3 февраля 1565 года иван грозный учредил опричнину

Если же говорить про внутреннюю политику, то опричнина Ивана Грозного кратко — это политика репрессий против непокорных бояр, направленная на укрепление самодержавной власти и централизованность государства, продолжавшаяся с 1565 по 1572 годы. 3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину. В течение семи лет политика царя была направлена на борьбу с изменниками и внутренними врагами. В историографии этот период называют "государственным террором", считают временем жестоких казней и репрессий.

3 - 5 января 1565 года Иван IV принимает решение учредить опричнину

В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т. На содержание опричнины были назначены около 20 городов в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Великий Устюг с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины Чертольская, Арбат, часть Никитской и прочие ; прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также до 1000 князей и дворян. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.

С другой стороны историки того времени считали, что в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти. Период СССР. Советские ученые всегда с энтузиазмом описывали кровавые события царского режима. Поэтому опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами. Современный период.

В наше время историки говорят об опричнине, как о пагубном событии, в результате которого погибли тысячи невинных людей, говорится на сайте istoriarusi. В школьных учебниках истории главный итог опричнины заключается в усилении самодержавной власти. Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии», пишет istoriarusi. Впрочем, между смертью Ивана Горозного и Смутным временем прошел достаточно серьезный отрезок времени — два десятилетия, во время которых страной правили два других монарха. Историк Игорь Фроянов сделал вывод, что опричнина имела положительное значение, так как была «защищена и очищена от ересей православная вера и, следовательно, укреплена церковь. Иными словами, спасена Россия, причем не только на тот момент, но и на несколько веков вперед», цитирует его Иван Иванников в статье «Опричнина: причины, содержание, последствия». Историк Александр Зимин пишет: "Новгородская трагедия нагляднее, чем любая другая страница русской истории 1565—1572 годы, показала противоречивую сущность, заложенную в опричнине еще при ее создании. Задачу завершения централизации государственного аппарата правительство Ивана Грозного хотело осуществить старыми методами, возвращаясь к формам дворцово-вотчинного управления.

Ликвидировав удел князя Владимира Старицкого, покончив с остатками новгородских вольностей и добившись полного подчинения церкви государству, опричнина Ивана Грозного выполнила свои основные задачи. По его словам опричнина знаменовала решительный шаг по пути укрепления централизованного аппарата власти, борьбы с сепаратистскими претензиями боярства, облегчала защиту рубежей государства. Однако опричнина также стала средством подавления угнетенного крестьянства.

Афанасий стал настолько близок Ивану IV, что последний соглашался принимать медикаменты исключительно из его рук. Однако музыка играла недолго: Вяземский вскоре оказался в центре придворных интриг. В 1570 году его обвинили в предательстве и нещадно пытали. Именно во время жестоких экзекуций вчерашний опричник и скончался. Алексей и Фёдор Басмановы Для некоторых «государевых людей» опричнина стала семейным делом. Мнения других современников о Басмановых также были довольно своеобразными.

Например, Андрей Курбский, которого принято считать одним из первых русских эмигрантов, называл Алексея «маньяком и погубителем как самого себя, так и Святорусской земли». Опричники въезжают в город.

Обладал незаурядными военными и политическими способностями. Басманов сам был инициатором и участником многих пыток и казней. Осуществил громкое политическое дело, направленное против главы русской православной церкви митрополита Филиппа Колычева, осмелившегося открыто обличать беззакония опричнины. Митрополит был схвачен А. Басмановым и М. Скуратовым во время богослужения в Успенском соборе и затем задушен по приказу царя. Был оболган Малютой Скуратовым и Василием Грязным, в результате чего объявлен пособником новгородцев и вскоре убит. Происходил из провинциального дворянства, довольно медленно поднимался в системе государственного управления и первое время был больше на второстепенных ролях.

Прозвище «Малюта» получил за свой малый рост или, возможно, за свой говор: «Молю тя…». Во время низложения митрополита Филиппа Колычева Скуратов прямо в церкви сорвал с него священнические одежды. Безграничная собачья преданность царю и не менее безграничная жестокость Скуратова были замечены Иваном Грозным, который вскоре приблизил к себе очередного любимца. Быстрое возвышение Скуратова происходит в 1569 году, когда он участвует в расследовании дела двоюродного брата царя князя В. Старицкого, который был обвинен в измене и позднее казнен. В конце 1569 года, перед выступлением в поход на Новгород царь Иван VI решил заручиться благословением низложенного митрополита Филиппа, который в то время томился в Тверском отроческом монастыре. С этой целью в келью к нему был послан Скуратов, предложивший узнику в обмен на благословение расправы с новгородцами вновь занять митрополичий престол. Колычев с негодованием отверг предложенную сделку и в очередной раз потребовал уничтожения опричнины, угрожая в противном случае Ивану Грозному и его кромешникам проклятием. Придя в ярость, Малюта Скуратов задушил его… Заслужив массовыми казнями новгородцев в январе 1570 года безоговорочное доверие царя, Скуратов поспешил избавиться от своих прежних начальников, чтобы самому выдвинуться на вершину опричной пирамиды. Добившись отставки Басманова и Вяземского, он обезглавил опричное правительство, а затем довершил разгром старого опричного руководства.

Свирепые репрессии позволили Скуратову окончательно захватить власть в свои руки. Скуратов заложил основы политического сыска в России. В благодарность за усердие в «Новгородском деле» он получает чин опричного думного дворянина, а в сентябре фигурирует как дворянин «в стану у государя» в походе против Девлет-Гирея. В 1570 году овдовевшему во второй раз государю Малюта Скуратов сосватал в жены свою дальнюю родственницу Марфу Собакину, породнившись, таким образом, с Иваном Грозным. В декабре 1572 года — январе 1573 года в ближайшей свите царя участвует в очередном походе в Прибалтику и гибнет при штурме ливонской крепости Пайды. Крепость пала, но удрученный смертью друга царь Иван IV прекратил поход и вернулся в Новгород. Согласно ливонским летописям, в отместку он приказал сжечь всех пленных немцев и шведов. Как писал Карамзин, «жертвоприношение, достойное мертвеца, который жил душегубством! До самой смерти Ивана IV в 1584 году ходит у него в любимцах. После смерти царя, в результате слухов о причастности Бельского к отравлению Ивана Грозного, которые распустила враждебная боярская группировка, был отправлен воеводой в Нижний Новгород.

После пресечения династии Рюриковичей безуспешно пытался заявить свои претензии на престол, был обвинен в заговоре против Годунова, арестован и заключен в тюрьму. Во время правления Лжедмитрия I перешел на его сторону, был пожалован чином боярина и местом великого оружничего.

Опричнина ивана грозного кратко

Малюта Скуратов Имя этого человека стало нарицательным: так до сих пор зачастую называют самых отпетых негодяев. Малюта Скуратов считался главным опричником Ивана Грозного, самым верным его прислужником, способным совершить любые злодеяния на радость царю-батюшке. Настоящее имя знаменитого душегуба — Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Нежным же прозвищем «Малюта», согласно одной из выдвигаемых историками версий, он был награждён за невысокий рост.

Иван Грозный и Малюта Скуратов, 1871 г. Афанасий Вяземский После конфликта царя с протопопом Сильвестром и окольничьим Алексеем Адашевым и падения авторитета «Избранной рады», Вяземский быстро вошёл в доверие к Грозному. Афанасий стал настолько близок Ивану IV, что последний соглашался принимать медикаменты исключительно из его рук.

Однако музыка играла недолго: Вяземский вскоре оказался в центре придворных интриг.

Конфискованные земли и богатства шли в царскую казну. Одновременно началось переселение и вовсе ни в чем не повинных земских дворян, которые, должны были покинуть опричные уезды и переехать в земские волости. В принципе, они имели право на получение в качестве компенсации наделов в земщине, но на практике так происходило далеко не всегда — даже если пустые земли имелись, на них обычно не было крестьян, посему выделение их не имело смысла. В экономической логике того времени ценность имела не сама земля, а те, кто ее обрабатывает. Маховик беззаконных репрессий нарастал, попадали под него и знатные бояре, и дворяне, и простые люди, и духовенство, вплоть до самого митрополита Филиппа, которого лично задушил Малюта Скуратов. Апогеем опричного террора стал поход на Новгород, якобы заподозренный в крамоле и измене. Город подвергся страшному разорению, хотя никто в Новгороде и не думал сопротивляться государю. Погибли тысячи и тысячи простых жителей, Волхов был красным от крови.

Следом репрессии обрушились на московское дворянство, которое уничтожалось с особой жестокостью и целыми родами. В 1571 году Москва подверглась набегу крымчаков и ногайцев, опричное войско не смогло оказать врагу достойного сопротивления. Вскоре после этого царь не просто отменил опричнину, но запретил упоминание этого слова, заодно казнив многих ее руководителей и участников. Москва оказалась беззащитна перед набегами степняков с юга, на западе шведы захватили Нарву, Копорье и другие русские земли, войска Речи Посполитой практически вытеснили русские армии с захваченных в начале Ливонской войны областей. Боярство и служилое сословие было разделено на «опричников» и «земщиков», причем взаимные обиды будут вспоминать еще несколько поколений. Они аукнутся еще в эпоху Смуты.

Вошли в опричные владения платившие большие налоги северные земли с черносошным или дворцовым крестьянским населением. Поморские волости и уезды — Устюг, Двинской край, Вологодский уезд, Каргополь, Вага и Галич, Пинега с Мезенью, а также дворцовый Юрьевецкий уезд на Волге, Плёсская волость и Буйгород — должны были составить финансовую базу опричнины. В центре опричными стали Суздальский и Можайский уезды. В опричнину попали и земли Аргуновской волости Переславль-Залесского уезда вокруг Александровской слободы. Отдельные волости были отписаны и в других местах, в том числе и неподалеку от Москвы: Гжель, Олешня и Хотунь на Лопасне на границе с Дмитровским и Коломенским уездами , Гусевская волость и сельцо Муромское Владимирского уезда, Домодедовская волость на реке Пахре с заливными лугами, окрестности озёр Селигер волость Вселуки и Ладожского погост Ладожский порог на Волхове. В дальнейшем территория опричнины расширялась… По форме организации опричнина отчасти копировала церковную, точнее — монастырскую. Опричную «братию» возглавлял игумен сам царь , были в ней пономарь, келарь, рядовые монахи. Была общая трапеза. Верхние одежды были грубыми — нищенскими или монашескими, в руках опричника — посох. В функции опричнины входила охрана священной особы государя и безжалостное уничтожение его врагов. Они же были службой безопасности, вели следствие, карали изменников, порой чрезвычайно жестокими методами. По объективным подсчетам, ими было казнено от 3 до 5 тысяч человек. Возникало много попыток сокрушить тирана, но ему удавалось раскрывать измену при помощи отъявленных негодяев, которых он жаловал и всячески поощрял»2, — писал Джером Горсей — английский авантюрист и агент британской разведки. Эмблемой опричнины стала собачья голова — символ верности опричников царю — и метла — для выметания изменников. В привилегированную «тысячу» были зачислены лишь те дворяне, которые не имели компрометирующих связей с аристократической средой. Это были, в основном, представители худородной и мелкопоместной части господствующего сословия. Перед зачислением специальная опричная комиссия, состоявшая из А. Басманова, А. Вяземского и П. Зайцева, с пристрастием допрашивала «старших» дворян, зачисленных в опричнину уездов, которые должны были под присягой предъявить комиссии родословную каждого кандидата в опричнину, рассказать о происхождении его жены, а также о том, с какими князьями и боярами он водит дружбу. Во временное владение опричников брали земли наиболее крамольных бояр, не служивших стране, но подчас имевших даже свои мелкие армии; им в лучшем случае давали надел в другом месте, в худшем — подвергали конфискации, ссылке, а нередко и казни. Взамен враждебной государству элиты насаждался новый слой людей поповичей, крестьян, казаков , которые были готовы самоотверженно и преданно служить России. Иван IV, надеясь на преданность простолюдинов, провозгласил: «Наши князи и бояре учали нам изменять, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды». Царь Иван IV Васильевич тоже носил черную ризу, под ней — длинный нож, шею его коня украшала серебряная собачья голова с огромной пастью. Апокалиптический вид опричников наводил страх и ужас… Когда они рыскали, «яко нощь темна видением», то «взором единем, неже смерти прещением, страшаху люди». Ранним утром, в четыре часа, они должны были присутствовать на службе в церкви. Частенько царь сам поднимался на Распятскую церковь-колокольню и звонил в колокола, собирая опричную братию к утренней службе, которая продолжалась с четырех до семи утра. Затем следовал часовой перерыв и служба продолжалась до десяти часов утра. Дисциплина была строгой, а «все не явившиеся, за исключением тех, кто не явился вследствие телесной слабости, не щадятся, всё равно, высокого ли они или низкого состояния, и приговариваются к 8 дням епитемии». Опричники в любое время должны были быть готовыми немедленно исполнить волю царя, а потому «все братья, и он прежде всего, должны иметь длинные чёрные монашеские посохи с острыми наконечниками, которыми можно сбить крестьянина с ног, а также и длинные ножи под верхней одеждой, длиною в один локоть, даже ещё длиннее, для того, чтобы, когда вздумается убить кого-либо, не нужно было бы посылать за палачами и мечами, но иметь всё приготовленным для мучительства и казней…»3 Основным же занятием для большинства из опричников, как и для остальной массы дворян и «детей боярских» в XVI веке, оставалась военная служба.

Он выдал полякам всю русскую агентуру в Литве и Польше и активно подключился к информационной войне против России. Сигизмунд ему дал г. Ковель, Кревскую старостию, 28 сел и 4 тыс. Надо отметить, ещё один факт «кровавости» и «бесчеловечности» Ивана Васильевича. Курбский убегая, не забыл захватить золото и серебро, но бросил жену и сына. Родных Курбского великий государь и пальцем не тронул. Более того, он отпустил их в Литву к главе семьи. В обстановке тяжёлой борьбы с Польшей и Крымским ханством, царь узнал о новом заговоре, злодеи хотели уничтожить всю его семью. Он принимает нестандартное решение — весь царский двор стал собираться на богомолье. Причём оно походило на исход, в обозы грузили все святыни, кресты, книги, иконы, казну. Позвал царь с собой и некоторых бояр, дьяков чиновников. Объяснений никаких не дал. Посетил село Коломенское, где из-за начавшейся оттепели, распутицы, пробыл две недели. Царь был в тяжёлых раздумьях. Что делать? Измена расцвела пышным цветом. Загубили его любимую жену Анастасию. Видимо, уже пытались отравить и самого государя. Можно было отказаться от борьбы, отречься от престола так в будущем сделает император Николай II , или собрать волю в кулак и бороться с изменой, «пятой колонной». Первый путь вёл к хаосу, засилью временщиков, боярских кланов, поражению в войне. Возможно, попытке Рима утвердиться на Русской земле. После Коломенского, государь выехал в Троице-Сергиев монастырь, затем в Александровскую слободу. Он уже сделал выбор, «перешёл Рубикон». Уже в дороге царь рассылает гонцов, призывает «выборных» дворян из всех городов, с людьми и «со всем служебным нарядом». Под рукой у государя собирается внушительное, верное ему войско. Сообщил, что он не в силах это терпеть, «оставил своё государство» и поехал жить, где «Бог наставит». Однако государь не отрекался от престола, это дало бы оппозиции повод для возведения на престол князя Владимира Старицкого. Он оставался царем и своим указом наложил опалу на бояр и правительственный аппарат, они отстранялись от управления государством. Одновременно другие посланники царя привезли другую грамоту, которую зачитали перед горожанами. В ней также перечислялись вины знати и чиновников. Царь заверял, что никакой обиды на простых людей не держит. Это был весьма умелый ход. Москва забурлила. Народ поднялся за своего царя. Бояре и духовенство, собравшиеся на заседание у митрополита, оказались в самой настоящей осаде. Народ потребовал отправить к царю делегацию и просить его вернуться. Простые люди и сами обратились к нему, прося не оставлять их «на расхищение волкам». Говорили, что готовы своими силами «потребить» лиходеев и изменников, пусть царь укажет на них. К Ивану Васильевичу хотел отправиться сам митрополит, но бояре его не пустили, опасаясь, что в Москве начнётся бунт и погромы.

Причины опричнины Иван Грозного

Опричнина 1565–1572 гг После того как Анастасию Романовну,первую жену Ивана Грозного отравили начался его психологический 1560 года его отношения с боярской думой были и так натянуты,но после он начал подозревать в измене каждого поголовно.
Что такое опричнина 3 февраля – 1. О царе Иване Грозном и его опричнине.

Опричнина Ивана Грозного 1565 - 1572 годов

Опричнина – период в истории России XVI века, когда государство было разделено на две части, особый царский удел и территория, которой управляли земские бояре. Это произошло в 1565 году. В 1572 году опричнина фактически прекратила своё существование – войско показало свою неспособность отразить нападение крымских татар на Москву, после чего царь принял решение ее отменить. это государственная политика, которая проводилась в Российском государстве с 1565-го по 1572-й годы, направленная на подавление боярско-княжеской знати, выступавшей против самодержавного правления Ивана Грозного. кратко Во время правления Ивана Грозного в XVI веке была выбрана политика террора или по-другому ее называли опричниной. Опричнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. 3 февраля – 1. О царе Иване Грозном и его опричнине.

Почему Иван Грозный ввёл опричнину

В начале февраля Иван IV вернулся в Москву и 3 числа объявил, что вновь принимает на себя правление. Также он заявил о том, что будет свободно казнить изменников, подвергать их опале лишать имущества без печалований со стороны духовенства и учредит опричнину. Опричнина — это государственная политика России в период 1565—1572 годов, связанная с использованием мер репрессивного характера против бояр, конфискацией их имущества. В начале февраля 1565 г. Иван IV приехал в Москву и, созвав Земский собор, объявил об окончательном решении учредить опричнину, потребовав разрешения без совета с боярами «опаляться» на «изменников», казнить их, забирая на себя имущество казненных. Опри́чнина — в Русском государстве 1565—1572 годов личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом. В декабре 1564 г. Иван Грозный выехал на богомолье в Троицкий монастырь, а затем уехал в старинное охотничье великокняжеское село — Александрову слободу, откуда в начале январе 1565 г. гонец К. Поливанов привез две царские грамоты.

Опричнина Ивана Грозного

Опричнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. В этот день, 3 февраля 1565 года, русский царь Иван Грозный учредил опричнину. Этот период в истории России ознаменовался политикой государственного террора и системой чрезвычайных мер. Похожий термин употреблялся для обозначения участников народных движений в Западной Руси XVI — XVIII веков – «опришки». Признаки опричнины 1565 – 1572 годов. Во время правления Ивана Грозного на Руси была введена система террора, называемая опричниной. Автор: Усеинова Надрие Рустамовна МБОУ «Цветочненская СШ им.К.С. Трубенко» Презентация к уроку на тему: «Опричнина». Блиц-опрос 1. Годы правления Ивана Грозного? Зимой 1564-1565 годов Иван Грозный отправился на традиционное богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу и заявил, что более не желает царствовать. Опричнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий