Снижение государственных расходов трансфертных выплат и увеличение налогов

– сокращение государственных расходов; – увеличение налогов. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы. Фискальная (налогово-бюджетная) политика — правительственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины расходов или доходов государственного бюджета.

Виды бюджетно-налоговой политики - сущность, методы, цели и суть

В условиях инфляции проводится сдерживающая дискреционная политика уменьшение государственных расходов, увеличение налогов или их сочетание. Такая политика ориентируется на профицит бюджета и способствует замедлению инфляции, вызванной избыточным спросом, но может замедлить экономический рост. Автоматическая фискальная политика — основана на действии автоматических встроенных стабилизаторов в экономике. Под автоматическим, или встроенным стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения и позволяет уменьшить циклические колебания без необходимости принятия дополнительных мер со стороны правительства. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: 1 прогрессивная система налогообложения. В периоды спада доходы уменьшаются и, следовательно, облагаются налогом по более низкой ставке. Таким образом, в течение спада население и бизнес сталкиваются со снижением налогов. В период экономического подъема налоговые поступления автоматически возрастают, так как с ростом доходов налог уплачивается по более высокой ставке. Во время спада государственные расходы автоматически возрастают, поскольку увеличивается число тех, кто на законных основаниях может претендовать на получение пособий и других социальных выплат. Это препятствует резкому сокращению совокупного спроса, поддерживая покупательную способность населения.

В период подъема, когда ситуация в экономике улучшается, уровень безработицы снижается и государственные расходы на эти программы автоматически падают, что сдерживает совокупный спрос. Какой налог из перечисленных является косвенным: а подоходный налог; б налог на прибыль предприятий; в акцизы; 2. При пропорциональном налоге с ростом дохода ставка налога: а возрастает;.

Рассмотрим эти виды [2].

Первый вид бюджетно-налоговой политики — это стимулирующая фискальная политика. Суть стимулирующей фискальной политики заключается в том, что она проводится в период экономического кризиса так называемой стагнации экономики. В данной экономической ситуации жизненно необходимо максимально стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Для это государством применяются следующие основные меры: — повышение государственных закупок товаров и услуг; — снижение налогового бремени на предприятия; — повышение трансфертов если это позволяет бюджет. Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса и, как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

Второй вид бюджетно-налоговой политики — это сдерживающая фискальная политика. Если возник синдром «перекредитования», экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. При этом государством могут применяться следующие основные меры: — сокращение государственных расходов; — увеличение налогов; — сокращение трансфертов. Эти меры неизбежно приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Следующий вид — это дискреционная финансовая политика. Особенность этого вида политики в том, что она объявляется государством. Для этого финансовой политики характерны следующие маневры: — изменение государственных закупок в большую или меньшую сторону; — изменение налоговой ставки; — изменение трансфертных выплат и т. Автоматическая финансовая политика — это политика так называемых «встроенных стабилизаторов» [3]. Применяются следующие инструменты: — контроль процента подоходного налога; — косвенные налоги; — трансфертные пособия.

При этом следует учитывать, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране Остановимся несколько подробнее на таком виде финансовой политики, как автоматическая налогово-бюджетная политика. Одним из достоинств данной политики является наличие «встроенных стабилизаторов». Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос. Налог на добавленную стоимость далее по тексту — НДС , например, как косвенный налог и часть цены товара, — снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки.

Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат.

Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т. Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими.

Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны. Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты встроенные стабилизаторы включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, то есть здесь практически отсутствует временной лаг. Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика. Виды фискальной политики В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, то есть проводить стимулирующую экспансионистскую политику.

В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном — снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.

В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую рестрикционистскую фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса.

В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы. Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.

Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости.

Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки Приложение 3, рисунок 5. Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объеме выпуска Qe.

Фактический объем производства Q1, а потенциальный при полной занятости — Q2. Существующий при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается.

Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах линии G и Т остаются на прежних местах бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и отчасти поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального.

Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, то есть в стимулировании совокупного спроса. Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса.

Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой — сокращение совокупного спроса. Инструменты фискальной политики 2. Налоги — это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица предприятия, организации, граждане.

Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут. Назначение налогов проявляется в их функциях — фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства.

Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек , на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам.

Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка. Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет фискальная функция способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований экономическая функция.

В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства экономическая функция способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет фискальная функция. Они подразумевали факт обязательной уплаты денег и срок уплаты. Этот термин относился и к налоговым обязательствам.

А в прогрессивной Франции уже в XVI в. Многие европейские страны увеличили ассигнования в пользу здравоохранения, просвещения и правосудия. Изменилась и система государственного налогообложения.

Господствующим стал принцип равенства всех граждан перед налоговыми законами, в результате чего потребовалось уравнять налоговое бремя между всеми сословиями. Для уменьшения налогового бремени бедноты были отменены ввозные пошлины на хлеб, налог на убой скота. Пожалуй, самыми значительными следствиями принципа «всеобщего равноправия» стали прогрессивная шкала налогообложения и освобождение от налога доходов в сумме прожиточного минимума.

Прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход Приложение 4, рисунок 7. Сейчас все страны мира используют преимущественно прогрессивную шкалу налогообложения. Эффект мультипликатора.

Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога Приложение 7, рисунок 11. Здесь срабатывает эффект мультипликатора. Экономический смысл этого эффекта следующий.

При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога, повышается угол наклона линии совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.

Однако это положение касается только пропорциональных налогов. Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики. Исследования известного экономиста А.

Такая зависимость носит методологический характер и называется кривой Лаффера Приложение 7, рисунок 12. В середине 80-х гг. Влияние фискальной политики на государственный бюджет.

Государственный бюджет Государственный бюджет — смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы. Роль бюджета в национальной экономике значительна.

Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи TR , инвестиции I.

Государственные закупки — это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты трансферты — это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. Баланс бюджета можно условно представить в виде таблицы 2 Приложение 9.

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг — постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком — излишек бюджета. Приложение 8, рисунок 14 Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок точка D и равна отрезку DE.

Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается до уровня ВС, возникает бюджетный дефицит величиной АВ. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений HF выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток HZ. При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база.

В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются пособия по безработице и другие социальные выплаты. Связь между бюджетом и объемом ВВП можно проиллюстрировать с помощью рисунка 15 Приложение 9. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам 200 единиц.

При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т. Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком — избыток бюджета. Возникает вопрос: может ли рост государственных расходов, вместо того чтобы приводить к бюджетному дефициту, обусловливать его сокращение?

Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вызвать такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов превысит прирост государственных расходов? Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Какое влияние на экономику оказывает бюджетный дефицит? Свидетельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств? Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете имеется избыток, то есть если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций.

В результате происходит сокращение ВВП. Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, то есть его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит — это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г.

Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе — люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Что же в конечном итоге происходит с дефицитом бюджета, когда в период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов?

Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета.

При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране — в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса.

Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.

Проводя стимулирующую фискальную политику, государство стремится сократить безработицу и увеличить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов, снижения налогов и увеличения трансфертных выплат. Сдерживающая фискальная политика направлена на сокращение инфляции и совокупного спроса. Проводя ее, государство сокращает государственные закупки, увеличивает налоги и сокращает трансферты.

Автоматическая фискальная политика

Такими автоматическими стабилизаторами являются: 1. Прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных 3. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию.

Для нашей страны характерна малая открытая экономика с плавающим валютным курсом. В работах Р. Манделла было показано, что использование инструментов бюджетно-налоговой политики позволяет достичь внешнего и внутреннего равновесия при условии, что модель допускает международное передвижение капитала. Малая открытая экономика с совершенной мобильностью капитала может анализироваться с помощью модели Манделла-Флеминга.

Увеличение государственных закупок или снижение налогов приводит к увеличению дохода при каждом значении валютного курса, а значит, к сдвигу IS вправо вверх см. Последствия стимулирующей бюджетно-налоговой политики в координатах «доход-валютный курс» В краткосрочном периоде равновесие перейдет из точки А в точку Б доход останется на прежнем уровне, реальный валютный курс повысится. Это происходит из-за того, что стимулирующая бюджетно-налоговая политика приводит к повышательному давлению на внутреннюю ставку процента см. Капитал устремляется из-за рубежа в страну, валютный курс растет, чистый экспорт падает.

Таким образом, стимулирующая бюджетно-налоговая политика приводит к росту реального валютного курса и вытеснению чистого экспорта. Последствия стимулирующей бюджетно-налоговой политики в координатах «доход-ставка процента» Поскольку при применении этой политики равновесное значение дохода не меняется, её краткосрочные и долгосрочные следствия одинаковы. Государственные расходы вызваны самим фактом наличия государства. Также государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время.

Основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса. Государственные расходы делятся на четыре основных группы: 1. Специфичность государственных расходов как экономической категории является следствием специфики субъекта отношений государства и специфики услуг, на производство и распределение которых они расходуются.

Государственные расходы, являясь компонентом финансово-бюджетной системы, представляют собой множество элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом и образующих определенную целостность, т. Иерархическая структура системы государственных расходов Источник: Ефимова С. Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью.

Общее назначение этих расходов - создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности. Именно налоговые ресурсы являются основными финансовыми источниками решения задач обеспечения национальной безопасности, реализации социальных программ и обеспечения удовлетворения нарастающих потребностей населения в общественных благах. Экономическая сущность налога состоит преимущественно в прямом изъятии государством части ВВП в свою пользу для обеспечения расходов бюджета. Общепринятое деление на прямые и косвенные налоги подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с другой - расходов.

В основе классификации налогов на прямые и косвенные лежит принцип переложения налогового бремени. Переложение налога используется для оценки экономических обязательств, определяющих возможности номинального плательщика налога разделить его бремя платежей с другими участниками экономического оборота. Традиционно прямые налоги выплачиваются из валовых доходов хозяйствующих субъектов, то есть они участвуют в стоимостном распределении общественного продукта на предприятии, оказывая прямое влияние на формирование финансовых результатов. Косвенные налоги уплачиваются до стоимостного распределения общественного продукта на уровне предприятия.

Связано это с тем, что объектом обложения выступает цена товара или услуги. Соотношение прямого и косвенного налогообложения непосредственно отражает уровень развития экономики, так как сбор косвенных налогов в странах с переходной экономикой является более предпочтительным из-за простоты и стабильности взимания, а уменьшение прямого налогообложения происходит вследствие снижения общего уровня благосостояния общества и увеличения количества нерентабельных и убыточных предприятий. Изменения в налоговой структуре обусловлены в основном тем, что экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на прямые, а не на косвенные налоги. Можно выделить два основных фактора, влияющих на уровень косвенного налогообложения: размер совокупного прямого налога в налоговых доходах бюджета и размер дефицита бюджета.

Это объясняется тем, что снижая ставку по совокупному прямому налогу, государство, с одной стороны, стимулирует деловую активность хозяйствующих субъектов, а с другой стороны, снижает долю прямых налогов в доходах бюджета, что приводит к росту дефицита бюджета. Для компенсации недополученных поступлений в бюджет за счет прямых налогов, государство вынуждено повышать ставки по косвенным налогам. Таким образом, косвенные налоги должны использоваться государством как эффективное регулирующее средство для мобилизации бюджетных средств, особенно в период бюджетного дефицита, то есть носить фискальный характер изъятия.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты. Слайд 9 Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики , все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

Джон Мейнадр Кейнс 05. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия короткий внешний временной лаг. При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков: Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики все подобные решения должны утверждаться Государственной Думой Российской Федерации для придания им силы закона. Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».

Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

Лаффер построил гипотетическую кривую с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. Используя налоговую функцию, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога, при которой налоговые поступления максимальны. Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности совокупный выпуск снизится, а налоговые поступления сократятся поскольку уменьшится налогооблагаемая база. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией одновременным спадом производства и инфляцией Лаффер в начале 80 — х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога и подоходного. Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер, то есть рост производства сочетается в этом случае со снижением уровня цен. Достоинства и недостатки фискальной политики К достоинствам фискальной политики следует отнести: - эффект мультипликатора.

Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска. Внешний лаг — это времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики.

Важно также помнить о том, что такие внебюджетные фонды значительно увеличивают возможности государственного регулирования экономики, помимо бюджета. Итак, к основным функциям бюджета относятся: 1 регулирование социально-экономических процессов в стране или регионе; 2 распределение и централизация финансовых ресурсов государства; 3 социальная защита и контроль предпринимательской деятельности; 4 регулирование финансовых доходов и расходов государства. В общем, фискальная бюджетно-налоговая политика государства включает в себя определенные меры по регулированию государственных расходов, изменению налогообложения и государственного бюджета с целью обеспечения в стране полной занятости и производства валового внутреннего продукта, не подверженного инфляции. Существует два основных вида бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия, представляет собой политику стимулирования и направлена на ограничение циклического спада экономики. Такой вид фискальной политики государства осуществляется посредством увеличения государственных расходов или снижения налогов. Иногда используются оба метода. Здесь важно отметить, что равновесного уровня национального производства можно достичь и при неполной занятости, учитывая неэффективный спрос. Разница между равновесным и потенциальным уровнями национального производства как раз и регулируется при помощи бюджетно-налоговой политики государства. Причем мультипликативный эффект от снижения налогов, как правило, оказывается меньше эффекта увеличения государственных расходов, так как величины дохода и потребления более «чутки» к изменению государственных расходов. Y — величина, на которую возрастет объем производства при увеличении государственных расходов;? G — величина, на которую в данном случае увеличиваются государственные расходы.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика

Казначейская система позволила упорядочить расходование средств в соответствии с ежегодно принимаемыми законами в основном на республиканском уровне за счет установления внутригодовых постатейных лимитов расходов, а также регистрации контрактов на поставку товаров и услуг, заключаемых бюджетополучателями. Усилен также текущий контроль, за целевым расходованием средств бюджетными организациями. Однако в ряде случаев регулирующие эти процессы акты Министерства финансов не учитывают реальную экономическую ситуацию и в конечном итоге препятствуют эффективному расходованию средств. Казначейская система лишь в малой степени затрагивает исполнение местных бюджетов. Далеки от совершенства процедуры внутригодового перераспределения ресурсов и использования дополнительных доходов. Не удается уйти от накопления кредиторской задолженности по отдельным бюджетным статьям. Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно-ревизионными органами Министерства финансов, так и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным. Поскольку в соответствии с действующими правовыми актами основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета заложенным в законе показателям, то есть в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов. В наибольшей мере эти проблемы присущи региональному уровню бюджетной системы. Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов. Управление долгом практически не сопряжено с управлением государственными активами.

В управлении государственным имуществом отсутствует комплексность и подходы, опирающиеся на оценку эффективности. Все перечисленные проблемы требуют серьезной реформы бюджетного законодательства с ориентацией в перспективе на подготовку и принятие по аналогии с Российской Федерацией Бюджетного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с общепринятой практикой эффективной организации бюджетного процесса, основными целями этой реформы являются: Обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов; Прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов; Создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса; Снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами; Реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов. Для достижения этих целей потребуется поэтапная реализация комплекса мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики. На первом же этапе следует провести инвентаризацию и оценку эффективности бюджетных расходов и обязательств, включая государственные целевые программы, внести необходимые уточнения в действующую бюджетную классификацию и правила ее применения. Инвентаризация должна затронуть все категории расходов и обязательств бюджета, все уровни распоряжения бюджетными средствами. На ее основе будет возможна оценка эффективности бюджетных расходов. Необходимо поэтапно ликвидировать необоснованные бюджетные субсидии, создающие неравные условия конкуренции и снижающие потенциал экономического роста, и сконцентрировать финансовые ресурсы на выполнении основных функций государства — повысить бюджетные расходы на социальные программы, здравоохранение, культуру, судебную систему, правоохранительную деятельность и оборону. Формирование бюджетов должно строится исключительно на основе оценки эффективности расходов в противовес методу «от достигнутого» , в полном соответствии с полномочиями различных уровней власти. Планирование бюджетных расходов будет значительно облегчено в результате приведения обязательств государства в соответствие с его ресурсами, и основной задачей станет не выбор портфеля финансируемых обязательств, а пересмотр структуры расходов, вытекающий из приоритетов государственной политики, степени и форм участия государства в экономике.

Необходимо продолжать совершенствование внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных лимитов расходов, оперативный выбор источников финансирования дефицита, уточнение процедур использования дополнительных бюджетных доходов. Совершенствование процедур бюджетного учета и контроля включает меры по развитию методологической работы и внедрению на практике всех принципов бюджетной классификации в полном объеме на всех уровнях бюджетной системы. Необходимо также исключить пересечение контрольных функций в системе контрольно-ревизионных органов. В максимально короткие сроки должно быть завершено формирование казначейской системы исполнения бюджета на республиканском и местном уровнях. В целях повышения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур следует ввести требование обязательной публикации бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы, обеспечив для этого методологическую базу. Процедуры государственных закупок товаров и услуг также должны стать максимально открытыми. Как можно в более сжатые сроки должна быть завершена консолидация в бюджетах всех уровней расходов внебюджетных и целевых бюджетных фондов. В частности, необходимо поэтапно упразднить внебюджетные инновационные фонды, а также местные и республиканские целевые бюджетные фонды, построенные на отчислениях с выручки от реализации товаров и услуг, с переводом соответствующих расходов в консолидированный бюджет на общей основе с полным казначейским контролем. При разработке стратегии и практических действий по снижению долговой нагрузки на экономику следует исходить не только из структуры погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних финансовых рынков. Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки.

Беларусь, как и большинство стран постсоветского пространства, выбрала путь постепенных реформ. Первоначальная либерализация цен 1992 — 1993гг в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен. Среднемесячный темп роста ИПЦ в 1992-1994гг. Относительная стабилизация 1995-2000г и ужесточение денежной политики показали всю слабость нереформируемого реального сектора. В качестве приоритетной цели развития с осени 2000 года выбирается рост ВВП, стимулируемый активной кредитной эмиссией в выбранные «точки роста» - АПК и жилищное строительство. Президент перед правительством поставил цель — достигнуть показателей выпуска 1990г. В 1997 — 2001гг. Тем не менее неэффективность выбранной модели стала очевидной уже в 2001 году, когда рост количественных показателей стал сопровождаться ухудшением качественных. Упала рентабельность и платежеспособность, выросли кредиторская и дебиторская задолженность и количество убыточных предприятий. Рост ВВП проходил на фоне снижения показателей реальных доходов населения.

В 1997 — 1998 годах заработная плата равнялась 40 USD, а в 1999г. В 2000 году, в результате акции по росту заработной платы в преддверии президентских выборов, начисленная среднемесячная заработная плата достигла уровня 1995г. Пенсионеры получают 40 USD пенсии. Семьи с двумя детьми и более автоматически попадают в категорию нуждающихся. Беларусь стала аутсайдером в проведении рыночных реформ, имея наихудшие показатели рыночной трансформации и 148 место в рейтинге экономической свободы. Объем привлеченных ПИИ составляет 123 USD на человека, из которых значительную часть составляет белорусско-российское строительство газопровода.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются пособия по безработице и другие социальные выплаты. Связь между бюджетом и объемом ВВП можно проиллюстрировать с помощью рисунка 15 Приложение 9. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам 200 единиц. При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т. Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком — избыток бюджета. Возникает вопрос: может ли рост государственных расходов, вместо того чтобы приводить к бюджетному дефициту, обусловливать его сокращение? Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вызвать такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов превысит прирост государственных расходов? Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов. Какое влияние на экономику оказывает бюджетный дефицит? Свидетельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств? Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете имеется избыток, то есть если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП. Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, то есть его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается. Таким образом, бюджетный дефицит — это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе — люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Что же в конечном итоге происходит с дефицитом бюджета, когда в период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов? Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться. Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране — в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем. Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1. В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d G , сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d Т , имеет своим результатом рост выпуска продукции ВВП. Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом. Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса — Самуэльсона. Смысл этой модели Приложение 10, рисунок 16 состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов неокейнсианский подход. Существует три способа: - За счет кредитов ЦБ; - Посредством заимствований у населения и фирм. Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции. В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей. Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг. Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну хотя многие должны друг другу — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия. Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП. Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видят две опасности: 1 возможность банкротства нации; 2 переложение долгового бремени на другие поколения. Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из: а рефинансирования при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций ; б взимания налогов для выплаты процента по долгу и его суммы в выпуска новых денег в обращение. Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег. Поэтому на графических интерпретациях классиков кривая LM и кривая AS Приложение 10, рисунок 17 имеют вид вертикальных прямых. В первом случае это объясняется тем, что спрос на деньги у классиков не зависит от ставки процента, а во втором — тем, что вследствие полной загрузки производственных мощностей объем предложения строго фиксирован. При росте государственных расходов происходит увеличение эффективного и, следовательно, совокупного спроса. При этом кривая AD сдвигается вправо. Возрастает также объем инвестиций в результате роста совокупных доходов, следовательно, кривая IS сдвинется вправо. Равновесие в модели IS-LM установится на новом уровне при ставке процента i 1. Затем повышение ставки процента с i до i 1 вызовет снижение деловой активности, объем инвестиций упадет. Обычно такое падение компенсируется по размеру объемом роста государственных расходов. Таким образом, на инвестиционном рынке ничего не изменится: общий объем инвестиций останется тем же, увеличится лишь доля государственных инвестиций в их общем объеме и уменьшится доля частных. Таким образом, по мнению неоклассиков, фискальная политика не оказывает действенного влияния на макродинамику. С учетом того, что предложение благ жестко фиксировано, предприниматели на рост совокупного спроса ответят лишь повышением цен с Р до Р1. Согласно кейнсианской концепции, при росте государственных расходов растет совокупный спрос и ВВП. Кривая AD сдвигается вправо, как и кривая IS. В результате не возрастает уровень цен, но растет ставка процента и уровень ВВП Приложение 11, рисунок 18. Государство в целях выхода из кризиса увеличивает государственные расходы на величину dG, в результате чего кривая IS сдвигается вправо, эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1, а ставка процента увеличивается с I0 до I1. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда. Таким образом, в результате стимулирующей фискальной политики в краткосрочном периоде наблюдается оживление экономической активности. Снижение реальных кассовых остатков вызывает рост спроса на деньги, в результате чего кривая LM сдвигается влево до положения LM1, и новое равновесие на рынке товаров и денег устанавливается при ВВП равном Y2 и номинальной процентной ставке I2. Уменьшение заработной платы сдвигает кривую спроса на труд в положение ND2. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает до N2. Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь 4. Особенности бюджетно-налоговой сферы в Республике Беларусь. Реформирование бюджетной системы в РБ За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества. Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета включая экономическую , а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга. Новая бюджетная классификация легла в основу новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ», которая внесла существенные правки в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Еще не завершенное формирование казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному повышению эффективности управления государственными финансами. Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы. Еще только предстоит создать такую основу. Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетной системы без учета вышеперечисленных налоговых проблем , заключается в следующем: 1. Формирование государственного бюджета продолжает осуществляться, в общем и целом, по методу «от достигнутого». Взаимодействие с ведомствами, регионами и законодательной властью, которое определяет бюджетные параметры, носит характер субъективного торга, не основанного на оценке эффективности бюджетных расходов. Этот торг вместо объективного анализа экономической целесообразности определяет в конечном итоге выбор и объемы финансируемых и нефинансируемых обязательств государства. Несмотря на значительный прогресс в совершенствовании бюджетной классификации, органы власти, в особенности на региональном уровне, пока не следуют новым правилам, что приводит как к низкому качеству бюджетного планирования, так и к низкой степени прозрачности бюджетов всех уровней. Остается пока недостаточным и качество прогнозирования основных макроэкономических показателей ВВП, темпов роста инфляции, обменного курса и др. Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности. Это относится и к межбюджетным отношениям, и ко всему бюджетному процессу, включая стадии формирования бюджетной политики, исполнения бюджета, учета и контроля, прозрачности бюджетов и процедур принятия бюджетных решений, управления долгом и активами. Принятие новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ» не решило всех назревших проблем повышения эффективности бюджетного процесса, особенно в части межбюджетных отношений. До сегодняшнего дня сохраняется широкое использование целевых бюджетных фондов и механизмов связанного кредитования как инструментов бюджетного финансирования. Эти инструменты являются, как правило, крайне неэффективными, поскольку ведут либо к избыточным расходам, прямо не предусмотренным в ежегодных законах о бюджете, либо к утрате механизмов ответственности на нижестоящем уровне и соответствующей финансовой ответственности на более высоком уровне. Неоправданно значительную роль в системе государственных финансов продолжают играть внебюджетные фонды, что усиливает непрозрачный и бесконтрольный характер перераспределения государственных ресурсов. До сих пор доходы и расходы государства в национальной и иностранной валютах планируются и учитываются раздельно. При этом порядок составления и исполнения плана валютных доходов и расходов бюджета законодательно не регламентирован. Хотя процесс исполнения бюджетов заметно улучшился в последнее время благодаря становлению казначейской системы, проблемы в этой области еще довольно велики. Казначейская система позволила упорядочить расходование средств в соответствии с ежегодно принимаемыми законами в основном на республиканском уровне за счет установления внутригодовых постатейных лимитов расходов, а также регистрации контрактов на поставку товаров и услуг, заключаемых бюджетополучателями. Усилен также текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организациями. Однако в ряде случаев регулирующие эти процессы акты Министерства финансов не учитывают реальную экономическую ситуацию и в конечном итоге препятствуют эффективному расходованию средств. Казначейская система лишь в малой степени затрагивает исполнение местных бюджетов. Далеки от совершенства процедуры внутригодового перераспределения ресурсов и использования дополнительных доходов. Не удается уйти от накопления кредиторской задолженности по отдельным бюджетным статьям. Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно-ревизионными органами Министерства финансов, так и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным. Поскольку в соответствии с действующими правовыми актами основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета заложенным в законе показателям, то есть в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов. В наибольшей мере эти проблемы присущи региональному уровню бюджетной системы. Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов. Управление долгом практически не сопряжено с управлением государственными активами. В управлении государственным имуществом отсутствует комплексность и подходы, опирающиеся на оценку эффективности.

Направление такой политики ориентировано на то, чтобы уменьшить и снизить уровень совокупного спроса. К инструментам сдерживающей фискальной политики относят: Снижение объема государственных закупок. Повышение ставки налогов и отчислений. Снижение размеров трансферта. В общем, фискальную политику делят на дискреционную и автоматическую, то есть не дискреционную политику. Дискреционная Дискреционная фискальная политика выступает в роли законодательных изменений государственными органами объема всех государственных закупок, налоговых ставок и размера трансфертов, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в государстве. Автоматическая Автоматическая фискальная политика неразрывно связана с влиянием автоматических стабилизаторов. Автоматические стабилизаторы являются теми инструментами, величина которых не изменяется, однако одно их наличие уже влияет на стабилизацию экономической ситуации в государстве. Параллельно стабилизаторы стимулируют деловую активность, когда ее уровень резко падает, или сдерживать ее в ситуации «перегрева» экономики. Получить доступ К преимуществам фискальной политики можно отнести следующие факторы: Эффект мультипликатора. Это фактор, при котором инструменты фискальной политики реализуют мультипликативный эффект влияния на размер и уровень совокупного выпуска. Отсутствие задержек. Внешний лаг представляет собой промежуток времени между принятым решением о корректировке политики и возникновением результатов принятых изменений. Наличие автоматических стабилизаторов. В силу того, что стабилизаторы уже встроены в фискальную политику, государственным органам не обязательно разрабатывать и принимать меры для того, чтобы стабилизировать экономику.

Это означает, что неизбежно будет расти и располагаемый доход, который увеличит потребительские расходы. Однако важно помнить, что при увеличении объема выплат трансфертных средств организациям увеличивается и возможность внутреннего финансирования компаний, и возможность развития, масштабирования предприятия, соответственно растут инвестиционные расходы. В обратной ситуации, при снижении уровня трансфертов снижается уровень совокупного спроса. В случае, если происходит возрастание уровня налоговых сумм, ситуация оборачивается в обратную сторону. Это означает, что при росте налоговых отчислений приводит к уменьшению не только потребительских, но и расходов, связанных с инвестициями, соответственно уровень совокупного спроса падает. Когда уровень налогов снижается, кривая AD сдвигается в правую сторону, именно это обуславливает рост фактического уровня валового национального продукта. Обратите внимание! Любой из инструментов фискальной политики нужно использовать для того, чтобы стабилизировать экономику на различных этапах экономического цикла. А воздействие и регулирование экономической сферы должны проводить исключительно государственные органы посредством использования инструментов для управления фискальной политикой. Чтобы воздействие проходило максимально корректно, необходимо анализировать и контролировать, в какой фазе цикла находится экономика в данный момент, только при наличии этой информации можно выбрать нужный инструмент и использовать его целевым способом. Далее мы разберем каждую из них. Стимулирующая К стимулирующей фискальной политике прибегают в случае, когда идет период спада, тогда политика преследует цель: сократить рецессионный разрыв выпуска и снизить уровень безработицы. Такая политика ориентирована на то, чтобы увеличить совокупный спрос. К инструментам управления стимулирующей фискальной политикой относят: Увеличение объема государственных закупок. Увеличение размера трансфертов.

Бюджетно-налоговая политика

Мультипликативный эффект предполагает, что результатом бюджетно-налоговой политики может быть большее, по сравнению с изменением объема государственных расходов, увеличение совокупного спроса и равновесного дохода. Особенность ее в том, что наращивание расходов и снижение налогов приводят к увеличению совокупного спроса. С нижение налогов оказывает такое же влияние на доходы и потребление, как и увеличение госрасходов. Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику. Государственные расходы G в явном виде входят в соотношение (1) откуда следует, что увеличение государственных закупок приводят к возрастанию величины совокупных расходов C, а значит к сдвигу кривой совокупных расходов вправо. вследствие увеличения величины трансфертов при неизменной величине автономных налогов или синтеза двух предыдущих вариантов. Фискальная политика (или бюджетно-налоговая) — это государственные меры воздействия на внутренний рынок для обеспечения его стабильности за счет изменения объема правительственных доходов и расходов.

Дискреционная и стимулирующая фискальная политика

В долгосрочном периоде увеличение государственных закупок повышает инвестиционный спрос, что провоцирует рост процентных ставок и ведёт к уменьшению фактических инвестиций, это в конечном итоге замедляет темпы экономического роста. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Эти эпизоды поддерживают идею о том, что увеличение государственных расходов (в данном случае на вооружения, боеприпасы, жалованье военнослужащим) могут помочь стимулировать экономику. Налоги, трансфертные выплаты и совокупные расходы.

Фискальная политика государства: содержание, модели, противоречия

сдерживающая (рестрикционная) политика. Различается два вида фискальной политики: дискреционная — регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. увеличение совокупного спроса и.

Экспансионистская фискальная политика

Увеличение государственных расходов и аккордных налогов на одну и ту же величину не повышает объем выпуска и уровень совокупного дохода, так как потребители сокращают потребление на сумму, равную приросту налогов. При постоянных инвестиционных и государственных расходах введение налога приводит к сокращению совокупного спроса и, следовательно, сокращению равновесного ЧВП. Противоположная картина будет наблюдаться при сокращении налогов. Когда же нужно ограничить государственный сектор в экономике — производится снижение налогов как стимулирующая мера в период циклического спада и снижение государственных расходов при циклическом подъеме. Увеличить совокупное потребление можно через уменьшение автономных чистых налогов. Чистые налоги представляют собой разницу между налоговыми сборами государства и величиной трансфертных выплат. Как же так получилось, что при увеличении государственных расходов на 400 совокупный спрос изменился с 500 до 900, а совокупный выпуск при этом увеличился с 1000 до 1800, на 800 — то есть в два раз? Инструментами, стимулирующие БНП проводимой при спаде, являются увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. увеличение расходов бюджета и уменьшение доходов (налогов), что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

1. Что такое фискальная политика простыми словами

  • Сущность бюджетно-налоговой политики России и её виды
  • 1. Введение в экономическую теорию
  • Фискальная политика — что это и как работает
  • Виды бюджетно-налоговой политики - сущность, методы, цели и суть

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий