдающихся людей своего времени, тех, кто способен руководить сильной рукой. Дело в том, что, согласно существующей дифференциации государственных чинов, на должность в совете назначались лица, имеющие III и IV ранг, и служба в правительстве для них была верхом карьеры. Таким образом, общественное положение членов, которые входили в правительствующий сенат, абсолютно не соответствовало его высокому статусу. Назначения осуществлялось именными указами, сенаторы произносили присягу, установленную еще при Петре I.

В канцелярии Сената находились особые столы для производства дел, относящихся к губернским, каждый состоял в ведении одного подьячего. Киевская, Азовская, Воронежская и Казанская губернии составляли предмет ведения одного стола. Санкт-Петербургская и Архангелогород-ская - другого, Смоленская и Сибирская - третьего. Кроме того, существовал один стол по приходным, расходным и фискальным делам10. Особый разрядный стол, образованный на месте разрядного приказа, «писал в чины», вел списки служилого сословия, вызывал на смотры взрослых и недорослей, следил, чтобы никто не уклонялся от службы11. Указом также была предусмотрена си- 5 См. Гражданское чинопроизводство в России. Сочинение Константина Троцины. Брокгауза и И. Как видно, некоторые дела были отнесены не к тем столам, куда по своему предмету они должны были относиться. Например, в секретном столе, кроме царских указов и переписки Сената с разными государственными чиновниками, находились еще ведомости из губерний о приходе и расходе, «иноземческие» дела и «армянские». В приказном столе, кроме сношений Сената с приказами, ведались еще дела Московской губернии. Причина неправильного распределения дел между столами заключалась, с одной стороны, в остатке старинных начал управления, на основании которых, например, местные дела Москвы были поставлены в один ряд с центральными, а с другой - в том, что в это время сенатские подьячие также кормились от дел, как прежде подьячие Боярской думы13. Существующее мнение о том, что российский Сенат заимствован из Швеции, не может быть принято, потому что между этими учреждениями нет ничего общего ни в отношении состава, делопроизводства и компетенции, ни в отношении характера деятельности. Шведский се- нат был органом сейма и в качестве такого до определенной степени ограничивал власть короля.

Учреждение Петром I Правительствующего Сената вместо Боярской Думы

22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Правительствующий Сенат, учрежден указом Петра I от 22 февраля 1711 г. в составе 9 членов и обер-секретаря, являлся высшим органом по делам законодательства и управления. Консилии министров были предоставлены широкие права по координации управления страной. Она просуществовала до 1711 года, когда Петр, перед отъездом в Прутский поход учредил орган, который был должен управлять страной в его отсутствие. 22 февраля 1711 года указом был учрежден новый государственный орган — Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем Петром I из числа его собственных приближенных и первоначально состояли из 10 человек. Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но в 1711 они были возложены на созданное при этом 22 февраля учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат.

Реформа сената при Петре I

Презентация "Реформы Петра i в области гос.управления в России." по истории – проект, доклад Собираясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ 22 февраля 1711 г., который гласил: "Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления".
Напишите как называется высший государственный орган в россии с 1711 по 1917 подчиненный императору Анонимная эпиграмма. Правительствуюший Сенат был учреждён в России 22 февраля 1711 года Петром Великим. В царском указе, вышедшем 10 дней спустя, говорилось.
Как Петр I побывал на заседании английского парламента Указом от 22 февраля (7 марта) 1711 г. "Об учреждении Правительствующего Сената " вместо "консилии министров" (наследницы Боярской Думы) был учрежден Сенат как часть административных реформ Петра I. Сенат получил полномочия высшего органа, координиро.
Документ № 60 Указы Петра I о Сенате ( г.) . История человечества в великих документах [litres] Правительствующий Сенат. В организации и деятельности Сената получили дальнейшее развитие принципы бюрократического управления. Но Сенат не сложился сразу в окончательном виде.
Напишите как называется высший государственный орган в россии с по подчиненный императору Правительствующий сенат был учрежден 22 февраля 1711 г. именным указом Петра I3, в конечном счете придя на смену Боярской думе. В указе говорилось, что Сенат учреждается для отлучек государя.

Похожие главы из других работ:

  • Деятельность Сената
  • Пока царь в отъезде. Как работал Сенат от Петра I до Александра I
  • На царском и императорском престоле
  • Сенат Российской империи: история создания и функции

300 лет Правительствующему Сенату

Собираясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ 22 февраля 1711 г., который гласил: "Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления". Сенат — высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им, был учреждён Петром I 22 февраля (5 марта по новому стилю) 1711 года. Создание Сената Петром I. Датой учреждения Сената стало 19 февраля 1711 года. 1711. Учреждение Сената. Петр I издал указ, по которому учредил Правительствующий Сенат. Это произошло 22.02.1711 г. Сенат стал высшим органом государственной и законодательной власти, который подчинялся непосредственно российскому императору. Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую силу. Учреждён Петром Великим 22 февраля 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства.

Зачем Петру I понадобился Сенат

Он осуществил денежную реформу , положив в основу денежной системы десятичный принцип 1698—1704; сохранился до сих пор. Меры в области развития промышленности и сельского хозяйства Государь способствовал интенсивному росту числа мануфактур к середине 1720-х гг. При нём построены: казённые заводы чёрной и цветной металлургии, в том числе Каменский 1701 , Алапаевский, Уктусский оба — в 1702—1704 , Екатеринбургский 1723 на Урале, Олонецкие Петровские , Верхний 1703 и Нижний 1707—1712 Липские Липецкие ; предприятия оборонной промышленности, среди них — Тульский оружейный завод , Архангельское, Воронежское, Санкт-Петербургское, Казанское и другие адмиралтейства , арсеналы в Москве и Санкт-Петербурге; заведения лёгкой промышленности — суконный, канатный, кожевенный, портупейный, новый хамовный и иные дворы в Москве, кожевенный завод и суконная мануфактура в Казани, суконная и шляпная мануфактуры при Липских заводах, шпалерная мануфактура в Санкт-Петербурге и прочее. Пётр I поощрял развитие частного предпринимательства, но под жёстким государственным контролем. Так, благодаря покровительству царя Никита Демидов построил Тульский завод Демидовых [затем, в свою очередь, помог И. Баташёву из предпринимательской династии Баташёвых основать железоделательный завод в Туле 1716 ] и сыграл значительную роль в промышленном освоении Урала.

Берг-привилегией 1719 г. Пётр I объявил недра собственностью царя и предоставил всем желающим возможность разрабатывать полезные ископаемые и строить металлургические заводы, что способствовало развитию уральской промышленности. Принял меры для обеспечения предприятий рабочими руками, однако лишил заводы вольнонаёмной силы. Поддерживал практику известна с 1630-х гг. Указом от 18 29 января 1721 г.

Защитил российскую промышленность от иностранной конкуренции, приняв, в частности, протекционистский таможенный тариф 1724 г. Для охраны лесных массивов выделил водоохранные леса в особую категорию. Стремился поднять уровень сельского хозяйства. Внедрил вместо традиционного серпа литовскую косу коса-литовка, коса-стойка с длинным и удобным косовищем. Заботился о разведении в стране новых пород крупного рогатого скота, мериносовых овец из Республики Соединённых провинций, Испании, Силезии.

Преобразования в области торговли и налогообложения Для развития торговли инициировал строительство каналов — Вышневолоцкого 1703—1706 , положившего начало Вышневолоцкой водной системе , Ладожского Староладожского; 1718, строительные работы велись с 1719 , выдвинул идеи сооружения Мариинской водной системы и Тихвинской водной системы. Указом от 8 19 апреля 1719 г. Для установления торговых отношений с Индией организовал Индоокеанскую Мадагаскарскую экспедицию 1723—1724; сведения о том, что Первая Камчатская экспедиция также будет искать «дорогу через Ледовитое море в Китай и Индию» , основаны на анекдоте А. Нартова , написанном им после 1786. Для сбора средств на содержание регулярной армии и флота указом от 26 ноября 7 декабря 1718 г.

Размер тягла постоянные и чрезвычайные подати и повинности в правление Петра I увеличился примерно в 3 раза одна из причин Астраханского восстания 1705—1706 и восстания Булавина 1707—1709. Реформа сословно-социальной структуры Пётр I на новых основаниях юридически оформил сословия крестьянства и дворянства. Завершил процесс формирования единой частновладельческой земельной собственности: указом о единонаследии [ одобрен Петром I 18 29 марта 1714, впервые издан 24 марта 4 апреля 1714] ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем , введя для них общее понятие «недвижимое имение» уже в 1690 разрешил куплю-продажу поместных крестьян, устранив тем самым их отличие от вотчинных крестьян. Содействовал окончательному определению статуса частновладельческих крепостных крестьян, отнёс к ним холопов , впервые записанных в тягло по царскому указу от 5 16 января 1720 г. Предложил запретить при продаже разлучать крестьян и дворовых людей с их семьями [ указ царя от 15 26 апреля 1721 ].

Указами 1719—1724 гг. Законодательно закрепил традицию, согласно которой государственная служба дворянства являлась регулярной и обязательной. Обязал всех дворян служить на равных основаниях с нижних чинов [указы от 26 февраля 9 марта 1714 и 1 12 января 1719 ]. Поставил выдачу денежного жалованья за гражданскую и военную службу в зависимость от чина и занимаемой должности [ указ от 28 января 8 февраля 1715 ]. При продвижении по государственной службе, провозглашённой главной и почётной обязанностью дворянства, распорядился учитывать личную выслугу, а не знатность Табель о рангах 1722.

Противопоставил старой знати Рюриковичам , Гедиминовичам и представителям некоторых татарских княжеских родов новую знать, введя в России для пожалования дворян за заслуги европейские титулы — светлейшего князя 1707; первый обладатель А. Меншиков , графа 1709; Г. Головкин и барона 1710; П. Открыл доступ в дворянское сословие выходцам из других сословий и социальных групп, получившим право за усердную военную и гражданскую службу приобрести личное или потомственное дворянство. Для сословного самоуправления посадских людей основал Бурмистерскую палату в Москве 1699, с ноября того же года Ратуша и ввёл должности бурмистров в городах, занимавшихся главным образом сбором налогов.

Учредил Главный магистрат в Санкт-Петербурге 1720; название с 1721 и подведомственные ему городовые магистраты возникали в период не позднее 1720 — 1724 , в ведении которых во многом находилось торгово-промышленное население городов. Изъял из всех законов юридическое понятие свободного вольного состояния человека. Ужесточил уголовное законодательство, в частности в отношении беглых, дезертиров, старообрядцев. Установил в стране паспортную систему 1719—1724, в 1724 проведены массовые облавы беглых и нищих. Государственное строительство Преобразования системы высшего и центрального управления В конце 17 в.

Пётр I начал постепенно упразднять старые институты, учреждения и методы ведения дел. Добился для себя положения абсолютного монарха : отказался от института общегосударственного сословного представительства — земских соборов последний раз депутаты созваны в 1684 , а также перестал собирать Боярскую думу с начала 1700-х гг. Приняв в 1721 г. В начале 1720-х гг. Предпринял первую попытку кодификации российского законодательства, создав Палату об Уложении 1700.

В государственном управлении внедрил коллежскую систему , включавшую учреждённые им Правительствующий сенат 1711 , коллегии с 1717 заменяли приказы и др. Стремился к чёткому регулированию функций и компетенции государственного аппарата, добивался последовательного исполнения чиновниками должностных обязанностей согласно уставам, регламентам, инструкциям. Генеральным регламентом 1720 г. Создание органов государственного контроля В конце 1690-х — начале 1700-х гг. Усиливал в России надзор за органами государственного управления.

Для тайного контроля за судопроизводством, выявления взяточничества, воровства и коррупции чиновников учредил должности обер-фискала, подчинённых ему провинциал-фискалов [указы от 2 13 и 5 16 марта 1711 ; находились в губерниях, затем также при воеводах в провинциях и в надворных судах Юстиц-коллегии ], фискалов в городах [ указ от 17 28 марта 1714 ] и при каждой коллегии 1720. В 1722 г. Вместе с тем видел себя в роли единственного гаранта справедливости и честности работы чиновников, рассчитывая на страх, который внушали им его указы. Реформирование административно-территориального деления Сформировал первоначально двухступенчатую систему административно-территориального деления и местного управления в ходе губернской реформы 1707—1710 образованы губернии , в которые входили уезды , затем трёхступенчатую во время провинциальной реформы 1719—1728 губернии разделены на провинции , а уже в них включены уезды. Перенёс столицу [вероятно, в 1714; дата обоснована российским историком П.

Кротовым род. Изменения в государственной символике и наградной системе Вносил изменения в государственную символику. Установил флаги для военных кораблей, в том числе Андреевский флаг , царский морской штандарт 1703 , после взятия шведской крепости Ниеншанц ; жёлтое полотнище с чёрным двуглавым орлом в центре, держащим в лапах и клювах карты акваторий Белого , Каспийского, Азовского и Балтийского морей , бело-сине-красный флаг без герба — для торговых и гражданских судов [известен рисунок , сделанный царём в 1699; царский указ от 20 31 января 1705 ; по международной традиции имел значение государственного флага ]. Чтобы подчеркнуть претензии России на статус империи, внедрил в российский государственный герб в начале 1710-х гг. Дополнил наградную систему орденами : учредил орден Святого Андрея Первозванного 1699; сам был награждён им в 1703 за взятие 2 шведских кораблей в бою в устье реки Нева и орден Святой Екатерины , задумал орден Святого Александра Невского как награду за военные заслуги.

С 1702 г. Церковная реформа После смерти патриарха Московского и всея Руси Адриана 1700 Пётр I воспрепятствовал проведению выборов нового патриарха. Часть дел упразднённого Патриаршего разрядного приказа передал в ведение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского [ указ от 16 27 декабря 1700 ]. Введением должности обер-прокурора Синода 1722 положил начало подчинению аппарата церковного управления государству. Неоднократно осуществлял изъятие церковных ценностей в основном колоколов на военные нужды.

Обязал священников раскрывать властям тайну исповеди в случае подозрения, что в ней содержится состав государственного преступления [ указ Синода, изданный 17 28 мая 1722 ]. Указом от 28 января 8 февраля 1723 г. Влияние Петра I на развитие русской культуры Искусство и литература При Петре I быстрыми темпами стала развиваться светская культура. В живописи в целом завершился переход от парсуны к портрету европейского типа т. Преображенская серия , выполненная по заказу царя мастерами Оружейной палаты , портреты работы Ивана Никитина.

Иван Никитин. Портрет Петра I. Сформировалась т. Зубов , И. Зубов и др.

В архитектуре развивался стиль петровского барокко , архитекторы начали широко применять архитектурный ордер. Принцип городской регулярной планировки использовался при застройке Санкт-Петербурга с 1710-х гг. Особый масштаб приобрело строительство каменных жилых и административных зданий, среди них — Лефортовский дворец в Москве, в Санкт-Петербурге — два каменных Зимних дворца Петра I [первый — 1711, известен также как свадебные палаты, не сохранился, изображён на гравюре А. Зубова ныне в Эрмитаже , Санкт-Петербург ; второй — 1716—1720, фигурирует как Зимний дом, частично сохранился в составе Эрмитажного театра, запечатлён Х. Марселиусом в середине 1720-х гг.

Зубова, представляющей панораму Летнего сада и его окрестностей в 1-й четверти 18 в. Меншикова на Васильевском острове, палаты адмиралтейств-советника А. Кикина , здание Двенадцати коллегий строительство начато в 1722; ныне главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета , в Петергофе — дворец Монплезир 1714—1723 и др. Пётр I устраивал загородные резиденции — Петергоф парадная , Кадриорг летняя , а также Стрельна подарил её дочери Елизавете Петровне. Алексей Зубов.

Летний дворец Петра I. Вместе с тем продолжалось церковное строительство [в Москве — церковь Архангела Гавриила известна также как Меншикова башня , церковь Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе по уточнённым данным, нижний зимний храм с престолом во имя святителя Николая Чудотворца возведён в 1705—1708, затем в 1714—1723, с перерывом, основной объём; автор проекта, скорее всего, сам Пётр I , церковь Иоанна Воина на Якиманке ; в Санкт-Петербурге — Петропавловский собор в Петропавловской крепости и др. Для интенсификации застройки Санкт-Петербурга в 1714 г.

Учинить фискалов во всяких делах, а как быть им, пришлется известие. Именной указ о должности Сената от 27 апреля 1722 г. Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от Нас ныне повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокуроров, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются; а когда кто впущен будет из высоких персон, то сенаторы велят подать стул, но и то такому, которой бы ранг имел между первейшими чинами, а именно до бригадира, и почту тего сесть; и понеже в сенатской канцелярии президенту быть не возможно, того для оной в дирекции быть у генерала-прокурора. Дело сенатское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить не возможно, то те дела президенту-коллегии приносить и объявить генералу-прокурору, который должен представить в Сенате, и оное решить в Сенате, а чего не возможно решить, о том приложа свое мнение учинить предложение в доклад. В ту ж канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не принадлежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мора, а какого замешания, или каких припадков.

Какие челобитные поданы будут рекетмейстеру за неправый суд коллегий и канцелярий, которые к коллегиям не подчинены: то ему, рекетмейстеру, оные приняв, по них доносит Нам, и когда те челобитные подписаны будут от Нас, дабы о том розыскать; буде же такие челобитные будут подавать ему в отлучках Наших, то предлагать ему Сенату, и по оным те дела брать ему, и росписав все пунктами, дабы что в одном пункте есть, уже бы в другом не упоминалось понеже во всяком деле челобитчиковом бывают разные дела , и сделав выписку так, как в его должности написано, к решению предлагать, и в Сенате розыскивать; и когда придет до сентенции, тогда учинить присягу пред богом в правосудии, и как оная учинена будет, решить самою истиною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня; а кто сие преступить, и о том чинить генерал-прокурору по должности его. В чины в вышние выбирать балотированием от советника в коллегии и выше, кроме дворовых чинов, а ниже без балотирования. В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено, указы во все государства давать и от Нас присланные решить немедленно, и прочие тому подобные - а именно: в чины сказывать из военного всему генерали, тету, из государственного и гражданского правительства министрам, в коллегии президентам, в губернии и провинции губернаторам, воеводам и комендантам, ассесорам, камерирам, рентмейстерам и земским и судним коммисарам, також коллежским членам, включая секретаря и прочих, и в губерниях президентам, в надворные суды, обер-ландрихтерам и земским секретарям. Во все вышеписанные чины, в которых надлежит быть из дворян, на каждое былое место по ведомостям из коллегий и из прочих мест, из которых требовано будет, велеть представлять герольдмейстеру по два, или по три человека достойных; а в которые места надлежит быть не из дворян, в те представлять же из коллегий за подписанием рук всей коллегии, а из прочих мест, откуда кто требует, за его ж рукою и прочих при нем товарищей, также по два, или по три человека достойных на одно место, из оных Сенату определять достойных. Дела государственные, которые имеют быть решены в Сенате, под оными сентеции закреплять всему Сенату, и с них для действия, куды надлежит, указы посылать за подписанием сенатскаго обер-секретаря, и нужные за государственною печатью, и на те указы куда бы оные ни посланы были, рапорт чинить без умедления в учиненной срок по генеральному регламенту по дальности места, или как в тех указах срок объявлен будет; однакож чтоб такое время было, чтоб возможно то сделать, дабы невозможностию не обвинен кто был напрасно, и чтоб оные рапорты были со изъяснением, дабы можно ведать, что исполнено, и что не может быть исполнено, и для чего, то описывать именно. А которые против оного рапортовать не будут: то с таковых имать штрафы за всякой месяц за сроком, а именно за первой сто рублей, за другой в двое, за третий в трое, за четвертый в четверо, за пятой лишение всего и вечною работою на галеры, ежели законных причин не положит.

Персидской торг умножить, а армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда. Учинить фискалов во всяких делах, а как быть им, пришлется известие. Именной указ о должности Сената от 27 апреля 1722 г. Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от Нас ныне повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокуроров, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются; а когда кто впущен будет из высоких персон, то сенаторы велят подать стул, но и то такому, которой бы ранг имел между первейшими чинами, а именно до бригадира, и почту тего сесть; и понеже в сенатской канцелярии президенту быть не возможно, того для оной в дирекции быть у генерала-прокурора. Дело сенатское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить не возможно, то те дела президенту-коллегии приносить и объявить генералу-прокурору, который должен представить в Сенате, и оное решить в Сенате, а чего не возможно решить, о том приложа свое мнение учинить предложение в доклад. В ту ж канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не принадлежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мора, а какого замешания, или каких припадков. Какие челобитные поданы будут рекетмейстеру за неправый суд коллегий и канцелярий, которые к коллегиям не подчинены: то ему, рекетмейстеру, оные приняв, по них доносит Нам, и когда те челобитные подписаны будут от Нас, дабы о том розыскать; буде же такие челобитные будут подавать ему в отлучках Наших, то предлагать ему Сенату, и по оным те дела брать ему, и росписав все пунктами, дабы что в одном пункте есть, уже бы в другом не упоминалось понеже во всяком деле челобитчиковом бывают разные дела , и сделав выписку так, как в его должности написано, к решению предлагать, и в Сенате розыскивать; и когда придет до сентенции, тогда учинить присягу пред богом в правосудии, и как оная учинена будет, решить самою истиною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня; а кто сие преступить, и о том чинить генерал-прокурору по должности его. В чины в вышние выбирать балотированием от советника в коллегии и выше, кроме дворовых чинов, а ниже без балотирования. В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено, указы во все государства давать и от Нас присланные решить немедленно, и прочие тому подобные - а именно: в чины сказывать из военного всему генерали, тету, из государственного и гражданского правительства министрам, в коллегии президентам, в губернии и провинции губернаторам, воеводам и комендантам, ассесорам, камерирам, рентмейстерам и земским и судним коммисарам, також коллежским членам, включая секретаря и прочих, и в губерниях президентам, в надворные суды, обер-ландрихтерам и земским секретарям. Во все вышеписанные чины, в которых надлежит быть из дворян, на каждое былое место по ведомостям из коллегий и из прочих мест, из которых требовано будет, велеть представлять герольдмейстеру по два, или по три человека достойных; а в которые места надлежит быть не из дворян, в те представлять же из коллегий за подписанием рук всей коллегии, а из прочих мест, откуда кто требует, за его ж рукою и прочих при нем товарищей, также по два, или по три человека достойных на одно место, из оных Сенату определять достойных. Дела государственные, которые имеют быть решены в Сенате, под оными сентеции закреплять всему Сенату, и с них для действия, куды надлежит, указы посылать за подписанием сенатскаго обер-секретаря, и нужные за государственною печатью, и на те указы куда бы оные ни посланы были, рапорт чинить без умедления в учиненной срок по генеральному регламенту по дальности места, или как в тех указах срок объявлен будет; однакож чтоб такое время было, чтоб возможно то сделать, дабы невозможностию не обвинен кто был напрасно, и чтоб оные рапорты были со изъяснением, дабы можно ведать, что исполнено, и что не может быть исполнено, и для чего, то описывать именно.

Кикина , здание Двенадцати коллегий строительство начато в 1722; ныне главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета , в Петергофе — дворец Монплезир 1714—1723 и др. Пётр I устраивал загородные резиденции — Петергоф парадная , Кадриорг летняя , а также Стрельна подарил её дочери Елизавете Петровне. Алексей Зубов. Летний дворец Петра I. Вместе с тем продолжалось церковное строительство [в Москве — церковь Архангела Гавриила известна также как Меншикова башня , церковь Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе по уточнённым данным, нижний зимний храм с престолом во имя святителя Николая Чудотворца возведён в 1705—1708, затем в 1714—1723, с перерывом, основной объём; автор проекта, скорее всего, сам Пётр I , церковь Иоанна Воина на Якиманке ; в Санкт-Петербурге — Петропавловский собор в Петропавловской крепости и др. Для интенсификации застройки Санкт-Петербурга в 1714 г. Наряду с русскими мастерами И. Зарудным , М. Земцовым и др. Леблон , Г. Маттарнови , К. Растрелли , Д. Трезини , Л. Швертфегер , Г. Шедель , А. Шлютер и др. Пино и гравёры П. Пикарт , А. Шхонебек и др. В правление Петра I появился новый литературный жанр — авантюрно-приключенческая повесть например, «Гистория о российском матросе Василии Кориотском…» и «Гистория о российском купце Иоанне…» , получила распространение любовная лирика неизвестных авторов, использовавших образы из античной мифологии. Канты из религиозного песнопения превратились в торжественные патриотические песни; среди них — «Марш преображенцев» «Преображенский марш»; в 18 в. Новые праздники, развлечения и изменения в быту Указом от 19 29 декабря 1699 г. Пётр I по европейскому образцу установил новое летосчисление — от Рождества Христова вместо отсчёта времени от Сотворения мира и одновременно перенёс начало нового года с 1 сентября на 1 января, первое празднование которого с украшением домов и ворот в Москве сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями и деревьями состоялось в 1700 г. Пётр I сделал непременным атрибутом торжеств и праздников фейерверки, устраивавшиеся в честь крупных военных побед и их годовщин, заключения мирных договоров, по случаю Нового года, важных событий в семье государя. Предпринял попытку организовать первый в России государственный театр с платным входом для публики Комедиальная храмина , работавшая в 1703—1706, возведена на Красной площади в Москве. Ввёл практику брадобрития [первые шаги относятся к 1698, что закреплено окончательно указом от 16 27 января 1705 ], способствовал распространению новых фасонов одежды [ряд указов, начиная с указа от 4 14 января 1700 ], за исключением одежды старообрядцев. Прививал европейские формы светского общения прообраз балов — ассамблеи [первая состоялась 27 ноября 8 декабря 1718 в доме П. Бутурлина из рода Бутурлиных ], во время которых устраивались танцы и розыгрыши, велись деловые беседы. Ассамблеи проводились в присутствии Петра I с 16—17 до 22 часов в домах лиц, имевших генеральские и штаб-офицерские чины, дворян, «начальных мастеровых людей», «знатных» купцов и приказных людей ; на ассамблеи допускались женщины и девушки. Мероприятия в области образования и народного просвещения Преобразования Петра I вызвали потребность в подготовке большего числа высококвалифицированных специалистов. Он направлял многих русских людей на учёбу в иностранные учебные заведения [ указ от 22 ноября 2 декабря 1696 ]. Открыл специальные учебные заведения: в Москве — Школу цифири и землемерия при Пушкарском приказе , Артиллерийскую школу при бомбардирской роте Преображенского полка обе в 1698 , Школу математических и навигацких наук 1701 , Хирургическую 1707 и Инженерную 1712 школы; в Санкт-Петербурге — Морскую академию 1715 и др. Создавал систему начального образования — цифирные арифметические школы для детей дворян 1714—1716 , приказных людей с 1714 , церковных и монастырских слуг с 1716 до 1722 существовали при архиерейских домах и монастырях; обучение оплачивалось учащимися после получения аттестата, который давал также право на вступление в брак. С 1721 г. Синодом создавались архиерейские школы для детей священно- и церковнослужителей, окончание которых давало право на рукоположение в сан или до 1723 г. Для обучения русскому, древнегреческому и латинскому языкам и математике подготовлены и изданы учебники справщика, а затем руководителя Московского печатного двора Фёдора Поликарпова [«…Букварь славенскими, греческими, римскими писмены учитися хотящым…», 1701; «Лексикон треязычный сиречь речений славенских, еллиногреческих и латинских сокровище…», 1704, одним из редакторов «Лексикона…» был митрополит Стефан Яворский , несколько экземпляров учебника весной 1705 получил Пётр I] и Л. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная…», 1703. По распоряжению Петра I для европеизации культуры личной переписки переведён с немецкого языка на русский письмовник «Приклады, како пишутся комплименты разные…» 1708; 3-е издание — 1712 , содержавший образцы различных писем «пригласительных», «благодарственных», «утешительных» и прочих. В качестве учебника по этикету для юношества, а также для обучения гражданскому шрифту и арабским цифрам по указанию царя составлено «Юности честное зерцало…» 1717. Пётр I распорядился для «объявления» населению России и близлежащих стран о «воинских и о всяких делах» издавать первую российскую публичную печатную газету — «Ведомости» [ указ от 16 27 декабря 1702 ]. Заменил кириллическую систему счисления арабскими цифрами 1705—1710 и кирилловский шрифт — гражданским шрифтом 1708—1710. Способствовал развитию российского книгопечатания. Наряду с Московским печатным двором, указами Петра I открыты типографии: в Москве гражданская 1705; по проекту В. Аврамовым , при Сенате 1719; печатала манифесты, указы, реляции , при Александро-Невском монастыре 1720; богослужебные книги, жития, религиозные труды , при Морской академии 1721; морские карты, учебная литература по морскому делу и др. Пётр I задумал подготовку истории России с 16 в. Заботился о создании сочинений по истории своего царствования: участвовал в подготовке сборника реляций о российских победах над Швецией — «Книги Марсовой…» 1713 , редактировал «Рассуждение…» о причинах «Свейской» войны 1717 П. Шафирова, а также «Гисторию Свейской войны», составлением которой с 1718 г. Положил начало государственному библиотечному делу, открыл первую в стране научную библиотеку в своём дворце в Летнем саду в Санкт-Петербурге, дополнившую систему монастырских и частных библиотек 1714; с 1724 при Петербургской академии наук , ныне Библиотека Российской академии наук. Мероприятия в области науки и здравоохранения Пётр I основал первый российский публичный естественно-научный музей — Кунсткамеру , в основу которого легли купленные самим государем в Республике Соединённых провинций анатомическая коллекция врача Ф. Рюйша и зоологическая коллекция аптекаря А. Себы 1717—1719. В области химии, астрономии, физики и других наук работал сподвижник Петра I — Я. Император учредил по проекту, подготовленному согласно его указаниям Л. Блюментростом , Петербургскую академию наук 1724 , а для обеспечения России собственными специалистами и развёртывания научных исследований при Академии Академический университет 1724. Содействовал приглашению в Академию наук иностранных учёных, в том числе историка И. Коля, физика и философа Г. Бюльфингера, астронома Ж. Делиля , математиков Х. Гольдбаха , Д. Бернулли и его брата Н. Бернулли, химика М. Бюргера, анатома И. Способствовал пробуждению интереса к археологии в результате его распоряжений сформирована Сибирская коллекция Петра I. Подготовил российскую научную экспедицию — Первую Камчатскую, занимавшуюся в 1725—1730 гг. Беринга составил инструкцию. В области здравоохранения инициировал увеличение числа аптек за счёт их открытия частными лицами в Москве 1701 и Санкт-Петербурге 1714. Для разведения лекарственных трав заложил аптекарские огороды в Москве 1706; ныне филиал Ботанического сада биологического факультета Московского государственного университета имени М. Комарова РАН , Астрахани 1720 и др. Основал военные госпитали в Москве 1706; ныне Главный военный клинический госпиталь имени академика Н. Бурденко и Санкт-Петербурге 1715 и др. Учредил должность главного российского врача — архиатра по уточнённым данным, не позднее 1712 , впоследствии возглавившего Медицинскую канцелярию. Обращал внимание на поиск и освоение в России источников лечебных вод, заложил первый в стране курорт — Марциальные Воды 1719. Вопрос о престолонаследии и кончина Петра I К середине 1710-х гг. Пётр I задумался о будущем престола и проводимых им реформ. В 1715 г. Манифестом от 3 14 февраля 1718 г. Уставом о престолонаследии 1722 г. Пётр I, не имея к этому времени сыновей, отменил традиционную для России практику передачи престола, теперь императорского, по мужской линии, заменив её новой процедурой, предусматривавшей выбор монархом наследника по собственному усмотрению с правом отмены решения в пользу иного лица. Григорий Мусикийский. Конклюзия на престолонаследие. В мае 1724 г. В свадебный договор «трактат» от 24 ноября 5 декабря 1724 г. Скончался, по мнению современных медиков, скорее всего, вследствие азотемии , развившейся из-за аденомы предстательной железы или стриктуры уретры Зимин. Смерть Петра I окружена легендами; одна из них гласит, что император умер, якобы не дописав в завещании имя наследника: «Отдайте все…» Кончина Петра I отражена на полотнах его современников — живописцев Ивана Никитина 1725, ныне в Русском музее , Санкт-Петербург и И. Таннауэра 1725, ныне в Эрмитаже. Пётр I похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. До завершения основных строительных работ в соборе 1731 гроб с останками императора стоял в специально построенной деревянной церкви в центральном нефе , после чего они были преданы земле Логунова. Характеристика Петра I и восприятие его личности Как политика Петра I отличали сознание долга, способность учиться на ошибках, феноменальная работоспособность, непреклонная воля, предельный рационализм и последовательность в достижении своих целей любой ценой, радикализм и жестокость. В борьбе с политическими противниками он оставался беспощадным, многократно сам допрашивал подследственных, составлял «вопросные пункты».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий