Узеир гаджибеков биография национальность родители

Узеир Гаджибеков скончался 22 ноября 1948 года в городе Баку. Согласно Распоряжению общенационального лидера Гейдара Алиева 18 сентября ежегодно отмечается как день музыки Узеира. С его голоса немало мелодий прослушали и использовали затем в своих произведениях Узеир Гаджибеков, Рейнгольд Глиэр, Асаф Зейналлы, Фикрет Амиров и другие. Агалар Аливердибеков является также и главой известной музыкальной династии. В статье показано, что корифей азербайджанской культуры и музыкального искусства Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков, 130-летие которого отмечается в этом году, являлся, прежде всего, прогрессивным мыслителем своего времени. 13 июня 1921 г из Берлина в Москву ушла аномалия, предупреждавшая, что конная манна может начаться с минуты на глубину. Редукция большей части новогоднего эффекта узеир гаджибеков биография национальность родители. Выдающийся композитор, основоположник азербайджанской оперы, музыкально-общественный деятель, музыковед и педагог Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 г. в селе Агджабеды.

Узеир Абдул Гусейн-оглы Гаджибеков (1885—1948)

После установления советской власти начался подлинный расцвет творчества Гаджибекова. Его опера «» 1932—1936 по праву считается шедевром азербайджанской музыки. Эта опера заключает в себе неисчислимое богатство мелодии, передовые, развитые оперные формы, конкретно-национальный музыкальный язык, яркость и убедительность художественно-образного строя. В послереволюционные годы Гаджибековым создан также ряд симфонических и камерных произведений, кантаты, песни.

Узеир Гаджибеков умер 23 ноября 1948 года в Баку.

Его первая премьера состоялась в 1910 году. Сарабский и А.

Агдамский исполнили роли Маржана и Миннат. Эскиз комедии Гаджибеков написал сам. Первая ее премьера состоялась в бакинском театре братьев Маиловых в 1911 году.

Позже эта опера была переведена на разные языки, ставилась в странах Кавказа, Турции, Болгарии и других странах. Это был немой фильм. В следующий раз он был показан на «Бакинской киностудии» в 1945 году с некоторыми изменениями.

Главная роль в фильме принадлежала Рашиду Бехбудову. Эта комедия снова была показана в Баку в 1965 году. Режиссером фильма был Тофик Тагизаде, а в роли музыкального редактора выступил Фикрат Амиров.

Он был переведен на многие языки, такие как английский, немецкий, китайский, арабский, персидский, польский и др. Официальные награды Памятные стелы в Донаупарке, Вена. Гаджибеков был создателем первого оперы и оперетты в Ориент.

Он также был удостоен награды Орден Ленина и Сталинская премия которую он выиграл дважды, один раз в 1941 году за оперу Короглу 1936 , а другой раз в 1946 году для фильма 1945 года по его опере Аршин Мал Алан. Гаджибеков был профессором Бакинская Музыкальная Академия которой он также был главой в 1928—1929 и 1939—1948 годах и активный член Академия Наук Азербайджана. Последние 10 лет своей жизни он был председателем Союз композиторов Азербайджана.

Гаджибеков вошел в Коммунистическая партия в 1938 г. Гаджибеков умер от сахарный диабет в возрасте 63 лет и был похоронен в Аллея Почета в Баку. Никто в истории современной музыки в Азербайджане не получил признания за то, что он сделал больше для того, чтобы заложить основы азербайджанской музыки в том виде, в котором она существует сегодня, особенно с ее уникальным синтезом восточных и западных традиционных музыкальных инструментов и музыкальных форм.

В 2008 г. Национальный Банк Азербайджана чеканили 100 манат золото памятная монета посвящен памяти Гаджибекова. Нови Сад , Сербия.

Эрик Гарсетти объявил 18 сентября 2015 года «Днем памяти Узеира Гаджибейли» в городе Лос-Анджелес и призвал всех жителей присоединиться к этому празднованию. В этот день обычно проводятся различные мероприятия и праздники с участием всемирно известных музыкантов. Сценические работы Лейли и Меджнун , опера, 1908 г.

Шейх Санан, опера, 1909 г.

Как же можно позабыть тебя? Грузинский музыковед и критик Шалва Асланишвили отзывается о композиторе следующем образом: В истории советской музыки Узеирбек Гаджибеков занял своё индивидуальное место, нашёл свой путь, разработал свою музыкально- логическую и музыкально- семантическую систему. Музыка Узеирбека Гаджибекова — это музыка необычайно сильных чувств, значительных мыслей, высоких идей. Она всегда говорит о мужестве, воле, непокорности духа [91]. О нём писали в ряде западных музыковедческих публикаций, таких как «Russian composers and musicians Русские композиторы и музыканты » Володарской-Ширяевой 1940 г. Однако информации о Гаджибекове в этих источниках было очень мало и среди произведений были выделены только две оперы композитора — « Лейли и Меджнун » и « Кёроглы ».

Марина Фролова-Уолкер, описывая музыку композиторов национальных советских республик, называла её мёртвой, обосновав это «испорченностью сталинизмом ». Вклад в культуру и образование Памятник Узеиру Гаджибекову в Баку перед основанной им в 1920 году музыкальной академией Узеир Гаджибеков стал основоположником многих реформ в азербайджанской культуре. Именно он первым из деятелей культуры Азербайджана доверил партию в своей опере исполнителю-женщине — Шовкет Мамедовой , а также организовал благотворительный концерт с целью сбора средств для финансирования её учёбы в Италии [92]. Русско-татарский так в то время называли азербайджанский и татарско-русский словарь Гаджибекова 1907 года. Издатель: М. Расулзаде Однако Узеир Гаджибеков известен на родине не только как композитор и меценат. Он является автором словарей, научных статей и сборников, сатирических и газетных статей.

В 1907 году был издан разработанный им «Русско-тюркский и тюркско-русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов», а в 1908 году — «Вопросы арифметики». В период существования Азербайджанской Демократической Республики Узеир Гаджибеков являлся главным редактором ежедневной газеты « Азербайджан ». В 1945 году был издан его теоретический труд под названием «Основы азербайджанской народной музыки» [93]. Эта работа была переведена на три языка и неоднократно переиздавалась. В предисловии к «Основам азербайджанской народной музыки» композитор писал: Для меня, как композитора, моя работа по изучению основ азербайджанской народной музыки имела то практическое значение, что я сумел написать целую оперу «Кёр-оглы» [94]. Как теоретик Узеир Гаджибеков внёс большой вклад в основы изучения азербайджанской музыки , главного её направления — мугама. Персидская и азербайджанская тональные структуры были основаны на расчетах средневекового философа, уроженца Иранского Азербайджана Сафи Ад-Дина аль-Урмави , а в начале XX века теперь уже Узеир Гаджибеков определил тональную структуру модальных рядов путём изучения ладовой системы азербайджанской лютни , известной как тар.

Гаджибеков описал мугам «…в форме здания с 12-ю колоннами и шестью башнями, откуда можно увидеть все четыре стороны света: от Андалусии до Китая , и от Африки до Кавказа …». Исмайлов писал, что «…методы монодической экспрессии и развития, включая повторы, последовательности, вариации.. Полемизируя с актёром Мамедом Кулиевым, Узеир Гаджибеков в статье «Музыкальное образование в Азербайджане» писал, что «кроме европейской музыки есть и восточная музыка. Мы, азербайджанцы, принадлежим к восточным народам, и поэтому мы не можем относиться безразлично к культуре Востока, ибо без неё мы не сможем достаточно выполнить свой долг в деле создания музыкальной культуры» [6]. В условиях разгоравшейся в советских музыкальных кругах дискуссии на тему гармонизации национальных мелодий Узеир Гаджибеков в своих теоретических трудах выступал с предложениями продолжать гармонизацию азербайджанских национальных мелодий, избегая при этом всего, что могло бы нанести ущерб характеру азербайджанской музыки и методам её исполнения. По его мнению, неумелая гармонизация могла поменять характер азербайджанской музыки, нейтрализовать её модальность, и даже вульгаризировать её. Но в то же время он продолжал считать, что азербайджанская музыка не должна оставаться всегда монодичной.

Он указывал, что полифония должна основываться не на правильной последовательности аккордов или гармонических каденциях , которые требуют изменений в модальной структуре, а на комбинации логически структурированных отдельных мелодий [96]. В своей педагогической деятельности Гаджибеков преподавал основные положения и требования, предъявляемые к композиторам. Так, в предисловии к сборнику «Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны» Гаджибеков пишет: Поверхностная стилизация, отнюдь не придавая музыкальному произведению подлинной национальной интонации, вместе с тем лишает его правдивости, искренности и вообще эстетической и художественной ценности. Задача, на мой взгляд, решается совсем иначе. Каждый народ требует от своих композиторов, чтобы они сочиняли свои произведения, как бы сложны они ни были, на близком и родном ему музыкальном языке. Для этого от композитора требуется знание в совершенстве этого языка [94]. В 1908 году под руководством Гаджибекова была создана в Баку первая национальная оперная труппа [97].

Узеир Гаджибеков стал инициатором основания высшего музыкального учебного заведения — Азербайджанской государственной консерватории. В 1927 году он совместно с композитором Муслимом Магомаевым издал сборник азербайджанских народных песен, впервые переложив их на ноты. В 1931 году под его руководством был создан оркестр азербайджанских народных инструментов. В 1936 году он участвовал в создании Азербайджанского государственного хора при Бакинской филармонии. Композитор также известен как педагог и учитель многих известных в Азербайджане и за его пределами композиторов и музыкантов. Чудесная музыка являлась самым убедительным, самым страстным пропагандистом лучших передовых идей того времени, которые проникали в душу слушателей, будили в них самые лучшие и возвышенные чувства. Я тоже часто ловлю себя на том, что пою гаджибековскую музыку.

И если я где-нибудь сфальшивлю или что-нибудь пропущу, то меня часто исправляют люди, не имеющие музыкального образования. Каким же мощным талантом нужно обладать, чтоб тебя так хорошо знал и любил твой народ. Большая работа проделана им и в развитии симфонической музыки. Первая азербайджанская опера, первая в серии музыкальной комедии и других жанров, как создатель первых примеров хорошо известных произведений композиторов и музыка первого Азербайджанского фольклориста и композитора, осмотрел тонкости Азербайджанской музыки и первый заземлённый музыкант-учёный. Узеир Гаджибеков выдающийся инноватор, учитель-педагог и музыкант в Азербайджане как общественный человек, как создатель первого музыкального театра и концерта оставили глубокий след в истории и культуре азербайджанского народа. В Баку, в 1921 году создал первую музыкальную школу для студентов Азербайджана — Азербайджанская Государственная музыкальная школа [99]. В 1927 году с Муслимом Магомаевым опубликовал сборник «Азербайджанские тюркские народные песни» [100].

В 2010 году 125-летие Узеира Гаджибекова чествовали не только в Азербайджане но и во всём мире. Музыкальный фестиваль.

Критика творчества Узеира Гаджибекова [ править править код ] Широко известный на постсоветском пространстве, Узеир Гаджибеков мало известен на Западе [88] , его вклад недооценён и игнорировался некоторыми западными критиками [88]. Американский музыкальный критик Марина Фролова-Уолкер, говоря о мугамных операх Узеира Гаджибекова, расценивает попытку синтеза оперы западного стиля и мугама в них как неудачную [89]. Если Иван Козловский и Куддус Кужамьяров выделяли темпераментность и выразительность его музыки, а также её доступность простым людям, то азербайджанский критик А. Ахлиев-Мамедов критикуя оперетту «Аршин-мал алан» писал, что использование музыкальных комедий в воспитании детей может пагубно повлиять на их образ жизни [90].

Созданный Гаджибековым жанр мугамной оперы и его первая опера «Лейли и Меджнун» встретили сильный протест со стороны министра образования Азербайджанской ССР 1920-х годов Мустафы Гулиева. Гулиев, будучи сторонником вестернизации русификации азербайджанской музыки и отказа от национальной музыкальной традиции, резко раскритиковал оперу, выделяя её провинциальность и отсталость, исходящую от использования мотивов мугама. Параллельно в прессе было опубликовано большое количество писем от рабочих и интеллигенции Баку с требованиями создания современной национальной оперы без использования мотивов мугама. Вестернизация русификация азербайджанской оперы встретила поддержку также со стороны литературных кругов. Один из знаменитых азербайджанских поэтов того периода Сулейман Рустам писал в своих стихах: «…Стоп тар! Стоп тар! Тебя не любит пролетарий!

Пой тар! Как же можно позабыть тебя? Грузинский музыковед и критик Шалва Асланишвили отзывается о композиторе следующем образом: В истории советской музыки Узеирбек Гаджибеков занял своё индивидуальное место, нашёл свой путь, разработал свою музыкально- логическую и музыкально- семантическую систему. Музыка Узеирбека Гаджибекова — это музыка необычайно сильных чувств, значительных мыслей, высоких идей. Она всегда говорит о мужестве, воле, непокорности духа [91]. О нём писали в ряде западных музыковедческих публикаций, таких как «Russian composers and musicians Русские композиторы и музыканты » Володарской-Ширяевой 1940 г. Однако информации о Гаджибекове в этих источниках было очень мало и среди произведений были выделены только две оперы композитора — « Лейли и Меджнун » и « Кёроглы ».

Марина Фролова-Уолкер, описывая музыку композиторов национальных советских республик, называла её мёртвой, обосновав это «испорченностью сталинизмом ». Вклад в культуру и образование Памятник Узеиру Гаджибекову в Баку перед основанной им в 1920 году музыкальной академией Узеир Гаджибеков стал основоположником многих реформ в азербайджанской культуре. Именно он первым из деятелей культуры Азербайджана доверил партию в своей опере исполнителю-женщине — Шовкет Мамедовой , а также организовал благотворительный концерт с целью сбора средств для финансирования её учёбы в Италии [92]. Русско-татарский так в то время называли азербайджанский и татарско-русский словарь Гаджибекова 1907 года. Издатель: М. Расулзаде Однако Узеир Гаджибеков известен на родине не только как композитор и меценат. Он является автором словарей, научных статей и сборников, сатирических и газетных статей.

В 1907 году был издан разработанный им «Русско-тюркский и тюркско-русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов», а в 1908 году — «Вопросы арифметики». В период существования Азербайджанской Демократической Республики Узеир Гаджибеков являлся главным редактором ежедневной газеты « Азербайджан ». В 1945 году был издан его теоретический труд под названием «Основы азербайджанской народной музыки» [93]. Эта работа была переведена на три языка и неоднократно переиздавалась. В предисловии к «Основам азербайджанской народной музыки» композитор писал: Для меня, как композитора, моя работа по изучению основ азербайджанской народной музыки имела то практическое значение, что я сумел написать целую оперу «Кёр-оглы» [94]. Как теоретик Узеир Гаджибеков внёс большой вклад в основы изучения азербайджанской музыки , главного её направления — мугама. Персидская и азербайджанская тональные структуры были основаны на расчетах средневекового философа, уроженца Иранского Азербайджана Сафи Ад-Дина аль-Урмави , а в начале XX века теперь уже Узеир Гаджибеков определил тональную структуру модальных рядов путём изучения ладовой системы азербайджанской лютни , известной как тар.

Гаджибеков описал мугам «…в форме здания с 12-ю колоннами и шестью башнями, откуда можно увидеть все четыре стороны света: от Андалусии до Китая , и от Африки до Кавказа …». Исмайлов писал, что «…методы монодической экспрессии и развития, включая повторы, последовательности, вариации.. Полемизируя с актёром Мамедом Кулиевым, Узеир Гаджибеков в статье «Музыкальное образование в Азербайджане» писал, что «кроме европейской музыки есть и восточная музыка. Мы, азербайджанцы, принадлежим к восточным народам, и поэтому мы не можем относиться безразлично к культуре Востока, ибо без неё мы не сможем достаточно выполнить свой долг в деле создания музыкальной культуры» [6]. В условиях разгоравшейся в советских музыкальных кругах дискуссии на тему гармонизации национальных мелодий Узеир Гаджибеков в своих теоретических трудах выступал с предложениями продолжать гармонизацию азербайджанских национальных мелодий, избегая при этом всего, что могло бы нанести ущерб характеру азербайджанской музыки и методам её исполнения. По его мнению, неумелая гармонизация могла поменять характер азербайджанской музыки, нейтрализовать её модальность, и даже вульгаризировать её. Но в то же время он продолжал считать, что азербайджанская музыка не должна оставаться всегда монодичной.

Он указывал, что полифония должна основываться не на правильной последовательности аккордов или гармонических каденциях , которые требуют изменений в модальной структуре, а на комбинации логически структурированных отдельных мелодий [96]. В своей педагогической деятельности Гаджибеков преподавал основные положения и требования, предъявляемые к композиторам. Так, в предисловии к сборнику «Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны» Гаджибеков пишет: Поверхностная стилизация, отнюдь не придавая музыкальному произведению подлинной национальной интонации, вместе с тем лишает его правдивости, искренности и вообще эстетической и художественной ценности. Задача, на мой взгляд, решается совсем иначе. Каждый народ требует от своих композиторов, чтобы они сочиняли свои произведения, как бы сложны они ни были, на близком и родном ему музыкальном языке. Для этого от композитора требуется знание в совершенстве этого языка [94]. В 1908 году под руководством Гаджибекова была создана в Баку первая национальная оперная труппа [97].

Узеир Гаджибеков стал инициатором основания высшего музыкального учебного заведения — Азербайджанской государственной консерватории. В 1927 году он совместно с композитором Муслимом Магомаевым издал сборник азербайджанских народных песен, впервые переложив их на ноты. В 1931 году под его руководством был создан оркестр азербайджанских народных инструментов. В 1936 году он участвовал в создании Азербайджанского государственного хора при Бакинской филармонии. Композитор также известен как педагог и учитель многих известных в Азербайджане и за его пределами композиторов и музыкантов.

Жизнь знаменитого Узеира Гаджибекова в фотографиях

Гаджибеков, Узеир Абдул-Гусейн оглы — Википедия с видео // WIKI 2 1948). Советский композитор, дирижер, публицист, фельетонист, драматург, педагог.
Узеир Гаджибеков Величие основоположника азербайджанской композиторской школы Узеира Гаджибекова и заключалось в том, что, несмотря на все превратности чинимые ему, профессиональная азербайджанская музыка была им создана, опираясь на эти музыкальные традиции.
Гаджибеков, Узеир Абдул-Гусейн оглы — Википедия Музыку для него еще 1919 году написал Узеир Гаджибеков, и с того времени специалисты отмечают глубину и мощнейшую энергетику этой мелодии. Здесь мы расскажем о человеке, которому удалось создать для своей страны гимн, достойный какой-нибудь огромной империи.
Узеир Гаджыбёв Гаджибеков Узеир Абдул-Гусейн оглы родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди близ города Шуша Нагорного Карабаха.
Узеир Гаджибеков - Uzeyir Hajibeyov - Википедия Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди в семье сельского писаря Абдуллы Гусейн Гаджибекова. Вскоре после рождения Узеира семья переселилась в город Шушу, где и прошло все детство композитора.

Azərbaycan veb portalı

Узеир Гаджибеков родился в г. Шуша в Шушинская губерния из Российская империя, который сейчас является частью Азербайджан. Биография великого музыковеда Узеира Гаджибекова Узеир Гаджибеков, биография и творчество которого очень тесно сплетены с музыкой, известный композитор. B 1915 гoдy Гaджибeкoв длитeльнoe вpeмя гocтил и paбoтaл нa Ceвepнoм Kaвкaзe в гopoдe Bлaдикaвкaз, в кoтopoм пpoживaлa кpyпнaя aзepбaйджaнcкaя oбщинa.

Горийская семинария

  • ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
  • Жизнь знаменитого Узеира Гаджибекова в фотографиях
  • Содержание
  • UZEYIR GAJIBEKOV COMPOSER, PUBLICIST AND PUBLIC FIGURE
  • О происхождении Узеира и Джехуна Гаджибековых
  • Жизнь знаменитого Узеира Гаджибекова в фотографиях

Блог Самарских Краеведов

Узеир Гаджибеков: биография. Родился Узеир 18 сентября 1885 года в небольшом азербайджанском поселке Агджабеди. Его отец был сельским писарем; в семье росли еще пятеро детей. По национальности Узеир Гаджибеков был азербайджанцем, который любил свою страну и был ей предан. Ранние годы. Узеир Гаджибеков родился в г. Шуша в Шушинская губерния из Российская империя, который сейчас является частью Азербайджан. «Азербайджанцы» в поисках самоидентификации Узеир Гаджибеков – выдающийся лезгинский композитор, семья которого перехала из Дагестана в Шушинский уезд Бакинской Губернии в начале XX века. Родовое же село Узеира Гаджибекова это село Мацар Ахтынского района. Узеир Гаджибеков родился 6 (18) сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. Узеи́р Абду́л-Гусе́йн оглы́ Гаджибе́ков (азерб. عزيربك بن عبدالحسين حاجى بكوف, Üzeyir bəy Əbdülhüseyn oğlu Hacıbəyov; 6 [18] сентября 1885, Агджабеди. Величие основоположника азербайджанской композиторской школы Узеира Гаджибекова и заключалось в том, что, несмотря на все превратности чинимые ему, профессиональная азербайджанская музыка была им создана, опираясь на эти музыкальные традиции.

Узеир Гаджибеков (Абдул-Гусейн оглы)

В следующем году «Лейли и Меджнун» стала частью программы проекта «Шёлковый путь» известного виолончелиста Йо-Йо Ма, с использованием традиционных восточных инструментов, а также с участием известного вокалиста, исполнителя мугама Алима Гасымова и его дочери Фарганы Гасымовой. Консультантом проекта является этномузыковед, профессор Университета Индианы и Бакинской музыкальной академии Аида Гусейнова. Основная статья: Оперетта «Аршин мал алан» Афиша постановки Аршин мал алан, Тифлис, 1919 год «Аршин мал алан» является последней и одной из самых популярных оперетт Узеира Гаджибекова. Она была написана в 1913 году в Санкт-Петербурге. Действие оперетты происходит в Шуше. Так описывает историю появления «Аршин мал алан» дочь Рашида Бейбутова — Рашида: …Мой дед Маджид-бей Бейбуталы, так в старину звался род Бейбутовых, обладал необыкновенным голосом, прекрасно исполнял народные песни и к 30 годам стал профессиональным певцом. А до этого помогал своему отцу: набрав короб шелков, он ходил по улицам Шуши, где тогда они жили, и зазывал местных модниц поглядеть на товар: «Аршин мал алан, аршин мал алан…» Колоритная фигура коробейника настолько врезалась в детскую память будущего композитора Узеира Гаджибекова, что впоследствии он использовал этот сюжет в оперетте «Аршин мал алан»…" — Интервью Рашиды газете АиФ Вся музыка, кроме мугама, присутствующего в опере «Лейли и Меджнун», написана самим автором. По ходу действия цитируется только одна азербайджанская народная песня. Характерная ладовая структура и ритмика соответствуют каждому определённому образу спектакля. Лирическая ария Аскера написана в ладе «Шуштер», ряд сцен и куплеты Джахан в ладе «Шур» и т.

Афиша постановки Аршин мал алан, Париж, 1925 год В то же время вступительная ария Аскера и ряд других вокальных номеров выполнены в чисто европейской манере. Премьера «Аршин мал алан» состоялась в 1918 году в театре Зейналабдина Тагиева. В дальнейшем «Аршин мал алан» был переведён на более чем 75 языков и поставлен в 187 театрах 76 стран: в 16 городах Грузии, в 17 городах Болгарии, 13 штатах США, 17 городах Польши 1500 раз , в 28 городах России, в 8 городах Китая и т. Эти гастроли проходили настолько успешно, что азербайджанским артистам пришлось арендовать на несколько месяцев театр «Шарг» «Восток» в Стамбуле. Особо стоит выделить постановку оперетты «Аршин мал алан» в Парижском театре «Фемина», премьера которой состоялась 4 июля 1925 года. Перевод на французский был совершён братом автора Джейхун-беком. Известный польский драматург С. Поволоцкий вспоминает: …Я первый раз услышал арию Аскера в исполнении великолепного певца Рашида Бейбутова. Потом я посмотрел фильм «Аршин мал алан», в котором Рашид Бейбутов сыграл главную роль.

Я был потрясён и влюблен в эту картину. Спустя некоторое время любимый всеми певец в очередной раз приезжает в Польшу на гастроли. Я ещё раз услышал в его исполнении арию Аскера из «Аршин мал алана» на польском языке, которую он исполнял на каждом концерте. После очередного концерта подошёл к Рашиду Бейбутову и поделился с ним желанием перевести «Аршин мал алан» на польский язык. Певец мое предложение одобрил… — из воспоминаний С. Половоцкого В 1954 году в Белостокском государственном театре им. Венгерска был поставлен «Аршин мал алан» на польском языке. В главных ролях выступали Е. Пореда и С.

В 2004 году премьера новой постановки «Аршин мал алан» состоялась на сцене Высшего театрального училища имени Щукина при Государственном театре имени Вахтангова с участием популярных российских актёров-выпускников Щукинского театрального училища. В 2007 году оперетта была поставлена в Вене. Экранизация оперетты «Аршин мал алан» Оперетту «Аршин мал алан» экранизировали 4 раза. Первая экранизация была осуществлена в России в 1916 году. Режиссёр Б. Алиева на студии «Фильм» братьев Пирон[37]. Следующая экранизация произошла в Санкт-Петербурге в 1917 году, но по настоянию автора фильм сняли с проката[35]. В том же году съёмки «Аршин мал алан» прошли в США. Это замечательная оперетта нашего соотечественника Узеир-бека Гаджибекова также покорила американских зрителей…».

Он писал: «…Аршин мал алан имел огромный успех даже на сценах Америки… Мы с гордостью можем заявить о том, что во всем исламском мире мы — авторы первой оперы и оперетты…». В 1937 году американский режиссёр армянского происхождения Сетраг Вартян[38] в третий раз экранизировал «Аршин мал алан» на армянском языке без указания автора[39].

В 1911 году Гаджибеков выехал в Москву с целью получения систематического музыкального образования. В течение года он учился на музыкальных курсах Александра Ильинского сольфеджио — у Николая Ладухина , гармония — у профессора Н. Соколовского , после чего переехал в Санкт-Петербург , где год учился в консерватории. Материальное обеспечение Гаджибекова его друг Муслим Магомаев полностью взял на себя. Гаджибеков Дир.

В первой постановке оперы участвовали деятели азербайджанской культуры, впоследствии ставшие популярными музыкальными и общественными деятелями как независимого Азербайджана, так и Азербайджанской ССР. Роль Лейли исполнял мужчина. Сарабский в изданных им в 1930 году воспоминаниях пишет: «…После этой постановки многие стали называть меня Меджнуном. Я дорожил этим именем, я гордился им. Народ, встречавший раньше меня на улице с усмешкой, теперь принимал с уважением и любовью…» — Г. Сарабский, Воспоминания Сочинением композитора «Лейли и Меджнун» была заложена основа жанра мугамной оперы и азербайджанской оперы вообще. Впоследствии он вспоминал: В то время я, автор оперы, знал лишь основы сольфеджио, но не имел никакого представления о гармонии, контрапункте, музыкальных формах... Тем не менее успех «Лейли и Меджнун» был большой. Он объясняется, по моему мнению, тем, что азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в «Лейли и Меджнун» сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет. Узеир Гаджибеков остановил выбор на поэме Физули « Лейли и Маджнун » сама поэма основана на арабской легенде о Лейли и Маджнуне и на жанрах народной музыки, что положительно повлияло на восприятие произведения в мусульманском обществе. Первая постановка оперы за пределами Азербайджана прошла в Тифлисе. Вся музыка, кроме мугама, присутствующего в опере «Лейли и Меджнун», написана самим автором. По ходу действия цитируется только одна азербайджанская народная песня. Характерная ладовая структура и ритмика соответствуют каждому определённому образу спектакля. В 2008 году согласно Распоряжению Президента Азербайджанской Республики в Азербайджане официально отмечалось 100-летие создания оперы. За прошедшее время до 2009 года опера была поставлена более 20 тысяч раз. В следующем году «Лейли и Меджнун» стала частью программы проекта «Шёлковый путь» известного виолончелиста Йо-Йо Ма , с использованием традиционных восточных инструментов, а также с участием известного вокалиста, исполнителя мугама Алима Гасымова и его дочери Фарганы Гасымовой. Консультантом проекта является этномузыковед, профессор Университета Индианы и Бакинской музыкальной академии Аида Гусейнова. Оперетта «Аршин мал алан» Править Основная статья: Оперетта «Аршин мал алан» Афиша постановки Аршин мал алан, Тифлис, 1919 год «Аршин мал алан» является последней и одной из самых популярных оперетт композитора. Она была написана в 1913 году в Санкт-Петербурге. Действие оперетты происходит в Шуше. Так описывает историю появления «Аршин мал алан» дочь Рашида Бейбутова — Рашида: …Мой дед Маджид-бей Бейбуталы, так в старину звался род Бейбутовых, обладал необыкновенным голосом, прекрасно исполнял народные песни и к 30 годам стал профессиональным певцом. А до этого помогал своему отцу: набрав короб шелков, он ходил по улицам Шуши, где тогда они жили, и зазывал местных модниц поглядеть на товар: «Аршин мал алан, аршин мал алан…» Колоритная фигура коробейника настолько врезалась в детскую память будущего композитора Узеира Гаджибекова, что впоследствии он использовал этот сюжет в оперетте «Аршин мал алан»…" — Интервью Рашиды газете АиФ Афиша постановки Аршин мал алан, Париж, 1925 год С точки зрения жанра и формы вступительная ария Аскера и ряд других вокальных номеров оперетты выполнены в чисто европейской манере. Вместе с тем, их мелодии обладают несомненным национальным колоритом. В частности, упомянутая вступительная ария Аскера выдержана в ладе сегях, куплеты и танец Джахан — в ладе шур , дуэт Вели и Телли — также в ладе шур и т. Премьера «Аршин мал алан» состоялась в 1918 году в театре Зейналабдина Тагиева. В дальнейшем «Аршин мал алан» был переведён на более чем 75 языков и поставлен в 187 театрах 76 стран: в 16 городах Грузии , в 17 городах Болгарии , 13 штатах США , 17 городах Польши 1500 раз , в 28 городах России , в 8 городах Китая и т. Эти гастроли проходили настолько успешно, что азербайджанским артистам пришлось арендовать на несколько месяцев театр «Шарг» «Восток» в Стамбуле. Особо стоит выделить постановку оперетты «Аршин мал алан» в Парижском театре «Фемина», премьера которой состоялась 4 июля 1925 года. Перевод на французский был совершён братом автора Джейхун-беком. Известный польский драматург С. Поволоцкий вспоминает: …Я первый раз услышал арию Аскера в исполнении великолепного певца Рашида Бейбутова. Потом я посмотрел фильм «Аршин мал алан», в котором Рашид Бейбутов сыграл главную роль. Я был потрясён и влюблен в эту картину. Спустя некоторое время любимый всеми певец в очередной раз приезжает в Польшу на гастроли. Я ещё раз услышал в его исполнении арию Аскера из «Аршин мал алана» на польском языке, которую он исполнял на каждом концерте. После очередного концерта подошёл к Рашиду Бейбутову и поделился с ним желанием перевести «Аршин мал алан» на польский язык. Певец мое предложение одобрил… — из воспоминаний С. Половоцкого В 1954 году в Белостокском государственном театре им. Венгерска был поставлен «Аршин мал алан» на польском языке. В главных ролях выступали Е. Пореда и С. В 2004 году премьера новой постановки «Аршин мал алан» состоялась на сцене Высшего театрального училища имени Щукина при Государственном театре имени Вахтангова с участием популярных российских актёров-выпускников Щукинского театрального училища. В 2007 году оперетта была поставлена в Вене. Экранизация оперетты «Аршин мал алан» Править Оперетту «Аршин мал алан» экранизировали 4 раза. Первая экранизация была осуществлена в России в 1916 году. Режиссёр Б. Светлов произвёл эту экранизацию с участием Г. Сарабского , А. Агдамского , М. Алиева на студии «Фильм» братьев Пирон. Следующая экранизация произошла в Санкт-Петербурге в 1917 году , но по настоянию автора фильм сняли с проката. В том же году съёмки «Аршин мал алан» прошли в США. Это замечательная оперетта нашего соотечественника Узеир-бека Гаджибекова также покорила американских зрителей…». Он писал: «…Аршин мал алан имел огромный успех даже на сценах Америки… Мы с гордостью можем заявить о том, что во всем исламском мире мы — авторы первой оперы и оперетты…».

При этом, возраст давал о себе знать, а развивающийся диабет сильно подкосил его здоровье. Так Гаджибеков лечился в Кремлёвской больнице в Москве, государственном санатории в Мардакяне поселок Баку , но, увы, 23 ноября 1948 года от сердечной недостаточности композитора не стало. Могила Узеира Гаджибекова находится на Аллее почётного захоронения в Баку. Участник похорон, композитор Ариф Меликов вспоминает: «Вторая моя встреча с бессмертным Гаджибековым произошла в день его смерти. Великий Гаджибеков лежал в гробу. В этот раз я его видел очень плохо. Глаза мои были затуманены слезами. Плакал весь народ. Плакали люди всех национальностей, всех профессий, плакали маленькие и большие. Это был не траур по умершему, это было что-то другое…». Автор первой оперы на Востоке Узеир Гаджибеков всегда любил экспериментировать. Поэтому в своих работах соединял западные и восточные музыкальные стили. Одновременно Гаджибеков является основоположником уникального жанра камерной вокальной музыки — романса-газели. В памяти современников и потомков В Азербайджане по сей день считают Узеира Гаджибекова основателем азербайджанской оперной школы. Именно он является автором музыки гимна Азербайджанской Республики. При жизни и после смерти Узеир Гаджибеков был удостоен множества наград.

Узеир Гаджибеков - Uzeyir Hajibeyov

Музыку прекрасную для души и здоровья, рассказы, поэмы и легенды, написанные специально для детей известными педагогами, правильные и наставительные речи своих родителей, разговоры культурных и образованных гостей их домов. Узеир Абдул Гусейн-оглы Гаджибеков родился 17 сентября (нов. ст.) 1885 года в селении Агджабеды близ города Шуши в семье сельского писаря. Гаджибеков в последующем и преподавал [2]. В период с 1928 по 1929 год и с 1939 по 1948 год Узеир Гаджибеков занимал должность ректора Азербайджанской Государственной Консерватории. Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибейли родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди в семье сельского писаря Абдуллы Гусейн Гаджибекова. Вскоре после рождения Узеира семья переселилась в город Шушу, где и прошло все детство композитора. medium Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди близ города Шуша (Нагорный Карабах).

Биография великого музыковеда узеира гаджибекова

Биография великого музыковеда узеира гаджибекова Узеир Гаджибеков — основоположник современного музыкального искусства Азербайджана. Узеир Гаджибеков — известный азербайджанский и советский композитор, дирижёр, музыковед, публицист, драматург, педагог, общественный деятель.
Личность: Узеир Гаджибеков Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился (6) 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди близ города Шуша (Нагорный Карабах). Вскоре после его рождения семья переехала в Шушу. С раннего детства Узеир полюбил народную музыку.
Узеир Гаджыбёв - знаменитый человек, о котором рассказывается в данной статье. В ней вы найдете много интересных фотографий из его биографии и истории.

Узеир Гаджибеков (Абдул-Гусейн оглы)

В статье показано, что корифей азербайджанской культуры и музыкального искусства Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков, 130-летие которого отмечается в этом году, являлся, прежде всего, прогрессивным мыслителем своего времени. Узеир Гаджибеков родился 6 сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. По национальности Узеир Гаджибеков был азербайджанцем, который любил свою страну и был ей предан. Ранние годы. Узеир Гаджибеков родился в г. Шуша в Шушинская губерния из Российская империя, который сейчас является частью Азербайджан. Вскоре после его рождения семья Гаджибековых переехала в город Шуша, который был одним из крупнейших центров азербайджанской культуры[22], где и вырос Узеир. Узеир Гаджибеков (1885-1948) — великий композитор, классик азербайджанской музыкальной культуры, творчество которого сыграло основополагающую роль в истории национального музыкального искусства.

Узеир Гаджибеков — выдающийся лезгинский композитор

Гаджибекова в фотографиях. Гаджибеков среди студентов подготовительного класса Закавказской Учительской Семинарии. Гаджибеков среди педагогов и студентов Закавказской Учительской Семинарии. Гаджибеков среди учеников Баиловской школы, 1905-1906 гг. Гаджибеков среди преподавателей и учеников бакинской школы «Саадат». Гаджибеков с супругой Малейкой ханум. Гаджибеков, Г. Члены дирекции Братья Гаджибековы. Гаджибеков на встрече с деятелями искусства. Снимок сделанный во время театрального сезона 1924-25 гг. Гаджибеков среди членов семьи и родственников.

Гаджибеков среди членов одного из первых ансамблей народных музыкальных инструментов Уз. Гаджибеков среди участников азербайджанского государственного хора Уз. Гаджибеков вместе с друзьями по искусству. Бюль-Бюль первый слева и Узеир Гаджибеков третий слева Первый оркестр музыкальных иструментов созданный по инициативе Уз. Гаджибеков среди своих воспитанников. Москвин, Ш.

Агдамского , М. Алиева на студии «Фильм» братьев Пирон [69]. Следующая экранизация произошла в Санкт-Петербурге в 1917 году , но по настоянию автора фильм сняли с проката [67]. В том же году съёмки «Аршин мал алан» прошли в США. Это замечательная оперетта нашего соотечественника Узеир-бека Гаджибекова также покорила американских зрителей…». Он писал: «…Аршин мал алан имел огромный успех даже на сценах Америки… Мы с гордостью можем заявить о том, что во всем исламском мире мы — авторы первой оперы и оперетты…». В 1937 году американский режиссёр армянского происхождения Сетраг Вартян [70] в третий раз экранизировал «Аршин мал алан» на армянском языке без указания автора [71]. Узеир Гаджибеков адресовал свой протест лично Сталину. По указанию последнего была организована экранизация произведения Гаджибекова в Азербайджане , в 1945 году [72]. Должность музыкального редактора была поручена племяннику Узеир-бека Ниязи. Поистине звёздным стал актёрский состав фильма. Были приглашены Рашид Бейбутов , Лейла Бадирбейли. На роль Аси была утверждена молодая актриса Театра юного зрителя Рахиля Меликова. Консультантом проекта выступил известный советский кинорежиссёр, актёр и сценарист Г. Александров [73]. Изначально картина не была одобрена советской цензурой и прокат её был запрещён, однако несогласный с мнением худсовета Сергей Эйзенштейн , считавший, что картина «покорит мир», добился того, чтобы картину посмотрел Сталин, который одобрил фильм. Этот фильм показали в 136 странах и дублировали на 86 языков. В связи со 100-летием мирового кино « Аршин мал алан » 1945 года режиссёр Рза Тахмасиб вошёл в список 100 любимых фильмов кинозрителей Советского Союза [75]. Только в Советском Союзе фильм просмотрели более 16 млн зрителей [72]. Бюджет картины составил 5 млн. Зрителям в национальных республиках демонстрировались красивые истории о средневековых поэтах и певцах, о несчастной любви. Это были фильмы в стиле нео-фольклора позднего сталинизма. Народность снова получила признание. Вклад Азербайджана в этот жанр представлен музыкальным шедевром «Аршин мал алан». Фильм был снят в 1945 году на основе комедийной оперетты Узеира Гаджибекова, созданной по мотивам народной любовной истории об ухаживаниях купца Аскера за его возлюбленной Гюльчохрой. В 1965 году Государственная организация « Союзэкспорткино » СССР, учитывая, что «Аршин мал алан» 1945 года с участием Рашида Бейбутова принёс большую финансовую прибыль, заказала Бакинской киностудии новый, цветной вариант фильма. Таким образом, режиссёром Тофиком Тагизаде было ещё раз экранизировано это произведение Узеир-бека Гаджибекова. Его фильм «Аршин мал алан» 1965 года не снискал такой популярности, как первый, однако был более совершенным с точки зрения технического оснащения. Позже была снята китайская версия фильма, которая называлась «Любовь под одеялом» [74]. Среди исполнителей ролей в этом произведении Узеира Гаджибекова есть также и известный азербайджанский исполнитель мугама — Алим Гасымов , исполнявший не раз партию в этой мугам-опере [77]. Основная статья: Не та, так эта Программа одного из спектаклей. Летнее помещение Общественного Собрания, Шуша , 1914 год Написанная в 1910 году оперетта «Не та, так эта», является второй по счёту музыкальной комедией композитора после «Мужа и жены». Её премьера состоялась 25 апреля 8 мая 1911 года в Баку в театре братьев Маиловых ныне — Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. Дирижировал сам автор комедии. Имело место несколько сценических редакций этой комедии, она была переведена на многие языки и с успехом ставилась в городах Закавказья , Турции , Болгарии , Йемена и т. Либретто комедии впервые было издано в 1912 году в Баку, в типографии братьев Оруджевых. Первоначально она была в трёх действиях, а после того, как в 1915 году была написана сцена в бане — стала музыкальной комедией в четырёх действиях. В музыке Узеиром Гаджибековым была использована азербайджанская народная музыка , мугам , а в тексте — газели Физули. Главный герой комедии, пятидесятилетний купец Мешади Ибад, за которого выдаёт свою пятнадцатилетнюю дочь Гюльназ обедневший бек Рустам-бек. Но к концу комедии возлюбленному Гюльназ, студенту Сарвару, удаётся обмануть Мешади Ибада, и в итоге тот женится не на Гюльназ, а на её служанке Сенем, сказав «не та, так эта».

От имени Лезгин такие комбинации часто происходит,мы уже к этому привыкли. Спасибо всем Лезгинам!!! Я бы тебе посоветовал поменять место работы и иначе зарабатывать деньги строить свою карьеру! Нести наглую и подлую пропаганду - это не твое, если я тебя уже обидел...

Во всех этих операх Гаджибейли прославляются любовь, верность, труд, добро, справедливость, мужество. В эти же годы Гаджибейли пишет свои музыкальные комедии: в 1909 году — комедию «Муж и жена», в 1910 году — «Не та, так эта». В музыкальных комедиях композитор осуждает уродливые стороны жизни, высмеивает фанатизм, мракобесие, борется за раскрепощение женщины. Решив в 1911 году продолжить свое музыкальное образование, Гаджибейли едет в Москву и поступает на частные музыкальные курсы, но вскоре прерывает учебу. В 1913 году он едет в Петербург и поступает в консерваторию. В период обучения в Петербурге он написал свою лучшую музыкальную комедию «Аршин мал алан» «Рецепт удачной женитьбы». В 1918-20 гг. В 1927 году, совместно с М. Магомаевым, Гаджибейли создает первый в Азербайджане сборник народных песен. В 1937 году Гаджибейли завершил свою оперу «Кёр-оглы», которая была поставлена на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета имени М. В 1941 году исполнилось 800 лет со дня рождения великого поэта Азербайджана Низами Гянджеви. К юбилею композитор написал на газеллы Низами два романса «Сенсиз» «Без тебя» и «Севгили джанан» «Возлюбленная».

Биография великого музыковеда Узеира Гаджибекова

В них автор осуждает негативные стороны жизни и борется за раскрепощение женщины. В 1909 году Гаджибеков женился на представительнице известного рода Терегуловых — Малейке-ханум. Детей у семейной пары не было, и Узеир опекал пятерых племянников. С целью продолжения своего образования в 1911 году азербайджанец переехал в Москву, где поступил на частные музыкальные курсы. В 1913 году, не доучившись, стал студентом Петербургской консерватории. В период обучения написал свое лучшее музыкальное произведение - «Аршин мал алан», что в переводе обозначает «Рецепт удачной женитьбы». Впервые эта комедия была поставлена в 1913 году в Баку.

Достижения Гаджибекова Много сил и внимания Узеир Гаджибеков уделял музыкальному образованию подрастающего поколения. Первая музыкальная школа, в которой преподавание велось на азербайджанском языке, музыкальный техникум, ректорство в Азербайджанской государственной консерватории, создание нотного оркестра народных инструментов - список достижений композитора далеко не полон. Все эти годы автор активно продолжал писать; из-под его пера вышло внушительное количество статей по самым разным вопросам азербайджанской музыкальной культуры. Огромная работа проводилась ним по изучению народной музыки. В 1945 году автор закончил писать книгу «Основы азербайджанской народной музыки», над которой начал трудиться в 20-е годы.

Народный артист Азербайджанской ССР 1937.

Народный артист СССР 17. Основоположник современной профессиональной музыки Азербайджана. Учился на музыкальных курсах при Московском филармоническом обществе и в Петербургской консерватории 1914. Первая опера Гаджибекова «Лейли и Меджнун» 1908 открыла новую страницу в истории азербайджанской музыки. Это произведение положило начало жанру мугамной оперы, сочетающей нотную запись музыки с сольной вокальной импровизацией мугамом на основе указанного композитором текста. Гаджибеков написал ещё пять мугамных опер: «Асли и Керем» 1912 , «Шах Аббас и Хуршид бану» 1912 и др.

Вклад Азербайджана в этот жанр представлен музыкальным шедевром «Аршин мал алан». Фильм был снят в 1945 году на основе комедийной оперетты Узеира Гаджибекова, созданной по мотивам народной любовной истории об ухаживаниях купца Аскера за его возлюбленной Гюльчохрой.. В 1965 году Государственная организация «Союзэкспорткино» СССР, учитывая, что «Аршин мал алан» 1945 года с участием Рашида Бейбутова принёс большую финансовую прибыль, заказала Бакинской киностудии новый, цветной вариант фильма. Таким образом, режиссёром Тофиком Тагизаде было ещё раз экранизировано это произведение Узеир-бека Гаджибекова. Его фильм «Аршин мал алан» 1965 года не снискал такой популярности, как первый, однако был более совершенным с точки зрения технического оснащения.

Позже была снята китайская версия фильма, которая называлась «Любовь под одеялом». Среди исполнителей ролей в этом произведении Узеира Гаджибекова есть также и известный азербайджанский исполнитель мугама — Алим Гасымов , исполнявший не раз партию в этой мугам-опере. Летнее помещение Общественного Собрания, Шуша , 1914 год Написанная в 1910 году оперетта «Не та, так эта», является второй по счёту музыкальной комедией композитора после «Мужа и жены». Её премьера состоялась 25 апреля 8 мая 1911 года в Баку в театре братьев Маиловых ныне — Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. Дирижировал сам автор комедии.

Имело место несколько сценических редакций этой комедии, она была переведена на многие языки и с успехом ставилась в городах Закавказья , Турции , Болгарии , Йемена и т. Либретто комедии впервые было издано в 1912 году в Баку, в типографии братьев Оруджевых. Первоначально она была в трёх действиях, а после того, как в 1915 году была написана сцена в бане — стала музыкальной комедией в четырёх действиях. В музыке Узеиром Гаджибековым была использована азербайджанская народная музыка , мугам , а в тексте — газели Физули. Главный герой комедии, пятидесятилетний купец Мешади Ибад, за которого выдаёт свою пятнадцатилетнюю дочь Гюльназ обедневший бек Рустам-бек.

Но к концу комедии возлюбленному Гюльназ, студенту Сарвару, удаётся обмануть Мешади Ибада, и в итоге тот женится не на Гюльназ, а на её служанке Сенем, сказав «не та, так эта». Комедия «Не та, так эта» считается одной из самых смелых и принципиальных произведений в театральном искусстве дореволюционного Азербайджана, в котором Гаджибекову удалось показать социально-бытовые противоречия в азербайджанской действительности конца XIX — начала XX века. Эта комедия была экранизирована в 1956 году киностудией « Азербайджанфильм ». Фильм « На та, так эта » также имел большой успех у зрителей. Опера «Кёроглы» Править Основная статья: Кёроглы опера Программа первого спектакля оперы «Кероглы» Одной из самых знаменитых в наследии композитора считается опера «Кёроглы», одна из его последних работ, которая была написана в 1932—1936 годах и поставлена впервые в Баку в 1937 году.

Многие критики считают эту оперу венцом музыкального творчества Узеир-бека — своеобразной «энциклопедией стиля Гаджибекова». Либретто пятиактовой оперы написано самим композитором, совместно с Г. Исмайловым и одним из самых известных азербайджанских драматургов Мамед Саидом Ордубади. В основу сюжета оперы, являющейся героическим эпосом, лёг ашугский дастан «Кёроглы» , известный также и за пределами Азербайджана — на Кавказе , в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Героико-эпический характер сюжета произведения, написанного в стиле мугам-оперы, подчеркивают динамичные лейтмотивы, призванные передать всю остроту межклассовой борьбы в средневековом Азербайджане.

Герой оперы — собирательный образ народа, угнетённого и борющегося за свободу — Кёроглы; отрицательный герой — Гасан-хан. Основу музыкально-театральной постановки впервые в истории азербайджанской оперы составил хор, монументально выразивший образ народа. Использование хора в опере «Кёроглы» положило начало использованию азербайджанскими композиторами кантатно-ораториального жанра в последующем творчестве. В опере «Кёроглы» Гаджибеков широко использовал также танцевальную составляющую, создавшую бытовой фон для более качественного выделения характера и ментальности героя оперы — народа. Танцевальные сцены оперы дали толчок к появлению и дальнейшему становлению национального балета.

Узеир-бек писал: Я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры… Кёроглы — ашуг, и он воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов… В «Кёроглы» есть все элементы, свойственные оперному произведению, — арии, дуэты, ансамбли, речитативы, но всё это построено на основе тех ладов, на которых строится музыкальный фольклор Азербайджана. Эта опера получила признание как любителей оперного жанра в СССР, так и высшего руководства страны. В 1941 году за оперу «Кёроглы» Узеир Гаджибеков получил Сталинскую премию. Багиров Гасан-хан , Г. Искендеров Шут.

В 1938 году прошла постановка на Декаде азербайджанского искусства в Москве. В Баку в 1943 году была осуществлена постановка на русском языке под дирижированием Ниязи, художником-постановщиком оперы в 1975 году был знаменитый впоследствии в СССР художник Таир Салахов. За пределами Азербайджана опера ставилась в Ашхабаде в 1939 году на туркменском языке , в 1942 году в Ереване на армянском языке и в 1950 году в Ташкенте на узбекском языке. В 1952, 1970 и 1985 годах были изданы клавиры и партитура оперы, осуществлена грамзапись. Именно успех «Кёроглы» побудил известных западных критиков рассмотреть и изучить творчество Узеира Гаджибекова и первым из азербайджанских композиторов причислить его к плеяде известных композиторов России и Советского Союза.

Начиная с 1940 года, опера «Кёроглы» была включена в репертуар Большого театра. Критика творчества Узеира Гаджибекова Править Широко известный на постсоветском пространстве, Узеир Гаджибеков мало известен на Западе, его вклад недооценён и игнорировался некоторыми западными критиками. Американский музыкальный критик Марина Фролова-Уолкер, говоря о мугамных операх Узеира Гаджибекова, расценивает попытку синтеза оперы западного стиля и мугама в них как неудачную. Если Иван Козловский и Куддус Кужамьяров выделяли темпераментность и выразительность его музыки, а также её доступность простым людям, то азербайджанский критик А. Ахлиев-Мамедов критикуя оперетту «Аршин-мал алан» писал, что использование музыкальных комедий в воспитании детей может пагубно повлиять на их образ жизни.

Созданный Гаджибековым жанр мугамной оперы и его первая опера «Лейли и Меджнун» встретили сильный протест со стороны министра образования Азербайджанской ССР 1920-х годов Мустафы Гулиева. Гулиев, будучи сторонником вестернизации русификации азербайджанской музыки и отказа от национальной музыкальной традиции, резко раскритиковал оперу, выделяя её провинциальность и отсталость, исходящую от использования мотивов мугама. Параллельно в прессе было опубликовано большое количество писем от рабочих и интеллигенции Баку с требованиями создания современной национальной оперы без использования мотивов мугама. Вестернизация русификация азербайджанской оперы встретила поддержку также со стороны литературных кругов. Один из знаменитых азербайджанских поэтов того периода Сулейман Рустам писал в своих стихах: «…Стоп тар!

Стоп тар! Тебя не любит пролетарий! Пой тар! Как же можно позабыть тебя? Грузинский музыковед и критик Шалва Асланишвили отзывается о композиторе следующем образом: В истории советской музыки Узеирбек Гаджибеков занял своё индивидуальное место, нашёл свой путь, разработал свою музыкально- логическую и музыкально- семантическую систему.

Критика творчества Узеира Гаджибекова Править Широко известный на постсоветском пространстве, Узеир Гаджибеков мало известен на Западе, его вклад недооценён и игнорировался некоторыми западными критиками. Американский музыкальный критик Марина Фролова-Уолкер, говоря о мугамных операх Узеира Гаджибекова, расценивает попытку синтеза оперы западного стиля и мугама в них как неудачную. Если Иван Козловский и Куддус Кужамьяров выделяли темпераментность и выразительность его музыки, а также её доступность простым людям, то азербайджанский критик А. Ахлиев-Мамедов критикуя оперетту «Аршин-мал алан» писал, что использование музыкальных комедий в воспитании детей может пагубно повлиять на их образ жизни. Созданный Гаджибековым жанр мугамной оперы и его первая опера «Лейли и Меджнун» встретили сильный протест со стороны министра образования Азербайджанской ССР 1920-х годов Мустафы Гулиева. Гулиев, будучи сторонником вестернизации русификации азербайджанской музыки и отказа от национальной музыкальной традиции, резко раскритиковал оперу, выделяя её провинциальность и отсталость, исходящую от использования мотивов мугама.

Параллельно в прессе было опубликовано большое количество писем от рабочих и интеллигенции Баку с требованиями создания современной национальной оперы без использования мотивов мугама. Вестернизация русификация азербайджанской оперы встретила поддержку также со стороны литературных кругов. Один из знаменитых азербайджанских поэтов того периода Сулейман Рустам писал в своих стихах: «…Стоп тар! Стоп тар! Тебя не любит пролетарий! Пой тар!

Как же можно позабыть тебя? Грузинский музыковед и критик Шалва Асланишвили отзывается о композиторе следующем образом: В истории советской музыки Узеирбек Гаджибеков занял своё индивидуальное место, нашёл свой путь, разработал свою музыкально- логическую и музыкально- семантическую систему. Музыка Узеирбека Гаджибекова — это музыка необычайно сильных чувств, значительных мыслей, высоких идей. Она всегда говорит о мужестве, воле, непокорности духа. О нём писали в ряде западных музыковедческих публикаций, таких как «Russian composers and musicians Русские композиторы и музыканты » Володарской-Ширяевой 1940 г. Однако информации о Гаджибекове в этих источниках было очень мало и среди произведений были выделены только две оперы композитора — « Лейли и Меджнун » и « Кёроглы ».

Марина Фролова-Уолкер, описывая музыку композиторов национальных советских республик, называла её мёртвой, обосновав это «испорченностью сталинизмом ». Вклад в культуру и образование Править Памятник Узеиру Гаджибекову в Баку перед основанной им в 1920 году музыкальной академией Узеир Гаджибеков стал основоположником многих реформ в азербайджанской культуре. Именно он первым из деятелей культуры Азербайджана доверил партию в своей опере исполнителю-женщине — Шовкет Мамедовой , а также организовал благотворительный концерт с целью сбора средств для финансирования её учёбы в Италии. Русско-татарский так в то время называли азербайджанский и татарско-русский словарь Гаджибекова 1907 года. Издатель: М. Расулзаде Однако Узеир Гаджибеков известен на родине не только как композитор и меценат.

Он является автором словарей, научных статей и сборников, сатирических и газетных статей. В 1907 году был издан разработанный им «Русско-тюркский и тюркско-русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов», а в 1908 году — «Вопросы арифметики». В период существования Азербайджанской Демократической Республики Узеир Гаджибеков являлся главным редактором ежедневной газеты « Азербайджан ». В 1945 году был издан его теоретический труд под названием «Основы азербайджанской народной музыки». Эта работа была переведена на три языка и неоднократно переиздавалась. В предисловии к «Основам азербайджанской народной музыки» композитор писал: Для меня, как композитора, моя работа по изучению основ азербайджанской народной музыки имела то практическое значение, что я сумел написать целую оперу «Кёр-оглы».

Как теоретик Узеир Гаджибеков внёс большой вклад в основы изучения азербайджанской музыки , главного её направления — мугама. Персидская и азербайджанская тональные структуры были основаны на расчетах средневекового философа, уроженца Иранского Азербайджана Сафи Ад-Дина аль-Урмави , а в начале XX века теперь уже Узеир Гаджибеков определил тональную структуру модальных рядов путём изучения ладовой системы азербайджанской лютни , известной как тар. Гаджибеков описал мугам «…в форме здания с 12-ю колоннами и шестью башнями, откуда можно увидеть все четыре стороны света: от Андалусии до Китая , и от Африки до Кавказа …». Исмайлов писал, что «…методы монодической экспрессии и развития, включая повторы, последовательности, вариации.. Полемизируя с актёром Мамедом Кулиевым, Узеир Гаджибеков в статье «Музыкальное образование в Азербайджане» писал, что «кроме европейской музыки есть и восточная музыка. Мы, азербайджанцы, принадлежим к восточным народам, и поэтому мы не можем относиться безразлично к культуре Востока, ибо без неё мы не сможем достаточно выполнить свой долг в деле создания музыкальной культуры».

В условиях разгоравшейся в советских музыкальных кругах дискуссии на тему гармонизации национальных мелодий Узеир Гаджибеков в своих теоретических трудах выступал с предложениями продолжать гармонизацию азербайджанских национальных мелодий, избегая при этом всего, что могло бы нанести ущерб характеру азербайджанской музыки и методам её исполнения. По его мнению, неумелая гармонизация могла поменять характер азербайджанской музыки, нейтрализовать её модальность, и даже вульгаризировать её. Но в то же время он продолжал считать, что азербайджанская музыка не должна оставаться всегда монодичной. Он указывал, что полифония должна основываться не на правильной последовательности аккордов или гармонических каденциях , которые требуют изменений в модальной структуре, а на комбинации логически структурированных отдельных мелодий. В своей педагогической деятельности Гаджибеков преподавал основные положения и требования, предъявляемые к композиторам. Так, в предисловии к сборнику «Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны» Гаджибеков пишет: Поверхностная стилизация, отнюдь не придавая музыкальному произведению подлинной национальной интонации, вместе с тем лишает его правдивости, искренности и вообще эстетической и художественной ценности.

Задача, на мой взгляд, решается совсем иначе. Каждый народ требует от своих композиторов, чтобы они сочиняли свои произведения, как бы сложны они ни были, на близком и родном ему музыкальном языке. Для этого от композитора требуется знание в совершенстве этого языка. В 1908 году под руководством Гаджибекова была создана в Баку первая национальная оперная труппа. Узеир Гаджибеков стал инициатором основания высшего музыкального учебного заведения — Азербайджанской государственной консерватории. В 1927 году он совместно с композитором Муслимом Магомаевым издал сборник азербайджанских народных песен, впервые переложив их на ноты.

В 1931 году под его руководством был создан оркестр азербайджанских народных инструментов. В 1936 году он участвовал в создании Азербайджанского государственного хора при Бакинской филармонии. Композитор также известен как педагог и учитель многих известных в Азербайджане и за его пределами композиторов и музыкантов. Вот как ученики отзываются о влиянии учителя на их становление как творческих людей: Бессмертный художник Узеирбек, создатель целой школы профессиональной азербайджанской музыки, всегда призывал нас изучать положительные качества музыкальной культуры других народов, извлекать из этого пользу для применения в деле развития национальной музыкальной культуры. Чудесная музыка являлась самым убедительным, самым страстным пропагандистом лучших передовых идей того времени, которые проникали в душу слушателей, будили в них самые лучшие и возвышенные чувства. Я тоже часто ловлю себя на том, что пою гаджибековскую музыку.

И если я где-нибудь сфальшивлю или что-нибудь пропущу, то меня часто исправляют люди, не имеющие музыкального образования.

УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ

Решив получить систематическое музыкальное образование, Узеир в 1911 году уехал в Москву и поступил на частные музыкальные курсы к А. Ильинскому при филармоническом обществе, а затем продолжил образование в Петербургской консерватории. Вернувшись в Баку в 1914 году, он продолжил свою журналистскую деятельность — был главным редактором, а затем владельцем газеты «Йени игбал», позже — редактором газеты «Азербайджан». После Октябрьской революции 1917 года и установления в республике советской власти, Гаджибеков способствовал развитию музыкального образования и много сил отдавал развитию профессионального музыкального искусства Азербайджана. В 1920-30-х годах он руководил созданной по его инициативе музыкальной школой, организовал оркестр народных инструментов, первый азербайджанский хор и т. Тогда же Узеир занимался преподаванием — сначала он был проректором, а затем ректором Бакинской консерватории, в 1945 году назначен директором Института искусств АН Азербайджанской ССР. Несмотря на большую общественную работу, Гаджибеков продолжал писать. Большое количество его статей было посвящено самым различным вопросам музыкальной культуры республики, изучению народной музыки. Лучшим же произведением этого периода Узеира, как композитора, считается его опера «Кероглы» 1936.

Узеир Гаджибеков: творчество В 1908 году на сцене драматического театра г. Баку была поставлена дебютная опера Гаджибекова «Лейла и Меджун», давшая начало зарождению азербайджанской оперы. Далее композитор написал "Асли и Керем», «Рустам и Зохраб», «Шейх Санан», «Гарун и Лейла», в которых прославлял труд, добро, верность, любовь, мужество и справедливость. В эти же годы из-под пера Гаджибекова выходят музыкальные комедии «Не та, так эта», «Муж и жена». В них автор осуждает негативные стороны жизни и борется за раскрепощение женщины. В 1909 году Гаджибеков женился на представительнице известного рода Терегуловых — Малейке-ханум. Детей у семейной пары не было, и Узеир опекал пятерых племянников. С целью продолжения своего образования в 1911 году азербайджанец переехал в Москву, где поступил на частные музыкальные курсы. В 1913 году, не доучившись, стал студентом Петербургской консерватории. В период обучения написал свое лучшее музыкальное произведение - «Аршин мал алан», что в переводе обозначает «Рецепт удачной женитьбы». Впервые эта комедия была поставлена в 1913 году в Баку. Достижения Гаджибекова Много сил и внимания Узеир Гаджибеков уделял музыкальному образованию подрастающего поколения.

Он пригласил из Хунзахского района весьма образованного, окончившего духовную академию, организованную еще при имаме Шамиле, в Дагестане, аварца по национальности, известного муллу Магомеда. Надо сказать, что в те времена в Хунзахе и прилегающих районах находились искусные мастера по переписке Корана. Хунзахцы особенно отличались этим мастерством. И вот мулла Магомед, уезжая в Шушу, взял с собой роскошный Коран, расписанный известными мастерами золотом и красками, которые никогда не теряли своего цвета, приготовленными из особых растений. Этот роскошный Коран по приезде в Шушу мулла Магомед вручил Натаван в подарок, как дань уважения. Муллу Магомеда поселили в небольшом особняке в южной части поместья Натаван, недалеко от ее дома, с выходом в огромный роскошный фруктовый сад. Этот очень уютный двухэтажный особняк со службами был передан мулле в дар. Каждую пятницу князь Уцмиев выполнял свой ритуальный намаз в мечети под руководством муллы Магомеда. И, кроме того, мулла Магомед находился постоянно в резиденции Натаван и князя Уцмиева. Он пришелся ко двору, и Натаван проявляла к нему особое внимание. Семья хунзахца муллы Магомеда В особняке мулла Магомед поселился со всей своей семьей: двумя юношами — сыновьями Хаджи-беком и Гусейн-беком. Хаджи-бек с юных лет проявлял тяготение к ювелирному искусству. Учился этому делу у знаменитых златокузнецов — кубачинцев. А Гусейн с детских лет проявил тягу к знаниям. Он хорошо изучил арабский алфавит, свободно читал, писал и вскоре стал работать как бы секретарем-делопроизводителем у Натаван. Поэтому к его имени Гусейн была сделана приставка — Мирза-Гусейн. У Натаван ее советником являлся выходец из знатного рода, из крупных землевладельцев, очень образованный Кербалай Алекпер Аливердыев, который приходился Натаван молочным братом. Одна из дочерей Кербалай Алекпера, Ширин-ханум, была приближенной Натаван.

В Гори семинарист Гаджибеков также освоил игру на скрипке, виолончели и духовых инструментах, там же он познакомился с будущим композитором Муслимом Магомаевым дед певца Муслима Магомаева. В течение последующих четырёх лет он занимался преподавательской деятельностью в школах Гадрута и Баку. В 1905 году Узеир Гаджибеков преподавал в Баку, в Биби-Эйбатской школе, а затем в школе «Саадат», где он обучал азербайджанскому языку, математике, географии, истории, а также русскому языку. Тогда же он поступил на работу переводчиком в газету «Хаят», затем сотрудничал с газетой «Иршад». В 1911 году Гаджибеков выехал в Москву с целью получения систематического музыкального образования. В течение года он учился на музыкальных курсах Александра Ильинского сольфеджио — у Николая Ладухина , гармония — у профессора Н.

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ Узеир Гаджибеков, биография и творчество которого очень тесно сплетены с музыкой, известный композитор, педагог и общественный деятель, именно он развил искусство Азербайджана, его имя стало известно благодаря тому, что он первый создал оперу для.
Свою миссию Узеир Гаджибеков выполнил до самого конца Гаджибеков в последующем и преподавал [2]. В период с 1928 по 1929 год и с 1939 по 1948 год Узеир Гаджибеков занимал должность ректора Азербайджанской Государственной Консерватории.
Свою миссию Узеир Гаджибеков выполнил до самого конца - Узеир Гаджибеков (1885-1948) — один из самых выдающихся и влиятельных музыкантов Азербайджана, который сыграл ключевую роль в становлении и развитии национального музыкального искусства.
УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ - Композиторы Гаджибеков Узеир Абдулгусейн оглу (1885-1948). align. Всемирно известный композитор, выдающийся музыковед учёный, публицист, педагог и общественный деятель, основоположник профессиональной музыки и национальной оперы в современном Азербайджане и Востоке.
Узеир Гаджибеков - Uzeyir Hajibeyov - Википедия От редакцииАвтором данной статьи является ныне покойный директор мемориального дома-музея Узеира Гаджибекова, заслуженный деятель культуры Азербайджанской Республики Рамазан Гамзатович Халилов.

Гаджибеков Узеир Абдул-Гусейн оглы

  • УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ
  • Most Recent
  • Курсы валюты:
  • Узеир Гаджибеков -
  • 128 лет великому лезгину Узеиру Гаджибекову
  • Блог Самарских Краеведов

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий