В апреле 1921 года был принят декрет о потребительской

Прежде всего, 7 апреля 1921 г. был принят декрет «О потребительской кооперации» [18, л. 1-3], отменивший предыдущий декрет «О потребительских коммунах» и отчасти восстанавливающий сущностные кооперативные основы потребительской кооперации. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р. ДЕКРЕТ от 7 апреля 1921 года О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Декретом Совета Народных Комиссаров об единых рабоче-крестьянских потребительских обществах, изданным 20 марта 1919 г. (Собр. 7 апреля 1921 года Совнарком РСФСР издал декрет «о потребительской кооперации». С 1922 по 1924 год нарком финансов Григорий Яковлевич Сокольников занимался проведением денежной реформы.

Морские потребительские общества в первые годы новой экономической политики

таки правительство поступиться коммунистическими догмами Декретом Совнаркома «О потребительской кооперации» от 7 апреля 1921 г. потребительская кооперация была. Разрушенная в первые годы советской власти потребительская кооперация стала интенсивно возрождаться с введением в стране нэпа (новой экономической политики). В апреле 1921 г. был принят декрет «О потребительской кооперации». 26 октября 1921 г. был принят декрет СНК РСФСР «О порядке привлечения потребительской кооперации органами государства к выполнению товарообменных и заготовительных операций», предоставивший потребительской кооперации. О потребительской кооперации. Потребительская кооперация в России имеет давнюю историю. В 1996 г. Центросоюз РФ и еще множество организаций ранее входивших в него отпраздновали 165 лет Потребительской кооперации (п.к.) в России.

Часть 1. Глава 3.

Из двух с половиной тысяч частных хозяйств было кооперировано шестьсот. Никого никуда не загоняли — люди сами решали, как им развивать хозяйство, по сути - создавали акционерные предприятия. Народ шел ленинским курсом кооперации. На Цветном бульваре, Москва, 1924 год. То же самое, только в крупных масштабах, происходило в Центральной России.

Многие детские учреждения в Москве стирают простыни вместо мыла золой… Поэтому квакеры, которые стали первой организацией помощи, проникшей в Советскую Россию, с 1918 года, в первую очередь, сконцентрировали свои усилия на доставке молока, жиров и мыла. В мае, например, более 70 тысяч детей Москвы получили по кусочку мыла. Я провел целый день, доставляя мыло в школы. Каждая школа предоставляла список учеников, подсчитывался итог, передавалось под подпись необходимое количество мыла.

Затем каждый из детей расписывался в получении своей порции». А через считанное время после введения НЭПа на улицах Москвы появились плакаты Мосхимобъединения с рекламой… порошка для стирки белья «Стироль» и других подобных товаров. На 1 января 1923 года в Москве насчитывалось 27 753 торговых пункта, включая палаточную торговлю, из них 26 833 — частные. Кооперация и «буржуйские» концессии Кооперация, разумеется, не изобретение Ленина.

Его план — лишь восстановление уничтоженного старого, возврат к дореволюционному опыту. Немногие знают: начало XX века в России было отмечено бурным ростом кооперативного движения. К 1917 году в стране насчитывалось до 50 тысяч кооперативов различных видов, включая 16 500 кредитных, 6 000 сельскохозяйственных обществ, 2 400 сельскохозяйственных товариществ, 3 000 маслодельных артелей, 1 500-2 000 артелей производящих и кустарно-хозяйственных. В них участвовало 14 миллионов человек, а с членами семей - 84 миллиона.

Большинство кооперативов - в деревне. Крестьяне, вышедшие из тисков общины благодаря столыпинской реформе, искали формы эффективного хозяйствования. Возрождение кооперативов в годы НЭПа стало возвращением к проверенному прошлому. В первую очередь, конечно, возникли торгово-посреднические кооперативы, полукустарные и кустарные производства.

На 1 октября 1923 года в кустарной промышленности уже было создано 4 952 кооператива. Не считая десятков тысяч мелких кустарей-одиночек. Разумеется, кооперативы, артели - только начало. В 1925 году в городских поселениях СССР существовало 295 379 мелких предприятий.

Далее ленинский план предусматривал широкое, говоря нынешним языком, государственно-частное партнерство — от создания трестов, синдикатов до концессий и сдачи предприятий в аренду частным лицам. В последней прижизненно опубликованной статье, вышедшей в мае 1923 года в «Правде», Ленин уже решительно утверждал: «Теперь мы вправе сказать, что простой рост кооперации для нас тождественен… с ростом социализма, и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм». Кооперация осуществляет смычку между городом и деревней А еще раньше указывал: «Государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчет, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала». Успешно действовали тресты, синдикаты, иностранные концессии.

Такого не было больше ни до, ни после НЭПа. Конечно, надо учитывать, что когда начинаешь с разрухи, то процент прироста будет высоким. Но факт неоспорим: в считанные годы страна поднялась из руин. Поколения советских людей пользовались всю жизнь карандашами фабрики имени Сакко и Ванцетти, не зная, что это предприятие для СССР основал в 1925-26 годах американский капиталист Хаммер Гаммер.

Хотя о Хаммере в Советском Союзе слышали. Он был не только «любимым капиталистом Ленина», но и в последующие десятилетия поддерживал связи с высшими политическим кругами нашей страны, в 60-е годы считался «большим другом Советского Союза» и чуть ли не личным другом Генерального секретаря ЦК КПСС Л. В 70-е годы при его участии в Москве был построен Центр международной торговли, называемый в обиходе Хаммеровским центром. О его близости к «Советам» до сих пор ходит множество версий, вплоть до того, что он с 20-х годов был агентом Коминтерна.

Что до карандашей, то до 1926 года их производства в России не было. Только импорт. Он уже в ноябре 1921 года подписал концессионный договор об эксплуатации асбестового рудника около города Алапаевска Екатеринбургской губернии. Ульянова Ленина 10.

Условия справедливые, поскольку затраты были немалыми. Хаммер построил производственные корпуса, провел разведку, проложил рельсовые пути, привез паровоз, буровое и другое оборудование. На средства концессионного предприятия содержались школа, ясли, клуб. Электричество, вода и отопление для рабочих были бесплатными.

Другой яркий представитель концессионного капитала - Борис Бринер. В 1920 году его русско-еврейская жена Мария Благовидова-Бринер родила мальчика, названного в честь деда. Маленький гражданин Советской России Юлий Борисович Бринер впоследствии стал известен миру как суперзвезда голливудского кино Юл Бриннер, с двумя «н».

Промышленная деятельность потребительской кооперации бала разнообразна: мукомольная, маслобойная промышленность, общественное питание, хлебозаводы, пекарни, колбасные цехи и предприятия, чайно-кофе-цикорная промышленность, в которой потребительская кооперация была монополистом, рыбная, консервная, мыловаренная, полиграфическая, кожевенно-обувная, керамическая, деревообрабатывающая, химическая, металлообрабатывающая и другие отрасли промышленности. Соотношение между собственными и привлеченными средствами потребительской кооперации составляло 1 к 4,5 в 1924-1927 гг.

Собственные средства потребительской кооперации складывались в том числе и из паевых средств, устанавливались нормы последовательного иерархического внесения пая внутри системы. Действовал также и определенный порядок распределения прибыли, в том числе и по паям. К особенностям деятельности потребительской кооперации в 20-е годы следует отнести ее общественно-массовую работу, заключающуюся в вовлечении пайщиков в кооперативную систему, в привлечении к управлению и ревизионной работе активных членов, в проведении культурно-просветительских мероприятий кино, библиотеки, книжная торговля. Сельско-хозяйственная кооперация к середине 20-х гг. Первичная кооперативная сеть объединялась в районные и областные союзы, которые в свою очередь входили в специализированные кооперативные центры: Льноцентр, Маслоцентр, Союзкартофель, Колхозцентр, Свеклоцентр и т.

Сельскохозяйственная кооперация выполняла сбыто-снабженческие функции, осуществляла экспортно-импортные операции, переработку сельскохозяйственной продукции, имела элеваторы, лесопилки, ремонтные мастерские, электростанции, кустарно-промышленные предприятия. Основной задачей сельскохозяйственных кооперативов было вовлечение крестьянских хозяйств в коллективное хозяйствование путем участия в прокатных, зерноочистительных пунктах и прочее. Одним из направлений деятельности сельскохозяйственных кооперативов было колхозное строительство. В 1922 г. В целом в 1926-1927 гг.

В ряде отраслей сельского хозяйства положение кооперации было монопольным.

Ленин Товарищи и граждане! Наша страна переживает тяжёлый момент. Голод, холод, хозяйственная разруха держат нас в железных тисках вот уже три года. Коммунистическая партия, правящая страной, оторвалась от масс и оказалась не в состоянии вывести её из состояния общей разрухи. С теми волнениями, которые последнее время происходили в Петрограде и Москве и которые достаточно ярко указали на то, что партия потеряла доверие рабочих масс, она не считалась. Не считалась и с теми требованиями, которые предъявлялись рабочими. Она считает их происками контрреволюции. Она глубоко ошибается. Эти волнения, эти требования — голос всего народа, всех трудящихся.

Все рабочие, моряки и красноармейцы ясно в настоящий момент видят, что только общими усилиями, общей волей трудящихся можно дать стране хлеб, дрова, уголь, одеть разутых и раздетых и вывести республику из тупика… Убедившись в невозможности договориться с восставшими, власти предприняли штурм Кронштадта. Чередуя артиллерийский обстрел и действия пехоты, к 18 марта Кронштадт удалось взять; часть восставших погибла, остальные ушли в Финляндию или сдались. Уже в 1920 году раздавались призывы отказаться от продразвёрстки — так, в феврале 1920 года соответствующее предложение внёс в ЦК Л. Троцкий , но получил лишь 4 голоса из 15; примерно в то же время, независимо от Троцкого, тот же вопрос в ВСНХ поднимал Рыков. Столь значительное послабление дало определённый стимул к развитию производства уставшему от войны крестьянству. Введение продналога не стало единичной мерой. X съезд провозгласил Новую экономическую политику. Её суть — допущение рыночных отношений. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма. Главная политическая цель НЭПа — снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян.

Экономическая цель — предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель — обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции. Законодательные меры В июле 1921 г. Так, 22. СНК принял декрет «О концессиях», однако лишь с 1923 г. НЭП в финансовой сфере Задачей первого этапа денежной реформы, реализуемой в рамках одного из направлений экономической политики государства, явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими странами. После проведения двух деноминаций, в результате которых 1 млн руб. Червонец приравнивался к старой 10-рублевой золотой монете, содержавшей 7,74 г чистого золота. Эмиссия обесценивающихся совзнаков была использована для финансирования дефицита государственного бюджета, вызванного экономическими трудностями.

От обесценивания совзнаков большие потери несло крестьянство, стремившееся задержать реализацию своих продуктов, и рабочий класс, получавший заработную плату в совзнаках. Для компенсации потерь рабочего класса использовалась бюджетная политика, направленная на повышение обложения частного сектора и уменьшение обложения государственного сектора. Увеличивались акцизы на предметы роскоши и снижались или вовсе отменялись на предметы первой необходимости. Большую роль в поддержке стабильности национальной валюты в течение всего периода НЭП играли государственные займы. Однако угроза торговой смычке между городом и деревней требовала ликвидации параллельного денежного обращения и стабилизации рубля на внутреннем рынке. Умелое сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики, обеспечивавшее рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс позволили в течение 1924 г. Отменённые совзнаки подлежали выкупу казначейскими билетами по фиксированному соотношению в течение полутора месяцев. Между казначейским рублём и банковским червонцем установили твёрдое соотношение, приравнивавшее 1 червонец к 10 рублям. В обращении находились банковские и казначейские билеты, а золотые червонцы использовались, как правило, в международных расчётах. Их курс в 1924 г.

В 20-е гг. Банки контролировали взаимное кредитование хозяйственных организаций и с помощью операций по учёту и залогу регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку. Однако применение его создавало возможность для внепланового перераспределения средств в народном хозяйстве и затрудняло банковский контроль. Развивалось финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование. После гражданской войны капитальные вложения финансировались в безвозвратном порядке или в виде долгосрочных ссуд. Для инвестирования промышленности в 1922 г. Долгосрочное кредитование местного хозяйства осуществляли местные коммунальные банки, преобразованные с 1926 г. Сельскому хозяйству предоставляли долгосрочные кредиты государственные кредитные учреждения, кредитная кооперация, образованный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк, кооперативные банки — Всекобанк и Украинбанк. Тогда же был создан Внешторгбанк, осуществлявший кредитно-расчётное обслуживание внешней торговли, куплю-продажу иностранной валюты.

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота при трёхполье — три года, при четырёхполье — четыре года и т. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла слишком разворачивать хозяйство. Всё это вместе взятое привело к «осереднячиванию» деревни. Благосостояние крестьян в целом по сравнению с довоенным уровнем повысилось, число бедных и богатых уменьшилось, доля середняков возросла. Однако даже такая половинчатая реформа дала определённые результаты, и к 1926 году продовольственное снабжение значительно улучшилось. Возобновилось проведение 1921—1929 крупнейшей в России Нижегородской ярмарки.

В общем, НЭП благотворно сказался на состоянии деревни. Во-первых, у крестьян появился стимул работать. Во-вторых по сравнению с дореволюционным временем , у многих увеличился земельный надел — основное средство производства. Стране требовались деньги — на содержание армии, на восстановление промышленности, на поддержку мирового революционного движения. Но крестьянство было не настолько богатым, чтобы обеспечить все потребности государства, необходимые налоговые поступления. Повышенное налогообложение на особо зажиточных крестьян так же не помогло, поэтому с середины 1920-х стали активно использоваться иные, неналоговые способы пополнения казны, такие, как принудительные займы, заниженные цены на зерно и завышенные цены на промышленные товары. Как следствие, промышленные товары, если рассчитать их стоимость в пудах пшеницы, оказались в несколько раз дороже, чем до войны, несмотря на менее высокое качество. Образовалось явление, которое с лёгкой руки Троцкого стали называть «ножницами цен». Крестьяне отреагировали просто — перестали продавать зерно свыше того, что им было нужно для уплаты налогов. Первый кризис сбыта промышленных товаров возник осенью 1923 года.

Крестьяне нуждались в плугах и прочих промышленных изделиях, но отказывались покупать их по завышенным ценам. Следующий кризис возник в 1924 - 25 хозяйственном году то есть осенью 1924 — весной 1925. Кризис получил название «заготовительного», поскольку заготовки составили лишь две трети ожидаемого уровня. Наконец, в 1927 - 28 хозяйственном году — новый кризис: не удалось собрать даже самого необходимого.

Денежная реформа в результате обеспечения рубля золотом позволила также выйти на мировой рынок. В это время советский червонец превратился в одну из самых дорогих валют на мировом рынке.

Образование СССР. Процесс объединения советских республик имел достаточно длительный характер. Юридически-закрепленному объединению предшествовали многочисленные переговоры, политическое единение, выработка общей экономической политики и военное сотрудничество. Поддержание порядка и борьба с сепаратизмом на территории советских республик обеспечивались силами Красной армии. Так, например, было на Генуэзской конференции, проходившей в январе-феврале 1922 г. Поскольку еще в царский период между регионами было налажено четкое экономическое взаимодействие, советская власть начала его восстанавливать.

Таможенных границ между советскими республиками не было. С 1920 года на будущие союзные государства было распространено действие единого общегосударственного плана ГОЭЛРО государственной электрификации России. В 1921-1922 г. Именно в это время большевики активизируют объединительные процессы независимых советских республик на территории бывшей Российской империи. В августе 1922 года была создана комиссия для рассмотрения вопроса о дальнейших взаимоотношениях советских республик.

О потребительской кооперации

После подавления восстания матросов Кронштадта, руководство большевиков пошло на отказ от политики военного коммунизма. Еще в начале 1920 г. Автором данного предложения выступил Лев Давидович Троцкий, но Политбюро его не поддержало. Тем не менее, через год, в марте 1921 года на Х съезде РКП б. Ленин объявил о переходе к новой экономической политике НЭПу. Первым шагом нэпа в сельском хозяйстве стала замена продразвёрстки продналогом, размер которого был вдвое меньше и объявлялся накануне посевной. Излишки оставались у крестьян и могли быть проданы на рынке. Пришлось вернуться к свободе торговли, что привело к появлению мелких лавочников. В ограниченных размерах допускалась аренда земли, открывались городские ярмарки и торговые биржи.

В апреле 1921 года был принят декрет «О потребительской кооперации». Появились разнообразные формы кооперации — потребительская, кредитная, промысловая и др. Изменения произошли и в промышленном производстве. Был отменен декрет о национализации промышленности, мелкие и средние предприятия переданы в частные руки. Отменён принудительный труд и введён рынок рабочей силы, возвращена тарифная заработная плата. Крупные предприятия разрешалось брать в аренду, создавались акционерные общества со смешанным капиталом государственным и частным. Государственная промышленность переводилась на хозрасчет и самоокупаемость. При этом ключевые позиции в экономике государство сохраняло за собой.

В 1922-1924 годах была проведена денежная реформа под руководством наркома финансов Григория Яковлевича Сокольникова.

Продналог постепенно совершенствовался. Полускотоводческие хозяйства, имеющие шесть и менее голов крупного рогатого скота, освобождались от налога.

Налог был прогрессивным, основная его тяжесть ложилась на хозяйства кулаков и баев. С 1 января 1924 года налог уплачивался деньгами. Средства, собранные от налогов, расходовались на оборону, развитие образования, поддержку сельского хозяйства, развитие крупной промышленности.

Наряду с НЭПом в Казахстане осуществлялась земельно-водная реформа. На съезде казахской бедноты в январе 1921 года было принято решение об образовании союза «Косшы», который и должен был решать вопросы по проведению земельно-водной реформы на юге Казахстана. Активными деятелями по проведению реформы являлись О.

Жандосов, А. Розыбакиев и другие. По реформе казахам Семиречья были возвращены земли, отобранные у них при подавлении восстания 1916 года.

В апреле 1921 года был издан декрет о возврате казахам земель, переданных в царское время Сибирскому и Уральскому казачьим войскам. Таким образом, проводимые аграрные реформы обеспечили казахов-бедняков землей.

В Декрете правительства от 21 декабря 1921 г. Эти общества учреждались на паях, прежде всего Госбанком, Наркомземом и Всекобанком. В число учредителей могли входить также и другие государственные учреждения и предприятия, кооперативные и общественные организации, отдельные граждане, заинтересованные в развитии сельского хозяйства. Общества с. Капитал обществ с. Для привлечения средств по крестьянским паям владельцам их предоставлялась определенные льготы.

Кроме того, общества с. Выполнение задач, намеченных декретом 21 декабря 1922 г. Этот банк был учрежден как всесоюзный, но должен был работать через местные республиканские банки. В своей деятельности эти банки опирались на общества с. По мере восстановления и роста товарности крестьянского хозяйства и развития в нем отдельных специальных отраслей универсальная с. Как подчеркивали многие исследователи, процесс специализации протекал в первой половине 20-х годов далеко не везде одинаково и не равномерно в различных отраслях и звеньях с. В одних отраслях сельского хозяйства этот процесс шел сверху, постепенно спускаясь до низовых звеньев, в других, наоборот, специализация начиналась снизу, и завершением этого процесса являлось образование специальных центров с. Развитие процесса специализации в строительстве с.

Кооперации вызвало обсуждение на страницах печати проблем классификации возникающих разнообразных кооперативов. Основными первичными кооперативами, как правило, признавались четыре вида с. В литературе отмечались также следующие основные экономические функции с. В целом же, к началу 1924 г. На первом месте по числу организаций стояли с. Общий подъем сельского хозяйства, начавшийся в 1923-1924 гг. Вместе с тем дальнейший рост с. Необходимо было преодолеть стихийный характер кооперативного строительства, проявившийся в первый период его развития.

Поскольку законы 1921 г. Мероприятия, осуществленные правительством в это время, охватывали почти все стороны жизни с. Однако центральное значение для создания правовых условий развития с. По этому закону, всем гражданам СССР, не лишенным по конституции избирательных прав, занимающимся сельским хозяйством или связанным с ним промыслами, предоставлялось право образовывать кооперативные объединения товарищества, артели, коммуны , которые могли образовываться в, целях совместного ведения с. Функции с. Кроме того, они могли удовлетворять и обслуживать потребности своих членов в товарах потребительского назначения, в том числе и в форме продажи и выдачи этих товаров в оплату за сдаваемые для сбыта продукты сельского хозяйства. В литературе отмечалось в связи с этим, что указанный круг функций по закону 22 августа 1924 г. Сюда относилось создание промыслов, связанных с сельским хозяйством, кредитное обслуживание членов и снабжение потребительскими товарами 25.

Указанный закон о с. Указывалось также, что минимальное число членов с. Для с. Эти вопросы регулировались в каждом конкретном случае уставами с. Что же касается вопросов взаимоотношений членов со своей организацией, прав членов на управление один член - один голос, дополнительные паи прав управления не предоставляли , неприкосновенности обязательного пая при взысканиях по долгам членов кооперативов, непередаваемости паев, выборности и построения органов управления я контроля, то они регулировались в общем одинаково, как и в потребительской кооперации. Новые экономические оздоровление экономики, подъем крестьянского хозяйства и правовые закон от 22 августа 1924 г. Отметим весьма значительный количественный рост с. Одновременно с количественным ростом сети с.

В 1923 г. В основе системы лежало с. Кроме того, были организованы кооперативные объединения товарищества, артели по специальным отраслям хозяйства: маслодельные и сыроваренные, картофелетерочные, льноводческие и т. Более мелкие из этих специальных кооперативов входили членами в с. Более же крупные специальные кооперативы входили вместе и наравне с с. Местные союзы объединялись во Всероссийский союз с. Кроме того, первичные специальные с. Вначале эти все специальные союзы объединялись в Сельскосоюз.

Но к середине 20-х годов произошло выделение из Сельскосоюза всероссийских центров специальных видов с. Так, на I октября 1925 г. В дальнейшем этот процесс продолжался и в системе с. Одним из основных вопросов в работе с. Крестьянское хозяйство страны, обессиленное войной и событиями революции, в своей массе переживало лишь восстановительный процесс, поглощающий в индивидуальных хозяйствах весь прирост капиталов. Поэтому в 192-1925 гг. В литературе отмечалось, что паевые взносы крестьян в свои кооперативные организации не могли играть заметной роли в финансировании кооперативной работы. Поскольку паевые взносы и вклады не представляли собой достаточной финансовой базы для кооперативной работы, кооперация, как отмечалось в литеpaтуре, прибегала к широкому использованию заемных средств и товарных кредитов.

В то время почти единственным источником этих займов и кредитов мог быть лишь государственный кредит, который предоставлялся государством как в обычных формах торгового кредита, так и в виде особых ссуд в основные капиталы кооперативных организаций. В связи с этим в 1924-1925 гг. Таким образом, из 600 млн. Остальную часть составляли займи я кредиты, в подавляющих случаях имевшие своим источником государственные ресурсы. Подобная тенденция опережения роста заемных и госбюджетных средств над собственными отмечалась в литературе и во второй половине 20-х годов. Подчеркивая необходимость работы с использованием кредитов и займов, специалисты, как я в случае с потребительской кооперацией, негативно оценивали низкий удельный вес собственных средств в капиталах с. Одним из наиболее действенных средств развития производительных сил сельского хозяйства и проведения политики, направленной на постепенный подъем бедняцкого и середняцкого хозяйства, по мнению подавляющего большинство ученых, был мелкий с. Как уже отмечалось, лишь после 1924 г.

Одновременно и в экономической литературе развернулось широкое обсуждение разнообразных вопросов организации такого кредита. Чаянов, - не было ни одного самого важного, основного организационного вопроса, начиная от вопроса о типе первичной кооперативной ячейки, ведущей кредитную работу в деревне, ее операций, ее района и состава и кончая вопросами о связи центров с. Основным вопросом всей этой полемики был вопрос о том, должна ли система с. В итоге дискуссий этот вопрос был решен в пользу последнего положения и начиная с 1925 г. Однако низкий уровень денежных накоплений, преимущественное вложение средств в производство и в покупку предметов потребления, а также недоверие крестьян к новым с. Достаточно отметить, что в 1914 г. Поскольку самодеятельность населения по вовлечению крестьянских средств в с. Отмечалось в связи с этим чрезвычайно слабое развитие вкладных операций, увеличивающаяся и принимающая в ряде районов массовый характер просрочка ссуд, недостаточное содействие развитию посреднической и производственной деятельности низовой сети с.

Несмотря на трудности с накоплением собственных капиталов, с. Постепенно вставала на ноги и крепла с. В литературе отмечалась весьма значительная роль государственного финансирования в деле возрождения и развития с. В этом же направлении действовали и многие мероприятия правительства по урегулированию торговой политики в отношении кооперации. В литературе отмечалось, что одним из важных направлений достаточно быстрого освоения и возврата тех больших средств, которые были выданы государством с. В 1924-1925 гг. Практика генеральных соглашений по заготовке с. В общем же, в литературе подчеркивалось, что примерно до 1926 г.

Наличие параллельных заготовительных аппаратов у кооперации и промышленности, стремление отдельных хозорганов непосредственно связаться с низовой периферией с. В области увязки госпромышленности с системой с. Учитывая недостатки в этой области, а также объективную потребность в установлении более устойчивых связей между государственными органами и с. В литературе указывалось, что, заключая гендоговоры, с. При таком типе договорных отношений все звенья системы становились участниками снабженческих операций, распределяя между собой оперативно-финансовые и организационные функции. Что же касается генеральных соглашений, то в этом случае оперативные функции осуществлялись лишь нижестоящими звеньями системы с. В Постановлении правительства от 25 февраля 1927 г. Постановление рекомендовало устанавливать цены с учетом необходимости получения таких размеров прибыли, которые обеспечивали бы накопление капиталов в с.

Созданные экономические и правовые условия позволили в 1926-1928 гг. Через свои специальные производственно-сбытовые системы с. В литературе отмечалось, что поскольку почти все эти госорганизации являлись монопольными потребителями сырья, заготовляемого с. Кроме того, развитие системы договоров с госпромышленностью характеризовалось постепенным устранением посредников между производителем и потребителем промышленного сырья. Несмотря на широкое развитие системы гендоговоров между промышленностью и с. Так, благодаря монопольному положению промышленности в потреблении отдельных видов сырья она имела возможность диктовать условия, неприемлемые для с. Обязательства в части приемки и финансирования не всегда выполнялись своевременно, что делало работу убыточной и вызывало перебои. Заготовительный аппарат промышленности нарушал цены и стандарты, по существу срывая работу с.

В ряде отраслей органы госпромышленности хлопок, табак, свекла стремились превратить с. Кроме того, гендоговоры не всегда заключались своевременно и зачастую затягивались госпромышленностью к разгару заготовок, что лишало с. Государством устанавливались размеры заготовок и сбыта, цены заготовительные ж сбытовые , накладные расходы, методы заготовок и реализации, порядок взаимоотношений с производителями и параллельно действующими организациями и т. Такая политика и методы регулирования неблагоприятно отражались на с. В докладе "Современное состояние с. Регулирующие мероприятия, проводимые в отношении с. Государственная политика цен и методы ее проведения ставили с. Тем не менее, несмотря на отмечаемые трудности финансового положения, отношений с государственной промышленностью, в литературе конца 20-х годов конcтатировалcя достаточно высокий уровень развития системы с.

Кооперированием преимущественно по сбыту и заготовкам было охвачено к 1928 г. На 1 июля 1928 г. Основное ядро членского состава с. Так, в с.

За 8 лет в 200 тысяч раз...

Естественно нужно было вводить другие деньги. Требовалась реформа. Реформу проводил нарком финансов Сокольников, которому помогала группа старых специалистов. В октябре 1921 года начал свою работу Государственный банк. Как результат его работы стало то, что в период с 1922 по 1924 годы обесцененные советские деньги были заменены на Червонцы Червонец обеспечивался золотом, по содержанию которого он соответствовал дореволюционной десятирублевой монете, и стоил 6 американских долларов.

Червонец обеспечивался и нашим золотом и иностранной валютой. Эти деньги так и назывались "Совзнаки". Во время НЭПа активно развивалась кооперация и экономическая либерализация сопровождалась упрочнением коммунистической власти. Усиливался и репрессивный аппарат. И как это происходило?

Например, 6 июня 22 года был создан ГлавЛит. Это цензура и установление контроля над цензурой. А через год возник ГлавРепедКом, который заведовал репертуаром театра. В 1922 года из СССР по решению этого органа было выслано более 100 человек, активных деятелей культуры. Другим повезло меньше, их отправили в Сибирь.

В школах запретили преподавания буржуазных дисциплин: философия, логика, история. В 1936 году все было восстановлено. Также не обошли своим "вниманием" Большевики и церковь. В октябре 1922 года большевики конфисковали у церкви драгоценности якобы на борьбу с голодом. В июне 1923 года патриарх Тихон признал законность Советской власти, а в 1925 году он был арестован и умер.

Нового патриарха уже не избирали. Затем патриаршество восстановил Сталин в 1943 году. Из чрезвычайных эти органы превратились в государственные, регулярные. Кульминацией НЭПа стал 1925 год. Бухарин обратился с призывом к крестьянству прежде всего к зажиточному крестьянину.

Обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство. Бухарин На 14 партконференции был принят план Бухарина. Его активно поддержал Сталин, а критиками выступали Троцкий, Зиновьев и Каменев. Экономическое развитие в период НЭПа было неравномерным: то кризис, то подъем. И связано это было с тем, что необходимый банас между развитием сельского хозяйства и развитием промышленности найден не был.

Кризис хлебозаготовок 1925 года стал первым ударом колокола по НЭПу. Стало понятно, что скоро с НЭПом закончится, но по инерции он проехал еще несколько лет. Пленум Центрального Kомитета партии и Центральной Контрольной комиссии в которую можно было пожаловаться на ЦК апрель 1929 года. В 1926 году собралось 15 партийной конференции ВКП б.

Развитие потребительской кооперации в период с 1917 по 1940 годы

Переходный период: почему НЭП оказался временным явлением в развитии советской экономики В апреле 1921 года был принят декрет о потребительской кооперации, по которому советские граждане в границах регионов проживания объединялись в потребительские кооперации или общества, занятые заготовками, снабжением и обменом продуктов сельского хозяйства на.
НЭП – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД Потребительская кооперация. Начало полноценного развития потребительской кооперации в условиях нэпа было положено декретом правительства от 7 апреля 1921 г. "О потребительской кооперации" (44, с, 155-156).
Декрет СНК РСФСР от 07.04.1921 "О потребительской кооперации" / КонсультантПлюс 1. Потребительские кооперативные организации обслуживают в каждом районе их деятельности все население. Все торговые предприятия, снабжающие население предметами потребления, облагаются в пользу казны особым сбором в размере 5 процентов их оборота.
5.3 Кооперация в условиях новой экономической политики. 18 (31) декабря был принят Декрет о равноправии женщин в гражданском браке. 20 января (2 февраля) 1918 года декретом церковь была отделена от государства. Этот декрет отвечал общепринятым представлениям о демократических преобразованиях в обществе.

Материалы для домашней работы

Развитие кооперации в условиях Советской власти. Потребительская кооперация после революции в октябре 1917 г. В октябре 1917 г. Началась национализация земли, крупной промышленности, банков, оптовой торговли.

Делать первые шаги новой власти приходилось в трудных условиях разрухи экономики. Собственного аппарата распределения государство не имело, так называемые советские лавки только начали создаваться, на частнокапиталистическую торговую сеть большевики не рассчитывали. Поэтому для налаживания снабжения населения они решили использовать уже существующий разветвленный аппарат потребительской кооперации.

Однако кооперативы объединяли далеко не все население и обслуживали преимущественно своих членов. Советское правительство поставило задачу преобразовать кооперативный аппарат и использовать его в интересах удержания власти и "строительства социализма". При этом новоявленная диктатура обнаружила стремление отбросить самодеятельную сущность кооперации и игнорировала ее демократические принципы.

Следует отметить, что многие кооперативные лидеры в центре и на местах не приняли октябрьский переворот. Этот переворот привел к дестабилизации кооперативного движения, и кооператоры не спешили сотрудничать с советской властью.

На ней работают все члены коммуны, а частного хозяйства практически нет. Его уважали даже белые: например, Котовский запретил своим солдатам грабить. За мародерство мог последовать расстрел. Если сначала он говорит, что НЭП — это временное отступление, то в этой статье он заключает, что НЭП — это всерьез и надолго, и только через развитие кооперативных отношений СССР может достичь социализма.

В сущности говоря, кооперировать в достаточной степени широко и глубоко русское население при господстве НЭПа есть все, что нам нужно, потому что теперь мы нашли ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов. Это еще не построение социалистического общества, но это все необходимое и достаточное для этого построения. Одно дело фантазировать насчет всяких рабочих объединений для построения социализма, другое дело научиться практически строить этот социализм так, чтобы всякий мелкий крестьянин мог участвовать в этом построении.

Из государственных полуфабрикатов кустари изготовляли готовую продукцию, завершая производственный процесс. Таким образом, кустарное производство дополняло крупную промышленность. В городской жизни 1920-х годов происходит оживление и рост слоя мелких и средних предпринимателей, владельцев торговых заведений, мастерских, булочных, кафе, ресторанов и пр. Получив от НЭПа экономическое облегчение, крестьянство также мало что приобрело в политической области. Многочисленные обращения крестьян в адрес руководства, свидетельствуют об их недовольстве подобной политикой. В результате новой экономической политики к 1926 г. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений.

Условия жизни городского и сельского населения несколько улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом, одна из задач НЭПа - преодоление разрухи — была решена [5]. Главной причиной «кризиса сбыта» была монополия государственной промышленности и торговли на производство и сбыт продукции. По всей стране наблюдалась нехватка одежды, обуви и других необходимых товаров. При общей нехватке товаров прилавки были перегружены дорогой продукцией. Крестьяне, собравшие хороший урожай, повсеместно отказывались отдавать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке. Попытки заставить их сдавать хлеб по продналогу вызвали массовые восстания. Как результат в середине 20-х годов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья, что значительно снизило возможности экспорта сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки промышленного оборудования за границей. Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер.

Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промышленные товары, повышены налоги для частных предпринимателей и торговцев. Эти действия явились началом свертывания НЭПа. Главной ошибкой, допущенной при ликвидации «кризиса сбыта», было то, что методом борьбы с кризисом стала не демонополизация государственной промышленности, а фиксация промышленных цен. Цены регулировались не рыночной конъюнктурой, а государством. В дальнейшем это привело к дефициту товаров, который просуществовал все советское время. Они возникли в августе 1922 года, когда после большого урожая началось падение сельскохозяйственных цен. Наибольший раствор «ножниц» совпал по времени с максимумом кризиса сбыта, то есть пришелся на октябрь 1923 года. Этот пик «ножниц» был вызван торговой депрессией, стремительным падением цен на хлеб и непомерным вздорожанием промышленных товаров. Их главной причиной была монополизация государственной промышленности. Причины свёртывания НЭПа К концу 20-х годов руководством страны, в результате внутрипартийной борьбы, были приняты решения по свёртыванию новой экономической политики и переходу к политике индустриализации страны.

Основными причинами этих решений были следующие: изначально данная политика оценивалась руководством партии и страны как переходной этап от капитализма к социализму; возникновение в 1923 г. Новая экономическая политика обеспечила стабилизацию и восстановление народного хозяйства страны. Однако вскоре после введения первые успехи сменились трудностями в её проведении. Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства. Факт создания Госплана и начала новой экономической политики в России выходит за пределы примитивной постановки вопроса о сочетании плана и рынка. Это демонстрирует попытку найти широкое, комплексное и масштабное решение задачи эффективного управления экономикой страны. Более того, политика НЭПа позволила ввести в массовое сознание крестьян идеи собственности и права, и это «был огромный шаг вперед». Противоречия и проблемы, порождённые новой экономической политикой, подтолкнули руководство страны к началу системного переустройства всего народного хозяйства и переходу к командно-административным методам управления экономикой. Ключевое место в этом отводилось политике индустриализации. Текст статьи Бюллетени Госплана.

Информационный журнал. Выпуск 1-12 Москва.

Джон Рид писал: «Вся Россия училась читать и действительно читала книги по политике, экономике, истории — читала, потому что люди хотели знать... Жажда просвещения, которую так долго сдерживали, вместе с революцией вырвалась наружу со стихийной силой. За первые шесть месяцев революции из одного Смольного института ежедневно направлялись во все уголки страны тонны литературы». Тогда были сделаны первые шаги на пути превращения Советской страны в самую читающую страну в мире. СВОЙ революционный характер Советское правительство проявило с первых дней Октябрьской революции в экономической жизни страны, развернув наступление на крупную частную собственность.

С ноября 1917 года по март 1918 года было национализировано 836 промышленных предприятий в 31 губернии. В 1918 году были национализированы ведущие железные дороги и торговый флот страны. С 14 декабря 1917 года началась национализация банков. Банковское дело было объявлено государственной монополией. В декабре 1917 — январе 1918 года стали создаваться Советы народного хозяйства в крупных промышленных городах страны. Эти действия свидетельствовали о намерении большевистского правительства не только добиться решения давно насущных проблем трудящихся, но и начать строительство нового, невиданного до сих пор в истории человечества социалистического общества. К сожалению, начавшаяся Гражданская война не позволила сразу же реализовать возможности социалистической организации народного хозяйства.

Разработанный в условиях полного разорения страны и упадка ее индустрии, план смело ставил задачи обеспечить опережающие темпы развития тяжелой промышленности и энергетики, рациональное размещение производственных сил. Оценивая итоги выполнения плана ГОЭЛРО, американский географ Элсоурт Хантингтон, весьма далекий от коммунистических идей, замечал: «Хорошо освещенные и отапливаемые заводы позволяют теперь миллионам рабочим трудиться зимой столь же эффективно, как и летом... Внедрение машин и образование позволили русским взять хороший старт в преодолении трудностей длинных, холодных зим и перенапряженной работы летом... Применение тракторов ускорило и облегчило работу, особенно пахоту, которая всегда создавала непреодолимые проблемы для российского сельского хозяйства... Появление электрического света во многих домах, даже крестьянских, облегчило людям условия труда. Оно позволило людям читать и усилило их тягу к образованию». Хантингтон ставил эти достижения в один ряд с такими событиями в истории человечества, как «открытие огня нашими предками».

1921 год в истории России и мира

20 марта 1919 г. СНК принял декрет «Об единых потребительских обществах», согласно которому создавалось единое потребительское общество «ЕПО» на базе сохранившихся после революции потребительских кооперативов в городах и сельской местности. Переход от «военного коммунизма» к «новой экономической политике» (НЭП) был провозглашен Х съездом российской коммунистической партии в марте 1921 года. Через полгода после начала Великой Октябрьской революции, на заседаниях Совета Народных комиссаров (СНК) 9 и 10 апреля 1918 г. был принят декрет «О потребительских кооперативных организациях» (Декреты Советской власти. Т 2. С. 91-92).

Урок 12. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп)

Распространить на Красную Армию действие декрета Совета Народных Комиссаров «О кооперации» (так в тексте – Ю.Б.) от 7 апреля 1921 года, допуская кооперативные объединения красноармейцев и военнослужащих в пределах единых потребительских обществ. В марте 1921 года в ходе Х съезда РКП(б) был принят Декрет «О замене продразверстки на натуральный продовольственный налог». Это означало окончание политики «военного коммунизма» и начало новой экономической политики. В начале марта 1921 года на X съезде РКП (б) было провозглашено о переходе к «Новой экономической политике» (НЭП).

Морские потребительские общества в первые годы новой экономической политики

Декрет провозглашал: «Все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию». Декрет предписывал местным органам власти привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения. Обучающимся же рабочий день сокращался на два часа на все время обучения с сохранением зарплаты. Тех же, кто уклонялся «от установленных настоящим декретом повинностей», и «препятствующие неграмотным посещать школы» должны были привлекаться «к уголовной ответственности». Посетив Россию во второй половине 1920 года, Герберт Уэллс писал: «Я пришел к убеждению, что в условиях колоссальных трудностей в Советской России непрерывно идет работа по народному просвещению и что, несмотря на тяжесть положения в стране, количество школ в городах и качество преподавания неизмеримо выросли после царского времени». Рост числа грамотных людей потребовал увеличения печатания книг, журналов, газет. По словам А. Луначарского, в первые же дни после Октября В. Ленин дал ему указание: «Поскорее надо сделать книгу доступной массе... Нашу книгу надо постараться бросить в возможно большом количестве и во все концы России».

Уже в декабре 1917 года был принят декрет ЦИК о государственном издательстве. По всей стране создавались читальни и библиотеки. Их книжные фонды быстро росли. Количество книг и журналов увеличилось с 8,9 до 16,6 миллиона. Особенно быстро выросли книжные фонды сельских библиотек — почти в три раза по сравнению с 1913 годом. Джон Рид писал: «Вся Россия училась читать и действительно читала книги по политике, экономике, истории — читала, потому что люди хотели знать... Жажда просвещения, которую так долго сдерживали, вместе с революцией вырвалась наружу со стихийной силой. За первые шесть месяцев революции из одного Смольного института ежедневно направлялись во все уголки страны тонны литературы». Тогда были сделаны первые шаги на пути превращения Советской страны в самую читающую страну в мире.

В 1922 г. В целом в 1926-1927 гг. В ряде отраслей сельского хозяйства положение кооперации было монопольным. Важное место в экономике 20-х гг. Она характеризовалась огромным многообразием видов деятельности, начиная от добычи камня и руды до производства и ремонта сложной техники, от заготовки леса и переработки сельско-хозяйственного сырья до изготовления потребительских товаров. К 1927 г. Причем три четверти всех занятых в мелкой промышленности приходилось на деревню и одна четверть 1 млн. На 1 апреля 1927 г. К началу 30-х гг.

По существу, промкооперация стала основой для дальнейшего развития в стране таких отраслей, как многие виды пищевой и легкой промышленности, бытовое обслуживание. Об экономической эффективности деятельности кооперации в 20-е гг. В 1928 г. До конца 20-х гг.

Мы согласимся с Ижогиным К. Поэтому, при больших объемах поступления иностранного капитал, не образующего государственного долга»[5]. Привлечение иностранных инвесторов было весьма затруднительно, так как иностранные компании боялись национализации всего имущества в фонд государства, а, следовательно инвестиции, которые предоставлялись иностранными компаниями могли попросту пропасть. Крупные компании в первую очередь боялись вкладывать свои активы в развитие экономики молодого государства.

Также следует понимать, что для разрушенной экономики страны было наиболее приемлемо привлечение добросовестных клиентов и контрагентов для сотрудничества. В данном случае речь идет о проверке добросовестности иностранных контрагентов, о которой упоминается в Декрете СНК от 23 ноября 1920 года. Декрет СНК «Общие экономические и юридические условия концессий», принятый 23 ноября 1920 г. Данная мера была нужна для того, что бы привлечь заинтересованных иностранных инвесторов для развития предпринимательской деятельности в России, причем инвесторы должны отвечать определенным требованиям для сотрудничества с Советским государством. Привлеченные иностранные компании теперь могли делиться опытом торговли и товарообмена, а также задействовать собственный капитал для развития советских организаций. С этого момента начинают создаваться условия для развития предпринимательства в стране, в том числе принимаются первые нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. В конце 1920 года были созданы необходимые условия для внедрения новых механизмов стимулирования и финансового оздоровления экономики молодого государства. Однако указанных мер было недостаточно, поэтому в конце 1920 года звучит идея о глобальном изменении экономической ситуации в стране с применением значительно отличающихся от государственной идеологии механизмов.

Итогом данной мысли стал принятый Декрет СНК от 21 мая 1921 года «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Теперь у сельского хозяйства появилась возможность сохранять излишки продукции и обменивать их на базарах, рынках или через кооперативные торговые организации.

Учитывая важность документа для нашего исследования, приведем его полностью. Общее руководство деятельностью военных кооперативов, контроль и ин-структирование их возлагаются на особые военно-кооперативные отделы Центросоюза и Губсоюзов, положение и инструкции о деятельности коих выработать Центросоюзу по соглашению с РВСР в недельный срок. Имущество, находящееся в ведении и распоряжении военного ведомства, и могущее быть использовано в целях товарообмена, определяется Высшим военным командованием и отпускается через Комиссию Использования в распоряжение военной кооперации. Председатель Совета Нар.

Ульянов Ленин »[6]. Решение вопроса о военной кооперации, таким образом, преследовало две задачи: одной, государство, не выделяя средств из бюджета, частично решало проблему снабжения личного состава РККА и РККФ, другой — командно-политический и административно-хозяйственный состав, избавляясь от рвачества частника-посред-ника, получал через открытые уже во многих местах распределители самый необходимый товар более дешевый и лучшего качества. Среди морских кооперативов одними из первых, повторяем, еще до выхода в свет декрета СНК «О военной кооперации», возникли военно-морские кооперативы на Черном море: в мае 1921 года — в Николаевской губернии, 6 июня 1921 года — в Крыму. Объединенный морской кооператив на Черном море начал действовать 22 декабря 1921 года, приняв от севастопольского военного кооператива 350 млн. На 15 февраля 1922 года в нем состояло 12 тыс. По данным Викторова — одного из организаторов кооператива — на 1 марта 1922 года в Черноморском военно-морском обществе насчитывалось до 30 тыс.

За неимением полных данных о деятельности этого кооператива отметим, что за первые 55 суток своего существования он выдал своим пайщикам по 11 ф. В мае 1921 года образовался Астраханский военно-морской кооператив. Предприимчивые кооператоры организовали сверхурочные работы моряков в кустарных мастерских, где изготавливались мотыги, лопаты, сковороды, рамы и прочие изделия, сбываемые местному населению. При кооперативе работали прачечная, колбасная мастерская, столовая и парикмахерская. Действовали мыловаренный, гончарный заводы и арендованная мельница. Кооператив просуществовал не долго, в связи с ликвидацией в 1922 году Астраханского порта он прекратил свои действия.

О его эффективной работе говорят такие данные. Почти на протяжении года в кооперативе ежемесячно выдавалось на каждый пай 30 ф. Это был хороший довесок к съестным припасам семьи моряка. Но не это главное. По свидетельству И. Мортикова, все это распределялось «по ценам чуть ли не в 20 раз ниже рыночных»[11].

На совместном заседании РВС и политотдела Каспийского флота с правлением Бакинского кооператива было решено остатки продовольствия и товарообменного фонда Астраханского кооператива передать Бакинскому военно-морскому кооперативу. К октябрю 1921 года он охватил членством весь командно-политический состав и 27 процентов красноармейцев и военморов[13]. На 25 февраля 1923 года в нем состояло 1 649 членов из числа моряков и еще 2 042 членов их семей. Экономической основой кооператива послужили: членские взносы пайщиков, субсидия Наркомфина в сумме 300 000 000 руб. Заготавливаемая продукция распределялась для реализации в 3 лавки в городе, по одной лавке на судах «Войсковой», «Троцкий», «Труд» и при полуэкипаже. Кооператив располагал столовой, молочной, мастерскими сапожной и портняжной , парикмахерской.

Дополнительно в торговые точки поступала рыбная продукция со своей рыбокоптильни, на которой только с ноября 1922 года по январь 1923 года было выкопчено 30 718 шт. Рыба поступала со своего промысла на острове Сара. Кооперативу, в отличие от многих даже армейских обществ, не чуждо было сельскохозяйственное производство. Он располагал арендованным в Кабардино-Балкарии участком земли в 800 десятин. Для его обработки имелось: 12 плугов, 51 борона, 18 лошадей, 47 быков и одна паровая молотилка[14]. При таком экономическом потенциале кооператив служил надежной социальной защитой моряков.

А пайщиков было довольно много: в ноябре 1921 года — 3 000 , в декабре — уже 3 500, а к июню 1922 года — 3 800 членов-моряков и 3 650 членов их семей. О распределении продуктов среди них можно судить по данным за декабрь 1921 года: хлеба — 1 137 п. Военно-потребительская система Закавказья больше, чем аналогичные системы других регионов подвергалась реорганизациям. В них были втянуты и военно-морские общества. На практике же структура военной кооперации в Закавказье вылилась в единые республиканские ВПО, а в Азербайджане — в Единое военно-потребительное общество армии и флота[16]. Исследовать деятельность военно-морских кооперативов в составе единого ВПО, в результате такого объединения, не представляется возможным, поскольку они в них как бы «растворились».

Из трех военных кооперативов, образовавшихся к октябрю 1921 года в Архангельске, «Северный кооператив моряков и служащих Морского ведомства» «Севморкооп» был самым крупным. Вначале он насчитывал 2 890 пайщиков, в том числе: 156 из числа комсостава, 954 — адмхозсостава, 708 — военморов и 972 — члена семей моряков[17]. В конце марта 1922 года Архангельское военно-морское общество насчитывало 6 000 членов. На совещании присутствовали: Начальник Главного хозяйственно-технического управления Измайлов, уполномоченный Военно-кооперативного отдела Центросоюза по морской кооперации Мортиков, уполномоченный Начглавмортехозупра Рязанцев и председатель Петроморкопа Степанов. Рассматривалось девять вопросов. Но вначале отметим, пункт 8-ой повестки дня — «О правлении Петроморкопа»...

Разрозненные кооперативы на Балтике объединились 5 ноября 1921 года, когда на собрании уполномоченных от морских частей, судов, кораблей и учреждений Моркома был создан единый кооператив и избрано его временное правление[20]. Статус временного правления не удовлетворял членов объединенного кооператива и центр. На совещании при Начглавмортехозупре было принято решение: «В связи с организацией Единого Кооператива Балтфлота признать необходимым переизбрание Правления Пеморкопа, переименовав его в Правление Кооператива Балтфлота, причем, предложить распоряжением Комиссара Морских сил Республики, РВС и Политотделу Балтфлота наметить соответствующие кандидатуры для обсуждения и дачу соответствующего распоряжения о их проведении путем выбора в Правление Кооператива Балтфлота, согласно кооперативным уставам»[21]. Так, 5 марта 1922 года на базе Петроградского и Кронштадтского районных морских кооперативов образовался Балтийский морской кооператив Балтморкооп с 30 тысячами пайщиков[22]. По словам организатора морских кооперативов В. Мортикова, «военные моряки с большим интересом отнеслись к столь великому делу»[23].

С образованием военно-кооперативного отдела ВКО при Центросоюзе представителями морского ведомства была предпринята попытка организовать Центральное управление морскими кооперативами подобие «Ценуморкоопа» 1918 г. Помощник главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики по морским делам, учитывая специфику кооперации на флоте, 11 октября 1921 года вошел в Реввоенсовет с докладом, в котором предлагалось ввести в состав коллегии ВКО при Центросоюзе представителя от флота. Заместитель председателя Реввоенсовета Республики Э. Склянский принял компромиссное решение, о чем свидетельствует резолюция на докладе: «Ввести одного из двух, конечно, нельзя, но в иной форме провести нужно моряка». И форма была найдена. Им стал И.

Мортиков — активный участник Февральской и Октябрьской революций, член ЦК Балтфлота, вступивший на путь военно-кооперативной работы в 1918 году, создав в Петрограде и Кронштадте первые морские кооперативы в системе Ценуморкоопа. Был заместителем председателя этого управления. После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 7 апреля 1921 года «О потребительской кооперации» на основании собственного опыта по Ценуморкоопу Мортиков через морское командование добивается распространения действия указанного декрета на Красную Армию и Флот. Мортиков назначен членом коллегии ВВКУ[25]. На Первом Всероссийском военно-коопе-ративном съезде был избран на эту должность. Но вернемся к вопросу о статусе военно-морского кооперативного центра.

Командование военно-морскими силами Республики решение коллегии ВКО при Центросоюзе от 3 ноября 1921 года не устраивало. Совещание при начальнике Главного морского хозяйственно-технического управления 23 декабря 1921 г. Мортиков , а вторым — «О структуре Моркопов». Резолюции по обоим вопросам лаконичны и предельно ясны. Воспроизведем их полностью: Первая: — «Доводы, приведенные в докладе тов. Мортикова по организации Морского Кооперативного Управления Центросоюза считать правильными.

Для проведения этого в жизнь поручить Начглавмортехозупра в 3-х дневный срок составить соответствующий проэкт и схему организации Морского Кооперативного управления Центросоюза, предварительно проведя это через Военно-Коопе-ративное Управление Центросоюза и с его и Р. Вторая: — «В целях объединения деятельности и соблюдения экономии, как в материальных, денежных средствах, а также и рабочей силы, учитывая специфические условия службы на флоте, признать необходимым концентрацию всех Моркопов отдельных Баз в единых Морских кооперативах данного моря, для каковой цели распоряжением Комиссара Морских Сил Республики обязать РВС и Политотделы флотов принять соответствующие меры к проведению вышеуказанных мероприятий безболезненно и тактическим путем»[26]. Каким должен был быть этот «тактический путь» в постановлении не раскрывалось.

7 апреля 1921 года.

шинство потребительских кооперативов выступили против подготовлен­ ного В.И. Лениным «Проекта декрета о потребительских коммунах». Со­ стоявшийся в феврале 1918 г. Всероссийский кооперативный съезд отверг данный документ. В принятом 16.03.1918 декрете «О потребительских коммунах», предусматривалось трансформация всей российской кооперации в единую распределительную систему. Планировалось создать так называемую «потребительскую коммуну». таки правительство поступиться коммунистическими догмами Декретом Совнаркома «О потребительской кооперации» от 7 апреля 1921 г. потребительская кооперация была. Руководствуясь решением съезда, сессия ВЦИК 21 марта 1921 года принимает декрет «О замене продразверстки продналогом». Затем выходит декрет СНК РСФСР о размерах натурального налога на 1921—1922 годы.

Тема: Переход к новой экономической политике. Ленинская концепция НЭПа (1921―1923)

Государственная промышленность приобретает формы трестов и синдикатов. Предприятия постепенно получают хозяйственную самостоятельность, однако одновременно в советской экономике вводится плановое начало. В апреле 1921 года был принят декрет о потребительской кооперации, по которому советские граждане в границах регионов проживания объединялись в потребительские кооперации или общества, занятые заготовками, снабжением и обменом продуктов сельского хозяйства на изделия фабрично-заводской и кустарной промышленности. Предприятие мелкой промышленности насчитывает до 20 наемных рабочих. Такие предприятия обязательно регистрируются в местных советах.

Кустари и владельцы мелких предприятий могут свободно распоряжаться продуктами и изделиями своего производства, а также приобретать необходимые сырье, материалы, оборудование и инструменты. После гражданской войны многие промышленные предприятия находились либо в разрушенном состоянии, либо в сильнейшем запустении. В ноябре 1920 г.

Все подобного рода объединения обязаны регистрироваться в Правлении того единого потребительского общества, в районе деятельности коего они образовались. Вступление в члены такого рода объединения и выход из них являются добровольными. Одновременно каждый гражданин не может быть членом более чем одного потребительского объединения.

Все указанные объединения имеют право через единое потребительское общество, в районе которого они действуют, приобретать всякого рода продукты и предметы при помощи дополнительных взносов денежных и натуральных со своих участников. Полученные таким порядком продукты и предметы распределяются между участниками данного объединения. Потребительским обществам предоставляется право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно кустарных и ремесленных изделий и сбыт их. При этом кооперативным организациям предоставляется право закупать у самостоятельных сельских и городских производителей, крестьян, кустарей, ремесленников и кооперативов - произведения их хозяйства, заключая с каждым производителем, группами производителей или кооперативами всякого рода договоры, не противоречащие Советскому законодательству, как-то: на заготовку, поставку, переработку, хранение, очистку, сборку вышеуказанных продуктов, снабжение орудиями и материалами и принимать по таковым договорам на себя обязательства. Потребительские общества имеют право организовывать предприятия по добыче и обработке продуктов, а также устраивать огороды, молочные фермы и другие предприятия подобного рода, выполнять поручения в области снабжения, заготовок и распределения, даваемые добровольными потребительскими объединениями, учреждениями и отдельными лицами. На потребительские общества государством возлагаются следующие обязанности: а выполнение обязательных заданий продовольственных органов в области заготовок и обмена изделий фабрично-заводской и кустарной промышленности на продукты сельского хозяйства; б распределение в стране всех предметов продовольствия и широкого потребления, заготовленных государством и полученных с национализированных фабрик и заводов, концессионных предприятий и вывезенных из-за границы.

Установить нижеследующие основные группы населения, подлежащие снабжению государством продовольствием и предметами первой необходимости: а красная армия и флот, б рабочие и служащие государственных функционирующих учреждений и предприятий, железнодорожного и водного транспорта, в члены семейств лиц, перечисленных в пункте б, при условии их нетрудоспособности, отсутствия других средств существования и состояния их на иждивении первых, г лица, состоящие на государственном социальном обеспечении, как-то: инвалиды, учащиеся и пр. Все остальные группы населения снимаются с государственного снабжения. Примечание 1-е. В отношении детского питания сохраняют силу Постановления Совета Народных Комиссаров от 22 июля 1921 г. Равно остаются в силе постановления Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны о коллективном снабжении рабочих и служащих некоторых государственных учреждений и предприятий.

Совет Всероссийских кооперативных съездов, организованный в марте 1917 г. Этот блок должен был стать основой для организации «национального и коалиционного правительства», в котором, по идее руководителей Совета съездов, должны были принять участие «представители различных социальных групп, как революционной демократии, так и буржуазных, способных подчинить свои личные и классовые интересы общим государственным интересам». Правительство мыслилось как ответственное только перед народом и Учредительным собранием, а главнейшей задачей русской кооперации признавалась «русская демократическая государственность и оборона страны от вражеского нашествия». С самостоятельным заявлением выступила рабочая группа. Ее лидеры, идейно близкие к меньшевистскому лагерю, заявили протест участию в будущем правительстве представителей буржуазии.

Однако эта самостоятельная позиция оказалась пересмотрена Всероссийским Советом рабочей кооперации уже во время совещания. Было решено не выступать с самостоятельной политической декларацией, а ограничиться заявлением, в котором всем участникам совещания давалось право "во всех работах совещания по партиям и фракциям действовать согласно своим политическим убеждениям". Декларацию, прочитанную от имени общей кооперации, группа рабочей кооперации признавать отказалась и заявила, что «ввиду наличности в ее среде разных течений» по существу подлежащих обсуждению политических вопросов, она решила с собственной декларацией не выступать. Совещание еще более углубило противоречия между общегражданской и рабочей кооперацией, суть которых сводилась к разному пониманию места и роли кооперации в политических процессах, протекавших в российском обществе. Размежевание между общегражданской и рабочей кооперациями еще более углубилось в период кампании по выборам в Учредительное собрание.

Был созван Второй чрезвычайный съезд кооператоров, где предполагалось решить вопрос о форме участия представителей кооперации в предстоящих выборах. Одни его участники считали, что необходимо выступить с самостоятельной позицией, так как в России нет партий, имеющих значительную поддержку народных масс, а кооперация, как широкое демократическое движение, способна выразить мнение народа о политическом устройстве послереволюционной России. Их оппоненты доказывали, что подобное выступление невозможно из-за отсутствия единой общекооперативной политической и социальной программы. Ссылаясь на то, что кооперация — организация более хозяйственная, чем политическая, они полагали, что подобная самостоятельная политическая позиция может вызвать разброд внутри кооперативного движения и отразиться на ее хозяйственной и организационной мощи. После бурных дискуссий съезд принял резолюцию, в которой кооперативные организации приглашались принять самое деятельное участие в избирательной кампании и стремиться, что в состав состав Учредительного собрания «практические работники, знающие хозяйственные и бытовые условия русской жизни».

Резолюция повторяла призыв к объединению всех демократических течений, стоящих за оборону страны, за водворение законности и порядка силами демократии. Ее авторы выступили против избрания в учредительное собрание «представителей пораженчества и анархизма». Чтобы этого не допустить, кооперативные организации приглашались содействовать образованию блока с социалистическими партиями и фракциями, стоящими на «государственной» точке зрения. Организациям на местах предоставлялось также право выставлять самостоятельные списки. Накануне Октябрьской революции кооперативное движение в России обладало мощным политическим потенциалом.

Только в периоде 1916 по 1919 гг. При этом потребность населения в развитии кооперации, в том числе и потребительской, не была удовлетворена12. Большевистскому правительству до поры до времени приходилось мириться с такой силой. Реакция на октябрьские события, в ходе которых большевики захватили власть, со стороны общегражданской кооперации была отрицательной. Большинство союзов вынесли резолюции, уличавшие большевиков в узурпации власти в ущерб демократическим интересам гражданского общества.

В большинстве резолюций был призыв к немедленному созыву Учредительного собрания, а некоторые, требуя этого ультимативной форме, угрожали прекращением подвоза продовольствия. Например, в резолюции Союза западносибирских кооперативов находим: «Категорически заявить разрушителям кооперации, что в защиту своего кооперативного достояния трудовое крестьянство будет вынуждено выдвинуть могучее и страшное средство — прекратить подвоз хлеба и других продуктов сельского хозяйства». Новая власть отвечала подобным же образом. Первым актом, затронувшим интересы потребительской кооперации, стал декрет о национализации банков, на основании которого московский Народный банк 2 декабря 1918 г. В это же время был закрыт кооперативный отдел при Государственном банке.

Документом, до основания потрясшим русскую кооперацию, стал декрет «О потребительских коммунах», по сути предусматривавший принудительную коммунизацию всего населения. В соответствии с этим декретом предписывалось подчинение всей системы потребительских обществ Наркомпроду, то есть потребительские общества становились зависимыми от государственной власти, участие в кооперативах объявлялось обязанностью каждого. Все хозяйства автоматически становились членами местных кооперативов, распределение продуктов осуществлялось только через кооперативы, надзор за распределительно-закупочной деятельностью возлагался на государственный комитет снабжения. Проект этого декрета был составлен в январе 1918 г. Меры Совнаркома по массовому созданию потребительских коммун сопровождались волной негодования со стороны кооперативных организаций и их союзов.

Так, например, уполномоченные Серпуховского союзного товарищества составили резолюцию следующего содержания: «... Памятуя постановление VIII съезда Коммунистической партии, декларативное выступление товарищей Ленина и Каменева «О середняке», представители считают необходимым отметить, что Декрет «О потребительских коммунах» является новым принудительным коммунизированием и противоречит новому течению политики руководящих сфер»14. Аналогичное заявление прозвучало на экстренном собрании уполномоченных Воскресенского союза потребительских обществ, состоявшемся в мае 1919 г. На 28 мая 1919 г. Хотя провести этот съезд инициаторам не удалось, о своей позиции по отношению к действиям Советской власти организационная комиссия "несостоявшегося съезда" сумела заявить в письме от 23 апреля 1919 г.

Чтобы не допустить обнародования декрета, Всероссийский Совет рабочей кооперации, не согласный с его положениями, созвал в Москве и Петрограде экстренное совещание Центросоюза, рабочих кооперативов и других кооперативных объединений Будущее потребительской кооперации оказалось под угрозой. В ее защиту встали меньшевики. Они обратились с воззванием от имени ЦК РСДРП, в котором потребовали отменить декрет, сохранить рабочую и общегражданскую кооперацию «как самоуправляющиеся организации с отказом от назначенства и других видов вмешательства во внутреннюю жизнь кооперации»17. Кооперативные центры попытались договориться с властью и доказать неприемлемость декрета, его пагубность для экономики страны и судеб кооперативного движения в России18. Во время этих переговоров в Москве в экстренном порядке был созван 1-й очередной Всероссийский съезд кооперации.

Ввиду чрезвычайных обстоятельств, связанных с военной угрозой Петрограду, из 800 объединений на нем была представлена лишь 151 организация. Пользуясь остротой продовольственной проблемы, которую новое правительство не могло решить без участия потребительской кооперации, съезд вновь поставил перед Совнаркомом вопрос о ее судьбе. Последовали длительные переговоры, в результе которых большевики пошли на уступки, ранее принятый декрет заменили более «мягким». Был выработан согласительный проект, ставший основой вскоре изданного декрета "О потребительских обществах". В проекте предусматривалось принудительное объединение всего населения России в потребительско-производственные коммуны, на основе национализации существующих потребительских обществ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий