Функциональная грамотность в начальной школе выступление на педсовете

Формирование функциональной грамотности в начальной школе. Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Задачи педсовета: • Раскрыть понятие «функциональная грамотность». • Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования. Выступление на педсовете по теме «Актуальность формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации национального проекта «Образование»», январь 2022г.

Международный педагогический портал

  • Новая «фишка» российской школы, которая у всех на слуху | Провинциальные хроники | Дзен
  • Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах
  • Больше по теме
  • Проекты по теме:
  • ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ — презентация

ВПР в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников

Неограниченная бесплатная загрука материала «Выступление на педагогическом совете «Оценивание функциональной грамотности»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Педсовет». Задачи педсовета: • Раскрыть понятие «функциональная грамотность». • Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования. Выступление на педсовете "Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС." В современном мире усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ — презентация

Как известно, обучение и развитие связаны между собой. Так, Л. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда «обучение идет впереди развития, являясь источником нового»3. Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности.

Развитие предполагает, что ребенок переходит из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» на основе формирования высших психических функций и обучения [там же]. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогают предметно-развивающая среда. Предметно-развивающая среда - это специальное оборудование для обучения и развития школьников.

Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с ОВЗ, повысить качество обучения. Легооборудование «Лего» - педагогика — одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Песочный стол Dusyma Среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков.

Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи». Поэтому необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступает стол с песком.

Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. У детей с ОВЗ ведущей деятельностью долгое время остается игровая, поэтому на уроках целесообразно применять задания игрового плана.

С учетом быстрой утомляемости детей с ОВЗ каждые 10-20 минут необходимо менять вид учебной деятельности.

Таким посредником выступает стол с песком. Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. У детей с ОВЗ ведущей деятельностью долгое время остается игровая, поэтому на уроках целесообразно применять задания игрового плана. С учетом быстрой утомляемости детей с ОВЗ каждые 10-20 минут необходимо менять вид учебной деятельности. Коме основных методов и приемов работы на уроке для детей с ОВЗ целесообразно использовать активные методы обучения — это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения — очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока занятия.

К таким методам относят: Приветствия что способствует позитивному настрою на урок Установка создание ситуации успеха Минутки создания хорошего настроения метод «Пометки на полях» Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» v отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос»? Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы.

Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Объяснение готового решения задачи. Использование приема сравнения задач и их решений. Запись двух решений на доске -одного верного и другого неверного. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. Закончить решение задачи. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче. Составление аналогичной задачи с измененными данными. Решение обратных задач. Изображение слайда Слайд 19 Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Составляющие функционально грамотной личности. Речевые умения:— конструировать предложения изученных видов простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные ;—использовать в речи изученные синтаксические конструкции;—различать однозначные и многозначные слова;—видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;—употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;—совместно с учителем системантизировать незнакомые слова. Изображение слайда Слайд 21 2. Интеллектуально-речевые умения. Коммуникативные умения: —вступать в диалогс учителем и сверстниками;—высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать аргументы собеседника;—обсуждать проблему вопрос, задание в группе в паре ;—договариваться, согласовывать позиции в группе в паре , чтобы делать что-то сообща. Орфографическая грамотность -это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. Формирование навыков грамотного письма у школьников -одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Изображение слайда Слайд 22 Развитие орфографической зоркости Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе -зрительного -предупредительного -выборочного диктантов - при орфографическом выделении орфограмм -в ходе звукобуквенного анализа - -при разборе слов по составу - -работе над ошибками Применяются вместо развернутого комментирования или наряду с ним письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы простым карандашом зеленой пастой. При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы -определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки.

Изображение слайда Слайд 23 Деформированный текст. Вспыхнул первый луч.. Ноч … ная тьма 1 укрылась в густой л… стве д…рев…ев. Пр … снулись малиновки 2. Пер…я на их гру …ках 2 окрасились в цвет зари.

Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Правильно организованный способ анализа задачи — от вопроса или от данных к вопросу. Представление ситуации, описанной в задаче нарисовать «картинку». Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. Самостоятельное составление задач учащимися. Решение задач с недостающими данными. Изменение вопроса задачи. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. Объяснение готового решения задачи. Использование приема сравнения задач и их решений. Запись двух решений на доске — одного верного и другого неверного. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. Закончить решение задачи. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче. Составление аналогичной задачи с измененными данными. Решение обратных задач. Развитие у детей логического мышления — это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам — необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Функциональная грамотность как уровень образованности современного школьника

Доклад по теме: "Работа учителя по развитию функциональной грамотности учащихся начальных классов" Учитель начальных классов МБОУ СОШ №33 г Орла Березуцкая Наталья Николаевна Работа по новым ФГОС и формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Презентация на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников"" Самостоятельная работа в группах. Выступления докладчиков: «Развитие функциональной грамотности в начальных классах с применением педагогических технологий» (Мелихова Л.Б., учитель начальных классов).
Функциональная грамотность как уровень образованности современного школьника раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность» · рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся · выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности.
Опыт работы педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся скачать работу Опубликованные материалы на сайте СМИ Солнечный свет Визгалина Олеся АлександровнаРабота №299208.
Первая учительница!: Функциональная грамотность Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе. О перспективах внедрения ФГ в начальной школе расскажет руководитель территориального нения Седых В.Н.

Читайте также в рубрике «Школа «Вести образования»: Яндекс.Учебник»

  • Тема:"Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы".
  • ПЕДСОВЕТ функциональной грамотности - YouTube
  • Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе. - МЦОиП
  • Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
  • Презентация на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников""

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе.

Городской сквозной проект «Внедрение модели «блочно-событийные погружения» в учебную деятельность муниципальных общеобразовательных учреждений с целью формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов». Формирование функциональной грамотности в начальной школе. Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе. Дубовик Светлана Александровна, учитель начальных классов. Учитель начальных классов МАОУ Гимназии №96 Челябинска Елена Груздева считает, что одна из основ функциональной грамотности чтения— умение читать быстро, которое должно закладываться в начальной школе.

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст. Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Для реализации формирования функциональной грамотности в обучении необходимо: -регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения? Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики Читательская грамотность: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотость. Умение работать с информацией читать, прежде всего становится обязательным условием успешности. Важно работать на уроках с текстами разной природы: со сплошными текстами напрмер, упражнения, задачи и с несплошными текстами в табличной форме, в виде диаграмм, графиков, схем, планов, с кодовыми обозначениями и другие. Эта работа очень важна не только для итоговой аттестации, но и для жизни. В своей работе использую различные приемы и методы подготовки к уроку.

Наиболее широкое применение получила технология развития критического мышления, включающая в себя основы смыслового чтения. Этой теме стараюсь уделять много внимания, начиная с пятого класса и при подготовке к ОГЭ. Примеры некоторых заданий. Пользуясь описанием, определите, какими цифрами на плане обозначены населённые пункты. Полина летом отдыхает у дедушки в деревне Ясная. В четверг они собираются съездить на велосипедах в село Майское в магазин. Из деревни Ясная в село Майское можно проехать по прямой лесной дорожке. Есть более длинный путь: по прямолинейному шоссе через деревню Камышёвка до деревни Хомяково, где нужно повернуть под прямым углом налевона другое шоссе, ведущее в село Майское.

Одна из важнейших задач современной школы — формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — письму и чтению, говорению и слушанию.

Её надо было изучить и выполнить задание с развёрнутым ответом. Ответы были точно жизненны и интересны. Все ответили, что спектакль закончится в 14 часов, тренировка в спортивной секции начнётся в 15 часов, остался 1час. На тренировку успею. Но Выдрин Женя — наш философ ответил, успею, если не будет пробок на дороге. А Винель Максим сказал, что смотря, какое расстояние будет от ДК до спортивной школы. Но всегда можно позвонить тренеру, если задерживаюсь. Поход в театр — уважительная причина. Данный приём использовала на открытом уроке.

В настоящее время существует три различные версии теории деятельности: психологическая Л. Выготский, А. Леонтьев , социологическая Г. Щедровицкий и методологическая Г. Щедровицкий, О. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет «вести за собой» умственное развитие. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования [29]. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются умения ключевые компетенции или универсальные учебные действия определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если: - обучение носит деятельностный характер; - учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; - предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; - используются продуктивные формы групповой работы. Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени. Таким образом, в условиях развития общества традиционная элементарная грамотность становится недостаточной для современного человека. Обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. На данный момент задана установка на формирование функциональной грамотности, но большинство педагогов, в силу своего накопленного опыта продолжают на практике обучение, направленное на формирование основных знаний, умений и навыков. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Учат школьников многому, а умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, не учат. Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность является одним из базовых факторов, способствующих активному участию обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Формирование функциональной грамотности младших школьников обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников, делает их интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста.

Полезные подарки каждому подписчику

  • Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе.
  • Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
  • РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  • ВПР в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников
  • Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать
  • Новая «фишка» российской школы, которая у всех на слуху

Презентация на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников""

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. ЕСТЕСВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Цель: Определение актуальных проблем в организации современных подходов по формированию функциональной грамотности школьников и возможных путей их решения в реальной педагогической практике. Настоящий сборник составлен по материалам выступлений учителей начальных классов на школьном методическом объединении по теме: «Формирование разных видов функциональной грамотности», состоявшегося 1 декабря 2022 г. в городе Няндома.

Презентация на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников""

Раскрывая вопрос "Формирование и развитие функциональной грамотности в воспитательном процессе", остановлюсь на таких моментах, как: Ø связь формирования функциональной грамотности и работы ГПД, в частности. раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность» · рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся · выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности. Задачи педсовета: • Раскрыть понятие «функциональная грамотность». • Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования. «Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной школе» Обобщение опыта работы учителя начальных классов МБОУ Школы №85 Мельчаковой А.В. письму и чтению, говорению и слушанию. «Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной школе» Обобщение опыта работы учителя начальных классов МБОУ Школы №85 Мельчаковой А.В.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Опыт работы педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность» · рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся · выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности.
Функциональная грамотность как уровень образованности современного школьника Содержимое разработки. Матиенко Элико Годердзевна, учитель начальных классов, МАОУ «Лянторская СОШ№7», Сургутский район, ХМАО-Югра. «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе».
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе Задачи педсовета: • Раскрыть понятие «функциональная грамотность». • Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования.
Презентация на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников"" по педагогике «Функциональная грамотность». Это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и.
Опыт работы педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся Раскрывая вопрос "Формирование и развитие функциональной грамотности в воспитательном процессе", остановлюсь на таких моментах, как: Ø связь формирования функциональной грамотности и работы ГПД, в частности.

«10 талантов за час» "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе".

И потому важнейшим становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе. Понималась функциональная грамотность как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

Сегодня что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — письму и чтению, говорению и слушанию.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным. Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды. На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.

Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность. Из опыта работы.

Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы — это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов PIRLS , а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMSS ; повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия — познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные языковая, литературная, математическая, естественно-научная соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Анализ всероссийских проверочных работ показывает, что основные трудности, с которыми сталкиваются ученики, снизившие свои отметки, как раз и основываются на том, что они не смогли до конца понять то, что от них конкретно требовалось выполнить в том или ином задании, или не понимали главное в прочитанном тексте не вникали. Неумение выделять главную информацию от второстепенной часто обосновывается, не смотря на усилия и старания учителя, тем, что у них слабо сформирована читательская грамотность. На это есть и объективные причины: низкая скорость чтения, слабые воображение и память, неусидчивость самих учеников. Ребенок, испытывающий проблемы в прочтении и понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении. Дети с низкой скоростью чтения не успевают прочитать задачу, правило или текст и, соответственно, не успевают включиться в обсуждение материала. Как следствие — начинают отставать в учебе. С другой стороны, быстро читающие дети часто не понимают текст, вопрос или инструкцию. Читательская грамотность — это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Следовательно, читательская грамотность формируется не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других уроках, а также при формировании других составляющих функциональной грамотности. Выполнение второй части заданий ВПР по русскому языку направлено на диагностирование читательской грамотности.

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы. Несмотря на то, что все эти умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения, они вызывают наибольшее затруднение. То есть перечисленные задания требуют определённого уровня владения читательской грамотностью, чего, к сожалению, не удается многим учащимся продемонстрировать. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы при должном педагогическом руководстве осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме. Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Слайд 4 Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Слайд 5 Для формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира необходимы следующие условия: обучение должно носить деятельностный характер одна из целевых функций обучения — формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире ; учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала; учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы; Слайд 6 Учебник «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» опирается на коммуникативные технологии Слайд 7 Цель - научить школьников: общаться с одноклассниками и взрослыми; обосновывать собственную точку зрения;.

Коммуникативная грамотность младшего школьника Слайд 12 Информационная грамотность включает: - осознание необходимости в расширении своего информационного поля; - способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации; - совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой. Информационная грамотность младшего школьника Слайд 13 Социальная грамотность включает: - готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным; - способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие; - совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности; - наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств. Социальная грамотность младшего школьника Слайд 14 Языковая функциональная грамотность младших школьников Слайд 15 Языковая грамотность младшего школьника как предметный компонент функциональной грамотности — это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих следующие аспекты: 1. Стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры.

Функциональная грамотность как уровень образованности современного школьника

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ — презентация Что такое «функциональная грамотность»?Это умение человека грамотно (квалифицированно) использовать приобретаемые в течение жизни знания во всех сферах человеческой деятельности для решения широкого диапазона жизненных задач.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе Фор-мированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. Ключевые слова: функциональная грамотность, эффективные формы, ак-тивные методы и приемы обучения.
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе. года мы провели анкетирование среди педагогов школы. (знакомство с результатами анкетирования) Слайд 7-8 Что такое «функциональная грамотность»? Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".
Педагогический совет. Фор-мированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. Ключевые слова: функциональная грамотность, эффективные формы, ак-тивные методы и приемы обучения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий