Среди других направлений положение 19 февраля 1861 г предусматривало

В положении 19 февраля было определено, что помещики могут получать от правительства немедленную выкупную ссуду, как только устроены будут их земельные отношения с крестьянами и будет точно установлен крестьянский земельный надел.

Манифест и положение об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г.

Урок по теме Крестьянская реформа 1861 г. Теоретические материалы и задания История, 9 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. Манифест предусматривал в течение двухлетнего срока: 1. открытие в каждой из 45 губерний, на которые распространялось действие законов 19 февраля 1861 г., губернских присутствий по делам о бывших помещичьих крестьянах. Мировой посредник зачитывает со ступеней господского дома княгини Трубецкой в усадьбе Никольское-Прозоровское Положение о крестьянах 19 февраля 1861 ик: Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение. Какие крестьяне считались временнообязанными согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года? Отмена крепостного права в России, также известная как Крестьянская реформа — начатая в 1861 году реформа, упразднила крепостное право в России. Редакционные комиссии. Основные черты положения 19 февраля 1861 г. поземельное устройство крестьян. Крестьянские повинности и выкуп земли. Манифест предусматривал в течение двухлетнего срока: 1. открытие в каждой из 45 губерний, на которые распространялось действие законов 19 февраля 1861 г., губернских присутствий по делам о бывших помещичьих крестьянах.

Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права

  • Реферат: Основные положения реформы 1861 года
  • Отмена крепостного права и русское крестьянство
  • Реализация крестьянской реформы
  • Великие реформы 1860-1870-х гг. Александр II. | теория по истории 🏺 Россия в XIX веке
  • Отмена крепостного права
  • Крестьянская реформа г. — урок. История, 9 класс.

Реферат: Основные положения реформы 1861 года

Маковский Константин Егорович "Крестьянский обед в поле.", 1871г. Документ: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Причины отмены крепостного права. К середине 19 века в Европе почти не осталось государств, которые бы не ликвидировали формы зависимости в обществе. По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ковенскую, Минскую и часть Витебской губернии, за крестьянами сохранялась вся земля ко времени утверждения «Положения», т. е. к 19 февраля 1861 г., которой они пользовались. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осени 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль. ПОЛОЖЕНИЯ ФЕВРАЛЯ — ПОЛОЖЕНИЯ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 законодательный акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861.

Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)

Подтверди свой E-Mail и получи 50 приветственных монет 7 684 игроков онлайн Подписываясь на QuizzClub, вы соглашаетесь получать ежедневные вопросы Сменить язык с Русский на English. Мы определили ваш язык как English. Если вы хотите отвечать на вопросы на этом языке, пожалуйста, кликните на кнопку ниже.

Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих. У крестьян впервые появилось право на землю. С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны. Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть. Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. Что мы узнали? Реформа 1861 года, изучаемая в 9 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.

Крестьяне, выходившие из крепостной зависимости, обязательно наделялись землею в количестве, необходимом для обеспечения их быта и исправной уплаты казенных и земских повинностей. Этот надел землею должен был соображаться, разумеется, с густотой крепостного населения в известной местности, как и с качеством почвы; для этого вся Россия разделена была на три полосы: нечерноземную северная и частью центральная , черноземную и степную; по качеству почвы и густоте населения каждая полоса разделялась на местности, которых во всех трех полосах было 29. Для каждой местности по соображению густоты населения и качеству почвы установлялись две нормы подушного надела, т. Одна норма представляла высший размер подушного надела, другая - низший. Низший размер всюду равнялся одной трети высшего.

Для примера приведу несколько цифр первой, нечерноземной полосы. В некоторых уездах Московской губернии высший надел на душу - 3 десятины разумеются казенные десятины в 2400 квадратных саженей , следовательно, низший надел - 1 десятина; в других уездах Московской и смежных губерний этот надел возвышается. В нечерноземной полосе высший надел - 7 десятин на душу; таков, например, надел в некоторых уездах Вологодской, Вятской, Новгородской и Олонецкой губерний. Итак, высший надел - 7 десятин, низший - 3 десятины, высшей нормы, а не низшей. В два первых года со времени обнародования Положения 19 февраля по всем имениям должны были определиться действительные наделы с точным указанием повинностей, какие будут нести временнообязанные крестьяне в пользу землевладельца.

Количество земли, отведенной в надел, как и размер повинностей в пользу землевладельца, определялось в особенном договоре крестьян с помещиками, называющемся уставной грамотой; в продолжение первых двух лет со времени обнародования Положения 19 февраля по всем имениям должны были составить уставные грамоты по добровольному соглашению или по закону, если добровольное соглашение не состоялось. В большей части имений за основание принималось то количество земли, которым пользовались крестьяне при крепостном праве, если они сидели на оброке; правительство наблюдало только, чтобы этот надел не превышал высшего размера и не падал ниже низшего, т. Помещик мог уступить крестьянам, если желал, надел и высшей нормы; где не было этого желания, производились отрезки от крестьян так, чтобы надел равнялся высшему размеру подушного участка, назначенного для той местности. Эти отрезки во многих местностях испортили крестьянские наделы участки. Надел мог быть и ниже высшей нормы, только если он не падал ниже его трети.

Теперь известно, что в больших имениях крестьяне получили надел, почти равный низшей норме. За отводимый надел назначался соответственный оброк или соответственное количество барщинной работы. Высшему наделу по каждой местности соответствовал и высший размер оброка с подушного надела участка. Вот эти нормы оброка, изменявшиеся по характеру местности, т. Справимся, как велик подушный надел по Петербургской губернии.

Этот надел - 3 десятины 600 квадратных саженей на душу, т. Если подушный оброк 12 руб. Далее, для прочих имений для губерний Московской, Ярославской и некоторых уездов Владимирской - 3 - 5 руб. Если сельское общество получало от землевладельца надел низшей нормы, то соответственно этому уменьшался и подушный оброк. Любопытно, как расчислялся этот оброк по количеству десятин в случае уменьшения его сравнительно с высшим наделом.

Не думайте, что когда, например, общество положит вместо 4 десятин по 3 на душу, так тогда и высший размер оброка уменьшится на четверть; расчисление производилось иначе, и вот как: в первой нечерноземной полосе на первую десятину относилось при 12-рублевом оброке - 6 руб. На вторую десятину отводимого надела относилась четверть высшего оброка, т. Подобным образом поступали и при определении уменьшенного оброка в черноземной полосе. Степная отличалась тем от черноземной, что там не было низшего размера, а был один указанный; это объясняется обилием незаселенной земли в степных губерниях; именно в нечерноземной и степной полосе на первую десятину отчислялось 4 руб. Вы поймете разницу, какую вносило это расчисление; если, например, крестьяне за 4 десятины получаемого надела должны были платить оброка 12 руб.

По Положению расчислите, сколько они должны были платить: за первую десятину - 6 руб. Что было бы, если бы они получили вместо 4 десятин только 3? По простому пропорциональному расчету они должны были платить три четверти подушного оброка, т. Что они платили на самом деле? За первую - 6 руб.

Так как они одной десятины не получали, то их оброк - 10 р. Очевидно, эти статьи внесены были для того, чтобы удержать стремление крестьян нечерноземной полосы уменьшать свой надел. Помещики хотели оценить дороже первую десятину; взявши первую десятину, крестьянину не было расчета отказываться от остальных: тяжела была первая десятина. Эту подробность об оценке первой десятины внесли депутаты второго призыва, действовавшие против обязательного выкупа. Таким образом, депутатам второго призыва мы обязаны двумя принципами, внесенными в Положение: принципом добровольного соглашения, оказавшимся во многих отношениях невыгодным для крестьян, и законом о первой десятине.

Так совершился надел в барщинных имениях, так же было определено высшее количество работы: за высший подушный надел - 40 мужских дней и 30 женских. Так крестьяне становились в положение временнообязанных, получая от землевладельца земельный надел в постоянное пользование. Легко понять значение этого временнообязанного положения, которым крестьяне становились в такое отношение к земле и землевладельцам, в какое приблизительно они поставлены были Уложением царя Алексея; восстановлялось поземельное прикрепление крестьян с освобождением их от крепостной зависимости, но с сохранением вотчинного полицейского надзора помещика над крестьянами. Последним моментом освобождения был выкуп крестьянской земли, отведенной в их постоянное и неотъемлемое пользование. Выкуп этот представляет сложный процесс.

Выкуп земель, отведенных в постоянное пользование крестьян, совершился на основании оброка, определенного уставной грамотой. При этом установлен был особый порядок для выкупа усадьбы и полевого участка. Усадьба выкупалась по желанию крестьян, т. Для этого все усадьбы разделены были на четыре разряд а по своей стоимости; на усадьбы низшего размера отчислялось от оброка 1,5 руб. Полевой надел мог быть выкуплен двояким образом: по добровольному соглашению крестьян с землевладельцами и по одностороннему требованию землевладельца.

Выкуп не мог совершаться по одностороннему требованию крестьян. Стоимость участка вычислялась точно так же, как и стоимость усадьбы, т. Кто платил за выкупаемую землю терявшим ее землевладельцам? Сами крестьяне, разумеется, не имели достаточно средств для этого, поэтому государство приняло на себя содействовать операции, выдавая крестьянам выкупную сумму в известном размере. Очень незначительная часть крестьян могла выкупить свои наделы без помощи этой ссуды.

Размер этой ссуды определялся также сложным способом. Если выкуп совершался по добровольному соглашению обеих сторон и притом крестьяне выкупали полный надел, обозначенный в уставной грамоте, то правительство брало на себя заплатить землевладельцу за крестьян 80 коп. Они могли уплатить и больше 20 коп. Эти 20 коп. Если выкуп совершался по требованию помещика без согласия на то крестьян, принудительно, то казна выдавала ему по 75 коп.

Это, очевидно, служило косвенным побуждением совершать выкуп по добровольному соглашению. Если помещик по соглашению с крестьянами дарил им часть земли, то они могли отказаться от остальной части отведенного им надела, которая поступала в собственность землевладельца. По общему правилу, надел, который выкупали крестьяне, не мог быть меньше одной трети высшего размера, назначенного для той местности; дарственный надел они могли принять в размере не менее одной четверти высшей нормы; это так называемый четвертной, или нищенский, надел, на который крестьяне бросались в тех местностях, где на землю был назначен слишком высокий оброк, т. Землевладелец в черноземных губерниях имел выгоду предлагать крестьянам четвертной надел, а крестьянам казалось, что им выгодно получать маленький надел без выкупа. До сих пор на таком четвертном наделе сидит свыше 0,5 млн душ преимущественно, если не исключительно, в черноземных губерниях.

Ссуда, выданная правительством помещику за землю, ложилась на крестьян как казенный их долг. За этот долг они обязывались выкупным платежом, который определялся как процент со взятой из казны ссуды. Выкупной платеж погашает падающий на крестьян казенный долг в продолжение 49 лет со времени выкупа. Выкупные платежи большей части местностей равняются или даже превышают сумму всех остальных платежей, падающих на крестьян. При выдаче землевладельцу казенной ссуды банковыми билетами вычитался казенный долг, лежавший на имении.

Мы видели, что таких долгов, лежавших на заложенных имениях, к 1861 г. До сих пор выкупная операция потребовала из казны свыше 700 млн ссуды, следовательно, выкуп обошелся в миллиард с лишком. В начале царствования Александра III, именно декабрьским указом 1881 г. Так как этот выкуп совершался не по требованию помещиков и не по добровольному соглашению его с крестьянами, то возникал вопрос, кто же заплатит землевладельцу двугривенный; землевладелец имеет право на него, так как он не требовал выкупа, но крестьяне не обязаны платить его, так как они не давали согласия на выкуп; казна приняла этот двугривенный на свой счет, и теперь совершается этот обязательный выкуп последних крестьян, сохранивших еще обязательное отношение к землевладельцам. Таков был общий ход реформы.

Благодаря ей общество уравнялось перед законом. Теперь все оно состоит из одинаково свободных граждан, на которых падают одинаковые общественные и государственные повинности. Мы видели, что освобождение крестьян совершалось при сильном участии дворянства. Это участие основано на доверии, которое оказывало правительство или государство сословию, столь сильно заинтересованному в реформе, и дворянство в большинстве случаев с большим самопожертвованием оказывало правительству участие в деле. Я не имел времени изложить вам самый ход реформы, подробности ее исполнения и того участия, которое принимало дворянство в этом деле.

Если одно высшее сословие было призвано содействовать правительству в столь важном предприятии, то нельзя было отказать другим классам общества, теперь столь же свободным в ведении текущих дел управления. Если реформа 19 февраля совершалась не исключительно бюрократическими средствами, то и в дальнейшем устроении общества тем более надо было обратиться к содействию последнего; вот почему прямым и ближайшим последствием реформы 19 февраля было призвание всех теперь уравненных классов общества к участию в управлении.

Норма земельных наделов для степной части — от шести с половиной и до двенадцати десятин. Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин. Для нечерноземной полосы — от трех с четвертью до восьми десятин. Помимо того, существовала категория крепостных, которые, вообще, не получали никаких участков. Это дворовые люди, крестьяне, которые ранее принадлежали малоземельным дворянам, а также рабочие мануфактур. Условия передачи земли в собственность Согласно реформе от 19 февраля 1861 года, земля крестьянам предоставлялась не в собственность, а только в пользование. Но у них имелась возможность выкупить ее у хозяина, то есть заключить так называемую выкупную сделку.

До того же момента они считались временнообязанными, и за пользование землей должны были отработать барщину, которая составляла не более 40 дней в году для мужчин, и 30 — для женщин. Либо же заплатить оброк, сумма которого за высший надел составляла от 8-12 рублей, причем при назначении налога обязательно учитывалось плодородие земель. При этом временнообязанные не имели права просто отказаться от предоставляемого надела, то есть барщину все равно приходилось бы отрабатывать. После же совершения выкупной сделки крестьянин становился полноправным собственником земельного участка. И государство не осталось внакладе С 19 февраля 1861 года, благодаря Манифесту, у государства появилась возможность пополнить казну. Такая статья дохода открылась из-за формулы, по которой рассчитывался размер выкупного платежа. А эти проценты приравнивались к тому доходу, который ранее получал помещик от оброка. Таким образом, итоговая сумма оброка составляла 166 рублей 70 копеек — деньги «неподъемные» для бывшего крепостного. Получалось что сумма, которую бывший крепостной должен был внести в казну, превышала заем троекратно.

По сути, 19 февраля 1861 года стало датой, когда бывший крепостной крестьянин, выбравшись из одной кабалы, попадал в другую. И это притом, что размер самой суммы выкупа превышал рыночную стоимость надела. Итоги перемен Реформа, принятая 19 февраля 1861 отмена крепостного права , несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. Свободу получили 23 миллиона человек, что привело к серьезной трансформации в социальной структуре российского общества, а в дальнейшем выявило необходимость в преобразовании всей политической системы страны.

Крестьянская реформа 1861 года

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в Российской империи и ряд «Положений», объясняющих условия освобождения помещичьих крестьян. "Положения" 19 февраля 1861 г. были представлены 17 законодательными актами: "Общим положением", четырьмя "Местными положениями о поземельном устройстве крестьян", "положениями" — о выкупе, об устройстве дворовых людей, о губернских по крестьянским. 19 февраля 1861г. в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", состоящие из 17законодательных актов. На ликвидацию зависимости одного сословия от другого отводилось 10 лет. Правовой статус, поземельное устройство и система управления крестьян, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861г. В положении 19 февраля было определено, что помещики могут получать от правительства немедленную выкупную ссуду, как только устроены будут их земельные отношения с крестьянами и будет точно установлен крестьянский земельный надел.

Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г.».

В июне - июле 1861 г. За образец было взято крестьянское «самоуправление» в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. За поведением крестьян и обеспечения исправного отбывания крестьянами повинностей в пользу помещика и государства отвечало крестьянское «Общественное управление». Закон 1861 г. В июне 1861 г. Мировые посредники прежде всего прежде всего защищали помещичьи интересы, иногда даже нарушая закон. Однако среди мировых посредников находились и представители либерально-оппозиционного дворянства, критиковавшие тяжелые для крестьян условия реформы 1861 г. Однако удельный вес их был весьма невелик, поэтому их быстро удаляли с занимаемых должностей. Крестьянский надел. Решение аграрного вопроса занимало первенствующее место в реформе 1861 г. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную.

Крестьяне считались лишь пользователями надельной землёй, обязанные отбывать за неё повинности. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика. Наделение крестьян землёй диктовалось необходимостью сохранить крестьянское хозяйство как объект эксплуатации и обеспечить социальную безопасность в стране: правительство знало, что требование предоставления земли очень громко звучало в крестьянском движении предреформенных лет. Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создавало многомиллионную армию безземельного пролетариата и грозило крестьянским восстанием. Но если полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений было невозможно, то и наделение крестьян достаточным количеством земли которое поставило бы крестьянское хозяйство в независимое положение от помещичьего, было не выгодно помещику. Поэтому ставилась задача предоставить крестьянам землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего - и к помещичьему хозяйству. Наделение крестьян землёй носило принудительный характер. Закон запрещал крестьянам в течение 9 лет после его издания до 1870 г. При определении норм надела учитывались особенности местных природных и экономических условий. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела, если он превышал определенную для данной местности высшую или указную норму, и прирезку, если надел не достигал низшей нормы.

Разрыв между высшей и низшей нормами сделал отрезки правилом, а прирезки - исключением. Да и размер отрезки в десятки раз превышал прирезку, причем у крестьян отрезались лучшие, а прирезались худшие земли. Прирезка, в конечном счете, производилась также в помещичьих интересах: она доводила надел до определённого минимума, необходимого для сохранения крестьянского хозяйства, и в большинстве случаев была связана с увеличением повинностей. Тяжесть отрезков заключалась не только в их размерах. Как правило, отрезались наиболее ценные, а главное, необходимые для крестьян угодья, без которых не возможно было нормальное функционирование крестьянского хозяйства: луга, выгоны, водопои и т. Крестьянин вынужден был арендовать эти «отрезные земли» на кабальных условиях. Отрезки превратились в руках помещиков в весьма эффективное средство нажима на крестьян и явились базисом отработанной системы в пореформенное время. Землевладение крестьян было утеснено не только отрезками, но и чересполосицей, лишением крестьян лесных угодий лес включался в крестьянский надел только в лесистых северо-восточных губерниях. Закон давал помещику право переносить крестьянские усадьбы на другое место, до перехода крестьян на выкуп обменивать их наделы на свои земли, если на крестьянском наделе открывались вдруг какие-нибудь полезные ископаемые, или просто эта земля оказывалась необходимой для тех или иных нужд помещика. Реформа 1861 г.

В «степной» полосе для каждой «местности» законодательно определялся «указный» размер душевого надела: в «великороссийских» — от 6 до 12 десятин от 6,6 до 13,1 га , в «новороссийских» — от 3 до 6,5 десятины от 3,3 до 7,1 га. В состав надела не включался лес оставался в собственности помещика ; крестьяне имели право только на лесные участки, которыми они пользовались до 1861 г. Размер оброка за максимальный душевой надел в различных местностях составлял от 8 до 12 руб. Сумма же выплат за 1 десятину 1,1 га начислялась на основе размера денежной повинности за высший надел: в «нечернозёмной» полосе — «половина высшего душевого оброка», в «чернозёмной» и «степной» — 4 руб. Крестьянская реформа. Определённая в «Местном положении…» наибольшая сумма оброка могла быть увеличена губернским присутствием по крестьянским делам , если во владении крестьян находились «особенно ценные поёмные луга», селение находилось недалеко от города или «значительной торговой пристани» пристань могла находиться и в самом селении , существование бывших крепостных обеспечивалось «предоставленною им рыбною ловлею» и «если помещик докажет, что крестьянам предоставлены такие выгоды и удобства, которые могут служить справедливым основанием к возвышению оброка» Конец крепостничества. Сумма годового оброка, зафиксированная в уставной грамоте, должна была оставаться неизменной в течение 20 лет с момента принятия «Местного положения…», после чего «по требованию помещика или крестьян» могла быть произведена переоброчка изменение размера на следующие 2 десятилетия Конец крепостничества. Максимальный годовой объём барщинных работ, установленный за пользование «высшим» или «указным» наделами «во всех трёх полосах», составлял 40 рабочих дней для мужчин и 30 — для женщин; в случае наделения бывших крепостных наделом меньшего размера «соразмерно» уменьшалась и барщина Конец крепостничества. Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Местное положение о поземельном устройстве крестьян … в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских», но с учётом специфики каждого района.

Так, «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях, в губерниях Малороссийских: Черниговской , Полтавской и части Харьковской» ввиду отсутствия на территории этих губерний общинного землевладения предусматривало наделение крестьян землёй на основе наследственного подворного принципа. Каждая губерния подразделялась на несколько «местностей», для которых высшая норма душевого надела составляла от 2,75 до 4,5 десятины от 3 до 4,9 га , низшая — половина высшей. Оброк на Левобережной Украине был меньше, чем в великорусских губерниях от 1 руб. Повинности здесь были несколько ниже, чем на Левобережной Украине от 8,5 до 20 мужских рабочих дней или от 1 руб. По «Местному положению» для Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской губерний за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались до крестьянской реформы за незначительными исключениями ; повинности в Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерниях определялись в уменьшенном размере по сравнению с зафиксированными в инвентарных правилах 1855 г. Согласно двум последним «Положениям», при определённых условиях выкуп крестьянами части надела в собственность по соглашению с помещиком и т. Они также могли выкупить полевой надел по требованию помещика или по соглашению с ним. Как установила Л. Захарова , разработчики реформы, установив неизменность повинностей, фактически вынуждали помещиков переводить крестьян на выкуп Захарова.

Большую часть данной суммы помещику выплачивало государство в форме выкупной ссуды, которую впоследствии крестьяне должны были возместить с процентами выкупные платежи. После принятия решения о выдаче выкупной ссуды бывшие крепостные приобретали статус крестьян-собственников, а выкупленная земля поступала в собственность крестьянской общины. Согласно статье 165 «Положения о выкупе» крестьянин мог досрочно внести выкупные платежи и приобрести надел в личную собственность. По замыслу разработчиков реформы, реализация этого положения в перспективе должна была привести к созданию слоя мелких земельных собственников. По предложению, выдвинутому в Государственном совете князем П. В ходе реформы создавалось единое крестьянское самоуправление по образцу существовавшего у удельных и государственных создано в результате реформы Киселёва 1837—1841 крестьян. Низшей административно-хозяйственной единицей становилось «сельское общество», в состав которой входили крестьяне, «водворённые на земле одного помещика»; несколько «смежных» общин образовывали волость от 300 до 2 тыс. Согласно «Общему положению…» для поддержания порядка, установления контроля над земельными переделами, обеспечения исправного сбора податей и исполнения бывшими крепостными повинностей в пользу помещиков предусматривалось введение органов «общественного управления» — сельских и волостных сходов, избиравших должностных лиц — сельских старост, волостных старшин, волостных судей и т. Однако на период временнообязанного положения сельское общество в полицейском отношении было подчинено помещику, который имел право требовать смены сельского старосты или помощника волостного старшины, приостанавливать исполнение постановлений мирских приговоров, «буде усмотрит… распоряжение, противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи» с последующим донесением об этом мировому посреднику, обязанному «удовлетворить законные требования помещика» Конец крепостничества.

В «Положении об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости» определялось, что бывшие дворовые приобретали «все права личные, семейственные и по имуществу, предоставляемые крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости» Конец крепостничества. При этом они получали надел только в том случае, если пользовались им на момент реформы. В течение двух лет бывшие дворовые люди были обязаны служить своим помещикам или платить им оброк; по истечении этого срока они «увольнялись навсегда от всяких обязанностей к их владельцам» Конец крепостничества. Реализация реформы Условия реформы вызвали неприятие со стороны подавляющего большинства крестьян, считавших, что помещики скрыли от них «настоящую» волю. Под ней крестьяне понимали освобождение с землёй и сложение с них всех повинностей. В ряде регионов произошли волнения бывших крепостных против новых порядков — Бездненское выступление 1861 г. Григорий Мясоедов. Чтение Положения 19 февраля 1861 года. Реализация реформы началась с составления уставных грамот.

Этот процесс в основном завершился к середине 1863 г. Мировые посредники за редкими исключениями бывшие декабристы барон А. Назимов, граф Л. Толстой , Н. Пирогов , К. Тимирязев и др. В чернозёмных губерниях Саратовской, Самарской, Екатеринославской и др.

А значит, реформа нужна. Но рвать с места в карьер Александр II не спешил. Он занял выжидательную позицию, наблюдая за развитием событий. И лишь в начале января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет из 11 человек, которому поручили заняться проработкой крестьянского вопроса. Рескрипт Назимову: в поисках идеального варианта Одним из главных деятелей крестьянского вопроса являлся генерал от инфантерии Яков Иванович Ростовцев. В апреле 1857 года он представил записку, в которой подробно изложил видение решения проблемы. Яков Иванович призывал к отмене крепостного права, ведь «человек не должен быть вещью». Он был уверен, что освобождать крестьян без земли было нельзя. Да и с небольшим участком тоже. Но в то же время безвозмездная передача им земли грозила разорить помещиков. И поэтому был необходим выкуп. В качестве варианта реформы Ростовцев предложил взять за основу проект помещика из Полтавы Позена. В нём предлагалось постепенное освобождение крестьян. Яков Иванович Ростовцев, портрет С. В первом случае крестьянам необходимо было выделить ссуду на длительный срок для выплаты помещику. Во втором — помещик мог взять у государства кредит, равный стоимости земли, которую отдал крестьянам. По мнению Позена, такой вариант мог бы наиболее безболезненно подготовить и помещиков, и крестьян к изменению жизненного уклада. Ростовцев был полностью с этим согласен: «Следственно, самая необходимость указывает на меры переходные. То есть крепостных следует подготавливать к свободе постепенно, не усиливая в них желания освобождения, но открывая все возможные для них пути». Таким образом, Яков Иванович предлагал первым делом смягчить крепостное право. Уже этот шаг смог бы успокоить крестьянство и показать ему, что власть беспокоится о народе. Затем взяться за их перевод в «свободные хлебопашцы» и обязанные. Крестьяне получали свободу касаемо собственности и семейного быта. По мнению Ростовцева, два этих шага смогли бы ослабить напряжение. Мнимой свободы крестьянам хватило бы на длительный срок, пока они не дозрели бы до полного освобождения. И лишь после этого следовало переходить к третьему шагу — ликвидации крепостного права. Князь Павел Павлович Гагарин, входящий в Секретный комитет, также представил своё видение разрешения проблемы. Он был уверен, что освобождать крестьян вместе с землёй нельзя. Это могло бы привести к серьёзному кризису сельского хозяйства. Поучаствовал в разработке реформы и товарищ министра внутренних дел Алексей Ираклиевич Лёвшин.

Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории. За это время была проведена огромная подготовительная работа. Учреждались различного рода комиссии на государственном и местном уровне, рассматривавшие юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки. Царь хотел, чтобы будущий великий акт раскрепощения крестьянства отражал волеизъявление всей нации. Однако значительная часть дворянства не желала перемен. Александр II решил единым волевым актом перевернуть темную страницу отечественной истории. Для этого у него имелось достаточно сил и средств. И все же он пытался сделать это так, чтобы первое сословие, так много значившее для монархии и империи, осталось удовлетворено переменами. Он надеялся, что дворянство само осознает неизбежность грядущих изменений. Вот почему решению проблемы крепостного права потребовался столь продолжительный подготовительный период. Ожидаемые преобразования затрагивали в той или иной степени все стороны социальной жизни огромной Российской империи. Проект отмены крепостного права был составлен особой комиссией, созванной царем в начале 1859 г. В нее вошли высшие государственные чиновники и известные общественные деятели. К концу 1860 г. В феврале 1861 г. Это была великая и благотворная мера. Крепостное право к 1861 г. Однако в наиболее населенных и сельскохозяйственно-развитых губерниях Европейской России оно существовало. Эта зона проходила на севере по линии Петербург—Вологда примерно 60-я параллель , а на юге ограничивалась рекой Дон примерно 45-я параллель. В этом обширном географическом квадрате проживало более половины населения России, и именно здесь крепостные устои были особенно сильны. В других районах страны крепостной зависимости или вообще не было север Европейской России, Сибирь, Прибалтика , или в крепости находилась незначительная часть землепашцев. Сложность решаемой задачи состояла в том, что земля в большинстве случаев принадлежала помещикам. Принять закон о том, что земледельцы с такого-то числа считаются юридически свободными, значило лишить их средств к существованию. Благополучие первого, благородного, сословия, дававшего стране основную часть офицерского корпуса и чиновничества, напрямую было связано с положением крестьянства. С этого дня крепостное право отменялось, а крестьянам присваивалось звание свободных сельских обывателей. Их юридическая принадлежность помещику раз и навсегда ликвидировалась. Манифест и новые законы были опубликованы и зачитывались в церквах по всей России. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Полицейская власть, до тех пор принадлежавшая помещикам, переходила к органам сельских общин. Судебные полномочия частично передавались избираемым крестьянами волостным судам, а частично — к мировым судьям. За пользование получаемой землей крестьяне должны были или отрабатывать ее стоимость на землях помещика, или платить оброк деньгами или продуктами. Размеры усадебного и полевого надела определялись особыми уставными грамотами, для составления которых отводился срок в два года. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела. Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не осуществившие этого — временно-обязанными. Выходившие из-под опеки помещиков крестьяне теперь обязаны были объединяться в сельские общества и все дела своего местного управления решать на сельских сходах. Исполнять решения таких собраний должны были сельские старосты, избираемые на три года. Расположенные в одной местности сельские общества составляли крестьянскую волость, делами которой ведали собрания сельских старост. На волостном сходе избирался волостной старшина.

Урок 2: Крестьянская реформа 1861 года

  • Крестьянская реформа г. — урок. История, 9 класс.
  • Причины и предпосылки реформы
  • История Росcии. 19 век. 8 класс
  • Итоги и последствия крестьянской реформы 19 февраля 1861 года
  • Ответы [HOST]: Среди других направлений приложение 19 февраля года предусматривало

Отмена крепостного права

Манифест об освобождении крестьян, Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости в числе других 17 актов от 19 февраля 1861г. нацелены на разрешение следующих вопросов. 19 февраля (3 марта) 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Условия освобождения выходящих из крепостной зависимости крестьян 45 губерний России изложены в < Положениях 19 февраля», состоящих из 19 отдельных законодательных актов («Положений» и «Дополнительных правил. 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы. Российская империя сильно отставала в промышленном развитии от стран Запада, а это было чревато серьезными последствиями.

Аграрная реформа 1861 года в России

Указ о вольных хлебопашцах 1803 года предусматривал освобождение крепостных по обоюдному согласию с помещиком за выкуп. Маковский Константин Егорович "Крестьянский обед в поле.", 1871г. Документ: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. Г.Г. Мясоедов. В 1856 г. в своем выступлении перед московским дворянством Александр II заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий