Новости что такое великий пост в православии

Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. Великий пост – установленный Церковью 48-дневный пост, предшествующий Празднику Пасхи, направленный на духовную подготовку верующих к Дню Светлого Христова Воскресения. В православном календаре четыре многодневных поста — Рождественский, Великий, Петров и Успенский. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься.

Великий пост. История и особенности

18 марта начался Великий пост – это самый главный и долгий пост в церковном календаре. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - На этой неделе у православных верующих начался Великий пост.

В 2024 году Великий пост начнется 18 марта и закончится 4 мая

Да, путешественники могут отступать от правил, им разрешена еда животного происхождения. Однако исторически поблажка давалась странникам из-за того, что в дороге было сложно найти пищу. Сегодня же найти постную еду в путешествиях не так сложно. Интимные отношения во время поста — вопрос очень тонкий и личный. Пост предполагает воздержание от супружеской жизни. Но здесь оба партнера должны быть согласны на воздержание. Если пара не знает, как поступить, то она должна обратиться за помощью к духовному наставнику. Этот контент относится к развлекательному. А как уже было сказано выше, во время поста человек должен думать прежде всего о душе. Однако здесь нет строгого табу на телевизор. Отказываться или нет от просмотра любимого сериала - каждый решает для себя сам.

И опять же, в этом вопросе, если есть сомнения, можно посоветоваться с духовником. Они разрешены в пост? Многие люди отказываются от социальных сетей на все время Великого поста.

Их посвящают основным притчам и важным событиям в жизни Иисуса Христа. Это самая строгая и самая строгая неделя Великого поста. Она предполагает духовную и телесную чистоту, поэтому ее еще называют Белой или Чистой неделей. Она заканчивается самым почитаемым в православном христианстве праздником Воскресения, который отмечается всю последующую Светлую неделю. Страстная пятница: печальный и очень важный для верующих день, когда Иисуса Христа распяли на кресте. Этот день посвящают молитвам и не занимаются никакими бытовыми делами.

Уборку нужно закончить в Чистый четверг. Ни шить, ни прясть в Страстную пятницу нельзя. Большой грех рубить дрова или что-либо тесать топором. Любую работу на земле старались не делать, потому что считалось, что все что посажено в этот день не даст урожая. По народным верованиям, в Страстную пятницу нельзя петь — грех. Также в Страстную пятницу необходимо воздержаться от алкоголя и плотских утех. Люди, которые напиваются в этот день, рискуют стать алкоголиками. А зачатые в Страстную пятницу дети, по поверию, рождаются больными или становятся преступниками. Для сохранения здоровья в этот день необходимо отказаться от стрижки, окрашивания волос и других косметических процедур.

Вторник — холодная пища без масла и холодные напитки.

Если в каждый пост мы будем понемногу менять себя и сохранять в себе эти изменения, то со временем получим реальные плоды Великого поста. Молитвы Великого поста В Священном Писании молитва и пост часто составляют единое действие, и телесное воздержание — это скорее поддержка духовного делания. Святые сравнивают пост с «крыльями», которые помогают молитве достичь неба. С одной стороны, молитве уделяется больше внимания, когда душа «не отягощается и подавляется гибельным бременем удовольствий», отмечает святитель Иоанн Златоуст. С другой, молитва становится для постящегося защитой от раздражительности, высокомерия, самомнения. Они, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, как сорняки, растут в «сердце постящегося», если он удовлетворяется одним только телесным подвигом.

Есть тексты, которые звучат только в этот период дома и в церкви и дают возможность глубоко проникнуться атмосферой Четыредесятницы. В основном это покаянные тексты, потому что покаянием прокладывается путь к Богу. Со вторника Масленицы и до Великой Среды она с понедельника по пятницу звучит на богослужениях и читается верующими дома. Принято особым образом сопровождать ее земными и поясными поклонами. Этот короткий и емкий покаянный текст был написан древним подвижником, который на собственном опыте знал, насколько нужна каждому милость Божья. Однажды он был осужден за преступление, которого не совершал, но после видения во сне понял, что нужно пересмотреть свою жизнь. Когда он вспомнил совершенный по глупости поступок, похожий по своему результату на тот, за который теперь он находится в тюрьме, то неожиданно был отпущен на свободу.

Тогда будущий святой глубоко осознал, что на самом деле значит покаяние и где искать для него источник, даже когда кажется, что во всем прав. Еще одно вдохновляющее поучение Ефрема Сирина касается ангелов-хранителей, радующихся нашему посту: «потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими». Ежедневно читать молитву Ефрема Сирина легче, помня об этом. Читайте также: Молитва Ефрема Сирина. Текст, переводы Канон Андрея Критского Канон Андрея Критского — это одно из величайших произведений христианской гимнографии, целиком посвященное теме покаяния. Он состоит из 250 тропарей и повторяющегося припева «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Во время Великого поста канон дважды читается в храме.

В первые четыре дня — по частям, а на пятой неделе — целиком, что одновременно требует и немалых усилий, и добавляет стойкости постящимся, когда большая часть пути уже позади. Автор канона преподобный Андрей Критский соотносит грехи и помыслы своей души с событиями из Священной истории. И вот уже двенадцать столетий слова, написанные в раскаянии древним архиепископом, православные верующие применяют к себе. Сегодня существует множество пояснений и толкований Великого канона, но даже когда человек понимает в его тексте далеко не все, его душа не может не отозваться, улавливая отдельные слова, интонации и из самой глубины сердца идущее прошение к Господу: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Три подготовительных воскресенья посвящены притчам Спасителя, и в каждой части песнопения можно найти отсылки к ним. Первые слова о покаянии напоминают притчу о каявшемся мытаре. Во второй части прошение наставить на стези спасения как будто дает отсылку к блудному сыну.

А в третьей упоминается Страшный суд. Молитва «Покаяния отверзи ми двери…» повторяется на всенощном бдении в субботу вечером вплоть до пятого воскресенья поста. Накануне Входа Господня в Иерусалим она уже не поется, так как период сосредоточенности на своих грехах закончился — верующие готовятся к воспоминанию Страстей Христовых, следованию за Господом на Голгофу. Верующие слушают его, стоя на коленях. В основе текста — слова из 140-го псалма Давида. Смысл текста — просьба о даровании такой молитвы, которая действительно направится к Господу. Чтобы быть Им услышанной, наша молитва должна быть искренней, внимательной, глубокой.

Вот об этом и просят верующие в дни Великого поста, когда молиться нужно больше, но при этом сохранять сосредоточенность бывает непросто. Богослужение Великого поста Богослужение Великого поста отличается от привычной церковной службы и по атмосфере, и по своему построению. Убранство храма и облачения клириков в этот период черные или темно-фиолетовые. В церкви царит полутьма. На самой службе меньше поют, больше читают. А вместо литургии часто бывают изобразительны служба, состоящая из чтения псалмов, молитв, отрывков из Священного Писания. В будни литургию служат только в среду, пятницу или праздники, и она совсем другая.

Об отличии от обычной говорит ее название — литургия Преждеосвященных Даров: верующие причащаются Дарами, освященными на последней полной литургии. В Великий пост полной она бывает в субботу — хорошо знакомая литургия св. Ионна Златоуста, и воскресенье — литургия Василия Великого, совершаемая всего десять раз в году, семь из которых приходятся на этот период. Отсутствие литургии, с одной стороны, напоминает о древней традиции монахов уходить в скиты или уединяться в кельях в дни Великого поста, не собираясь для совместного богослужения, и брать с собой запасные Дары, чтобы причащаться во время своего молитвенного подвига. С другой, литургия — это всегда торжество, а большая часть богослужений Великого поста настраивает на сокрушение о грехах. Еще одно богослужение, которое совершается только в Великий пост, — пассия. Это не обязательная служба, но во многих храмах она все же бывает вечером в четыре великопостных воскресенья.

Во время пассии читается отрывок из одного из Евангелий, рассказывающий об искупительной жертве Спасителя, и акафист Страстям Господним. Соборование в Великий пост Есть еще одно богослужение, совершаемое в храмах в этот особый период года. Оно не обязательное, и в каждом приходе его назначают на разные дни и время, и обычно храмы бывают полны, потому что многие верующие желают прийти на соборование в Великий пост. Соборование — одно из семи таинств Церкви. Во время него читаются определенные фрагменты апостольских посланий, Евангелия, специальные молитвы и особым образом совершается помазание верующих освященным маслом елеем. Традиционно это таинство совершается над больными, и во время него священник и сам верующий просят у Господа Божьего благословения и избавления от недугов — как телесных, так и душевных. Вряд ли сегодня хоть один человек сможет назвать себя полностью здоровым, тем более христианин, понимающий, как устроена наша душа и какие страсти в ней порой гнездятся.

Именно поэтому в этот покаянный период люди, даже не особенно страдающие от телесных болезней, тоже прибегают к этому способу очищения души. Важно понимать, что соборование — это не волшебная манипуляция, а личный молитвенный труд. Оно не заменит таинств Покаяния и Причастия, но может дополнительно укрепить и поддержать человека на его великопостном пути. Что читаем в Великий пост Немалое значение имеет, что мы читаем в Великий пост, так как во многом досуг влияет на фон нашей жизни. Очевидно, что нельзя требовать от современного человека проводить семь недель в информационной тишине. Но нужно постараться сократить потребление чисто развлекательного контента или вовсе отказаться от него. Освободившееся время стоит посвятить знакомству с книгами, прочтение которых в обычные дни откладывается.

Речь не идет об обязательном для всех списке духовной литературы. Для кого-то изучение наследия святых отцов будет трудным, но радостным делом Великого поста, а другому подойдет составленный современными авторами сборник поучений или историй о святых.

Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее.

Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св.

Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт.

Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла».

Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы.

Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды».

Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше.

Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов.

Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней.

Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа.

Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности.

Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю!

Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния.

В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт. Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе.

Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня. Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт.

Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью. Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг. Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом. С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо.

Верующие подкрепляют им силы после богослужения. Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу. Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы. Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни. Торжество Православия 5 марта Первый воскресный день поста называется Неделей Торжества Православия, посвященной историческому событию — утверждению почитания Церковью икон. По окончании литургии служится особый Чин Торжества Православия. В некоторых храмах, монастырях следуют древнему предписанию — произносить анафему отлучение на не почитающих иконы, как это было установлено после VII Вселенского Собора.

Вторая седмица С 5 по 11 марта 2023 года Ее завершают особые воскресные службы, посвященные свт. Григорию Паламе, жившему в XIV в. Его трудами, живым примером утвердилась молитвенная практика, называемая «умным деланием», или непрестанным творением Иисусовой молитвы.

Для чего нужен пост? Всё о православном посте

Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля. Великий пост 2024: что категорически нельзя делать.

Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя

Главный многодневный пост у православных христиан установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Великий пост — традиционный православный праздник, который посвящен духовному очищению. Великим постом православные упражняются в тех аскетических умениях, которым научил прп. Что такое Великий пост. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году. Великий пост Великий пост для православных начинается в 2023 году 27 февраля и продлится до 15 апреля включительно.

Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами

Так что каждому, вступающему в Великий пост, следует подумать, чего он хочет достигнуть и чем может себя ограничить ради Христа, ради своих ближних, и в конце поста отдать себе трезвый отчет — что из этого выполнено? Что такое Великий пост. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая.

Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами

В течение В. Структура памятей В. IX-X вв. Она существенно отличается от древней иерусалимской; вполне вероятно, что новая к-польская система сформировалась в эпоху иконоборчества, т. Романа Сладкопевца VI в. В нек-рых памятниках, напр. Согласно Типикону Великой ц. В Типиконе неделя блудного сына названа просто «неделей перед мясопустом», что указывает на ее недавнее появление в предпасхальном цикле. Следующая отмеченная в Типиконе память - неделя мясопустная, когда читается евангельский рассказ о Страшном Суде Мф 25.

На сырной седмице расписаны среда и пятница, суббота и воскресенье; в субботу совершается память преподобных постников, иерархов и священномучеников, в неделю - память святителей Флавиана К-польского и Льва Римского, императоров Маркиана и Пульхерии т. Для всех будних дней В. На 1-й седмице В. В 1-ю субботу В. В 1-е воскресенье - память ветхозаветных пророков Моисея, Аарона, Самуила и др. Поликарпа Смирнского Евангелие - Мк 2. В 4-е воскресенье - память св. Дометия Евангелие - Мк 9.

В 5-ю субботу - собор Богородицы во Влахернах. В 5-е воскресенье - память мч. Зиновия Мк 10. После X в. Великопостный цикл в этих уставах основывается на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе как в Типиконе Великой ц. Особенностью содержания и структуры В. Триодям является совмещение в службах неск. В Триоди есть песнопения на каждый день В.

По сравнению с Типиконом Великой ц. Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее Лк 18. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь нек-рые из древнейших греч. К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см. Вселенские родительские субботы. Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания см.

Не следовало подгонять христианство под иудаизм тех дней, с присущими ему человеческими преданиями. Христианство не должно было уподобляться новой заплате на старой одежде или новому вину в старых мехах. Сергей КуценкоПросветленный 24284 9 лет назад Иностранец-где живешь?

З Церкви постились. А здесь говорится, что перед избранием апостолов и рукоположение апостолы постились. Зачем апостолы и Церковь постились?

Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются. Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных. Паремии остались в составе службы. Но крещение во время их чтения уже не совершается.

Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению. Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост? Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим? Потому что его Церковный устав очень строг в пище.

Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост.

Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество. Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных.

А попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать, и многое в жизни станет яснее. Итак, я понимаю, что на самом деле, если я по этому прилогу, то есть по этому помыслу поступлю, — аплодисменты раздадутся слева. Что тогда я должен делать? Моя душа — это, если хотите, охраняемая территория, и у меня есть своя система ПВО противовоздушной обороны.

И вот, скажем, в воздушное пространство России вторгается некий неопознанный летающий объект. Это кодированный сигнал на определённой частоте с определённой последовательностью. И вот на своих летательных аппаратах, на всех, стоит приборчик, который автоматически, без воли лётчика улавливает этот запрос, он знает эту волну, на эту волну настроен. Но если вторгся чужак — он молчит, он не отвечает на эту волну, на этот запрос. И тогда объявляется тревога — понятно, что это чужой, надо приводить в готовность какие-то там подразделения и решать вопрос, как его выпроводить из территории нашего воздушного пространства. Тогда нужно попросить её выйти. Ну, просить вежливо, так вряд ли послушается. Так вот, гнев или ненависть — это дар, который в душе человека выполняет ту же функцию, что система иммунной защиты в нашем организме. Появилась инфекция в моём теле, в моей крови, там антитела соответствующие набрасываются на эту инфекцию и уничтожают её.

Отойди от меня! Не соизволяю! Вместо греха мы гневаемся на грешника. Вместо зла мы зачастую гневаемся просто на людей, даже на Бога гневаемся. Но это уже вопрос.. Но в самом топоре нет ничего плохого. Так вот, если мы опознали некий прилог как зло, но не прогнали его, а продолжаем с ним беседовать, то он нас постепенно убеждает. Но, в принципе, вот правда, что так вот иногда поступить нужно. Нет, я лично никого убивать не буду.

Но, в принципе, некоторых, конечно, задушить голыми руками надо. Сначала Раскольников слушает разговор где-то в трактире двух офицеров. Эта мысль мелькает у него в голове, затем он начинает её обсасывать, приходит к выводу, что некий Наполеон имеет право доказать, что он не тварь дрожащая. Но некий Наполеон, а не лично Раскольников. И кончается тем, чем кончается. Так вот, чтобы таких приключений было поменьше, человек должен сражаться с этими грешными помыслами. Вот когда человек согласился на грех — это ещё не всё. Потому что дальше некая борьба ещё может продолжаться. Голос совести всё-таки может шепнуть, что так не следует.

Ещё что-то. И вот дальше человек может оказаться в состоянии пленения. Греховное пленение — это когда моя душа не желает зла, но грех меня тащит. Я каюсь в этом грехе, я не хочу в принципе его хоть какой-то частью своей души, но нет во мне сил от него избавиться. Это пленение грехом. Он не просто отдаётся ему, а отдаётся с наслаждением. Вот такое страстное пленение. Когда человек попал в состояние страсти или даже пленения, то избавиться от греха уже очень тяжело. Поэтому лучше бить грех, когда он ещё мал.

И вот, когда израильское племя увели в плен, дальше произошла вполне обычная история. Люди прижились — земля хорошая в Междуречье земля плодородная , климат хороший, их там не сильно обижали, у каждого был свой участок земли. Кроме того, это же всё-таки евреи. Они очень быстро занялись бизнесом, торговлей, очень быстро начали процветать. И, в общем, они начали забывать свою родину. Но мало того, что они начали забывать свою родину, они начали забывать Бога. И начали, как бы между делом, кланяться местным, языческим богам. Пойми, ты здесь в плену, как бы тебе сладко здесь не было! Это не твоя земля.

Не забывай Бога — у тебя другое призвание! Мессия ещё должен к тебе прийти — Искупитель всех! Да забвенна будет десница моя, если я забуду тебя, Иерусалим. Да отсохнет язык мой, да прильпнёт он к гортани моей, если я не положу, Иерусалим, память о тебе в начале веселия моего. Блажен, кто воздаст тебе воздаяние твое. Блажен, кто сделает с тобою то, что ты сделала с нами. Блажен, кто помянет тебе день, когда ты разрушила наш Иерусалим. Поразительная вещь: христиане готовятся к Великому Посту — время покаянного подвига, время прощения, примирения. Так вот, надо понимать именно духовный смысл этих стихов.

Мы с вами христиане, мы — это новый Израиль. Мы уведены в плен. Наш Иерусалим — это не тот Иерусалим, что стоит между Средиземным и Мёртвым морем. Наш Иерусалим — это наше сердце. Где Господь обитает, там Его святой Град. Обитает ли Бог в таком-то каменном здании? Сердце человеческое — это храм. Там должен Господь царствовать! Там, внутри нас, Царствие Небесное должно быть!

А мы отрекаемся в нашей повседневной жизни, в нашем быте мы отказываемся от Царства Христова. Почему отказываемся? А потому, что истинный гражданин некоего Царства — только тот, кто слушает своего Государя. Значит, вот с 8 до 8. А вот начиная с 8. Потом вечером вернусь, вечернюю молитву почитаю — с 10 до 10. Что сделает император с таким гражданином, который так ему заявит? Ну, вряд ли похвалит. А ведь мы так и обращаемся с Богом.

Потом мы забываем и о молитвах. Мы забываем о Твоих заповедях и живём по стихии мира сего. Все врут — и мы лжём. Все крадут — и я краду. Все проходят мимо чужой беды — и я пройду. Для того, чтобы назвать себя рабом Божиим, великое дерзновение надо иметь. Не лжём ли мы, когда мы говорим, что мы рабы Божии? Мы рабы Бога или рабы чего-то другого? Рабы греха?

Что вторгается в нашу жизнь, что подчиняет её? Каждый из нас — это такой ходячий парламент, Государственная Дума. Теперь что вы скажете по этому вопросу? Вот наступает какой-нибудь вечерок. В храм дорогу помнишь ещё? Какие книжки, какие молитвы, парень?! И есть ещё масса иных фракций со своими специфическими проблемами. Их много, а я один. Этих фракций много, а в каждый конкретный момент я могу делать только что-то одно.

Твоя воля. В надежде на то, что как бы если воля этой фракции, наглой такой фракции, понимаете, будет исполнена, авось, на полдня она отстанет, не будет больше приставать, а я в это время какими-нибудь другими делами займусь. Так вот, во мне идёт такая бесконечная парламентская буза. Иногда его находят, а по большей части нет. Но Царствия Божия там напрочь нет. Диктатуры совести там нет. Есть что-то совершенно другое. Давайте посмотрим правде в глаза. Мы не шибко-то христиане.

Про Христа — то мы в течение года…радость Пасхи мы потеряли! То дивное чувство, что мы, действительно, не рабы уже, но сыновья! Вот это пасхальное чувство соучастия в Таинстве Христа мы уже потеряли… Ну, что ж, давайте теперь оглянемся и подумаем: где мы? А мы уже в Вавилон приехали, оказывается. Нас пленили наши страсти и наши грехи. Раз так, с чего может начаться восстание? С осознания того, что так жить нельзя. Дальше так жить нельзя. Где я?

Каким я пред Богом предстану? И так человек понимает, что он в неправильном состоянии, в плененном. Значит, надо бороться за потерянную свободу. За свободу быть христианином, за свободу жить по совести. И вот тогда даётся совет, как обрести свободу: младенцев избивай! Вот эти младенцы Вавилона — это символ греха. Грех этот тебя поработил через то, что сначала постепенно гадкие мыслишки вползали в твою голову, а потом они уже развились в дебёлые, матёрые страсти. Так вот, пока маленькая гадкая грешная мыслишка не развилась в огромную страсть, вот здесь её поймай и разбей о камень. А камень что такое?

Камень веры — Иисус Христос. Через молитву ко Христу разбиваются греховные помыслы. Чувствуешь, что в твоё духовное пространство вторгся вор и разбойник — кричи! Вот проходят эти подготовительные дни Великого поста, и вот Масленица, конечно. Масленица — удивительное время. С одной стороны говорят, что это вроде дни языческого происхождения, ещё старославянского. Может быть, может быть… Но, вы знаете, что одна из тех черт, которые, к сожалению, почти утратило современное общество, но которые были живы в традиционной Руси ещё прошлого века, и которые в общем-то ещё есть в Церкви, — это умение организовывать время. Понимаете, время — это пространство, в котором живёт человек. Вот человек приезжает в новый дом.

Приехали вы в новый дом, — вы должны своим дыханием этот дом согреть. Даже если этот дом достался вам со всей мебелью, вы всё равно по-своему что-то переставите, чтобы отпечаток вашей хозяйской души лежал на этом доме. Получили вы на работе какой-то новый кабинет или там за новый стол вас посадили — то же самое. Неуютно себя чувствуешь, когда в этот кабинет въехал, просто сел, и всё осталось на месте. Хоть пепельницу новую завести, — а надо ж.

Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься

Человек решает поститься, чтобы почувствовать себя частью общего целого. На этом этапе постящийся преодолевает себя, добровольно отказываясь от мясной пищи. Ограничение плоти. Пост - это ограничение зова плоти.

Человек решается погасить сексуальную энергию, умерить свои страсти, отказаться от привычного. Это личный подвиг и преодоление самого себя. Преподобный Серафим Саровский на вопрос о том, как надо поститься, ответил: "Телу надо дать понять, что оно тоже виновато".

Да, человек грешит не телом, а мыслями и душой. Однако грех, шевельнувшийся в душе, как резонатором, мегафоном, был усилен моею плотью. Пост призван ослабить этот мегафон, "поставить плоть на место".

Молитвенный труд. Убирая из "рациона" все страсти, человек оставляет время для молитвы и общения с Богом. Убирая лишнее с тарелки, верующий пытается перестать "есть" мыслями людей - сдерживает злость, гнев, раздражение, обиду, осуждение.

Каждый верующий в Великий пост пытается стать настоящим хритианином - не только любить Бога, но и ближнего. Как держать Великий пост 2023Стоит помнить, что истинный пост - это далеко не только ограничения в еде. Это ежедневное воздержание от всякого зла и духовный труд.

Каждая неделя Великого поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. Торжество Православия. Православная церковь празднует восстановление иконопочитания.

В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон. В результате тысячи икон, мозаик, фресок были уничтожены, а многие иконописцы убиты. Борьба с иконопочитанием прекратилась лишь в 843 году по инициативе императрицы Феодоры.

Когда аретики-иконоборцы были осуждены, в первое воскресенье Великого поста жители Константинополя вышли на улицы с иконами в руках. Патриарх, митрополиты, игумены, священники и простые верующие праздновали восстановление иконопочитания. Он почитается как победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства.

Богослов ответил на вопрос: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далек от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир? Святитель Григорий Палама ответил так: "Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям". С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога.

Святитель Григорий Палама утверждал, что творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть еще здесь, в земной своей жизни. Таким образом, была сформулирована главная цель христианской жизни - человек по милости Божьей посредством нетварных энергий соединяется с Богом. В этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест.

Крест почитался Церковью как поклонение Иисусу Христу в свете его искупительного подвига. Почитая крест, люди вспоминают ту жертву, что Иисус принес ради всех людей. Крест - также символ воскресения Христа, открывшего всем путь в рай.

Иоанн Лествичник всю жизнь провел в монастыре на Синайском полуострове. В последние годы жизни написал до сих пор почитаемую книгу "Лествица" - руководство в духовно-нравственной жизни. Причина такой популярности книги — простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни.

Богослужебные тексты этого периода рассказывают нам о Фаворском свете, наполняют надеждой на обожение. Показывают, что постнические труды — не напрасны. Третья неделя Великого поста — середина поста, и здесь, считает Церковь, уместно вспомнить о Кресте Господнем. Середина постного пути наполнена утомлением, а может быть и сомнением: «…в неделю третию постов, поклонение празднуем Честного и Животворящего Креста» по той причине, что «четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляемы от страстей, горести же чувство имамы, унывающее и низпадающе». Самое время вспомнить о подвиге, который принял на Себя Христос. У этого воскресения красивый образ. Крест Христов, словно дерево на дороге, прохлаждает путников-постников, утомленных долгим и трудным путем на палящем солнце. Или в том же тексте другой образ царь посылает впереди себя знаки своего величия и славы, чтобы узнали о его скором пришествии.

И Христос «предпосылает» свое знамя победы — Крест. Четвертая и пятая недели Великого поста более связаны скорее с постным подвигом, нежели с радостью и торжеством двух первых недель. Сначала вспоминаем о прп. Иоанне Лествичнике: «хоть плотью и живой, мертв был Иоанн, вечно живет, и явился бездыханным». То есть, живя в теле, для этого мира он был мертв, но умерев телесно, обрел вечную жизнь. Как такой вечной жизни достичь, преподобный рассказал в книге «Лествица». Великим постом православные упражняются в тех аскетических умениях, которым научил прп. Пятое воскресение поста и пятая седмица посвящены прп.

Марии Египетской. Если прп. Иоанн зафиксировал опыт поста и аскетического подвига в тексте «Лествицы», то прп. Мария Египетская своим житием особенно явила суть постного подвига. Шестое воскресение Великого поста — его окончание и напоминание о том, что в этом мире торжество может перерасти в скорбь. Вербное воскресенье, когда народ торжественно встречал Христа, въезжающего в Иерусалим, перетекает в Страстную седмицу. Это уже память о предательстве, Кресте, страданиях, Смерти, без которых невозможна Пасха. Постное воздержание «…Хорошо известно, братия мои, что во время сих святых дней бывает и изменение в пище, прибавление коленопреклонений и поклонов, и приращение в пении и в службах, по древнему преданию Святых наших Отцев.

Приимем же сей дар поста честно и с радостию; не будем скорбеть о страдании и ослаблении нашего тела, но будем радоваться о здравии и спасении нашей души», - так говорил прп. Феодор Студит об аскетическом подвиге. Может ли современный православный христианин поститься до «страдания и ослабления тела»? И как вообще поститься? По началу христиане не имели единого образца для воздержания. Все постились по-разному.

Кто придумал Великий пост? Интересно, что происхождение великого поста тоже очень туманно. Конечно, православная церковь утверждает,что чуть ли не апостолы придумали великий пост, но в том же " Дидахе ", которое написано примерно в 1-2 веке нашей эры хотя жутко сомнительно , о Великом посте нет ни слова. Хотя слово пост пару раз встречается, но словосочетания "Великий пост" нет и в помине. А о посте говорится лишь следующее: А перед крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, то и некоторые другие; крещаемому же вели поститься перед крещением один или два дня. Дидахе Интересно, почему сегодня никто не соблюдает это повеление о посте перед крещением? Хотя да, они ПОКА не пьют, не курят. Но вот что делать с молоком? Крестят часто грудничков, а они исключительно молоком питаются, а в пост, по крайне мере в Великий, его точно нельзя пить. Подозреваю, что во времена написания Дидахе детей ещё не крестили, и никто об этом не подумал. А сейчас, ручаюсь, уже придумали для этого случая очередное исключение. Хотя, разве это крещение? Так же в Дидахе в отношении поста написана ещё одна интересная мысль: Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый вторник и пятница день недели.

Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В. Богородицы, за службой поется акафист нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв. Порядок служб суббот и воскресений В. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. Василия Великого , тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене с «Аллилуия» поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день 1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т. Особенности седмичных служб В. Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи 24 февр. Алексия, человека Божия 17 марта , Благовещения Пресв. Богородицы 25 марта и его предпразднства и отдания - Пентковский. На утрене 3 кафизмы по пятницам 2 ; тропарь пророчества поется не перед паремией на 6-м часе, а вместо седальна по 2-й кафизме седален по 1-й кафизме, как и троичен на «Аллилуия» утрени, берется из Октоиха; по 3-й - Триоди; см. Дневные часы совершаются каждый в свое время со стихословием кафизм Псалтири в Типиконе подробно расписано, на какие гласы следует их исполнять - Там же. После повечерия в келлиях совершается по желанию двенадцати псалмов чин Там же. По Евергетидскому Типикону кон. XII в. Последования святых Минеи переносятся на субботы и воскресенья специально оговорено, что последования вмч. Феодора Тирона и прп. Марии Египетской вовсе отменяются, т. На утрене кроме понедельника 1-й седмицы В. Среда преполовения В. По Георгия Мтацминдели Типикону , отражающему афонскую практику сер. Литургические груз. В конце всех служб суточного круга делается 2 раза по 12 поклонов. Много особенностей имеет последование повечерия. Среда 4-й и четверг 5-й седмицы отмечаются разрешением на вино и елей. В Типиконе описан необычный обряд напоминания о покаянии, к-рый совершается каждый будний день поста в то время, когда братия исполняет свои послушания: раз в день один из монахов обходит их, говоря: «Благослови, Господи! Отцы и братия, будьте внимательны к себе, ибо все мы умираем, умираем, умираем; будем помнить вечное наказание»; монахи в ответ прерывают работу и совершают поклоны. Этот обряд присутствует уже в древнейшем памятнике студийской традиции - студийском «Ипотипосисе» IX в. Этот же обряд указан и в нек-рых южноитал. Типиконах - напр.

Когда Великий пост в 2024 году

  • Главные новости
  • Великий пост — 2024: когда начало, в чем суть и что запрещено | 360°
  • Православный календарь постов на 2023 год
  • Содержание
  • Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

Великий пост – важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Цель любого православного поста – подчинить тело духу, умножить любовь к Богу, уделить пристальное внимание духовной жизни, сконцентрировать силы для душевной борьбы с грешными мыслями, воспитать волю. В понедельник, 18 марта, у православных начался Великий пост, который продлится до 4 мая. Первое воскресенье Великого поста называется неделей торжества Православия. В православном календаре четыре многодневных поста — Рождественский, Великий, Петров и Успенский. Вот памятуя об этом, в православной традиции накануне Великого Поста поётся страстный псалом – 136-й псалом “На реках Вавилонских”.

Читайте также:

  • Великий пост в 2024 году
  • Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, календарь питания, правила
  • Когда начинается и заканчивается Великий пост
  • Великий пост — Русская вера
  • Единение божественного и земного. Зачем верующие ограничивают себя в Великий пост
  • Что такое Великий Пост и как его провести? Ответы священников

В 2024 году Великий пост начнется 18 марта и закончится 4 мая

Запрещены мясо, яйца, молочные продукты, рыба. Можно горячие блюда из продуктов растительного происхождения, с растительным маслом. Ко всем запретам добавляется растительное масло и вино. Наступает период сухоядения — можно хлеб, воду, сырые или сушеные овощи, фрукты один вид в день. Полный отказ от пищи и воды. Подробнее о каждом дне поста можно узнавать из православного календаря. Что готовить в пост? В постные дни можно питаться разнообразно и достаточно сытно. Разрешены продукты: овощи и зелень в том числе замороженные и консервированные ; грибы; фрукты и ягоды в том числе замороженные и консервированные ; сухофрукты;.

Как и правильно переживаемое православие. В среднем в году бывает от 180 до 195 постных дней в зависимости от даты Пасхи. Все посты разделяются на многодневные и однодневные. Многодневные готовят нас ко встречи великих православных праздников. Мы убираем и украшаем свой дом накануне важных событий, и то же самое следует делать со своим телом и духом. Это благодатное время для того, чтобы привести в порядок нашу жизнь и очистить душу. Рождественский пост Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется радостью от ожидания рождения Христа.

Но чтобы постигнуть это чудо, нужно достойно подготовиться: в преддверии праздника христиане соблюдают Рождественский пост, который длится сорок дней 28 ноября — 6 января и считается последним из многодневных в году. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

Обычный человек, который ежедневно ходит на работу, а вечером в спортзал, не обязан жестко поститься. Моральное поведение и чистота мыслей гораздо важнее.

Более того, главное мерило строгости поста — здоровье! Кому точно не нужно соблюдать все правила: беременным и кормящим женщинам; людям с заболеванием ЖКТ или диабетом; онкобольным; тем, у кого есть хронические болезни; пожилым. В целом каждому лучше проконсультироваться с врачом перед тем, как поститься. И оценить, не скажется ли смена питания на вашей жизни, работе, хобби. Упадок сил, головные боли и другие симптомы могут появиться из-за «диеты». Оплачивайте поход к хорошему врачу, анализы и лекарства Халвой. Пользуйтесь рассрочкой на покупку любых товаров и услуг, чтобы снизить финансовую нагрузку, или платите своими деньгами, а взамен придет высокий кешбэк.

Что можно и нельзя есть в Великий пост В пост не просто отказываются от мяса и другой пищи, содержащей компоненты животного происхождения.

Хpистос воскpес, и меpтвых больше нет". Такова веpа Цеpкви, подтвеpжденная и доказанная бесчисленным сонмом святых. И все же pазве мы не видим ежедневно на собственном опыте, что мы очень pедко действительно имеем этy веpy, что мы постоянно теpяем и изменяем той новой Жизни, котоpyю мы полyчили, как даp, и что в сyщности мы живем, как бyдто Хpистос не воскpес из меpтвых, как бyдто это единственное по своемy значению событие ничего не значило для нас?

Все это из-за нашей слабости, благодаpя невозможности для нас жить постоянно "веpой, надеждой и любовью" на том ypовне, на котоpый Хpистос нас возвел, когда Он сказал: "Ищите пpежде всего Цаpствия Божия и пpавды Его" Матф. Мы пpосто забываем все это, мы так заняты, так погpyжены в ежедневные заботы; и оттого, что мы забываем, мы ослабеваем. Из-за этой забывчивости, падений, гpеха наша жизнь становится опять "стаpой" - мелкой, темной, лишенной всякого смысла: бессмысленное пyтешествие к бессмысленному концу. Мы yмyдpяемся даже забыть о смеpти, и вот внезапно, сpеди нашей такой пpиятной жизни, она пpиходит: yжасная, неизбежная, бессмысленная.

Иногда мы сознаем pазличные наши гpехи и каемся в них, но мы не отдаемся той новой жизни, котоpyю Хpистос откpыл и даpовал нам. Мы живем так, как бyдто Хpистос никогда не пpиходил. И это единственный настоящий гpех, глyбочайшая тpагедия и гpyсть нашего номинального хpистианства. Если мы это поймем и пpизнаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему пеpед ней необходим Пост.

Только тогда мы сможем понять, что все литypгические тpадиции Цеpкви, весь цикл ее богослyжений сyществyет пpежде всего для того, чтобы помочь нам вновь yвидать и вкусить этy Новую Жизнь, от котоpой мы легко отходим, изменяя ей, и, покаявшись, веpнуться к ней. Как можно любить и желать получить то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, pадость, котоpую мы не вкyсили? Одним словом: как мы можем искать Цаpства, о котоpом мы не имеем понятия?

Цеpковное богослyжение с самого начала и до сих поp есть единственный вход в это Цаpство, пpиобщение к Hовой Жизни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий