Заглавие на дне впервые появилось на афишах художественного театра горький долго искал своему кратко

«На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» [1]. В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для. Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке? по пьесе На дне (Горький А. М.) 1902 год стал периодом написания М. Горьким социально-философской драмы «На дне». Здание приюта "Бугровская ночлежка" построено в 1880–1883 г. Строительство велось на средства предпринимателя и благотворителя А.П. Бугрова. Обитатели приюта послужили прототипами пьесы Горького "На дне".

Работа № 87948

В пьесе «На дне» Горький децентрализовал интригу и отказался от главного героя, найдя новое единство, объединяющее пестроту характеров, лиц, типажей. В основу сценического характера автор положил жизненную философию героя, его основную мировоззренческую установку. Название «На дне» впервые появилось лишь на афишах Художественного театра. По свидетельству И. А. Бунина, название пьесы Горькому подсказал Л. Н. Андреев: «Однажды. Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Здание приюта "Бугровская ночлежка" построено в 1880–1883 г. Строительство велось на средства предпринимателя и благотворителя А.П. Бугрова. Обитатели приюта послужили прототипами пьесы Горького "На дне". Заглавие «На дне» впервые появилось на афише Художественного театра и стало каноническим. Из названий «Дно», «На дне жизни» и «На дне» Горький выбрал последнее не просто так. Первое из них говорит нам о безвыходности положения ночлежников, совершенно не дает им шанса на спасение, улучшение качества жизни.

Изображается место действия пьесы на дне. Своеобразие сюжета — жизнь деклассированных людей

Анализ пьесы «На дне» • СПАДИЛО Над пьесой «На дне» Максим Горький трудился два года. Автор хотел создать «босяцкую» пьесу, действующими лицами которой были бы исключительно представители социальных низов.
АНАЛИЗ ПЬЕСЫ "НА ДНЕ". Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников В пьесе «На дне» Горький децентрализовал интригу и отказался от главного героя, найдя новое единство, объединяющее пестроту характеров, лиц, типажей. В основу сценического характера автор положил жизненную философию героя, его основную мировоззренческую установку.

Презентация "Пьеса М. Горького "На дне"

Именно к таким работам относится пьеса «На дне». История написания драмы. Произведение Максима Горького «На дне» увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра. й Пьеса «На дне» 11 класс. История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. й отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». Первоначально А.М. Горький собирался назвать пьесу "На дне жизни", потому что собирался отразить проблемы бедноты, тех кто оказался не востребован в жизни, но принял решение изменить название пьесы на "На дне", чтобы придать ему более глубокий философский смысл.

Смысл названия «На дне. Смысл названия пьесы «На дне» М.Горького (Горький Максим)

Вы не токмо все мое хозяйство, а и меня, по доброте моей, в кабаке пропьете... Садится на нары. Старый черт... И приготовил сачок... Это не лещ, а Василиса была...

Василису он давно поймал... Пепел сердито. Подите вы к чертям... Клещ входит из сеней.

Ты что же Анну не привел? Ее Наташка в кухню увела к себе... Клещ садясь работать. Наташка приведет...

Дай пятак... Актер Сатину. Эх ты... Дай нам двугривенный...

Надо скорее дать... Нет на свете людей лучше воров! Клещ угрюмо. Им легко деньги достаются...

Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются... Может быть! Ты, Сарданапал! Идем, Навухудоноссор!

Пепел зевая. Что, как жена твоя? Видно, скоро уж... А что делать?

А как есть буду? Живут же люди... Какие они люди? Рвань, золотая рота...

Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вот, погоди... Я здесь полгода прожил... Никто здесь тебя не хуже...

Не хуже! Живут без чести, без совести... Пепел равнодушно. На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести...

Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... Бубнов входит.

Постановка МХАТ. Герои произведения находятся в самом низу социального устройства, но они способны размышлять на высокие темы, касающиеся духовного предназначения человека. Таким образом, автор показывает, что у бедного человека может быть очень глубокий внутренний мир. Часто такие люди оказываются намного благороднее и духовно богаче тех, кому в жизни повезло больше, чем им.

Смысл названия Название пьесы говорит о том, что даже на социальном дне есть место для любви, дружбы, страданий. Там тоже живут люди, способные мыслить и философствовать. Это дно существует в любые времена, и никто не застрахован от того, чтобы там оказаться. История создания Творческий замысел появился у М. Горького ещё в начале 1900 годов. Весной этого года он уже поделился своей задумкой с близкими.

Работу над пьесой Горький начал в конце 1901 года, во время пребывания в Крыму. Спустя всего полгода он уже отправил экземпляр готового произведения в Петербург для его последующей публикации. Особый интерес вызывает то, что в процессе написания пьесы, автор не раз менял её название. В рукописях сохранились такие варианты, как «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни», «Дно». Окончательное название появилось непосредственно перед премьерой в театре. Первая постановка Вначале цензура категорически запрещала постановку пьесы, но Горькому всё же удалось добиться разрешения показать её в 1902 году, но всего лишь в одном театре.

Кроме того, в текст были внесены значительные изменения, чтобы уменьшить революционную направленность произведения. Спустя год пьеса «На дне» была поставлена во всех крупных театрах мира. Однако под своеобразным запретом в России это произведение находилось вплоть до 1905 года. Композиция Пьеса «На дне» состоит из философских размышлений и споров. Хронологическая последовательность событий говорит о линейном построении произведения. Завязка пьесы — появление Луки в ночлежке.

Развитие конфликта — предложение Василисы убить мужа. Кульминация — диалог о смысле человеческого существования. Развязка пьесы — самоубийство Актёра, потеря надежды у оставшихся жителей ночлежки. Жанр пьесы По поводу жанра пьесы «На дне» существует множество разногласий. Без сомнений, это философская драма, но в то же время пьеса отображает социально-бытовые стороны русской жизни. Выходит, что это социально-философская пьеса-диспут, в основе сюжета которой лежит спор о роли и положении человека в обществе, а также о необходимом и реальном к нему отношении.

Диспутом пьеса называется потому, что на протяжении развития всего сюжета между персонажами возникают непримиримые споры, в ходе которых обнаруживается их мировоззрение.

Лишь небольшой процент людей в такой патовой ситуации способен бороться. Остальные опускают руки и плывут на волне голода, бедности и безысходности, погрязнув в мелочных склоках и все больше теряя человеческий облик. Такова реальная картина тех лет — и в своём произведении М. Горький откровенно и пугающе описал тот быт русского народа, находящегося на самом дне существования. Горький начал непосредственную работу над пьесой в 1901 году, будучи в Крыму, тогда как задумка и первые черты персонажей появились в его воображении в 1900 году, как следует из воспоминаний К. Станиславского, с которым Горький поделился задуманным. В октябре 1901 года пьеса обретает более четкие очертания, в своём письме К.

Пятницкому он говорит о том, что всё яснее видит и слышит будущих персонажей, их характеры и фразы. В последние месяцы 1901 — начале 1902 уже были готовы несколько актов «На дне», Горький зачитывал фрагменты произведения Л. Толстому и В.

В ответ на обвинения он отвечает руганью, на что Квашня парирует: «А — а! Не терпишь правды! Василиса Костылева называет Луку не прохожим, а проходимцем: «Это ближе к правде-то».

Васька Пепел заявляет, что донесёт на Костылёва, скупающего краденное. Он убежден, что донос будет принят, «потому — правда! Однако рассуждения о правде остаются за рамками бытовых, «кухонных» разговоров. Хотя с появлением Луки жизнь в ночлежке, как выразился Сатин, «забродила». У ночлежников происходит развитие от отрывочных реплик о правде, которые они высказывали словно походя, к настоящим философским концепциям о человеке и правде. Драматургические действия например, любовный конфликт Пепла — остаются на втором плане.

Столкновения философских концепций выходят на первый план — это и образует ключевой конфликт пьесы «На дне». По мнению М. Горького, существует как минимум четыре точки зрения на правду. Эти концепции представляют разные персонажи. Отказ признавать существование правды — такова позиция Костылева. По его мнению, правда лишь наводит смуту в народе и создает угрозу спокойному существованию «порядочных людей».

По мнению Бубнова, правда должна быть без прикрас и мечтаний. Ее основная задача — обозначать реальное положение дел в мире. Лука противник правды Бубнова. То, во что ты веришь — это и есть правда. По мнению Луки, необходимо утешать людей, вселять в них веру в мечту. К высокому осознанию правды приходит Сатин: «Человек — вот правда!

Анализ пьесы "на дне". Выявление фактов и событий

В рукописи произведение называлось "Без солнца", "Ночлежка", "Дно, "На дне жизни". Окончательное название "На дне" впервые появилось на афишах накануне премьерного спектакля в Москве. Не сразу было найдено известное нам заглавие. В рукописи она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательное заглавие «На дне» впервые появилось только на афишах Московского Художественного Театра. Первоначально А. М. Горький собирался назвать пьесу "На дне жизни", потому что собирался отразить проблемы бедноты, тех кто оказался не востребован в жизни, но принял решение изменить название пьесы на "На дне", чтобы придать ему более глубокий философский смысл. Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Первоначально А.М. Горький собирался назвать пьесу "На дне жизни", потому что собирался отразить проблемы бедноты, тех кто оказался не востребован в жизни, но принял решение изменить название пьесы на "На дне", чтобы придать ему более глубокий философский смысл. Пьеса Максима Горького "На дне" была написана в 1902 году. Автор очень долго обдумывал название пьесы, среди которого были "На дне жизни", "Дно", "Ночлежка". Но как мы видим Горький остановился именно на заглавии "На дне" и ведь не просто так.

История создания пьесы “на дне” горького: этапы работы, интересные факты

В Софии, в 1903 г. До 1905 года постановка пьесы в России разрешалась с большими купюрами, и каждый раз с согласия местных властей. В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные и столичные театры. В 1962 году, когда отмечали 60-летие первой постановки, пьеса прошла только во МХАТе 1451 раз. Пьеса «На дне» затрагивает вечные темы актуальные во все времена, потому является неиссякаемым источником для творчества. Десятки режиссеров осуществили ее постановку, и каждый нашел в ней что-то свое, созвучное своему времени. Одна из лучших постановок пьесы в советское время осуществлена режиссером Г. Волчек в театре «Современник».

Природу конфликта «На дне» театр «Современник» увидел в трагической истории России ХХ века, исключающей человека из списка главных своих ценностей. В этой постановке на первый план выходят размышления о человеке и человечности, о взаимоотношениях людей, их взаимопонимании. Идейным центром в ней стал Лука. Он не «вредный утешитель», а светлая личность, добрый, человечный, с философским взглядом на мир. Сатин же из пафосного героя — обличителя — превращается в человека, который просто старается жить не по лжи, в котором «боль насмешливого ума путалась с пьяной тоской». Этот спектакль называют «звездным». В нем принимали участие замечательные актеры: И.

Кваша, А. Мягков, Е. Евстигнеев, В. Никулин, Л. Толмачева, А. Покровская, Н. Дорошина, О.

Табаков и др. Меняются эпохи, но тема «дна» остается актуальной и в наши дни. И в XXI драма М. Горького продолжает жить. Сегодня спектакли по пьесе можно увидеть во МХАТе им. Горького режиссер В. Белякович , в Петербурге в Небольшом драматическом театре под руководством Л.

Эренбурга, в Национальном молодежном театре республики Башкортостан режиссер М. Кульбаев и других. Новое неожиданное и неоднозначное прочтение пьесы предложил московский режиссер В. Премьера поставленного им спектакля состоялась в январе 2017 года в Нижегородском государственном академическом театре драмы им. Давайте предоставим слово тем, кто успел посмотреть спектакль. После просмотра спектакля театральные критики задумались: «Что это? Социальный цирк?

Философский джаз? И то и другое. И все что угодно. Потому что режиссер взял за основу создания этого действа предельную степень условности. Огромные трубы, служащие декорацией, говорят о том, что это может быть любая точка на Земле, а джаз, взятый за музыкальную основу, предельно точно отражает мысль Горького о том, что «на дне» — это не место для неудачника. Это та точка, в которой может оказаться любой. И каждый будет пытаться подняться.

Или хотя бы мечтать об этом». Это не ночлежка. Не бомжи. Вспомните героев: барон, актер, шулер, картузник... Абсолютно разные люди, личности. У каждого своя история. Они плачут и смеются, любят, заботятся друг о друге, среди них кипят страсти.

Что внизу, то и наверху. Это не имеет значения. Такое стечение обстоятельств. Не более. А живут тем же, думают о том же. В центре — человек. Его история.

Его жизнь», — говорит о героях пьесы Валерий Саркисов. Об этом же говорил перед премьерой Сергей Блохин, исполнитель роли Сатина: «У нас нет главного героя. Все герои — главные. Пьеса про людей. Про их взаимоотношения, про их отношения друг к другу, про отношение к жизни.

Теперь писатель хотел отразить не только социальные проблемы, но и нравственные проблемы личности. То, как одни борются за сохранения нравственных устоев, несмотря на нищенское существование, а другие опускаются, в том числе и нравственно.

В 1900—1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов XIX века: фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод — всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью: поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс во многом благодаря гениальности автора, а также актуальности озвученных проблем. В любом случае о пьесе говорили — с завистью, недовольством или восхищением — это был успех.

Глупо, говорю. И все. Спас человека. Заглавие штука тонкая». Однако непосредственно после знакомства с горьковской драмой июль 1902 г. Станиславский приписывает авторство названия В. Немировичу-Данченко «... Немирович-Данченко, однако, вспоминает иное: «... Столь длительные поиски подходящего названия для уже написанной пьесы свидетельствуют о том огромном и, безусловно, символическом значении, которое ему придавал автор. Стоит вспомнить слова героя неоконченной повести Горького «Мужик» писавшейся практически параллельно с пьесой — в 1900 г.

Анализ пьесы «На дне»

Однако окончательное название пьесы было изменено несколькими факторами. Во-первых, сам автор пришел к выводу, что "На дне жизни" - слишком общее и расплывчатое название, не отражающее всей глубины и многогранности трагедии героев пьесы. Горький решил сосредоточить внимание не на жизни, а на той бездне, в которую они погрузились. Во-вторых, на решение об окончательном названии повлиял режиссерский коллектив, работающий над пьесой. Режиссер Станиславский и его ближайшие соратники полагали, что "На дне жизни" - слишком брачное название, которое может отвратить потенциальную аудиторию.

Горького, итог почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых писатель относил не только странников, обитателей ночлежек, но и часть интеллигенции - "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Коноваловы способны восхищаться героизмом, но сами они - не герои, и лишь в редких случаях "рыцари на час"" 1933 г. Об истоках замысла "На дне" сохранилось такое свидетельство М. Горького: "Конец восьмидесятых и начало девяностых годов можно назвать годами оправдания бессилия и утешения обреченных на гибель.

Литература выбрала героем своим "не-героя"... Лозунг времени был оформлен такими словами: "Наше время - не время великих задач"-- "не-герои" красноречиво доказывали друг другу правильность этого лозунга и утешались стихами: "Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат! Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. В России "На дне" вышла в издательстве "Знание" в 1903 году. Пьеса поступила в цензуру 27 августа 1902 года, а 25 сентября о ней было дано заключение, согласно которому "во всей пьесе должны быть исключены отдельные фразы и резкие, грубые выражения... Так, цензор С. Трубачев требовал "городового Медведева превратить в простого отставного солдата, так как участие "полицейского чина" во многих проделках ночлежников недопустимо на сцене". Запрещена была и получившая впоследствии широчайшую популярность песня "Солнце всходит и заходит...

Цензура настаивала и на изъятии из текста рассуждений ночлежников на религиозные темы. В частности, показателен следующий пример. За меня... Сам молись... Позже стараниями В. Немировича-Данченко он был восстановлен, однако с замечанием: "Можно, но чтоб Татарин не молился! Текст пьесы был настолько исковеркан цензурой, что в таком виде автор запретил ее ставить на театре. Немирович-Данченко - первый режиссер-постановщик горьковской драмы.

Более того, до постановки пьесы на сцене МХАТа особым циркуляром Главного управления по делам печати было запрещено делать анонсы о ней, пока антрепренеры не предъявят цензурованные экземпляры, - постановка была разрешена голыш МХТ первоначально, в течение нескольких месяцев, пьесы М. Горького вовсе были запрещены к постановке. В письме от 23 ноября 1902 года М. Горький отмечал: "Часть купюр цензура восстановила, и хотя это большая часть , но я недоволен". На премьере автора вызывали более 15 раз. Горький, наконец, вышел на вызовы один, -- отмечал корреспондент газеты " Русское слово ". Известны следующие варианты заглавия пьесы: "Ночлежка", "В ночлежном доме", "Дно", "На дне жизни". Название "На дне" впервые появилось лишь на афишах Художественного театра.

Столь длительные поиски подходящего названия для уже написанной пьесы свидетельствуют о том огромном и, безусловно, символическом значении , которое ему придавал автор. Стоит вспомнить слова героя неоконченной повести М. Горького "Мужик" писавшейся практически параллельно с пьесой - в 1900 году : "... Он же, рассказывая о случайных встречах с бывшими товарищами, отмечает, что их приветствия ему кажутся чем-то "вроде голоса с того света". Заметим, что дно жизни и тот свет фактически выступают как синонимы. Описывая адские мучения, святой Дмитрий Ростовский указывает на такие признаки преисподней: "Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ее смерть со тщанием ради были восприяти, но никогда не умрут" Цели урока: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М. Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне". Ход урока I.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А. Горького "На дне". Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Толстого, "заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою". Литературный настрой, поэтическая пятиминутка.

Переход к теме урока. Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне". В 1900 г. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу". В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни. В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже! Целовали меня, обнимали... Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться. Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра.

Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил - ждали Горького, чтобы только посмотреть на него. А работа над пьесой была сложной и напряженной. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" он еще не остановился на том или другом заглавии... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости". Работа аналитического характера по пьесе М. Что происходит "на дне"?

Может быть, и души? Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. Композиция пьесы предусматривает следующие части: Экспозиция - вступительная часть факультативная часть , которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где? Завязка - событие, с которого начинается действие. Развитие действия. Кульминация - наивысшая точка в развитии действия. Спад действия. Развязка - событие, которым заканчивается действие.

Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы: Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете. Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? Каковы их взгляды на жизнь? Какие события "завязываются" в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами?

II-е действие начинается с песни "Солнце всходит и заходит", стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий. Но только ли? Какова роль песни во II действии?

Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу. Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку. Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен — в издании значилось «На дне жизни: сцены».

Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ. Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Почему Максим Горький назвал свою пьесу «На дне»? Горький жил в Марусовке в 80-е годы XIX века. Через дом от нашей школы находилось здание, в подвале которого Горький работал пекарем. На горе с другой стороны от Марусовки стоит Казанский университет, в котором я учился позднее.

И у меня, и у моих одноклассников вызывали удивление некоторые детали учебников литературы, посвящённые пьесе Горького. Но прежде напомню, что такое Марусовка. Это участок Рыбнорядской улицы позднее ул. Пушкина от её перекрёстка с Большой Лядской п. Галактионова до пересечения с Малой Проломной п. Профсоюзная и Собачьим переулком п. Некрасова , проходящий по дну оврага. Слева и справа на склоне оврага стояли дома. Хозяином и основателем Марусовки был казанский мещанин, бывший сапожник Лупп Спиридонович Марусов. В 30-х годах XIX века он купил деревянный одноэтажный дом на Рыбнорядской улице с 210 квадратными саженями земли за 600 с небольшим рублей.

Стоял дом у подножия горы, поднявшись на которую можно было выйти на Старо-Горшечную улицу п. Щапова и к нашей школе на Лядской Горького улице. На противоположной стороне оврага, на горе, уже стояло здание Казанского университета. Земля вокруг пустовала и вскоре почти за бесценок была выкуплена Марусовым. В течение более 40 лет Лупп Спиридонович построил вдоль Рыбнорядской улицы на склонах оврага большую группу каменных и деревянных доходных домов, получивших впоследствии название «Марусовка». Квартиры в Марусовке облюбовали студенты университета из-за дешевизны и близости. Можно было зайти в подъезд дома на Рыбнорядской, подняться на четвёртый этаж и выйти на Университетскую улицу. С одной стороны дом был четырёхэтажный, а с другой — одноэтажный. Таков был перепад высот. Всего к 1882 году последнему году жизни Марусова было воздвигнуто более 30 различных строений, где размещалось около двух тысяч квартир, в которых в некоторые периоды жило несколько тысяч человек.

Луппу Спиридоновичу Марусовка приносила неплохой доход. Занимаясь новым строительством, он обращал мало внимания на ремонт существующих домов, с годами превращавшихся в трущобы. Горький застал как раз этот период. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход.

В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. А литературовед состряпал целую статью «О метафорах Горького». Он никогда не был в реальной Марусовке. На дне оврага при высоких домах, стоящих на склонах, неба действительно не было видно. Литературоведы также обсасывают факт, что в процессе работы над пьесой Горький менял название несколько раз — она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». И опять же, окончательное название никакая не метафора, а просто название места происходящего, оказавшееся очень ёмким. Так что читайте сами литературные произведения, а не всякий мудрёж в статьях, учебниках и рефератах, написанных ради диссертаций и дипломов. Теги: писатели, литература, Максим Горький Основной сюжет произведения Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими. Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца».

Вдруг открывается дверь и Барон, стоя на пороге, кричит: "Эй, вы!.. Иди… идите сюда! На пустыре… Там… Актер… удавился! На этом занавес падает. Неизвестно, кого бранит Сатин: Актера, который некстати повесился, или Барона, принесшего об этом известия. Всего вероятнее, обоих, потому что оба виноваты в порче песни. В этом — весь Горький" Ходасевич. В начале 900-х гг. Горький написал еще несколько пьес — "Дачники" 1904 , "Дети солнца" 1905 , "Варвары" 1905 "Враги" 1906 , но критика оценила их ниже, чем "На дне". Заговорили о "конце Горького" см.

Успех не дал Горькому времени и сил для необходимой мысли, остановил рост его сознания" Философов. Конец Горького. По его мнению, началось "калечение Горького-художника Горьким-социал-демократом". О том же писал Зайцев: "Не было еще случая, чтобы выигрывал внутренне художник от соприкосновения с марксизмом. Острой талмудической серой выжигает она все живое, влажное, стихийное в искусстве. Вот уж подлинно закон, а не благодать! Искусство все построено на благодати и на живой таинственной личности. Марксизм человека вообще стирает. Он мертв и не благодатен. Горький не сделал этого" Зайцев Б.

Максим Горький. За участие в революционном движении Горький неоднократно подвергался аресту. Естественно, "прогрессивная" общественность сочувствовала писателю. Во время ареста Горького в 1901 г. Гауптман, А. Франс, О. Роден, Т. Гарди и др. Восторженное преклонение интеллигенции перед талантом "буревестника" выразилось в том, что в 1902 г. Когда Николай II отменил решение Академии, в знак протеста Короленко и Чехов добровольно сложили с себя звания почетных академиков.

Зайцев впоследствии, рассматривая этот эпизод с высоты прожитых лет и сменившейся эпохи недоумевал: почему писателей так возмутило решение власти в отношении человека, ведшего против этой власти беспощадную войну? И зачем нужно было Горькому звание академика, полученное от этой же, отвергаемой им власти? В 1902 — 1904 гг. Горький непосредственно сблизился с партией большевиков. В 1902 г. Заломов, ставший прообразом Павла Власова в романе Горького "Мать". В 1900 г. Современники восхищались ее красотой и талантом — Зайцев восторженно вспоминал ее в роли Раутенделейн в "Потонувшем колоколе" Гауптмана. В 1903 г. Пешкову Горький оставил, следуя "своей правде", "отличной от той, которая принята в жизни".

По воспоминаниям современников, этот разрыв не был безболезненным, однако супруги сохранили между собой добрые отношения. Несколько лет спустя, повинуясь все той же "правде", Горький оставил и Андрееву, которая так же осталась его преданным другом. Вероятно, в этом была заслуга не "правды" Горького, а всепрощающей преданности любивших его женщин. В 1905 г. Горький активно занимался революционной работой, погрузившись наконец в долгожданную стихию революции. Как и многие другие писатели, он сотрудничал в большевистской "Новой жизни", в первом номере которой были опубликованы его "Заметки о мещанстве". Осенью 1905 г. Пятницкого, состоялась его встреча с Лениным. После подавления декабрьского Московского вооруженного восстания Горькому грозил новый арест и он вместе с М. Андреевой отбыл за границу.

Началось знакомство писателя с Европой и Америкой, куда он отправился для сбора средств в пользу партии большевиков. Миссия была не столь успешна, как ожидалось, однако в результате антиправительственной пропаганды Горького Америка отказалась предоставить России ожидаемые займы. Творческим результатом поездки стали серии очерков и памфлетов "Мои интервью" и "В Америке". В них Горький выступает как адепт социал-демократической идеологии. Эта же идеология правит писателем при создании известного романа "Мать" 1906. Этот роман, удостоившийся похвалы Ленина и единодушно отвергнутый эстетами, в значительной мере посвящен, как это ни парадоксально, религиозной проблематике. В нем содержатся явные параллели с Евангелием — своей прямолинейностью кощунственные для религиозного человека и любопытные для атеиста. Павел Власов утверждает в мире новую веру, а его мать, Пелагея Ниловна, сначала "слагает в сердце своем" положительные моменты этой новой веры, а под конец проникается ею настолько, что "воскресает душой" и твердостью уподобляется мученикам и исповедникам христианства. Антиправительственная деятельность Горького в период после первой русской революции сделала для него невозможным возвращение в Россию. Осенью 1906 г.

Андреевой приехал в Италию, некоторое время жил в Неаполе, а затем поселился на о. Капри, где оставался до 1913 г. Период жизни на Капри стал для Горького временем усиленного самообразования, — он много читал, общался с самыми разными людьми: писателями, художниками, артистами, политэмигрантами, — наблюдал жизнь европейской страны. Пешковой в 1907 г. Горький становится сознательным "западником". В то же время его "богостроительские" взгляды оказались чужды "ортодоксальному" марксизму и в 1909 г. В дальнейшем он считал себя "беспартийным большевиком". В каприйский период Горький написал целый ряд произведений: "богостроительскую" повесть "Исповедь" 1908 , раскритикованную Лениным, повести "Записки ненужного человека" 1908 , "Лето" 1909 , "Городок Окуров" 1910 , "Жизнь Матвея Кожемякина" 1910 ; "Сказки об Италии" 1910 — 13 , пьесу "Васса Железнова", многочисленные публицистические очерки и т. В России в этот период интерес к нему стал несколько ослабевать: революция не оправдала чаяний, а от "буревестника" уже не ждали ничего нового. На Капри Горький начал работать над автобиографической трилогией.

Повесть "Детство" в журнальной публикации появилась в 1913 г. Притом, что повесть создана на реальном автобиографическом материале, это не мемуары в обычном смысле слова.

Почему пьеса на дне имела большой успех. «НА ДНЕ» История создания

Писатель Максим Горький для заглавия знаменитой пьесы придумал сразу несколько названий. Он думал назвать её «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», или даже «На дне жизни». Однако автор остановился на варианте «На дне» – он ему показался наиболее лаконичным. Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. й Пьеса «На дне» 11 класс. История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. й отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».

История создания пьесы Горького На дне, сюжет и постановки произведения

Хозяин ночлежки считает, что старец должен молиться за окружающих, а не вмешиваться в их жизнь со своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому помочь нельзя. Костылева он относит ко вторым. Тот в гневе выгоняет старца из ночлежки. Семейная ссора. Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает.

Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла. Действие четвертое В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов. Далее события разворачиваются следующим образом: Ссора Насти и Барона. Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков.

Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты. Приход Бубнова и Медведева. Приятели приносят водку и закуску. Медведева уволили из полиции, и он теперь зависит от Квашни. Обитатели ночлежки выпивают, веселятся, поют песни. Прибегает Барон и говорит, что Актер повесился.

Сатин возмущен тем, что веселье испорчено. В первой постановке роль Сатина исполнил сам Константин Станиславский — режиссер театра. С того времени произведение пользуется успехом уже более века. Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы: Замысел и история создания. Задумал Максим Горький «На дне» в 1900 году. Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о замысле описать жизнь обитателей ночлежки.

С конца XIX века Россия переживала кризис, и пьеса об опустившихся людях приобрела социальное звучание. Тема и конфликт. В пьесе «На дне» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто оказался на самом дне социальной иерархии. Главный конфликт произведения — это возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что способны исправить положение, получают подсказки от судьбы в виде старца Луки, но в конечном счете ничего не предпринимают. Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном.

Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.

Станиславского, с которым Горький поделился задуманным. В октябре 1901 года пьеса обретает более четкие очертания, в своём письме К. Пятницкому он говорит о том, что всё яснее видит и слышит будущих персонажей, их характеры и фразы. В последние месяцы 1901 — начале 1902 уже были готовы несколько актов «На дне», Горький зачитывал фрагменты произведения Л. Толстому и В. Окончательный же вариант пьесы был выслан Горьким 1 июня 1902 года Пятницкому, после чего в текст самим автором были внесены некоторые существенные правки. Такой, какой мы знаем «На дне» сегодня, пьеса стала 25 июля того же года — один её экземпляр М. Горький отправил А. Чехову, чьё влияние на его литературную мысль тогда было решающим.

В тот период своей жизни он был увлечён пьесами Чехова, их постановками на театральной сцене, игрой актёров и работой режиссёров, что помогло ему во время работы в новом для него жанре.

Они потеряли дом, работу, семью, человеческие привязанности. В итоге мы понимаем, что заглавие является как бы указанием на то, что пьеса имеет социальную проблематику. Автор прописал характеры нескольких обитателей ночлежки. Жизненные истории зрители узнают из разговоров на сцене. Так, барон Дебиль был когда-то аристократом, который впоследствии служил в банке, но за воровство его посадили в тюрьму. После выхода из заключения он стал сутенёром проститутки Насти. Сатин, телеграфист, также совершил преступление: он заступился за сестру и в результате убил человека, за что отсидел в тюрьме 4 года и 7 месяцев. Судя по тому, что срок сравнительно небольшой, видимо, были смягчающие обстоятельства и убийство было за дело.

После выхода из тюрьмы Сатин озлобился на жизнь, так как ночлежка была единственным местом, куда теперь ему была открыта дорога. В его суровом сознании жизнь потеряла все ценности, перестала иметь значение, не случайно он говорит: «… дважды убить нельзя». Бубнов некогда заведовал красильной мастерской. Но жена связалась с мастером-любовником, и задумали они убить его. Он хотел было тем же ответить, но одумался. А так как мастерская была записана на жену, оставил всё имущество жене и покинул дом. Клещ — слесарь и пьяница. Его привела к нищете болезнь жены, причиной которой стал он сам: он все время избивал женщину. Актера тоже погубило пьянство, из-за которого его выгнали из театра.

Васька Пепел — потомственный вор. Этому позорному мастерству научил его отец, а больше ничего в этой жизни Пепел делать не умел. Обитателей ночлежники объединяет их ненависть к миру обывателей и пренебрежение к чужой и даже собственной жизни. Этим людям безразлично собственное прошлое, а также и настоящее, и будущее.

Жанр пьесы По поводу жанра пьесы «На дне» существует множество разногласий. Без сомнений, это философская драма, но в то же время пьеса отображает социально-бытовые стороны русской жизни. Выходит, что это социально-философская пьеса-диспут, в основе сюжета которой лежит спор о роли и положении человека в обществе, а также о необходимом и реальном к нему отношении. Диспутом пьеса называется потому, что на протяжении развития всего сюжета между персонажами возникают непримиримые споры, в ходе которых обнаруживается их мировоззрение. Основная идея Основная идея пьесы «На дне» заключается в изображении социального дна и тех, кто вынужден там находиться. Автор хотел показать людей, отвергнутых обществом и вынужденных разорвать с ним всяческую связь. Они обречены, у них нет будущего. Тем не менее, они продолжают жить, любить, спорить и надеяться. Они говорят о правде и предназначении человека, но их слова не имеют никакого значения для этого мира. Второй вариант сочинения В пьесе М. Горького «На дне» затронуто множество социальных, духовных и нравственных проблем общества. Автор задался целью поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он смог впоследствии найти на них самостоятельно ответы. Тема и основная идея Ночлежка. Иллюстрация Автор поднимает в произведении тему тяжелой судьбы отверженных людей, оказавшихся на самом дне жизни. В пьесе говорится о том, что любой человек может опуститься на дно, подняться с которого — практически невозможно. Всё дело в том, что дно затягивает, освобождает от обязанностей и условностей, позволяет не думать о культурной стороне жизни, забыть о воспитании и нравственных аспектах. Основная идея пьесы заключается в том, что все люди равны вне зависимости от их материального и социального положения. Они отличаются только воспитанием и характерами. Какое бы место ты не занимал в обществе, всё может измениться в один момент. Жанр Социально-философская драма, относящаяся к направлению критического реализма в русской литературе. Социальной драма является потому, что отображает русскую действительность, а философской её принято считать из-за того, что каждый герой является носителем какой-то идеи, отражает внешний мир и его устои. Кроме того, в центре всего сюжета находится именно философский вопрос, касающийся предназначения человека. История создания и первые публикации Задумка пьесы появилась у М. Горького за год до её создания. Он начал писать пьесу в Крыму, в конце 1901 года. Напечатана она была в Мюнхене отдельной книгой под заглавием «На дне жизни» в конце 1902 года. Первые публикации в России относятся уже к январю 1903 года. Здесь название пьесы было немного видоизменено, в русском варианте оно звучало просто «На дне». Опубликованное произведение имело ошеломительный успех.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий