Филарет денисенко новости последние

Будучи отлучённым от православной церкви, гражданин Михаил Денисенко потерял право на монашеское имя, данное ему в честь жившего в VIII веке святого Филарета Милостивого. Новости Новости 35,3 млн подписчиков • Канал YouTube с последними. Лидер самопровозглашенного Киевского патриархата Филарет Денисенко в четверг попросил прощения у Архиерейского собора Русской православной церкви за раскол на Украине. мае 1992 гг. ее возглавлял митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко).

Кто обманул Филарета Денисенко?

Синод Константинопольского (Вселенского) патриархата снял анафему с самозванного «Киевского патриарха» Филарета (Денисенко) и восстановил в священном сане руководителя непризнанной «Украинской автокефальной православной — читайте на СМИ2. Филарет Денисенко. Фильтр материалов по разделам. Коротко. Решение Онуфрия и его подельников означает, что священноначалие УПЦ повторяет путь расстриги Филарета Денисенко, в т. ч. и в методах!

Зеленский поздравил Филарета Денисенко с 94-летием

В комментарии греческому информационному агентству «Ромфеа» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал оценку решению синода раскольнического «Киевского патриархата» о присвоении Филарету. Раскольник Филарет (Денисенко). Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Украинских раскольников рассорила диаспора. Проучившись в Москве всего два года, Михаил Денисенко принимает монашеский постриг под именем Филарет. Почти сразу его рукоположил в иеродиаконы сам патриарх Алексий I (и еще один парадокс: лишил Филарета его сана тоже патриарх Алексий – только уже Второй). «Решительно протестуем против беспрецедентного давления и демонстративного игнорирования настоящего патриота Украины, пастыря украинского народа — патриарха Филарета», — отреагировали на случившееся в пресс-службе.

В УПЦ ответили на заявление Филарета о его возможном возвращении

Это говорит лишь о том, что человек потерял чувство реальности и какие-то совершенно внешние проявления для него важнее внутреннего содержания. Можно выразить только недоумение и сожаление, что человек так далеко ушел от реального взгляда на текущую жизнь». Русская православная церковь лишила Филарета сана в 1992 году после того, как он объявил о создании Украинской православной церкви Киевского патриархата. Спустя пять лет он был предан анафеме.

В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира — 107. В июле 1990 года украинский епископат подаёт прошение об автономии православной церкви на Украине. Во время августовского путча 1991 года выступил в поддержку ГКЧП. Филарет Денисенко получает указание создать «в независимом государстве — независимую церковь» [7] [8]. Будучи обвинён в различных прегрешениях, Филарет дал крестоцеловальное обещание подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию» [10].

В УПЦ ответили на заявление Филарета о его возможном возвращении 24.

Так он прокомментировал слова раскольника Филарета Денисенко о готовности вернуться в УПЦ и возможности объединения его неканончической структуры при условии, что Русская православная церковь дарует автокефалию и позволит создать патриархат. Мы же не политическая организация», — сказал Анисимов. Он добавил, что все произошедшее на Украине за последние тридцать лет — это «дело рук Филарета, это он создал этот раскол». Глава пресс-службы также отметил, что сейчас у 91-летнего Денисенко «вообще все отобрали, у него осталось совсем немного приверженцев», однако он все равно диктует свои условия. Анисимов подчеркнул, что после того как на поле украинского раскола «появились еще большие хищники, чем сам Филарет», то Денисенко присмирел и вспомнил, что «у нас же тут и законы есть, и так далее».

Вот только недавно мы уже слышали про похожую версию в другом деле. Подозрительно, не так ли? Если вины нет, то почему бы не дать брифинг стрим, заявление, пост.

Филарет Денисенко

По мнению пресс-секретаря, Константинополь принял «катастрофические решения для всего мирового Православия». Напомним, что в 1997 году Русская Православная Церковь предала анафеме главу самопровозглашенного «Киевского Патриархата» Филарета Денисенко.

Заявления и действия Филарета в последние месяцы были направлены только на то, чтобы удержать власть в автокефальной церкви в своих руках. Но формирование новых церковных структур было сосредоточено в руках митрополита Епифания, и Филарет никак не мог повлиять на принятие решений. В итоге Филарет вспылил, обвинил Епифания в несоблюдении устных договоренностей, отказался признавать томос об автокефалии и объявил, что его главное детище — Киевский патриархат продолжает существовать.

В его судьбе отражается глубочайшая трагедия церковной власти, добровольно подчинившейся советским спецслужбам Однако все эти действия практически не получили поддержки — после трудного процесса восстановления канонического статуса никто не захотел уходить в новый раскол вместе с Филаретом. И, скорее всего, свои дни он закончит в одиночестве. Титул «почетный патриарх Руси-Украины» будет свидетельствовать лишь о его былых амбициях и восприниматься с кислой улыбкой даже горячими сторонниками украинской автокефалии. И тем не менее «патриарх» Филарет останется яркой фигурой в советской и постсоветской истории Православной церкви.

В его судьбе отражается глубочайшая трагедия церковной власти, добровольно подчинившейся советским спецслужбам. После трех десятилетий такого сотрудничества он достиг желаемого: уже к середине 1960-х годов он стал постоянным членом Священного синода, в 1980-е стал главным и, как тогда казалось, безальтернативным кандидатом на московский патриарший престол, которого поддерживала и продвигала советская власть и КГБ. Однако после смерти патриарха Пимена Извекова в 1990 году заговор митрополитов привел к власти не Филарета, а Алексия Ридигера и ослабевшая к тому времени советская власть решила не вмешиваться в борьбу внутри РПЦ. Выборы на Поместном соборе 1990 года вряд ли можно назвать честными, но местоблюститель Патриаршего престола митрополит Киевский Филарет Денисенко проиграл.

Следуя византийским традициям, уже через несколько лет патриарх Алексий II решил расправиться со своими былыми соперниками. И главными среди них были митрополит Питирим Нечаев , близкий друг семьи Горбачевых, архиепископ Алексий Кутепов и, конечно, митрополит Филарет Денисенко. Но все 27 лет после того, как Филарет ушел из Московского патриархата, он сохранял огромный политический потенциал, подкрепленный церковной кассой, которую Филарет всегда держал в своих руках.

То есть, если бы персам да туркам из Москвы написали, что царь считает себя властителем Кавказа, то царю было бы мало места. Синод УПЦ КП явно использует «метод Котошихина» и скромно прячет указание на патриарший сан где-то между «архиепископством» и «архимандритством». Как и те предстоятели канонических церквей, которые взяли на себя смелость называться патриархами высшим саном в православии — Болгарии, Кипра, Греции, Албании, Польши, Чехии и Словакии. Но это так, как историко-методологический анекдот. А вот полный титул не может не вызывать откровенных политических опасений. Право на распоряжение Киевской и Почаевской Лаврами в решении Синода обосновывается тем, что «в титуле Киевского архиерея исторически отображалось подчинение ему, как священноархимандриту, особенно важные святыни — Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры» Лавру Почаевскую в титул дописали, видимо сходу и «за компанию». И дальше продолжается: «Например, титул святого Петра Могилы , отраженный в печатных изданиях времени его правления — «Петръ Могила, милостию Божею Православный Архиепископъ, Митрополитъ киевский, Галицкий и всея России, Экзарха св.

Апостольского Трона Константинопольского, Архимандрит св. Лавры Печерскои». Но ведь это не так! Титул Петра Могилы, отраженный в политической и экономической документации своего времени, звучит: «С ласки Божьей Архиепископ и Митрополит Киевский Галицкий православный, и Экзарх великого Трона Святейшего Патриарха Константинопольского, воеводич земель Молдавских и прочая, прочая» 1633 год. Василий Верещагин. Великая церковь Киево-Печерской лавры. Но, господа, ведь он и был им.

Диагностировано воспаление легких», - указано в сообщении. Информация о госпитализации главы ПЦУ появилась в пятницу, 4 сентября.

Тогда его состояние оценивалось как удовлетворительное.

Как-то даже не знал, что Филарет Денисенко своего предшественника убил...

Потрясённый жестокостью войны, юный Михаил ушёл в религию — благо тогда Сталин восстановил в правах Русскую православную церковь. А РПЦ после нескольких десятилетий воинствующего безбожия, репрессий и лихолетья войны чрезвычайно нуждалась в молодых кадрах. Именно поэтому карьера Михаила Денисенко была стремительной. Менее чем за десять лет он прошёл путь от начинающего преподавателя богословия до ректора Киевской духовной семинарии. Он стал самым молодым главой церкви на Украине за все время существования Киевской митрополии в составе Московского патриархата. Причем путь к этому сану был для уроженца донецкого села Благодатное не самым сложным. Будущий иерарх принял монашеский постриг в 21 год после выпуска из Московской духовной академии и поначалу являлся смотрителем покоев в Троице-Сергиевой лавре.

Однако уже через два года он активно занялся карьерой в семинариях — сначала в Московской области, затем в Самарской и, наконец, в Киевской, и везде проявлял себя как рьяный защитник советской власти. Известен эпизод, который подробно описывал ныне покойный священник и церковный публицист Павел Адельгейм: в 1958 году Филарет выгнал его из Киевской семинарии из-за отказа праздновать Первомай, который тогда пришелся на пятницу Страстной недели — день строгого поста. При какой другой власти это могло бы случиться?! Под чьим небом вы живете?! Чей хлеб едите?! По чьей земле ходите?!

Вы неблагодарные, вас советская власть учит, а вы!.. Молодого священника посылают в Александрийский патриархат в Египте служить настоятелем подворья, а спустя три года он возвращается уже в сане епископа Венского и Австрийского. Всего через пару лет возглавляет свою альма-матер — Московскую духовную академию, а заодно и одну из подмосковных епископских кафедр — то есть по сути выбирается в самую приближенную к патриархату епархию. Филарет эту возможность не упустил: в 1966 году он стал постоянным членом Священного синода и получил один из самых почетных постов в церкви — архиепископа Киевского и Галицкого. Ну, а затем и вовсе возглавил всю украинскую епархию. Один из подвигов господина Филарета на благо родины особо впечатляет: во времена Андропова по наводке Денисенко сотрудники КГБ арестовали будущего митрополита Питирима Старинского , в те годы иеромонаха.

Филарет заманил скрывавшегося от властей Питирима в киевский Владимирский собор якобы «для беседы», а там его арестовали и на шесть лет посадили в тюрьму за «антисоветскую деятельность». Начиная с 60-х годов наладилась и личная жизнь темпераментного мужчины — монашествующий иерарх начал жить семейной жизнью с Евгенией Петровной Родионовой, воспитывая с ней трёх детей — Веру, Любу и Андрея. Причём почти до самой своей смерти в 1998 году Евгения Петровна активно вмешивалась в вопросы церковных назначений и финансовую деятельность епархий. Был ли Филарет завербован во время учебы или уже после, доподлинно неизвестно. Примечателен и тот факт, что церковные дела за рубежом курировало уже не пятое, а первое главное управление КГБ, что, несомненно, должно было помочь Филарету установить новые полезные в будущем контакты.

Среди перешедших есть как белое духовенство, так и монашествующие. Так что процесс исхода африканских клириков из греческой церкви не только не прекратился, но даже не замедлился. И, хотя в интернете "доброжелатели" нас регулярно "хоронят", на земле мы продолжаем все то, что делали с самого начала образования экзархата.

Вышло иначе: в проекте президента участвовали неканоническая Украинская автокефальная православная церковь и "Киевский патриархат". Последний был, по сути, фундаментом. И Филарет, конечно, мечтал возглавить автокефальное детище. Филарет, чтобы не потерять лицо, даже публично заявил, что новый предстоятель лишь для вида.

А на самом деле всем заведует он. Именно поэтому молодой и более покладистый Думенко оказался для Фанара более выгодным партнером в деле автокефалии", — объясняет церковный историк Владислав Петрушко. Кроме того, Денисенко навредили амбиции: он не хотел быть "одним из митрополитов". Филарет тогда якобы произнес: "Какая мне разница, кто надо мной: Москва или Константинополь.

Я хочу быть патриархом". Его упрямство в этом вопросе определило выбор нового предстоятеля ПЦУ", — говорит Петрушко. Президент Украины Петр Порошенко, митрополит Епифаний и вселенский патриарх Варфоломей перед церемонией подписания томоса в Стамбуле, Турция. В мае 2019-го он официально вышел из ПЦУ.

И заявил о реанимации "Киевского патриархата", который юридически ликвидировал в конце 2018-го.

Священный синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания, но Филарет все обращения игнорировал, заручившись поддержкой некоторых радикально настроенных украинских депутатов и общественных деятелей националистического направления. После безуспешных призывов к Филарету Священный синод РПЦ поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму Руснаку созвать Архиерейский собор Украинской церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета. Филарет был приглашён на Собор, но приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора посредством националистически настроенных политиков украинского парламента.

Конференция, в которой не принял участие ни один из украинских архиереев, отвергла майские решения Священного Синода РПЦ. Небольшая группа сторонников Филарета, стремясь вовлечь в церковный конфликт на Украине Константинопольского Патриарха Варфоломея I, обратилась к нему с посланием, в котором заявлялось об отвержении акта 1686 года о передаче Киевской Митрополии из юрисдикции Константинопольской церкви в ведение Московского Патриархата. Филарет просил Варфоломея I принять его вместе с ближайшими помощниками под свою юрисдикцию [15]. Сам Филарет утверждает, что Харьковский собор расколол православие на Украине и был организован российскими спецслужбами [25].

Четвёртый слева — местоблюститель Патриаршего престола митрополит Киевский и Галицкий Филарет Патриарх Филарет на Майдане , 2014 Извержение из сана и анафема[ править править код ] 11 июня 1992 года Архиерейский собор Русской православной церкви постановил « извергнуть митрополита Филарета Денисенко из сущего сана , лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире », за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж Тит. Все рукоположения , совершённые Филаретом в запрещённом состоянии с 27 мая 1992 года, и наложенные им прещения были признаны недействительными. Филарет, лишённый священного сана, своей отставки не признал, и в этом он получил защиту у украинских властей. То же самое произошло у входа в кафедральный Владимирский собор, когда туда приехал новоизбранный предстоятель УПЦ — митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Чтобы избежать кровопролития среди православных, митрополит Владимир призвал не применять силу и отправился в Киево-Печерскую Успенскую лавру , которую боевики из УНА-УНСО не смогли взять штурмом, натолкнувшись на сопротивление монахов и верующих, на стороне которых выступило подразделение ОМОН « Беркут », прибывшее для обороны лавры от националистов. Владимирский собор, однако, остался в руках Филарета и его приверженцев [15]. Государственное вмешательство в церковные дела продолжилось. Президент своим указом сместил председателя Совета по делам религий Н.

Колесника и заменил его Арсеном Зинченко , сторонником Филарета. Президиум Верховной рады Украины принял заявление, в котором харьковский Собор объявлялся не только незаконным, но и неканоническим [15]. Деятельность в УПЦ КП[ править править код ] Оказавшись в полной изоляции со стороны канонического Православия, Филарет нашёл для себя единственный выход — пойти на объединение с УАПЦ , которую он ещё недавно обличал как раскольническую. Решением «собора» УПЦ и УАПЦ были упразднены, а всё их имущество, финансы и средства были объявлены собственностью вновь созданной организации, названной «Украинская православная Церковь Киевского Патриархата».

Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева. Филарет неоднократно высказывал идею создания «параллельной, самодостаточной семьи церквей» через объединение непризнанных православием юрисдикций. Ему удалось вступить в евхаристическое общение с болгарским « альтернативным синодом », Черногорской православной церковью , Македонской православной церковью. В православной среде идею Денисенко, противоречащую догмату о Церкви, назвали «двуцерковной ересью» [28] [29].

Созданная в России « альтернативная » структура показала полную свою несостоятельность и неуправляемость [30]. Постановлением Собора в вину Филарету вменялось: «Монах Филарет не внял обращённому к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простёр за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей». Филарет отлучения не признал, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам и поэтому не имеет силы [33] [34]. Решения Архиерейских соборов РПЦ в отношении Филарета были признаны всеми Поместными православными церквами в том числе и Константинопольской церковью.

В частности, патриарх Константинопольский Варфоломей 26 августа 1992 года в ответе на письмо патриарха Московского Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решённое о вышесказанном». В письме патриарха Варфоломея патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 года об анафематствовании Филарета Денисенко указано: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нём иерархии нашего Вселенского Престола и просили её впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь» [35]. Тем не менее, в октябре 2018 года Константинопольский патриархат, ссылаясь на своё каноническое право рассматривать апелляции от клириков других поместных церквей, принял решение снять с Филарета анафему и восстановить его в епископском сане см. Рукоположив нового «Экзарха всея Греции», Филарет через украинский МИД обратился к послу Украины в Греции с предписанием содействовать укреплению позиций «экзархата» в Греции.

Политическая активность[ править править код ] В марте 2013 года Филарет от лица возглавляемого им Киевского патриархата призвал украинцев и поляков к взаимному прощению за Волынскую резню в годы Второй мировой войны [37]. Во время событий декабря 2013 — января 2014 года неоднократно в поддержку Евромайдана [38]. После присоединения Крыма к Российской Федерации выступил с резкой критикой Владимира Путина , сравнивая его действия с действиями Адольфа Гитлера [39]. С началом вооружённого противостояния на востоке Украины одобрил действия украинской армии в Донецкой и Луганской областях: «Украине надо закрыть границу и ликвидировать всех террористов» [40] , «Корень зла находится в тех людях, которые живут в Донбассе» [41].

В феврале 2015 года посетил с визитом США, принял участие в «молитвенном завтраке» с участием президента США Барака Обамы , вручил сенатору Джону Маккейну орден святого Владимира I степени в знак благодарности за помощь Украине в защите её независимости [42] [43]. Роман Лункин в 2015 году отмечал, что «Киевский патриархат часто занимает агрессивную, милитаристскую позицию, а сам патриарх Филарет озвучивает антироссийскую риторику» [44]. В ноябре 2017 года направил письмо патриарху Московскому Кириллу и епископату Русской православной церкви, в котором изъявил желание преодоления раскола и надежду на взаимное примирение [45] [46] , просил об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами. Основная статья: Предоставление автокефалии православной церкви на Украине В апреле 2018 года президент Украины Пётр Порошенко направил Вселенскому патриарху Варфоломею обращение о даровании Украинской церкви автокефалии [48] [49] [50] ; незадолго до этого предстоятели Киевского патриархата и УАПЦ подписали и передали президенту Петру Порошенко аналогичные обращения [51] [52] [53].

Прибыв в Киев, совершая поездки по епархиям и общаясь с епископами различных православных юрисдикций, экзархи Константинопольского патриарха пытались разобраться в церковной ситуации на Украине и подготовить условия для создания единой поместной церкви. Несмотря на сугубо непубличный характер их деятельности, от кругов, близких к руководству УПЦ КП и к Администрации президента, стало известно, что одним из центральных вопросов, решение которого они пытались найти, стала «проблема Филарета» [56]. После того как в 1997 году Русская православная церковь наложила анафему на «бывшего Киевского митрополита Филарета», патриарх Константинопольский Варфоломей неоднократно делал заявления, которые невозможно было интерпретировать иначе, как фактическое признание этого акта. Ни иерархи Константинопольского патриархата, ни епископы других православных церквей не поддерживали церковного общения ни с патриархом Филаретом, ни с другими архиереями Киевского патриархата, который он возглавлял.

В результате укоренившейся в мировом православии негативной раскольнической репутации Филарета патриарх Варфоломей счёл крайне нежелательным его избрание в качестве предстоятеля создаваемого на Украине нового церковного объединения [57] , поскольку к такому объединению вряд ли бы присоединились архиереи УАПЦ , не говоря уже о сторонниках автокефалии из УПЦ Московского патриархата [56]. Решением этой проблемы могло бы стать принятие Филарета в общение с Константинопольским патриархатом через процедуру покаяния , тогда как епископам, рукоположённым в УПЦ КП и УАПЦ, в новой религиозной структуре предстояло пройти новые рукоположения. При таком решении в перспективе можно было бы рассчитывать на облегчение признания новой структуры другими поместными церквями. Но и этот подход предполагал удаление патриарха Филарета от активного церковного служения [56].

В начале октября Константинопольский патриархат объявил о начале процесса предоставления автокефалии Церкви Украины и восстановил в духовном сане предстоятелей Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви [58] [59]. По итогам заседания Синода Константинопольского патриархата, состоявшегося 9—11 октября, в части, касающейся Филарета, было официально сообщено следующее: Принять прошения об апелляции от Филарета Денисенко , Макария Малетича и их последователей, которые оказались в схизме не из догматических причин, — в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского патриарха получать такие обращения от иерархов и других священнослужителей всех автокефальных Церквей. Таким образом, упомянутые выше лица были канонически восстановлены в своём епископском и священническом сане , также было восстановлено общение их паствы с Церковью. После тщательного изучения этих требований было решено возвратить обоих истцов, а также относящихся к ним епископов, священнослужителей и мирян в каноническое поле.

Филарет отказался признавать томос Стамбульского патриарха

Для этого три религиозные структуры — каноническая УПЦ, раскольнические ПЦУ и | Вступай в группу РИА Новости в Одноклассниках. Владимир, Александрийская церковь даже если когда-то была в общении с Филаретом (не слышал о таком), то уже давно прервала, после того, как он вышел из ПЦУ. А в решении сказано: " в случае если не прервут такового общения". Филарет Денисенко. Фильтр материалов по разделам. Коротко. Руководитель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет Денисенко написал открытое письмо Предстоятелю УПЦ Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию. Так, символ Киева, ныне переданную Константинопольскому патриархату, а до того на протяжении более четверти принадлежавшую раскольникам Андреевскую церковь, в 1960-х закрывал тогда ещё молодой митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко).

Глава Киевского патриархата Филарет госпитализирован с коронавирусом

Смотрите видео на тему «филарет денисенко» в TikTok (тикток). ФиларетМ.А. ДенисенкоЛишён сана в 1992 году, отлучён от церкви (анафематствован) Русской православной церковью в 1997 году. Биография Патриарха Филарета (Денисенко): фото, в молодости, образование и церковная деятельность, патриархи Пимен, Алексий II и Кирилл. Так, 56-е место занял глава неканонической Украинской Православной Церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко), за ним идет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Русская Православная Церковь будет вынуждена разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом после его решения снять анафему с лидера самопровозглашенного «Киевского Патриархата» Филарета (Денисенко).

Денисенко анонсировал гонения на УПЦ после получения Томаса от Константинополя

Власть в ПЦУ постепенно концентрировалась в руках молодого Епифания, и Филарет переживал это крайне болезненно. В итоге он объявил, что неканонический Киевский патриархат продолжает свое существование, и тем самым попытался расколоть ПЦУ. Как закончится эта борьба за власть и как это скажется на репутации новой автокефальной церкви? Он энергичный, опытный, хитрый. Он неудобный, вздорный, себе на уме. Филарет Денисенко прожил долгую жизнь и в январе 2019 года отметил свое 90-летие. Он мог бы стать патриархом Московским и всея Руси, но понадеялся на поддержку советской власти и проиграл.

Он мог бы стать патриархом Киевским и всей Руси-Украины, но вступил в конфликт с митрополитом Епифанием и синодом ПЦУ и оказался в изоляции. Заявления и действия Филарета в последние месяцы были направлены только на то, чтобы удержать власть в автокефальной церкви в своих руках. Но формирование новых церковных структур было сосредоточено в руках митрополита Епифания, и Филарет никак не мог повлиять на принятие решений. В итоге Филарет вспылил, обвинил Епифания в несоблюдении устных договоренностей, отказался признавать томос об автокефалии и объявил, что его главное детище — Киевский патриархат продолжает существовать. В его судьбе отражается глубочайшая трагедия церковной власти, добровольно подчинившейся советским спецслужбам Однако все эти действия практически не получили поддержки — после трудного процесса восстановления канонического статуса никто не захотел уходить в новый раскол вместе с Филаретом. И, скорее всего, свои дни он закончит в одиночестве.

Титул «почетный патриарх Руси-Украины» будет свидетельствовать лишь о его былых амбициях и восприниматься с кислой улыбкой даже горячими сторонниками украинской автокефалии.

Ваши молитвы, многолетний духовный труд способствовали росту национального сознания нашего народа и развитию украинской государственности», — говорится в поздравлении. Как писал СПЖ, в августе 2022 г. Филарет заявил , что свобода — это то, ради чего он «служит, молится и борется». В феврале 2020 г.

Тема предоставления автокефалии Украинской православной церкви обсуждалась Архиерейском собором РПЦ весной 1992 года Филарет на нем не присутствовал. Участникам собора было объявлено, что Филарет, используя предоставленную УПЦ автономию как «орудие укрепления своей личной власти в Украинской Церкви», оказывает давление на украинских епископов и священников с целью принудить их к поддержке автокефалии. Постепенно обсуждение проблемы автокефалии «переросло в дискуссию об аморальном поведении Киевского митрополита и его грубых просчетах в управлении» УПЦ. В итоге собор предложил Филарету добровольно покинуть пост предстоятеля Украинской православной церкви [8]. Филарет пообещал это сделать и дал слово архиерея, что не будет чинить никаких препятствий свободному волеизъявлению УПЦ при избрании ее нового первоиерарха [8].

Однако позднее он отказался складывать с себя обязанности предстоятеля УПЦ и отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу, вошедшему в историю православия под названием «филаретовского» [10]. Свои действия Филарет объяснил тем, что данное им обещание освободить пост главы УПЦ было вынужденным и потому неискренним. По его словам, уйти в сложившихся обстоятельствах он не мог, «ибо отвечает за Украинскую Православную Церковь перед Богом». Собора, на котором он подал бы в отставку и на котором был бы избран новый Митрополит Киевский и всея Украины, Филарет так и не созвал [10]. Тем не менее, в мае того же 1992 года Архиерейский собор УПЦ был собран. Он сместил Филарета с Киевской кафедры и с поста первоиерарха УПЦ, зачислив его при этом в штат, но с запрещением в священнослужении [10]. Предстоятелем Украинской православной церкви епископат большинством голосов избрал архиерея РПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира Виктора Сабодана [7]. В ответ на это сторонники политики Филарета 25-26 июня 1992 года собрали в Киеве Объединительный собор. Отмечалось, что его деятельность осуществлялась при содействии властей Украины и была высоко ими оценена — Филарет был награжден орденами князя Ярослава Мудрого II, III, IV и V степеней «за особый значительный вклад в строительство Поместной Православной Церкви в Украине, многолетнюю церковную деятельность по утверждению идеалов духовности, милосердия и межконфессионального согласия в обществе» [14] [1]. В конце 2005 года сторонники Филарета просили президента Украины Виктора Ющенко обратиться к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой о признании Киевского патриархата независимой поместной автокефальной церковью [15].

В 2007 году архиереи Украинской православной церкви Московского патриархата УПЦ МП «выразили недоумение» по поводу сделанного им предложения о возможных переговорах с «лжепастырями» [16]. В конце июля 2008 года в Киеве проходили торжества по случаю 1020-летия Крещения Руси.

Синод ПЦУ лишил его прав управления Киевской епархией, хотя оставил его в составе епископата. Кроме того, сообщалось о планах создать в составе ПЦУ миссию, которую Денисенко возглавит после завершения ликвидации "Киевского патриархата". В середине декабря Епифаний Думенко объявил, что "Киевский патриархат" и Украинская автокефальная православная церковь окончательно прекратили деятельность.

Филарет Денисенко. Украинский патриарх-раскольник. Работа на КГБ. Новые аферы

Михаил Антонович Денисенко, более известный как "патриарх Филарет", личность даже по нынешним временам, которые, словами классика, были хуже, но не было подлее, просто таки феерическая. Но такая формулировка титула означает, что «епископ без кафедры» Филарет Денисенко объявляет себя владельцем двух крупнейших монастырей Украины, в настоящее время находящихся во владении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Так, символ Киева, ныне переданную Константинопольскому патриархату, а до того на протяжении более четверти принадлежавшую раскольникам Андреевскую церковь, в 1960-х закрывал тогда ещё молодой митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). Проучившись в Москве всего два года, Михаил Денисенко принимает монашеский постриг под именем Филарет. Почти сразу его рукоположил в иеродиаконы сам патриарх Алексий I (и еще один парадокс: лишил Филарета его сана тоже патриарх Алексий – только уже Второй).

В УПЦ ответили на заявление Филарета о его возможном возвращении

В 1948 году по окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию. В 1951 году, в день Пятидесятницы , рукоположён во иеромонаха. В 1952 году по окончании академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии ; исполнял также обязанности благочинного Троице-Сергиевой лавры [13]. В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора. В августе 1956 года был возведён в сан игумена и определён инспектором Саратовской духовной семинарии.

С 1957 года — инспектор Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году. Как вспоминал протоиерей Павел Адельгейм , которого архимандрит Филарет выгнал из семинарии, Филарет произнёс воспитательную речь о любви к советской власти: «я сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться?

Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит…» и т.

С 22 декабря 1964 года — епископ Дмитровский , викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии. С 14 мая 1966 года — архиепископ Киевский и Галицкий, экзарх Украины и постоянный член Священного синода. Начало 1990-х[ править править код ] 3 мая 1990 года умер предстоятель РПЦ патриарх Пимен ; в тот же день состоялось заседание Священного синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего престола был избран митрополит Киевский и Галицкий Филарет. В конце 1980-х годов на территории УССР в результате политики «перестройки» и общей либерализации политической жизни произошло резкое обострение церковно-политической ситуации.

В особенности это коснулось западноукраинских областей, где на волне растущих национал-сепаратистских настроений началось возрождение греко-католицизма УГКЦ и автокефалистских религиозных общин УАПЦ. В этой ситуации иерархи Украинского экзархата РПЦ отказались от попыток диалога со священноначалием Украинской греко-католической церкви и предпочли занять бескомпромиссную позицию [15] , что привело к массовому переходу клириков и мирян из канонической православной церкви в УГКЦ и УАПЦ, стихийному захвату собственности и имущества РПЦ на Западной Украине. Острое межконфессиональное противостояние привело к тому, что православные епархии были здесь подвергнуты разгрому. Стремясь предотвратить углубление раскола православия и распространение униатства на Украине, Архиерейский собор РПЦ 30—31 января 1990 года принял решение о предоставлении более широкой автономии Украинскому экзархату, который получил финансовую самостоятельность, право именоваться Украинской православной церковью и иметь собственный Синод, которому передавалась высшая судебная, законодательная и исполнительная церковная власть в епархиях, расположенных на её территории.

По словам митрополита Никодима , «он пошёл накануне выборов к А. Лукьянову и говорит, что есть договорённость с ЦК , что именно он будет Патриархом. В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за митрополита Владимира — 107. Этим же летом митрополит Филарет под предлогом необходимости нормализации церковной жизни на Украине стал стремиться к ещё большему расширению автономии УПЦ.

Одновременно украинский епископат по инициативе митрополита Филарета принял «Обращение Украинской православной церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении». В связи с принципиальной значимостью данного вопроса он был вынесен на обсуждение на Архиерейском соборе РПЦ 25—27 октября 1990 года. Архиерейский собор РПЦ 25—27 октября 1990 года преобразовал Украинский экзархат в Украинскую православную церковь, предоставил ей независимость и самостоятельность в управлении и постановил, что предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Он носит титул « Митрополит Киевский и всея Украины ».

В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года было включено благословение Филарету быть предстоятелем Украинской православной церкви [19]. В УАПЦ к этому времени ушло около 1,5 тыс. Летом 1991 года, однако, произошло радикальное изменение ситуации. После того, как в июне 1990 года Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, большая часть коммунистической номенклатуры ради сохранения своего положения в новых условиях пошла на союз с националистическими кругами.

Сохранившие господствующее положение в руководстве независимой Украины представители бывшей партийной номенклатуры, разделившие власть с западноукраинскими националистическими деятелями, повели страну к разрыву с Россией во всех сферах, в том числе и церковной. Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук решил добиваться создания независимой поместной украинской православной церкви, которая бы находилась вне юрисдикции Москвы, путём поддержки автокефального статуса для канонической УПЦ. И митрополит Филарет, прежде выступавший против полной автокефалии Украинской Церкви, к осени 1991 года стал активным её сторонником [15] [20] [21] [22]. Новая концепция украинского православия была представлена митрополитом Филаретом на Соборе УПЦ [23] , проходившем 1—3 ноября 1991 г.

В определении Собора, отражавшем новую согласованную политику митрополита Филарета и президента Украины Кравчука, отмечалось: «…независимая Церковь в независимом государстве является канонически оправданной и исторически неизбежной…». Утверждалось также, что «дарование автокефалии Украинской Православной Церкви будет способствовать укреплению единства Православия на Украине, содействовать ликвидации возникшего автокефального раскола, противостоять униатской и католической экспансии, служить примирению и установлению согласия между враждующими ныне вероисповеданиями, сплочению всех национальностей, проживающих на Украине, и тем самым вносить вклад в укрепление единства всего украинского народа» [20]. Длительное обсуждение церковной ситуации на Украине и статуса УПЦ, проводившееся в условиях, исключавших давление на украинских архиереев, позволило получить адекватное представление о церковной жизни на Украине. Мнения, высказывавшиеся архиереями, разделились, однако в итоге не только российские иерархи, но и подавляющее большинство украинских епископов высказались против предоставления полной самостоятельности УПЦ, главным образом потому, что при полной самостоятельности православная Церковь на Украине будет вынуждена в одиночку противостоять «униатской агрессии», а раскольники из УАПЦ всё равно не прекратят своей разрушительной деятельности.

Большинство архиереев украинских епархий дезавуировали свои подписи, поставленные под обращением с просьбой о даровании автокефалии, объяснив, что они действовали под принуждением, опасаясь притеснений со стороны митрополита Филарета и украинских властей [15]. Обсуждение проблемы автокефалии постепенно переросло в дискуссию об аморальном поведении митрополита Филарета и его грубых ошибках в управлении Украинской Церковью [20]. На Соборе были зачитаны также обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую автокефалию УПЦ. Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенёс рассмотрение вопроса на Поместный собор РПЦ.

Мы просим владыку Филарета ради блага Православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового предстоятеля [20]. На уходе митрополита Филарета со своего поста настаивали и многие другие иерархи. Будучи обвинённым в том, что он ведёт аморальный образ жизни и не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине, Филарет дал архипастырское слово подать в отставку, но попросил предоставить украинскому епископату возможность провести выборы нового предстоятеля Украинской православной церкви в Киеве. Патриарх пообещал митрополиту Филарету, что тот сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.

Когда же со стороны украинских архиереев были высказаны сомнения по поводу того, можно ли верить словам митрополита Филарета, тот по настоянию Патриарха перед крестом и Евангелием подтвердил своё обещание сложить полномочия, как только соберётся Собор УПЦ; он также обещал немедленно провести заседание Синода УПЦ для восстановления на своих кафедрах незаконно смещённых им епископов [20]. Однако, вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию» [25].

Бабуле было более ста лет. Седая, худющая, изможденная, жаждущая смерти, но не могущая умереть. Она измучилась! А почему не умирает не понимает... Соседка же - дочь ее бывшей умершей знакомой - рассказала батюшке, что когда-то бабуля хотя была и верующей, но в порыве ссоры гневно прокляла свою дочь. Дочь ее умерла. А старуха все жила и жила. И теперь вот никак не может умереть...

Когда та снова пришла в храм то священник подозвал еле плетущуюся старушку к аналою и стал с ней разговаривать. Та плохо слышала и кое что переспрашивала. И вот они "дошли" до главного. Старушка, вскрикнула, взмахнула руками и прокричали: "Не прощу! Но батюшка ласково и уверенно стал объяснять, задавая вопросы о том, хочет ли та спастись и верит ли она в то, что сказано в молитве Отче наш? Как же не верить?!.. Долго говорили. Старушка еле выдавила из себя то самое - решающее: "Прощаю... Бабушка, покачиваясь, развернулась. Ее поддержала соседская дочь.

И повели на Причастие. Причастившись и придя домой, старушка мирно скончалась, лежа на кровати. Батюшка отпевал ее лично. Похоронили ее рядом с дочерью, которую она когда-то при ссоре прокляла... Все люди, кто пришел на похороны, плакали и удивлялись, как бабушка, которой за сто лет, в гробу, может быть настолько молода и прекрасна? Да потому, что Бог простил старушку.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. На информационном ресурсе dailystorm.

Напомним, 8 января Порошенко присвоил главе раскольнического Киевского патриархата Филарету звание Героя Украины с формулировкой «за вклад в борьбу за собственную поместную церковь». Отметим, что Филарет еще в 1992 году был лишен РПЦ священного сана за раскольническую деятельность и нарушение канонов. В 1997 году его отлучили от церкви и предали анафеме, однако в октябре прошлого года Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с Филарета.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий