Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов это

Государственный кредит – это одна из форм мобилизации денежных ресурсов, в которой одним из участников кредитных отношений выступает государство. В рамках государственного кредита государство может выступать в роли кредитора, заемщика, гаранта. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под управлением государственным внутренним долгомпонимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Управлением государственным долгом – это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Комментарий к СТ 101 БК РФ

изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. В чем суть государственного кредита. Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. В этой связи важным является деятельность государства по управлению государственным внутренним долгом, под которым понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов. изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Как было указано в предыдущей подглаве, под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов.

Государственный кредит и возможности его использования

  • Государственный кредит и возможности его использования
  • Комментарии к ст. 101 БК РФ
  • Совокупность экономических отношений
  • Государственный кредит»
  • Город Ленск

Тема: Государственный кредит как экономическая категория

• доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений в финансово-кредитной сфере; • доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д. Виды денежных расходов физических лиц. изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Понятие «основной долг» – это сумма займа (кредита), фактически полученная заемщиком, подлежащая возврату и не возвращенная им. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства.

Курсовая работа по экономической теории на тему: Государственный долг и его последствия

Рисунок 3 — Структура внешнего долга Республики Беларусь по финансовым инструментам на 1 июля 2009 года В Республике Беларусь осуществляется учет внешнего государственного долга и действует единая система регистрации внешних государственных займов. Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов. Учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга органов местного управления и самоуправления. Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов. Местные исполнительные и распорядительные органы не несут ответственности по долгам других местных исполнительных и распорядительных органов. Как видно из изучения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь, дефицит бюджета приводит к ускоренному росту государственного долга, что отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии страны. При этом, чем выше дефицит бюджета, тем больше заимствований следует привлекать на его покрытие, что в свою очередь увеличивает размер государственного долга.

Важнейшими источниками погашения внешнего государственного долга Республики Беларусь являются, во-первых, увеличение экспорта продукции в зарубежные страны и получение валютной выручки в СКВ и, во-вторых, возврат государственного долга Беларуси другими странами. Наличие внутреннего и внешнего долга вызывает необходимость управления ими. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь. Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета. В процессе управления государственным долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся: — аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается по обязательствам по выпущенным займам внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом. Аннулирование государственного долга может объявляться в основном по двум причинам: во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, то есть его банкротства, и, во-вторых, в результате прихода в стране к власти новых политических сил, не желающих по экономическим соображениям признать финансовые обязательства предыдущих властей; — рефинансирование — погашение страной государственной задолженности путем выпуска новых займов; — новация — соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данным кредитору другим обязательством; — конверсия — изменение доходности займов. Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг; — консолидация — увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов. Возможна и обратная операция — уменьшение срок действия государственных займов. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу, а главное экономит расходы государства; — отсрочка погашения займа проводится правительством в тех случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Конверсия, консолидация, унификация государственных займов обычно осуществляются в отношении только внутренних займов.

Относительно новации и отсрочки погашения обязательств, то эти меры возможны и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему. В последние годы в управлении внешним государственным долгом широкое распространение получила практика реструктуризации долга, то есть переноса на более поздние сроки 10 лет и более платежей по долгу. Государственный долг Республики Беларусь обеспечивается всем находящимся в республиканской собственности имуществом и другими активами. Эффективное управление государственным долгом является важным инструментом ускорения социально-экономического развития Республики Беларусь. Вопросы для самоконтроля 1. Какие функции выполняет государственный кредит? В чем проявляется положительное воздействие государственного кредита на развитие экономики страны?

Определите основные формы государственного кредита. Охарактеризуйте сущность государственных займов и их классификационные признаки. Определите сущность гарантий по кредитам и кем они предоставляются. Охарактеризуйте сущность внешних государственных кредитов и определите их цели.

Принципы и порядки предоставления бюджетных кредитов, как и безвозвратные расходы бюджета, четко регламентируются, следуя общему неписаному правилу, что финансировать из бюджета можно только то, что разрешено, а не то, что не запрещено.

Если рассматривать бюджетные кредиты внутри бюджетной системы России, то сейчас они разрешены не только по вертикали, когда Федерация кредитует регионы, а субъекты Федерации — муниципалитеты, но и по горизонтали — между регионами или муниципалитетами. Правда, практика последних еще не накопилась, а сама такая бюджетная новация была закреплена в законодательстве только в ковидное время 2020 года. Предоставление бюджетных кредитов регионам в большинстве случаев сопровождается подписанием соглашений, в которых прописываются и желаемые для Федерации показатели, которые должен достичь регион, а также определенные ограничения для него. Понятно, что в условиях высокой инфляции такие кредиты тоже практически ничего не стоят.

Доля долгов, оформленных казначейскими бумагами, быстро растет. Держателями казначейских бумаг США могут быть как резиденты, так и нерезиденты.

Резиденты — это держатели финансового и нефинансового сектора. К финансовому сектору и относится ФРС. В состав прочих финансовых организаций входят инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные и социальные фонды, депозитно-кредитные организации банки , страховые компании. Такому росту способствовали программы «количественных смягчений», нацеленные на скупку «мусорных» облигаций на финансовом рынке США для замещения последних казначейскими облигациями. Эти меры и ряд других, были направлены на поддержание банковской системы США во время кризиса 2007—2009. Администрация Обамы продолжила проведение политики поддержки терпящих бедствие финансовых институтов и проблемных ипотечных заемщиков.

Наиболее сильным проявлением этой политики стало принятие нового закона о государственной поддержке — Закон о восстановлении и реинвестировании от 17 февраля 2009 American Recovery and Reinvestment Act of 2009. Согласно этому закону, 787 млрд. В общем, в целях преодоления кризиса государством в экономику было вложено около 5 трлн. Что касается долгов США у нерезидентов — в основном это бумаги, находящиеся на балансах центральных банков и министерств финансов других стран. Это так называемые официальные держатели рыночного долга правительства США. Частные инвесторы куда менее охотно вкладываются в казначейские бумаги США из-за их невысокой доходности.

Держателями американских казначейских бумаг также являются многие страны Западной Европы. Такие крупные масштабы инвестирования европейскими странами в облигации американского казначейства с первого взгляда кажутся странными в условиях европейского долгового кризиса. Многие эксперты считают это проявлением зависимости Европы от Соединенных Штатов. Однако, не будем забывать, что главным достоинством казначейских бумаг США является надежность. За всю историю по ним не было просрочки или отказа от выплат процентов. Для инвесторов — это почти безрисковый инструмент надежных сбережений долгосрочного характера.

В 2008 у США возникла необходимость в очень большом объеме выпуска — не на 200—400 млрд. Но вместе с тем мировые потрясение сделали их особо привлекательным активом ввиду их надежности. Это может объяснить закупки государственных ценных бумаг США европейскими странами во время кризиса. Итак, госдолг США растет, а значит, увеличивается стоимость его обслуживания, а за ним и дефицит бюджета. Для того, чтобы избежать технического дефолта, правительство США вынуждено повышать «потолок» госдолга для новых и новых заимствований. Это внушает серьезные опасения, а также служит картой в политической игре между республиканской и демократической партией.

Первые выступают как сторонники экономии и установления жесткого «потолка» госдолга, который будет пересматриваться в следующий раз 16 марта 2015. Государственный долг РФ. На 1 декабря 2014 внутренний долг РФ составлял 4 427 138,353 млн. Внешний долг России складывается из: кредитов Парижского клуба кредиторов; кредитов СССР по двусторонним соглашениям; кредитов, выданных России с 1992 по двусторонним соглашениям; кредитов международных финансовых организаций; рыночных займов еврооблигаций. Сумма унаследованных от СССР долгов составляла около 90 млрд. Это были доли всех союзных республик, которые Россия взяла на себя в обмен на отказ республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР.

Наибольшая сумма долга причиталась Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов. В Парижском клубе почти вся задолженность СССР была сформирована в 80-е годы в результате падения цен на нефть. Реструктуризации данного долга способствовало вступление России в Парижский клуб в 1997 году: был определен льготный период до 2020, в течение которого Министерство финансов РФ должно было платить только часть процентов и лишь по его окончании — основную сумму долга. Но в августе 2006 года, благодаря высоким ценам на нефть, долг был полностью выплачен досрочно.

Государственный кредит: функции, виды, инструменты

это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил. В состав госдолга РФ входят следующие долговые обязательства. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме. В чем суть государственного кредита. Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства.

Комментарий к СТ 101 БК РФ

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами: - размещением долговых ценных бумаг; - получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов. В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг. Долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме: - кредитов, полученных Правительством Российской Федерации; - государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации; - других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации, в том числе в форме Договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоров поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; - переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов; - соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет ст. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ долговые обязательства могут носить краткосрочный до 1 года , среднесрочный от 1 года до 5 лет и долгосрочный от 5 до 30 лет характер.

Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Как уже отмечалось ранее, наряду с определением государственного долга Российской Федерации законодатель в Бюджетном кодексе Российской Федерации формулирует понятие государственного долга субъекта Российской Федерации, а также муниципального долга. Так, под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимается совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом.

Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме: - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; - государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации; - договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации, договоров поручительства субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; - переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта Российской Федерации на основе принятых законов субъекта Российской Федерации; - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут превышать 30 лет. Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме: - кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием; - займов муниципального образования муниципальных займов , осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования; - договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; - долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный размер государственных внешних, заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий.

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы РФ выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г.

Предоставление гарантий осуществляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте - в состав государственного внешнего долга. Так, предоставленные государственные гарантии для обеспечения обязательств в иностранной валюте на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн долларов США, должно утверждаться отдельно.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации.

Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций — одна, десять и сто тысяч долл. Сроки погашения — 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа — 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска — 14 мая 1996 года. Как правило, еврооблигации — это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги.

Рынок еврооблигаций в основном внебиржевой. Сделки заключаются с помощью телефона и телефакса. При этом существуют единые стандарты телексов, служащих в качестве договоров купли-продажи. Торговая система ТRАХ подключена в режиме реального времени к депозитарно-клиринговым системам, и подтверждения сделок, заключенных посредством ТRАХ, автоматически становятся основанием для депозитарных переводов. Депозитарно-клиринговые операции производятся специальными европейскими организациями «Евроклир» Euroclear и «Клиарстрим» Clearstream , ставшей преемником системы «Ceдeл» CEDEL , взявшими на себя расчетно-клиринговые, коммуникационные и другие функции. По условиям выпуска иногда требуется регистрация ценных бумаг на Люксембургской, Лондонской или Франкфуртской биржах. Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 января 2006 года составила 8,9 млрд. По состоянию на 1 января 2006 года объем указанной задолженности составил 4,3 млрд. Динамика структуры государственного внешнего долга РФ представлена в Приложении 1. Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд трактуется и как инструмент стерилизации денежной массы, сдерживания инфляции, регулирования обменного курса. Речь идет о направленности этой политики на достижение, главным образом, финансовой стабилизации. Отсутствие серьезной программы долгосрочного развития экономики стало одной из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного фонда и широкого разброса соответствующих предложений. Стабилизационный фонд составлял 857 млрд. Это дало нам экономию около миллиарда долларов на процентах по номинальному долгу.

Сумма в 15,5 млрд. Примерно 6 млрд. Сейчас рассматривается возможность погашения еще 12 млрд. В Государственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения внешнего долга страны. Обычно они предусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная статья. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения.

Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого эмиссионного кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций.

Целевое назначение Банковский займ имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного займа, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных затрат. Срок возврата кредита При банковском кредитовании срок возврата займа строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за займ.

В государственном займе такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно. Способность увеличивать или сокращать денежную массу. С помощью банковского ссуды создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский займ может служить фактором проявления и роста избыточной агрегата денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг. Правовые основы государственного займа В настоящее время государственный кредит регулируется законом «О государственном внутреннем долге России». По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физлицами, если иное не установлено законодательными актами России. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства РФ могут быть в форме займов, полученных Правительством РФ, государственных кредитов, осуществляемых посредством эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия денежной эмиссии выдачи и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управление государственным долгом. Обслуживавание государственного внутреннего долга России производится центробанком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Внутренний валютный долг погашается на основании Указа президента «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего союза ССР», где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физ. Для обеспечения выплаты задолженности физлицам — резидентам бывшего союза ССР использовать: средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физ. По Указу «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга» было предложено Внешэкономбанку произвести конвертацию средств- клиентов, которые были вложены в банк в разной валюте, в свободно конвертируемую валюту — американские доллары в определенном соотношении. Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено мин фину РФ совместно с центробанком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем эмиссии ценных бумаг гос. В результате 15 марта 1993 г.

В условиях эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного ссуды указаны форма и валюта денежной эмиссии, которыми являются облигации в американских долларах; дата эмиссии ценных бумаг — 14 мая 1993 г. Указано, как производятся платежи, где на дату платежа выплачиваются сумма основного долга и процентов в долларах Соединенных Штатов, дата платежа и сумма указаны на соответствующих облигациях. Указаны сроки погашения, последний из которых наступает 14 мая 2003 г. Закреплено, что все эти отношения освобождены от налогообложения, перевод средств производится за счет кредитора. Указывается период предъявления к оплате, который длится 10 лет с конца календарного года, в течение которого подошел срок оплаты. Указаны гарантии платежей, где кредитор берет на себя обязательства перевода долга. Определены права держателей в отношении погашения облигаций, где держатель имеет право заявлять требования к их погашению, закреплен орган, где будут и в дальнейшем печататься все уведомления в отношении облигаций, это «Российская газета» и «Известия». Таким образом государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству.

Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены. Особый интерес в области государственного займа представляет международный государственный кредит, где государство выступает на мировом финансовом рынке как в роли кредитора, так и заемщика. Внешняя задолженность страны на 1 декабря 1994 г. Из них 108,6 млрд. Долларов — это часть собственного долга Российской Федерации. Такое положение сложилось и не противоречит п. В 1995 году Россия должна была отдать в виде процентов по внешним долгам 6,44 млрд. В связи с дефицитностью бюджета предполагается взять для погашения этого долга особые займы. Однако надо знать, что любые займы только увеличивают долговую кабалу для государства и могут скзаться на развитии экономики и социальной сферы для следующих поколений. Учитывая это, в ст.

В отношении международного государственного ссуды действует федеральный закон: «О государственных внешних заимствованиях России и государственных кредитах, предоставляемых Россией иностранным государствам, их юр. По этому закону государственными внешними заимствованиями РФ являются привлекаемые из иностранных источников займы кредиты. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ. Государственные кредиты, предоставляемые РФ иностранным государствам, их юрлицам и международным организациям формируют государственные внешние зарубежные активы РФ. Заимствование и займы осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юрлиц, если они действуют по уполномочию Правительства РФ, оформленному в виде его постановления. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований и предоставляемых РФ государственных ссуд. В частности, предельный размер государственных внешних заимствований РФ, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате долга РФ. Предельный размер предоставляемых займов определяется соответствующей расходной статьей федерального бюджета на текущий годз. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых ссуд находится в ведении министерства финансов РФ, а их порядок определяется Правительством РФ. Государственного займ в Республике Беларусь Под формой займа понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает займ.

В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного ссуды. Товарная форма хлебный и сахарный кредиты применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма займа получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения 1924 г. Право привлекать заемные средства у юридических и физ. Государственные кредиты характеризуются тем, что временно свободные денежные средств, имеющиеся у физических и юр. Для заемщиков государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный профит. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам заемщикам ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность ; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т. Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного ссуды определяются: составом кредиторов и заемщиков; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения займа; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска заемщика и кредитора.

В зависимости от характеристики кредитора государственный кредит бывает: централизованный; децентрализованный. В первом случае в качестве кредитора выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган министерство финансов , во втором - местные органы власти Совет депутатов. Децентрализованные кредиты проводятся для частичного покрытия издержек местного бюджета, а целевые кредиты для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные кредиты обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид кредитов должного развития пока не получил выпуск облигаций первого Минского целевого жилищного кредита носил явно экспериментальный характер, поэтому остается надеяться на дальнейшее совершенствование нормативной базы в процессе дальнейшего денежной эмиссии, размещения и обращения таких бумаг. По месту получения ссуды, государственный кредит подразделяется на: внутренние и внешние кредиты По срокам они делятся на: краткосрочные до 1 года ; В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного займа. В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные кредиты; безоблигационные кредиты. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центробанком госбюджета - это примеры безоблигационных ссуд. Облигация - это ценная бумага , удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юр. Выпускаются облигации внутренних государственных и местных кредитов.

Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными целевыми , выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физлиц, а так же обязательную покупку их юрлицами. Казначейские обязательства векселя государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного выгоды в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физ. Ценные бумаги государства делятся на две группы: бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке; бумаги, не поступающие на вторичный рынок. На вторичный рынок поступают казначейские векселя обязательства и облигации. Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации или другой вид ценной бумаги , оформляющие внешний долг; облигации органов власти. Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет национальный банк. При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет профит от нее, который зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной величины, срока, условий эмиссии, степени риска, темпов инфляции.

Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то заемщики несут убытки, а кредитор получает прибыль. Для заемщика при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск , присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента государства уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника и эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со снижением цены или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск — это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого — фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их денежной эмиссии и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз. В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, то есть снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг.

Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам. Республика Беларусь как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные. Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на конкурсе инвесторам — участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе по цене ниже номинала по предлагаемым на тендере ценам, но не ниже цен, устанавливаемых минфиным в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи.

Бюджетный финансовый год - период времени, в течение которого осуществляются операции со средствами бюджетов согласно утвержденного закона о бюджете; в России бюджетный год - с 1. Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. Бюджетный федерализм - это форма организации межбюджетных отношений, которая позволяет сочетать фискальные интересы федерации с самостоятельностью региональных и местных бюджетов. Взаимные расчеты - это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней, связанные с передачей полномочий по расходам и доходам, а также в связи с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, происшедшим после принятия закона о бюджете. Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования государственных финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет для целевого финансирования некоторых общественных потребностей. Главный распорядитель - это орган государственной власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета согласно ведомственной классификации. Государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями. Государственный кредит - экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными организациями, при которых государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом. Основными инструментами дискреционной финансовой политики являются общественные работы, социальные программы, правительственные закупки, государственные инвестиции, управление налогами. Дотация - форма расходования бюджетных средств, при которой средства предоставляются бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах без определения их целевого использования Доходы бюджета - это экономические отношения между государством и другими экономическим субъектами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти разного уровня. Отсроченная сумма налогового платежа используется для инвестиций в основной и оборотный капитал. Кредитное соглашение заключается между предприятием получателем и финансовым органом исполнительной власти и может предусматривать уплату процентов за пользование инвестиционным налоговым кредитом Консолидированный бюджет - это свод бюджетов различных уровней. Контрольные цифры - показатели, отражающие специфику деятельности бюджетного учреждения: объем услуг, показатели технической оснащенности, социального развития и др. Косвенные налоги взимаются в ценах товаров и услуг. Это НДС, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Кэптивное карманное страхование - это страхование внутри какой-либо отрасли или финансово-промышленной группы по ограниченному кругу объектов , обслуживающее интересы учредителей, которыми обычно являются финансовые, банковские структуры внутри ФПГ или концерна ЖАСО, Военно-страховая компания, Энергогарант, СоГаз, АФЕС, Лукойл. Местное самоуправление - в международном праве трактуется как право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действии для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти. Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с налоговым законодательством РФ, решениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления Местный бюджет - смета доходов и расходов местных органов управления. Местные бюджеты формально обособлены от государственного бюджета, однако их бюджетные полномочия определяются актами центрального правительства. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Муниципальный заказ - это соглашение между органом местного самоуправления и подрядной организацией о выполнении работ услуг , финансируемых за счет средств местного бюджета. Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения. Недискреционная финансовая политика - способность экономической системы к самостоятельной стабилизации с помощью инструментов, называемых встроенными стабилизаторами, используемых государством без принятия каких-либо дополнительных законодательных актов. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, социальные выплаты, программы помощи фермерам, эффект надежности компаний, инертность склонности к потреблению.

Тема 4 Гос кредит и госдолг 2 часа (1).doc

  • Государственный кредит: совершенствование его форм и инструментов
  • Город Ленск
  • Студопедия — Формы государственного кредита
  • Ключевые слова

43. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

В условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных поступлений. Таким образом, привлечение и возврат средств в виде государственного кредита выражают перераспределительные отношения в рамках экономической системы. изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Выделите неверное утверждение: в составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий внебюджетные фонды входят в состав бюджета государства государственный кредит входит в состав государственных финансов. Государственный кредит – это разновидность кредита, в котором одной из сторон договора (кредитором, гарантом или заемщиком) выступает государство.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы. По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.

Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства.

В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финансов, реализация ценных бумаг государства - на банковскую систему. Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы. Накануне тиража имеющиеся облигации опечатываются, по получении официальной таблицы выигрышей они проверяются специальной комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего обращения, выигрыши по ним зачисляются в доход бюджета. На следующий день возобновляются операции по купле и продаже облигаций выигрышных займов. Операции с облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся постоянно.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия. При управлении государственным долгом используется также его реструктуризация. Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с согласия кредиторов, с рассрочкой платежа то есть принятии других долговых обязательств в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения пересмотр сроков платежей, списание части долга.

В целях управления государственным долгом и его снижения в России разрабатывается программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год, с указанием цели, источников и объёмов заимствований, а также сроков возврата.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг. В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь.

Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета. В процессе управления государственным долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся: — аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается по обязательствам по выпущенным займам внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом.

Аннулирование государственного долга может объявляться в основном по двум причинам: во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, то есть его банкротства, и, во-вторых, в результате прихода в стране к власти новых политических сил, не желающих по экономическим соображениям признать финансовые обязательства предыдущих властей; — рефинансирование — погашение страной государственной задолженности путем выпуска новых займов; — новация — соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данным кредитору другим обязательством; — конверсия — изменение доходности займов. Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг; — консолидация — увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов. Возможна и обратная операция — уменьшение срок действия государственных займов.

Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу, а главное экономит расходы государства; — отсрочка погашения займа проводится правительством в тех случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Конверсия, консолидация, унификация государственных займов обычно осуществляются в отношении только внутренних займов. Относительно новации и отсрочки погашения обязательств, то эти меры возможны и по отношению к внешней задолженности.

Отсрочка погашения займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему. В последние годы в управлении внешним государственным долгом широкое распространение получила практика реструктуризации долга, то есть переноса на более поздние сроки 10 лет и более платежей по долгу.

Государственный долг Республики Беларусь обеспечивается всем находящимся в республиканской собственности имуществом и другими активами. Эффективное управление государственным долгом является важным инструментом ускорения социально-экономического развития Республики Беларусь. Вопросы для самоконтроля 1.

Какие функции выполняет государственный кредит? В чем проявляется положительное воздействие государственного кредита на развитие экономики страны? Определите основные формы государственного кредита.

Охарактеризуйте сущность государственных займов и их классификационные признаки. Определите сущность гарантий по кредитам и кем они предоставляются. Охарактеризуйте сущность внешних государственных кредитов и определите их цели.

В чем состоит сущность внутреннего и внешнего государственного долга? Кем утверждается лимит предельный размер государственного долга в Республике Беларусь?

Финансовая политика государства на современном этапе Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций представляет собой финансовую политику.

Важнейшей целью финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста, соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий. Оно включает: 1 разработку общей концепции финансовой политики, определение ее стратегических направлений ,целей, главных задач; 2 создание адекватного финансового механизма; 3 управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики: 1 обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 2 установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; 3 организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; 4 выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; 5 создание эффективной системы управления финансами. Основа современной финансовой политики - это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов. На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм.

Государство отказывается от директивного участия руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все экономические субъекты следуют единым правилам распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительную переписку. Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут плательщики.

Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависит от широты выполняемых государством функций. Финансовый механизм в реализации финансовой политики Главной целью финансовой политики государства является мобилизация финансовых ресурсов, их распределения и использование. Финансовая политика - это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс.

Она предполагает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательность разумных действий на основе разработанного плана и имеющихся ресурсов для решения поставленных задач. На современном этапе развития экономики финансовая политика направлена на борьбу с инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действенной базы рыночных отношений, совершенствования налоговой системы, сокращающей налоговое бремя товаропроизводителей, но обеспечивающей вместе с тем рост доходов бюджета, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, сокращения государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государственных форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организаций бюджетной системы ,финансов предприятий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий