Культура поведения


КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ | это... Что такое КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ?

совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре.

К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества, закреплённые в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В К. п. проявляется единство внеш. факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних — индивидуальных возможностей личности. Усвоенные человеком правила К. п. превращаются в ценное качество личности — воспитанность. Воспитанность, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т. к. они отражали богатый внутр. мир человека. В жизни единство внеш. и внутр. культуры не всегда выдерживается. За внеш. лоском и прекрасными манерами могут скрываться эгоизм, равнодушие, цинизм, а порядочные и добрые люди порой создают неудобства окружающим тем, что не всегда умеют вести себя в обществе.

В К. п. органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура (удовлетворение потребностей).

Основа культуры общения — гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия и доброжелательности к др. людям. Нормами общения являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в обществ. местах, общения женщин и мужчин. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутр. смысла К. п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.

Детей необходимо научить поведению в кругу родных, друзей, соседей, посторонних людей; в транспорте, в обществ. местах, на собраниях и т. п. Дети должны быть знакомы с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых разговоров, в т. ч. телефонных, и т. п.

Непременный атрибут культуры общения — тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков. Важный признак К. п. — проявление точности и обязательности.

В К. п. большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии, понимание юмора.

Внеш. привлекательность в жизни ребёнка, подростка играет очень важную роль. Часто от оценки своей внешности окружающими, самим ребёнком зависит его настроение, поведение и даже положение в коллективе. Воспитание культуры внешности начинается с формирования привычек к чистоплотности, с соблюдения правил личной гигиены. Показателями воспитанности К. п. являются жесты, мимика, движения, походка, осанка. Умение элегантно одеваться, выбирать свой стиль и не подражать слепо моде также вырабатывается с самого раннего возраста и необходимо как девочкам, так и мальчикам. От взрослых во многом зависит, каким сформируется у ребёнка идеал внеш. красоты человека. При отсутствии правильного пед. руководства, под влиянием не очень культурных людей могут выработаться вульгарные эстетич. представления. Большое значение в воспитании вкусов детей и молодёжи имеют средства массовой коммуникации.

Важную задачу составляет воспитание эстетич. отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, в т. ч. умения рационально организовать своё жилище, правильно вести себя во время приёма пищи и в др. бытовых ситуациях. В повседневном общении дети усваивают правила хорошего тона, подражая поведению взрослых, ст. товарищей.

Личный опыт общения ребёнка с др. людьми недостаточно велик, решающее значение имеет формирование осознанных навыков и привычек К. п. В нач. классах этот процесс проходит сравнительно легко, т. к. уч. и воспитат. деятельность осуществляет один учитель, под контролем к-рого дети находятся в течение всего дня. Широко используются игровые формы. Подростки эмоциональны, обидчивы, быстро утомляются, сила воли у них недостаточно развита, что при неблагоприятных условиях может привести к несдержанности, неуравновешенности, к немотивированным поступкам.

Для подростков характерно стремление к самоутверждению в коллективе, т.е. подросток внутренне готов принять правила, выполнение к-рых позволит ему занять достойное место среди сверстников, только не всегда умеет это сделать. Назидания, упрёки, замечания — малоэффективные средства воспитания К. п., вызывающие скрытое, а иногда и явное сопротивление воспитанию. Задача педагогов — изменить скептич. отношение к правилам вежливости, хорошим манерам, показать нравств. сущность и привлекат. стороны К. п.

Старшеклассники уже имеют опыт правильных нравств. отношений, когда содержанию поступка соответствует внеш. форма его совершения. У них в большей степени развита потребность в самовоспитании, что способствует формированию К. п.

Стиль поведения подростка, юноши в Значит. мере складывается под влиянием обществ. мнения, поэтому важно, чтобы в сферу обществ. оценок вошла К. п. Недостаточное внимание нашего общества в целом к К. п. сказывается на воспитанности подростков и молодёжи. Поэтому воспитание К. п. у детей прежде всего требует повышения ответственности за выполнение норм поведения всеми членами общества. Большое значение имеют нац. особенности К. п., сложившиеся в результате нравств. развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Лит.: Эстетика поведения, М., 1964; Богданова О. С. Петрова В. И., Воспитание культуры поведения учащихся 1 — 3 кл., М., 1978, Дорохов А. А., Это стоит запомнить, М., 1980; Воспитание сознат. дисциплины и культуры поведения школьников, под ред. И. С. Марьенко, М., 1982; Волченко Л. Б., Культура поведения, этикет, мораль, М., 1982; Г P и б о в а Л. А., О культуре поведения. К., 1983; Козлов А. А., Лисовский А. В., Молодой человек: становление образа жизни, М., 1986; Бушелева Б. В., Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. M., О. С. Богданова.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Сочинение-рассуждение на тему "Культура поведения"

Содержание

  1. Что такое культура поведения?
  2. Как и когда формируется культура поведения?
  3. Что делать, чтобы стать культурным человеком?

Всегда приятнее иметь дело с вежливыми, опрятными людьми, которые умеют поддержать беседу. Легко найти общий язык с начитанным человеком, речь которого богата, хорошо поставлена. Внушают доверие аккуратно и сдержанно одетые люди, скромные, но при этом улыбчивые, не обделенные чувством юмора. Гораздо менее привлекательны люди грубые, резкие, имеющие неопрятный внешний вид.

Что такое культура поведения?

Культура поведения — не только хорошие манеры, но и наличие внутренних нравственных установок и ценностей, которые позволяют каждому из нас в любой момент принимать правильное решение. Например, у человека заложена нравственная установка, что старших надо уважать, поэтому в спорной ситуации он примет решение уступить бабульке место в автобусе, а не остаться сидеть самому.

Культура поведения проявляется абсолютно везде и во всем: дома, в обществе, на работе, на прогулке в парке. Если человек в обществе ведет себя культурно, а дома лежит на кровати у телевизора с едой в дырявых носках, то это не характеризует его как культурного или воспитанного. Культура проявляется не только вне дома.

Во всех жизненных аспектах есть определенные культурные нормы — правила, как следует себя вести. Эти нормы передаются из поколения в поколение, а также прививаются в любом образовательном институте — детском саду, школе, колледже, ВУЗе. В каждом рабочем коллективе также существуют свои нормы поведения.

Культура проявляется в речи человека (насколько она богатая, есть ли слова-паразиты, ругательства), хороших манерах, вежливости, заботе о других, манерах общения, в опрятном внешнем виде.

Как и когда формируется культура поведения?

Нормы культуры закладываются у человека еще в дошкольном возрасте. В первую очередь, культуре поведения учит семья. Важно подавать хороший пример, следить за собой, за своими манерами. Дошкольники копируют поведение взрослых. Помимо личного примера, с ребенком нужно проводить воспитательные беседы, на примере конкретных жизненных ситуаций рассказывать о том, как правильно себя вести.

Для того, чтобы сделать речь ребенка правильной и богатой, нужно больше читать ему, просить пересказывать тексты, просить его рассказывать что-то максимально подробно.

Есть правила поведения, которые ребенок берет от своих родителей — правила поведения за столом, аккуратность в быту, умение поддерживать порядок в доме, уважение к членам семьи, к старшим. Также они многому учатся у сверстников и других взрослых (учителей, воспитателей, нянечек), из этого постепенно складывается культура общения и поведения в общественных местах.

Если взрослый считает себя недостаточно культурным, то можно несколько изменить свое поведение. Сначала нужно понять, в чем именно проявился недостаток культуры и воспитания. Возможно, из-за него начались проблемы в отношениях, или начальник на работе не дает повышения.

Важно посмотреть на себя более критично и понять, чего не хватает. Далее следует начать работу над собой: больше читать, держать свои эмоции под контролем, контролировать свою речь.

Культурные люди очень любознательны, постоянно пытаются узнать о чем-то новом, чтоб позже поддержать разговор с собеседником на любые темы. Также они аккуратны, стараются поставить себя на место другого человека, понять его. Культурный человек не пойдет на конфликт, а постарается решить проблему спокойно и конструктивно, если же такой возможности нет, то просто уйдет от конфликта.

Культура поведения — очень широкое понятие. Что однозначно, она исключает громкий крик, жаргонные слова, вызывающий внешний вид, конфликтность в общении.

Культурное поведение на рабочем месте | Малый бизнес

Анам Ахмед Обновлено 18 октября 2019 г.

То, как ведут себя сотрудники, менеджеры и клиенты, связано с их культурой. Понимание поведения вашей команды и подготовка ее к успеху на рабочем месте начинается с создания привлекательной рабочей культуры и вовлечения в другие виды культуры вокруг вас.

Понимание значения культурного поведения

Культура информирует людей вести себя , взаимодействовать друг с другом, общаться и понимать окружающий мир. Чья-то культура разделяется группой людей и изучается посредством социализации. На рабочем месте сосуществует множество различных культур, включая культуру компании, местную культуру бизнеса и национальную или региональную культуру сотрудников.

Создание культуры на рабочем месте

Культура на рабочем месте присутствует во всех элементах работы. Он начинается с видения, миссии и основных ценностей компании и помогает руководству управлять сотрудниками. Культура рабочего места также влияет на уровень производительности на рабочем месте. Кроме того, многие сотрудники выбирают свое рабочее место, исходя из того, какая у него внутренняя культура.

Культура рабочего места влияет на все основные операции, включая набор и адаптацию сотрудников, предоставление сотрудникам компенсаций и льгот, а также поощрение сотрудников за хорошее поведение. Он также информирует о том, как организация обучает и развивает свой персонал, как она продвигает сотрудников и какие традиции на рабочем месте она следует.

Рабочая среда во многом зависит от культуры организации. Например, если одним из основных элементов культуры на рабочем месте является командная работа, сотрудники будут знать, как важно помогать друг другу. Они будут менее соперничать друг с другом и вместо этого сосредоточатся на совместном успехе. Такая культурная характеристика может позволить командам быть высокопродуктивными и мотивированными.

Если есть сотрудник, который не соответствует этой культурной черте, он может не добиться успеха в этой организации.

Внедрить местную культуру

Местная культура — это общие ценности и поведение людей, которые живут и работают в сообществе, где расположен бизнес. Это происходит из повседневной жизни людей и их повседневного опыта, от покупок в супермаркете до вождения по оживленной улице.

Такая культура также влияет на то, как люди ведут себя на рабочем месте. Например, если в местной культуре принято проводить много времени, наслаждаясь природным ландшафтом, то многие сотрудники также придают большое значение этому занятию. Это может означать, что сотрудники проводят вечера и выходные в походах по лесу или купаются на пляже.

Работодатели могут использовать элементы местной культуры для связи и мотивации своих сотрудников. Используя этот пример культурного поведения, на рабочем месте можно предлагать абонементы на отдых на свежем воздухе в качестве призов за достижение бизнес-целей. Кроме того, корпоративные мероприятия на пляже или в местном парке могут еще больше вовлечь и вдохновить сотрудников.

Включать различные национальные и региональные культуры

В современной глобальной экономике на рабочих местах обычно работают люди из разных национальных и региональных культур. Культурная чуткость и осведомленность помогают сотрудникам эффективно общаться со своими товарищами по команде и работать в направлении 9. 0009 общих целей .

Работодателям важно учитывать культурное разнообразие при разработке своей политики на рабочем месте. Научите сотрудников быть культурно чувствительными к своим коллегам и клиентам, которые имеют различное культурное происхождение. Этого можно добиться с помощью тренинга по культурной чувствительности и изучения информации о коллегах по работе. Рассмотрите возможность создания PDF-файла по кросс-культурному этикету и документирования того, как разные культуры ведут себя в отношении конкретных аспектов работы.

Национальные и региональные культуры могут влиять на то, как люди общаются друг с другом, на праздники, которые они отмечают, и на их отношение ко времени. В западных культурах, например, пунктуальность является очень ценным качеством. Однако в других частях мира, если собрание назначено на 10 часов утра, люди могут прибыть только через 10 минут после назначенного времени начала.

Странная наука о культуре, ценностях и поведении — Ассоциация психологических наук — APS

Ценности и поведение идут рука об руку — хотя идеалы часто побуждают нас к действию, наблюдение за действиями и ожиданиями других может, в свою очередь, формировать наши идеалы . Однако ценности могут сильно различаться в разных культурах, и вопрос о том, как эти ценности воплощаются в поведении, остается открытым.

«Это извечные вопросы, и тем не менее они продолжают вызывать интерес как у широкой публики, так и у исследовательского сообщества», — сказал Ци Ван, профессор экологии человека в Корнельском университете, во время интегративного научного симпозиума на Международном конгрессе 2017 года. Конгресс психологических наук в Вене, Австрия.

Вместе с четырьмя экспертами по человеческому поведению сопредседатели симпозиума Ван и бывший президент APS Уолтер Мишель (Колумбийский университет) обсудили социальные, эволюционные и антропологические перспективы того, как индивидуальные предпочтения, социальные нормы и мультикультурализм формируют наши моральные кодексы.

Между двумя мирами: культура и личные предпочтения

Когда Чи-Юэ Чиу, профессор психологии Китайского университета Гонконга, защищал докторскую диссертацию по социальной психологии в Колумбийском университете, он сосредоточился главным образом на том, как люди принимать решения и влиять на их реальность своими действиями. С тех пор, по словам Чиу, его концептуализация отношений между ценностями и нормами эволюционировала, чтобы объяснить не только личный выбор, но и бессознательное влияние культурного контекста.

Это явление коррупции в материковом Китае иллюстрирует силу бессознательного нормативного влияния на принятие решений, сказал Чиу. На вопрос, предпочитают ли они жить в коррумпированном обществе, большинство китайцев, как и ожидалось, ответили отрицательно. Однако на вопрос, сколько людей готовы заплатить врачу небольшую сумму денег в обмен на более приоритетное лечение, те же участники ответили, что, по их мнению, большинство людей в Китае сделали бы это — и, кроме того, большинство ответило, что они будут делать то же самое.

— Это противоречит личным предпочтениям человека, — сказал Чиу. «Никто не хочет коррумпированного общества, но они знают, что если они этого не сделают, то окажутся в невыгодном положении, потому что ожидают, что это сделают другие люди».

Когда существует такое несоответствие между личными предпочтениями и социальными нормами, люди могут следовать культурному закону только тогда, когда они чувствуют, что их поведение публично, добавил он.

В исследовании дорожного движения в Сингапуре, проведенном Чиу и Летти Кван, например, анализ недельных записей о вождении 600 горожан показал, что в среднем даже владельцы автомобилей, которые считали себя экологически сознательными, предпочитали только пользоваться общественным транспортом, когда они путешествовали в одиночку. Эти зеленые импульсы, по словам Чиу, угасают в компании других, возможно, из-за общего мнения о том, что те, кто водит машину, умнее, образованнее и принадлежат к более высокому классу.

До сих пор попытки переполненных машинами городов, таких как Сингапур, Пекин и Лос-Анджелес, изменить привычки вождения горожан не принесли особых результатов, продолжил Чиу. Когда Сингапур ввел налог, значительно повысивший стоимость покупки автомобиля, вождение автомобиля стало еще большим символом богатства; Между тем, когда Пекин ввел закон, разрешающий езду на данном автомобиле только через день в неделю, пассажиры просто купили второй автомобиль.

«Мы пытались решить ее, используя принципы экономики, мы пытались решить ее с помощью административных процедур, и ни один из них не сработал», — сказал Чиу.

Возможно, Сингапур станет более зеленой страной, если стимулировать таксопарки к использованию электромобилей, добавил он, но вопрос о том, как лучше отстаивать экологически чистое отношение людей к экологически разрушительным нормам их общества, все еще требует дальнейшего изучения.

Как цели социализации формируют мозг

В то время как господствующие нормы общества могут формировать наше поведение, дети сначала испытывают влияние этих культурных ценностей через установки и убеждения своих родителей, что может существенно повлиять на их психологическое развитие, — сказала Хайди Келлер, профессор психологии Оснабрюкского университета в Германии.

До недавнего времени исследования в области психологии были сосредоточены в основном на СТРАННЫХ (западных, образованных, промышленно развитых, богатых и демократических) группах населения, сказал Келлер, что ограничивало понимание влияния культуры на развитие детей.

«Группа WEIRD представляет максимум 5% населения мира, но, вероятно, более 90% исследователей и ученых, производящих знания, которые представлены в наших учебниках, работают с участниками из этого конкретного контекста», — пояснил Келлер.

Келлер и его коллеги в исследовании экокультурной модели развития, учитывающей взаимодействие социально-экономических и культурных факторов в процессе воспитания ребенка, исследуют этот пробел в исследовании, сравнивая стили заботы сельских и городских семей по всей Индии, Камеруну, и Германия. Келлер отмечает, что опыт этих групп может значительно отличаться от контекста WEIRD, когда сельские фермеры, составляющие от 30% до 40% населения мира, как правило, живут в домохозяйствах с расширенными семьями, имея больше детей в более молодом возрасте после смерти. в среднем всего 7 лет обучения.

Исследования Келлером целей социализации матерей, отцов, бабушек и дедушек для детей в их ближайших семейных ячейках показали, что в то время как семьи любого происхождения подчеркивали важность совместного использования, семьи из менее промышленно развитых частей Индии, Камеруна и Германии выражали преимущественно иерархическую цели социализации. Среди них было желание донести ценность социальной гармонии, послушания и уважения к пожилым до следующего поколения. Тем временем городские индийские и немецкие семьи уделяли больше внимания поощрению автономии за счет развития личных интересов, а семьи в Германии в целом гораздо меньше ценили авторитет родителей, бабушек и дедушек.

Эти разные приоритеты также сопровождались различиями в стиле воспитания: немецкие семьи отдавали предпочтение дистальному воспитанию, то есть взаимодействию лицом к лицу со своим ребенком (например, играя с мобильным телефоном или на спортивном коврике) — и Индийские и камерунские семьи участвуют в более частом телесном контакте или ближайшем воспитании детей, оставляя младенца с собой в течение дня. Наблюдение Келлера за детьми в обеих группах показало, что эти стили воспитания ведут детей по разным путям развития: было обнаружено, что дистальное воспитание способствует самопознанию детей, в то время как проксимальное воспитание способствует социальной регуляции у младенцев.

Чтобы проверить эти выводы, Келлер и его коллега Беттина Ламм (Университет Оснабрюка) применили знаменитый эксперимент Мишеля с зефиром — меру самоконтроля, в которой детям обещают две конфеты, если они смогут сопротивляться съедению первой в течение короткого периода времени.

В то время как немецкие 4-летние дети изо всех сил пытались сопротивляться искушению, перекатывая, ударяя и даже облизывая конфеты, чтобы отсрочить удовлетворение, экспериментаторам в Камеруне приходилось время от времени стучать в дверь экзаменационной комнаты, чтобы не допустить падения более сонливых детей. из своих стульев.

В конце концов, 70% камерунских детей терпеливо ждали второго угощения, в то время как менее 30% немецкой молодежи смогли сделать то же самое. Это говорит о том, что ранние когнитивные различия могут существенно влиять на поведение детей по мере взросления, сказал Келлер.

«Цели социализации [камерунских] семей, ценности — быть послушными и уважать то, что говорят тебе старики, — настолько выше, что они могут подождать», — пояснила она.

Психологические механизмы, ответственные за развитие детей, кажутся универсальными, продолжила она. Скорее, культурный акцент на автономных и иерархических целях социализации, по-видимому, приводит к этому расхождению в когнитивных способностях и поведении.

Взаимозависимость в независимом мире

Быстрее — твой дом в огне. В одной комнате твоя мать. В другом — ваш супруг. У вас есть время спасти только одного человека — что вы делаете?

По словам научного сотрудника APS Хейзел Р. Маркус, профессора психологии Стэнфордского университета, ответы участников этого, казалось бы, невозможного мысленного эксперимента часто зависели от того, в какой стране был построен горящий дом. , говорят, что они спасли бы свою супругу, потому что супруга была их выбором и, конечно, родителем их детей», — сказал Маркус, сообщая об исследовании, проведенном Цуй-фенг Ву, Сьюзен Кросс и Чжи-Вен Ву.

Большинство тайваньских респондентов, с другой стороны, заявили, что отдают приоритет жизни своей матери.

«Это очевидно из идей и практик сыновней почтительности, которые пронизывают общество», — объяснил Маркус. «Матери дают вам жизнь, вы фундаментально связаны с матерью, вы начинаете с нее. У тебя только одна мать, ты можешь получить другую супругу».

Понимание причин этого культурного разъединения требует понимания того, как действуют взаимозависимые общества, которые делают упор на отношения и всепроникающее осознание и отзывчивость по отношению к другим. В то время как индивидуальность и личный выбор высоко ценятся в культурах с независимым мышлением, это гораздо менее распространено за пределами странного контекста, даже в Соединенных Штатах, отмечает Маркус.

Людям нужны как независимые, так и взаимозависимые личности, чтобы выполнять задачи человеческого бытия, но у большинства из них больше опыта в одном способе бытия, чем в другом. Маркус сказал, что женщины, цветные люди и представители рабочего класса, люди, находящиеся под угрозой, и те, у кого меньше власти в данном контексте, с большей вероятностью будут иметь больше практики и знакомства с взаимозависимым поведением, но большинство исследований по-прежнему игнорирует взаимозависимое действие. она называет это слепое пятно «фундаментальной ошибкой атрибуции» психологической науки.

«Психологическая наука… по-прежнему доминирует в фокусе внимания на индивидуальных предпочтениях, целях, мотивах и свойствах как первичных движущих силах поведения, и как область мы все еще гораздо меньше настроены на обязательства по отношению к другим — ожидания и отношения других , власти норм и других регуляций как движущих сил поведения», — сказал Маркус.

Это культурное предубеждение против взаимозависимости пронизывает системы образования и уголовного правосудия Соединенных Штатов. Независимое агентство сильное, ценимое и поддерживаемое. Взаимозависимая деятельность, с другой стороны, часто отвергается как «слабая» и «неполноценная», а иногда осуждается как «кумовство», «кумовство» или «аморальность» в западном контексте, сказал Маркус, но эти модели поведения могут иметь много нормативно положительных результатов в среде, которая подчеркивает взаимозависимость.

Например, было обнаружено, что студенты колледжей в первом поколении получают более низкие оценки, имеют более высокий процент отсева и в среднем имеют меньше друзей, несмотря на то, что отвечают тем же требованиям для поступления, что и их сверстники из продолжающегося поколения. Маркус отметил, что большинство университетов «насыщены» независимостью. В то время как СТРАННЫЕ студенты могут рассматривать колледж как время для личного исследования, выходцы из взаимозависимого рабочего класса, которые склонны подчеркивать важность приспособления, соблюдения иерархии и традиций, сталкиваются с культурным несоответствием.

Чтобы облегчить этот переход, Маркус описал несколько кратких интервенционных исследований, которые обрисовали в общих чертах возможности взаимозависимости в кампусе. Год спустя студенты первого поколения, участвовавшие в этих вмешательствах, получили более высокие оценки и были более интегрированы в университетское сообщество благодаря тесной дружбе, наставничеству и внеклассным мероприятиям, чем те, кто этого не делал.

«Нас обнадежили некоторые простые изменения, которые позволили бы университетам представить себя как места, где студенты, которые относительно лучше знакомы и практикуют взаимозависимость, могут чувствовать себя комфортно», — сказал Маркус. «Если мы собираемся стимулировать культурные изменения или добиваться положительных изменений, нам необходимо признать и приспособиться к взаимозависимой деятельности».

Слияние священных ценностей и идентичности

Может быть трудно представить себе, как человек может потворствовать, не говоря уже о том, чтобы совершать массовое насилие, воплощенное в таких событиях, как теракт в Париже в 2015 году или теракты 11 сентября. Существует тенденция, особенно среди родителей западных преступников, изображать нападавших как «с промытыми мозгами» или как полных нигилистов, убежденных в том, что жизнь не имеет смысла, но это не так, сказал Скотт Атран, профессор антропологии в университете. Оксфордского и Мичиганского университетов.

«На самом деле обычно бывает наоборот. Часто они очень глубоко нравственные люди, как и многие национал-социалисты. Они на самом деле верят в то, что делают, как и любая по-настоящему революционная группа», — объяснил Атран. «Они утверждают, что делают это, потому что западное общество нигилистично: «У них больше нет правил, у них больше нет красных линий, даже для того, чтобы решить, кто мужчина, а кто женщина».

Несмотря на его зависимость от насильственного терроризма Атран, соучредитель ARTIS International и Центра разрешения неразрешимых конфликтов в Оксфорде, сказал, что считает Исламское государство «классической революцией», очень похожей на большевиков.

«История будет считать ее «террористической» группой в долгосрочной перспективе только в том случае, если она потерпит неудачу в краткосрочной перспективе», — сказал он.

Нападения на гражданские объекты призваны, пояснил он, «устранить серую зону между неверными и правоверными, в которой живет большая часть человечества, включая других мусульман», вынуждая людей выступать либо за, либо против иной неоправданные действия.

«Мне не нравится слово «терроризм». В основном это просто метод нанесения ударов по «мягким» незащищенным гражданским целям, чтобы подорвать веру людей в основную ответственность правительства за обеспечение безопасности», — сказал он. «Без притязаний на моральную добродетель почти невозможно желать массовых убийств или убивать тысячи невинных, желать причинить вред другим».

Вид непрекращающегося конфликта, существующего на Ближнем Востоке, лучше всего понять с помощью «структуры преданных актеров», которая объединяет исследования непререкаемых «священных ценностей» и слияния идентичностей, интуитивного чувства единства и неуязвимости внутри группы, сказал Атран. Во время своих интервью с боевиками ИГИЛ и «Аль-Каиды» на передовой в Мосуле, Ирак, Атран предложил им ряд задач, предназначенных для измерения их восприятия и ценностей.

В одном случае бойцов-участников попросили оценить физическую и духовную силу как Соединенных Штатов, так и Исламского государства, манипулируя шкалой персонифицированных версий флагов США и ИГИЛ. Боевики назвали США физически грозным, но духовно средним противником, в то же время изображая свои собственные организации как почти полностью полагающиеся на духовную мощь.

Священные ценности, на которые ссылались эти бойцы, отличаются от повседневной морали, сказал Атран, тем, что они невосприимчивы к материальным компромиссам, они скрывают верующих от потенциальных стратегий выхода, побуждают их отказаться от своих семей и побуждают к действиям, не зависящим от перспектив успеха. . Сканирование мозга сторонников «Лашкар-и-Тайба», филиала «Аль-Каиды» в Пакистане, проведенное его командой, показало, что готовность сражаться и умереть за эти убеждения сопровождается снижением активности в областях мозга, связанных с утилитарными рассуждениями в повседневной жизни. предпочтение быстрых ответов, связанных с правилами.

«Цивилизации возникают и падают благодаря культурным идеям, а не только материальным ценностям, и в большинстве обществ есть священные ценности, ради которых их люди были бы готовы отдать эту высшую меру преданности», — сказал Атран.

В отличие от земных ценностей, добавил он, священные ценности по большей части логически абсурдны и эмпирически не поддаются проверке, поскольку они наделяют их трансцендентным качеством, которое нельзя отвергнуть в ходе аргументированных дебатов. Это верно как для религиозных идей, подобных тем, которые мотивируют Исламское государство, так и для светских трансцендентных идеологий, подобных тем, которые мотивируют марксистско-ленинских курдов из курдской РПК, продолжил он.

«Я думаю, что одна из самых больших ошибок в публичной дипломатии — это идея о том, что у вас будут контраргументы, и каким-то образом это будет противостоять идеологии джихадизма», — пояснил он. «Гораздо важнее быть встречно вовлеченным в работу с конкретными взаимозависимыми социальными сетями, которые дают жизнь идеям самих этих акторов. Сопротивление распространению пагубных идей строится внутри сообщества взаимозависимых социальных сетей».

Вербовка «Исламским государством», как и «Аль-Каидой», «по-прежнему в значительной степени зависит от проникновения в ранее существовавшие социальные сети друзей, семьи и попутчиков» на протяжении всего процесса радикализации. Женщины также играют ключевую роль, поддерживая эти сети «полностью незаметно» и выступая — намеренно или нет — в качестве центральных связующих и социальных мостов в радикальных сетях, никогда не взаимодействуя с системой уголовного правосудия.

В то время как Атран сказал, что считает поражение Исламского государства стратегически неизбежным, он подчеркнул, что симптомы, которые привели к подъему Исламского государства, а также популистские движения, возникающие в Европе и Соединенных Штатах, не исчезнут.


Learn more