1. основные направления развития финансового рынка рф на 2024…гг

“России предстоит пройти через структурную трансформацию экономической системы с опорой на внутренние ресурсы, и финансовый рынок будет принимать участие в финансировании этой трансформации.” (здесь и далее курсив – цитаты из публикации Банка России). Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Цели Стратегии. “России предстоит пройти через структурную трансформацию экономической системы с опорой на внутренние ресурсы, и финансовый рынок будет принимать участие в финансировании этой трансформации.” (здесь и далее курсив – цитаты из публикации Банка России).

Утверждены направления развития финансового рынка на 2022-2024 годы

Для достижения вышеуказанного необходимо принять меры, которые сгруппированы в следующие десять основных направлений развития финансового рынка: Финансовая защита прав потребителей и финансовой грамотности населения Российской Федерации. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов (ОНРФР 24 – 26) – основной среднесрочный документ по вопро-сам развития отечественного финансового рынка. В документе приводятся следующие направления развития российского финансового рынка на 2023 год и период 2024 и 2025 годов с учетом изменившихся внешних условий: создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики.

Основные направления развития финансового рынка РФ на 2024 и период 2025-226 годов

Так, ЦБ выделил восемь приоритетов на указанные годы: - защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой грамотности населения; - содействие созданию благоприятной среды для внедрения новых технологий и поддержка инноваций на финансовом рынке; - повышение доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса; - содействие конкуренции на финансовом рынке сюда входят в том числе регулирование экосистем, формирование условий для информированного выбора потребителей и снижение барьеров для поставщиков финансовых услуг, а также поддержка конкурентного нейтралитета государства на финансовом рынке ; - Обеспечение финансовой стабильности; - расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития ESG ; - развитие долгосрочного финансирования через сотрудничество с правительством страны; - развитие регулирования секторов финансового рынка — банков, микрофинансовых институтов, страховых компаний, НПФ и прочих финансовых посредников. При этом при составлении документа ЦБ учел ряд внутренних и внешних факторов, которые могут значительно повлиять на финансовый рынок, скорость и масштаб внедрения изменений и перспективы развития в целом. В первую очередь регулятор указал эпидемическую ситуацию, связанную с пандемией коронавируса.

Этот фонд может формироваться за счет взносов банков по аналогии с фондом страхования вкладов. В перспективе одной из его функций может быть поддержка банковского сектора в стрессовых ситуациях", - сказано в документе. Отмечается, что фактически речь идет о создании коллективного буфера капитала для банков в дополнение к индивидуальным, которые формируются за счет надбавок к нормативам достаточности капитала. Закон о страховании банковских вкладов был принят в России в 2003 году, согласно которому все банки страны должны участвовать в единой системе, регулярно отчисляя процент от привлеченных средств населения в Фонд обязательного страхования вкладов ФоСВ. Оператором этого фонда является Агентство по страхованию вкладов АСВ , созданное в 2004 году. Приоритеты Среди приоритетов на ближайшие годы регулятор выделил переход на валюты дружественных стран в международных расчетах как в экспорте, так и в импорте. Приоритетом является обеспечение сбалансированного перехода на валюты дружественных стран в международных расчетах", - говорится в материалах Банка России. При этом ЦБ отметил важность равномерного перехода на валюты дружественных стран как в экспортных операциях, так и в импорте, и в платежах по финансовому счету, в которых пока преимущественно используются "токсичные" валюты.

В частности, для этого будут обеспечены условия для исламского финансирования и открытия филиалов банков из дружественных стран в РФ, пишут авторы материала. Регулятор отметил, что может рассмотреть либерализацию валютного контроля в отношении недружественных стран в ответ на смягчение санкций. Любая либерализация должна быть в отношении дружественных государств. При этом Банк России может рассматривать вариант либерализации в отношении недружественных стран в качестве ответной меры на смягчение санкционных ограничений например, разблокировку активов ", - говорится в материалах регулятора. Выкупа не будет Не обошел вниманием ЦБ и тему заблокированных российских активов.

Заказать услугу Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Для их реализации важно обеспечить доступность информации и защиту прав инвесторов. Банк России будет настраивать макропруденциальное регулирование с учетом внутренних и внешних факторов, развивать систему трансграничных платежей и расчетов. Тренд на цифровизацию финансового рынка потребует совершенствования правового регулирования для безопасного внедрения современных платежных технологий.

Финансовая сфера

цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры. Российские банки в 2024 году продолжат развивать технологии, которые стали актуальными в 2023-м. Однако эксперты не исключают возникновения новых трендов, о которых «РБК Тренды» расскажут в этой статье. Состояние рынка финансовых технологий. Новости о СРО на информационном портале «Всё о саморегулировании»: статья от 16.01.2024 Центробанк опубликовал Основные направления развития финрынка.

О направлениях развития финансового рынка России на 2023-2025 годы

При этом ЦБ особо отметил, что опыт последних лет показал важность наличия буфера капитала и возможных инструментов покрытия рисков. Например, в зависимости от масштаба проблем такими инструментами могут быть прямая докапитализация через приобретение акций или субординированных обязательств либо предоставление капитальных гарантий, дающих право на получение поддержки при ухудшении финансового положения организации. В проекте основных направлений развития финрынка Банк России указал, что хочет обсудить с банками необходимость создания фонда для поддержки банков в "форсмажорных обстоятельствах" после завершения адаптации экономики к внешним шокам. Впервые о намерении создать автономный фонд для поддержки финансового сектора регулятор объявил в начале августа. Этот фонд может формироваться за счет взносов банков по аналогии с фондом страхования вкладов.

В перспективе одной из его функций может быть поддержка банковского сектора в стрессовых ситуациях", - сказано в документе. Отмечается, что фактически речь идет о создании коллективного буфера капитала для банков в дополнение к индивидуальным, которые формируются за счет надбавок к нормативам достаточности капитала. Закон о страховании банковских вкладов был принят в России в 2003 году, согласно которому все банки страны должны участвовать в единой системе, регулярно отчисляя процент от привлеченных средств населения в Фонд обязательного страхования вкладов ФоСВ. Оператором этого фонда является Агентство по страхованию вкладов АСВ , созданное в 2004 году.

Приоритеты Среди приоритетов на ближайшие годы регулятор выделил переход на валюты дружественных стран в международных расчетах как в экспорте, так и в импорте. Приоритетом является обеспечение сбалансированного перехода на валюты дружественных стран в международных расчетах", - говорится в материалах Банка России. При этом ЦБ отметил важность равномерного перехода на валюты дружественных стран как в экспортных операциях, так и в импорте, и в платежах по финансовому счету, в которых пока преимущественно используются "токсичные" валюты. В частности, для этого будут обеспечены условия для исламского финансирования и открытия филиалов банков из дружественных стран в РФ, пишут авторы материала.

Для адаптации участников финансового рынка к новым реалиям планируется совершенствовать систему учета ESG-факторов в регулировании. В стратегическую повестку включены также создание стимулов для развития негосударственного пенсионного обеспечения и повышение клиентской ценности страховых продуктов. По итогам общественных обсуждений, которые будут проходить до 1 сентября, проект основных направлений развития финансового рынка будет представлен президенту РФ и правительству, а затем после доработки внесен на рассмотрение Госдумы. Заметили ошибку?

ЦБ представил проект основных направлений развития финрынка до 2026 года 30.

Для их реализации важно обеспечить доступность информации и защиту прав инвесторов», — указано в проекте основных направлений развития финансового рынка на 2024 год и период 2025—2026 годов.

Расширение потенциала Банк России особо отметил роль региональных банков в кредитовании экономики, пообещав содействовать расширению их потенциала. При наличии выраженного интереса к кооперации со стороны участников рынка ЦБ готов рассматривать регулятивные решения и содействовать выработке операционных подходов к созданию специальных банковских объединений. В таких структурах банки будут принимать солидарную ответственности по обязательствам друг друга, сохранять частичную операционную самостоятельность и делегировать ряд функций головному банку, указал регулятор. Банк России подтвердил свои планы на распространение системы страхования вкладов на средние компании, а также социально ориентированные некоммерческие организации и профсоюзы. Планируется реализация разработанной при участии Банка России инициативы о распространении страховой защиты на средние предприятия, социально ориентированные некоммерческие организации, профессиональные союзы, а также на адвокатов, нотариусов и иных лиц, осуществляющих профессиональную деятельность", - сказано в документе. Также ЦБ сообщил, что в связи с запланированной модификацией оценки экономического положения банков и трансформационными процессами в экономике рассмотрит возможные подходы к настройке механизма взносов в фонд страхования вкладов для обеспечения соразмерности нагрузки на банки в зависимости от уровня принимаемых ими рисков.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в мае прошлого года сообщала, что ЦБ и АСВ прорабатывают расширение системы страхования средств в банках на средний бизнес и организации социальной сферы со стандартной суммой 1,4 миллиона рублей. Согласно документу, трансграничные переводы с использованием СБП уже были проведены по одной из схем реализации. Банк России также планирует продолжить диалог с партнерами по сохранению инфраструктуры приема карт "Мир" за рубежом и поиск альтернативных решений. Кроме этого, в рамках развития СБП планируется масштабировать возможность совершения онлайн-платежей в бюджетную систему РФ сервис C2G , в том числе для оплаты налогов, штрафов, сборов и пошлин. Также будет запущен сервис и для выплат гражданам от государства сервис G2C , что повысит оперативность поступления выплат из бюджета. Помимо этого, ЦБ обеспечит дальнейшее расширение использования сервисов C2B customer to business и B2C business-to-consumer , что позволит бизнесу значительно сократить свои издержки. Регулятор также намерен развивать функционал и увеличивать количество участников Системы передачи финансовых сообщений СПФС за счет подключения иностранных партнеров российских организаций и расширению использования СПФС, в том числе посредством механизма подключения через "сервис-бюро".

Банк России обозначил цели для развития финрынка РФ на 2021-2024 гг.

Совет директоров Банка России утвердил Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов. Содействие цифровизации финансового рынка остается одним из стратегических приоритетов Банка России. Банк России опубликовал проект Основных направлений развития финансового рынка на 2024 год и период 2025–2026 годов. развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов" (разработаны Банком России). По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Евгении Симоновой, в настоящее время, учитывая экономическое, политическое, социальное положение России, отечественный финансовый рынок требует реальной трансформации. Банк России доработал проект основных направлений развития финансового рынка на 2024 год и период 2025–2026 годов и направил документ президенту России и.

Другие новости

  • Комментарии
  • Банк России обозначил цели для развития финрынка на 2021-2024 годы
  • Оставить свой комментарий:
  • Свяжитесь с нами
  • Популярные законы
  • Во что вложить деньги в 2024 году: инвести­ционные стратегии брокеров

Банк России определил основные направления развития финансового рынка до 2026 года

Негативное влияние на сегмент длинных денег оказывает и неопределенность в развитии пенсионного рынка в связи с очередной заморозкой пенсионных накоплений и неопределенностью в отношении их дальнейших перспектив. Защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой грамотности. Содействие цифровизации. Повышение доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса. Содействие конкуренции на финансовом рынке.

Утверждены направления развития финансового рынка на 2022-2024 годы 2021-12-28 12:46 В течение ближайших трех лет в России планируется повысить защищенность потребителей финансовых услуг и инвесторов, содействовать цифровизации сферы, обеспечить финансовую стабильность, а также реализовать другие мероприятия, исходя из глобальных и национальных экономических, технологических и социальных трендов. ОНРФР также включает в себя описание текущего состояния финансовой сферы в стране, принципов и целей по политике ее совершенствования — укрепление доверия розничного потребителя и инвестора к финансовому рынку, обеспечение его бесперебойного функционирования и развития для удовлетворения потребностей российской экономики в инвестициях и эффективных платежных сервисах.

Это ключевой документ по вопросам развития отечественного финансового рынка. Регулятор ежегодно готовит его на ближайшие три года. Структурная трансформация экономики будет связана со значительно возросшими потребностями в инвестициях, которые могут существенно различаться по отраслям и регионам. Основное внимание для решения этой проблемы планируется акцентировать на усилении роли рынка капитала в финансировании бизнеса.

Для обеспечения привлекательности таких вкладов планируется рассмотреть возможность наделить их повышенной страховой защитой системы страхования вкладов. Продолжится реализация проекта по созданию в России системы жилищных сбережений, которая предоставит гражданам возможность накопления первоначального взноса на специальном счете жилищных сбережений с правом последующего заключения договора ипотечного кредита на специальных условиях. Система жилищных сбережений позволит расширить долгосрочную ресурсную базу кредитных организаций, а также повысить эффективность управления ипотечным портфелем. Совместно с Правительством Российской Федерации планируется уточнить порядок налогообложения долгосрочных вкладов путем устранения налогового арбитража, возникающего между краткосрочными и долгосрочными вкладами, предусматривающими выплату доходов в виде процентов в конце срока действия договора банковского вклада. Так, планируется обеспечить возможность уменьшения налоговой базы по доходам в виде процентов по вкладам счетам на сумму необлагаемого минимума в отношении каждого календарного года в рамках срока действия долгосрочного вклада, независимо от условий выплаты процентов. Кроме того, в качестве налогового стимула долгосрочных вложений планируется введение единого налогового вычета по НДФЛ на долгосрочные инвестиции граждан, который предполагается распространить на ИИС типа III, договоры НПО, договоры долгосрочных сбережений, а в дальнейшем на долгосрочные договоры страхования жизни с целевым сроком действия не менее 10 лет. Предоставление данного налогового вычета предполагается в размере расходов физического лица на формирование долгосрочных сбережений в совокупности не более 400 тыс. При этом Банк России считает нецелесообразным налоговое стимулирование инвестиций в иностранные ценные бумаги, в связи с чем применение единого налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан в отношении таких финансовых инструментов не предполагается. Задача 2. Развитие рынка капитала и иных механизмов для долгосрочного финансирования экономического развития В предыдущие годы рынок капитала активно развивался, возросла его роль как источника финансовых ресурсов для бизнеса наряду с банковским кредитованием. В 2022 году под влиянием внешних шоков произошло сжатие рынка ценных бумаг и снижение доверия к нему. Важно обеспечить повышение роли рынка капитала как источника долгового и долевого финансирования для бизнеса. В ситуации ухода зарубежного инвестора и опоры в основном на внутренние ресурсы необходимо создать условия и стимулы для направления инвестиционных ресурсов в первую очередь на финансирование проектов и компаний, вносящих вклад в трансформацию российской экономики, улучшение качества жизни. При соответствующей информационной и образовательной поддержке это может способствовать восстановлению интереса отечественного частного и институционального инвестора к рынку капитала. Сохранение и укрепление доверия инвесторов граждан и бизнеса к рынку капитала становятся одним из ключевых факторов привлечения финансирования в условиях возросшей неопределенности. Доверию на рынке капитала будут способствовать повышение прозрачности рынка, доступности достоверной информации о продуктах и услугах, а также эмитентах, выстраивание долгосрочных взаимоотношений с клиентами, повышение качества корпоративного управления эмитентов, совершенствование дивидендных практик, этичное ведение бизнеса посредников. Особую актуальность в контексте обеспечения доверия на рынке капитала приобретает защита прав миноритарных акционеров, к которым относятся не только частные, но и институциональные инвесторы. При этом для полноценного развития рынка капитала важно формирование как спроса, так и предложения, учитывая, что важен не только интерес инвестора, который предъявляет спрос на ценные бумаги, но и готовность компаний к привлечению средств. Что касается предложения, то пока российский бизнес не использует активно возможности привлечения финансирования на рынке капитала. Набор инструментов, отраслевое разнообразие эмитентов, объем ценных бумаг в свободном обращении, доступных инвесторам на российском рынке капитала, не так велики. В связи с этим для бизнеса важно разъяснять возможности рынка капитала, создавать стимулы для их использования. Российские компании пока проявляют слабый интерес к долевому финансированию, которое по сути своей является наиболее долгосрочным. Поэтому развитию именно долевого финансирования в России будет уделено особое внимание в предстоящие годы. При этом адекватный объем собственного капитала обеспечивает и интерес компаний к долговым заимствованиям. При этом важно, чтобы на рынок капитала выходили готовые к этому компании, выстроившие качественную систему корпоративного управления и раскрытия информации. Для формирования справедливой цены размещения акций и ограничения рисков волатильности на рынке немаловажными являются вопросы качества организации выпуска и сбалансированного состава инвесторов - как розничных, так и институциональных, в перспективе зарубежных. В текущих условиях может дополнительно повышаться роль якорных инвесторов. Банк России и Правительство Российской Федерации будут создавать условия для расширения инструментов привлечения долгосрочного финансирования, повышения их доступности и удобства использования, в том числе за счет применения цифровых технологий. Необходимо внедрять инструменты повышения инвестиционного качества и льготные режимы размещения ценных бумаг для компаний, задействованных в трансформации российской экономики и осуществляющих деятельность в перспективных и приоритетных отраслях, в том числе в сфере высокотехнологичного производства, импортозамещения, несырьевого экспорта, участвующих в создании необходимой инфраструктуры. Уже сейчас отдельные меры поддержки оказываются компаниям - субъектам МСП, размещающим акции, облигации на бирже, а также привлекающим финансирование через краудплатформы. Планируется продлить эти меры поддержки, сфокусировав их на тех компаниях, которые способствуют технологическому суверенитету, реструктуризации экономики и импортозамещению. Кроме того, опыт поддержки выхода МСП на рынок капитала может также использоваться, в том числе адаптироваться, для поддержки компаний, развитие которых может быть значимо для трансформации российской экономики, в частности для быстрорастущих технологических компаний. С точки зрения сбалансированного развития экономики важно обеспечить сквозной характер мер поддержки, их преемственность на разных стадиях жизненного цикла компаний. Применение различного рода мер поддержки в том числе может рассматриваться для инструментов венчурного финансирования, фондов Pre-IPO, размещения ценных бумаг на инвестиционных платформах, а также для ЦФА, выпускаемых в информационных системах. Планируется при необходимости оказывать содействие участникам рынка - в том числе организаторам торговли, IPO-акселераторам, профессиональным и бизнес-объединениям - в выстраивании комплексной консалтинговой инфраструктуры для эмитентов для финансового, технического и бизнес-консалтинга в различных формах. Такие практики широко применяются за рубежом. Это повысит информированность компаний о существующих возможностях и мерах поддержки, подходах и способах устранения индивидуальных барьеров на пути к публичному статусу, облегчит для них прохождение всех необходимых процедур, которые могут представляться им как проблемные и или непреодолимые. Кроме того, полезной практикой может быть ведение информационных ресурсов о мерах государственной поддержки бизнеса, что реализовано во многих регионах России. Кроме того, планируется проработать создание механизмов повышения информированности граждан о возможностях их участия в развитии российской экономики через вложения в акции и облигации российских компаний, в том числе тех, в отношении которых у них сложились определенные потребительские, поведенческие, социальные паттерны и предпочтения. Наряду с повышением финансовой и инвестиционной грамотности необходимо развивать систему доверительного управления и информировать граждан о ее возможностях, что снизит риски при инвестировании в инструменты рынка капитала. Банк России также оценивает расширение возможностей для институциональных инвесторов по вложениям в рынок ценных бумаг. Будет продолжено развитие каналов прямых продаж эмитентами гражданам стандартных инструментов фондового рынка - облигаций и акций - в целях долгосрочных вложений в режиме "купил и держи" с использованием финансовых платформ и ПИФ. Это позволит минимизировать издержки эмитента и инвестора на проведение подобных операций и исключить искусственное подталкивание брокерами консервативных клиентов к рискованным продуктам и активной торговле. Такие ценные бумаги могут в том числе предлагаться в дополнение к банковским вкладам как органичное расширение портфеля с низким риском. Разновидностью таких инструментов могут быть субфедеральные облигации для населения, средства от размещения которых направляются на финансирование проектов социальной и экологической направленности, что несет дополнительную ценность для инвесторов. Линейку таких инструментов с привязкой к конкретным целям развития могут пополнять и корпоративные облигации. При этом важно обеспечить соблюдение существующих и запланированных к разработке требований в отношении предложения неквалифицированным инвесторам соответствующих ценных бумаг, а также равные возможности по использованию населением льготы по налогообложению через механизм ИИС, независимо от того, как приобретаются ценные бумаги - через брокера или напрямую у эмитента через финансовую платформу. Повышению потенциала притока ресурсов через финансовые платформы будет способствовать создание правовых условий для использования финансовых платформ юридическими лицами и ИП, запуск новых продуктов на финансовых платформах в том числе в области НПО , повышение осведомленности граждан об имеющихся и новых продуктах и сервисах, стимулирование роста присутствия региональных финансовых организаций на финансовых платформах. Финансовые платформы расширяют круг участников, дополняют инфраструктуру финансового рынка, открывают дополнительные возможности для граждан, бизнеса и финансовых организаций. Свой вклад в развитие механизмов привлечения финансирования от внутреннего инвестора, в том числе через размещение ценных бумаг включая на стадии pre-IPO , может внести развитие инвестиционных платформ, повышение их привлекательности для инвесторов с сохранением уровня защиты. Для повышения вовлеченности небанковских финансовых организаций в инвестиции в ценные бумаги компаний, которые способствуют обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики на основании Таксономии , продолжится работа над соответствующим стимулирующим риск-чувствительным регулированием. Банк России рассмотрит вопрос о расширении инвестиционных возможностей НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей кроме концентрационных лимитов и единого лимита на активы с дополнительным уровнем риска, который может быть расширен. При этом соответствующие инвестиционные риски НПФ будут ограничены требованиями к их стресс-тестированию, а добросовестность принимаемых НПФ инвестиционных решений будет обеспечена требованиями к их фидуциарной ответственности. Требования к сохранности пенсионных средств и надежности таких инвестиций имеют решающее значение. Банк России продолжит работу по повышению инвестиционной привлекательности ПИФ как приоритетного инструмента для начала инвестирования на финансовом рынке розничными инвесторами и как удобного механизма структурирования долгосрочных инвестиций институциональными инвесторами. Правительством Российской Федерации также запланированы мероприятия, стимулирующие спрос на инновации, в том числе со стороны государственных корпораций и компаний с государственным участием. В частности, будет проработано выделение ими средств на осуществление прямых и венчурных инвестиций, приобретение продукции российских высокотехнологичных компаний, а также создание системы покрытия рисков при внедрении инновационных решений в том числе венчурных компаний. Не менее важно развитие партнерских отношений бизнеса и государства для привлечения инвестиций в проекты через использование концессионных соглашений, соглашений о государственно- и муниципально-частном партнерстве. Правительство Российской Федерации планирует предпринимать шаги, чтобы создать благоприятные условия для таких форм сотрудничества. При этом для развития рынка капитала особое значение имеет доверие, для поддержания которого необходимо наличие качественной, достоверной информации. Кроме того, важно продолжение работы по решению проблемы заблокированных активов. Наличие достоверной и своевременной статистики по финансовому сектору и экономике в целом, которая востребована как бизнесом, так и государством, также способствует формированию единого информационного пространства для выработки оптимальных решений. Направления совершенствования статистики, формируемой Банком России, публикуются в Программе развития статистической деятельности Банка России. Наряду с развитием традиционного рынка капитала в изменившихся условиях может усилиться роль партнерского финансирования как еще одного способа финансирования экономического развития, а также повышения благосостояния населения. Российское законодательство не запрещает предоставления услуг партнерского финансирования. В то же время в некоторых случаях оказание таких услуг затруднено без специального законодательного регулирования. Этим отчасти объясняется то, что такие услуги остаются ограниченными как по объемам, так и по географии распространения. Эксперимент поможет оценить масштабы востребованности этих финансовых инструментов у участников рынка и увеличить доступность подобных услуг для российских граждан, а также малого и среднего бизнеса. Он вводит регулирование для участников эксперимента, одновременно давая возможность банкам, кредитным кооперативам и МФО осуществлять торговые операции на условиях рассрочки платежа. Кроме того, проведение эксперимента также будет способствовать установлению контактов с финансовыми институтами стран, где такие финансовые инструменты и механизмы уже активно развиваются. Эксперимент продлится с сентября 2023 по сентябрь 2025 года, а затем в 2025 году будет осуществлена оценка успешности проведенного эксперимента по партнерскому финансированию и необходимости имплементации специального регулирования в законодательство Российской Федерации. В ходе эксперимента Банк России будет осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью участников эксперимента. Проведение эксперимента поможет оценить заинтересованность участников рынка в новых финансовых инструментах и увеличить доступность подобных услуг для российских граждан, а также малого и среднего бизнеса. Определенная специфика партнерского финансирования требует выработки соответствующих подходов к регулированию и надзору. Важными условиями здорового развития партнерского финансирования является пропорциональное пруденциальное и поведенческое регулирование, а также надзор и контроль за устойчивостью организаций, оказывающих услуги партнерского финансирования, за состоянием их систем управления, а также за качеством услуг и соблюдением интересов потребителей, что также будет способствовать повышению доверия к таким услугам. Задача 3. Развитие корпоративных отношений и корпоративного управления, раскрытие информации Одной из важнейших целей в текущих экономических условиях остается повышение инвестиционной привлекательности компаний. В связи с этим внимания требуют обеспечение качества управления в компаниях, ответственность их менеджмента за принимаемые решения, прозрачность деятельности, справедливое отношение к акционерам и инвесторам, а также надежность, перспективность направлений деятельности, стремление к освоению новых технологий. Для формирования доверительной среды, необходимой для эффективного функционирования рынка капитала, устойчивого развития организаций в долгосрочной перспективе, а также сохранения инвестиционной привлекательности и репутационной составляющей российской юрисдикции, важно ориентироваться на достигнутые за последние десятилетия в этом направлении результаты - правовые механизмы, обеспечивающие защиту прав акционеров, и базовые подходы к корпоративному управлению, показавшие свою эффективность. Поэтому Банк России продолжит работу по развитию корпоративных отношений и корпоративного управления, а также по обеспечению прав акционеров на должном уровне. В острой фазе кризиса для защиты компаний и связанных с ними лиц акционеров, членов органов управления, контрагентов, клиентов от негативных санкционных последствий был установлен временный порядок осуществления корпоративных прав, в том числе на оспаривание действий органов управления, особый порядок формирования и функционирования совета директоров акционерного общества, а также иные специальные режимы реализации корпоративного законодательства, в том числе в части раскрытия информации. Целесообразно продолжить практику отмены функционирования специальных антикризисных режимов реализации корпоративных прав и вернуться к установленным законодательством о корпоративных отношениях процедурам. Банк России будет уделять внимание обеспечению публичными компаниями обоснованности и должного уровня информационной прозрачности корпоративных решений, баланса интересов всех участников корпоративных отношений, в том числе миноритарных акционеров. Планируется создание правовой базы для проведения собраний акционеров в гибридном очном и дистанционном режиме, механизма, позволяющего аккумулировать голоса миноритарных акционеров для выдвижения кандидатов в советы директоров публичных акционерных обществ, совершенствовать процедуры приобретения крупных пакетов акций публичных обществ в целях увеличения их гибкости и снижения издержек мажоритарных акционеров при одновременном усилении защиты прав миноритарных акционеров в случае смены контролирующего акционера. Повышению привлекательности инвестиций и укреплению доверия к компании способствует предсказуемость дивидендных выплат. Для этого планируется определить требования к содержанию дивидендной политики публичного общества, установить обязанность по ее утверждению и раскрытию, а также по объяснению акционерам причин отклонения утвержденной дивидендной политики. Указанные меры будут способствовать долгосрочному инвестиционному планированию. Для развития рынка долгового финансирования Банк России планирует продолжить расширять возможности для эмитентов облигаций по быстрому и удобному оформлению сделок, а также совершенствовать механизмы защиты прав владельцев облигаций. Планируется также усовершенствовать порядок реструктуризации задолженности по корпоративным облигациям и проведения собраний владельцев облигаций, повысить ответственность членов органов управления эмитентов облигаций за принимаемые решения, затрагивающие интересы владельцев облигаций, и укрепить институт представителя владельцев облигаций. Осознанное внедрение рекомендаций Кодекса должно повысить устойчивость деятельности компаний, помочь им своевременно адаптироваться к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса и использовать новые возможности. Это должно способствовать повышению их привлекательности для инвесторов. Банк России планирует разработать подходы, направленные на улучшение практики корпоративного управления в холдингах и группах компаний с учетом специфики их деятельности. В части развития корпоративного управления в финансовых организациях Банк России планирует определить и нормативно закрепить подходы к организации отдельных практик корпоративного управления, включая формирование совета директоров, создание системы оплаты труда, а также гармонизировать требования к управлению рисками, осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита в финансовых организациях. Банк России продолжит работу по совершенствованию корпоративного управления в кредитных организациях. Планируется разработка стандарта по корпоративному управлению в кредитных организациях. Усилия будут в том числе направлены на создание стимулов для развития систем внутреннего контроля и выявление недобросовестного и незаконного поведения в кредитных организациях, внедрение этических стандартов их деятельности. Банк России также планирует унифицировать и усовершенствовать требования к квалификации и деловой репутации специалистов на финансовом рынке включая руководителей, должностных лиц и собственников финансовых организаций для повышения качества управления и работы в финансовых организациях на всех уровнях. Способствовать улучшению качества информации на финансовом рынке, повышению доверия пользователей к финансовой отчетности будет развитие института аудита отчетности участников финансового рынка. Начиная с отчетности за 2024 год оказывать сопутствующие аудиту услуги и проводить аудит отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке смогут только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр Банка России. Деятельность Банка России по данному направлению в 2024 - 2026 годах будет сосредоточена на процедурах допуска аудиторских организаций к оказанию таких услуг, оценке аудиторских организаций, включенных в реестр Банка России, по категориям риска, формировании их индивидуального надзорного профиля. Банк России продолжит работу, направленную на создание единого рынка аудиторских услуг в рамках ЕАЭС, а также работу, связанную с признанием аудиторских заключений, выпущенных российскими аудиторскими компаниями, в дружественных странах. Задача 4. Участие банков в финансировании экономического развития На среднесрочном горизонте банковский сектор, как наиболее крупный сегмент российского финансового рынка, должен играть значимую роль в финансировании ускоренной трансформации российской экономики. При этом финансирование приоритетных проектов, направленных на развитие отечественной экономики, в среднесрочной перспективе сделает экономику более устойчивой и будет способствовать улучшению профиля рисков самого банковского сектора. Возможности банков участвовать в кредитовании долгосрочных инвестиционных проектов подчас ограничены, учитывая, что значительная часть их пассивов - краткосрочная или до востребования. Кроме того, некоторые компании и проекты реального сектора являются очень крупными даже по международным меркам, и капитал крупнейших российских банков недостаточен для кредитования таких компаний и проектов в требуемом объеме. Поэтому необходимо способствовать обеспечению банковского сектора долгосрочными ресурсами, развивать механизмы распределения рисков и в целом повысить интерес банков кредитовать приоритетные проекты. В целях создания условий для формирования в банковском секторе долгосрочных ресурсов необходимо продолжить работу по совершенствованию системы страхования вкладов. В частности, планируется увеличить лимит страхового возмещения и дифференцировать ставки отчислений в Фонд обязательного страхования вкладов ФОСВ в зависимости от типа и срочности вклада. Это сделает долгосрочные вклады более привлекательными для клиентов, позволит банкам повысить их доходность и обеспечит приток устойчивых долгосрочных пассивов для финансирования экономики. Банк России будет содействовать развитию правовых и операционных механизмов, способствующих диверсификации кредитного риска внутри банковского сектора, а также между банками и другими участниками финансового рынка. В частности, планируется содействовать более активному использованию инструментов секьюритизации банковских кредитных портфелей, синдицирования банковских кредитов и других способов распределения рисков. Это особенно важно, учитывая ограниченный доступ российских компаний к международным финансовым рынкам и недостаточную емкость внутреннего фондового рынка. Снижение концентрации кредитного риска также может быть достигнуто через покрытие части риска государством и институтами развития путем предоставления банкам гарантий и поручительств. Чтобы повысить интерес банков кредитовать наиболее важные для экономики проекты, Банк России внедрил стимулирующее банковское регулирование. Теперь банки могут существенно в ряде случаев в два-три раза снизить нагрузку на капитал по кредитам на проекты, которые способствуют обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Снижение нагрузки на капитал делает такие кредиты более привлекательными для банков, соответственно, проектам становится легче привлекать финансирование. При этом, чтобы исключить накопление в банковской системе избыточных рисков, объем регуляторных стимулов ограничен: лимиты использования льгот для отдельных банков зависят от их запаса капитала и рентабельности. Кроме того, в Таксономию включены инфраструктура и услуги, которые нужны, чтобы дополнительно снизить зависимость от импорта и переориентировать экспорт на новые рынки. Полностью реализовать потенциал стимулирующего регулирования можно только при наличии достаточного количества соответствующих Таксономии проектов с приемлемым для банков уровнем риска. Поэтому Банк России поддерживает интеграцию Таксономии с мерами государственной поддержки и участием государственных институтов развития в финансировании стратегически значимых проектов. При этом важен мониторинг применения Таксономии, в том числе своевременная актуализация направлений деятельности, для которых применение стимулов может быть наиболее целесообразно. При всей своей важности некоторые приоритетные, стратегические для страны инвестиционные проекты и программы с точки зрения рыночных кредиторов могут иметь относительно высокие риски. В этом случае для обеспечения финансирования этих проектов и программ должны задействоваться бюджетные ресурсы и возможности государственных институтов развития.

RUSSIAN FINANCIAL MARKET: MODERNITY AND DEVELOPMENT TRENDS

  • ИИ и цифровой рубль: какие FinTech-тренды ждут Россию в 2024 году | РБК Тренды
  • ЦБ России определил основные направления развития финансового рынка страны на 2023–2025
  • Популярные законы
  • Банк России определил основные направления развития финансового рынка до 2025 года
  • ЦБ назвал основные цели по развитию финрынка РФ на 2022-2024 годы | Новости 28 июля 2021 г.

Банк России обозначил цели для развития финрынка РФ на 2021–2024 гг

При подготовке документа были учтены предложения участников рынка во время общественного обсуждения новых задач финансового рынка в современных условиях. Проект Основных направлений развития финансового рынка направлен Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. В дальнейшем планируется его обсуждение на парламентских слушаниях в Государственной Думе.

Следует учитывать многие факторы одновременно с необходимостью незамедлительной реакции на возможные изменения в стране и мире. Несомненно, весомый вклад в этой работе могут сделать представители научного сообщества. Тандем ученых и практиков позволит более детально и качественно подойти к решению важных задач финансовой политики.

В то же время инструменты денежно-кредитной и макропруденциальной политики не предназначены и не используются за пределами этих политик специально для стимулирования развития финансового рынка. Такое использование имело бы значимые негативные эффекты для достижения целей в области ценовой и финансовой стабильности и, как следствие, для устойчивого развития финансового рынка и экономики в целом.

В острую фазу введения масштабных антироссийских санкций в 2022 году ограничения на движение капитала временно использовались как один из механизмов поддержания финансовой стабильности. По мере нормализации ситуации на финансовом рынке и снижения рисков для финансовой стабильности ограничения такого характера в значительной степени были сняты. Сохраняющиеся ограничения на движение капитала имеют в первую очередь контрсанкционный эффект и компенсируют воздействие введенных внешних санкций, направленных на стимулирование вывода капитала зарубежных инвесторов из России и запрет на потенциальный приток капитала в будущем. Указанные временные механизмы позволили реагировать на изменяющиеся внешние обстоятельства и ограничили негативный эффект санкционных мер. Банк России на постоянной основе проводит предметный анализ действующих специальных экономических мер, направленных на ограничение проведения валютных операций. При необходимости Правительство Российской Федерации и Банк России предпринимают шаги по изменению требований валютного контроля. Вместе с тем ограничения на движение капитала создают издержки для бизнеса, развития внешнеэкономической деятельности, инвестиционного климата и с учетом этого должны иметь точечный, ограниченный во времени характер. В дальнейшем необходимо двигаться в направлении их отмены по мере адаптации экономики к новым условиям. Банк России и Правительство Российской Федерации во взаимодействии с органами законодательной власти ведут тесную работу по формированию правовой среды для развития финансового рынка, в том числе по созданию правовых основ для новых форм и видов деятельности, форматов взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых услуг, каналов обслуживания в условиях внедрения передовых технологий.

Особое значение имеют инвентаризация и упорядочение накопившихся норм регулирования с устранением избыточных, устаревших и дублирующих друг друга правил. Налоговые стимулы и субсидии являются одним из важных инструментов Правительства Российской Федерации для поддержки и ускорения развития тех или иных видов деятельности, инструментов, механизмов на финансовом рынке, особенно на начальных этапах их становления, когда развитие на рыночных условиях может быть затруднено. Такую роль также выполняют специальные институты развития, работающие именно в тех нишах, где рыночные механизмы не справляются. При этом важен системный подход, мониторинг эффективности использования и периодическая актуализация таких стимулов для обеспечения фокуса на наиболее востребованных с точки зрения российской экономики механизмах и инструментах долгосрочного финансирования с учетом ограниченности ресурсов. Значимость этих механизмов особенно возрастает в контексте усиления роли финансового рынка в финансировании трансформационных проектов, необходимых для структурных изменений в российской экономике. В части создания цифровой инфраструктуры финансового рынка Банк России и Правительство Российской Федерации реализуют прежде всего те проекты, которые не могут быть исполнены рынком самостоятельно, но при этом являются основой для дальнейшего развития технологических и инфраструктурных решений со стороны участников рынка, а также для повышения конкуренции и развития инноваций на финансовом рынке. Банк России в целях обеспечения независимости финансовой инфраструктуры России, системной устойчивости и конкурентоспособности национального финансового рынка сохраняет участие в ряде инфраструктурных организаций финансового рынка, в том числе в капитале ПАО Московская Биржа, акционерных обществах "Национальная система платежных карт" НСПК и "Российская национальная перестраховочная компания" РНПК , а также в Российском объединении инкассации РОСИНКАС. Банк России использует, в первую очередь, превентивный подход, направленный на выявление и устранение рисков на ранних стадиях. Для обеспечения финансовой стабильности при необходимости Банк России применяет инструменты финансового оздоровления финансовых организаций.

Все актуальность на финансовом рынке приобретает вопрос уровня квалификации кадров и их доступности. Вызовы, которые могут возникнуть в этой области, особенно в сфере высокотехнологичных отраслей, ИТ и информационной безопасности, необходимо учитывать в том числе при рассмотрении вопросов стратегического развития и функционирования финансового рынка в новых реалиях. Большое значение для динамичного развития финансового рынка, включая процессы цифровизации и устойчивого развития, имеет доступ финансовых посредников, а также иных участников финансового рынка к рынку труда, предлагающему специалистов требуемой квалификации. Дефицит такого предложения не только тормозит развитие, но и порождает отток кадров в сторону крупных компаний, предлагающих конкурентоспособные условия оплаты труда, что ограничивает кадровое обеспечение финансовых организаций, лишая их ключевого персонала. Одновременно с этим скорость разработки и актуализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует объемам потребностей рынка труда, что приводит к увеличению затрат на обучение и развитие специалистов. Банк России уделяет большое внимание повышению уровня квалификации кадров финансового рынка путем разработки и реализации механизмов взаимодействия между участниками финансового рынка, государством и системой образования, запускает и реализует учебно-просветительские программы для специалистов финансового рынка, представителей органов законодательной и исполнительной власти, а также иных лиц, заинтересованных в повышении квалификации по вопросам, относящимся к компетенции Банка России. Информационная политика и взаимодействие с участниками рынка играют важнейшую роль в создании четкого понимания ими целей, планов и шагов Банка России и Правительства Российской Федерации, а также оценки тенденций и результатов развития финансового рынка. Это создает ориентиры для финансовых организаций при выстраивании их деятельности. Регулярная коммуникация как с потребителями, так и с поставщиками финансовых продуктов и услуг повышает прозрачность проводимой политики, что способствует росту доверия к ней и усиливает действенность принимаемых мер.

Важным элементом коммуникации также является взаимный информационный обмен с участниками рынка, что позволяет Банку России и Правительству Российской Федерации получить обратную связь, выявить потребности, а также дополнительно оценить процессы, происходящие на финансовом рынке, чтобы учитывать их при выработке мер по его развитию. Роль информационной политики существенно возрастает в период значительных колебаний в экономике и роста неопределенности. Постоянная коммуникация с участниками рынка, обществом, разъяснение сути происходящих экономических изменений и принимаемых мер Банка России и Правительства Российской Федерации способствуют снижению неопределенности, вносят вклад в стабилизацию ситуации, влияя на поведение и ожидания граждан, бизнеса и профессиональных участников рынка. Банк России применяет широкий набор каналов коммуникации, сопровождая все предпринимаемые шаги оперативными разъяснениями и комментариями, поддерживая при этом оперативную связь и взаимодействие с участниками рынка. Был ограничен доступ к рынкам товаров, услуг, капитала, транспортной, логистической, платежно-расчетной инфраструктуре недружественных государств, которые являлись основными торговыми партнерами нашей страны. В этих условиях на начальном этапе внутренний финансовый рынок испытал стресс и высокую волатильность, но ситуация была быстро стабилизирована, а затем нормализована благодаря оперативной реакции и принятым мерам Банка России и Правительства Российской Федерации, а также их постоянному взаимодействию с участниками рынка. Ключевую роль во многом сыграли выбранные подходы на сохранение рыночных принципов и открытость российской экономики, что обеспечило гибкость и адаптивность системы в меняющихся условиях. Финансовый сектор сохранил устойчивость и продолжил выполнять свои ключевые функции, в том числе выступая проводником мер государственной поддержки экономики. Важную роль сыграли и принятые в предыдущие годы меры по повышению устойчивости финансовых организаций, накопление буферов капитала у финансовых организаций, вывод с рынка неустойчивых и недобросовестных финансовых посредников, а также создание независимой платежной и расчетной инфраструктуры.

В 2023 году происходит не только восстановление финансового рынка, но и развитие его основных сегментов. И основной фокус мер Банка России и Правительства Российской Федерации уже начиная с осени 2022 года сместился в сторону проектирования необходимых для этого экономических, правовых, регуляторных условий и дальнейшего развития финансовой инфраструктуры. Эффект от реализации этих мер будет проявляться в будущем. Финансовый рынок продемонстрировал позитивную динамику. Они выросли по отношению к ВВП по сравнению с 2021 годом, что говорит о восстановлении и росте финансового рынка в масштабах экономики. Объемы банковского сектора увеличивались в продолжение динамики, которая наблюдалась и в прошлом году. Банковское кредитование в 2023 году заметно расширилось. Положительная динамика наблюдалась в сегменте как корпоративного, так и розничного кредитования. Росту кредитования способствовали меры Банка России, направленные на поддержание устойчивости банков в 2022 году.

На фоне восстановления потребительского и инвестиционного спроса граждан розничное кредитование демонстрирует признаки перегрева. Прибыль банков за 9 месяцев 2023 года достигла 2,7 трлн рублей, что обеспечивает пополнение капитала и поддерживает потенциал кредитования. В этих условиях Банк России последовательно с конца 2022 года отменяет введенные для смягчения эффектов санкций регуляторные послабления. Это позволит банкам снизить нагрузку на капитал и активнее участвовать в финансировании таких проектов. Рынок капитала восстанавливается. Продолжается рост облигационного рынка и наблюдается оживление на рынке акций. К октябрю 2023 года суммарный объем облигаций в обращении вырос до 42,7 трлн рублей, увеличившись на треть по сравнению с началом 2022 года. Облигации продолжают играть значимую роль в заимствованиях компаний, составляя почти четверть от общего объема. При этом прирост рынка корпоративных и государственных облигаций происходит примерно в равных пропорциях, что говорит об отсутствии тенденции вытеснения частного долга государственным.

Рынок акций восстанавливался после существенного падения в 2022 году. При этом в 2022 году происходили единичные размещения даже в условиях повышенной неопределенности. В 2023 году наблюдается возобновление интереса к IPO как со стороны эмитентов, так и со стороны инвесторов. Роль участников в структуре торгов на рынке акций существенно изменилась. Это отражается на емкости рынка, его ликвидности и волатильности. В этих условиях крупные компании были ограничены в размещениях своих акций на внутреннем рынке. При этом продолжается приток частных инвесторов на рынок капитала. За 9 месяцев 2023 года число клиентов брокеров и доверительных управляющих увеличилось еще на 6,3 млн, их общее число составляет уже порядка 36,3 миллиона. Объем средств физических лиц на счетах в доверительном управлении и на брокерском обслуживании к октябрю 2023 года превысил значения конца 2021 года, составив 10,9 трлн рублей.

При этом частные инвесторы предпочитают брокерское обслуживание, что отражает динамика как количества счетов, так и объемов средств на них. В условиях повышения роли розничных инвесторов на финансовом рынке продолжается работа по формированию продуктов долгосрочных сбережений и инвестиций в разных сегментах финансового рынка, созданию стимулов для повышения их привлекательности. Этому в том числе будут способствовать созданная система гарантирования негосударственного пенсионного обеспечения, повышение гарантийного обеспечения в системе негосударственного пенсионного обеспечения НПО в два раза, до 2,8 млн рублей, запуск программы долгосрочных сбережений, которая начнет функционировать с 2024 года, совершенствование регулирования индивидуальных инвестиционных счетов, введение нового страхового продукта - долевого страхования жизни, а также уточнение порядка налогообложения купонных доходов по облигациям. В целях защиты неквалифицированных инвесторов от неоправданных рисков были ограничены их вложения в иностранные активы недружественных стран. Возобновился рост портфелей институциональных инвесторов. НПФ и страховщики придерживаются консервативной стратегии инвестиций, в основном вкладываясь в долговые инструменты. Для того чтобы повысить привлекательность вложений небанковских финансовых организаций в ценные бумаги компаний, которые способствуют трансформации и структурной адаптации российской экономики, Банк России реализовал меры стимулирующего регулирования для страховых организаций, ПИФ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, в разработке - для НПФ. При этом, учитывая, что для формирования доверительной среды на рынке принципиальное значение имеет качественная, заслуживающая доверия информация об участниках, эмитентах, инструментах, было принято решение о возвращении к раскрытию эмитентами финансовой отчетности и иной важной для инвесторов информации. В части раскрытия информации исключения сохранены только для чувствительной информации в отношении бенефициаров, собственников, членов органов управления, контрагентов с целью ограничения санкционных рисков.

Для сохранения доверия инвесторов важное значение имеет дальнейшая работа по заблокированным активам. Наряду с ранее принятыми мерами, которые позволили обслуживать обязательства в рублях, осуществить перевод обязательств российских эмитентов в российскую юрисдикцию, установлен порядок выпуска замещающих облигаций и предусмотрена возможность перевода заблокированных активов в специально создаваемые закрытые ПИФ, позволяющие вести обособленный учет таких активов и управлять ими. В целом российский финансовый рынок обладает потенциалом роста в масштабах экономики, в первую очередь за счет рынка капитала, о чем в том числе свидетельствует международный опыт. По мере развития торговых и финансовых отношений с дружественными странами ускоренными темпами растет роль рубля и национальных валют дружественных стран в международных расчетах. В том числе как отражение этого процесса значительно возросла их доля в обороте на валютном рынке - более половины объема. При этом сохраняется тенденция к девалютизации счетов граждан и бизнеса. Продолжалось развитие международного взаимодействия с дружественными странами, выстраивание системы платежей и расчетов, сети корреспондентских отношений. Проводилась работа по созданию условий для доступа иностранных участников из дружественных стран на российский финансовый рынок. Так, созданы правовые условия для упрощенного допуска на финансовый рынок иностранных инвесторов к организованным торгам иностранной валютой, а также валютным и процентным ПФИ.

Обеспечена возможность удаленной идентификации нерезидентов. Кредитные организации и отдельные некредитные финансовые организации получили такую возможность при реализации полномочий делегирования идентификации таких лиц иностранным финансовым организациям из иностранных государств по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Кроме того, стартовал эксперимент по партнерскому финансированию, которое может представлять интерес как для российских граждан и бизнеса, так и для контрагентов из дружественных стран. Тем не менее ожидать быстрого притока зарубежных средств вряд ли возможно, но важно последовательно создавать для этого необходимые условия. Цифровая и платежная инфраструктура обеспечивает потребности экономики и финансового рынка, продолжая развиваться. Потребители доверяют цифровым платежным инструментам и расширяют их использование. На фоне технологического развития в экономике продолжается рост популярности платформенной бизнес-модели. В целом российская платформенная индустрия показывает высокую устойчивость, а отечественные игроки усилили лидирующие позиции в большинстве сегментов российского рынка и внесли свой вклад в формирование технологической независимости страны. Продолжается экосистемная трансформация рынка, что обусловливает сохранение актуальности выработки подходов к регулированию экосистем, обеспечивающих сохранение преимуществ для граждан и бизнеса при контроле рисков для конкурентной среды и финансовой стабильности.

Постепенно также развивается сегмент цифровых финансовых активов ЦФА. Большинство операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, завершают процесс тестирования своих ИТ-решений и переход к полноценной работе. В результате в 2023 году наблюдается рост числа выпусков ЦФА. Однако, учитывая, что данный сегмент находится только на этапе своего становления, он пока характеризуется относительно небольшими объемами 62,1 млрд рублей на середину декабря 2023 года. Банк России продолжил работу по созданию цифрового рубля - новой, третьей формы российского рубля. ЦР создается как еще одно средство для платежей и переводов, которое будет содействовать развитию конкуренции и инноваций на финансовом рынке. С 1 августа 2023 года вступили в силу федеральные законы, определяющие основы правового регулирования операций с ЦР. На законодательном уровне определен правовой режим ЦР, в том числе в части определения разрешенных операций с ЦР. С 15 августа 2023 года началось пилотирование операций с ЦР с привлечением ограниченного круга пользователей.

Развивается Система быстрых платежей СБП , ее все активнее используют граждане и бизнес. По итогам III квартала 2023 года переводами через СБП воспользовался каждый второй житель нашей страны, оплатой товаров и услуг - каждый третий. Объем операций в СБП за 9 месяцев 2023 года составил 20,6 трлн рублей, что в 2,2 раза превышает аналогичный показатель за 9 месяцев 2022 года. Для повышения доступности платежных сервисов в условиях отключения от международной платежной инфраструктуры до июля 2024 года действуют нулевые тарифы для банков по переводам между гражданами в СБП. Количество предприятий торговли и сервиса, принимающих оплату через СБП, по итогам III квартала 2023 года достигло 1,3 млн единиц, увеличившись в 2,3 раза по сравнению с началом года. В 2022 году в СБП была реализована возможность осуществления трансграничных переводов между физическими лицами через иностранные банки - косвенные участники платежной системы Банка России. По итогам III квартала 2023 года к системе подключены более 16 иностранных банков из трех стран. Продолжается рост применения бесконтактных способов оплаты. Эта система также позволяет использовать технологию бесконтактной оплаты покупок с помощью смартфона.

Банк России продолжает реализацию инфраструктурных проектов и будет способствовать созданию правовых условий и внедрению инноваций на финансовом рынке в целях обеспечения платежной независимости страны. Для надежности, бесперебойности и безопасности обмена данными при проведении внутрироссийских операций Банк России с октября 2023 года обязал банки использовать только российские сервисы и отечественную инфраструктуру. В условиях действия санкций Система передачи финансовых сообщений СПФС играет ключевую роль в качестве надежного и безопасного канала обмена платежной информацией для банков. Трафик в СПФС за три квартала 2023 года составил 160 млн сообщений, что в 2,7 раза превышает трафик за аналогичный период 2022 года. На конец ноября 2023 года действующими пользователями СПФС являются порядка 550 организаций, в том числе более 150 нерезидентов из 17 стран. По состоянию на начало октября 2023 года к Единой биометрической системе ЕБС , обеспечивающей хранение и обработку биометрических данных в целях проведения удаленной идентификации граждан, обеспечено подключение широкого круга банков почти 190. Число точек обслуживания составляет свыше 12 тысяч. Это создает условия для увеличения количества пользователей. Также с марта 2023 года физическим лицам предоставлена возможность самостоятельной регистрации своих биометрических персональных данных в ЕБС с использованием специального мобильного приложения.

Кроме того, был запущен ряд дополнительных сервисов для получения удаленных услуг с использованием ЕБС. Механизм запущен в июне 2018 года. Для продолжения позитивного тренда огромное значение будет иметь готовность финансовой системы и экономики в целом гибко адаптироваться как к уже сформировавшимся, так и к новым вызовам, а также своевременно использовать открывающиеся возможности. Важно продолжить постепенное и бесшовное сворачивание мер поддержки, не допуская критических искажений действия рыночных механизмов и конкуренции, а также снижения устойчивости финансовых организаций. Важно на постоянной основе соблюдать баланс между созданием стимулов для развития и обеспечением устойчивости этого развития.

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов Введение ях роста доходов населения и улучшения делового климата при поступательном преодолении имеющихся структурных проблем в экономике, совершенствовании государственных и част- ных экономических и правовых институтов, эффективной защите прав собственности и обе- спечении справедливой конкуренции. Успешное решение этих комплексных задач требует объединения частных и государственных усилий на всех уровнях и будет способствовать до- стижению поставленных национальных целей развития страны. Разработка и реализация политики по развитию финансового рынка осуществляется совмест- но Банком России и Правительством, которые в первую очередь создают благоприятную среду — необходимые макроэкономические, институциональные и правовые условия — для формирова- ния сбережений и перетока сбережений в кредиты и инвестиции. Важным фактором развития финансового рынка является взвешенная и последовательная макроэкономическая политика, в основе которой лежат ценовая и финансовая стабильность, а также устойчивость государственных финансов. Банк России и Правительство участвуют в создании инфраструктуры финансового рынка, особенно в тех случаях , когда рыночные силы с этим не справляются и когда это необходимо для создания здоровой конкурентной среды и развития инноваций или имеет важное значение для обеспечения финансового суверените- та страны. Повышенное внимание также уделяется защите прав потребителей финансовых ус- луг и формированию в обществе основ финансово грамотного поведения. Хотя Банк России и Правительство занимают активную позицию в развитии финансового рынка, результат в значительной мере зависит от стратегий, культуры, мотивации его участни- ков, действующих в конкурентной среде по рыночным принципам. В таких условиях участни- ки финансового рынка во взаимодействии друг с другом сами выбирают оптимальные цепоч- ки трансформации сбережений в инвестиции, каналы и форматы обслуживания, определяют востребованность и, следовательно, перспективы развития тех или иных продуктов, инстру- ментов, сервисов и технологий. С учетом этого Банк России и Правительство активно вовлекают участников финансового рынка и экспертное сообщество в разработку и реализацию планов по развитию финансово- го рынка, а также обеспечивают информационную открытость в отношении целей, принципов, задач, достигнутых результатов, таким образом создавая ориентиры для финансовых посред- ников, бизнеса и граждан. Финансовый рынок позволяет потребителям финансовых услуг распределять получен- ные доходы во времени , таким образом управляя своими сбережениями и расходами. При помощи инструментов сбережения, инвестирования и заимствования и при их грамотном ис- пользовании граждане могут эффективно решать вопросы приобретения жилья и товаров длительного пользования, поддерживать определенный уровень потребления в случае ко- лебаний доходов и после выхода на пенсию, а также откладывать средства для совершения крупных расходов в непредвиденных ситуациях.

Сколько нужно инвестировать в экономический рост

  • Основные направления развития финансового рынка
  • Читайте также:
  • Развитие финансового рынка: планы Банка России на 2024-2026 гг.
  • ЦБ определил основные направления развития финансового рынка России до 2025 года — РТ на русском
  • Популярное

Банк России обозначил цели для развития финрынка РФ на 2021-2024 гг.

При этом важно учитывать происходящие структурные изменения на финансовом рынке, появление экосистем, размывание границ между финансовым и иными секторами экономики, спрос на внутренние источники долгосрочного финансирования, в том числе для достижения заявленных национальных целей развития, особенно в условиях сохраняющихся геополитических вызовов", - отмечает ЦБ. Третья цель - обеспечение финансовой стабильности — бесперебойного функционирования финансового рынка, в том числе в условиях стресса. Важно сохранить устойчивость финансового сектора в условиях поэтапного сворачивания антикризисных мер по преодолению последствий пандемии, а также активного роста ипотечного рынка на фоне повышения цен на недвижимость и ограниченной платежеспособности заемщиков", - поясняется в проекте. С точки зрения мониторинга и анализа системных рисков требует внимания усиление роли некредитных финансовых организаций и приход технологических компаний на российский финансовый рынок, а также влияние на глобальные потоки капитала возрастающего внимания инвесторов к ESG-факторам, указывается там же.

Цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры. Трансформация системы внешнеторговых платежей и расчетов. Обеспечение финансовой стабильности.

Содействие конкуренции на финансовом рынке. Обеспечение финансовой стабильности. Расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития ESG. Развитие длинных денег долгосрочного финансирования. Развитие регулирования секторов финансового рынка.

Долгосрочные сбережения Банк России и правительство рассмотрят создание единого механизма налоговых льгот для долгосрочных инвестиций по всем финансовым продуктам. ЦБ пояснил, что с учетом ограничения доступа России к внешнему рынку капитала возрастает роль внутренних источников финансирования развития экономики, одним из которых могут выступать сбережения граждан. В России у граждан уже сформировалась базовая потребность в формировании долгосрочных сбережений. Расширение потенциала Банк России особо отметил роль региональных банков в кредитовании экономики, пообещав содействовать расширению их потенциала. При наличии выраженного интереса к кооперации со стороны участников рынка ЦБ готов рассматривать регулятивные решения и содействовать выработке операционных подходов к созданию специальных банковских объединений. В таких структурах банки будут принимать солидарную ответственности по обязательствам друг друга, сохранять частичную операционную самостоятельность и делегировать ряд функций головному банку, указал регулятор. Банк России подтвердил свои планы на распространение системы страхования вкладов на средние компании, а также социально ориентированные некоммерческие организации и профсоюзы. Планируется реализация разработанной при участии Банка России инициативы о распространении страховой защиты на средние предприятия, социально ориентированные некоммерческие организации, профессиональные союзы, а также на адвокатов, нотариусов и иных лиц, осуществляющих профессиональную деятельность", - сказано в документе. Также ЦБ сообщил, что в связи с запланированной модификацией оценки экономического положения банков и трансформационными процессами в экономике рассмотрит возможные подходы к настройке механизма взносов в фонд страхования вкладов для обеспечения соразмерности нагрузки на банки в зависимости от уровня принимаемых ими рисков. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в мае прошлого года сообщала, что ЦБ и АСВ прорабатывают расширение системы страхования средств в банках на средний бизнес и организации социальной сферы со стандартной суммой 1,4 миллиона рублей. Согласно документу, трансграничные переводы с использованием СБП уже были проведены по одной из схем реализации. Банк России также планирует продолжить диалог с партнерами по сохранению инфраструктуры приема карт "Мир" за рубежом и поиск альтернативных решений. Кроме этого, в рамках развития СБП планируется масштабировать возможность совершения онлайн-платежей в бюджетную систему РФ сервис C2G , в том числе для оплаты налогов, штрафов, сборов и пошлин.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий