Итоги выступления старообрядцев при петре 1

Выступления старообрядцев. Во многих районах Европейского Севера России, Среднего Поволжья, Северной Украины на протяжении всего царствования Петра I происходили выступления крестьян-старообрядцев против властей.

Церковный раскол: дата, причины и итоги события

Посадский люд, солдаты, стрельцы уничтожили караул, состоявший из иностранцев и атаковали астраханский кремль. Вместе с воеводам были убиты более 300 служивых людей. Главной движущей силой восстания были стрельцы. Захватив город, восставшие создали выборное правительство во главе с Яковом Носовым. Восставшие заняв несколько небольших городков и станиц, направили тысячный отряд на взятие Царицына. Слайд 5 Астраханское восстание Узнав о восстании, Петр I отправил послов к калмыцкому хану Аюке, прося его о поддержке в усмирении мятежа. Отступить восставших от Царицына вынудила угроза захвата Астрахани Аюкой. Шереметева штурмом овладели Астраханью и разгромили восставших. Сотни участников Астраханского восстания были казнены, умерли от пыток, сосланы в Сибирь. Слайд 6 Восстание К.

Булавина Реформы Петра I изменили жизнь всего общества: от крестьянина и солдата до боярина и дворянина. Особенно тяжело приходилось крепостным крестьянам. Они бежали от своих помещиков на Дон, к казакам. На требование выдать беглых казаки отвечали: "С Дону выдачи нет". Петр I запретил укрывать беглых крестьян и послал за ними отряд во главе с Ю. Долгоруким, действовавший с большой жестокостью.

Протесты старообрядцев кратко. История выступления старообрядцев. Таблица восстание Разина и медный бунт. Восстание Разина медный бунт.

Таблица соляной бунт медный бунт Разина восстание. Соляной бунт медный бунт восстание Степана. Старообрядцы церковные реформы раскол. Церковная реформа Никона старообрядцы. Старообрядцы реформа Никона. Реформа Патриарха Никона. Церковный раскол. Народные Восстания в эпоху Петра 1 таблица. Народные Восстания при Петре 1 таблица 8 класс история России. Восстания при Петре 1 таблица итоги.

Народные Восстания в 17 веке таблица. Таблица по истории Восстания 17 века. Таблица народное движение в 17 веке причины события итоги. Народные Восстания в России в 17 веке таблица. Восстание старообрядцев. Выступление старообрядцев последствия. Бунт старообрядцев. Русская православная Церковь в 17 веке протесты старообрядцев. Русская православная Церковь в 17 веке реформа Патриарха. Протест старообрядцев 17 века.

Революционные организации 19 века. Революционные организации 19 века в России. Революционные организации таблица. Таблица деятельность народников 1860-1870. Восстания XVII века таблица. Восстания в России в 17 веке таблица. Городские Восстания середины второй половины 17 века. Народные движения в России 17 века таблица. Медный бунт соляной бунт восстание Степана Разина. Таблица по причины народных восстаний.

Восстание Василия Уса таблица. Причины выступлений социальные и национальные движение. Причины народных выступлений социальные и национальные. Причины народных выступлений при Петре первом. Формы протеста старообрядцев. Форма выступления старообрядцев. Причины поражения выступления старообрядцев. Выступление старообрядцев основные события. Итоги Восстания старообрядцев. Выступление старообрядцев Дата.

Восстание в Соловецком монастыре таблица. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676 таблица.

Россия представляла собой государство с огромной территорией, неравномерностью расселения, пестрым национальным и религиозным составом. Для управления такой страной был необходим большой бюрократический аппарат со строгой системой подчинения и абсолютной властью правителя. XVIII столетие нередко называют «золотым веком» российского дворянства. Однако существует и мнение о том, что для самих дворян время беспрестанного служения царю и Отечеству отнюдь не казалось «золотым веком». Есть ли противоречие между двумя этими точками зрения?

Обоснуйте свой ответ. Конечно, между этими высказываниями просматривается прямое противоречие. Дворяне в 18 веке получили огромное количество прав, основными их которых было право обладание землей и крестьянами, освобождение от налогов и телесных наказаний. Единственной обязанностью дворян было служение императору военная и государственная служба. Но даже от военной обязанности они были освобождены при Екатерине II. Таким образом, усердное служение дворня имело место только при Петре I, а утверждение, что самим дворянам не казался «золотым веком» является неправомерным при сравнении с положением другим сословий. Определите причины восстаний, опираясь на имеющиеся у вас знания, полученные при изучении курса истории в 6—9 классах.

В 18 веке произошли следующие восстания: восстание Булавина на Дону 1707-1708; выступление на мануфактурах примерно 1723; выступления старообрядцев начало 18 века; восстание в Астрахани 1705; восстание под предводительством Е. Пугачева 1773- 1775.

Новые налоги и повинности. Вскоре силы восставших были разбиты атаманом Донского Войска Л. Поражение вынудило Булавина уйти в Запорожскую Сечь.

Оттуда Булавин стал рассылать «прелестные грамоты», призывая крестьян и казаков к восстанию против царских властей. Число сторонников Булавина достигло порядка 20 тыс. Там Булавин был провозглашён атаманом Войска Донского. Первый был направлен на Волгу. Там восставшие взяли Царицын, осадили Саратов.

Второй — в Слободскую Украину. После смерти Булавина борьбу продолжили его сторонники. Они сражались до весны 1709 года. Часть земель Войска Донского была отобрана. Атаман Войска стал назначаться русским царём.

СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ — презентация

Состав участников:старообрядцы они же крестьяне. ВОССТАНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ. В результате между царём и патриархом возник конфликт. В 1658 г. Никон самовольно покинул патриарший престол. В 1666 году Никон был лишён патриаршего сана на соборе и сослан в монастырь. Однако гонения на старообрядцев продолжались. на протяжении всего царствования Петра I происходили выступления крестьян-старообрядцев против властей. В результате между царём и патриархом возник конфликт.

Основные восстания при петре 1 (89 фото)

Откуда взялся немчин, народная фантазия придумать не успела. Любое восстание — это нарушение привычного уклада жизни людей. Как правило, страдает и хозяйственная жизнь региона. В данном случае, с Астраханью все было иначе. Восставшие быстро собрали круг по казачьему образцу. Выбрали себе атаманом купца Якова Носова, выбрали к нему воевод, и получилась такая хорошая власть, которая помогала развиваться торговле лучше, чем было до восстания. Более того, мятежные астраханцы отправляли в Россию порох пудами.

Все помнят фразу «С Дона выдачи нет», но и здесь Петр I решил пойти против традиций. На Дон был отправлен отряд вельможи Долгорукого, чтобы вернуть беглых, так как нужны были новые рекруты для армии. Это настолько возмутило казаков, что реакция на это действие была самая жёсткая и агрессивная. Отряд Долгорукого был окружен казаками под предводительством атамана К. Булавина и уничтожен. Рисунок памятника Ю.

Долгорукому Источник Начавшееся в 1707 году восстание Кондрата Булавина будет подавлено в 1708 году. Как рассказывали очевидцы, еще долго по Дону плыли плоты с повешенными казаками. Еще одно восстание произошло в 1705-1711 годах — восстание в Башкирии. В Уфу был отправлен отряд, который должен был собирать налоги, но, кроме этого, призывать местное население на воинскую службу. В ответ на это начались антирусские настроения и очень длительное и тяжелое для России восстание. Отношения старообрядцев и Петра I При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев.

В 1705 году был введен налог на бороды, а в 1716 году старообрядцы получили право жить наравне с остальными в общих поселениях.

Более трёхсот лет после того старообрядчество называли армянской ересью. Многие были уверены в справедливости гонений и принудительных Крещений и Причастий. Сотни талантливых писателей и мыслителей, включая славянофилов, остались в предубеждении против староверов именно благодаря традиции «Деяния», которое было объявлено фальшивым только после исследований историка Николая Карташёва в середине XIX века. Применялись и совершенно богохульные методы «обращения» староверов. Помимо Высочайшего повеления 1722 года, по которому священники должны были доносить властям все открытые им на исповеди «преднамеренные злодейства против церкви и государства», к которым относился и переход в старообрядчество, Синод издал «Регламент», в котором указывалось: «Несть лучшего знамения, почему познать раскольника», как насильно его причащать» [Цит. Таким образом, Тело и Кровь Христовы, величайшие Святыни всего этого мира, при правлении Петра превратились в орудие пыток и казни. Даже был изобретён некий «кляп», с помощью которого Причастие можно было вливать староверу сквозь стиснутые зубы, о чём подробно сообщал старообрядческий историк Иван Филиппов [7, 95].

Таким образом, ритуалы господствующей церкви стали ритуалами государственной инициации, утрачивая своё изначальное мистическое значение. Причины петровского антистарообрядчества арактерно, что Пётр всегда был последователен в продвижении новой для России политики веротерпимости не касающейся староверов. Историк П. Знаменский писал: «В отношениях государства и религии Пётр I проводил принцип свободы вероисповедания, бывший тогда в большой моде на Западе. Мельников тоже отмечал однобокую и субъективную веротерпимость Петра: «Царь Пётр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римокатолическое, протестантское, магометанское, иудейское и языческое. И только старообрядцы не имели свободы в родном отечестве, ими же созданном. В царствование Петра их не сжигали массами, но отдельные случаи сожжений и других смертных казней были нередки» [7, 115]. Пётр I ввёл двойной размер подати со старообрядцев затем тройной, а с 1716 года — четверной , запретил им носить традиционную русскую или современную европейскую одежду вместо неё староверы были обязаны носить шутовские колпаки с рогами и зипуны разных пёстрых цветов [4, 291] , собираться вместе для молитвы без специального разрешения.

Были введены штрафы за нехождение староверов на исповедь и Причастие в храмы господствующей церкви [13, 1—2], специальные взыскания за ношение бород, за право совершения треб и даже обязательные взносы в пользу официального духовенства [7, 115—116]. Было запрещено принимать жалобы и челобитные от них [4, 291]. Но самой распространённой формой дисциплинарного взыскания в те времена была ссылка на казённые мануфактуры. Потому и бытует точка зрения, что «с помощью» многочисленных диссидентов-староверов Пётр хотел пополнить ресурс бесплатной рабочей силы и новых средств для государственной казны. Эту позицию поддерживает и Ф. Мельников: «Старообрядцы были источником доходов и для правительства, и для духовенства. Они выносили на себе страшные тяготы всего государства» [7, 116]. Потому на первом этапе формирования отношения к старообрядчеству Пётр не выглядел его абсолютным противником, пытаясь привлечь к вращению в государственной машине нарождающиеся староверческие капиталы, верно оценивая их огромное будущее влияние.

Возможно, что Пётр I и на самом деле на первом этапе своей экономической преобразовательной деятельности был «очарован» предпринимательством староверов, только позже столкнувшись с их глубинной оппозиционностью правительству и лично самому Петру. Покровский писал: «Раскол был силён среди купечества, и с этим не мог не считаться царь, который даже из-за границы готов был выписывать обанкротившихся купцов» [10, 493]. Когда этот ресурс был истощён и во главе всех важнейших заводов и мануфактур стали лояльные Петру иностранцы исключая прецедент братьев Демидовых , началась «налоговая развёрстка» со старообрядцев. Другой — субъективистский — взгляд на причины негативного отношения к староверам привёл А. Он писал, что ненависть к староверам зародилась у Петра с детства, когда он стал свидетелем Стрелецкого бунта 1682 года, убийства стрельцами двух его дядей, Алексея и Ивана Нарышкиных. Причём Карташёв говорил о том, что восстание стрельцов имело характер старообрядческого движения: «Это событие оставило в Петре — полуребёнке вместе с болезненным тиком лица на всю его жизнь и глубокое духовное отвращение к звериному лику дикого, неестественного древлемосковского фанатизма» [5, 323—324]. На многие годы после Петра укоренилось в народном сознании негативное отношение и к стрельцам, и к старорусской культуре вообще. Пропетровский историк и публицист М.

Щербатов писал о стрелецком войске: «…При начале своём имели все пороки янычар турецких, не имев их храбрости. Так как и они были сварливы, безпокойны и неповиновенны начальникам своим, вступая в торги и промыслы, так как и янычары, не имели уже никакого попечения о должности по званию своему; одним словом, неустроенные сии войска не были страшны неприятелям, но опасны были Государям» [16, 109]. С такой субъективистской концепцией согласны и те славянофилы, которые полагали, что насильственное движение России по европейской траектории началось с Петра и несёт в себе все грехи его волюнтаризма, чуждые истинной национальной органике нашей Родины. Философ Г. Федотов писал: «В атмосфере… гражданско-религиозной войны «стрелецких бунтов» воспитывался великий Отступник, сорвавший Россию с её круговой орбиты, чтобы кометой швырнуть в пространство» [Цит.

Таким образом, в результате войн и революций XX века старообрядцы оказались разбросанными не только по Европе и Азии, но и по заокеанским континентам. Их язык, фольклор, образ жизни сохранили немало черт древнерусской культуры, которые исчезли среди большинства нестароверческого русского населения. Поэтому они особенно интересны для антропологов. Социальная структура и жизнь 1046 Правительственные гонения, которые продолжались в течение почти всей истории раскола, не позволили инакомыслящим свободно организовывать свои социальные и культурные институты. За исключением десятилетия 1906—1916 гг.

В первое столетие существования раскола, в 1666—1763 гг. Правда, одна или две общины на Севере были легализованы правительством, но эти общины не охватывали и одной тысячной всего старообрядческого населения России. Даже в значительно более благоприятный период, в царствование Екатерины II и Александра I, общее число официально существовавших общин не превышает и десятка. Таким образом, большинство старообрядческих общин и организаций были полуофициальными или даже подпольными, что затрудняло и затрудняет их изучение. В результате административного давления, а частью, и открытых гонений, большое число старообрядцев эмигрировало за границу, либо уходило из центра России на окраины, где контроль правительственных органов был заметно слабее. В первое столетие существования раскола за границу, главным образом, в Польшу, Турцию, Восточную Пруссию, Австрию, Молдавию и Швецию, ушло несколько сот тысяч раскольников, а некоторые историки определяют общее число эмигрантов в миллион. В горах и тайге Сибири крестьяне-старообрядцы скрывались иногда целыми десятилетиями, если даже не столетиями, и их селения долго не были известны властям. Так, например, в 1880-х гг. В результате гонений, эмиграции и ухода на восток в первой половине XVIII века раскол был почти искоренен в средней и южной Великороссии, и главным районом распространения раскола стали окраины — север, восток и крайний юго-восток. Основной границей между старообрядческими и нестарообрядческими районами была река Волга.

К югу и западу от нее господствовала правительственная церковь , к северу и востоку были сильны старообрядцы. После 1763 г. Старая русская столица, в своей не дворянской и не интеллигентской, а купеческой части стала культурным и экономическим центром старообрядчества. Распределение России на официально-православную и старообрядческую приблизительно совпадало в XIX веке с ее делением на крепостную и не крепостную части. Там, где крепостное право было особенно сильно, старая вера была искоренена без остатка. Особенно энергично были проведены никоновские реформы в тех районах, где господствовала система барщины: в черноземной южной полосе Великороссии и частично — в средней. Средняя полоса, где крепостные платили помещику оброк, давала больше свободы крестьянской инициативе и оказалась смешанным регионом и в религиозном отношении. В Ярославской, Костромской, Нижегородской, Владимирской, Московской, Тверской, Новгородской губерниях раскол сохранил довольно сильные позиции и на первых порах был самым массовым исповеданием. Север, частично Заволжье и Сибирь, которые почти не знали крепостного права, являлись, как мы видели, главными старообрядческими районами России. Свободный казачий юго-восток точно так же остался в массе верен старой вере.

Среди уральских казаков в 1890 г. При этом, по словам казачьего статистика Бородина, число православных было даже меньше одного процента 1048. Терские, или гребенские казаки тоже были почти сплошь старообрядцами. Не менее половины донских казаков тоже были старообрядцами, и их популярные атаманы во главе с Платовым всегда бережно относились к старообрядческой церкви и традиции. Движение раскола началось и поныне остается чисто великорусским народным явлением. Основная масса старообрядцев проживала и проживает на территории старой Великороссии, бывшего Московского царства и на землях, заселенных позже почти исключительно великорусским населением. Многочисленные и сильные старообрядческие общины в Польше, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, Турции, Австрии, Румынии были целиком великорусского происхождения и прозелитизмом среди невеликоруссов не занимались. Случаи перехода в старообрядчество невеликоруссов, например, белорусов, украинцев, вотяков, мордвы, известны например, совращение хохлов 1049. Среди последователей Феодосия можно найти немало западноруссов и даже поляков 1050. Но число подобных случаев ничтожно, что и понятно: старообрядчество было движением защиты великорусских церковных принципов против иностранных еретических влияний и связано с идеей исключительной миссии русского Московского то есть великорусского православного царства.

Тесная связь старообрядчества, особенно его поповской ветви, с движением боголюбцев видна из того, что Верхнее Поволжье, где началось движение боголюбцев, с самых ранних времен раскола стало главной областью почти сплошь старообрядческого населения. Нижний Новгород, Романов-Борисоглебск, Кострома, Ярославль, Керженские леса — все это районы сплошного старообрядческого заселения. Здесь проповедовали Неронов и Аввакум, их друзья-боголюбцы, и здесь еще и теперь, в 1950-х гг. В 1666 г. Посланный в Нижний Новгород епископ Филарет нашел всю епархию зараженной расколом 1053. Очень помог расколу митрополит Исайя 1699—1707 , сам оказавшийся его тайным сторонником и отстраненный по доносу Мусина-Пушкина 1054. В 1720-х гг. Мещерский, муромский воевода В.

Так произошло с А. Меншиковым, П. Ягужинским, Г. При этом старая аристократия сохранила свои земли и по-прежнему занимала высшие должности. Новая и старая аристократия сравнялись в своих правах. Крестьянство являлось крупнейшем сословием в России, служение которого, по мнению Петра, заключалось в уплате податей и поставке рекрутов. Петровские преобразования слабо повлияли на повседневную жизнь крестьянина, прибавились лишь число податей и повинностей. Помимо подушной подати, крестьяне платили налоги на бани, бороды, «драгунские», «корабельные» и другие сборы, выставляли рекрутов и людей на строительство Петербурга. Кроме того, крестьяне обязаны были брать на постой солдат и офи-церов регулярной армии, обеспечивать их дровами. В годы петровских реформ усилилось крепостное право. Во-первых, дворянам было роздано около 43 тыс. Во-вторых, с 1718 по 1724 годы прошла первая перепись населения, которая не только окончательно закрепила крестьян за их помещиками, но и уравняла владельческих крестьян и холопов. Имущество крепостных рассматривалось как собственность их владельца, иначе говоря, за долги помещика теперь отвечали и его крестьяне. Серьезным штрафом наказывался прием беглых крестьян. В 1724 году для крепостных были введены паспорта, что усложнило их уход на заработки. Теперь для того, чтобы стать отходником, крестьянину необходимо было письменное разрешение помещика, удостоверенное подписью представителя местной власти. В 1721 году Петр I осудил продажу крепостных и рекомендовал осуществлять продажу только по особой надобности и целыми семьями. Но результата не последовало: крепостные продолжали оставаться живым товаром. На протяжении всего петровского царствования вспыхивали крестьянские волнения. Обязанность горожан, по мнению Петра была в уплате податей и развитии промышленности. С 1720 года по западному образцу в городах появляются магистраты из выборных бургомистров и советников-ратников. Однако реальной силы эти должностные лица не имели, поскольку находились в подчинение местных городовых на-чальников-воевод. Разделил всех горожан на «Регулярных», входивших в гильдии и цехи, и «подлых», нанимавшихся на черные работы. В 1-ю гильдию входили наиболее зажиточные горожане, крупные купцы, доктора, аптекари и другие.

Главные события выступления старообрядцев

В конечном итоге, в 1698 году вспыхивают беспорядки, царь вынужден ловить беглых крестьян и посылать войска в Воронеж с целью слежения за порядком. Не только лучники и налогоплательщики, но и старообрядцы, которым запрещалось носить бороду, были недовольны политикой Петра I и губернаторов. Насаждение «европейских» нововведений при Петре I часто сопровождалось насилием. В отношении старообрядчества и иных конфессий Петр I проявлял терпимость.

Астраханское восстание

В результате между царём и патриархом возник конфликт. В 1658 г. Никон самовольно покинул патриарший престол. В 1666 году Никон был лишён патриаршего сана на соборе и сослан в монастырь. Однако гонения на старообрядцев продолжались. царствования Петра I происходили выступления крестьян-старообрядцев против властей. Петр I подписал грамоту, согласно которой все участники восстания, согласившиеся на перемирие будут помилованы. В отношении старообрядчества и иных конфессий Петр I проявлял терпимость.

Социальные и национальные движения при Петре I

Социальные и национальные движения при Петре 1. Социальные и национальные движения оппозиция реформам 8 класс. Выступление старообрядцев дата причины основные события итог. Учитель: Изучая эпоху Петра Великого, мы видели как Петр Первый стремился возвысить Россию среди других европейских стран, дать ей новый стимул к внутреннему и внешнему развитию. Выступление старообрядцев К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои.

Волнения и восстания в правление Петра I

После того как Пётр I (царь с 1682 года, самостоятельно начал править с 1689 года) провозгласил политику относительной веротерпимости в государстве, первый — мученический — период истории староверия закончился. В 1716 году Петром I были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи и старообрядцам для облегчения их учёта предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». Ответ на вопрос: Выступления старообрядцев при Петре 1, итоги. Выступления старообрядцев против Петра I можно рассматривать как проявление их недовольства и сопротивления новым порядкам.

Урок 5: Народ и государство в годы петровских реформ

  • Религиозные выступления
  • Причины, ход событий и итоги выступления старообрядцев при Петре I
  • Выступления старообрядцев при Петре 1, итоги? 🤓 [Есть ответ]
  • Почему Пётр I не любил староверов?
  • СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ — презентация

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий