Новости фильм чучело о чем

Но буквально через несколько лет случился перелом: «Чучело» неожиданно признали и заговорили о фильме как о картине, которой удалось опередить время. В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак». Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. Кадр из фильма «Чучело» (1983). Маленький старинный городок на берегу Оки.

"Чучело" – правдивое кино о советских школьниках

Все мы немного чучело — публикации и статьи журнала STORY Вот почему запуск Роланом Быковым пусть и на другой киностудии – «Мосфильме» – остропроблемного фильма «Чучело» можно считать явлением исключительным для тогдашнего советского кинематографа.
Чучело 1984 — детки из клетки Содержание фильма Ролана Быкова «Чучело».
14 сентября. Чучело художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с ненавистью, подлостью и предательством.
Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова ФИльм Чучело, смысл которого глубок и многогранен, снят режиссером Роланом Быковым, его с интересом смотрят все новые и новые поколения зрителей.

«Чучело» (1983)

Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность". Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности. В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Смотреть онлайн фильм Чучело (1984) в онлайн-кинотеатре Okko. Фильм Чучело повествует о девочке, пожертвовавшей собой ради дружбы.

«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме

Лена Бессольцева (Чучело) – открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось перенести тяжелые испытания. Фильм «Чучело», вышедший на экранизацию в 1984 году благодаря Ролану Быкову, вызвал бурю эмоций и взрыв мнений среди зрителей. Фильм «Чучело» -очень тяжелый и жестокий фильм, после него долго приходишь в себя. Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность". Литературной основой сценария фильма "Чучело" послужила повесть писателя Владимира Железникова, опубликованная в издательстве "Детская литература" в 1981 году.

14 сентября. Чучело

Дедушкой Лены Бессольцевой стал Юрий Никулин, это была его последняя роль в кино. Однако это вызывало очередные нарекания: как же, клоун играет ветерана войны! Тот факт, что Никулин сам фронтовик и успел сняться не в одной военной картине, бюрократы от искусства отметали как несущественный. К концу съемок Ролан Быков жестоко разочаровался в Кристине Орбакайте: дочка Пугачевой постепенно начала показывать норов. Переживания Ролан Быков, как обычно, доверял дневнику: «... Кошмар — Кристина другая! Она банальна и даже вульгарна, сквозь нее просвечивает мелочность и злобное самодовольство. Сегодня она заявила, что время съемок кончилось.

Она еще побаивается, а вот как развернется — вот будет дрянь. Но, как известно, фильм рождается трижды: в сценарии, на съемках и в монтаже. А тех, кто пытался вмешаться в монтаж, грозил прибить монтажным прессом прямо на заседании очередного худсовета. А дальше началось хождение по мукам — Госкино фильм не принимало, спасло картину только личное вмешательство Юрия Андропова, бывшего на тот момент генсеком.

И Кристина Орбакайте первоначально пробы не прошла.

Но в результате именно эти глаза, этот нервный рот и создали неповторимый образ Леночки Бессольцевой. Она не просто играла, она жила своей ролью, отдаваясь ей всем своим существом. Особенности фильма Казалось, что против картины взбунтовались все — от чиновников до погоды. Худсовет Госкино, находившийся в натянутых отношениях с язвительным Роланом Быковым, только и делал, что искал повод закрыть картину. А позднюю осень в Тверской области , где проходили все натурные съемки картины, приходилось создавать, искусно отвоевывая каждый день у первых заморозков и снега.

Кроме того, и сама главная героиня, Кристина Орбакайте, буквально в первые дни съемок сломала руку и на протяжении всего оставшегося времени снималась со сломанной рукой, вынужденная постоянно маскировать гипс.

Во всех школах писали сочинения, устраивали какие-то круглые столы, дискуссии, учителя тоже страшно напряглись. Пожалуй, это был первый фильм, в котором советские школьники были показаны не светлыми, хотя и запутавшимися, существами, которые стремятся научиться чему-то хорошему, а жестокими и циничными людьми, которые считывают ценности взрослого мира куда более последовательно, чем это делают сами взрослые. Большинство героев этого фильма последовательно выступают на стороне зла. При этом занесло их туда не потому, что они какие-то инфернальные подонки. Просто так сложилась жизнь, этого требует какой-то дух времени, этого требует группа, которой они принадлежат. Но во время тогдашних обсуждений, сочинений и диспутов 1986 года никто об этом и подумать не мог. Вспоминая сейчас последние 20 лет, я понимаю, что этот фильм оказался пророческим, потому что с распадом Советского Союза — страны, которая в своем позднем периоде пыталась убедить своих жителей, что они такие добрые по природе существа, которые могут расслабленно проживать свою жизнь, в которой всегда есть место чему-то прекрасному — так вот, после всего этого мы оказались в мире фильма «Чучело».

Действующие лица фильма — это люди, в которых, как в средневековой аллегории, персонифицированы какие-то грехи, страсти, заблуждения. Есть девочка Железная кнопка, которая состоит из чистой воли; есть мальчик, который верит в чистую силу; есть девочка, которая верит в моду; есть девочка, которая верит в деньги. А есть еще несколько слабых, безвольных персонажей. В 90-е, в победившем мире «Чучела», на первый план вышли звериные качества, всё чуть более тонкое, нежное, нематериальное, выбивающееся из стандартов, оказалось смешным и ненужным.

И у чистоты, которую я искал, изменилось лицо. Я это не сразу понял». Кристину Орбакайте он сначала отверг.

Увидев её фотопробу, Быков заявил: «Да ей с такой губой только ротой солдат командовать! Режиссер искал наивную девочку, с широко распахнутыми глазами, ангельским личиком, обрамленным белокурыми локонами, а потом пришел к выводу, что современная героиня должна быть другой, более волевой: чистоту надо защищать. И вернулся к Кристине. Кинопроба длилась всего 4 минуты. Главного героя — Диму Сомова — искали мучительно долго. Уже утвердили Филиппа Янковского, но тот неожиданно отказался. Поговаривали, что знаменитые родители не хотели начинать актерскую карьеру сына с отрицательного персонажа.

А я составил компанию. На свою голову. Честно говоря, особого желания сниматься не было — герой мой малосимпатичный. Антипод Чучела — несгибаемая Железная Кнопка. Она заправляла школьной бандой, преследующей Лену Бессольцеву. Оказавшись в Калинине, на натурной съемке, сразу поставила режиссеру ультиматум: хочу к маме, если не отпустите — уеду сама. Загипнотизировал, как удав кролика, так и пришлось сниматься, — смеется Ксения.

Хотя в школе новичков, бывало, и изводила. Но у них что—то не заладилось в отношениях. Себя Ролан Антонович тоже рассматривал вполне достойным кандидатом на эту роль. Но первая же проба Юрия Никулина затмила всех остальных. Ветеран Великой Отечественной войны, прошедший все ее дороги от горестного сорок первого до победного сорок пятого, Юрий Владимирович в фильме играет опыт и мудрость своего поколения.

Непростое кино: фильму «Чучело» исполняется 40 лет

Елена Санаева рассказала, почему в фильме "Чучело" снималась именно Орбакайте Содержание фильма Ролана Быкова «Чучело».
Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» Драма, экранизация, социальная драма. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством.
​Почему фильм «Чучело» требовали уничтожить 40 лет назад, 14 сентября 1983 года, в прокат вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова — одна из главных советских молодежных драм.

Культовый советский фильм мог так и не выйти на экраны. Как снимали фильм «Чучело»

Драма. Режиссер: Ролан Быков. Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом». Если вашему ребенку уже больше 10 лет, пересмотрите фильм «Чучело» вместе с ним, узнайте, бывал ли он в таких ситуациях, обсудите модели поведения. Если вспомнить фильм «Чучело», то можно отметить, что в нем представлен большей частью именно первый тип развития, когда родители перестают быть авторитетом, так же как и другие взрослые, в том числе и педагоги. История Лены Бессольцевой, показанная Роланом Быковым в фильме «Чучело», была правдивой — в очень похожей ситуации оказалась племянница писателя Владимира Железникова.

Жестокое «Чучело»

Вошедши в собор, Басманов приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита. Потом опричники бросились на святаго, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями. Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь, причем святый много зла претерпел от приставников. Прошло около года, как святый находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему вышеупомянутого Малюту Скуратова. Последний внезапно вошел в келлию святаго. Между тем святитель еще за три дня до этого говорил бывшим при нем: «Вот, приблизился конец моего подвига», — и причастился Честны;х и Животворящих Таин Христа Бога нашего. Вошедши в келлию святаго Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святаго и сказал: — Владыко святый, дай благословение царю идти в Великий Новгород.

Но святый отвечал Малюте: — Делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом. Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою. В этом фильме блистательно сыграли самобытный музыкант и актёр Петр Мамонов Царь и великий русский актёр Олег Янковский Филипп. Для Янковского это была последняя роль в кино. Своего рода, завещание потомкам. Фильм "Царь" был встречен, с одной стороны, восторженными откликами, с другой стороны, гневной критикой. Критика в основном касалась исторических неточностей и недостоверностей в фильме.

Были опубликованы целые "простыни" с перечнями этих недостоверностей, начиная с того, что Иван Грозный вовсе не был жестоким, так как по его личному повелению были преданы смерти всего! Вот настолько скрупулёзным и "принципиальным" был анализ российских историков. При этом ни один из них не подверг сомнению факт убийства Малютой Скуратовым митрополита Филиппа в стенах Отроч монастыря. Ни один профессиональный историк даже не заикнулся о каких-то иных версиях. Тот факт, что реплика президента о наличии иных версий убийства митрополита Филиппа, отличающихся от общепринятой, вызвал в народе удивление, подтверждается и тем обстоятельством, что буквально через несколько дней после встречи президента с тверским губернатором, уже на Восточном Экономическом Форуме модератор пленарного заседания вновь задал вопрос президенту о версиях гибели опального священнослужителя. Казалось бы, где экономика Дальнего Востока, а где события многовековой давности. И президент снова подтвердил свои слова цит.

Главное, выгородить Малюту Скуратова. Не удивлюсь и, более того, уверен, что в ближайшем будущем появится версия, что Филиппа убили какие-нибудь поляки или литовцы, а чтобы навести тень на плетень, подбросили на место преступления выкраденную заранее подушку с фамильным вензелем Скуратовых-Бельских. А цитирование "Жития святых" в этой части будет объявлено "фальсификацией истории".

Но в результате именно эти глаза, этот рот и создали неповторимый образ Леночки Бессольцевой.

Ведь она не просто играла, она жила своей ролью, отдаваясь ей всем своим существом. На пятый день съёмок в Калинине Кристина сломала левую руку, когда, выбегая из кадра, упала на лестнице. В детской областной больнице ей наложили гипс, который никак нельзя было оставлять на виду, и поэтому в развалины старинного дома, где ребята зажали Сомова, Лена прибегает с намотанным на руку зелёным шарфом, которым ей затем завязывают глаза. Казалось, что против картины взбунтовались все - от чиновников до погоды.

Худсовет Госкино, находившийся в натянутых отношениях с Роланом Быковым, только и делал, что искал повод закрыть картину. А позднюю осень в Тверской области, где проходили все натурные съемки картины, приходилось создавать искусственно. Буквально через несколько дней после начала съёмок внезапно выпал снег, и в результате перед каждой съёмкой вызывались пожарные машины, которые с помощью шлангов растапливали изморозь. Дополнительно пришлось изготовить множество бутафорских листьев, чтобы в кадре действительно стояла осень.

Она берет на себя вину мальчика, который трусливо подвел своих одноклассников.

Одноклассники издевались над дедом девочки и над новой одноклассницей. Это — драматическая история о настоящей дружбе, предательстве и подростковой жестокости. Новенькая Началась история с началом учебного года. В классе появилась новенькая, странная и нелепая, но добрая. Дед её собирал картины. Он одевался бедно, а каждый рубль тратил на их покупку.

За это над ним издевались все. В первый же день в классе Лена увидела Диму Сомова. Она захотела сидеть с ним за одной партой. Учительница сообщила им, что они поедут в Москву. А деньги на развлечения, по предложению Димки Сомова, одноклассники решили заработать сами. Во время работы в саду Димка заметил, что Лена обута не по погоде. Он отдал ей свою обувь.

И с тех пор началась дружба между Леной Бессольцевой и Димкой Сомовым. Вместе они ходили гулять, вместе отбивали собак у Вальки, который сдавал животных на живодёрню. В кино Денег на поездку ребятам уже удалось заработать. Довольные, с копилкой в руках, они пришли на урок и узнали, что урок физики заменили на литературу. И весь класс решил сбежать в кино. Сомов был против, но весь класс был согласен. Весь, кроме Мироновой по прозвищу «Железная Кнопка».

Класс пошёл в кино. А под партой сидели Шмакова и Попов. Они обнаружили, что копилку с деньгами Димка забыл в классе. Сомов вернулся и попался на глаза Маргарите Ивановне, классному руководителю. Лена, которая тоже вернулась в школу, слышала разговор Сомова и Маргариты Ивановны. Димка рассказал, что весь класс сбежал с уроков в кино. Весь класс получил выговор, и в Москву их не взяли.

Бойкот Ребята расстроились и решили выяснить, кто предал всех.

Я вспомнил об этом, когда был процесс над Pussy Riot. Люди, которые обсуждали в течение всей весны и лета эту историю, вели себя буквально как герои фильма «Чучело». Если ты вдруг чуть-чуть высказываешь какое-то мнение, отличающееся от генеральной линии партии, неважно кто ты — диакон Андрей Кураев, который ведет себя немножко не так, как требует от него его референтная группа, или какой-нибудь сомневающийся либерал, который ведет себя немного не так, как требует его референтная группа, — тебя немедленно начинают травить и призывать к ответу. Ролан Быков, 1983] «Ты предатель, ты отщепенец, сейчас мы тебе объясним как надо». Заметьте, все претензии, которые предъявляют к вот этой девочке — героине Кристине Орбакайте — это претензии морального порядка. Ее одновклассники чувствуют, что они правы, и травят ее за то, что она якобы сделала какой-то подлый якобы и злой поступок.

На самом деле она взяла на себя вину другого человека, но никто про это не знает. С их точки зрения она виновата еще и в том, что она «белая ворона», какая-то непонятная, малохольная, и явно увлечена чем-то не тем, что интересует остальных. И в общем, в нынешней общественно политической дискуссии, особенно в соцсетях, тоже идет бесконечный поиск чучела, поиск кого-то, кто недостаточно последователен, кто недотягивает до планки моральной правоты. Для меня «Чучело» ценно тем, что этот фильм попал не только в свое время, но и в каждый отдельный период того времени, в котором мы живем с тех пор. Я не помню уже, насколько он попадал в 1983-86-й год, хотя маленький осенний городок, мелодия, которая звучит над рекой — все это по ощущению очень похоже на поздний Советский Союз.

Чучело (фильм)

Краткое содержание «Чучело» С этой точки зрения, фильм "Чучело" можно назвать пророческим и предвестником беды.
«Чучело» - Радио ВЕРА Наоборот — в разговоре со своим дедушкой, которого в фильме «Чучело» сыграл Юрий Никулин — она оправдывает Сомова!

«Чучело» всепрощающее

«Чучело» не поднимало шум, но во все горло, голосами своих измученных героев, кричало о потере нравственности, которую продолжала воспевать официальная культура, но сложно было заметить в жизни. Фильм «Чучело» — это фильм, который не может оставить равнодушным, ведь это фильм обо всем сразу: о дружбе и предательстве, о боли и счастье, о жестокости и прощении, но самое главное — это фильм о любви. Если вспомнить фильм «Чучело», то можно отметить, что в нем представлен большей частью именно первый тип развития, когда родители перестают быть авторитетом, так же как и другие взрослые, в том числе и педагоги. Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок.

"Чучело" – правдивое кино о советских школьниках

А совсем скоро началась новая жизнь «Чучела», потому что Ролан Быков приступил к съёмкам одноимённого фильма. Самый громкий и противоречивый фильм эпохи застоя, дебют Кристины Орбакайте, главная картина Ролана Быкова – всё это "Чучело". Для меня «Чучело» ценно тем, что этот фильм попал не только в свое время, но и в каждый отдельный период того времени, в котором мы живем с тех пор. «Чучело» — в самом названии фильма, снятого режиссером Роланом Быковым по одноименной повести Владимира Железникова, содержится некий вызов, обнаженная правда и боль. так ее прозвали одноклассники. Причем сюжет фильма развивался благодаря ярко показанным характерам детей.

Фильм "Чучело" часть 1

Кристина Орбакайте, актриса, певица: — Ролан Антонович сказал, что нет, актрису я не сменю, ждать было невозможно, 3 недели простоя съёмок, поэтому мы придумали зелёный шарфик второго режиссёра. Вот и я с этим зелёным шарфиком, пока мне не сняли гипс, снималась в натурных съёмках. Перед началом каждой съёмки Быков проводил с актёрами психологические беседы. Он сразу предупредил, что глицерин капать в глаза не будут, плакать придётся самим. Одним из самых сложных эпизодов для ребят была сцена сожжения чучела на костре. Ксения Филиппова, исполнительница роли Железной Кнопки: — В рабочем моменте это было страшно. Горящий костёр, кричащая Кристина… Кристина Орбакайте, актриса, певица: — Эти сцены были, конечно, более актёрски сложные и для ребёнка очень драматичные, много слёз, много откровения. Конечно, порой нервы не выдерживали даже у меня. Сцену сожжения худсовет счёл слишком жестокой и потребовал её вырезать. В итоге фильм вообще решили не выпускать на экран, дабы не порочить честь советских школьников. Именно тогда у Быкова и случился инфаркт.

Учитель же, который был обязан разобраться в конфликте, попал в больницу с инфарктом. Поэтому одноклассники продолжали публичную травлю несколько недель, до тех пор, пока не открылась правда. Как известно, сценарий с таким сюжетом в Госкино запретили, ведь в советском кино не было месту жестокости школьников.

Тогда Железников принял решение переписать, переформатировать написанный сценарий в повесть, которую в дальнейшем опубликовал в журнале «Пионер» под названием «Всего несколько дней». По счастливой случайности режиссер Ролан Быков прочитал материал и позвонил автору с предложением снять фильм, заявив, что все проблемы с Госкино он возьмет на себя. Заветные роли С самого начала Ролан Быков вел поиски актеров среди детей коллег и тех, у кого уже был опыт съемок.

Однако никто не подходил по типажу: Быков искал наивную девочку с ангельской внешностью, которая должна была символизировать чистоту и невинность. Кристину Орбакайте он убрал еще на этапе фото, заявив, что «ей только ротой солдат командовать». Известно, что главная роль была отдана юной актрисе Наталье Ковалевой.

Но что-то смутило Быкова. Режиссер понял, что современная чистота должна быть волевой и способной себя защитить.

Худсовет Госкино, находившийся в натянутых отношениях с язвительным Роланом Быковым, только и делал, что искал повод закрыть картину. А позднюю осень в Тверской области , где проходили все натурные съемки картины, приходилось создавать, искусно отвоевывая каждый день у первых заморозков и снега.

Кроме того, и сама главная героиня, Кристина Орбакайте, буквально в первые дни съемок сломала руку и на протяжении всего оставшегося времени снималась со сломанной рукой, вынужденная постоянно маскировать гипс. И все-таки картина вышла на экран. Общество почти мгновенно разделилось на два лагеря. На тех, кто ругал Быкова за то, что он якобы опозорил советских детей, и на тех, кто восхищался смелым и дерзким подходом режиссера.

Не было только равнодушных.

Буквально через несколько дней после начала съёмок внезапно выпал снег, и в результате перед каждой съёмкой вызывались пожарные машины, которые с помощью шлангов растапливали изморозь. Дополнительно пришлось изготовить множество бутафорских листьев, чтобы в кадре действительно стояла осень. По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил.

Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы. Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение. Основным аргументом было: «Мама не разрешила! Согласно первой, Пугачёва действительно не позволила стричь свою дочь наголо, так как на тот момент она готовила Кристину для выхода в свет на « Голубом огоньке », приуроченном к 8 марта 1983 года , они вдвоём спели песню «А знаешь, всё ещё будет». По другой версии, Алла Борисовна ничего об этом не знала, и Кристина использовала данный аргумент, понимая, что её маму никто не осмелится ослушаться.

Как бы то ни было, Быкова это поставило в тяжёлое положение, потому что, когда он обратился на «Мосфильм» с вопросом, могут ли там сделать парик, имитирующий стрижку наголо, ему сначала ответили отказом, потому что в советском кинематографе подобных париков на детей тогда вообще не делали. В результате Быков и Кристина пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы это для сцены, где Лена отстригает косы , а затем на неё надевали специальный парик, который на Кристину перед каждым съёмочным днём натягивали в течение трёх часов. Поэтому никакая информация о съёмках не должна была попасть в средства массовой информации. Тем не менее, в декабре 1982 года в одном из выпусков «Кинопанорамы» появилось интервью Быкова прямо со съёмочной площадки фильма. Однажды, прямо во время съёмки к Быкову пробрался корреспондент журнала «Экран».

Стоявший рядом оператор Анатолий Мукасей приготовился к тому, что может начаться самая настоящая драка. Но этого не случилось, потому что корреспондент вместо привычных вопросов даже без простого приветствия сказал: «У нас в классе была точно такая же девочка. Её все колотили за то, что она не боялась говорить правду». Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме. Тверской речной вокзал сыграл в фильме сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины вид снаружи , сцена в начале и в конце арка со ступеньками, по которой вначале ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом по ней её преследуют ребята.

Также в кадре можно видеть Отроч монастырь и Свято-Екатерининский монастырь. Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице Тверская область , там же и развалины старой церкви в парке церковь Вознесения бывшего Вознесенского монастыря , в сенях которой сжигали чучело.

Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова

В начале фильма на причале ребята избивают Лену. В книге они только окружают её кольцом, а когда Николай Николаевич спрашивает, почему они её преследуют, Кнопка говорит ему, что об этом он должен спросить у самой Лены. В целом же на протяжении книги Лену только гоняют, но жестокого избиения, как такового, ни разу не происходит. В финале книги отсутствует эпизод, где Лена с дедушкой садятся на пароход и уплывают, а герой Быкова с тоской смотрит им вслед. Книга заканчивается фразой, которую Рыжий пишет на доске. Кристина попала на пробы отнюдь не благодаря своей звёздной маме, на самом деле на пробы её привела бабушка. Причём на успех Кристина даже и не надеялась. В списке кандидатов она значилась где-то под четырёхсотым номером. А увидев её фотопробу, Быков и вовсе заявил: «Да ей с такой губой только ротой солдат командовать!

В его представлении Лена имела воздушное открытое лицо невинной жертвы, и поэтому поначалу была утверждена девочка по имени Наталья Ковалёва, но потом Быкову пришла идея изобразить Лену сильной личностью, и в итоге Кристина была наконец вызвана на кинопробу, которая длилась всего 4 минуты, после чего Быков сделал окончательный вердикт. По странному совпадению, Кристина узнала о своём утверждении в день своего одиннадцатилетия — 25 мая 1982 года. На одну из ролей пробовался Алексей Фомкин , для которого это должно было стать дебютом в кино. Учась тогда в 5 классе, он участвовал в московском общегородском конкурсе чтецов, где занял 2 место. На нём его заметил ассистент Ролана Быкова и пригласил на пробы, но Алексей их не прошёл. Но поскольку пробы проходили на киностудии имени Горького, то в актёрской базе остались фотографии Алексея, и спустя несколько месяцев его пригласили в киножурнал «Ералаш». Увидев Митю, он показал на него и сказал: «Мне нужен этот мальчик. У него серьёзное лицо и капризная губа!

Но его отец был в Америке, а матери Быков просто сказал: «Тебя вообще никто не спрашивает! Так, в фильм пробовались Филипп Янковский его пробовали на роль Сомова, но родители не отпустили на съёмки, из-за чего Быков объявил его отцу бойкот и Мария Миронова. Тане он предложил роль самой Железной Кнопки, но она, будучи повзрослевшей к тому времени, отказалась играть отрицательного персонажа, [4] а Яна пришла на пробы и обнаружилось, что в 15 лет она выглядит слишком взрослой, чтобы быть ученицей 6 класса.

А роль дедушки он хотел отдать своему тестю, известному актёру Всеволоду Санаеву. Елена Санаева, актриса: — И тут восстала моя мама: "Что за семейственность! Отец, внук, дочь, что это всё значит?

Приехали забирать его в Тверь, он говорит: "Я подняться не могу". Фильм снимали осенью 1982 года в Твери. Для юных актёров это было весёлое приключение, настроить на работу вечно смеющихся подростков оказалось очень непросто. Ксения Филиппова, исполнительница роли Железной Кнопки: — Разбегались мы со съёмки, с площадки. Кнопка в сувенирном магазине разглядывает сувениры, кто-то ещё где-то, вот всех кого откуда в мегафон на всю площадь зовут: "Кнопку на площадку! Где её носит?

В самом разгаре съёмок произошло то, что поставило под угрозу весь съёмочный процесс. Кристина Орбакайте сломала руку.

По мотивам одноименной повести Владимира Железникова.

В обычную школу в провинциальном городке поступает новенькая.

С того момента, когда класс объявил Лене "самый жестокий бойкот", зрителям "Чучела" едва ли хотелось "войти в экран", напротив, они предпочли бы отвернуться, не видеть происходящего.

Нелегко ныне восстановить в памяти безмятежный ландшафт детского кинематографа, на фоне которого появилась картина "Чучело", напрочь сметавшая благостный стереотип школьного фильма. Это потом как из рога изобилия посыпались "Соблазн", "Дорогая Елена Сергеевна", "Роковая ошибка" и множество других фильмов, резко изменивших поэтику кино для подростков и молодежи. Но "Чучело" появилось гораздо раньше - до перестройки, до молодежного "бума" и уж конечно задолго до того, как нравственное разложение в среде юнцов стало для отечественного кино предметом пристального рассмотрения и даже, к сожалению, беззастенчивой спекуляции на этой теме.

Когда ребята гнали по городу Лену Бессольцеву, когда, приплясывая под шлягер Аллы Пугачевой, сжигали на костре изображение Лены с надписью "Чучело - предатель", когда затравленная, потерявшая способность улыбаться девочка кричала своему деду: "Я не хочу жить! Я никогда не смогу радоваться! Многие не желали верить в то, что это правда, писали в редакции газет: "Это клевета, наши дети не такие".

Но, увы, это была правда: дети узнавали в фильме свой класс, свою школу, себя. Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность". Под противоположным же понятием - "духовность" - подразумевалась чаще всего приобщенность к гуманитарному образованию, то есть чтение книг, посещение театра и художественных выставок.

Впрочем, уже на рубеже 70-80-х годов отечественные литература и искусство запечатлели новый, сложившийся в самой действительности социально-психологический тип: юного эрудита, способного бойко разглагольствовать о живописи или архитектуре, но абсолютно лишенного внутреннего, нравственного стержня. Становилось ясно, что распространенная в критической практике понятийная пара "духовность - бездуховность" используется со слишком расплывчатым или упрощенным значением. На экране предстали дети с опустошенными душами, не знающие веры, надежды и любви.

Юнцы, уже погрязшие в эгоизме и зависти. Самое яркое и сильное чувство, к которому они способны, - лютая ненависть к доброте, доверчивости и дружелюбию, олицетворенных в Лене Бессольцевой. Симптоматично, что даже исполнительницу на роль Лены оказалось найти среди многочисленных претенденток очень непросто.

Было сколько угодно подростков, соответствующих образам Шмаковой, Сомова и даже Железной Кнопки, готовых привнести в них адекватные личностные свойства. А существо "с наивными, распахнутыми в мир глазами", какое требовалось режиссеру Быкову, не находилось. Потрясенный режиссер поделился в одном из своих интервью горьким выводом о том, что, по-видимому, "наивность осталась только как болезнь или притворство".

Впрочем, покуда шли поиски исполнительницы, способной убедительно воплотить на экране главную героиню, Быков пришел к пониманию того, что "наивность" не вполне точное слово, не исчерпывающее сути этого образа. Он пришел по ходу рассуждений все к тому же слову "духовность" и попробовал его наполнить внятным смыслом. От этого слова, размышлял Быков, "так близко до слова "дух", "духовность - дух - духовенство - семья слов одна".

Далее, как бы вскользь, режиссер упоминает имя Христа. Но позволить мысли углубиться в этом направлении в те годы не представлялось возможным Если бы режиссер даже и сделал окончательные выводы о глубокой связи нравственности и религиозности, никто бы не разрешил ему их опубликовать. Однако не случайно Лена Бессольцева в фильме "Чучело", как и ее далекий литературный прообраз князь Мышкин, является в преображаемую среду откуда-то издалека.

Ничего конкретного о недавнем ее прошлом в фильме не сообщается. Она персонифицирует идеальное представление о детстве, попадая в общество не просто маленьких, а уже измельчавших существ. Героиня же представляет детство не как преходящий возраст, а как состояние души, которое точнее всего можно определить словами - чистота сердца.

На роль Лены Бессольцевой была в конце концов счастливо найдена Кристина Орбакайте - "существо некрасивое, но прекрасное". Великолепно сыграла она искреннее первоначальное непонимание своей героиней того, что с нею реально происходит. Над нею смеются, издеваются, она же предполагает, что все это проявления пусть неуклюжей, но безобидной веселости.

В ней видят дурочку, если не идиотку.

Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова

Если перед фильмом прочитали книгу, то весь фильм из вашего рта будет рваться непереваренная еда. Смотреть надо только если хотите увидеть насколько ужасными могут быть подбор актёров, озвучка, актёрская игра, сценарий, персонажи, съёмочная площадка и вообще советский фильм. Читайте книгу, она не шедевр, но в сто раз лучше этого.

Картина произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ведь эта была одна из первых лент, затрагивавших проблему школьного насилия и подавления личности ребенка в тогдашней образовательной системе. И главными отрицательными героями выступили... Удивительно еще и то, что фильм вообще дошел до широкой публики, а не был, как многие острые картины тех лет, запрещен к показу. Сама повесть Железникова была основана на реальном случае, произошедшем с внучкой автора.

А ваша мама, Елена Санаева, заметила: «Меня несколько удивило, что при обсуждении фильма всегда в основном затрагивались общественная, социальная, нравственная, наконец, его сторона. Приходит пророк Лена Бессольцева с пророчеством любви, он гоним и предан, идёт на распятие, в данном случае — на инсценированное сожжение. Потом воскресает и появляется на символическом ужине — на дне рождения. Уходя, оставляет последователей своего учения и икону — собственный портрет. Ролан Антонович относился к истории Лены как к библейской, так и снимал её. Но зритель не мог о подобных аллюзиях догадаться. Зрителю ничего не надо понимать впрямую. В то время, когда вышла картина, у нас мало кто читал Библию, большинство о ней представления не имели. Но сюжет Нового Завета настолько мощный, что любую историю, которая на него опирается, человек воспринимает глубоко, даже не зная о первоисточнике. Так что в «Чучеле» прежде всего сильная сюжетная основа. История человека, гонимого за правду, всегда впечатляет. Плюс картина талантливо сделана. И всё-таки тема подавления личности вышла на первый план: и в силу того, что она вне времени, и потому, что наболело у нас, никуда не денешься. Она тоже стала знаковой. Как вы сами сказали, семьдесят процентов прочитавших её утверждали потом, что написанное — про них. Почему две? Больше таких книг и быть не может. В аннотации к первому изданию моей повести было написано, что такие книги рождаются, и это очень точно. Подобные истории нельзя придумать и написать, они именно что сами рождаются в нужное время, у них особенная судьба. Кстати сказать, «Похороните меня за плинтусом» была написана в 1995 году, а фактически стала известной в 2007-м — одиннадцать лет пребывала почти в полной безвестности. Может быть, и сейчас что-то подобное лежит у кого-то в столе, никто не издаёт, а через десять лет книга выстрелит. Кадр из фильма "Чучело". И писатели публикуются, всё нормально. Зачем обязательно ждать, когда звёзды сойдутся и родится шедевр? Может, вести силами литературы постоянный разговор о том, что помимо человеческого, увы, звериное по-прежнему внутри нас? Мне кажется, вы вообще слишком многого хотите от искусства. Сегодня оно почти целиком превратилось в индустрию развлечений. Вам не обидно? Не вижу, что здесь может быть обидного. Подобное кино может вызывать добрые чувства, делать людей чище, но это индустрия развлечений в чистом виде. А к высокому искусству относятся произведения о приключениях духа — «Чучело», «Остров» и тому подобные. Их мало. Ни зритель, ни читатель физиологически не способны всё время испытывать сильное воздействие на душу. Представьте, что вы будете смотреть только такие фильмы, как «Кто-то пролетел над гнездом кукушки», и читать лишь книги, подобные «Чучелу» или «Плинтусу». Я думаю, вы с ума сойдёте. И с ума сойдёт автор, который попытается создавать исключительно вещи такого плана. А в советские годы нас старались «наполнить» хорошей литературой, музыкой, живописью, разве не помните? Это называется рвение не по уму. В Советском Союзе придавали преувеличенное значение искусству. Потому что насаждалась идея формирования «человека будущего», высокодуховного, нестяжателя, которому чужды «буржуазные пережитки». У меня есть несколько книг 80-х годов, критикующих «буржуазную культуру». Сегодня их невозможно читать без смеха. Парадокс в том, что критикуемая «буржуазная культура» показывала человеческую природу как она есть и учила людей быть лучше в реально существующих обстоятельствах. Чтобы не ходить далеко за примером, назову фильмы «Серпико» и «Правосудие для всех». В обоих фильмах герой Аль Пачино противостоит коррупции и окружающему негодяйству, где-то проигрывает, где-то побеждает, и движется к тому, чтобы грязи вокруг стало меньше, а мир стал лучше. Ни один учебник по драматургии «буржуазной культуры» не учит тому, как «растлевать общество». Все учат, что герой должен вырасти над собой в направлении, которое принято называть «высшими ценностями». А в Советском Союзе делали вид, что если есть в человеке что-то низменное, то это «от прежнего мира». В итоге, когда идеологический пресс разрушился, человеческая природа взяла своё и сделала это в отвратительной форме.

Первое время Лена пробует подстроиться под общее настроение нового для нее класса.. А мир одноклассников Лены на редкость сер и убог. Отбывая учебную повинность, большинство из них ждет, когда можно будет "расслабиться" и "побалдеть". Только развлечения у них тоже какие-то однообразные: унылое топтание под музыку, анекдоты, разговоры о модных тряпках, сплетни о чужих удачах... И в этом мире оказывается чудаковатая Лена, худенькая, нескладная девчонка, все время попадающая в нелепые и смешные ситуации. Она так же не похожа на своих одноклассников, как не похож на взрослых ее добрый дедушка, который собирает старинные картины, а сам ходит в рваном пальто. Долгий разговор Лены и дедушки увы, последняя в жизни кинороль Юрия Никулина становится исповедью души. Тут понимаешь, что их роднит духовная близость, удивительно светлое мироощущение. И здесь особый смысл обретает сцена, когда Лена засыпает тревожным ветреным осенним вечером, а просыпается солнечным зимним утром. Она выходит во двор - и видит, как ослепительно сверкает снег. Как прозрачно и глубоко небо над головой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий