Чувство вины у мужчины


привычка быть «плохим» тянется из детства

Народная мудрость гласит: первым извиняется тот, у кого нервы слабее. Может, тот, кто слабее, по умолчанию и неправ? Что стоит за невротической потребностью извиняться первым, делать это постоянно или не делать никогда? И что вообще скрывается за чувством вины?

Эта тема небезосновательно считается одной из ключевых идей взаимодействия в социуме. Как говорил Конфуций, «остерегайтесь тех, кто хочет вменить вам чувство вины, ибо они жаждут власти над вами». Экспертных мнений по поводу вины, обид и извинений – великое множество, как и бытовых примеров, доходящих порой до крайностей.

Социальный дисбаланс

Так, в Европе набирает обороты акция «Прости меня, Мустафа», участники которой извиняются перед своими обидчиками. Целью флешмоба #sorry, запущенного в соцсетях жительницами Германии, Швеции, Дании и других стран ЕС, является покаяние европейских женщин перед беженцами за развратное поведение и одежду, которые спровоцировали мигрантов на изнасилования.

Как пояснил «МИР 24» врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович, эта история хорошо иллюстрирует тему вины – как в отношении тех, кто извиняется часто, так и тех, кто не извиняется вообще. Первые слишком тревожны, слово «извините» является частью их жизненной позиции, вторые же, напротив, привыкли к безнаказанности и считают, что им все должны по праву рождения или статуса.

Лайф-коуч Дебра Смуз рекомендует тем, кто устал вечно быть виноватым, не извиняться, как минимум, за 10 вещей. Ее советы адресованы исключительно женщинам, которым, по мнению коуча, не следует оправдываться за свой «любовный статус», желание или нежелание заводить детей, их воспитание, частоту занятий сексом, профессиональные успехи, макияж, одежду, тело, возраст и маленькие радости.

Но для того, чтобы перед кем-то оправдываться и извиняться (точнее, по советам Смуз, не делать этого), сначала надо быть обвиненным. В последнем случае все пункты очень условны и об одном и том же, о некоей вине, которую одни женщины себе придумывают, а другие комментируют, уверен Федорович.

«Сам посыл извинений или не извинений в этой ситуации кривой. Женщину, на самом деле, никто не обвиняет, кроме ее собственных идей. Кто в семье обеспокоен деторождением? В основном, мамы девушек, которые спрашивают: «почему ты не выходишь замуж, когда уже ты нарожаешь нам внуков?» Это исключительно гендерная тема. Мужчина вряд ли спросит, «где твой маникюр, а почему у тебя не того оттенка волосы» (я, во всяком случае, таких не знаю), а вот в женском коллективе эта тема весьма популярна», – говорит эксперт. 

Мужчины в этом смысле абсолютно лояльны – они добрее, честнее, прямее, спокойнее, считает Федорович. «Есть маленький нюанс: да, мужчины обращают на это внимание, выбирая себе партнершу, они, конечно, учитывают и ее психологические характеристики, и прочие качества, но ни один из них не выступает обвинителем. Это женщины либо обвиняют друг друга, либо находятся в рамках самообвинения, размышляя, почему ушел мужчина, и сравнивая себя с соперницей. Отсюда рождается посыл «да ты (я) сама виновата», – говорит эксперт. 

При этом он отмечает: изначально в социуме формируется некое представление о том, как должно быть, а уже из него – чувство вины из-за несоответствия этим социальным представлениям.

«А когда это чувство вины сформировано, начинается руководство ситуацией. Прежде чем извиняться, человека нужно обвинить, и вот для этого придуман социальный дисбаланс – некий набор функций, состояний, статусов, которым ты должен соответствовать. Среди них сформированные обществом потребления дресс-код, фейс-контроль и прочее», – уверен эксперт.

Но весь вышеописанный механизм – «не извиняйтесь ни за что вообще» – высосан из пальца, считает Федорович. «Структурно это выглядит так: «я требую особого к себе отношения по единственному гендерному признаку, я ничего еще не сделала для того, чтобы ко мне относились уважительно, но требую этого по причине наличия у меня первичных половых признаков». То есть предлагается форма протестного поведения против социальных устоев, тех самых, которые женщины и продуцируют. Что касается призывов не извиняться за воспитание детей, есть правила надлежащего отношения к ребенку. Или получается, пусть дети гуляют сами по себе, ну и ладно? Пусть все это она расскажет в ювенальную полицию или в систему соцнадзора», – говорит психотерапевт.

Но, в целом, по мнению эксперта, основа любого социального взаимодействия всегда формируется с позиции виновности. Этим занимается социум, придумав административные правоотношения, в рамках которых человек либо соответствует нормам, либо его штрафуют, в этих же рамках действует социальный гражданский кодекс, в котором прописаны все возможные и невозможные правовые действия, и многое другое.

«И все это придумано исключительно для того, чтобы идея виновности присутствовала всегда и везде. В социуме искусственно формируются такие условия, чтобы человек так или иначе нарушал определенные рамки закона и, естественно, чувствовал себя виновным. Идею виновности провоцирует, продуцирует и продвигает именно социум, для того, чтобы получить рычаги управления. Дальше она имеет много ответвлений – семью, школу, где тоже идет процесс обвинений. И все государственные институты направлены на то же – на подчинение», – говорит собеседник «МИР 24».

Гендер – не главное

Психотерапевт, коуч Александр Полищук, со своей стороны, согласен с тем, что вина и обида – это манипуляции, созданные человечеством для того, чтобы управлять и получать свое обходными путями. «Манипуляция – это управление, а управлять через вину или обиду довольно легко. Вина и обида – две стороны одной медали, одного не бывает без другого. Если я виноват, значит, кто-то обижен на меня. Если я обижаюсь, значит, я делаю кого-то виноватым», – поясняет врач.

В принципе, формула «виновности» выглядит просто: ожидание соответствия самого себя какой-либо роли (планке) порождает чувство долга, несоответствие этой роли – регулярное чувство вины.

«Человек верит в то, что должен оправдать чьи-то ожидания, быть таким-то сыном, отцом, мужем, работником. Есть культурные нормы, модные тенденции, партнер, который так или иначе в чем-то обвиняет. И я бы не сказал, что это, в основном, гендерная тема: да, женщины этим больше злоупотребляют и больше на это ведутся, но и мужчины тоже чувствуют себя виноватыми, пытаются обвинять, не всегда словесно, поскольку они слабее в вербальных выражениях, но всем своим видом», – считает Полищук.

Мужская игра в «обиженку» всё моднее и актуальнее, мужчины все больше подвержены размягчению и начинают психологически походить на женский тип, уверен психотерапевт. «Тут важен не гендер, а наличие болезненной, восприимчивой психики. А это все тянется из детства. Отношения ребенка со взрослыми, со значимыми людьми проявятся и во взрослой жизни. Есть мужчины, которые не обижаются, не обижают, не чувствуют себя виноватыми, но есть и те, кто хуже любой женщины», – говорит эксперт.

Но, хотя мужчины все охотнее втягиваются в манипулятивные игры в вину и обиды, у них это выглядит иначе. Когда мужчина вбивает себе в голову, что он «не достоин», «виноват» и т. д., он, в отличие от женщин, не выставляет все это напоказ, а загоняет стресс внутрь. И отсюда возникает масса проблем.

«Задетое мужское эго выглядит так: он чувствует, что не оправдал чьих-то ожиданий, ощущает себя плохим, старается это не показывать, потому что, в отличие от женской психики, у мужской есть защитный механизм -  всегда держать лицо, доказывать всем, что он всё равно прав. То есть внешне мужчина хорохорится, но внутри при этом страдает. Например, жена его о чем-то попросила, он не сделал, она обиделась. Своему другу мужчина будет рассказывать, что все женщины – истерички, но внутренне будет чувствовать, что сделал жене или своей девушке больно, и ей плохо из-за него», – говорит эксперт.

Внутреннее чувство вины останется и будет подтачивать его изнутри – отсюда и психосоматика, поэтому мужчины быстрее уходят из жизни, объясняет Полищук. «Они не выражают этих эмоций – «я не справился», а копят их в себе. Женщина, наоборот, может активно демонстрировать, какая она плохая, поскольку не боится «запачкать» свое эго. Для мужчины же отступление от заданной планки собственных ожиданий хотя бы на миллиметр означает провал. Можно использовать формулу «ожидание, поделенное на факт»: как только реальный факт оказался хуже ожидаемого, человек чувствует, что не справился, а для мужчины быть проигравшим – очень страшно», – поясняет врач.

Наказание и прощение

Так что чувство вины и обиды – это всегда игра на ожиданиях, собственных или навязанных извне. Но раз общество навязывает человеку безусловную виновность, можно ли этому противостоять? И как это сделать, если все мы живем в парадигме навязанных социумом ценностей? Можно ли нащупать в себе какой-то внутренний ориентир и стержень, чтобы удерживаться от ложной вины, навязываемой другими?

С одной стороны, выход в том, чтобы учиться, как минимум, не жить в режиме самообвинения и вообще за все себя «извинить». С другой, если человек превратит себя в единственного судью и мерило истины, выдав себе индульгенцию «на все», наплевав и на уголовный кодекс, и на социальные нормы, в мире воцарится хаос.

Компромисс – в здравом смысле, осознанном отношении к жизни, без оголтелого автоматического следования чужим установкам и общим шаблонным представлениям о добре и зле. Важно понимать, почему плохое – плохо, а не действовать машинально, потому что так сказала «мамка» или еще кто-то.

«Чувство вины и обиды придумано людьми для того, чтобы быстро, не обдумывая, не анализируя, давать готовые ответы, чтобы моралисты могли влиять на других. Если возникает какое-то неоднозначное, общественно порицаемое желание – автоматически срабатывает страх быть виноватым и наказанным, и человек запрещает себе это действие», – говорит эксперт.

С одной стороны, на этом держится общество, с другой, здесь есть обратная сторона: эта мораль убирает необходимость размышлять и думать самостоятельно, позволяя жить на автомате – «так положено, а так – не положено», считает врач. «Мораль всегда черно-белая, «правильно – не правильно». Человек не заморачивается, не размышляет, а почему это так. Ребенок, когда растет, всегда задает вопросы – «почему?» Обычно родители, не вдаваясь в подробности, отвечают: потому что. Ребенку остается или смириться с этим, или сопротивляться», – поясняет Полищук.

Таким образом, считает эксперт, большинство убийц или аморальных личностей появляются только потому, что в детстве им не объяснили, почему плохое – это плохое, не разложили по полочкам, чтобы они смогли это проанализировать.

«Им просто запретили, сказали – «нельзя». Например, ребенку хочется помучить кошку. Ему не объясняют, почему этого нельзя делать, просто запрещают. Пока он маленький, он может подчиниться запрету, боится чувствовать себя плохим, виноватым, но желание остается, погружается внутрь «до лучших времен». Проходит время, ребенок вырастает, появляются какие-то дополнительные психотравмы, проблемы. И у кого-то эта невыраженная, подавленная, зревшая внутри агрессия выражается при первом удобном случае, если общество это позволяет. Человек чувствует, что «может». Это, как ни странно, последствия все той же морали – очень незаметная, но крайне опасная вещь, когда человек ведет определенный образ жизни просто потому, что «так положено», – говорит эксперт.

В итоге, большинство людей, живя на автомате по усвоенным чужим лекалам, не могут осознать и причины постоянного ощущения собственной виновности. Им и присуща невротическая потребность постоянно извиняться. Подспудное чувство вины может возникнуть не обязательно вследствие чьих-то прямых обвинений, но и, например, в том случае, если человек пообещал себе что-то и не сделал, не сдержал слово перед самим собой, и так далее – то есть не оправдал собственных ожиданий. Могут накладываться разные факторы, которые в итоге спровоцируют у человека общее ощущение «недостойности».

«По сути, тут как в детстве: чтобы чувство вины ушло, нужно или наказание, или прощение – со стороны людей, которые являются авторитетом, архетипом родителей. В детстве, когда родители прощали нашкодившего ребенка, его настроение тотчас менялось в лучшую сторону. После наказания – то же самое: допустим, он провел вечер без мультиков, но наутро – все, радость и счастье, т.к. вина отработана. Во взрослой жизни «внутренний» ребенок остается всегда, и он также нуждается или в прощении, или в наказании. Кто-то в этих случаях идет в церковь, где ему отпускают грехи», – объясняет врач.

Это – архетип родителя в виде священника, который прощает грехи, после чего человек, как и в детстве, испытывает облегчение, идет и живет дальше, до следующего «прегрешения», говорит Полищук. «Либо человек должен получить наказание и бессознательно ищет его, попадает в аварии, теряет деньги или здоровье, идет в бдсм-клубы, увлекается экстремальным спортом. Это сублимация, перенаправление энергии на какую-то параллельную тему для тех, кто с детства ощущает себя «плохим» и пытается это убрать, демонстрируя готовность умереть, раз он такой «плохой». Есть масса вариантов, как человек может пытаться избавиться от этого давящего внутреннего чувства. Страдания могут помочь – значит, он как бы очистился, избавился от чувства вины», – говорит психотерапевт

Так или иначе, привычка чувствовать себя виноватым тянется из детства.

«Если в человека ее однажды «встроили», он всегда будет искать или попытку извиниться (что выражается и в постоянных извинениях перед кем ни попадя), или в варианте мазохизма, чтобы компенсировать все это через наказание или самонаказание. К сожалению, это присуще большинству населения, это социальная проблема. Многие люди недолюбливают себя, считают себя какими-то недостойными, и в какой-то момент это состояние недостойности и виноватости ищет выход. Практически каждый человек носит в себе этот вирус вины, потому что все мы родом из детства, и всем нам это когда-то прививали, как и прочие эмоции, которые помогают человеку быть «хорошим» (удобным для других)», – поясняет Александр Полищук.

При этом стоит помнить, что вина завязана на убеждении о «долге». «Там, где есть мысль «должен» – ищи вину и привычку быть виноватым, неприятие собственной ошибочности, страх ошибки и самообвинение в случае этой ошибки. Если у человека есть ограничивающие убеждения, какое-то долженствование перед кем-то, он однозначно будет чувствовать вину. «Должен» всегда равноценно чувству вины или обиды», – подытожил психотерапевт.

Почему современный мужчина так часто испытывает чувство вины

  • Истории

И почему ему иногда от этого хорошо, а иногда — плохо.

4

Классический сюжет почти любого фильма или сериала про личные отношения — о том, какой у нас плохой и во всем виноватый папа (муж, бойфренд). Он не уделяет должного внимания семье. Он пропустил футбольный матч дочери и балетное выступление сына, сославшись на какие-то там аварии со сломанными ногами. Он предпочитает сутками торчать на работе, зарабатывая деньги, хотя всем понятно, что деньги он мог бы просто, как все, брать из тумбочки, а освободившееся время потратить на заглаживание своих проступков и романтические вечера с любимой. Он лжет, говорит жестокую правду, слишком опекает детей, слишком отстранен от них, он эгоист, развратник, сухарь, пьяница, человек без фантазии и тормозов.

Это как бы общее место в современной западной культуре: мужчина является даже не носителем, а активным производителем порока, насилия и грязных носков. И бедные дамы в поте лица пытаются разгребать создаваемый нами хаос, периодически падая без чувств и подавая на развод.

Возвращаясь к фильмам: если тамошний герой имеет хотя бы слабый положительный оттенок, он будет бесконечно угрызаться совестью и просить прощения у всех, вплоть до домашней черепашки, на которую он как-то позволил себе взглянуть с пренебрежением.

И поскольку компании-производители этих шедевров пока не разорены, придется признать, что зрители обоих полов находят эти перипетии занимательными и правдоподобными. Попробуем разобраться, почему так происходит.

История с биологией

Вечная виноватость персонажей как двигатель сюжета — изобретение весьма древнее. Царь Эдип, в раскаянии выкалывающий себе глаза пряжками, после того как знатно набедокурил в Фивах, или Аполлон, рыдающий над телом очередного мальчика, которого он пришиб диском, всегда были любимыми образами древних авторов. Но этим хотя бы было в чем себя упрекнуть. А если взять христианскую литературу, то там сладострастные жалобы героев на свою греховность и порочность составляют большую часть текста.

Почему же тема вины, стыда и раскаяния так интересует нас? Какой биологический механизм ее эксплуатирует, что она стала столь важной для нашего вида?

Когда-то считалось, что чувство вины, стыда и раскаяния присуще только человеку. Платон и Аристотель, разбирая эту тему, назвали стыд «страхом дурной молвы». Априори предполагалось, что ни одно животное не может беспокоиться о какой-либо молве за отсутствием языка. И вообще, какой может быть стыд у тех, кто всю жизнь без штанов бегает?

Еще минимум 2300 лет философы были убеждены: стыд является основным отличием человека от животного. Последними на эту тему выступили такие зубры, как Фрейд, Фромм и Владимир Соловьев, убедительно доказавшие, что именно стремление отказаться от животной части своей природы развило в человеке совесть как таковую и способность чувствовать свою вину.

Хотя если бы у кого-нибудь из этих зубров жил дома бульдожка, любитель пожевать ученые рукописи, и они застали его как-нибудь на месте преступления, то могли бы собственными глазами увидеть, что некоторые животные преотлично умеют смущаться, каяться и просить прощения, прикрывая морду лапками. Но, возможно, у них дома жили только кошки, а это уже совсем другое дело. Кошки стыда не ведают, вины не чувствуют. А вот собаки и некоторые другие групповые животные — чувствуют.

В журнале Behavioural Processes (Нидерланды) были опубликованы результаты исследований голландских биологов, проводившихся с несколькими сотнями собак. По условиям эксперимента хозяин оставлял пса в комнате рядом с низким столиком, на котором лежало собачье лакомство. Хозяин объяснял собаке, что это фу, нельзя, надо ждать, и выходил из комнаты на пару минут. По возвращении он видел, что собака запрет нарушила, и принимался журить бессовестное животное. Но на самом деле большинство псов еду не трогали: ее забирали прятавшиеся за второй дверью ученые, о чем хозяевам было невдомек.

Так вот, практически все собаки при первых «ай-яй-яй» хозяина демонстрировали поведение провинившихся (сутулились, ползли на животе, мелко трясли хвостом, глядели исподлобья и т.д.). Но те, кто успел стырить и сожрать запретный плод, «виноватились» раньше и интенсивнее, порой еще до того, как хозяин замечал пропажу и начинал ругаться.

Если даже рассматривать, как предлагалось раньше, «позу вины» как простое заискивание перед сердитым альфа-лидером, приходится признать, что согрешившие псы заранее понимают, что нарушили запрет, осознают свою вину и ждут тарарама. То есть чувство вины у животных все-таки есть. Доказано.

Как это работает

Тем не менее только человек является счастливым обладателем наиболее полного прейскуранта совестливых услуг. Суди сам. У нас есть:

Стыд

Осознание того, что ты нарушаешь правила группы, приказы вожака. Чувство мгновенное, сильное и очень некомфортное. Эволюционно более важное для групповых животных, чем быстрые ноги или крепкие зубы, ведь с ним связано умение убегать, прятаться или атаковать по сигналу дозорного.

Признаки стыда во многом похожи на признаки страха и агрессии одновременно (покраснение кожных покровов, выплеск адреналина, застывание на месте или, наоборот, паническое бегство). Да, одни и те же механизмы заставляют тебя не шляться перед носом саблезубого тигра и не разгуливать по улицам в костюме горничной — паническое понимание того, что именно сейчас ты нарушаешь запрет. Запретище!

Совесть

Обширный список разнообразных, часто даже не особых важных правил группы и постоянный мониторинг собственного поведения с целью сверки с указанным списком. Чем больше несостыковок, тем сильнее дискомфорт.

Чувство вины

Осознание того, что на тебе лежит ответственность за какие-то негативные явления для тебя или иных членов группы — результат работы совести. Самая зрелая и «человеческая» форма стыда, лишь фрагментарно присутствующая в психике очень немногих животных.

Именно последний пункт является, так сказать, крестом взрослого мужчины. По крайней мере, в глазах общества мужчина должен обладать им в полной мере.

Что такое чувство вины? В отличие от стыда, который является одной из форм страха и может проявляться даже у младенцев, чувство вины почти незнакомо маленьким детям (по разным мнениям, впервые оно фиксируется в возрасте от трех до семи лет).

Стыд — это просто осознание того, что ты попал в небезопасную ситуацию. (Незнакомый дядя говорит мне «агу-агу», я не знаю, как достойно реагировать, в протоколе ничего не указано, залезу-ка я под стул, ой, он мне туда чупа-чупс просовывает — я прямо даже не знаю, как реагировать!)

Чувство вины — это свидетельство того, что ты контролируешь ситуацию. Парадоксально звучит? И тем не менее. Ты плохо управился с этой задачей, но ты имел возможность с ней управиться, потому что ты взрослый, ты альфа, ты крут! Просто в этот раз облажался.

Взрослый, который ругает ребенка и требует, чтобы тот признался, кто наплевал в калоши, часто не может понять, почему ребенок продолжает вопить: «Это не я! Это бабайка!» Ведь маленькому паршивцу ничто не угрожает — мы, слава богу, противники насилия над детьми. Ну просто признайся, что виноват, — и можешь дальше смотреть своих «Смешариков».

Ребенок не может быть виноват, потому что у него пока нет внутреннего локуса контроля, только внешние. Он не умеет управлять собой (он и с горшком-то пока толком не разобрался), поэтому он ни за что не отвечает. За все, что с ним происходит, отвечают взрослые, которым он делегировал все полномочия. Это папа бяка, он тут главный, он должен был следить за мной и за калошами, а я хороший и ни в чем не виноват.

Кстати, такой детский подход к делу преотлично сохраняется у многих вполне половозрелых граждан, которые сами всегда ангелы белокрылые, а вокруг сплошные гады, все портящие. (Даже у тебя, о читатель, наверняка есть некоторое количество знакомых, которым просто жуть как не повезло с погодой, Форексом, женой и планетой, а сами они ну ни в чем не виноваты.)

И наоборот, люди, у которых сильна потребность если не в лидерстве, то уж в самостоятельности и свободе действий, готовы признать свою вину даже там, где ее не увидел бы самый усердный служащий Следственного комитета.

В службах помощи жертвам домашнего насилия, например, регулярно работают с женщинами, которые, щуря подбитый глаз и еле шевеля распухшими губами, упорно твердят: «Я сама во всем виновата!» «Как можно быть такой размазней!» — по-чеховски восклицают окружающие. Но все дело в том, что как раз размазня бы такого не сказала. Это позиция зрелого человека, который уверен (увы, часто ошибочно), что его жизнь находится у него под контролем и он сам прекрасно со всем разберется (спасибо, не надо звонить в полицию).

В ответе за все

Зачем эволюции нужен был такой сложный механизм, как чувство вины? Он стимулировал глав группы и прочих взрослых сильных особей внимательно следить за происходящим и быть готовыми совершить правильные действия в нужный момент. Старые осторожные вожаки идут к водопою, ведя за собой стадо, молодые крепкие самцы настороженно следят за горизонтом в поисках хищника, матери следят за детьми даже в моменты мира и покоя. Альфа, взрослая высокоранговая особь, всегда настороже и всегда ожидает худшего, так как от нее зависит слишком многое. Акеле нельзя промахнуться.

У человека — существа, которое лучше всех на планете овладело причинно-следственными связями, — даже нет возможности избавиться от ошибок прошлого, просто забыв о них. На его шее всегда будет лежать память о прошлых промахах — чувство вины. Поэтому образ мужчины — сильного, храброго, взрослого и смиренно несущего ярмо вины — не вызывает протеста своей нелепостью. У группового вида сильный не тот, кто никому ничего не должен, а тот, кто должен всем.

Мужчина, который постоянно просит прощения за все, что он не делал, чему он никак не мог помешать, что было следствием вопиющей глупости или подлости окружающих, вызывает серьезное раздражение только у тех зрителей, которые сами не дозрели до полновесного ярма ответственности. С их точки зрения, он дурак, тряпка и вообще это нечестно. В глазах всех остальных его готовность принимать на себя даже чужую вину придает ему доблести. (Вспомним «Вокзал для двоих», где главный герой должен сидеть в тюрьме за преступление, совершенное его женой. Представь, что пешехода задавил он сам, и от великого произведения ничего не останется.)

И да, хотя изматывающее чувство вины часто могут испытывать и женщины, это не придает им шарма в глазах общества. Сильные женщины, знаете ли, потрясают устои. Женщинам и подросткам, считает общество, правильнее винить во всем окружающих, биться в истерике, сражаться с комплексом вины и убеждать себя, что они никому ничего не должны. Образ дамы, берущей на себя чужую вину (если это не вина ее ребенка), не вызывает у аудитории особого восхищения — скорее, чувство непонимания и возмущения.

Все-таки вина — это прежде всего мужской аксессуар.

Самые виноватые

Когда грянет высший суд над самыми виноватыми мужскими телегероями, на скамье подсудимых первыми будут они.

Хэнк Муди

«Калифорникейшн»

Писателю Муди изменила жена и ушла от него к другому, забрав дочь. С тех пор писатель ведет жизнь плейбоя, хотя больше всего хочет вернуть свою семью. Он относится ко всем женщинам с исключительной рыцарственностью, но это не мешает ему регулярно получать от них по морде, лишаться собственности и оказываться в тюрьме. И каждый раз он искренне чувствует себя виноватым. Больнее всего стараются мучить Хэнка, конечно, его жена и любимая дочка.

Гомер Симпсон

«Симпсоны»

При всей своей явной умственной отсталости Симпсон искренне старается быть хорошим мужем и отцом. Чувство вины то перед женой, то перед сыном, то перед дочкой, то перед еще одной дочкой преследует его из серии в серию уже 30 лет, и он из кожи вон лезет, чтобы его семья была счастлива. Дети, разумеется, отца в грош не ставят, зато ему очень повезло с женой, которая готова его прощать хоть по пять раз за серию.

Кстати, читай: 33 самые смешные цитаты из «Симпсонов».

Уолтер Уайт

«Во все тяжкие»

Умирающего от рака химика с особым утонченным садизмом терзает, подставляет и многократно предает его собственная семья в лице жены и сына. А он готов пойти на все, чтобы защитить их, при этом покорно и регулярно моля о прощении.

Леонард Хофстедтер

«Теория Большого взрыва»

Подсчитано, что из всех персонажей больше всего просит прощения самый разумный и положительный из них — Леонард. Практически в каждой серии он всегда оказывается виноватым на пустом месте, а за лидерство в гонке «Кто сильнее пнет Леонарда» соревнуются его девушка Пенни и сосед — гениальный аутист Шелдон (минимальное количество «сорри» на сезон).

Патрик Джейн

«Менталист»

Гениальный логик и психолог Патрик Джейн потерял семью, убитую маньяком, и с тех пор живет, раздавленный грузом вины и потери. Степень его презрения к себе велика настолько, что он практически не испытывает интереса к жизни и уж тем более — стремления соблюдать ее правила. У него одна цель — отомстить. Поскольку семьи как таковой в сериале нет, роль личного цербера, постоянно обвиняющего Патрика во всех грехах, исполняет его напарница Тереза.

Автор текста:Данила Маслов

Стыд, вина и депрессия у мужчин и женщин, выздоравливающих от зависимости

. 1994 ноябрь-декабрь; 11 (6): 503-10.

doi: 10.1016/0740-5472(94)-9.

Л. Э. О'Коннор 1 , Дж. В. Берри, Д. Инаба, Дж. Вайс, А. Моррисон

принадлежность

  • 1 Исследовательская группа психотерапии Сан-Франциско, Калифорния 94115.
  • PMID: 7884834
  • DOI: 10.1016/0740-5472(94)-9

Л.Е. О'Коннор и соавт. J Subst лечение злоупотребления. 1994 ноябрь-декабрь.

. 1994 ноябрь-декабрь; 11 (6): 503-10.

дои: 10.1016/0740-5472(94)-9.

Авторы

Л. Э. О'Коннор 1 , Дж. В. Берри, Д. Инаба, Дж. Вайс, А. Моррисон

принадлежность

  • 1 Исследовательская группа психотерапии Сан-Франциско, Калифорния 94115.
  • PMID: 7884834
  • DOI: 10.1016/0740-5472(94)-9

Абстрактный

Мужчины и женщины, выздоравливающие от зависимости, сравнивались по уровням депрессии и застенчивого аффекта, включая склонность к стыду, вине, экстернализации, отчужденности и гордости. Выборка состояла из 130 человек (88 мужчин и 42 женщины, средний возраст 33,04 года), 90 из которых были активными участниками 12-шаговой программы восстановления, а 40 находились в стационаре. Субъекты прошли опросник депрессии Бека и тест самосознания. Значимые различия между полами были обнаружены по склонности к стыду, отчужденности и депрессии. Женщины были значительно выше по стыду и депрессии; мужчины были значительно выше по отстраненности. Субъектов сравнивали с субъектами, не имевшими химической зависимости. Было обнаружено, что у этих выздоравливающих наркоманов значительно выше склонность к стыду и экстернализации и значительно ниже склонность к вине. Обсуждаются последствия лечения склонности к стыду у наркоманов, особенно у женщин. Использование конфронтационных стратегий лечения наркотиков может быть противопоказано.

Похожие статьи

  • Вина, стыд и депрессия у клиентов, выздоравливающих от зависимости.

    Михан В., О'Коннор Л.Э., Берри Дж.В., Вайс Дж., Моррисон А., Акампора А. Михан В. и др. J Психоактивные препараты. 1996 г., апрель-июнь; 28(2):125-34. дои: 10.1080/02791072.1996.10524385. J Психоактивные препараты. 1996. PMID: 8811581

  • Исследование стыда и вины в депрессивной выборке.

    Александр Б., Брюин Ч.Р., Верналс С., Вольф Г., Лефф Дж. Александр Б и др. Бр J Med Psychol. 1999, сен; 72 (часть 3): 323–38. дои: 10.1348/000711299160031. Бр J Med Psychol. 1999. PMID: 10524718

  • Исследование переживания самосознательных эмоций у людей с биполярным расстройством, униполярной депрессией и непсихиатрическим контролем.

    Хайфилд Дж., Маркхэм Д., Скиннер М., Нил А. Хайфилд Дж. и др. Клин Psychol Psychother. 2010 сен-октябрь;17(5):395-405. doi: 10.1002/cpp.674. Клин Psychol Psychother. 2010. PMID: 20041422

  • Нарциссизм: его функция в модуляции самосознательных эмоций.

    Удзи М., Нагата Т., Китамура Т. Уджи М. и др. Булл Меннингер Клин. 2012 Лето; 76(3):211-34. doi: 10.1521/bumc.2012.76.3.211. Булл Меннингер Клин. 2012. PMID: 22988899 Обзор.

  • Маленький или большой в глазах другого: о психопатологии развития самосознательных эмоций, таких как стыд, вина и гордость.

    Мурис П., Мистерс К. Мурис П. и соавт. Clin Child Fam Psychol Rev. 2014 Mar; 17 (1): 19-40. doi: 10.1007/s10567-013-0137-z. Clin Child Fam Psychol Rev. 2014. PMID: 23712881 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Активация стыда и вины: ассоциации и социально-демографические различия среди лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами.

    Аббаси НУХ, Икбал М., Ян И., Мубарик С., Надим М., Туран М.Б., Юнас Р. Аббаси НУХ и др. Фронтовая психиатрия. 2022 21 октября; 13:1021876. doi: 10.3389/fpsyt.2022.1021876. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36339879 Бесплатная статья ЧВК.

  • Моральный вред в контексте расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ: описательный обзор.

    Ван Дененд Дж., Харрис Дж.И., Фюрляйн Б., Эденс Э.Л. Ван Дененд Дж. и др. Варианты лечения Curr Психиатрия. 2022;9(4):321-330. doi: 10.1007/s40501-022-00280-4. Epub 2022 16 сентября. Варианты лечения Curr Психиатрия. 2022. PMID: 36158584 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Тело, разум и дух: включение духовной сферы в психиатрическую помощь.

    Ван Дененд Дж., Форд К., Берг П., Эденс Э.Л., Кук Дж. Ван Дененд Дж. и др. J Relig Health. 2022 Октябрь; 61 (5): 3571-3588. doi: 10.1007/s10943-022-01609-2. Epub 2022 19 июля. J Relig Health. 2022. PMID: 35852727 Бесплатная статья ЧВК.

  • Посредническая роль прощения и самоэффективности в отношениях между жестоким обращением в детстве и мотивацией лечения среди малазийских наркоманов-мужчин.

    См. Мей Л., Хайрудин Р., Тенгку Муда ТЕА, Абдулла Мохд Нор Х., Камалуддин М. Р. См. Mey L, et al. Фронт Псих. 2022 11 марта; 13:816373. doi: 10.3389/fpsyg.2022.816373. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35360613 Бесплатная статья ЧВК.

  • Эффективность краткосрочного вмешательства на основе мотивации телемедицины для людей с расстройством использования Интернета - пилотное исследование.

    Bottel L, Brand M, Dieris-Hirche J, Herpertz S, Timmesfeld N, Te Wildt BT. Боттель Л. и др. Джей Бихав Наркоман. 2021 17 ноября; 10 (4): 1005-14. дои: 10.1556/2006.2021.00071. Онлайн перед печатью. Джей Бихав Наркоман. 2021. PMID: 34797218 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи "Цитируется по"

Типы публикаций

термины MeSH

Мужчина из Техаса признал себя виновным в нападении на правоохранительных органов во время вторжения в Капитолий 6 января | USAO-DC

                        ВАШИНГТОН — Сегодня житель Техаса признал себя виновным в нападении на сотрудников правоохранительных органов, что привело к телесным повреждениям в результате взлома Капитолия США 6 января. Его действия и действия других лиц сорвали совместное заседание Конгресса США, созванное для установления и подсчета голосов выборщиков, связанных с президентскими выборами 2020 года.

            Согласно судебным документам, 44-летний Дональд Хазард из Херста, штат Техас, и Лукас Денни были сержантом по оружию и президентом самопровозглашенного ополчения Patriot Boys of North Texas. До 6 января 2021 года Азар и Денни собрали защитное снаряжение и другие припасы в ожидании поездки в Вашингтон, округ Колумбия. Сам Азар приобрел шлем в стиле милитари, перчатки с костяшками пальцев, защитные очки и бронежилет.

            6 января газетный фотограф заснял Хазарда во время марша в Вашингтоне, округ Колумбия. В этом видео Азар заявил: «Убедитесь, что вы видите мое лицо и все на своем новостном канале. Я хочу, чтобы враги точно знали, кто идет за ними».

            6 января, примерно к 14:00, Хазард находился под строительными лесами, возведенными над лестницей на северо-западной стороне здания Капитолия США. Когда Азар и другие участники беспорядков пытались подняться по ступенькам, они столкнулись с офицерами Капитолийской полиции США («USCP»). Офицер Т.С. вступил в бой с Хазардом, чтобы заставить Хазарда отступить; Азар схватил офицера Т.С. когда Азар упал и продолжил бой с офицером Т.С. двое упали с лестницы. Офицер Т.С. ударился головой и потерял сознание. Он также получил травмы головы, стопы и руки, некоторые из которых потребовали хирургического вмешательства.

            В другой момент 6 января Азар и Денни подошли к линии полицейских на западной стороне Капитолия. Каждый поднял руку и держал баллончик с перцовым баллончиком. Примерно в 14:56. Азар вошел в здание Капитолия через парламентскую дверь и оставался внутри примерно пять минут. Азар также публиковал видео в стиле селфи, снятые внутри и снаружи здания Капитолия, в которых он делал такие заявления, как «Мы ​​здесь, в Капитолии страны, и мы штурмуем его. Мы берем Капитолий. . . Это Америка, детка».

          Азар был арестован 13 декабря 2021 года.


Learn more