Выступления а ф кони в д спасовича ф н плевако представляют вид красноречия

Его современники прозвали Ф.Н. Плевако, за его дар красноречия, московским златоустом, а также они считали его досто-примечательностью Москвы, таким как Царь-пушка, Царь-колокол или Третьяковская галерея2. — Из государств древнего мира особенное значение для истори С. красноречия имеют Афины и Рим. В Афинах С. красноречие достигло высокой степени развития благодаря свободному политическому устройству и существованию народных судов (гелиасты). Выступления А. Ф. Кони, В.Д Спасовича, Ф. Н. Плевако представляют Ответ вид красноречия.

Рыцарь правосудия (вступительная статья к книге «Ф. Н. Плевако. Избранные речи»)

Но большего расцвета судебное ораторское искусство достигло здесь в XIX в., его представляли настоящие мастера судебной речи: Жюль Фавр, Лашо, Беррье, братья Дюпен, Шэ д'Эст Анж, Лабори, Кремье, Морнар. Судебное красноречие – род красноречия по сфере употребления: речевое мастерство в области гласного публичного судопроизводства, направленное на вынесение законного и справедливого приговора по судебному делу. блестящий образец русского судебного красноречия. Она отличается исключительно психологической глубиной, тонким анализом душевного состояния убитой и подсудимого. Такие примеры находим в речах А.И. Урусова, Ф.Н. Плевако и В.Д. Спасовича по делу Дмитриевой и Каструбо-Карицкого, где защита одного противоречила защите другого, так как подсудимые перекладывали виновность друг на друга.

Искусство речи А. Ф. Кóни. Автор к.и.н. Н. П. Ерошкин.

Красноречие для юриста: 4 важных составляющих Необходимо отметить значение и судебного красноречия, которое достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства. Его расцвет связан с судебной реформой 1864 года и введением суда присяжных.
Искусство речи А.Ф. Кони. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников Как в голливудских фильмах или в историях о знаменитом адвокате Ф.Н. Плевако (вспомните его речь в защиту старушки, укравшей чайник). Но умение говорить красиво и убедительно требуется не только при публичных выступлениях.
Как адвокат Плевако выиграл два безнадежных дела на чистом экспромте | ИстПросвет | Дзен В учебном пособии рассматриваются назначение и характерные особенности судебной речи как жанра ораторского искусства, способы и методы аргументации, речевые средства логичности и воздействия судебной речи, этика речевого поведения судебного оратора.

Вопрос 17 Особенности судебного красноречия Ф.Н. Плевако.

Оратором Плевако был уникальным, — что называется, от Бога. Правда, в отличие от иных корифеев присяжной адвокатуры — таких как А.И. Урусов, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский (но под стать В Д. СпасОвичу и П. А. Александрову), он был беден внешними данными. Речь Плевако в защиту Бартенева по делу об убийстве артистки Висновской – блестящий образец русского судебного красноречия. Она отличается исключительно психологической глубиной, тонким анализом душевного состояния убитой и подсудимого. глубиной мысли и ясностью изложения, как А.Ф. Кони. Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах и основные черты ораторской речи.

Юридическая риторика в профессиональной деятельности будущего юриста

Преднамеренное нарушение логических законов в споре называется… Эристикой. Отступлением от тезиса. Высказывание для доказательства тезиса называется… Антитезисом. В начале собрания. В конце собрания. В начале следующего собрания.

Образцовое рассуждение называется… 59. Элементы зрелища: технические, ……………, риторические. Спорное утверждение. Противопоставление одного предмета другому. Тезис оппонента.

В состав античного тривиума входят: грамматика, риторика, ……………….. Арифметика Музыка. Диалектика философия. Отступление в речи служит для… Отдыха оратора Того, чтобы поговорить на другую тему. Того, чтобы оправдать свою позицию.

Признать свою ошибку. Главное для ораторского успеха - Подобрать аргументы. Дать представление о главной идее речи. Поддерживать контакт со слушателями. Правильно говорить.

Слова и стиль выбираются прежде всего в соответствии с… Правилами литературного языка. Предметом речи. Уровнем аудитории. Целью речи. В дискуссии после прений обычно… Объявляют перерыв.

Далее происходило постепенное введение в силу Судебных уставов 20 ноября 1864г. К концу XIXв. Судебные уставы были изменены рядом законодательных актов, а само судопроизводство было полностью реформировано лишь в 37 губерниях России, тогда как на Кавказе, в Прибалтике, Сибири и многих других регионах суд присяжных так и не был введен. Дом Плевако. Дата постройки:1817г. Москва, Большой Афанасьевский пер. Снесен в 1993г. Федор Плевако начал свою практическую юридическую деятельность, бесплатно составляя документы в канцелярии Московского окружного суда. Затем последовала должность помощника присяжного поверенного М.

Доброхотова, а 19 сентября 1870г. Федор Никифорович сам стал присяжным поверенным Московской судебной палаты. На фото: Федор Николаевич Плевако в центре С тех пор фамилия Плевако становится нарицательной, слава о блистательном адвокате бежит впереди него. Судебные речи Федора Никифоровича Плевако становятся не только учебным пособием для студентов юридических ВУЗов, но и достоянием литературного наследия России. Отличительными чертами выступлений Плевако в суде является неизменная эмоциональная сдержанность, логическое обоснование утверждений и непременное цитирование Святого писания. Плевако в полной мере реализовывал в своей работе принципы Судебной реформы. Его мастерство в защите обвиняемых не зависело от статуса и уровня благосостояния участников процесса. Ставя во главу рассуждений о степени вины обвиняемого прежде всего российские законы, Плевако, тем не менее, будучи истинным православным христианином, никогда не забывал о моральной ответственности людей друг перед другом. Знаменитые судебные процессы с участием Федора Никифоровича Плевако: дело люторических крестьян, дело севских крестьян, дело о стачке рабочих Товарищества С.

Морозова, дело Бартенева, дело Грузинского и др. Портрет Шаляпина. Коровин 1911г. Впоследствии Плевако заслужил чин действительного статского советника, соответствующий статусу генерал-майора. Обладая литературным талантом, Плевако печатался в журналах под именем Богдана Побережного. Гениальный адвокат вращался кругу не менее гениальных людей своего времени. Умер Федор Никифорович Плевако 23 декабря 1908г. Могила Ф. Ваганьковское кладбище Многие судебные речи Плевако еще при жизни великого адвоката стали анекдотами и даже притчами, передававшимися из уст в уста.

А современный юрист волей-неволей, но вдруг щегольнет афоризмом, призывая в помощь гениального юриста. Федор Никифорович Плевако: «Бранное слово — это междометие народного языка» «За прокурором стоит закон, а за адвокатом — человек со своей судьбой, со своими чаяниями, и этот человек взбирается на адвоката, ищет у него защиты, и очень страшно поскользнуться с такой ношей» «Есть моменты, когда душа возмущается неправдой, чужими грехами, возмущается во имя нравственных правил, в которые верует, которыми живет, — и, возмущенная, поражает того, кем возмущена… Так, Петр поражает раба, оскорбляющего его учителя. Потерпевшая пыталась взыскать с незадачливого дон-жуана приличную сумму денег в качестве возмещения ущерба. Женщина утверждала, что обвиняемый затащил ее в гостиничный номер и изнасиловал. Мужчина в ответ парировал, что их любовный моцион произошел по взаимному согласию. И вот, перед присяжными держит речь блистательный Федор Никифорович Плевако: — Господа присяжные, — заявляет он. Женщина тут же вскакивает и кричит: — Неправда! Туфли я сняла! В зале хохот.

Подзащитный оправдан. По всему выходило, что подсудимому нечего рассчитывать на благосклонность присяжных. Прокурор убедительно описал всю глубину падения священнослужителя, погрязшего в грехах. Наконец, со своего места поднялся Плевако. Речь его была краткой: «Господа присяжные заседатели! Дело ясное.

Посягать на неё нельзя. На собственности держится благоустройство страны, "и если позволить людям не считаться с ней, страна погибнет". Настала очередь выступить Плевако. В своей неподражаемой манере он произнёс экспромт, обыгрывающий последнюю фразу прокурора: "Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла жестяной чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет". Старушку после таких слов оправдали, а Плевако довольный поехал домой. Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии и будьте здоровы О неточностях и опечатках просьба сообщить автору 1,8K Предыдущая статья Следующая статья Андрей Г. Я сам адвокат и работал им более 20-ти лет. В ходе учебы в юр. Волгограде Сталинграде изучались речи известного адвоката Ф. Плевако ставшим известным на громких политических и гражданских процессах того времени. Читателям статьи надо понимать, что адвокат был красноречив использовал приемы казуистики, был на волне в РИ "демократических" взглядов.

Эрнстом в книге «Слово предоставлено Вам», можно считать «смертельным»: Причиной коммуникативной неудачи во фрагменте приветственной речи: «Дорогие товарищи дети! Ваш неустанный, упорный труд только тогда снискает то, что он должно снискивать, если вы с полной отдачей, с беззаветной работоспособностью, тягой к знаниям, так ха В речевом акте: А. А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь. Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись. Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки. RU Но не только присяжные поддавались обаянию большого таланта Плевако, и коронные судьи нередко оказывались в плеву его большого, сильного и тонкого психологического воздействия. Выступления А.

Судебное красноречие

Обращает на себя также внимание речь Плевако по слушавшемуся в том же суде в 1880 году делу 19-летней девушки, Качки, обвинявшейся в убийстве студента Байрошевского, с которым она находилась в любовной связи. Некоторые из его выступлений обросли легендами. Описание работы. Целью данного исследования является определение особенностей выступлений Анатолия Федоровича Кони, их дальнейший анализ и систематизация. Изучить уникальность А. Ф. Кони как оратора и юриста. b. Ф.Н. Плевако. c. А.Ф. Кони. 30. Образ оратора представлен в работе К.Л. Луцкого: a. «Судебное красноречие». b. «Оратор на суде». c. «Риторика в судебном зале». 31. Любимыми риторическим средствами А.Ф. Кони являются. Ораторское искусство — искусство публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению. описание образа судебного оратора, раскрытие значения нравственности в судопроизводстве, опираясь на научные труды А.Ф. Кони; выявление секрета успеха А.Ф. Кони на поприще судебного красноречия, демонстрирование особого характера его речей.

«Культура устной речи»

Ваш неустанный, упорный труд только тогда снискает то, что он должно снискивать, если вы с полной отдачей, с беззаветной работоспособностью, тягой к знаниям, так ха В речевом акте: А. А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь. Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам.

Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно.

С Учись. Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки. RU Но не только присяжные поддавались обаянию большого таланта Плевако, и коронные судьи нередко оказывались в плеву его большого, сильного и тонкого психологического воздействия.

Выступления А. Плевако представляют вид красноречия: «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя.

Серл, П. Грайс, П. Стросон Риторический канон 55. Акцио — раздел риторического канона, в котором изучается... Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны — порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!

Диспозиция — это раздел риторического канона, в котором происходит... Инвенция — это раздел риторического канона, в котором осуществляется... Теория Эрудиция Чтение Деловые игры Часть 2. Укажите последовательность расположения элементов риторического канона: 1 инвенция 2 диспозиция 3 элокуция 4 мемориа 5 акцио 80. Элокуция — это раздел речевого сообщения, в котором осуществляется... Этому этапу риторического канона соответствуют следующие виды деятельности: выбор темы если дана такая возможность , определение основной цели сообщения, формулирование названия речи, продумывание эскизного плана. Мицич 92. Маккей 93.

Карнеги 94.

Развитие риторики в России. Примеры ораторского искусства в России известны с XVII века, но они в основном носили неконфронтационный характер. Сам термин "риторика" впервые появляется в переводе греческой рукописи "Об образах" в 1073 г. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам "Пчела", "Домострой". Первый переводной учебник - книга Меланхтона 1620. По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием 1617.

Примечательно, что этот учебник состоял из двух книг - "Об изобретении дел" и "Об украшении". Книга пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России.. В 1705 г. Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было "Краткое руководство к красноречию" 1747 , написанное М. Ломоносовым 1711-1765. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVIII веке, но и в последующие периоды.

В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией. Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей того времени и принесло ученому громкую славу. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». Белинский считал ее «великою заслугою своего времени». Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования. Ответом на них служат "Правила высшего красноречия" Сперанского, созданные на основе лекционного курса, который он читал в 1792 г.

С 60-х гг. При этом вслед за критикой крупнейшие филологи - А. Потебня и А. Веселовский - провозглашают основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падал, пока в России не был проведен ряд судебных реформ Александра II, которые положили начало расцвету конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: П.

Речь его состояла всего из нескольких фраз: «Господа присяжные заседатели, дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех? Выступал защитником на крупных политических процессах: дело люторических крестьян 1880 , дело севских крестьян 1905 , дело о стачке рабочих фабрики С. Морозова 1886 и др. Владимир Данилович Спасович 1829-1906. Русский юрист, специалист по международному праву, уголовному праву и процессу. Основные труды — «Учебник уголовного права» 1863. Если речи Ф. Плевако походят на впечатляющие художественные произведения, то речи В. Спасовича восхищали тщательностью анализа обстоятельств дела, строгой логичностью умозаключений. Он убедительно доказывал закономерность событий - они должны были развиваться именно так, как произошли. Даже при описании состояния обвиняемого Спасович психологический анализ заменял логическим. Он говорил не о том, что чувствовал его подзащитный, а о том, что он должен был чувствовать. При опровержении показаний противостоящей стороны Спасович прежде всего находил противоречия в их утверждениях. Спасовича заслуженно называли «королем русской адвокатуры», много сделавшим для того, чтобы защита велась на научной основе. Он был активным творцом основ русского судебного ораторского искусства, одним из создателей школы русского судебного красноречия. Петр Акимович Александров 1838-1893. Великолепным оратором был адвокат П. Его речи всегда считались деловыми, строг логическими, остроумными, полными добродушного юмора, но чаще - сарказма. Про сарказм Александрова говорили, что он, как разрывная пуля, убивает наповал. Защитительная речь Александрова по делу Веры Засулич явилась крупным событием общественной жизни.

Красноречие для юриста: 4 важных составляющих

Читать бесплатно книгу «Судебные речи» Федора Плевако полностью онлайн — MyBook Спасовича заслуженно называли «королем русской адвокатуры», много сделавшим для того, чтобы защита велась на научной основе. Он был активным творцом основ русского судебного ораторского искусства, одним из создателей школы русского судебного красноречия.
Читать бесплатно книгу «Судебные речи» Федора Плевако полностью онлайн — MyBook Судебное красноречие – род красноречия по сфере употребления: речевое мастерство в области гласного публичного судопроизводства, направленное на вынесение законного и справедливого приговора по судебному делу.
Искусство речи А.Ф. Кони. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников Дорогие друзья! Просьба подписываться на наш канал и не забывать ставить лайки и комментировать. Пересылать ссылку на канал друзьям в мессенджере WhatsApp.

Лучшие речи гениального адвоката Федора Плевако

Описание работы. Целью данного исследования является определение особенностей выступлений Анатолия Федоровича Кони, их дальнейший анализ и систематизация. Изучить уникальность А. Ф. Кони как оратора и юриста. Его современники прозвали Ф.Н. Плевако, за его дар красноречия, московским златоустом, а также они считали его досто-примечательностью Москвы, таким как Царь-пушка, Царь-колокол или Третьяковская галерея2. Ф.Н. Плевако (1843-1908) родился в г. Троицке Оренбургской губернии. Окончив Первую Московскую гимназию, Федор Плевако поступил в 1859 году на юридический факультет Московского университета и в 1864 году окончил его со степенью кандидата прав. 18. Кто в своем труде «Искусство речи на суде» впервые обобщил опыт русского судебного ораторского искусства? a. Ф. Н. Плевако b. П. С. Пороховщиков c. В. Д. Спасович d. П. А. Александров 19. — Из государств древнего мира особенное значение для истори С. красноречия имеют Афины и Рим. В Афинах С. красноречие достигло высокой степени развития благодаря свободному политическому устройству и существованию народных судов (гелиасты).

Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие 2-е издание 14 стр.

Кони, иногда истинный талант [1]. Имена П. Александрова, М. Громницкого, Ф. Плевако, В. Спасовича, С. Андреевского, К.

Арсеньева, А. Урусова, Н. Карабчевского и других прочно вошли в историю русского судебного красноречия. Среди этих выдающихся ораторов особое место по праву занял А. Кони, талант которого развивался и совершенствовался вполне самобытно, как самобытно развивалось русское судебное красноречие. Личность А.

Кони оставила глубокий след в истории общественной, литературной и государственной жизни дореволюционной России. Безупречной, прогрессивной деятельностью завоевал он имя «доблестного рыцаря», «рыцаря права». Среди видных дореволюционных юристов существовали различные взгляды на роль судебного оратора в процессе, на дозволенность тех или иных приемов в ходе прений сторон. Если талантливый дореволюционный адвокат С. Андреевский рекомендовал молодым ораторам не особенно заботиться об анализе доказательственного материала в суде, а центр тяжести переносить на исследование психологического состояния подсудимого в момент совершения преступления, то находились такие теоретики и практики судебного красноречия, которые советовали: «Будьте постоянно и неуклонно несправедливы к противнику… Рвите речь противника в клочки, и клочки эти, с хохотом, бросайте на ветер… Разрушая построение противника, не заботьтесь о том, чтобы дать свое собственное построение» [2]. Подобные поучения находили своих последователей и в среде обвинителей и в среде защитников, которые ради достижения цели обвинения или защиты во что бы то ни стало не пренебрегали никакими средствами, оправдывая свои неправомерные действия общеизвестной формулой, — в борьбе все средства хороши.

Кони же в своих выступлениях неоднократно подчеркивал значение нравственных начал в судебной деятельности, и это не случайно. В течение ряда лет он настойчиво разрабатывал курс судебной этики. Все главные приемы судоговорения следовало бы подвергнуть своего рода критическому пересмотру с точки зрения нравственной дозволенности их. Мерилом этой дозволенности могло бы служить то соображение, что цель не может оправдывать средства и что высокие цели правосудия… должны быть достигаемы только нравственными средствами. Кроме того, деятелям судебного состязания не следует забывать, что суд в известном отношении есть школа для народов, из которой, помимо уважения к закону, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству» [3]. В многочисленных печатных работах и публичных выступлениях А.

Кони старался привить мысль, что суд, судебное разбирательство, прения сторон должны быть школой нравственного воспитания народа. Этим целям он на протяжении многих лет подчинял свою деятельность. К каждому слову, к каждой фразе он относился с чувством большой ответственности. Отсюда вытекали и его требования к судебному оратору. Образованный юрист, отмечал А. Кони, должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального.

Эту идею он настойчиво развивал в ряде своих работ. В сохранении душевной чистоты и гуманности он видел важнейшую заповедь для лиц, вступивших на судебное поприще. Жизнь многогранна. Все ее проявления не укладываются в правовые регламенты. Поведение человека обусловлено рядом не всегда уловимых причин. Большая и почетная задача возлагается на юриста, который «не должен ограничиваться одним знанием права, кассационных решений, не должен закрывать глаза перед жизнью, не должен быть «статистом» в том смысле, как понимал это слово один представитель судебного ведомства семидесятых годов, производя его от слова «статья», — нет, он должен быть широко и глубоко образованным человеком, сведущим в истории, искусстве, литературе.

С ними судья не сделается ремесленником. Игнорируя эти условия, судья упустит из виду высший предмет правосудия — человека». Заботу о человеке, о справедливом решении его судьбы А. Кони ставил выше всего. Взгляд А. Кони на судебного оратора выражен в следующем утверждении: «Показная и, если можно так выразиться, в некоторых случаях спортивная сторона в работе обвинителей и защитников всегда меня от себя отталкивала, и, несмотря на неизбежные ошибки в моей судебной службе, я со спокойной совестью могу сказать, что в ней не нарушил сознательно одного из основных правил кантовской этики, т.

В этом утверждении — в недопущении рассматривать человека как средство для достижения даже возвышенных целей — состояло нравственное кредо Кони. Его девиз — цель не может оправдывать средства в правосудии — высоко гуманен. Кони требовал от судебных ораторов осмотрительности при выборе используемых ими средств. Блестяще владея иронией, он неоднократно предупреждал молодых судебных деятелей о необходимости пользоваться ею с большим тактом. Это оружие, говорил он, обоюдоострое и требующее в обращении с собой большого умения, тонкого вкуса и специального дарования. Неизменный успех А.

Кони — это не только результат его большого дарования. Это плод упорного, повседневного труда, всестороннего совершенствования ораторских приемов. Судебным ораторам Кони рекомендовал безоговорочно выполнять три условия: «Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами, причем, конечно, к этому знанию относится и знакомство с сокровищами родной литературы… Наконец, …нужно не лгать … искренность по отношению к чувству и к делаемому выводу или утверждаемому положению должна составлять необходимую принадлежность хорошей, т. Он неоднократно повторял, что в литературе нет плохих сюжетов, а в суде не бывает неважных дел, в которых человек образованный и впечатлительный не мог бы найти основы для художественной речи. Предъявляя высокие требования к судебному деятелю, А. Кони распространял их без каких-либо скидок на всех лиц, участвующих в процессе.

Так, рассматривая деятельность Ф. Плевако, даровитые выступления которого в суде порождали легенды, А. Кони не оставлял без осуждения поверхностного ознакомления с делом, допускаемого этим выдающимся адвокатом. Выступления А. Кони в суде не ограничивались узкими рамками дела. Он почти всегда в той или иной мере затрагивал проблемы уголовного или уголовно-процессуального права.

Поэтому, рассматривая ораторское мастерство А. Кони, нельзя пройти мимо его суждений по различным юридическим вопросам, которые характеризуют его как прогрессивного юриста. Кони справедливо называли создателем русской школы судебного красноречия. Его наставничество не утратило и сегодня своего большого значения. Значительной частью его наследия являются обвинительные речи, произнесенные перед судом присяжных заседателей. Именно здесь прежде всего проявилось могучее дарование первоклассного судебного оратора, непревзойденного мастера живого слова, тонкого и умелого аналитика доказательственного материала, глубокого психолога и тонкого знатока движений человеческой души.

В одном из своих писем к А. Кони Ф.

Вот уж и впрямь не ведали, что творили эти узколобые лбы, совершая человеческое жертвоприношение»,— с горечью вспоминал об этом Фёдор Никифорович [9]. Осенью 1853 года благодаря долгим отцовским хлопотам Фёдор и Дормидонт были приняты в 1-ю Московскую гимназию на Пречистенке — сразу в 3-й класс [6]. В этот же год в гимназию поступил и Пётр Кропоткин и тоже в 3-й класс [10]. Ещё во время учёбы братьев в гимназии их отец скончался. Он был холост. С нами достаточно ласков. Умирая, оставил распоряжения в нашу пользу, давшие нам возможность учиться и встать на ноги. Несмотря на это, он не женился на моей матери и оставил нас на положении изгоев», — недоумевал уже в зрелые годы Плевако [9].

Фёдор окончил юридический факультет Императорского Московского университета в 1864 г. Как раз в это время были приняты новые Судебные уставы, сделавшие правосудие гласным. В уголовный процесс было введено судебное следствие, появился суд присяжных. А состязательность суда потребовала адвокатов [9]. Плевако поначалу состоял в Москве кандидатом на судебные должности. В 1870 году Плевако поступил в сословие присяжных поверенных округа московской судебной палаты, что улучшило его материальное положение. Он приобрёл в собственность дом по адресу: Большой Афанасьевский переулок , 35 дом снесён в 1993 году [11]. Вскоре он стал известен как один из лучших адвокатов Москвы, часто не только помогавший бедным бесплатно, но порой и оплачивавший непредвиденные расходы своих нищих клиентов. В молодые годы Плевако занимался научными работами: в 1874 году он перевёл с немецкого на русский язык и издал курс римского гражданского права Г. По своим политическим воззрениям он принадлежал к « Союзу 17 октября ».

Адвокатская деятельность Плевако прошла в Москве, которая наложила на него свой отпечаток. Религиозное настроение московского населения, богатое событиями прошлое Москвы и её обычаи находили отклик в судебных речах Плевако. Они изобилуют текстами Священного Писания и ссылками на учение святых отцов. Считается, что не было в России оратора более своеобразного.

Карабчевский, К. Арсеньев, A. Бобрищев-Пушкин, П.

Обнинский, А. Урусов, В. Пржевальский, Н. Холев, М. Казаринов писали стихи или прозаические произведения, очерки о русских писателях, сотрудничали в журналах. Так, А. Андреевский - поэт, литератор, критик.

Арсеньев печатал статьи в «Русском вестнике», в «Отечественных записках». Спасович, «король адвокатуры», опубликовал 10 томов статей по истории русской и мировой литературы. Урусов много времени посвящал журналистской деятельности, выступал как литератор и театральный критик. Литературная деятельность позволяла многим из них стать «говорящими писателями», создателями литературного языка защитительной речи - мастерами живого слова. Русские судебные ораторы XIX в. Показательны в этом плане речи Ф. Плевако по делу рабочих Коншинской фабрики, по делу люторических крестьян, по делу игуменьи Митрофаньи; речь П.

Александрова по делу Веры Засулич; речи Н. Карабчевского по делу Сазонова, по делу Гершуни. Александров в речи по делу Сарры Модебадзе сказал: «Я бы желал исполнить долг мой не только как защитника, но и как гражданина, ибо нет сомнения, что на нас как общественных деятелях лежит обязанность служить не только интересам защищаемых нами, но и вносить свою лепту, если к тому предоставляется возможность, по вопросам общественного интереса». Мысль о выполнении функций судебного оратора выразил В. Спасович в речи по делу Крестовского: «Это такая же служба, как воинская повинность; ее можно исполнять двояко: как казенщину, формально или с усердием, влагая душу в дело, употребляя все усилия, чтобы подействовать на ум и сердца судей». Русские юристы выполняли свою «службу» с усердием, влагая в нее душу и весь талант. Судоговорение в советский и постсоветский периоды Если в условиях дореволюционной России судебное красноречие имело целью не только объективное исследование обстоятельств дела, но и воздействие на чувства присяжных заседателей, то в условиях советского судопроизводства доказательственная сторона судоговорения приобрела гораздо большее значение, чем психологический анализ.

Судебная речь стала значительно меньше по объему, ей в большей степени стали присущи формы логического развертывания и в гораздо меньшей - средства эмоционального воздействия. Юристами справедливо высказывалось мнение, что «в судебных процессах редко произносятся пышные фразы, длинные цитаты из художественных произведений» [256.

В характеристиках нет стремления представить личность противника в дурном свете и тем дискредитировать его; целью характеристики ставится выяснение характера и образа действий данного лица, насколько это необходимо для процесса.

Простота стиля, однако, не делает С. Самым выдающимся русским обвинителем является А. Кони см.

Из русских адвокатов приобрели известность П. Александров С. Андреевский, К.

Арсеньев, В. Герард, Н. Карабчевский, А.

Лохвицкий, П. Миронов, А. Пассовер, Ф.

Плевако, П. Потехин, В. Спасович, Е.

Утин, кн. Урусов, А. Теория С.

В видах удобства их можно рассмотреть, применяясь к аристотелевскому делению речей на 5 частей вступление, программа речи, изложение, доказательства и заключение. Само собою разумеется, что сообразно с обстоятельствами дела и объемом речи число ее частей и их расположение могут и должны меняться. В этом отношении оратор должен руководиться единственно началом целесообразности.

Вступление речи служит для подготовки слушателей, для введения их в предмет речи; неудачные первые фразы могут ослабить впечатление всей речи. Вступление произносится обыкновенно в спокойном тоне; исключение составляют реплики, вызванные несдержанными речами противников, и речи в процессах, в которых оратор обращается преимущественно к чувству судей, рассчитывая добиться таким способом снисхождения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий